Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общие положения авторского права

Содержание:

Введение

Для того чтобы дать правильную оценку действующим в настоящее время в Российской Федерации нор­мам о свободном использовании объ­ектов авторских и смежных прав, необходимо детально проанализи­ровать динамику их изменений на протяжении всей истории развития законодательства об интеллектуаль­ной собственности в России. Благо история российского законодатель­ства об интеллектуальной собствен­ности насчитывает около 300 лет, а нормативных правовых актов, регу­лирующих отношения в области ав­торских и смежных прав, за этот пе­риод в нашей стране было принято небольшое количество.

Авторское право - это право интеллектуальной собственности (исключительное право) автора на результаты его творчества, являющиеся произведениями науки, литературы и искусства, а также личные неимущественные права автора.

Авторское право обеспечивает охрану произведений - объективно выраженных результатов творческой деятельности авторов, а смежные права часто рассматриваются как примыкающие к авторскому и обеспечивающие охрану результатов творческой и иной деятельности, как правило, связанной с использованием объектов авторских прав.[1][1]

Значение результатов интеллектуального труда в настоящее время очень высоко. Узаконить свои права стремятся авторы, правообладатели и другие субъекты авторского права. Это позволяет упорядочить гражданский оборот в области интеллектуальной собственности. Также это позволяет установить гарантии авторам, иным лицам и защиту их прав. Специфика авторских и смежных прав сопровождает их с момента возникновения и до момента прекращения. Кроме того, их реализация осуществляется посредством различных договоров, таких как: договор авторского заказа, договор об отчуждении авторских прав, лицензионный договор и др. Особого внимания заслуживает такое основание перехода авторских и смежных прав, как наследование. Наряду с общими положениями о наследовании, имеет место и отличительная особенность, присущая авторским и смежным правам.[2][2]

Авторское право и смежные права образуют сложную систему правовых норм, устанавливающих определенные виды прав, исклю­чения из них, исключения из исключений, а также дополнительные права в отношении отдельных видов объектов или определенных способов их использования.[3][3]

Безусловно, одной из причин такого положения является и слабое знание своих прав авторами, изобретателями, патентообладателями и иными лицами, создающими и использующими объекты интеллектуальной собственности. Новое российское законодательство об охране интеллектуальной собственности, как правило, плохо освоено и юристами, которые обычно избегают браться за ведение довольно сложных дел данной категории.

В своей работе я постаралась сделать акцент на практическом анализе действующего российского законодательства об охране авторских и смежных прав.

Объектом исследования является авторское право. Предметом исследования является установление сущности авторского права и отдельных авторских правомочий.

Методологическую основу курсовой работы составляют следующие методы исследования: исторический, диалектический, анализ и синтез, сравнительный и др.

Курсовая работа состоит из трех глав. Первая глава отражает субъекты и понятия авторского права. Во второй главе рассматриваются вопросы прав авторов произведений, науки, литературы и искусства. В третьей главе исследуются понятия и виды интеллектуальной собственности.

Глава 1. Общие положения авторского права

1.1. Понятие авторского права

Первые за­коны, регулирующие авторские от­ношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Важ­ной их особенностью при этом явля­лась тесная связь с цензурным зако­нодательством, которое родилось в

нашей стране значительно раньше. Первый относительно полноцен­ный закон об авторском праве в Рос­сии появился также в рамках законо­дательства о цензуре. Утвержден­ный 22 апреля 1828г. третий Цен­зурный устав (первый был принят 21 июля 1804г., второй - 10 июня1826г.) содержал специальную гла­ву, которая называлась «О Сочини­телях и Издателях книг». Указан­ная глава, состоявшая всего из семи параграфов (§ 133—139), дополня­лась более развернутым Положени­ем о правах Сочинителей, которое служило приложением к Цензурно­му уставу.

В 1887г. нормы о праве собствен­ности на произведения наук, словес­ности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в качестве при­ложения к примечанию 2 ст. 420.

20 марта 1911г. был принят Закон «об авторском праве», который явил­ся первым самостоятельным норма­тивным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодатель­ства и международных соглашений в области авторского права того вре­мени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав. В Законе 1911г. нашли отражение передовые идеи германских законов 1901 и

1907 гг., а также Бернской конвенции в ее Берлинской редакции 1908 г. Нововведения коснулись и норм о свободном использовании произве­дений.

