Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (Личность, ее структура)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы курсовой работы определяется тем, что система ценностей оказывает существенное воздействие как на развитие индивида как личности, так и всего социума в общем, при этом речь идет о выполнении интегративной функции.

Ориентируясь на те или иные ценности, каждый человек формирует свой жизненный путь, вырабатывает направления саморазвития, осознает и обосновывает свою линию поведения и выполняемые поступки.

Помимо этого, отмечается что система ценностей наполняет смыслом поставленные цели, поясняя почему он ведет себя определенным образом.

Целью исследования является изучение особенностей формирования личности, роли системы ценностей в этом процессе и влиянии мотивационных процессов на поведение личности.

Для реализации поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

– раскрыть содержание личности;

– определить сущность системы ценностей, ее воздействия на развитие личностного роста;

– рассмотреть особенности мотивационных процессов, способствующих выбору того или иного поведения при реализации системы ценностей в процессе развития личности.

Объект исследования: система ценностей, ее влияние на развитие личности и взаимодействие с мотивационными процессами индивида.

Предмет исследования: личность и процесс ее развития.

Методологическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов познания. Основным методом, используемым при написании данной работы, является описательный метод. При изучении объекта исследования использованы методы диалектического познания, а также такие общенаучные методы, как анализ, синтез, сравнение, описание.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

ГЛАВА 1 ЛИЧНОСТЬ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДА

1.1 Личность, ее структура. Активность и направленность личности

Существуют различные определения понятия «личность».

1-я группа: общечеловеческий подход, из которого выходят разные конкретные науки, например определение К. Маркса: «Личность есть совокупность всех общественных отношений».

2-ой подход: отраслевой, в котором исходят из предмета той или иной науки, например социальные науки определяют личность, как качество субъекта.

3-ий подход: конкретные концептуальные авторские определения в рамках одной науки, но разные по-своему содержанию.

Личность — это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [1, c. 65].

Личность является субъектом социальных отношений, т.е., Личность определяется своим отношением к окружающему миру, к другим людям, к окружению. Эти отношения реализуются в деятельности, с помощь которой, чел может проявить себя и сформироваться как личность [2, c. 56].

Наряду с понятием «личность» в науке нередко употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Рассмотрим их отличия.

Человек как вид – это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психологического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решение, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

Понятие «индивид» характеризует человека, как носителя определенных биологических свойств. Индивид – человек как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями [6, c. 79].

Человек как личность с точки зрения психологии характеризуется:

  • развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности, самостоятельности личности в ее суждениях и действиях и ориентированным прежде всего на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;
  • активностью – стремлением выйти за пределы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний, расширить сферу деятельности;
  • наличием Я - образа – системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;
  • направленностью – устойчивой системой мотивов: потребностей, интересов, идеалов, убеждений и т.д.;
  • способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность выполнения определенной деятельности;
  • характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обусловливающих типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Индивидуальность – своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента и характера, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях человека.

Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа.

В структуру личности обычно включают: способности, темперамент, характер, волю, эмоции, мотивацию и социальные установки. Психологическая структура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность [7, c. 325].

С этой точки зрения структура личности - лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова: черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки [11, c. 86].

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности.

Все эти подструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

В зарубежной психологии существует много различных теорий личности в рамках разных школ. Обобщая концепции выделяют: личность имеет свою структуру; важное значение имеет индивидуальное различие между людьми; личность формируется под воздействием внешних и внутренних факторов, включающих в себя генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и внешнюю среду; личность влияет на поведение, благодаря ее содержанию человек обладает постоянством долгое время и при разных условиях.

Основой человека, как личности является его собственная активность. Она не тождественна деятельности. Активность и деятельность независимы друг от друга. Деятельность имеет предметный характер в отличие от активности, которая символична. Активность проявляется в отношениях, в которые включается и которые выстраивает человек, выполняя некоторую деятельность.

