Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Понятие правового государства)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать без организованного управления структурными единицами данного общества. Такое управление осуществляется посредством функционирования особого аппарата публичной власти или государства. Людей объединяет не только общие интересы, национальные, религиозные, языковые или культурные особенности, а также территория, на которой проживает определенное сообщество людей, общая история, экономика и многое другое [9, c.97].

Поэтому неизбежно возникновение такой организации, которая бы заботилась о сохранении единства территории и посредством принятия законодательных норм занималась бы внутренним управлением делами сообщества людей. Определяя подходы к освещению вопроса о государстве, на наш взгляд, следует акцентировать внимание на таких аспектах, как проблема понимания государства, его сущность и закономерности развития.

Данная тема является актуально в связи с тем, что прежде всего, государство — это сложное и исторически развивающиеся общественно-политическое явление. Государство обеспечивает целостность и управляемость общества [11, c.68]. Оно является политической организацией всего населения страны общества. Без государства невозможен общественный прогресс, существование и развитие цивилизационного общества. Государство обеспечивает организованность и реализует народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности [12, c.96]. Все это в значительной степени актуализирует проблему темы.

Цель работы: провести исследование понятия признаков и сущности государства.

Задачи:

1. Изучить понятие государства, его признаки.

2. Проанализировать социальное назначение государства.

3. Рассмотреть государство как важнейший элемент политической системы.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с признаками государства.

Предмет исследования – понятие, признаки и сущность государства

Методы исследования - анализ документов, в том числе нормативных правовых актов, анализ статистических данных, наблюдение.

Теоретической базой написания работы выступили труды следующих авторов: Баурин С.В., Вассерман Р.В., Иванников И.А. Марченко, Оксамытный В.В., Перевалов В.Д., и др.

Структура работы: работа состоит из введения, 3глав, заключения и списка использованных источников.

1. Понятие и признаки правового государства

1.1 Понятие правового государства

На сегодняшний день идея и практика правового государства вызывает ожесточенные споры в науке как в России, так и за рубежом. Многие ученые по всему миру приходят к выводу о том, что идея правового государства исчерпала себя в связи с тем, что уровень правового сознания общества достиг своего пика. Другие же наоборот говорят о том, что достижение данного уровня невозможно, так как общество еще недостаточно развито для создания такого государства. Для того чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо определить само понятие правового государства [10, c.95].

Правовое государство имеет множество определений. По мнению В.Д. Перевалова, правовое государство – это такое государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует». [19, с.95].

Немецкий философ И.Канта правовым государством считает государство, где право выше любого должностного лица и все законы соответствуют Конституции.

В настоящее время вопросы правового государства занимают фундаментальное место в системе права.

Существует большое количество споров и дебатов по распознаванию Российской правой системы. Законодательно Конституция РФ выступает гарантом защиты прав и свобод гражданина, когда на практике правовое государство находится только в стадии становления и разработки действенной правовой системы [1].

Из-за этого большое значение приобретает теоретическая доказательность постулатов правового государства, критериев, понятий с целью оценки практического введения провозглашенных принципов в объективно существующую государственную систему. Это связано и с переходом к гражданскому обществу, и с пониманием процессов права в целом, и с необходимостью решения проблем образования и развития правового государства [14, c.95].

Правовое государство возможно только в том случае, если государственная власть и право располагаются в состоянии равноправного партнёрства. Мысль правовой государственности появилась достаточно давно, трактовалась еще античными мыслителями, подвергалась изменениям в многочисленных бедствиях, войнах, конфликтах и революциях, прежде чем выразится в конкретных принципах актуальных для нашего времени. [7, c.95].

С каждым разом, в развитых странах все большее число граждан понимают важность права, его неразрывную связь с самим человеком, значение действительно разумной правовой современной публичной власти. Правовое государство, как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации конструктивной политической власти, а также гарантия прав и свобод человека, является значимой заслугой общечеловеческой цивилизации. Призывы к правовому государству, процесс его формирования имели место в качестве противопоставления его как противоположности деспотическому образу правления, абсолютизму. И сегодня правовое государство не только одна из наиболее значимых общечеловеческих целей, призванных утвердить гуманистическое начало, справедливость, но и действующий практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности. [12, c.58]

Наиболее полным всеобъемлющем понятием правового государства будет являться следующее определение: правовое государство – это государство, построение и деятельность которого основывается на принципах приоритета права, правовой защищенности человека и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти.