В начале 60­-х гг. XX в. в ходе про­водившейся в тот период коди­фикации законодательства было ре­шено включить законодательство об авторском праве в качестве самосто­ятельного раздела в Основы граж­данского законодательства СССР и союзных республик и в граж­данские кодексы союзных респуб­лик (с 1 октября 1964г. в РСФСР - ст. 475 - 516 ГК). В связи с этим ра­нее действовавшие нормы авторско­го права были существенно пере­смотрены в направлении дальней­шего расширения прав авторов, а количество случаев свободного ис­пользования произведений при этом значительно сокращено.[4][4]

В пореформенной России в области гражданско-правового регулирования отношений, связанных с творческой деятельностью, важным актом явился Закон РФ от 09.07.1993г. № 5351-1 (ред. от 20.07.2004г.) "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение (в настоящее время утратил силу).

С 1 января 1995г. на территории России вступила в силу первая часть Гражданский Кодекс Российской Федерации (далее ГК РФ), а еще раньше - с 1994г. - начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности. В июне 2005г. была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Она была принята 24 ноября 2006г., вступила в силу с 1 января 2008г. и действует на территории России по сей день. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 от 18.12.2006г. №230-ФЗ включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы авторского права.

Введение в действие части четвертой ГК РФ повлекло за собой отмену целого ряда других нормативных актов, ранее регулировавших эти вопросы. Признаны утратившими силу с 1 января 2008г. такие нормативные правовые акты, как:

- ГК РСФСР 1964 г.;

- Патентный закон РФ от 23.09.1992г. № 3517‑1;

- Закон РФ от 23.09.1992г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;

- Закон РФ от 23.09.1992г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

- Закон РФ от 09.07.1993г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» и др.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты хотя и утратили силу, но права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ. Автор произведения или иной первоначальный правообладатель определяется в соответствии с законодательством, действовавшим на момент создания произведения.[5][5]

Основной задачей авторского права и смежных прав обычно признается стимулирование деятельности по созданию и использованию произведений, а задачей смежных прав обеспечение использования объектов, как правило, тесно связанных с использованием произведений (исполнений, фонограмм, передач вещательных организаций и др.).[6][6]

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ ч.4 от 18.12.2006г. №260-ФЗ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст.1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст.1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами). Интеллектуальные права включают в себя: исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться:

  1. исключительным правом на произведение:

- на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

- на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

- на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории Российской Федерации за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

2. личные неимущественные права:

- право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения;

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).[7][7]

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п.1 ст.1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст.12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция Российской Федерации. Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.[8][8] Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. О части четвертой ГК РФ уже упоминалось выше. Здесь отметим, что она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011г., с изм. от 21.11.2011г.) "О рекламе", Федеральном законе от 27.07.2006г. № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011г.) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от 05.12.1998г. № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" и другие). Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (Постановление Правительства РФ от 21.03.1994г. № 218 (с изм. от 12.09.2007г.) "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"; Постановление Правительства РФ от 19.04.2008г. № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений").[9][9]

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон.

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Не является источником гражданского, а, следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время РФ является участницей следующих международных договоров:

- Конвенция по охране промышленной собственности (КОПС);

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (КОЛП);

- Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (КОИФ);

- Всемирная конвенция по авторскому праву (ВКАП);

- Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (КВОИС);

- Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС);

- Договоры Всемирной организации интеллектуальной собственности по авторскому праву (ДАП), по исполнениям и фонограммам (ДИФ) и относящиеся к ним Согласованные заявления.

Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

Наиболее значимыми в области авторского права являются:

- Директива Совета Европейских Сообществ 91/250/ЕЭС от 14 мая 1991г. «О правовой охране компьютерных программ» (ДЕЭС);

- Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2006/116/ЕС от 12 декабря 2006г. «О сроке действия охраны авторского права и некоторых смежных прав (кодифицированная редакция)» (ДЕС1);

- Директива Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2001/29/ЕС от 22 мая 2001г. «О гармонизации некоторых аспектов авторского права и смежных прав в информационном обществе» (ДЕС2).[10][10]

Помимо российского гражданского законодательства и норм международного права, следует также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п. 1 ст. 5 ГК РФ).

Итак, авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право, как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя:

- всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав, и законных интересов авторов;

- обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений;

- широкое использование их обществом.

1.2. Субъекты авторского права

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п. 3 ст. 1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом. Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата (ст. 1228 ГК РФ).