Выделяют произвольную и непроизвольную активность. Произвольная активность проявляется в достижении определенного результата, в виде предварительно поставленных целей, контролируемых в ходе самого процесса. Непроизвольная активность связанная с переживаниями, со сном, с грезами. При этом виде активности человек пассивно размышляет. К непроизвольному поведению относятся: рефлекторные ответы (например мигательный рефлекс); ориентировочная реакция; ошибочные действия.

Источником активности человека являются потребности. Потребности характеризуются следующими признаками: любая потребность имеет свой предмет; всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется; потребность обладает способностью воспроизводиться.

Поскольку потребности всегда сопровождаются субъективными переживаниями (желанием, тревогой), то они побуждают человека к определенным действиям, поступкам, направленным на удовлетворение потребностей, а потребности порождают мотив.

Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта и определяющее направление действия [5, c. 93].

Несмотря на существование разных научных подходов к личности, везде в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях Направленность рассматривается по-разному: как динамическая тенденция (Л.С. Рубинштейн); как смыслообразующий мотив (А.Н. Леонтьев); как доминирующее отношение (В.Л. Мясищев); как основная жизненная направленность (А.С. Прангишвили).

Тем не менее, Направленность выявляется в процессе изучения всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций и т.д.

Направленность выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, независимо от конкретных условий.

Потребностно - мотивационная сфера составляет лишь часть личности и служит ее фундаментом, на котором формируются жизненные цели человека [2, c. 163].

1.2 Роль системы ценностей для формирования личности

Переходя к изложению основной части статьи отметим, что несмотря на то, что понятие «ценность» уже достаточно давно выступает предметом исследования разных наук − психологии, социологии, политологии, философии, культурологии − сегодня единого подхода к данному понятию не выработано.

Поэтому, как и ранее, актуально звучат слова Н. О. Лосского: «Одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний, другие − из непсихических факторов; одни считают ценности субъективными, другие настаивают на существовании также и абсолютных ценностей; одни говорят, что ценность есть отношение, другие − что ценность есть качество; одни считают ценности идеальными, другие – реальными, третьи − не идеальными, но и не реальными».

В работах Э. Дюркгейма ценности рассматриваются как элемент функционирующей социальной системы. Он предпринял попытку сравнить содержание доминирующих ценностных представлений с типом социальной системы в целом. По Э. Дюркгейму, ценности − это идеалы, «коллективные представления», которые являются главными «двигателями» поведения человека и за которыми стоят реальные и действующие коллективные силы. На великих ценностных идеалах формируются и основываются цивилизации [2, с. 298−300]. Автором «коллективных представлений», ценностей-идеалов, с точки зрения Э. Дюркгейма, является само общество, которое воплощает в них способ структурной организации совместной деятельности людей. Ценности являются фактором устойчивого и нормального функционирования социального организма [3, с. 592−593]. Т. Парсонс рассматривает ценности как высшие принципы, на основе которых поддерживается согласие как в малых социальных группах, так и в обществе в целом. Ценности, которые характеризуются как «неэмпирические объекты», вызывающие благоговейное отношение, почтение, уважение − в этой связи берутся, главным образом, ценности морально-религиозного порядка − придают соответствующие качества моральным нормам, которые к ним апеллируют, придавая им общеобязательную значимость.

Ценности, по Т. Парсонсу, являются продуктом культуры, культурной традицией, «это общепринятые представления о желаемом типе социальной системы, прежде всего об обществе в представлении его членов» [8, с. 18].

Одним из типовых определений ценности можно, на наш взгляд, считать определение, которое было предложено А. А. Ручкой: «Ценность является материальным или идеальным предметом, который имеет известную жизненную значимость для данного социального субъекта, т.е. способен удовлетворять его потребности и интересы» [9, с. 132], подобной точки зрения придерживается В. Оссовский [7, с. 49], Л. Юлдашев [12, с.148].

Представляет интерес суждение о ценностях У. Томаса и Ф. Знанецкого. Они пишут о ценностях как более или менее выявленных правилах поведения, при помощи которых группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действий своих членов.

