Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятия и признаки государства (Понятие государства с позиции теории государства и права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема курсовой работы носит достаточно актуальный характер. Это обусловлено несколькими факторами, во-первых, государство является одним из основных субъектов политической власти. Во-вторых, первые государства образовались тысячелетия назад. По мере формирования обобщенных представлений об обществе государство, а также различные формы его существования становятся важнейшими объектами научного познания.

История государства неотделима от истории общества, вместе с обществом она проходит долгий исторический путь. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, свойства и признаки государства - задача чрезвычайно трудная. Решить его можно только при изучении государства исторически, в различных ее связях с экономикой, социально-политическим и духовной жизнью общества, максимально используя при этом научные достижения прошлого и современности.

Многие правовые явления затруднительно понять и применять без государства и его институтов. Этим объясняется необходимость познать сущность государства, т.е. выявить основу его функционирования и развития, его социальной ценности и назначения, понять государство в единстве всех его многообразных и противоречивых свойств, сторон, форм бытия как самостоятельного института.

Поскольку государство охватывает или непосредственно затрагивает многие сферы человеческого бытия, его изучают различные научные дисциплины: социальная философия, история, социология, экономическая теория, политология, социальная психология и т. д. Оно является одним из главных объектов исследования и для наук юридических. В первую очередь это относится к общей теории государства и права, для которой свойственен интерес к государству как к целостному системному политико-правовому образованию.

Большинство иных наук юридического цикла хотя и не изучают государство как политико-правовую организацию в целом, однако исследуют отдельные стороны его деятельности, нуждающиеся в правовом регулировании.

В рамках подавляющего большинства современных теорий государство рассматривается как специализированный централизованный институт управления обществом, обладающий узаконенным правом на применение насилия.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении; это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою суть, своеобразие. Социальная сущность всего того, что порождено человечеством, заключается в его роли, назначении в обществе. Отсюда следует, что сущностью государства является его роль, назначение в обществе. Раскрыть сущность государства, значит, выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства, чьи интересы оно выражает. 

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила цель представленной работы – рассмотреть понятие и признаки государства.

Задачи работы:

  • рассмотреть понятие государства;
  • дать характеристику основных и вспомогательных признаков государства;

Объект курсовой работы – государство как сложнейший комплекс элементов, структур и институтов организации народа и общества.

Предмет исследования – понятие и признаки государства.

Теоретической основой исследования являются труды таких авторов как В.Н. Казаков, С.В. Бошно, И.Р. Иванов, А.Б. Демидов, В.Н. Кручинин, Л.Е. Попова, Н.В. Путило и др.

При написании курсовой работы использовались следующие методы: метод анализа научной литературы, анализ нормативно-правовой документации по рассматриваемой проблеме, сравнение, синтез.

При подготовке курсовой работы были использованы нормативные правовые акты, монографии и научные статьи по тематике исследования, авторефераты и рукописи диссертаций, учебники и учебные пособия, а также интернет источники.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Античные философы рассматривали государство как некую организацию порядка в обществе, видя в этом ее суть и основное назначение. Эта идея нашла многих последователей и в дальнейшем.

В буржуазную эпоху распространилось определение государства как совокупности (союза) людей, территории и власти. Одни отождествляли государство со страной, другие - с обществом, третьи - с кругом лиц, осуществляющих власть. Некоторые связывали понятие государства с психической связью между людьми. В. И. Ленин писал: «Государство - это машина для поддержания господства одного класса над другим»[1].

Все эти подходы отражают лишь отдельные стороны функционирования государства - как средства утверждения порядка в обществе или инструмента подавления; как определенной территории и населения; как совокупности определенных связей между людьми. Однако это лишь отдельные, хотя и очень важные аспекты существования государства. Ее сущностью является наличие специфической государственной власти, которая носит публичный политический характер.

Существуют различные концепции государства. Каждая из них по-разному подходит к определению понятия государства, по-разному раскрывает ее сущность. Но при этом сущность государства всегда раскрывается через понятие публичной политической власти. Сущность каждого конкретного государства определяется тем, кому принадлежит государственная публичная власть и в интересах она осуществляется.

Кроме классовых аспектов сущности государства, нельзя отбрасывать полностью, необходимо рассматривать ее общесоциальные характеристики. Государство оказывается не только машиной, орудием, механизмом принуждения и насилия, но и большой социальной и культурной ценностью, и сущность ее не сводится только к классовой природы, поэтому что она на каждом этапе своего развития выполняла и общесоциальные функции[2].

В рамках курсовой работы, относящейся к обрасти теории государства и права, нас будут интересовать юридические взгляды на государство, которые представлены не только разными правовыми науками, но и различными направлениями в пределах каждой из них, постольку в дальнейшем остановимся на характеристике научных подходов в познании государства в рамках юридического направления.

Обобщая имеющиеся подходы, Р.Л. Иванов приводит в своей работе перечень основных подходов к определению понятия «государство»:

«1. Генетический, целью которого является познание причин возникновения и развития государства, закономерных этапов его эволюции. Это направление представлено различными теориями происхождения государства - договорной, классовой, диалектико-материалистической, теорией насилия и т. д.

2. Функциональный, цель которого состоит в изучении основных направлений деятельности, осуществляемой государством в пределах собственной территории и на международной арене.

3. Институциональный, направленный на выяснение внутреннего строения государства и характеристику государственных институтов, обеспечивающих его существование и функционирование (государственного аппарата и отдельных его звеньев, иных субъектов внутригосударственной политической системы, а также межгосударственных объединений).

4. Субстанциональный, исследующий социальную основу государства, его субстрат и направленный на выявление его сущности»[3].

Как справедливо отмечает автор, «любая самостоятельная правовая научная концепция государства, претендующая на обобщающую роль, так или иначе их использует. И не следует забывать, что каждая из этих концепций самостоятельна и оригинальна лишь постольку, поскольку её мировоззренческая основа, методология и выводы, полученные в ходе достижения поставленных в процессе исследования государства целей, отличаются от аналогичных характеристик иных таких же теорий. В большинстве случаев полное несовпадение научных взглядов по этим аспектам отсутствует, что объясняется не только общностью объекта изучения, но и сходством его эмпирического восприятия исследователями. В результате различные концепции государства не только отличаются друг от друга, но и могут совпадать по ряду указанных показателей»[4]

С позиции теории государства и права государство – это правовая форма организации народа и общества. Право - средство регулирования и ограничения государственной власти.

