Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Структура и функции правосознания)

Содержание:

Введение

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием государства в раннеклассовых обществах. На формирование и развитие правосознания как одну из форм общественного сознания оказывают воздействие социально-политические, экономические, культурные факторы, оно взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой. Правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальной группы, личности. Правосознание есть знание о праве, оценка действующего права и мысли, идеи о желаемых изменениях в праве, то есть правосознание - не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, на всю правовую систему государства.

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов - все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан - необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.

Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины интереса автора к изучаемой проблеме.

Проводимые в России глубокие экономические, политические, социальные, культурные, духовные и иные преобразования коренным, образом изменили российское правовое сознание.

Радикальное переустройство отечественного правового бытия в решающей степени отразилось на состоянии и понимании права, законности, правопорядка, правотворческой и правоприменительной практики, прав и свобод человека и гражданина.

В этой ситуации неизмеримо возрастает роль правосознания как важнейшего нормативно-организующего и стабилизирующего фактора. Наряду с другими юридическими средствами, правовое сознание оказывает мощное воздействие на поведение людей и их коллективов, формирует у них необходимые юридические взгляды, ориентиры, ценности, связанные с их правомерной деятельностью, освоением правовой действительности.

Но и само правосознание нуждается в совершенствовании, развитии, глубоком научном анализе, осмыслении. Его роль в современных условиях может и должна быть усилена во многих отношениях, так как это является одним из важных условий построения демократического, правового государства.

Между тем современное российское правосознание слабо развито, аморфно, противоречиво, несет на себе печать прежних представлений. Процветают правовой нигилизм, неуважение законов, права, растет преступность. В российском обществе налицо не только социально-экономический и политический кризис, но и духовный, нравственный, культурный. Последнее, на мой взгляд, представляет собой гораздо большую опасность, чем, к примеру, финансово-экономический кризис.

Ибо без развитой духовной, нравственной основы невозможно решить многие практические задачи. Правовое сознание как своеобразный духовно-культурный центр правовой системы общества призвано соответствующим образом направлять правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Но для этого необходимо последовательно развивать и утверждать здоровое, устойчивое правосознание, устремленное к добру, справедливости, гуманизму.

Целью настоящей курсовой работы является изучение и анализ понятия правового сознания, рассмотрение видов, структуры и порядка формирования, уровней проявления правосознания, его связи с духовностью и правом.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

- изучить понятие «правосознание», его виды, функции, структуру;

- определить место правосознания в системе форм общественного сознания;

- рассмотреть дефекты и деформацию правосознания;

- проанализировать влияние духовности на правосознание;

- определить взаимосвязь права и правосознания.

Важную роль в создании курсовой работы и определения правосознания сыграл труд известного русского ученого И. Ильина «О сущности правосознания».

1 Понятие, структура, виды и функции правосознания

Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания правовых норм и законов, другие – так или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными словами, у людей, социальных групп неодинаковое понимание и отношение к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание[1].

1.1 Структура и функции правосознания

Правосознание - это одна из форм, видов общественного сознания.

Специфика правосознания по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что в нем выражается отношение к юридической действительности, и, что характерно для правосознания, это отношение передается через термины «права» и «обязанности».

Правосознание характеризуется отношением людей не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, то есть отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

Правосознание теснейшим образом связано с самой идеей права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически и исторически предшествует всякому позитивному праву, законотворческому процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера - уже говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

Функции правосознания:

- познавательно-оценочная (гносеологическая). Это изучение и познание права (действующего и прошлого), его связи и взаимозависимости с другими общественными явлениями, анализ его основных принципов и институтов. К этой функции относится также оценка всех правовых институтов, отдельных действующих норм с точки зрения их эффективности, актуальности, связи с общественной жизнью, интересами личности, обеспечения ее материальных и духовных потребностей, степени отражения в них общечеловеческих моральных ценностей - справедливости, гуманизма, свободы[2].

- функция правового моделирования (прогностическая функция). Правосознание является необходимым инструментом создания норм права, своеобразным маяком для его развития и совершенствования. Прежде чем получить свое выражение в юридических актах, будущие нормы должны пройти через волю и сознание людей, участвующих в правотворчестве. Правосознание прогнозирует развитие права, обосновывает изменение его норм и институтов.

- регулятивная функция. Высокий уровень правосознания является непременным условием точного и последовательного осуществления норм права. Только через посредство сознательной волевой деятельности людей реализуются их предписания. Чем выше степень сознательного восприятия и уважения юридических установлений, тем точнее они исполняются. Высокий уровень правосознания обеспечивает авторитет законодательства, понимание его разумности и необходимости, воспитывает чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Правосознание также является необходимым элементом процесса применения права государственными органами. Судья, прокурор, другое должностное лицо в процессе разрешения дела обязаны основательно изучить подлежащие применению правовые нормы, понять их цели и социальное назначение, внимательно исследовать и оценить обстоятельства дела, имеющиеся доказательства, правильно и законно решить конкретное дело. Без высокого уровня правосознания сделать это невозможно.

