Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Основы программирования на языке HTML.

Содержание:

Введение

В век цифровых технологий и массовой компьютеризации, интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни, а web-программирование и дизайн престижной и востребованной профессией. Ведь интернет не может существовать сам по себе и кто-то должен создавать интернет страницы, каждый день и даже каждый час обновлять web-сайты, чтобы пользователю всегда была доступна актуальная и проверенная информация в понятной для него форме. Таким образом, вопрос web-программирования и дизайна является очень актуальным. Поэтому тема моей работы связана с созданием web-сайта на языке программирования HTML и программами, с помощью которых можно написать web-страницы. К своей работе я прикрепляю web-сайт как пример что можно создать, зная язык программирования HTML.

Цель работы:

– изучение языка программирования HTML.

Задачи:

раскрыть основные сведения о языке HTML 4;

 раскрыть основные сведения о языке HTML 5;

выявление различий между двумя версиями языка HTML;

1. Основные сведения о языке программирования HTML

1.1 О языке HTML

Hyper Text Markup Language (HTML) является стандартным языком, предназначенным для создания гипертекстовых документов в среде WEB. HTML-документы могут просматриваться различными типами WEB-браузеров. Когда документ создан с использованием HTML, WEB-браузер может интерпретировать HTML для выделения различных элементов документа и первичной их обработки. Использование HTML позволяет форматировать документы для их представления с использованием шрифтов, линий и других графических элементов на любом ПО для просмотра WEB -страниц.

Начало истории HTML можно отнести к 1986 году, когда Международная организация по стандартизации (ISO) приняла стандарт ISO-8879, озаглавленный "Standard Generalized Markup Language (SGML)". Этот стандарт описывал обобщенный метаязык, позволяющий строить системы структурной разметки любых разновидностей текстов. Управляющие элементы (так называемые теги), вносимые в текст при такой разметке, не несли никакой информации о внешнем виде документа, а лишь задавали его логическую структуру, т.е. указывали границы и соподчинение составных частей документа. Размеченный таким образом текст могла интерпретировать любая программа, работающая на какой угодно компьютерной платформе с любым устройством вывода.

Несмотря на всю значительность принципов, лежащих в основе языка SGML, он не имел заметного распространения до тех пор, пока в 1991 г. сотрудник Европейского института физики элементарных частиц Тим Бернерс-Ли не выбрал его в качестве основы для нового языка разметки гипертекстовых документов. Этот язык, ставший самым известным и широко используемым приложением SGML, был назван HTML – Hyper Text Markup Language, что переводится как язык разметки гипертекста.

Первые версии HTML разделяли все особенности идеологии своего прародителя. Вся разметка была чисто логической, а из более чем сорока тегов HTML версии 1.2, вышедшей в свет в июне 1993 г., только три тега отвечали за физические параметры представления документа.

В сентябре 1993 года группа программистов Национального центра суперкомпьютерных приложений США (NCSA) выпустила первый (и на долгое время единственный) графический браузер Mosaic, благодаря которому язык HTML получил широкое распространение. Браузер покорил виртуальное пространство с поразительной быстротой – всего за год около двух миллионов пользователей установили Mosaic на свои компьютеры.

В апреле 1994 г. под эгидой созданного в том же году Консорциума Всемирной паутины (World Wide Web Consortium, W3C) началась подготовка новой версии языка HTML 2.0, ставшей официальной рекомендацией W3C лишь в сентябре 1995 г. Стандарт HTML 2.0 вобрал в себя всю сложившуюся к 1994 году практику создания веб-сайтов.

В марте 1995 г. началась работа над проектом HTML 3. К этому времени уже достаточно очевидно стало противоречие между идеологий чисто логической разметки существовавших версий HTML и потребностями пользователей, заинтересованных в расширении средств визуального оформления. Чтобы разрешить это противоречие, не отказываясь от парадигмы структурной разметки, авторы HTML 3 ввели поддержку нового средства - так называемых иерархических стилевых спецификаций (Cascading Style Sheets, CSS). Стилевые спецификации представляли собой отдельный по отношению к структурной разметке "информационный слой" и были предназначены только для визуального форматирования структурных элементов документа. К сожалению, работа над этой версией была прервана в связи с отсутствием поддержки со стороны производителей браузеров. Принятая чуть позже рекомендация HTML 3.2 потеряла многие новые свойства 3.0, однако закрепила разработки популярных в то время браузеров Netscape Navigator и Internet Explorer.

В 1997 году консорциум W3C опубликовал версию HTML 4.0 в качестве рекомендации, которая включила дополнительные специальные расширения браузеров, но попыталась также рационализировать и очистить HTML. Многие элементы и атрибуты (в основном касающиеся визуального оформления) были помечены как не рекомендуемые. Это должно было стимулировать более "правильное" использование HTML.

Версия HTML 4.01 была опубликована в 1999 г. Это самая последняя версия HTML, хотя W3C уже опубликовал черновой вариант спецификации пятой версии языка HTML. Работа над черновой версией спецификации HTML 5 началась в марте 2008 года. Для этого была сформирована специальная группа, объединившая порядка пятисот участников, среди которых специалисты таких компаний, как Apple, Google, IBM, Microsoft, Mozilla, Nokia, Opera, BEA Systems, Cisco, France Telecom и Hewlett-Packard.

Среди наиболее заметных и важных нововведений в HTML 5 Консорциум W3C выделяет программные интерфейсы для работы с двумерной графикой, средства внедрения в веб-страницы видео- и аудиоматериалов, а также инструменты, позволяющие посетителям самостоятельно редактировать сайты.

1.2 Структура HTML-документов

Web-страницы описываются на специальном языке, называемом HTML, который позволяет осуществлять простое форматирование текста, вставку графики, а также составление таблиц и цветовое оформление документов.

Будучи подмножеством языка SGML, HTML имеет теговую структуру. Это означает, что в тексте встречаются команды, изменяющие интерпретацию информации.

Теги записываются в угловых скобках и могут содержать дополнительные параметры. Большинство тегов располагается в виде ''скобок'' вокруг текста (как теги <I> и </I> вокруг слова ''курсивом'' в приведенном выше примере). Благодаря этому свойству, теги можно подразделить на открывающие и закрывающие. Не у всех тегов существуют соответствующие им закрывающие, такие теги иногда называют ``пустыми''(empty). Общую структуру открывающего тега можно записать так:

<NNNNN Name="Value" .....>

Соответствующий закрывающий тег будет иметь вид:

</NNNNN>

Теги HTML

Заглавные теги

<HTML> (соответственно, в конец документа, закрывающего тега </HTML>; никогда не забывайте закрывать скобки!). Заголовок HTML-файла находится в обязательной секции <HEAD>, которая должна находиться в самом начале, то есть сразу после тега <HTML>. Оформляется заголовок с помощью тега <TITLE>.

