Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Проблема личности в социальной психологии» (Социально-психологический подход к пониманию личности)

Содержание:

Введение

В настоящее время проблеме личности принадлежит одно их основных мест в социальной психологии. Вместе с тем исключительно все подразделы психологической науки анализируют личность как изначально данную в этой системе социальных связей и взаимоотношений, предопределенную деятельностью в роли активного субъекта данными связями и вместе с тем выступающими отношениями.

Актуальность данной темы определена значимостью для социальной психологии, для определения отличия подхода к личности от подходов в таких дисциплинах, как общая психология и социология. В общей психологии сделан упор только на общие механизмы психической деятельности индивида. Объект в социальных отношениях с точки зрения социолога используется как личность. Сложность решения поставленной задачи, при этом, обусловлена тем, что из-за определенных отличий в понимании личности в какой-то конкретной психологической или социологической теории, можно определить специфику ее как предмета исследования именно в социальной психологии. При исследовании личности, важным различием в социально-психологическом подходе, является исследование всего комплекса вопросов социальной детерминации личности, а в общепсихологическом подходе такого нет.

Таким образом, при всей обширности рассматриваемой темы, понятие проблемы личности в социальной психологии, происходит из представления понятия о «личности», как части общественного взаимодействия и развития индивидуального мировосприятия человека как личность.

Целью данной курсовой работы является, исследовать в описании особенности данной личности в социальной психологии, и ее социально-психологические качества, а также определить задачи изучения проблем личности в социальной психологии.

Объектом, данной курсовой работы, является исследование понятия «проблема личности в социальной психологии».

Предметом исследования станут основные литературные источники, различные научные работы исследователей-социологов, изучающие, а также исследующие понятие личность и ее социальные аспекты.

Для достижения обозначенной темы были поставлены следующие задачи:

- определить особенности социально-психологического подхода к пониманию личности;

- дать характеристику социальной структуры личности;

- проанализировать социально-психологические теории личности;

- раскрыть становление и развитие личности в социуме на основе социально-педагогического подхода

- рассмотреть понятие «социальный статус» и «социальная роль».

Глава 1. Основные понятия личности в социальной психологии

1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности

Ещё в давние времена люди замечали подчиненность своего поведения от той общественной среды, которая их окружала, а также от личной психики, что побуждало их адаптироваться к условиям непростой жизни и, проявлять вместе с тем, способность к свободному выбору. Во многих теориях и концепциях психологии по отношению к личности, было отмечено сочетание психики и стимулов внешних влияний по исследованию проблемы соотношения «индивидуального» и «социального». [4,c 615]

Понятие «личность» - анализируется как субъект социокультурной жизни, определяя его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Иными словами, данное определение личности можно понимать как: человек индивидуальная личность, либо как субъект отношений сознательной деятельности, или устойчивость черт в социальной системе, которые характеризуют индивида как представителя общественно-социальной группы. Но, во-первых, следует выяснить специфику понимания личности собственно в социальной психологии. Некоторые исследователи считают, что одним из первых определение «личности», наиболее близкое к современному представлению о ней, дал в VI в. Боэций, который определил ее как «индивидуальную субстанцию рациональной природы». Данное определение, помогает увидеть, четко обозначенную связь с внешней природой, а также внутреннюю сторону феномена, то есть личностные качества человека. [13, С.17]

При обращении к истокам русского языка, слова «личность», мы столкнёмся с тем, что помимо определения - «личины» т.е. маски, существует и прилагательное «личный». В XVIII в. слово «личность» часто применяли как язвительный отзыв, оскорбление, что часто встречается у русских писателей. Примерно с 20–30 гг. XIX в определение «личность», используется как индивидуальность, как характеристика отличия общественного и индивидуального.

«…Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих…» [9, С. 261]

Д.А. Леонтьев наиболее понятно дал определение термину «личность», где сама личность анализируется как структура, регулирующая жизненные отношения человека. В своих рабо­тах он даёт заключение: «…личность как психологическое образование, как ре­гуляторная система конституируется функциями выделения субъектом себя из окружающего мира, выделения, презентации и структурирования им своих отношений с миром и подчинения своей жизнедеятельности устойчивой структуре этих отношений, в противовес сиюминутным импульсам и внешним стимулам…» [9, С. 216].

Для определения понятия личности, Д.А. Леонтьев отталкивается от четырех постулат:

1)- «личность присуща каждому человеку»,

2)-«личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет»,

3)-«личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества»,

4)«личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого». [8, С.43]

Сочетание, социально-жизненно важных качеств человека, которые он приобрел в процессе социального развития характеризуется как личность.

Человечество, благодаря накопленному опыту имеет основные различия человека от животного, в том, что человек это существо общественное, и умеет взаимодействовать с миром, воспользовавшись своим индивидуальным навыком, и опытом, взятый им через общение, речь, знаковые механизмы культуры. При этом на ранних этапах становления человеческого общества общественные узы были так крепки, что человек не мог раздельно жить в отрыве от общественной группы. У него не было понимания себя как отдельного человека, не было механизмов регуляции его индивидуального поведения, непохожих от групповых механизмов социальной регуляции. Все-таки только постепенно общественный человек принимается заново приобретать независимое существование - но уже на новом, высшем уровне, не имеющем ровным счетом ничего общего с автономным существованием животных.

