Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Правовая культура. Правовой нигилизм и правовой фетишизм (на примере сотрудников полиции)

Содержание:

Введение

В России до сих пор актуальна задача строительства гражданского общества, где будут уважать мораль, законы, принципы справедливости и гуманизма. Такому обществу присуща высокоразвитая правовая культура, которая является частью всеобщей культуры, «впитавшей» мировой опыт и правовые ценности государства. Возможность существование гражданского общества возможна при условии того, что его члены, имеют высокий уровень интеллектуального и социального развития. Люди свободны в своем выборе, и самостоятельно отвечают за свое поведение.

Правовая культура взаимодействует и опирается на правосознание, субъективирующим ее достижения. Но правовая культура шире правосознания, поскольку включает не только социально-психологические его элементы, но и юридически значимое поведение людей и материальные правовые ценности.

Элементами правовой культуры является правосознание народа, навыки и умения использования права в деятельности граждан и социальной практике.

При неразвитой правовой культуре, правосознание изменяется и ведет к правовому нигилизм и правонарушаемости. Нигилизм существует на индивидуальном уровне как образ действия и состояние ума. На сегодняшний день, россиянам свойственно исключительно своеобразное отношение к нормам закона, которые уходят корнями в историю. Историческое прошлое россиян, отличается от исторического прошлого Европы и Запада, где привыкли четко подчиняться законам. По мнению ученых – исследователей, для европейцев, закон – это правило, которому необходимо следовать. Однако, россияне видят в нем так называемую дистанцию, которую необходимо сохранять. Правовое сознание россиян, ввиду кризисности и нестабильности окружающей действительности подвержено различным деформациям. Это является основой для правонарушений, и, вследствие этого, несет огромный ущерб стране. Правовой нигилизм быстро проник во все сферы жизни общества, и в первую очередь во власть, начала формироваться коррупция в современном ее варианте, которая стремительно развивается и негативно влияет на общество. В правовой культуре, как и в правосознании можно выделить следующие виды: правовую культуру должностных лиц; индивидуальную и групповую; правовую культуру общества. Правовая культура общества охватывает в большей степени духовную сферу общества жизни людей, накопленные ценности, памятники и др. Правовая культура признана решать противоречия. Большое количество общностей в государстве, предполагает два взаимодействующих способа организации социальной жизни – политическую власть и культуру. Правовая культуры в тоталитарном обществе заполнялось советской идеологией, ориентированной на манипулятивность правосознания, которая формировалась партийно-государственным аппаратом. Созданный миф политической защищенности граждан, блокировал институт социальной защиты и стремление выработке правовой грамотности населения. Тем не менее, отход от официальной идеологии в современности не предполагает сворачивание идеологической деятельности государства. Напротив, средства массовой информации ввиду их современного развития и общедоступности разновекторной информации, в них содержащейся, учитывая тенденции глобализации, играют не меньшую, а, быть может и большую роль в формировании современной правовой культуры россиян.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правовой культуры в современном обществе.

Задачами данного исследования являются:

– исследование понятия и особеностей правовой культуры;

– анализа сущности и значения правовой культуры в современной России.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе анализа понятия правовой культуры.

Предметом исследования выступают закономерности понятия, принципов и действия правовой культуры.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся особенностей правовой культуры, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие, особенности и функции правовой культуры

1.1 Понятие и особенности правовой культуры

Известно, что культура – это основа цивилизованного образа жизни, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры, как особой сферы общей культуры, заключается в образе жизнедеятельности государства, его механизма и служащих, каждого субъекта права. Мы можем сказать, что это определенная часть общей культуры общества, которая принадлежит к правовой системе и руководит правовым процессом. Правовая система в свою очередь не может существовать без правовой культуры.

Правовая культура совмещает в себе прошлые и нынешние явления государственно-правовой действительности страны, а также влияет на нее. Она основана на умении индивида «оценивать» взаимоотношения с окружающим миром и другими людьми. Типизированный уровень правовой культуры состоит из нескольких дисциплин: права, системы охраны общественного порядка, юриспруденции, регуляции правовых отношений. От правовой культуры также зависят уровень, приемы и формы любых взаимоотношений субъектов права.

В отечественной литературе широко известно такое понятие как правовая культура.

Мы рассмотрим несколько понятий, чтобы лучше определить природу правовой культуры, исходя из полноты или отсутствия тех или иных компонентов в системе данного явления правовой жизни общества. С.Г. Зубанова понимает под термином правовая культура особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы[1].

Так, С.Г. Зубанова рассматривает следующие виды правовой культуры:

1. Правовая культура общества;

2. Правовая культура личности;

3. Правовая культура социальной группы.

Правовая культура общества рассматривается как часть общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества.

Правовая культура личности определяется культурой каждого отдельного члена общества.

Правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

В связи с данными видами правовой культуры, нам следует упомянуть ее характерные особенности, а именно:

уровень совершенства законодательства;

правовая активность социума государства;

становление правовых норм, образования в обществе;

соотношение общечеловеческого и национального начал;

действенность работы правоприменительных органов государства.

Любая совокупность людей, общество или даже государство имеют свою правовую культуру. Данная культура реализует все перспективное, новое, ценное, действующее на благо и развитие государства.

