Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие авторских прав и смежных прав.

Содержание:

Введение

В наше время все очень стремительно развивается, в том числе наука, техника, культура, искусство и, конечно же, это не обходит стороной и творчество. В наши дни для их успешного развития и продвижения необходимо признавать и защищать авторские и смежные права, связанные с результатом кропотливой работы авторов и лиц, которые имеют право на законное использование результатов этой работы. Одной из главных задач государства в этом направлении как раз и является обеспечение надёжной правовой защиты в этой области. В данной работе речь пойдёт об авторских и смежных с ними правах, которые на сегодняшний день очень часто нарушаются и нуждаются в особой защите.

Задачей данной курсовой работы является исследование вопросов об исключительной природе авторских и смежных прав, а так же рассмотрение способов надежной защиты этих прав.

Цель, которую я поставил в данной работе перед собой – изучить особенности правового регулирования авторского и смежного права в современном законодательстве страны, выявить и решить проблемы защиты авторских и смежных прав, возникающих в теории и практике.

Для достижения указанной цели необходимо было:

- проанализировать историю развития российского законодательства, в области защиты авторского права;

- проанализировать сущность и значение авторского и смежного права в современных реалиях;

- рассмотреть различные виды смежных прав;

- изучить проблемы, связанные с защитой авторских и смежных прав применительно к сегодняшнему дню.

Так же необходимо было подробно рассмотреть способы и методы защиты интеллектуальной собственности, так как они актуальны сегодня в век информационных технологий и имеют самое прямое отношение к изучаемому предмету, что собственно и поможет достигнуть поставленной цели курсовой работы.

Одна из глав данной курсовой работы рассматривает актуальную на сегодняшний день проблему - проблема защиты авторского права в сети Интернет.

Необходимость рассмотрения данного вопроса в курсовой работе обусловлена его определенной значимостью в современном мире, где любая интеллектуальная собственность, оказавшаяся в сети Интернет, практически всегда становится доступной общественности, и авторство в данном случае доказать очень сложно и проблематично.

Помимо этого в работе были рассмотрены административно-правовые и уголовно-правовые способы защиты авторских и смежных прав. Которые также, как и гражданско-правовые – являются неотъемлемой частью защиты интеллектуальной собственности.

Таким образом, в данной курсовой работе я постарался рассмотреть основные вопросы, касающиеся авторских и смежных прав, а так же способы их защиты.

1. Понятие авторских прав и смежных прав

Авторское право – в моем понимании это право интеллектуальной собственности (исключительное право) автора на результаты его творчества. Результатами могут быть произведения науки, литературы, искусства и информационных технологий, а также личные неимущественные права автора.

Данное право регулируется и охраняется нормами гражданского, административного и уголовного права. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова[1] отмечает, что термин «авторское право» не используется в отношении какого-то конкретного права, состоящего из каких-либо частей. Под этим термином понимается то, какие права могут существовать в отношении творения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать. Определенные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами. Однако в учебных и общепринятых целях просто используется термин «авторское право».

Понятие термина «авторское право» можно понимать в двух смыслах: объективном и субъективном.

В объективном смысле авторское право — это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, которые возникают в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства и информационных технологий.

В субъективном смысле авторское право — совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки, искусства и информационных технологий.

Основной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, а с другой стороны — интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре.

Е.А. Суханов[2] выделяет четыре функции авторского права:

  1. Признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское право устанавливает охрану этих произведений с момента их создания. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий (произведения науки), литературных и художественных образов (произведения литературы и искусства). В законе даются определения лишь отдельных видов произведений, в частности аудио-, видеозаписи, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.
  2. Установление режима использования произведений. Нормы авторского права предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение.

В силу ст. 1256 ГК РФ[3] обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица вправе использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав.

Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно лишь определяет, что является, например, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием и т.п. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

  1. Наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав.
  2. Защита данных прав.

Примерные признаки, по которым произведения могут быть отнесены к научным трудам, к художественной литературе или искусству представлены в таблице 1.

Содержание

Произведение науки

Произведение

литературы

Произведение искусства

Средство выражения

Слова, формулы, схемы, чертежи,

модели и т.д.

Слова

Мелодия, ритм;

сочетание красок,

линий;

объемные формы и т.д.

Способ

выражения

Язык

Язык

Звуки, цвет, движения, объемное оформление

Научные понятия, гипотезы, теории

Система художественных образов

Система художественных образов

Таблица 1.

Разделение произведений не является безусловным. Например, произведение архитектуры - это одновременно произведение науки и искусства, а за многие научные произведения были присуждены премии в области литературы.

Объектами авторских прав являются существующие в объективной форме произведения, независимо от их достоинств и назначения, а также от способа их выражения. Примерный перечень произведений по способу создания произведения представлены в таблице 2:

Способ создания

произведения

Тип произведения

Фиксируют знаками на бумаге или иных

носителях

- литературные произведения;
- программы для ЭВМ;
- музыка с текстом или без текста;
- драматические и музыкально драматические постановки;
- сценарии

Создают для показа "вживую"

- хореографические постановки и пантомимы

Снимают на пленку или цифровой

носитель

- фотографии;
- аудиовизуальные произведения

Рисуют или ваяют

- живопись, скульптура, графика, дизайн;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства

Чертят

- карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, геологии, топографии и к другим наукам

Строят или

конструируют

- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства

Таблица 2.

