Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и признаки государства (Государственный суверенитет )

Содержание:

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что среди разнообразных форм человеческого общения первенствующее значение признано за государством. Было время, когда оно охватывало все без исключения аспекты человеческой жизни, поэтому человек в древнем мире был полностью занят гражданином государства. И в настоящее время, хотя других форм социального единства человека с государством нет, государство тем не менее каким-то образом распространяет свое влияние на все аспекты общественной жизни. В любом случае история человечества создается в первую очередь государственной деятельностью. Поэтому при изучении феномена в обществе постоянно возникают вопросы об организационных и формах деятельности государства. Но чтобы ответить на такие вопросы, необходимо понять, что такое государство и что это за признаки.

Предмет работы – понятие и признаки государства.

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса о природе государства через определение его понятия и выделение основных признаков.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать понятие государства;

· раскрыть сущность государства с различных подходов;

· рассмотреть основные теории происхождения государства рассмотреть понятие, признаки и теории юридических лиц;

· раскрыть основные признаки государства.

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен. Однако, несмотря на это, единого мнения относительно понятия и признаков государства нет. В связи с чем, необходимо постоянное изучение данного вопроса не только с теоретической точки зрения, но и с учетом сложившихся в конкретный период развития общества и государства общественных отношений.

Правовую базу исследования составило действующие законодательство Российской федерации, а именно: Конституция Российской Федерации; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации".

Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (системный, исторический) и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительный).

Теоретическую основу исследования составляет работы таких авторов как Бошно С.В., Абдулаев М.И., Венгеров А.Б., Верещагин С.Г., Доржиев Ж.Б., Елеонский В.О., Иванов А.А., Иванов В.П., Ильин И. А., Левакин И.В., Юртаева Е.А., Марченко М.Н., Матузов Н.И., Мелехин А.В., Корельский В.М., Перевалов В.Д., и др.

Данная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы

1. Понятие и сущность государства

1.1 Понятие государства

Слово «государство» в русском языке происходит от древнерусского «государь» (так называли князя-правителя в древней Руси), которое, в свою очередь, связано со словом «господарь» (давшее «господарьство»).

Древнерусское «господарь» происходит от «господь». Таким образом, практически все исследователи сходятся на связи слов «государство» и «господь» (например, словарь Фасмера, 1996, т. 1, с.446, 448)[1] . Точная же этимология слова «господь» неизвестна. Поскольку производные «государство», «господарьство» появляются позже, чем уже имевшие устоявшиеся значения «государь», «господарь», то в Средние века «государство» обычно воспринималось как непосредственно связанное со владениями «государя». «Государем» в то время обычно являлся конкретный человек (князь, правитель), хотя существовали и заметные исключения (договорная формула «Господин Великий Новгород» в 1136—1478 годах или «печать Господарьства Псковского»)[2] .

Государство - это особая организация в обществе, которое объединено общими социальными и культурными интересами, занимает определенную территорию, имеет собственную систему управления, систему безопасности и обладает внутренним и внешним суверенитетом.

Термин «государство» обычно используется в правовом, политическом и социальном контекстах. В настоящее время вся страна на планете Земля, за исключением Антарктиды и соседних с ней островов, разделена между примерно двумя сотнями штатов. Государство это форма власти. Государство представляет собой социальную единицу, которая характеризуется постоянством территории и населения и наличием власти, обеспечивающей это постоянство.

Ни в науке, ни в международном праве нет единого и общепризнанного определения термина «государство».

В настоящее время не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация - ООН - не имеет полномочий решать, является ли государство чем-то. «Признание нового государства или правительства - это акт, который могут совершать или отказываться совершать только штаты и правительства. Как правило, это означает готовность установить дипломатические отношения. ООН не является ни государством, ни правительством, и поэтому не имеет полномочий признавать конкретное государство или правительство.» [3] .

Одним из немногих документов, определяющих «государство» в международном праве, является Конвенция Монтевидео, подписанная в 1933 году всего несколькими штатами США.

В учебнике предлагается следующее определение государства - это «особая организация политической власти общества, которая имеет специальный принудительный аппарат, выражающий волю и интересы правящего класса или всего народа». [4] .

Толковый словарь русского языка Ожегова и Шведовой даёт два значения: «1. Основная политическая организация общества, осуществляющая его управление, охрану его экономической и социальной структуры» и «2. Страна, находящаяся под управлением политической организации, осуществляющей охрану её экономической и социальной структуры».

Приведем еще несколько определений государства.

«Государство является специализированной и концентрированной силой для поддержания порядка. Государство - это учреждение или ряд учреждений, основной задачей которых (независимо от всех других задач) является защита системы. Государство - то, где специализированные правоохранительные органы, такие как полиция и суды, отделены от других областей общественной жизни. Это и есть государство ».

«Государство - это особая, достаточно стабильная политическая единица, представляющая организацию власти и управления отдельно от населения и требующая самого высокого права управлять (требовать применения мер) определенной территорией и населением, независимо от последнего согласия; иметь силы и средства для выполнения своих требований [5].

«Государство является независимой централизованной общественно-политической организацией по регулированию общественных отношений. Он существует в сложном, складированном обществе, расположенном на определенной территории, и состоит из двух основных слоев - правителей и управляемых. Отношения между этими слоями характеризуются политическим доминированием первых и фискальными обязательствами последних. Эти отношения узаконены идеологией, разделяемой, по крайней мере, частью общества, основанной на принципе взаимности».

