Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Разработка художественно-конструкторского проекта изделия объекта промышленного дизайна «Настенные часы и упаковка с промо-коммуникационными материалами»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Часы – предмет очень многофункциональный и практичный.

В безумном ритме современной жизни подобный элемент интерьера получил второе рождение: вариаций часов существует множество, и порой они принимают такие причудливые формы, что сложно догадаться об их истинном назначении.

Удивительно, но самые обычные классические часы способны вписаться в любой стиль, начиная от сдержанного минимализма и заканчивая трепетным классицизмом. Разумеется, важен внешний дизайн, который может изменяться от монохрома до розочек с незабудками, однако, даже хромированный вариант может прекрасно “сыграть” на контрасте.

Основная задача для дизайнера при проектировании часов в современном мире, когда у каждого есть мобильный телефон с часами – создать уникальный объект, который не только может служить для измерения времени, но и будет отличаться своей оригинальностью в исполнении, а также гармонировать с окружающим его миром.

В наше время существует множество различных часов, с совершенно различными типами механизмов, отличные по функциональности и характеристикам.

В данной курсовой работе будет представлено изучение объекта настенные часы, а также история их создания, внутреннее строение, поэтапная разработка фирменных настенных часов с упаковкой.

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГЛАВА

1.1. Исторические сведения, этапы становления объекта «Настенные часы»

Представления о времени начали складываться у людей ещё с древних времен. Во время наблюдения за природой человек мог наблюдать за повторяющимися событиями, такими как смена дня и ночи, смена времени года и т.п. Так, ещё до нашего века зародились первые представлении о времени.

Способов измерения времени за всю нашу многовековую историю было бесчисленное множество. Начиная с самых примитивных солнечных часов, заканчивая «умными» часами. С каждым веком механизм измерения улучшался, становился более точным, компактным, удобным.

Во многих древних странах деление дня на часы было лишь формальным. Первый час дня начинался с рассветом, полдень считался шестым часом, а закат — двенадцатым. Между восходом и полуднем отмечался третий час, а середина между полуднем 263 и закатом считалась девятым часом. С трехчасовыми интервалами было связано несение стражи (прежде всего ночной), что бытовало также и в средневековой Европе. Это нашло свое отражение в английском слове, обозначающем измеритель времени стражи — watch («стража, караул, наблюдение»). Так как началом дня считался восход Солнца, а его концом — закат, деление дня и ночи на 12 часов приводило к тому, что дневные часы по продолжительности были разными в разные месяцы и отличались от ночных. С развитием хозяйства использование малых долей времени становилось все более актуальным. Примерно в 12 веке в Европе обозначился перелом в данной сфере. И уже в 13 веке были созданы механические часы. Вопрос о том, когда точно и где были сделаны первые часы, не имеет точного ответа, поскольку не все соответствующие памятники прошлого сохранились. Однако одними из первых были английские Вестминстерские башенные часы 1288 г. В течение столетия часы появились во многих городах Европы.

Интерьерные настенные часы имеют многовековую, уходящую в далекое прошлое, историю, но это изделие до сих пор не потеряло своей ценности и актуальности.

Первые настенные часы появились в 15 веке. В большинстве своем их делали из дерева. Особенностью настенных часов были очень длинные маятники, поэтому людям приходилось подвешивать часы высоко на стену

В 17 веке настенные часы стали делать английские часовые мастера. У тех часов были железные стенки и боковые дверцы из латуни, на круглом циферблате были нанесены римские цифры и вращалась одна часовая стрелка. Только к восемнадцатому веку появилась вторая минутная стрелка.

Несмотря на то, что люцерновые часы приводились в движение исключительно гирями, их можно было повесить на стену или поставить на стол. Наряду с подвесной серьгой и двумя опорными стержнями на задней железной плите у таких часов имелись еще четыре декоративные фасонные ножки для того, чтобы их можно было поставить на стол.