Отметим, что вместо термина "физическое лицо" использован термин "гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту ГК РФ, в том числе в общей норме пункта 1 ст. 1228, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Следует принимать во внимание норму п. 1 ст. 2 ГК РФ:

- правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов.

Согласно ГК РФ:

- граждане могут иметь имущество на праве собственности;

- наследовать и завещать имущество;

- заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью;

- создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами;

- совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах;

- избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности;

- иметь иные имущественные и личные неимущественные права.[11][11]

Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны (ст.ст. 29, 30, 32 ГК РФ).

Для осуществления авторских прав требуется достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

- распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

- осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

- в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

- совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.[12][12]

Ст. 1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав необходим юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст. 1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст. 1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленные перевод и иную переработку другого (оригинального) произведения.

К субъектам авторского права, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайта, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство). Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.[13][13]

Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст. 1295 ГК РФ права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору.

Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ).

К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (ст. ст. 1242, 1243 ГК). Роль таких организаций становится все более значимой в сфере обращения объектов интеллектуальной собственности.

Глава 2. Права авторов

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает рад субъективных прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине традиционно именуются исключительными. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе и воплотилась в законе 1911г. Хотя природа исключительных прав продолжала вызывать споры, по мнению большинства ученых, эта конструкция обозначала прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения. В советский период оценка исключительности авторских прав существенно изменилась. Во многих работах прослеживалось предубежденное отношение к этой черте авторских прав, которая, однако, нашла отражение в основах авторского права 1925 и 1928гг. Большинство советских юристов смущало то обстоятельство, что термин «исключительные права» используется в авторском законодательстве капиталистических стран. В связи с этим в советской юридической литературе подчеркивалось, что исключительный характер авторского права в советском гражданском праве, с одной стороны, и в буржуазном гражданском праве, с другой, не имеют между собой ничего общего, кроме названия.

Право авторства - это предусмотренная законом возможность признаваться автором созданного произведения и требовать определенного поведения от всех других юридических лиц и граждан. Право авторства закрепляет тот факт, что произведение принадлежит его создателю. Такое право может возникнуть только у гражданина так, как только он способен к творческой (интеллектуальной) деятельности.

Право авторства возникает в процессе создания произведения, выражения его в какой-либо объективной форме. При этом не требуется какой-либо регистрации авторства на созданное произведение. Право авторства является личным неимущественным, субъективным правом, неотделимым от личности, непередаваемым и неотчуждаемым. Всякого рода сделки, направленные на отчуждение права авторства, являются ничтожными. Право авторства изначально является основным неимущественным правом автора, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Поэтому едва ли можно согласиться с текстом ст. 1255 ГК РФ, перечисляющей авторские права, которые принадлежат создателю произведения науки, литературы и искусства. На первом месте названо исключительное право на произведение, на втором - право авторства. Исключительное право на произведение, согласно ст. 1226 ГК РФ, является имущественным правом. Но если у гражданина не возникло право авторства на произведение, то нет основания для возникновения исключительного права, поскольку имущественное право предполагает возможность распоряжения произведением по усмотрению автора, а значит, прежде всего необходимо создание произведения с одновременным возникновением права авторства.

Автор, создавший произведение, по своему усмотрению может решать вопрос об его обнародовании. В таком случае законом (ст. 1271 ГК РФ) предусматривается авторский знак для охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех частей:

- латинской буквы "C" в окружности (©);

- имени автора;

- года первого опубликования произведения.

Размещается знак охраны авторского права на обороте титульного листа произведения.[14][14]

В российской юридической науке отсутствует также единое понимание терминов «авторское право» и «авторское правомочие».

Иногда, однако, правомочиями предлагается именовать лишь те закрепленные за авторами возможности, которые связаны с совершением самими носителями авторских прав определенных положительных действий.

Новое авторское законодательство России содержит значительно более полный перечень субъективных авторских прав по сравнению с ранее действовавшим законодательством.

При обнародовании произведения автору принадлежит право на имя. При этом автор может обнародовать произведение под своим именем, под вымышленным (псевдонимом) или без указания имени, т.е. анонимно. Право на имя непосредственно связано с правом авторства, но имеет и самостоятельное значение.

Возможность автора решать вопрос о том, под каким именем опубликовать произведение, гарантируется законом. Организации, использующие произведение, обязаны выпустить его под тем именем, которое назвал автор. При этом в договоре должны быть указаны действительное имя автора и сведения об избранном им псевдониме или об анонимном издании произведения.