BACKGROUND - позволяет задать фоновую картинку для документа. Картинка будет размножена (tiled) и покроет всю видимую площадь области отображения окна программы просмотра.

TEXT - задает цвет текста документа. Цвет задается так же как и для параметра BGCOLOR.

LINK - задает цвет для текста и рамок изображений в активных зонах документа, содержащих ссылки (anchors).

VLINK - (Visited LINKs color) задает цвет для ранее выбранных ссылок.

ALINK - (Active LINKs color) задает цвет для ссылок в момент выбора.

Форматирующие теги

Для того чтобы вставить «насильный» перевод строки, необходимо воспользоваться тегом <BR> . Если вам необходимо сделать так, чтобы в определенном месте текст НЕ МОГ быть разорван, напишите в этом месте тег <NOBR>

Для разбивки текста на параграфы используется тег <P параметры>ТЕКСТ<P> Тег <P> имеет один параметр ALIGN, указывающий на способ выравнивания текста внутри параграфа: текст может быть выровнен по правому (RIGHT), левому (LEFT) краям или отцентрирован (CENTER). Если параметр опущен, текст выравнивается по левому краю.

Чтобы отцентрировать параграф можно также пользоваться тегом

<CENTER>...</CENTER>

Еще одним способом разделения текста на части можно назвать горизонтальную линию. Линия является элементом языка HTML и вставляется в текст посредством тега <HR параметры>, где параметры могут быть следующими:

  • WIDTH - задает ширину линии
  • SIZE - задает толщину линии.
  • NOSHADE - если этот параметр задан, линия не будет иметь тени.

Комментарии

Комментарии заключаются между последовательностями <!-- и -->.

Заголовки

Для их создания используются теги <H1>...</H1>,...,<H6>...</H6>. Размер 1 соответствует самому крупному шрифту, размер 6 самому мелкому.

Шрифты

Выделение курсивом осуществляется с помощью тега <I> (от слова Italic), а жирным шрифтом -- с помощью тега <B> (от слова Bold).

В HTML есть также понятие emphasis - обобщенное выделение. Оформляется оно с помощью тега <EM>...</EM>. Такое выделение - средство описания логической структуры документа. Обычно выделенный таким способом текст отображается курсивом.

Другим средством логического выделения можно считать тег <STRONG>...</STRONG>

Содержимое тега обычно отображается жирным шрифтом.

Изменить размеры и цвет шрифтов можно с помощью тега <FONT параметры>...</FONT>

Параметры могут быть следующими:

  • SIZE=''value или value'' - задает абсолютный или относительный размер шрифта. Относительный размер задается по отношению к базовому размеру. Диапазон принимаемых значений от одного до семи.
  • COLOR - указывает цвет для текста.
  • FACE - расширение Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator. Позволяет задать гарнитуру (или список гарнитур, из имеющихся в системе шрифтов будет выбран наиболее подходящий) для текста.

Списки

Списки в HTML бывают трех типов: ненумерованные, нумерованные и так называемые списки терминов. Ненумерованный список оформляется с помощью блока:

<UL>

<LI> элемент

<LI> элемент

</UL>

Нумерованный список отличается от ненумерованного тем, что около пунктов вместо жирных точек вставляются порядковые номера пунктов. Оформляется он в виде блока:

<OL>

<LI> элемент

<LI> элемент

</OL>

Третьим видом списка является список терминов. Он очень удобен для оформления всевозможных глоссариев. Оформить такой список можно с помощью блока:

<DL>

<DT>Термин1<DD>Описание1

<DT>Термин2<DD>Описание2

</DL>

Гипертекстовые ссылки

Одной из самых мощных возможностей WWW является возможность организации гипертекстовых связей между документами.

Чтобы оформить какой-либо элемент документа в качестве гипертекстовой ссылки, достаточно лишь заключить его внутрь тега <A> (anchor). Полный синтаксис тега таков:

<A параметры>

</A>

где параметры могут быть следующими:

  • HREF - обязательный параметр, определяет или URL или файл, на который мы ссылаемся. Если мы ссылаемся на файл, то поле HREF содержит имя файла в файловой системе Web-сервера.
  • NAME - если этот параметр указан, то ссылка никуда не ссылается. Неочевидно, но в этом случае тег <A> указывает именованную метку в документе, на которую потом можно будет сослаться используя символ # в параметре HREF.
  • TARGET - параметр, указывающий имя окна или рамки в которой будет отображен документ. Если окна или рамки с таким именем не существует, будет открыто новое окно.

Верстка таблиц

Таблицы являются мощнейшим средством HTML для верстки страниц. До появления в языке HTML средств верстки таблиц, нельзя было создать даже самый простой многоколончатый текст или сводную таблицу, то после появления такой возможности Web-дизайнеры стали использовать ее в полной мере и добиваться сложных эффектов.

Создается таблица с помощью конструкции:

<TABLE параметры>

<CAPTION>Заголовок</CAPTION>

<TR параметры>

<TD параметры>

</TD>

.... </TR>

</TABLE>

Тег TABLE начинает описание таблицы и может иметь следующие параметры:

  • BORDER - определяет толщину рамки таблицы. Если указано нулевое значение, то рамка не отображается. Если этот параметр не указан, его значение считается нулевым (рамка не отображается).
  • WIDTH, HEIGHT – указывает размеры таблицы, если они должны быть жестко заданы.
  • ALIGN - определяет, как должна быть выровнена таблица: справа (RIGHT), слева (LEFT) или в центре (CENTER) страницы.
  • CELLSPACING - число точек между отдельными ячейками в таблице.
  • CELLPADDING - число точек между рамкой и содержимым ячейки.

С помощью тега <TR параметры>...</TR> оформляются строки таблиц. Он может иметь следующие параметры:

  • ALIGN - используется для задания способа горизонтального форматирования данных внутри ячеек: они могут прижиматься к правому (RIGHT), левому (LEFT) краям или центрироваться (CENTER).
  • VALIGN - используется для задания способа вертикального форматирования данных внутри ячеек: они могут прижиматься к верхнему (TOP), нижнему (BOTTOM) краям, центрироваться (MIDDLE) или иметь общую базовую линию (BASELINE).

