Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Применение метода беседы в изучении личности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Исследование личности принадлежит к фундаментальным теоретико-прикладным проблемам, а собственно сама категория личности является ключевой в педагогике и психологии. В данных направлениях проблема личности разрабатывалась, как на теоретическом, так и на прикладном уровнях, что наделяло этот феномен соответствующим содержанием.

Методы изучения личности определяются в зависимости от объекта исследования, а также от условий в которых находится и развивается личность. Наиболее распространенным методом исследования является беседа, но комплексно вопрос о применении данного метода в исследовании личности не рассматривался в научных работах.

Таким образом, можно говорить о том, что тема «Применение метода беседы в изучении личности» является актуальной для настоящего исследования.

Цель исследования – исследовать особенности применения метода беседы в исследовании личности.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть научные подходы к изучению личности.
  2. Рассмотреть особенности метода беседы в рамках исследования личности.
  3. Провести эмпирическое исследование относительно применения метода беседы для исследования личности.
  4. Разработать рекомендации по результатам проведенного эмпирического исследования.

Объект исследования – метод беседы.

Предмет исследования – использование метода беседы в исследовании личности.

Теоретическую и методическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных авторов по вопросам применения различных методик в исследовании личности. В частности, в рамках теоретического анализа использовались труды: А.М. Айламазьян, Ж. Бордияр, М.С.Каган, А.Н. Леонтьева, М.С. Савчина и других исследователей.

В практической части для аргументации результатов эмпирического исследования использовались труды А.С. Акутиной.

Практическая значимость работы определяется принципиальной возможностью использования содержащихся в нем результатов в научно-исследовательской и педагогической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы при разработке отечественных методов исследования личности, а также в учебных курсах как методический материал для организации эффективной научно-исследовательской работы будущих педагогов.

Глава 1. Теоретические аспекты применения метода беседы в изучении личности

1.1 Научные подходы к проблеме изучения личности

В научно-педагогической литературе личность определяется как продукт и субъект общественных отношений (И.С. Кон), которая находится не только в социальной, но и природной среде (Г. Нойнер, К.К. Платонов).

Противоположных взглядов придерживается М.С. Каган [5, с.120], который в отличие от позиций И.С. Кона, подчеркивающего филогенетический аспект личности, акцентирует внимание на онтогенетической стороне. Он рассматривает личность как результат социализации индивида в процессе онтогенеза. В современной психологии существует подход к пониманию развития личности в онтогенезе [5, с.121].

По мнению некоторых исследователей, говорить о личности можно только тогда, когда человек достигает определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал личностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна сознательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами.

В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту.

Так, например, А.Н. Леонтьев [6, с.34] связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивов; а второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интенсивное развитие самосознания, А.В. Запорожец – с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начинает осознавать себя; Д.И. Фельдштейн [10, с.41] – с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятельность и тому подобное. Вне зависимости от различных позиций ученые сходятся во мнении, что на каждом возрастном этапе онтогенеза необходимо создавать соответствующие условия для полноценного развития личности.

Педагогика к исследованию личности применяет целостный подход и рассматривает ее в широком смысле при определении целей воспитания в рамках реализации глобальной цели разностороннего и гармоничного развития личности. Личностью в педагогике называют человека с носителем сознания и самосознания, способного на самостоятельную преобразующую деятельность. Характерной особенностью процесса развития личности является диалектический переход количественных изменений в качественные [11, с.113].

Личностные свойства и качества человек приобретает в социальной среде: овладевает речью, нормами поведения в обществе, включается в общественную деятельность, усваивает традиции, развивает способность познавать окружающий мир, благодаря наличию высокоорганизованного мозга, обладающего сознанием.

Социальные свойства и качества, находящие выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте, личность приобретает в процессе социализации. Качества личности формируются в конкретных видах деятельности, в адекватном общении, в складывающихся взаимоотношениях с окружающим миром и людьми [11, с. 114]. В процессе своей деятельности человек усваивает общественные отношения, в котором заключается социальная природа его сознания. Движущей силой процесса развития личности выступает борьба противоречий. Многообразные условия жизни людей и воспитания, принадлежность разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют различное сознание [11, с.114].

В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности человека не тождественно мышлению.

В зависимости от особенностей общественных отношений, человеческое сознание может изменяться как на протяжении жизни одного и того же человека, так и от эпохи к эпохе, от одной культурно-исторической цивилизации к другой.

Изменения в свойствах и качествах личности обеспечиваются внутренним движением и внешними факторами в ходе прохождения разных стадий развития, процесс которого носит закономерный характер. Достигнутое на предшествующей стадии, в рамках которого развитие может характеризоваться как ускорением, так и ровным течением, становится основой последующих изменений [11, с.115].

Социальные свойства и качества личности, ее социальный статус и функции изменяются в ходе усвоения общечеловеческого опыта (инвариантного четырехкомпонентному составу содержания образования). В результате этого происходит подъем личности на новый качественный уровень развития, обеспечивая успех в деятельности [11, с.115].

Если рассматривать исследования специалистов по психологии, то стоит выделить тот факт, что особое место в изучении этого вопроса занимают постмодернистские исследования.

Представители этого направления констатируют, что объективный мир, в котором раньше жил человек, сейчас обесценивается и практически исчезает, а остается множество текстов, фиксирующих различные модальности жизни. По их мнению, современная культура становиться «культурой экстаза коммуникации» [3, с. 56], а по нашему мнению – она становиться тотальной манипуляцией, нового вида эксплуатации человека человеком в XXI в.

Психологи начали отстаивать идею том, что личность тоже постоянно меняется, и в ней нет постоянных образований, более того, она сама является инициатором изменений, становится субъектом постоянного самопреобразования, но без осмысления ценностно-смысловых ориентиров этих изменений.