Как говорил известный психолог и основатель отечественной нейропсихологии - Лурия А.Р.: «…сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но складываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека».[10, С.20].

Человек накапливая социальный опыт, и механизмы регуляции поведения, строит на этой основе свой внутренний мир [22].

Таким образом, личность - это способность человека быть независимым носителем общечеловеческого опыта и исторически развитых человечеством форм поведения и деятельности.

В своем индивидуальном воспитании от момента рождения до зрелости каждый человек проходит тот же путь - от слияния с единым и подчиненности от него к обретению самостоятельности [3, C.22].

Выделяют три этапа формирования личности с развитием ее самосознания:

  • От рождения до 3- х. лет - осознание границ своего тела.
  • Дошкольный возраст - долгий период вырабатывания са­мо­оценки, опирающейся вначале на мнении немаловажных взрослых (родителей и воспитателей). Суждения дошкольника о себе ситуативны, нетверды и эмоционально окрашены.
  • Школьный возраст – созревает логическое мышление, возрастает роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. У подростка вырабатывается собственное мнение, определяется моральная самооценка.

Вследствие вырабатывания самосознания у человека формируется «Я»-концепция - система установок человека сравнительно самого себя, обобщенное мнение о самом себе. «Я»-концепция складывается, формируется, меняется в процессе социализации и самопознания личности. [5, С.123]

Когнитивный компонент - это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, который составляет мнение человека о себе. В этот компонент, входят: «Я»-физическое, «Я» -психическое, «Я» -социальное, часто называют Образом «Я».

Таким образом, формируется структура и представление о понятии себя в образе собственного восприятия и сопоставление личностного представления о восприятии себя в обществе, как социальной единицы.

В социально-психологическую структуру личности входит: ментальность, ценностно-смысловая и мотивационная сфера, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическая компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.[24]

Особенности социально-психологического подхода к анализу личности состоят в следующем:

- данный подход раскрывает механизмы социализации личности;

- показывает социально-психологическую структуру личности;

- предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее.

1.2. Характеристика социальной структуры личности

Значимой проблемой при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одним из наиболее важных задач, как социологии, так и в социальной психологии. В частности, в ходе проведения социально-психологических исследований осуществлена колоссальная работа по исследованию социально-психологи­ческой структуры личности, имеющая под собой огромную эмпирическую базу. Проблема структуры личности относится к числу актуальнейших вопросов социально-психологической теории в отличие от распространенной точки зрения на структуру личности, говорится о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры личности: статической и динамической.

Как сказал Т.Парсонс: «Структуру социальных систем можно анализировать, применяя четыре типа независимых переменных: ценности, нормы, коллективы и роли». Каждая из названных независимых переменных, являясь структурным компонентом социальной системы, выполняет определенные функции в этой системе.[25]

Индивидуальность личности проявляется в особенностях протекания психических процессов (хорошая память, богатое воображение, сообразительность и т.д.) и в темпераменте, она обнаруживает себя и в чертах характера, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения.

Знать характер человека – значит знать те существенные его черты, которые с определенной логикой и внутренней последовательностью проявляются в поступках человека.[17, С.45]

Под структурой личности следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики индивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности - аналитический или интегральный. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида. Под динамической структурой личности мы и подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида.

Существуют четыре основные модификации динамической структуры личности:

-вербального поведения;

-невербального поведения;

-внутреннего вербального состояния;

-невербального психического состояния.

Психический настрой личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве:

-аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;

-регулятора и тонизатора активности человека;

-установки восприятия информации и деятельности;

-фактора ценностной ориентации личности.

Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку постоянно меняется ее социальное окружение. Личность получает новую информацию, новые знания, которые превращаются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют характер поступков человека. Следовательно, и процесс социализации личности может быть понят как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение - это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения - это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения.[18,С.35]

Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения. Значимость психического настроя личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве: аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;

-регулятора активности человека;

-установки восприятия информации и деятельности;

-фактора ценностной ориентации личности. [18, С.36]

Также, существует несколько основных проявлений характера, присущих личности. Для начала, характер проявляется как отношение между человеком и человеком - родными и близкими, товарищами по работе и учебе, знакомыми и малознакомыми. Устойчивая и неустойчивая привязанность, принципиальность и беспринципность, общительность и замкнутость, правдивость и лживость, тактичность и грубость – все это обнаруживает отношение человека к другим людям.

Во-вторых, показательно для характера отношение человека к себе: самолюбие и чувство собственного достоинства или приниженность, неуверенность в своих силах. У одних людей на первый план выступают себялюбие и эгоцентризм (помещение себя в центр всех событий), у других самоотверженность в борьбе за общее дело.

В-третьих, характер обнаруживается в отношении человека к делу. Так, к числу наиболее ценных черт характера относятся добросовестность и исполнительность, серьезность, энтузиазм, ответственность за порученное дело и озабоченность его результатами.