Правовое государство не может возникнуть на пустом месте, для его образования необходимы определенные экономические, социальные, политико-правовые и культурные предпосылки:

-многообразие форм собственности, свобода частного предпринимательства как следствие экономическая независимость и самостоятельность индивида;

-режим демократии, суверенитет народа;

-внутренне единая и непротиворечивая система законодательства;

-децентрализация власти;

-гражданское общество [11, c.87].

Исходя из данных предпосылок, следует заметить, что не каждое государство может стать правовым. Только совокупность всех вышеперечисленных предпосылок дает базис для создания идеальной формы организации социума -правового государства.

1.2 Признаки государства

Для того, чтобы окончательно разобраться с содержанием понятия правого государства, необходимо обратиться к его признакам:

-верховенство права во всех сферах общественной жизни;

-эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона;

-реальное разделение властей;

-полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека;

-взаимная ответственность государства и личности;

-единство права и закона;

-политический и идеологический плюрализм.

Ознакомившись с различными государствами мира, нельзя сказать, что существует такое государство, где в полной степени соблюдаются все признаки правового государства [8, c.65].

На сегодняшний день наиболее приближенными к правовому государству являются Швеция и Германия, но все равно, утверждать, что данные страны являются абсолютно правовыми, не является правильным, так как в них не до конца соблюдены все признаки правового государства.

Что касается России, то в наши дни здесь невозможно построение правового государства в силу отсутствия необходимых предпосылок (экономических, политических, идеологических, правовых и других). Еще в период советской власти официальная доктрина долгое время считала неприемлемой самую идею правового государства, поскольку она была провозглашена в условиях капиталистического общественного строя. «Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие «правовое государство» к Советскому государству, то это значит, что он отходит от марксистско-ленинского учения о государстве» [12, с.58].

Лишь только с падением социалистического строя и появлением частной собственности идея правового государства была возобновлена. С принятием Конституции 12 декабря 1997 года наша страна в соответствии со статьей 1 Конституции РФ является правовым государством («Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство…»), но в то же время текущий текст Конституции РФ не раскрывает это понятие [1].

Многие ученые, такие как И.А. Иванников, Р. Вассерман отмечали, что в правовом государстве ощущается дефицит народного волеизъявления и упадок гражданского правосознания. Действительно, для достижения правового государство необходимо максимально развить такой важный демократический институт как гражданское общество» [9, с.65].

Именно оно способно сбалансировать отношения между обществом и государством и обеспечить стабильное развитие правовой системы. Гражданское общество не зависит от государства и обеспечивает политическую социализацию граждан, оно защищает их всевозможные интересы, объединения и потребности от незаконного вмешательства в них властей. Можно сказать, что правовое государство является посредником между обществом и государством [18, с.96].

Таким образом, концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий.

2. Социальное назначение государства

2.1 Имущественное расслоение в обществе как признак социального государства

В научной литературе социальное государство определяется как правовое государство развитого гражданского общества, которое, соединяя в своей деятельности принципы свободы и равенства, социальной справедливости, надклассовости, реально обеспечивает социально-экономические нрава человека [14, с.25].

Главная задача социального государства - обеспечить стабильное развитие страны и социальную защиту граждан.

При этом оно должно проводить свою политику с учётом интересов всех социальных слоёв и профессиональных групп, которые составляют современное общество.

Также государство должно отрегулировать социально - трудовые отношения так, чтобы достичь понимания необходимости компромисса между социальными и профессиональными группами.

Социальное государство должно продемонстрировать способность сбалансировать права и обязанности различных частей общества, его заботу должны ощущать все слои [13, с.25]..

Конституция Российской Федерации в гл.1 ст.7 определяет сущность российского государства: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1].

Однако, в законодательстве Российской Федерации отсутствует исчерпывающее нормативное закрепление, важные концептуально - правовые характеристики социального государства:

  • обеспечение социальной справедливости; гарантированность равных стартовых возможностей для граждан и недопущение резкого имущественного расслоения в обществе;
  • проведение перспективной региональной, межбюджетной и демографической политики; формирование высоко развитой и социально ориентированной экономики;
  • проведение налоговой политики, поощряющей конкуренцию и подъём отстающих секторов экономики; поощрение личной инициативы граждан по обеспечению своего собственного благосостояния.

Рассмотрим один из признаков социального государства - имущественное расслоение в обществе.

На протяжении нескольких последних десятилетий в России наблюдается рост социального неравенства. Обратимся к показателям коэффициента Джини по России (рис. 1) [18].

Рисунок 1 –Неравенство в странах (коэффициент Джини)

На сегодняшний день индекс Джини - самый информативный индикатор социального неравенства, который наиболее точно показывает, насколько равномерно распределяются доходы между гражданами страны.

