Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (Основные понятие и сущность личности в социальной психологии)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Основой социальных образований является человек с его творческой деятельностью, последствием которой является социальный конгломерат. Группы, коллективы, объединения, а в дальнейшем сообщества создаются человеком на основе социальных связей и взаимосвязанность.

«Социология личности» - это одна из специальных социологических теорий, предметом исследования которой является личность как объект и субъект социальных отношений на уровне ее взаимосвязей с социальными группами. Именно личность соединяет все звенья общественной жизни: макро-, мезо- и микросреду.

Философия рассматривает личность с точки зрения его положения в мире, прежде всего как субъекта познания и творчества. Наука психология изучает личность как устоявшуюся монолитность психических процессов, свойств и отношений – стабильные характеристики психики: характера, темперамента, способностей, волевых свойств, и тому подобное. Историки отслеживают, как под воздействием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо. Экономика подразумевает, что личность способна на рациональный выбор.

В социальной психологии личность рассматривается как чрезвычайно гибкое существо, способное социально приспособиться, но также данная наука предполагает, что человек обладает социально-типичными характеристиками.

Изучение человека в социальной психологии рассматривается как личность, как элемент социальной жизни, раскрываются механизмы становления личности под воздействием социальных факторов, а также обратное воздействие личности на социальную среду.

Социально-психологический метод исследования человека заключается в выяснении в человеке того, что непосредственно связано с социальной жизнью, включенностью человека в систему социальных отношений.

Цель работы - раскрыть сложности личности с точки зрения социальной психологии.

Объектом исследования является личность как социально-психологический феномен.

Предметом исследования является научно-практическое изучение социально-психологических особенностей личности.

Задачи исследования:

  • проанализировать исследование личности в социальной психологии;
  • рассмотреть формирование и развитие психолого-социологических концепций личности;
  • проанализировать основные противоречия социальной психологии личности;
  • изучить понятие социализации личности;
  • охарактеризовать институты социализации;
  • рассмотреть механизмы социальной регуляции поведения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что избранная для рассмотрения тема находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Информационной базой для написания работы по теме курсового исследования послужили фундаментальные теоретические труды крупнейших ученых в сфере социальной психологии, психологии личности, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов.

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИЧНОСТИ

1.1 Исследование личности в социальной психологии

Социальная психология является относительно юной наукой, сформированной на грани психологии и социологии. Задачи, а так же вопросы изучаемые этой наукой является не взаимодействием двух методов исследования или механическим сближением систем, а самобытной наукой как по проблематике, так и по логике ее исследования.

Социальная психология изучает поведение человека в обществе, психические явления, происходящие во время взаимодействия различных групп людей. То есть можно сказать, что при помощи данной науки исследуется закономерности поведения людей, входящие в состав различных групп, их раздумье друг о друге, влияние друг на друга при этом, расположение друг к другу.

Уникальность социальной психологии заключается в том, что она находится между социологией и психологией. Отнести ни к одному из этих направлений ее нельзя, так как она является объединяющей наукой. Разница заключается в том, что психология рассматривает больше внутриличностные аспекты и социальные ситуации, социология - внеличностные и социальные процессы, которые определяют поведения человека.

Три основные проблемы социологии личности заключаются в: изучении личности как элемента, представителя социальных сообществ и социальных институтов; исследование личности как объекта социальных отношений и постижение личности как субъекта общественных отношений.

Предмет социальной психологии - изучение закономерностей и механизмов возникновения, функционирования и проявления реальности, которая формируется в процессе субъективного отображения человеком объективных социальных отношений и социальных общностей.

Это установление содержит первостепенные сущностные признаки социальной психологии:

- изучение феномена сольватация людей, мыслительного обмена;

- массовые психические явления;

- социально-психологические характеристики социальных групп как монолитность структур;

- механизмы социальных реакций на человека и его соучастие к обществу, как субъекта социальной жизни и социального взаимодействия;

- возникновение теоретических и практических действий для совершенствования взаимодействия людей и социальных групп:

- дальнейший онтогенез социальной психологии как многоуровневой системы знаний;

- исследование и вердикт задач в малых группах (иерархия, лидерство, манипулирование, межличностные отношения, конфликты и т.д.);

- исследование и вердикт задач в больших группах (нации, классы, союзы и т.д.);

- исследование социально-психологической деятельности личности в обществе.

1.2 Формирование и развитие психолого-социологических концепций личности

Во времена античности начали проявляться и развиваться представления о человеке. У древних греков не сложилось ощущение личности, так как человек еще не отделялся от Космоса и всеобщей субстанции. Антропологическую проблематику поднимает Сократ исследуя индивидуальные человеческие черты и свойства, которого в современной западной литературе считают основатель философии человека в ее первоначальной версии.

Способность человека к мышлению и всю человеческую субъективность выделяет древнегреческий философ Протагор (ок. 480 - ок. 410 гг. до н.э.); человек рассматривается как определенный индивид. В учении Аристотеля охватывает уже две антропологические тенденции. С одной стороны, в его концепции человек и природа впервые разъединяются, требуя непохожие подходов и непохожего толкования как качественно отличные реальности. С другой же стороны, акцент относится на неразрывной связи человека со всем миром.

Древнегреческими философами создают концепцию «человека разумного» - «homo sapiens», цель которой заключается в определение мысли об различие человека и животного по признаку разумности.

Человек принципиально по новому начинает рассматриваться в христианстве, происходит высвобождение человека от власти Космаса, но поставило его в регрессию от Бога.

Со времен принятие христианства радикально изменилось отношение к человеку, он получил определенную самоценность; зарождается представление о нем как о непоколебимо и наивысшей цели мироздания; все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека. В христианстве содержится трактовка человека в качестве безусловной ценности.

Третья антропологическая концепция основывается на натуралистических, позитивистских и прагматичных учениях. Название концепции «человека деятельного» - «homo faber», которая опровергает способности и особенности человеческого ума, различия между человеком и животным отсутствуют; человек исследует как различие животного, которое имеет просто огромную комплексность естественных признаков. Все психические и духовные аспекты утверждены в чувственных ощущениях, инстинктах и влеченьях. Со временем данная концепция формируется в мощное теоретическое направление и находит свое воплощение в учениях Конта и Спенсера.

Четвертая концепция в понимании человека и личности решительно не согласна с верой в прогрессивность «человека разумного», «человека божественного» и «человека деятельного». В этой версии человек - существо стремящееся, предпочитающее и желающее; ум определяется как тупик эволюции, как последствие потери «воли к жизни». В этой версии первостепенные иррациональные мотивы и субъективистские ориентации.

Вследствие этого, теперь мы видим, как по немного появляются, усложняются и изменяются представления о человеке и личности. Различные модификации этих подходов находят свое проявление в социологических учениях. Всех их охватывает одна общая цель: они признают человеческую личность специфическим образованиям.

Во времена существования СССР личность понимали исключительно через утверждение Маркса «главное в человеке не его абстрактная физическая природа, а его социальное качество».

Главные положения концепции: хочешь иметь представление о конкретном человеке - изучи социальное положение; образ жизни - основа личности; изменение общественных времен, условий - изменение и в человеке; личность создавать в соответствии с основополагающими принципами коммунизма. Индивид - существо бесплотное; процесс становления личности о всем богатстве ее сознательных и стихийных устремлений, субъективной уникальности не брался к почтению.