В-четвертых, характер проявляется в отношении человека к вещам: не только отношение вообще к собственности, но и аккуратное и бережное обращение со своими вещами, с одеждой, обувью, книгами и учебными пособиями и так далее.

В итоге характер тесно взаимосвязан с направленностью личности. Основой характера являются убеждения личности, ее мировоззрение, которые определяют такие положительные черты характера, как принципиальность, последовательность в поведении, целеустремленность, высокая требовательность к себе и к другим, оптимизм. Складываясь из множества черт, приобретенные свойства характера, как правило образуют противоположные пары (положительное – отрицательное). Например, трудолюбие – лень, общительность – замкнутость, самокритичность – не критичность, аккуратность – неряшливость.

Эти группы черт личности не разделены строго между собой, и одни и те же черты могут выражать различные отношения. Например, такие черты характера, как самоуверенность – неуверенность, самодовольство – склонность во всем винить себя, выражают не только отношение личности к себе, но и отношение ее к другим людям. Кроме того, различные группы отношений взаимообусловлены: отношение к деятельности, к труду, к вещам во многом зависит от отношения человека к себе, от его самооценки.

Личность формируется в ходе жизни, в процессе воспитания (в широком смысле слова), отражает условия и образ жизни человека и изменяется под влиянием перемены этих условий.

Таким образом, понимание «личности» человека, складывается из нескольких взаимосвязанных процессов, формирующих взаимоотношение человека, как социальную единицу, и собственное представление человека о самом себе. Рассматривая данные концепции, можно сделать вывод, о формировании структуры личности и ее социального свойства, в виде характера, как ряда определенный факторов, взаимосвязанных по своей природе и являющимися переходным звеном во взаимоотношении человека и общества. Рассмотренные модели социального аспекта личности, прежде всего отражают, типологию и структуру понятия о социальном характере личности, говоря не о поведенческом аспекте отдельного человека, а о его возможном отношении и восприятии себя в системе общественного восприятия.

В процессе социализации личности, происходит изменения её социаль­ной структуры в соответствии с требованиями общества и социального окружения, приобретаются новые знания, получается новая информация, которая превращается в убеждение, при этом определяется и формируется характер человека.

1.3 Анализ социально-психологических теорий личности

На сегодняшний день существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как об индивидуальности и одновременно как об социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: это необихевиористский, психоаналитический, когнитивистский, и интеракционистский. Все, кроме интеракционистского соответствуют общепсихологиче­ским течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Эти подходы имеют общие теоретические принципы анализа и интерпретацию социального поведения личности которые содержат ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга», к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся: [2,С.36]

- психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

- поведенческую школу (бихевиоризм);

- понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

- изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;

- трансакционный анализ личности (Э. Берн);

- акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

- стратегию жизни личности (К. Абульхановой-Славской);

- социально-психологические концепции личности.

Рассмотрим вкратце основные положения данных теорий, с приведенными ниже иллюстрациями.

Психоанализ. Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд положил начало одного из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах. Доктрина психического детерминизма. Это означает, что любое психологическое явление имеет причину. Утверждение о том, что бессознательные процессы играют значительно более весомую роль в формировании мышления и поведения человека, нежели сознательные. Фрейд считал, что именно в бессознательном скрыты основные личностные детерминанты, что именно здесь основной источник психи­ческой энергии, побуждения, инстинкты. (Приложение А, схема 1)

Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее о сосуществовании индивидуального несознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит в себе архетипы, определенные формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполняются личными образными и эмоциональными содержаниями.(Приложение А, схема 2). Еще одна известная идея Юнга о интроверсии и экстраверсии. Юнг предложил типологию характера, согласно наличия преимущественных функций (мышления, чувств, интуиции) и личностной направленности на внутренний или внешний мир. Также Юнг ввел такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, для определения двух проти­воположных типов личности. Экстраверты обращены на окружающий мир, а интроверты фиксированы на собственном внутреннем мире. Исходя из этого, Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, ощущения, интуиция) и двух личностных установках (интроверсия и экстраверсия).

Бихевиоризм. Его основой являются теоретические взгляды американских психологов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Уотсон предложил программу построения новой психологии, в основу которой он вкладывал не сознание, а поведение. Он утверждал, что любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул - это изменение внешней среды, реакция - ответ организма на изменение внешней среды. Скиннер расширил тео­рию условных рефлексов. Он выделил разнообразие операционных реакций, которые можно ослабить или усилить при помощи наказания или поощрения. Отрицательное подкрепление стимулов часто вызывает непредсказуемые последствия, в то время как положительное подкрепление вызывает изменения в поведении обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление стимула формирует поведение индивида и повышает самооценку человека (Приложение А, схема 3).

Для здоровья и роста нашему организму естественным образом присущи определенные позитивные силы и энергия. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. Основоположник гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс считал что,:“…в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным до такой степени, насколько это возможно для него биологически”. Важнейшую роль в становлении и развитии личности играет представление индивида о самом себе - его «Я-концепция».

