Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки правового государства (История появления идеи правового государства. Формирование правового государства в России)

Содержание:

Введение

Идея правового государства в условиях современной действительности нашла значительное освещение в работах отечественных философов, политологов, социологов, юристов. Прежде всего, признаётся, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идёт о государстве, ограничиваются в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности. 

 Государство и право теснейшим образом  связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правовые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства. Первые представления о нем как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древнем мире. Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ. Демокрит, Платон. Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое обеспечивало бы гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в России, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением.

Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.

Цель курсовой работы - раскрытие понятия правового государства и ее основополагающих принципов.

Задачи работы:

  1. Изучить историю появления идеи правового государства;
  2. Описать формирование правового государства в России;
  3. Охарактеризовать понятие и признаки правового государства;
  4. Дать характеристику условиям формирования правового государства.

Объект исследования – правовое государство.

Предмет исследования – формирование идей о правовом государстве, его понятие и признаки.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, описание и обобщение.

Теоретической основой исследования стали также научные труды российских и зарубежных ученых, обращавшихся к проблемам организации и функционирования института гражданского общества и нотариата. В их числе такие авторы как: В.В. Гущин, Ю.А. Дмитриев, Т.И. Зайцева, И.Л. Корнеева, Т.Н. Михалева, И.А. Минахина, В.П. Мозолин, В.Б. Паничкин, В.Ф. Яковлева, В.В. Ярков и другие.

Источниковая база исследования:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);

  1. Нормативно-правовые акты;
  2. Федеральный закон от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  3. Федеральном законен «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.  
 
 

Глава 1. История появления идеи правового государства. Формирование правового государства в России

Идея правового государства своими корнями уходит в античное общество. Государство как организация публично-властной силы, основанной на законе, явилось как бы прототипом правового государства. Мыслители античности (Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и др.) пытались выявить связи между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничную жизнь в обществе. Они считали, что наиболее разумна и справедлива та форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для государства.

Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей, считается справедливой государственностью. 

Также Аристотель отмечал, что во всяком государственном строе имеется три элемента: первый – законосовещательный орган о делах государства, второй – магистратуры, третий – судебные органы.

С идеями древнегреческих мыслителей о праве, свободе, человеческом достоинстве перекликаются гуманистические взгляды и воззрения древнеримских политических и общественных деятелей. Они трактуют государство как публично-правовую общность людей. 

Символическим выражением разумной и справедливой организации публичной власти стал образ богини правосудия Фемиды (с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия), олицетворяющей единение силы и права – правопорядок, в равной мере обязательный для всех.

Идеи о взаимосвязи права и государства, закона и политики античных мыслителей оказали заметное влияние на становление и развитие учений о правах и свободах личности, разделении властей, конституционализме в эпоху Нового времени [12, с 214].

В основе современных концепций правового государства лежат идеи Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля и других европейских просветителей, которые полагали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма должно прийти государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами и свободами.  Впервые законодательное закрепление права и свободы человека получили в Конституции США (1789), а также были объявлены в Декларации прав человека и гражданина во Франции (1789) [4, с 65].

Формирование правового государства в России

Идеи правового государства получили свое распространение в России в конце XIX–начале XX вв. В их обсуждении принимали участие известные русские юристы: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, N4. М. Ковалевский, С. А. Котляревский, П. И. Новгородцев, Г. Ф. Шершеневич, Б. Н. Чичерин и др.

После революции 1905–1907 гг. в России начался процесс перехода к конституционной монархии, что в известной степени означало вступление на путь формирования правового государства. Однако этот процесс был прерван в октябре 1917 г. в связи с победой революции, результатом которой явилось создание советского государства, стремившегося на основании Конституции РСФСР 1918 г. к диктатуре пролетариата – власти, не связанной никакими законами, как ее характеризовал В. И. Ленин. Естественно, что в этих условиях идеи правового государства востребованы не были [1, с 15].