«Состояние - это машина для подавления одного класса другим, машина для удержания других подчиненных классов в подчинении одному классу».

«Государство есть закон общества».

Следует отметить, что понятие государства обозначает политическую систему власти, установленную на определенной территории, определенный тип организации, в то время как понятие страны с большей вероятностью относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Концепция страны также имеет менее формальное значение. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

1.2 Сущность государства

Сущность государства - это смысл, самый важный, самый глубокий в нем, который определяет его содержание, назначение и функцию. Поэтому самая важная, фундаментальная вещь в государстве - это власть, ее связь, цели и функции в обществе. Другими словами, вопрос о сущности государства - это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему эта проблема горячо обсуждается.

Суть государства заключается в том, что все его граждане, помимо множества разных, противоположных или идентичных интересов и целей, имеют одну, одну единую цель и один, общие интересы. Каждый может сказать об этой цели: «это моя цель», и он будет прав, но он должен добавить: «не только моя». И каждый может сразу сказать: «Это наша общая цель», и когда это будет сказано, все будут правы. Но это также означает, что эта цель является общей. Многие физически и умственно отсталые люди хотят одного и того же, чтобы оно было у всех или сразу, или не у всех сразу. Каждый хочет быть один и по-своему; «Интерес» как личный опыт остается странным и множественным. Но объект желания один для всех и может быть создан только в организованном, совместном, а не в одиночестве творчестве. Общая цель создает общий путь и средства, и обеспечивается основа для политической деятельности. [6] .

Интересы государства состоят в поддержании и реализации всех естественных прав для всех его граждан, и, следовательно, вовлечение личной воли в «политику» предполагает вовлечение его в борьбу за все естественные права. Таким образом, рост личной, частной воли к политической цели является, таким образом, ее экспансией в объеме и содержании, и в то же время это ее освобождение от всех чисто личных, групповых или классовых личных интересов, освобождение и очищение. Ведь политика не принимает ничего сугубо личного, группового или классового интереса, но либо полностью отвергает его, либо признает его как истинный и справедливый естественный закон и таким образом превращает его в общий и политический интерес.

В большинстве работ, опубликованных в предыдущие годы, посвященных государству, его сущность однозначно рассматривается с классовых позиций - как инструмент неограниченной власти, диктатура правящего класса. Наоборот, в западных теориях государство проявляется как формация суперкласса, инструмент объединения классов, социальных противоречий, представляющих интересы всего общества.

Сущность государства - это самое главное в этом явлении, которое определяет его содержание, цели, функции, то есть власть, его принадлежность. [7] . Государство возникает, когда развитие экономики достигает определенного уровня, когда система равного распределения общественного продукта, существовавшая на протяжении многих тысячелетий, становится объективно невыгодной, а для дальнейшего развития общества становится необходимым выделение определенного элитарного слоя, который действует только в администрации.

Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах, прежде всего, привилегированных социальных групп и классов.

Однако возникновение социального неравенства и социальной несправедливости объективно прогрессивно: в условиях все еще крайне низкой производительности труда, по крайней мере, некоторые люди имеют возможность освободиться от повседневной тяжелой физической работы. Это приводит не только к значительному улучшению социального управления, но и к росту науки и искусства, к заметному увеличению экономической и военной мощи такого общества. Таким образом, рост государства всегда связан с изменением характера публичной власти, с ее превращением в политическую власть, осуществляемую, в отличие от власти первобытного общества, для продвижения привилегированной части общества. Поэтому классовый метод предоставляет широкие возможности для анализа характера такой власти, определения сущности государства.

Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так что в древних Афинах или Риме его классовая принадлежность не вызывает сомнений. Власть явно принадлежит рабам, которые владеют как основными средствами производства (землей), так и самими производителями - рабами. Последние не только участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких-либо прав, они являются «говорящими инструментами». Сходная позиция власти в феодальном обществе. Она в руках класса феодалов - помещиков. Крестьяне не имеют доступа к власти, также в значительной степени лишены законных прав и часто (полностью или частично) принадлежат феодалам. Как в рабстве, так и в феодальном обществе существует явное социальное неравенство и классовая принадлежность к государственной власти. [8] .

Более сложным является оценка характера власти в буржуазном государстве. Формально все люди равны перед законом, имеют равные права, что юридически закреплено в декларациях и конституциях. В раннем буржуазном обществе законы противоречат декларациям, имуществу, образованию и другим требованиям, которые ограничивают право голоса бедных. Это обеспечивает истинную принадлежность власти к экономически доминирующему классу - буржуазии.

В восточных штатах власть находилась в руках бюрократической бюрократии (точнее, ее элиты). В то же время она также выразила в значительной степени интересы не всего общества, а соответствующих социальных групп, которые имеют власть. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других секторов общества и занимают особое место в системе распределения общественного продукта, который откладывает значительную его часть, а особое отношение к средствам производства фактически становится их реальным владельцем, порабощает самих производителей, которые попадают в положение "коллективного рабства", хотя формально они свободны и являются владельцами земли. Такая общественная полезность государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата также может иметь место в обществе с доминирующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат получает «необычайную относительную независимость» и во многих случаях становится практически независимым от общества. Это может быть достигнуто, например, путем уравновешивания антагонистических классов, избиения их друг против друга, как это было во Франции во время бонапартистского режима в 1950–1960-х годах. XIX век. Но те же результаты часто достигаются за счет применения жестких мер по подавлению любого инакомыслия, любого сопротивления правящей элите. Такая ситуация была, например, в условиях фашистских режимов в Германии и Италии, тоталитарных или авторитарных режимов Латинской Америки [9] .

