Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Приладка, треппинг и overprint в полиграфии (Этапы предпечатной подготовки)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Полиграфия – термин, обозначающий совокупность технических средств получения тиража и промышленности, охватывающей все виды производства печатной продукции.

Полиграфическая промышленность – техническая база издательств и книготорговых предприятий.

Специфика взаимосвязей издающих и полиграфических предприятий определяется их технологическими возможностями, оборудованием и применяемыми производственными процессами.

Между тем, в отечественно полиграфии последних двух десятилетий осуществляется техническое переоборудование производства: внедряются цифровые технологии, увеличивается число предприятий, осваиваются новые производственные процессы, издательские системы, механизмы выполнения поставленных задач.

В наше время данная тема очень актуальна. Актуальность работы заключается в том, что типографическая промышленность не стоит на месте, и каждым годом открывает все больше и больше возможностей в мире полиграфии. Именно поэтому сотрудники издательств должны знать современные тенденции, а также уметь использовать настольные издательские системы для более точного создания изготовления электронных макетов полиграфических изделий в области предпечатной подготовки.

Целью нашего исследование стали анализ и систематизация технологий в полиграфии. Попытка подробно изложить существенные вопросы и рассмотреть важный процесс предпечатной подготовки - приладка (приводка) полиграфического оборудования и практику применения trepping и overprint в полиграфии.

Объектом исследования моей темы является процесс изготовления электронных макетов и их подготовка к сдаче в производство.

Предмет исследования – это анализ комплекса мероприятий, направленных на выполнение предпечатной подготовки. (Приладка, треппинг и overprint в полиграфии).

Задачи исследования заключаются в том:

  • проанализировать важность организации полиграфического производства
  • чтобы изучить процесс предпечатной подготовки
  • изучить использование настольных издательских систем и их проблемы при печати
  • изучить процесс подготовки электронных макетов
  • изучить литературу по данной теме.

Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
1.1 Этапы предпечатной подготовки, осуществляемой в типографии

Производственные процессы в полиграфическом производстве подразделяются в основном на несколько этапов:

  • предпечатные процессы (допечатные\prepress);
  • печатный процесс (press);
  • послепечатная обработка

Производственные этапы связаны друг с другом посредством потока обрабатываемых материалов, таких как формные пластины между допечатными процессами и собственно печатью, бумажным полотном между печатью и после печатной обработкой. (см. рис 1.1).

Рисунок 1.1. Схема производственного потока

Предпечатные процессы охватывают рабочие этапы, выполняемые, собственно, перед печатью, т.е. до передачи информации на бумагу или на другую подложку.

Существует несколько основных этапов предпечатной подготовки:

  • Корректура и редактура

После предоставления текстового наполнения, его проверяет редактор. Его деятельность направлена на улучшение композиции, стиля, орфографии и пунктуации. Корректорская правка предполагает устранение ошибок, допущенных при редактировании и наборе текста. (см. рис 1.2).

Рисунок 1.2. Некоторые корректорские знаки (знаки выравнивания)

  • Разработка оригинал – макета

Выпуск любой печатной продукции начинается с создания макета. Сначала специалисты детально изучают требования и пожелания заказчика. Затем продумывается концепция изделия, цветовое решение, материалы, которые будут использованы во время печати. Затем подготавливаются текст и иллюстрации. В итоге дизайнеры создают эскиз — электронный макет, который отправляется заказчику на согласование и утверждение. (см. рис 1.3).

Рисунок 1.3. Пример оригинал – макета брошюры

  • Верстка

Этап, на котором верстальщик вносит в макет правки исходя из требований производства. Главная цель этой процедуры — подготовить эскиз к печати.

  • Изготовление цветопробы

Специалисты распечатывают фрагмент будущего тиража, чтобы проверить насколько полученные цвета соответствуют задуманному цветовому решению. Затем уже ориентируясь на результат цветопробы, можно внести последние корректировки перед финальной печатью. (см. рис 1.4).


Рисунок 1.4. Изготовление цветопробы

  • Изготовление печатных форм

Этот этап осуществляется только при офсетной технологии, которая подразумевает нанесение текста на бумажный носитель с помощью оттисков со специально изготовленных форм — клише. В этом случае, изготавливается отдельная форма для каждой страницы изделия (если это многостраничное издание). (см. рис 1.5).