К восемнадцатому веку часы уже приводились в движение исключительно гирей. Деревянная консоль стала составной частью корпуса часов и оформлялась с ним одинаково в смысле стиля и орнамента. Самого большого совершенства и самого большого изобразительного богатства достигли французские «пендели» («маятники»), названные так в силу хорошо видного в суженной и затем расширяющейся нижней части стеклянного корпуса маятника. Преобладание разных элементов и металлических аппликаций, украшающих корпус часов, создавало эффектный ансамбль, который можно было использовать либо в качестве настенных часов, либо, сняв с консоли, в качестве настольных часов.

Настенные часы делают с разнообразными механизмами, чаще всего они бывают механические, кварцевые и электронные. Самыми практичными являются настенные кварцевые часы, так как уход за ними сведен к минимуму: редким заменам батарейки. Механические же настенные часы требуют постоянного внимания. С них нужно тщательно вытирать пыль, регулярно их заводить, и раз в 5 – 7 лет смазывать сложный механизм.

Вывод

Актуальность настенных часов остается неизменной, даже несмотря на их многовековую историю и введение новых технологий. Все это дает для дизайнеров большое поле для создания чего-то актуального, что не изменяет традициям прошлого, но и не отстает от тенденций настоящего.

1.2 Строение объекта дизайна «Настенные часы».

Типы механизмов

На данный момент существуют два основных вида асовых механизмов: механические и кварцевые. Выпускаются и комбинированные варианты.

У кварцевых механизмов принцип действия базируется на способности кварцевого кристалла при прохождении через него электрического тока выдавать импульсы с определенной частотой.

Кварцевые часы разделяют на – аналоговые (стрелочные); жидкокристаллические; комбинированные, а также механизмы, с использованием альтернативных источников энергии (автокарц и экодрайв). Каждый из представленных выше механизмов имеет свои преимущества и недостатки, исходя из которых, заказчик и покупатель выбирают механизм.

Механические же имеют больший престиж в виду более точного измерения времени (но и соответственно имеют стоимость выше, чем кварцевые). В наше время можно встретить механику с автоподзаводом, с ручным подзаводом, хронометр и механический хронометр. Опять же, как и в случае с кварцевым механизмом часов, все виды имеют свои плюсы и минусы.

Калибры, то есть размеры механизма, особенности его месторасположения и конфигурации, составляющие его детали, включают в названии буквы и цифры, в которых часто зашифрованы изготовитель и функциональные особенности продукта. Диаметр механизма измеряется в миллиметрах или в линиях (1 линия = 2.255мм).

Важным компонентом механизма являются камни. До 1902 года использовались настоящие драгоценные рубины, сейчас же искусственные. Они служат для одной цели – уменьшить трение между деталями, возникающее в процессе работы. С увеличением функций механизма, возрастает количество камней.

Источником энергии в механических часах является спиральная пружина, находящаяся внутри заводного барабана. Когда часы заводят, пружина закручивается, и при раскручивании передает импульс на барабан, который, в ходе вращения, заставляет работать весь механизм.

Далее представлена схема часового механизма (см. рис. 1.1)

Рис. 1.1 Строение механизма часов

1 - рычаг переводной; 2 – колесо заводное; 3 – собачка; 4 – барабан с валом и пружиной; 5 – колесо барабанное; 6 – колесо центральное; 7 – триб центральной секундной стрелки; 8 – колесо промежуточное; 9 – колесо секундное; 10 – узел баланса; 11 – устройства противоударные; 12 – вилка анкерная; 13 – анкерное колесо с трибом; 14 – колесо часовое; 15 – триб минутный; 16 – колесо вексельное; 17 – колесо переводное; 18 – рычаг заводной; 19 – муфта кулачковая; 20 – триб заводной; 21 – вал заводной

Кварцевый механизм состоит из двух составных частей. Первая, генератор, служит для выработки электрических колебаний, которые стабилизируются кварцевым кристаллом. Генератор вырабатывает 32768 колебаний в секунду. Это около 10000 раз больше, чем число колебаний пружины в механических часах. Вторая часть схемы – делитель. Он преобразует колебания от генератора в импульсы с частотой 1 герц, которые далее передаются на обмотку шагового электродвигателя.

