Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права (Возникновение и осуществление авторских прав)

Содержание:

Введение

Во все времена человек стремился что-то изобретать, творить, сочинять, совершенствовать уже имеющиеся предметы нашей повседневной жизни. Одним словом, выразить себя. И все чаще плоды данной деятельности приобретали экономический смысл, материальную ценность, что не могло не отразиться на законотворчестве. В настоящее время результаты интеллектуальной деятельности занимают одно из первых мест по востребованности и экономическим показателям. Под интеллектуальной собственностью понимаются установленные правовыми нормами права лица на результаты интеллектуальной деятельности. В большинстве стран сложилась комплексная отрасль общественного производства - индустрия авторского права и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства вызвано массовостью объектов авторского права и смежных прав.

Институт авторского права имеет специфические особенности, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы. Аспекты нашей жизни духовные и нравственные не менее, а иногда и более важны, нежели коммерческие. И зачастую защищая права отдельного автора, закон защищает и общество. Ведь произведения живописи, литературы и многие другие составляют культурную основу каждой страны. Правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за рамки частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера.

Целью настоящей работы является исследование понятия авторского права и его принципов.

1. Авторское право

20 марта 1911 г. был принят Закон об авторском праве, который явился первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав.

Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г., авторские права были отнесены к основным правам человека. В ст.27 Декларации говорится:

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных и художественных трудов, автором которых он является"

До принятия 9 июля 1993 г. в Российской Федерации закона "Об авторском праве и смежных правах" (Российская газета, 3 августа 1993 г) основным источником авторского права был Гражданский кодекс РФ, который регулировал отношения, связанные с использованием результатов творческой деятельности авторов произведений науки, литературы и искусства и охраной авторских прав. Закон РФ значительно расширил перечень объектов авторского права, устранил зависимость оплаты труда авторов произведений от утверждаемых Правительством твердых ставок авторского вознаграждения.

С 1 января 2008 г. Вступила в действие 4 часть Гражданского кодекса. Данный закон является первой попыткой отечественного законодателя комплексно защитить права на объекты интеллектуальной собственности.

1.1 Понятие авторского права

Авторское право можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. В объективном смысле - это подотрасль гражданского права, которая регулирует отношения по использованию и охране прав на произведения науки, литературы и искусства. В субъективном смысле это имущественные и личные неимущественные права авторов и других лиц на объекты авторских прав.

Данные отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Законодатель не использует термина "авторское право" как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и доктринальных целях используется термин "авторское право".

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

1.2 Объект и субъект авторского права

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства. Ст. 1259 ГК РФ не дает определения произведения, но называет его виды. К ним относятся:

-     литературные произведения;

-     драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

-     хореографические произведения и пантомимы;

-     музыкальные произведения с текстом или без текста;

-     аудиовизуальные произведения;

-     произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

-     произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

-     произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

-     фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

-     географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

-     другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

К объектам авторских прав относятся производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения, а так же составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и необнародованные произведения, но выраженные в какой-либо объективной форме.

Важно отметить, что именно не является объектом авторских прав. А именно: официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Персонажи произведений, части произведений, в том числе и их названия также охраняются авторским правом при условии, что они являются результатами творческой деятельности и могут использоваться самостоятельно.

Субъектами авторского права, являются лица, которым принадлежит субъективное авторское право в отношении произведения, т.е. его авторы. Согласно ст. 1257 ГК РФ, автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.

Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом, считается его автором, а также создатели производных (зависимых) произведений, таких как переводы, переработки, аранжировки и т.д. Для последующего использования производных произведений необходимо получить согласие как автора оригинального произведения, так и автора переработки, перевода.

Субъектами авторского права могут быть лица, не обладающие полной дееспособностью. Лица, ограниченные в дееспособности, согласно п. 1 ст. 30 Гражданского кодекса могут быть участниками авторско-правовых отношений (заключать договоры, получать гонорар и т.д.) с согласия попечителя. Следует отметить, что осуществлять авторские права могут лица, достигшие 14 летнего возраста.

При создании произведения несколькими лицами, авторское право принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Различают два вида соавторства: делимое и неделимое.