Классовый метод позволяет выявить сущностные характеристики государства, выявить в нем социальные противоречия. Во все исторические периоды действительно были действия эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых была государственная власть: восстание рабов в Риме, восстание крестьян и война в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовка и революционное рабочее движение и т.п.

Тем не менее, классовая (классовая) природа государственной власти не исчерпывает проблему сущности государства, а использование только классового метода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках относительно небольшой социальной группы, которая не в полной мере отражает интересы определенного класса, но действует в первую очередь в интересах своей узкой группы (бонапар­тизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освобожденных от колониальной зависимости, часто складывается ситуация, когда ни один из социальных классов не имеет силы и организации для захвата власти. Поэтому, если там есть национальные интересы (обрести независимость, развивать национальную экономику и культуру), возникает власть группы разных классов и неклассовых социальных групп, включая национальную буржуазию, рабочий класс, крестьян, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев.

В-третьих, при некоторых обстоятельствах может возникнуть государство, когда власть не на словах, а фактически принадлежит всему народу, так как интересы всего народа будут плавать над более узким классом или группой.

И, наконец, самое главное. Общество всегда едино, несмотря на зачастую противоречивые социальные противоречия. На самом деле без рабов не может быть рабовладельцев, кроме крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования бюрократии в восточном государстве является работа членов сообщества и т.д. Поэтому класс или социальная группа, обладающая властью, всегда вынуждена до некоторой степени заботиться о угнетенных классах и эксплуатируемых слоях населения.

Каждое государство должно выполнять (и всегда выполнять) общие социальные функции, действуя в интересах общества. И каждое государство является не только инструментом угнетения, машиной господства для класса или социальной группы, но и представляет собой все общество, является средством его объединения, средством его интеграции [10]. Общая социальная роль государства также является его существенной чертой, которая четко связана с классом и, таким образом, образует другую сторону его единственной сущности. Государство всегда объединяет узкие классовые или групповые интересы для правящей элиты и интересы общества в целом.

Отношения между этими сторонами и сущностью государства в разных исторических условиях неодинаковы, а укрепление одной из сторон приводит к ослаблению другой. Прежде всего, классовая сторона государства преобладает в рабовладельческом обществе. Вся власть, законные права, возможности реализовать свои интересы принадлежат правящему классу. Но существующее мнение о полном отсутствии прав рабов, «ужасных» условиях жизни, насильственном характере работы и беззащитности всех арбитров явно преувеличено. Низкая производительность труда в этот период неизбежно приводила к тому, что число рабов во много раз превышало количество свободных рабов. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы вы­полняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономичес­кие методы — материальная заинтересованность раба в результа­тах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общую социальную роль рабовладельческого государства.

Важность общего социального аспекта государственной деятельности росла по мере того, как общество переходило от рабства к феодализму, от феодализма к капитализму. Он играет особенно важную роль в современном западном обществе: высокие налоги на корпоративную прибыль, государственное регулирование условий труда, широкое развитие различных социальных программ и т. Д. Привели к обострению социальных противоречий, необходимости мер по подавлению классовых противников, что, конечно, становится меньше, уменьшается и политическая стабильность общества уменьшается. Одновременно с ростом социальной составляющей государственной деятельности доля ее классового содержания уменьшается.

Но для полного и объективного познания государства, чтобы понять его сущность, достаточно только классовой стратегии, и следует использовать положения других теорий государства: элиты, технократическая, плюралистическая демократия, состояние «всеобщего благосостояния» и т. Д. Некоторые из них будут обсуждены ниже.

Так, сторонники теории элиты, получившей широкое распространение в 20-м веке, считают, что массы не могут осуществлять власть, заниматься государственными делами, что государственная власть должна без контроля принадлежать верху общества - элите, пока одна правящая элита не будет заменена другой.

Теория элит граничит и во многом согласуется с технократической теорией. Согласно представителям этой теории, профессиональные менеджеры и менеджеры могут и должны управлять. Только они могут определить реальные потребности общества, чтобы найти оптимальные пути развития. Указанные теории не лишены определенных преимуществ, но обе страдают от антидемократии, раздирающей власть народа.

Многие приверженцы различных видов демократической доктрины проистекают из того факта, что люди являются основным источником и источником власти, что государственная власть по самой своей природе и сущности должна быть действительно популярной, осуществляемой в интересах и под контролем народа.

Как самостоятельное понятие концепция "Государства всеобщего благоденствия" получила распространение после 2 - й мировой войны 1939—45 и стала неотъемлемым элементом официальной буржуазной пропаганды, а также различных партийных платформ и программ (например, Лейбористской партии в Великобритании, Либерально демократической — в Японии и др.)[11] . Согласно этой концепции, в прошлом буржуазное государство стояло на позициях невмешательства и не боролось с социальными несправедливостями капиталистического строя, а ныне оно превратилось в силу, которая якобы противостоит монополиям и добивается социальной гармонии.