Двигатель состоит из статора, неподвижно закрепленной катушки с обмоткой и ротора (постоянного магнита на оси). Схема работы выглядит так: электрический импульс проходит через катушку и создает магнитное поле, поворачивающее ротор на пол-оборота, который, вращает стрелки через систему шестеренок.

Вывод

Изучив оба типа существующих механизмов, было принято решение использовать кварцевый тип механизма для проекта, так как данный тип механизма является более современным и, соответственно, более надежным, а также более удобен для современного потребителя.

1.3. Анализ и составление карты материалов объекта дизайна

При проектировании и разработке часов стоит также обратить внимание на выбор материала для продукции. В наше время самим распространенными материалами для создания настенных часов являются: акрил, оргстекло, дерево, стекло, пластик, камень и керамика (см. табл. 1.2).

Настенные часы с самого начала их существования изготавливались из различных пород древесины. Если в 15 веке другого материала просто не было, в наше же время часы из древесины смотрятся аутентично чуть ли не в любом интерьере. Различные породы древесины отличаются своими характеристиками и себестоимостью.

Часы из различных пород камня всегда были самыми дорогими на рынке. Такой материал сразу указывал на престижный статус их обладателя. Точно так же, как и в случае с древесиной, каждая порода камней имеет свои характеристики, которые стоит учитывать при выборе материала. С ним сложнее работать, часы из камня не смогут гармонично вписаться в отличном от классических стилей дизайне-интерьера, и, как уже было упомянуто выше, будут иметь довольно высокую цену.

Не менее популярным является и оргстекло – легкий, экологически чистый и безопасный материал. При выборе между стандартным стеклом и акриловым выбор будет очевиден. Оргстекло обладает большей ударопрочностью, пропускает больше света, по сравнению с обычным стеклом. Однако, данный материал имеет и свои недостатки – это горючий материал, который так же обладает меньшей плотностью поверхности (легче подвергается деформации под воздействием окружающей среды).

Стоит также заметить, что немаловажным фактором является обработка поверхности корпуса часов. От данного выбора также будет завесить качество готового продукта и его себестоимость (см. табл. 1.3).

Полировка – один из самых популярных и дешевых видов обработки. Самым главным недостатком полировки корпуса является быстрое появление царапин и полос на корпусе при механическом воздействии на него. Однако, с помощью той же самой полировки можно заново привести целостной корпуса в начальное состояние.

Не менее распространённым видом обработки является шлифовка. Шлифовка оставляет на поверхности часов более заметные полосы, которые можно спутать с мазками кисти, что может придать продукту законченный вид. Но нужно учитывать то, что при значительных повреждениях корпуса, устранить проблему будет не так легко, как при полировке.

Матовая обработка с каждым годом становится все более привлекательной для дизайнеров. При такой обработке структура корпуса как бы «сжимается», образуя тонкую, но крепкую защиту от царапин.

В некоторых ситуациях производители пользуются одновременно несколькими типами обработки, что укрепляет корпус часов, но и повышает конечную цену объекта.

Таблица 1.2

Таблица 1.3

Вывод

Для изготовления фирменных часов, было принято решение использовать дерево, а именно – береза, так как данный тип древесины легкий, достаточно прочный и имеет среднюю стоимость. Березу можно покрыть лаком или краской после обработки, потому что сама древесина имеет очень светлый оттенок, что идеально подходит для продукта. Для обработки корпуса в данном проекте будет использована матовая обработка. Несмотря на то, что матовая обработка выходит дорогой, это является самым целесообразным вариантом для проекта.

1.4 Анализ и изучение производства часов

Производство часов – это сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Предприятия, зачастую, автоматизированы, вручную собираются лишь некоторые детали.

