Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблемы личности в социальной психологии (Исследование личности в социальной психологии)

Содержание:

Введение

Человек- это не только биологическое существо ,но и больше чем «сгусток культуры». Иными словами, человек стал носителем каких то новых, неизвестных качеств, в связи с этим назрела потребность в появлении специальной науки его изучения и понимания. Итак, разные науки изучают различные аспекты личности: социальная психология рассматривает личность прежде всего в контексте всех разнообразных социальных связей и включенности в различные социальные группы как на макро-, так и на микро уровне. При этом акцент делается на процессах взаимодействия и взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена. Специфика социальной психологии личности связана, во-первых, с исследованием закономерностей и причин поведения личности в контексте реальной группы. В центре внимания социальной психологии личности находятся взаимоотношения человека с окружающими его людьми, оказывающие влияние на непрерывный процесс становления его личности.

Во-вторых, социальная психология личности выделяет специфический аспект рассмотрения проблем, традиционных для социальной психологии малой группы: проблем лидерства, эмоциональных связей между членами группы, их конформизма или самостоятельности, принятия ими ролевых позиций. Данный аспект предполагает анализ индивидуальных социально-психологических качеств личности.

В-третьих, социальная психология личности занимается вопросами социализации – усвоения и воспроизводства индивидом норм, ценностей и обычаев своего общества. При этом важно, через посредство каких групп и каким именно образом осуществляется социализация данной личности, от чего зависят особенности или, возможно, патология протекания этого процесса. Итоги социализации проявляются в деятельности, общении и самосознании (в том числе социальной идентичности) человека.

В-четвертых, социальная психология личности уделяет особое внимание происхождению и реализации социальных установок личности (аттитюдов) – т. е. готовности вести себя тем или иным образом в определенных ситуациях, связанных с общением. Объект исследования данной курсовой работы является- личность. Целью моей работы является изучение проблем личности в социальной психологии. Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:

-изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;

- исследовать проблемы личности в социальной психологии;

-изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;

- охарактеризовать институты социализации;

-изучить понятие социализация личности;

- рассмотреть механизмы социальной регуляции поведения личности;

- провести эмпирическое исследование.

Глава 1. Психолого-социологические особенности личности

1.1. Исследование личности в социальной психологии

Социальная психология как относительно молодая наука сформировалась на грани психологии и социологии. Однако она является не взаимодействием двух методов исследования или механическим сближением этих систем, а самобытной наукой как по проблематике, так и по логике ее исследования.

Социальная психология - наука о взаимосвязи социального и психического, их взаимодействии, взаимозависимости, взаимовлияния на уровне отдельного человека, общности; о социально-психологических явлениях, которые возникают в процессе социального взаимодействия и характеризуют индивида и группу .

Социальная психология - это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей .

Социальная психология черпает сведения из разнообразных отраслей социальных, психологических, общегуманитарных знаний, обогащая в то же время и их своими открытиями. Самыми тесными являются ее связки с психологией и социологией.

Социология личности сосредоточивается на трех основных проблемах: изучении личности как элемента, творца и представителя социальных сообществ и социальных институтов; анализе личности как объекта социальных отношений (когда на первый план выдвигается влияние общества на личность в процессе ее формирования, социализации, воспитания, и тому подобное) и рассмотрении личности как субъекта общественных отношений (включительно с ее социальной деятельностью, активностью и творчеством в общественной жизни) .

Но эти основные проблемы социологии личности в разные времена и по-разному трактовались представителями отдельных социологических школ и направлений с учетом философской традиции рассмотрения человека.

Социальная психология, сосредоточиваясь на индивиде или группе людей, проникается тем, как социум влияет на человека, сообщество, как социальные ситуации изменяют поведение личности, чем предопределенное формирование конформных или независимых, агрессивных или альтруистичных индивидов, которое определяет массовое поведение и явления групповой динамики.

В разные периоды развития социальной психологии ее предметом считали:

причинную обусловленность психического социальным. Вокруг этой проблематики дискутировали ученые в 20-ые годы XX в., что стимулировало развитие социально-психологических исследований в пределах общей психологии и педагогики;

соотношение социальной (общественной) психологии и идеологии, психологии социальных групп и личности (традиции, общественное мнение, обычаи, другие массовые психические явления общественного сознания);

закономерности поведения людей, предопределенные их совместной деятельностью, взаимодействием и взаимовлияниями. Этот взгляд на социальную психологию, который соединил психологический и социологический подходы, сформировался в результате дискуссий о предмете социальной психологии в 20-ые, 60-ые годы XX ст. Он засвидетельствовал, что предмет социальной психологии можно определять, беря за основу как личность, так и массовые психические явления. Пользуясь этими критериями, современный русский социальный психолог Г.М. Андреева предметом социальной психологии считает изучение закономерностей поведения и деятельности людей, предопределенных включением их к социальным группам, а также психологические характеристики этих групп.

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отображения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это определение охватывает важнейшие сущностные признаки социальной психологии :

личностные механизмы регуляции социального процесса;

ценностное отношение индивида к социальному, что дает возможность социальной психологии объяснить поведение человека в социальной среде, конкретной группе; как ее поведение, которое возникло в результате субъективного воссоздания индивидом объективного мира, деятельность влияют на функционирование социальной общности, которым является индивидуальный взнос каждого человека у функционирования группы;

социально-психологические факторы, которые определяют развитие активности личности и группы;

социальные общности, массовые явления, которые влияют на человека и его поведение.

1.2.Формирование концепций личности в социальной психологии

В историческом ракурсе зарождения и развитие представлений о человеке следует отнести, очевидно, к временам античности и связать с определенными философскими теориями, поскольку социология как наука возникает значительно позже. Но у древних греков еще не сложилось ощущение личности, потому что человек тогда еще не отделялся от Космоса и всеобщей субстанции. Первым в истории философии начинает сугубо антропологическую проблематику Сократ, которого в современной западной литературе называют родоначальником философии человека в ее первоначальной версии. Именно он дает детальный и скрупулезный анализ индивидуальных человеческих качеств и свойств.

Древнегреческий философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.) выделяет не только способность человека к мышлению, но и всю человеческую субъективность; человек представляется им как конкретный индивид. В учении Аристотеля содержатся уже две антропологические тенденции, которые впоследствии становятся центральными пунктами философских дискуссий вплоть до современности. С одной стороны, в его концепции человек и природа впервые разъединяются, требуя разных подходов и разного толкования как качественно отличные реальности. С другой же стороны, акцент относится на неразрывной связи человека со всем миром .