Правила поведения (социальные нормы) как социальные ценности У. Томас и Ф. Знанецкий рассматривают эти нормы не как элементы внутренней духовной структуры личности, а как внешние по отношению к индивидам явления, которые имеют обязательный характер и известное «эмпирическое содержание и значение» [11, с. 343−347].

Выдающийся социолог XX века П. Сорокин, подчеркивая роль ценностей в жизни общества писал:

«1) Без культурных или надорганических ценностей» человеческое взаимодействие было бы чисто биофизическим, а не социальным явлением….

2) Если в своем рассмотрении социальных взаимодействий мы исключим все культурные ценности, очень мало что останется для изучения, разве что различные физические структуры и движения, которые являются предметом изучения биологии или физики....

3) Без включения культурного элемента − значений, ценностей и норм − мы не могли бы изучать даже нормы, регулирующие взаимодействия между индивидами и составляющие... суть любых социальных институтов или организаций» [10, с. 219].

Подводя итог изложенному выше, можно сделать следующие выводы. Ценности − это совокупность идей и соответствующих им социально- политических, социокультурных и психологических образований, определяющих целеполагание, выбор средств и методов деятельности, степень последовательности их реализации и применения на практике. Это значение известных предметов, явлений, процессов для человека, социальных групп, общества в целом.

Ценностью для человека является все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Значение для человека качественных характеристик предметов и явлений может быть не только положительным, поэтому говорят о ценности или неценности.

Отметим также, что ценностная ориентация есть не только у человека как личности, но и группы. А. Г. Здравомыслов, анализируя роль ценностных ориентаций личности, пишет, что они определяют направленность воли, внимания, интеллекта. Механизм их действия связан с разрешением конфликтов и противоречий в мотивационной сфере личности. В наиболее общей форме этот механизм выражается в борьбе между долгом и желанием, мотивов нравственного и утилитарного порядка [2, с. 203].

Одной из разновидностей социальных ценностей являются ценности профессиональной деятельности. Это − обособившаяся в ходе исторического процесса благодаря разделению труда, возникновению профессий и духовному развитию совокупность идей, представлений и соответствующих им социокультурных образований, определяющая целеполагание, поведение, технологии профессиональной деятельности и позволяющая оценивать их соответствие интересам общества, профессиональной группы, отдельного работника.

Это также нормативные представления, которые выражают позитивную и негативную значимость явлений, идей, установок профессиональной деятельности с точки зрения их соответствия общественным, групповым, личностным интересам. К базовым ценностям профессиональной деятельности относятся – профессиональная компетентность, профессиональный долг, профессиональное новаторство и творчество, профессиональная надежность, профессиональная ответственность, профессиональная честь, профессиональное достоинство и др.

Эти ценности применительно к конкретной профессии (профессиональной группе) содержат определенный набор требований к знаниям, умениям, способностям работника, его гражданскому, этическому, эстетическому развитию. Так, например, профессиональная компетентность инженера-строителя, педагога, микробиолога в содержательном плане будет существенно различаться.

В то же время, однотипные профессии могут содержать схожие компоненты, необходимые для того, чтобы представители данного типа профессии отвечали требованиям ценности «профессиональная компетентность».

Следование на практике рассматриваемой нами ценности «профессиональная компетентность» представителями различных типов профессий требует от их субъектов различных профессиональных знаний, умений, навыков.

Профессиональная мораль, составляющими которой являются такие ценности как профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональное достоинство и другие, в каждом из названном выше типе профессий также имеет свою специфику, которая порождается спецификой деятельности.

Таким образом, ценности профессиональной деятельности выступают в качестве призмы, сквозь которую преломляются требования к работнику в силу соответствующей специфики его профессии. Эта специфика выражается в системе знаний, умений, навыков, способностей работника, а также в дополнительных требованиях к его социально-нравственному развитию, не являющихся эквивалентами требований общих, так и в иной расстановке социально-нравственных ориентаций в сознании индивида деятельности.