Рисунок 1.5. Изготовление печатных форм

Описанные выше этапы процесса предпечатных работ очень важны. Если не выполнить их, то после выпуска изделия можно обнаружить различные ошибки: несоответствие цвета, нарушения в оформлении, ошибки в расположении элементов: заголовков, изображений, другими словами, невозможно получить на выходе тираж хорошего качества.

По окончанию подготовительных работ, макет отправляется в печать, после чего изделие подвергается послепечатной обработке.

1.2 Процесс приладки (приводки)

Приладка (приводка) печатных форм — подготовительный процесс перед печатанием в офсетной печати, который включает подготовку печатных форм и узлов машины, а также установку форм в печатной машине; обеспечивает совмещение изображений при многокрасочной печати и точность фальцовки. 

Приводка и операции установки требуют большой тщательности их выполнения, что позволяет уменьшить ошибки не совмещения. Поэтому эти операции связаны с большими затратами времени и сил. Добиться уменьшения затрат времени и большей точности приводки позволяет применение механической системы. Как правило, это справедливо в том случае, когда система приводки используется на всех этапах процесса, т.е. при:

• создании макетного листа (плана монтажа);
• монтаже полос;
• изготовлении печатных форм;
• установке печатных форм в печатной машине.

Принцип систем приводки основан на четкой фиксации положения носителя информации на стадии, когда еще возможно его относительное перемещение. Фиксация осуществляется в процессе закрепления полос фотоформ липкой лентой при монтаже, она производится также перед пневматическим прижимом в копировальных рамах и в ходе закрепления печатных форм при их установке в печатной машине посредством зажимов; при выполнении сгиба печатной формы для рулонных печатных машин и т.д. Для позиционирования применяются, например, приводочные штифты с жесткими допусками на размеры внешних диаметров. На штифты накладываются носители с записанной информацией, имеющие также пробитые отверстия в местах, точно соответствующих расположению штифтов. Приводочные штифты размещаются на горизонтальных направляющих, которые при помощи липкой ленты фиксируются на монтажном столе в точно определенном месте. С помощью приводочного штифта и соответствующего ему приводочного отверстия носитель информации (например, монтажный лист) точно фиксируется на плоскости в направлениях x и y. Оставшаяся некоторая степень свободы и, следовательно, возможный поворот монтажного листа на плоскости вокруг приводочного штифта полностью исчезают при включении в работу второй из множества расположенных по периферии носителя пары «штифт – приводочное отверстие». (см. рис 1.6).

Направляющая, вдоль которой располагаются приводочные отверстия, должна проходить через центр приводочного отверстия, имеющего форму круга. Тем самым обеспечивается точное (в отношении 1:1) позиционирование.

Рисунок 1.6. Приводочные отверстия на формной пластине (система приводки CONTROL 2000, Bacher)

Этот принцип применяется для:

  • фиксации положения монтажной основы на монтажном столе с закрепленной миллиметровой сеткой и монтажным листом и с устройством перемещения линейки;
  • фиксации положения монтажа полос одного над другим при изготовлении комплекта цветоделенных монтажей;
  • фиксации положения монтажа полос на формной пластине в вакуумированных копировальных рамах перед пневматическим прижимом;
  • фиксации положения пластины на формном цилиндре перед установкой прижимной планки;
  • фиксации положения пластины в устройстве создания сгиба печатных форм, предназначенных для рулонных офсетных печатных машин.

Несмотря на то, что как отверстие круглой формы, так и отверстие удлиненной формы, располагаемые на приводочных штифтах, обеспечивают одинаково точную фиксацию на плоскости монтажа фотоформ (печатной формы), все же для больших форматов используются отверстия удлиненной формы. Это обеспечивает позиционирование по всей ширине листа без возникновения избыточных напряжений по краям отверстий. И хотя это означает, что система стала более подвижной и неопределенной, этот способ получил широкое распространение. Для крепления формных пластин на формном цилиндре печатной машины пластины вводятся в открытые прижимные планки. Пробивание отверстий потребовало бы больших затрат. Поэтому пластина имеет пробитые U-образные отверстия по закрепляемому краю. Отверстия могут быть полукруглыми или полупродольными. Если пластина свободно лежит на всех приводочных штифтах прижимной планки или формного цилиндра, то это означает, что она находится в правильном положении. Положение приводочных штифтов позволяет осуществлять дополнительный визуальный контроль установки печатной формы.