- идейно-воспитательная функция. Правосознание служит основой для воспитания внутренней потребности, привычки соблюдать нормы права, формирования такой черты характера человека как законопослушание, привития уважения к закону как непреложной ценности, без которой не может существовать цивилизованное общество. Это база для формирования правовой установки личности, т.е. ее психологической готовности, предрасположенности к соблюдению норм закона, складывающейся под воздействием различных социальных и психологических факторов.

Правосознание - сложное структурное образование, в котором можно выделить рациональные компоненты, обычно называемые правовой идеологией[3].

Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях в обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверхностных до. научно-теоретических. Роль правовой идеологии в правовом регулировании достаточно очевидна: на основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество; важны рациональные компоненты и в процессе реализации права.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторонний анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права. Освоение правовой теории, рациональное осмысление роли права в жизни общества являются важными и необходимыми элементами юридического образования, формирования юридического профессионализма.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией.

Эмоции органически включены в структуру сознания, и человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер и направленность правового поведения. Практика изучения правомерного поведения показывает, что трудно что-либо понять в природе поведения человека, если отвлечься от его эмоциональной сферы. Эмоции влияют и на поведение неправомерное. Например, имеет юридическое значение состояние сильного душевного волнения при совершении преступления. Эти вопросы будут изучаться при прохождении учебного курса по уголовному праву.

Анализ отношения людей к законам и иным нормативным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Информация может быть полной и всесторонней (например, после работы с текстом закона, знакомства с процессом его принятия, чтения комментариев по данному закону), а может быть и поверхностной, с чьих-либо слов. Информационный уровень правосознания - обязательная его структурная часть, ибо без информации о законе не может быть и отношения к нему.

Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. Аксиологические (ценностные) элементы правосознания занимают важное место в его структуре. На основе ценностных представлений человека формируются мотивы его поведения в правовой сфере. Осознание ценности права личностью способствует превращению права из «чужого», исходящего от внешних сил, от властных социальных структур, в «свое», способствующее реализации целей и интересов человека.

На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон для реализации собственных задач или «обойти» его, строго исполнять данный закон или найти другие правовые акты, более отвечающие интересам и потребностям, - все эти моменты входят в волевой элемент правосознания.

Волевую направленность правосознания иногда именуют правовой установкой, то есть психологической направленностью, готовностью человека как-то действовать в сфере правового регулирования.

Безусловно, в реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

1.2 Виды и уровни правосознания

По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

Массовое - это когда определённые правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80 % российских граждан, как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

Групповое отражает правосознание определённых социальных слоёв населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодёжи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и так далее).

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное[4].

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей правовой системе квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

В зависимости от уровня, то есть глубины познания и отражения правовой действительности, различают обыденное (эмпирическое) и теоретическое (научное) правосознание[5].

Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом лица, в частности его информацией о правовых нормах, способах разрешения юридических конфликтов, а также обычаями, традициями, образцами поведения, которыми руководствуется лицо в правовой ситуации. Обыденное правосознание складывается стихийно, при этом эмоциональное восприятие превалирует над рациональным, а правовая психология занимает доминирующее положение.

Обыденное правосознание, поскольку оно возникает и формируется под воздействием повседневного опыта человека, устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, оно не способно проникнуть в сущность права, в его глубинные пласты. Но обыденное правосознание определяет поведение множества людей, то есть всех тех, кто не имеет специальной юридической подготовки, следовательно, оно имеет важное социальное значение.

Научное (теоретическое) правосознание формируется на основе юридической науки и выступает в виде различных теорий, учений, концепций и отражает уровень государственно-правовой действительности.

Профессиональное правосознание - это взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и так далее). От него во многом зависят выработка осознанных правовых установок и ценностных ориентаций в юриспруденции и их использование в юридической практике, реализация достижений теоретической мысли, принципов и ценностей права.

Профессиональное правосознание формируется в первую очередь на основе юридической практики, но, с другой стороны, от него зависит демократический, подлинно гуманистический потенциал и по-настоящему профессиональный уровень такой практики.

Профессиональное правосознание можно определить как обусловленную спецификой социальной роли и юридической деятельности профессионально формируемую систему правовых идей, взглядов, чувств, ценностных ориентаций, определяющих образ жизни и мотивы поведения в служебной сфере представителей юридической профессии. Известно, например, что в мышлении и деятельности следователей часто преобладает обвинительный уклон, а сознание адвоката ориентировано на защиту интересов клиента, поиск ошибок и просчетов в деятельности государственных служащих с целью отстаивания своей позиции по юридическому делу. Думается, что видовые различия профессионального правосознания характеризуются особенностями сложившихся правовых установок у представителей типичных юридических профессий.

1.3 Деформации и дефекты правосознания

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.

Деформации правосознания - это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный.

Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.

Правовой идеализм - это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.

Идеалисты считают, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм - дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования.

Правовой субъективизм - это одностороннее отношение индивида к право-вым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм - это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой нигилизм - это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.

Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Особое место в классификации правосознания по уровню и по носителям занимает профессиональное правосознание, которым обладают юристы - адвокаты, судьи, прокуроры, следователи, юрисконсульты и другие, имеющие специальную юридическую подготовку, обладающие обширными знаниями в области права и практики его применения, умением использовать предоставленные законодательством права, понимающие ценность правового порядка и законности в обществе.