Переходя к выяснению роли ценностей в содержании профессиональной культуры личности работника, дадим определение профессиональной культуры. С точки зрения автора, профессиональная культура − это системное качество, характеризующее уровень социально- профессионального развития работника в любой сфере общественного разделения труда, меру и способ реализации его сущностных сил в процессе профессиональной деятельности и ее результатах.

В структуре профессиональной культуры можно выделить две группы компонентов, характеризующие ее духовную и деятельностно - поведенческую стороны. Духовная сторона есть диалектическое единство профессионально- идеологического и психологического компонентов.

Деятельностно - поведенческая сторона включает профессионально целесообразные способы деятельности и культуру поведения.

Попытаемся изложить эти связи посредством формулирования функций ценностей и их влияния на указанные выше две стороны профессиональной культуры. Прежде всего, ценности выполняют мотивационную функцию, играют существенную роль в формировании личностной мотивационной структуры профессиональной деятельности и культуры работника, они мотивируют отношение к труду, профессиональные действия и поступки.

Во-вторых, ориентационная функция, т.е. ценности являются высшим критерием для ориентации в сфере избранной профессии, своеобразной опорой для личностного профессионального самоопределения. Они нацеливают работника профессиональной группы на постоянное, с учетом изменяющихся требований к профессии, интеллектуальное развитие, на обогащение профессионально значимых сторон этической и эстетической образованности и воспитанности, совершенствование духовных умений и навыков.

Ориентация и следование ценностям, на наш взгляд, влияет на развитие духовности человека − глубинной сути человека как родового существа. Этот аспект рассматриваемой функции имеет особую актуальность в условиях современного украинского общества, когда требуется восстановление фильтров, отделяющих нравственно-профессиональное поведение от суррогатов. Анализ социально- профессиональных отношений позволяет говорить о том, что сегодня от работников всех профессий требуется существенно более высокий уровень гражданской и нравственно- эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию.

В-третьих, регулятивная функция, которая выражается в регулировании:

а) отношений личности, профессиональной группы к обществу в целом или отдельным его составляющим, с которыми субъекты деятельности взаимодействуют;

б) отношения к самому процессу деятельности;

в) отношения к другим участникам данного вида профессиональной деятельности.

В-четвертых, инструментальная функция. Ценности помогают субъекту профессиональной деятельности в выборе наиболее оптимальных с точки зрения эффективности, безопасности, социально - нравственных последствий технологий, способов, процедур деятельности. Ценностные ориентации содействуют переводу идей, нравственно-эстетических императивов на язык технологий, способствуют сохранению, регулированию и распространению профессионально значимых действий членов профессиональной группы.

В-пятых, интеграционная функция. Реализация ценностей способствует соединению узкоспециализированных знаний, профессиональной подготовки с духовными потенциями человека, профессиональной этикой, трудолюбием, ответственностью, усердием.

Данная функция выражается также в том, что ценности могут позитивно влиять на сплочение, интеграцию данной профессиональной группы. Этот аспект интеграционной функции важен для деятельности и реализации профессиональной культуры работников всех профессий. Но особое значение имеет для профессиональных групп, связанных с педагогической, врачебной, политической, военной и т.п. деятельностью.

В-шестых, компенсаторная функция. Ценности могут компенсировать в отдельных ситуациях определенную нехватку собственно профессионального мастерства и тем самым способствовать выполнению социально значимой задачи, поставленной перед профессиональной группой. Например, такие ценности как любовь к Родине, воинский долг, профессиональная честь и профессиональное достоинство, ставшие органической частью мировоззрения, убеждений, могут побуждать человека к проявлению мужества и героизма, являющимися, на наш взгляд, признаками профессиональной культуры.

Поведение и действия в экстремальных условиях − активность профессиональных пожарных и спасателей в условиях стихийных бедствий и т.п. − являются подтверждением этому.