Использование псевдонима в художественной литературе может быть обусловлено различными причинами, которые автор не обязан объяснять так же, как организация не имеет права раскрывать читателю, слушателю, зрителю действительное имя автора. Псевдоним используется и в политической, и в научной литературе. В произведениях живописи по общему правилу художник указывает имя на полотне (картине). Известны случаи, когда произведения живописи не содержат указания на имя автора. В таких случаях производится исследование (экспертиза) особенности творческой деятельности художника и на этом основании определяется авторство художника. Однако подобные исследования не всегда дают положительные результаты. В таких случаях в отношении художественного полотна в картинных галереях указывается, что художник неизвестен.

Право автора при обнародовании произведения на избрание псевдонима или на обнародование анонимно по общему правилу ничем не ограничено. Лишь в некоторых случаях установлены специфические правила. Так, в периодических изданиях (газетах, журналах) конкретные статьи должны публиковаться с указанием имени или псевдонима автора, поскольку в противном случае статья воспринимается читателями как написанная от имени редакции данного издания.

Организация, использующая произведения, должна сохранять тайну псевдонима, анонима и обязана раскрыть действительное имя автора только по требованию судебно-следственных органов. Однако в официальных правительственных актах, например, при награждении орденами, медалями, присвоении почетных званий, обязательно называется действительное имя автора, а в скобках - псевдоним. Тексты указов публикуются, а, следовательно, становятся известными действительное имя и псевдоним гражданина.

О соотношении права авторства и права на имя в литературе длительное время существовала дискуссия об их взаимосвязи и самостоятельности. В настоящее время в законе четко определена их самостоятельность и взаимосвязь. При этом следует учитывать, что понятие имени в отношении граждан Российской Федерации определяется в соответствии со ст. 19 ГК РФ. По общему правилу право на имя включает в себя собственно имя, а также отчество и фамилию; в отношении иностранных граждан составные элементы определяются законодательством их стран, чаще всего это собственно имя и фамилия.

В случае нарушения права на имя защита этого личного неимущественного права осуществляется в судебном порядке одновременно с защитой права авторства.[15][15]

ГК РФ исходит из того, что личные неимущественные права во всех случаях принадлежат лишь непосредственному создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от личности автора и не могут передаваться другим лицам. В лучшем случае эти лица, и, прежде всего наследники, приобретают право на охрану личных неимущественных прав, обладателем которых был умерший автор. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно.

Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в ГК РФ, права на использование произведения изначально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у работодателя, издателя газет, журналов и других периодических изданий (ст. 1259), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 1263). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.[16][16]

Содержание авторского права как субъективного гражданского права определено ст. 1255 ГК РФ. Являясь единым правом, оно разделяется на элементы (правомочия), в законе также именуемые авторскими правами.

В теории принято делить авторские правомочия на две группы: личные неимущественные и имущественные.

2.1. Неимущественные права

В ч. 4 ГК РФ не проводится прямого легального деления авторских прав на две указанные группы, авторские права названы интеллектуальными правами, среди которых выделены основные (в обязательном порядке входящие в понятие авторского права: исключительное право, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование) и иные (возникающие в случаях, предусмотренных ГК РФ. при наличии определенных условий: право автора на вознаграждение за использование служебного произведение, право на отзыв, право доступа, право

служебного произведение, право на отзыв, право доступа, право следования и др. (перечень носит открытый характер).

К личным неимущественным правам автора относятся (п. 2 ст. 1255 ГК РФ):

- право авторства;

- право автора на имя;

- право на неприкосновенность произведения;

- право на обнародование произведения.

Субъектом указанных прав может быть только автор произведения. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы.

Право авторства[17][17] - это право признаваться автором произведения, то есть лицом, создавшим данное произведение. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве такового на оригинале или экземпляре произведения. Данное право неотчуждаемо и всегда сохраняется за автором (независимо от имущественных прав на данное произведение). Отказ от права авторства ничтожен. Его суть заключается в том, что лицо, создавшее конкретное произведение, имеет возможность обозначить себя в глазах всего общества в качестве создателя (автора) этого произведения.

Право на имя (п. 1 ст. 1265 ГК РФ) - это возможность использовать или разрешать использование произведения под подлинным именем автора, под псевдонимом или без обозначения имени. Право на имя означает, что только автор волен выбирать, как будет обозначено его имя на переплете издания, в выходных данных, в титрах и т.д.