Также среди социологических учений имеются концепции, которые вместе «естественное (биологическое) - социальное», то есть в человеке абсолютизируют его первую или вторую составляющую.

Разберем соотношение рационального и иррационального, которое принимается также одним из обсуждению в трактовке личности. Концепция О. Конта предполагала веру во всемогущество человеческого ума и интеллекта (рацио). Основой данной концепции является, что социальный прогресс является следствием умственной деятельности человека; социальное продвижение зависит от его интеллектуальной основы. М. Вебер исходит от убеждения в переходе от аффектной и традиционной деятельности личности к ценностно - и целерациональности ее поведения.

Совсем по иному рассматривает ситуацию В. Парето, по мнению которого, основа социальных действий и поведения личности заложено в нелогичных поступках, которые делаются на фундаменте не сознательного мышления, а чувственного состояния человека, продукта иррационального психического процесса. Он дает определение таким нелогичным действиям «резидуями». Следовательно, по представлению В. Парето истинными движущими силами истории отдает главенство чувствам личности.

В продолжении разберем инстинктивизм как одно из направлений социологического психологизма, а также социология фройдизму, которые близки концепции Парето. З. Фройда (1856-1939) считал стартом и основой жизни индивида являются инстинкты, влеченья и желания присущие человека, которые делятся на противостояние двух сил - Эроса (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатоса (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт разрушения). Они, по мнению Фройда, являются сердцевиной прогресса, значительно оказывая, влияние на деятельность разных социальных групп, народов и государств.

Синтезированный подход к рассмотрению этих двух сторон внутренней жизни личности и ее социального поведения начинает развиваться в настоящее время в социологии.

В конце XX ст. все более явными становятся кризис «голой» рациональности человека социального, и невозможность возведения социальных характеристик личности лишь к ее иррациональным проявлениям. Личность во всей ее изобилии, в совокупности рациональных и чувственных сущностных свойств все четче становится центральной социологического понимания и исследования.

1.3 Основные противоречия социальной психологии личности

Не смотря на разносторонность социологических методов к исследованию человека - существует устоявшаяся совокупность задач, которые проявляются в качестве предмета изучению социологии личности, к которым определяется проблема выделения основных характерных черт личности, такие как самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, определенную автономность относительно общества, ответственность за свои действия, и тому подобное.

Также некоторые социологи (например, О. Якуба) заостряет внимание на проблеме внутренней духовной составляющей личности и включают потребности и интересы, ценности и мотивы, социальные нормы и убеждения, мировоззренческие принципы, вкусы и привычки и много других духовных образований.

Одним из наиболее исследуемых вопросов в социологии есть задача побудительных факторов социального поведения личности, к которым принадлежат потребности и интересы. Центр анализа личности являются потребности, то есть внутренние сердцевины ее активности, характеристика объективного в личности. Потребности - это нужда, необходимость для человека того, которое обеспечивает ее существование и самосохранение.

В социологии создателем иерархической теории потребностей, «пирамиды потребностей», является американский социолог А. Маслоу (1908-1970). Суть его теории заключается в том, что он классифицирует потребности, разделив их на базовых (или постоянные) и производных (или изменяемые). Все потребности, по его мнению, являются врожденными образованиями. Базовые потребности располагаются согласно принципу иерархии в восходящем порядке от более низких, преимущественно материальных, к более значимым, преимущественно духовным:

  • физиологичные и сексуальные потребности (в продолжении рода, в еде, дыхании, движению, одежде, жилье, отдыхе);
  • экзистенциальные - это потребности в безопасности своей жизни, уверенности в завтрашнем дне, стабильности, гарантированности труда;
  • социальные - в принадлежности к коллективу, группе или сообществу, в общении, в участии в совместной трудовой деятельности;
  • престижные в уважение со стороны других, их признании и высокое мнение качеств, в повышенной оценке в труде и высоком статусе в обществе;
  • духовные - в самовыражении через творчество.

Осознание и удовлетворение вышестоящих в иерархии потребностей возможно только при условии удовлетворения потребностей, расположенных ниже (хотя возможны отдельные исключения).

Следующая категория социологии личности - интерес - также имеет объективно-субъективную среду и являет собой осознание потребностей. В симбиозе они являются основой ценностного отношения личности к окружающему миру и используются для исследования регуляторов социального поведения. Понятие ценностей широко разбираются в разных науках. С точки зрения социологического подхода к проблеме ценностей являет в его направленности на выявление их роли как соединительного звена между поведением личности, с одной стороны, и социальными группами, сообществами и обществом, - с другой.

Личные ценности являются источником индивидуальной мотивации, они функционально эквивалентны потребностям. Можно сказать, что ценности связаны, с одной стороны, с удовлетворением жизненно важных биологических потребностей, а с другой – они основаны на социальном взаимодействии и выполняют функцию, регулирующую поведение людей. Ценности разделяются людьми и могут сохраняться на протяжении жизни нескольких поколений.

Ценность – это приобретенное, усвоенное из опыта предыдущих поколений людей обобщенное понятие о том, что для человека и сообщества является значимым. Содержание ценностей отражает цели, которыми руководствуются люди, когда думают, принимают решения и действуют.

Ценности отличаются значительной стабильностью и образуют ядро формирования личности. В них выражены мотивирующие цели и соответствующие способы действий для их достижения. Основные человеческие ценностей: семья, благополучие, здоровье, свобода, равенство, справедливость и др. Однако ценности изменяют свою значимость в разные эпохи, так как связаны с условиями жизни и культурой общества. Ценности играют центральную роль в социальном познании и представляют собой ту самую основу, которая необходима для понимания ментальных обобщений.

Таким образом, ценности – это понятия, с помощью которых психологи пытаются обозначить и объединить целый ряд явлений, состояний и целей, достойных того, чтобы к ним стремиться. Поскольку социальная психология изучает отношения людей во всем их разносторонности, задача ценностей имеет принципиальное значение.

Одним из краеугольных понятий в социологии вообще и в социологии личности в частности считаются мотивы, так как характеризуют человека как субъекта. Мотивы рассматривают отношение личности к интересам и ценностным ориентациям, дают им оценку. Мотив - это осознанная потребность личности. В классификации мотивов подчеркивают материальные и духовные, как определяющие, а также экономические, социальные, идеологические, духовные и тому подобное.

Главной из проблем социологического исследования можно выделить проблему социальной типологии личности. Социальный тип личности - это результат переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности человека, комплексность повторяемых качеств и свойств человека как существа социального. Задача заключается в том, что социология имеет дело не с единичным, а массовым, многообразным и делает попытки раскрыть в личности существенное и типичное. Рассмотрим такие типы личности:

  • идеальный (в котором находит проявление требование социального идеала того или другого общества);
  • нормативный (то есть совокупность свойств личности, формирование которых объективно необходимо для развития данного общества);
  • реально существующий (то есть высоко стоящий тип личности на том или другом этапе развития общества, которое может влиятельно отличаться от нормативного и тем более идеального типа).

Отметить, что социологию волнует не только типология личности, но и обстоятельства, благодаря которым движется формирование и развитие типов вообще и отдельной личности в частности. Суть задачи социализации заключается во влияние социальной среды на становление личности. Социализация заключается в воздействии на человека от индивидуального к социальному под влиянием таких факторов социальной среды, как:

- совокупность ролей и социальных статусов, которые общество предлагает человеку;

- социальные сообщества, на границах которых индивид может реализовать определенные социальные роли и приобрести определенный статус;

- система социальных ценностей и норм, которые преобладает в обществе и переходит младшими поколениями от старших;

- социальные институты, которые обеспечивают производство и воссоздание культурных образцов, норм и ценностей и способствуют их передачи и усвоению;

- общая ситуация в стране.