Механические часы состоят из следующих основных деталей: колебательной системы (маятника или балансира), источника энергии (заведенной пружины), спускового механизма, который определяет точность хода часов, механизма подзаводки и перевода стрелок (другое название ремонтуар), системы шестеренок, которая соединяет пружину и спусковой механизм (ангренаж), циферблата со стрелками. Общее количество деталей таких часов составляет около 130. Однако, некоторые модели могут содержать несколько сотен и даже тысяч отдельных частей.

На каждом участке производства изготавливается отдельная часть полного комплекта часов. Так, например, на участке сборки, все отдельные части механизма собираются в единое целое и превращаются в готовый к выпуску на продажу продукт. Весь процесс производится с помощью очень точных приборов под присмотром квалифицированных работников.

Механизмы для часов можно либо приобретать отдельно, что снижает их розничную цену, либо (если позволяет бюджет) изготавливать механизм самостоятельно, на заводе.

Маленькие предприятия по изготовлению часов зачастую закупают механизмы у розничных производителей. Крупные же мануфактурные предприятия имеют при производстве собственный часовой завод. Это в разы повышает стоимость готового продукта, но также дает гарантию качества выпускаемого продукта.

Однако, для изготовления дизайнерских часов, собственный завод по производству открывать не обязательно. Достаточно найти мастерские и купить нужные детали с завода.

Вывод

Изучив выше представленную информацию, можно сделать вывод о том, что в нашем проекте выгоднее всего будет единичная покупка механизма у завода, так как такой выбор не будет сильно завышать конечную цену часов, но и по функционалу не будет уступать конкурентам.

1.5 Анализ целевой аудитории

В данном параграфе нам нужно проанализировать целевую аудиторию заданного проекта, изучить потенциального потребителя, чтобы в дальнейшем установить приемлемую цену конечного продукта.

Целевая аудитория – это потенциальные клиенты, которые могут быть заинтересованы в товаре или услуги компании. Знание своей аудитории необходимо, чтобы сделать предложение, которое решит ее проблему. Анализ целевой аудитории помогает понять для кого и с чем нужно работать.

Изучение целевой аудитории обычно разделяют на два этапа: сегментирование (определение групп потребителей по схожим потребностям) и описание (или метод персон). Сегментирование так же подразделяют на две части. Первая – 5В (5 вопросов) и вторая – сегментация по особенностям. В первой части производитель задает пять базовых вопросов - «что продает, кто покупает, почему именно он/она/они, когда продает и где».

После ответа на данные вопросы нужно сегментировать аудиторию по особенностям. При создании своего продукта, нужно учитывать демографический, социально-экономический, географический и психографический критерии.

После полного сегментирования нужно перейти к описанию персоны (собирательного образа целевого клиента). Все это нужно, чтобы дизайнер мог построить механику взаимодействия покупателя с его объектом дизайна. Если потенциальный покупатель будет заинтересован в покупке, его лояльность к бренду и продукту в целом будет заметно больше, нежели с дизайн-объектом бренда, который ему является менее привлекательным.

Вывод

Проанализировав рынок и потенциальную аудиторию, мы выяснили, что наша целевая аудитория это и мужчины, и женщины в возрасте от 20 до 40 лет, имеющие средний или выше среднего достаток и проживающие на территории Российской Федерации.

1.6 Анализ аналогов

Разнообразие дизайнерских настенных часов поражает. Для подобных часов важно не количество, а качество. Дизайнер создает эксклюзивный продукт. Чем выше популярность автора часов, тем более высокую цену он может поставить. Но и возможная окупаемость значительно повысится.

Рынок настенных часов хоть и не находится в столь интенсивном развитии, но и не перестает меняться сейчас. Чтобы быть конкурентоспособным производителем, нужно постоянно проводить оценку рынка.