Другими субъектами авторских прав являются лица, получившие права на произведение в силу закона (например, наследники) или по договору (могут переходить физическим и юридическим лицам).

1.3 Возникновение и осуществление авторских прав

В соответствии со ст.1257 ГК РФ авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Иначе говоря, создание произведения является юридическим фактом, с которым Закон связывает определенные юридические последствия, а именно возникновение субъективного авторского права. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Данная практика соответствует международным принципам авторского права.

Во многих странах уже существует единая база данных, которая содержи сведения о субъектах и объектах авторских и смежных прав. В России пока такой базы нет. Для доказательства авторских прав своего рода фиксация на бумаге может осуществляться общественными организациями (Российским авторским обществом), Российской книжной палатой либо нотариусами.

Ст. 1262 гласит: правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Программы для ЭВМ и базы данных, в которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, государственной регистрации не подлежат.

Чтобы проинформировать читателей и других пользователей об авторских правах, обладатель исключительных авторских прав может проставлять знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы С в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав, года первого опубликования произведения.

2. Принципы авторского права

Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общей значимостью. Знание принципов позволяет ориентироваться в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве.

2.1 Конституционный принцип

Принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения.

В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы.

2.2 Сочетание личных интересов автора с интересами общества

Принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливается, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского права и т. д. В то же время с учетом интересов общества установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.

2.3 Неотчуждаемость личных неимущественных прав автора

В качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран.

По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т. д.

Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона.

2.4 Свобода авторского договора

Для современного российского авторского права характерен принцип свободы авторского договора. Данный принцип заменил собой присущий ранее действующему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей сторон по авторским договорам. Наиболее ярким выражением последнего было существование так называемых типовых авторских договоров (издательских, сценарных, постановочных и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений. Конечно, было бы неверно сводить роль типовых договоров лишь к ограничению свободы сторон в распоряжении принадлежащими им правами. Одной из главных функций типовых договоров было ограждение авторов от произвола пользователей произведений, стремление гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав. Условия конкретных авторских договоров, ухудшающие положение авторов по сравнению с типовым договором, признавались недействительными и заменялись условиями, закрепленными в типовом договоре.

При этом присутствие в законодательстве правил, детально регулирующих сферу отношений, которая в принципе должна определяться прежде всего свободным волеизъявлением самих сторон, трудно признать нормальным явлением. В этой связи новое российское авторское законодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторского договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согласованы сторонами.

А что касается законных интересов авторов, то они обеспечиваются, с одной стороны, запретом включать в авторские договоры явно кабальные для авторов условия, например, условие о передаче прав на произведения, которые автор может создать в будущем, и, с другой стороны, правилами, предоставляющими авторам определенные права, например, на расторжение авторского договора по истечении пяти лет с даты его заключения, если конкретный срок договора сроками не определен, или налагающими на пользователей произведений определенные обязанности, например, по выплате автору аванса по договору заказа. Кроме этих и других указанных в законе ограничений, стороны свободны в определении содержания авторского договора.

3. Срок действия авторских прав

Сроки действия исключительных (имущественных) прав, указанные в статье 1281 ГК РФ можно отнести к относительно определенным срокам, т.к. он устанавливается указанием на примерный период времени. В каждом конкретном случае такой срок будет разным.

Срок действия исключительного права включает в себя не только семидесятилетний период после смерти автора произведения, но и период жизни этого автора, продолжительность которой заранее не известна. 
Из содержания норм ст. 1281 ГК РФ можно сделать следующие выводы: 
1. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом срок действия этого права считается с 1 января года, следующего за годом смерти автора. 
При исчислении этих сроков необходимо иметь в виду, что они определяются по законодательству, действовавшему на момент возникновения прав с учетом изменений, внесенных последующими нормативными актами.

К произведениям, созданным в соавторстве, применяется общее правило о сроке действия исключительного права, с тем отличием, что начало течения такого срока определяется 1 января года, следующего за годом смерти автора, пережившего всех соавторов. Т.е. даты смерти соавторов, умерших ранее последнего оставшегося в живых соавтора, не учитываются, что значительно удлиняет период действия исключительных прав на коллективное произведение в целом.