К. Роджерс полагал, что каждый склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может знать точно каков он «на самом деле». Не может быть какого-либо объективного образа самого себя, применяемый как некий эталон. Тем не менее, существует актуальный жизненный опыт, нередко противоречащий уже сформировавшейся «Я-концепции». К. Роджерсу назвал данное противоречие между представлением о себе и актуальным опытом - неконгруэнтностью. Такое противоречие может быть разрешено или посредством смены поведения, ведущего к изменению актуального опыта, или же посредством модификации представления человека о себе самом - его «Я-концепции».(Приложение А, схема 4)

Другим выдающимся основоположником гуманистической психологии был видный американский психолог А. Маслоу, который много потрудился над проблемами роста и развития личности. Он считал, что сущность индивида исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. Также полагал, что психоанализ Фрейда преподносит нам болезненную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Именно ему должны быть благодарны исследователи психологии личности за переориентацию внимания с исследования неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. Поэтому его представление о само актуализации личности стало догмой для большого числа специалистов-психологов на десятилетия вперед. (Приложение А, схема 5)

Представители экзистенциального направления в психологии подвергают серьезной критике Фрейда и других сторонников психоанализа за то, что у них человек зависим от влечений, а представителей бихевиоризма - за зависимость от окружающей среды и несвободу. Смысл для человека обладать свободой выбора и иметь возможность найти свое наилучшее применение. Поэтому экзистенционализм особое внимание уделяет рассмотрению проблемы связи человека с окружающим миром. Невозможность существования человека без мира, точно так же не существует и мира без человека.[2,С.37]

Э. Берн американский психолог, основоположник трансакционного анализа личности, методом которого является - групповой психотерапии, базируемый на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Берн пришел к выводу, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: родитель, взрослый, ребенок. При этом трансакцей называется единица общения, которая может быть стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых «ребенок» совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный «взрослый», которого нужно только обнаружить и привести в действие. Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Автор делает вывод, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие. [26]

Сторонникам, которые находятся на уровне духовном, считают человека существом вечно живущим, они уверены, что после земной жизни ничего не заканчивается, жизнь человека они связывают с духовным миром. Здесь формируется ощущение связи с Богом и представление о счастье как служении и соединении с ним. В каждом типе личности есть все четыре уровня. В некоторые моменты один из уровней побеждает остальные уровни, исходя из определенной ситуации.

Таким образом, рассматривая данные концепции, можно сделать вывод, о формировании структуры личности и ее социального свойства, как определенные факторы, взаимосвязанных по своей природе и являющимися переходным звеном во взаимоотношении человека и общества. Рассмотренные модели социального аспекта личности, прежде всего отражают, типологию и структуру понятия о социальном происхождении личности, говоря не о поведенческом аспекте отдельного человека, а о его возможном отношении и восприятии себя в системе общественного восприятия.

Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. ОрбанЛембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг.) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сконцентрировала свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни. Проведенные социально-психологические исследования свидетельствуют, что взрослым человеком не рождаются, и состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, и то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. Таким образом, не сформированная в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида [21].

Психологи, так характеризуют взрослого человека как: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации. С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является - признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Одной из существенных причин психологического дискомфорта человека, является его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация по­рождает психоло­гический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.

Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности по иному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач. Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульханова-Славская К.А. разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особен­ности этой организации. Она также является автором концепции социального мышления, в частности социального мышления российской личности и менталитета [1, C.5]

Глава 2. Становление и социализация личности

2.1. Становление и развитие личности в социуме на основе социально-педагогического подхода

Учитывая, что термин «социализация» получил активное развитие за рубежом, взгляды зарубежных автором существенно сказались на подходах отечественных авторов к его осмыслению и развитию. В отечественной литературе под социализацией понимается то же, что получило отражение в зарубежной литературе. Об этой позиции можно судит по определению, представленному Л.П. Крысиным в «Толковом словаре иноязычных слов»:

«Социализация (от англ. socialization – общественный) – процесс становления личности, усвоения человеком знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу» [7, С. 727]. В этом определении представлены два основных компонента социализации: «процесс становления личности» и «усвоение человеком знаний, ценностей и норм, присущих данному обществу».

Становление личности включает формирование ее эмоциональности, мировоззрения, определяющие образ жизни и социально-ориентированное поведение. Многие отечественные исследователи существа социализации человека при его раскрытии ограничиваются усвоением индивидом ценностей, социальных норм, правил и образцов поведения. Однако личность характеризуется не только своими ценностями, нормами и правилами проявления, но и мировоззрением, воспитанностью чувств, социальной ролью и пр.

Становление и развитие личности носит более широкий характер, так как речь идет о становлении существа разумного, для которого культура среды жизнедеятельности имеет важное значение. Следует также отметить важную роль самого растущего человека в процессе социального развития, социализации, он далеко не всегда выступает пассивным потребителем влияния на него среды и воспитания.

В основе становления и развития человека разумного лежит социальность человека, как следствие многовековой эволюции существа разумного, отличающимся, развитым сознанием и нравственно выраженной эмоциональности по отношению к себе, своему ближнему окружению, человечеству и всему живому на Земле, сохранение которого определяет перспективы сохранения разумной жизни.

Социализация позволяет реализовать потенциал социальности каждого человека в процессе становления и развития его личности, социализированности в зависимости от направленности и активности во взаимодействии с конкретной социокультурной средой жизнедеятельности.