Государство, как и право, берет свое начало в человеке, как и право, она создавалась в процессе взаимодействия, коммуникации людей. В своем становлении и развитии они прошли чрезвычайно длительный и сложный исторический путь. На этом пути направления их движения как пересекались, так и резко расходились. Иначе говоря, государство и право, хотя и имели общий источник происхождения, никогда (даже в условиях одновекторной направленности их движения) не являлись единственными по своей сути, как иногда считается в постсоветском общетеоретическом правоведении.

Их отношения всегда были не просто сложными, но и противоречивыми. В наше время трудно представить людей, которые проживали на приспособленной к жизни территории, не находится под юрисдикцией того или иного государства, то есть без возможности государственных органов выполнять на этих территориях управленческие, правоохранительные и другие функции. Между тем история развития человечества свидетельствует о том, что с момента появления homo sapiens и до возникновения первых известных государств прошли­ сотни тысяч лет. По сравнению с этим отрезком времени в современном государственно-организованном обществе люди проживают сравнительно небольшой период. Движение первичного общества к государственной организации был достаточно длительным: люди на значительных частях заселенных земель могли тысячелетиями не знать, что такое государственная организация; на других территориях при разных условиях тысячелетия назад возникали, а затем исчезали одни государства, на их местах образовывались другие. И по сей день процесс возникновения новых государств не прекращается, как и не прекращается дискуссия о причинах их образования, сущности и назначения.

Что же побудило людей объединяться под властью государства, ради чего они соглашались на другую организацию власти в своем сообществе, чем та, которая уже существовала? Ответ на эти и другие вопросы следует искать в процессах постепенного развития, усложнение социальной организации первобытного общества и в тех социальных регуляторах, которые в порядок общественные отношения и совершенствовались вместе с ними.

Можно предположить, что нормы и институты регулирования родоплеменной организации общества в определенный исторический период переставали решать проблемы, которые неизбежно возникали в процессе эволюции человека. К таким проблемам следует отнести: собственный защиту; защиту территории своего проживания; необходимость обеспечения безопасности торговых отношений; поддержание порядка в отношениях между членами рода; защиту своей собственности и тому подобное.

И как в те времена, потребность правового регулирования ценностей, которые сформировались в обществе, регулирование отношений между людьми привела к возникновению соответствующих социальных и правовых норм, так и в более поздние времена необходимость безопасного, стабильного, прогнозируемого существования человека, обеспечения растущих потребностей и интересов способствовало созданию новых форм властвования, управления, защиты общественных отношений, которые воспринимались людьми как полезные, желательны, справедливые и правовые. Этой новой формой становилась государство, возникала на базе существующих социальных регуляторов, как служебная организация для обеспечения потребности человека в стабильном, безопасном развитии, в частности, благодаря контролю за соблюдением сформулированных государством правовых норм. В таком контексте возникновения как права, так и государства становилось результатом практической реализации потребностей и интересов людей в процессе их совместной деятельности.

Но причины возникновения государства и права, вопреки распространенному в предыдущие годы позиции хотя и связаны с потребностями и интересами человека, однако они не являются идентичными. Эти причины не совпадают как во временном, так и в содержательном измерениях.

Возникновению государства всегда предшествовало возникновение права, с прекращением существования государств право не исчезало, а продолжало существовать как один из социальных регуляторов отношений между людьми, сохраняя свои свойства в процессе формирования и функционирования следующих государственных образований и даже существуя параллельно с ними. Это свидетельствует также о еще одно отличие между этими явлениями - государство может развиваться, как эволюционным, так и революционным путем, право преимущественно развивается эволюционным путем, революции решающего влияния на право нет.

Как известно, проблема понимания сущности и содержания является одной из ключевого в общем социологического знания начиная от конкретно научных исследований в области археологии, культурологии, политологии, правоведения и вплоть до социально философских и общефилософских работ Понятие государства оказывается ключевым при рассмотрении социально-экономический, социокультурных, политико правовых, национально демографических и др. основ общества. Несмотря на очень большие и разнообразные пласты исследований в данной гносеологической области, до сих пор проблема государства остается не разрешенной в научно философском знании, что в частности, влечет за собой разнообразие практических решений государственного уровня, ведущих как к достижению баланса общественной жизни, так и к мощным конфликтам в ряде сфер общественной жизни[5].

Поэтому проблема государства до сих пор остается важной теоретической, практической и аксиологической проблемой. В данной статье мы остановимся лишь на небольшом круге вопросов, касающихся данной проблемы: определения и признаков государства в их более узком и, напротив, более широком понимании. Например, в теории государства и права до сих пор господствуют два разных подхода к пониманию государства, которые условно обозначаются как аппаратный (государство как аппарат насилия) и социологический (государство как сфера обще социального управления). В целом многообразие определений данной категории также располагается в указанном гносеологическом пространстве.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА

2.1 Понятие и классификация признаков государства

Как было сказано в предыдущей главе, на сегодняшний день нет единого, общепринятого определения понятия «Государство». Это обусловлено как сложностью охвата всех элементов явления, так и наличием различных теорий, школ, доктрин, объясняющих причины и пути возникновения государства.

Главной обязанностью современных демократических государств стало обеспечение прав и свобод человека. Соответственно, права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства, а единственным источником власти признается ее народ. Понятно, что это не может быть не учтено при формировании современного понятия государства, в котором ее характерными признаками (без которых она не может существовать) являются: народ, территория и единая правовая власть.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий.

Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их раз­вития, определенной самобытности и т. д., всем государствам при­сущи некоторые общие черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организа­ций общества.

К признакам государства принято относить:

  • наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;
  • территориальную организацию населения;
  • государственный суверенитет;
  • всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства;
  • наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства[6].