Развитие государственно монополистического капитализма после 2 й мировой войны, сопровождавшееся усиленным вмешательством буржуазного государства в экономику, добытые в борьбе трудящимися социальные завоевания в ряде капиталистических стран были использованы для пропаганды идей "Государства всеобщего благоденствия". Сторонники этой "теории", видя притягательную силу идей социализма, стремились также создать впечатление, будто его возможности присущи и "новому" капиталистическому государству. В действительности теория "Государства всеобщего благоденствия" представляет собой завуалированную форму защиты государственно монополистического капитализма, при котором буржуазное государство используется монополиями для укрепления своей экономической мощи и усиления эксплуатации трудящихся. Имеющее место в некоторых случаях ограничение деятельности отдельных монополий буржуазным государством направлено на соблюдение интересов класса капиталистов в целом. Социально-экономические выгоды трудящихся капиталистических стран - не результат деятельности буржуазного государства, а результат жесткой классовой борьбы. Коммунистические и рабочие партии, борющиеся против буржуазных и реформистских идеологий, раскрывают апологетическую сущность понятия "Государства всеобщего благоденствия"[12] .

1.3 Теории происхождения государства

Нет единого мнения о причинах состояния. Существует несколько теорий, объясняющих происхождение государства, но ни одна из них не может быть окончательной истиной. Самые известные государства - государства Древнего Востока (в пределах современного Ирака, Египта, Индии, Китая).

Выделяют следующие теории происхождения государства: теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, теория насилия, материалистическая (марксистская) теория, психологическая теория, расовая теория Гюнтера, органическая теория, ирригационная теория, комплексная теория происхождения государства Х. Й.М. Классена, кризисная теория А.Б. Венгерова, дуалистическая теория Малыгина, Афанасьева, теория специализации Т.В. Кашаниной, инцестная (половая) теория К. ЛевиСтросс, спортивная теория Ортега-и-Гасет. О некоторых их них пойдет речь ниже.

Теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства была широко распространена в средние века, в трудах Фомы Аквинского; в современных условиях её развили идеологи исламской религии, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.).

По словам представителей этой доктрины, государство является продуктом божественной воли, благодаря которой государственная власть вечна и неизменна и зависит прежде всего от религиозных организаций и деятелей. Поэтому каждый обязан повиноваться суверену во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределяется божественной волей, которая должна быть объединена, а не противостоять преемнику Божьей силы на земле. Поэтому непослушание государственной власти можно рассматривать как непослушание Всемогущему

Придавая государству и суверену (как представителям и представителям божественных стихов) ауру святости, идеологи в этой теории подняли и подняли свой престиж, внесли свой вклад и помогли создать порядок и гармонию в обществе. Особое внимание уделяется «посредникам» между Богом и государственной властью - церковью и религиозными организациями.

В то же время эта доктрина уменьшает влияние социально-экономических и иных отношений на государство и не позволяет никому решать, как улучшить форму государства, как улучшить государственное устройство. Кроме того, богословская теория в принципе недоступна, так как она в основном основана на вере. Другой вариант этой теории состоит в том, что государство как система взаимодействия с обществом создается высшими силами с целью объединения людей для выживания и развития и передачи специфических для них знаний (обучения людей) им (людям). Первые китайские императоры пришли с небес и научили людей готовить, строить дома, повозки, возделывать поля. В Греции боги научились стрелять и обрабатывать металл. По мере накопления знаний у людей и передачи их поколениям сила небес ослабла. Уже в древней Греции, согласно мифам, известно, что люди говорили: «Боги оставили нас». И умные невидимые люди стали использовать его как мошенничество и интриги пришли к власти [13].

Патриархальная теория. К наиболее известным представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Конфуция, Аристотеля, Филмера, Михайловского и др. Они мотивируют, что люди являются коллективными существами и стремятся к взаимному общению, что приводит к появлению семьи. Впоследствии развитие и расширение семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей приводит к формированию государства.

Отношения отца с членами семьи согласно патриархальной теории происхождения государства подобны отношениям монарха с подданными. Монарх, как и отец семьи, должен заботиться о своих подданных, а они, в свою очередь, должны косвенно следовать за ним и уважать его.

Конечно, общеизвестная аналогия между государством и семьей возможна, поскольку структура современной государственности возникла не сразу, а возникла из простейших форм, которые на самом деле вполне могли быть сопоставимы со структурой первобытной семьи.

Вместе с тем, представители данной доктрины упрощают процесс происхождения государства, по сути дела экстраполируют понятие "семья" на понятие "государство", а такие категории, как "отец", "члены семьи", необоснованно отождествляются соответственно с категориями "государь", "подданные[14] ". Главной функцией семьи является воспроизводство рода и совместная жизнь. А государство призвано исполнять совершенно другие функции. К тому же по свидетельству историков, семья (как социальный институт) возникала практически параллельно с возникновением государства в процессе разложения первобытнообщинного строя.

Материалистическая теория. Материалистическая (марксистская, историкоматериалистическая, диалектикоматериалистическая) теория происхождения государства связывает возникновение государства с появлением частной собственности, расколом общества на классы и классовыми противоречиями. По мнению сторонников данной теории, «государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

По оценкам специалистов, «теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли».

Наиболее полное изложение основ данной теории содержится в работах Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и В.И. Ленина «Государство и революция».

