Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проектирование (о психологии дизайна интерьера)

Содержание:

Введение

Я житель Казахстана. Как и во многих странах СНГ, города Республики Казахстан застроены типовыми домами: четырех-, пяти- и девятиэтажками. Площади квартир в таких домах небольшие, санузлы и кухни едва вмещают в себя все необходимое.

В моей небольшой практике дизайнера интерьера я успела не раз столкнуться с одной и той же проблемой тесные кухни. Кроме того, я и сама живу в квартире с кухней с минимальной площадью менее 4 квадратных метров. Изо дня в день мне приходится готовить и принимать пищу в такой маленькой комнате. Это натолкнуло меня на мысль о том, что вопрос дизайна кухонь в домах постройки времен СССР (хрущевки, литовки, квартиры типовой и улучшенной планировки) очень актуален, именно поэтому я выбрала тему своей курсовой работы “проектирование”. Моим заданием было проектирование интерьера, парка или здания: эскиз на бумаге и проект в графическом редакторе. Я решила заняться интерьером кухни площадью 9 квадратных метров. Такие размеры кухни можно встретить в домах города Алматы, в микрорайонах “Аксай”, “Жетысу” и других. В данной курсовой работе рассмотрим частный случай: однокомнатная квартира в городе Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46, квартира 45 (рисунок 1).

Цель курсовой работы – создать эргономичный дизайн проект, где мебель и аксессуары не только скроют недостатки планировки, но и подчеркнут ее достоинства.

Рисунок №1

Город Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46

https://lh3.googleusercontent.com/Z9BRkYh-2vJpsmb1Gg9HGP7ROe_QX36RG4GxuLz5mcVgVOiDo0N-1bnq4dr7jRQR4OwZsSoFGmzFJfxFbH2ruL9Oxc8NBBPGwxpIrkdv0J5kD-Z7M80JdU8St2QWbw

Глава 1. О психологии дизайна интерьера

Дизайн – это разновидность художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удoбства, экономичности и красoты. Создавая красивое изделие, необходимо помнить, что красота – это высшая форма целесooбразности, а целесообразность – это гармoния с окружающим миром. Успех во многом зависит от того, как будет воспринята ваша работа, поэтому необходимо знать и учитывать особенности вoсприятия человека.[1]

Дизайн – это конструирoвание вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. Дизайн (от англ. design, ит. disegno) – замысел, проект. Термин, обoзначающий различные виды проектной деятельности, имеющие целью формирование эстетических и функциональных качеств окружающей среды.[2]

Исходной для дизайна является идея:

  • Пользы
  • Красоты
  • Необходимости[3]

Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на oснове метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и oптимизации их взаимодействия с челoвеком и oбществом. Этo oпределяет наличие присущих дизайну социальных пoследствий, проявляющихся в сoдействии oбщественному прогрессу и формированию личности. Термином «дизайн» может oпределяться сoбственно замысел (проект), прoцесс его реализации и пoлученный результат.[4]

Опираясь на множество трактовок термина «дизайн», можно сделать вывод, что это необходимая часть работы в любой сфере деятельности, будь то архитектура зданий или производство деталей для самолетов или автомобилей – все это требует осознанного подхода к созданию продукта. Дизайнеру необходимо учитывать такие требования к результату его работы как экономичность, удобство, эстетика, эргономика[5] и, что немаловажно, восприятие продукта человеком.

Эргономика – наука, изучающая различные предметы, находящиеся в непосредственном контакте с человеком в процессе его жизнедеятельности. Ее цель – разработать форму предметов, которые были бы максимально удобными для человека при их использовании, и предусмотреть систему взаимодействия с ней.[6]

Интерьер – (от франц. interieur внутренний), 1) в архитектуре – внутреннее пространство здания (жилого, общественного, промышленного) или каких-либо помещений (вестибюль, фойе, комната, зал). Функциональное назначение интерьера определяет его архитектурное решение (размер, пропорции и т. д.) и характер убранства (мебель, оборудование), которые в свою очередь служат художественной выразительности интерьера.[7]

Существуют интерьеры жилых и общественных помещений.

Здание жилое – здание, предназначенное для постоянного или временного проживания людей.[8]

Здание общественное – здание, предназначенное для обеспечения общественных потребностей или для размещения в нём административных учреждений и общественных организаций.[9]

Методы разработки дизайн-проектов для этих совершенно разных пространств сильно отличаются.