2. Срок действия исключительного права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, может быть как меньше, так и больше общей продолжительности срока. Меньше он будет в случае обнародования произведения при жизни автора, не пожелавшего раскрыть свое имя. Соответственно, более длительным данный срок будет, когда произведение обнародуется после смерти его автора. В любом случае срок начинает течь с 1 января года, следующего за годом правомерного доведения произведения до всеобщего сведения в соответствии с правилами статьи 1268 ГК РФ. 
В течение семидесяти лет автор, обнародовавший свое произведение под псевдонимом или без указания имени (анонимно), вправе раскрыть свою личность. В такой ситуации исключительное право на уже обнародованное произведение будет действовать в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. 
3. Согласно п. 3 статьи 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). 
Действие исключительного права на произведение, обнародованное после смерти автора определяется следующими условиями:

- такое право ограничивается семидесятью годами, исчисляемыми с 1 января года, следующего за годом его обнародования; 
- такое произведение должно быть обнародовано в течение семидесяти лет после смерти его автора.

4. Нормы п.п. 4 и 5 ст. 1281 ГК РФ содержат два случаи продления срока действия исключительных прав. Во-первых, это касается авторов, подвергшихся репрессиям при жизни и реабилитированных посмертно. Тогда срок действия исключительного права на созданное этим автором произведение считает равным семидесяти годам, но исчисление его идет с 1 января года, следующего за годом реабилитации автора произведения. 
Во – вторых, это касается авторов, «творивших» во время Великой отечественной войны (Ольга Берггольц, Дмитрий Шостакович и т.п), или участвовавших в ней. В отношении произведений такого автора срок действия исключительных прав увеличивается на четыре года. То есть исключительное право на произведения автора, который работал во время войны 1941-1945 годов или участвовал в боевых действиях, действует в течение всей жизни автора и семидесяти четырех лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Как следует из приведенной нормы, к участникам Великой Отечественной войны отнесен довольно широкий круг лиц, в том числе и не только лица, принимавшие непосредственное участие в военных действиях 1941-1945 годов. К участникам Великой Отечественной войны могут быть причислены военнослужащие, входившие в состав действующей армии и в годы гражданской войны или во время проведения других боевых действий по защите Отечества.

После истечения указанных сроков, произведение переходит в общественное достояние, это означает, что: во-первых, это произведение может быть использовано без согласия его автора или разрешения иного правообладателя абсолютно любым лицом; во-вторых, при таком использовании не нужно выплачивать авторского вознаграждения правопреемникам автора.

При этом даже, если произведение перешло в общественное достояние, нельзя совершать плагиата, т.е. умышленного присвоении авторства на чужое произведение. Не допустимо искажение имени автора произведения, ставшего общественным достоянием, равно как и посягательство на неприкосновенность произведения.

Согласно п. 2 ст. 1283 ГК РФ эти же правила применяются, если исключительные (имущественные) права находятся в составе наследства, которое по правилам ст. 1151 ГК РФ признано выморочным, произведение и в этом случае переходит в общественное достояние.  Произведения умерших авторов, не оставивших после себя наследников, могут использоваться любым лицом совершенно свободно. Правда при этом не должны присваиваться авторство на произведение, искажаться имя автора, замысел автора или нарушаться целостность восприятия произведения, противоречащая определенно выраженной при жизни в письменно форме воле автора. 

Список используемой литературы:

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016)
  4. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» 
  5. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217А (III)  от 10 декабря 1948 года
  6. Руководство по изучению курса «Интеллектуальная собственность и ноу-хау», А.: Рузакова О.А. Москва, 2008
  7. Вопросы советского авторского права. А.: Серебровский В.И. Москва, 1956. С.32.
  8. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: практическое пособие. 2-е изд. А.: Невская М.А., Тарасова Е.Н., Сухарев Е.Е. М.: Дашков и К, 2012. - С. 11.
  9. Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для академического бакалавриата. А.: Бирюков П. Н. М.: 2014. С. 28.
  10. Авторское право: учеб. пособие. А.: Е. А. Моргунова; отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Норма, 2009.