Чтобы признать произведение объектом авторского права необходимо что бы присутствовала индивидуальность произведения.

Субъектами авторского права чаще всего являются авторы, правообладатели и, в иногда, издатели.

Смежные права – понимаются как права на результаты творческой деятельности. Они не носят самостоятельного и независимого характера, потому что в большинстве случаев являются неотъемлемой частью процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав.

Однако смежные права могут существовать независимо от авторских прав, к примеру, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом.

Также возможен и такой случай, когда исполнитель в своем творчестве выделяет конкретные стороны авторского произведения, проигнорированные самим автором, чем придает произведению дополнительную ценность.

Что же касательно смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловными критериями выделения их в отдельные виды смежных прав, являются следующие характеры деятельности субъектов по доведению произведений до широкой публики[4]:

  • технический,
  • вспомогательный,
  • посреднический.

То есть, если предположить что авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежными правами могут обладать так же исполнители и распространители.

К смежным правам можно отнести:

  1. право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на защиту исполнения от всякого искажения;
  2. право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;
  3. право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать полученную информацию в эфире любыми не противоречащими закону способами;
  4. право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных информацию и использовать ее в любой форме и любыми способами, а также право на указание своего имени на экземплярах.
  5. право публикатора на произведение науки, литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права такие как:

неимущественные - право на имя, право на защиту исполнения или постановки;

имущественные - право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.

Обладатель таких смежных прав может использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование своего результата, однако отсутствие запрета нельзя считать согласием.

Так как смежные права возникают в результате интеллектуальной деятельности исполнителя. Он имеет исключительное право исполнять или разрешать использовать его исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации осуществляющей эфирное или кабельное вещание. В таком случае в договоре с производителем фонограммы или организацией эфирного или кабельного вещания с исполнителем обязательно должен быть указан объем прав которые он передает. При этом следует учитывать, что не указанные в договоре права исполнителя считаются непереданными. В случае режиссера-постановщика спектакля его права приравниваются к правам исполнителя.[5]

Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение пятидесяти лет после первого исполнения, постановки или трансляции в эфире. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Помимо обладателей таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, включая наследников.[6]

Законодательством охраняются даже те звукозаписи, у которых нет исполнителя. Так, например, никто не имеет права без разрешения правообладателя копировать диск с записью пения птиц. Другим интересным примером охраны смежных прав является тот случай, когда создатель объекта интеллектуальной собственности уже умер. В данной ситуации обладателями смежного права будут являться исполнители его музыки, а также компания, выполнившая запись выступления. Очевидно, что никто не имеет права записывать концерт без разрешения исполнителей или перезаписывать диск.

В наши дни соблюдение авторских прав и смежных прав в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных критериев развития общества. Принятые в России начиная с 1992 года законы об авторском праве и смежных правах, способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали, выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно с этим законодательство установило в некоторых областях творчества баланс между правами авторов и интересами общества, а именно в области образования, научных исследований и доступа к информации.[7]

Поэтому условно авторские и смежные права можно разделить по такому критерию как характер деятельности конкретных субъектов. Так как деятельность автора направлена на создание нового произведения, поэтому ее можно назвать творческой, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, которая определяется уникальностью способов и приёмов, мастерством тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для публики.[8]

Для того чтобы правообладатель получал прибыль от объектов авторского и смежного прав, а государство налоги необходимо обеспечить специальную правовую защиту этих прав со стороны государственных органов.

Поэтому одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции является защита интеллектуальной собственности, которая включает в себя авторское право и смежные права. При этом особую роль в защите играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав.[9]

2. Авторские и смежные права в сети Интернет

http://cdn-st1.rtr-vesti.ru/vh/pictures/xw/803/747.jpg

Рис.1

Как видно из рисунка 1 около 62% россиян пользуются Интернетом, причем 42% из них каждый день. Число пользователей Глобальной сети с каждым годом растет все быстрей. Трудно сейчас представить жизнь без доступа во всемирную паутину.

Пользователей Сети можно условно разделить на два типа:

  1. Те, кто использует информационную сеть что бы найти и получить необходимые платные или бесплатные сведения и услуги;
  2. Те, кто не только ищет, читает, покупает, играет, но и сам создает и предоставляет эти сведения и услуги, выкладывая их во всемирную сеть для общего доступа и общей информированности.

Содержимое сети Интернет представляется нам в виде электронных документов различных типов – это текстовые документы, аудио- и видеоматериалы, графические объекты, различные базы данных, программные продукты и прочее.

Человек, который хочет сообщить важную для себя информацию или показать свое произведение широкому кругу других лиц быстро и дешево, использует средства массовой информации, различные издательства, студии звукозаписи и т.д. И конечно же он для достижения свое цели использует Всемирную сеть. Ведь в сети Интернет можно в любое время дня и ночи, один раз или многократно размещать свои произведения, знакомиться с материалами, размещенными там, скачивать и сохранять их, отсылать кому-нибудь при условии, что у вас обоих есть доступ в сеть Интернет. И вот тут возникает очень важная проблема – проблема защиты авторского права в сети Интернет.

Было много дискуссий на эту тему, но до сих пор проблема остается до конца не разрешенной. Одни считают, что Сеть должна следовать обычным законам, другие говорят, что авторские права в Интернет – есть категория виртуальная, и доказывать их нет необходимости, да и не получится. То есть возникает разброс мнений – от верховенства закона в сети Интернет, до полной свободы действий.