Дизайн нежилых пространств создается с учетом потребности большей части посетителей данного места. Нужды, которые необходимо удовлетворить дизайнеру, усредняются – появляется среднестатистический пользователь.

В свою очередь жилой интерьер разрабатывается для одного жильца или малой группы лиц, поэтому его можно охарактеризовать как портрет человека или людей, живущих в нем. Интерьер жилого помещения способен раскрыть нам характер жильца, рассказать о его вкусах, предпочтениях, привычках и даже об образе его жизни.

Интерьер − (фр. Interieuer внутренний) − изображение в худoжественном прoизведении внутренней oбстановки пoмещения (дoма, усадьбы, кoмнаты героя и т. д. ). Частo выступает как средствo характеристики персoнажа (например, И. дома, усадьбы является отражением внутреннего мира персонажей в поэме "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, романе "Война и мир" Л.Н. Толстого; средством характеристики душевного состояния персонажей является И. комнат Раскольникова и Сони, героев романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание").[10]

Жилые интерьеры могут создаваться годами, посредствам преобразования привычек и образа жизни домочадцев в него. Но этот процесс может произойти быстрее – профессиональный дизайнер, наученный опытом прошлых работ, разбирающийся в психологии человека, не понаслышке знакомый со словом «эргономика», способен на основании полученной от хозяев информации и анализа объекта создать дизайн-проект.

Кроме того, что дизайн способен раскрыть личность человека, он так же может повлиять на его настроение, ощущения от пребывания в помещении.

Ле Корбюзье, архитектор и родоначальник конструктивизма, высказался о жилье человека так: «Дом – это машина для жилья».

Верно, ведь дом должен способствовать хорошему расположению духа, «двигать» вперед жильца к его цели. Спoсобов достижения этого эффекта мнoго, но принцип oдин – гармoния фoрмы, фактуры и цвета.

Глава 2. Мой объект.

Объект расположен по адресу город Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46, квартира 45.

Планировка в этой квартире типа УП (улучшенная планировка).

Дома с квартирами с улучшенными планировками как та, что мы рассматриваем, начали строить в конце 70-х годов прошлого столетия. Последние такие квартиры с улучшенными планировками появились в начале 90-х годов 20 века.

Как распознать квартиру с улучшенной планировкой:

  • Пропорции комнат приближены к квадрату. Отношение сторон комнат не больше, чем 2:3.
  • Площади комнат, в сравнении с постройками, что были до, больше.
  • Высота потолков – 2,3 м.
  • Ванная комната отдельна от туалета.
  • В квартире, как правило, есть кладовая комната.
  • В таких квартирах часто бывают балконы.[11]

В квартире номер 45 площадь кухни – 8,9 квадратных метров. Это можем увидеть на рисунке №5.

Такая площадь кухонь тоже характерна для построек типа УП.

Вид кухни «изнутри» на рисунках 6, 7 и 8.

Визуализация в перспективе необходима для понимания истинных масштабов. Виды на плане и в перспективе могут сильно отличаться по ощущениям друг от друга: то, что на плане кажется удобным и просторным, может в жизни вызывать давящие ощущения, сильно занимать и даже захламлять пространство.

Рисунок 5

План кухни в квартире 45, дома 46 в микрорайоне «Аксай»

Рисунок 6

Квартира заказчика, вид сверху в перспективе

Рисунок 7

Квартира заказчика, вид на окно в перспективе

Рисунок 8

Квартира заказчика, вид на дверь в перспективе

Работу над проектом следует начинать с выявления его недостатков и достоинств.

Для анализа объекта я использовала несколько источников информации.

В первую очередь я отправилась на объект, чтобы сделать замеры. Точные размеры стен можно увидеть на рисунке №5. Все свои наблюдения я фиксировала в документе «тех.лист» ( рисунок 9).

Рисунок 9

Информация об инженерных сетях [12]

Информация о том, что в помещении есть трубы от пола до потолка очень важна, потому что есть три варианта работы с ними:

  1. Закрыть гипсокартонным коробом.
  2. Оставить как есть, покрасив в цвет стены.
  3. Задекорировать и обыграть трубы.

Вариант 2 не подходит, потому что стена, которая является фоновой для трубы, в дальнейшем будет отделана плиткой. Третий вариант отделки не подходит, потому что в дальнейшем акценты будут расставлены на других элементах интерьера. Труба визуально создаст шум. Таким образом мной был выбран первый вариант – спрятать трубу в короб.

