Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие правового государства (Признаки правового государства)

Содержание:

Введение

Правовое государство – это такая форма компании и работы общегосударственной власти, что основывается в главенстве полномочия в абсолютно всех областях существования сообщества правового государства.

Представления о стране равно как компании, исполняющей свою деятельность на базе закона, стали образовываться ранее в преждевременных стадиях формирования людской компании.

Философы, юристы, историки, вне зависимости от их представлений и суждений, формировали понятия о правовом государстве, устанавливали надлежащие мониторинги. Проблемы законного государства изучаются и обсуждают в обстоятельствах нашей действительности. Подобное внимание к законному государству разъясняется тем, что наше общество нуждается в наиболее абсолютной общегосударственной организации. Вот по какой причине и философы, и юристы, и историки направились к истокам возникновения данного определения, его первоначальному содержанию.

Зачатки теории правового государства в виде мысли господства полномочия и закона в жизни сообщества, страны, выстроенного на законных основах, наблюдаются в рассуждениях мыслителей Древней Греции, Рима, Китая и иных государств. Таким образом, древнегреческий философ Платон в разговорах «Государство», «Законы» оглашал мнение о том, что указ обязан являться выше каждого правителя, этим наиболее выделяя, что в мире никак не должно быть учреждений либо лиц, функционирующих вне зависимости от закона.

Подобную мысль аргументировал древнегреческий философ Аристотель. Он полагал, что в демократическом обществе закон обязан господствовать над абсолютно всеми, в том числе над страной. Далее, где отсутствует «власть закона», заявлял Философ, там отсутствует места и (какой-либо) форме правительственного порядка.

С подобными идеями мыслителей Древней Греции согласуются убеждения в правительство древнеримских общественно-политических и социальных деятелей.

Показательны в данном проекте деятельность римского общественнополитического деятеля, оратора и писателя Цицерона. В работах «О государстве», «О законах», «Об обязанностях» он аргументировал заключение о том, что правительство есть «объединение многочисленных людей, связанных между собой одобрением в проблемах права» и определил законный принцип, в соответствии с который «под влияние полномочия обязаны подчиняться все без исключения».

Похожие законные убеждения о равноправии полномочия и закона обосновывались философами и юристами Древнего Китая. В рукописях этого этапа периода ведется идея о том, что «в стране обязан преобладать порядок», государство управляется справедливостью, а никак не мощью, культивирующей порядок.

Эстафету в формировании мыслей законного государства установили мыслители последующих, в особенности XVIII – XX вв. Утверждения данной концепции отображены в трудах английских философов Т.Гоббса, Д.Локка, французского философа, правоведа Ш.Л.Монтескье, наших соотечественников А.Радищева, А.Герцена и др.

Определенный вклад в концепцию законного государства привнес французский мыслитель и автор Ж.Ж.Руссо. В сочинении «О социальном соглашении» он выступал против общественного неравенства, деспотизма королевской власти. Правительство, по Руссо, способен появиться только лишь в следствии соглашения независимых людей. Оно обязано основываться в законе, корректировать взаимоотношения между людьми, устанавливать их полномочия и прямые обязанности.

В труде ученых марксизма проблема о законном государстве никак не рассматривался. Возможно, один из факторов этого заключается в том, что

К.Философ и В.И.Ленин аргументировали заключение о неизбежности диктатуры пролетариата.

Идея правового государства в обстоятельствах нынешней реальности обнаружила существенное освещение в трудах российских юристов, политологов и социологов. В первую очередь в целом является, что в базу правового государства заложено стремление защитить лица от произвола властей различных степеней, а кроме того с мелкой заботы с их стороны, сковывающей неповторимость лица, его независимость. Разговор проходит о стране, узком в собственных поступках правом и совместно с этим обеспечивающем защищенность и преимущество персоны.

Актуальность выбранной для изучения проблемы заключается в том, что: политико– законные изучения законного страны обладают старые и состоятельные устои. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопутствуют целую эпопею их формирования – вплоть до нашего времени. Тема формирования правового государства весьма жизненна и в настоящее время. Заинтересованность к этой теме, в этом количестве и в Российской федерации, сопряжен с реализацией демократических переустройств, с провозглашением справедлив и независимостей лица и уроженца, равно как верховных ценностей сегодняшнего сообщества. Суть мысли законного государства состоит в его поочередной демократизации, утверждении суверенитета люди равно как источника власти, подчинении государства обществу. Законное правительство допускает в свойстве собственных необходимых обязательств распределение властей, самостоятельность суда, правомерность управления, правовую охрану людей от нарушения их справедлив и независимостей органами общегосударственной власти и компенсация вреда, нанесенного им общественным учреждением. Главная причина подобного интереса к правовому государству состоит не только в гуманизме наиболее мысли его появления, однако и в розысках линий её более соответственного дизайна и результативного реализации. Увеличение полезных сил, изменение общественных и общественно-политических взаимоотношений в мире в период перехода с феодализма к капитализму порождают новейшие комбинация к стране и осмыслению его значимости в компании социальных дел. Основное место в них захватывают трудности правовой организации общегосударственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица либо властного органа, утверждающей равноправие абсолютно всех пред законодательством, обеспечивающей персональную независимость с помощью полномочия.

