Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Особенности семейного воспитания (Семья и ее функции)

Содержание:

Введение

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Это объясняется тем, что традиционно основным институтом воспитания человека, начиная с момента его непосредственного рождения и заканчивая, порой, его становлением как зрелой личности, была и остается семья. Она является источником формирования личности. Сейчас важность семьи постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения, ведь именно в семье у ребенка формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит от родителей и других близких.

Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Жан Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: типы семей и стили семейного воспитания.

Цель работы: доказать, что семья является институтом формирования личности.

Задачи:

  1. Раскрыть понятие, виды и типы семей;
  2. Выявить проблемы семейного воспитания на современном этапе;
  3. Изучить теоретические материалы о семье и семейном воспитании

Гипотеза: семейное воспитание является формированием нравственной, интеллектуально развитой личности ребенка.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1. Семья и ее социальные функции

Брак и семья принадлежат к категории таких феноменов, которые всегда вызывают многочисленный интерес. Для социума вопрос о знании данных институтов и умение направлять их развитие имеет первоочередное значение уже потому, что от состояния их в существенной степени зависит воспроизводство населения. Помимо этого, сущность понятий "семьи" и "брака" при определенном сходстве значительно отличается: семья - это основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью; брак - это общественно регулируемые половые отношения между женщиной и мужчиной, предполагающие установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к детям.

Семья, с точки зрения социологов, представляет собой малую социальную группу, базирующуюся на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью.

Этот древнейший институт человеческого общества прошел непростой путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

По мнению философов, семья - это вид социальной общности, важнейшая форма организации личностного быта, базирующийся на супружеском союзе и родственных связях, то есть на многогранных отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Социальная роль семьи устанавливается ее прямым участием в воспроизведении самого человека, в продолжении человеческого рода.

С позиции педагогики, семья-это малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью.

Над проблематикой семейного воспитания трудились многие знаменитые педагоги и психологи: В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, А. Я. Варга, В. К. Котырло, А. С. Спиваковская, В. Я. Титаренко и многие другие. Многие писатели, философы и мыслители обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме социума, от решения которой зависит очень и очень многое. Русский писатель Л.Н. Толстой говорил о том, что семья является целым государством в миниатюре и, в свою очередь, будущее каждого государства содержится в его семьях, ибо будущее нашей планеты зависит не только от нашей деятельности, но и от труда наших преемников. Конфуций повествовал о надобности определения гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, которые построены на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, потому как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.

Посредственная социальная защищенность, материальные затруднения, постигающие семьи в настоящее время, спровоцировали демографический кризис в России и образованию нового типа семьи — бездетной.

Основными функциями по отношению к социуму являются:

1. Физическое воспроизводство населения. Для смены поколений требуется определенное количество детей в пределах одного государства.

2. Воспитательная функция – трансформация знаний, умений, норм, навыков, ценностей.

3. Производственно-хозяйственная. Приготовление пищи, уборка, стирка и так далее.

4. Организация досуга - так как большая часть времени траться на общения с семьей.

Функции семьи по отношению к человеку:

Супружеская функция, родительская функция, организация быта. (Сластенин).

Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это базовая функция, но помимо данной функции существует совокупность социальных функций семьи.

К ним относятся:

- Воспитательная — социализация молодого поколения;

- Хозяйственно –бытовая поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и пожилыми;

- Экономическая –приобретение материальных благ одних членов семьи для других, материальная помощь несовершеннолетним и пожилым;

- Социальный контроль – ответственность старших членов семьи за поведение младших членов в социуме;

- Духовное общение– духовное аккумулирование каждого члена семьи;

- Социально-статусная– семья занимает определенное социальное положение в социуме;

- Досуговая – формирование конструктивного досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

- Эмоциональная - психологической поддержка и защита каждого члена семьи.

Семья - это такой базис социума и такая микросреда, климат которой благоприятствует или противодействует развитию моральных и физических сил человека, развитию его как социального существа. Собственно в семье зарождаются те нравственные основы, содействующие становлению личности. Семья обеспечивает значительное влияние на личность ребенка. В сфере воздействия семьи синхронно отражаются и интеллект и эмоции ребенка, его взгляды и вкусы, навыки и привычки. Семейное воспитание имеет практически безграничный характер, так как оно не ограничивается только к внушению, а подразумевает все формы влияния на формирующуюся личность: через общение и непосредственное наблюдение, труд и личный пример окружающих. Другими словами, развитие ребенка неотъемлемо вписано в жизнедеятельность семьи. Воспитательную функцию семьи сложно преувеличить.