По словам Энгельса, государство не существует вечно. Были общины, которые делали это без государства и государственной власти. На определенном этапе экономического развития, обязательно связанном с разделением общества на классы, государство стало необходимостью из-за этого разрыва. Когда в обществе появляются классы с конфликтующими финансовыми интересами, начинается противостояние между ними. Чтобы эта конфронтация не привела к краху общества, требуется сила, которая выше сообщества, чтобы смягчить столкновение и удержать его в рамках «порядка». Этой властью, которая исходит от общества, но которая лежит над ней и все более способствует ее развитию, является государство [15] .

Государство отличается от племенной организации классификацией веществ по территориальному делению. Поскольку основанием для существования клановых ассоциаций была ассоциация членов клана с определенной территорией, с увеличением движения населения по экономическим причинам, сообщество клана перестало выполнять свою функцию. Гражданам была предоставлена возможность осуществлять свои общие права и обязанности там, где они обосновались, независимо от клана или племени.

Вторая особенность государства - создание государственной власти, которая не совпадает напрямую с населением и предназначена для того, чтобы держать всех граждан в подчинении. Эта государственная власть существует в каждом штате и состоит не только из вооруженных людей, но также из различных видов принудительных учреждений, которые не были известны племенному сообществу.

Публичная власть усиливается, когда классовые противоречия внутри государства становятся все более острыми, а когда государства в контакте становятся более крупными и более густонаселенными Чтобы сохранить эту государственную власть, необходимы взносы граждан - налоги. С развитием цивилизации налоги становятся недостаточными: государство выдает кредиты и государственный долг.

Имея официальные полномочия и право взимать налоги, чиновники становятся органом общества над обществом, что обеспечивается авторитетом в законах, которые предоставляют им иммунитет.

Поскольку государство возникло из-за необходимости контролировать анты классов, оно, как правило, является государством наиболее мощного, экономически доминирующего класса, который с помощью государства также становится политически доминирующим классом и, таким образом, получает новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса.

Таким образом, древнее государство было первым из всех рабовладельцев, подавляющих рабов, а феодальное государство - благородным органом для подавления услуг и зависимых крестьян, а репрезентативное государство Новой Эры является инструментом для эксплуатации наемного труда с капиталом.

Как исключение, бывают также периоды, когда борющиеся классы достигают такого баланса сил, что государственная власть временно получает некоторую независимость по отношению к обоим классам. Такова, например, абсолютная монархия XVII-XVIII веков, в которой дворянство и буржуазия находятся в равновесии друг с другом. [16] .

Кроме того, в большинстве известных в истории государств права, предоставляемые гражданам, пропорциональны их имущественному статусу, и это прямо указывает на то, что государство является организацией этого класса собственности, которая защищает его от тех, кто его не имеет. В Афинах и Риме это определялось разделением граждан на категории имущества; в средневековом феодальном государстве степень политического влияния определялась размером собственности на землю. В эпоху Новой Эры это выражение было найдено в предвыборной компетенции на выборах в высшие государственные органы.

Высшая форма правления, демократическая республика, официально ничего не знает о различиях в богатстве. По ее мнению, богатство использует свою власть косвенно, с одной стороны, в форме прямого подкупа чиновников, с другой - в форме союза между правительством и крупным акционерным капиталом.

По мнению сторонников этой теории, в середине 19-го века общество начало приближаться к стадии развития производства, когда существование воюющих классов перестало быть необходимым и стало препятствием для развития производительных сил (конфликт производительных сил с производственными отношениями). Результатом является неизбежное исчезновение классов в результате социальной революции и неизбежное исчезновение государства.

С.С. Алексеев и В.М. Корельский указывают, что хотя нет оснований считать, что классовая борьба не влияла на возникновение государства, нельзя считать возникновение классов единственной причиной его появления, поскольку имеются примеры зарождения и формирования государства в доклассовом обществе, а на процесс государствообразования влияют и другие, более общие факторы [17] .

Первоначальный фактор в становлении государства должен преследоваться в прямой политической силе. Общество, по словам Е. Дюринга, состоит как минимум из двух человек. Две человеческие воли как таковые полностью равны друг другу, и ни одна из них не может поставить другого с какими-либо положительными требованиями. В этой ситуации, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Чтобы объяснить происхождение государства, Дюринг образно привлекает третье лицо, потому что без него невозможно принять решение большинством голосов, а без таких решений, то есть без господства большинства над меньшинством, государство не может возникнуть. Он считает, что собственность, классы и государство возникают в результате насилия со стороны одной части общества над другой. [18].

Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В результате завоевания возникает рабство: племя, которое выиграло битву, становится доминирующим; другой, потерпев поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство, в свою очередь, приводит к появлению частной собственности и классов. Он связан с частной собственностью и определяет переход от кочевой жизни к сельскохозяйственной жизни. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего[19] .

К. Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах[20] . Победоносное племя, утверждает он, подчиняется побежденному племени, распоряжается землей этого племени, а затем заставляет его систематически работать на себя, будучи провозглашенным или провозглашенным. Результатом такого завоевания является не разделение на классы, а принудительное устройство, созданное победителями для борьбы с побежденными, которые впоследствии становятся государством. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая угнетённым и эксплуатируемым классом".

