Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Проблемы формирования правового сознания в российском обществе)

Содержание:

Введение

Любое общество состоит из отдельных граждан, обладающих собственными чувствами, мыслями, идеями и мировоззрением. Каждый человек уникален.

В процессе становления личности формируется и его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Человек обладает сознанием, т.е. психическим отражением бытия. Именно сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять осмысленную, целенаправленную деятельность. Однако, при всём разнообразии человеческих характеров и натур, одна вещь должна оставаться неизменной. Это уважение и соблюдение прав, свобод и обязанностей, как своих, так и чужих. Гражданское общество может быть построено исключительно на данном условии. В результате взаимодействия права и сознания человека рождается новое явление в виде правосознания.

Процесс формирования правового сознания осуществлялся на протяжении всей истории существования человечества, и способствовал укреплению государственной власти. Учеными на протяжении длительного времени вырабатывались различные научные подходы к изучению сущности правового сознания и его происхождению.

Цель работы заключается в комплексном общетеоретическом исследовании особенностей правового сознания.

Задачами данного исследования являются:

– исследование понятия и основных характеристик правосознания;

– рассмотрения основных форм деформации правосознания.

Объектом данного исследования является комплекс правоотношений, складывающихся в процессе исследования особенностей правового сознания.

Предметом исследования выступают закономерности правового сознания.

Нормативную и информационную основу исследования составили положения, закрепленные в российском законодательстве, касающиеся проблемных аспектов правового сознания, а также фактические данные, опубликованные в периодической печати.

Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально – логический, сравнительно – правовой, структурно – системный и другие методы научного исследования.

Структура работы обусловлена целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Понятие и структура правового сознания

1.1 Понятие и характерные особенности правового сознания

Любое современное государство характеризуется наличием в нём установленной правовой системы. Пройдя долгий путь своего исторического развития, право получило черты, без которых немыслимо общество XXI века. К таким чертам можно отнести гуманизм, уважение чести и достоинства личности, право собственности.

Однако построение гражданского общества и эффективного государства невозможно без главенствующей роли права в нём. Именно закон должен быть направляющей во всей внутренней и внешней деятельности общества. Право, без преувеличения, можно назвать «духом» и «разумом» социума. Любое общество состоит из отдельных граждан, обладающих собственными чувствами, мыслями, идеями и мировоззрением.

Каждый человек уникален. В процессе становления личности формируется и его отношение к окружающей действительности и к самому себе. Человек обладает сознанием, т.е. психическим отражением бытия. Именно сознание позволяет человеку ориентироваться в окружающем мире, осуществлять осмысленную, целенаправленную деятельность.

Однако, при всём разнообразии человеческих характеров и натур, одна вещь должна оставаться неизменной. Это уважение и соблюдение прав, свобод и обязанностей, как своих, так и чужих.

Гражданское общество может быть построено исключительно на данном условии. В результате взаимодействия права и сознания человека рождается новое явление в виде правосознания. Согласно общепринятому мнению, правосознание представляет собой взгляды, идеи, эмоции, ожидания человека по отношению к праву[1].

Правосознание является разновидностью общественного сознания человека наряду с культурным, политическим, экономическим сознанием. Оно является промежуточным звеном между, собственно, правом и деятельностью человека.

Правосознание представляет собой разновидность общественного сознания человека по психическому отражению правовой реальности и включает в себя эмоции, чувства, идеи, переживания, идеологии, знания о праве и его применении.

Данное определение является общепринятым и наиболее полным в юридической науке и споров относительно содержания данного понятия практически не встречается. Важной особенностью правосознания, исходя из его определения, является тот факт, что оно есть часть психики человека. Психика, согласно определению представляет собой совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Высшей формой психики является сознание.

Второй характерной чертой правосознания, как явления психики человека, является его неизмеримый характер. Относительно данного явления крайне трудно выстроить какие-либо ориентиры измерения. Сложно сказать, является ли правосознание конкретного человека нормальным или ненормальным.

Третьей характерной чертой правосознания является разделение его содержания на идеологический и психологический аспект. Знания, взгляды, концепции, идеологии права представляют собой набор идеологический набор. Данные составные части характеризуются своей логичностью, обоснованностью, их формирование происходит путём разума человека и основано на научных данных, идеологическом компоненте, существующем в обществе, практической деятельности данного человека и других лиц[2].

Идеологические компоненты могут быть сформированы как самим человеком, так и восприняты извне. Основными источниками идеологических компонентов являются: государство, общество, юридическая наука. Идеологический компонент характеризуется постоянством, мало подвержен изменениям.

Четвёртой особенностью правосознания является его общественный характер. Правосознание формируется и функционирует исключительно в ходе общественной жизни личности.

Влияние на правосознание человека оказывают такие факторы, как образование, функционирование государства, деятельность других членов общества. Оно формируется в диалектической связи с политическими, культурными, социальными аспектами общества.

Правосознание включает в себя аспект правовой культуры народа, к которому принадлежит конкретная личность, а познание правовой культуры, осмысление правовой мысли общества, возможно лишь в ходе общественной жизни.

Правосознание всегда имеет классово-политический характер, своим содержание оно выражает и охраняет отдельные интересы классов, социальных групп, по наиболее значимым вопросам жизни общества. Нередко правовые идеи становятся частью политических программ партий, объединений. При данных обстоятельствах важное значение имеет тот факт, что в правосознании разных классов остаются общие аспекты и ценности, такие как законность, справедливость, ориентирование на правопорядок.

Правосознание человека тесно связано с нравственностью и ориентировано на его идеалы.

Формирующаяся годами нравственная составляющая имеет то же самое значение, что и правовая культура общества.

Правосознание вбирает в себя нравственные основы общества в котором существует, как это делает с традициями, принципами, существующими в правовой культуре общества.

Основами общественной нравственности являются представления и идеалы о добре и зле, этичном и неэтичном, справедливости и несправедливости.