Необходимо подчеркнуть, что человек – природное существо. Реализация потенциала его социальности, становление и развитие личности носит естественный, закономерный, характер. Учитывая, что социализация выступает основой становления и развития личности, носит естественный, закономерный характер, то возникает необходимость в придании ей определенной направленности и динамичности. Это обеспечивается через стимулирование развития социальности воспитанника, направленного на формирование у него прогнозируемой социализированности. В этом существо социально-педагогического подхода влияния на становление и развитие личности воспитанника через стимулирование его социализации (ресоциализации).

Данный факт диктует необходимость социальному педагогу, субъекту воспитания понимать природу социализации (ресоциализации) и уметь рационально влиять на нее, стимулируя или сдерживая, придавая определенную направленность в становлении социальности (социализированности) в личности воспитанника в различных жизненных ситуациях.

Социализация человека происходит понемногу в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности, направленности и времени самоактивности, ее результативности. Она, как и социальное развитие, носит непрерывный, но не линейный характер.

Непрерывность свидетельствует о том, что остановки в социализации нет, а не линейность – направленность и интенсивность социализации зависит от социальности человека, его состояния, характера воспитательного воздействия, среды, направленности и интенсивности самоактивности.

Можно влиять на условия, направленность воспитания, самоактивность воспитанника и через них на процесс социализации. Такое влияние выполняет функцию стимулирования социализации, придания ее нового качественного направления в развитии (ресоциализации). Другими словами, для обеспечения влияния на процесс (стимулирование процесса) социализации (ресоциализации) необходимо знать ее механизмы и влиять на них с учетом особенностей воспитанника, среды жизнедеятельности личного опыта субъекта [14, С. 137].

Встречается также такие выражения, как «социализировался» и «социализирован» по отношению к воспитаннику.

Социализировался – это результат социализированности воспитанника в соответствие со своеобразием реальной среды жизнедеятельности и его самореализацией в ней, а также качественная оценка этого воспитанника с учетом ожидания субъекта (родителя, педагога, группы и пр.). Такая оценка носит объективный и субъективный характер. Объективность определяет степень социального соответствия (социализированности) воспитанника социокультурной среде жизнедеятельности. Она позволяет ему наиболее полно реализовать себя в этой социокультурной среде. Субъективность в оценке исходит от воспитателя. В этом отношении воспитанник может «играть роль» (проявлять себя) в соответствие с ожиданиями того, кому ему хочется понравиться (проявить себя в соответствие с ожиданиями) и через это проявление манипулировать субъектом. Подобное проявление можно наблюдать в семье, когда ребенок при матери (бабушки) ведет себя с одной позиции, а перед папой (родителями) – с другой; в семье ведет себя с одной

позиции, а в образовательной организации – с другой. Подобное часто ведет с раннего возраста к лицемерию [14, С. 137].

Термин «социализирован» свидетельствует о том, что среда жизнедеятельности человека, существенно сказалась на его социализации, сделала его таким, как и все остальные. Такой термин использует по отношению к человеку, когда хотят показать, что он наиболее полно отражает социокультурную среду, своей жизнедеятельности (семью, формальную или неформальную молодежную организацию и пр.):

– ребенок по социализированности представляет типичный образ своей семьи (какова семья, таков и ребенок; как говорится в поговорке: «яблоко от яблони не далеко падает»);

– если среда жизнедеятельности несовершеннолетнего представляет собой неорганизованную группу, то каждый, кто в нее входит в соответствие с социальной ролью, которую ему отвели, часто представляет собой идентичную часть целого (стадного человека);

– если же среда жизнедеятельности несовершеннолетнего представляет собой развитый коллектив, а котором писал А.С. Макаренко, то каждый ребенок чувствует себя комфортно и наиболее полно может в нем реализовать себя.

Следует выделить еще один из подходов к пониманию существа социализации. Он выражается в том, что социализацию соотносят с адаптацией человека.

Процесс адаптации требует от растущего человека определенных усилий. Эти усилия различные от стремления приспособиться, «прижиться», лишь бы не трогали и часто идти за кем-то, либо быть в числе тех, кто реализует себя независимо от протекающих вокруг процессов, либо завоевание лидерства в ситуации жизнедеятельности и множество других либо. Каждое их них – это определенная социальная роль, оказывающая свою роль на социализацию несовершеннолетнего. По существу всякая адаптация связана с новизной ситуации для воспитанника и по-своему влияет не столько на его социализацию, сколько на ресоциализацию.

Результат адаптации (адаптированность) может быть различен и по-разному отражаться на личности воспитанника. У одних адаптированность в среде жизнедеятельности позволяет наиболее полно реализовать себя, свою личную позиция. Такая позиция воспитанника может выполнять конструктивную (стимулирующую свою социализацию) или деструктивную (стимулирующую свою социализация и ресоциализацию других) функцию.