Индекс Джини рассчитывается отдельно для каждой страны, что даёт нам возможность сравнить Россию с другими странами, а также увидеть уровень продвижения вперёд в деле устранения имущественного неравенства.

Эксперты РАНХ и ГС в «Ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения» отмечают, что разрыв между богатыми и бедными (уровень доходного неравенства) в России за первое полугодие 2017 г. вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого 2016 г. Коэффициент Джини увеличился с 39,9 до 40,0 [15, с.25].

Разница между первым полугодием 2016 и 2017 годов незначительна, для страны нашего размера – это средний показатель. Однако стране нужно стремиться его снижать, так как по данным главы Счетной палаты Татьяны Голиковой за чертой бедности в России находятся 22 млн. человек -15% населения. При этом с начала 2017 г. число бедных выросло на 2млн. человек.

Опрос, проведенный Высшей школой экономики, наглядно продемонстрировал, что уровень бедности в России осенью 2017 г. продолжил свой рост [16].

Согласно опубликованному отчету, свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое» оценили 23% российских семей. Это на три процентных пункта больше, чем в мае 2017 г. Доля семей, которые оценивают свое материальное состояние как «хорошее» снизилась на два процентных пункта, составив 15%.

При этом 29% респондентов заявили, что могут позволить себе приобретать лишь продукты питания, а еше 8% отмечают, что денег не хватает не только на одежду, но «даже на еду» [17].

Каждая четвертая семья сообщила, что из-за финансовых трудностей в последние три месяца не смогла оплатить жилищно-коммунальные услуги, 17% не смогли купить лекарства.

По данным майского опроса 2017 г., в случае снижения доходов только 4% семей ожидают помощи от государства и более 40% не рассчитывают ни на чью поддержку.

Таким образом, Россия, провозгласив себя социальным государством, не обеспечивает полноценно государственную поддержку семьи и пожилых граждан нашей страны.

Увеличение уровня доходного неравенства в России эксперты объясняют повышением доли доходов, которые принадлежат наиболее обеспеченной доходной группе населения.

Как показывают статистические данные, средняя заработная плата граждан в России в большинстве регионов составляет от 12 000 до 15 000 рублей в месяц, в то время, как накопленные состояния российских олигархов исчисляются десятками и сотнями миллиардов рублей.

Можно прийти к выводу о том, что перераспределение доходов от преуспевающих социальных групп к менее благополучным в России осуществляется неэффективно.

А ведь максимально возможное равномерное распределение жизненных благ - это одна из главных задач социального государства.

В начале 2017 гола реальные доходы населения демонстрировали неустойчивую динамику.

В январе Росстат зафиксировал превышение показателя соответствующего месяца прошлого года на 8,2%, а в феврале сокращение на 3,7%, в марте на 2,3%, в апреле на 7,5%, а в мае на 0,4% от уровня 2016 года (рис. 2) [18].

Рисунок 2 - Помесячная динамика реальных доходов населения, заработных плат и пенсий в 2012-2017 годах, в % соответствующему месяцу предшествующего года.

Пенсионеры в России тоже находятся в тяжелом положении. Доля тех, кто жалуется на финансовые затруднения, выросла за 2017 год в 1,2 раза. В сентябре 2017 года об этом заявили 38 % респондентов.

Стоит отметить, что Правительство Российской Федерации стремится к созданию максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста пенсий, поэтому расходы на пенсии для пенсионеров в 2018 году вырастут почти на 280 млрд, рублей.

По официальным данным Росстата на 2016 год, 13% россиян жаловались на то, что им приходилось доплачивать за лечение в государственных медицинских учреждениях [18].

Из-за отсутствия внимания в государственном учреждении, нехватки времени на стояние в очередях к врачу люди обращаются в платные медицинские центры, несмотря на то что в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь должна оказываться бесплатно (41 ст. Конституции РФ).

Стоит лишь вспомнить дорогостоящие операции, на которые у граждан порой не хватает средств или попытку ввести новый налог на медицинскую помощь для лиц, являющихся безработными. Уже в 2016 Минздрав заявлял, что денег, которые будут выделены на бесплатное оказание медицинской помощи россиянам в 2017— 2019 годах, может не хватить [6, с.35].

В условиях нестабильности экономического положения и социального самочувствия населения России государство не может гарантировать достойную жизнь гражданам, как это записано в Конституции РФ.

На сегодняшний день конституционное положение о том, что Россия является социальным государством, больше отражает стремление, цель, задачу стать таким государство, нежели уже достигнутую реальность.