В течении исторического развития отношения семьи и социума, семьи и личности регулярно изменялись, в первую очередь, под влиянием доминирующей в этом социуме формы производства, образа жизни и социальных отношений. В своём историческом развитии семья и брак претерпели череду этапов, на которых они зародились, сложились в обособленные общественные институты и трансформировались исходя из с насущных потребностей социальной жизни, цивилизационными устоями и социокультурными нормами.

В феодальном социуме моногамный брак стал предметом спекуляции. Мужчина, который хотел жениться, стремился обзавестись вместе с женой и имуществом, чтобы усовершенствовать материальное положение своей семьи и нарастить её авторитетность. Брак обратился в способ увеличения состояния и состоял как обыденный договор - прообраз брачного контракта. В буржуазном социуме, опять-таки, как и в феодальном, отличительным для семей господствующего класса было то, что в большинстве случаев оба супруга имели любовников. Материальное положение давало возможность супругам содержать их, и даже в пожилом возрасте "покупать" себе молодых любовников. При этом буржуазная мораль закрывала глаза на "ошибки" мужа, но строго осуждала неверность жены. Правда, почти столетняя борьба за равноправие полов привела к тому, что сейчас супружескую неверность обоих супругов оценивают почти одинаково, и в большинстве случаев, к сожалению, как нечто вполне допустимое.

Социалистическая семья, как и пролетарская, строилась на равноправии супругов. Неимение частной собственности и классовой разницы благоприятствовало этому. А небольшие расхождения между прослойками не были столь серьёзной помехой, хотя человеку не занимать изобретательности, чтобы дать другим почувствовать своё превосходство над кем-то, даже в каких-то мелочах. И всё же социальное равенство, схожесть интересов и взглядов, общая ответственность за детей - это благоприятная почва для строительства семейного счастья, но отсутствие реальных целей, традиций, и сексуальной грамотности не дали миллионам семей почувствовать при социализме семейное счастье. А "усреднённая" забота государства о супругах и их детях, а также неимение здоровой конкуренции (борьбы за существование) отчасти снизили интерес супругов к семье и даже "размыли" смысл их жизни, хотя супружеское счастье и было доступно многим.

Основными фазами исторического развития семьи и брака являются:

  1. первобытная орда, для которой характерно доминирование промискуитета (неупорядоченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники)
  2. групповая семья, образовавшаяся также при первобытнообщинном строе периода матриархата, но уже на базе табуирования и упорядочивания определенных форм социальных отношений (например, на основе наложения табу на близкородственные половые связи; убийство сородича); парная семья впервые зарождается при сохранении матриархата и коллективного брака, характеризуется выделением одного мужчины в качестве "главного мужа", вокруг которого начинает концентрироваться имуществ семьи, происходит разделение труда, зарождение ремёсел и частной собственности;
  3. патриархальная семья формируется при переходе к патриархату, когда доминирующее положение в семье и общине начинает занимать мужчина, что фиксируется в мифологии и ранних религиях; при патриархальной семье ещё сохраняются пережитки коллективного брака в виде многожёнства; от мужчины начинает вестись родословная, а женщина попадает в полную зависимость от мужчины; семья брак социальный полигамия ·моногамная семья - разновидность парного брака, которая сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней, имея свою собственную историю и множество вариантов заключения брака: от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви.

Семья как социальный институт исторически образовалась на основе парного брака на определенном этапе формирования социума. На первых стадиях его развития отношения между мужчиной и женщиной, старшим и младшим поколением координировались племенными и родовыми обычаями. С появлением нравственности, религии, а затем государства координирование половой жизни получило нравственный и правовой характер. Это давало возможность еще больше ужесточить социальный контроль над браком и семейной жизнью. С развитием социума осуществлялись некоторые изменения в брачно-семейных отношениях.