Исследователями констатируется, с развитием цивилизации человек постепенно теряет естественную способность видеть, чувствовать, воспринимать реальность такой, какой она есть на самом деле. Утверждается, что под влиянием ожиданий, установок, притязаний, амбиций, целей, намерений, привычек – реальность как-будто сама по себе отходит на второй план, выходит из поля зрения (теряется), существенно субъективируется. Каждый человек видит в мире то, что ему нужно, что он хочет увидеть, что готов воспринимать.

Конечно, это касается поведения человека в виртуальном мире, который в современную эпоху создало человечество. Это не касается реального, духовного и материального миров, поскольку реальное в жизни всегда объективно ставит человека на место, в определенной системе отношений и жизненных ситуаций [8, с. 212].

В современную эпоху мир становиться достаточно динамичным, а сама цивилизация все больше усиливает динамические процессы, следовательно –человеку важно объективно уловить постоянное, вечное, что априори существует. Одновременно, в последние годы в методологическом плане вновь активизировалась тяга к монизму, которая соответствует монистической природе мира и человека [8, с.212].

Постмодернисты считают, что человек может: обращать и не обращать внимания на происходящее, учитывать или не учитывать обстоятельства, воспринимать и не воспринимать информацию. Они настаивают на первичности поля, пространства, социума, культуры, а не на реальной (но, по их мнению, загадочной) внутренней сущности личности, поэтому о духовности не идет и речи.

Такие рассуждения психологов могут объяснить многие явления связанные с развитием личности. К примеру, низкий уровень определенных ценностных ориентаций, касающихся духовности (религии и культуры) [8, с.213].

Любое реальное событие может стать кульминацией совершенно разных жизненных историй или остаться их малозначительным эпизодом в зависимости от того, кто становится рассказчиком, для кого он создает свой текст, с какой целью его рассказывает. Основными ценностями постмодернистской личности являются ценности самореализации, ценности самого процесса жизни, ее качества, направленность на достижение результатов.

Утверждается, что жизненный мир личности, будучи индивидуальной концептуальной моделью реальности, описывает объективную действительность с помощью различных индивидуализированных перцептивных, вербальных, мифологических и символических языков.

Такие субъективно-созданные образы, символы, знаки, схемы и модели предоставляют, а точнее, приписывают миру особые формы, создают условия для индивидуального архивирования мира и своеобразную «упаковку» (наложение друг на друга) из различных фрагментов реальности [8, с.213].

Такая прямая и обратная многократная проекция друг на друга внутреннего и внешнего миров человека предопределяет субъективную трансформацию реальности, когда внешние обстоятельства жизнедеятельности преломляются через внутреннюю личностную структуру (приобретенный опыт, стремления, планы, мечты, идеалы и т.д.) [8, с.214].

Исследователи утверждают, что объективная динамика мира и субъективная направленность восприятия вызывает сосредоточение внимания, прежде всего, на динамических аспектах мира и без акцентирования внимания на его постоянных модусах. Это индуцирует динамику внутреннего мира, личность «открывает» в себе способность к самосубъектному воздействию [8, с. 214].

Чтобы правильно понять такую сложную реальность, как человек, его следует рассматривать как органическую часть социальной жизни, как результат конструирования со стороны социального окружения и самоконструирования, что происходит под влиянием последнего. В его жизненном мире возникает психологическое пространство – пространство динамических отношений, преимущественно манипулятивных по своей тактике и стратегии.

В современных теориях человеческое поведение рассматривается текстом, а коммуникация – это ключевой момент в объяснении социальной жизни личности [8, с.214].

Констатируется, что процесс активного приспособления к окружающему миру и одновременно его изменения, приспособления мира к себе и к собственным потребностям – происходит диалогично. В современной психологии утверждается, что личность, находясь в мифической, оторванной от реальности коммуникации, уже не является тем привычным, системным образованием, поскольку она уже не постоянная, не целостная, а фрагментарная, без центра и стержня, не самодостаточна.

В исследованиях личности (Т. Сарбина, Дж. Брунера, К. Гергена, Ч. Тейлора) акцент переносится с характерного изучения внутреннего ядра, положительного и непротиворечивого архетипического существа личности на события, происходящие в жизненных странствиях. Личности, находящейся в изменяющемся, непредсказуемом мире, рекомендуется развить в себе подвижность, преодолеть страх и инертность, поскольку она становится бесцельным «путешественником», который легко мигрирует, нигде не оставаясь надолго [8, с.215].

Считается, что здоровыми и полноценными являются те личности, которые демонстрируют разносторонность и гибкость, потому что различные

последовательности и истинности рассматриваются как «ограничение». В неоднозначной реальности постмодерна – личность становится релятивной, ситуативной, иррациональной, эклектичной. Все, что не удается описать, используя язык, рассматривается как внесемиотическая сфера, которой (по сути) не существует [8, с.215].

«Новая» личность уже не константная, не целостна, не самодостаточна, а скорее подвижная, текучая, мозаичная, процессуальная, коллажная. Постмодернистская личность, опираясь на пространство своих отношений, путешествует с контекста в контекст. В соответствии с характером взаимодействия с окружением в воображении она «меняет» собственную жизненную историю, видение прошлого, настоящего и будущего, постоянно меняет смыслы жизни. Даже такие обычно стабильные характеристики идентичности, как возраст или гендер, уже не являются теми маркерами, стабилизирующими личность в глобализационном потоке [9, с.216].

В современной психологии акцентируется внимание на индивидуальном своеобразии человека, высоко ценится уникальность каждой личности, ценности частного бытия, оторванного от социальной жизни, соблюдение тактики непубличности. Более того, утверждается, что человек стремится к своеобразию, готов снять с себя все социальные и нравственные табу и сопротивляться, если ему мешают быть собой. Поэтому в общественном организме, должно исчезнуть понятие нормы, поскольку личность готова принять не только собственное своеобразие, но и своеобразие другого, не похожего на него [9, с.215].