Широкий круг серьезных социальных проблем в российском обществе свидетельствует о том, что современная политика России как социального государства должна быть направлена в первую очередь на создание таких условий, которые обеспечивали бы достойную жизнь, свободное развитие каждого человека, социальную справедливость и подлинное равноправие.

Таким образом, Россия станет социальным государством тогда, когда в жизни будут всецело реализованы конституционные нормы, определяющие социально - экономические права человека России.

2.2. Международное признание как признак государства

В современном мире появляется все больше самопровозглашенных территориальных образований, оспаривающих свою принадлежность к «материнским странам», претендующих на создание собственных государств или считающих себя таковыми. Соответственно проблема института международного признания вновь становиться актуальной для юридической науки.

Остро встает вопрос о том, можно ли считать неотъемлемым признаком государства его международное признание со стороны других государств наравне с территорией, суверенитетом, населением, налогообложением и другими.

В науке международного права как в России, так и за рубежом, ведутся дискуссии о емкости и широте термина «признание». Одни авторы полагают, что признание нового государства - это политико-правовой акт, в котором сразу выражается намерение признающего государства вступать в стабильные международно-правовые отношения с признаваемой стороной, характер и объем которых зависит от вида и формы признания [3, с.98].

Другие отмечают, что признание государства представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую правосубъектность [5, с. 348].

Некоторые исследователи выделяют даже классификацию непризнанных государств.

Так профессор В.В. Оксамытный среди современных государственно-подобных территориальных образований, не входящих в ООН, но претендующих на официальный государственный статус, выделяет: частично признанные государства, фактически контролирующие свою территорию, частично признанные государства, контролирующие часть своей территории; непризнанные государства, фактически контролирующие свою территорию [16, с.96].

К первому виду можно отнести Косово, Абхазию, Южную Осетию, Тайвань, Северный Кипр. Здесь речь идет о государствах, которые ранее находились в составе других государств, однако в силу различных причин в одностороннем порядке заявили о своей независимости, оказались поддержаны некоторыми государствами и de facto контролирующие территорию провозглашенного государства.

В итоге они по-прежнему находятся в составе «материнского» государства, на основании его конституции.

Пример - самопровозглашенная в 2008 году Республика Косово, территория которого до настоящего момента определяется как Автономный край Косово и Метохия, согласно Конституции Сербии. Республика получает военную поддержку войск НАТО, поддержана признанием 115 государств, в число которых не входит ни Сербия, ни Россия, ни другие влиятельные государства вроде Индии, Китая, Бразилии.

Государства второго вида, частично признанные, но контролирующие только часть своей территории - Палестина, Сахарская Арабская Демократическая Республика, также признаны не всеми государствами и имеют проблемы с контролем над территорией, которую они считают своей [12, с. 125].

Однако соседнее государство также на нее претендует, что ведет к неизбежному и часто затяжному конфликту. Так, Сахарская Арабская Демократическая Республика признана 60 странами - членами ООН, однако Марокко - ее ближайший сосед не признает САДР и частично контролирует территорию, которую САДР считает своей. Палестина, признана государствами - членами ООН, однако при этом к полноценным государствам не относится, поскольку она не признается тремя государствами- постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Великобританией и Францией), а также большинством стран Евросоюза, Японией и некоторыми другими.

Также международному признанию Палестины мешают территориальные споры с Израилем, так как он по-прежнему контролирует территории Западного берега реки Иордан и сектора Газа.

Непризнанные государства, фактически контролирующие свою территорию - Приднестровская Молдавская Республика, Нагорно-Карабахская Республика и Сомалиленд. Они отличаются тем, что несмотря на обладание признаками государственности, лишены полного или частичного международного дипломатического признания и таким образом не могут в итоге выступать в качестве субъекта международных отношений.

Так Сомалиленд — самопровозглашенная независимая республика, международно-признанная только в качестве автономной области Сомали, но не государства. Самопровозглашённая независимость региона остаётся непризнанной международным сообществом. Во-первых, правительство

Сомали не признает Сомалиленд, из-за чего мировое сообщество весьма неохотно узаконивает такой односторонний сепаратизм, во-вторых, Сомалиленд не имеет четко определенных границ, фактическая граница между Сомали и Сомалилендом не является стабильной. Из-за своего статуса

Сомалиленд в настоящее время не имеет никаких официальных контактов с любым из государств, но продолжает отстаивать свою независимость.

Налицо большое количество непризнанных государств, однако теоретическая наука не спешит с обязательным внесением в перечень неотъемлемых признаков государства международное признание. Однако профессор В.В Оксамытный отмечает, что «признание государства мировым сообществом ныне нельзя игнорировать, это - принципиальный показатель состоявшегося процесса государственного закрепления публичной власти [16, с168].