Правосознание юристов должно отличаться высокой устойчивостью, уважением права, а также готовностью следовать его предписаниям. Иначе говоря, профессиональному правосознанию присущ высокий уровень развития, что предполагает максимально полную правовую информированность, установку на активное, творческое правомерное поведение.

Но профессиональному правосознанию свойственны и деформации, порождаемые прежде всего юридической практикой, в том числе обвинительный уклон, известный формализм, стремление действовать в соответствии с «буквой», а не «духом» закона и другое[6].

2 Правосознание и духовность

Существуют различные формы общественного сознания, посредством которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное сознание. К формам общественного сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, проживании, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении[7].

2.1 Правосознание как форма общественного сознания

Общественное сознание обладает определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (научное, эмпирическое и другое) и формы. Последние классифицируются по характеру общественных отношений на религиозное, этическое, эстетическое, политическое сознание. Особое место занимает правовое сознание. Правосознание - форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей о действующем или желаемом праве и о регулируемом им поведении. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений, однако оно характеризуется рядом существенных особенностей:

- в правосознании отражаются только те явления окружающей действительности, которые непосредственно связаны с правом. Объектами правосознания могут быть нормативно-правовые акты и процесс их создания, реализация правовых норм в правоотношениях, правоприменительная практика, действия правоохранительных органов и так далее;

- осознание правовых явлений жизни общества происходит, как правило, посредством юридических понятий и категорий (например, преступление, наказание, юридическая ответственность);

- правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни.

Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества, но в то же время следует отметить в нем и существенную преемственность между прошлым и настоящим.

Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними[8].

Правосознание является тем средством, которое гарантирует выполнение задач и правил, выделенных политическим сознанием, оно оказывает на него обратное воздействие. Правосознание общества способствует поддержке идеи регламентированных отношений между личностью и государством, оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. Но если политическое сознание формируется в зависимости от социально-экономических интересов, то правовое сознание помимо этого опирается на рациональные и нравственные оценки.

Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Оно возникло как социальный заказ на необходимость регламентации общественных отношений и служило средством политической стабильности общества. Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами и классами.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов. Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений[9].

2.2 Влияние духовности на правосознание

Исследование вопроса о духовных и мировоззренческих основаниях правосознания является особенно ценной в наши дни, когда феномен личности выдвигается на авансцену, где низвергаются или подлежат трансформации многие образования нравственной и правовой сфер общества. Забвение духовных ценностей губительно для человека, общества и государства. Ведь это такая субстанция, исследование которой позволяет выйти на первоосновы человека и общества, задать четкие ориентиры личности в процессе обретения себя, осуществления своей сущности и признания ею социальных норм и ценностей[10].

Очевидно, что вопрос о духовных и мировоззренческих основаниях правосознания связан с проблемой осмысления социального мира и его порядка. Человек имеет тенденцию приспосабливаться к амбивалентной социально-психологической среде, предпочитая сознательно строить свой мир норм и оценок. Это стремление издавна является предметом научного внимания и интереса. Его изучение остается актуальным и ныне.

- ценностно-духовное содержание правосознания объективируется в правовой идеологии, которая, проявляя определенную устойчивость, все же отличается подвижно-динамическим характером, задавая нелинейность развития всем его компонентам в их системной организации иерархических взаимовлияний и связей;

- важнейшими духовными источниками правосознания являются, во-первых, нравственные истины, вырабатываемые главным образом нормативной светской и религиозной этикой; во-вторых, рациональность, формирующая такую важную сферу правосознания как правовая идеология; в-третьих, субъективность самобытия - одно из основных качеств современного человека, без которого он не может быть личностью. основными духовными и мировоззренческими ориентирами формирования правосознания российского общества должны стать гуманизм, справедливость, свобода, благо и рациональность, взятые в системной взаимосвязи, где в качестве системообразующего компонента выступают гуманистические принципы. Необходимо стремиться к тому, чтобы высшей ценностью нашего общества стало право на жизнь, включающее в себя целостную полиструктуру нравственно-правовых установлений, позволяющие раскрыть созидательные возможности российского человека[11].

Современная политическая действительность представляет собой борьбу за власть посредством прежде всего структурного оформления сознания людей, наций. И существование действительно суверенного государства сегодня как никогда зависит от идейного оформления сознания его граждан, в том числе его идеологической составляющей. Вопрос о государственной идеологии и духовности мы начали с указания на мировоззренческий характер их взаимной связи. Правосознание в интересующем нас предмете также, безусловно, является мировоззренческим концептом.

Духовность непосредственно воздействует на оформление сознания человека через формирование той ее части, которую принято называть нравственным (духовным) сознанием. Как фундаментальная смысложизненная ориентация, духовность вбирает в себя сознание как элемент осмысления человеком себя и своего места в мире. Поскольку каждый человек есть, как еще в древности заметил Аристотель, «животное политическое», существенная часть его сознания оформляется как осознание государственно-правовой действительности. Это и есть, по сути, правовое, или, если быть точнее, государственно-правовое сознание. Рассмотрим воздействие духовности на правовое сознание.