Процесс социализации формирует все сферы жизни и деятельности человека. В социализации принимает участие все окружение индивида. Социализация - не одноразовый или кратковременный процесс; она происходит в течение всей жизни человека. Столь длительный процесс заключается в том, что человек не переставая изменяется, с течением его жизни возникает входить в новые социальные роли.

Стоит отметить важные различия: во время социализации ребенка главное для него выступает социальная адаптация, приспособление к общественной среде, то для социализации молодого и зрелого человека основную роль играет интериоризация, или формирование внутренней структуры человеческой психики, перевода элементов внешнего мира во внутреннее «Я» личности. Результатом интериоризации становится индивидуальность личности.

Механизмы социализации отображены в концепции З. Фрейда, который выделяет основные из них:

  • имитацию (осознанные попытки ребенка копировать и подражать поведению взрослых и друзей);
  • идентификацию (усвоение детьми поведения родителей, социальных ценностей и норм как своих собственных);
  • чувство стыда и вины (или негативные механизмы социализации, которые запрещают и подавляют некоторые модели поведения).

Ресоциализация термин встречающийся в обществах переходного типа и означает он ситуацию коренного изменения социальной среды и необходимость личности приспособиться к измененным социальным обстоятельствам, новым нормам и ценностям. Для человека этот процесс является болезненным, так как полностью меняется мировоззрения и осознание необходимости построения нового миропонимания.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1 Понятие социализации личности

Основателями термина социализации личности введённого в социальную психологию являются А. Бандуры и Д. Кальман было в 40-50 годы XX в.

Социализация - процесс деятельности и общения, вердикт адаптации и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Она развивается как в условиях воспитания, так и стихийно. Социализацию можно вообразить как процесс адаптации и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта.

Можно определить три сферы, в которых происходит становление человека: деятельность, общение, самосознание. Теперь подробно рассмотрим эти сферы становления человека. Постоянное расширение опыта человека происходит в процессе деятельности, освоение новых видов деятельности, расширение профессиональных качеств, личностный выбор. В общении происходит расширение и углубление связей человека, определяются различные личностные изменения. Именно межличностное общение дает толчок формированию человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Самосознания способствует становлению «Я-концепции» под влиянием включения человека в различные социальных групп. Самосознание не возникает в одно мгновение, оно формируется по немного, пока личностью не поймет себя как целостность. Изначально стоит поднять свое самолюбие. Иными словами, пропагандируется индивидуализм, который направляется на удовлетворение собственных интересов вместо того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.

На Востоке и странах третьего мира больше ценится коллективизм, когда высшей целью жизни является благополучие групп.

Индивидуализм или коллективизм влияют на личность, социальные отношения и воспитание детей. Индивидуализм сопровождается депрессиями, беспомощностью. Коллективизм способствует безответственности, социальной лени, конформизму.

Социализация - бесконечный процесс становления человека как личности на протяжении всей жизни, состоящий из нескольких стадий, а именно: активное становление человека как общественного существа в первую треть жизни, развитие зрелой личности в процессе функционирования в обществе, социализация взрослого. Также существует другая классификация стадии социализации: пред трудовую, трудовую и после трудовую.

По мнению Е. Гидденса, социализация - это процесс, при котором беспомощный ребенок постепенно превращается в личность, которая понимает и саму себя, и окружающий мир, приобретает знания и привычки, присущие культуре, в которой ребенок родился.

В научной среде существует различных вариантов определения социализации, но большинство из них сводится к пониманию ее как процесса, благодаря которому люди адаптируются и учатся подчинять свое поведение социальным нормам. Социализация изучается как процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных связей и его интеграция в различные типы социальных сообществ через культуру, ценности и нормы, на определение которых создаются социальные черты личности.

Знаменитый польский социолог З. Бауман выводит, что в социологии постмодерна нет места понятию "социализация", поскольку нельзя говорить о целеустремленном формировании личности: современный человек в значительно большей мере, чем его предшественники, способен сам себя создавать, самоконструировать.

Теория Т. Парсонс ориентирована на постоянное общество, в котором каждый индивид осознает свою социальную роль, понимает, чего от него ожидают другие. Именно социализация является тем элементом, с помощью которого поддерживается равновесие в социуме. Социализация имеет две фазы - социальное усвоение и интериоризации. По Т. Парсонсу, важными каналами социализации являются семья, школа и молодежная субкультура.

Американский социолог Н. Смелзер выводит, что благодаря социализации люди приобретают опыт и располагают установки, которые отвечают их социальным ролям. Социализация имеет цель способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение общества через усвоение его новыми членами соответствующих убеждений и образцов поведения. Удачный социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения, стремлением к конформизму.

Социальная адаптация – интериоризация – рассматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые упорядочились в обществе или отдельных социальных группах, к которым относится индивид. Взятый аспект социализации дает индивиду возможность вступить в социальное сообщество таким образом, чтобы не акцентироваться в нем, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения. Оцепляет наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы. Рассматривается процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социально исторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в итоге преобразуются во внутренние правила поведения, способствуют созданию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться. Субъект социализации изучается как активно действующая единица. Фазы социализации по Т. Парсонсу

По Н. Смелзеру, социализация - это двусторонний, разнонаправленный процесс, который включает взаимное влияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализирует. Итогом этого становится создание уникальной и непоколебимой личности.

На анализе социализации сыграла роль и теория психосоциального развития человека Э. Эриксона. Он высказал выделит в жизненном цикле человека восемь универсальных для всего человечества последовательных стадий его психосоциального становления - детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст (или раннее юношество), молодость, средний возраст, зрелость.

Процесс раскрывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность формируется постепенно, переход от одной к другой стадии развития выявляет готовность личности следовать к дальнейшему росту, к росту социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия. Каждая этап характеризуется специфическим заданием. Например, в детские годы происходит развивание базового доверия к окружающему миру, преодолению ощущения отчужденности, а в игровом возрасте - формирование активной инициативы одновременное выявление чувства вины и ответственности за свои желания. Само общество, по мнению Э. Эриксона, определяет сущность развития, которое бы более к лучшему образом способствовало включению индивида в общественную жизнь, то есть социализации.

Современные немецкие ученые (Ю. Хабермас) связывают социализацию с идеей о том, что индивид в процессе своего формирование все более движется к самореализации и самоутверждению, а более не активное приспособление отступает на задний план.

2.2 Институты социализации

Все социальные сообщества, в которых происходит формирование личности (семьи, дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные объединения) являются институтами социализации.

Основную интеграционную роль в развивающемся процессе личности играет семья. После рождения человека в семье которой вырос индивид поступает формирование его собственной семьи где он рожает своим детей, стареет и умирает. Так начинается становление нашего «Я» и закладываются основы межличностных отношений.

Условием хорошей адаптацией человека к жизни является ощущение безусловной и всеобъемлющей любви. Именно это ощущение в семье является основой психического здоровья будущей личности, что проявляется в ощущениях:

- личной безопасности и принадлежности;

- компетентности, самостоятельности.