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

Теорию насилия нельзя полностью отвергнуть не только по формальным соображениям, но и на основе исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних народов другими было реальным фактором существования государственности в течение исторически долгого времени (например, Золотой Орды) , Элемент насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовал и сопровождал процесс каждого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). В последнее время прямое насилие сыграло решающую роль в формировании штата США: борьба между Севером и рабовладельческим Югом в конечном итоге привела к образованию Соединенных Штатов. Очевидно, что эти правдивые факты исторической реальности лишь частично подтверждают истинность теории насилия.

Психологическая теория. Психологическая теория происхождения государства была разработана Л.И. Петражицкий и Зигмунд Фрейд. Теория гласит, что государство сформировалось в результате разделения общества по психологическим соображениям: одни могут подчиняться только, другие могут править. Конечно, социальные законы реализуются через поведение человека, деятельность. Поэтому характеристики психики человека оказывают определенное влияние на реализацию этих законов. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой, сама психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и других внешних условий. Именно эти условия следует учитывать в первую очередь.

Психологическая теория государства и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX — первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель — русский государствовед и правовед Л. Петражитский (1867 1931 гг.).

Его последователи определяют общество и государство как сумму психологических взаимодействий между людьми и их различными ассоциациями. Суть этой теории состоит в том, чтобы подтвердить психологическую потребность человека жить в организованном обществе, а также ощущение необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в той или иной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство являются следствием психологических законов развития человека.

В действительности, причины возникновения и функционирования государства вряд ли можно объяснить только с психологической точки зрения. Понятно, что все социальные явления разрешаются на основе умственных действий человека, и за их пределами нет ничего социального. В связи с этим психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые избегают внимания со стороны экономических, договорных и органических теорий. Но попытка свести всю социальную жизнь к психологическому взаимодействию между людьми, объяснить жизнь общества и государства через общие законы психологии так же преувеличена, как и все другие представления об обществе и государстве.

Феномен государства чрезвычайно многогранен. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное понимание вряд ли возможно в рамках какой-либо универсальной теории, хотя такие попытки были предприняты в истории человеческой мысли и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердляев). Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить существование государственных правовых явлений и власти через особый психологический опыт и потребности людей.

Психологическая теория государства и права рассматривала людей как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.

В своей работе по теории государства и права Петражицкий разделяет право на автономное (или интуитивное) и положительное (гетерономное). Автономный закон формирует опыт, который достигается во время разговора о внутреннем «голосе совести». Положительное юридическое представительство возникает, когда оно основано на чьей-либо власти, на внешнем законе [21] .

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, что правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями[22] .

Несмотря на известную теоретическую сложность и «изоляцию» психологической стороны юридического феномена в общественной жизни, многие основные принципы теории Петражицкого, в том числе созданный им концептуальный аппарат, широко приняты и используются современной теорией государства. и команды. Органическая теория. Органическая теория происхождения государства - это теория происхождения государства, согласно которой государство - это организм, который рождается, живет, стареет и умирает. Части этой теории можно найти в трудах разных авторов. В настоящее время подавляющее большинство писателей отвергает.

Гегель подчеркивал, что определение государства не может состоять в том, что государство - это организм, то есть развитие идеи в ее различиях. «Природа организма такова, что если не все его части станут идентичными, если один из них считает себя независимым, то каждый должен умереть. организм, как использовать проповедь, чтобы понять природу Бога, о жизни которого я должен думать в себе [23].

Проводятся следующие аналогии: составляющая структурная единица государства как организма — семья (в биологии — клетка); полиция — иммунная система; деньги, экономика — кровеносная система.

В настоящее время эта теория отвергается подавляющим большинством русскоязычных источников. Н. Н. Алексеев пишет, что никакое общение не может быть организмом, но нет сложных отношений между социальными единицами, монадами или душами. То, что является организмом или личностью, не является обществом, так же как общество никогда не может быть организмом или личностью. Эти идеи могут быть применены к обществу только в переносном или условном смысле, но все же они принесут больше вреда, чем пользы, поскольку у них будет неограниченное число концепций, чуждых ему в социологии. Ф. Ф. Кокошкин писал, что властные отношения и подчинение, которые существуют в государстве, и зависимость от частей тела в целом - это разные явления. Во втором случае это физиологическое явление, которое имеет характер абсолютной потребности и, во-первых, психологическое взаимодействие между индивидуальными сознаниями, в которых нет такой необходимости. [24] .

М. М. Ковалевский считал научным проводить аналогии между государственными функциями и государственными институтами с функциями органа. Он писал: «Из всей органической теории в будущем, только государство будет чем-то, что возникает независимо от человеческого контракта« выжить » [25] .

2. Признаки государства

2.1 Территориальная организация населения и публичная власть

Концепция государства, его характеристики указаны в раскрытии функций, отличающих его как от племенной системы, так и от неправительственных организаций в обществе. Другими словами, анализ характеристик государства углубляет его знания о нем, подчеркивая его уникальность как неизменной формы социальной организации и важнейшего социально-политического института. Анализируя литературу, можно выделить следующие основные черты государства: территориальная организация населения и осуществление публичной власти в пределах территориальных границ; государственная (государственная) власть; неразделимые отношения между государством и законом; сбор налогов; суверенитет государства. Однако перечисленные симптомы не являются исчерпывающими. Затем мы раскрываем каждого из этих персонажей.