Личность соглашается с правом каждого быть таким, владеть свободой по-своему, понимать смысл жизни, счастья и благополучия.

С этой позиции «Я-образ» рассматривается как незавершенный, окончательно несформированный гештальт, а не как нечто целостное, как автономный фактор бытия личности. Считается, что постоянные видоизменения «Я-образа» происходят благодаря саморефлексивной деятельности, они вызывают его децентрацию, отказ личности от обращений

к нему как к финальному определяющему источнику значений и объективных смыслов [8, с.215].

Таким образом, «Я-концепцию» предлагается «изъять» из головы индивида и перенести в сферу социального дискурса. Так, М. Шанталь, одна из последовательниц классика постмодернизма Ж. Дерида, считает, что ни одна идентичность не является естественной или заранее заданной, а она постоянно конструируется [9, с.84].

Также стоит выделить, что в контексте постмодернистской психологии рассматриваются такие способности личности, как обеспечение саморазвития, самоконструированния, рефлексирования. Ее авторы не учитывают аутентичную природу личности и сущность ее жизни, поэтому рассматриваемые способности тоже трактуются однобоко, а в некоторых аспектах и деструктивно [9, с.85].

Следовательно, можно сделать вывод, что изучение личности является многокомпентным процессом и включает в себя ряд факторов, элементов и свойств, которые необходимо проанализировать, прежде чем сделать вывод относительно уровня развития личности или определения существующих проблем.

Далее мы рассмотрим особенности беседы как одного из наиболее эффективных методов исследования личности.

1.2 Особенности применения метода беседы в исследованиях личности

Для сбора педагогической/психологической информации, которая не всегда отражена в документах или недоступна для наблюдения, используют опросные методы, которые предусматривают получение этой информации в процессе общения специалиста с лицами, являющимися носителями ценной для него информации.

К таким методам относится беседа. Этот метод требует особой душевной чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор в предусмотренном русле, распознавать эмоциональные состояния собеседника, а также необходимо мгновенно реагировать на любые изменения, фиксировать внешние проявления внутреннего состояния (жесты, мимику, позы и тому подобное) [1, с.51].

Беседа представляет собой метод непосредственного общения, который позволяет получить от собеседников информацию, которая необходима для дальнейших исследований, с помощью мощью заранее подготовленных вопросов».

Для эффективного проведения беседы необходимо – определить цель, разработать план; выяснить, какие вопросы являются основными, а какие дополнительными; создать благоприятную, доброжелательную атмосферу для откровенного разговора, учитывая возрастные и индивидуальные особенности собеседников; проявлять педагогический такт [1, с.51].

В начале беседы основная задача заключается в налаживании первичного контакта с собеседником. Поэтому нередко исследователь формулирует сначала вопросы, ответы, которые должны привлечь собеседника к этом процессу. Такие вопросы могут и не быть связаны с темой, но они нужны для создания «настроения» беседы. Инициатор беседы должен позаботиться, чтобы вопросы были короткими, логичными, понятными [1, с.51].

Данные о явлении, которое интересует, можно получить при ответах как на прямо поставленные вопросы (Что знает исследуемый о том или ином объекте? Какое имеет отношение к нему?), так и опосредованно (например, при обсуждении прочитанной книги). Результаты беседы целесообразно сравнить с данными, полученными при помощи других методов.

Выделим основные виды беседы:

  • эксперимент (привлечение к сотрудничеству). Предусматривает предварительную беседу для создания нужного «настроя» у собеседника для внедрения в специфику эксперимента, а также для описания перечня основных действий, предоставления и ознакомления с инструкциями исследования;
  • экспериментальная беседа (проверка гипотезы). Используют в ситуациях, когда каждый отдельный элемент деятельности предполагает полную содержательную завершенность предыдущего [1, с.52].

В этом контексте стоит отметить, что процесс беседы, как правило, не протоколируют, но при необходимости делают для себя пометки, которые позволяют после общения полно воссоздать ход беседы и запротоколировать ее. Иногда, по согласию респондента, используют магнитофон или диктофон.

Сама цель беседы может ставиться и респондентом, поскольку так можно получить больше достоверных данных, в других случаях – наоборот, попытка получить объективную информацию с помощью косвенных вопросов может вызвать негативную, скептическую реакцию участников беседы. Особенно высока вероятность подобной реакции у людей с завышенной самооценкой [1, с.53].

К большей открытости и искренности таких собеседников побуждает обращение о помощи и повышенная заинтересованность исследователя в получении необходимой информации. Уровень открытости беседы повышается, если исследователь не делает каких-либо записей.

Рассматривая функции беседы, можем сказать, что она выполняет несколько функций [1, с.53].

Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную» (психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию, поскольку от отношения испытуемого к ситуации обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального исследования [1, с.53].

Многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), то есть ситуация, в ходе которой интеллект и личность обследуемого подвергаются определенной оценке. Любая экспертная ситуация должна вызывать у человека определенный эмоциональный отклик. Однако, если вызванные такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакциям может привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого.

Неадекватной является и противоположная реакция на экспериментальную ситуацию – когда человек безразлично, незаинтересованно относится к предстоящей работе.

Завершая характеристику этого метода, отметим, что не все авторы относят этот метод к методам опроса, а рассматривают его как самостоятельный метод [1, с.53].

Наконец стоит сказать, что недостатком этого метода является, по сравнению с другими, большая затрата времени на сбор информации, что сужает возможности использования этого исследовательского приема.