Структура семьи - это не только её численный состав и количество совместно живущих поколений, но и система положений, социальных ролей отношений её членов. По структурным свойствам различаются семьи нуклеарные и расширенные. Нуклеарная семья - это семейная структура, которая состоит из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении. В большинстве обществ такая семья считается важным и даже базовым социальным объединением. Расширенная семья - это такая семейная структура, которая помимо нуклеарной семьи (супругов и их детей) подразумевает и других родственников, например, дедушку или бабушку, внуков, дядю, тётю и так далее.

Ролевое взаимодействие в семье - общность норм и форм поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал финансовую независимость семьи, изменились. Сегодня большинство женщин принимают участие в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, участвуют в социальных решениях. С одной стороны, это содействовало развитию женщины как личности, равноправию супругов, но с другой - спровоцировало демографическому кризису.

Касаемо функций семьи, следует помнить, что речь идёт об общественных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые проявляются на уровне социума, имеют общезначимые последствия, очерчивают роль семьи как социального института. Невозможно различать функции семьи на основные и второстепенные; все семейные функции - первостепенные, но необходимость разграничивать среди них важные, которые позволяют отличать семью от других социальных институтов, способствовало выделению специфических и неспецифических функций семьи. Специфические функции семьи происходят из сущности семьи и выражают её особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принуждённой или приспособленной в определённых исторических обстоятельствах.

Таким образом, специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание, социализация детей, остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьёй и обществом может изменяться в ходе истории.

Существование человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций в каких-то отдельных случаях может быть с большим или меньшим успехом выполнена вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

1.2. Стили и типы семейного воспитания

В каждой семье реально формируется определенная, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь подразумевается и понимание целей воспитания, и способов воспитания, и учет того, что можно и чего нельзя позволить относительно ребенка. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре формы семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье выражается в регулярном усмирении родителями инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Несомненно, родители могут и должны предъявлять требования своему ребенку, учитывая целей воспитания, нормы морали, определенные ситуации, в которых нужно принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но те из них, которые выбирают всем видам воздействия приказ и насилие, встречаются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы лицемерием, обманом, агрессией, а иногда и откровенной ненавистью. Однако даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним случается ломка многих качеств личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и свои возможности, все это-гарантия неудачного формирования личности.

Такой тип:

  1. Негативно воздействует на развитие инициативы ребенка, веры в себя, чувства собственного достоинства;
  2. Приводит к развитию неадекватной самооценки, неудовлетворенности многих потребностей, в том числе высших (саморазвитие, самоутверждение, самореализация).

Опека в семье - система отношений, когда родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, защищают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отводится на второй план. Родители, по существу, перекрывают кислород процессу серьезной подготовки их детей к реальной жизни вне дома. Такая избыточная опека о ребенке, чрезмерный контроль, за всей его жизнедеятельностью, построенный на близком эмоциональном контакте, называется гиперопекой. Она приводит к пассивности, беспомощности, трудностям в общении. Бытует также обратное понятие -гипоопека, предполагающее комбинирование безразличного отношения родительского отношения с полным отсутствием контроля. Дети могут делать все, что им хочется. В итоге, повзрослев, они становятся эгоистичными, циничными людьми, которые никого не почитаю, сами не заслуживают уважения, но при этом по-прежнему требуют выполнения всех своих прихотей.

Речь идет об избыточной заботе родителей в отношении ребенка. При таком типе возможны два исхода социализации:

  1. Ребенок в результате оказывается не готов к жизни, он безответственен, объективно и субъективно неблагополучен;
  2. Отмечается деспотическая направленность характера.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предусматривает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в таком случае перебарывается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где главной формой взаимоотношений выступает сотрудничество, снискивает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Конфронтация.

Подразумевает противоборство родителей и ребенка, отстаивание своего мнения каждой из сторон. Исход такого типа: неадекватная самооценка, механизмы конфликтного взаимодействия, негативные качества личности (грубость, скандальность, цинизм и прочее).

Система межличностных отношений в семье, базирующаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Семья – это первое звено, где будущему члену общества передается социально-исторический, эмоциональный опыт. Здесь ребенок учится взаимоотношениям между людьми, у него формируются взгляды на различные предметы, жизненные явления. Взаимоотношения с родителями имеют базовое значение в становлении личности, какой она станет, зависит от стиля воспитания, принятого в семье.