Наконец, в-седьмых, контрольная функция. Ценности служат основой выработки стандартов оценки, профессиональной культуры, выявления уровня развития ее составляющих. Таким образом, ценности в целом и ценности профессиональной деятельности оказывают многостороннее воздействие на профессиональную культуру личности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- ценность − это субъективная значимость для личности или группы свойств и качеств предмета, явления в конкретной ситуации. Это набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Значение для человека свойств и качественных характеристик предметов и явлений может быть не только положительным, поэтому говорят о ценности или неценности;

- мир ценностей сложен, многолик, неоднороден. Можно говорить о художественных, экзистенциональных (составляющих смысл жизни), нравственных, правовых, политических, эстетических, религиозных ценностях;

- одной из разновидностей социальных ценностей являются ценности профессиональной деятельности, которые представляют собой совокупность идей, представлений и соответствующих им социокультурных образований, определяющие целеполагание, поведение, технологии деятельности определенной профессиональной группы, отдельного работника;

- в содержании профессиональной культуры индивида, профессиональной группы ценности выполняют определенные функции: мотивационную, ориентационную, регулятивную, инструментальную, интеграционную, компенсаторную, контрольную;

- трансформация украинской социальной системы актуализирует проблему гармонизации в личности работника профессионализма и ценностей, ценностных ориентаций, соответствующих целям и задачам прогресса общества, социокультурному развитию человека.

ГЛАВА 2 ПРИМЕНЕНИЕ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

2.1 Роль мотивации в системе человеческих отношений

Поиск оптимальных стимулирующих мотивационных факторов и их применение для личностного развития – одна из основных задач, стоящих перед каждым человеком. В основе эффективно действующей системы трудовой мотивации – актуальный учет потребностей и жизненных ценностей личностей. Использование стимулов с учетом индивидуальных потребностей позволит добиться результатов с минимальными усилиями.

Природа человека такова, что чем выше будет его заинтересованность в результатах вложенных усилий, тем эффективнее будет и его деятельность. При этом стимул может иметь как материальную форму, так и нематериальную, и зачастую нематериальные факторы мотивации оказывают не менее сильное воздействие, чем материальные. Основной целью мотивации человека является формирование пакета действенных побудительных мотивов, учитывающих специфику деятельности и характер используемых людских ресурсов, включая общественное воздействие, коллективные и индивидуальные поощрительные меры [1, c. 43].

Главной задачей системы мотивации человека, является максимально качественное выполнение трудовой функции в соответствии с делегированными ему правами и обязанностями, а также с принятыми решениями. В идеале мотивация деятельности должна осуществляться с учетом индивидуальных особенностей каждого человека, тех стимулов к созидательному труду, которые составляют ядро его личности. Это позволит выстроить такую систему воздействия, которая будет корректировать его поведение в нужном направлении, в соответствии с поставленными задачами.

Правильно выбранная система мотивации сможет компенсировать недостаток квалификации и профессиональных знаний, даже недостатки развития. В то же время отсутствие мотивации, желания как можно более эффективно выполнить свою трудовую функцию не позволит добиться нужных результатов даже при наличии необходимого опыта.

Стремление человека выполнить свои обязанности максимально эффективно означает высокую степень лояльности условиям своей деятельности.

Этого можно добиться, когда каждый человек будет уверен, что его понимают и учитывают его потребности. Любому человеку важно осознавать, что его интересы и пожелания учитывались окружающими. Поэтому система мотивации будет эффективна, если выполняются два условия:

имеется достоверная информация о потребностях и ценностях;

условия деятельности позволяют удовлетворить личные потребности и достичь своих целей каждому человеку.

Важно выполнение этих двух условий, поскольку система мотивации, построенная на ошибочном представлении об истинных потребностях личности, эффективной не будет, так же как и при отсутствии адаптации условий труда к известным потребностям окружающих [4, c. 82].

2.2 Основные группы мотивов развития личности

Потребности, обусловленные трудовой деятельностью, определяются как побудительный мотив для активного труда, создающийся объективной и осознанной необходимостью по отношению к предметам и ощущениям, нужным для комфортного существования данного человека. Доминирующие потребности людей в обязательном порядке учитываются, когда создается действенная мотивация. Социологи используют различные системы потребностей. По популярной классификации Маслоу их можно подразделить на пять групп.