На сегодняшний день в России юридические нормы, регулирующие деятельность в мировой информационной паутине либо отсутствуют, либо не охватывают область в целом. Поэтому чаще всего нарушаемые права в сети Интернет – это права на объекты интеллектуальной собственности, в частности, авторские права физических и юридических лиц никак не защищены.

Конечно, в некоторых законах об авторском праве говорится о том, что любое копирование материала без ведома правообладателя недопустимо. Но к каждому персональному компьютеру не приставишь по полицейскому для контроля загрузки информации из Интернета, да и загрузка не может происходить с постановкой в известность правообладателя. В этом как раз и состоит сложность создания правовых норм регулирования деятельности в сети Интернет, необходимо сочетание свободы доступа к информации и обеспечение при этом необходимой информационной безопасности предмета чьего то творчества.

Авторское право распространяется как на изданные произведения, так и неизданные, существующие в какой-либо материальной форме. Так, например, авторское право на произведение литературы возникает с момента его создания. Для возникновения же и осуществления авторского права в сети Интернет раньше не было возможности.

Таким образом раньше, нормы законодательства не были приспособлены к информативной базе, в результате чего не обеспечивалось правовое регулирование защиты авторских прав в сети Интернет, надёжнее было размещать свои произведения в зарегистрированных средствах массовой информации, издательствах, галереях, студиях и др. Для чего заключался авторский договор, в котором оговаривались существенные для обоих сторон условия:

  • Каким способом использовать произведение;
  • Срок, на который передаётся право на произведение;
  • Размер вознаграждения, который выдаётся за каждое использование произведения.[10]

Сегодня сеть Интернет можно назвать самым удобным и быстрым поставщиком необходимой свежей информации из любой точки земного шара, в том числе и информации охраняемой авторским правом (изображений, текстов, произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, кино и других). На данном этапе возникает две самых актуальных проблемы.

Первой проблемой является то, что материалы, размещаемые в сети Интернет, доступны каждому и любой может без разрешения правообладателя скачать их и использовать по своему усмотрению вплоть до получения прибыли.

Многие считают, что размещение в Сети материалов происходит бесплатно, поэтому никакого нарушения авторских прав нет. Мол, еще и приплатить должен автор пользователю за рекламу и распространение. Но ведь именно автор не получит ту прибыль, на которую он рассчитывал при продаже произведения через торговую сеть, ведь многие уже скачали произведение из Интернета и покупать ее в торговой сети отпала необходимость. Как правило, у большинства владельцев авторских прав, зачастую возникают трудности, связанные с аргументированием правовой позиции в суде и сбором доказательной базы для защиты нарушенных прав.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается в споре[11], поэтому важной задачей правообладателя является сбор доказательств факта нарушения его прав в сети Интернет. Особенность нарушений авторского права в «мировой паутине», заключается в том, что любые свидетельства несанкционированного использования произведения можно уничтожить. Т.е. нарушителю достаточно нажатия нескольких клавиш, что бы скрыть свое присутствие на сайте и (или) скачивание материала, охраняемого авторским правом.

Второй проблемой является то, что можно присвоить авторство на материалы размещенные в Интернет, то есть осуществить плагиат. Многие интернет-магазины – не стесняясь и с удовольствием используют фотографии и описания товаров, которые они "позаимствовали" у конкурентов. Нельзя думать, что этот материал – "ничейный", кто-то же все это написал, сфотографировал, создал. Автор есть в любом случае.

В последние годы данная проблема приобрела массовый характер. Документы и материалы в электронном виде копируются, часто изменяются без согласия автора, иногда их выдают за собственное творчество. Однако нужно заметить, что отсутствие на сайте информации об авторе (авторах) копируемого материала не освобождает от ответственности за незаконное их использование, а также за плагиат. Автор может принять решение об использовании своего произведения анонимно, то есть без указания имени вообще, согласно ст. 1265 Гражданского кодекса РФ[12]. Поэтому задача поиска правообладателя для согласования условий авторского договора и размера гонорара становится обязанностью лица, которое хочет использовать произведение автора в своих интересах.

3. Защита авторских и смежных прав

3.1 Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав

В соответствии с российским законодательством под понятием «защита авторских прав» подразумевается совокупность мер, направленных на восстановление или признание авторских прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. В целом право на защиту можно понимать как предоставленную лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действующее законодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав.[13]

Способы защиты – это предусмотренные законодательством правовые средства, с помощью которых могут быть пресечены, предотвращены, устранены последствия нарушений права, обеспечивающие его восстановление и компенсацию потерь, вызванных нарушением права. Способы защиты авторских прав в России, в зависимости от того, к области каких правовых отношений они относятся, можно условно разделить на:

  • гражданско-правовые;
  • уголовно-правовые;
  • административно-правовые.

Наибольшую эффективность и практическую значимость имеют гражданско-правовые способы защиты, которые реализуются обычно в рамках юрисдикционной формы защиты.