Далее мы рассмотрим особенности данного метода в контексте исследования личности.

Особое место беседы в арсенале методов исследования личности связано с тем, что, хотя данный метод не требует привлечения сложной дополнительной аппаратуры и оборудования, но он в то же время предъявляет высокие требования к экспериментатору, его мастерству, профессиональной зрелости.

Возможности беседы как инструмента встречи человека с человеком – связаны, в частности, с широтой выбора типа беседы в спектре от «полностью контролируемой» до «практически свободной» [1, с.55].

Основными критериями отнесения беседы к определенному типу являются особенности предварительно подготовленного плана (программа и стратегия) и характер стандартизации беседы, то есть ее тактика. Под программой и стратегией, как правило, подразумевают составленный набор смысловых тем и последовательность движения между ними. Чем выше степень стандартизации беседы, тем более строг, определен и неизменяем набор и форма вопросов, а также, в этом случае, тактика является более жесткой и ограниченной [1, с.55].

Стандартизация беседы означает также и то обстоятельство, что инициатива в ней перемещается на сторону экспериментатора, задающего вопросы.

Таким образом, полностью контролируемая беседа предполагает жесткую программу, стратегию и тактику, а противоположная тактика является свободной беседой (с отсутствие заранее сформулированной программы и наличие инициативной позиции в беседе у того, с кем она проводится).

Между ними располагаются следующие основные типы бесед:

  • стандартизированная беседа – стойкие программа, стратегия и тактика;
  • частично стандартизированная — стойкие программа и стратегия, тактика значительно более свободная;
  • свободная – программа и стратегия заранее не определяются или же только в основных чертах, тактика совершенно свободная [1, с.56].

Полностью и частично стандартизированная беседа дает возможность сравнения разных людей; беседы такого типа являются более емкими в отношении времени, могут опираться на меньший опыт экспериментатора, и ограничивать непреднамеренное воздействие на испытуемого. Однако их большим недостатком является то, что они представляются не вполне естественной процедурой, имеющей более или менее выраженный оттенок экзаменационного опроса, и поэтому сковывающей непосредственность и вызывающей к действию защитные механизмы [1, с.57].

Как правило, к подобному типу бесед прибегают в том случае, если уже установлено сотрудничество с собеседником, исследуемая проблема несложна и носит частичный характер [1, с.58].

Беседа свободного типа всегда ориентирована на конкретного данного собеседника. Она позволяет получать множество данных не только прямым, но и косвенным образом, поддерживать контакт с собеседником, отличается сильным психотерапевтическим содержанием, обеспечивает высокую спонтанность проявления значимых признаков.

Подобный тип беседы характеризуется особенно высокими требованиями к профессиональной зрелости и уровню психолога/педагога, его опыту и умению творчески пользоваться беседой,

В целом процедура проведения беседы предполагает возможность включения в нее разнообразных модификаций – тактических приемов, позволяющих особенно обогатить ее содержание. Так, в беседах с детьми хорошо используются куклы, различные игрушки, бумага и карандаш, драматические сценки. Аналогичные приемы возможны и в беседах с взрослыми людьми необходимо только, чтобы они органично входили в систему разговора. Предъявление конкретного материала (например, шкалы) или обсуждение содержания только что выполненного испытуемым рисунка, становится не только «зацепкой» для дальнейшего хода беседы, развертывая его программы, но и позволяет получить дополнительные косвенные данные об испытуемом [1, с.60].

Рассматривая структуру таких «исследовательских бесед», можно сказать – несмотря на очевидное многообразие типов этого процесса, все они имеют ряд постоянных структурных блоков, последовательное движение по которым обеспечивает беседе полную целостность [1, с.62].

Вводная часть беседы играет очень важную роль в композиции. Именно на этом этапе необходимо заинтересовать собеседника, привлечь его к сотрудничеству. Принципиальным является то обстоятельство, кто инициировал проведение беседы. Если она происходит по инициативе психолога, то ее вводная часть должна заинтересовать собеседника темой предстоящего разговора, пробудить желание участвовать в нем, сделать понятной значимость его личного участия в беседе. Чаще всего, это дости­гается посредством апеллирования к прошлому опыту собеседника, проявлением доброжелательного интереса к его взглядам, оценкам, мнениям [1, с.63].

Испытуемому сообщается также о примерной продолжительности беседы, ее анонимности, и, если это представляется возможным, то и о целях, дальнейшем использовании результатов.

Если инициатором предстоящей беседы является не сам психолог, а его собеседник, обращающийся к нему по поводу своих проблем, то вводная часть беседы должна отчетливо продемонстрировать главным образом следующее: что психолог тактично и бережно относится к позициям собеседника, он ничего не осуждает, но и не оправдывает, принимая его таким, каким он есть [1, с.64].

Во вводной части беседы происходит первая проверка ее стилизации. Ведь набор используемых психологом/педагогом выражений и оборотов, обращение к собеседнику зависят от возраста последнего, пола, социального положения, жизненной среды, уровня знаний. Иными словами, словарный состав, стиль, концептуальная форма высказываний должны вызывать и поддерживать у собеседника положительную реакцию и желание давать полную, истинную информацию.

Продолжительность и содержание вводной части беседы принципиально зависят от того обстоятельства, будет ли она единственной с данным собеседником или у нее возможно развитие; каковы цели исследования и тому подобное [1, с.65].

На начальной стадии беседы особую роль для установления и поддержания контакта играет невербальное поведение психолога, свидетельствующее о понимании и поддержке собеседника. В этом контексте необходимо отметить, что как такового алгоритма беседы не существует, как и «репертуара» реплик экспериментатора. Но важно наличие отчетливого представления о целях и задачах данной беседы, их последовательная реализация, установление прочного контакта с собеседником, которые позволяют переходить к следующему, второму этапу [1, с.66].