С конца 1920-х гг. начала складываться административно- командная система партийно-государственного руководства страной, которая  сопровождалась бурным ростом бюрократизма и сосредоточением неограниченной власти в руках одного человека – И. В. Сталина. Идея правового государства была надолго предана забвению. Массовые репрессии, беззаконие и произвол, внесудебные расправы с инакомыслящими во многом стали возможны потому, что в советском государстве не существовало эффективных политических и правовых институтов, противостоящих этому.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. в России вновь начался процесс формирования правового государства. В Конституцию РСФСР 1978 г. стали вносить изменения, радикальным образом изменявшие действовавшие государственные институты, социально-экономические и политико-правовые отношения. Так, высший законодательный орган страны – Верховный Совет РСФСР был преобразован из однопалатного в двухпалатный постоянно действующий орган. Впервые всенародным голосованием был избран Президент РФ – высшее должностное лицо в государстве. Был образован орган конституционного контроля – Конституционный Суд РФ. На основе Федеративного договора было произведено разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов. В России были признаны различные формы собственности: государственная, муниципальная и частная [7,с 51].

С принятием новой Конституции РФ правовое государство в России получило свое юридическое оформление. В ст. 1 Конституции РФ закреплено, что Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Кроме того, в Конституции РФ закреплены основные принципы правового государства. В ст. 2 установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Глава 2 полностью посвящена правам и свободам, а также закреплению механизмов их защиты. В России закрепляется верховенство закона (ч. 2 ст. 4), верховенство и высшая юридическая сила Конституции РФ на всей территории страны (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15), признаются частная, муниципальная и государственная формы собственности, провозглашается свобода экономической деятельности (ст. 8) [5, с 118].

В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, причем особо подчеркивается самостоятельность ветвей власти.

Кроме того, признается разделение властей не только федерального уровня, но и с субъектами РФ (ст. 11) [5, с 141].

В Конституции РФ закрепляются и иные принципы правового государства, в частности, политическое, идеологическое многообразие, многопартийность и др.

Однако провозглашение России правовым государством и закрепление его принципов в Конституции РФ еще не означает, что цель достигнута. Следует различать концепцию правового государства и существующую государственно-правовую реальность. Говоря о развитии идей правового государства, мы имеем в виду общественный идеал в праве, которому не вполне соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. К идеалу следует стремиться, но, как и любое совершенство, он недостижим в полной мере. Однако прогрессивность идей правового государства состоит в том, что они являются побуждающим мотивом к движению вперед, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка и законности.

На современном этапе развития России для построения правового государства необходимо завершить реформирование всей системы государственной власти (примером являются административная реформа, реформа МВД России и др.); совершенствование законодательства (изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты, должны привести к получению качественного эффективного права); преодолеть неуважение к праву, непонимание его роли в жизни общества, его социальной ценности; повысить значение суда. Для формирования правового государства необходимо развитие гражданского общества и высокий уровень политической и правовой культуры не только граждан, но и должностных лиц, преодоление правового нигилизма, поскольку уважение и соблюдение Конституции РФ, законов всеми членами общества, должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления – неотъемлемая черта демократического государства.

Таким образом, важнейшим фактором формирования правового государства является высокий уровень развития экономики страны. Развитая экономика, опора на так называемый средний класс, обладающий достаточно высоким уровнем материального достатка и частной собственностью, способствуют становлению гражданского общества и формированию правового государства. Пролетарию нечего терять, поэтому он готов к революциям, а представители гак называемого среднего класса будут заинтересованы в сохранении существующего порядка. В том случае, если последние преобладают в государстве (в развитых странах средний класс составляет до 70% населения), существует уверенность в сохранении принципов правового государства.

Глава 2. Понятие и признаки правового государства

Для того чтобы понять суть правового государства, недостаточно ограничиться набором внешних характеристик, определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании и не в обилии законодательных актов. Суть правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей [13, с 182].

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

2.1 Признаки правового государства

Основными признаками правового государства являются:

  • Разделение властей;
  • Верховенство закона;
  • Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;
  • Социальная и юридическая защищенность личности; Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;
  • Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;
  •  Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;
  • Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);
  • Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;
  • Верховенство и прямое действие конституции;
  • Единство прав и обязанностей граждан;
  • Наличие развитого гражданского общества;
  • Внешний и внутренний суверенитет государства;
  • Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем  присутствовать:

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает  соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения [11,с 76].

Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле  деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом.

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета.  Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти. [11, с 126]

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми.

Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства [9,с 13].

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества  и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все.

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения [6].

г)  Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве

Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является  источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам [5, с 92].

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях.

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства.  В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться [8, с 24].

В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

Таким образом, правовое государство – это форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Глава 3.Условия формирования правового государства

3.1. Материальное обеспечение населения

Материальное обеспечение населения может быть достигнуто при условии оптимального развития производительных сил на основе современных достижений НТП, стимулируемых производственными отношениями. Прежде всего, отношениями собственности на средства и продукты производства, особенности на прибыль. Своеобразие перехода к новой формации в мировом масштабе заключается в том, что процесс фактического обобществления проявляется не только в концентрации производства, но в его отмену, диктуемой степенью развития производственных сил, разделения (и соединения) труда, расширяющийся инфраструктурой и т. п. Постиндустриальная экономика сегодняшнего дня одновременно нуждается в крупных, средних и мелких предприятиях, в разнообразных формах хозяйствования и собственности, т.е. в экономическом плюрализме, который сопряжен со своеобразными товарно-денежными отношениями и анти монополизмом, налоговым вмешательством государство в состоянии экономического оборота. На революционном пути продвижения к новой формации имеет место постепенная социализация собственности. Революционный путь предполагает ее более радикальное преобразование. При этом тот и другой путь подвергается конвергенции. Отставание социализации или ее искусственное стимулирование, отрывающийся от уровня производственных сил, в одинаковой степени тормозят поступательное развитие, вызывают кризисные явления, мешают росту материальной обеспеченности населения, в конечном счёте отрицательно сказываются на духовной культуре, нравственности, политике и праве [10, с 56].

Обобществления, неподготовленного уровнем производительных сил и необеспеченного достижения НТП. Это привело к огромным неоправданным тратам человеческих и природных ресурсов. Жизнь показывает, что перестройка в области народного хозяйства – процесс исключительно сложный, «болезненный», но необходимый. В перспективе он обеспечивает нормальное развитие экономики, повышенный уровень материального благосостояния населения, создает надлежащий базис для обогащения духовной культуры, демократизации всех сторон социального бытия и политической системы, для нравственного возрождения общества и органичного включения страны в мировое сообщество. Последовательное осуществление хозяйственной реформы в свою очередь, нуждается в глубокой перестройке в политической структуры и в коренной судебной правовой форме. Прогрессивные экономические преобразования возможны только при условии устранения консервативной, бюрократически за централизованной, административной – приказной системы управления, ликвидации тотального огосударствления хозяйства.

3.2. Высокий уровень культуры

В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементы культуры демократии. Вне и помимо общей профессиональной культуры невозможно воспринять функционирование институтов демократии, нормальную деятельность партии, цивилизованного законодательство, исполнение законов и авторитетное правосудие. Главное заключается в том, что без культуры свобода превращается во вседозволенность, митинги и демонстрации – в программы и массовые беспорядки, нравственность и религиозные убеждения – в фанатизм и предрассудки, трудовая деятельность – в крепостной труд из-под палки», в отбывания повинности или безделья.

Проблема стадии роста культуры сложна и противоречива. Она связана с историческими корнями духовной жизни народов, природными и социальными условиями их существования, этническими особенностями и хозяйственными укладами, нравами и обычаями, психологическими чертами характера, даже с образом мышления. Сравнивать уровни культуры народов очень трудно, поскольку каждый из них имеет свои достижения, вероятно, проблемы. Однако именно в разнообразии духовной культуры разных народов и регионов, нации и национальностей, во взаимообогащении культуры заключается животворный плюрализм духовного развития человечества [11, с 67].

Для оптимального учета государственно-политических преобразований духа народа или нации вовсе необязательно отвергать материалистическое объяснение истории. Нельзя превращать его в механический, метафизический, упрощенный экономический материализм, игнорирующий духовную жизнь общества.