Под правовой культурой общества О.Ф.Скакун понимает разновидность общей культуры, который представляет собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права, и касается правовой реальности данного общества[2].

Система ценностей – это активность субъектов права в правовой сфере, добровольность исполнения требований правовых норм, реальность прав и свобод граждан, эффективность правового регулирования, качественные законы, совершенная законодательная техника, развитая правовая наука, юридическое образование, эффективная юридическая практика, стабильный правопорядок.

В области права систему ценностей также называют правовой реальностью, которая в структурном отношении совпадает с термином «правовая система».

Правовая культура – показатель цивилизованности общества. Народ, не знающий законов своей страны, и не умеющий ими воспользоваться, ведет внеправовую жизнь, считал И.А. Ильин[3]. Однако, не каждого человека, знающего и понимающего законы, можно назвать культурно-правовой личностью.

В настоящий момент формирование правовой культуры в Российской Федерации является официальной целью множества реформ и законов. Перед нашим государством стоит задача сформировать гражданское общество, в котором чтят закон и мораль, действуют принципы гуманизма и равенства.

Ключевым элементом в построении правовой культуры для общества является правовое сознание, умение воспользоваться своими правами в социальной практике.

Если в обществе не развит данный вид культуры, это ведет правовому нигилизму, который отражается в массовом непризнании и неисполнении законов.

На данном этапе формирования нельзя сказать, что наше государство является культурно правовым. Нельзя решить проблемы лишь увеличивая количество законов.

Нигилизм присущ в настроении современного общества, это объясняется ущемлением прав и свобод граждан, корректировка законов ведомствами по своему усмотрению, нежелание слушать граждан и защищать их права. Однако в последнее время проблема становления правовой культуры в России стала востребованной и актуальной. Поставлена задача вернуть доверие граждан к государству и праву, восстановить диалог между ними.

Данный социальный институт культуры начал свою работу относительно недавно, а формирование подобных структур часто влечет за собой некоторые трудности.

Не исключена подмена формальных законных директив социальными нормами. «Заинтересованные в такой подмене акторы рискуют попасть в ловушку: оставаясь для них функционально необходимым, скопированный институт при деформации правил обречен на слабость, ибо не в состоянии толком справиться ни с нормативной, ни с социализирующей функцией». И.А. Ильин говорил о том, что «надо убедиться в том, что отвергая объективный смысл и объективное знание права, человек лишает себя той основы, на которой только и возможна правовая жизнь: он уже не имеет тогда никаких мотивов, никакого теоретического и жизненного основания для того, чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, апеллировать к суду, настаивать на своих правах…».

Участие граждан в жизни государства, а также вовлечение правовой культуры в жизни общества гарантирует повышение качества уровня жизни, создание правового государства и демократии. Воспитание данной культуры – это трудоемкий процесс, требующий каждодневного упорства и настойчивости. Если работать в нужном направлении постоянно, можно добиться преодоления нигилистических тенденций в социуме, что позволит стране выйти из социокультурного кризиса.

1.2 Функции правовой культуры

Правовая культура активно воздействует на различные правовые явления. Воздействие правовой культуры на социальную реальность и правовую жизнь общества определяется как функции правовой культуры.

Классификация функций позволила выделить следующие направления:

– познавательно-преобразовательное;

– праворегулятивное;

– ценностно-нормативное;

– правосоциализаторское;

– коммуникативное;

– прогностическое.

Познавательно-преобразовательская функция основывается на идеях и справедливости, добра, формировании гражданского общества. Она содействует согласованию общественных и личных интересов, обеспечивает создание правовых и нравственных гарантий общечеловеческих деятельностей.

Праворегулятинвая функция обеспечивает гармоничное, динамическое и эффективное функционирование элементов правовой системы, обеспечивая, уравновешивая и консолидируя социальные группы, различные слои населения, направляя их на решение задач правового государства.

Ценностно-нормативная функция опирается на такие личностные качества индивидов, как поступки, их критические оценки правовых норм. Часто это происходит путем сопоставления как конкретной юридической ситуации, так и всей социальной системы.

Правосоциализаторская отражает те правовые качества личности, которые зависят от многих социальных ориентиров.

Важнейшей функцией является коммуникативная, которая обеспечивает общение индивидов в процессе правоотношений, и имеет дуалистический характер.

С одной стороны, возникает при общении граждан и представляет сама систему общения, с другой многогранна, содержит много оттенков, выражающихся в специфической языковой форме.

В настоящее время выделяется прогностическая функция правовой культуры, которая комплексно анализирует всю правовую систему, высвечивая её особенности и тенденции.

Итак, правовая культура понимается как особое социальное явление, которому присуще качественное правовое состояние личности и общества, выраженное через духовное состояние, опирающееся на определенную идеологию.