В процессе приладки:

  • достигается совмещение красок;
  • осуществляется прогрев и раскат всех валов и механизмов печатной машины;
  • регулируется подача краски с целью:
  • равномерности подачи по цветовым зонам;
  • достижения необходимого уровня оптической плотности.
  • устанавливается баланс краска↔увлажнитель
  • осуществляется выход на цвет

1.3 Необходимость предпечатной подготовки и процесса приладки Ошибка! Закладка не определена.

Стоит начать с того, что такой процесс как предпечатная подготовка (prepress) — это важнейший производственная цепочка, на пути к получению высококачественного полиграфического продукта. Именно от нее на прямую зависит качество последующей печати тиража и успех проекта в целом.

Практически любой документ, подготавливаемый к полиграфическому тиражированию, нуждается в допечатной подготовке, которая включает в себя как традиционные допечатные процессы, подразумевающие механические и ручные операции верстки, так и цифровые.

Предпечатные процессы охватывают рабочие этапы (корректура и редактура, разработка оригнал-макета, верстка, цветопроба и изготовление печатных форм), выполняемые, собственно, перед печатью, игнорирование и отрицание необходимости выполнения столь важных этапов приведет к некачественно выполненной работе или же к отсутствию возможности перейти к печатному процессу в целом.

Еще одним важным мероприятием в полиграфии является процесс приладки или, другими словами, настройку печатной машины (как офсетной, так и цифровой), как мы уже говорили, данный процесс используется непосредственно перед запуском в печать любого издания, будь то книга или одностраничная листовка и является частью предпечатного процесса. Приладка (настройка) является одним из ответственнейших этапов в типографском деле, так как от качества настройки оборудования зависит и качество тиражируемого материала.

Специализированные словари по издательскому и типографскому делу называют приладку печатной машины важным подготовительным этапом перед печатанием тиража, во время которого устанавливаются или загружаются печатные формы, регулируется подача краски, для офсетной машины совмещаются изображения на оттисках.

На процесс приладки всегда затрачивается много времени и расходуется большое количество бумаги и краски, так как добиться необходимого результата удается не сразу. В цену приладки печатной машины обязательно входит количество используемых красителей, бумага, стоимость самих форм, а также все технические работы, в том числе и подготовительные.

Следует отметить, что перед приладкой из макета издания обязательно должны быть сформированы печатные листы, а для офсетной печати – созданы печатные формы. Всё это требует временных и материальных затрат. Причем для офсетной печати создание печатных форм один из самых дорогих этапов.

Чем опытнее оператор печатной машины, тем быстрее и качественнее он сможет провести настройку машины, выставить баланс краска-увлажнитель и, в итоге, выйти на нужное качество.

Но даже несмотря на то, что подобная настройка является достаточно ресурсозатратной, процесс приладки – это необходимая процедура, без которой тиражирование любого издания невозможно.

Глава 2. ИНСТРУМЕНТЫ ПРЕДПЕЧАТНОЙ ПОДГОТОВКИ И ИХ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

2.1 Понятие overprint

Оверпринт (Overprint) — это режим, при котором один элемент накладывается на другой без создания выворотки. Чтобы проще понять, что же это такое и для чего оно нужно рассмотрим элементарный пример: мы хотим напечатать пару объектов разного цвета. Один объект поверх другого. Что при этом происходит? Верхний объект может вырубить в нижнем «дырку» – т.е. сделать knockout. Наша вырубка – это специально созданный третий элемент, проекция верхнего объекта на нижний. Как только в нижнем объекте появилась вырубка, немедленно появилась и проблема – при печати нужно верхним объектом точно попасть в дырку нижнего. Совместить их. А всегда ли эта вырубка необходима?

В некоторых случаях мы можем запретить объекту создание вырубки под собой. Объект, имеющий атрибут overprint, не делает под собой вырубки. Вследствие чего совмещать объект и вырубку не придется.

В каких же случаях overprint возможен? Когда цветовые сдвиги не опасны. Когда они незаметны. К примеру, если объект черный и мелкий (см. рис.2).

Рисунок 2. Черный – knockout и overprint

2.2 Понятие trapping

В тех случаях, когда нельзя использовать overprint, для маскирования дефектов несовмещения применяется второй способ – trapping. Слово trap переводится, как «ловушка». В препресс-контексте – цветовая ловушка для дефектов misregistration.