Его характеризует наличие общих открытых вопросов по теме беседы, вызывающих как можно больше свободных высказываний собеседника, изложение им своих мыслей и переживаний. Такая тактика позволяет психологу накопить определенную фактическую событийную информацию.

Успешное выполнение этой задачи позволяет перейти к этапу подробного прямого обсуждения основной темы беседы, (эта логика развития беседы реализуется и внутри развития каждой частной смысловой темы: следует от общих открытых вопросов переходить к более специфическим, конкретным) [1, с.67].

Таким образом, третьим этапом беседы становится подробное иссле­дование содержания обсуждаемых проблем. Это кульминация беседы, один из самых сложных ее этапов, поскольку здесь все зависит только от психолога, от его умения задавать вопросы, слушать ответы, наблюдать за поведением собеседника. Содержание этапа подобного исследования полностью определяется конкретными целями и задачами данной беседы.

Завершающая фаза – это окончание беседы. Переход к ней возможен после успешного и достаточно полного проведения предшествующего этапа исследования. Как правило, здесь в той или иной форме делаются попытки ослабить напряжение, возникающее в ходе беседы, и выражается признательность за сотрудничество. Если беседа предполагает свое последующее продолжение, то ее завершение должно сохранить готовность собеседника к дальнейшей совместной работе [1, с.68].

Выделим то, что описанные этапы беседы не имеют жестких границ. Переходы между ними являются постепенными и плавными. Но условное «перескакивание» через отдельные фазы беседы может привести к резкому снижению достоверности получаемых данных, нарушить процесс общения, диалога собеседников.

В рамках рассмотрения этого направления необходимо выявить и специфику вопросов, которые используются при исследовании личности с помощью метода беседы. Изначально отметить, что такие вопросы позволяют [1, с.68]:

  • вести процессы передачи информации собеседником в определенном направлении, соответствующем программе беседы;
  • взять инициативу в беседе;
  • активизировать собеседника, чтобы от монологической речи перейти к диалогу;
  • дать возможность собеседнику проявить себя, доказать свои знания, продемонстрировать свои мнения, оценки, взгляды и позиции.

Также стоит выделить, что между вопросом и ответом существует достаточно строгая смысловая и формальная координация. Вопрос строится в зависимости от потенциального ответа. Существует несколько классификаций типов вопросов, используемых в беседе [1, с.57].

Первая из них основана на широте предстоящего ответа. В ней выделяются три основные группы вопросов.

Первая группа – закрытые вопросы. Вопросы, на которые ожидается ответ «да» или «нет». Они обращены ко всему объему содержащегося в них смысла. Примеры: «Любите ли вы смотреть фильмы в одиночестве? Вам трудно ответить на этот вопрос?» [1, с.57].

Закрытые вопросы ведут к созданию напряженной атмосферы в беседе, поскольку резко сужают «пространство для маневра» у собеседника, легко могут нарушить ход мыслей говорящего. Они переключают фокус общения с говорящего на слушающего, нередко заставляют говорящего занимать защитную позицию. Следовательно, использование такого типа вопросов осуществляется не случайно, а только со строго определенной целью – расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить непосредственно на принятие решения [1, с.58].

Вторая группа – открытые вопросы, на которые нельзя дать ответ «да» или «нет» («Кто?, «Что?», «Как?, «Сколько?», «Почему?»).

Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога-монолога с упором на монолог собеседника, то есть на более высокую ступень беседы.

Благодаря их использованию собеседник находится в более активном состоянии, он имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Открытые вопросы могут быть и переломными по своей функции, то есть для перехода от одной, уже полностью раскрытой смысловой темы, к другой.

Третья группа – выясняющие вопросы, которые являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказано. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?» [1, с.57].

Однако на пути углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным представляется не формулирование вопросов, а прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. Цель перефразирования – собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности.

Существует и другая классификация вопросов в зависимости от смысла соотносимых с ними ответов [1, с.58].

  • Альтернативные вопросы – вопрос содержит в себе самом тот возможный выбор, который предстоит сделать собеседнику. Ответ на него будет охватывать лишь часть (большую или меньшую) смысла, содержащегося в вопросе.
  • Избирательные вопросы. Вопрос задает некоторый круг «предметов, не называя их конкретно, из которых можно сделать выбор. Этот выбор содержится в ответе на избирательный вопрос. Например: «Чем он болен?».
  • Иксовые вопросы, не подсказывающие ответа. Например: «Что он сказал?; «Что Вы собираетесь делать летом?». На вопрос такого типа могут последовать любые ответы, которые явным образом не связаны с теми смысловыми ориентирами, которые содержатся в вопросе [1, с.58].

Также важно учитывать, при применении метода беседы, особенности невербальных элементов, которые могут отразиться на результатах исследования. К примеру, выражение лица и мимика. Наиболее информативны в данном случае положение бровей, «открытость» или прищуренность глаз, положение губ. Особенно экспрессивны губы человека. Так, плотно сжатые губы отражают глубокую задумчивость, изогнутые – сомнение или сарказм [1, с.68].

Необходимо обращать внимание и на визуальный контакт с собеседником. Визуальный контакт помогает регулировать беседу. Если го­ворящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, то он еще не закончил говорить – это означает, что собеседник не может сосредоточиться. По завершении своего высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.

Интонация и тембр голоса. Умеющий слушать понимает больше, чем значат слова говорящего. Можно оценить и тон голоса, скорость речи, частоту пауз. Эти вокальные выражения наряду с отбором слов и выражением лица очень важны для понимания сообщения. Чувства собеседника прямо отражаются в тоне голоса. Легко распознаются, например, гнев, печаль, нервозность, ревность [1, с.68].