Государство должно быть признано таковым, если оно удовлетворяет определенным условиям, формулируемым международным правом» [16, с169].

Однако большинство ученых с ним не согласны. Так профессор С.В. Бабурин утверждает, что «государственность и суверенитет государства не зависят от признания их другими государствами» [3].

С этим утверждением можно согласиться, опираясь на реальную картину, которая исследована выше: непризнанные государства так или иначе функционируют, это очевидно.

Само по себе «непризнание» в большей или меньшей степени ограничивает самопровозглашенное государство в возможностях выступать в качестве субъекта международных отношений, экономического и политического сотрудничества, и, как следствие, тормозит развитие государства. Однако так ли это принципиально влияет на вопросы государственности, суверенности? Полагаем, что нет. Скорее задает определенный темп, направленность для его функционирования в сложившихся исторических условиях, создавая для этого соответствующие предпосылки.

Таким образом, необходимо отметить, что международное признание, безусловно, значимый элемент для любого государства, однако безосновательно ставить зависимость существования государства от наличия или отсутствия такого признания. История знает немало примеров государств, которые изначально не признавались большинством стран мирового сообщества, но на данный момент являющихся полноценными субъектами международного права и относящихся к числу наиболее влиятельных, как Россия, к примеру.

3. Государство - важнейший элемент политической системы

3.1 Взаимоотношения государства с другими элементами политической системы

Рассмотрим особенности взаимоотношения государства с другими элементами политической системы по направлениям.

1. Взаимодействие государства и политических партий.

Политическая партия - это организация, имеющая структуру (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты [12, с.356].

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль, и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически.

В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

2. Государство и общественные объединения.

В современном мире все большую роль играют социально-экономические, социально-культурные, общественные объединения некоммерческого характера. Они чрезвычайно разнообразны как по названию, так и по степени организованности, количеству членов, влиянию на политическую жизнь [13, с.156].

Национальные движения - это менее формализованные чем партии, общественные образования: различные фонды, союзы, соборы, другие организации. Эти движения, как правило, не имеют членств, структура их размыта. Они могут не иметь формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т.п.).

Общественное объединение — это добровольное формирование граждан, возникшее в результате их свободного волеизъявления на основе общих интересов для достижения общих целей.

Эти объединения оказывают воздействие на политику государства, хотя политическая деятельность не является основной их целью, а представляет собой вспомогательное средство реализации своих интересов.

К основным формам воздействия общественных объединений на органы государства относится участие в выборах, а также представление и защита законных интересов своих членов в государственных органах. Принимая участие в выборах, общественные объединения могут иметь право выдвижения кандидатов в депутаты, могут участвовать в образовании избирательных комиссий, проводить предвыборную агитацию, объединять избирателей вокруг кандидатов в депутаты.

Некоторыми особенностями отличаются взаимоотношения государства с профсоюзами. Профессиональные союзы появились как организации, выражающие и защищающие интересы определенных категорий работников. Выросшие из средневековых цеховых организаций ремесленников, в настоящее время профсоюзы представляют мощную экономическую и политическую силу. История взаимоотношений государства и профсоюзов также драматична и многопланова.

Политические системы некоторых обществ включали или отторгали профессиональные союзы, придавали им различное значение.

Диапазон здесь велик: на разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом [14, с.154].

3. Взаимодействие государства и церкви.

История знает теократические и светские государства, воинственно-атеистические и конфессионально-плюралистические, соответственно, и разные политические системы.

Рассмотрим некоторые из них. В зависимости от взаимоотношений с церковью, различают государство светское, теократическое и клерикальное.

Светское государство предполагает отделение церкви от государства, разграничение их сфер деятельности. Церковь не выполняет политических функций и, следовательно, в этом случае не является элементом политической системы общества. Светское государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, не оказывает церкви материальной поддержки, однако охраняет законную деятельность религиозных организаций и регулирует наиболее важные, с точки зрения общего интереса, аспекты.

Теократическое государство является противоположностью светского государства, поскольку в нем государственная власть принадлежит церкви, монарх является одновременно и верховным священнослужителем. Таким государством является Ватикан.

Промежуточный вариант между светским и теократическим - клерикальное государство, которое с церковью не слито, однако церковь через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику. Клерикальными государствами в настоящее время являются Великобритания, Дания, Норвегия, Израиль и некоторые другие. Так, в Великобритании представители высшего духовенства заседают в палате лордов. Церковь занимается регистрацией актов гражданского состояния, иногда - регулирует брачно-семейные отношения. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания подрастающего поколения и образования, ведет религиозную цензуру печатной продукции. Также следует отметить достаточно сильное экономическое положение церкви: она получает от государства различные субсидии, является крупным собственником, обычно пользуется льготным налогообложением.