На рисунке 2.1 показано, как специальная ловушка прячет несовмещение между синим кольцом и вырубкой под него в красном фоне. По какому принципу работает ловушка? В режиме knockout объект и его вырубка строго равны между собой. Малейшее рассогласование – и мы получаем заметные белые огрехи. А если мы несколько увеличим толщину синего кольца, но изменять толщину вырубки не будем. В результате (в наложении цветов) у голубого кольца появится темно-фиолетовый контур, т.н. keyline (верхний правый рисунок). Казалось бы – это плохо. Но посмотрите на два нижних рисунка, где имитируется несовмещение при печати. В режиме knockout (левый нижний рисунок) у кольца возникли и белые, и темнофиолетовые паразитные элементы. Большие яркостные перепады. Справа же особых проблем не видно. А возникший контур только подчеркнул синее кольцо, повысил резкость изображения.


Рисунок 2.1. Цветовая ловушка

Итак, ценой некоторых цветовых смещений (синий с фиолетовым контуром) мы замаскировали резкие яркостные перепады. В таком приеме и заключается суть trapping. Заметность дефектов несовмещения удобно оценивать в ч/б-режиме (см. рис. 2.2).

Рисунок 2.2. Оценка по серой компоненте

2.3 Взаимосвязь треппинга и overprint в полиграфии

Общая проблема, которую решают такие способы как overprint и треппинг называется misregistration то есть смещение красочных фотоформ. Это одна из проблем которую нужно обязательно устранять так как ложные контуры misregistration очень заметны, это связано с тем, что человеческий глаз (точнее мозг) обучен с детства в любой картинке в первую очередь изыскивать информацию. Даже там, где ее не должно быть. Дефекты несовмещения образуют заметные паразитные элементы (артефакты), ухудшающие общее восприятие изображения. Особую чувствительность глаз имеет к яркостным перепадам, цветовые же дефекты значительно менее заметны. На подмене яркостных артефактов на цветовые и основаны наши приемы маскирования overprint и trapping. Как мы знаем первый способ заключается в управлении режимом наложения красок друг на друга. Второй способ основан на использовании специальных объектов – ловушек для misregistration. Оба способа тесно связаны друг с другом и обычно применяются совместно. Например, мы хотим напечатать пару объектов разного цвета. Один объект поверх другого. При данном действии верхний объект может вырубить в нижнем «дырку» – т.е. сделать knockout. Наша вырубка – это специально созданный третий элемент, проекция верхнего объекта на нижний. Как только в нижнем объекте появилась вырубка, немедленно появилась и проблема – при печати нужно верхним объектом точно попасть в дырку нижнего. Совместить их. Но подобные действия не всегда необходимы.

2.4 Решение проблемы треппинга и overprint

Начнем с того, что по-настоящему «уйти» от проблем trapping и оверпринта можно, только отказавшись от многокрасочной печати. Но если желание печатать в несколько цветов пересиливает, то следует быть готовым к проблемам. И тут возникает важный вопрос «А как же тогда решить эти самые проблемы, если избежать их невозможно?»

Первое что мы должны знать при решении проблем именно с trapping, это его правило: светлый цвет всегда тянется под темный. А какой из наших цветов светлее-темнее? И насколько? Многим известен такой параметр цвета, как плотность (D). Чем выше плотность, тем интенсивнее, «мощнее» цвет. Но увы, через плотность нельзя сравнивать цвета между собой. К примеру, очевидно, что желтый намного светлее, чем черный. Но решить, что темнее – magenta или cyan, уже значительно сложнее. Поэтому был введен особый параметр – нейтральная плотность (Neutral Density или ND). Этот параметр специально выделяет ахроматичную компоненту цвета, что позволяет сравнивать «мощность», светлоту объектов разного цвета. Значение ND и определяет, какой из объектов светлее, а какой темнее.

Существуют две различные ситуации, в которых нужно строить trapping. Расcмотренные выше примеры, в которых принимало участие два цветных объекта и trapping происходил на их границе – это так называемый «мокрый треппинг» (wet trap). Но trapping может понадобится и в других случаях. К примеру, двух- или трехкомпонентный объект на белом фоне, или наоборот, применяется выворотка на составной фон. В таком случае нужно говорить о trapping индивидуального объекта (точнее, trapping пары краска-бумага). Такой режим называют «сухим треппингом» (dry trap).