Духовность как смысложизненный ориентир в онтологическом измерении представляет собой, в сущности, жизнь не «по букве», а «по духу». Другими словами, система жизненных отношений гражданина, живущего духовной жизнью, выстраивается в первую очередь на основании соблюдения им духовного нравственного закона, выраженного в Священном Писании, Постановлениях Вселенских Соборов и Апостольских правилах, а также в Святоотеческом Предании.

Закон же юридический для него выполняет, если можно так сказать, вторичную регулятивную функцию, по преимуществу охранительного порядка. Это не означает, конечно, что такой формой отношений духовного и правового последнее здесь игнорируется либо нарушается, напротив, в этом случае реализация правовых предписаний является абсолютной.

Общество с сильными духовными традициями в действительности всегда постулирует именно такую системную иерархию регулятивных ценностей – эта иерархия отражается в его нравственном и правовом сознании. Напротив, общество, которое конституируется не на смысложизненном стремлении к одухотворению как совершенству в Боге, а на иных мировоззренческих проектах либо вообще в отсутствии таковых (что, впрочем, вряд ли возможно), в качестве мировоззренческих оснований принимает внешние ценностные регулятивы, в том числе и право, что в США и государствах Западной Европы сегодня нередко связано с проблемой тотальной юридизации всей системы жизненных отношений[12].

Нравственное сознание и правовое сознание представляется как часть и целое, и, соответственно, эта часть должна соответствовать принципам целого. Это не означает, конечно, что правовое сознание должно раствориться в нравственном сознании, но осознание государственно-правовой действительности в контексте требований духовного или нравственного закона должно основываться на понимании того, что задача права состоит «не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад».

Здесь имеется ввиду снятие ложного противоречия между правом и нравственностью и, соответственно, между сознанием правовым и сознанием нравственным через утверждение того, что право, в сущности, представляет собой «минимум нравственности». Поэтому правовое сознание человека, если выражаться условно, накладывается на уже сформированное или формирующееся нравственное или духовное сознание, помещается в общую картину осознания субъектом мира и занимает в ней свое положенное место осмысления государственно-правовой действительности. Это прямо позволяет говорить об обусловленности правового сознания духовностью, опытом духовной жизни посредством формирования нравственного сознания. Конечно, фактическое несоответствие правовых норм как части системе нравственных норм как своему целому не исключает возникающих фактических ценностных коллизий – этот вопрос требует отдельного рассмотрения; однако следует лишь сказать, что возрастание уровня нравственного сознания и на индивидуальном, и на коллективном уровнях в той или иной степени эту проблему снимает.

Обусловленность правового сознания духовностью посредством формирования нравственного сознания в свою очередь ставит вопрос о том, каким образом происходит духовное оформление правосознания под воздействием нравственного сознания или каким путем происходит наложение нравственного сознания на сознание правовое? Если рассматривать правосознание с точки зрения его структуры, которая традиционно складывается из правовой идеологии, правовой психологии, правовой морали, то вместилищем духовности условно можно назвать именно правовую нравственность.

Именно нравственный компонент в осознании государственно-правовой действительности задает цель и направление для реализации правового сознания и его функций. Ведь ни сама по себе правовая теория (идеология), ни правовые чувства (психология) в своей отдельности не указывают цели, нужного направления оформления правового сознания и его приложения к правовым отношениям. Цель же правового сознания состоит в том, чтобы определенной системе политической организации общества соответствовал определенный порядок общественных отношений.

Правовая идеология оформляет теоретическую сторону осознания государственно-правовой действительности (понятия, категории, классификации и так далее), правовая психология определяет природу и особенности эмоционально-психического отношения к праву и государству (настроения, эмоции, переживания и прочее), но ценностного ядра или направления применения этих структур сознания к правовым отношениям в реальной жизни они сами в себе не содержат.

В связи с этим во многом очевидна ошибочность не аналитической практики, основывающейся на измерении правового сознания, а, что еще хуже, оценки уровня развития общества исходя только из критериев знания правовых положений (правовая идеология) и реакции субъекта на их функционирование (правовая психология). Другое дело, когда и правовая идеология, и правовая психология функционируют в определенной иерархической системе с определяющим ценностным центром правового сознания.

Духовно ориентированное оформление правового сознания не является лишь познавательным абстрактным рассуждением – речь идет о том, что правосознание есть «живая ткань» действия права, его усвоение субъектом и осуществление в реальной жизни, и от того, какой элемент в правосознании будет выступать ценностным центром, ядром, во многом будет зависеть достижение целей и самого правосознания, и правового регулирования в целом. По нашему мнению, правовая идеология и правовая психология должны быть подчинены правовой нравственности, которая, в свою очередь, является правовым срезом отражения в сознании субъекта опыта духовной жизни. Именно в такой иерархической структуре правового сознания возможно полноценное обращение к нравственному сознанию и реализации через него норм духовной жизни в государственно-правовой действительности.

В государственно-правовом пространстве духовность проявляется через свое нравственное начало посредством воздействия на всю совокупность общественных отношений, в том числе и правовых. Уже сегодня можно наметить ряд юридических проблем, на которые духовность влияет непосредственно. В их числе одними из значимых являются: в общей теории государства – проблема духовности и государственной идеологии, в общей теории права – проблема правосознания и духовности.