Конкретные ячейки задаются с помощью тега <TD параметры>...</TD>, где параметры могут быть следующими:

  • WIDTH - задает ширину ячейки.
  • COLSPAN - определяет, сколько колонок таблицы ячейка будет перекрывать.
  • ROWSPAN - определяет, сколько строк таблицы ячейка будет перекрывать.
  • NOWRAP - если этот параметр указан, содержимое ячеек не будет переноситься, чтобы влезать в ширину ячейки.
  • BGCOLOR - параметр, поддерживаемый современными браузерами: указывает цвет фона ячейки в виде RGB-триплета или символьного имени.

Еще один тег для оформления ячеек таблиц - тег <TH>...</TH> - нужен для задания заголовочных ячеек. Он во всем совпадает с тегом <TD>, но в отличие от него, содержимое выдается жирным шрифтом и центрируется.

Если нужно задать заголовок ВСЕЙ таблицы, используйте тег <CAPTION параметры>...</CAPTION>. Он должен быть внутри тега <TABLE>, но вне описания ячеек. Тег имеет один параметр:

  • ALIGN - указывает положение заголовка. Он может быть в верхней (TOP) или нижней (BOTTOM) части таблицы.

Рамки (фреймы)

Мощным визуальным средством являются так называемые рамки или фреймы (frames). С помощью рамок область отображения браузера может быть разделена на отдельные части, содержащие различные документы. При этом возможно задание связей между рамками так, что выбор ссылки в одной рамке может приводить к отображению запрошенного документа в другой. Это позволяет создавать очень удобные в использовании документы (при неправильном применении можно также создать и очень неудобные). Рамки на сегодняшний день поддерживаются в последних версиях таких браузеров, как Netscape Navigator (начиная с версии 2.0) и MS Internet Explorer (версии 3.0 и выше), но популярность применения рамок растет, и похоже, что вскоре к этим браузерам добавятся новые.

Рамки описываются в специальном HTML-документе, называемом Документом Описания Рамок. Этот документ содержит описание числа, размеров и положения рамок, а также URL-и их содержимого. Нельзя пытаться вписать содержимое рамок в описание, оно должно находиться в отдельных документах.

При описании рамок тег <BODY> заменяется на тег:

<FRAMESET параметры>

описания содержимого рамок

</FRAMESET>

Тег будет игнорироваться браузером, если перед ним встретятся любые теги, в обычном случае встречающиеся внутри тега <BODY>. Теги <FRAMESET> могут быть вложенными, что позволяет, как Читатель увидит далее, создавать очень сложные конструкции. Параметры тега <FRAMESET> могут быть следующими:

  • ROWS=``x1,x2,... или x1%,x2%,... или x1*,x2*,...'' - этот параметр описывает рамки как строки различной высоты. Высоты рамок задаются списком разделенных запятыми значений. Высоты измеряются в точках, процентном отношении от общей высоты области отображения, либо как относительные величины. Сумма высот всех рамок должна быть равна высоте всей области отображения. Если этого не происходит, браузеры сами корректируют значения.
  • COLS=``x1,x2,... или x1%,x2%,... или *'' - используется для описания рамок как столбцов различной ширины. Используется так же, как параметр ROWS.

Примеры:

<FRAMESET ROWS="3*,*"> - задаст две горизонтальные рамки, причем первая (верхняя) будет в три раза выше второй (нижней).

<FRAMESET ROWS="100,*,50"> - задаст три горизонтальные рамки, причем первая (верхняя) будет иметь высоту 100 точек, третья (нижняя) будет иметь высоту 50 точек, а вторая (средняя) займет все оставшееся пространство.

<FRAMESET COLS="70%,30%"> - задаст две вертикальные рамки, причем первая (левая) будет иметь ширину 70% общей ширины области отображения, а вторая (правая) - 30%.

Для задания содержимого рамки используется тег <FRAME параметры>. Параметры могут быть следующими:

  • SRC - указывает URL документа, который должен быть отображен в рамке. Если параметр не указан, рамка останется пустой.
  • NAME - значение этого параметра определяет имя для рамки. Впоследствии по этому имени на рамку можно будет сослаться с помощью параметра TARGET тега <A>.
  • SCROLLING - показывает, можно ли проматывать содержимое документа в рамке. Может принимать следующие значения:
  • YES - содержимое рамки МОЖЕТ проматываться.
  • NO - содержимое рамки НЕ может проматываться.
  • AUTO - браузер решает, отображать линейку прокрутки или нет (исходя из длины документа). Это значение иcпользуется по умолчанию.
  • NORESIZE - если этот параметр указан, пользователь не сможет изменить размеры рамки. По умолчанию пользователь МОЖЕТ изменять размеры отображаемых рамок (например, таская границу рамки указательным устройством).
  • MARGINWIPH - указывает на величину горизонтального отступа внутри рамки.
  • MARGINHEIGHT - указывает на величину вертикального отступа внутри рамки. Соответствует примерно следующей раскладке рамок в области отображения.

Что же происходит, если браузер не понимает рамок? Пользователь видит абсолютно чистый экран и не может добраться до нужной ему информации. Как сделать так, чтобы такая ситуация не возникала? Разработчики расширений предусмотрели такую ситуацию и придумали тег, содержимое которого никогда не отображается в браузере, понимающем рамки, тогда как ''глупый'' браузер, увидев незнакомый тег, честно отобразит его содержимое без применения каких-либо хитростей. Такой тег называется

<NOFRAMES>.

Внутри него рекомендуется располагать ссылки на документы, не содержащие рамок.

Для организации связей между рамками разработчики предусмотрели параметр TARGET для тега <A>. Он также может применяться в тегах <BASE>, <AREA> и <FORM>.

2. Особенности языка программирования HTML 4.0

В HTML 4.0 вводятся механизмы таблиц стилей, скриптов, кадров, внедрения объектов, улучшенная поддержка разных направлений письма и направления справа налево, таблицы с большим количеством возможностей и новые свойства форм, обеспечивая лучшие возможности доступа для людей с физическими недостатками.

2.1 Интернационализация

Эта версия HTML разработана с помощью экспертов в области интернационализации, так что документы можно писать на любом языке и легко передавать их по всему миру. Это достигается за счет использования [RFC2070], относящегося к интернационализации HTML.

Важным шагом стало принятие стандарта ISO/IEC:10646[1] в качестве набора символов для документов HTML. Это наиболее содержательный стандарт в мире, в котором решены вопросы представления национальных символов, направления письма, пунктуации и других языковых вопросов.

HTML теперь предоставляет лучшую поддержку различных языков в одном документе. Это обеспечивает более эффективное индексирование документов для поисковых машин, типографию высшего качества, преобразование текста в речь, более удобные переносы и т.д.