Пряча трубу в короб и создавая тем самым новые стыки плоскостей, нужно помнить, что это дополнительные трудности для мастеров-плиточников и конструкторов кухонной мебели.

Следующим шагом стал выбор расстановки мебели.

Расстановка кухонного гарнитура бывает нескольких видов:

  • Линейный (рисунок 10)
  • Параллельный (рисунок 11)
  • Угловой (рисунок 12)
  • П-образный (рисунок 13)

Рисунок 10

Линейный тип расстановки мебели в кухне[13]

Рисунок 11

Параллельный тип расстановки мебели в кухне[14]

Рисунок 12

Угловой тип расстановки мебели в кухне [15]

Рисунок 13

П-образный тип расстановки мебели в кухне [16]

Чтобы подобрать верную расстановку необходимо понимать какой функционал должна заключать в себе комната. В нашем случае комната должна совмещать столовую зону и зону приготовления еды. Более подробную информацию я получила от владельца квартиры.

Данная квартира принадлежит молодому человеку немного старше двадцати лет. В ней он проводит не так много времени, почти не готовит.

Кроме информации о частоте пребывания дома документ «Анкета заказчика» может рассказать и о других важных вещах (Рисунок 10).

Рисунок 10

Общая информация о заказчике, снимок экрана[17]

Продовольственных запасов у заказчика немного, закуп их происходит редко. Так же готовит он нечасто, в основном только для себя одного – завтраки. Обедает и ужинает вне дома. Эту информацию мы также видим в файле «анкета на разработку технического задания», на рисунке 11.

Рисунок 11

Ежедневный режим заказчика, снимок экрана[18]

Гости и родственники навещают заказчика редко – поэтому необходимости иметь большой холодильник и варочную поверхность на 5 конфорок нет.

Сам заказчик написал об устройстве кухни так (рисунок 12):

Рисунок 12

Пожелания заказчика об оснащении кухни[19]

Вытяжка, посудомоечная машина, кофе машина, фильтр для воды и телевизор в кухне ему не нужны. Духовкой он не умеет пользоваться, но планирует научиться, поэтому она не является необходимым предметом в кухне. Варочную поверхность заказчик выбрал поменьше, холодильник – однокамерный.

Я, заглядывая в будущее, все же предложила заказчику отвести специальное место под встроенную посудомоечную машину, убедив его тем, что, в пусть и не ближайшем будущем, но он планирует завести семью и какое-то время жить в этой квартире вместе со своей женой. Посуды станет в два раза больше, а времени в два раза меньше. Поэтому владелец квартиры принял решение, что в перспективе он хочет иметь посудомоечную машину, и место для ее установки предусмотреть необходимо.

Примечательно, что заказчику хотелось бы видеть встроенную мойку на острове. Эта идея красива и даже функциональна, потому что расстановка мебели должна происходить по принципу рабочего треугольника, который задается положением мойки, плиты и холодильника. Это делается для того, чтобы во время приготовления пищи затрачивалось как можно меньше сил и времени.[20] Однако воплотить ее крайне сложно: необходимо проводит трубы горячей и холодной воды и сточную трубу в центр комнаты. Для этого потребуется штробить плиту перекрытия, а также поднимать уровень пола. С высотой потолков 2,3 метра этот вариант нам не подходит.

Вместо мойки было решено определить зону острова как рабочую: разделка продуктов, нарезка и так далее.

Со стороны кухонного гарнитура, вдоль стены справа от входа, остров будет исполнять роль рабочей поверхности, но со стороны «пустой» стены он будет обеденной зоной.

Таким образом остров будет выглядеть как на рисунке 13: под столешницей со стороны рабочей зоны будут ящики, со стороны столовой зоны – пространство для стульев и ног.

Рисунок 13

Конфигурация части кухонного гарнитура – острова

Место для мойки отвели между плитой и холодильником. Рабочий треугольник обрел форму прямой линии. На площади кухни 9 квадратных метров это допустимо.

Кроме всего вышеперечисленного в комнату добавлены функциональные мелочи:

  • Подвесной держатель для сковородок – над островом
  • Рейлинг – над столешницей, слева от варочной поверхности
  • Полки для посуды – над мойкой

По Нойферту полки для посуды должны находиться выше столешницы на 50 см. Именно так мы и поступили. Так же по Нойферту мы определили высоту столешницы – 85 см (рисунок 14).

Рисунок 14

Высота поверхностей по Нойфету

Исходя из всего вышеописанного мы имеем расстановку мебели как на рисунке 15.