Каждая «ячейка общества» создает свои неповторимые условия со строго распределенными семейными ролями. Условно, все типы можно подразделить на три варианта:

  1. Традиционный, основа которого авторитарные отношения.
  2. Детоцентрический, где чадо – центр вселенной, с вращающимися вокруг взрослыми.
  3. Провозглашающий сотрудничество, где родители наделены авторитетом, а главной ценностью для них является внимание, сопереживание друг к другу, детям.

Родительские заботы оказываются неэффективными по многим причинам:

  1. Из-за психологической неграмотности взрослых;
  2. Отсутствия гибкости;
  3. Наличия личностных проблем, которые переносятся на общение с ребенком;
  4. Перенесения на младших членов семьи особенностей общения между отцом и ребенком;
  5. Эмоциональная холодность воспитателей.

Стили семейного воспитания

Маленькое человеческое существо нуждается в родительской любви, которая обеспечивает ему жизнь и безопасность. По мере взросления, она становится не только источником благополучия, но выполняет функцию поддержки, влияет на эмоциональное, психическое здоровье. В каждой семье строится своя система взаимодействия, индивидуальные условия, которые влияют на развитие личности ребенка.

Среди базовых выделяют несколько стилей, классификация которых опирается на уровень эмоционального принятия своего отпрыска родителями, степень их контроля над ним.

Демократический стиль

Родители в семье являются лидерами, поскольку обладают авторитетом. Между старшими и младшими развиваются теплые эмоциональные отношения, над детьми установлен четкий контроль. Главной заботой становится воспитание самобытной личности. Отсутствуют разговоры на повышенных тонах, физические наказания, действия воспитателей логичны, последовательны, ответственны. Члены семьи стараются договориться между собой.

Родители, действующие в этом ключе:

  1. Относятся к ребенку активно, доброжелательно;
  2. Адекватно оценивают его победы, неудачи, знают о возможностях;
  3. Глубоко понимают мотивы, цели поступков;
  4. Предполагают дальнейший путь развития чада.

Плюсом для детей, воспитывающихся в этом стиле является:

  1. Способность к самоконтролю, трезвая самооценка;
  2. Самостоятельность, ответственность за свои действия;
  3. Проявления инициативы, активность;
  4. Адаптивность и доброжелательные отношения со сверстниками;
  5. Наличие собственного мнения, уважение к чужому.

Авторитетный стиль

При авторитарном стиле желание родителя — закон для ребенка. Такие родители подавляют своих детей. Они требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают нужным объяснять ему причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни ребенка, причем делают это не всегда корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети, растущие в подобной семье, приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Взрослые считают, что они всегда правы. Личное мнение младших их не интересует. Ребенка тотально контролируют и подавляют силой, все решают за него, без его участия. Дети в такой семье не имеют личного пространства, их инициатива подавляется, компромисса в случае конфликта никто не ищет, главенствуют запреты и запугивания. При неудачах следует жесткое наказание, от продолжателя рода требуются только высокие достижения.

Минусы такого стиля проявляются уже в подростковом возрасте. Родительский авторитет падает, количество конфликтов возрастает, самые строгие средства воздействия утрачивают силу. Характер детей, воспитанных такой семьей, может развиваться в двух направлениях:

  1. Личность не имеет четкой жизненной позиции, собственного достоинства. Желания и устремления отсутствуют, решения безответственны.
  2. Появляются признаки деспотичности: циничное отношение к другим людям, ненависть и хамство по отношению к членам семьи, агрессивность.

Индифферентный стиль

Характерной чертой взаимоотношений является отсутствие теплоты, ребенком пренебрегают, что очень скоро сказывается на его психическом состоянии. В индифферентной семье дети растут замкнутыми, недоверчивыми, они ведут себя отчужденно по отношению к товарищам, у них повышен порог тревожности. Подростки безответственны, импульсивны, часто попадают в асоциальные группы.

Формирование личности может сложиться правильно, если ребенок попадает в благоприятную среду вне семьи. У него появляется возможность развивать свои творческие задатки, стать сильным, активным.