Одним из способ защиты исключительных прав в наше время является признание этого права. Это связано с тем, что в нет необходимости в физическом обладании материальным носителем объектов исключительных прав. Сейчас гораздо важнее получить признание права на использование объекта, чем физический контроль над ним, который себе может быть доступен широкому кругу лиц. В случаях же, когда необходима регистрация объекта права, признание права будет означать, что отпадает необходимость требовать от соответствующего органа регистрации прав на этот объект. Даже в случаях, когда правообладатель будет использовать такой способ защиты прав, как возмещение убытков, признание его права будет необходимым условием.[14]

Данный способ защиты применяется в случаях, если наличие у лица авторского права подвергается сомнению, авторское право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Возникновение подобных ситуаций означает невозможность использования авторского права или, может затруднить такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость подтверждения в судебном порядке авторства на это произведение, иначе невозможно будет ни передать право на использование произведения по договору, ни защитить нарушенные права на произведение.

Признать право авторства как раз и помогает устранить некоторую неопределенность во взаимоотношениях субъектов права, а так же создает условия для реализации других прав и предотвращает действия со стороны третьих лиц по созданию помех в нормальной реализации авторских прав.

Так, в 2015 году одним из судов общей юрисдикции рассматривалось дело по административному правонарушению в отношении индивидуального предпринимателя А., который осуществлял незаконное публичное воспроизведение музыкальных композиций на некоем радиоканале без документов подтверждающих право на осуществление публичного исполнения музыкальных произведений в целях извлечения дохода, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав». В результате рассмотрения дела суд постановил индивидуального предпринимателя А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере N рублей

Установленный нематериальных характер объектов исключительных прав указывает на важность таких способов защиты как, восстановление положения, существовавшего до нарушения права (например, восстановление первоначального текста произведения) или же пресечение деяний, нарушающих право или создающих угрозу такого нарушения.

Здесь можно упомянуть, например, уничтожение контрафактных экземпляров произведения, товаров с нанесёнными на них чужими товарными знаками, запрет распространения соответствующих товаров на данной территории и т.д.[15]

Данные способы защиты применяются в случаях когда объект нарушения авторского права в результате действий злоумышленника не прекращает своего существования и может быть реально восстановлен путем устранения последствий правонарушения.

Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к изданию или в процессе его публикации в произведение были внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

Признание права, а так же указанные способы защиты могут применяться в сочетании с другими средствами защиты, такими как взыскание убытков, или же могут иметь самостоятельное значение. Например, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. При этом интерес автора может выражаться так же в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или же устранить угрозу его нарушения.

Так, например Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь", выпускающая шоколад под брендом "Аленка", требовала взыскать компенсацию в размере более 310 миллионов рублей с кондитерской фабрики "Славянка" (Белгородская область) за нарушение исключительных прав на товарный знак. "Славянка" выпускала шоколад под названием "Алина" в упаковке, выполненной в аналогичной цветовой гамме и с изображением девочки, как установили суды, "в похожем цветастом головном платке, из-под которого выбивается челка". Спор дошел до Высшего арбитражного суда РФ и был отправлен на новое рассмотрение в первую инстанцию. Там длившееся два с половиной года разбирательство завершилось подписанием мирового соглашения: "Славянка" обязалась прекратить выпуск шоколада в спорном оформлении и выплатить истцу 15 миллионов рублей. В свою очередь, "Красный Октябрь" отказался от взыскания остальных 37 миллионов рублей компенсации, рассчитанной судом.

Самым распространенным и универсальным способом защиты, которое применяется ко всем объектам исключительных прав, являются одновременно возмещение убытков и выплата компенсации. При этом следует учитывать, что в отношении объектов исключительных прав способ подтверждения понесенных правообладателем убытков может быть связан с большими сложностями. Обычно, использование объектов исключительных прав не приносит физического ущерба самому объекту, а часто выражается в то, что на рынке товаров и услуг создается конкуренция для экономической деятельности правообладателя. Доказать убытки в такой ситуации очень сложно, так как на выбор потребителями товаров конкурирующей фирмы могут влиять и другие различные факторы [16]. Но поскольку гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный характер, нарушители обязаны возместить убытки правообладателя. И, учитывая что возникают сложности в определении понесенных убытков, закон позволяет право обладателям исключительных прав выбор между возмещением убытков и выплатой компенсации.

Обладатели исключительных прав имеют все основания требовать компенсации за каждый случай неправомерного использования результатов интеллектуальной деятельности, либо за допущенные правонарушения в целом.

Компенсация подлежит взысканию независимо от наличия или отсутствия убытков[17].

В соответствии Гражданским Кодексом РФ (часть 4) основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Под убытками понимаются расходы, понесенные потерпевшим, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо могло получить при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). В соответствии с общим правилом убытки возмещаются в полном объеме. Чаще всего убытки выражаются в той упущенной выгоде, которая могла быть получена в условиях нормальной реализации прав и обязанностей участников авторских правоотношений.

Процедура доказывания размера реального ущерба и упущенной выгоды является задачей самого потерпевшего. Он же доказывает сам факт нарушения принадлежащих ему авторских или смежных прав и указывает на причинно-следственную связь между нарушением его прав и возникшими убытками. Что же касается субъективного условия ответственности, то нарушитель авторских или смежных прав предполагается виновным до тех пор, пока им не будет доказано противное.

Обычно убытки взыскиваются в материальной форме. Однако следует иметь в виду, что в законодательстве так же допускается передача обладателю авторских или смежных прав по его требованию контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, за счет которых могут полностью или частично покрываться понесенные им расходы.