Следовательно, древнегреческая культурная традиция разрабатывает концепцию «человека разумного» - «homo sapiens», суть которой заключается в утверждении мысли об отличии человека и животного по признаку умности. Эта версия оказалась весьма плодотворной и стойкой; именно она породила представление о всемогуществе человеческого ума и крепкой парадигме рационализма как в философии, так и (в дальнейшем) в социологии.

Принципиально новое осмысление человека осуществляется в христианстве и окончательно высвобождает человека от власти космической бесконечности и бескрайности. Но, освободив человека от власти Космоса и природы, христианство поставило его в зависимость от Бога.

Со времен утверждения христианства человек получил определенную самоценность, независимую от космогонических сюжетов; зарождается идеальное представление о нем как о центральной и наивысшей цели мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. Личность не является чем-то животным; она представляет собой и божественное начало. В христианстве содержится трактовка человека в качестве безусловной ценности. Само христианство впоследствии стало почвой европейского персонализма, где личность понимается как своеобразная святыня, абсолют.

Третья антропологическая версия находит отражение в натуралистических, позитивистских и прагматичных учениях. Это концепция «человека деятельностного» - «homo faber», которая отрицает специфическую особенность человеческого ума. Здесь сущностное отличие между человеком и животным исчезает; человек толкуется как особенная разновидность животного, которое имеет просто большую совокупность естественных признаков. Все психические и духовные феномены, согласно этой версии, укорененные в чувственных ощущениях, инстинктах и влеченьях. Доктрина «homo faber» развивается со временем в мощное теоретическое направление и находит свое воплощение в учениях Конта и Спенсера, позже - в современной социобиологии.

Наконец, четвертая версия в понимании человека и личности решительно отрицает веру в прогрессивность «человека разумного», «человека божественного» и «человека деятельностного». В этой версии человек - существо стремящееся, предпочитающее и желающее; ум расценивается как тупик эволюции, как следствие потери «воли к жизни». В этой версии преобладают иррациональные мотивы и субъективистские ориентации.

Таким образом, история философской антропологии (то есть учение о человеке) удостоверяет, как постепенно появляются, усложняются и изменяются представления о человеке и личности. В той или другой модификации эти подходы находят свое проявление в социологических учениях. Всех их, независимо от способа толкования человека и личности, объединяет одна общая черта: они признают человеческую личность специфическим образованиям, что непосредственно или опосредствовано выводится из социальных факторов.

В истории социологической мысли число концепций, где бы социальная жизнь человека выводилась просто из биологических факторов и закономерностей, было незначительным и ограничивалось социальным дарвинизмом и расово-антропологическим направлением. В настоящее время идеи такого типа можно найти в социобиологии, которая развивается усилиями Э. Уилсона, Р. Триверса, Ч. Ламсдена и немногих других.

Во времена существования СССР личность понимали исключительно через утверждение Маркса «главное в человеке не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество» и кроили по меркам именно социальности: она провозглашалась непосредственным отпечатком общественных отношений . Основными положениями концепции личности в те времена были такие: хочешь судить о конкретном индивиде - вникай в его социальное положение; какой образ жизни - такая и личность; изменяются общественные условия - автоматически изменяется и человек; личность можно лепить, формировать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Биосоциальную природу человека толковали в таком понимании, будто индивид - существо совсем бесплотное; процесс становления личности во всем богатстве ее сознательных и стихийных устремлений, субъективной уникальности и неповторимости вообще выносился за скобки анализа, не брался к вниманию.

Таким образом, и среди социологических учений есть концепции, которые в связи «естественное (биологическое), - социальное» в человеке абсолютизируют его первую или вторую составляющую (социобиология, марксизм). Поэтому это соотношение может выступать одним из критериев построения типологии социальных теорий личности.

Следующим критерием можно считать соотношения рационального и иррационального в трактовке личности. Вера во всемогущество человеческого ума и интеллекта (рацио) является центральной в позитивистской концепции О. Конта. По его мнению, социальный прогресс вообще является продуктом умственного развития и деятельности человека; социальное продвижение зависит от его интеллектуальной основы. Позже М. Вебер развивает идею растущей рациональности общественной жизни, отталкиваясь от убеждения в переходе от аффектной и традиционной деятельности личности к ценностно- и целерациональности ее поведения.

Зато В. Парето в социальном действии и поведении личности видит преимущество нелогичные поступки, которые выступают в его концепции в качестве результата не сознательных рассуждений, а чувственного состояния человека, продукта иррационального психического процесса. Он называет основу таких нелогичных действий «резидуями», чтобы подчеркнуть их окончательную иррациональную природу, неподвластную логико-экспериментальному мышлению.Следовательно, в вопросе соотношения чувств и ума Парето без колебаний отдает приоритет чувствам личности, которые, по его мнению, являются истинными движущими силами истории.

Близким по духу к концепции Парето является инстинктивизм как одно из течений социологического психологизма, а также социология фройдизму. По мнению З. Фройда (1856-1939), началом и основой жизни индивида, в том числе и социального, есть инстинкты, влеченья и желания, першопочатково присущие организму человека. Человеческая жизнедеятельность является результатом борьбы двух извечных сил - Эроса (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Именно они являются основными движителями прогресса, существенно влияя и даже определяя деятельность разных социальных групп, народов и государств.

В современной социальной психологической мысли производится умеренное отношение к соотношению рациональному и иррациональному в социальной жизни личности, которая избегает односторонности и абсолютизации той или другой составляющей. В настоящее время в социологии начинает преобладать синтезированный подход к оценке этих двух сторон внутренней жизни личности и ее социального поведения. В конце XX ст. все более очевидными становятся как кризис «голой» рациональности человека социального, так и невозможность возведения социальных характеристик личности лишь к ее иррациональным проявлениям. Личность во всей ее полноте, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все более становится основой социологического понимания и исследования.

В качестве еще одного критерия выступает анализ личности преимущественно с позиций исследования сознания или поведения (деятельности). К социологическим концепциям, где личность и ее суть выясняются, в первую очередь, сквозь призму социальная предопределенных сознанию или подсознательного, принадлежат уже упоминавшиеся, символический интеракционизм, феноменологические концепции инстинктивизма включительно с фрейдистской социологией.

1.3. Социально-психологические теории личности

Создано немало социально-психологических теорий личности, которые позволяют говорить о ней как о индивидуальности и вместе с тем социально-психологическом явлении.