Объектом изучения считается правовое государство.

Предметом изучения считается формирование идей о правовом государстве, его представление и свойства; формирование правового государства в Российской Федерации на современном этапе.

Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на современном этапе.

Исходя из поставленной цели мною были определены следующие задачи:

  • Дать понятие и определить сущность правового государства;
  • выявить признаки правового государства;
  • проанализировать развитие правового государства в России на современном этапе.

Методами исследования являются: общенаучные методы (диалектика, анализ, синтез и др.), специальные методы (системный, сравнительно – правовой, формально - логический и др.), частно-научные методы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие и сущность правового государства

1.1. Возникновение и развитие концепции правового государства

Развитие правового государства – гарантия поступательного формирования и углублении демократии, что способен быть только при первенстве закона, что объединяет в одно целое все без исключения мероприятия в сфере формирования и использования полномочия, дает им единую направленность[1]. Правовое государство – не только один из верховных общественных ценностей, принять гуманистические основы в его отношениях с личностью, однако и практичный механизм предоставления и зашиты существования, самочувствия, почтительности, независимости, плюсы персоны, способ войн с бюрократией, местничеством и ведомственностью, модель реализации самоуправления и народовластия. [2]

Представление о стране равно как организации, исполняющий собственную деятельность на базе закона, стали образовываться ранее в преждевременных этапах формирования людской культуры. С идеей правового государства соединялись розыски наиболее свершенных и объективных конфигураций общественной жизни. Мыслительности древности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) стремились обнаружить подобные взаимосвязи и взаимодействия между правом и общегосударственной властью, какие бы гарантировали слаженное функционирование сообщества этой эпохи. Государственная власть, признающая возможность, и в то же время узкая им, согласно суждению древнейших мыслителей, является достоверной государственностью. «Далее, в каком месте не имеется правительство закона, - слагал Аристотель, - отсутствует зоны и (какой-либо) форме правительственного порядка». Оратор заявлял о стране равно как о «Деле народа», равно как о законном общении и «совокупном правопорядке». Государственно-правовые идеи и учреждения древней Греции и Рима оказали ощутимое воздействие на формирование и формирование наиболее запоздалых современных теорий о правовом государстве.

Весьма большое количество было сделано с целью формирования концепции правового государства мыслителями дальнейших, в особенности ХVIII – XX столетий. Несколько утверждений концепции правового государства формировался, в частности, стараниями подобных носителей ведущий общественно-политической мысли, сражавшихся вопреки произвола и беззакония, равно как Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Радищев, А. Герцен и многие другие. Общефилософские основные принципы концепции правового государства создавались и развивались И. Кантом, неоднократно показывающим в потребность для государства основываться на возможность, точно координировать собственные воздействия с законном, регулярно разбираться на право. Правительство, согласно Канту, представляет в свойстве организации множества людей, подвластных правовым законам, в каком месте функционирует правило, в соответствии с который законотворец никак не способен найти решение относительно народа того, что население никак не способен найти решение сравнительно самого себя.[3] В случае если же правительство уходит с этого принципа, с соблюдения справедлив и независимостей и никак не гарантирует службу охраны законов, в таком случае оно дерзает лишиться почтение и взаимодоверие собственных людей, мотивировать их к делу согласно взаимоотношению, к для себя воззрению отчужденности.

Идея правового государства[4] нашла значительное освещение и развитие в произведениях современных зарубежных юристов, политологов и социологов. В прямой, а чаще в косвенной форме она закрепляется в текущем законодательстве и даже в конституциях ряда западных государств. Прямое закрепление идея правового государства нашла, например, в конституции Испании 1987г. провозгласившей в п.1 ст.1 о том, что Испания – это «социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм». В основном законе ФРГ 1949г. в ст.20 и 28 сказано, что «Федеративная Республика Германии является демократическим и социальным федеративным государством» и что «Конституционное устройство земель должно соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства в духе настоящего основного закона». Косвенно закрепление идеи правового государства получила в конституциях Австрии, Греции, Италии, Франции, Швеции, Швейцарии и ряда других высоко развитых государств. Большое значение для совершенствования теории правового государства имеют работы отечественных юристов В.С Нерсесяна, А.Б Венгерова, В. Зоркина и другие.

1.2. Понятие и сущность правового государства

Согласно суждению М.Н. Марченко: в социальном сознании правовое государство значит такой вид государства, правительство которого сформирована в праве, им ограничивается и посредством него реализуется. [5]Однако подобное понимание, хотя и правильное согласно сущности, безусловно, мало с целью соответственного представления парадокса правового государства, представляющего собою непростую, многофакторную концепцию.

Собственно, в правовые государства можно отметить 2 основных компонента:

1)свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав 2) ограничение правом государственной власти.