Названные признаки составля­ют политико-юридическую характеристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают еди­ный язык общения, наличие армии, а также единой системы оборо­ны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя от­нести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, уста­новлено полное равноправие всех используемых языков. Что каса­ется армии, то она есть не во всех странах. Согласно Конституции Японии 1947 г., этому государству запрещено иметь армию. Нет ар­мии и в Коста-Рике, а конституционной поправкой 1991 г. Панаме запрещено иметь армию «на вечные времена». Таким образом, от­сутствие армии в этих странах не дает оснований для непризнания их государствами.

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обо­роны и внешней политики. Ряд государств, как известно, конститу­ционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней полити­ки нередко создается в результате международно-правового объе­динения государств в различные сообщества.

Ответить на вопрос о том, что такое государство, невозможно без анализа его признаков, поскольку содержание любого научного понятия выражается совокупностью отраженных в нём признаков исследуемого объекта. Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.

У государства есть разные категории признаков. Поскольку оно является сложной многоуровневой системой, то каждая из его сторон характеризуется отдельной группой признаков. Кроме того, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у иных социальных явлений, а есть признаки, специфичные только для него.

Поэтому начнем рассмотрение признаков государства с их классификации. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями.

В зависимости от того, какая сторона государства, какая сфера его бытия отражается признаками, их можно подразделить на экономические, социальные, кратологические и идеологические. Экономические признаки государства характеризуют его экономическую сферу. Её особенностями являются: производящая экономика, обеспечивающая систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и предприимчивости их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т. д. Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др. Кратологические признаки демонстрируют организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны: дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т. д.); появление органов профессионального управления общественными делами. Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, которыми являются: дифференциация общественного сознания; появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе не только внутри конкретного социума, но и за его пределами, и т. п.

Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтетическим, социально-философским его восприятием, которое в современном обществознании практически не представлено. Ведь вполне очевидно, что государство как экономическая организация обладает признаками, не совпадающими с теми, которые характеризуют его как организацию властную или духовную. Поскольку общая теория государства и права рассматривает только политико-правовой (юридический) аспект государства, постольку из всего многообразия его признаков её интересуют только те, которые представляют эту сторону. Применительно к сферам государственного бытия они представлены, главным образом, кратологическими признаками, а также теми из идеологических признаков, которые характеризуют государственную власть. Поэтому мы рассмотрим только те признаки государства, которые относятся к этим группам. Экономические, социальные и идеологические признаки, непосредственно не связанные с государственной властью, в число его политико-правовых показателей включаться не будут[7].

По уровню важности признаки подразделяются на существенные, отражающие важнейшие, необходимые, устойчивые внутренние свойства государства, без которых оно в принципе существовать не может, и несущественные, второстепенные, которые показывают внешние свойства государства, наличие которых для него не обязательно. В дальнейшем будут рассмотрены только существенные признаки, поскольку они отражают главные параметры государства.

По степени сходства или различия между государством и другими явлениями среди признаков можно выделить общие, единые для государства и сопоставляемого с ним объекта, и специфические, присущие только государству. Мы обратимся к специфическим признакам, так как они выражают его уникальность, качественное своеобразие.

Обычно государство сравнивается с несколькими объектами [2], что ведёт к формированию соответствующих групп признаков. Во-первых, оно соотносится с предшествовавшим ему типом общества – первобытным социумом, который диалектически отрицается государством. Во-вторых, – с другими самостоятельными государствами. Здесь сопоставляются формы проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, зато возникло множество стран, обладающих не только сходством, но и признаками, отличающими их друг от друга. В-третьих, наряду с государством могут существовать иные организации, преследующие сходные с ним цели и выполняющие или стремящиеся осуществлять такие же, как и оно, функции. Это различные политические объединения, наиболее типичными из которых на сегодняшний день выступают политические партии и движения, в том числе нелегальные. Некоторые из них даже используют слово «государство» в своём наименовании. Поэтому третью группу признаков составляют те, которые возникают при сопоставлении государства с ними.

Среди признаков государства, отличающих его от первобытного общества, наиболее часто упоминаются: наличие профессионального аппарата управления (государственного аппарата), территориальный принцип организации населения и органов государственной власти; взимание с населения (с индивидов и их организаций) налогов; наличие юридического права.

Раскроем содержание каждого из перечисленных выше основных признаков государства.

2.2 Народ как признак государства

Как было отмечено выше, государство становилось результатом развития потребностей и интересов человека в первобытном обществе и общественных отношений. Согласно совокупность людей, проживающих на определенной территории, при создании государственных институтов, приобретала новые характеристики, превращаясь в народ государства, состоит из ее граждан (подданных). Компактность проживания людей, единый язык, общие традиции, обычаи, религия и т.д. способствовали такому процессу. Государство начинает функционировать через своих граждан, для удовлетворения их потребностей и интересов, и интересов всего народа. Представить функционирующую государство без народа невозможно. Более того, государственная власть находит свое обоснование в народе и его правосознания.

2.3 Граждане как признак государства

В пределах государства граждане приобретают публично-правовые права и обязанности, которые характеризует их правовой взаимосвязь с государством. Примерами таких прав и обязанностей является, с одной стороны: гражданство или подданство; право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и быть избранным; право свободно передвигаться в пределах государства; обязанность платить налоги, защищать государство и тому подобное. С другой стороны, государство берет на себя обязанность по отношению к народу, как: защищать свой народ от различных внешних и внутренних опасностей; защищать права человека; поддерживать правопорядок; привлекать к ответственности правонарушителей и тому подобное.