Заботливые родители стремятся выполнить потребности детей, определяя границы, безопасную среду для формирование целостности ребенка. Это позволяет выбирать ребенку жизненный путь, осуществлять общественно определяющие действия и выводить в действия заложенный потенциал.

В жизни часто встречается агрессивное поведение личности. Психологи выделяют враждебную агрессию как самоцель, которая зарождается злостью, и инструментальную агрессию, которая является средством достижения целей.

Существуют определяющие теоретические концепции агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на фрустрацию;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации).

Учеными утверждено, что телевидение влияет на ребенка, по их изучению существует гипотеза, согласно которой просмотр сцен насилия позволяет людям высвободить свою агрессию. По телевизионным каналам показывают криминальные сцены, посмотрев которые более впечатлительные подростки могут воплотить в жизни.

Все это лишний раз доказывает, что важно не допустить агрессию, предупредить ее, нежели ждать ее проявления – это могут делать родители, если научаться добиваться дисциплины от детей без применения насилия.

Социальный контроль и личный контроль не меньшей степени противостоят друг другу, чем биологические основы человека культурного. И поэтому имеет смысл как социальное, так и личное предопределение агрессии. Но именно личность предполагает свое поведение и несет за нее ответственность.

Социализация является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение им системы социальных связей посредством деятельности.

Социализация как диалектический целостный процесс развития и саморазвития составляет единство этих двух противоречивых явлений. Поняв условия среды, можно воздействовать на нее. Хотя адаптация социального опыта невозможно без индивидуальной активности человека. Личность проходит социализацию в разных социальных группах.

Разберем основные механизмы социализации:

  • Подражание - это повторение индивидом опыта других людей (движений, манер, поступков и действий). Подражание играет не малозначительную роль в поведении людей, так как оно затрагивает как простейшие навыки, так и духовные ценности.

Важно отметить, что в формирование ребенка поражение имеет важное значение, так как оно заложено в детях начиная от слепого копирования поведения взрослых к сознательному усвоению.

  • Внушение (суггестия) - неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, при некритической оценке содержания сообщений. Внушение осуществляется с помощью вербальными (слова, интонация) и невербальными (жесты, мимика, окружение) средствами. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным.

Б.С. Поршнев разбирает внушение как взаимодействие доверия и недоверия. Суггестия предполагает полное доверие к смыслу, которое передает коммуникатор. Контрсугестия связана с недоверием к сообщению. Суггестия является средством интеграции группы, сохранение существующих обычаев, то контрсугестия - орудие изменений, движения прямостоящую сторону. У каждого человека свой уровень внушаемости, а повышение внушаемости прямо пропорционален росту численности группы.

  • Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать) - это активное влияние поведения одних людей на деятельность других, в итоге чего их деятельность улучшается.

Эффект социальной фасилитации зависит от характера задач, которые выполняет человек. Положительно сказывается на количественные результаты и отрицательно - на качественные.

  • Социальное ингибирование (от лат. inhibeo - подавление) - сдерживание, которое препятствует приобретению индивидом нового социального опыта под .
    влиянием присутствия посторонних наблюдателей.

2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности

Для полного понимания личности в 80-х годах XX в. отечественные ученые (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев и др.) начали более активно использовать термин «поведение». Поведение - форма связи, взаимодействия организма с окружающей средой. Основой являются потребности.

Спецификой человеческого поведения является то, что среда его жизнедеятельности явление социальное. Отличительным признакам человеческого поведения считается его общественная обусловленность. Активность способствует основанием для деятельности и поведения.

Социальное поведение - интегральная и влиятельная форма проявления личности, система социально обусловленных языком и знаково-смысловыми образованьями действий, посредством которых личность или группа участвуют в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. Социальное поведение вбирает действия человека относительно общества, других людей и предметного мира. Эти действия контролируется общественными нормами права и морали. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Цель, которая стоит перед социальным поведением личности заключается в поправке окружающей реальности, общества, человека. Итог же формирование и развитие межличностного взаимодействия, взаимодействия с различными сообществами. Для достижения результата необходимо общению.

В структуру социального поведения включают: поведенческий акт, действие, поступок, деяние.

Поведенческий акт - единичное проявление любой деятельности, ее элемент. Значительная роль в социальном поведении отводится социальным действиям, которые осуществляются в определенной ситуации и рассматривают общественно-детерминированную мотивацию, намерения, отношения.

Социальные действия зависят от целей, стоящих перед обществом. С точки зрения выявления характеристик социальных действий важна их мотивация, отношение к «Я», соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Специфика социального действия определяется: восприятием социального действия ближайшим окружением, ролью этого восприятия в мотивации, ролью референтной группы, механизмами социального контроля социального действия личности.

Поступок - социально оцениваемый акт поведения, который побуждается осознанными мотивами. Поступок подчинен мотивам и намерениям человека. Через поступки видна личность человека, а именно потребности, отношение к окружающей реальности, характер, темперамент. Комплексность поступков является частью деятельности, в котором реализуется активность. Ответственность за активность несет сам индивид, даже если она выходит за пределы его контроля.

Социальное поведение личности - сложное социально-психологическое явление. Разбирая социальное поведение необходимо обозначить такое понятие как регуляция - налаживание в соответствии с нормами. Функциями социальной регуляции поведения является формирование, мнение, поддержка, защита и воспроизводство субъектом необходимых норм, правил.

Субъектами регуляции выступают общество, малые группы и сама личность. Регуляторами поведения личности является «мир вещей», «мир людей» и «мир идей» - общественные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы.

К распространенному классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение. Общечеловеческими регуляторами поведения выступают: быт, семья, язык, традиции, ритуалы, привычки, стереотипы. В духовной жизни общества регуляторами поведения личности является морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: большие социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т. п.); малые социальные группы (общности, коллективы, организация, оппонентский круг и т.п.); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, референтность группы, уровень развития коллектива.

К социально-психологическим аспектам относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Личностными составляющими социально-психологических регуляторов поведения является социальный престиж, позиция, статус, авторитет, социальная желательность, установка.

Организации как основные формы объединения людей используют различные виды норм: стандарты, модели, шаблоны, правила, императивы поведения. Их относят как основные правила, которыми необходимо придерживаться представителю сообщества, прежде чем совершить поступок. Нормы делятся на формализованные (зафиксированные в документах, внешне представлены) и неформализованные (не оформлены, однако представлены определенными внутренними предпочтениями).

Однако личность настолько не простой внутренний механизм, что ее стоит разбирать не только как субъект социального поведения, но и как субъект регуляции этого поведения. Поэтому изучение внутренних факторов, определяющих поведение личности, имеет возвышенное значение.

Выделяют три внутренних регулятора поведения, а именно психические процессы, психические состояния и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, хранит, воспроизводит и перерабатывает необходимую информацию. На психические процессы оказывают влияние такие явления как внутренняя речь, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач. К внутренним регуляторам психического состояния относят аффекты, депрессию, настроения, тревожность, фрустрацию, отчужденность, релаксацию. Психические качества личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Регуляторами поведения являются установки, оценки, жизненная позиция, статус, чувство любви, ненависти, страха, стыда. Этапом завершающим социальную регуляцию поведения является мотивационная сфера.