Уровень конкуренции зависит от того, какой ценовой сегмент планируется охватить. Покупателей часов можно условно разделить на две категории – массовое потребление и покупка с целью показа уровня достатка человека. Наш проект ориентирован на второй тип покупателя, так как дизайнерские часы не входят в категорию массового потребления. Соответственно, аналоги продукта нужно искать в крупных дизайнерских компаниях по производству часов.

Изучение рынка продажи настенных часов можно проанализировать установленный ценовой диапазон. Так, например, компания «Декоре» продает свою продукцию дизайнерских часов в ценовом диапазоне от 5 тысяч рублей до 16 тысяч. В компании «Clock ok» цены на настенные часы варьируются от 3 тысяч рублей до 7 тысяч. В интернет-магазине «DesignBOOM» клиент может приобрести дизайнерскую продукцию в ценовом диапазоне от 4 тысяч рублей до 21 тысячи. При этом каждый из выше представленных магазинов представляет ряд различных по материалу, цветовому решению и композиции продукции, которая может прийти по вкусу любому покупателю. Из этого можно сделать вывод о том, что дизайнерская продукция на рынке настенных часов имеет большой спрос среди покупателей.

Вывод

Анализ рынка показал, что в настоящее время спрос на дизайнерские настенные часы остается актуальным, а все производители выставляют цены в диапазоне от 3 тысяч рублей до 21 тысячи, в зависимости от именитости автора, сложности в конструировании объекта промышленного дизайна и дороговизны материала.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ГЛАВА

2.1. Поиск форм объекта дизайна «Настенные часы» и его упаковки

Формообразование – процесс создания формы в соответствии с общими ценностными установками культуры и требованиями эстетической выразительности будущего объекта, его функции, конструкции и используемых материалов. Художественно-образные аспекты формообразования опираются на систему определенных закономерностей, которые не зависят от стилевого направления дизайна. Они основываются на особенностях зрительного восприятия человека. Таким образом, формообразование позволяет сформировать идеальную модель предмета, созданную с учетом композиционных законов. Дизайнер, проектируя какое-либо изделие, всегда имеет дело с формой

Формообразование в проектировании объекта дизайна включает в себя пространственную организацию элементов изделия, его структуру, компоновку в среде, а также эстетическую концепцию.

Форма объекта также может психологически воздействовать на восприятие человека. Восприятие формы плоскости у европейцев, например, может отличаться от восприятия той же формы представителями восточной культуры. Это зависит от особенностей традиций и культуры каждого народа, и нужно учитывать данные факты при проектировании объектов для мирового рынка.

Главная особенность формообразования в дизайне – это сочетаемость элементов, их органичность и соподчиненность, без которой объект дизайна не будет выглядеть целостно.

В данном объекте основной формой является круг (см. рис. 2.1.). Круг ассоциируется с мягкостью, воздушностью, текучестью. Именно последняя ассоциация играет ключевую роль. Настенные часы «Течение времени» о том, что время течет, как река, то ускоряясь, то замедляясь, и следует помнить об этом.

Рисунок 2.1 Использование формы круга

Плавность формы круга отлично смотрится как без контекста названия, так и в связке с ним. В данном проекте это смотрится органично и дополнение какими-то «острыми» деталями бессмысленно и будет портить общую композицию. Обе платформы настенных часов выполнены с помощью формы круга и овалов. Стрелки часов также имеют «плавную» форму.

Для фирменной упаковки изначально был рассмотрен вариант круглой развертки, для сохранения основной идеи объекта дизайна (см. рис. 2.2.). Однако, в процессе эскизирования был сделан вывод о нецелесообразности подобного рода упаковки, так как она не отвечала бы требованиям проекта.

Рисунок 2.2 Развертка фирменной упаковки

2.2. Поиск аналогов объекта дизайна «Настенные часы»

Аналогом объекта промышленного дизайна «Настенные часы» явилась картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (см. рис. 2.3.). «Текучие часы» в данной картине – попытка показать сложный и нелинейный характер времени. Сам автор картины был не многословен. Единственный комментарий, который он оставил, разъяснил нам, зрителям, что на образ «текучих часов» Дали вдохновил плавящийся на солнце сыр. Часы, текущие вниз, как жидкость, заставляют задуматься зрителя о скоротечности времени, что оно безостановочно «утекает» из наших рук.