Для обладателей нарушенных авторских или смежных прав все может быть еще проще, они могут потребовать от нарушителя выплаты компенсации. При определении конкретного размера компенсации судом будут учитываться возможный размер убытков потерпевшего, размер полученной нарушителем прибыли, степень его вины и иные факторы. Обычно компенсация назначается исходя из того размера минимальной оплаты труда, который действовал на момент нарушения права. Однако, поскольку очень часто нарушение носит продолжительный характер, а иногда и продолжается на момент вынесения судебного решения, в расчет должно приниматься и изменение минимальных размеров оплаты труда[18].

При решении вопроса о том, может ли автор являться истцом по делу о неправомерном использовании произведения, исключительные права на которое переданы другому лицу, суду необходимо учитывать, что Гражданский Кодекс РФ предоставляет автору право запрещать неправомерное использование произведения, если лицо, которому переданы исключительные права на произведение, не осуществляет защиту этого права.

Вместе с возмещением убытков, взысканием незаконно полученного дохода или компенсации, обладатели нарушенных авторских или смежных прав имеют все основания для того, чтобы потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного им морального вреда. Правовым основанием для этого служит в настоящее время статья 151 ГК РФ, которая имеет общий характер, а значит может применяться и в рассматриваемой нами сфере. Статья 1101 ГК РФ говорит, что форма и размер компенсации морального вреда определяются судом, независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда[19].

Принуждение к исполнению обязанности в натуре, нередко именуемое еще реальным исполнением, как самостоятельный способ защиты гражданских прав характеризуется тем, что нарушитель по требованию потерпевшего должен реально выполнить те действия, которые он обязан совершить в силу обязательства, связывающего стороны. Исполнение обязанности в натуре обычно противопоставляется выплате денежной компенсации. Вполне очевидно, что интерес потерпевшего отнюдь не всегда может быть удовлетворен такой заменой. В соответствии с российским гражданским законодательством он вправе настаивать на том, чтобы его контрагент фактически совершил действие, являющееся предметом соответствующего обязательства, например, реально передал вещь, выполнил работу, оказал услугу и т.д. Лишь в тех случаях, когда реальное исполнение стало объективно невозможно либо нежелательно для потерпевшего, данный способ защиты должен быть заменен иным средством защиты по выбору потерпевшего.

Требование реального исполнения может быть заявлено в отношении большинства гражданско-правовых обязательств. Но в рассматриваемой области оно не применяется. Как уже говорилось, ни автор, ни заказчик не могут обязать друг друга к реальному исполнению основных обязанностей по договору — создать произведение или как-то его использовать.

Поэтому реализация указанного способа в области защиты авторских и смежных прав ограничивается достаточно узкими рамками. В частности, автор может потребовать от заказчика реального исполнения обязанности по выдаче принадлежащих ему бесплатных экземпляров произведения; правообладатель произведения изобразительного искусства, препятствующий осуществлению авторских прав создателя произведения, обязан будет предоставить автору реальную возможность для их реализации и т. п.

Прекращение или изменение правоотношения очень широко применяется. Так, например, в целом ряде случаев авторский договор может быть прекращен досрочно по требованию автора или заказчика в связи с нарушением условий договора одной из сторон; конкретные авторские договоры могут предусматривать случаи, когда условия договора подлежат изменению по требованию одной из сторон и т. п. Чаще всего данный способ защиты реализуется в судебном порядке, так как связан с принудительным прекращением или изменением правоотношения, но так же не исключается факт его самостоятельного применения потерпевшим.

Очень важно при этом, чтобы возможность прекращения или изменения правоотношений была предусмотрена законодательством или заключенным договором.

Прекращение (изменение) правоотношения как способ защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов может применяться в связи, как с виновными, так и с невиновными действиями нарушителя. Например, если прекращение авторского договора по инициативе заказчика из-за недобросовестности автора прямо связано с осмысленными противоправными действиями последнего, то допущенная им просрочка как основание прекращения договора может быть и невиновной. Как правило, при реализации данного способа защиты в дальнейшем прекращает (изменяет) права и обязанности участников авторских правоотношений.

Иногда, все же возникшее правоотношения могут быть признаны недействительными с самого начала. Например, если при заключении авторского договора допущены серьезные нарушения действующего законодательства, данный договор признается недействительным с момента его заключения. В этом смысле решение суда о признании авторского договора недействительным приобретает обратную силу.

Так, например гражданин В. заключил договор с переводчиком С. о переводе его рассказа, написанного на русском языке, на финский язык. При этом автор рассказа обязался выплатить переводчику по 200 руб. за авторский лист, за второе издание — 70% от этой суммы и т. д. Перевод был выполнен и сдан в издательство как оригинальное произведение, написанное на финском языке, без указания имени переводчика. Поскольку автор рассказа отказался рассчитаться с переводчиком за второе издание, тот заявил о нарушении своих авторских прав. Данный договор был признан недействительным, так как он грубо нарушал авторские права переводчика, а также обязанности, вытекающие из договора, заключенного автором с издательством.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов может осуществляться путем признания недействительным не соответствующего законодательству административного акта органа государственного управления или местного органа государственной власти.

Это означает, что гражданин или юридическое лицо, авторские или смежные права которых были нарушены изданием указанного административного акта, имеют право на его обжалование в суд (арбитражный суд) без каких бы то ни было дополнительных указаний закона на этот счет. Важны лишь два обстоятельства:

  • во-первых, нарушенное право должно носить гражданский характер,
  • во-вторых, административный акт, имеющий подзаконный характер, должен соответствовать действующему законодательству, в частности может быть принят не уполномоченным на то органом.