В общефилософском значении независимость может быть установлена равно как умение лица функционировать в соответствии с собственными увлечениями, основываясь в изучение беспристрастной потребности.

А.Ф. Черданцев полагает, что в правовом государстве в взаимоотношении человека необходимо осознавать требование с целью его юридической свободы, особый механизм законного стимулирования, в базе которого «разрешено все без исключения, то что никак не запрещается законодательством». Индивид, равно как независимый субъект, свободен распоряжаться собственными мощностями, возможностями, собственностью, совестью. Возможность ведь, представляя конфигурацией и критерием независимости, обязано предельно расширить пределы ограничений персоны в первую очередь в целом в экономике, области введения научно–технического прогресса в изготовление и т.п. Очевидно, никак не спроста в сегодняшний промежуток в Российской Федерации установили комплект первенствующих финансовых законов, приуроченных к имущества, нашей планете, налоговой концепции, приватизации муниципальных компаний и т.д., какие закрепляют разнообразие конфигураций имущества, раскрывают с целью инициативы людишек, предоставляют вероятность ощутить себе владельцами[6].

В современный период проблемы прав человека уходят в мировой, межгосударственный уровень, что доказывает правомерность их приоритета над проблемами государства, подтверждают об их общенациональном характере. Они всё крепче делаются пунктом отсчёта в государственных законных концепциях, законном регулировке. Полномочия лица и законное правительство, безусловно, характеризуются едиными закономерностями появления и функционирования, поскольку быть и функционировать аналогичные имеют все шансы только лишь в одной «вязке».

Оба парадокса, (равно как отображено в названия) обладают в собственной базе возможность, несмотря на то значимость конечного с целью их почти непосредственно обратна, однако в то же время и духовно целостна. Данное говорит о этом, то что объединяющим звеном среди народом и страной обязано представлять именно право, а взаимоотношения между ними обязаны являться подлинно законными[7]. Непосредственно в связывании, ограничении правом государства и состоит суть правового государства.

Право тут выступает как противоположность произвола и равно как препятствие в его пути. Ведь поскольку общественно-политическая власть (в особенности и основным способом правительство исправная) обладает стремление вырождения в разнообразные злоупотребления с целью неё нужны надёжные законные рамки, сдерживающие и ограничивающие аналогичные предрасположенности, подымающие преграда ее безосновательному, и противозаконному превышению, бесславию справедлив человека. Правовые ограничений необходимы с целью того, чтобы недочеты всесильно персоны никак не преобразились в изъяны общегосударственной правительству.[8] Смотри по какой причине возможно отметить, то что законном ограничиваются никак не непосредственно распоряжающиеся влияния с края муниципальных строений в человек, а только безосновательные и незаконные ущемления заинтересованностей людей.

Поэтому в обстоятельствах демократии возможность, равно как б «изменяется зонами» с страной: ратифицируется главенство 1-ый, и оно поднимается надо другим. Таким образом, законное правительство — данное подобная предприятие общественно-политической власти, формирующая требование с целью более абсолютного предоставления справедлив и независимостей лица и уроженца, а более поочередного связывания с поддержкой полномочия общегосударственной привнести в недопущения злоупотреблений.

Концепция современные понятия правового государства сводятся к тому что: Г.Ф. Шершеневич считает, что правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

М.Н. Марченко утверждает, что: правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей[9].

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей)[10]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и др.

Сущность правового государства заключается в преобладании права над властью и ограничении последней законодательными нормами. Здесь должно быть полное подчинение граждан и всех остальных субъектов действующему праву. Кроме того, в таком государстве существует такой принцип: разрешено все, что не запрещено законом. Иными словами, права человека как личности никем не могут быть ущемлены и считаются наивысшей ценностью.

1.3. Признаки правового государства

Ученый-юрист А.М. Барнашев рассматривая правовое государство определяет основные признаки правового государства, к которым относятся следующие: [11]

  1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
  2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства.
  3. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
  4. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
  5. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

  • выработка высокой политико-правовой грамотности;
  • появление действенной способности противостоять произволу;
  • разграничение партийных и государственных функций;
  • установление парламентской системы управления государством;
  • торжество политико-правового плюрализма;
  • выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося

законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование

общечеловеческого опыта.

Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека[12].

По мнению Г.Б. Власовой: понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям[13].

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему[14]:

1.Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2.Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3.Располагает специальным государственным механизмом.

4.Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5.Существует благодаря налогам и другим сборам.

6.Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем рассматривает автор А.Н. Головистикова и считает, что все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством[15]. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.

Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом, на службе которого он находится.

Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан;

Второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации[16].

Глава 2. Развитие правового государства в России на современном этапе

2.1. Развитие идей правового государства в России

Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют, в частности, фундаментальные исследования С.А. Котляревского "Власть и право. Проблемы правового государства", Н.М. Коркунова "Лекции по общей теории права", Ф. Кистяковского "Лекции по общему государственному праву", И.В. Михайловского "Очерки философии права", Г.Ф. Шершеневича "Общая теория права", работы многих других авторов.