К первой относятся те, которые обусловлены физиологией: потребности в пище, одежде, собственном убежище – необходимые для выживания и поддержания жизнедеятельности организма.

Личностям, для которых особенно важны такие потребности, не особенно интересно содержание труда, для них сильнейшими мотивационными факторами являются уровень оплаты, условия труда, комфортабельность рабочего места [5, c. 78].

Ко второй группе потребностей относятся те, которые обеспечивают безопасность, стабильность, отсутствие рисков, дискомфорта, болезней. Личности, для которых доминирующим является обеспечение таких потребностей, будут лояльны тем условиям своей деятельности, в рамках которых гарантируются стабильная работа и заработок, пенсионное обеспечение и социальные льготы; используется жесткая система регламентов и инструкций, обеспечивающих ясные и справедливые правила трудовой деятельности.

Третья группа потребностей, являющихся мотивирующими для еще одной категории индивидуумов, – потребности в принадлежности и причастности.

Людям, принадлежащим к этой группе, необходимо ощущение единения с командой, они стремятся к совместной деятельности, быть членами группировок и организаций. Сильнейшим мотивирующим фактором для них является возможность общения с окружающими.

К четвертой группе отнесены потребности в лидерстве и самоутверждении. Те, в ком доминируют такие потребности, хотят быть чуточку впереди и лучше всех, чтобы окружающие признавали их авторитет и заслуги, демонстрировали уважение к ним.

Мотивацией для этой категории людей будет принятие на себя ответственных поступков, позволяющих развивать собственную самооценку.

Пятая группа мотивирующих потребностей – потребность в самовыражении, заключающаяся в стремлении человека максимально использовать не только имеющиеся знания, но и задействовать свой потенциал.

В эту группу входит и потребность в творческом труде, независимости суждений, открытом общении.

Стимулирующее воздействие на работников, стремящихся к самовыражению, окажут творческие задачи, требующие нестандартных решений и изобретательности; отсутствие строгих правил и постоянного контроля [8, c. 99].

Данное направление видов положений, рассматривающих мотивационные процессы отличаются от процессуальных тем, что анализируют сущность и побудительные мотива личности, то есть то, что движет людьми.

Посредством данных видов концепций происходит расслоение всех нужд и запросов личности на приоритетные и второстепенные. Каждый индивид всегда действует ради достижения своих целевых запросов и тянется к тому, чтобы как можно скорее их достичь.

Основной, базовой, концепцией, при помощи которой классифицируется система нужд и запросов называют пирамиду А. Маслоу.

Автор концепции полагает, что каждый из нас совершает любые поступки, на которые влияет множество нужд, запросов, от базовых до случайных, текущих, при этом их можно разместить по степени важности. Зная досконально каждый рычаг влияния на поведение человека, можно определить приоритет в запросах и тем самым предвидеть его поведение [7, c. 352].

Согласно исследованию Маслоу, все виды запросов, нужд, потребностей индивида можно соотнести по таким группам (рисунок 2.1):

Рисунок 2.1. – Пирамида запросов, нужд, потребностей по А. Маслоу

Нижние четыре яруса характеризуют собой базовый уровень, поскольку их насыщение не безгранично, самый высший уровень бескрайний, так как являет собой наивысшую ступень мотивации. Абрахам Маслоу полагает, что все указанные на рисунке 2.1 потребности между собой взаимодействуют. Исходя из схемы 2.1 видно, что физиологические потребности и потребности в безопасности базисные, первичные, а остальные три более высокого порядка – производные или вторичные [3, c. 112].

В мировой и отечественной психологической науке наиболее распространены такие инструменты воздействия, как принудительные меры и поощрительные способы.

Человеческое общество, начиная с истоков своего появления и по сей день применяет широко весь спектр инструментов принудительного характера, как правило, они склоняются больше всего к конкретным предписаниям, ограничивающим или запрещающим что – либо делать.

В число поощрительных мероприятий включают какие-либо приятные сюрпризы, долгожданные подарки, особенное значение имеет комплекс морального поощрения, то есть воздействующих непосредственно на самомнение и самооценку отдельного индивида.