Например, если местный орган власти наложил не обоснованный законом запрет на воспроизведение или распространение произведения, то запрет может быть обжалован в суд как нарушающий авторские права.

Требование о признании административного акта недействительным может сочетаться с другими мерами защиты, например требованием о возмещении убытков, либо носить самостоятельный характер, если субъекту авторского или смежного права необходимо лишь только отменить указанный акт как препятствующий в реализации права.[20]

Таким образом, законодательство предоставляет авторам и исполнителям достаточно широкие возможности, что бы защитить свои права в случае их нарушения.

3.2 Административно - правовая и уголовно-правовая защита авторских и смежных прав

Особенной формой защиты авторских прав и охраняемых законом интересов в соответствии с законодательством РФ следует признать административно-правовой порядок защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила судебной защиты гражданских прав в случаях, предусмотренных законом. В качестве административно-правового способа защиты нарушенных авторских прав правообладатель имеет право обратиться в вышестоящий орган, или же к вышестоящему должностному лицу организации, которая допустила указанное нарушение. Средством защиты в данном случае будет выступать не иск, а именно жалоба[21]. Немаловажную роль призваны сыграть и нормы, обеспечивающие административно - правовую защиту.

Одной из таких норм является административное взыскание, которое может налагаться в случаях:

  • ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода;
  • если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством России об авторском праве и смежных правах;
  • на экземплярах произведений или фонограмм указана недостоверная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав;
  • если допущено иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.

Административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, но и когда потребителей вводят в заблуждение. Недостоверная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также недостоверные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу нарушениями в области защиты авторских прав. Необходимо понимать, что даже если на материальном носителе находится неохраняемое авторским правом произведение, а на буклете указаны недостоверные сведения об изготовителе или месте производства, то действия по распространению такой продукции являются административным правонарушением.

Так ст. 7.12 КоАП РФ[22] предусматривает следующее наказание за нарушение авторских и смежных прав:

1. Ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

2. Незаконное использование изобретения, полезной модели либо промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству - влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Так же ст. 1301 ГК РФ[23] предусматривает за нарушение исключительного права автора или иного правообладателя штраф, предусмотренный за подобные действия:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Авторские права могут защищаться также путём применения уголовно-правового способа защиты. Указанный способ полностью ограничивается привлечением лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности и не может быть реализован в иных формах.

Следует учитывать, что уголовное законодательство долгое время не играло сколько-нибудь важную роль в борьбе с нарушением авторских и смежных прав. С принятием УК РФ, содержащего специальный состав преступления – «Нарушение авторских и смежных прав», ситуация начала постепенно меняться в сторону усиления защиты авторских прав.

Так ст. 146 УК РФ[24] предусматривает следующее наказание за нарушение авторских прав и смежных прав:

  1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю наказывается:
  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов;
  • либо исправительными работами на срок до одного года;
  • либо арестом на срок до шести месяцев.

2. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере наказываются:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев;
  • обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов;
  • исправительными работами на срок до двух лет;
  • принудительными работами на срок до двух лет;
  • лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:

б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

в) в особо крупном размере;

г) лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются:

  • принудительными работами на срок до пяти лет;
  • лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

Деяния, предусмотренные статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион рублей.

Отмечая прогрессивный характер внесённых в уголовный закон изменений в ст.146 УК РФ, следует указать что были внесены изменения в такие статьи УК РФ, как ст.147 и ст.180 УК РФ, предусматривающих ответственность за нарушение изобретательских и патентных прав, а также незаконное использование товарного знака.

4. Защита авторских и смежных прав в Интернет.

В век информационных технологий авторские права в сети интернет нарушаются чаще, чем в иных случаях, потому что большой объем информации и широкое поле деятельности для нарушителей не дают возможности в должной мере отследить соблюдение закона

Кроме уже существующих способов защиты авторских прав, Интернет изобрел свои специфические способы защиты информации и авторских прав.

Так, например, депутаты Государственной Думы РФ предлагают защищать авторские права и решить проблему обеспечения доказательств посредством создания так называемого веб-депозитария, в основу которого должны войти контрольные копии электронных документов веб-сайта на лазерных CD-дисках, DVD–дисках и других электронных носителях информации.

Веб-депозитарий - специализированный архив в котором хранятся объекты авторского права, представленные в электронном виде и размещённых в Сети. Для помещения объекта авторского права в такой депозитарий автор подает заявление о том, что оно является правообладателем конкретного объекта его труда с кратким описанием. После чего фиксируется дата приема произведения, оформляется свидетельство и выдается заявителю для хранения. Это может быть запись информации со страниц интернет сайтов на электронном носителе с последующим его помещением в хранилище веб-депозитария. Это позволит автору в случае возникновения спора подтвердить свои права на произведение. Такая форма защиты эффективна не только в случае, когда необходимо сопоставить материал, представленный в электронном виде и на бумажном носителе, но и по времени появления произведения в Сети можно будет установить настоящего автора.