Всю историю формирования и развития идей правового государства в России можно разделить, условно, на три этапа: первый этап - со второй половины XIX в. и вплоть до Октябрьской революции 1917 г.; второй - с 1917 по 1985 г.; и третий этап - с 1985 г. по настоящее время. Каждый этап характеризуется определенным периодом развития российского общества и государства и имеет свои особенности.

Во-первых, идеи правового государства в России развивались под сильным воздействием западных демократических идей. При этом речь идет не только о традиционном влиянии на российскую политическую мысль, например, идей Вольтера, считавшего, что "чем больше законы, созданные по договору между людьми, приближаются к естественному закону, тем более сносна жизнь", или учений Руссо, Дидро, Локка, Гельвеция, Гольбаха или Монтескье. Большое влияние оказывали и "рядовые исследователи" государственно-правовой материи, развивавшие идеи правового государства[17].

Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России в рассматриваемый период осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве с идеями просвещенного абсолютизма.

В сознании многих, в том числе и весьма просвещенных для того времени, людей по-прежнему доминировали автократические идеи о священности и неприкосновенности монархической власти, о единственном пути дальнейшего развития России через эту власть укрепление и совершенствование.

Идеи "просвещенного абсолютизма", в столкновении и противоборстве с которыми в Росси в рассматриваемый период зарождались и развивались идеи правового государства, доминировали не только в сознании значительной части российских подданных, но и материализовались в основной массе законодательных актов. Продолжало сохраняться "метаюридическое", по определению С.А. Котляревского, "право монарха спасать Россию". Попрежнему законодательно закреплялось и строго соблюдалось положение "особа государя священна и неприкосновенна", а сам монарх обладает огромной законодательной и исполнительной властью. В соответствии с "Основными законами" он являлся "державным вождем российской армии и флота", верховным "руководителем всех внешних сношений Российского государства с иностранными державами", имел право объявлять войну и заключать мир, равно как и договоры с иностранными государствами, обладал полномочиями на "объявление местности на военном или исключительном положении" и т.д[18].

Однако в российском законодательстве и в научной юридической литературе рассматриваемого периода все большую популярность и значимость стали приобретать либерально-демократические правовые мотивы[19].

В-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже XIX-XX вв. осуществлялось на фоне бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой стадии их возникновения и развития.

Опираясь на этот факт, Г.Ф. Шершеневич писал, что в юридической науке сложилось два противоположных мнения по вопросу о том, что является первичным, а что - вторичным, государство или право[20].

Сторонники того, что государство исторически и генетически предшествует праву, рассуждают так. Норма права всегда есть не что иное, как требование государства. Государство, являясь источником права, очевидно, само не может быть обусловлено правом, "государственная власть оказывается над правом, а не под правом. Государство есть явление первичное, право - вторичное. Такова теория первенства государства, на которой строится "определение права по признаку принудительности".

Противоположного мнения придерживаются сторонники теории изначального первенства права над государством. Они считают, что государственная власть по своей природе носит правовой характер. "В основе государственной власти лежит не факт, а право. Государство не может быть источником права, потому что оно само вытекает из права. Над государством находится право", которое его ограничивает и сдерживает.

В зависимости от того, какая в юридической науке и общественном сознании доминирует точка зрения, могут последовать и соответствующие далеко идущие практические выводы. В том случае, когда в официальных, правящих кругах господствует представление о том, что государство - это все или почти все, а право - ничто по сравнению с государством или почти ничто, то можно с полной уверенностью говорить о возможности наступления таких практических последствий подобного видения государства, которые неизбежно будут связаны с тоталитаризмом, авторитаризмом и т.д.[21] Разумеется, нужно говорить не о правовом, а скорее противоположном ему по своему характеру государстве. В случае, когда теории и на практике преобладает принцип приоритетности права перед государством и его отдельными органами, с уверенностью можно будет говорить если не о правовом, то о весьма близко стоящем к нему государстве[22].

Признаки перехода все большего числа российских юристов на рубеже XIX-XX вв. на позиции теории "первенства права" перед государством и государственной властью наблюдались и в других отношениях. Например, при оценке характер чрезвычайно-указного права. Исторически чрезвычайноуказное право, отмечал С. Котляревский, "есть прямое наследие абсолютной монархии, где все волеизъявления главы государства могли иметь силу закона. Мы его находим по преимуществу в государствах с сильной монархической властью". Чрезвычайно-указное право действовало в тот период в Австрии, Пруссии, Болгарии, Японии и в России.