1.3 Правовая культура и механизм ее функционирования в современном обществе

Развивающееся и функционирующее общество людей в правовом пространстве государства, ставящего задачи на курс развития и улучшения жизни своих граждан, где члены общества имеют возможность пользоваться своими правами и выполняют свои обязанности, называется правовым. К сожалению, на сегодняшний момент, нельзя сказать о каждом обществе, что оно правовое, так как ни каждая страна может обеспечить свое население, необходимым развитием правовой системы, функционированием правовых гарантий и работой механизма правового регулирования. Важной силой в регуляции общественных отношений выступает право. Оно создается и обретает действенность в процессе правотворчества. В связи с этим, необходимо определить понимание данного феномена, его сущность как социально-культурного явления. В данном контексте правотворчество должно охватывать процесс появления правовых взглядов (формирования самого права) с возникновения идеи о потребности выстраивания в определенные рамки общественных отношений до вступления нормы в юридическую силу. Прежде чем приступить к рассмотрению правовой культуры, как социального свойства членов правового общества, необходимо рассмотреть механизм ее функционирования. Сегодня человек воспринимается во всех его проявлениях, прежде всего, как существо социокультурное, он является «центром социальности и, тем самым, правовой системы». Правовая культура является частью культуры общества и показывает качество достижений общества в правовой сфере – правотворчестве, правосознании, реализации права, состоянии законности и мерах борьбы с правонарушениями. В связи с этим правовая культура выполняет следующие функции: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, коммуникативную, ценностно-нормативную и прогностическую. Познавательно-преобразовательная функция выражает теоретическую и организационную деятельность по становлению правового государства и гражданского общества. Она содействует взаимодействию общественных, групповых и личных притязаний. Выполнение этой функции необходимо, чтобы человек стал центром общественного развития, а это подразумевает создание удовлетворительных условий жизни и труда, обеспечение социальной справедливости, свободы в политике, возможности всестороннего развития. При помощи этой функции создаются правовые и нравственные гарантии общечеловеческих ценностей, оказывая существенное влияние на качество создаваемых норм права. Ценностно-нормативная функция действует в различных явлениях, приобретающих ценностную значимость, воспроизводясь в сознании личности и их поступках, социальных институтах. Отсюда, нормы права и другие элементы правовой культуры выступают объектами оценки. Данная функция выражается и при изучении оценочного отношения индивида к результату его деятельности, направленной на изменение окружающей правовой среды. В этой связи, профессор В.П. Малахов выделяет антропологический фактор: для права базовым является «человек как некое правозначимое состояние, совокупность его достоинств как правового существа»[4]. Действие праворегулятивной функции ориентировано на обеспечение устойчивости и динамичности развития правовой системы и общества вообще. Регулятивная функция выполняется через правовые и различные социальные нормы. С помощью этой функции правовая культура подчиняет социальные стремления и идеалы, взаимность прав и обязанностей граждан, закрепляя то посредством правотворческого процесса. Под коммуникативной функцией понимается установление связи между индивидами в правовой области (через общение в сфере права). Здесь имеется в виду не только прямое общение индивидов в сфере действия права, но и опосредованное «общение» с лицами прошлого поколения или с незнакомыми нам современниками. Это общение может быть при помощи юридических произведений, через средства массовой информации и связи. Правовая культура российского общества должна сосредоточить в себе передовые достижения различных типов правовых культур как нынешних, так и прошлых лет. Здесь важна направленная на достижение цели правовоспитательная работа, необходимы мероприятия по оказанию юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности. На этот процесс сильно влияет образ жизни конкретного человека, качество правотворчества и правовая действительность окружающей среды. Прогностическая функция осуществляется посредством реализации права и процесса правотворчества. Выполнение таких функций и говорит о правовой культуре, как о явлении социальном и представляющем собой необходимую часть общечеловеческой культуры только в социально неоднородном противоречивом обществе, которое нуждается в правовых средствах своего жизнеобеспечения. У правовой культуры «специфическое содержание, отличное от остальных правовых явлений: правосознания, права, правоотношений и других элементов, которые являются частью культуры». Правовая культура должна представлять не те или иные правовые ценности, а самих членов правового общества, как конкретную личность, так и коллектив. Правовая культура — это и есть правовая характеристика субъектов права. Это некий достигнутый уровень их правовой развитости, правового совершенства, уровень их способностей качественно творить и эффективно использовать необходимые правовые средства для достижения своих правомерных целей, своих правомерных интересов и потребностей и воплощающих эти свои способности в социально-правовую активность. Необходимо подчеркнуть, что правовая культура может существовать только тогда, когда она понятна и приемлема для человека, когда она ему будет «нравиться», после того как он изучит свое правовое пространство, то есть он должен быть убежден, что действующее право на самом деле выражает интересы его и общества. В данном случае должен существовать баланс между личными и общественными интересами. В подтверждение данной точки зрения можно привести мнение В.С. Барулина: «Культура выступает как феномен, раскрывающий сущность, природу, жизнедеятельность человека. Человек – не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное «пространство», в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура не сможет существовать».