Как отмечает Р.Л. Иванов, «если рассматривать государство в социально-философском аспекте, т. е. синтетически, то вполне очевидно, что оно отличается от предшествовавшего ему первобытного общества не только наличием профессионального аппарата публичной власти, хотя он, безусловно, является существенным признаком государства. Государство - это качественно иная социальная организация всех сфер общественной жизни, а не только кратосферы (сферы власти). Носителем этих новых качеств, их постоянным генератором является общество в целом, образующий его народ - взаимодействующие индивиды и их объединения. Без них государства нет и быть не может. Оно не может обособиться, «выделиться» из народа, зато это могут сделать официально представляющие государство органы публичной власти, хотя составляющие их чиновники - это тоже неотъемлемая часть народа. Поэтому в социально-философском смысле государство тождественно обществу, его субстратом выступает народ, а само оно может быть определено как особый тип социума, или единственно возможная универсальная форма существования социально неоднородного общества, закономерно пришедшая на смену первобытной форме его существования, заменившая собой первобытный тип социума. Эта форма является единственно возможной, поскольку история человечества не дала ей никакой альтернативы»[8].

Таким образом, вне государственной формы общество на стадии социальной дифференциации существовать и развиваться не может. Её универсальность проявляется в том, что она охватывает все сферы общественной жизни, и даже личная жизнь людей зависит от неё, поскольку нуждается в защите от произвольного вмешательства кого бы то ни было. А такую защиту может гарантировать только государство.

2.4 Территория как признак государства

Правовые возможности государства не всеобъемлющие, пространственными пределами полномочий государства в основном являются ее территория, на которой она сформировалась и распространяет свой суверенитет. Как правило, границы территории государства получают свое правовое закрепление в результате заключения ряда международных договоров и приобретают свою фиксации на местности с помощью соответствующих знаков. Территория государства - это не только суша, она включает территориальные воды, внутренние моря, озера, реки, воздушное пространство и недра. В некоторых случаях государственная власть может распространяться и за пределы определенной границей территории, прежде всего речь идет о морских шельфы, территории посольств в других государствах, воздушные и морские суда, принадлежащие этой стране, но временно находящиеся за пределами ее территории[9].

Территориальный принцип организации населения и органов государственной власти заключается в том, что, во-первых, территориальное деление населения и создание территориальных органов государственного аппарата (образование территориальных единиц) осуществляется без учёта родства между людьми. В первобытном обществе, перешедшем к оседлому образу жизни, в период появления крупных межродовых образований (племён и их союзов), состоявших из нескольких территориально обособленных единиц, границы последних всегда совпадали с границами соответствующих коллективов родственников, а органы этих территорий формировались из лиц, связанных с их населением реальным или предполагаемым родством.

Территориальное деление населения в государстве наличием родственных связей между людьми не обусловлено и определяется не ими, а потребностями государственного управления. Соответственно, и для кадрового состава территориальных органов государственного аппарата наличие родственных связей с местным населением не обязательно.

Во-вторых, в первобытном обществе именно родственные связи имели решающее значение для определения принадлежности индивида к конкретному социуму, а место постоянного проживания или рождения человека такой роли не играло. Даже индивиды, постоянно находившиеся или родившиеся на территории родовой общины, но не входившие в число составлявших её родственников, рассматривались ею в качестве чужаков. Чтобы стать членами рода, они должны были пройти процедуру усыновления родом. Однако и после неё они могли не сразу приобрести равное с другими членами рода положение. Например, адоптированные члены родовой группы могли быть лишены ряда важных возможностей, и порою лишь их внуки становились уже полноправными родичами; недавно адоптированные в родовую группу чужаки нередко обвинялись в неудачах, постигших группу, и иногда такие обвинения могли закончиться даже их убийством.

Для государства наличие родственных связей между его гражданами (подданными) значения не имеет, поскольку оно – организация территориальная, а не родственная. Принадлежность человека к государству основана не на близких личных связях с проживающими в нём людьми, а на его связи с государством как территориальным их объединением. Данное положение обусловлено тем, что государство, будучи именно территориальной организацией, охватывает достаточно большие по численности коллективы, родство между членами, которых может отсутствовать. Независимо от этого на них в полной мере распространяется его юрисдикция на всей занимаемой им территории.

Кроме того, территория государства, в отличие от численности и состава его населения, которые могут динамично изменяться во времени, относительно стабильна и всегда уникальна. Поэтому она является важнейшим показателем для его идентификации среди других социальных образований. Государство не может менять её по собственному усмотрению или вести «кочевой» образ жизни: земледелие, являвшееся экономической основой древнейших государств и продолжающее играть важнейшую роль в современной экономике, требует оседлости, а свободных для перемещения государства на новое место территорий на Земле давно уже нет.

Решающую роль в укреплении территориального принципа организации населения и органов государственной власти сыграл появившийся в период разложения первобытного строя систематический обмен материальными благами и услугами, и родственные связи не только не являются для него обязательными, но и нередко могут препятствовать его нормальному осуществлению. Как известно, предписываемая моралью безвозмездная взаимопомощь, складывающаяся между родственниками, бывает несовместимой с эквивалентным обменом и получением прибыли, необходимыми для систематического товарного обмена[10].

Территориальный принцип организации государства определяет и границы полномочий территориальных органов государственной власти, а также круг лиц, которым адресованы их решения. По общему правилу, эти решения распространяются на всех субъектах в пределах территориальной единицы и не выходят за её границы, даже если имеются родственные связи между людьми, проживающими на подведомственной территории и вне неё.

Территориальный принцип организации населения и органов государственного аппарата как специфический признак государства, отличающий его от первобытного общества, иногда ошибочно отождествляется с наличием у государства собственной территории, границы которой очерчивают пределы осуществления государственной власти и территориальной неприкосновенности страны. Дело в том, что собственная территория с присущими ей границами была и у первобытных коллективов, перешедших к оседлости. Этим оседлое первобытное общество от государства не отличается, а потому данный признак является для них общим, что закономерно, если учесть, что государство возникает только у оседлых народов. Когда в доказательство обратного утверждается, что в отличие от оседлых первобытных коллективов у государства появляются чёткие территориальные границы, то это суждение не учитывает, что до сегодняшнего дня идёт процесс делимитации и демаркации – определения границ между государствами, а территориальные споры существовали на протяжении всей истории государственно-организованного общества и продолжаются до сих пор. Поэтому чёткие общепризнанные границы государственной территории существуют далеко не всегда. Собственная территория как специфический признак государства проявляется при сравнении последнего с другими, относительно обособившимися от него, социумами. Сегодня – это иные государства, а в прошлом, наряду с ними, – также и догосударственные социумы, существовавшие бок о бок с государствами. Поэтому о специфичности данного признака уместно говорить только при наличии иного объекта сравнения, а не первобытного общества.