3 Сущность правосознания

3.1 Труд И.А. Ильина «О сущности правосознания»

В правовое сознание (или правосознание) общества включают систему общеобязательных социальных норм, правил, установленных в законах, и систему взглядов людей (и социальных групп) на право, оценку ими существующих в государстве норм права как справедливых или несправедливых, а также оценку поведения граждан как правомерного или неправомерного. Важным его компонентом является не вообще оценка, а оценка, связанная с ориентацией на ценности - на справедливость, добро, долг, ответственность и прочее[13].

Русский философ и теоретик права И. А. Ильин указывает на глубинное основание правосознания, каковым, по его мнению, является общественная жизнь людей. Каждому человеку, как члену сообщества, присуще мировоззрение, частью которого выступает правосознание, исходящее из осознания, что на свете существуют другие люди, что устройство личной жизни человека зависит от его отношения к другим людям независимо от того, знает он об этом или не знает[14].

Внутреннее убеждение людей в существовании справедливого и несправедливого, законного и незаконного имеется объективно, независимо от внешней формы выражения и осуществления действительного права. Оно может быть представлено в виде правового чувства, инстинкта правоты или интуиции правоты и направлено на внешние отношения людей друг к другу. Раскрыть и описать содержание этого смутного инстинктивного чувства, перевести его из бессознательного чувства в план знания значит, по мнению Ильина, «положить начало зрелому естественному правосознанию»[15]. Сознательное развитие инстинктивного чувства права и есть естественное право, превращающееся в духовное основание жизни людей, в естественную правовую идею.

Общественное правосознание есть система правовой культуры общества (нации, государства). Индивидуальное же правосознание относится к правовой культуре индивидуумов. Между ними должно иметь место соответствие, и часто оно достигается. Законопослушный гражданин исполняет осознанно законы, принятые государством. Можно считать, что правовая культура того или иного общества высокая, когда государство в своих законодательных актах исходит из интересов большинства своих сограждан, защищает их безопасность и благополучие, а подавляющая часть граждан этого государства активно поддерживает правовые установления власти. Но даже при взаимном соответствии интересов государства и значительной части граждан возможны расхождения интересов части граждан и общества.

Проблема развития правосознания и исследование сущности правосознания как необходимой составной части правовой культуры тема является одной из ключевых в философии права Ивана Ильина, разработанной им в ряде произведений, в частности в его работе начала 20-х годов XX века «Учение о правосознании», впервые изданной в 1956 году под названием «О сущности правосознания».

В этой работе И.А. Ильин исследует структуру правосознания личности, общества и государства, проблему соотношения положительного права и правосознания, анализирует взаимодействие правосознания и других форм общественного сознания - религии и нравственности[16].

Выделяемая им структура правосознания может служить теоретической основой для выяснения сущности правосознания и влияния фактора времени на его развитие. Формулируя так называемые «аксиомы» правосознания, Ильин в то же время выделяет его простейшие и очевидные элементы.

«Аксиомы правосознания, по определению И.А.Ильина, суть его основные истины, которым в жизни соответствуют основные способы бытия, мотивирования и действования»[17].

Ценностная сущность правосознания состоит в признании и адекватном (неискаженном) восприятии правовых ценностей - свободы, равенства и справедливости. В свою очередь, эта ценностная основа правосознания зависит от способности субъекта правовых отношений к тем способам мотивирования и действования, о которых говорит И.А.Ильин.

Аксиомами правосознания, по И.А. Ильину, являются закон духовного достоинства, закон автономии и закон взаимного признания. Необходимо сразу же отметить, что термин «закон» здесь используется не в смысле констатации устойчивых взаимосвязей между явлениями, а как формулирование должного - тех форм духовной жизни человека, которые должны руководить его социальным бытием и которые составляют сущностную основу развитого правосознания. Как подчеркивает И.А. Ильин, зрелое правосознание, характеризующееся тем, что человек сознательно и устойчиво руководствуется этими законами человеческого духа, формируется верным духовным и деятельностным опытом, который одновременно воздействует на развитие личности и на ее мировоззренческие позиции, включающие в себя и отношение к праву[18].

Правосознание, по мнению Ильина, - это ориентация на идеал правового государства, которая имеет этически безусловный характер и уже в данный момент определяет практическое поведение человека как гражданина. Именно благодаря этой функции правосознания можно говорить о том, что право призвано охранять сферу настоящего, органично сочетая в правовой догме традиции прошлого и уже существующие в настоящем тенденции будущего развития общества.

Поэтому, например, общество и личность, не воспринимающие принципиального значения сохранения автономии в сфере целеполагания для своего духовного и гражданского развития, скорее всего, будут находиться на низшем уровне развития правосознания, поскольку это не согласуется с законами духовного достоинства и автономии, сформулированными И.А. Ильиным, и противоречит временной сущности правосознания.

В то же время, общество, в котором доминирует ярко выраженная перспективная ориентация при разрыве диалектической взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего (а это характерно для российского общества советской и во многом постсоветской эпохи), будет воспринимать как нечто чуждое и ненужное консервативную роль права в развитии общества и личности. Такая мировоззренческая позиция - одна из составляющих правового нигилизма. Она характеризует низкий уровень развития правосознания.