Сила и высота голоса тоже несут дополнительную информацию о сообщении говорящего. Например, радость, недоверие, энтузиазм передаются высоким голосом, гнев и страх тоже выражаются высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности силы и высоты звуков; печаль, горе, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы [1, с.69]..

Другим важным фактором является межличностное пространство – как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Стоит отметить, что чем больше собеседники заинтересованы друг в друге, тем ближе они располагаются. При этом социальное расстояние для неформальных социальных и деловых отношений составляет от 1,2 до 3,7 м, причем верхний предел более соответствует формальным отношениям [1, с.62].

Не менее важными элементами в невербальной коммуникации являются поза и жесты [1, с.62]. Говорящим и слушающим легче беседовать с теми, у кого оживленное выражение лица и экспрессивная моторика. Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как признак заинтересованности и дружелюбия. Чрезмерная жестикуляция может быть выражением беспокойства или неуверенности [1, с.62].

Таким образом, можно говорить о том, что метод беседы является достаточно эффективным методом исследования, поскольку экспериментатор имеет возможность проанализировать сразу несколько психологических спектров исходя из полученных первичных данных о личности и тех, которые он получит в процессе проведения беседы. Несомненно, на ход исследования влияют элементы, как вербальной, так и невербальной коммуникации – дальнейший анализ этих параметров позволяет правильно интерпретировать содержание беседы.

Вывод по главе

Теоретический анализ подходов к изучению личности показал, что во всем разнообразии этих подходов, в том числе и к интерпретации самого понятия личности, можно выделить следующие аспекты личности:

  • многокомпонентность феноменологии «личности»;
  • своеобразие личности представлена ее индивидуальными чертами и характеристиками;
  • характеристика личности всегда является систематизированной;

  • на современном этапе на формирование личности влияют происходящие события (окружающая среда) и тотальная манипуляция сознанием (по нашему мнению).

Таким образом, был сделан вывод, что исследования личности являются актуальными, поскольку в современном мире появляется большое количество факторов, которые влияют на ее становление и развитие.

Одним из наиболее эффективных методов исследования личности является беседа, поскольку позволяет экспериментатору (психологу или педагогу) использовать различные приемы вербальной и невербальной коммуникации для получения наиболее точных данных.

Глава 2. Практический анализ применения метода беседы в исследовании личности

2.1 Краткая характеристика эмпирического исследования

Метод исследования – беседа.

Респонденты: учащиеся высшей школы (5 человек, возраст от 18 до 20 лет, первый курс университета).

Цель беседы – исследовать ценностные, личностные ориентации у студентов.

Основные этапы исследования:

  1. Первый этап исследования предусматривает формирование реалистических ожиданий от исследования, прогнозируемых результатов.
  2. Планово-подготовительный этап (подбор методов и анализ ресурсов, которые необходимы для выполнения задания).
  3. Практическая работа: сбор эмпирических данных, анализ и интерпретация данных, подготовка рекомендаций для устранения выявленных проблем.

Гипотезы исследования:

  • отношение к собственной личности и принятие собственного «Я» постепенно меняется, в период прохождения обучения в высшей школе, под влиянием окружающих факторов: действий преподавателя, получения новых знаний, установления новых отношений со сверстниками;
  • у студентов появляются новые цели для самоусовершенствования и профессионального развития под воздействием окружающей среды, новых учебных процессов.

Содержание беседы:

  • Опишите ценность высшего образования, значимость учебного процесса и цель поступления в университет.
  • Как вы считаете: насколько влияет ваше окружение на ваше личностное развитие?
  • Какие человеческие ценности для вас приоритетны?
  • Какие трансформации, на современном этапе происходят в обществе? Опишите их. Возможно, вам хотелось бы что-то изменить?

2.2 Описание результатов эмпирического исследования

В процессе исследования мы проанализировали ценностные и личностные ориентации современной студенческой молодежи с применением метода беседы. Наш диагностический инструментарий был направлен на изучение индивидуально-психологических особенностей личности, ценностных ориентаций и жизненной стратегии студентов, определяющих доминирующую социально-психологическую, профессиональную и деятельностную направленность личности.

При проведении психолого-педагогической диагностики становится возможным составление целостного социально-психологического портрета с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов, а также с учетом периода обучения в вузе, что позволяет выявить общие тенденции, характеризующие особенности профессионального становления и развития современных студентов на разных этапах их профессионализации и формирования смысложизненных стратегий в воспитательной системе современного вуза [2, с.257].

В нашем исследовании выяснялось отношение студентов к следующим понятиям:

  • установка человека на цель – «отношение к личности другого человека»;
  • способность к децентрации – «точке зрения другого человека»;
  • готовность к эмпатии – «сопереживанию другому человеку, пониманию его»;
  • отношение к собственной личности и принятие ее (самоотношение) – «моё «Я»;
  • склонность к интроспекции – «изучению себя»;
  • личностная рефлексия – «изучение других»;
  • «установка на диалог и сотрудничество в общении и взаимодействии – «сотрудничество и взаимодействие с другими» [2, с.256].

Нами выделено шесть основных качеств личности студента, необходимых, на наш взгляд, для успешной профессиональной деятельности и раскрывающих его смысложизненные ориентации.

Мы акцентировали свое внимание на качествах, формирующих ценностные позиции специалистов, занимающихся человеко-ориентированной профессиональной деятельностью. К таким качествам мы относим гуманность, любознательность, трудолюбие, целеустремленность, культурный уровень развития, требовательность к себе, стремление развиваться и самосовершенствоваться.

На первом этапе нашего исследования были определены направления работы со студентами и предварительные результаты исследования.

Таблица 1. Определение направлений практической работы для проведения эмпирического исследования.

Направление практической работы

Обоснование действий

Проведение диагностической работы

Исследование ценностных ориентаций студентов с применением метода беседы.

Интерпретация результатов

Определение основных ценностных ориентаций студентов и определение проблем, которые могут повлиять на дальнейшее развитие личности.

Разработка рекомендаций

Разработка рекомендаций по дальнейшему развитию ценностных ориентаций у студентов и развитию личности, исходя из полученных результатов исследования.

Продолжение таблицы 1.

Перечень ожидаемых результатов:

  • ожидается средний уровень проявления следующих качеств: любознательности, трудолюбия, культурного уровня.
  • ожидается низкий уровень проявления следующих качеств: требовательность к себе, целеустремленность;
  • ожидается высокий уровень проявления стремления к самосовершенствованию и профессиональному развитию.

На втором этапе нашего эмпирического исследования, мы провели соответствующий теоретический анализ литературы по проблеме исследования, который представлен в теоретической части работы. В рамках проведения этого анализа было отмечено, что метод беседы позволит наиболее точно определить характеристики тех или иных параметров личности, в нашем случае – это определение ценностных ориентаций студентов первого курса. Выбор этого направления обусловлен, прежде всего, тем, что именно ценностные ориентации в дальнейшем влияют не только на профессиональное развитие, но и на уровень самореализации личности.

Также на этом этапе исследования были определены проблемные моменты, которые могли повлиять на ход беседы с каждым из студентов.

Таблица 2. Определение проблемных моментов, которые могут возникнуть в процессе беседы.

Проблемные моменты

Причины появления

Устранение проблемы

Нежелание респондента отвечать на вопросы

Негативное отношение к психолого-педагогическим исследованиям.

Обоснование важности проведения таких эмпирических исследований.

Недоверие к специалисту и к интерпретации результатов.

Неубедительные аргументы специалиста.

Аргументированное

разъяснение реальных

результатов исследования.

Продолжение таблицы 2.

На третьем этапе работы мы проводили непосредственно беседы со студентами, что позволило нам достигнуть поставленной цели.

Результаты наблюдения за поведением респондентов во время беседы:

  • во время беседы у всех студентов наблюдалось благоприятное эмоциональное состояние, что помогло экспериментатору в начале беседы установить «контакт» и создать «положительную» атмосферу для продолжения беседы;
  • все участники эмпирического исследования были заинтересованы в проведении эксперимента и в получении интерпретации их результатов;
  • давали полные и развёрнутые ответы на поставленные вопросы. Даже при постановке закрытого вопроса (по типу ответов «да» или «нет» студенты дополняли их своими рассуждениями);
  • студенты проявляли инициативность и переспрашивали вопросы, если они были им непонятны;
  • необычных поведенческих проявлений не выявлено.

Также стоит выделить и особенности невербальной коммуникации. На многие вопросы, особенно на вопросы о будущем и своем личностном развитии, отвечали с «положительной» мимикой (на лице присутствовала улыбка). Это свидетельствует о том, что респонденты уверены в своем дальнейшем профессиональном успехе и надеждах на получение высокого социального статуса.

Активная жестикуляция отсутствовала, что свидетельствовало о состоянии спокойствия и комфорта у собеседников.

Исходя из полученных результатов беседы, мы можем представить перечень качеств, которые сформировались у студентов на первом курсе и показатели уровня этой сформированности:

  • гуманность: 45% – высокая степень проявления, 41% – средняя степень, 14% - низкая степень;
  • любознательность: 30% – высокая степень проявления, 60% – средняя, 10 % – низкая;
  • трудолюбие: 24 % – высокая степень проявления, 36 % – средняя, 40 % – низкая степень проявления;
  • целеустремленность: 35% – студентов обладают высокой степенью проявления этого качества, 30 % – средней, 35 % – низкой;
  • культурный уровень: 10% – высокая степень проявления качества; 70% – средняя степень; 20% – низкая степень;
  • требовательность к себе, стремление к самосовершенствованию: 33% – высокая степень, 38 % – обладают средней степенью этого качества, 29% –низкой степенью.

Представим данные графически (рис.1).

Рисунок 1 – Уровни ценностных качеств, проявляющихся у студентов

Содержание беседы было построено таким образом, что позволило выявить не только профессиональную ориентированность студентов с учетом их смысложизненных стратегий, но и особенности их ценностно-мотивационной и индивидуально-личностной сфер, а также особенности реализации их ценностных ориентаций в реальных условиях жизнедеятельности.

Для студентов первого курса важным является определение начального уровня личностно-профессионального развития, который выступает стартовой точкой при отслеживании его динамики и построения индивидуального образовательного маршрута в воспитательной системе вуза.

Стоит отметить, что как показывают результаты исследования, многие качества (как и предполагалось) находятся на среднем и низком уровнях: гуманность, культурный уровень, трудолюбие. Следовательно, существует необходимость в формировании дополнительных условий для развития этих качеств, которые будут влиять на дальнейшее профессиональное развитие и личностного развития в современных условиях.

Также в приоритетных ценностях, студенты указывали – свою безопасность, здоровье, карьерных успех (после выпуска из университета) и материальные блага. Причем «деньги», «богатство» – это, исходя из полученных данных, символ жизненного успеха для большинства молодых людей и та цель, к которой они стремятся. В данном случае можно говорить о деньгах как о сформировавшейся ценности нового рыночного мышления.

Малозначимыми для студентов являются ценности, которые касаются развития государства и общества в целом («строительство гуманного общества», «свобода граждан», «активная гражданская позиция и деятельность»). Это свидетельствует о том, что существуют субъективный фактор в развитии ценностных ориентаций, и такое положение дел может повлиять на развитие общества в целом (будет происходит процесс дегуманизации общества).

Если говорить о профессиональном развитии и ценности образования, как такового, то образование и профессия рассматриваются как отдельная категория, способствующая повышению социального статуса и материального достатка.

Следовательно, можно говорить о том, что на первый план студенты выдвигают свой материальный и социальный статус, а уже после этого качество своего образования и другие качества (гуманность, трудолюбие и тому подобное).

Вывод по главе

Во второй главе нашей работы, мы описали результаты проведённого эмпирического исследования.

Проведя беседу со студентами первого курса, мы выявили, что для них наиболее важным является их социальный и материальный статус. Это объясняется тем, что на современном этапе в большей степени личность зависит от мнения общества, манипуляций (СМИ, социальных сетей, электронных ресурсов), поэтому для подрастающего поколения и будущих профессионалов, в первую очередь, важно – как их воспримет общество, и на каком уровне они будут находиться на протяжении всей жизни. Но при этом формируется проблема дегуманизации общества.

Следовательно, существует необходимость в разработке рекомендаций по формированию новых условий для развития ценностных ориентаций личности (в нашем случае – ценностных ориентаций студентов).

Глава 3. Разработка рекомендаций по результатам проведенного эмпирического исследования

Анализ результатов диагностики показал, что такие качества, как гуманность, культурный уровень, требовательность к себе, трудолюбие, слабо развиты у студентов-первокурсников, следовательно, необходимо принять меры, направленные на развитие данных качеств у студентов.

Также стоит выделить – целый ряд выявленных факторов свидетельствует о том, что общечеловеческие ценности – трудолюбие, здоровье, семья – не только не утратили своего значения, но и явились абсолютными ценностями, выступающими в качестве жизненных ориентиров молодежи. Таким образом, можно сделать вывод, что основной стратегией жизни большинства молодого поколения является стратегия адаптации в новых социально-экономических условиях [2, с.266].

Главный путь формирования ценностных ориентаций заключается в проведении эффективной молодежной политики – как на уровне принципов, так и на уровне формирования ценностей в рамках образовательного процесса. В связи с этим мы предлагаем внедрение программы формирования смысложизненных стратегий развития личности студентов в воспитательной системе вуза через систему тематических циклов общения на кураторских часах [2, с.265].

В ходе реализации данной программы решаются следующие задачи: воспитание нравственных ценностей и ориентаций, формирование смысложизненных стратегий путем ознакомления студентов с правилами нравственного, конструктивного поведения, анализа нравственных ситуаций и проведения мероприятий ценностно-нравственного содержания; ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности в группе, на факультете и конструктивного поведения в различных жизненных ситуациях; формирование нравственной среды воспитания в группе и окружающем социуме [2, с.266].

Также будут развиты и соответствующие ценностные установки: «социальная солидарность», «семейные ценности», «религиозные ценности (православная культура); «культурные ценности» (духовный мир человека, гармония, понятия красоты, эстетическое развитие), «гражданские ценности» (развитие гражданского общества), «патриотизм».

Содержательная часть программы основана на личностном опыте кураторов и включает в себя следующие разделы: «Нравственные основы коммуникации», «Я – Человек, но какой?», «Воспитание гражданина, семьянина, профессионала», «Слагаемые профессиональной культуры» [2, с.265].

В конечном счете, работа в данном направлении поможет реализовать главную цель высшего образования – подготовку специалиста, обладающего высокой нравственностью, гражданской позицией, социально-профессиональной мобильностью, моральной устойчивостью, и, как следствие, профессиональной востребованностью в обществе [2, с.265].

Заключение

Рассмотрев особенности подходов к изучению понятия личности, мы пришли к выводу, что на развитие личности, в первую очередь, влияют постмодернистские процессы, которые происходят на данном этапе развития всего общества. Личность функционирует в нескольких мирах, виртуальном и реальном, поэтому и индивидуальных характеристик становиться больше. Также трансформируется и большое количество ценностей. К примеру, если ранее на первых план выходили духовные ценности, то сейчас – материальные.

Эти положения были доказаны в процессе проведения эмпирического исследования. Основным методом исследования являлась беседа, поскольку эта технология является персонализированной, а значит – с помощью нее можно узнать и проанализировать все индивидуальные параметры личности.

Как показали результаты эксперимента, современное молодое поколение (студенты) сконцентрированы на материальных благах и социальном статусе, а духовные ценности, развитие общества и гражданская позиция их не интересует, что является проблемой, поскольку социум не сможет развиваться дальше, потеряв такие ценности.

Для улучшения этой ситуации в третьей части исследования мы предложили рекомендации по созданию новых условий для формирования ценностных ориентаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Айламазьян А.М. Метод беседы в психологии – М.: Смысл, 1999. – 222 с.
  2. Акутина С. П. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в вузе // Научный диалог – 2016. – № 3 (51). – С. 255–266.
  3. Бордияр Ж. Simulacres et simulation (фр.) (1981), рус. пер. 2011 г., пер. А. Качалова. – М. : Рипол-классик, 2016 – 270 с.
  4. Извеков А. И. Проблема личности постмодерна: Кризис культурной идентификации. – СПб.: Наука, 2008. – 245 с.
  5. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа – М.: Наука, 1974 – 320 с.
  6. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 – 175 с.
  7. Психология личности в трудах отечественных психологов – СПб.: Питер, 2000 – 213 с.
  8. Савчин М.С. Проблема личности в постмодернистской психологии – К.: Образование, 2015 – 430 с.
  9. Титаренко Т.М. Постмодернистские концептуализации понятий «личность» и «жизненный путь» // Психология и общество. – 2009. – № 4. – С. 83–96.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности – М.: Институт практической психологии, 1996 – 512 с.
  11. Шехмизирова А. М. Научные подходы к изучению личности в педагогике // Научный вестник Адыгейского университета – 2017. – № 2 – С. 111–116.