2.2. Социальный статус и социальная роль, основные критерии и характеристики

Поскольку организация социума в глобальном масштабе претерпевает серьезные изменения, проблема социальных ролей привлекает к себе все большее внимание. Прежде чем рассматривать такое понятие, как социальная роль, необходимо уделить внимание понятию «статус». Одним из компонентов социальной структуры является статус. Любой статус представляет собой аспект социальной идентичности, помогающий определить отношение к людям. Ведь главным и очень важным условием взаимодействия с любым человеком считается знание того, с кем именно вы общаетесь.

Мы обладаем несколькими статусами, складывающимися из всех тех, которые имеются у нас в данное время. Присоединение к организации или нахождение работы пополняет наш набор статусов; уход от дел уменьшает его. В течение жизни люди приобретают и теряют большое количество статусов. Каждый человек выстраивает принадлежащие ему статусы по степени своей важности для самого себя и по социальной значимости для окружающих. Из всех принадлежащих личности статусов один всегда выделяется как главный, или интегральный. Социальный статус проявляется во внешнем облике, манере поведения и во внутренней позиции человека.

В качестве второй составляющей социального взаимодействия выступает роль. Человек обладает статусом и исполняет роли. Например, обладание статусом студента означает, что такой человек будет посещать занятия, выполнять задания и в целом станет стремиться обогатить свою личность в процессе учебы.

Социальная роль отражает поведение человека, которое избирается в соответствии с принятыми в данном обществе нормами и правилами и зависит от социального статуса личности. Понятие «социальная роль» впервые использовал американский социолог Ральф Линтон в 1936 г. Социальная роль, по его мнению, является динамическим аспектом социального статуса, его функцией, выполняющей набор норм, которые определяют поведение личности и ее взаимоотношения с окружающими.

Социальная роль конкретизируется социальной позицией, занимаемой личностью в социально-стратификационной структуре общества. Зачастую человек так вживается в роль, что становится с ней одним целым и потеря привычной роли приводит к утрате части его личности [20, С.31].

Социальная роль должна соответствовать двум основным критериям:

– функциональной целесообразности;

– отвечать социокультурным ожиданиям людей.

Взаимосвязь этих критериев проявляется в том, что в одних ситуациях какой-либо из двух критериев может играть главенствующую роль, а в других случаях оба являются равноправными.

Выполнение социальной роли относится к социальным взаимодействиям, когда на протяжении длительного времени личность воспроизводит устоявшиеся черты поведения, соответствующие ожиданиям людей. Только модель поведения, ориентированная на конкретный статус, является социальной ролью. В основе освоения человеком какой-либо социальной роли могут лежать: внешние требования, побуждения освоить роль, выраженные другими, значимыми для данного человека людьми. Но наиболее важной все же является внутренняя мотивация.

Поскольку каждый человек обладает несколькими статусами одновременно, повседневная жизнь представляет собой смешение многочисленных ролей. У каждого индивида существует ролевой набор, включающий в себя совокупность ролей, присущих данному конкретному индивиду в определенных ситуациях и принадлежащих каждому отдельному статусу. Может происходить потеря одной из ролей определенного статуса и на смену ей приобретается другая. Социальные роли возникают и реализуются только в конкретной ситуации.

Т. Парсонс считал, что социальная роль проявляется только в контексте социального взаимодействия. Слияние таких взаимодействий образует динамичную, развивающуюся социальную систему. Социальные действия ведут к удовлетворению, благодаря соответствию этих действий заранее заданным ожиданиям других людей. Таким образом, ожидания становятся основой для формирования социальных норм и общепринятых ценностей.

Т. Парсонс предпринял попытку систематизировать социальные роли. Он считал, что любую роль можно описать пятью основными характеристиками:

1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоционального спокойствия в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (при болезни, страданиях, смерти). От членов семьи и друзей ожидается более активное проявление чувств.

2. Способ получения. Некоторые роли выражаются за счет предписанных статусов, например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются в процессе социализации; например, когда речь идет о профессоре, имеется в виду такая роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.

3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.

4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, начальник при невыполнении его поручений может оштрафовать работника или же сделать ему выговор. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, близким друзьям и родственникам мы оказываем услуги, не требуя какой-либо материальной платы за них, в то время как могли бы взять плату у незнакомого человека.

5. Мотивация. В основе разных ролей лежат различные мотивы. Предполагается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами – в основе его поступков лежит стремление получить максимальную прибыль. Но считается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. В своих трудах Парсонс полагает, что любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик [20, С. 32].

В индустриальных обществах многие люди исполняют большое количество обязанностей, причиной которых выступает разнообразие статусов и ролей. Даже роли, определяющиеся каким то одним отдельным статусом, способны налагать на человека противоречивые требования. Таким образом, возникает напряжение между ролями, связанными общим статусом. Например, профессор университета всегда дружелюбен со студентами, но в то же время он должен сохранять дистанцию для справедливой оценки студентов. Расстановка ролей по приоритетности выстраивается в соответствии с доминирующими ценностями и складывающимися обстоятельствами.