Высшим регулятором социального поведения является сама личность как комплексность всех психических процессов и состояний. Осознавая социальные воздействия личность вырабатывает отношение к себе и другим, оценивает и формирует отношение к своему поведению и поведению других членов общности и группы. В самосознании личности осуществляется познание себя и отношение к себе как объекту и субъекту социального взаимодействия и социального поведения. Общественное знание и отношение личности к самой себе содержится в Я-образе, Я-концепции. Они включают в себя представление о своей индивидуальности, идентичности, определенное совокупность интересов, склонностей, ценностных ориентации, определенную самооценку и самоуважение, переживание себя как субъекта деятельности. «Я-концепция» во всех её составных элементах регулирует реальное, планируемое, идеальное социальное поведение личности.

Исходя из выше написанного, социальная регуляция поведения личности является очень сложным внутренним механизмом, который включает огромный спектр внешних и внутренних факторов. Содержанием ее являются: 1. создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, инструкций, образцов); 2. регламентация поведения; 3. его оценка; 4. определение санкций. Итоговым результатом социальной регуляции является модификация поведения личности, социальный контроль или манипулирование личностью. Таким образом, он может нести как общественно-положительный, так и отрицательный эффект, противоречащим традициям, установкам, нормам морали.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ


3.1 Понятие и сущность личности

Одним из самых неустойчивых и спорных понятий в психологической науке считается понятие «личность». Неопределенность заключается в том, что существует огромное количество теорий личности, столько же имеется и определений «личности» и мнений психологов на этот счет. В своей работе я предлагаю рассмотреть несколько определений личности, которые были даны светилами социальной психологии.

И так, начнем с Б.Г. Ананьев, который отмечал, что «личность - прежде всего современник определенной эпохи, и это возводит множество ее социально-психологических свойств». Под этими он подразумевал принадлежность личности к конкретному классу, группе, национальности, профессии и т.д. А.В. Петровский исследовал личность с точки зрения межличностных отношений и вот его основные постулаты на вопрос о личности - интраиндивидный (отражает свойства, присущие определенному субъекту); интериндивидный (рассматривает особенности отношения личности с другими людьми); метаиндивидный (описывает непосредственное какой-либо личности на других людей). На взгляд же Л.И. Анцыферова личность подразумевается «как способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Но есть в этом разнообразии мнений и общие мнение, все психологи согласны с выводом, что личностью не рождаются, а становятся в процессе жизненного пути и для этого человек должен немало потрудится. И начать ему стоит с умения разговаривать, то есть овладеть речью, а затем многими моторными, интеллектуальными, социокультурными навыками. Личность изучается учеными как итог социализации индивида, который адаптировал традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных испокон веков. От того насколько человек смог впитать, понять и усвоить информации и опыта в процессе социализации, зависит уровень формирование личности и каким он будет в будущем.

Исследование проблемы личности заинтересованы многие науки, так как в большей или меньшей степени к вопросу относится все сферы жизнедеятельности человека. Этот комплексный подход к изучению вопроса научных дисциплин, которые имеют отношение к делу, будет итог при точном определении области поиска для каждой из вовлеченных дисциплин.

Кроме споров в трактовке понятия личности присутствует также не согласия и о структуре и сущности личности. Психологи имеют множество умозаключительных объяснений, которому можно объяснить личность и каждый из них соответствует своему определенному представлению о сущности личности. Более спорная ситуация возникает по вопросу «включении» или «не включении» в личность индивидуальных психологических особенностей. Начинается полное не согласие между психологами, так как у самых разных авторов гипотез самые разные ответы. И.С. Кон отмечал, многозначность понятия личности приводит обычно к понимаю одних под личностью определенного субъекта деятельности в цельности его индивидуальных свойств и его социальных ролей. Другой подход представляет многогранность иначе: личность «как социальное свойство индивида, как комплексность интегрированных в нем социально важных черт, сформированными в прямом и косвенном взаимодействии определенного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения».

Более частый второй подход предполагает больше как социологический, хотя он используется внутри общей психологии. Не согласие идет в вопросе об обязанности личности в психологии, и есть ли смысл ее изучать преимущественно во втором значении или в стратегии данной науки основное – базирующая цепь в личности социально значимых черт и индивидуальных свойств человека.

В границах познание первого подхода рекомендуют определять в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства. При интегративном подходе к личности набор характеристик и параметров значительно расширяется. К.К. Платонов исследовал структуру личности и определил четыре подструктуры или уровня:

  • биологически объясненная подструктура - темперамент, половые, возрастные, чуть реже патологические свойства психики;
  • психологическая подструктура - индивидуальные свойства отдельных психических процессов индивида, ставших впоследствии свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, восприятия, чувств, воли;
  • социального опыта - изученный человеком в процессе социализации знания, навыки, умения и привычки;
  • подструктура целенаправленности личности - внутри которой имеется в свою очередь особый взаимосвязанный (в виде некой иерархии) ряд подструктур: влечения, желания, интересы, идеалы, склонности, стереотипы, индивидуальная картина мира, убеждения.

Представителем этого же течения был К.К. Платонов, который эти подструктуры делил по «удельному весу» социального и биологического содержаний. Исходя из этого, общая психология исследует на основе трех первых подструктурах, социальная психология исследует четвертую подструктуру, так как социальная детерминация личности в социальной науке представлена именно на уровне этой подструктуры. Общей психологии остается исследование таких характеристик, как пол, возраст, темперамент и свойств конкретных психических процессов, таких, как память, различные эмоции, переживания, мышление. В конкретном смысле сюда же относится социальный опыт. Социальная психология в общей психологии в такой схеме получается не представлена.

Психолог-исследователь А.Н. Леонтьевым принципиально по иному решал задачу по данному вопросу. Начальной этап его изучения стало формулирование общих предпосылок для изучения личности в психологии, а именно изучение личности в неразрывной связи с деятельностью. Главная идея подхода заключается в том, что «личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается».

По определению эта система представляется как структура черт характеристик, производных от характеристик деятельности. Идея социальной детерминации проводится в данном случае наиболее последовательно; личность, во-первых, не может быть интерпретирована как интегрирование всего лишь биосоматических и психофизиологических характеристик.

Сущность всей этой концепции воспроизводится в подходе общей психологии к проблеме личности, которая решительно отличается от традиционных концепций. А задача об исключительном подходе к проблеме социальной психологии ещё предстоит решить ученым-исследователям.

Главные трудности выражения специфического социально-психологического круга зрения при этом только начинают преобразовываться. Было бы не сложно подчеркнуть ряд его проблем, если бы на его долю оставалась вся область социальной детерминации личности. Но такой подход был бы не правильным (и он, действительно, имеет далеко не последнее место) лишь в тех структурах психологии, где часто присутствуют только первоначальное изученные и утвержденные личности вне ее социальных связей.

Социальная психология в такой структуре начинает стартовать в том месте, где начинают исследовать эти же социальные связи. При ряде последовательном проведении и изучении идей, которые сформулированы знаменитыми психологами-исследователями Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, такой метод в данной ситуации проще говоря неправомерен. Все разделы этапов психологической науки изучается личность как данную в исходном положении в системе социальных связей и отношений, детерминированную затем ими, и притом выступающую именно в качестве активного субъекта деятельности.