Влияние религиозных общин и церквей на политическую жизнь зависит прежде всего от уровня развития демократии в стране, от характера политического режима. В демократических государствах, как правило, признаются равноправие религий и церквей, свобода совести и вероисповедания, церковь отделена от государства, любые привилегии и любая дискриминация по религиозным мотивам запрещены. Однако ряд демократических государств являются государствами клерикальными.

В тоталитарно-распределительных политических системах формальные покрывала невмешательства скрывали фактическое вмешательство государства в дела церкви, попытки контроля за священнослужителями.

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например, ислам, напротив, религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционирование государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиозных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

4. Государство и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление - организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов локального значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем различных форм прямого волеизъявления (референдум, выборы и т.п.), а также через выборные и другие органы местной власти [21 с.78].

Органы местного самоуправления и самоорганизации общества возникают для решения местных дел: бытового и коммунального, обрядовой, духовной жизни. Это различные советы, муниципалитеты, сходы, собрания, клубы и т.п. К таким органам, самоорганизации относятся и трудовые коллективы, их руководящие органы. Удельный вес органов самоуправления, самоорганизации в политической системе общества весьма велик. Например, трудовые коллективы в некоторых обществах наделялись специальными политическими функциями: выдвижением кандидатов в депутаты представительных органов власти, их участием в избирательных кампаниях.

3.2 Государство, право и религия

История развития цивилизаций свидетельствует, что светское государство может признавать определенный, а иногда и весьма значительный вклад той или иной религии в формирование духовного и культурного своеобразия населения страны. Это относится и к мусульманской религии, и к православной (Греция, Кипр), и к другим. Влияние религии проявляется во всех сферах общественной жизни.

Говоря о путях модернизации современной России один из иерархов русской православной церкви владыка Кирилл отметил, что нет "совершенно особого (русского) пути экономической модернизации"[14, с.126].

Потому что нет никаких других инструментов модернизации экономики, кроме инструментов рынка, частной собственности, банков, частной инициативы, акционерного капитала, ипотеки и т.д. Модернизация должна рассматриваться не только в качестве экономического императива. Она должна опираться на нравственные начала. "Человек трудящийся и умножающий богатство делает дело Божье".

Сущность религиозных предписаний заключается в безусловном осуждении зла и пороков.

Ни одна из мировых религий не учит и не призывает человека к плохому и низменному. Например, среди христианских заповедей есть осуждение преступных действий (не убий, не укради, не предай). Священный Коран также исходит из того, что убийство одного безвинного человека является убийством всего человечества, а сохранение одной жизни - сохранением всего человечества.

В современных условиях нередко делаются опасные для будущего земной цивилизации попытки раскола мира по религиозному или этническому признаку. На этих факторах строят тактику своих замыслов и действий различные международные экстремистские и террористические организации. Толерантность и терпимость являются основой гражданского мира и важнейшим фактором социального прогресса в многоконфессиональных государствах.

Во избежание локальных и тем более глобальных конфликтов и возможности решения вопросов мирным путем высказываются предложения (главный раввин Израиля Йона Мецгер) о создании по образцу и подобию с ООН специальной международной организации для религиозных общин [17, с.163].

Церковь как институционный представитель определенной религии играет заметную роль в политической системе любого общества, в том числе в многоконфессиональной России.

Людям присуще желание к постоянному самосовершенствованию. Помимо материально-финансового благополучия им необходима соответствующая духовная аура. По мнению специалистов, численность людей, для которых в их действиях обязательно должна присутствовать религиозная духовность, в различных государствах в среднем составляет около 20%. Однако их образ жизни, поведения в различных жизненных коллизиях, авторитетность мнений являются не только мощным фактором повышения нравственности в обществе, но и одним из векторов направления общественного развития [18, с.165].

В теории государства и права до сих пор не было принято специально изучать взаимодействие государства и религии. В советское время установился порядок, в соответствии с которым церковь (мечеть) была отчужденна от государства, и религия фактически пре-следуясь формально была оставлена на усмотрение совести каждого взрослого человека. Да и не только у нас, но и во многих других странах в одно время господствовала идеология, считающая религию опиумом для народа.

Однако, как бы сильно люди в отдельные периоды не были настроены атеистически, проблема взаимодействия государства и религии остается, и она в историческом плане уходит в глубь человеческого общества.