    1. Доступность

Поскольку сообщество Web растет, и возможности и умения его членов различаются, очень важно, чтобы основные технологии соответствовали потребностям. Язык HTML разработан так, чтобы сделать Web-страницы более доступными для пользователей с физическими недостатками. В HTML 4.0 имеются следующие дополнения, продиктованные соображениями доступности:

  • усилено разделение структуры и представления документа, что побуждает использовать таблицы стилей вместо элементов и атрибутов представления языка HTML.
  • улучшены формы, включена возможность назначения клавиш доступа, возможность семантической группировки управляющих элементов формы, семантической группировки вариантов в тэге SELECT и активные метки.
  • добавлена возможность разметки текстового описания включенного объекта (с помощью элемента OBJECT).
  • введен новый механизм действия изображений-карт на стороне клиента (элемент MAP), который позволяет авторам интегрировать изображения и текстовые ссылки.
  • альтернативный текст для изображений, включаемых с помощью элемента IMG, обязателен.
  • добавлена поддержка атрибутов TITLE и LANG во всех элементах.
  • добавлена поддержка элементов ABBR и ACRONYM.
  • более широкий диапазон целевых устройств (телетайп, шрифт Бройля и т.д.) для использования в таблицах стилей.
  • улучшены таблицы, включена поддержка заголовков, групп столбцов и механизмов для упрощения невизуального представления документа.
  • добавлены длинные описания таблиц, изображений, кадров и т.д.

Авторы, разрабатывающие страницы с учетом доступности, получат не только эту возможность, но также и некоторые другие: хорошо разработанные документы HTML с разделенными структурой и представлением будут легче адаптироваться к новым технологиям.

    1. Таблицы

Новая модель таблиц в HTML основана на [RFC1942][2]. Теперь авторы имеют большую власть над структурой и компоновкой таблицы (например, группы столбцов). Возможность дизайнеров рекомендовать ширину столбцов позволяет агентам пользователей отображать данные таблицы постепенно (по мере получения) и не ждать всю таблицу до создания изображения.

    1. Составные документы

В HTML теперь имеется стандартный механизм для внедрения объектов и приложений в документы HTML. Элемент OBJECT (а также более специфичные элементы, его преемники, IMG и APPLET) обеспечивает механизм включения в документ изображений, видеофайлов, звуковых файлов, математических выражений, специализированных приложений и других объектов. Он также позволяет авторам указывать иерархию или альтернативный способ создания изображения для агентов пользователей, не поддерживающих указанный способ создания изображения.

    1. Таблицы стилей

Таблицы стилей упрощают разметку HTML и существенно снижают участие языка HTML в представлении документа. Они предоставляют как авторам, так и пользователям возможность управлять представлением документов - шрифтами, выравниванием, цветами и т.д.

Информацию о стиле можно указать для отдельных элементов или групп элементов, в документе HTML или во внешних таблицах стилей.

Механизмы связи таблиц стилей с документами не зависят от языка таблиц стилей.

До появления таблиц стилей возможности управления созданием изображения у авторов были ограничены. В HTML 3.2 был включен ряд атрибутов и элементов для управления выравниванием, размером шрифта и цветом текста. Авторы также использовали для компоновки страниц таблицы и изображения. Поскольку на обновление браузеров у пользователей уйдет довольно долгое время, эти средства еще будут использоваться в течение какого-то времени. Однако поскольку таблицы стилей обеспечивают более мощные механизмы представления, World Wide Web Consortium существенно сократит число элементов и атрибутов представления в HTML. В этой спецификации элементы и атрибуты, которые могут быть впоследствии исключены, помечены как "нежелательные". Они сопровождаются примерами полдостижения того же эффекта с помощью других элементов или таблиц стилей.

    1. Скрипты

С помощью скриптов авторы могут создавать динамичные Web-страницы (например, "интеллектуальные формы", изменяющиеся по мере заполнения их пользователем) и использовать HTML как средство построения сетевых приложений.

Механизмы, обеспечивающие включение скриптов в документы HTML, не зависят от языка скриптов.

    1. Печать

Иногда авторы хотят упростить для пользователей печать текущего документа. Если документ является частью другого документа, отношения между ними можно описать с помощью элемента HTML LINK или языка описания ресурсов[3] W3C.

    1. Создание документов в формате HTML 4.0

Авторам и разработчикам для работы с HTML 4.0 рекомендуется ознакомиться со следующими общими принципами.

Разделение структуры и представления

HTML происходит из SGML (Standard Generalized Markup Language), который всегда был языком определения структурной разметки. По мере развития HTML все большее количество его элементов и атрибутов для представления заменяется другими механизмами, в частности, таблицами стилей. Опыт показывает, что отделение структуры документа от аспектов его представления снижает стоимость обслуживания широкого диапазона платформ, носителей и т.д. и упрощает изменение документов.

Универсальность доступа к Web

Чтобы сделать свой Web-сервер доступным для всех пользователей, особенно для пользователей с физическими недостатками, авторы должны предполагать, как их документы могут отображаться на различных платформах: речевых браузерах, программах чтения азбуки Бройля и т.д. Авторам не рекомендуется ограничивать творческий процесс, но рекомендуется предусматривать альтернативные методы подачи информации. HTML предлагает ряд таких механизмов (например, атрибут ALT, атрибут ACCESSKEY и т.д.)

Авторам также следует иметь в виду, что к их документам могут обращаться пользователи с другой конфигурацией компьютеров. Для корректной интерпретации документов авторам следует включать в свои документы информацию о языке и направлении письма в тексте, о кодировке документа и прочую подобную информацию.

  1. Особенности языка программирования HTML 5

HTML5 — это не продолжатель языка разметки гипертекста, а новая открытая платформа, предназначенная для создания веб-приложений использующих аудио, видео, графику, анимацию и многое другое.

Основная идея разработчиков HTML 5 — сделать жизнеспособный язык разметки, который будет работать на практике, и приносить пользу посетителям и разработчикам сайтов. Один из принципов, положенных в основу стандарта: на первом месте стоят интересы реальных пользователей, затем — создателей сайтов, затем — разработчиков браузеров и других приложений, затем — авторов самого стандарта, и только потом — теоретические и идеологические соображения, которые Консорциум безуспешно продвигал последние десять лет. HTML 5 должен стать преемником как HTML 4.0, так и XHTML 1.0[4], поэтому в стандарте уделяется большое внимание обратной совместимости. С одной стороны, новый язык не полностью совместим с предыдущими версиями, но, с другой стороны, не уходит в радикальный отрыв, как XHTML 2.0.