Таким образом, правосознание также испытывает на себе влияние нравственных категорий общества и даже более того, они становятся непосредственно частью правосознания человека. В правосознании нравственные идеалы играют роль оценочных критериев, по которым личность оценивает поступающие извне факты и данные (знания о праве, поступки иных лиц) так и регулирует своё поведение.

Нравственный аспект в правосознании помогает избежать «сухости», бесчеловечности правосознания, компенсирует недостатки и пробелы права. Его отсутствие в правосознании приводят к излишнему формализму, чёрствости, пренебрежительному отношению к окружающим людям. Высокий уровень правовых знаний в данном случае играет лишь негативную роль, становясь инструментом достижения корыстных целей.

Исходя из вышеизложенного, правосознание представляет собой сложное комплексное явление, состоящее из научно обоснованных, доктринальных концепций, идей, норм и правил и психологического аспекта человеческой личности.

1.2 Структура правового сознания

В настоящее время интерес к систематическому изучению правосознания не иссякает и по-прежнему остается одной из значимых тем. Сегодня сложилось несколько подходов к изучению структуры правосознания. Это психолого-правовой, исторический, гносеологический, социологический, духовно-культурный и другие подходы.

Все они стремятся наиболее четко выделить основные структурные элементы правосознания с единой целью совершенствования направлений формирования у личности правовой культуры, так как «если современный «просвещенный» человек склонен сомневаться в значении родины, патриотизма и национализма или просто отвергать все эти драгоценные основы жизни, то о правосознании, о его сущности, о его глубоких источниках и о его жизненной необходимости он вряд ли и вспомнит»[3].

Правосознание – это один из аспектов нормативно-ценностной и оценочной функции человеческого сознания, включающий в себя представления о должном и справедливом»[4]. Оно является одной из форм общественного сознания и представляет собой целую систему правовых взглядов, которая основывается на различных теориях, идеях представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств отдельных индивидов и общества в целом, имеет соответственно и сложную структуру. Правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений.

Важное значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативных правовых актов.

Правовое сознание граждан – это не только отношение людей к реальной жизни, но и основной элемент правовой системы общества. Как известно, в современной науке выделяют различные подходы к анализу структуры правосознания, которые непосредственно связаны между собой, но в то же время обращают внимание на различные аспекты правосознания личности.

Наиболее распространенным сегодня является такой подход, который ряд исследователей считают упрощенным, но все же, на наш взгляд, он является основополагающим, так как человек есть часть общества и его чувства и идеалы во многом определяются той средой, в которой он живет. Данный подход основан на выделении таких элементов правосознания, как правовая психология и правовая идеология.

Правовая психология – это в первую очередь психологическое восприятие правовых реалий: чувства, эмоции и переживания людей, связанных с правом. Прежде всего, содержание правосознания личности в основном зависят от знания права, которое в свою очередь является регулятором общественного поведения.

Правовая психология структуры правосознания важна для социума особенно во времена постоянных перемен. Это взгляды, представления, идеи о праве. В течение года в Российской Федерации выпускается более 6000 законов, которые трудно освоить даже профессионалу, не говоря уже о простом гражданине.

Именно поэтому часто люди не только не знают о существующих законах, но и часто выражают недоверие к деятельности судебного и законодательного сообщества, что является основой формирования в обществе правового нигилизма.

Правовая идеология – это система взглядов, идей и теоретических концепций, которая является прежде всего осмыслением права и имеет под собой научную основу.

Правовая идеология включает в себя систему идей, взглядов и теорий, которые разрабатывают профессионалы. Она играет важную роль в жизнедеятельности любого общества. Она оказывает воздействие как на общество в целом, так и на его граждан. Ее важность заключается в том, что она воздействует на практическую деятельность людей и ориентируется либо на изменение, либо преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Правовая идеология относится к конституционному правосознанию, так как в Конституции содержатся основополагающие идеи, убеждения, ценности, цели, понятия. Правовая идеология по своей природе выражает саму сущность права, его основу.

Так, согласно Конституции РФ, признается идеологическое многообразие; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

Близко к данному подходу стоит духовно-культурный подход, при котором также выделяется два компонента в структуре правосознания: правовая психология и правовая идеология, но при этом делает акцент на их тесную взаимосвязь и взаимозависимость.

Так, правовая идеология есть результат деятельности законодателей, ученых-правоведов, юристов-практиков, установки которых зависят от особенностей их психологии, подвержены корпоративному влиянию и т. д. Поэтому творцы законов должны учитывать психолого-правовые традиции, сложившиеся в обществе.

Например, низкий уровень правовой информированности граждан, явно выраженный скептицизм в оценке деятельности правоохранительных и судебных органов, качества и силы действующего законодательства Российской Федерации.

Сторонники психолого-правового подхода в основу выделения структурных элементов правосознания положили его основные функции: познавательную, оценочную и регулятивную и, соответственно, выделили три его компонента: когнитивный, когнитивно-эмоциональный и интеллектуально-эмоционально-волевой.

Первый реализуется в жизни человека через знания и умения; второй выражается в оценочных мнениях субъекта о праве, а третий – в правовых установках личности.

Несмотря на разницу в подходах к структуре правосознания, все его авторы едины во мнении: невозможно сформировать высокую правовую культуру без воспитания уважения к правам и свободам человека и гражданина, уважении к традициям и законам.

Субъектами правосознания являются обычные люди, а им свойственно психологическое состояние. И. А. Ильин указывал, «что необходимо начать борьбу за укрепление и очищение современного правосознания». Когда большинство граждан имеет высокий уровень правосознания и правовой культуры, народ в состоянии правильно ориентироваться в них исходя из признания социальной ценности и важности права и осознания собственного избранного поведения. Это особо актуально в сегодняшних условиях, когда существует еще множество морально устаревших, не отвечающих интересам правового государства и гражданского общества социальных норм, когда процветают правовой нигилизм и коррупция. Здесь большое значение имеет исключительное право государства – принуждение.

На наш взгляд, право обладает огромными возможностями в создании системы формирования массовой нравственно-правовой культуры. «Именно право регулирует деятельность и поведение при помощи соответствующих дозволений и запретов.

Устанавливая взаимозависимость должного и возможного поведения, единство и равенство взаимных прав и обязанностей, право очерчивает границы свободы, становясь ее мерой»[5]. Принципы правовой законности и социальной справедливости играют большую роль в создании нравственной атмосферы, свободы, духовных ценностей, в которой любой человек может свободно жить.

Таким образом, все компоненты правосознания являются необходимыми для создания условий роста значимости права в жизни нашего общества. Правовое сознание граждан будет во многом зависеть от образования и последующего воспитания граждан посредством права.

Глава 2. Правовые аспекты формирования правового сознания

2.1 Проблемы формирования правового сознания в российском обществе

В российском обществе остро стоит проблема формирования правового сознания. В современной России роль правосознания при формировании правового государства и гражданского общества трудно переоценить[6].

Правосознание активно развивается и изменяется в зависимости от правовых и социальных условий, при которых реализуется.

Это одна из форм общественного сознания, однако, следует отметить, что она в полной мере не достаточно изучена правоведами, специфика правосознания как правового феномена состоит в раскрытии взаимодействий общества, права и личности. Оно «занимает особое место в структуре форм общественного сознания российского общества, оно обладает своим социально-правовым статусом в социуме и является реальным фактором изменения действительности»[7]. Правосознание оказывает большое влияние на правовую культуру и правоотношения в обществе, однако, к сожалению, состояние современного правосознания можно характеризовать как кризисное, что находит свое выражение в распространении правового нигилизма[8].

Именно от развития уровня правосознания во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в нашей стране, а также и возможность реализации прав и свобод человека и гражданина[9].

Исследователи данного процесса отмечают кризис правосознания современного общества как длительный процесс, который распространён как в пространстве, так и во времени.

И.И. Шационок отмечает, что «для российской действительности данная проблема имеет практическую актуальность, так как в настоящее время Россия переживает период становления новой государственно-правовой системы»[10]. Теоретическое понимание сущности и содержания правосознания дает возможность осмыслить основополагающие правовые идеи, через которые оно оказывает влияние на формирование правовой сферы общественной жизни[11]. Природа правового сознания общества сложна, поэтому данное явление исследуют с различных методологических позиций культурология, психология, юриспруденция и философия.

В юридической науке правовое сознание исследуется как совокупность представлений о мире с точки зрения права, именно эти представления мотивируют правомерное поведение[12]. Они служат источником для законотворческого процесса, являются основанием для деятельности по осуществлению законодательства, реализации, применению и соблюдению права.

Теоретики-правоведы в категориях правосознания раскрывают его основные признаки, анализируя правосознание как правовое явление, они рассматривают его социальное и правовое содержание.

Формирование правосознания обусловлено разнообразными факторами, поэтому анализировать его необходимо в тех общественных отношениях, в которых оно развивается.

Правовой анализ с точки зрения теории государства и права дает возможность понять природу правосознания и процесс его развитие. Исследуя природу правового сознания в качестве объекта научного анализа, как особой формы общественного сознания, теория государства и права позволяет выявить его связи с другими формами, механизмом детерминации, уровнем отношения общества и личности.

Дефиниций правосознания в науке существует большое количество, можно выделить ряд его общих признаков. Правосознание – это продукт целенаправленной и сознательной деятельности людей, который отражается в совокупности идеологических представлений и взглядов, чувств и оценок, как форма общественного сознания.

В правосознании отражаются субъективное отношение человека к государству, обществу и праву. «Правосознание проявляется в форме активных социально значимых действий в сфере общественных отношений, как урегулированных нормами права, так и требующих такого регулирования.

Правосознание – это отражение в сознании людей всех элементов правовых систем общества.

Можно выделить ряд признаков правосознания, которые составляют его сущность: это одна из сфер общественного сознания, которое имеет свой предмет исследования – правовую действительность или правовые явления должное, позитивное право, право ушедших времен и естественное право. В правосознание входит деятельность организаций, связанную с правом, реализация права и правотворчество, источники права и юридическая практика. У правосознания есть свой специфический язык, который включает в себя правовые категории.

Как мы отмечали ранее, структура правосознания состоит из следующих элементов: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология – это систематизированные убеждения, идеи и представления, которые вырабатываются в процессе осмысления права. Это рациональный компонент правосознания, можно выделить научную, поверхностную и бытовую идеологию.

В правовую психологию входят: переживания, настроения, чувства, эмоции, желания, привычки и желания. Это теоретически не осмысленное, непосредственное отношение к праву.

Например, страх перед наказанием, недоверие к правоохранительным органам, неверие в эффективность права. Некоторые исследователи выделяют сложные поведенческие элементы, которые включают в себя: идеологию, психологию (мотивы поведения), внутренние установки (готовность, предрасположенность) на какое-то поведение. Установки объединяются в систему личностных ориентаций и характеризуют жизненную позицию человека, его правовую ориентацию.

Правосознание можно классифицировать по субъектам, отражающим в своем сознании правовые институты: правосознание всего общества, групп и личности.

Правосознание общества – это сознание, которое преимущественно господствует среди большинства членов общества. Общественное правосознание включает в себя знания, накопленные уже прошедшими поколениями, зафиксированные в книгах и источниках права.

Правосознание отдельных социальных групп, это система, которая складывается из правосознания отдельных индивидов, входящих в данную социальную группу.

Индивидуальное правосознание отдельного лица, которое анализируется при привлечении человека к ответственности. В зависимости от него определяется мера наказания правонарушителю.

Особенность индивидуального правосознания – самооценка личности, т.е. оценка своего поведения с точки зрения соответствия праву, оценка своих знаний о праве и правовых явлениях.

Правовое воспитание – это процесс формирования определенного типа правосознания. Этот процесс может быть стихийным процессом формирования правосознания в обществе под воздействием окружающей среды (воздействия СМИ, деятельность госорганов), что может привести к антисоциальным последствиям, если человек видит вокруг себя массовое нарушение прав.

Правосознание может быть и целенаправленным, систематическим, направленным на изменение правового сознания людей. Направленность правового воспитания может быть позитивной для общества или негативной. Воспитание, направленное на получение знаний о праве, умение их использовать, называется правовым обучением.

Правовое воспитание имеет различные цели: цели, связанные с объемом познаний. Формирование обыденного правосознания, правосознания профессионала юриста, научного мировоззрения юриста. Правовое воспитание формирует знания людей о праве, чувства, оценки, ценности, установки на правомерное поведение, оно нацелено на формирование потребностей, непротиворечащих правомерному поведению, способствующее уважению к праву, навыков и привычек реализации права, а также на подавление антиобщественных установлений.

Эффективность правового воспитания показывает степень достижения поставленных целей. Средствами правового воспитания выступают: обучение, пропаганда права, самообразование и юридическая практика.

2.2 Необходимость повышения и развития правового сознания граждан

Существует множество научно-исследовательских работ по вопросу о правосознании граждан.

Многогранность этих теорий проявляется в том, что учёные мыслители жили в различные исторические эпохи и имели специфические взгляды и представления о мире.

Если взять одного из учёных А.П. Плешакова, то он указывает тот факт, что для России проблема формирования правовой культуры граждан, является первичной.

Эта одна из острых проблем в период, когда объективно происходит разрушение многих нормативных образцов, меняются ценности, идеи, представления и цели граждан, когда в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия и регулирования[13].

В современном мире существует постоянно назревающая проблема о правосознании. В создании правового государства и гражданского общества правосознание играет важную роль. Считается необходимым повысить правовое сознание граждан. Это важно для того, чтобы граждане были прежде всего независимыми относительно своих прав. Проявление это вытекает из того, что гражданин будет знать свои права и в процессе чего сможет ими полноценно воспользоваться.

Правовое сознание очень важный и неотъемлемый аспект в жизни каждого гражданина. В настоящее время, с развитием государства и демократии, с созданием социального государства, важное значение занимает минимальное отрицание права и повышение правового сознания.

Правовое сознание – это особый комплекс правовых взглядов, идей и оценок, а также убеждений, в которых выражается отношение индивида или общества к существующему праву.

Правовое сознание граждан занимает ключевое место в процессе образования и формирования социального государства. Правовое сознание основано на психологических, а также логических представлениях человека о праве и его сущности.

Причиной большинства революций была не социальная обусловленность государства. Для формирования социальной обусловленности граждан, необходимо развитое правовое сознание.

Правовая культура определяет уровень правосознания, включает степень знания права, на которое опирается исполнительная власть и должностные лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности и значимости права как неотъемлемой части каждого гражданина.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что правовое сознание и правовая культура соотносится как частное и общее.

Правовая культура содержит в себе правосознание граждан и определяет его уровень и оценку.

Необходимость повышения правового сознание заключается в том, чтобы предотвратить нарушения прав гражданина и обезопасить его от всех истекающих негативных явлений и процессов. Нарушения могут быть выявлены в незаконных действиях правоохранительных и судебных органов, в необоснованном отказе от предоставления услуг органами власти, отказ гарантий защиты от преступных посягательств и т. д. Причиной безнаказанности данных нарушений является отсутствие у граждан знаний нормативно-правовых актов.

При должном правовом сознании, гражданин должен понимать, что было нарушено его право и он обязан предпринять все необходимые процессуальные и материальные меры, для восстановления своего нарушенного права. Этот критерий помогает оценить уровень образования гражданского общества.

В формировании правового сознания граждан, главную роль и особое место занимают такие институты государства, как: семья, школа, университеты, правоохранительные органы, общественные организации и ассоциации, а также органы государственной власти.

Развитие правового сознания гражданина, способствует преодолению отсталых взглядов и идей отклоняющегося поведения, а также избегает случаев с различным произволом и определённым насилием над личностью. Гражданам необходимо иметь взвешенные правовые представления.

Так, например, борьба с преступностью играет ключевую роль в сознании граждан, и на этих началах укрепляется законность и прежде всего правопорядок в государстве. Без таких взглядов невозможно построить гражданское общество и правовое государство.

Ранее перечисленные институты государства должны преследовать перед собой цель становления сильной демократической и социальной государственности, а достичь этого можно путем просвещения граждан. Для повышения уровня правовой культуры необходимо прежде всего правовое формирование и правовое воспитание личности. Эти два понятия с первого взгляда схожи, но на самом деле они не являются тождественными.

Под правовым формированием мы может назвать (правовое воспитание в широком смысле), – то есть весь процесс получения знаний о праве и формирование правовой культуры под влиянием самых различных факторов (идеологических, политических, экономических, социальных и т.д.).

А правовое воспитание содержит в себе ряд некоторых основных задач, которые формируют правовое сознания и правовую культуру у граждан. В задачи становления правового воспитания входит формирование: знаний о праве; умений применять эти знания на практике; а также привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Так же для повышения правовой культуры и правового сознание граждан, необходима так называемая пропаганда, которая будет освещать граждан знаниями о праве и его сущности. Так же, помимо этого, чтобы повысить уровень правовой культуры в государстве, необходимо правовое воспитание граждан.

В этом заключается принятие каких-либо мер к правонарушителям, с целью их правового воспитания. Правовым воспитанием занимаются органы внутренних дел, суды, прокуратуры, а также органы, исполняющие наказания (ФСИН) и др.

Прежде всего заботиться о повышении правовой культуры граждан должно государство. Это должно быть в их интересах. Государство как орган власти должен проводить различного рода реформы, а также ставить перед собой задачи, которые будут направлены на повышение правового сознания и правовой культуры граждан.

Задачи могут быть различного рода и рассчитанные на значительный круг людей. Примером задач может служить: предоставление доступа гражданам к нормативно-правовым документам; проведение мероприятий среди школьников и студентов, связанных с правовыми процессами и явлениями. Государству тяжело одному преодолевать трудности, связанные с повышением правовой культуры граждан.

Для реализации государственных задач, гражданам необходимо прислушаться к Государственным мероприятиям и иметь взвешенные идеи и представления о праве.

Порой, человеку приходится тяжело в понимании и осознании всех правовых явлений. Если рассматривать право с субъективной точки зрения, то оно делится на: индивидуальное и коллективное.

Наиболее эффективным способом повышения правосознания, является коллективный метод. Поскольку коллективное правосознание отражает представления отдельных достаточно широких по составу социальных слоёв населения, выделяемых в виде этноса (классы, сословия, нации, население того или иного региона и т.д.).

В последствии чего они формируют единое представление о праве и ставят общие задачи для повышения правосознания.

Хотелось бы добавить тот факт, что странах Азии и Европы, граждане обладают развитой правовой культурой и чётко понимают грань своих прав и свобод. Этот факт свидетельствует о том, что в правовое сознание граждан этих стран на достаточном уровне развития. Если сравнивать РФ с развитыми странами Европы и Азии, то хотелось бы сказать только то, что нам необходимо повышать правовую культуру и формировать правовое сознание граждан для того, чтобы находится на одном уровне с развитыми странами, а также для нормального функционирования граждан во взаимодействии с правовыми процессами.

Государство не может задействовать все стороны общественной жизни, поэтому в качестве помощника выступает общество, которое так же помогает повышать уровень правового сознания.

Если происходит так называемое нарушения правовых норм, то человек не должен молчать и оставлять всё так, как есть. А он должен предпринимать какие-то меры, бороться с лицами, которые нарушают права граждан и принимать необходимые меры для того, чтобы восстановить справедливость. Каждый гражданин должен не оставлять эти негативные явления без внимания, а наоборот, должен бороться за правду.

Благодаря этим процессам, у граждан формируются некоторые представления о праве, в процессе которых люди повышают свою правовую культуру.

Важно повышение правового сознания граждан, поскольку оно предусматривает из себя построение полноценно функционирующего гражданского общества и правового государства со здравыми идеями и представлениями.

Благодаря повышению правового сознания, общество сможет обезопасить себя от внутренних и внешних факторов влияния на целостность государства и зная свои права, будет уверенно в нём их осуществлять.

В заключение хотелось бы сказать, что повышение правовой культуры и правового сознания зависит прежде всего от правового формирования и правового воспитания граждан. Они занимают ведущую роль в процессе формирования правовой системы, а также и государства в целом. Без трезвых взглядов на право, идей и убеждений о всех правовых явлениях, общество не сможет окончательно стать гражданским, а государство – правовым и социальным. Поэтому нужно предпринимать как можно больше мер и ставить задачи по решению проблем, связанных с повышением правовой культуры граждан.

Глава 3. Проблемы деформации правового сознания

2.1 Правовой нигилизм

Чтобы понять проблему правового нигилизма, следует обратиться к истории. Это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а естественная потребность в формировании правосознания граждан для решения злободневных проблем, которые затрагивают важные аспекты жизни современного государства и общества, права и обязанности граждан, взгляды на власть и деятельность государственных органов, восприятие принимаемых законов в зависимости от степени их реализации на практике, то, как каждый индивидуально понимает законы, соблюдает их.

Именно по тому, что понимание законов наступает у каждого индивидуально и возникают различные деформации правового сознания, такие как: правовой нигилизм, правовой инфантилизм, правовой дилентализм, правовой фетишизм (идеализм).

Что же такое правовой нигилизм? В широком смысле нигилизм (в переводе с латинского nihil-ничто, ничего) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно, но наибольшее распространение получил в прошлом столетии, главным образом в Западной Европе и в России. Поэтому особое внимание уделялось способам составления законов: законы должны быть однозначными, не допускающими разного толкования, «обладать совершенной непорочностью».

Жан Жак Руссо полагал, что законы – необходимое условие гражданской ассоциации общежития. Знаменитый философ Платон в своем диалоге «Законы» отмечал, что государству, где закон – владыка над правителями, а они его рабы, уготовано спасение и всякие блага». Известный немецкий философ Ницше употреблял понятие нигилизма в социально-культурном значении, провозглашая «переоценку ценностей», то есть отрицание выработанных человечеством культуры, норм морали и справедливости.

Рассматривая природу проблемы правового нигилизма, необходимо затронуть понятие «правосознание». Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп, классов к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным или неправомерным. Правосознание есть отражение права в сознании общества, личности.

Явление объективное, поскольку человек, рождаясь в обществе, впитывает в себя, в процессе социализации, те ценности, которые были созданы всеми предшествующими поколениями. Правосознание является основой правовой жизни общества, фундаментом для реализации законов гражданами. Проблема правового нигилизма как вариант современного российского правосознания – актуальнейшая проблема юридической науки.

Невежество управленческого аппарата и народа, слабая информированность в законах, порой умышленное, а чаще всего неосознанное интуитивное желание проигнорировать, обойти и даже нарушить законодательные акты при условии, что санкция мала, а выгода при этом существенна.

Преодоление правовой нигилизма – это длительный процесс, предполагающий изменение объективных факторов жизни общества и направленный на создание качественно-обновленной социально-правовой среды, утверждение в обществе идеи господства права как одной из важнейших общечеловеческих ценностей.

В целом правовой нигилизм, в традиционном его понимании, воспринимается как явление деструктивное, особенно в наше время, так как зачастую принимает разрушительные формы, ведь нигилизм – это стереотип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает. Ведь правовой нигилизм характеризуется неверием в законодательство и его реальную возможность каким-либо образом воздействовать на жизнь в стране.

Для того, чтобы народ не потерял веры в сильную и суверенную власть от законодателей требуется тщательный анализ многих аспектов при принятии законов, а от народа проявлять компетентность в правовых вопросах, с пониманием относиться к тому, что для претворения закона в жизни требуется не только государственная инициатива, но и готовность граждан подчиняться и исполнять принятые нововведения, которые могут улучшить жизнь.

Синтез государства и общества поможет избежать деформации правового сознания и преодолеть правовой нигилизм, что в конечном счете обеспечит будущее России.

2.2 Правовой идеализм

Правовой идеализм – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы. Сторонники «правового идеализма» убеждены, что рассмотрение и принятие грамотных законов помогут изменить положение дел в наилучшую сторону. Однако, представленное мнение неправильно и ошибочно, поскольку право не всесильно, а методы правового регулирования нуждаются в определенных условиях для их осуществления.

Также не стоит забывать и про правовой нигилизм, который противостоит правовому идеализму, хотя в то же время тесно взаимосвязан с ним. Если правовой идеализм означает переоценку, идеализацию права, то правовой нигилизм означает недооценку и игнорирование права. Два этих термина зависят напрямую от юридического невежества, неразвитости и деформированного правосознания, дефицита политической и правовой культуры.

Для того чтобы определить причины зарождения и возникновения как правового идеализма, так и правового нигилизма, нужно заглянуть в историю. Говоря о правовом нигилизме, можно рассмотреть острую фазу его развития в XIX в.

Неверие в закон и само право характерно для России с далеких времен. Еще А.И. Герцен говорил: «правовая необеспеченность, искони тяготевшая над народом, была для него своего рода школою. Полное неравенство перед судом убило в нем всякое уважение к законности. Русский, такого бы звания он ни был, обходит и нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, совершенно также поступает правительство»[14].

В период перестройки у большого количества людей сложилось ошибочное мнение; считалось, что для того чтобы решить все сложнейшие и острейшие проблемы общества, необходимо лишь принять грамотные и четкие законы, и жизнь сразу улучшится. Но такого, естественно, не произошло, законы принимались, положение дел стояло на том же самом месте и нередко даже ухудшалось[15].

В России правовой идеализм получил особое развитие и распространение в правовом сознании на уровне государственного аппарата власти, а в 1990-х годах – и в широких народных массах, соревнуясь с правовым нигилизмом.

Основные формы проявления правового идеализма выражаются в нереалистичности отношения к праву со стороны правоведов, в восприятии права как абстракции, оторванной от жизни, в слепой вере граждан в «четкие и грамотные законы», которые якобы способны быстро изменить жизнь. Буквальное восприятие права как средства регулирования общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной жизни общественные отношения регулируются не только правом.

Неправильное понимание должностными лицами и государственными органами возможностей закона, а также пределов его правового воздействия, то есть не ко всем общественным отношениям можно применить право, также не все сферы жизни находятся в правовом поле зрении, например, личные, семейные отношения, отношения между детьми и т.д.

Причины же, которые повлияли на распространение правового идеализма в России, разнообразны. Можно выделить такие, как особенности исторического развития государства, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций, историческое всемогущество государства и вместе с ним подчиненного ему права и многие другие.

Способами борьбы с правовым идеализмом можно считать следующие факторы, например, ужесточение порядка законности в стране, гарантированность законных прав, интересов и свобод граждан, уменьшение количества принятия нормативно-правовых актов в стране, улучшение их качества, внимание законодателя на саму реальность, выраженную в наложении к жизни принимаемых им актов, усиление юридических наук, создание и усовершенствование грамотных и четких механизмов для реализации законов и подзаконных актов, а также правовое воспитание[16].

Правовой идеализм и правовой нигилизм – схожие и взаимосвязанные понятия. С одной стороны, правовой идеализм оборачивается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм порождает правовой идеализм. А это значит, что бороться необходимо, как и с правовым идеализмом, так и с правовым нигилизмом.

На практике же неграмотно и ошибочно возлагать на право определенные надежды, поскольку оно не всесильно. Глупо требовать от права большего, чем оно заведомо может дать, как в частности обществу, так и в целом государству, ему необходимо определить соответствующие место и роль, из которых будут вытекать объективные возможности данного института. Непосильные праву задачи могут только скомпрометировать его. Исходя из этого, право нельзя возводить в абсолют.

Кроме того, пресса часто и много писала в негативных и иронических нотах, о «буме» законотворчества, о «мертворожденных» и полузабытых законах.

Стоит отметить, что это продолжалось и в период деятельности бывшего Верховного Совета России, а также ныне действующего Федерального Собрания. Однако быстрые и легкие решения найти очень тяжело. Необходимы такие меры, как социальные, экономические, политические, организационные и другие.

Только совокупность действий данных факторов может дать нужный и желаемый эффект. У большинства людей правовой идеализм вызвал неверие в законодательные, конституционные пути разрешения настоящих проблем, а также и в новые прогрессирующие институты. Те же самые лозунги и фразы, употребляемые в период перестройки, страдали идеализмом, а после и в период реформации, а именно она заключалась в ускорении социального, экономического развития, в искоренении пьянства, в резком повышении жизненного уровня народа, в грамотном и правильном применении демократии, гласности и др.

Известным правовым моментом можно считать положение Конституции РФ, а именно ст. 1, которая говорит, что Россия уже сегодня является правовым государством.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здесь явно желаемое принимается за действительное. Скорее всего, это цель, лозунг, перспектива на будущие, а не факт, хотя в роли программной данная концепция, возможно, и заслуживала провозглашения в высшем нормативно-правовом акте страны.

Другими словами, положительная черта заключается в том, что такая цель намечена, законодательно закреплена, так как умолчание по данному поводу было бы вообще непонятным.

Абсолютизация права, наделение его нереальными свойствами сродни поклонению искусственно созданному идолу. Такое обожествление явления – это существование в мире сказок и иллюзий.

Поэтому отсюда и молниеносный рост законов, постановлений, указов за последний промежуток времени; поиск правильного решения проблем именно в них.

Хорошая, даже великолепная, фраза есть у древних греков, которая гласит: в наиболее испорченном государстве – наибольшее количество законов. Откровенно говоря, можно смело заявить, что сотнями либо даже тысячами законных положений не изменить положение в стране, если только они не подкрепляются иными мерами.

Продолжение реформ в России требует грамотной правовой основы, будь то в экономической, политической сферах. В соответствии с Конституцией РФ законы призвана принимать Государственная Дума. Однако при этом не стоит забывать, что «слуги народа» должны иметь четкое представление о рамках и реальных возможностях юридических законов, которые воплощаются в жизнь.

В негативном случае как общество, так и государство снова будут жить в мире иллюзий. Как говорится, чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться. Очень важно преодолеть как правовой нигилизм, так и правовой идеализм, которые с каждым днем все сильнее подпитывают друг друга.

2.3 Иные формы деформаций правового сознания

Проблема деформации правосознания в последнее время находится в центре внимания многих исследователей, эта проблема современного общества признается не только на теоретическом, но и на государственном уровне. К числу наиболее часто упоминаемых форм деформации правосознания относятся правовой нигилизм, правовой идеализм.

Наряду с указанными можно встретить упоминание и о иных формах деформации, таких, как правовой инфантилизм, негативно-правовой радикализм, спекулятивно-правовой популизм, правовой эгоцентризм, перерожденное правосознание и др.

Одной из наиболее мягких форм деформации правосознания является правовой инфантилизм.

Под ним принято понимать несформированность правового сознания, обусловленную недостаточностью правовых знаний и отсутствием четко определенных правовых установок[17].

Чертами данного вида деформации являются отсутствие у субъекта потребности в правовой осведомленности, а также готовности поступать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовой инфантилизм затрудняет осуществление правосознанием его основных функций. В данном случае у субъекта отсутствует четкая правовая установка на совершение как правомерных, так и противоправных деяний. Инфантильное правовое сознание может иметь различную степень искаженности: от незначительных пробелов в правовых знаниях до полной несформированности всех уровней его функционирования.

Несформированность правосознания означает, что субъект по каким-то причинам получил недостаточный уровень знаний о праве. Данное обстоятельство отрицательно влияет на взгляды и установки, не позволяет правильно осознавать и признавать правовую реальность, строить свое поведение соответствующим образом.

Не менее распространенной формой правового инфантилизма является пробельность правового сознания.

В.К. Бабаев и В.М. Баранов считают, что «пробел правосознания – особая разновидность его дефектности, возникающая либо на основе полного отсутствия знания о каком-либо элементе правовой действительности, либо на основе забывания таких знаний»[18].

При наличии пробела правосознания у индивида в конкретный момент отсутствует информация о каком-либо элементе правовой действительности, что исключает его позитивное отношение к закону и иным правовым ценностям.

Пробел правосознания характеризуется также незнанием закона и безразличным отношением к нему, что нередко приводит к совершению индивидом правонарушений. В разрезе профессиональной деятельности правовой инфантилизм может объясняться неспособностью личности к восприятию правовых знаний. Результатом подобного отношения являются ошибки, неряшливость и брак в работе, должностной произвол.

Итак, правовой инфантилизм является наименее опасной формой деформации правового сознания, при которой лицо (или группа лиц) либо не знает о существовании правовых норм, либо имеет искаженное представление об их содержании и назначении.

Однако данное явление несет скрытую угрозу: непрерывно развиваясь и повторяясь, оно становится предпосылкой для более опасного вида деформации – правового нигилизма – убеждения в том, что правовые требования и запреты носят формальный характер, что нужно придерживаться личных желаний и интересов.

Заключение

Таким образом, проблема правового сознания являлась актуальной во все исторические эпохи. Этой тематике уделяли внимание как древние философы, так и современные ученые. Следует учитывать, что трактовка понятия «правовое сознание» была различной в разное время.

Правосознание рассматривалось как совокупность мнений, которые отражают отношение всего общества к праву. Заметим, что человек в своей жизнедеятельности использует принадлежащие ему правовые возможности, к которым можно отнести права, свободы и законные интересы. Для реализации этих прав и свобод человеку необходимо как существование соответствующей юридической информации, так и наличие самого правосознания. Важно, что правосознание очень тесно связано с правом в целом. С одной стороны, правосознание предшествует праву, так как право выражает мнения, существующие в обществе, а с другой стороны, сложившаяся в данном обществе правовая система является главным фактором, который и воздействует на правосознание. анализируя структуру правового сознания, обычно рассматривают правовую психологию, правовую идеологию и поведенческий компонент. Последний элемент особенно информативен, поскольку отражает итоги практической жизни конкретного индивида и общества, в конечном счете свидетельствует об уровне правовой культуры.

Таким образом, в самом общем виде правосознание представляет собой систему оценочных суждений, регулирующих поведение членов общества. На наш взгляд, одной из важнейших составляющих правосознания является «осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям».

Представляется, что правосознание является и способом мышления, и системой отношения к действительности. Правовое сознание взаимодействует и во многом зависит от моральных воззрений, политических взглядов, идеологических теорий. Размышляя над этим тезисом, считаем, что моральные воззрения являются регулирующей системой, которая обязательна для каждой ступени развития общества. И если право исходит только от государства, то мораль сама по себе поддерживается только общественным мнением. В свою очередь политические взгляды характеризуются идеями, представлениями, мнениями, отражающими политическое бытие в части, касающейся правового сознания. Свое действенное проявление они находят в предметном отношении к политическим реалиям, в поведении и поступках людей. Идеологические теории представляют собой совокупность упорядоченных взглядов, которые выражают интересы различных социальных групп. Таким образом, подводя итог сказанному, отметим, что правосознание является важной дефиницией юриспруденции.

Правовое сознание совершенствует юридическую действительность, вследствие чего возникают разнообразные правовые теории и учения, которые призваны выявить, объяснить закономерности государственно-правового развития общества.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята Всенародным голосованием12 декабря 1993 г. (с учетом правок, внесенныхФКЗ РФоправках к КонституцииРФот30.12.2008№ 6-ФКЗ, от05.02.2014 №2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

Специальная научная и учебная литература

  1. Абдулаев, М. И. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. И. Абдулаев. – М.:Право, 2016. – 320 с.
  2. Бошно, С. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / С. В. Бошно. – М.:Эксмо, 2015. – 464 с.
  3. Венгеров, А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ А. Б. Венгеров – М.:Омега-Л, 2014. – 608 с.
  4. Гайков, В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Гайков. – М.:Феникс, 2016. – 704 с.
  5. Давыдов, Я. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Я. В. Давыдов. – М.:А-ПРИОР, 2016. – 244 с.
  6. Дмитриев, Ю. А.Пиголкин, А. С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Ю. А. Дмитриев, А. С. Пиголкин. – М.:Юрайт, 2017. – 768 с.
  7. Капицын, В.М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ В.М. Капицын – М.:ИНФРА-М, 2017. – 322 с.
  8. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. В. Лазарев. – М.: Юрайт, 2015. – 640 с.
  9. Любашиц, В. Я. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Я Любашиц. – М.:Феникс, 2016. – 303 с.
  10. Малько, А. В. Теория государства и права:учебник для юридических вузов и факультетов / А. В. Малько. –М.:Норма, 2017. – 640 с.
  11. Марченко, А. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М. Н. Марченко. – М.:Проспект, 2015. – 652 с.
  12. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.:РИОР, 2014. – 528 с.
  13. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / Л.А. Морозова. – М.:Норма, 2016. – 464 с.
  14. Нерсесянц, В. Проблемы общей теории права и государства: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Нерсесянц. – М.:Норма, 2016. – 832 с.
  15. Пиголкин, А. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ А. Пиголкин. – М.: Юрайт, 2016. – 752 с.
  16. Рассолов, М. М. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ М. М. Рассолов. – М.: Юрайт, 2017. – 640 с.
  17. Рассказов, Л. П. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов/ Л.П. Рассказов. – М.:РИОР, 2016. – 475 с.
  18. Смоленский, М.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / М.Б. Смоленский. – М.:ИНФРА-М, 2018. – 272 с.
  19. Старков, О.В. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / О.В. Старков. – М.:Дашков и К, 2017. – 372 с.
  20. Хропанюк, В. Н. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / В. Н. Хропанюк. – М.: Омега-Л, 2016. – 334 с.

Периодические издания

22) Дакашев М. Ж. Правовой нигилизм: взгляд на проблему // Молодой ученый. – 2017. – №12. – С. 592 – 594. 

23) Дакашев М. Ж. Необходимость повышения правового сознания граждан // Аллея науки. – 2017. – № 9. – С. 34 – 35.

24) Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД. – 2017. – № 21. – С. 81 – 86.

25) Хасбулатова Н. А. Низкий уровень правосознания как элемент социума // Молодой ученый. – 2018. – №30. – С. 341 – 343.

  1. Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД. – 2017. – № 21. – С. 81.

  2. Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД. – 2017. – № 21. – С. 83.

  3. Ильин И. А. Путь к очевидности. – М.: Республика. 1993. – С. 81.

  4. Смазнова О. Ф. Право и время / НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2004. – С. 81.

  5. Жидовцева О. А. Правовое сознание: основные подходы к определению и классификации // Вестник Нижегородской академии МВД. – 2017. – № 21. – С. 81.

  6. Рубанцова Т.А., Фомина Н. А. Проблема построения правового государства в России // IV Международная научная конференция. «Юридические науки: проблемы и перспективы». – Казань, 20-23 мая. – 2016. – С.23.

  7. Рубанцова Т.А., Шационок И.И. Концептуальные подходы к определению правосознания в современном обществе: социально-философский аспект // «Идеи и идеалы». – 2011. – № 4. – Т.2. – С. 63.

  8. Кунина А.Н., Рубанцова Т.А. Проблема преодоления правового нигилизма // материалы IV Международной научной конференции. «Юридические науки: проблемы и перспективы». – Казань, 20-23 мая. – 2016. – С.16.

  9. Глиос Г.Н. Социально-философский анализ правосознания переходного периода в постсоветской России: Автореф. дис… канд. юр. наук. – Барнаул, 2007. – С. 6.

  10. Рубанцова Т.А., Шационок И.И. Концептуальные подходы к определению правосознания в современном обществе: социально-философский аспект // «Идеи и идеалы». – 2011. – № 4. – Т.2. – С. 63.

  11. Байниязов Р.С. Духовно-культурное правосознание как основа осуществления правовой политики // Вестник Самарской государственной экономической академии. Самара. – 2004. – № 2 (14). – С.34.

  12. Рубанцова Т.А. Проблема формирования гражданского общества в России// Научные труды Российской академии юридических наук. – Москва, 2004. – Т.1. – С.136.

  13. Плешаков А.П. Правовая культура и становление новой российской государственности II Правовая культура. – 2007. – № 1. – С. 46.

  14. Герцен А.И. Собрание сочинений. – М., 1959. – Т. 7. – С. 251.

  15. Туманов В.А. Советское государство и право. – 1989. – № 10, 19. – С. 20

  16. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны одной медали // Известия вузов. Правоведение. – 1994. – № 2. – С. 205.

  17. Баранов П.П. Правосознание и правовое воспитание // Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. – Н. Новгород: Изд-во Нижегор. ВШ МВД РФ, 1993. – С. 482.

  18. Бабаев В.К. Общая теория права. Краткая энциклопедия / В.К. Бабаев, В.М. Баранов. – Н. Новгород, 1998. – С. 87.