Право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ) направлено на охрану произведения в его первоначальном, оригинальном виде. Без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Право на переработку произведения, т.е. на создание производного произведения, является правомочием по использованию исключительного права автора и может быть передано автором другому лицу (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Право на обнародование (ст. 1268 ГК РФ) позволяет автору решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики. Содержание данного права состоит в том, что автор может самостоятельно осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.

Способы обнародования (п. 1 ст. 1268 ГК РФ):

- опубликование произведения;

- его публичный показ;

- публичное исполнение;

- сообщение в эфир или по кабелю;

- иные способы.

Очевидна его тесная, практически неразрывная связь с имущественными правами, поскольку осуществление права на обнародование является той предпосылкой, без которой невозможно использование произведения и, следовательно, осуществление исключительного права.

Характеристика права на обнародование в ГК РФ дополнена двумя важными аспектами.

Во-первых, установлено, что автор, передавший другому лицу по договору произведение для использования, считается согласившимся на обнародование этого произведения (п. 2 ст. 1268 ГК РФ). Данная норма должна предотвратить возникновение споров в тех случаях, когда в авторском договоре не оговорен вопрос об обнародовании произведения: сам факт заключения договора, в котором предусмотрен какой-либо способ использования произведения, будет рассматриваться как согласие автора на обнародование произведения, передаваемого заказчику, т.е. как реализация права на обнародование.

Во-вторых, в отношении произведений, не обнародованных при жизни автора, прямо предусмотрена возможность их обнародования после смерти автора липом, обладающим исключительным правом на произведение, если такое обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме: в завещании, письмах, дневниках н т.п. (п. 3 ст. 1268 ГК РФ).[18][18]

Право автора на обнародование предполагает возможность отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения путем использования своего права на отзыв (данное право относится к иным правам - ст. 1269 ГК РФ).

Право на авторское имя является личным неимущественным правом автора, которое последний не может передать, кому бы то ни было.

Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве общественно значимого интереса.

Как уже отмечалось, закон указывает на три возможных способа, с помощью которых автор реализует принадлежащее ему право на авторское имя. Чаще всего создатели произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени.

При опубликовании произведений, созданных несколькими лицами, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавторами. Правом на указание своего имени пользуются все соавторы, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада.

При использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала. При таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных авторов нередко указываются и на языке оригинала, на обороте титульного листа.

Нарушением права на имя при данном способе его реализации будет не указание имени автора, а также его искажение.

Следующий способ обозначения авторского имени и реализации рассматриваемого права - выступление автора под вымышленным именем (псевдонимом). Он также нередко используется на практике.

ГК РФ не предусматривает каких-либо условий или порядка для приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псевдонима также определяются самим автором. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться.

В некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может быть ограничено. Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может избрать такой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, например, когда он совпадает с именем, под которым давно выступает другой автор.

Право на авторское имя может быть реализовано путем опубликования произведения без указания имени создателя произведения, т. е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем.

Наряду с непосредственными создателями произведении правом на обозначение своего имени пользуются предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (ст. 1257 ГК РФ). Так, учебное заведение или научное учреждение может настаивать на том, чтобы их наименование было обозначено на произведениях, созданных их сотрудниками в рамках порученной им работы.

С момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 1255 ГК РФ).

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями.

Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию.

Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем или режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения.

Ст. 1283 ГК РФ подчеркивает, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав.

На практике наследники, а также специально назначенные автором для охраны неприкосновенности лица выходят за рамки чисто охранительных функций и выдают разрешения на внесение в произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая практика не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит коренное изменение творческого замысла создателя произведения.

Несколько иначе решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Так, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна могут вносить в них изменения в соответствии со своими разумными потребностями. Лишь в том случае, если будет установлено, что собственник совершает эти действия специально в целях нарушения прав автора, это может быть признано злоупотреблением права, и автор приобретет право на защиту.

Право автора на обнародование принадлежит к числу важнейших его прав, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы. Кроме того, реализация права на обнародование приводит к существенному изменению правового режима произведения.