В античные времена религия еще не оформилась во влиятельную общественную силу, и государству приходилось иметь дело с языческими его проявлениями. Язычество как общественная сила не могла создавать сколь-либо серьезные проблемы для античного государства, и тогда говорить о государственной политике в отношении религии, по существу, не приходилось.

В средневековье сильное развитие получила церковная религия, которая представляла уже большую силу, влияющую и на общественное развитие. Если в античные времена сам государь зачастую рассматривался представителем бога на земле, то в средневековье церковь превращается в царство божья, а государству отводится низшая и служебная роль военного и полицейского учреждения. Да и то, эта второстепенная роль признавалась незаконной, если государи не получали своего меча из рук церкви и не обращали его на ее защиту.

В новое время первенство вновь отдается государству. Усилиями таких мыслителей, как Маккиавелли, Гоббс, Руссо, Воден, Гегель и др. теоретически доказывается тезис о том, что государственная власть является универсальной, всеобъемлющей, а власть церкви распространяется только на верующих. С тех пор цивилизованный мир живет представлениями о верховенстве человеческих законов, что церковь сама должна жить и действовать в рамках государственных законов.

Правда и в наши дни остаются государства, где религиозные установления признаются и защищаются государством. Так, мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан и т.д.) почти полностью состоит из теологических нормативов божественных установлений, объективированных в шариате.

Таким образом, в современном мире в целом выделяются теократические и светские государства, и в зависимости от этого строится различная государственная политика в области религии.

Правовое государство - это светское государство. Поэтому важнейшим направлением в деятельности светского государства должна быть правильная постановка проблемы взаимоотношений публичной власти и религии[20, с.144]..

Религия - распространенная и важнейшая сторона духовной жизни в рамках любого государствообразующего общества. В современном мире нет ни одного государства, где бы не было верующих и где бы не было надобности в оптимальном определении этой стороны духовной жизни[1].

Исходя из современных достижений науки теории государства и права, цивилизованное государство не должно ни мешать, ни способствовать становлению и развитию в обществе какой-либо идеологии.

В значительной мере это зависит от того, как-то или иное государство относится к сфере идеологии. Государство не должно допускать установление в обществе монополии какой-либо одной идеологии. Само же государство также должно быть деидеологизировано. Оно и его служащие не могут придерживаться линии одной лишь идеологической концепции.

Государство, основываясь на легитимных законах, представляет интересы всех слоев населения, независимо от их идеологических убеждений и представлений. В правовом государстве, на основе легитимных законов, обеспечивается подлинный плюрализм в духовной сфере. Причем плюрализм в духовной сфере допускается не только потому, что в правовом государстве иначе быть не может, а в значительной степени потому, что только плюрализм в духовной сфере позволяет оптимально развиваться науке, искусству, образованию, религии и т.д. Мировая общественная практика достаточно убедительно показала, что основа застоя в общественном развитии, загнивания во всех сферах жизни закладывается тогда, когда все общество начинает поклоняться одной идеологии, или когда какая-то одна идеология самим государством объявляется единственно правильной и верной на все времена. Как уже отмечалось, любое государствообразующее общество объективно плюралистично, в нем среди людей проявляется множество идеологических представлений и убеждений, поэтому правовое государство, основываясь на легитимные законы, должно не только «терпеть» различные идеологии, инакомыслие и духовную раскрепощенность, но принять меры к обеспечению цивилизованного взаимодействия различных представлений о жизни и развитии общества друг с другом. Право в правовом государстве должно формироваться с учетом объективной потребности взаимодействия людей, приверженных к различным формам общественного сознания, религии и т.д.

В чисто практическом плане взаимодействия государства и религиозных организаций следует заметить, что теократы, какую бы религию не представляли, своей идеологией, впрочем, также, как и этнократы, в конечном счете, в обществе сеют раздор, так как объективно призывают к конфессиальной разобщенности. Их, конечно, можно понять {материальные и иные выводы для представителей религиозной концессии), но применять меры государственного воздействия при этом нельзя. Силовой разговор государства с теократами, также, как и с этнократами, как свидетельствует история, ослабляет идеологию оправдания государства перед значительной частью населения.

Лучшее лекарство от теократов - терпеливое просвещение, разъяснение необходимости правоверия, оправдание правовой необходимости всей деятельностью государства. Ведь если глубоко задуматься, то нетрудно прийти к выводу о том, что из многоверной по сути теократии, также, как и из многонациональной этнократии, естественное развитие должно привести только к правоверию, к справедливости в взаимоотношениях между различными конфессиями, различными национальностями. Другого пути просто не существует, если само государство не внесет сумятицу в естественно-историческое развитие общества. Государство, основанное в своей деятельности на праве, то есть подлинное правовое государство - оно и есть средство освобождения людей от теократических, этнократических отклонений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство - это выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью, формой.