Если на более ранних этапах развития общества, с момента введения института "чрезвычайной необходимости" от принципа верховенства закона, данный институт пользовался довольно широкой поддержкой не только российских правящих, но и не причастных к власти интеллектуальных кругов, то со временем отношение к нему довольно резко изменилось в пользу верховенства закона[23]. По мере изменения отношения к чрезвычайно-указному праву изменялось, и оно само. Постепенно "суживалась сфера его применения", все более часто подчеркивался его "чрезвычайный характер", создавались все более надежные гарантии против злоупотребления им. Отход от идеи незыблемости чрезвычайно-указного права и переход на позиции верховенства закона означают в тот период не что иное, как начало становления и развития в России идей правового государства. Последнее подтверждалось также тем огромным интересом, который проявился у отечественных ученых-юристов в рассматриваемый период к таким атрибутам правового государства, как принцип разделения властей, народный суверенитет, права человека и гражданина, отвлеченный анализ которых, по словам Котляревского, "решительно бессилен объяснить оказанное ими могущественное и действенно влияние, подъемы глубокой веры и острого скептицизма, увлечения и враждебности, которые соединились с ними в вековых и массовых переживаниях"[24].

Важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства. Согласно бытовавшему в отечественной юридической литературе в начале XX в. мнению, конституционное государство представляло собой "практическое осуществление идеи правового государства". Эта идея, писал Ф. Кистяковский, с давних времен теоретически развивалась в политических учениях, но "только в конституционном государстве она нашла в себе практическое выражение". Правовое государство при этом определялось как такое государство, которое в своих отношениях к подданным связано с правом, подчиняется праву". Другими словами, это такое государство, "члены которого по отношению к нему имеют не только обязанности, но и права; являются не только подданными, но и гражданами".

Одним из важнейших условий нормального функционирования правового государства в этот период считалось, да и сейчас считается не только осуществление на практике принципа разделения властей, но и постоянное поддержание баланса властей. Особое внимание при этом обращалось на предотвращение наиболее часто встречающихся в политической жизни разных стран попыток узурпации всей государственной власти со стороны исполнительной власти. Гарантиями против такого захвата власти должно служить, по мнению Кистяковского и других авторов, следующее. Во-первых, "право народного представительства ежегодно определять бюджет и численность армии", ставящее в зависимость от законодательной власти те "материальные и личные силы государства", Кистяковский Ф. Лекции по общему государственному праву. Стр. 69 которыми распоряжается исполнительная власть. Во-вторых, ответственность министров перед народным представительством, выражающаяся в праве последнего делать им запросы, выражать свое мнение по поводу их действии и передавать их суду за преступления по должности. Это во многих странах касается и главы государства, который может быть привлечен к ответственности парламентом за преступления по должности. И, в-третьих, право судебной власти "в конкретных случаях, подлежащих ее рассмотрению, проверять "законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, несогласные с законом"[25].

Кроме названных вопросов, касающихся концепции правового государства, в центре внимания российских ученых-юристов на рубеже XIX-XX вв. стояли и другие аналогичные им вопросы. Рассматриваемый период, вне всякого сомнения, был одним из самых плодотворных для отечественных исследователей в плане разработки идей правового государства.

Следующий этап развития идей правового государства в России с 1917 по 1985 г. не отличался особой позитивной активностью. Скорее даже наоборот. В плане не только теоретической разработки, но и практического внедрения в жизнь идей правового государства данный период в российской государственноправовой истории был шагом назад.

Анализ научных источников и официальных документов этого времени со всей очевидностью свидетельствует о том, что на данном этапе развития нашего общества не было недостатка в научных трудах и решениях государственных и партийных властей, в которых бы в той или иной мере не развивались бы идеи, созвучные идеям правового государства. Это идеи и разделения функции партийных и государственных органов, и идеи все более активного участия широких слоев населения в управлении делами общества и государства, и провозглашение принципа "Все во имя человека. Все для блага человека", и развитие идей общенародного государства, и многое другое.[26]

Значительный шаг в развитии идей правового государства в России был сделан за период с 1985 г. по настоящее время, за годы так называемой перестройки и пост перестройки. Именно в это время были расширены политические права и свободы российских граждан, упразднена политическая цензура, сняты все ограничения с так называемых запретных, не всегда приятных для властей предержащих тем. Во вновь принятой Конституции Российской Федерации 1993 г. были зафиксированы такие ассоциирующиеся с теорией правового государства принципы и положения, как принцип плюрализма в политической жизни и идеологии, верховенства закона, разделения властей и др. Наконец, нельзя не упомянуть о том, что в Конституции 1993 г. впервые в российской истории было закреплено положение, согласно которому Российское государство представляется не иначе как социальное, правовое государство.

2.2. Система взаимных прав и обязанностей граждан и государства

В Конституции Российской Федерации проводится разграничение основных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства их реализации. Статус гражданина вытекает из особой правовой его связи с государством - института государства (ст. 6 Конституции Российской Федерации[27]).

Там же, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином Российской Федерации, иностранцем или лицом без гражданства.

Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.

Конституция гарантирует неприкосновенность конституционных прав и свобод человека и гражданина, строго оговаривая порядок и причины их ограничения со стороны государства.

Важнейшая задача любой Конституции -- нахождение баланса между властью и правами и свободами человека и гражданина.