Поэтому, не преувеличив, можно сказать, что культура – есть степень человеческого в человеке, а именно свойство личности как общественного существа. Культура – есть только «живое» человеческое явление. Она живет только в правовом сознании и правомерном поведении всех субъектов права, действующих именно в данное время и в данном правовом поле. Живет именно до тех пор, пока правомерно действуют субъекты права – носители правовой культуры данного исторического типа. С уходом с исторической арены того или иного общества, действующего на основе определенного типа права, закономерно уходит его правовая культура. Она уходит именно потому, что исчезают субъекты данного типа права как его создатели и носители, обладавшие определенным уровнем правовых знаний, правовых умений, навыков, сформировавших в полной мере свою правовую убежденность, а, следовательно, совершивших правомерные действия. Так, например, рабовладельческая правовая культура исчезает вместе с рабовладельческим обществом и регулирующим его жизнь рабовладельческим типом права, так как феодальное общество, пришедшее ему на смену, и все субъекты права в нем не могут жить и действовать по рабовладельческим законам. Они должны научиться создавать эффективные феодальные законы, а также уметь ими пользоваться для достижения своих правомерных целей: неукоснительно соблюдать правовые запреты, исполнять установленные правом обязанности и использовать свои полномочия именно в установленных феодальных правовых рамках. Субъекты же правоприменения должны знать и уметь принимать только законные, обоснованные и справедливые по феодальным меркам акты норм права. Характеризуя далее правовую культуру как необходимое свойство членов правового общества, можно заметить, что правовая культура имеет как бы две стороны, неразрывно связанные между собой, обуславливающие друг друга: внешнюю – видимую и внутреннюю – невидимую. Видимая (внешняя) сторона правовой культуры проявляется в форме правомерного поведения, а невидимая (внутренняя) находится в правосознании членов общества в виде их правовых знаний и правовой убежденности, мотивирующих и направляющих их правомерную деятельность.

Невидимая, находящаяся в правосознании людей часть культуры непосредственно не оказывает влияния на окружающих именно вследствие невидимости правовых знаний, правовой убежденности членов общества. И только через свою внешнюю, видимую окружающим сторону правовая культура людей через их правомерное поведение обнаруживает себя, становится доступной для прямого восприятия окружающими, их оценки и соответствующего реагирования. Так, с помощью оживленного правовой культурой действия правовых норм все субъекты права становятся в той или иной мере участниками правовой социализации в действующем обществе. Правовым называется общество, функционирующее в правовом государстве, члены которого обладают достаточным уровнем правосознания, чтобы выполнять свои обязанности, и возможностью, предоставляемой своей страной, пользоваться своими правами. Правовая культура — социальное явление, являющееся частью общей культуры общества. Это есть «живое» человеческое свойство, которое необходимо каждому субъекту общества. Она раскрывает сущность, природу человека. Данная категория может существовать только тогда, когда она понятна и приемлема для человека, когда она отвечает его интересам и притязаниям. Когда индивид стремится осознать ее, постичь и усовершенствовать. Среди условий, оказывающих воздействие на формирование права, есть природные и общественные, которые влияют на определение сущности и логической структуры правовых норм, к числу таковых относится правовая культура.

Данный феномен как существенное и неотъемлемое свойство членов правового общества имеет две стороны, которые неразделимо связанны между собой. Видимая сторона определяется правомерным поведением, а невидимая занимает место в правосознании человека в виде его правовых знаний и правовой убежденности, которые мотивируют и направляют его правомерную деятельность.

Глава 2. Проблемные аспекты правовой культуры в современной России

2.1 Правовая культура как основной фактор формирования правового поведения личности