Маскирование несовмещений в режиме одного цвета более сложная задача. На первый план выходят цветовые огрехи misregistration. Порой невозможно решить, как наилучшим образом спрятать артефакты несовмещения в цветном трехкомпонентном тексте, лежащем на белой бумаге. На рисунке 2.5 показан пример того, насколько становятся заметны цветовые артефакты на фоне белой бумаги. Мы видим, что хотя произведенный choke желтого и позволил несколько снизить заметность несовмещения, голубые артефакты остались весьма заметны. Основная проблема в том, что здесь перестает работать основной прием маскирования – подмена яркостных артефактов на цветовые. Белый фон подчеркивает малейшие ошибки несовмещения. Поэтому желательно еще на стадии дизайна избегать применения таких проблемных элементов, как двух- и трехкомпонентные шрифты малого размера, тонкие линии, выворотки на сложном цветном фоне и т.п. Если же использования сложных (например, «фирменных») цветов не избежать, следует заранее обдумать приемы маскирования. Самый простой и радикальный способ в этом случае – использовать дополнительные краски при печати таких сложных цветов. Если же бюджет не позволяет увеличивать расходы на печать, мы должны быть готовы к заметной модификации макета, к нарушению нашего «принципа невмешательства».

Рисунок 2.5. Цветовые артефакты

Для кроющих красок определяющим является порядок печати. Светлая краска, наносимая последней, будет «сильнее», чем темная, идущая перед ней. Например, «серебро» имеет низкое ND, однако если оно печатается последним, то все остальные краски должны втягиваться под него. Если при печати применяется несколько кроющих красок, то для выполнения корректного trapping нужно правильно указать порядок их следования – trap sequence (или print order). К сожалению, в таких ситуациях есть одно жесткое ограничение – далеко не все системы trapping могут правильно учитывать взаимодействие нормальных и кроющих красок между собой. Принято считать, что кроющие краски всегда «сильнее» обычных. В том случае, когда кроющая краска печатается первой, такой подход может привести к досадным ошибкам. В некоторых системах (к примеру, Delta Trapper) для таких ситуаций предусмотрены специальные таблицы исключений trap pair. В остальных случаях trapping нужно делать или вручную, или же «подстроить» ND так, чтобы обмануть автомат.

Но поддержание точной приводки на прессе — задача непростая. Для устранения небольших нарушений были разработаны технологии треппинга, в соответствии с которыми соприкасающиеся цвета могут перекрываться и слегка накладываться друг на друга, но в пределах заданных величин. На полосе с хорошим треппингом должна быть обеспечена достаточная компенсация, чтобы избежать видимых дефектов при реальных условиях печати без появления новых, недопустимых артефактов.

Дизайнеры и операторы допечатной подготовки, в зависимости от используемых ими инструментов и систем, могут задавать треппинг в файлах разными способами – в данном перечислении мы будем рассматривать методы самостоятельного устранения ошибок. Наиболее общий метод — треппинг в приложениях, который выполняется с помощью программ верстки, таких как Adobe PageMaker, Adobe InDesign и QuarkXPress, где треппинг задается на уровне полосы или объекта. В иллюстративных пакетах, таких как Adobe Illustrator, пользователи создают треппинг вручную, задавая опцию запечатывания для контуров элементов. Затем все выводится из приложения в файл PostScript. Но у этого метода есть ограничения.

Приложения позволяют задавать параметры треппинга только для элементов, созданных средствами самих приложений; импортированные графические элементы и изображения игнорируются. Кроме того, пользователи не могут сделать правильный треппинг импортированных элементов относительно «родных» объектов. Например, для текста, отформатированного в пакете верстки, нельзя задать треппинг относительно изображения, на которое этот текст наложен. А, поскольку треппинг задается по принципу «объект относительно объекта», каждое изменение треппинга требует человеческого вмешательства и влечет за собой потерю времени, после чего приходится перевыводить файл PostScript. И, наконец, решения о параметрах треппинга должны приниматься на самых ранних этапах производственного процесса — часто еще до того момента, когда становятся известны характеристики печати.

Обычной альтернативой треппингу на уровне приложений является применение специализированной программы для треппинга, которая выполняется на выделенной рабочей станции или файл-сервере. Серверные приложения для треппинга могут задавать треппинг для всех элементов документа и часто работают непосредственно с файлом PostScript. Однако они могут стать узким местом в полностью цифровом технологическом процессе, особенно если большие файлы PostScript будут передаваться по сети на сервер для треппинга, а затем назад на устройство вывода для экспонирования. Кроме того, в некоторых системах треппинга не реализована поддержка треппинга файлов PDF, хотя эта ситуация постепенно начинает меняться.