Основные требования государства к своим гражданам содержатся в законах. Закон - главная обязанность гражданина. Государство должно принимать такие законы, которые признают, гарантируют и защищают права человека, свободу и равенство всех граждан[28].

Таким образом, в сочетании прав и обязанностей гражданина заключается его статус (положение) в обществе, отличающих его от граждан других государств.

В Конституции Российской Федерации сказано: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Права и свободы гражданина Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Провозглашается, что гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами, и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституционным правам и свободам свойственны признаки, которые лежат в основе других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции. Отличие конституционных прав и свобод заключается в неотделимости их от личности.

Человек (гражданин) не вправе отказаться или передать другому лицу такие права.

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство. Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную[29].

В соответствии с этим традиционно конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные, политические и социальные, культурные, экономические. Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.

Личные права и свободы связаны непосредственно с личностью, не увязываются с принадлежностью к гражданству и не вытекают из него. Личные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат человеку от рождения (ст. 17 ч. 2). Такие права и свободы, которые необходимы для обеспечения охраны жизни, свободы, достоинства, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью. К ним относятся: право на жизнь, на достоинство, на свободу, на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на выбор места жительства и свободное передвижение, на пользование родным языком и определение национальности, право на информацию и защиту информации, на свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав и юридическую помощь.[30]

Политические права - определяют статус человека как субъекта политической общности -- государства. К ним относятся: право на объединение, на проведение собраний, митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государством, избирать и быть избранным в органы государственной власти и управления.

Политические права выражают возможности индивида на участие в политической жизни и осуществление государственной власти. К данной категории прав относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.

В отличие от личных прав, принадлежащих каждому человеку, политические права принадлежат только гражданам государства. Однако все политические права и свободы (и человека, и гражданина) пользуются равной судебной защитой государства.

Переходя непосредственно к определению круга политических прав и свобод, необходимо отметить ст. 29 Конституции Российской Федерации (свобода мысли и слова), связанную как с личной, так и политической стороной жизни общества, поскольку в правовом демократическом государстве должны преобладать различные взгляды и убеждения.

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации «Каждый имеет право на объединение...», т.е. создание разного рода (негосударственных) общественных объединений совместно с другими лицами, а также входить и беспрепятственно выходить из них. Такими объединениями являются - добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан в целях удовлетворения их (духовных, материальных) потребностей. Цель объединения состоит в том, что оно следует удовлетворению интересов личности, входящей в такое объединение. Среди объединений следует выделить политические партии, созданные на основе политических интересов граждан. Целью создания является их политическая деятельность, участие в избирательных кампаниях, вовлечение непосредственно в решение государственных проблем. Главной из основных функций партий является информационная; органов доходит информация о проблемах общества.

Гражданин может состоять в партии, а также быть беспартийным, что не запрещает законодательство.

Политические права граждан могут быть выражены как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей (ст. 32 п. 1 Конституции Российской Федерации [31]).

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме» (ст. 32 п.2). Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Избирательное право в Российской Федерации является всеобщим, равным и прямым, при тайном голосовании.

Статья 32 п. 4 устанавливают, что «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Равный доступ предполагает право граждан на занятие любой государственной должности без всякой дискриминации. Следующий пункт заключает право гражданина на участие в отправлении правосудия, основанное на праве граждан занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращения граждан имеют значение как способ укрепления связей государственного аппарата с населением, источник информации, который необходим для решения вопросов общественной жизни.[32]

Конституция, помимо личных и политических конституционных прав регламентирует социальные, экономические и культурные права, образующие заключительную категорию конституционных прав и свобод. Экономические, социальные и культурные права - определяют статус человека как субъекта трудовой деятельности, члена гражданского общества, участника культурной жизни. К ним относятся: право частной собственности, право на свободное предпринимательство, на труд, на отдых, на образование, на забастовку, на жилище, на медицинское обслуживание, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни, на свободу творчества.

Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на равную оплату за равный труд, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, право на образование.

К этой категории также относят и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного, технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры. Этот вид прав позволяет реализовать культурные потребности человека, обеспечить рост уровня его культуры, без которой человек не может полноценно осуществить свои личные и политические права[33].

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Процессуальные права и свободы граждан - определяют статус человека как участника уголовного процесса и направлены на исключение произвола в судебном разбирательстве[34].

Таким образом, граждане правового государства обладают многими правами: они помогают ему свободно развиваться.

Но в обществе он живет не один и предоставляя гражданину права, общество добивается уважения и к своим требованиям. Поэтому Конституция не только закрепляет определенные права, но и возлагает на граждан основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации на гражданина возлагает следующие обязанности: уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду, защищать отечество, нести военную службу, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, заботится о детях и их воспитании и т.д.

Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации) универсальна и распространяется на все субъекты правоотношений (в т.ч. на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации). Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, ст.19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).[35] Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции Российской Федерации и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ст.75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом (Налоговым кодексом Российской Федерации).