3.3. Демократия и политический плюрализм

Так называемое «государство законности» - это власть, требующая от населения соблюдения законов, подчинение нижестоящих органов вышестоящим, иерархии (соподчинения) видов, уровней нормативных правовых актов. Тоталитарные и близкие к ним государства также тяготеют к требованию соблюдения их предписаний, к безусловности исполнения приказа. Однако сами законы при этом нередко оказываются санкционированными государством произвола. Реальная сила сосредотачивается в административно-управленческом аппарате, который по своему усмотрению регулирует важнейшие отношения, творит «правовую» основу собственности деятельности. При монополии одной партии режим характеризуется не демократией, а автократией, даже формально не подчиненной праву. Состояние законности при тоталитарном режиме поддерживается страхом, жесткими и несправедливыми репрессиями, ограничение прав и свобод граждан, «дарованным государством», отбирающему их по собственному волеизъявлению, ссылаясь при этом на интересы народа или нации, государственной безопасности. Важнейшей предпосылкой подлинно правовой государственности является существование демократической политической системы. Без разновидности демократии правовое государство не существует и не функционирует. Демократия, в свою очередь, непременно предполагает и идейные, и политический плюрализм, отсутствие монополии одной партии. Дословный термин «демократия» в переводе означает власть народа. Скажем, господство толпы никто не может считать проявление демократии. Нельзя сводить демократию и к господству большинства над меньшинством. В подлинной демократии меньшинству должно быть представлено гарантированное право занимать и отстаивать свою позицию, иметь свое мнение и бороться за него в рамках закона, гласно и свободно [15, с 113].

Демократия – это общечеловеческая социально и политическая ценность, исключающая произвол и одного лица, и большинства, и толпы, и всех по отношению к отдельному индивиду. Демократический строй предполагает механизм выявление интересов различных слоев общества и решение, строящееся на оптимально возможном консенсусе интересов, позиций платформ, мнений. Демократическое государство образуется свободными гражданами страны, подчиняется волеизъявлению большинства и обеспечивает общественную безопасность в рамках закона всем гражданам. Такое государство предполагает для выявления и согласования общественного мнения различных социальных слоев население всеобщие выборы представительных органов и плюралистическую политическую систему. Партии – основа демократической системы, в свою очередь, организуются и действуют на принципе добровольного и свободного союза единомышленников. Демократическое государство запрещает существование экстремистских и расистских организаций, партий и заговорщических групп, в том числе тех, что стремятся к насильственному свержению демократического конституционного строя. Демократическое государство полноценно функционирует при наличии в стране политического плюрализма, партий парламентского типа, рассчитанных не на захват власти вооруженным путём, а строящих свою политику на демократической борьбе в процессе выборов в представительные органы и в отстаивании своих позиций в самих этих представительных учреждениях, а через них и в оперативно - управленческой деятельности администрации.

3.4. Деидеологизация общества и управления

Идеология – общественное сознание, преломленное классовыми (групповыми) интересами. Она порождается политической борьбой. Может способствовать духовному освоению действительности или искажать ее, деформировать иные формы сознания (науку, мораль, национальное самосознанию, религии.). Тотальная идеализация общества в любом случае вредна, деформирует культуру, искусство, нравственность, политику управление, право, семью и быт людей. Сверхидеолизированная власть лишает политику здоровой правовой и нравственной основы, общечеловеческих ценностных ориентиров, оправдывает любые средства для достижения идеала. Идеализированный человек – раб навязанной ему идеологии. Периоды тотальной сверхидеолизации периодически охватывает те или иные страны, народы, регионы, принося людям неисчислимые беды, разжигая религиозные войны, вызывая костры инквизиции, крестовые походы. Не только глухое средневековье, но и Новое время знает подобную напасть, апофеозом, который был фашизм, именовавший себя в Германии национал – социализмом. Между тотальной идеализацией и тоталитарным политическим режимом существует неразрывная связь. Они друг друга порождают и поддерживают, создавая для народов, для человека невыносимые условия существования. Разжигают агрессию, истребительные воины, геноцид, массовые репрессии, преступные кровопролития. Правовое же общество, соединенное с режимом демократии и правления закона, возможна только в условиях идейного плюрализма, обеспеченного свобода печати, деидеологизацией важнейших государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни [15, с 119]. Правовое государство, соответствующее этапу развития современного гражданского общества, предполагает достаточно высокий уровень его экономического, духовного и политического развития для каждой конкретной страны на пути прогрессивных преобразований в содружестве с современным цивилизованным сообществом.