Но, чтобы помочь сервисным бюро и типографиям во внедрении экономически эффективных цифровых технологических процессов и применению более профессиональных методов решения проблем, ведущие производители оборудования и программных средств начали воплощать в своих продуктах разработанную Adobe автоматизированную технологию In-RIP Trapping. Технологические процессы в современных системах выпуска печатной продукции, где в качестве основных форматов изданий используются составные файлы PostScript и PDF, становятся все более автоматизированными и распределенными. Автоматизация технологического процесса и оперативное реагирование на внесенные в последнюю минуту изменения позволяют добиться увеличения пропускной способности систем допечатной подготовки, что приводит к повышению производительности — и прибыльности. В таком технологическом процессе операции, зависящие от типа устройства, например, треппинг — выполняются в последний момент в PostScript RIP. Это называется «In-RIP Trapping». Внедряя технологию треппинга, разработанную специально для модели растрирования Adobe, являющемся отраслевым стандартом де факто — сервисные бюро и типографии обеспечивают повышенную гибкость при реализации полностью цифрового технологического процесса с автоматическим треппингом.

Что же касается оверпринт, то у него тоже много «подводных камней» которые могут сбить вас с толку, например если черный текст восьмого кегля идет поверх голубого фона с атрибутом overprint, то цветовой сдвиг в наложении K+C, конечно, не существенен. Сдвиг есть (текст немного потемнеет), но он практически незаметен. Но если мы забудем про overprint, любой глаз заметит малейшее несовмещение между текстом и вырубкой под него в голубом (левый рисунок). Если говорить в общем, то суть выбора проста: нужно решить – что заметнее, дефекты несовмещения или цветовые сдвиги и "просвечивание". Для черного заметность misregistration на порядок выше, чем сдвиги. Поэтому обычной практикой в препрессе стало пускать черный в наложение – all black overprint. Но здесь кроется опасность. Только в мелких объектах черный позволяет пренебречь цветовыми сдвигами и "просвечиванием". Офсетный черный – краска хоть и темная, но не абсолютно черная. И при этом достаточно прозрачная. Если вы сделаете overprint черной плашке размером 5x5 см и идущей поверх картинки, то картинка будет проглядывать под черным. Если ваша лини я имеет толщину 5 мм, не стоит ей делать overprint, т.к. объекты, лежащие под ней, будут легко читаться глазом. 5Аналогично и с текстом большого кегля (см. рис. 2.6)


Рисунок 2.6. При большом кегле overprint станет заметен

Итак, обычная практика препресс «всегда overprint черного» может и подвести. При расстановке атрибута overprint для черного требуется интеллект: «текст кегля не более...», «stroke толщины не более...», «fill размером не более...».

Атрибут overprint может быть расставлен непосредственно в макете, а может и в растровом процессоре репроцентра. Но следует помнить — overprint, даже качественный, не заменяет собой trapping. Если вы не в состоянии сделать (заказать) trapping — старайтесь использовать более грубые настройки для overprint, даже в ущерб просвечиванию. В полноценной (overprint+trapping) цепочке рекомендуется использовать следующие установки для black overprint:

  • текст не более 12 кегля;
  • stroke и fill толщиной не более 1 мм (~3 pt)

Если же продукция невысокого класса и trapping выполняться не будет, то стоит увеличить эти числа:

  • текст не более 24 кегля;
  • stroke и fill толщиной не более 2 мм (~6 pt).

Возможны и более высокие значения, но это уже зависит от изображения, решать нужно творчески. Следует только понимать, что заметность misregistration значительно опаснее, чем просвечивание картинки под черной плашкой. Иногда лучше оставить all black overprint — будет «третий сорт не брак».

Так же, включенный оверпринт как способ избежать несовмещения имеет множество неожиданных проблем. Например, если надпись в этом макете будет не черной, а голубой, то при включенном оверпринте цвета плашки и надписи сложатся, и мы получим зеленую надпись "SP" (см. рис. 2.7).