Правовое поведение являет собой, по мнению Кудрявцева В.Н., комплекс социально значимых внешне выраженных действий (либо бездействий) индивида, оцениваемых с точки зрения позитивного права, исходя из чего вполне логично и обоснованно предположить, что поведение может как соответствовать нормативным установлениям, будь это предписания запретительного, императивного либо диспозитивного характера, государства, так и вступать с ними в противоречие[5]. Отличной от предложенной Кудрявцевым В.Н. позицию занимает Назаров Б.Л., указывая, что поведение участвующих в различного рода правоотношениях субъектов, регулируемое правовыми нормами, необходимо рассматривать как юридически значимое, основываясь на чем представитель теоретико-юридической доктрины рассматривает три возможные формы правового поведения – правомерное как согласующееся с требованиями нормативных актов, противоправное как не соблюдающее их и юридически безразличное, не представляющее особой значимости для осуществления правового регулирования. Корректируя концепцию Назарова Б.Л., Шабуров А.С., основывая свою классификацию на двух критериях – соответствия правовым нормам и социальной значимости, предлагает выделять четыре вида правового поведения: – правомерное поведение; правонарушение, являющее собой социально вредное поведение субъекта права, нарушающее нормы права, злоупотребление правом, хотя и соответствующее нормативным предписаниям, но обладающее определенной степенью социальной опасности, и объективно противоправное, прямо нарушающее требования норм права, но не представляющее социального вреда для окружающих. Принимая во внимание изложенное ранее, позволим себе определить правовое поведение как социально значимое поведение субъектов права, согласующееся с нормативными установлениями государства, характеризуемое их сознательным и волевым соблюдением, исполнением, использованием и применением, обеспечиваемое и охраняемое публичными органами власти. Формирование надлежащей социально значимой активности индивида в сфере реализации правового регулирования осуществляется посредством повышения уровня правовой компетентности, являющейся ключевым элементом правовой культуры личности, содержащей, как отметил Сырых В.М., в себе также такие составляющие, как позитивное право, правоотношения, правовые учреждения и правосознание. Правовая компетентность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков индивида, содействующих его нормальному и эффективному действованию в правовой области. Значительный вклад в развитие должной правовой компетентности привносит правовая социализация, являющая собой ознакомление личности с правовыми ценностями и идеями и их усвоение, формирование у индивида ощущения необходимости следования нормативным предписаниям и выработки у него позитивного отношения к позитивному праву как установленного государством социального регулятора. Правовое культура требует активной позиции лица и задействования им собственного самосознания, обеспечивающего должное социальное общение и, как следствие, усвоения общественно значимых установок, в том числе касающихся поступков в рамках правового поля. Кроме того, социализация правового характера зиждется на целенаправленном становлении, упрочении и развитии социально приемлемых и даже желаемых качеств личности при сопутствующем преодолении и последующем нивелировании общественно вредных, что в первую очередь базируется на самоконтроле индивида. В результате воспитания правовой культуры личность овладевает необходимыми знаниями и навыками, формирующими должный уровень его правовой компетентности. Важно заметить, что соразмерение собственного поведения полученной правовой информации зависит от правовых представлений лица и его установки по отношению к праву. Очевидно, что сознательная направленность поступков на достижение социально полезного результата собственными поступками основывается на последовательности и определенности действий индивида, в большинстве случаев исключающих возможность для проявления энтропии, неопределенности и не связности в потенциальном поведении. Таким образом, уровень правовой компетентности, заключающей в себе наличие различного рода правовых ценностей и представлений о нормах права, сопряженных с определенной установкой на конкретное поведение, является ключевым условием для правовой либо противоправной природы осуществляемых субъектом действий. На данном этапе развития современного постиндустриального общества основным институтом, воздействующим на компетентность лиц в правовой области, являются средства массовой информации, по праву играющие значимую роль в правовой информированности граждан в силу перманентного совершенствования имеющихся каналов и способов коммуникации, использования автоматизированных систем и иных достижений современного века[6]. Предполагается, что немаловажное значение для цельной правовой социализации имеет потенциальное взаимодополнение государственной просветительской деятельности в данной сфере и работы юристов-консультантов либо лиц, хотя и не специализирующихся на юридической практике на постоянной основе, но обладающих необходимой для эффективной, с точки зрения содержания нормативных правовых актов, социальной активности. Основными преградами для правовой компетентности индивида принято считать комплексный характер правового регулирования, способный умалить его предсказуемость, ясность и определенность; качественное и количественное изменение действующего нормативного массива; возрастание роли процессуальных норм. Осведомленность о предписаниях не только общерегулятивного, то есть распространяющегося на всех членов общества, но и специализированного, то есть регламентирующего конкретные социальные сферы, характера являет собой крайне важное условие должного соблюдения норм права.

Стоит заметить, что высокий уровень компетентности хотя и обладает упомянутой несоизмеримой значимостью, но не предопределяет ориентации лица на правовое поведение: нередко субъекты, степень компетености в сфере действующего права которых является более чем высокой, применяют собственные навыки и знания для достижения собственных, не всегда самых моральных и нравственно допустимых, целей и задач. Данное утверждение подкрепляет собой позицию, гласящую, что характер правового поведения лица по преимуществу зиждется на сформированной у него ценностной установки по отношению к праву и выработанной в результате социализации правового свойства нацеленности на совершение правомерных либо противоправных поступков. Очень интересна ситуация с формированием правового поведения личности в Европе. Имеющийся в рамках европейской правовой культуры высокий уровень гражданского самосознания и самовыражения выступает фактором активного политического поведения как метода выражения индивидуальных прав и интересов. Гражданственность проявляется как качество индивидов, способствующее активному формированию ими добровольных объединений, преследующих цели выражения и защиты частных или публичных прав и интересов. Таким образом, вовлеченность отдельных индивидов в общественную правовую жизнь предопределяет модифицирование взаимоотношений между государством, личностью и гражданским обществом в направлении преобладания интересов последнего. По мнению Лапаевой В.В, общественная значимость права как социального регулятора и эффективность нормативно-правовой регламентации общественных отношений основывается на анализе содержания правовых требований и их соотношения с внеюридическими нормами – при высокой степени соответствия нормативных установлений, санкционированных публичными органами власти право как таковое рассматривается как одна из наивысших социальных ценностей, в связи с чем большинство членов общества соотносят собственную поведенческую модель с правовыми нормами, посему правовые поступки приобретают значительное распространение. Одним из ключевых методов правовой социализации принято выделять интернализацию – осознанное понимание и последующее принятие внешних стимулов, детерминирующих поведение субъекта, и их включение в собственную систему ценностей и установок, находящих свое отражение в осуществляемых лицом действий.

Представляется существенным заметить, что своеобразными гарантами успешного усвоения позитивных социальных ценностей, способствующих формированию надлежащего правового поведения, являются реализация принципов гражданственности, являющей собой деятельное претворение высших морально-нравственных установок, нацеленных на обеспечение процветания общества и государства, и патриотизма, содержащего в себе целый комплекс социокультурных качеств конструктивного свойства, связанных с самыми лучшими чувствами по отношению к Родине.

Таким образом, учитывая вышесказанное необходимо отметить, что необходимыми предпосылками правового поведения являются целый ряд факторов, среди которых представляется значимым выявить целенаправленность и последовательность проводимой правовой социализации, кооперация субъектов, обеспечивающих воспитание культуры правового поведения личности, установлением непосредственной связи между мероприятиями, нацеленными на содействие усвоению лицом правовых знаний и навыков, и культурно-нравственным воспитанием.

2.2 Правовая культура должностных лиц (на примере сотрудников полиции): параметры и детерминанты формирования

В регулируемых правом общественных отношениях правовая культура выступает не только отражением всех разновидностей культур, но и значимым фактором социально-профессиональной деятельности личности. Актуализация проблематики правовой культуры сотрудников полиции определяется особенностями профессиональной деятельности данной категории лиц, что связано с законодательным закреплением функционального назначения полиции, состоящего в защите прав и свобод граждан, в противодействии и предупреждении преступности, в осуществлении действий по охране общественного порядка, собственности и в обеспечении общественной безопасности. В этой связи определение параметров профессиональной правовой культуры сотрудников полиции и установление детерминант ее формирования важно как в теоретическом, так и в практическом плане.

Факторами, определяющими специфику функционирования правоохранительных органов в целом, являются: детальная правовая регламентация деятельности, что обусловливает их действие исключительно в правовом поле; наличие властных полномочий по отношению к гражданам и соответствующий правовой статус представителя власти, в частности для сотрудника полиции; определенная корпоративность (закрытость) деятельности; значительные психические и физические перегрузки; экстремальность деятельности; контакт с правонарушителями, как следствие, возможное усвоение элементов криминальной субкультуры, а также вероятные профессиональные деформации; специфичность профессиональных установок в соответствии с характером профессиональной деятельности; значимость общественной оценки работы органов правопорядка, что характеризует социальный статус и престиж соответствующей профессии. Критериями индивидуальной правовой культуры сотрудников правоохранительных органов могут считаться сформированность правосознания и правомерность деятельности, параметрами профессиональной правовой культуры – эффективность функционирования соответствующей государственной структуры. При этом в основе профессиональной правовой культуры сотрудника полиции лежит правовая культура как отдельной личности, так и соответствующего общества, интересы которого он, как представитель государственной власти, защищает. В этой связи обращение к проблематике правовой культуры представителей данной социально-профессиональной группы предполагает осмысление правовой культуры не только как социально-правового феномена в рамках тех или иных направлений деятельности полиции по обеспечению законности и правопорядка, но и как правовой категории.

Исследованию различных аспектов правовой культуры посвящены работы советских и современных ученых – Е. В. Аграновской, М. И. Каминской, Д. А. Керимова, Н. М. Кейзерова, Е. А. Лукашовой, Л. А. Петручак, А. Р. Ратинова, В. П. Сальникова, А. П. Семитко и др. Изучение правовой культуры сотрудников органов внутренних дел осуществлено в диссертациях таких авторов, как Е. А. Конова «Формирование правовой субкультуры сотрудников органов внутренних дел в современной России» (социальная философия); А. Г. Арсентьева «Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел», А. А. Левченко «Мотивация правового поведения сотрудников органов внутренних дел»; С. А. Пушкарев «Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел» и др. Следует отметить, что учеными используются различные подходы к исследованию правовой культуры сотрудников, прежде всего, функциональный и аксиологический. Функциональный анализ правовой культуры предполагает учет основных научных позиций в отношении выделения и характеристики ее функций. Философское значение понятие «функция» означает отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого. Обоснованным представляется использование понятия «функции правовой культуры» в двух значениях, как в плане функционального назначения правовой культуры в целом, как самостоятельного социально-правового института по отношению к обществу, государству, социальным группам, индивиду, политическим и юридическим институтам и учреждениям, так и в отношении функционального назначения различных элементов правовой культуры в рамках данной системы, которые характеризуют зависимость состояния одних элементов правовой культуры от изменения состояния других элементов. Считается, что правовая культура как явление культуры участвует в реализации общих функций человеческой культуры: гуманистической (воспитательной, духовно-нравственной), информационной, познавательной (гносеологической), регулятивной (нормативной), семиотической (знаковой). В данном аспекте функциональное назначение правовой культуры состоит в обеспечении необходимого уровня правового развития общества, что достигается посредством качества различных видов юридической деятельности, требуемого уровня правового сознания, сохранения культурных достижений, развития юридического образования и др.

Установлено, что анализ функциональной роли показателей правовой культуры личности охватывает:

1) обеспечение более глубокого познания правовой системы общества;

2) развитие социально-полезной правовой ориентации;

3) формирование позитивной правовой установки;

4) совершенствование навыков и умений правомерного поведения.

Это характеризует идейно-психологическую и социально-практическую направленность функций правовой культуры, в том числе, сотрудников полиции. В свою очередь, аксиологический подход к правовой культуре дает возможность рассматривать ее как развивающуюся систему нравственно-правовых ценностей, включающих правосознание, правовую науку, профессиональную этику, которые создаются в процессе формирования гражданского общества и вбирают в себя наиболее прогрессивные достижения нравственно-правовой культуры определенного общества.