Глава 3. Проблемы становления правового государства в России

Движение России по пути прогрессивного развития возможно лишь на общецивилизационной демократической основе и должно быть связано прежде всего с утверждением истинно правовых начал в общественной жизни.

Одними из актуальных задач нынешней российской государственности являются организация и правовое закрепление системного механизма обеспечения правопорядка. Так, правопорядок как состояние правовой упорядоченности общественной жизни, как материализованный режим законности выступает одним из важнейших условий самосохранения российского общества, инструментом преодоления отрицательных тенденций.

Правовое строительство должно быть ориентировано на создание и поддержание системы, обеспечивающей в первую очередь правомерное поведение всех граждан, входящих в разнообразные социальные группы, организации и институты. Поэтому построение правового государства - это важнейшая и актуальнейшая практическая задача современного этапа развития России, реализация которой возможна лишь на базе прочного правового порядка.

В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет право выполнять эти задачи.

В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремление к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная.

Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В ч.1 ст.118 Конституции РФ использован термин

«правосудие». Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме [5, с 154].

В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды. На современном этапе формирования демократического правового государства и свободного гражданского общества в Российской Федерации особое значение в системе принципов приобретает принцип презумпции невиновности, который получил нормативное закрепление в Конституции РФ 1993 г. Как справедливо пишут Н.И. Матузов и А.В. Малько: «Презумпция невиновности обвиняемого является гарантией установления истины по уголовному делу, сдерживающим фактором необоснованного осуждения гражданина, нарушения его законных прав, что весьма важно в условиях формирования правового государства» [18, с 37].

В настоящее время в условиях формирования правового государства происходит эволюционное сближение цели юридической ответственности - обеспечение государственного принуждения, проявляющегося в неотвратимости наказания правонарушителей - с принципом неотвратимости наказания за совершенное правонарушение.

Как было отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. N 15-П, «правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах. Поэтому в Российской Федерации как правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства».

Противоположность правовому государству, по крайней мере, для России, - бюрократическое, криминогенное государство. В российском обществе права человека - это пока еще ценностный эталон, хотя и обозначенный в Конституции, но трудно достижимый. Причина этого связана не только с историческими традициями России, в которой права человека никогда не занимали достойного места ни в общественном сознании, ни в государственной практике. Она коренится и в нынешней ситуации, когда «распалась связь времен», происходит стихийное, подчас анархическое становление рыночной экономики, отсутствует финансовая база обеспечения прав и свобод граждан. В государственно-организованных сферах человек выступает в иной ипостаси - в качестве гражданина, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательством государства.

Таким образом, правовое государство играет роль социального регулятора функционирования гражданского общества, определяя нормы и границы его автономии.

В России еще не создано настоящее гражданское общество, а возможности его саморегуляции оказались преувеличенными.

Говоря о проблемах становления правового государства в России, следует вновь обратиться к вопросу развития идеи правового государства.

Идея правового государства и соблюдения прав человека возникла в среде интеллигенции и выступала в форме альтернативы господствующей идеологии советской эпохи. В период перестройки эта идея стала лозунгом борьбы с партократией. Однако путь от идеи до ее практической реализации оказался чрезвычайно непростым. Политический строй России при всех его изменениях был далек от идеалов демократии и прав человека. В советский период также не было создано предпосылок формирования правового государства. Система политической юстиции, практика массовых репрессий, нарушения конституции во имя политической целесообразности и - все это выступало явным антиподом правовому обществу.

Основная проблема заключается в том, как создать демократическое, правовое государство, чтобы это была сильная власть. Идея правового государства сращивается в этих условиях с идеей создания сильной демократической власти. Какие-то шаги в этом направлении сделаны за последнее десятилетие. Например, первое лицо в государстве стало объектом публичной критики. Это очень важно, потому что в правовом государстве к нему должны относиться не как к святому, который Богом дан, а как к нанятому чиновнику, который должен хорошо выполнять свои функции, и, если он плохо их выполняет, надо его критиковать.

Высшим непосредственным выражением власти народа провозглашены референдум и свободные выборы. Конституционные основы института референдума как одной из форм непосредственного выражения принадлежащей народу власти конкретизированы в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» [5, с 156].