Г.М. Андреева представляет социальную роль в виде фиксации определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений [20, С.32]. Являясь представителем социума, каждый человек принадлежит к большому количеству различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и так далее). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, имеет некий статус, к нему предъявляются определенные требования. Выполнение человеком социальных ролей, соответствующих статусу, является источником предсказуемости и порядка в обществе. Роль предопределяет манеру поведения, поступки, действия индивида в конкретной ситуации. От человека, исполняющего данную роль, люди ожидают определенных поступков, которые к этой роли они предъявляют. Однако и сам обладатель статуса ожидает ответной реакции от окружающих за выполнение своей роли. Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. С исполнителем роли окружающие выстраивают отношения в соответствии с исполнением статусной роли, поскольку соответствующее ожиданиям поведение одобряют, а с нарушителями ожиданий стараются не поддерживать отношения. И все же разные роли в обществе, как и в театре, неодинаково жестко требуют от актера точного следования прилагаемым предписаниям. Таким образом, по мнению отечественного социолога И.С. Кона, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли. Ожидания людей находятся в структуре между статусом и ролью. Если ожидания рассматриваются как обязательные требования, то при их фиксации они переходят в разряд социальных норм. Но они также могут и не фиксироваться и просто оставаться ожиданиями. Ролевые ожидания включают в себя две составляющие: действия и качества [20, С.33].

Роль можно определить как типичную реакцию на типичное ожидание. Базовую типологию ролей заранее определяет общество. Ни одна роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Скорее поведение заключает в себе результат свойственного данной роли способа толкования ролевых ожиданий. Поскольку человек подчиняется заранее предписанным правилам, характеризующим каждую роль, он практически не имеет возможности на то поведение, которое, по его мнению, является соответствующим его желаниям.

Только при условии правильной интерпретации и оценки социальных ролей друг друга возникает социальное взаимодействие. Этот процесс американский психолог Т. Шибутани назвал принятием роли. По его мнению, процесс принятия роли является сложным и заключается в восприятии жестов, идентификации с другим индивидом и проекцией на другого своих собственных форм поведения. Эффективность участия человека в согласованных действиях зависит от его способности становиться в воображении различными людьми. Важнейшим механизмом формирования социальных ролей является идентификация – выражается в осознании индивидом групповой принадлежности (этнической, политической, территориальной, языковой, религиозной) и формировании социальных установок. Выделяют два вида идентификации личности: 1) социальная идентификация – осознание и эмоциональное восприятие личностью своей принадлежности к определенной социальной общности; 2) ролевая идентификация – принятие личностью общественно предопределенных норм и групповых требований в виде отвечающих ее собственным интересам и потребностям. Идентификация является предпосылкой для формирования идентичности – социального качества, которое является результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью [20, С.34].

Таким образом, социальная роль является моделью поведения, ориентированной на существующий у человека статус. Также ее можно выразить как шаблонный вид поведения, заключающийся в выполнении прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль описывает процесс взаимодействия людей, имеющих различные статусы, друг с другом. Правильно реализованная роль получает одобрительную оценку со стороны окружающих. Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль – их различие.

Идентификация индивида с большой социальной группой является потребностью в своем собственном «мы», в принадлежности к определенной социальной среде. Социализация личности невозможна без принятия на себя определенных ролей и попытки им соответствовать, исполнять их. В процессе исполнения конкретной социальной роли индивид выступает не только в качестве носителя свойственных ему характеристик, выражающих специфику бытия соответствующих социальных групп и видов деятельности, но также он идентифицирует свою личность с окружающей действительностью. Без самоидентификации вхождение в любую роль невозможно.

Как для общества, так и для личности формирование стабильной идентичности, выраженной в максимально полном соответствии желаний субъекта и требований окружающей действительности, является важным моментом. Чем больше социальных ролей способен выполнять человек, тем более приспособленным к жизни он является. Процесс социализации личности часто выступает как механизм освоения социальных ролей. Принятие роли может быть добровольным, добровольно-принудительным и принудительным. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является. Каждый человек исполняет свои роли с определенной долей индивидуальности и оригинальности, но вариации ограничиваются определенными нормами и ожиданиями, накладываемыми обществом на конкретную роль. Поэтому считается, что роль является относительно стабильной позицией даже тогда, когда одну и ту же роль исполняют разные люди.

Ролевые конфликты происходят при распаде или переходе к другому статусу совокупности тех социальных ролей, которые закреплены за конкретным статусом.

Общество наделяет индивидов идентичностью, оно поддерживает ее и трансформирует. Социальная среда создает сотни ритуальных актов, подкрепляющих вступление в новые статусы и роли. Общество, социальная группа не только избирают людей, наиболее подходящих для выполнения определенных ролей, не только предписывают им образцы ролевого поведения, но и контролируют исполнение роли в соответствии с ролевыми нормами. Поскольку в обществе доминирует потребительская сторона, нежели творческая, совершенствование личности и общества в целом все больше замедляется. В информационном обществе проблема определения и контролирования социальных ролей является достаточно сложной. Получая широкие возможности для общения с другими людьми посредством дистанцированности, человек сталкивается с огромным количеством социальных ролей. Выход из этой ситуации проявляется в виде двух вариантов: в ограничении социального общения и фиксировании ролей или же в попытке приспособления к исполнению огромного количества социальных ролей [20, С.34].