К наиболее известным можно отнести:

психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

поведенческую школу (бихевиоризм);

понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

изучение личности в контексте экзистенциальной психологии ;

трансакционный анализ личности (Э. Берн);

акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;

социально-психологические концепции личности.

Психоанализ, как известно, начал австрийский психиатр 3. Фрейд (1856-1939 гг.). Эта теория является одним из глубочайших учений о человеческой индивидуальности.

Она основана на двух доктринах: во-первых, на доктрине психического детерминизма (любое психическое явление имеет под собой определенную причину), во-вторых, на утверждении 3. Фрейда о том, что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании мышления и поведения, чем сознательные.

По 3. Фрейду, именно здесь скрыты основные детерминанты личности, здесь источник психической энергии, побуждения и инстинкты.

Швейцарский ученый К. Юнг (1875-1961 гг.) предусматривал изучение личности как сложного структурного явления, которое основывается на идее о наличии наряду с индивидуальным несознательными коллективного бессознательного.

Содержанием этого коллективного бессознательного являются архетипы, то есть определенные общие формы представлений, в ходе индивидуальной жизни наполняются личным эмоциональным и образным содержанием.

Другая известная идея К. Юнга - учение о интроверсии и экстраверсии. Он предложил типологию характеров согласно преимущества функций (мышление, чувства, интуиция) и направленности личности на внешний или внутренний мир, а также ввел понятие экстраверсия - интроверсия (от лат. extra - вне, intro - внутрь, versio - поворачивать) для определения двух противоположных типов личности.

При этом экстравертивный тип характеризуется обращенностью личности на все, что окружает, а для интровертивного типа свойственна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира.

Выделение интроверсии и экстраверсии позволило различить две большие группы психологических индивидуумов. Вместе с тем в дальнейшем исследовании было выявлено, что имеются значительные различия между индивидуумами, которые входили в одну и ту же группу.

Собственный опыт подсказал Юнгу, индивидуумов можно различать не только по универсальным признаком экстраверсии-интроверсии, но и за основными психическими функциями: мышление, эмоции, ощущения и интуиция. Если обычно преобладает одна из этих функций, то, соответственно, появляется умственный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. При этом каждый из них может быть интровертивным или экстравертивным в зависимости от поведения типа отношений объекта.

Итак, исходя из этого, К. Юнг отличал восемь типологических групп: две личностные установки - интроверсия и экстраверсия - и четыре функции или типы ориентации - мышление, эмоции, ощущения и интуицию, каждая из которых может действовать интровертивным или экстравертивным образом.

Благодаря дальнейшим исследованиям К. Юнг пришел к выводу, что наряду с наиболее дифференцированной функцией в сознании индивида всегда есть и менее дифференцированная, второстепенная функция, значение которой заключается в том, что она в каждом конкретном случае не является единственной и абсолютно решающей, как основная психическая функция, а принимается во внимание как вспомогательная и дополнительная.

Например, мышление как главная функция легко может сочетаться с интуицией как второстепенной функцией или так же хорошо с чувством, но никогда - с чутьем, поскольку его сущность находится в слишком сильной противоположности к мышлению.

При таких обстоятельствах возникают хорошо известные картины:

к примеру, практический интеллект, соединенный с чувством;

художественная интуиция, связанная с эмоциональностью;

философская интуиция, которая базируется на интеллекте и т.д.

Согласно сознательного содержания психических функций образуется также бессознательное группирование функций: сознательному практическому интеллекту (сенсорно-умственная установка) соответствует бессознательная интуитивно-эмоциональная установка, при этом функция ощущения подлежит сильнее торможению, чем интуиция.

Кроме того, специальные психологические функции или формы психической деятельности К. Юнг разделил на две группы: рациональные (мышление и эмоции) и иррациональные (ощущение и интуицию).

Итак, в психологической типологии Юнга используются три основные составляющие или переменные: экстраверсия - интроверсия, сознательное - бессознательное, рационализм - иррационализм.

В целом модель психологических типов К. Юнга имеет все преимущества и недостатки любой научной концепции, ее трудно опровергнуть еще и потому, что она согласуется с действительностью. Как в свое время замечал сам К. Юнг, классификация не объясняет индивидуальной психики, однако представление о психологических типах открывает путь к лучшему пониманию человеческой психологии вообще.

Следовательно, важным для социальной психологии вопросом в модели ученого являются скорее не то, кто - интроверт, а кто - экстраверт, или какая функция является ведущей, а какая второстепенной.

Анализ его концепции дает возможность поставить более прагматичные вопросы:

Как действовать в определенной ситуации или с этим человеком?

С каким результатом для себя и общего дела?

Действительно ли мои действия и тот способ, которым я выразил себя, отразили мои суждения (мышления и эмоции), восприятие (ощущение и интуиция) и воссоздали реальность?

А если нет, то почему?

Какие комплексы есть у меня?

Как и почему я испортил дело?

Как это свидетельствует о моей психологии?

Какие выводы я могу сделать по этому поводу?

Что я хочу и могу сделать, чтобы исправить ситуацию?

Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсоном и Б. Ф. Скиннером. Д. Б. Уотсон (1878-1958 гг.) считается основателем бихевиоризма. Ученым была предложена программа построения новой психологии, предметом которой автор считал не сознание, а поведение. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами - стимул и реакция, стимул - это изменение внешней среды, а реакция - ответ организма на стимул.

Б. Ф. Скиннер значительно расширил классическую теорию условных рефлексов, выделив их разнообразие «операционные» (от «операция») реакции, вырабатываемые организмом самопроизвольно. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания или поощрения.

Б. Скиннер обращает также внимание на асимметрии между положительным и отрицательным «подкреплением» стимулов, считая, что негативное усиление воздействия вызывает часто непредсказуемые, странные, нежелательные последствия; позитивное же подкрепление стимула тоже вызывает изменения в поведении, но обычно в желаемом направлении, оно формирует поведение индивида, повышает самооценку человека.

1.4. Основные противоречия социальной психологии личности

Невзирая на многообразие социологических подходов к изучению человека - существа социального, существует более-менее устоявшаяся совокупность проблем, которые выступают в качестве предмета исследования социологии личности. К ним, прежде всего, принадлежит проблема выделения основных характерных черт личности. Социологи относят к ним самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, определенную автономность относительно общества, ответственность за свои поступки, и тому подобное .

Другие социологи (например, О. Якуба) акцентируют внимание на родственной проблеме внутренней духовной структуры личности и включают в нее потребности и интересы, ценности и мотивы, социальные нормы и убеждения, мировоззренческие принципы, вкусы и привычки и много других духовных образований .