Либеральный или попустительский стиль

Родители почти не обращают внимания на своих детей, ни в чем их не ограничивают, ничего не запрещают. Дети из таких семей в период взросления часто попадают под плохое влияние и в дальнейшем могут поднять руку на своих родителей, у них почти нет ни каких ценностей. С любимого детища снимаются всякие ограничения. Родительское невмешательство в воспитание, дарование полной «свободы» приводят к развитию у индивида:

  1. Полной безучастности, неумения строить близкие отношения, душевной черствости, неспособности о ком-либо заботиться.
  2. Молодой человек «теряет берега» от вседозволенности, не держит слово, врет. Хамство, вороватость и распущенность не считаются ущербным качеством.

Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, т. к. именно в семье формируется и развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир ребенка и его индивидуальные качества.

ГЛАВА II Современная семья и ее проблемы

2.1. Роль родителей в воспитании и формировании личности ребенка.

В современном мире существует много проблем в вопросах семьи и семейного воспитания. Воспитание детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Воспитать своего ребенка – великое искусство, так как сам процесс воспитания – это непрерывная работа сердца, разума и воли родителей.

Родители - первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна. В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения. Родителям приходится повседневно искать пути подхода к ребенку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но не всегда удается найти правильное решение. В затруднительных случаях родители обращаются за советом к педагогу. Воспитатели дошкольных учреждений хорошо знают закономерности развития ребенка дошкольного возраста, методы его воспитания и делают все возможное для оказания помощи родителям в овладении основами педагогических знаний.

Если в семье ребенка царит доброжелательность, любовь, это срабатывает как положительный фактор и, наоборот, в атмосфере холодного отчуждения и постоянных конфликтов вырастают дети с психическими расстройствами и личностными проблемами. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.

Велико влияние семейного микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств, близких ему людей, ребенок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по своей природе активен и любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные; какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Семья – это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения. Ребенок осуществляет свою жизнедеятельность благодаря наличию взаимопересекающихся и взаимопроникающих систем, двух миров: мир родителей (взрослых) и мир детей, каждый из которых объективно и субъективно влияет на социально-эмоциональное развитие ребенка.

Основы благоприятного социально-эмоционального развития малыша закладываются в период младенчества. В раннем возрасте возникает эмоциональная совместимость в диаде «взрослый-ребенок». В три года ребенок выделяет себя из окружающего мира, провозглашая: «Я сам!». Начинается становление самосознания ребенка, последовательное формирование различных компонентов его структуры. В этот период очень важно родителям приложить усилия к дальнейшему закреплению положительных самоощущений ребенка и формированию первых представлений о самом себе: Кто я? Какой я? Ребенок способен различать простейшие эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, спокойствие) и уже понять их причины. Он элементарно начинает понимать значение одиночества и взаимопомощи.

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен более глубоко «заглянуть» в свой внутренний мир, осознать с помощью родителей свои особенности и желания, научиться отстаивать свое мнение, делать выбор, целенаправленно достигать цели в деятельности. На основе самопознания у него формируется способность к саморегуляции своего поведения в соответствии с социально - принятыми в обществе нормами. Проявляя собственное достоинство, ребенок на практике способен уважать другого, понимать его состояние, проявлять сочувствие. У ребенка формируется положительная самооценка как основа для самоутверждения на следующей социальной ступени развития и как следствие нормального хода психического развития.

Социально – эмоциональное развитие ребёнка осуществляется благоприятно при условии “представленности” в семье всех компонентов социального опыта во взаимосвязи при максимально возможной самостоятельности ребёнка в их освоении. Как утверждают отечественные учёные, социально – эмоциональное развитие осуществляется постоянно, пронизывает всю жизнедеятельность ребёнка в семье. В современных научных подходах принято считать, что внутренней движущей силой социально – эмоционального развития является удовлетворение ведущих социальных потребностей ребёнка. К ним относятся:

  1. Потребность в эмоционально положительных контактах, в любви и доброжелательном отношении, что создаёт ребёнку чувство защищённости и ощущение ценности своей личности, стремление к самореализации.
  2. Потребность в активной разнообразной деятельности и творчестве, удовлетворение данной потребности стимулирует положительные самоутверждения, формирует чувства уверенности.
  3. Потребность в признании достижений ребёнка со стороны родителей, что формирует положительную самооценку, чувство собственного достоинства и побуждает ребёнка к активному, положительно направленному выражению своих чувств к миру.
  4. Потребность в познании и активном информационном обмене, что способствует развитию интеллектуальных эмоций, радости открытий и познавательной активности ребёнка.
  5. Потребность в активном, содержательном и разнообразном общении ребёнка со взрослыми и детьми, что развивает социальные чувства, сотрудничества, способность к самовыражению во взаимодействии с окружающими людьми и регулированию своих чувств в процессе коммуникации.