Рисунок 2.7. Цветовые сдвиги при наложении

Если желтый объект лежит поверх голубого фона, и без вырубки в голубом, то в наложении будет сумма двух цветов, объект станет зеленым (см. рис. 2.8). Еще хуже, когда фоном идет пестрая картинка (растровая или векторная — не важно). Картинка будет откровенно просвечивать под объектом. А если сделать overprint белому объекту? Он просто исчезнет.

Поэтому обычно объекты в издательских программах идут с атрибутом knockout (делают вырубки).

3
Рисунок 2.8. Цветовые сдвиги при наложении

2.5 Практика применения треппинга и overprint в полиграфии

Есть несколько способов задания треппинга в публикации: с помощью специализированных программных средств (Trapeze, TrapWise, Island Trapper), перед выводом PostScript файла на RIP фотоавтомата и, наконец, вручную.

Треппинг проводимый вручную, самый простой треппинг. Но для того, чтобы его провести, без каки-либо затруднений, очень важно разбираться в понятии штриха. Штрихом называют цвет контура, который ограничивает цвет области заливки.

Чтобы в программе управления векторной графикой выполнить простой треппинг, нужно придерживаться некоторых последовательных действий:

  1. Создание какого-либо нужного вам объекта.
  2. Определить, цвет переднего плана светлее ли темнее цвета фона.
  3. К объекту переднего плана применить штрихи, заданные прозрачными красками. Чтобы штрих задавался прозрачными красками, нужно установить соответствующий флажок (наприммер, Overрrint Stroke (прозрачный штрих)
  4. Сделать так, чтобы штрихи удваивали предполагаемую ширину треппинга. Так как на соседний цвет распространяется только половина ширина штриха, то ее необходимо уводить, чтобы достичь нужного значения. Поэтому, чтобы определить значение треппинга равным 0,3 pt (пункта) – оно вполне подходит для большинства машин офсетной печати, - используется ширина штриха равная 0,6 pt.
  5. Сохранение и импортирование графики. Подготовка к печати.

Как мы и говорили раньше, существует множество способов создания треппинга, помимо ручного, один из этих способов является треппинг на RIP фотоавтомата.

Это самый лучший способ задания треппинга, если препресс бюро является частью типографии, где печатаются заказы, и оператор фотонабора, принимающий от вас файл, обладает необходимыми знаниями о величинах, допусках и оптимальных сочетаниях треппинга для разных машин и материалов.

Возможностями для треппинга PS-файлов обладают следующие растровые процессоры:

  • Delta RIP фирмы Linotype (Heidelberg Pre-Press Solution) с модулем Delta Trapper, большим достоинством которого является возможность работы в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме;
  • Scitex Brisque — рабочая станция для управления выводными устройствами, в том числе и фотоавтоматами Scitex Dolev;
  • ScanView RipMate, оснащенный модулем In-RIP Easy Trap;
  • Xitron Navigator с опциональной нагрузкой, которая позволяет проводить полностью автоматизированный и объектно-ориентированный треппинг;
  • технология Agfa Apogee — комплекс программ для управления допечатным процессом, основанным на использовании файлов в формате PDF, в который входит Apogee PDF RIP с возможностью операции треппинга.

Способы задания треппинга в разных программах имеют некоторые отличия. В программе Adobe Illustrator, самом популярном пакете для создания векторной графики, чаще всего дизайнеры используют следующий способ: воспользоваться функцией Trap, которая находится в меню Window/Pathfinder. (см. рис. 2.3). Задать толщину перекрытия, отношение высоты к ширине, степень смешивания красок на границе и направление действия операции появится новый объект, по форме совпадающий с зоной перекрытия. Цвет объекта — смесь из двух базовых цветов.

Рисунок 2.3. Функция Pathfinder в Adobe Illustrator

В пакете Macromedia FreeHand треппинг задается через меню Xtras/Create. Действует он так же, как и в случае с Adobe Illustrator, только на зоне перекрытия появляются забавные нолики — визуальный атрибут Overprint в этой программе.

Многие считают, что нельзя задать треппинг в растровых иллюстрациях, созданных в программе Adobe Photoshop. Очень даже можно. Эта функция — в меню Image\trapping (изображение\треппинг) (см. рис. 2.4). Вот только нужно ли? Для обычных растровых иллюстраций (пейзажи, портреты, сканированные рисунки) в этом нет необходимости. Но если вы в данной программе добавляете текст, логотип, рамку или создаете дополнительный плашечный цвет, то стоит. Photoshop создаст на границе плавные растровые переходы из одного цвета в другой. Ваше дело — задать ширину этого перехода в миллиметрах, pt (пунктах) или px (пикселях).