Одним из наиболее разработанных вопросов в социологии есть вопрос субъективных детерминант (или побудительных факторов) социального поведения личности, к которым принадлежат потребности и интересы. Отправной ступенькой в анализе личности являются потребности, то есть внутренние двигатели ее активности, характеристика объективного в личности. Потребности - это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает ее существование и самосохранение.

Американский социолог А. Маслоу (1908-1970) известен в социологии как творец иерархической теории потребностей. Он классифицирует потребности, разделив их на базовых (или постоянные) и производных (или изменяемые). Базовые потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от более низких, преимущественно материальных, к более высоким, преимущественно духовным:

физиологичные и сексуальные потребности (в воссоздании людей, в еде, дыхании, движению, одежде, жилье, отдыхе);

экзистенциальные - это потребности в безопасности своего существования, уверенности в завтрашнем дне, стабильности общества, гарантированности труда;

социальные - в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, беспокойстве о других и внимании к себе, в участии в совместной трудовой деятельности;

престижные в уважении со стороны других, их признании и высокой оценке своих качеств, в служебном росте и высоком статусе в обществе;

духовные - в самовыражении через творчество .

Другая категория социологии личности - интерес - тесно связанная с потребностью; также имеет объективно-субъективную природу и представляет собой осознание потребностей. Вместе они составляют основу ценностного отношения личности к окружающему миру и используются для исследования регуляторов социального поведения. Понятие ценностей широко рассматривается в разных науках; суть же социологического подхода к проблеме ценностей заключается в его направленности на выяснение их роли как соединительного звена между поведением личности, с одной стороны, и социальными группами, сообществами и обществом, - с другой . Конечно, индивид оценивает предмет, не соотнося его непосредственно со своими потребностями и интересами, а сквозь призму существующих и распространенных в данном обществе и в его культуре ценностных критериев, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном, и тому подобное. Совокупность индивидуальных и общественных, личных, групповых и общественных, усвоенных и принятых личностью ценностей составляет систему ее ценностных ориентаций, которыми она руководствуется в своем, жизни, лежит в основе решений, которые принимаются ею в ситуации выбора, «встраивают» ее в общество.

Мотивы характеризуют отношение личности к интересам и ценностным ориентациям, дают им оценку. Они выступают одним из краеугольных понятий в социологии вообще и социология личности в частности и характеризуют человека в первую очередь как субъекта. Мотиви - это осознанная потребность личности - субъекта в достижении определенных целей, желательных условий деятельности. В классификации мотивов выделяют материальные и духовные, как основные, а также экономические, социальные, идеологические, духовные и тому подобное. В свою очередь, каждые из них имеют свое внутреннее разделение: например, в духовных мотивах можно выделить моральные и эстетические, религиозные или атеистические, философские и другие.

Одной из важнейших проблем социологического анализа есть проблема социальной типологии личности. Социальный тип личности - это продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности человека, совокупность повторяемых качеств и свойств человека как существа социального . Проблема выделения социальных типов личности предопределена тем, что социология имеет дело не с единичным, а массовым, многообразным и пытается раскрыть в личности существенное и типичное. С этой точки зрения представляется возможным выделить такие типы личности:

идеальный (в котором находит проявление требование социального идеала того или другого общества);

нормативный (то есть совокупность свойств личности, формирование которых объективно необходимо для развития данного общества);

реально существующий, или, по высказыванию В. Ядова, модальный (то есть преобладающий тип личности на том или другом этапе развития общества, которое может существенно отличаться от нормативного и тем более идеального типа) .

Однако социологию интересует не только и не только типология личности, но и те обстоятельства, благодаря которым идет формирование и развитие этих типов вообще и отдельной личности в частности. Влияние социальной среды на становление личности составляет суть проблемы социализации - чуть ли не самой главной в социологии личности. Социализация заключается в восхождении человека от индивидуального к социальному под прямым или опосредствованным влиянием таких факторов социальной среды, как:

совокупность ролей и социальных статусов, которые общество предлагает человеку;

социальные сообщества, в пределах которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести конкретный статус;

система социальных ценностей и норм, которые доминируют в обществе и наследуются младшими поколениями от старших;

социальные институты, которые обеспечивают производство и воссоздание культурных образцов, норм и ценностей и способствуют их передаваемости и усвоению;

общая ситуация в стране, которая может колебаться от жестко запрограммированного процесса формирования нормативного или идеального типа личности к преобладанию стихийности общественных влияний на индивида; первая ситуация обычно характерна для тоталитарных режимов, вторая - для обществ в переходные эпохи их развития .

Процесс социализации охватывает все возможности приобщения к культуре, воспитанию и учебе, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В этом процессе задействовано все окружение индивида: семья, соседи, ровесники, воспитатели и учителя, коллеги по работе и знакомые, средства массовой информации, и тому подобное. Важно отметить, что социализация - не какой-то одноразовый или кратковременный акт; она осуществляется в течение всей жизни человека - от детства до зрелости и к старости включительно. Это происходит потому, что условия жизни человека, а значит, и он сам постоянно изменяются, требуя вхождения во все новые и новые социальные роли и соответствующих изменений статуса (иногда коренных, как переход от статуса ребенка к статусу социальная зрелой личности).

Но если во время социализации ребенка в качестве главного для него выступает социальная адаптация, то есть приспособление к общественной среде, то для социализации молодого и даже социально зрелого человека основную роль играет интериоризация, или формирование внутренней структуры человеческой психики, перевода элементов внешнего мира во внутреннее «Я» личности. Результатом интериоризации становится индивидуальность личности .

Когда идет речь о механизмах социализации, то обычно обращаются к концепции З. Фройда, который выделяет основные из них:

имитацию (осознанные попытки ребенка копировать и подражать поведению взрослых и друзей);

идентификацию (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);

чувство стыда и вины (или негативные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют некоторые модели поведения).

В обществах переходного типа достаточно часто придется встречаться с явлением ресоциализации. Этот термин означает ситуацию коренного изменения социальной среды и необходимость личности приспособиться к измененным социальным обстоятельствам, новым нормам и ценностям. Это чрезвычайно болезненный для человека процесс, примерами которого могут служить полная перемена взглядов на общество и переоценка своей прошлой жизни, разрушения основ старого мировоззрения и осознание необходимости построения нового миропонимания, вынужденный разрыв с традиционными культурными ценностями и стремление быть «современным», играя иногда совсем несоответственно своим желанием социальную роль, и т.п.