В работах Б.Д. Парыгина модель личности предполагает цепь следующих двух подходов: социологического и общепсихологического. Эта идея не вызывает споров у психологов, но вот более подробную суть каждого из синтезируемых методов вызывает споры. Социологический метод характеризуется тем, что личность изучается непосредственно как объект социальных отношений; общепсихологический метод - внимание сделано «на всеобщих механизмах психической деятельности индивида». Цель социальной психологии – «развить всю структурную сложность личности, которая является одновременно как объектом, так и субъектом общественных отношений...». В социологии и в общей психологии принимают тезис о том, что человек выступает одновременно и как объект, и как субъект исторического процесса; эта идея не может быть воплощена только лишь в социально-психологическом подходе к личности, и никак не может быть опровергнута.

В частности, выражается отрицания в исследование той модели личности, которая предписана в общей психологии. Это отмечается, когда общепсихологический метод «ограничивается, как правило, интеграцией лишь биосоматических и психофизиологических параметров структуры личности».

Социально-психологический метод в этом случае «объясняется наложением друг на друга биосоматической и социальной программы».

Традиция культурно-исторической обусловленности человеческой психики, которая заложена ещё психологом Л.С. Выготским, направлена прямо противоположно этому утверждению: не только личность, но и отдельные психические процессы изучаются здесь как детерминированные общественными факторами параметры. Поэтому не стоит утверждать, что при моделировании личности принимаются в расчет лишь биосоматические и психофизиологические параметры. Личность не может существовать вне ее социальных характеристик и принципов. Поэтому общепсихологическая установка проблем личности никак не может отличаться от социально-психологического метода по предложенному Выготским основанию.

Так, некоторые психологи-исследователи отмечают, что в основе социально-психологического знания и понимания личности лежит «характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь...».

Различие социально-психологического подхода от социологического не ощутимы достаточно резко, поэтому характеристика социально-психологического подхода часто дополняется длинным перечнем задач изучения личности.

Перечень составляют: социальная детерминация психического склада личности; социальная мотивация поведения и деятельности личности в разных общественно-исторических и социально-психологических условиях; классовые, национальные и другие особенности личности; закономерности формирования, выражения общественной активности или пассивности, пути и средства повышения или понижения этой активности; проблемы противоречивости личности и пути преодоления; самовоспитание личности и прочие пункты. Список можно продолжать до бесконечности.

И по отдельности каждая из задач является важным пунктом, но выявить определенный принцип в перечне не удастся, так же как и не удается найти ответ на вопрос, в чем же заключается специфика изучения личности в социальной психологии?

Решить вопрос не поможет и вариант, если в социальной психологии личность будет рассмотрена и анализирована в общении и согласовании с другими личностями. Но по моему мнению, что он не имеет место на существование, так как в принципе и в общей психологии имеет место слишком большой пласт изучению личности в общении.

При конкретной специфики социально-психологического метод к изучению личности, возможно, стоит исходить из предположение, которое выдвинул в самом начале определения предмета социальной психологии, а также на понимание личности, которое в свое время предложил А.Н. Леонтьев.

На этом этапе можно сформулировать конкретный ответ на интересующий вопрос. Социальная психология, как правило, не изучают специальным образом вопрос о социальной обусловленности личности, но не потому, что этот вопрос не представляется для нее важным, а потому, что он решает вопросы не только социологией, но и всей психологической наукой, и в первую очередь общей психологией.

Социальная психология, пользуясь определением личности, выясняет, каким образом и в каких конкретных группах личность, с одной стороны, усваивает понимание социальных влияний, через какую из систем ее деятельности; с другой стороны, каким образом и в каких определенных группах она осуществляет свою социальную структуру, через какие конкретные виды совместной деятельности это проходит.

Отличие такого подхода от социологического заключается не только в том, что для социальной психологии не особо важно, каким образом в личности представлены социально-типические черты. Это происходит потому, что она высказывает главным образом, как сформировывались эти социально-типические граница, и почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полнейшей мере, а в других возникли какие-то трудности и появились иные, не планированные социально-типические границы вопреки принадлежности личности к какой-то определенной социальной группе.

Выносится акцент в общем на микросреду формирования личности, чем в социологическом исследовании, хоть это и не доказывает полного отказа от изучения и понимания макросреды ее формирования. Здесь используются в расчете такие регуляторы поведения и деятельности личности, как цельнейшая система межличностных отношений. Внутри неё наряду с их деятельности опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция и проводятся дальнейшие исследования.

Для социальной психологии основным направляющим ориентиром в исследовании личности составляет взаимодействие, взаимоотношение отдельной личности с группой, и это не просто личность в группе, а именно результат, который получается от взаимоотношения личности с конкретной группой. На основании таких различий социально-психологического подхода от социологического и общепсихологического можно попробовать вычленить проблематику личности в социальной психологии.

Самое главное в проблеме социальной психологии - это выделение из массы параметров тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, которая непременно включена в какую-либо определенную социальную группу людей. Но часто такая проблематика совершенно немыслима и неприемлема психологами как отдельный, «самостоятельный» объект изучения, предпринятых вне исследований группы. Поэтому для пробы осуществления этой задачи необходимо по существу возвратиться ко всем тем проблемам, которые решались для конкретной группы, то есть «повторить» проблемы, рассказываются и описанные выше. Но попробовать взглянуть на них немного с другой стороны - со стороны личности, а не со стороны группы. Тогда это будет совсем другой взгляд и разговор на данный вопрос, например, увидится проблема лидерства, но с таким оттенком, который связан по воле своей с личностными характеристиками лидерства как группового явления. Или же, например, начнет выделяться проблема мотивации личности при участии в какой-либо коллективной деятельности (где становления и установки этой мотивации будут исследоваться в связи с типом совместной деятельности, уровнем развития группы).

Так же можно выделить проблему аттракции, которая будет рассмотрена теперь с точки зрения характеристики некоторых черт более эмоциональной сферы личности; черт, проявляющихся особенным образом при восприятии другого человека. Другими словами, специфически социально-психологическое рассмотрение проблем личности с различных точек зрения - совершенно другая сторона рассмотрения проблем группы.

Но вместе с этой проблемой остается еще целый ряд специальнейших проблем, которые в какой-то меньшей степени затронуты при доскональном анализе групп и которые, не много не мало, тоже входят в понятие «социальная психология личности». И, если главный фокус анализа личности в социальной психологии заключается в ее взаимодействии с группой, то очевидно, что прежде всего необходимо выявление того варианта, через посредство каких групп осуществляется влияние общества на личность. Для этого наиболее важно исследование, либо наблюдение определенного конкретного жизненного пути человека, тех ячеек микро- и макросреды, через которые проходил путь ее развития.

Другая социально-психологическая проблема, которая тесным образом связана с изучением личности. Опять-таки на традиционном языке социальной психологии эта проблема может представлять собой проблему так называемой социальной установки.

Поэтому уже сегодня нужно признавать в качестве «законных» среди проблем исследования личности не только основные проблемы - проблемы социализации и социальной установки - но и, например, также учитывать анализ так называемых социально-психологических качеств личности.

3.2 Исследование социально-психологической проблемы личности.

Чтобы начать преодоление господствующей в психологии диадической схемы, нужно постараться вычленить то так называемое «среднее звено», которое опосредованно мешает связи субъекта с реальным миром. Поэтому начать стоит с анализа деятельности, ее общего строения и исследования состояния проблемы. И тут становится понятно, что в определение деятельности и входит понятие о ее предмете, так как деятельность составляет предметность.