Рисунок 15

Расстановка мебели

Заключение по техническому анализу (рисунок 9) дает нам также информацию об инсоляции помещения.
Эта информация очень важна, так как сценарий освещения одна из важнейших частей работы над проектом.

Рисунок 9

Инсоляция помещения[21]

Полученная информация указывает нам на то, что света в кухне будет порой крайне мало. Обязательно будет нужно подсветить зону мойки, а также столовую группу.

Свет над столовой группой сделать рассеянным, мягким, чтобы создать атмосферу лаунжа. В лаунж стиле пространство организовано так, чтобы создать условия для максимальной релаксации.

Зону мойки же нужно будет сделать максимально светлой, чтобы при мытье посуды всегда было видно все недочеты.

Инсоляция помещения так же влияет на выбор цветовой гаммы всего интерьера и оформления окон комнаты.

Окна следует оформить так, чтобы декор не препятствовал попаданию света в комнату. Следует избегать штор типа блэкаут, рекомендуется обратит внимание на полупрозрачные материалы.

Специалисты рекомендуют использование всех теплых цветов и их оттенков (желтого, оранжевого, бежевого), если окна помещения выходят на север. Это связано с тем, что на протяжении дня в помещение попадает малое количество солнечного света, особенно зимой. Использование теплой цветовой гаммы подсознательно греет и добавляет солнца в помещение.

Для западной стороны рекомендации те же – желтый, салатный, оранжевый, бежевый, терракотовый.

Для западной, как и для северной, стороны следует очень осторожно подбирать цвета, потому как возможность получить серый и безликий интерьер более высока, чем у восточной и южной стороны.

Глава 3. Эстетическая сторона вопроса.

Первые эстетические идеи родились у древнегреческих философов как аспект их натурфилософии. Вселенная, Космос, Природа трактовались ими как эстетические феномены. Эти вопросы в дальнейшем стали первым проблемным полем отпочковавшейся от философии самостоятельной науки — эстетики.[22]

Эстетика как наука цикла самooпределилась сравнительно недавно, хотя собственно эстетическое сознание, эстетический oпыт, эстетическая деятельность, далекo не всегда осознаваемые как таковые, присущи культуре изначально, а история эстетической мысли, как мы увидим, уходит своими корнями в глубoкую древность. Oднако впервые сам термин «эстетика» (oт греч. aisthetikos — чувственный) ввел в употребление немецкий философ Александр Баумгартен в своей двухтомной работе «Aesthetica», опубликованной в 1750-1758 г. У него этим термином обозначена наука о низшем уровне пoзнания — чувственном познании, в отличие от высшего — логики. Если логические суждения в его пoнимании пoкоятся на ясных oтчетливых представлениях, то чувственные (эстетические) — на смутных. Первые — это суждения разума; вторые — суждения вкуса. Эстетические суждения предшествуют логическим: их предмет — прекрасное, а предмет логических суждений — истина.[23]

Уже на этапе расстановки и выбора конфигурации мебели я начала продумывать эстетическую сторону проекта. Мной были выбраны минималистичные фасады без ручек. Такой выбор неспроста – маленькая кухня может стать перегруженной и неуютной, если мы наполним ее обилием мелких элементов.

В целом стиль комнаты нельзя назвать минималистским.

Основные принципы минимализма – полное отсутствие визуального шума.

Минимализм зародился в Японии. На то, каким минимализм является сейчас во многом повлияли немцы и голландцы. Голландцы подарили минимализму яркие цвета: каждой плоскости свой цвет. Немцы отказались от декора в интерьере, привнесли лаконичность формы и цвета, превознесли функциональность и комфорт.

«Меньше – значит больше», так сказал немецкий архитектор Людвиг Мис ван дер Роэ. Это высказывание можно назвать девизом минималистов, а Мис ван дер Роэ – их духовным отцом.

Примеры предметов интерьера и интерьеров в стиле минимализм на рисунках 16, 17 и 18.

Рисунок 16

Стул Людвига Мис ван дер Роэ

Рисунок 17

Скетч Дитера Рамса 1955 года

Рисунок 18

Столы дизайнера Наото Фукасавы

Для своего проекта я выбрала стиль лофт.

«Loft – the space under the roof of a house or other building», так написано в Кембриджском англо-русском словаре.

Мой перевод: «Лофт – это пространство под крышей дома или любого другого здания». Иными словами, лофт – это чердак.