Глава 2. Социальная регуляция поведения личности

2.1. Социализация личности

Традиционно процесс развития личности в отечественной психологии принято рассматривать в теснейшей связи с социализацией и воспитанием человека.

Социализация личности — это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей.

В общем понимании социализация есть процесс присвоения социального, т. е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности. Понятие «социальное» имеет в истории психологии минимум три трактовки: как общечеловеческое, как общественное, как коллективное. В понятие же «социализация» заложено определенное измерение-отношение: личность и социальная среда. Сущность процесса определяется тем, что стоит за этими отношениями.

Понятие социализации было введено в 1940-е гг. в работах Дж. Дол-ларда и П. Миллера. В разных научных школах оно получило свою интерпретацию. • Адаптация или приспособление (Б. Скинер, Э. Торндайк, В. М. Бехтерев, А. Ф. Лазурский, П. П. Блонский). Понимание социализации как адаптации делает акцент на личности, ее природной активности.

• Другая трактовка социализации центрирует внимание на обществе: тогда социализация понимается как интернализация — перенесение вовнутрь, в сознание, Я-концепцию личности норм, требований, ценностей и т. д. общества (Э. Дюркгейм). Человек в данном случае выступает как объект воздействия для общества. Вместе с тем в этот процесс также входит и последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта, полагают А. Бандура, Б. Бернштейн, Ф. О. Джиринг.

• Еще в одной трактовке понимания процесса социализации подчеркивается, с одной стороны, историчность и изменчивость среды существования, с другой — процесс социализации приобретает экзистенциальный смысл и рассматривается в рамках целостного существования человека, его способа бытия. Процесс социализации при таком понимании предстает как интерсубъектный, а отношения «личность — общество» рассматриваются как взаимопроникновение (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов).

В настоящее время в отечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что социализация должна рассматриваться как двухсторонний процесс, включающий в себя не только усвоение, но и активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Тогда понятной становится формула современного понимания развития личности: «Изменяющаяся личность в изменяющемся мире».

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная связана с формированием обобщенного образа действительности, но это нечто большее, чем простое когнитивное образование. Характер же вторичной определяется разделением труда и соответствующего ему социального распределения знания. Вторичная социализация включает в себя и поведенческий компонент.

Степень, уровень, особенности социализации являются определяющими моментами в характеристике личности. Процесс социализации осуществляется в семье, социальных институтах общества, а также в различных неформальных объединениях. Вместе с тем социализация не может рассматриваться как механистическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта, отмечает А. А. Реан. Усвоение этого опыта субъективно: восприятие одних и тех же социальных ситуаций может быть различным. Разные личности выносят из сложившихся ситуаций различный социальный опыт, что является основой для развития другого процесса — индивидуализации. На этом положении, по мнению А. А. Реана, основывается единство двух противоположных процессов — социализации и индивидуализации.

Б. Ф. Ломов полагает, что в развитии личности диалектически сочетаются два процесса. С одной стороны, личность все более полно включается в систему общественных отношений; ее связи с людьми и разными сферами жизни общества расширяются и углубляются, и только благодаря этому она овладевает общественным опытом, присваивает его дела, делает своим достоянием. Это развитие личности и есть ее социализация. С другой стороны, приобщаясь к различным сферам жизни общества, личность вместе с тем приобретает и все большую самостоятельность, относительную автономность, т. е. ее развитие в обществе включает процесс индивидуализации. Один из признаков данного процесса состоит в том, что у каждой личности формируется ее собственный образ жизни и собственный внутренний мир.

Таким образом, при рассмотрении проблемы развития личности возникают противоречия, связанные с соотношением социализации и индивидуализации. Как отмечает А. А. Реан, социализацию не следует рассматривать как процесс, ведущий к нивелированию личности, индивидуальности человека, и как антипод индивидуализации. Именно в процессе социализации человек обретает свою истинную индивидуальность. Социальный опыт, лежащий в основе процесса социализации, не только усваивается, но и активно перерабатывается, становясь источником индивидуализации личности. Обосновывая три грани социализации личности, А. Г. Асмолов выделяет прежде всего грань индивидуализации, отражающую «основной генетический закон культурного развития», грань интимизации, отражающую переход от «мы» к «я» или проблему самосознания личности, и грань интериоризации как производство внутреннего плана сознания.

По К. Юнгу, каждому индивидууму свойственно стремление к индивидуализации или к саморазвитию. Индивидуализация — это процесс «становления собой» или самореализации, процесс, означающий потребность быть «единым», «однородным» существом.

Отметим, что основными понятиями, отражающими личностное развитие, личностный рост, являются: самосовершенствование, саморазвитие, жизненный путь, развитие потенциала личности, творческая деятельность.

Самореализация — это осуществление индивидных и личностных возможностей Я посредством собственных усилий, а также со-деятельности с другими людьми.

Феномен самореализации имеет сложный междисциплинарный характер. Он представляет интерес для педагогов, социологов, философов, социальных и медицинских работников. Но прежде всего, несомненно, проблема самореализации имеет психологическую природу. Термин «самореализация» (self-realization) впервые приводится в Словаре философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне. Понятие «самореализация» начал использовать в своих работах А. Адлер. С появлением гуманистического направления понятие «самореализация» стало синонимичным понятию «самоактуализация». Вместе с тем и А. Адлер, и К. Роджерс, и А. Маслоу, и Э. Фромм в своих концепциях опираются на философские подходы к проблеме самореализации. Анализ разноплановых работ показал, что самореализация может рассматриваться как цель, средство, явление, процесс, состояние, результат и итог.

В общем виде самореализация как процесс реализации себя — это осуществление самого себя в жизни и повседневной деятельности, поиск и утверждение своего особого пути в этом мире, своих ценностей и смысла своего существования в каждый момент времени. В некотором роде самореализация выступает атрибутом самого существования человека. Самореализация играет важнейшую роль на всем жизненном пути личности, по сути, определяя его. Предпосылки к самореализации заложены в самой природе человека и существуют как задатки, которые с развитием человека, с формированием его личностных свойств становятся основой способности к самореализации. Критерий самореализации, который входит в оценочную систему психической деятельности каждого человека, отражает удовлетворенность общества личностью и удовлетворенность личности социальными условиями. Это понимание и оценка обусловлены знаниями и практическим опытом, личностными характеристиками и социальными умениями.