Рисунок 2.4. Функция trapping в Adobe Photoshop

Теперь стоит рассмотреть треппинг в пакете верстки на примере QuarkXPress. Треппинг в QuarkXPress — автоматический. Сам режим автоматического треппинга, это несомненно плюс, но также есть некоторые нюансы, которые нужно учитывать при выборе автоматического треппинга.

Черный текст всегда будет Overprint’ом, даже жирным кеглем на желтой плашке, хотя это некрасиво. Несколько строчек цветного текста, на первый взгляд, с совершенно одинаковыми параметрами, располагающиеся поверх иллюстрации, будут иметь треппинг, но только там, где они пересекаются с иллюстрацией. В результате, одни буквы получатся жирнее, чем другие, и эта разница будет заметна. То же самое с цветными линейками, нарисованными в непосредственной близости от любых объектов: если координаты линейки на тысячную долю миллиметра пересекаются с координатами объекта, то она выйдет не той толщины, которая задана, а на 0.144 pt толще в обе стороны (по умолчанию). Хотя это приучает верстать не как придется, а аккуратно — по координатам. И таких «ловушек» довольно много. Но все не так страшно, как кажется на первый взгляд.

Потому что, треппинг в QuarkXPress легко поддается ручному редактированию через диалоговое окно Trap Specification в меню Colours. Здесь можно задать значения треппинга одного цвета по отношению к другому или к Indeterminate (объекту с иллюстрацией), причем по всему документу, так что переназначать треппинг объектам вручную не придется. Для отдельного объекта используется меню Trap Information. Надо только помнить, что не всегда можно установками Quark изменить треппинг в импортированных иллюстрациях: например, черный текст на розовом фоне во всем документе будет Overprint, а в картинке — Knockout, если не задано другое значение в том пакете, где была создана иллюстрация. Так эе есть возможность всегда посмотреть, как будет выглядеть при печати смешение красок в зоне треппинга, если создадите цвет Multi-Ink, содержащий по 100% этих красок. Это хороший способ визуального представления результата печати на тонированной в массе бумаге.

Так же, параметры треппинга легко проверить, если распечатать публикацию на принтер по сепарациям. Самые очевидные ошибки станут заметны при любом масштабе печати, чтобы увидеть более тонкие — можно распечатать с увеличением 800%, тогда треппинг легко измерить даже обычной линейкой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем с уверенность сказать, что дизайн полиграфической продукции в значительной степени зависит от технологических возможностей, оборудования и его инструментов для выполнения поставленных задач, а также применяемыми производственными процессами.

Профессиональное использование настольных издательских систем способствуют более точному созданию изготовления электронных макетов полиграфических изделий в области предпечатной подготовки.

Предпечатная подготовка, как мы отмечали ранее, очень сложный и продолжительный процесс, своего рода, длинная цепочка взаимосвязанных этапов, от которых на прямую зависит качество последующей печати тиража и успех проекта в целом.

Сопутствующие предпечатной подготовке атрибуты треппинг и overprint, отлично показывают техническую базу, направленную на упрощение полиграфического процесса и устранения базовых проблем в своей области.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

  1. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)

Дополнительная литература:

  1. Минервин Г. Б. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т Шимко, А. В. Ефимов и другие: под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с. (читальный зал МФПУ «Университет» на Семёновской)
  2. Клещев, О. И. Основы производственного мастерства: художественно-техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  3. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  4. Тарасова, О. П. Организация проектной деятельности дизайнера: учебное пособие Издательство: ОГУ, 2013. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 20.05.2020)
  5. Пресс-служба Роспечати. Российская полиграфия. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. 2016. – [электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/poligrafiya.html (дата обращения: 30.05.2020)
  6. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2020)
  7. Немировский Е. Л. Иван Федоров около 1510–1583 /Авт.-сост. Немировский Е. Л — М.: Наука, 1985. — 306 с.
  8. РБК [Электронный ресурс]: официальный сайт / РБК. – Электронные данные. – 2018 – URL: https://www.rbc.ru/ (дата обращения: 30.05.2020)
  9. Кравчук В. П. Типографика и художественно-техническое редактирование: учебное наглядное пособие. – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – [Электронный ресурс]. – URL: http://biblioclub.ru (дата обращения: 30.05.2020)