Указанная ошибка, вероятно, обусловлена тем, что территориальный принцип имеет две стороны – внешнюю и внутреннюю. Первая отражает деление мирового пространства, занимаемого земным обществом в целом, на отдельные части, населяемые самостоятельными обособленными социумами, обладающими независимостью от других подобных образований. Вторая – территориальную организацию населения внутри обособленных обществ. В тех случаях, когда при выявлении признаков государства четко не определён объект, с которым оно сравнивается, и не указан характер этих признаков (общие они или специфические), такая ошибка неизбежна.

2.5 Власть как признак государства

В демократическом обществе единственным источником государственной власти является народ, что, как правило, находит свое отражение в современных конституциях. Власть, полученная от народа путем волеизъявления граждан, становится правовой властью, властью по праву властью, правовым велению которой все обязаны подчиняться.

Такая власть характеризуется самостоятельным, независимым характером, она ограничивается только правами и свободами своих граждан. Свое институциональное закрепление власть получает через формирование органов публичной власти. В внешних отношениях государственная власти также самостоятельный характер в пределах возможностей, не противоречат международному праву.

Такой независимый характер государственной власти как во внутренних, так и внешних отношениях охватывается понятием «государственный суверенитет». Полноценного правового характера государственном суверенитете приобретает после признания государства другими, уже существующими государствами. Оно происходит путем установления дипломатических отношений, принятия государства в международные организации, подписание международно-правовых соглашений с государством как субъектом международного права и тому подобное. В современном мире нельзя воспринимать суверенитет как проявление абсолютной самостоятельности государства при принятии любых решений[11].

Сейчас любое государство при решении как внешних, так и внутренних дел не только руководствуется собственным видением и интересом, но и должна учитывать нормы своего и международного права, согласно которому государство имеет определенные обязательства на совершение или воздержание от определенных действий, например, нарушающих права человека. При этом требования или санкции в связи с несоответствием ее действий нормам международного права могут быть выдвинуты государству со стороны других государств или международных организаций, даже в случае, если государство-нарушитель не является членом этих организаций или стороной соответствующих международных договоров.

Государственная власть осуществляется комплексом учрежде­ний, специальных служб, органов, которые образуют государствен­ный аппарат. Для этого аппарата характерны следующие черты: «специально создается для управления обществом; обладает властными полномочиями вплоть до применения принуждения; право принятия общеобязательных для исполнения актов; наличие особого слоя людей, для которых работа в государ­ственном аппарате служит профессией»[12].

Государство — это прежде всего «политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования.

При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди кото­рых особое место занимает возможность применять принуждение. Для этого государство обладает специальными учреждениями — ар­мией, судом, полицией, тюрьмами и др., которые располагают пра­вом легального (на законном основании) использования прину­ждения в отношении каждого, кто не подчиняется предписаниям государственной власти.

Следует подчеркнуть, что политическая публичная власть пер­вична, то есть государство приобретает свою силу в условиях общест­венного развития, тех процессов, которые происходят по мере об­разования государственной формы организации общества» [13].

2.6 Суверенитет как признак государства

Суверенитет – «признак государства, означающий его независи­мость, полноту власти внутри страны, а также самостоятельность во внешних отношениях с другими государствами. Суверенитет позволяет государству выступать от имени народа в межгосударственных отноше­ниях, дает возможность государству выступать официальным предста­вителем страны в делах мирового сообщества. «Суверенитет» - термин, берущий свое начало от слова «суверен», властелин, означающий неза­висимость от каких-либо сил и обстоятельств. Признание суверенитета верховной власти сыграло в свое время положительную роль в объеди­нении государств, в их сплочении, преодолении феодальной раздроб­ленности, укреплении мира внутри государств»[14].

«В международном праве понимание государства связывают прежде всего с его ролью в качестве основного субъекта международных от­ношений. И потому его понятие фактически и юридически исходит из неотъемлемо присущего любому государству свойству - суверенитета. Последний как собирательный признак впитывает в себе наиболее су­щественные черты государственной организации общества, означая верховенство и независимость государственной власти в осуществлении собственной политики как в пределах своей территории, так и в межго­сударственном общении. Международное право, соответственно, уста­навливает обязанность всех реальных участников международ­но-правовых отношений уважать суверенитет любого государства, не вмешиваться в дела, составляющие суверенную компетенцию государ­ства, исходить из суверенного равенства государств в отношениях друг с другом»[15].

2.7 Возможность издавать законы как признак государства

К числу важных признаков государства относится возможность издавать законы. «Государство - единственная политическая организация, обладающая правом, способностью и возможностью издавать правовые акты - обязательные для всех граждан веления, а также требовать и обеспечивать их исполнение. Ни сильная политическая партия, ни об­щенациональное массовое движение не могут и не способны это сделать, поскольку не обладают необходимыми атрибутами власти, а именно: соответствующими законодательными, исполнительными, правоохрани­тельными органами. Деятельность по изданию законов - это исключи­тельная прерогатива государства. Причем не только законов в буквальном смысле этого слова, но и любых правовых актов общеобязательного ха­рактера, за неисполнение которых к виновным могут быть применены меры государственного принуждения»[16].

Способность принуждать, применять принуждение, иметь для этого специальные правоохранительные органы некоторые авторы также считают признаком государства.

В числе признаков государства в некоторых работах называют и его неразрывную связь с правом. Действительно трудно найти примеры, когда государство могло существовать и функционировать без права, а право -без государства. Государство, в принципе, не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Посредством права определяется место, роль, функции частей государственного механизма, принципы их взаи­модействия. Право обеспечивает рациональное строение структуры го­сударства.