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Ст.57 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек[36]. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со статьёй 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Защита Отечества. В соответствии со ст.59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом Российской Федерации. Ст.43 Конституции Российской Федерации возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования [37].

Определенные конституциональные нормы определяют прямые обязанности специализированных субъектов полномочия (к примеру, обязательство официальных лиц организаций государственной власти и организаций местного самоуправления обеспечить возможность людей возможность изучить с бумагами и использованными материалами, напрямую касающихся их полномочия и независимости). Определенные определяют прямые обязанности-заказы (к примеру, запрещение пропаганды общественного, расового, государственного, религиозного либо языкового преимущества).

Если гражданин никак не осуществляет собственные прямые обязанности, в таком случае правительство способен использовать мероприятия влияния. Лимитирование справедлив и независимостей согласно Конституции Российской Федерации (ч. З ст. 55)[38] разрешается в мишенях охраны баз конституционального порядка, нравственности, самочувствия, справедлив и легитимных заинтересованностей иных персон, предоставления защиты государства и защищенности страны. Полномочия имеют все шансы являться урезаны только лишь федерационным законодательством и только лишь в этой грани, в какой данное следует.

Заключение

Подводя итог согласно проблеме данной работы: «Понятие правового государства» нужно выделить, что значимость проблемы этой работы была доказана, поставленные цели, и проблемы были пересмотрены всецело и в абсолютном объеме. Таким образом, различные подходы к праву, различные убеждения на сущность и функции страны обусловлены разнообразием представлений в исторические судьбы полномочия и государства. Единое суждение одно – возможность и правительство формируются.

В настоящее время правовое государство представляет более конституционным принципом, девизом и никак не приобретает до тех пор, пока собственного абсолютного олицетворения в какой–либо государстве. Поближе иных к осуществлению этой мысли в практике приблизились, к примеру, подобные страны, как Германия, Франция, Страна, США и прочие. Обобщая, можно отметить, что в базе компании и работы законного государства находится правило распределения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Любая власть реализовывает собственные строго воспроизведенные функции. И совместно они ограничивают и уравновешивают друг друга, снабжая этим наиболее гарантийное обеспечение вопреки патологии демократических норм и злоупотребления господством. А помимо этого, сами граждане посредством общей селективной концепции обладают вероятность осуществлять контроль правительству и в случае потребности корректировать их воздействия. Национальная правительство в законном государстве подзаконна. Её под законность дополняется признанием из-за отдельной персоны необходимых и сохраняемых прав, предшествующих лично стране. Неприкасаемость персоны гарантируется законодательством. Законное правительство обладает несколько единых и соединяющих абсолютно всех членов цивильного сообщества законных баз, какие согласно собственной сущности вынашивают внеклассовый и человеческий вид.

Итак, законное правительство гарантирует:

1.Главенство закона в абсолютно всех областях социальной существования.

2.Действительность справедлив персоны, формирование обстоятельств с целью её беспрепятственного формирования.

3.Обоюдную обязанность страны и личности

4.Надёжный порядок законности и устойчивости законного режима.

Признаки законного страны, к коим принадлежат последующие:

  1. Верховенство закона в абсолютно всех областях существования сообщества.
  2. Деятельность организаций законного страны основывается в убеждении распределения воль в законодательную, аккуратную и тяжебную.
  3. Взаимная обязанность персоны и страны.
  4. Реальность справедлив и независимостей уроженца, их законная и общественная безопасность.
  5. Политический и мировоззренческой плюрализм, состоящий в независимом функционировании разных партий, учреждений, организаций, функционирующих в рамках конституции, присутствии разных идейных концепций, направлений, представлений.
  6. Стабильность законности и правопорядка в мире. Основным принципом компании и работы правового государства считается распределение властей

Основными критериями развития законного страны считаются:

-вещественное предоставление жителей;

-большой степень культуры;

Рассматривая Отечественное законное правительство, нужно выделить, что ещё два – три десятилетия обратно общественно-политическая концепция России формировалась в русле марксистско – ленинской концепции отмирания полномочия и страны. Её основной вывод заключается в том, что правительство и возможность имеются никак не неизменно, они вновь пропадут с построением неклассового революционного сообщества. Никак не существовало бы ошибочно производить оценку полный навык русского правительственного постройки только лишь негативно. Его ошельмовывает химеричность единичных абстрактных утверждений (догм), наворачивание в будущем, фантазерство, реприватизация конфигураций социальной самодеятельности, лицемерие царящих строений. В каждом случае в постперестроечный промежуток концепция отмирания страны и полномочия никак не обретает собственных приверженцев.

Единственной концепцией, что в заключительное десяток XX в. прибыла ей в замену в Российской федерации считается концепция цивилиста (В.С. Нерсесянц), в соответствии с каковой в основе настоящего социализма распахнулась вероятность развития принадлежащего полномочия любого в одинаковую статскую имущество и в полном перемещения к наиболее большому этапу прогрессе независимости. Нынешнему же российскому обществу ещё очень вплоть до свершения эталонов законного страны, однако передвигаться в данном течении следует.