Детерминантами правовой культуры сотрудников полиции выступают:

1) изменение социально-экономической структуры общества и государства, что с неизбежностью ведет к изменению в содержании профессиональной подготовки сотрудников;

2) совершенствование законодательного регулирования положения полиции в системе государственных органов;

3) особый статус полиции как государственного органа, осуществляющего правоохранительную и правоприменительную деятельность, связанную с применением механизмов государственного принуждения, что определяет значимость правовой и нравственной составляющей профессиональной культуры сотрудников.

В этой связи социально-значимым качеством сотрудников полиции в современных политико-правовых реалиях является так называемый «нравственно-правовой автоматизм», под которым понимается способность сотрудника в экстремальных ситуациях принимать мгновенное («автоматическое») решение, в основе которого наряду с такими факторами как уровень юридической грамотности, физической подготовки и т. д., лежит также соответствующий уровень нравственно-правовой культуры сотрудника.

Можно утверждать, что личностная правовая культура сотрудника полиции, являясь необходимым профессиональным качеством данной категории лиц, детерминирована уровнем и состоянием правовой культуры общества, выступающей в виде сложного, многоуровневого функционального и идейного образования, что позволяет говорить об их взаимообусловленности.

2.3 Проблемы повышения правовой культуры в современной России

Проблема развития правовой культуры населения формируется в результате необходимости построения гражданского общества и социально-правового государства. С принятием основного закона нашего государства, Российская Федерация была признана социальным государством, однако в реализации указанного конституционного положения на практике встречаются различные сложности, которые затрудняют развитие России как социального государства. С целью реализации данного положения на уровне государства создаётся и формируется социальная политика, успех которой обусловлен важнейшим свидетельством в результативности происходящих реформ, а также прочности системы различных институтов государства. Для России, как и всех постсоветских стран, построение социального государства в новых экономических условиях процесс сложный и нелёгкий, поскольку в науке и на практике единых методик такого строительства не выработано, не определены критерии эффективности социального государства. Становление страны как социального государства является неотъемлемой частью развития любого демократического режима государственного управления. Социальное государство представляет собой политическую систему, которая перераспределяет социальные блага таким образом, чтобы все граждане имели достойный уровень жизни. В настоящее время примерами политики социального государства могут служить различные государственные социальные программы, проводимые для повышения уровня жизни той или иной социальной группы граждан (чаще всего социально незащищённых групп). В основе социального государства лежит принцип социальной справедливости. Потребность в вырабатывании и исполнении социальной политики в современном обществе, является обязательным условием для полноценного функционирования всего рыночного механизма. Это в свою очередь гарантирует минимальную степень благополучия гражданам, обладающим на это определённым правом. Уровень правовой культуры считается фундаментом в развитии правовых систем, и способствует развитию государственных институтов, а также повышается общественное правосознание.

Категорию правовой культуры тесно связывают с устоями морали и религии в обществе, а также отношения к ней.

Среди проблем формирования правовой культуры называют следующие:

низкий уровень правовой культуры среди работников юридической сферы;

ослабленная уверенность в нормы закона, и слабая защищённость граждан со стороны государства;

сложность восприятия правовых предписаний в виду малой грамотности населения;

проблемы получения открытого доступа к правовой информации, и правовых актов, с последними изменениями в нормы;

выработка правовой культуры тесно взаимодействует с правовой природой, и зависит от её восприятия окружающими.

Для повышения уровня правовой культуры необходимо предпринять следующее:

пересмотреть целесообразность использования кадрового потенциала в правовой сфере;

предпринимать меры, направленные на технологическое развитие юридической сферы жизнедеятельности;

провести реформы в области юридического образования, которые позволили бы расширить перечень направлений для обучающихся;

проведение мероприятий, направленных на информатизацию общества в целом посредством внедрения различных телевизионных программ в области раскрытия сущности правовых актов и их содержания;

необходимо разработать единую политику права, направленную на усиление защиты прав и свобод граждан.

Меры, направленные на повышение уровня правовой культуры всего общества, основываются на гарантиях, предоставляемых со стороны государства в области защиты конституционных прав и свобод граждан, включая поддержку режима законности. Так, для устранения проблем, связанных с низким уровнем правовой культуры государству необходимо:

Во-первых, развивать правовое просвещение и юридическое образование населения. Данное направление следует реализовывать посредством участия средств массовой информации, радио и телевидения.

Во-вторых, следует проводить мероприятия, направленные на духовно-нравственное возрождение общества, с привлечением различных общественных организаций.

В-третьих, следует усилить деятельность, направленную на ограничение антиобщественных культурных влияний,

В-четвертых, необходимо ужесточить нормы действующих нормативно-правовых актов, в области усиления удовлетворённости реальным интересам общества,

В-пятых, усилить нуждаемость в участии граждан в управлении государством, а также повышение авторитета государственных структур.

Таким образом, повысив уровень правовой культуры населения, государство может повысить и авторитет к самому себе, убедив население в том, что права каждого гражданина для них равны и важны в одинаковой степени, и им гарантируется их защита в случае какого-либо нарушения.