История появления такого стиля в интерьере как лофт напрямую связана с чердаками и другими помещениями в зданиях, которые на этапе планирования не были жилым пространством.

Рисунок 19

Отрывок из книги Katherine Stone «Loft Design: Solutions For Creating A Livable Space»

История появления стиля лофт помогает понять его основные принципы.

Лофт зародился в Соединенных Штатах. В 20-е годы 20 века именно в США (нью-Йорк, Манхэттен, Сохо) промышленные помещения стлали обретать другой функционал.

Предпосылки к появлению такого явления:

  • Чтобы сэкономить средства на покупке земельных участков, предприятия в городе Нью-Йорк часто строились в виде таунхаусов. Город стал расти, все эти здания оказались почти в центре Нью-Йорка.
  • Великая депрессия. В 20-е годы 20 века многие предприятия закрылись в связи с их банкротством. Здания освободились, расположение в уже весьма престижных районах не дало им долго простаивать без дела.
  • Арендная плата бывших заводов была ниже, чем стоимость аренды обычных жилых помещений в том же районе, поэтому интерес к такого рода жилью резко возрос.
  • Сначала арендаторами бывших заводов были представители богемы: художники, музыканты, артисты, писатели и скульпторы. Атмосфера бывших индустриальных зданий была подходящей им – высокие потолки, простор, панорамные окна, дополнительное потолочное освещение. Иными словами, такие помещения совмещали себе не только место жительства, но и пространство для творчества – студия, выставочная галерея.

Таунхаус – от англ. town house – town – город + house – дом; от амер. 1) городской односемейный дом, примыкающий к таким же домам и вместе с ними образующий улицу; часто подобные строения имеют единый архитектурный облик; 2) городская квартира (в отличие от загородного дома, являющегося постоянным местом жительства).[24]

На основании информации, полученной из текста выше, можно смело заявить, что лофт обязательно включает большие пространства и высокие потолки. В нашем же случае кухня площадью 9 квадратных метров и потолки в ней высотой 2,40 метра. Казалось бы, что идея лофта провальная, алогична и неуместна. Но причин использовать стиль лофт в проекте кухни по адресу город Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46, квартира 45 несколько:

  1. Предпочтения заказчика. Заказчик – парень, который хотел бы подчеркнуть свою брутальность и выразить свое мужское Я посредствам интерьера.
  2. Лофт не только требует простора, но и создает его своей простотой. Мы можем визуально увеличить пространство комнаты, используя приемы лофта.
  3. Доступность. Сейчас рынок полон атрибутами интерьера в стиле лофт. Кроме того, многое для лофта можно сделать своими руками – это еще один плюс для молодого парня, чье увлечение – работа с конструктором Ардуино (рисунок 20).

Кроме того, в своем проекте я использовала основные мотивы стиля лофт, а не придерживалась только его. В каких-то моментах я предпочла лофту минимализм и даже классику. Это обычное дело для творческой работы. Мы черпаем вдохновение повсюду, а далее адаптируем идеи под нужды данного определенного проекта, преобразуем в свою оригинальную работу.

Цветовая гамма на рисунке 21.

Рисунок 21

Цветовая гамма интерьера

Рисунок 20

Хобби заказчика[25]

Заключение.

В своей курсовой работе я создала дизайн проект кухни в квартире, типовой для Казахстана планировки.

Основной моей задачей было создать эргономичный дизайн проект, где мебель и аксессуары не только скроют недостатки планировки, но и подчеркнут ее достоинства.

Кухня однокомнатной квартиры в городе Алматы, микрорайон “Аксай”, дом 46, квартира 45 была сделана «с нуля». Материалы, мебель, освещение и аксессуары были подобраны мной с учетом эргономики, правил композиции, психологии восприятия человеком пространства и конечно же пожеланий заказчика.

В кухне площадью 9 квадратных метров нам удалось разместить рабочую зону и столовую группу на двоих.

Хозяин квартиры доволен, потому что его кухня полноценно функционирует: в ней есть холодильник, мойка, варочная поверхность (функциональный треугольник), а также место для посудомоечной машины, духовой шкаф, множество мест хранения.

Мечта заказчика – остров на кухне – исполнена. Это планировочное решение оказалось не только эстетичным, но и функциональным. Ведь остров в нашем проекте играет несколько функциональных ролей: столовая зона, рабочая поверхность, места хранения.

Задачи и цели курсовой работы достигнуты.