Государство характеризуют следующие признаки, отличающие его как от догосударственных, так и негосударственных организаций:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);

2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определенной политики и содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);

3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению; в процессе становления первых государств территориальное деление населения, начавшееся в процессе общественного разделения труда, превращается в административно-территориальное; на этом фоне возникает новый общественный институт - подданство или гражданство);

4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т.п.);

5) монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);

7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);

8) обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (государственная собственность, бюджет, валюта и т.п.);

9) монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);

10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях). В обществе власть может существовать в разных видах: партийная, семейная, религиозная и т.п. Однако властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает лишь государство, которое осуществляет свою высшую власть в пределах собственных границ. Верховенство государственной власти означает: а) ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества; б) монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов, вплоть до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики; в) осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной); г) прерогативу государства отменять, признавать юридически ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства. Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять, то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, то говорят о нарушении его суверенитета. А это явный признак слабости данного государства и его неспособности обеспечить собственный суверенитет и национально-государственные интересы. Понятие "суверенитет" имеет для государства такое же значение, что и понятие "права и свободы" для человека;

11) наличие государственных символов - герба, флага, гимна. Символы государства призваны обозначать носителей государственной власти, принадлежность чего-либо к государству. Гербы государства помещают на зданиях, где расположены органы государства, на пограничных столбах, на форменной одежде государственных служащих (военнослужащих и др.). Флаги вывешиваются на тех же зданиях, а также в местах, где проводятся международные конференции, символизируя присутствие на них официальных представителей соответствующего государства и т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. (в ред. от 21 июля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 31. – Ст. 4398
  2. Андриченко Л.В., Бондарчук Р.Ч., Виноградов В.А., Мадьярова А.В., Машаров Е.И. Федеративное устройство России / Конституционное право России: учебник. М, 2015. -365с
  3. Бабурин С. Мир империй. Территория государства и мировой порядок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://iknigi.net (Дата обращения 06.08.2019).
  4. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2016. – 725с.
  5. Большаков А.Г. Непризнанные государства постсоветского пространства в системе российских национальных интересов // Политическая экспертиза. 2008. Том 4. № 1.С. 180-196.
  6. Борисов Н.А. Институт признания в международном праве: теория и практика. Огарёв-Online, 2016. Режим доступа: https://cyberleninka.ru (Дата обращения 06.08.2019)
  7. Вельяминов В.Г. Признание «непризнанных» и международное право. // Россия в глобальной политике. 2017. № 1. С. 120-129.
  8. Киселёва С. Г. Право: учебник для бакалавров / С. Г. Киселёв //М.: Юрайт, 2015. -635с.
  9. Иванников И.А. Теория государства и права. / Иванников И.А //М.: Юрайт, 2016. -565с.
  10. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. / И.И Лукашук М., 2015. -517 с.
  11. Малахов В. П., Клименко А. И. Актуальные проблемы правой теории государства. /В.П. Малахов, А. И. Клименко // М., 2017. -356 с.
  12. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. / М.Н. Марченко// М., 2016. - 550с.
  13. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина //Алтайский Вестник. 2015. № 4. С. 168
  14. Морозова Л.А. Проблемы современной российской государственности/ Л.А. Морозова Л.А. //М., 2017. - 650с
  15. Мутагиров Д. З. Демократия как универсальная ценность: курс лекций / Д. З. Мутагиров //М.: Логос., 2016. – 650с.
  16. Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Ноябрь 2017/ под. ред. Л.Н. Овчаровой. - М.: НИУ ВШЭ. 2017.
  17. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://textbook.news.ru (Дата обращения 06.08.2019).
  18. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/ (Дата обращения 06.08.2019).
  19. Перевалов В. Д. Учебник для вузов «Теория государства и права» / В. Д. Перевалов// «НОРМА» - М., 2016. - 525с.
  20. Радько Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько // М.: Академический проект, 2016. -800с.
  21. Стрекозов В. Г. Конституционное право: учебник для СПО / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 244 с.
  22. Цалиев А.М. Россия и правовое государство (к 1150-летию образования Российского государства) / А. М. Цалиев // Законность. – 2015. №12. С. 5
  1. Манов Г.Н. Признаки государства: новое прочтение // Политические проблемы теории государства. М., 2008. – С. 21.