Степень удовлетворённости этих потребностей обусловлена теми условиями, в которых живёт и развивается ребёнок, то есть средой. Домашнюю предметно – пространственную развивающую среду рассматривают как необходимое условие жизнедеятельности ребёнка. Построенная с учётом личностно – ориентированного подхода к ребёнку, развивающая среда обеспечивает развитие и становление важнейших качеств в его личности. Среда развития ребёнка – пространство жизнедеятельности дошкольника, те условия, в которых протекает его жизнь.

Воспитательная среда по мнению исследователей Л.И.Новиковой, Ю.С.Мануйлова – это средство развития личности ребёнка. Среда обладает такими основными параметрами как активность и системность. Нет ни одного компонента среды, который не имел бы своего значения в процессе влияния на личность. Другой исследователь среды (Е.В.Бондаревская) подчёркивает необходимость отношения к ней как к “жизненному пространству ребёнка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиями и отношениями, в которые он вовлекается”.

Основное назначение воспитательной среды в семье в том, чтобы способствовать развитию и становлению личности малыша. Один из последних подходов к пониманию среды определяет её как “среда взаимодействия” (обобщение на более высоком уровне среды деятельности, среды общения и среды отношений).

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Семья является тем ядром, которое закладывает основание в развитии и воспитании младшего школьника. Семья открывает, расширяет возможности, потенциал младшего школьника. Благоприятным для развития становятся внутрисемейные отношения, складывающиеся между родителями и их детьми.

2.2. Из истории семейного воспитания

Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта, т.е. эмпирическим путем. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора, произведений декоративно-прикладного искусства, что обеспечивало народу воспроизводство себя, своей духовной культуры, национального характера и психологии в ряду сменяющих друг друга поколений. Можно с полным правом сказать, что в народной педагогике определился свой образ воспитания, своя «система» правил и норм поведения, воплощенных в этическом кодексе, традициях, обрядах, обычаях.

Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определенный уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда», «Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить только небо коптить» и другие.

Принципы и правила воспитания и обучения детей нашли свое отражение в произведениях устного народного творчества (сказках, пословицах, поговорках, легендах, песнях). Приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев помогало подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей. Непосредственный труд детей совместно со взрослыми, выполнение обрядов, участие в народных играх и празднествах – все это оказывало сильное воспитательное воздействие на детей.

В работах отечественных исследователей (Ганичева А.Н., Зверева О.Л., Селевко А.Г., Селевко Г.К., Степашко Л.А., Кон И.С., Шевелева А.Н. и другие) выделяются такие культурно-исторические периоды развития истории детства, семейного воспитания и соответствующих им стилей взаимоотношений родителей с детьми:

- Период древности (до IV в н.э.), когда еще собственно не существовало института семьи и жизнь ребенка не имела особой ценности, распространенным был «инфантицидный стиль».

- По мере того как росло признание наличия у ребенка души (с IV в.) возникает «бросающий стиль», когда младенца сбывали кормилице, либо отдавали на воспитание в чужую семью.

- В ХVII в. появляется так называемый «лепящий стиль». На ребенка смотрели как на «мягкую глину или воск», из которой можно вылепить все то, что хотят родители. Если ребенок оказывает сопротивление, из него «выколачивают» своеволие как злое природное начало.

- В ХVIII в., при «навязчивом стиле» родители признают ребенка маленьким человеком, однако постоянно стремятся контролировать его поведение, мысли и волю, подавляя их в своих интересах, что ведет к конфликтам.

- В ХIХ – середине ХХ вв. получает развитие «социализирующий стиль», при котором воспитание заключается в подготовке ребенка к будущей самостоятельной жизни.

- С середины ХХ в. возникает «поддерживающий, помогающий стиль», при котором родители стремятся помочь индивидуальному развитию ребенка, его природным способностям, создавая для этого необходимые условия.

Анализ историко-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитию антропологического подхода к семейному воспитанию в ХIХ веке способствовало возникновение новых идей, связанных с общечеловеческим и национальным воспитанием. В русском общественном сознании все больше утверждалась мысль о том, что «цель воспитания есть развитие в воспитываемых человечности». В трудах В.Г. Белинского, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и другие, эта основная педагогическая идея выражена вполне отчетливо.