Заключение

Таким образом, важно отметить, что правовая культура формировалась постепенно. Её основа состояла из необходимых, но достаточно простых правил, которые вмещали в себя отношения между людьми и выполняли определённые функции: регулятивную, охранительную, прогностическую, правообразующую. Известный юрист, профессор Стэнфордского университета Лоуренс Фридмэн в своей книге «Введение в американское право» дал такое понятие о правовой культуре – это барометр общественной жизни, являющийся одновременно и общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон применяется или нарушается на практике, как его избегают или как им злоупотребляют. Правовая культура включает в себя не только те правила, связанные непосредственно с профессиональной деятельностью, но так же правила, действующие в обществе.

Сущность правовой культуры раскрывается как степень владения накопленными обществом правовыми ценностями, и их применения различными субъектами в области права. Правовая культура объединяет вместе такие понятия, как: правовые отношения, правосознание, право, правовые учреждения, законность и т. д. Стоило бы подчеркнуть взаимосвязь правовой культуры с правосознанием, которая состоит в том, что первое и второе связано с пониманием сущности правовых явлений. Правовая культура несет в себе уровень признания многообразия ценностей права обществом. Высокий уровень правосознания населения страны является одной из главных черт правовой культуры. Но всё же обычный гражданин обладает минимумом правовых знаний, нежели профессиональный юрист, для которого знание правовых предписаний обязательно. Противоположность правовой культуре в основном заключается в правовом нигилизме, то есть в неуважительном отношении к правовой системе и законодательству в целом, в том числе к его применению, невзирая – на идеологической или же на социально-психологической сфере они выражаются. Правовой нигилизм также рассматривается равно как одно из состояний правосознания.

Таким образом, в целях эффективного решения задач, которые связаны с тем, чтобы повысить качественность правового регулирования, необходимо избегать такого состояния общества, при котором имели бы место нигилистические тенденции. Для этого государство должно добиться такого общественного состояния, при котором среди доминирующих взглядов важное место будет принадлежать мысли исключительной ценности права, необходимости поддержания законности и правопорядка, укреплении правового воспитания граждан. С подобным успехом это положительно скажется на совершенствовании российской правовой системы. Таким образом, понятие «правовая культура» можно раскрыть следующим образом: правовая культура – разновидность социальной культуры, представляющее собой достаточно сложное и многоплановое понятие, при которой основными частями является правовая культура личности и правовая культура общества.

Правовая культура личности включает в себя: правосознание человека, привычку к правомерному, законопослушному поведению, правовую активность личности.

Итак, подводя итог всему сказанному, можно сделать следующие выводы. Развитие правовой культуры – достаточно сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования правовой культуры является развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенных ФКЗ РФ о правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.:Право, 2016. – 320 с.
  2. Бошно, С. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.:Эксмо, 2015. – 464 с.
  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ А. Б. Венгеров – М.:Омега-Л, 2014. – 608 с.
  4. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.:Феникс, 2016. – 704 с.
  5. Давыдов, Я. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.:А-ПРИОР, 2016. – 244 с.
  6. Дмитриев, Ю. А.Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин. – М.:Юрайт, 2017. – 768 с.
  7. Елагин, Р. И. Административное право России / Р.И. Елагин. – М.: Книжный мир, 2017. – 384 c.
  8. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – 322 с.
  9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я Любашиц. – М.:Феникс, 2016. – 303 с.
  10. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.А. Морозова. – М.:Норма, 2016. – 464 с.
  11. Нерсесянц, В. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Нерсесянц. – М.:Норма, 2016. – 832 с.
  12. Пиголкин, А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ А. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016. – 752 с.
  13. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2017. – 640 с.
  14. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – 475 с.
  15. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М.Б. Смоленский. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
  16. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Старков. – М.:Дашков и К, 2017. – 372 с.

Периодические издания

23) Ахметов, А.С. Проблемы формирования правовой культуры современного общества / А.С. Ахметов // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 3 (64). – С. 18 – 22.

24) Бахметова, Е.В. Проблемы формирования правовой культуры личности в современный период / Е.В. Бахметова // Мир науки и образования. – 2018 – № 3 (15). – С. 3 – 7.

25) Ермолович, Г.П. Правовая культура и проблемы ее восприятия / Г.П. Ермолович // Современные проблемы права, экономики и управления. – 2018. – № 1 (6). – С. 151 – 155.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Понятие правовой культуры

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Виды правовой культуры

  1. Зубанова, С.Г. Шпаргалка по теории государства и права: учебник для вузов / С.Г.Зубанова. – М.: Аллель, 2010. – С. 173.

  2. Скакун, О.Ф. Теория государства и права: учебник /О.Ф. Скакун. – Харьков: Консум.,Ун-т внутр.дел, 2000. – С. 704.

  3. Ильин, И.А. О сущности правосознания / И.А. Ильин. – М.: «Рарогъ», 1993. – С. 15.

  4. Малахов В.П. Методологическое мышление в познании и понимании права: монография / В.П. Малахов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. – С. 135.

  5. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. – М.: Наука. 1982. – С. 155.

  6. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2016. – С. 119.