Иная ситуация складывается с понятием о субъекте деятельности. Получается что до выяснения важнейших моментов, которые образуют процесс деятельности, субъект остается за границей исследования. Он проявляется лишь в качестве некоторой предпосылки деятельности, условием.

Дальнейший анализ деятельности и порождаемых им форм психического отражения покажет необходимость введения понятия о конкретном субъекте, о личности как о внутреннем случае деятельности. Категория деятельности осмысляется теперь в своей действительной полноте, в качестве охватывающей и полюс объекта, и полюс субъекта.

Одной из самых сложных проблем в социальной психологии является изучение личности как объекта деятельности и ее продукта, которая представляет собой специальную, психологическую составляющую проблемы.

Личность многогранное понятие и она является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания. В психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления подходов к исследованию личности.

Существуют немного общих положений о личности, которые воспринимаются всеми авторами психологических знаний и положений. Одним из таких положений считается, что личность представляет собой неповторимое единство, целостность. Другое - в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами (Джеймс называл личность так называемым «хозяином» психических функций, Г. Олпорт – «определителем поведений и мыслей»).

Но стоило начать развивать эти положения или интерпретировать, как это приводило в психологии к ложным и неверным идеям, гипотезам.

Одна из таких идей являлась противопоставляющая «личностную психологию» в психологии, исследующая конкретные процессы. Для преодоления этого противопоставления стало вырожаться в требовании сделать личность «исходным пунктом объяснения любых психических явлений», «центром, исходя из которого только и можно решать все проблемы психологии», так что необходимость в специальном разделе психологии - психологии личности - отпадает.

Несмотря на всю убедительность старого психологического афоризма о том, что «мыслит не мышление, а человек», это требование представляет собой методологически наивным по одной простой причине - субъект до аналитического изучения его высших жизненных ценностей и выражений выступает либо как абстрактная, «не наполненная» целостность, либо как метапсихологическое «я», которое обладает изначально заложенными в нем диспозициями или целями.

В прочем, это требование «личностного подхода» в психологии иногда понимается в таком смысле, что при исследовании каких-то отдельных психологических процессов внимание исследователя должно быть направлено на индивидуальные особенности. Но решение проблемы не удастся найти при таком методе, так как в скидку мы не можем определить, какие особенности характеризуют личность, а какие - нет.

Один из способов обойти этот вопрос психологической теории заключается в том, что под понятием личности подразумевается человек в его эмпирической тотальности. Психология личности превращается в особого рода антропологию, включающую в себя от исследования обменных процессов до исследования индивидуальных различий в отдельных психических функциях.

Комплексный подход к человеку является не только возможным, но и необходимым. Комплексное исследование человека, а точнее «человеческого фактора», приобрело сейчас первостепенное значение, но именно это обстоятельство и выносит психологическую проблему личности как особенную. Учитывая, что структура познаний о тотальном объекте не дает нам так много действительного понимания, если в ней отсутствует лишь одна из существенных специфических его характеристик. Психологическое исследование его как личности вовсе не может быть возмещено каким-то комплексом сопоставляемых между собой морфологических, физиологических или отдельно функционально-психологических данных.

Настоящим «камнем преткновения» в исследовании личности до сих пор остается вопрос о сопоставлении общей и дифференциальной психологии. Большинство авторов-психологов избирает дифференциально-психологическое направление, оно берет начало от Гальтона и Спирмена; изначально оно ограничивалось исследованием лишь умственных способностей, но впоследствии охватило изучение личности в целом. Уже Спирмен стал распространять идею факторов на особенности воли и аффективности, выделив наряду с общим фактором "g" фактор "s". Психолог-исследователь Кеттел предложил многомерную и иерархическую модель факторов личности: эмоциональная стабильность, экспансивность, самоуверенность.

Этим направление используется метод исследования в изучении статистических связей между отдельными чертами личности, такими, как, например, ее свойствами, способностями или поведениями, выявляемыми посредством их тестирования. Устанавливаемые корреляционные связи между ними и служат неким основанием для выведения гипотетических факторов и так называемых «суперфакторов», которые обусловливают эти связи.

Итак, за понятием личности выступает некое «общее», целостное, которое выделяется посредством тех или иных процедур статистической обработки количественно выраженных признаков, отбираемых по тем же статистическим критериям. На базирующейся платформе характеристики этого «общего» лежат эмпирические данные, оно все-таки остается метапсихологическим, не нуждающимся в психологическом объяснении и глубоком осмыслении. Если попытки его объяснения и начинают предприниматься, то они идут по линии поиска соответствующих морфофизиологических коррелятов, что возвращает к органистическим теориям.

Эмпиризм характерный для этого направления не может дать ученым большего. Изучение корреляций и факторный анализ имеют дело зачастую только с вариациями признаков, которые выделяются лишь из-за того, что они выражаются в доступных измерению индивидуальных или групповых различиях. Соответствующие количественные данные подвергаются обработке совершенно обособленно к вопросу, в каком отношении находятся измеренные признаки к некоторым особенностям, более или менее характеризующим человеческую личность.

Описанное выше, естественно, вовсе не значит, что использование в психологии личности этого метода корреляций вообще невозможно. Здесь речь идет несколько о другом случае. Именно о том, что сам по себе метод корреляции эмпирического набора индивидуальных свойств представляет собой набор ещё недостаточный для психологического раскрытия личности, потому что выделение и особое выражение этих свойств нуждается в четких основаниях, которые не могут быть как-либо извлечены из них самих.

Задача найти эти самые основания порождается тогда, когда мы начинаем отказываться от понимания личности как некоей целостности, единства, охватывающего совокупность всех особенностей человека. Из множественности свойств и особенностей человека совсем не следует определять, что психологическая теория личности обязана стремиться именно к глобальному их охвату. Это происходит потому, что человек как эмпирическая целостность выражает свои свойства во всех формах взаимодействия, в которые он тем или иным образом вовлечен.

Когда мы охарактеризовываем личность человека, то мы включаем в нее такие «общие» черты, как, силу воли ("сильная личность", "слабохарактерный человек"); общее отношение к людям ("доброжелательный", "равнодушный") и другое. Но чаще всего мы даже не задумываемся относительно таких личностных особенностях, как, разрез глаз или умение играть на инструменте. Когда мы проводим этот анализ, мы не пользуемся совершенно никакими критериями для различения «личностных» и «не личностных» особенностей.

Если идти путем своеобразного поиска и сравнения отдельных психологических и иных особенностей, то такой критерий вообще не может быть найден ни в каких критериях. Одни и те же особенности человека могут находится в разном отношении непосредственно к его личности. В одном случае характеристики проявляются как безразличные, в другом - те же особенности существенно входят в ее характеристику. Вследствие широко распространенных взглядов никакое эмпирическое дифференциальное исследование не способно подать решения какой-либо психологической проблемы личности. Точнее дифференциальное изучение возможно только на базирующейся платформе общепсихологической теории личности. Любое дифференциально-психологическое исследование личности проходит тестологическим (происходящим в виде тренинга, теста) или клиническим способом – в основе которого всегда лежит четко или нечетко выраженная, общетеоретическая концепция.