В догосударственном обществе принадлежность человека к определенной семье определялась кровью или предполагаемым родством. Кроме того, семья часто не имела строго определенной территории, она перемещалась из одного места в другое. В государственно организованном обществе принцип родства организации населения утратил свое значение. Его заменил принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, и население, проживающее на нем, превращается в граждан или граждан государства. Таким образом, возникают пространственные границы государства, в котором возникает новый правовой институт - гражданство или гражданство.

С территориальной организацией населения связано не только возникновение государства, но и начало формирования отдельных стран. Поэтому понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. Государство отличается от негосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и т. д.) тем, что оно олицетворяет все население страны и распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в своих частях часть населения, добровольно созданную для некоторого интереса.

Публичная власть призвана не совпадать с обществом и действовать от его имени, для всего народа.

Прежде чем охарактеризовать государственную власть, необходимо определить социальную власть, которая понимается как связь между доминированием и подчинением между темами, присущими человеческому обществу, на основе принуждения [26] . Социальная власть неотделима от всех организованных, более или менее стабильных и определенных обществ людей (клана, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.д.); это самый важный способ работы для социальных структур и учреждений.

Власть дает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организации и порядка. Другими словами, это основа, которая дает сообществу жизнеспособность. Под влиянием власти общественные отношения становятся сфокусированными, приобретают характер контролируемых и контролируемых отношений, а общая жизнь людей организуется и организуется.

Потребность в социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их общей сознательной деятельности, которая включает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядок отношений между людьми в коллективе и коллективе друг с другом. Общественная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, а также способы «присвоения» чужой воли различны, и поэтому существует множество вариаций власти на самых разных основаниях разделения: экономическом, военном, идеологическом, религиозном, корпоративном, государственном и частном, власть организации над членами, которые добровольно присоединился к нему. Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть»[27] . Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. В то же время, если государственная власть действует от имени всего общества, тогда политическая власть, как правило, принадлежит любой ее части или социальной группе, которая является субъектом политической власти. В отличие от политической государственной власти, она имеет три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими полномочиями. С другой стороны, понятие «политическая власть» идентично понятию «государственная власть», поскольку первая приходит от государства и реализуется только при его (прямом или косвенном) участии.

Характерные черты государственной власти:

•она распространяется на все общество;

•носит публично политический характер;

•опирается на государственное принуждение;

•осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);

•действует система налогов;

•население делится по территориальному признаку;

•ей присущи легитимность, легальность и т.п.

Таким образом, мы выяснили, что государственная власть - это общественно-политическая связь между доминированием и подчинением между субъектами, основанная на государственном принуждении

2.2 Государственный суверенитет

Государственный суверенитет (фр. souveraineté — верховная власть) — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. Иными словами, суверенитет означает, что все правила на территории данного государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета - это не государство, а колония или неотъемлемая часть другого государства. Держателем суверенитета (суверенитета) может быть либо народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президент республики или монарх конституционных монархий), либо самодержавный монарх в силу «божественного права и завоевания».

Понятие «государственный суверенитет» возникло в конце средневековья, когда требовалось отделить государственную власть от церкви и придать ей исключительную монопольную ценность. Оно было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. По определению суверенитет является абсолютной и непоколебимой властью монарха в государстве.. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства[28] . В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция суверенитета. По ее словам, государство признания суверенного должно иметь следующие характеристики: наличие определенной территории; более или менее постоянное население, проживающее на этой территории; наличие эффективного правительства; суверенитет должен быть подтвержден другими государствами.

В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость».

Необходимо отметить, что с государственным суверенитетом не следует смешивать понятие народного суверенитета, предполагающее, что народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п., является высшей властью и источником всякой власти в государстве. Доктрина народного суверенитета возникла в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», предполагавшей носителем суверенитета монарха, получившего свою власть непосредственно от Бога; в настоящее время она является практически общепринятой, при этом не только в демократических государствах, но и в государствах с тоталитарной формой правления, также апеллирующих для своей легитимации к «воле народа». В конце ХХ и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке признается до некоторой степени, что «всестороннее переосмысление и переосмысление концепции» суверенитета» необходимо как при возникновении мирового политического общества, так и при выяснении границ частного суверенитета, принципов их сочетания друг с другом.

Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и этот процесс является двусторонним: с одной стороны, факторы, объективно снижающие суверенитет стран, усиливаются, а с другой стороны, большинство государств добровольно и сознательно ограничивают его.

    1. Неразрывная связь государства и права и взимание налогов

Государство - это не только союз территорий, но и правовой союз, который организован и действует в соответствии с правовыми нормами. Государство, которое устанавливает систему общеобязательных правил поведения, регулирует и упорядочивает существующую систему общественных отношений. Наличие правовой системы - узаконивает законодательство и тем самым делает его легитимным. Судебная система определяет правовые рамки и формы для выполнения функций и задач государства. Все правовые вопросы (в том числе государственные) действуют в рамках правовых норм. Таким образом, государство является территориально организованным общественно-правовым обществом населения, построенным на основе власти и осуществляющим свою деятельность на основе закона с помощью специального государственного аппарата. Государство как явление в общественной жизни можно понимать в разных аспектах. В институциональном смысле государство представляет собой систему органов государственной власти и институтов, которые действуют на основе закона. В этом смысле государство выступает равноправным субъектом правовых отношений. В общественном смысле государство - это в целом значительная сила, призванная защищать права и свободы личности, обеспечивать безопасность граждан и общества, устанавливать закон и порядок. В функциональном смысле государство – способ регулирования и упорядочения общественных отношений. Таким образом, государство не может существовать без права. Законодательство формализует государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть легальными.