Замыкает пирамиду потребностей стремление к самоутверждению, которой достойны только выдающиеся индивиды, личности, имеющие высокую ступень самоорганизации и стремящиеся к собственному развитию постоянно. В качестве самоутверждения понимается совокупность рычагов воздействия на сознание и поведение индивида ради достижения целей, нейтрализуя способы внешней мотивации, в их качестве можно назвать рационализаторские идеи, ноу-хау, достижения в спорте, победы в освоении знаний. Как считают многие исследователи психологии, данная потребность наиболее существенная, владеющая каждый индивидом всю жизнь, однако ее удовлетворить могут единицы [12, c. 354].

Ориентируясь на соотношение инструментов поощрительного и принудительного характера в психологии были разработаны такие основные концепции – Х и У, в состав которых положены особенности использования мотивов, принуждающих личность к определенным видам поведения.

Теория Х разработана Ф. Тейлором, она спустя определенное время была усовершенствована Д. МакГрегором, составившим также теорию У. Сравнительно недавно современный исследователь в области психологии В. Оучи сформулировал также положения теории Z. Эти три вышеупомянутые теории состоят из набора тех или иных стимулов, пронизывающих абсолютно всю пирамиду потребностей, воздействуя на которые способами принудительного или мотивирующего характера можно вынуждать человека совершать необходимые действия для реализации целей [7, c. 43].

Концепция Х включает в себя такие утверждения:

- личность находится постоянно под влиянием рефлексов и инстинктов;

- все люди избегают трудовой деятельности, не склонны к саморазвитию, это заставляет применять в основном меры принудительного характера;

- все люди не хотят принимать на себя обязательства, они не честолюбивы, ими движет только себялюбие, абсолютно все индивиды стремятся попасть под покровительство.

Можно заметить, что здесь, в данной теории наблюдается сочетание психологий менталитетов европейца и азиата, при этом у последнего явно выражены элементы зависимого, рабства, что вынуждает больше применять принудительные меры. В качестве критики можно указать, что подобные люди (в соответствии с постулатами теории) могут проживать на любой территории, отличия заключаются только в их пропорции к общей численности населения.

Апологетом данной теории принято считать теорию У, она являет собой более демократичный подход к каждой личности и базируется на таких постулатах:

- абсолютно все люди стремятся к общению и ведут активный образ жизни, все индивиды – творцы и создатели;

- все индивиды не могут не работать, они движимы жаждой работы, она позволяет им самоутвердиться;

- скука и лень враждебны личности, каждый человек понимает работу как возможность обеспечения себя и близких всем нужным для проживания;

- применение тотального наблюдения и принуждения только мешают личности в процессе реализации поставленных целей;

- на степень обязательств, возложенных на индивида, оказывает влияние размер и характер вознаграждения, при этом основным является критерий влияния на способ самовыражения;

- абсолютно все индивиды стремятся к собственному развитию и ищут способа принять на себя обязательства для личностного прогресса;

- каждый индивид является в душе рационализатором, изобретателем, однако в результате постоянного стремительного научно – технического прогресса человек всегда отстает от общего хода развития и не может полностью задействовать собственные возможности [8, c. 179].

Эта концепция наиболее свойственна ответственным личностям, несущим прогресс обществу, оказывающим положительное влияние на окружающих, при этом воздействие на их поведение основано на следующем алгоритме: саморазвитие и саморазвитие, инструменты морального, затем – материального стимулирования и, в конце концов, меры принудительного характера.

Рассмотрим базисные постулаты гипотезы Z:

- в системе мотивации человека переплетены как инстинкты, так и социальные потребности;

- люди социальные существа и отдают предпочтение командной работе;

- в обществе существует необходимость в наличии ответственности за трудовую деятельность;

- наиболее влиятелен небыстрый карьерный рост с передвижением каждой личности пошагово, до определенного возраста.