Заслугой И.А. Ильина является то, что во всех трех законах - духовного достоинства, автономии и взаимного признания - автор акцентирует внимание на аспекте автономной постановки целей и формирования образа будущего субъектом правосознания. Поэтому его концепция может служить теоретической основой для разработки методологии анализа этой формы общественного сознания.

Первая аксиома правосознания - закон духовного достоинства. «Чувство собственного достоинства есть необходимое и подлинное проявление духовной жизни; оно есть знак того духовного самоутверждения, без которого немыслимы ни борьба за право, ни политическое самоуправление, ни национальная независимость. Гражданин, лишенный этого чувства, - политически недееспособен; народ, не движимый им, - обречен на тяжкие исторические унижения»[19].

Чувство собственного достоинства возникает только при условии переживания человеком определенного духовного опыта, и этот опыт должен способствовать утверждению такой модели восприятия социального и личностного времени, который соответствовал бы временной сущности права. Именно это утверждение можно вывести из анализа первой аксиомы правосознания, сформулированной Ильиным.

Таким образом, духовный опыт человека, необходимый для развития его правосознания согласно первой аксиоме способствует установлению соподчинения ближайших и перспективных целей, личного и общественного идеалов. Это означает, что формируется такая модель переживания и осознания времени, при которой сохраняется диалектика прерывности и непрерывности социального и личностного времени, настоящее как сфера ближайших целей воспринимается в качестве необходимой и важной ступени на пути реализации будущего как сферы воплощения идеала. Право же, как фактор стабилизации настоящего, получает высокий мировоззренческий статус.

Более тесную связь между сферой целеполагания субъекта и его правосознанием устанавливает вторая аксиома правосознания - закон автономиии.

«Быть духом - индивидуумом или социальной организацией - значит определять себя и управлять собою; это значит иметь силу, направляющую жизнь к благим целям.

Управлять собою значит волею решать о своих действиях и выбирать свои жизненные содержания, утверждать свое достоинство и свои силы и в то же время устанавливать и соблюдать свои пределы, отстаивать свои полномочия и исполнять свои обязанности.

Духовному существу подобает самому усматривать и знать, что такое добро и зло, где кончается право и начинается обязанность, самому искать и находить, находить и решать, решать и поступать согласно своему решению и, совершив деяние, открыто исповедовать, что совершил его сознательно и преднамеренно, следуя собственному убеждению и заранее принимая на себя всю ответственность за содеянное»[20].

Предупреждением против нарушения духовной автономии в сфере целеполагания личности и общества служит и третья аксиома правосознания - закон взаимного признания. И.А.Ильин формулирует его сущность следующим образом: поскольку человек не может жить в обществе, не общаясь с другими людьми, «ему неизбежно обращаться именно к духовному составу других людей, взывать к нему, воздействовать на него, рассчитывать на него и тем организовывать совместную жизнь».

Закон взаимного признания требует от субъекта духовного опыта уважения к духовному достоинству и автономии другого человека, описанного И.А.Ильиным при характеристике первой и второй аксиом правосознания.

Третья аксиома является конкретизацией закона духовной автономии. Как отмечает Ильин, ее значение особенно важно для правоотношений между человеком и государством, человеком и обществом.

Недостаток взаимного признания приводит к тому, что государство и общество начинают препятствовать реализации законов духовного достоинства и автономии в непосредственном жизненном опыте личности.

Как видно из характеристик духовного опыта, которые описываются Ильиным в качестве необходимого условия развития правосознания, все три аксиомы взаимосвязаны.

Каждая из них является конкретизацией другой. Однако первую аксиому можно назвать основанием для двух других, особенно в контексте временного анализа развития правосознания.

Вторая аксиома правосознания является конкретизацией и дополнением к первой: сфера целеполагания субъекта должна быть автономной для того, чтобы все три тезиса первой аксиомы могли быть реализованы. Третья аксиома описывает, в свою очередь, условия реализации закона духовного достоинства и автономии: духовное достоинство и автономия должны всегда признаваться за другим субъектом правосознания в правоотношении. Нарушение закона взаимного признания приводит к вторжению в автономную сферу общественного и личностного целеполагания со стороны государства в первом случае и государства и общества - во втором. Это влечет за собой отрицание закона духовного достоинства.

Аксиомы правосознания, сформулированные И.А.Ильиным, еще недостаточно активно исследуются и используются современными философами и правоведами, занимающимися проблемами правовой культуры. Тем не менее, философско-правовые воззрения Ильина могут послужить основой для разработки подходов к изучению правосознания. Одно из важных достоинств его философии права - это предельно широкое понимание сущности правосознания, позволяющее выявить его духовные основы («аксиомы»).

3.2 Право и правосознание

Сам термин «правосознание» состоит, как видим, из двух слов - «право» и «сознание». Уже из этого словообразования вытекает тесная взаимосвязь указанных слагаемых. Понятие правосознания прямо отвечает на вопрос: как право воспринимается, осознается, оценивается, интерпретируется субъектом, как он к нему относится. Сказанное касается, конечно, и коллективных субъектов, общества в целом. Не будь права, не было бы и правосознания. И напротив, коль есть правосознание, значит, есть и объект его отражения – право. Онтологически они неразрывны.