HTML5 существует в двух вариациях — как разновидность XHTML и как модификация «исторического» HTML. Создатели веб-страниц могут применять любую из этих вариаций. В первой вариации новый язык полностью согласован с XML 1.0, так что разработчикам доступны все преимущества XML и смежных технологий. Во второй вариации HTML5 покончил с кошмарным наследием прошлого — формальной совместимостью с SGML . Все предыдущие стандарты HTML претендовали на эту совместимость, но ни один браузер не обрабатывал код HTML по замысловатым правилам SGML. Вместо этого использовались простые алгоритмы, распознающие набор конкретных элементов и атрибутов. HTML 5 узаконил такое поведение браузеров. Новый стандарт не оглядывается на SGML, а описывает частные правила для интерпретации конкретных тэгов и других синтаксических конструкций. По сути, HTML 5 документирует принципы, по которым браузеры уже обрабатывают код последние пятнадцать лет.

В отличие от предыдущих стандартов, предназначенных в основном для разработчиков кода, HTML5 строго и подробно описывает поведение браузеров. Он требует от браузеров обрабатывать не только грамотный код, но и по возможности корректировать ошибки, вплоть до употребления отсутствующих в стандарте элементов. Например, HTML 5 не позволяет авторам кода использовать элементы nobr или marquee, но описывает, как браузер должен поступать, если они все-таки встретятся в документе. Это соответствует очередному генеральному принципу HTML5 — максимальной совместимости с уже существующим наполнением сети. Миллионы действующих сайтов не должны пострадать от появления нового языка и поддерживающих его браузеров.

Ещё одна особенность нового стандарта: он описывает документ HTML в терминах объектной модели (DOM)[5]. Перед тем, как отображать веб-страницу, браузер формирует древовидную структуру её элементов и других объектов. Предыдущие стандарты стыдливо замалчивали этот этап, а HTML5, наоборот, во многом опирается именно на такое представление документа. Это позволяет включить в спецификацию объекты, свойства и методы DOM, которые широко используются с незапамятных времён, однако никогда не были стандартизованы: window.open(), alert(), prompt(), document.links, document.images, innerHTML, contentEditable и так далее. Наконец, в HTML 5 официально включён элемент embed[6].

Однако HTML5 впитал не всё, что поддерживается в браузерах. Некоторые элементы, наоборот, удалены из стандарта: acronym, applet, basefont, big, center, dir, font, isindex, s, strike, tt, u. Убраны фреймы (frame, frameset, noframes), хотя остался элемент iframe. Нет больше атрибутов, которыми почти никто не пользовался (accesskey, longdesc и др.) или которыми не имеет смысла пользоваться (align, border, valign, cellpadding, cellspacing и др.). Некоторые старые элементы переосмыслены: например, i и b теперь обозначают разные формы смыслового выделения, а не курсив и полужирный шрифт; hr отвечает за разрыв в структуре документа. Элемент menu обрел вторую молодость и позволяет создавать настоящие меню, а address ущемлён в правах и предназначен строго для контактной информации в узком контексте.

Наконец, в HTML5 добавилось много нового. Для статей, блогов, документации и подобных материалов будут полезны элементы article и section, а также новая система заголовков и рубрикации. «Шапка» и «подвал», панель навигации и боковая панель обозначаются элементами header, footer, nav и aside. Для мультимедийного содержания появились элементы audio и video. Они внедряют в страницу соответствующий ресурс и обеспечивают стандартные элементы управления — кнопки запуска, паузы и остановки, проматывание, регулятор громкости. Для тех браузеров, где эти элементы не поддерживаются, HTML5 позволяет дополнить их альтернативным содержанием — например, роликом Flash, с помощью которого сейчас внедряется большинство аудио- и видеозаписей. В продвинутых браузерах полноценно сработает элемент audio или video, а во всех остальных — альтернативный ролик, так что все пользователи останутся довольны. (см. Приложение 1)

Здесь проявляется ещё один генеральный принцип — новые возможности HTML5 должны создавать как можно меньше проблем в тех браузерах, где они не поддерживаются. Почти все новшества языка устроены так, что для старых браузеров можно обеспечить их реализацию с помощью альтернативного содержания, CSS, JavaScript и других технологий. Отдельного упоминания заслуживает элемент canvas, который предоставляет область для рисования изображений «на лету» средствами JavaScript. Собственно, массовый интерес к HTML 5 начался после того, как Firefox и Opera решили поддерживать этот элемент.

Формы в HTML5 изменились до неузнаваемости. Примитивные процедуры заполнения и отправки формы, описанные в прежних версиях HTML, уже сейчас никого не устраивают, поэтому разработчики сайтов выдумывают собственные расширения интерфейса, средства проверки, самодельные элементы управления. В HTML5 эта самодеятельность урегулирована стандартными элементами, атрибутами и интерфейсами DOM. В дополнение к обычным текстовым полям, появились поля для ввода определённых данных. Например, input type="number" — это поле для ввода числа, а input type="range" — ползунок для регулирования громкости или чего-то похожего. Атрибуты min, max и step определяют диапазон и точность допустимых значений в поле. Элемент datalist обеспечивает поле со списком, а элемент output — область для вывода динамически генерируемых результатов. Атрибут required для элемента управления обозначает, что этот элемент обязателен для заполнения, так что без него форма не будет отправлена. Атрибут autofocus позволяет установить фокус ввода в данный элемент. Метод checkValidity() проверяет правильность заполнения полей. До сих пор эти возможности имитировались на сайтах с помощью кустарных сценариев JavaScript.

В стандарте предлагается элемент datagrid для организации динамических структур данных, элемент command для вызова пользовательских команд, элемент progress — индикатор хода выполнения операции, а также средства DOM для редактирования содержания прямо на веб-странице, перетаскивания, выделения, работы с буфером обмена и многого другого. Это отвечает общей тенденции развития Всемирной Паутины: если раньше сайты были чем-то вроде публикаций, то теперь они превратились в полноценные приложения, требующие функционального и удобного пользовательского интерфейса. Соответственно, новый HTML также должен стать не столько языком публикаций, сколько языком описания приложений.

3. Отличия HTML5 от предыдущих версий. Сравнительный анализ плюсов и минусов.

3.1 Преимущества HTML5

Повышенная безопасность

В настоящее время, используемый множеством веб-сайтами тег iframe содержит в себе явную угрозу безопасности для пользовательской системы. Дело в том, что функцией этого тега является отображение контента с другого сайта, например в плане рекламы или сведений о состоянии каких-либо данных. Но если сайт, передающий такую информацию подвергнется взлому, появляется большая вероятность того, что злоумышленники через него направят вредоносный код на сайт-приемник, который и подвергнет его пользователей опасности заражения вирусом.

В HTML5, чтобы избежать подобной ситуации для тегов iframe была спроектирована технология Sandbox. Благодаря ей, все скрипты, запускающиеся через iframe будут работать в специально ограниченной виртуальной среде, которая не выпустит результаты их работы за пределы браузера, а значит и не сможет поразить пользовательскую операционную систему. Даже если предположить, что запуск вируса посредством этого тега все же произойдет, какие-либо серьезные последствия он понести уже не сможет.

Ввод данных

В HTML5 становится проще и безопаснее. Правильность введения данных контролируется в режиме реального времени непосредственно во время ввода. В HTML4.0 проверка ошибок и сообщение о них происходит уже после отправки документа, что может создавать проблемы пользователям.

Поддержка полноценной графики

До недавнего времени бесспорным лидером анимированной графики для браузеров была технология Flash. С появлением в новом HTML5 стандарте такого инструмента как canvas позиции Flash-графики будут, вероятно, сильно потеснены.

Суть такого мощного нововведения как canvas состоит в том, что для браузеров на экране выделяется специальное пространство, положение которого на веб-странице определяется разработчиком сайта. В этой области с помощью целого набора специальных графических HTML5 команд можно составлять графические изображения, в том числе и анимированные, практически любой сложности. Более того, для 3-D графики разрабатывается специальный набор команд аналогичных всемирно известному стандарту трехмерной графики OpenGL[7]. Теперь браузер будет способен воспроизводить не только красивые двухмерные интерактивные приложения, но и полноценные трехмерные игры.

Если для HTML5 и дальше продолжат развивать направление трехмерных игр, в недалеком будущем мы имеем все шансы получить игровые проекты с современной шейдерной графикой[8] и соответствующими спецэффектами для нее. Как только графику браузеров полностью переведут на вычислительную поддержку от видеокарт, в сети будут размещены ресурсы с онлайн играми практически ничем не отличающимися от сегодняшних графически красивых, но отдельно устанавливаемых клиентов игровых приложений.

Видео и аудио

Для того чтобы воспроизвести видео или аудио поток в браузере пользователю приходиться прибегать к помощи все той же Flash технологии, требуемые в HTML4.0.

Браузерам для этого приходиться постоянно пользоваться Flash проигрывателями, а также скачивать постоянные обновления от Adobe для этой технологии, без которых пользователи сильно рискуют заразить свои компьютеры вирусами через бреши в старых версиях Flash.

HTML5 призван наконец избавить браузеры от этих дополнительных программ и дать им возможность полноценного воспроизведения аудио и видео контента своими силами. Для этого в HTML5 коде предусмотрены специальные теги, такие как <video> и <audio>. Впрочем, у этого нововведения имеются и свои недостатки, например отсутствие единого стандарта для видеокодеков[9], что не способствует пока широкому распространению этой удобной для пользователя и веб-разработчиков технологии.

Многократное увеличение скорости работы

Сложно представить современные веб-сайты без большого числа интерактивных форм, видео и аудио вставок, анимированных графических элементов и разного рода оживляющих веб-сайт программ-скриптов. Конечно, мощности современных вычислительных машин вполне хватает, чтобы обрабатывать такое огромное количество элементов веб-страницы, но Интернет технологии не стоят на месте, и чем больше будет развиваться визуализация, интерактивность и качество медиа-информации, тем выше будут требования к «железу» пользователя.

Конечно же, проектировщики HTML5 не могли обойти эту проблему стороной. Новый стандарт обеспечивает поддержку многопоточности, которую именовали как Web Works. Таким образом, современные многоядерные системы получают возможность параллельно выполнять обработку скриптов и тем самым увеличить скорость работы сайта на несколько порядков в зависимости от его конструкции и сложности.

Технология Web Storage

Пользователи комфортно работают с теми сайтами, которые способны сохранять изменения в настройках, например для внешнего вида рабочего пространства. Для того, чтобы сохранить какую-либо информацию о действиях пользователя сайт обычно пользуется технологией cookies, которая позволяет сохранять на компьютере посетителя текстовый файл со своими данными.

Технология Web Storage для HTML5 затмит cookies своими возможностями только потому, что представляет из себя не форматно ограниченный текстовый файл, а специально ориентированную базу данных для различных видов информации. Теперь в такой базе сайт может хранить не только отдельные настройки сайта, а целые фрагменты его кода, что позволит работать с веб-приложениями даже при отсутствии подключения к сети Интернет.

Структурные возможности HTML5

Делают структуру веб-документа более простой, а код чище. Новые семантические элементы header, nav, section, article, aside и footer могут использоваться вместо контейнеров div, применяющихся сейчас в HTML4.0. новые элементы позволяют более конкретно описывать заголовок, нижний колонтитул, колонки текста и другие. Эти нововведения могут использоваться для автоматической генерации оглавления и организации более эффективной и простой навигации по веб-странице. Код при этом становится более чистым и менее засоренным второстепенными деталями.

Несколько конкретных примеров:

Пример1. Вместо громоздкой записи HTML4:

<!DOCTYPE html PUBLIC ”_//DTD XHTML1.0 Transitional//EN”

“http://www.w3.org/TR/xhtml1/DTD/xhtml1-transitional.dtd”>,

в HTML5 это будет выглядеть следующим образом:

<!DOCTYPE html>.

Пример2: В HTML4 для создания заголовка необходим код:

<div id=”header”>

<h1> Мой блог</h1>

<p class=”tagine”> Здесь помещается текст </p>

</div>

В HTML5 есть специальный элемент <header>, который позволит записать этот же фрагмент в виде:

<header>

<h1>Мой блог</h1>

<p class=”tagine”> Здесь помещается текст </p>

</header>

Как видим код становится проще и понятнее.

Текст и изображения становятся одним целым. Полностью меняются возможности отображения изображений и текста на интернет-страницах. С HTML5 разработчики получают новые возможности для оформления сайтов, которые позволяют сделать их не менее красивыми, чем глянцевые журналы.

Например такими:

http://www.apple.com/iphone/

http://www.nikebetterworld.com/

http://www.ultranoir.com/en/#!/blog/creative_html/web_3.0/

Преимущества для конечного пользователя

С HTML5 жизнь конечного пользователя становится заметно легче:

  • Не требуется установка многочисленных дополнительных программ;
  • HTML5, в отличие от HTML4 совместим, помимо ПК и ноутбуков, еще и с планшетами, смартфонами и современными моделями телевизоров, которые предоставляют доступ в интернет.
    1. Недостатки HTML5

На сегодняшний день в HTML5 присутствуют минусы, из-за которых он проигрывает прежним технологиям. Имеет место некоторая уязвимость HTML5 в области защиты данных. Такую уязвимость создает больший, по сравнению с cookie стандарта HTML4, объем данных, которые сохраняются на жестком диске пользователя. Опасность заключается в том, что в больших объемах данных может содержаться более подробная информация о пользователе. Эксперты высказывают мнение, сто если хранилище HTML5 остается на компьютере пользователя в течение многих месяцев, то интернет-сайты, обращаясь к нему через JavaScript после загрузки страницы, могут незаметно для пользователя собирать и передавать данные владельцу сайта.

В отношении мультимедийного контента тоже есть недостатки, не позволяющие сделать окончательный выбор в пользу HTML5. Как отмечается в официальном блоге YouTube, поддержка видео HTML5 позволяет воспроизводить мультимедийный контент на компьютерах и устройствах, которые не поддерживают Flash Player, однако в полной степени HTML5 всем этим потребностям все еще не отвечает. На сегодняшний день Adobe Flash обеспечивает наилучшую платформу для воспроизведения видео. В HTML5 пока нет, например, полноэкранного режима. Имеются недостатки, касающиеся использования HTML5 для создания игр. И, кроме того, новый стандарт пока еще не поддерживается всеми браузерами.

Различие в форматах HTML5 видео/аудио в различных браузерах может привести:

  1. К увеличению времени тестирования и разработки;
  2. К увеличению затрат дискового пространства и нагрузке на сервер.

Также есть и другие недостатки в использовании HTML5 видео/аудио:

  1. На данном этапе ни один их кодеков не может поддерживать шифрование потока с распаковкой на клиенте, то есть не имеют возможности отдавать контент в одну точку (теоретически его одновременно без шифрования сможет смотреть неограниченное число клиентов, а следовательно придется регулировать доступ к конкретному потоку на стороне сервера, что приведет к затратам мощностей);
  2. Нет ни одного универсального решения кроме как Flash для создания митингов и онлайн-трансляций прямо в браузере без установки дополнительного ПО.

Недостатки HTML5 в разработке игр:

  • Медленная работа игр, созданных при помощи HTML5;
  • Не каждая платформа поддерживает игры, разработанные на HTML5;
  • При разработке игры на HTML5 требуется гораздо больше ресурсов и времени;
  • Открытость кода HTML5 неприемлема для бесплатных игр;
  • Отсутствие мощных и удобных инструментов для создания игр, особенно для анимации;
  • Невозможность адекватно упаковывать игру в один файл для дистрибуции на разных порталах;

Платформа Flash используется также для анимации и разработки интерфейсов, ее применяют для создания более сложной рекламы и в трехмерной графике. Она постоянно эволюционирует и совершенствуется.

Как отметил Филипп Ле Эгаре (Philippe Le Hegaret), руководитель направления компании W3C, которая разрабатывает стандарт HTML5, в ближайшие годы не получиться отказаться от технологии Flash. Причиной этому он назвал то, что потребуется длительное время для перехода всех веб-клиентов к поддержке HTML5. В течение ближайшего времени технологии HTML5 и Adobe Flash будут существовать.

    1. Сравнение браузеров (HTML5)

В сети появился сайт html5test.com, который, как это и следует из названия, проверяет, насколько тот или иной браузер готов работать с новым и чрезвычайно перспективным веб-стандартом HTML5.

По версии html5test.com (по состоянию на январь 2019г.) браузеры показывают следующие результаты в тестах (максимально можно набрать 600 очков):

Браузер

Версия

Очки

Chrome

66

528

Opera

45

518

Edge

17

492

Firefox

59

491

Safari

11.1

471

Таблица 1. Сравнение браузеров по использованию HTML 5 за январь 2019.

По результатам тестов больше всего очков набрал браузер Chrome 66 – 528 очков из возможных 600. Chrome — браузер, разрабатываемый компанией Google на основе свободного браузера Chromium и движка Blink (до апреля 2013 года использовался WebKit). Первая публичная бета-версия для Windows вышла 2 сентября 2008 года, а первая стабильная — 11 декабря 2008 года. По данным StatCounter, Chrome используют около 300 миллионов интернет-пользователей, что делает его самым популярным браузером в мире.

В настоящее время можно выделить 3 лидирующих браузера - это Chrome 66, Opera 45 и Edge 17[10].

Браузер

Версия

Очки

Браузер

Версия

Очки

Chrome

66

528

Firefox

59

491

Chrome

65

528

Firefox

58

486

Chrome

64

528

Firefox

57

486

Chrome

63

528

Firefox

56

478

Chrome

62

528

Firefox

55

478

Chrome

61

526

Firefox

54

474

Chrome

60

523

Firefox

53

474

Opera

45

518

Safari

11.1

471

Opera

37

489

Safari

11.0

452

Opera

30

479

Safari

10.1

406

Edge

17

492

Safari

10.0

383

Edge

16

476

Edge

15

473

Internet Explorer

11

312

Таблица 2. Сравнение браузеров по использованию HTML 5 за 2017-2019 г.

На рис.1 представленно в виде графика сравнение популярных браузеров на протяжении 2009 – 2019г.

Рисунок 1. Сравнение браузеров по использованию HTML 5 за 2009-2019 г.

Также рассмотрим результаты сравнения мобильных браузеров по тому же источнику:

Браузер

Версия

Очки

Samsung Internet

6.2

517

Opera Mobile

37

481

Amazon Silk

467

Edge

14

444

iOS

10.3

415

BlackBerry

10.3

395

Tizen

2.3

361

Таблица 1. Сравнение мобильных браузеров по использованию HTML 5 за январь 2019.

На рис. 2 представленно в виде графика сравнение популярных браузеров на протяжении 2009 – 2017г.

Рисунок 2. Сравнение браузеров по использованию HTML 5 за 2009-2017 г.

Вот такой вот получается рейтинг поддержки HTML5 среди часто используемых или наиболее популярных браузеров. В ближайшее время может конечно же что-то измениться. Периодически усовершенствуются браузеры и выходят их новые версии.

Надо отметить, что между спецификацией HTML5 и использованием этой технологии в веб-браузерах всегда был разрыв. Большинство браузеров стало внедрять стандарты HTML5 еще до их официальной публикации. И к текущему моменту большинство последних версий браузеров поддерживают большинство функциональностей HTML5 (Google Chrome, Firefox, Opera, Internet Explorer 11, Microsoft Edge). В то же время многие старые браузеры, как например, Internet Explorer 8 и более младшие версии, не поддерживают стандарты, а IE 9, 10 поддерживает лишь частично.

При этом даже те браузеры, которые в целом поддерживают стандарты, могут не поддерживать какие-то отдельные функции. И это тоже надо учитывать в работе. Но в целом с поддержкой данной технологии довольно хорошая ситуация.

Заключение

В своей курсовой работе я ознакомился с историей и структурой языка программирования HTML. Также были детально рассмотрены и проведён сравнительный анализ двух версий языка программирования HTML, а именно HTML 4.1 и HTML 5.

HTML 5 становится все популярнее с выходом очередных версий браузеров. Никто не осмелится отрицать, что внедрение HTML 5 в браузеры идет ускоренными темпами.

Язык HTML 5, очередная глобальная переработка HTML, языка Интернета, создан для того, чтобы коренным образом поменять способ создания веб-страниц разработчиками и дизайнерами, а также образ взаимодействия их с посетителями.

Кроме того, что веб-разработчики и дизайнеры могут использовать более «чистый», более простой и последовательный код по сравнению с версией HTML 4.1, HTML 5 поможет освободиться от тех ограничений, которые накладывает использование сторонних плагинов, например, Adobe Flash. Впервые можно будет достичь согласованности между интерфейсом видеоплеера и остальным дизайном сайта. Пользователи смогут поворачивать и перемещать видео, менять его размер и даже фиксировать ползунок прокрутки видео, пока оно проигрывается, используя встроенные инструменты управления.

На сегодняшний день, существует немало рабочих сайтов, написанных на HTML 5, но даже из этого количества ресурсов лишь отдельные использовали частично или весь потенциал нового языка.

Список использованной литературы

  1. http://htmlbook.ru/html5
  2. www.optimism.ru/agency/articles/270/
  3. http://inetedu.ru/articles/21-technology/44-html5.html
  4. https://www.intuit.ru/studies/courses/609/465/lecture/20673
  5. https://www.helloworld.ru/texts/comp/web/html/html40/struct/global.html
  6. http://linux.yaroslavl.ru/docs/www/html/html401/intro.html#h-2.3
  7. http://w3pro.ru/article/otlichiya-html-5-ot-html-4
  8. https://www.opennet.ru/docs/RUS/HTML4r/
  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/HTML
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/HTML5
  11. https://basicweb.ru/html/html_book.php
  12. https://www.computerra.ru/183479/zachem-nam-nuzhen-html5-pyat-prostyih-otvetov/
  13. https://msiter.ru/tutorials/html5/vvedenie
  14. http://html-5.ru/articles/istoriya-yazyka-html5.php
  15. http://professorweb.ru/my/html/html5/level1/1_1.php
  16. http://html5test.com/
  17. http://siliconrus.com/
  18. http://it.fitib.altstu.ru/neud/www/?url=1
  19. https://www.intuit.ru/studies/courses/942/465/lecture/20673
  20. http://www.umade.ru/resources/specifications/html401/
  21. https://www.hostinger.ru/rukovodstva/chto-takoe-html-i-ih-razlichiya
  22. https://sibac.info/studconf/tech/xxxvi/43411

Приложение 1. Различие в структуре HTML

различия между html4 html5

Приложение 2. Сравнение тегов между HTML 4 и HTML 5

  1. Юникод (чаще всего) или Уникод (англ. Unicode) — стандарт кодирования символов, включающий в себя знаки почти всех письменных языков мира. В настоящее время стандарт является доминирующим в Интернете.

  2. Рабочее предложение (англ. Request for Comments, RFC) — документ из серии пронумерованных информационных документов Интернета, содержащих технические спецификации и стандарты, широко применяемые во всемирной сети. Название «Request for Comments» ещё можно перевести как «заявка (запрос) на отзывы» или «тема для обсуждения». В настоящее время первичной публикацией документов RFC занимается Инженерный совет Интернета под эгидой открытой организации Общество Интернета (англ. Internet Society, ISOC). Правами на RFC обладает именно Общество Интернета.

  3. Resource Description Framework (RDF, «среда описания ресурса») — это разработанная консорциумом Всемирной паутины модель для представления данных, в особенности — метаданных. RDF представляет утверждения о ресурсах в виде, пригодном для машинной обработки. RDF является частью концепции семантической паутины.

  4. XHTML (англ. Extensible Hypertext Markup Language — расширяемый язык разметки гипертекста) — семейство языков разметки веб-страницна основе XML, повторяющих и расширяющих возможности HTML 4. Спецификации XHTML 1.0 и XHTML 1.1 являются рекомендациями консорциума Всемирной паутины.

    Главное отличие XHTML от HTML заключается в обработке документа. Документы XHTML обрабатываются своим модулем (парсером) аналогично документам XML. В процессе этой обработки ошибки, допущенные разработчиками, не исправляются.

  5. Document Object Model, (DOM) — набор объектов, представленных HTML-элементами на странице. Каждый элемент — каждый <p>, каждый <div> и каждый <span> — показан в DOM самостоятельным объектом (есть также глобальные объекты, вроде window или element, но они слишком специфичны).

  6. Элемент <embed> используется для загрузки и отображения объектов (например, видеофайлов, флэш-роликов, некоторых звуковых файлов и т.д.), которые исходно браузер не понимает. Как правило, такие объекты требуют подключения к браузеру специального модуля, который называется плагин, или запуска вспомогательной программы.

  7. Open Graphics Library — (открытая графическая библиотека, графическое API) — спецификация, определяющая независимый от языка программирования платформонезависимый программный интерфейс для написания приложений, использующих двумерную и трёхмерную компьютерную графику.

  8. Шейдер (англ. Shader) — это программа для одной из ступеней графического конвейера, используемая в трёхмерной графике для определения окончательных параметров объекта или изображения. Она может включать в себя произвольной сложности описание поглощения и рассеяния света, наложения текстуры, отражение и преломление, затенение, смещение поверхности и эффекты пост-обработки.

  9. Видеокодек — программа/алгоритм сжатия (то есть уменьшения размера) видеоданных (видеофайла, видеопотока) и восстановления сжатых данных. Кодек — файл-формула, которая определяет, каким образом можно «упаковать» видеоконтент и, соответственно, проиграть видео. Также возможно кодирование кроме видео и аудиоинформации, добавления субтитров, векторных эффектов и т. п.

  10. Microsoft Edge (кодовое название — Project Spartan) — браузер от компании Microsoft, пришедший на замену Internet Explorer. Впервые был выпущен в составе Windows 10 параллельно с Internet Explorer (который был оставлен для сохранения обратной совместимости корпоративных приложений). Поначалу работал на собственном движке EdgeHTML, однако позднее Microsoft решила сделать выбор в пользу популярного открытого движка Chromium в надежде нарастить рыночную долю браузера и обеспечить совместимость с его богатой библиотекой расширений. Версии на EdgeHTML были доступны только для Windows 10, в то время как версии на Chromium обеспечивают поддержку и других операционных систем.