Государство выполняет свои функции в правовых формах. Законы вводят функции государства и государственной власти в правовые рамки, назначая их в конкретный правовой режим. При таком подчинении государства закону формируется демократическое правовое государство. Налогообложение также является одной из основных черт государства, поскольку государство без налогов и других обязательных платежей не может сохранить свой аппарат. Только государство имеет право взимать налоги и распространять обязательство по их уплате абсолютно всем, кто находится на его территории, или освобождать от них определенные категории людей и организаций. Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов, налоги, как упоминалось выше, являются одной из отличительных черт государства. Тесная взаимосвязь и зависимость обязательных платежей и государства обеспечивает налог обширным содержанием. Налоги основаны на экономических и правовых концепциях, согласно которым отношения зависят от политических процессов, происходящих в государстве.

Все налоговые концепции неизбежно ведут к определенным политическим шагам и разработке определенной тактики в политической и социальной сфере. Налог напрямую влияет на политический порядок, но он также испытывает противоположное влияние политической среды, поскольку налоговая система (при создании и формировании) не может абстрагироваться от нее.

Подобные подходы, например, подробно разработаны во французской налоговой (фискальной) доктрине. Так, современные французские исследователи Г. Жест и Ж. Тиксье подчеркивают, что "власть облагать налогами и политическая власть взаимосвязаны". "Налог всегда был важнейшим проявлением государственного суверенитета. Обладать властью облагать налогами - значит управлять государством".Французский ученый П.-М. Годме подчеркивал, что налог - одно из проявлений суверенитета государства. "В этом он отличается от доходов от государственной недвижимости и займов, которые представляют собой средства, которые государство получает от деятельности, аналогичной деятельности частных граждан. Возможности налогообложения являются важным выражением суверенитета. Право собирать налоги всегда было частью суверенных прав, а также чеканить монеты и отправлять правосудие".

Таким образом, можно сказать, что налог, с одной стороны, политическая категория, с другой - в системе других категорий, составляет такие основные категории политической науки, как политическая власть, политические субъекты, политическая жизнь в обществе, политический процесс и так далее. , что является формирование государства в целом.

Заключение

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы.

Государство - это организация политической власти, которая способствует доминирующей реализации определенных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов на определенной территории.

Государство - это организация политической суверенной власти, которая управляет социальными, экономическими, политическими, духовными процессами общества. Любое определение государства, независимо от того, кто его дает, всегда будет неполным, плохим, односторонним и абстрактным в этом отношении. Он не может включать, научно выражать, теоретически реконструировать многие существенные, формальные, функциональные, структурные и государственные характеристики. Более того, абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Это их нерушимая собственность, потому что она связана только с началом процесса познания и понимания государства.

В итоге, помимо определенных признаков, формальные атрибуты и символика для государства различаются. Включает в себя герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе российского, атрибуты движутся, меняются. Это происходит из-за различных причин и обстоятельств - идеологических, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и так далее. Атрибуты, символы, конечно же, помогают более полно, тонко понять государство, его намерения, предпочтения; помогите построить детальную картину состояния в целом.

Список используемых источников и литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации" // Российская газета. -1993.- 04 мая. - N 84

3. Абдулаев М.И. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 410с.

4. Бошно С.В.Теория государства и права. Учебное пособие. 2007 -400 с.

5. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. -528с.

6. Верещагин С.Г. Налог как категория и как политика // Гражданин и право", декабрь 2007. - N 12.

7. Гринин Л. Е. 1997. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. - С. 19-21.

8. Доржиев Ж.Б. Теория государства и права. Учебно-метод. Пособие. ВСГТУ, 2005. - 345с.

9. Елеонский В.О. Страницы истории: права граждан и теория советского права // Гражданин и право, июнь 2008. - N 6.

10. Иванов А.А., Иванов В.П. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 303с.

11. Ильин И. А. Теория права и государства (воспроизводится по изданиям 1915 и 1956 гг.)- Москва, издательство "Зерцало", 2003.

12. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под общ. ред. Л.В. Лазарева. - ООО "Новая правовая культура", 2009.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. - "Эксмо", 2009.

14. Левакин И.В., Юртаева Е.А. Государство и его свойства в условиях глобализации: проблемы единства и целостности России // "Гражданин и право", январь 2007. - N 1.

15. Марченко М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.

16. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512с.

17. Мелехин А.В. Теория государства и права. Учебник. 2007. – 640с.

18. Общая теория права и государства. Учебник / под ред. Лазарева В.В., 2001. - 520с.

19. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. Лазарева В. В., М.1994.

20. Общая теория права. Учебник / Под ред. Пиголкина А.С. 1998. -384с.

21. Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

22. Проблемы общей теории права и государства. Учебник // Под ред. Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.

23. Протасов В.Н. Теория права и государства. Вопросы и ответы. 1999. - 240с.

24. Теория государства и права. 100 экзаменационных ответов. Колюшкина Л.Ю. и др. 2004. - 304с.

25. Теория государства и права. Тезисы лекций. Цыганов В.И. 2007. - 201с.

26. Теория государства и права. Учебник // под ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д., 2002. - 616с.

27. Теория государства и права. Учебник /под ред. Пиголкина А.С. 2003. - 544с.

28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.