Процесс осознания человеком своего субъективно-оптимального жизненного пути является важным элементом его личностной зрелости. Включение человека именно в те сферы жизнедеятельности, для которых он обладает необходимыми задатками, предполагает хорошую обучаемость, успешность, превышающую средний уровень. Ошибочность избранного направления жизни становится выраженной во взрослом возрасте. Длительное следование «не своим» путем приводит к разрыву между сознательным поведением и потребностями, заложенными в потенциал развития. Этот разрыв может субъективно выражаться в появлении дисфорических переживаний и повышенной нервно-психической напряженности. Ошибки в выборе субъективно-оптимального жизненного пути являются неизбежными и в этом смысле даже нормальными. Преодоление жизненных кризисов ведет к более полному и точному пониманию «своего» пути, переживанию осмысленности своей жизни и удовлетворенности ею.

2.2. Институты социализации

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения. Семья. Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».

Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Как среда микросоциального взаимодействия семья может быть рассмотрена с точки зрения своего состава, сплоченности и качества коммуникации.

Так, с точки зрения состава семьи при анализе социализации отмечается следующее:

• в случае отсутствия одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;

• общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем того же пола;

• эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности, а в подростковом возрасте - к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;

• сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей - воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 20-25 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте.

Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то исследования социализации показали, что:

• в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;

• в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи - отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;

• наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этих вопросах;

• одним из основных объективных факторов, влияющих на сплоченность семьи как малой группы, является возраст детей: по многочисленным данным, в целом семьи с маленькими детьми более сплоченны, чем семьи с тинэйджерами;

• существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплоченности семьи, которую дают они сами: как правило, юноши склонны считать свои семьи менее сплоченными, нежели девушки. Но как бы ни варьировали ракурсы исследования социализационной функции семьи, общий вывод состоит в том, что ее роль в развитии ребенка является решающей. Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей, они едины в одном: для развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой социальной среде, предоставляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья.

Но проходит время, и в процесс социализации включаются образовательные институты и тому подобное.

2.3. Механизмы социальной регуляции поведения личности

Личность суверенна. Вопрос о вмешательстве в ее жизнь, об этической стороне социальной регуляции поведения, о формах такой регуляции, о границах и допустимости ее целей, средств и приемов имеет огромное социальное значение Это значение состоит в том, что регулирование поведения выступает как механизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности.

По существу, речь идет о сути социального процесса, об управлении, упорядочивании всех психологических компонентов этого процесса.

Социальное значение регулирования повеления заключается и в , том, что результат регулирования может быть как положительным,

общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества Например, воздействие на личность через группу признается наиболее эффективным способом социальной перестройки личности. В то же время малые группы могут выступать не только как проводники и посредники макросоциальных влияний, но и как барьеры, источники помех для таких влияний. В неблагоприятных социальных условиях могут формироваться группы, асоциальные по своим устремлениям, способствующие выработке «группового эгоизма», противопоставлению интересов группы и ее членов интересам общности и общества в целом.

Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности. Они делятся на институциональные и неинституциональные.

Содержанием действия механизмов регулирования является: I) создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкций, кодексов); 2) регламентация поведения; 3) его оценивание; 4) определение санкций.

Каналами регулирования социального поведения личности являются: малые группы, совместная деятельность людей, обшение . общественная практика, средства массовой информации.

Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия - внушение, подражание, подкрепление, пример, заражение; технологии рекламы и пропаганды; методы и средства социальной технологии и социальной инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.

Процесс регулирования поведения осуществляется входе активного и пассивного усвоения норм и правил, упражнения, по-вторения, социализации и воспитания личности.

В результате регулирования поведения осуществляется взаимодействие людей, их совместная деятельность, складываются взаимоотношения, проходит процесс общения Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть манипулирование личностью, модификация поведения личности, социальный контроль.

Элементами системы социального контроля выступают:

1.Технологический, включающий техническое звено, - техническая аппаратура, измерительные приборы и т.д., вообще предметы, предназначен-ные для целей контроля; технологическое звено в узком смысле — совокупность инструкций, методов организации осуществления контроля.

2. Институциональный - обособленные специализированные институты, занимающиеся определенным типом социального контроля (комиссии, комитеты контроля, административный аппарат) 3 Моральный - общественное мнение и механизмы личности, в которых нормы поведения группы или личности осознаются и переживаются как собственные требования индивида. Это определяет и личное участие человека в осуществлении определенного вида социального контроля посредством технологических, организационных механизмов и общественного мнения. Сама личность выступает как объект и субъект социального контроля.

Для понимания механизма регуляторного действия социального контроля важное значение имеют особенности неформального

неинституционали зированного контроля. В этом наибольший психологический смысл контроля. Главные особенности этого вида контроля состоят в том, что его осуществление не требует официального утверждения полномочий- Он основывается не на должном положении человека, а на его моральном сознании. Каждый человек, имеющий моральное сознание, может быть субъектом социального контроля, т. е. способным оценивать поступки окружающих и свои собственные поступки. Каждый поступок, совершенный в коллективе (кража, об\ган, предательство и др.) является объектом неформального контроля — критики, осуждения, презрения. В зависимости от степени, в которой он затрагивает интересы коллектива, к человеку могут быть применены и институционализированные механизмы, административные санкции (увольнение с работы, предание суду и др.). Сфера неформального контроля гораздо шире. Под его воздействие попадают не только совершенные действия, поступки, но и намерения соверши гь аморальные действия и поступки. Важнейшими психологическими механизмами неформачьного психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздействия наличность. В них и посредством их наиболее ярко выражается взаимодействие внешних и внутренних регуляторов, взаимодействие морали и социальной психологии личности.

Глава 3. Эмпирическое исследование

3.1. Методы исследования

К статистическим методам исследования относят опросы, анкетирование, метод наблюдения, анализ документов. Причинно-следственный метод, в общем виде, только один – это эксперимент.

Статистические и причинно-следственные методы могут дополнять друг друга или использоваться на разных этапах одного и того же исследования.

Метод опроса

Опросные методы делятся на два типа: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование происходит при личном общении респондента и исследователя. Анкетирование может проводиться заочно. Преимущество этих методов – сравнительная простота организации исследования, широкий круг исследовательских задач, которые можно решить при помощи опросов. Недостаток – возможность искажения информации респондентом на сознательном или бессознательном уровне.