Таким образом, в народной педагогике веками накапливался и отражался в произведениях устного народного творчества опыт домашнего семейного воспитания. Как отмечает Т. А. Куликова, каждому народу были присущи свои идеалы воспитания, представления о его цели и средствах. Данный опыт является незаменимым материалом для современной семейной педагогики, которая при разработке теоретических основ домашнего воспитания опирается на семейную народную культуру и исторически сложившиеся традиции воспитания детей в семье (И. В. Бестужев-Лада, И. С. Кон, В. М. Петров, Г. Н. Волков и другие).

Возрождение основ семейного воспитания положительно отразится на созидании эффективных внутрисемейных отношений.

ГЛАВА III Практическая часть

3.1. Методы диагностики особенности воспитания ребенка в семье

В первой главе я теоретически обосновала особенности воспитания ребенка в семье. Исходя из этого, мной было проведено исследование, в ходе которого диагностика позволила выявить, что если в семье воспитывается один ребенок, то в семье преобладает такой тип воспитания, как гиперопека.

Исследование было проведено в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении города Москвы «Школа №1194» , объединенный вместе с садиком, в старшей группе.

В исследовании участвовали 17 детей, из них 11 девочек и 6 мальчиков. Исследование проводила по методическому пособию Дереклеевой Н.И. «Справочник классного руководителя»

Для выявления особенностей одного ребенка в семье младшего дошкольного возраста мной были использованы следующие методы.

Методика 1. «Тест-опросник выявление родительского отношения к детям»

Родительское отношение - это формирование образа семьи у ребенка, поведенческие стереотипы, особенности восприятия характера, его поступков.

Таблица 1

№п/п

Гиперопека

Гипоопека

Кумир семьи

Золушка

Ежовые рукавицы

Повышенная моральная ответственность

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

Гиперопека-5

Гипоопека-1

Кумир семьи-4

Золушка-2

Ежовые рукавицы-1

Повышенная моральная ответственность-4

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в группе преобладает повышенная моральная ответственность родителей (4чел.), также негативное отношение к детям (ежовые рукавицы, гипоопека- 2 чел.). Семье, которая воспитывает единственного ребенка, характерны такие стили воспитания, как кумир семьи и гиперопека. Таким образом, у большинства родителей самооценка негативно влияет на самооценку детей, вследствие чего у ребенка возникает чувство тревожности.

Методика 2. Тест: «Забота родителей о ребенке»

Тест определяет степень проявления заботы родителей по отношению к своему ребенку.

Таблица 2

№ п/п

Баллы

Меньше 25

25-40

40 и выше

1

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

Всего

5

8

4

Данные таблицы показали, что большинство детей в основном зависимы от родителей:

Меньше 25 баллов- 5 чел.

25-40 баллов- 8 чел.

40 баллов и выше- 4 чел.

Анализируя данные таблицы, я пришла к выводу, что во многих семьях преобладает чрезмерная опека над ребенком со стороны родителей. Чрезмерная опека не способствует формирования самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка самостоятельность. Мной были разработаны рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

​​​​​​​3.2. ​​​​​​​Рекомендации по воспитанию единственного ребенка в семье.

  1. Не требуйте от ребенка того, что невозможно.
  2. Делайте все вместе.
  3. Позвольте ребенку быть самим собой, со своими недостатками.
  4. Предлагайте ребенку помогать Вам в домашних делах.
  5. Играйте вместе с ребенком. Именно в игре можно лучше понять друг друга.
  6. В качестве воспитательного воздействия используйте поощрение и ласку, а не наказание и порицание.
  7. Придерживайтесь установленных запретов и разрешений.
  8. Не оставляйте ребенка без внимания.
  9. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами, а не наказаниями.
  10. Чаще хвалите ребенка, его поступок.
  11. Старайтесь показывать ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.
  12. Учитесь быть своему ребенку другом.
  13. Предоставляйте возможность высказаться.