Правосознание - это неизбежный спутник права. Между этими явлениями существует прямая и обратная зависимость: с одной стороны – развитие и состояние правосознания во многом обусловлено существующим законодательством, а с другой стороны - право и законодательство зависят ограниченно уровнем правосознания обществом, испытывают зависимость от него как в процессе правотворчества, так и процессе правореализации.

Рассматривая вопрос о связи права и правосознания, следует отметить, что она носит сложный характер, обусловленный встречной зависимостью одного от другого. Так, правовые нормы и практика их реализации влияют на формирование позитивного или негативного отношения к праву, в свою очередь, уровень правосознания предопределяет характер правотворческой и правоприменительной деятельности государства.

Взаимодействие права и правосознания аналогично взаимодействию права и нравственности. Во-первых, правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него на содержание права. В ходе правотворчества законодатель неизбежно стремится воплотить господствующие в обществе правовые идеи в законах[21].

Во-вторых, правосознание учитывается в ходе правоприменения. Индивидуальные правовые решения выносятся на основе закона, но с учетом правосознания. В рамках закона выбирается то решение, которое больше соответствует сложившемуся в обществе правосознанию.

Наконец, уровень правосознания общества (знание права, положительные его оценки, правомерные установки) способствует соблюдению и исполнению права.

В свою очередь право формирует правосознание членов общества, способствует внедрению в их сознание правовых идей.

Важно подчеркнуть, что правовая идеология, то есть правовые идеи, взгляды, представления, служит непосредственным источником права. Поэтому роль правосознания в правотворческой деятельности велика. Законодатель, выявляя потребности в правовом урегулировании определенных общественных отношений, опирается прежде всего на сложившиеся в обществе правовые идеи и представления. Вместе с тем он должен учитывать состояние правосознания общества в конкретный период или тех групп, которым предполагается адресовать данные правовые установления. Иначе говоря, принимая новый нормативный правовой акт, законодатель должен не только опираться на собственное правосознание, но и учитывать представления населения о должном, законном, справедливом. В противном случае новый нормативный правовой акт не будет воспринят обществом или большими его группами и окажется неисполненным.

Правосознание влияет и на правореализацию. Здесь доминирующее значение имеет профессиональное правосознание субъектов правоприменения. Законодательство нередко обращается к правосознанию судей, прокуроров, следователей при оценке доказательств по делу, использовании института аналогии закона и права и другое[22].

Правосознание определяет поведение субъектов, поскольку они в своих действиях руководствуются правовой ориентацией.

В целом от уровня и направленности правосознания общества, социальных групп и слоев, каждого человека зависит эффективность правового регулирования, механизма действия права.

В практическом плане право и правосознание оказывают мощное воздействие друг на друга. С одной стороны, право служит основной базой и источником формирования правосознания, постоянно питает его; с другой - правосознание оказывает существенное влияние на право, его развитие, совершенствование, повышение эффективности. Данные категории глубоко коррелятивны (взаимозависимы).

Правосознание активно «вторгается» в законотворчество, правореализацию, юридическую практику, деятельность правовых учреждений, госаппарата и его должностных лиц, упрочение законности и правопорядка. В научной литературе приводится формула: правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом. В целом этот образ верный, однако он требует, на наш взгляд, некоторых оговорок, ибо правосознание нельзя оторвать от права и поставить где-то рядом с ним; оно органически вплетается в него. И развиваются они не «параллельными курсами», а вместе, взаимно поддерживая и дополняя друг друга.

В заключение отметим, что правосознание в современном российском обществе крайне неоднородно, противоречиво, во многом деформировано. Процветает правовой нигилизм, неуважительное отношение к праву, законам. Растет преступность, другие противоправные деяния. Главная причина - кризисное состояние общества, низкая политическая, правовая и нравственная культура граждан, неэффективная работа правоохранительных органов.

Заключение

Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.

Правовое сознание является разновидностью социального сознания, и, следовательно, к нему относятся вековые споры материалистов и идеалистов о первичности и вторичности материи и сознания вообще. Не вдаваясь в подробности, отметим здесь главное: сознание, несомненно, находится под определяющим воздействием бытия, но в то же время само бытие является результатом воплощений и чувств людей. Индивидуальное и коллективное сознание в обществе и государстве - локомотив исторического движения. Существуют различные формы общественного сознания, при помощи которых люди осознают окружающую их природу, общество. По степени общности правосознание подразделяется на массовое, групповое и индивидуальное.

По уровню (глубине) отражения правосознание делится на научное, или теоретическое, профессиональное и обыденное. Профессиональное правосознание - это взгляды, традиции, убеждения, складывающиеся у работников, непосредственно занимающихся юридической деятельностью и имеющих профессиональные правовые знания и опыт работы (судьи, прокурорские работники, адвокаты, юрисконсульты, депутаты представительных органов и так далее).

Правосознание выполняет следующие функции: познавательно-оценочная (гносеологическая), функция правового моделирования (прогностическая функция), регулятивная функция, идейно-воспитательная.

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.

Деформации правосознания - это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный.

Дефекты правосознания - это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.

Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с правом и в силу этого вторично по отношению к существующим экономическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, различных социальных групп; динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов; является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений. Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным, занимает как бы промежуточное положение между ними.

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества. Правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

В результате исследования, проведенного в данной работе, мы выяснили, что правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с правом и является, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения нормам права. Таким образом, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования.

Кризис современного российского правосознания вызывает необходимость и потребность принятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровня правового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан, формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву и закону стали личным убеждением каждого человека.

Политика нашего государства в сфере правового регулирования, юридическая практика должна строиться так, чтобы в обществе, в сознании людей утверждалось отношение к праву как к ценности, без которой невозможно добиться социального порядка, основанного на справедливости, утверждения прав и свобод личности. Необходимо формировать отношение к праву как к средству гармонизации отношений в обществе, защиты прав человека, смягчение возможных конфликтов, как к механизму, устраняющему произвол и насилие. Поэтому очень важно изменить представления людей о праве только как о принудительном средстве.

Как подтверждает практика и результаты исследований, работа системы правоохранительных органов, уровень профессионального правосознания значительной части лиц, действующих в правоохранительной сфере, еще не соответствует современным требованиям.

Список использованных источников

1.Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]: Учебник для высших учебных заведений /М.И. Абдулаев. – М.: Финансовый контроль, 2010 – 410 с.

2. Алексеев, П.В. Социальная философия [ЭР] / Режим доступа: www.bookol.ru.

3. Введение в курс философии[Текст]: Учебное пособие /Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. - Уфа: УГАТУ, 1996. – 408 с.

4. Головистикова, А.Н. Проблемы теории государства и права [Текст]: Учебник /А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. – М.: ЭКСМО, 2011. - 649 с.

5. Григорьева, И.В. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие /И.В. Григорьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 304 с.

6. Ильин И.А. Соч. в 2 т. [Текст]: Т.1. / И. А. Ильин. - М.: «Русская книга», 2002.

7. Морозова, Л.А  Теория государства и права [Текст] / Л.А. Морозова. - М.: Юристъ, 2010. – 414 с.

8. Носов, И.П. Влияние духовности на правосознание [ЭР] / Режим доступа: www.dissercat.com.

9. Смазнова, О.Ф. Аксиомы правосознания И.А. Ильина [Текст] /О.Ф. Смазнова. – Новгород: Вестник НГУ, 2010. - № 24.

10. Теория государства и права [Текст]: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ, 2009. — 592 с.

11. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права[Текст]: Учебник для высших учебных заведений / В.Н. Хропанюк. Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Изд-во «Интерстиль», 2011. – 384 с.

12. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права [Текст]: Учебник для вузов/ А.Ф. Черданцев. — М.: Юрайт-М, 2012. - 432 с.

13. Чупрова, А.А. Духовность и правосознание [ЭР] / Режим доступа: www.dslib.net.

Приложение А

Основные виды правосознания

Научное (теоретическое)

Профессиональное

Обыденное

Индивидуальное

Групповое

Коллективное

Общественное

Правовая психология

Правовая идеология

По характеру отражения правовой действительности

По субъектному составу

По глубине всесторонности познания права

Рисунок 1. Основные виды правосознания

Приложение Б

Функции правосознания

Идейно-воспитательная

Функция правового моделирования) прогностическая)

Регулятивная

Познавательная ) гносеологическая)

Рисунок 2. Функции правосознания

Регулятивная

Регулятивная

  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права. – М., 2010. - С. 158.

  2. Головистикова, А.Н. Проблемы теории государства и права. – М., 2011. – С. 522

  3. Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. — М., 2009. — С. 303.

  4. Григорьева, И.В. Теория государства и права. – Тамбов, 2009. – С. 56

  5. Морозова, Л.А Теория государства и права. - М., 2010. – С. 265.

  6. Морозова, Л.А Теория государства и права. - М., 2010. – С. 265.

  7. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М., 2011. – С. 201.

  8. Введение в курс философии /Под ред. акад. Файзуллина Ф. С. – Уфа, 1996. – С. 324

  9. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права / Под ред. Профессора В.Г. Стрекозова. – М., 2011. – С. 203.

  10. Носов, И.П. Влияние духовности на правосознание [ЭР] / Режим доступа: www.dissercat.com

  11. Чупрова, А.А. Духовность и правосознание [ЭР] / Режим доступа: www.dslib.net

  12. Чупрова, А.А. Духовность и правосознание [ЭР] / Режим доступа: www.dslib.net.

  13. Алексеев, П.В. Социальная философия [ЭР] / Режим доступа: www.bookol.ru.

  14. Ильин И. А. О сущности правосознания // Соч. В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 79

  15. Там же. С. 80.

  16. Смазнова, О.Ф. Аксиомы правосознания И.А. Ильина / Вестник НГУ, 2010. № 24. – С. 43.

  17. Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993. - С.210.

  18. Смазнова, О.Ф. Аксиомы правосознания И.А. Ильина /Вестник НГУ, 2010. - № 24. – С. 45.

  19. Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993. - С. 211.

  20. Ильин И.А. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1993. - С. 233.

  21. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права. — М., 2012. – С. 333.

  22. Морозова, Л.А Теория государства и права. - М., 2010. – С. 289.