Еще в настоящее время возможно установка на электронном документе специальных приспособлений, которые будут мешать копированию, или подчинять копирование установленному режиму оплаты. Например, существующие в Интернете, коммерческие сайты на основе заключаемого с посетителем электронного соглашения, предоставляют ему за небольшую плату доступ к материалам, расположенным на своем сайте. Кроме того, коммерческие сайты обладают эффективными системами электронной безопасности, которые позволяют отследить все действия пользователя, в случаях несанкционированного доступа к материалам.

Кроме того, современные технологии позволяют встраивать в электронные документы скрытый программный код, который может частично нарушить целостность документа, если он получен или используется незаконным путём. Скрытый код определенного формата встраивается в файлы с помощью специального программного обеспечения.

Для защиты произведения в электронном документе необходимо указывать информацию об авторе, которая нельзя будет удалить при копировании документа. Кроме того, в любой части электронного произведения может быть проставлена цифровая подпись автора, заверенная цифровой подписью Центра Сертификации с одновременным учетом времени регистрации электронного произведения. Цифровая подпись поможет распознать лицо в Сети, если это необходимо, и выяснить, является ли оно автором данного произведения. Это необходимо в случаях заключения сделок через Интернет. Для решения данной проблемы в юридическом плане принят федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи»[25], а так же должны быть приняты закон «Об электронном документе и электронном документообороте» и соответствующий государственный стандарт предписывающий процедуру применения электронного документирования с использованием электронно-цифровой подписи в виде общепринятого сертифицированного программного продукта, а так же его внедрения в государственный и деловой оборот.[26]

Можно упомянуть еще один способ защиты – водяные метки в электронных копиях фотографий и изображений. Для их нанесения необходимо специальное программное обеспечение, которое наносит скрытый код определенного формата в файлы. Электронный документ при его несанкционированном копировании частично саморазрушается. Потом можно будет доказать, что файлы содержат дополнительную информацию, указывающую на лицо, ее записавшую. Водяные знаки устойчивы к сжатию, изменению размеров и формата.

В России так же некоторые специалисты электронной безопасности считают рациональным привлечение интернет-провайдеров к ответственности за нарушение их клиентами авторских и смежных прав. Это необходимо потому что влияние на интернет-провайдеров позволит пресечь больший объем правонарушений, нежели при воздействии на отдельных лиц. При этом вносятся предложения по введению обязательного страхования предпринимательских рисков интернет-провайдеров что бы обеспечить их платежеспособность в случаях предъявления требований, связанных с нарушением авторских и смежных прав. В то же время использование интернет-провайдерами определенных превентивных мер позволит предотвратить большее количество правонарушений в отношении авторских прав. Например, провайдеры могут пресекать неправомерные действия пользователей сети Интернет путем отказа таким пользователям в доступе. И если это требование не выполняется, провайдер имеет право закрыть этот сайт. Но чтобы такие правонарушения по возможности не повторялись, необходимы совместные согласованные усилия всех интернет-провайдеров по обмену информацией такого рода.

В суде крайне сложно доказать обстоятельства, имеющие значение для объективного рассмотрения дела, поэтому сегодня одной из важнейших задач является решение проблемы доказательства самого факта нарушения авторских прав в сети Интернет.

При размещении своих материалов в Интернет сами авторы произведений и их правообладатели должны подготовиться к подобным ситуациям заранее. Тем более, что информация на серверах может меняться и доказать впоследствии нарушение прав будет сложно. При возникновении спора лицо должно будет доказать, что именно оно является автором произведения или его провообладателем. Подтверждением этому могут служить заверенные нотариусом копии произведения, различные варианты произведения и другое.

Так, например некоторыми опытные авторы предлагают следующие способы защиты своих прав. Перед размещением произведения в сети, зафиксировать его на бумажном носителе. В последующем, если возникнет спор, сопоставление материалов на бумажном носителе и в электронном виде позволит определить настоящего автора произведения. Или же, засвидетельствовать дату создания произведения автором у нотариуса, путем нотариального заверения его распечатки.

Правообладатель для оповещения своих прав использует знак охраны авторского права, состоящий из трех информативных элементов:

  • знака ©(копирайта),
  • наименования правообладателя,
  • года первого выпуска.

Но такой знак несет чисто показную функцию, поэтому его содержание должно отражать ряд обязательных информационных реквизитов и объективно фиксировать юридические действия автора.

В состав этих реквизитов, должны входить:

1. полное имя автора, имя или наименование правообладателя (его ИНН);

2. вид произведения (объект авторского права);

3. название произведения;

4. страна происхождения;

5. дата создания или опубликования произведения;

6. источник опубликования;

7. дата размещения произведения на веб-сайте сети «Интернет»;

8. IP адрес домена хост-сервера Интернет, на которое отправлено для размещения и размещено авторское произведение.

Юридические действия автора должны быть следующими:

  • автор или правообладатель лично и самостоятельно запускает процедуру установки знака копирайта;
  • заполняет формы реквизитов копирайта;
  • подписывает авторский электронный документ электронно-цифровой подписью и желательно, чтобы он лично отправлял для размещения электронные авторские документы на хост-сервер Интернета.

Таким образом, защита прав интеллектуальной собственности в информационных технологиях имеет важное значение для продвижения новшеств, связанных с информационно-коммуникационными технологиями, развития конкуренции и широкого внедрения новых информационных технологий. Определить что сегодня является объектом авторского права в Интернет, а также определить правового режима информации, размещаемой и передаваемой через сеть Интернет, имеет в наши дни первостепенное значение.