Любая семья может быть как благополучной, так и неблагополучной. Как показывает практика, дети делают то, что делают их родители. Родители должны правильно выбирать взаимоотношения с детьми для их лучшего развития психики и личностных качеств. Говоря о семейном воспитании, каждый родитель ставит перед собой задачи, как вести себя с ребенком, личное отношение к ребенку, чему учить ребенка. Ребенок настольно невинный, что берет пример с родителей, делает то, что видит. Ребенок в дошкольном возрасте ведет контакт со своими сверстниками в детском саду и не только.

Таким образом, строгость и агрессия, не друг в воспитании детей, постоянные ссоры, крики очень сильно влияют на психику ребенка. С каждым ребенком нужно вести дружеские отношения, в котором будут помогать, поддерживать, и только тогда ребенок будет учиться не скрывать чего-либо от своих родителей.

Заключение

Изучив теоретические основы семейного воспитания, значимость семьи в формировании личности, ознакомившись со стилями и типами можно сделать следующие выводы:

  1. Воспитательные традиции развиваются в зависимости от условий жизни общества, а потому могут существенно отличаться у разных народов и в разные исторические периоды;
  2. В семье человек проходит стихийную социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями и прочее), ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи;
  3. Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими, в зависимости от меры его «жесткости-мягкости» стиль может быть определен как авторитарный или демократический с веером промежуточных вариантов;
  4. традиции и обычаи - два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно;
  5. семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

В традициях обычно отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность её членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи.

Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

Список литературы

https://www.bestreferat.ru/referat-111973.html

1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / А.В. Акрушенко, Т.В. Каратьян, О.А. Ларина. - М.: Эксмо, 2008. - 128 с. С. 49-51.

2. Алексеева, Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в современно России [Текст] // Вестн. Башк. унта. 2008. Т. 13, № 3. Сер. Философия, социология, политология и культурология.

3. Апряткина Е.Н. Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников / Е.Н. Апряткина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2011. - С. 176-180.

4. Артамонова Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; ред. Е.Г. Силяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников /Г.И.Батурина, Т.Ф.Кузина. - М.,1995. - С.22-24.

6. Батурина, Г.И. введение в педагогическую профессию, [Текст] - М., 2011

7. Варюхина, С. И. Истоки доброты. - Минск, 1987.

8. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / Под ред. А.С. Роботово М., 2010

9. Волков, Г.Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений /Г.Н.Волков. - М.: Академия, 1999. - 168 с.

10. Воронов, В.В. Технология воспитания [Текст]. - М.,2012

11. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 507 с.

12. Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком_ как?»

13. Данилина Т.А., Степина Н.М. «Социальное партнерство педагогов, детей и родителей»

14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер. 2006. - 176 с.

15. Ефремов, О.Ю. Педагогика [Текст].- СПб. : Питер, 2010

16. Жигинас Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Н.В. Жигинас. - Томск: ТГПУ, 2008. - 274 с.

17. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /О.Л.Зверева, А.Н.Ганичева. - М.: Академия, 2002. - 160 с.

18. Зеленин, Л. К. Избранные груды: статьи о духовной культуре. 1901-1913 / Л.К.Зеленин. - М., 1994. - 181с..

19. Каплан, А.И. Посеешь привычку - пожнёшь характер: пособие для воспит. дет. Сада /А.И.Каплан. - М.: Просвещение, 1976. - 147 с.

20. Ковалёв, С.В. Психология современной семьи: информационно-методические материалы к курсу этика и психология семейной жизни / С.В. Ковалёв. - М.: Просвещение, 1998. - 208 с.

21. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-Пресс, 2008. - 256 с.

22. Коробицына Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Е.В. Коробицына. - Волгоград: Учитель, 2009. - 133 с.

23. Кукушкин, В.С. Теория и методика воспитательной работы. учебное пособие / В.С. Кукушкин. - Ростов и / Д.: Март, 2003. - 504 с.

24. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. высших пед. учеб. заведений /Т.А. Куликова. - М.: Академия, 1999. - 368 с.

25. Куликова, Т.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания / В.А. Куликова // Образование, 2004. - №6. - С. 27-35.

26. Лебедев, П.А. Семейное воспитание: хрестоматия /П.А. Лебедев. - М.: Академия, 2001. - 512 с.

27. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг общения с ребенком»

28. Островская Л.Ф. «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников»

29. Спицин Н.П. «Семья: тысячи проблем воспитания»

30. Спок Б. «Ребенок и уход за ним».