Список использованной литературы

1. Нормативные правовые акты и иные официальные документы

  1. Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году [Электронный ресурс] Правовая система Гарант
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)

2. Научная и учебная литература

  1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М.: 1990 г. - № 11. 131с.
  2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие.

Применение Томск.,2015. -156с.

  1. Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров – М.:

Омега–Л, 2014. – 607 с.

  1. Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д.

Изд. «Сигма». – 2015. -231с.

  1. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций. -2013. -322с.
  2. Всеобщая история государства и права: учебник. / Под ред.

К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 2014. - 519с.

  1. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Правовое государство М.:

Эксмо.2015. — 832 с.

  1. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации // Вопросы философии. М. 2013 - № 4. -98с.
  2. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999. с.114.
  3. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность / А.И.
  4. Коваленко – М.: Юрист, 2015. – 315 c.
  5. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 2014- № 6. -145с.
  6. Кудрявцев В.Н. Правовое государство / В.Н. Кудрявцев - М.:

Вопросы философии, 2017. – 538 с.

  1. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник/ В. В.

Лазарев М.: Юристъ, 2013. – 435 с.

  1. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.
  2. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. -411с.
  3. Матузов Н. И. Теория государства и права: Курс лекций /Н. И.

Матузов, А. В. Малько – М.: Юрист, – 1997. – 672 с.

  1. Нерсесянц В.С. Философия права. / В. С. Нерсесянц – М.:

Издательская группа ИНФРА–М–Норма, 2014. – 532с.

  1. Общая теория государства и права: курс лекций. / Под ред. Бабаева

В.К. нижний Новгород. -2013. -287с.

  1. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров 2013. -198с.
  2. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М.: Статут. - 2017.316 с.
  3. Социальное государство и защита прав человека. – М.: Юрист. -2014.

- 428с.

23. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Н. Хропанюк, В.Г. Стрекозов – М.: Статут, 2013.

– 292 с.

  1. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование //Правоведение 1992г № 2. -176с.
  2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. /

А. Ф. Черданцев - М.: Юрайт–М, 2013. – 467с.

  1. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство:

введение в теорию – М.: Юрист.2015. -156с.

  1. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. – 2016 - №

14.137с.

  1. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. Т.1, 2. Г.Ф..Шершеневич – М.: Юридический колледж МГУ. – 2013. – 1286 с.
  1. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Правовое государство М.:

    Эксмо.2015.

  3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций. -2013.

  4. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность / А.И.

  5. Кудрявцев В.Н. Правовое государство / В.Н. Кудрявцев - М.:

    Вопросы философии, 2017. – 538 с.

  6. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. / А. Ф. Черданцев - М.:

    Юрайт–М, 2013. – 101С.

  7. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014.

  8. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. М.: ПБОЮЛ М. А. Захаров 2013.

  9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  10. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 2014- № 6. -145с.

  11. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие.

    Применение Томск.,2015

  12. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск.,2015. -С.83

  13. Власова Г.Б., Власов В.И. Теория государства и права. Ростов н/Д. Изд. «Сигма». – 2015. -С.87

  14. Венгеров А. Б. Теория государства и права / А. Б. Венгеров – М.:

    Омега–Л, 2014.

  15. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  16. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Правовое государство - М.: Эксмо.-2015. -С. 156

  17. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  18. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  19. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник/ В. В. Лазарев М.: Юристъ, 2013. – 435 с

  20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие. Т.1, 2. Г.Ф..Шершеневич – М.: Юридический колледж МГУ. – 2013.

  21. 18. Нерсесянц В.С. Философия права. / В. С. Нерсесянц – М.:

    Издательская группа ИНФРА–М–Норма, 2014.

  22. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  23. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 2014- № 6. -145с.

  24. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. Учебник. – М.: ТК Велби, Изд. «Проспект», 2014. 411с.

  25. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник/ В. В.

    Лазарев М.: Юристъ, 2013

  26. Нерсесянц В.С. Философия права. / В. С. Нерсесянц – М.:

    Издательская группа ИНФРА–М–Норма, 2014.

  27. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)

  28. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник/ В. В. Лазарев М.: Юристъ, 2013. – 435 с

  29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / В.Н. Хропанюк, В.Г. Стрекозов – М.: Статут, 2013.

  30. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. /

    А. Ф. Черданцев - М.: Юрайт–М, 2013

  31. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)

  32. Кудрявцев В.Н. Правовое государство / В.Н. Кудрявцев - М.:

    Вопросы философии, 2017.

  33. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 2014- № 6. -145с.

  34. Кудрявцев В.Н. Правовое государство / В.Н. Кудрявцев - М.: Вопросы философии, 2017. – 538 с.

  35. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)

  36. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 2014- № 6. -145с.

  37. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)

  38. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2- ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ)