Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки правового государства (Возникновение и развитие идеи правового государства)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования: политико–правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.

Проблема развития правового государства очень актуальна по сегодняшний день. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом и которая обеспечивает индивидуальную свободу посредством права.

Цель курсовой работы – системный, комплексный сравнительный анализ и обобщение идей становления и развития правового государства на различных этапах своего развития.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1) определение понятия, признаков правового государства;

2) определение путей формирования правового государства;

3) рассмотрение вопросов взаимодействия гражданского общества и правового государства в контексте выявления проблематики, ее разрешения и перспектив развития в будущем;

4) формирование правового государства в современном российском обществе.

Объект исследования – правовое государство.

Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки; проблемы формирования правового государства в Российской Федерации.

Методологической основой исследования являются: диалектический, логический, системный, формально–юридический, исторический и другие методы научного познания.

Глава I. Возникновение и развитие идеи правового государства

Правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, строящаяся во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Либо можно выразить так: правовое государство – это государство, где все люди имеют равные и гарантированные права. Власть формируется на основе волеизъявления большинства избирателей, отражает интересы всех слоев населения и обеспечивает установленный в обществе порядок.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, - писал Аристотель, - нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали важное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Аойелли и Ж. Боден. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободу.

Формирование правового государства – это сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизни экономической, политической и правовой реформ, создание нравственности устоев и общечеловеческих ценностей, роста духовной культуры, построение цивилизованного, демократического и гуманистического, гражданского общества.

1.1. Идеи правового государства в XVIII-XIX в.в.

В период буржуазных революций возникали новые подходы к идее правового государства. В борьбе с абсолютизмом родилась идея пра­вовой организации государственной жизни, которая исключает монополи­зацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей личную сво­боду посредством права.

Большой вклад в теорию правового государства в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Размышляя о пределах госу­дарственной власти, Д.Локк, например, среди неотчужда­емых прав выделяет собственность и свободу мнений. Всякое покушение на право собственности (лишение части собственности, по­вышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотиз­ма. Чтобы не допустить злоупотребления властью, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить за­конодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества». На качественно новую ступень обоснование идеала правового государст­ва было поднято в теории родоначальника классической немецкой филосо­фии Иммануила Канта (1724-1804 гг.), именно он первым употребил выражение "правомерное государство". Согласно знаменитому определению государства, который сформулировал Кант, в «Метафизике нравов», оно пред­ставляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовыми конам». Кант не употреблял еще термина «правовое государство», а ис­пользовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства было на­звано верховенство правового закона. Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная власть. Ис­полнительная власть подчинена законодательной власти. Судебная власть на­значается исполнительной властью, следовательно, должно обеспечиваться равно­весие властей, а не просто их разделение.

Теоретической конструкцией правового государства, которая сложилась в политико-правовой доктрине XVIII – XX в.в., включает в себя: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; верховенство правового закона; взаимную ответственность личности и государства; доминирование общественно дозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическими принципом «дозволенное всё, что не запрещено законом»; установление реальных гарантий прав и свобод личности.

В высокоразвитых странах Запада процесс формирования правового государства занял целые столетия. В Англии начало этого процесса было положено принятием Билля о правах (1689г.); в США – Декларации о независимости (1776г.); во Франции – Декларации прав человека и гражданина (1789г.). В большей или меньшей степени успешно эти процессы были завершены только к середине XX в. Принято считать, что сейчас около 20 государств можно назвать правовыми с определёнными оговорками. Отличительной чертой формирования правового государства в этих странах, несмотря на региональные особенности путей его достижения, явилось следующее: все они оказывались связанными с подъемом материального и духовного уровня жизни населения, развитием общей, политической и правовой культуры, борьба трудящихся масс за демократию и незыблемость прав человека.

1.2. Тема правового государства в русской политико-правовой мысли

В русской политико-правовой мысли – тема правового государства поднималась в трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.

В полной мере русская концепция правового государства сложилась в работах известных правоведов и философов предоктябрь­ского периода: Н. М. Коркунова, С. А. Котляревского, П. И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чиче­рина, Н.А. Бердяева и других. Большая часть из них относились к представителям русского либерализма. Либерализм в России во вто­рой половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской Империи в соответствии с образцами европейского пути развития.

Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, все­общее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.

Советская государственно-правовая наука идею правового государ­ства считала буржуазной.

В период перестройки и после краха социалистической системы в нашей стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Основываясь на научный потенциал про­шлого и настоящего, практический опыт построения и функциониро­вания правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль на­метили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.

Глава II. Понятие и Признаки правого государства

2.1 Понятие правового государства

В общественном сознании правовое государство означает такое государство, власть которого основана на праве, которая им же ограничивается и через него реализуется. Но такое представление, хотя и верное, по сути, разумеется, недостаточно для адекватного понимания феномена правового государства, представляющего собой сложную, многофакторную систему.

Таким образом, в правовом государстве можно выделить два главных элемента:
1) Свободу человека, наиболее полное обеспечение его прав.
2) Ограничение правом государственной власти. В общем философском смысле свобода может быть значима как способность человека действовать в соответствии со своими интересами, опираясь на познание объективной необходимости.

В правовом государстве в отношении человека надо создавать условия для его юридической свободы, такой механизм правового стимулирования, в основе которого «дозволено все, что не запрещено законом». Человек, как автономный субъект, волен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, совестью. Право, являясь формой и мерой свободы, должно по максимуму раздвинуть границы ограничений личности в первую очередь в экономике, в сфере внедрения научно–технического прогресса, в производство и т.п. Считается, что не случайно в современный период в Российской Федерации приняли пакет основных экономических законов, посвященных собственности, земле, налоговой системе, приватизации государственных предприятий и т.д., заключают в себе многообразие форм собственности, открывают инициативу для людей, дают возможность почувствовать себя владельцами своей жизни.

В современном мире проблемы прав человека выходят на международный, государственный уровень, что определяет правомерность их приоритета над проблемами государства, говорят об их общенациональном характере. Права человека всё прочнее становятся точкой отсчёта в национальных правовых системах, правовом регулировании. Права человека в правовом государстве определяются общими закономерностями возникновения и функционирования, ведь существовать и действовать подобные могут только в одной «связке».

Оба феномена, (как отражено в названии) имеют в своей основе право, хотя роль последнего для них практически прямо противоположна, однако одновременно и внутренне едина. Это доказывает, что соединяющим звеном между человеком и государством должно выступать именно право, а отношения между ними должны быть исключительно правовыми. Именно в связывании, ограничении правом государства и кроется сущность правового государства.

Право здесь выступает как антипод произвола и как барьер на его пути. Поскольку политическая власть (а в особенности власть исполнительная) имеет склонность развиваться в различные злоупотребления, для неё нужны надёжные правовые рамки, которые ограничивают и сдерживают подобные склонности, возводящие заслон её необоснованному, и незаконному превышению, против прав человека. Правовые ограничения необходимы для того, чтобы недостатки властной личности не превратились в пороки всей государственной власти. Поэтому можно сказать, что правом ограничиваются не собственно управляющие воздействия со стороны государственных структур на личность, а только необоснованные и противоправные ущемления интересов граждан. Поэтому в условиях демократии право, как бы «меняется местами» с государством: утверждается верховенство первого, и возвышается над вторым. Таким образом, правовое государство — это такая организация политической власти, которая создаёт условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, и наиболее последовательного связывания с помощью права государственной внести в недопущения злоупотреблений.

Концепции современного понятия правового государства сводятся к тому что: Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, роль которого - обеспечивать свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложении, ответственное за правопорядок, который гарантирует человекy свободу и безопасность, так как духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, в котором определяется господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высший уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в том числе в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.д.

В современном правовом государстве существуют основы правового государства: многообразие форм собственности и свобода предпринимательства (это экономическая основа); демократия, парламентаризм, суверенность государства, наличие конституционных актов (это политическая основа); высокий уровень политической и правовой культуры; единая и не противоречивая система законодательства; соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права; наличие гражданского общества (это социальная основа); общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести, а также достоинства (это нравственная свобода).

2.2. Признаки правового государства

Основными признаки правового государства являются:

1. Верховенство закона в разных сферах жизни общества.

2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей: законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность личности и государства.

4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.

5. Политический и идеологический плюрализм, который заключается в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.

6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- установление парламентской системы управления государством;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узко нормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта.

Правовое государство – это путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самой ценности человека.

Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства в господстве права, в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни различным направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует только в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и другое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1. Государству присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.

2. Государство представляет собой политическую организацию общества, которая основывается на соответствующем социально-экономическом базисе общества.

3. Обладает специальным государственным механизмом.

4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.

5. Существует благодаря налогам и другим различным сборам.

6. Обладает государственным суверенитетом.

Особенности механизма правового государства заключаются в следующем: все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, только в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, которые гарантированы конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализовываются с помощью его механизма.

В связи с этим, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления, однако демократический характер обуславливается ответственностью перед обществом, на службе которого он находится.

Первый важный этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защиты граждан;

Второй этап - это утверждение рыночной экономики разнообразных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.

2.3. Система разделения властей в правовом государстве

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип определяет, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Данное разграничение направлено на то, чтобы удерживать власть от возможных злоупотреблений, и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен вечной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения.

Следовательно, верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, которые приняты законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от различных нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но также тем, как организована государственная власть, в каких формах она осуществляется и какими органами. Необходимо обратиться к теории разделения властей. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, которая не связана правом, эти ветви власти должны быть разграничены, разделены и обособлены.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, которые осуществляют законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную говорит, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается любая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.

2.4.Верховенство правового закона

Когда ведется речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, который обладает высшей юридической силой, то имеется в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его. В том числе недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Помимо того, все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом, а для этого они должны быть информированы о его содержании.

Правовое государство также предполагает правовую устойчивость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление, иначе тогда она перестает быть "основным законом государства", обладающим долгосрочным характером. Поэтому бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российской Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречат природе правового государства и делают нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

Укрепление законности остается важнейшей задачей, так как это - центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.

Все правовые акты, которые издаются в Российской Федерации, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, которые издались в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности КС РФ, о порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и прочее.

По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Федерации (о назначении счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии) каждая палата принимает собственные постановления. По всем остальным вопросам, прямо не отнесенным к компетенции палат Федерального Собрания, возможно лишь принятие федеральных законов.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, не противоречащие Конституции и обязательны на всей территории Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, и также обеспечивает их исполнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, нормативных указах Президента. Конституция Российской Федерации - это юридическая база всего законодательства, в которой закреплены основы экономической, социальной и политической организации общества, устанавливается механизм государственной власти и управления, основные права и обязанности граждан. Вытекает значение Конституции как Основного Закона государства.

Важно максимально стремиться к тому, чтобы Конституция занимала важнейшее место в правовой системе, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основные положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для практической реализации ее норм, как правило, нужны вторичные законодательные акты, которые детализируют конституционные установления в такой мере, в какой это необходимо для их претворения в жизнь. Однако в важных вопросах и сама Конституция должна быть в достаточной степени конкретной для того, чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для государственных органов, должностных лиц. К числу вышеуказанных норм, относятся те, которые закрепляют основные права, свободы и обязанности граждан, и реальность которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта, касающегося механизма реализации указанной группы конституционных норм.

Ученые-юристы, которые занимаются разработкой проблем правового государства и связывающие формирование его основ, прежде всего с реализацией принципа верховенства закона как основной общедемократической ценностью, уделили внимание понятию правового закона, необходимости придания законам, в том числе и Конституции, прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону.

В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России.

Статья 15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации".

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В условиях становления и формирования правового государства существует необходимость единого правового поля. Существует необходимость обеспечить схожесть конституций и законов республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Конституционный Суд Российской Федерации выполняет эту функцию.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров. А также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации - это установлено статьёй 125 Конституции Российской Федерации .

Единое правовое пространство характерно для современного демократического государства, что определяет эффективность правового закона. Принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными актами - это и есть приоритетное значение для правового демократического государства. Конституционному контролю подлежать подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения, приказы, инструкции. Это означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности или после определенной судебной стадии подтверждены как соответствующие конституции и иным законам.

Национальной идеей становится наличие единого правового пространства. В странах Западной Европы концепция правового пространства наряду с концепцией европейского экономического пространства, получает все большее признание, и выражается в борьбе с терроризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между правоохранительными органами.

2.5 Права и свободы человека в правовом государстве

Верховенство закона предполагает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за действующим законодательством. Любое ущемление прав человека недопустимо в правовом государстве. Правовое государство обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В связи с этим оно приобретает проблему правового равенства в различных сферах жизни общества и государства, которое имеет принципиальное значение. Её решением является создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.

В международных актах содержится перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный исключительно правовому государству. В первую очередь это следующие международные акты: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 г. В указанных актах закреплен и гарантирован перечень прав и свобод в конституциях правовых государств.

В них придается особое значение юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке это и определяет презумпция невиновности. Гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных, если при рассмотрении уголовного дела может быть вынесен смертный приговор. Данное право отражено в статье 49 Конституции Российской Федерации. Принятая ООН в 1948 году Всеобщая декларация прав и свобод человека, состоит из 30 статей. Согласно Всеобщей декларации "все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам, они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее во Всеобщей декларации указывается на недопустимость, унижающую человеческое достоинство, обращение и наказание. Согласно 6 статье Декларации существует право каждого человека на признание его правосубъективности, т.е. предоставления человеку возможности приобретать права, а также исполнять обязанности, предусмотренные законодательством.

В соответствии с Декларацией никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В ней указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т.п.

В Декларации множество других права, и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т.д.).

Отличительный признак правового государства - это политический и идеологический плюрализм, без которого оно просто немыслимо. Множество социальных сил в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками благодаря такому плюрализму. Беспрепятственное проведение пропаганды и агитации в пользу своих идеологических концепций, возможность свободно излагать свои программные установки, всё это благодаря идеологическому плюрализму.

Достижение перечисленных в Декларации прав и свобод - это прежде всего принятие и приведение в жизнь различных законодательных актов, закреплённых в сфере общественных отношений, которые должны быть реально обеспечены в государстве. Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка также следует отнести к международным документам о правах человека.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991 г. имеет большое значение в закреплении основ правового положения человека и гражданина. Общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и, непосредственно, порождают права и обязанности граждан Российской Федерации. Это новое важное положение закрепляет Декларация.

В Конституции Российской Федерации, принятой народным голосованием 12 декабря 1993г. закрепляются права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 6-8, 13-14, и полностью глава 2 - статьи 17-64). "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.", это гласит часть 3 статья 55. Даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами)это ряд важнейших прав человека которые закреплены в статье 56.

Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства."

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права это положение закрепляет статья 17. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими это указано в статьях 17,18. Согласно этому должностные лица, судебные и государственные органы в своей деятельности руководствуются и применяет нормы Конституции.

Согласно статье 80 гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина является Президент Российской Федерации. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).

Согласно Конституции все равны перед законом и судом. Недопустимо использование прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц. Недопустимо ограничение и лишение человека его прав и свобод.

Личным гражданским и политическим правам, и их гарантиям в Конституции уделено большое внимание. В статье 35 право частной собственности охраняется законом. В статье 36 закрепляется право частной собственности на землю. В статье 34 право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности, что способствует развитию конституционной базы для развития экономики и рыночной экономике.

Согласно статье 46: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решение и действие (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде...".

Право на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется статьёй 48. Статьёй 47 гарантируется право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Статьёй 59 гарантируется право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Другие гарантии прав и свобод человека так же декларируются Конституцией РФ.

Среди названных особенностей права современного гражданского государства можно выделить то, что права и свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Это даёт возможность, если по мнение по мнению заявителя ущемляются его права, обжаловать государственные акты в международном суде. Судебная защита прав и свобод гарантируется каждому человеку. Эта защита обеспечивается не только наличием общего положения в статье 46 Конституции РФ. Статья 23 права на тайну переписки, статья 25 неприкосновенность жилища, статья 35 права частной собственности имеют закрепление в ряде статей на судебную защиту важнейших прав и свобод. Международную защиту прав и свобод человека в необходимом случае гарантирует статья 46 путём обеспечения возможности обращения в международные правозащитные органы.

Согласно статье 45 гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Глава III. Условия формирования правового государства

3.1. Материальное обеспечение населения

Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества. Принципами социального обеспечения можно считать- совокупность мероприятий, проводимых или поддерживаемых государством, направленных на обеспечение и обслуживание нуждающихся в социальной поддержке групп населения (престарелых и нетрудоспособных граждан, безработных, семей с детьми...). Для достижения стабильного развития общества и социально-приемлемого уровня жизни граждан с соблюдением важнейших социальных прав совокупностью экономических и правовых гарантий.

Начиная ещё с середины 19 века стали предприниматься действия для решения вопросов социального обеспечения граждан в различных странах. К началу 20 века в России прослеживается начало правового регулирования социального обеспечения. В тот период появляются первые законодательные акты, касающиеся обеспечения рабочих и членов их семей в случае нетрудоспособности, инвалидности, потери кормильца.

В докапиталистический период существовало частичное правовое обеспечение. Право на социально обеспечение выделилось в самостоятельную отрасль права благодаря развитию капитализма, приведшему к вмешательству государства регламентируя отношения по социальному обеспечению и появления ряда нормативно-правовых актов, образующих систему норм.

Условием сохранения социальной стабильности в государстве диктовалось интересами общества при переходе России к капитализму, было вмешательство государства в регулирование социального обеспечения. Возросшие потребности населения в социальном обеспечении перестали удовлетворяться с развитием капитализма , поскольку социально-правовые формы материального обеспечения престарелых и нетрудоспособных ещё существовали в России с докапиталистического периода.

Развивая свое законодательство о социальном обеспечении, Россия во многих случаях заимствовала опыт ведущих европейских стран, используя наиболее удачные модели, учитывая при этом свои национальные особенности, обусловленные общим экономическим отставанием России от ведущих европейских стран, обширностью и неравномерной населенностью различных российских территорий, а также значительной дифференциацией в уровне экономического развития центральных и западных областей и восточных окраин России. Социальное обеспечение было составной частью рабочего и фабричного законодательства в этих рамках оно и развивалось. Для материального обеспечения практически любой эпохи характерны устойчивые признаки:

1. Наличие объективных оснований, вызывающих потребность в особом механизме социальной защиты, направленной на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения;

2. Особые источники обеспечения (особые фонды);

3. Особые способы предоставления средств к существованию;

4. Закрепление правил предоставления обеспечения в социальных, в том числе правовых нормах.

Непосредственно, для формирования правового государства необходима поддержка населения материальным обеспечение наряду с этим стоит и социальное обеспечение. Рассмотрим сущность материальных отношений и развитие отрасли права социального обеспечения в России. Тема развития отрасли права социального обеспечения актуальна на сегодняшний день. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Защитником прав и свобод не только какой-то одной социальной группы, а всего общества в целом выступает социальное государство. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом согласно статье 39 Конституции Российской Федерации. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь имеет каждый гражданин. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. Материнство и детство, семья находится под защитой государства. Назначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе выделяются четыре основные функции социального обеспечения: экономическая, политическая, демографическая, социально-реабилитационная.

Под правом на социальное обеспечение понимается совокупность правовых норм, регулирующих комплекс общественных отношений, касающихся материального обеспечения и предоставления социальных услуг лицам, которые нуждаются в социальной поддержке.

3.2. Высокий уровень культуры

В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии, цивилизованного законодательства, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд «из под палки», в отбывания повинности или безделья.

Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения и проблемы. Именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества.

Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества. Высокий уровень правовой культуры государства начинается с правовой культуры личности. Черты правовой культуры личности: высокий уровень правосознания; знание действующих законов страны; соблюдение, исполнение и использование этих законов; убеждение необходимости и полезности правовых актов; правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего статуса; правовая активность - высший уровень правовой культуры. Выбирать уровень правовой культуры это дело лично каждого человека. Их наблюдается три: мировоззренческий, гражданский, политический. Мировоззренческий - представление о политике и её основных аспектах. Гражданский - определение своего политического статуса в соответствии с существующими возможностями. Политический - определение своего отношения к политическому режиму, к своим союзникам и оппонентам.

Можно также выделить основные показатели правовой культуры общества: реальная потребность в праве, достигнутый уровень правосознания, полноценность законодательства, развитость правовой системы, спектр прав и свобод и их гарантированность, эффективность и независимость правосудия, работа правоохранительных органов, состояние законности и правопорядка в стране, степень развитости в обществе юридической науки и юридического образования, степень юридической грамотности основной части населения, уважение законов и д.р. Для повышения правовой культуры в государстве можно определить некоторые методы: формирование законности, совершенствование законодательства, повышение уровня законопроектных работ, совершенствование правоприменительной деятельности, совершенствование правопослушного поведения, повышение уровня правосознания населения, четкое разделение полномочий ветвей власти, правовое обучение и воспитание.

3.3. Демократия и политический плюрализм

Так называемое «государство законности» - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, иерархия видов, уровней нормативных правовых актов. Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит «правовую» основу собственности деятельности. При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а автократией, даже формально не подчиненной праву.

Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничение прав и свобод граждан, «дарованным государством», отбирающему их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия, в свою очередь, непременно предполагает и идейные, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии. Дословный термин «демократия» в переводе означает власть народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявление демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть представлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно.

Демократия – это общечеловеческая социально и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявление интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций платформ, мнений. Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев население всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Партии – основа демократической системы, в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя.

Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путём, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно - управленческой деятельности администрации.

3.4. Деидеологизация общества и управления

Идеология – общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Идеология порождается в политической борьбе. Она способствует духовному освоению действительности или искажает её, деформирует иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религию.). Полная идеализация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику, управление, право, семью и быт людей. Сверхидеологическая власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, человеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеализированный человек – это раб навязанной ему идеологии. Периоды тотальной сверх идеологии периодически охватывает те или иные страны, народы, регионы, принося людям беды, развязывая религиозные войны, разжигая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает такую напасть, апофеозом, который был фашизм, именовавший себя в Германии национал – социализмом. Между тотальной идеализацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Порождают агрессию, уничтожающие воины, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможно только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свободой печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

Морально-нравственная дезориентация и разрушение целостного мировосприятия, утрата понимания исторического смысла существования дискредитация прошлого страны - это симптомы идеологического кризиса страны, характерного для современного отечественного сознания. Нужна ли идеология, есть ли необходимость её искоренять и реидеологизировать общественное сознание? Концепт идеологии прошлом в своём развитии ряд трансформаций. Впервые его ввёл в научный оборот А.Л.К. Дестют де Траси в работе "Элементы идеологии" (1801-1815г.г.). В "доклассической" теории идеологии изучались происхождение и передача идей, идеология понималась как наука, устанавливающая правила мышления и всеобщий "логико- грамматический" механизм деятельности в политике и общественной жизни. В "классической" идеологии под влиянием марксизма сложилась традиция понимать идеология главным образом как феномен политической сферы, как совокупность идей и теорий, в ложной, мистифицированной форме выражающих интересы больших социальных групп. Во второй половине 19 века Э. Дюркгейм полагал, что идеология выполняет интегрирующую, регулирующую и организующую роль в обществе, на уровне индивида способствует возникновению чувства уверенности, социального благополучия. Без идеологии не возможно общество, и в этом смысле она будет существовать всегда, ориентируя и организуя социальное поведение людей. В. Парето утверждал, что важнейшими свойствами идеологии являются чувства и вера и общественная функция её - убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать. Элита управляет людьми с помощью идеологии, распространяя её насильственно или разъяснением. Подводя итог можно сделать вывод, что наличие сверх идеологии страны ведёт к нарушению истинных прав и свобод человека, делая его рабом.

Заключение

Разные подходы к праву, разные взгляды на функции государства определены множеством исторических судеб государства и права. Объединяет это множество то, что государство и право развиваются.

Практике государственного правового строительства будет служить подход признания закономерностей социального развития и обращение к историческому опыту. Где государство и законодательство характеризуется отрицательно, только там имеется от него исходящее негативное отношение к государству и не правовым законам. Конечно в общем на государство и право нельзя распространять такую характеристику. Надо бы вспомнить, в силу каких причин появилось государство, почему его воле стали придавать общеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие обще социальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следует связывать судьбу права и государства. Хорошее сравнение изобретения права с изобретением колеса. Колесо, как известно, могло употребляться для казней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Механизм государственно-правового прогресса должна моделировать наука общей теории государства и права

Таким образом, в настоящее время правовое государство выступает больше конституционным принципом, лозунгом и не получает пока своего полного воплощения в какой–либо стране. Германия, Франция, Швейцария, США ближе других подошли к реализации данной идеи на практике .

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную лежит в основе организации и деятельности правового государства. Строго определённые функции осуществляет каждая из властей. Система властей сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая результат против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Корректировать и контролировать их действия в необходимом случае имеют возможность сами граждане через общую избирательную систему.

В правовом государстве, государственная власть подзаконна. Это дополняется признанием за каждым человеком неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Закон обеспечивает неприкосновенность личности. Правовое государство имеет ряд общих и объединяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый и общечеловеческий характер.

В итоге правовое государство обеспечивает:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.

2. Права личности и создание условий для их развития.

3. Ответственность государства и личности

4. Режим законности и стабильности правового порядка.

Еще два – три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права и государства. С построением бесклассового коммунистического общества исчезнут государство и право, в этом состоит её основной вывод. Весь опыт Советского государственного строительство не следовало бы оценивать только отрицательно. Лицемерие властвующих структур, огосударствление форм общественной самодеятельности, забег вперёд, утопизм отдельных теоретических положений всё это его компрометирует. Теория отмирания государства и права не находит своих сторонников и в постперестроечный период. Теория цивилизма в России пришла на смену в последнее десятилетие XX века. Следовательно, которой открылось движение к более высокой ступени прогресса свободы и возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную собственность. До достижения идеалов правового государства ещё далеко, но двигаться в этом направлении необходимо. Чтобы стать подлинно свободным демократическим обществом, соответствующей её истории, традициям и культуре, России необходимо найти именно свой образ правового государства, преодолев различные трудности и препятствия.

Необходимо сформировать высокую правовую культуру и правосознания, воспитать глубокое уважение к Конституции. Построить правовое государство, создать цивилизованное общество без этого не возможно.

Платон «Законы» «…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей- либо властью. Там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государством боги…».

Библиографический список литературы

1. Белый А. Пути культуры// вопросы философии М.: 1990 г. - № 11

2. Барнашев А.М. Теория разделение властей: становление и развитие. Применение Томск 1998г.

3. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.

4. Всеобщая история государства и права: учебник / под редакцией К.И.Батыра. - М.: Юристъ, 1998, С.419

5. Гражданский кодекс Российской Федерации 2008г.

6. Дилигенский Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизации // Вопросы философии. М. 1991г. - № 3

7. Енгибарян Р. В. Теория государства и права. М., 1999г. С.114.

8. Конституция России 1993г.

9. Козулин А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. М.: 1994- № 2.

10. Нерсенц В.С. Личность и государство в политико-правовой мысли. М.: 1980г.

11. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. – М.: 1983г.

12. Права человека. Основные международные документы – М.: 1990г.

13. Общая теория государства и права: курс лекций/под редакцией Бабаева В.К. Нижний Новгород 1993г.

14. Социальное государство и защита прав человека. – М.: 1992г.

15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием.- М.: Эксмо, 2011г.

16. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., 2007. С.316 с.

17. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство – М.: 1993г.

18. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование /Правоведение 1992г № 2.

19. Явич Л.С. О соотношения права и государства / Под редакцией Л.Д. Воеводина – М: 1987г.

20. Чиркин В.Е. Контрольная власть / Государство и право. – 1992г. - № 12.