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. Правовая культура многоаспектно опосредует, определяет все сферы правового бытия, его качественные параметры. От уровня правовой культуры зависит степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в управлении государственными, общественными делами.

Выборочные исследования показывают, что примерно три четверти взрослого населения России не ориентируется в нормах законодательства, знание которых диктуется повседневными жизненными потребностями.

Но главное и самое трудное состоит в формировании и поддержке в массовом масштабе реальных образцов правового поведения граждан. И в этом процессе важны не только государственно-правовые акции (в том числе и неукоснительное наказание за правонарушения), но и социальная поддержка образцов правового поведения общественными объединениями граждан. В этом пункте проблемы построения правового государства и гражданского общества органично сращиваются.

В правовом государстве закон и другие нормативно-правовые акты должны приниматься лишь тогда, когда без них нельзя обойтись. Сила закона решающим образом зависит от убежденности граждан и необходимости следовать его требованиям.

Правовым, а стало быть, справедливым может быть только такое государство, где и власть, и общество хорошо знают и уважают законы, а уровень правового сознания настолько высок, что позволяет гражданам эффективно контролировать действия чиновников

Итак, в России продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

Правовое государство - это, прежде всего власть закона, которому в равной степени подчиняются все - от высших должностных лиц государства до рядовых граждан. В правовом государстве должны быть созданы все условия правовой свободы личности.

Для того чтобы общество было, необходимо, чтобы государство управляло обществом через законы. Это и есть важнейший признак правового государства.

Заключение

Правовое государство – это не только одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести, свободы, достоинства граждан, средство борьбы с бюрократией, местничеством и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия. Ценностный смысл идеи правового государство состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, в гарантированности его свободы, в подчинении государства обществу.

Правовое государство - это, государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующего общества, то есть обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров. По всей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций.

Теории правового государства она ценна своим рациональным зерном – максимальными гарантиями естественных прав личности. Поэтому, опираясь на материал, изложенный работы, констатируем:

  • под правовым государством следует понимать не некое абстрактное государство господства права, а государство, максимально гарантирующее естественные права личности, причем не только через механизмы судебной защиты, но и через автоматизм действия законов, защищающих данные права;
  • цель правового государства – это расширение прав личности, совершенствование конституционно-правовых механизмов их реализации и защиты;
  • правовая государственность как символ и социальный идеал представляет собой, прежде всего, прогрессивную идеологию гражданского общества, постепенная объективация которой на нормативном уровне обусловлена уровнем общественного правопонимания.

Список литературы

  1. Бар В.М. Правовое государство: идея, концепция, реальность. [Текст] СПб, 2005 -117с.
  2. Воротилин Е. А. Идеи правового государства в истории политической мысли //Политология. Курс лекций.
  3. Голощапов А.М. Конституционные основы становления государственно-правовой стратегии Российской Федерации // Государство и право. [Текст] 2005. №11
  4. Кабышев В.Т. Защита прав человека – главное направление правовой политики России // Государство и право. [Текст] 2007. №1.
  5. Конституция Российской Федерации. Комментарий. [Текст] Под общей ред. Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. - М.: Юрид. лит. 1994- 213с.
  6. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник для вузов [Текст] М: 2005.
  7. Лившиц Р.З. Теория права. [Текст] М., 2006 – 93с.
  8. Любашиц В.Я. Теория государства и права (учебный курс), [Текст] М., изд. «Март», 2002 – 115с.
  9. Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. [Текст] М., 2005.
  10. Мазутов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. [Текст] – М., 2007.
  11. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: [Текст] Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2006.
  12. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник [Текст] М., 2002 – 312с.
  13. Мухаев Р.Т. Теория государства и права: учебник для вузов [Текст] М., 2001-138с.
  14. Назаренко Г.В. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] М., 2006 - 146с.
  15. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. [Текст] М., 2003 – 157с
  16. Никеров Г.И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. [Текст] 2001 №3
  17. Старков О.В. Теория государства и права. Курс лекций М., [Текст] 2007. С.316 с.
  18. Теория государства и права: Курс лекций/[Текст]. Под ред.М.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2000.