Несмотря на многообразие и даже некую взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них имеет характерную черту для домарксистской и внемарксистской психологии - диадическую схему анализа, так называемой «теории двух факторов формирования личности», основными аспектами которой являются наследственность и среда. Согласно этой теории можно объяснить любую особенность, характерную черту человека. Все объясняется воздействием наследственности, которые заложены в генотипе инстинктами, способностями или какими-то другими категориями, а с другой - влиянием и воздействием на неё внешней. Однако более обыденный здравый рассудок, по остроумному замечанию психолога-исследователя Энгельса, «почтенный спутник в домашнем обиходе переживает самые удивительные приключения, как только он отважится выйти на простор исследования».

На основе теории двух факторов возникают дискуссии ученых мужей, затрагивающие главным образом важность каждого их этих факторов. Полярные мнения в этой дискуссии настаивают на том, что основной детерминантой личности является наследственность и что внешняя среда, социальные воздействия лишь обусловливают возможности и формы проявления нужной программы. Другие же в этом споре выводят важнейшие особенности характеров личности непосредственно из особенностей социальной среды, из так называемых «социокультурных матриц». Однако, при всем своем различии смысла суждений, все они тем или иным образом сохраняют позицию двойной детерминации личности.

Взгляды на некоторые соотношения биологического и социального факторов как на простоте их скрещивания или делящие психику человека на сосуществующие эндосферу и экзосферу уже уступили свое место все более сложным представлениям. Главной стала проблема внутренней сущности самой личности, которые образуют ее уровни, их соотношения.

Психолог Зигмунд Фрейд развивает представление о характеризующем личность соотношении сознательного и бессознательного. Выраженное им «либидо» представляет собой совсем не только биоэнергетический источник активности, но и особую сущность в личности – «оно» (id), которое в свою очередь противостоит «я» (ego) и «сверх-я» (super-ego).

А генетические и функциональные связи между этими сущностями, инстанциями, осуществляемые посредством специальных механизмов (вытеснения, цензуры, символизации, сублимации), и создают образующую структуру личности.

В этом случае совершенно нет необходимости вдаваться в какую-либо критику фрейдизма, взглядов таких психологов, как Адлер, Юнг и их современных продолжателей. Ведь совершенно ясно, что их взгляды не только не преодолевают, но, напротив, даже обостряют эту теорию двух факторов, превращая саму идею их конвергенции в смысле В. Штерна или Д. Дьюи в идею своеобразной конфронтации между ними.

Помимо направлению конвергенции существовало другое направление, в котором развивался подход к личности со стороны внутреннего осуществления, и представлен подход некими культурно-антропологическими концепциями. Точками отчета для них стали этнологические данные, которые показывали, что существующие психологические особенности определяются довольно резкими отличиями не человеческой натуры, а человеческой культуры. Система и структура личности представляет собой индивидуализированную систему культуры, в которую включается человек в процессе его непосредственной «аккультуризации».

При этом необходимо сказать, что в этой связи производится множество наблюдений, начиная с известных работ М. Мид, которая доказала, что такое явление, как психологический кризис в переходном возрасте, не объяснено наступлением полового созревания, потому что в некоторых культурах этого кризиса вообще не существует. Аргументы черпаются также из некоторых обследований и тестирований лиц, которые внезапно перемещены в новое культурное окружение, и, наконец, из экспериментальных исследований таких специальных явлений, как влияние преобладающих в данной культуре объектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Предметом многих наук является исследование личности. Трудности выделения социально-психологического аспекта личности состоят в том, что он в равной степени сталкивается с социологическим и общепсихологическими подходами к личности. Социология исследует личность со стороны ее деиндивидуализированных свойств как определенный социальный тип. Она изучает общее, что «привязывает» личность к социальной группе, а не то особенное, индивидуальное, что отличает ее от других членов группы. Получается, что социологическое рассмотрение личности с социологической точки зрения в определенной степени является противоположный психологическому, которое исследует в личности ее субъективное начало, внутреннюю природу, детерминированную социальными условиями, которые сами по себе не являются предметом изучения психолога.

При исследовании личности в социальной психологии акцент делается на конкретно-исторических особенностях психологических свойств и внутренних структурах личности как субъекта социальных отношений.

Социальная психология является пограничной наукой осуществляет синтез социологического и общепсихологического подходов в исследовании личности. Она исследует процесс становления человека как личности - социализацию, которая начинается с первых минут его жизни. Человек вычеркнутый из системы социальных связей, останется на уровне животного существования.

Каждый человек как единичное природное существо - это индивид; но такая характеристика, конечно, неполная, поскольку не дает представления о реальном человеке. Каждый человек приобретает особые «сверхчувствительные» качества, которую называют личностью, сосуществуя в обществе.

Личность есть социализированный индивид, который воплощает существенные социально значимые свойства. Личностью является человек, имеющий свою жизненную позицию, которая утвердилась в результате длительной и кропотливой сознательной работы, имеющий свободу воли, способность к выбору, ответственность.

Личность - субъект собственной жизнедеятельности, общественное существо, наделенное сознанием и представленная психологическими характеристиками, которые являются стойкими, социально предопределенными, оказываются в общественных связках, отношениях с окружающим миром, другими людьми, определяют поведение человека.

Личность выражает принадлежность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке, традиций.

Взгляд на личность как функциональную характеристику человека опирается на понятие «социальная функция человека», «социальная роль». Такое понимание личности не дает возможность полностью раскрыть ее внутренний, глубинный мир, поскольку внешнее поведение не всегда выражает настоящую сущность индивида.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Альбуханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. - М.: Наука, 2011.

Андреева Г. М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2010.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2011.

Андриенко Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузив / Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2010.

Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - М.: Прайм-Еврознак, 2009.

Белинская Е.П. Социальная психология личности / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект пресс, 2008.

Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М.: ЭКСМО-пресс, 2010.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008

Еникеев М. И. Общая, общая, социальная и юридическая психология. - Спб.: Питер, 2009.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2010

Келвин С. Холл, Гарднер Линдсей. Теории личности. - Ростов-на Дону: «Феникс», 2009.

Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. - СПб.: Питер, 2007

Куликов В.К. Проблемы социальной психологии. - Иваново: Изд-во ИвГУ, 2009.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010.

Кэлвин Х., Гарднер Л. Теория личности. М.: ЭКСМО-пресс, 2009.

Леонтьев А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.- 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2005

Личность // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 28.02.2013. URL: #"justify">.Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы регуляции поведения. - М.: Наука, 2011.

Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс: Пер. c англ./ Д. Майерс. - 4-е междунар. изд. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010.

Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / [Пер. с англ. Л. В. Трубицыной и Д. А. Леонтьева]; под общ. ред. Д. А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2012.

Парыгин Б.Д. Социальная психология / Б.Д. Парыгин. - СПб.: СПбГУП, 2010.

Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 448 с.

Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Социальная психология // Википедия. [2013-2013]. Дата обновления: 04.03.2013. URL: #"justify">.Социальная психология / Сост. Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. - М., Новосибирск: ИНФРА-М, 2011.

Свеницкий А.Л. Социальная психология. Учебник. СПб.: ТК Велби, 2011.

Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. - М.: Педагогика, 2010.

Социальная психология/ Под ред. проф. А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2011.

Сухов А.Н. Социальная психология.- М.: Издательский дом «Академия», 2009.

Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: МГУ, 2011.

Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. - М.: Олма-Пресс, 2009.

Хрестоматия по социальной психологии / Кутасова Т.В. - М.: МПА, 2011.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Перевод С.Меленевской и Д.Викторовой. - СПб.: Питер Пресс, 2010. Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Наука, 2008.

Шихирев П. Современная социальная психология. - М.: ИП РАН, 2009.