При создании отечественной законодательной базы в области Интернет технологий необходимо учитывать практику принятия соответствующих законодательных актов в других государствах для обеспечения унификации действующих нормативных актов и практику правоприменения.

Так, например, в Новой Зеландии в мае 2011 года был создан прецедент по установлению санкций для пользователей файлообмеников. Здесь принят закон Copyright and Infringing File Sharing Bill, который вступил в силу с сентября 2011 года, обязавший интернет-провайдеров направлять предупредительные уведомления пользователям, уличенным в незаконном файлообмене. В этом законе также были установлены санкции для пользователей-пиратов. При получении трех таких предупреждений пользователь может быть оштрафован на сумму свыше $11 тыс.; отключен от сети на срок до 6 месяцев.

Деятельность по преодолению международных разногласий в данной области в решающей степени зависят от эффективного сотрудничества между всеми странами-пользователями Интернет. Для создания ограничивающих условий для развития интернет важную роль и в дальнейшем будут играть двустороннее и многостороннее сотрудничество. Российское законодательство в области охраны объектов авторского права должно соответствовать мировым стандартам и современным тенденциям, позволять авторам и правообладателям защищать свои права. И хотя вопросы по совершенствованию законодательства продолжают оставаться актуальными, основные проблемы обычно связаны с применением законов. Поэтому важно не только принять новые законы или усовершенствовать старые, но и обеспечить их соблюдение на практике.

Интернет сегодня является самым удобным и надёжным способом получить практически любую информацию. Что касается же защиты авторских прав в Интернет, то её возможность весьма шатка, потому что у автора есть мало гарантий что бы реализовать свое право.

Заключение

В данной работе были исследованы нормы гражданского законодательства, регулирующие авторские и смежные права, практика их применения, вопросы эффективности этих норм, целесообразности и оправданности отдельных положений законодательства РФ. Проанализированы вопросы о соответствии норм, регулирующих интеллектуальную собственность, принципам гражданского права.

Все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности присущ любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных свойственных им черт, а именно принадлежность данного права только его автору или правообладателю и никому другому. Авторы произведений обладают единым авторским правом, которое, сродни праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

Только сам правообладатель на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Он использовать произведение по своему собственному усмотрению, но при этом учитывать юридически признанные права и интересы других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без своего согласия.

Смежные права тесно связаны с авторскими правами. Многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, что влечет за собой определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных столкновений прав.

Однако развитие науки и технологии приводит к тому, что правообладатель лишается возможности обеспечить свой монополизм, так как не может проконтролировать использование своих прав; с другой стороны, в ряде случаев пользователи (как правило, в силу специфики своей деятельности) лишены возможности в индивидуальном порядке заключать прямые договоры с правообладателями, равно как и последним тоже в этих случаях затруднительно заключать договоры с пользователями.

Кроме признания за субъектами определенных гражданских прав, закон обеспечивает их и правовой охраной. Субъекты авторского и смежного права сами выбирают в какой форме и каким способом защитить свои права. Закон предусматривает защиту личных неимущественных прав и исключительных прав. Защита личных неимущественных прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.

Важное значение имеет то, что в целом законодательство РФ представляет авторам и иным правообладателям достаточно мощный набор правовых средств для реализации прав в современных условиях, а также для их эффективной защиты или оспаривания, а правильное распоряжение этими правовыми возможностями во многом является задачей самих правообладателей.

Библиография

  1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. N 19440/13
  2. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  3. Гражданское право. Том I / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А. Суханова. — М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 658.
  4. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ
  6. Климова Л.В. Закон и право //Защита авторских прав в РФ.2007,№ 3.- с.70-72
  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
  8. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность(Исключительные права). М., 2000. - 480 с.
  9. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, - 752с
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ
  11. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100;
  12. Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. ((под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева)) - Гражданское право: учебник 3-е изд., перераб. и доп. - М.: "Проспект", 2011
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ
  14. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
  15. Алисова Е.В. Актуальные проблемы защиты авторского права в сети Internet // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]
  1. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124

  2. Гражданское право: Учебник. 3-е издание, переработанное и дополненное / под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008. – С. 246

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)

  4. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100

  5. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

  6. Гражданское право. Том I. Под ред. Е.А.Суханова.- М., 2005.- 496 с.

  7. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

  8. Фролова О. Понятие и правовая природа субъективных смежных прав // Хозяйство и право 2007, №7,- с.93-100

  9. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 19 июля 2006г. №15

  10. Кулова В. А автор кто? // Человек и закон 2008 , № 2. - С. 8 – 16

  11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ

  12. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)

  13. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, - 752с

  14. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность(Исключительные права). М., 2000. - 480 с.

  15. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность(Исключительные права). М., 2000. - 480 с.

  16. Колятин В.О. Интеллектуальная собственность(Исключительные права). М., 2000. - 480 с.

  17. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. N 19440/13.

  18. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, - 752с

  19. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ

  20. Сергеев А.П. Право интеллектуальная собственность в Российской Федерации. М.,2006, - 752с

  21. Климова Л.В. Закон и право //Защита авторских прав в РФ.2007,№ 3.- с.70-72

  22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

  23. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4) от 18 декабря 2006 года N 230-ФЗ

  24. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ

  25. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ

  26. Орлова О.А. Проблемы защиты авторских прав в сети Интернет «Российское предпринимательство» № 3 2006г. С. 82.