2.8 Налоги как признак государства

Такой политико-юридический признак государства, как взимание с населения налогов, состоит в систематическом изъятии у индивидов и организаций определенных денежных сумм или иного имущества. Налоги представляют собой часть избыточного продукта, которая направляется на удовлетворение потребности в профессиональном управлении общими делами, и образуют экономическую основу государственной деятельности. Одна их часть идёт на выплату содержания государственным служащим, снабжение их необходимыми для работы помещениями, оборудованием и т. д. Другая часть налогов направляется на материальное обеспечение функций государства: создание и поддержание экономической, социальной, транспортной, инженерной, военной, информационной и иных государственных инфраструктур, без которых решение стоящих перед ним задач в принципе невозможно. Бюджеты современных государства более чем на 70 % формируются за счёт налоговых поступлений.

Взимание налогов в форме денежных сумм и иного имущества является особенностью налоговых систем, как правило, лишь в развитых государствах. На ранних этапах их эволюции, а также в кризисных ситуациях налоги взимались и в форме различных натуральных налоговых повинностей перед государством, когда в его пользу отчуждалось не только имущество, но и деятельность, труд налогоплательщиков. Так, в России в конце XIX в. налогообложение крестьян, наряду с уплатой денежных сумм, включало также квартирную (предоставление жилых помещений и содержание приезжих чиновников) и дорожную (ремонт дорог, мостов) повинности.

В виде известной нам сегодня развитой системы налоги появились не сразу. Это дало повод отдельным исследователям утверждать, что их нельзя считать признаком государства. Согласно данному мнению, налоги являются следствием появления государства и лишь сопровождают его возникновение, так как долгое время источником пополнения государственного бюджета была военная добыча, а сбор налогов со своего населения считался безнравственным.

Действительно, в периоды истории, предшествовавшие сегодняшнему дню, налоги в современном их понимании нередко сосуществовали с иными источниками бюджетных поступлений – военной добычей (насильственно захваченными в результате войны материальными ценностями, изъятие которых было разовым) и данью (периодической податью с побежденного народа) и порою могли не иметь такого существенного значения в финансах государства, как сегодня. Однако это вовсе не означает, что налоги не являются одним из важнейших признаков государства. Во-первых, материальные блага, поступавшие в распоряжение государства в форме добычи и (или) дани, не были стабильными источниками его доходов. А содержание государственного аппарата и осуществление функций государства требуют постоянных, устойчивых поступлений в государственную казну, которые могут обеспечить только источники внутригосударственные, т. е. налоги. К тому же систематически вести войны с целью захвата добычи и обложения данью могла далеко не каждая страна.

Во-вторых, если в основе войн с целью удовлетворения экономических интересов за счёт иных народов нередко лежат временные факторы, обусловленные текущей политической и экономической конъюнктурой, то в основе налоговых поступлений находится постоянная потребность государства в материальных благах, которая должна удовлетворяться вне зависимости от внешних по отношению к нему причин и условий.

В-третьих, существенные признаки государства, равно как признаки любого иного явления, наиболее полно и чётко проявляются тогда, когда оно становится достаточно развитым, когда его сущность развёртывается в надлежащей степени. Поэтому недостаточно яркое, по сравнению с сегодняшним днём, проявление налогов как экономической основы государственной деятельности в прошлом не означает, что из числа признаков государства их можно исключить. Коль скоро без них государство постоянно обходиться не может в принципе, налоги представляют такую же важнейшую его черту, как и иные существенные признаки. В-четвертых, оценка налогов как платежей аморальных могла обосновываться не объективной их неприемлемостью с точки зрения общепризнанных норм и принципов морали, а конкретными обстоятельствами: бедностью или обнищанием населения, с которого в данный момент сложно получить требуемые налоги или невозможно их собрать в необходимом объёме, популизмом государственных лидеров, озабоченных уровнем личностной легитимности и использующих для его повышения временное ослабление налогового бремени, и т. д.

К тому же оценка налогов как платежей аморальных присуща и некоторым из наших современников, считающих, что государству они ничем материально не обязаны. Но она, насколько нам известно, нигде и никогда не проявлялась в качестве имманентной для господствующей в социуме морали. Другое дело, что справедливое налогообложение постоянно является предметом общественных дискуссий, а органы государственной власти нередко склонны злоупотреблять установлением налогов и не всегда используют их на нужды государства. Поэтому негативная моральная оценка даётся обычно не налогам как таковым, а порочной практике обращения с ними[17].

Налоги в государстве возникли не на пустом месте. Они являются диалектическим развитием системы обобществления и перераспределения материальных благ в интересах социума, сложившейся в первобытной общине. Неслучайно реципрокность (взаимный обмен дарами) и редистрибуция (переход части продукции, произведенной в общине или захваченной в качестве добычи во время набега, по вертикали снизу-вверх в распоряжение вождя и его приближённых) считаются зародышами налоговых платежей в государстве. Качественное отличие налогов от механизма обобществления материальных благ в условиях первобытности заключается в том, что они:

1. Взимаются в обязательном порядке вне зависимости от желания людей. В первобытном социуме, в котором индивид полностью зависел от коллектива и автономное от него экономическое существование вести не мог, обобществление материальных благ было добровольным в том смысле, что альтернативы ему в принципе не существовало – выбор у людей отсутствовал. Поэтому передача в общее пользование материальных благ не рассматривалась в качестве вынужденной жертвы, а считалась единственно возможным и правильным вариантом поведения. В государственно-организованном обществе человек может успешно вести экономически обособленное от коллектива существование, а потому обладает возможностью уклонения от налогов. Для того чтобы не ставить благополучие общества в зависимость от чьего-либо произвольного усмотрения, государство делает налоговые платежи обязательными и предусматривает использование мер принуждения за их нарушение.