Метод наблюдения

Методы наблюдения делятся на включенное наблюдение, контролируемое и неконтролируемое. При включенном наблюдении исследователь погружается в совместную работу или деятельность группы, которую изучает. Контролируемое наблюдение подразумевает наличие бланков и четкой процедуры регистрации данных. Неконтролируемое наблюдение проводится без четкого плана. Все виды наблюдения в современной социальной психологии чаще всего используются как вспомогательные, а не основные виды исследований. Их преимущество – простота использования, возможность привлечения мало квалифицированного персонала. Недостаток – субъективные искажения восприятия исследователя, изменение поведения людей, за которыми наблюдают.

Анализ документов

Большой спектр научных социально-психологических задач можно решить без прямого контакта с людьми. Для исследований в области социальной психологии культуры, этнографии, массовой коммуникации, истории и пр. Подвидом этого типа исследований является контент-анализ. Это подсчет частоты использования различных социально-психологических категорий в некотором массиве документов. Метод контент-анализа позволяет проводить многомерный анализ данных, который является более точным и тонким методом исследования, чем простой анализ документов. Преимущества этого метода – возможность исследовать массовые процессы, заглянуть в историю. Недостаток – отсутствия прямого контакта, сложности в отслеживании субъективной реакции исследуемой группы людей.

Метод эксперимента

Эксперимент подразумевает выделение экспериментальной и контрольной групп исследования. В эксперименте используется независимая и зависимая переменные. Влияя на зависимую переменную при помощи независимой, исследователь изучает возможные следствия некоего воздействия на социальные объекты. Недостаток этого метода заключается в сложности его организации. Преимущество – это один из самых надежных методов исследования в социальной психологии.

Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются с. факты опытным путем.

Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке. Эмпирическое исследование должно иметь систему методических правил, которая определяет особенности объекта познаний данной эмпирической науки. Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами. Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены перманентным изменениям и являются очень обширными. При изучении различных объектов используются в зависимости от целей исследования различные методы исследования: наблюдения, эксперимент, опрос и другие.

Исследовательский процесс вне зависимости от используемых методов исследования имеет логическую систему последовательности действий и состоит из девяти нижеследующих шагов:

1. Разработка проблематики.

2. Определение круга вопросов.

3. Определение методов исследования.

4. Структура инструментария сбора данных.

5. Проверка и окончательное определение инструментария сбора данных.

6. Подготовка и планирование сбора данных.

7. Построение выборки.

8. Проведение сбора данных.

9. Обработка и анализ собранных данных.

Последовательность действий вышеописанного процесса может варьироваться в зависимости от проблематики и выбранных методов исследования.

Применение эмпирических социальных исследований постоянно возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых исследованиях, в опросах общественного мнения.

Проблема сбора и анализа данных в эмпирических социальных исследованиях очень восприимчива к методологическим проблемам, и результаты исследования следует перепроверять, наряду со статическим следует использовать логический анализ, следует избегать неоднозначных формулировок вопросов в анкете, искать и анализировать латентные переменные, комбинировать методы исследования.

Методы эмпирического социального исследования

Предмет любой науки неизбежно определяет характер ее методов исследования.

Особенности социальных феноменов как предмет социальных наук требует для них эмпирических методов исследования, такие как метод наблюдения и система методов сбора данных, чтобы анализировать предметную область научно и независимо от индивидуального повседневного опыта. В отличие от естественных наук, в которых методы обсуждаются с этической точки зрения, методы в социальных науках неоспоримы с точки зрения их научной работоспособности. В оценку работоспособности методов входит принципиальная методологическая дискуссия о том, что возможно ли вообще социально-научное (социологическое) познание. В дискуссиях о методах явно прослеживается основная проблема противоречивой оценки качественных и количественных методов в социологии.

Качественные и количественные методы отличаются по характеру сбора и обработки данных.

Количественные методы добиваются стандартизированного и контролируемого измерения и использования на базе квантифицированных данных статистически-математических методов. В центре внимания качественных методов находится смысловой и содержательный анализ, процесс сбора данных менее структурирован методами и исходными рабочими гипотезами, а также существует возможность углублять и расширять постановку вопросов во время процесса сбора данных. Качественные методы применяются на предварительной (начальной) фазе исследовательского проекта, чтобы расширять необходимую предметную область для формирования проблемы исследования и для формулирования рабочих гипотез; в этом смысле использование качественных методов есть предварительная фаза первоначального исследовательского процесса.

Однако, в последние годы и десятилетия усиливались старания приписать качественным методам самостоятельное значение и пропагандировать их как альтернативу качественным методам.

Эти усилия основываются, с одной стороны, на критике работоспособности количественных методов, к которой нужно серьезно отнестись, и, с другой стороны, на факте, что количественные методы не могут быть использовано универсально. Под пропагандой качественной альтернативы понимают, конечно, также основополагающую методологическую гипотезу о том, что в социальных науках (особенно в их объекте), возможно, не существует определенной последовательности образа действий научного познания, и социальные науки ориентируются на пример естественных наук как в случае количественных методов.

Дискуссии о преимуществах и недостатках качественных и количественных методов будут продолжаться и впредь противоречить друг другу. Очевидно лишь одно: количественные и качественные методы могут взаимно дополнять друг друга и почти каждый отдельный метод эмпирического социального исследования может использоваться в качественном или количественном проявлении.

В данную статью “Методы эмпирического социального исследования” вошли подразделы:

- обработка данных;

- опрос;

- наблюдение;

- эксперимент;

- Akfionsforschung (исследование выступлений, акций);

- анализ содержания;

- групповая дискуссия;

- социометрия;

- биографический метод;

вторичный анализ;

- панель исследования;

- статистика.

Мне показались наиболее интересными два подраздела:

· групповая дискуссия;

· биографический метод.

Источник: ВТ. Крысько, «Социальная психология», курс лекций 3-е издание,/УДК 316.6(075.8; ББК88.5я73/ К 85

3.2. Анализ результатов исследования

Целью эмпирического исследования являлось описание личностных характеристик испытуемых женщин – менеджеров высшего звена, влияющих на эффективность их управленческой деятельности.

В результате проделанной работы мы получили возможность составить определенный психологический портрет успешной женщины-менеджера.

В начале описания необходимо отметить, что данный портрет характерен для выборки в целом вне зависимости от возраста и опыта работы испытуемых. Таким образом, он обусловлен требованиями профессии «менеджер». Вторая ремарка, которая необходима в данном случае, это акцент на гендерные особенности. Речь идет именно о женщинах, высокопрофессиональных, успешно конкурирующих с мужчинами, но имеющих ряд гендерных особенностей, которые не могут не влиять на их профессиональную деятельность. Итак, речь идет о профессионально обусловленном психологическом портрете успешной женщины-менеджера.