Целесообразность внедрения данной гипотезы зависит от структуры персонала и наличия существенной доли в нем именно таких личностей, при этом набор стимулов для реализации данной теории находится в таком порядке: материальное и моральное поощрение, самоутверждение, принуждение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема ценностей человека в жизни занимает ведущую позицию в психологических исследованиях, ведь они являются стержнем личности и обуславливают ее направленность. В решении данной проблемы существенная роль принадлежит изучению системы ценностей и здесь серьезное влияние оказали исследования С. Бубновой, которая основываясь на трудах М. Рокича, создала свою модель системы ценностных ориентаций (она иерархическая и состоит из трех уровней). Система ценностей в жизни человека по ее мнению состоит из:

  • ценностей-идеалов, являющихся наиболее общими и абстрактными (сюда относятся духовные и социальные ценности);
  • ценностей-свойств, которые закрепляются в процессе человеческой жизнедеятельности;
  • ценностей-способов деятельности и поведения.

Любая система ценностей всегда будет объединять две категории ценностей: ценности-цели (или терминальные) и ценности-способы (или инструментальные). Терминальные включают в себя идеалы и цели человека, группы и общества, а инструментальные – способы достижения целей, которые принимаются и одобряются в данном обществе. Ценности-цели более устойчивы, нежели ценности-способы, поэтому они выступают в качестве системообразующего фактора в различных социальных и культурных системах.

К существующей в обществе конкретной системе ценностей каждый человек проявляет свое собственное отношение. В психологии выделяют пять типов отношений человека в системе ценностей (по Я. Гудечек):

  • активное, которое выражается в высокой степени интернализации этой системы;
  • комформное, то есть внешне принятое, но при этом человек не идентифицирует себя с данной системой ценностей;
  • индифферентное, которое заключается в проявлении равнодушия и полного отсутствия интереса к этой системе;
  • несогласие или непринятия, проявляющееся в критичном отношении и осуждении системы ценностей, с намерением ее изменить;
  • противодействие, которое проявляется и во внутреннем, и во внешнем противоречии с данной системой.

Следует отметить, что система ценностей в жизни человека является важнейшим компонентом в структуре личности, при этом она занимает приграничное положение – с одной стороны это система личностных смыслов человека, с другой – его мотивационно-потребностная сфера. Ценности и ценностные ориентации человека выступают в роли ведущего качества личности, подчеркивая ее неповторимость и индивидуальность.

Ценности являются наиболее мощным регулятором жизнедеятельности человека. Они направляют человека на пути его развития и обуславливают его поведение и деятельность. Кроме того, направленность человека на определенные ценности и ценностные ориентации обязательно окажет воздействие и на процесс формирования общества в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дятлов В. А, Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Психология мотивации. - М.: ПРИОР, 2016. – 604 с.

2. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности / А. Г. Здравомыслов. − М.: Политиздат, 2014. − 223 с.

3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, - 2014. – 476 с.

4. Каган М. С. Философская теория ценностей / М. С. Каган. – Санкт-Петербург, ТОО ТК Петрополис, 2015. – 205 с.

5. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособие / Е. А. Климов. − М.: Изд-во МГУ, 2015. − 224 с.

6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство психологии: Учебник для вузов по специальности «Психология». - М: НОРМА - ИНФРА, 2015. – 563 с.

7. Липатов В. С. Мотивы личности. - М.: Люкс, 2015. – 557 с.

8. Лосский Н. О. Ценности и Бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Бог и мировое зло / Н. О. Лосский. − М.: Республика, 2014. – 383 с.

9. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс: Пер. с англ. Л. А. Седова, А. Д. Ковалева. − М.: Аспект - Пресс, 2016. − 270 с.

10. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. / П. Д. Сорокин // Общ. ред. А. Ю. Согоманова. – М.: Политиздат, 2014. – 543 с.

11. Томас У. Методологические заметки / У. Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль. Тексты. – М.: Изд-во Московского университета, 2014. – С. 335–357.

12. Юлдашев Л. Г. Истории ценностей в социологии: Вчера и сегодня / Л. Г. Юлдашев // Социологические исследования. – 2015. - №8. – С. 148 – 152.