Заключение

В данном исследовании был рассмотрен социально-психологический подход к пониманию личности. Считается что, понятие личности одно из самых сложных и многогранных в социологии и психологии. Понятие личность в затронутой теме рассматривается как внутреннее понимание человека своего «Я», и понимания его в системе ценностей в обществе. Поэтому можно сделать вывод, что личность характеризуется как совокупностью внутренних и внешних черт, которые вырабатываются как непосредственно под воздействием накопленного личного опыта, так и приобретенного в результате социального взаимодействия.

Изучив и проанализировав научную и учебную литературу отечественных и зарубежных авторов можно выявить несколько особенностей социально-психологического подхода к рассмотрению личности.

Понимание «личности» человека, складывается из нескольких взаимосвязанных процессов, формирующих взаимоотношение человека, как социальную единицу, и собственное представление человека о самом себе. Рассматривая данные концепции, можно сделать вывод, о формировании структуры личности и ее социального свойства, в виде характера, как ряда определенный факторов, взаимосвязанных по своей природе и являющимися переходным звеном во взаимоотношении человека и общества. Рассмотренные модели социального аспекта личности, прежде всего отражают, типологию и структуру понятия о социальном характере личности, говоря не о поведенческом аспекте отдельного человека, а о его возможном отношении и восприятии себя в системе общественного восприятия.

В процессе социализации личности, происходит изменения её социаль­ной структуры в соответствии с требованиями общества и социального окружения, приобретаются новые знания, получается новая информация, которая превращается в убеждение, при этом определяется и формируется характер человека.

Рассмотрев социально - психологические концепции личности, можно сделать вывод, о формировании структуры личности и ее социального свойства, как определенные факторы, взаимосвязанных по своей природе и являющимися переходным звеном во взаимоотношении человека и общества. Рассмотренные модели социального аспекта личности, прежде всего отражают, типологию и структуру понятия о социальном происхождении личности, говоря не о поведенческом аспекте отдельного человека, а о его возможном отношении и восприятии себя в системе общественного восприятия.

Одним из компонентов социальной структуры является статус. В качестве второй составляющей социального взаимодействия выступает роль. Человек обладает статусом и исполняет роли. Социальная роль является моделью поведения, ориентированной на существующий у человека статус.

Список литературы

Абульханова К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 2. - С. 5–18.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 365 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.: Питер, 2008. - 398 с.
  3. Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 615 с.
  4. Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Пси­хофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.
  5. Калабалин, С.А. Педагогические размышления: сборник / Сост. и ред. Л.В. Мардахаев. – М.: Юстиция, 2017.
  6. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М.: Эксимо, 2005. – С. 727.
  7. Леонтьев, А.А. Психология общения: Учебное пособие / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2014. - 658 с.
  8. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003.
  9. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций / А.Р. Лурия. - СПб: Питер, 2006. - 320 с.
  10. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: полный курс : учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – М.: Юрайт, 2016.
  11. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика личности: учебное пособие / Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев. – М.: Перспектива, 2016.-120 с.
  12. Мардахаев, Л.В. Социализация в становлении личности: социально-педагогический подход / Л.В. Мардахаев. – М.: Региональная общественная организация «Центр инновационных технологий и социальной экспертизы». – 2018. – С. 17
  13. Мардахаев, Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 137.
  14. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник / А.В. Мудрик. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014.
  15. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник / Ф.А. Мустаева. – М.: Инфра-М, 2014.

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург : Питер, 2015. - 705 с.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

  1. Социальная педагогика: учебник / под ред. М.А. Галагузовой. – М.: ИНФРА-М, 2016.
  2. Троневская, М.А. Идентификация как механизм формирования социальных ролей / М.А. Троневская // Теория и практика общественного развития. - №15. – 2015. – С.31-34.

Акмеологический подход к изучению личности [электронный ресурс]. – режим доступа http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=4 (дата обращения 23.09.2019)

Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности [электронный ресурс]. – режим доступа https://bookap.info/lichnost/ (дата обращения 13.09.2019)

Маклаков, А. Общая психология [электронный ресурс]. – режим доступа https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/ (дата обращения 23.09.2019)

Основная база социально-психологической структуры личности психология [электронный ресурс]. – режим доступа http://mirtestoff.ru/util/index.php?f=3753(дата обращения 15.09.2019)

Парсонс, Т. Системы действия и социальные действия и социальные системы психология [электронный ресурс]. – режим доступа https://sociology.mephi.ru (дата обращения 23.09.2019)

Трансакционный анализ личности психология [электронный ресурс]. – режим доступа http://psyznaiyka.net/socio-lichnost.html?id=5 (дата обращения 15.09.2019)

Приложение А

Схема. 1 Структура личности в психоанализе З. Фрейда

Схема. 2. Индивидуальное сознание и коллективное бессознательное Юнга

Схема 3 Представления бихеористов о принципе работы мозга

МОЗГ

Стимул (S) Реакция (R)

Схема 4. Основные понятия в теории К. Роджерса

Самоактуализация

Термин означает стремление к личностному росту

«Я-концепция»

Представление человека о себе

Неконгруэтность

Противоречие между восприятием себя и актуальной ситуацией

Принятие себя

Схема 5. Иерархия потребностей по А. Маслоу

Описание: Иерархия потребностей по А. Маслоу