Первое, что можно отметить, это жесткая ориентация на профессиональное общение и профессиональную активность. Требования к профессии менеджера и особенно менеджера высшего звена предполагают зачастую ненормированный рабочий день и максимум времени и усилий, посвящаемых профессии. Именно максимум времени и усилий, посвящаемых профессиональной деятельности становятся залогом профессиональной самореализации, успешности. Это ситуация, когда работа становится стилем жизни, а иные взаимодействия, в том числе участие в жизни церкви и общества в целом, уходят на второй план. Личностный и интеллектуальный рост осуществляется в большей части в рамках профессии. Рост кругозора в иных областях не столь значим. Социально полезные контакты устанавливаются и сохраняются в большей части в рамках профессиональной деятельности.

В ситуации, когда профессия становится стилем жизни, а сама жизнь зачастую посвящена работе, преимущественно развиваются те личностные черты, которые профессиональной же деятельности и способствуют.

Генеральной функциональной обязанностью менеджера является руководство, и руководство людьми в том числе. А оно предполагает высокий уровень коммуникабельности, ориентацию на окружающих, умение понимать людей, работать в команде, доброжелательность по отношению к окружающим. Огромное значение имеют, также, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость (или психологическая неуязвимость).

Анализируя опросник «Пятифакторная модель личности», мы отметили преобладание значений именно по тем чертам, которые позволяют менеджеру успешно справляться со своими обязанностями. Это высокий уровень экстраверсии, предполагающий ориентацию на окружающих, учет их мнений в принятии решений, искренний интерес к их личности. Экстраверты хорошо работают в команде, они великолепные коммуникаторы. Далее, это высокая добросовестность и открытость опыту, предполагающая возможность эффективного обучения и развития. Но поскольку общение осуществляется преимущественно в профессиональном ключе, то речь идет о эффективности приобретения именно профессионального опыта.

Еще один значимый показатель, это низкий уровень нейротизма, предполагающий высокую устойчивость нервной системы к внешним воздействиям. Именно этот показатель определяет такие важнейшие качества успешного менеджера как стрессоустойчивость, эмоциональная устойчивость и уверенность, что позволяет ему обрабатывать огромный поток информации, успешно общаться со многими людьми.

Итак, психологический портрет успешной женщины-менеджера высшего звена представлен сочетанием следующих качеств: высокой экстраверсии, добросовестности, доброжелательности, высокой открытости профессиональному опыту в сочетании с низким нейротизмом, определяющем стрессо- и эмоциональную устойчивость и ориентацией в общении на профессиональные взаимодействия. Подобное сочетание личностных качеств позволяет максимально эффективно исполнять функции руководства и достигать высокой степени профессиональной успешности и самореализации.

Заключение

Предметом многих наук является исследование личности. Трудности выделения социально-психологического аспекта личности состоят в том, что он в равной степени сталкивается с социологическим и общепсихологическими подходами к личности. Социология исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств как определенный социальный тип. Ее интересует то общее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, что отличает ее от других членов группы. В этом смысле социологическое рассмотрение личности в определенной степени является противоположный психологическому, которое исследует в личности ее субъективное начало, внутреннюю природу, детерминированную социальными условиями, которые сами по себе не являются предметом изучения психолога.

При исследовании личности в социальной психологии акцент делается на конкретно-исторических особенностях психологических свойств и внутренних структурах личности как субъекта социальных отношений.

Социальная психология как пограничная область знаний осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Она исследует процесс становления человека как личности - социализацию, которая начинается с первых минут его жизни. Если человека исключить из системы социальных связей, он так и останется на уровне животного существования. Примером тому могут быть дети, с рождения лишенные человеческого общения. Е

Каждый человек как единичное природное существо - это индивид; но такая характеристика, конечно, неполная, поскольку не дает представления о реальном человеке, какой он есть в семье и в обществе, чувствует и мыслит, к чему стремится. Живя в обществе, каждый человек приобретает особые «сверхчувствительные» качества, которую называют личностью.

Таким образом, личность есть социализированный индивид, который воплощает существенные социально значимые свойства. Личностью является человек, имеющий свою жизненную позицию, которая утвердилась в результате длительной и кропотливой сознательной работы, ей присущи свобода воли, способность к выбору, ответственность.

Личность - субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связках, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традиций и тому подобное.

Взгляд на личность как функциональную характеристику человека опирается на понятие «социальная функция человека», «социальная роль». Такое понимание личности не дает возможность полностью раскрыть ее внутренний, глубинный мир, поскольку внешнее поведение не всегда и не обязательно выражает настоящую сущность индивида.

Библиография

Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2011. - 188 с.

Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010. - 239 с.

.Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011. - 378 с.

.Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузив / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2010.- 339 с.

.Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 558 с.

.Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2008. - 301 с.

.Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010. - 410 с.

.Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008. -352с.

.Еникеев М. И. Общая, общая, социальная и юридическая психология. - Спб.: Питер, 2009. - 320 с.

.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2010. - 624 с.

.Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.- 356 с.

.Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.

.Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009. - 74 с.

.Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 390 с.

.Кэлвин Х., Гарднер Л. Теория личности. М.: ЭКСМО-пресс, 2009. - 312 с.

.Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 368 с.

.Личность // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 28.02.2013. URL: #"justify">.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011. - 373 с.

.Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010. - 344 с.

Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2007. - 583 с. - (серия «Учебник нового века»)

Общая психология: Учебник/ под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. - М.: Издательство Эксмо, 2006. - 560 с. - (Образовательный стандарт XXI)

.Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012. - 609 с.

.Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 616 с.

Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский Центр «Академия», 2002. - 464 с.

.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 448 с.

.Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 224 с.

Розин, В.М. Психология: Наука и практика: Учебное пособие. - М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. - 544 с.

.Социальная психология // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 04.03.2013. URL: #"justify">.Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2011. - 408 с.

.Свеницкий А.Л. Социальная психология. Учебник. СПб.: ТК Велби, 2011. - 433 с.

.Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Педагогика, 2010. - 335 с.

.Социальная психология/ Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2011. - 543 с.

.Сухов А.Н. Социальная психология.- М.: Издательский дом «Академия», 2009. - 456 с.

.Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: МГУ, 2011. - 368 с.

.Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Олма-Пресс, 2009. - 657 с.

.Хрестоматия по социальной психологии / Кутасова Т.В. - М.: МПА, 2011. - 222 с.

.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой. - СПб.: Питер Пресс, 2010. - 402 с.

.Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Наука, 2008. - 324 с.

.Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 2009. - 366 с.