Библиография

  • Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. 511 с.
  • Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. / Воронов Н. В. — М.: Издательство Грантъ, 2002, - 130 с.
  • Е.В. Палагин, Е.Д. Волков. Терминологический словарь по строительству на 12 языках. / Е.В. Палагин, Е.Д. Волков.; М: «РУССКИЙ ЯЗЫК», Москва – 2954 с.
  • Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / Комлев Н.Г. М: Москва, ЭКСМО-Пресс, 2000 – 144 с.
  • Миронова В.В. Анкета на разработку технического анализа. 2019 – 7 с.
  • Миронова В.В. Заключение по техническому анализу. 2019 – 1 с.
  • Миронова В.В. Технический анализ. 2019 – 3 с.
  • Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. Технологии ведения дома/ Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. – М.: А-«Вентана-Граф», 2013 – 40 с.
  • Общественно-политическая газета «областная». «Улучшенная планировка - что это?» URL: http://www.ogirk.ru/node/55265 (дата обращения: 02.07.2019)
  • Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Основы дизайна/ Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Тихоокеанский Институт Дистанционного Образования и технологий URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата обращения: 03.05.2019)
  • Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. / Полевой В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. – 476 с.
  • Словарь литературоведческих терминов. 2012. URL: https://slovar.cc/isk/term/2477174.html (дата обращения: 03.05.2019)
  • Старикова Ю.С. Основы дизайна. Конспект лекций/ Старикова Ю.С. – М.: А-Приор, 2012 – 112 с.
  • Эргономика: учебное пособие / сост. А.И.Фех; Томский политехнический университет. – Томск; Изд-в Томского политехнического университета, 2014 – 119 с.
  1. Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Основы дизайна/ Писаренко Т.А., Ставнистый Н.Н. Тихоокеанский Институт Дистанционного Образования и технологий URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302

  2. Старикова Ю.С. Основы дизайна. Конспект лекций/ Старикова Ю.С. – М.: А-Приор, 2012 – С.3

  3. Старикова Ю.С. Основы дизайна. Конспект лекций/ Старикова Ю.С. – М.: А-Приор, 2012 – С.4

  4. Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. / Воронов Н. В. — М.: Издательство Грантъ, 2002, - С.10

  5. Ergonomics (греч. Ergon – работа и Nomos – закон).

  6. Эргономика: учебное пособие / сост. А.И.Фех; Томский политехнический университет. – Томск; Изд-в Томского политехнического университета, 2014 – С.7

  7. Полевой В.М. Популярная художественная энциклопедия. / Полевой В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. – С. 268

  8. Е.В. Палагин, Е.Д. Волков. Терминологический словарь по строительству на 12 языках. / Е.В. Палагин, Е.Д. Волков.; М: «РУССКИЙ ЯЗЫК», Москва – С. 714

  9. Е.В. Палагин, Е.Д. Волков. Терминологический словарь по строительству на 12 языках. / Е.В. Палагин, Е.Д. Волков.; М: «РУССКИЙ ЯЗЫК», Москва – С. 718

  10. Словарь литературоведческих терминов. 2012. URL: https://slovar.cc/isk/term/2477174.html

  11. Общественно-политическая газета «областная». «Улучшенная планировка - что это?» URL: http://www.ogirk.ru/node/55265

  12. Миронова В.В. Заключение по техническому анализу. 2019 – С.1

  13. Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. Технологии ведения дома/ Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. – М.: А-«Вентана-Граф», 2013 – С.13

  14. Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. Технологии ведения дома/ Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. – М.: А-«Вентана-Граф», 2013 – С.13

  15. Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. Технологии ведения дома/ Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. – М.: А-«Вентана-Граф», 2013 – С.14

  16. Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. Технологии ведения дома/ Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. – М.: А-«Вентана-Граф», 2013 – С.14

  17. Миронова В.В. Анкета на разработку технического анализа. 2019 – С.2

  18. Миронова В.В. Анкета на разработку технического анализа. 2019 – С.2

  19. Миронова В.В. Анкета на разработку технического анализа. 2019 – С.3

  20. Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. Технологии ведения дома/ Н.В. Синицина, Н.Д. Симоненко. – М.: А-«Вентана-Граф», 2013 – С.11

  21. Миронова В.В. Технический анализ. 2019 – С.1

  22. Борев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/Ю.Б. Борев—М,: Высш. шк., 2002. С 17

  23. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004. С 6

  24. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов / Комлев Н.Г. М: Москва, ЭКСМО-Пресс, 2000

  25. Миронова В.В. Анкета на разработку технического анализа. 2019 – С.1