2. Налоги, по общему правилу, взимаются только с определённой части избыточного продукта, создаваемого людьми. В первобытном обществе обычно обобществлялся необходимый продукт, поскольку систематическое получение излишка материальных благ отсутствовало. Но и тогда, когда удавалось этот излишек добыть, он, в силу принципа равнообеспечиваемости, тоже шёл в общий фонд. Поэтому у налоговой системы и механизма обобществления материальных благ в первобытном обществе разная экономическая основа. Налоги не могут охватывать весь избыточный продукт, а тем более затрагивать продукт необходимый, поскольку это лишит производителей стимулов к труду. Как следствие в современных развитых государствах лица с низким уровнем доходов нередко освобождаются от налогообложения, а при определённых условиях вправе даже претендовать на материальную помощь со стороны государства, которая оказывается и за счёт собираемых им налогов. Размер платежей для налогоплательщиков должен быть точно определён и адекватен их экономическим возможностям.

Развитым налоговым системам присущи такие признаки, как публичное предназначение, законность установления, обязательность, индивидуальная безвозмездность и безвозвратность, имущественный характер.

Порою вместо налогов признаком государства считается наличие государственной казны, которая включает в себя, кроме них, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и т. п. В таком понимании казна государства тождественна понятию «государственное имущество». Однако общее имущество, которое, как и государственная казна, формировалось из различных источников (за счёт производительной деятельности общинников, военной добычи и т. д.), было и в первобытном обществе. Зато такой его источник, как налоги, здесь отсутствовал. Поэтому относить казну к признакам государства, отличающим его от первобытного социума, нет оснований. Тем более если учесть, что термин «казна» многозначен и включает в себя и такие значения, как «финансовые средства», «наличные деньги», «правительственное учреждение, распоряжающееся государственными средствами» и т. д.

2.9 Вспомогательные признаки государства

Кроме основных признаков государства следует выделить ряд факультативных, таких как: наличие государственного гимна, флага, герба и некоторых других, что является отражением исторической традиции. Но в свою очередь эти атрибуты нельзя считать лишними, они служат формированию государственной идентичности и воспитанию патриотических чувств у граждан государства. Как правило, детальное описание, содержание, порядок использования этих атрибутов отображается в конституции или иных нормативно-правовых актах государства.

Таким образом, государство - это суверенная политико-территориальная орга­низация публичной власти определенных социальных сил (классов, групп, всего народа), обладающая аппаратом управления и принуждения, де­лающая свои веления общеобязательными и решающая как классовые, так и общесоциальные задачи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение, подводя итог, можно сделать вывод о том, что цель исследования в целом достигнута и поставленные задачи выполнены.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что главную задачу современной государственности представители большинства теорий видят в создании в рамках закона разнообразных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого.

Взгляды на социальное назначение государства определяются теми объективными условиями, которые характерны для данного уровня развития общества. С их изменением меняются и воззрения на социальное назначение государства.

Государство - это определённый тип юридически регулируемого социального поведения, существующий в конкретных пространственно-временных условиях. Государство - это социальный факт, предполагающий юридически нормированное иерархическое взаимодействие его членов. Когда мы говорим о государстве, то имеем в виду определённые отношения между людьми, юридически регулируемые теми, кто уполномочен для этого.

В первой главе работы рассмотрено понятие государства и специфика подходов к его определению. Также рассматривается понятие «государство» с позиции теории государства и права.

С гносеологических позиций проблема государства до сих пор остается открытой и важной как в теоретическом, так и в практическом отношении, поскольку от ее решения во многом зависит разработка научно обоснованных стратегий существования современного общества на макроуровне собственного бытия.

Ныне правовая наука должна быть благодарна тому огромному числу историков и философов, политологов и антропологов, социологов и психологов и, конечно же, юристов, стремившихся отыскать причины и проанализировать формы происхождения государства и права. Их ис­следования и теоретические выводы служат основанием или подспорьем для ориентирования нашим современникам и определения их позиций относительно наиболее характерных закономерностях, отражающих процессы появления государственно организованного общества, которое управляется посредством обязательных юридических предписаний.

Суммируя такие закономерности, возможно указать на основные из них:

  • понимание государственности как последовательности, объеди­няющей возникновение и становление государственно-правовых инсти­тутов общества;
  • объективность процессов формирования начал государственности, вызванных усложнением управления общественными механизмами;
  • исторически длительная протяженность данных процессов, при­водящих в конечном итоге к появлению государства и его юридического оформления;
  • несовпадение причин, сроков и способов возникновения госу­дарства и права различных народов и в различных регионах мира;
  • определенная подготовленность создания более высоких форм организации общества его предгосударственным состоянием в условиях потестарной власти, опиравшейся на личный авторитет и силу предво­дителя и использовавшей нормативную систему с элементами предправа;
  • складывание первичного права государства в основном путем перерастания обычаев догосударственно организованного общества в нормы обычного права посредством придания им со стороны государст­венных институтов общеобязательной силы.

Вторая глава работы посвящена анализу основных и вспомогательных признаков государства.

Основными признаками существования любого государства в настоящее время считаются: 1. Территориальная организация населения. 2. Собственно население государства, субъектная составляющая данного феномена, без которой территория превращается в пустое содержание. 3. Публичная (государственная) власть. 4. Налоговая система для содержания госаппарата. 5. Государственный суверенитет. 6. Неразрывная связь государства и права[18].

Кроме того, существуют и более подробные, расширительные подходы к рассмотрению признаков государства. В том числе, расширение важных признаков государства характерно для его развитых форм в условиях XX-XXI вв. Сюда мы можем отнести следующие признаки:

1. Территория, объединяющая государство и отделенная от других обществ государственной границей.

2. Население данной территории (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство).

3. Государственный язык - как язык межнационального общения, субъектная и информационная основа осуществления всех общественных, в том числе, политико-правовых, отношений в государстве.

4. Публичная власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения).

5. Наличие собственности в широких государственных масштабах, в разных формах, главные из которых - частная и общественная (собственность как потенциальная и движущая сила, как ресурс, государственная казна и т.п.)

6. Система налогов, податей, займов (выступает основной доходной частью бюджета любого государства, необходима для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью).

7. Право, как свод законов, по которым живет государство (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.).

8. Наличие политического руководства (госаппарата управления): президент (правительство), парламент, суд и др. Наличие принципа разделения властей по их государствообразующим функциям.

9. Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения).

10. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти).

11. Монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну).

12. Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. При этом имеет место верховенство государственной власти. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы, то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять, то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие «суверенитет» имеет для государства такое же значение, что и понятие «права и свободы» для человека.

13. Наличие подчиненных организаций в виде иерархии государственной власти (правительственных, региональных и пр.).

14. Государственные символы - герб, флаг, гимн и т.п. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Например, на чужих территориях флаги вывешиваются на зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства.

15. Единство политико-правовой основы государства как его сложного структурно-функционального содержания, где право в наибольшей степени определяет структурный аспект (принцип построения системы), а политика - динамический (функциональный и полифункциональный) аспект государственной жизни.

Рассмотренные признаки государства характеризуют его с двух сторон.

1. Как универсальную форму организации общества, пришедшую на смену первобытной форме его организации. Её универсальность проявляется в том, что она охватывает все сферы общественной жизни и её приобретают все общества, достигшие стадии социальной дифференциации. Как универсальная форма организации общества государство предстает перед нами тогда, когда оно сравнивается с обществом первобытным. Государственная форма обеспечивает выживание и положительную динамику социума в условиях социальной неоднородности. Её характеристика вбирает в себя общие существенные признаки всех организованных народов в прошлом, настоящем и будущем. Её признаками являются профессиональный аппарат управления общественными делами (государственный аппарат), территориальный принцип организации населения и органов государственного аппарата, налоги, юридическое право и народный суверенитет.

2. Как проявление государственной формы у конкретного народа, специфика которого обусловлена особенностями его исторически сформировавшейся национальной культуры. Её характеризуют территория государства, его народ и обладание национальным суверенитетом. Акцент здесь делается на конкретно-исторических условиях существования государственной формы, на выявлении причин разнообразия её проявлений. Важнейшей задачей государства как страны, помимо разрешения внутренних социальных противоречий, является защита независимости и территориальной целостности конкретного общества от внешней агрессии, сохранение его культурной уникальности.

Эти аспекты нельзя противопоставлять друг другу, поскольку каждый из них отражает лишь одну из граней государственности и несёт собственную содержательную нагрузку. Они дополняют друг друга, а потому одинаково важны для правильного научного представления о государстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – N 31. – ст. 4398.
  2. Аминов Г. А. Налоги как признак государства: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2012.
  3. Аристов, Е.В. Правовая парадигма социальности государства: монография / Е.В. Аристов; Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. - 368 с. 
  4. Бондаренко Д.М. Государство как феномен социальной истории: сущность и отличительные признаки / Д.М. Бондаренко // Историческая психология и социология истории. 2014. №2. – 164-179.
  5. Бошно С.В. Государство // Право и современные государства. 2013. №6. – С. 64-79.
  6. Бредихин А.Л. К вопросу о понятии и элементах формы государства / А.Л. Бредихин // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 5. - С. 3 - 6.
  7. Демидов А.Б. Вопрос о различении государства и общества / А.Б. Демидов // История государства и права. – 2015. – № 20. – С. 39 – 43.
  8. Иванов И.Р. О классификации научных подходов к понятию государства / И.Р. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №1 (42). – С. 6-10.
  9. Иванов Р.Л. Признаки государства /Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №3 (44). – С. 6-22.
  10. Иванов Р.Л. Соотношение государства и общества (проблема субстрата государства) /Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №2 (43). – С. 6-13.
  11. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник / науч. ред. Р.В. Шагиева. – Изд-во РААН, 2015. -362с.
  12. Кручинин В.Н. Социальное государство и его функции в условиях современной России / В.Н. Кручилин// JSRP. 2013. №1. – С. 56-59.
  13. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити-Дана, 2015. - 511 с. 
  14. Путило Н.В. Юридические критерии социального государства: новые подходы / Н.В. Путило // Журнал российского права. – 2016. – N 10. – С. 15 – 25.
  15. Салманова Г.Д. Сущность и социальное назначение государства // Системные технологии / Г.Д. Салманова. - 2014. - №1 (10). – С. 36-39.
  16. Теория государства и права / Под ред. В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2014. – 565 с.
  17. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2014. – 560 с.
  18. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. - 544 с.
  19. Чиркин В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин М.: Юрист, 2015. – 560 с.
  1. Бондаренко Д.М. Государство как феномен социальной истории: сущность и отличительные признаки / Д.М. Бондаренко // Историческая психология и социология истории. 2014. №2. – с. 164.

  2. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. – с. 166.

  3. Иванов Р.Л. О классификации научных подходов к понятию государства / Р.Л. // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №1 (42). – С. 6.

  4. Тма же. – С. 7.

  5. Салманова Г.Д. Сущность и социальное назначение государства // Системные технологии / Г.Д. Салманова. - 2014. - №1 (10). – С. 36.

  6. Аристов, Е.В. Правовая парадигма социальности государства: монография / Е.В. Аристов; Пермский государственный гуманитарно - педагогический университет. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2016. – С. 67.

  7. Иванов Р.Л. Признаки государства /Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №3 (44). – С. 12.

  8. Иванов Р.Л. Соотношение государства и общества (проблема субстрата государства) /Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2015. №2 (43). – С. 6.

  9. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник / науч. ред. Р.В. Шагиева. – Изд-во РААН, 2015. – С. 56.

  10. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: учебник / В.В. Оксамытный. – М.: Юнити-Дана, 2015. – С. 39.

  11. Теория государства и права / Под ред. В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2014. – С. 83.

  12. Там же. – С. 84.

  13. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник / науч. ред. Р.В. Шагиева. – Изд-во РААН, 2015. - с. 63.

  14. Там же. - с. 66.

  15. Казаков В.Н. Теория государства и права: учебник / науч. ред. Р.В. Шагиева. – Изд-во РААН, 2015. - с. 68.

  16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Н. Корнева. — М.: РАП, 2014. – С. 115.

  17. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / А.И. Абрамова, С.А. Боголюбов, А.В. Мицкевич и др.; под ред. А.С. Пиголкина. М.: Городец, 2013. - С. 129.