Рисунок 2.3. Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

Спрос на подобные часы на современном рынке большой (см. рис. 2.4.). Однако, все представленные работы, в большинстве своем, копируют стиль и модель, нарисованную художником, и просто делают её более технологичной и конструктивной для массового использования. Исходя из этого было принято решение не отходить от идеи «утекающего» времени, но и создать более интересную для потребителя продукцию.

Рисунок 2.4. Представленная на рынке продукцияфяй2

В качестве цветовых аналогов было принято решение не использовать цветовую гамму «Постоянства памяти», а найти более лаконичное и современное решение. Минимализм отлично подходит для данного проекта. Данный стиль характеризуется лаконичностью выразительных средств, простотой, точностью и ясностью композиции. Минималисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм, нейтральных цветов (чёрный и белый) и малых объёмов.

Вывод

Совместив два направления искусства 20 века – минимализм и сюрреализм, мы смогли добиться интересной формы объекта дизайна, а также подобрать подходящую цветовую гамму.

2.3. Эскизирование и концептуальные решения объекта дизайна

В настоящее время, когда почти все этапы проектирования перешли на цифровую визуализацию, эскизирование «от руки» все еще сохраняет свою актуальность.

Эскизирование – неотъемлемая часть процесса создания объекта дизайна. С помощью скетчинга художник «собирает» всю собранную информацию об объекте и делает первые наброски, чтобы добиться наиболее подходящей формы и облика. Систематическое эскизирование позволяет довести объект до ума и избежать ряд неизбежных ошибок. Так же эскизирование объекта помогает донести идею и визуальное решение до заказчика. Без данного этапа итоговый вариант объекта может быть функционально и визуально отличным от изначальной задумки автора или представления заказчика.

Эскизы помогают дизайнеру:

  • визуализировать проект для заказчика, чтобы обговорить детали проекта
  • согласовать промежуточные этапы выполнения проекта
  • искать идеи и аналоги объекта совместно с заказчиком
  • быстро создать новые вариации объекта, когда это необходимо

Эскизное предложение концептуального решения проекта не заставляет дизайнера создавать законченный продукт, а представляет собой изложение образного ряда, возникающего во время проектирования.

Одной из важнейших работ, посвященных эскизированию, является эссе финского архитектора и философа Ю. Паласмаа «Мыслящая рука». В данном эссе он говорит, что «эскизирование без использования компьютера важно, поскольку позволяет почувствовать объект проектирования, дать ему эмоциональную окраску. Линия, проведенная вручную, является частью объема, пространства, образа, а не математической абстракцией.»

На сбор информации и скетчинг уходит до 30% времени проекта. На данном этапе решаются все ключевые моменты создания объекта: цветовая гамма, форма, масштабность, пропорции, функционал. Чем больше выполнено цветовых и формообразующих вариантов, тем убедительнее будет окончательный выбор.

Еще одной важной составляющей дизайн-проекта является выбор концепции объекта. Данный этап не предполагает неограниченное творчество и свободу мышления, в отличии от других. Концептуальное решение объекта – это процесс сужения альтернативных вариантов, находящихся в рассмотрении. Диапазон способов принятия решений, используемых при отборе концепций, простирается от интуитивных подходов до структурированных методик.

Проверка концепций по своей природе является экспериментом. Во время тестирования концепции выявляется реакция на продукт со стороны потребителей на рынке. Тестирование концепции позволяет понять, учтены ли абсолютно все потребности покупателя.

Исходя из «эстетики использования» в контексте повсеместного использования дизайн-объектов, частым вопросом является обсуждение концепции оптимального использования. Критическая оценка проекта всегда производится не из того, что мог бы из себя представить реальный объект, а из его сущности использования.

Заключение

Литература