Право на обнародование как выражающее особый охраняемый законом интерес автора является самостоятельным правом создателя произведения, что обстоятельство необходимо специально подчеркнуть в связи с тем, что рассматриваемое право всегда реализуется одновременно с каким-либо другим правом автора. В самом деле, обнародовать произведение, т.е. сделать его доступным для всеобщего сведения, нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например, право на опубликование, право на публичный показ, право на публичное исполнение и т.д. А если, например, опубликование осуществляется путем издания произведения, одновременно осуществляются права на воспроизведение и на распространение произведения. Однако очевидно, что названные правомочия представляют собой, хотя и тесно взаимосвязанные, но совершенно самостоятельные права. Каждое из них выражает самостоятельный интерес автора, и каждое может быть нарушено безотносительно к нарушению других правомочий.[19][19]

Существенным нововведением ГК РФ является закрепление в нем права на отзыв произведения, которое отсутствовало в ранее действовавшем законодательстве. Согласно ст. 1269 ГК РФ, автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если произведение уже было обнародовано, может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив о его отзыве. В качестве единственного условия реализации данного права закон устанавливает возмещение пользователю причиненных таким решением убытков, включая упущенную выгоду.

На практике рассматриваемое право может вступить в коллизию с правами лиц, которые приобрели право собственности на материальные носители произведений, подлежащих отзыву. Как представляется, действующее законодательство не предоставляет автору права на изъятие таких материальных носителей, которые стали объектами права собственности других лиц, хотя бы при этом им и выплачивалась соответствующая компенсация. Ст. 1255 ГК РФ говорит лишь о возмещении убытков пользователям произведений, подразумевая под последними лиц, приобретающих права на основании авторских договоров. Поэтому, например, автор не может истребовать созданную им картину или скульптуру у их владельцев, ссылаясь на свое право отзыва.

В отличие от других личных неимущественных прав, право на обнародование способно переходить к другим лицам, что еще раз подчеркивает условность деления авторских прав на личные имущественные и неимущественные. В частности, оно переходит к наследникам автора, что никем не ставится под сомнение.

Одним из субъективных прав, принадлежащих создателям творческих произведений, в российском авторском праве традиционно признавалось право на опубликование. Как уже отмечалось, новый авторский закон о нем особо не упоминает.[20][20] Независимо от того, является ли это результатом упущения составителей проекта закона или выражением их сознательной позиции, право на опубликование продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий.

Рассматриваемое право следует отнести к числу личных неимущественных прав автора, хотя в нем более, чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные элементы. Но все же основное его содержание состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершать подобных действий.

Реализация права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно может без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования репродуцироваться в единичных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 1275 ГК РФ), отдельные виды произведений могут воспроизводиться в газетах, передаваться в эфир (п. 3 ст. 1274 ГК РФ).

2.2. Имущественные права

Исключительное право - это право автора или иного правообладателя использовать произведение любым не противоречащим закону способом. Автор или иной правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.[21][21]

Исключительное право является имущественным, обороноспособным, носит срочный характер и, как и личные неимущественные права, является абсолютным.

Обладатель исключительного права может не только сам использовать произведение, но и по своему усмотрению разрешать или запрещать третьим лицам использование произведения.

А.П. Сергеев выделяет в исключительном праве использования два аспекта: позитивный (правообладатель совершает самостоятельные действия, связанные с использованием объекта) и негативный (право правообладателя запрещать использование объекта другим липам, кроме случаев, когда такое использование в соответствие с законодательством не является нарушением исключительных прав). П. 2 ст. 1270 ГК РФ приведен примерный перечень способов использования произведения (11 способов, список открыт):

1. воспроизведение произведения, т е. изготовление одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, запись на электронные носители н в память ЭВМ;

2. распространение произведения (продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляра);

3. публичный показ произведения;

4. публичное исполнение произведения. Основное различие между показом произведения и его исполнением состоит в том, что при публичном показе произведение или какая-то его часть просто демонстрируется публике, тогда как во втором случае произведение доводится до зрителей или слушателей путем совершения действий исполнителем, выражающихся в пении, танце, декламации и т.д. Публичность означает, что показ и исполнение в кругу семьи и специалистов не влекут правовых последствий, предусмотренных законом.

5. прокат оригинала или экземпляра произведения (не применимо для программ ЭВМ);

6. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Под импортом следует понимать пересечение экземплярами произведения гос. границы РФ н возможное последующее растамаживание этого товара в целях последующего распространения как на территории РФ, так и в зарубежных странах.

7. сообщение в эфир (по радио или телевидению);

8. сообщение по кабелю;

9. перевод или другая переработка произведения.

10. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Без согласия правообладателя нельзя повторно реализовать соответствующий проект.

11. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору. Это право реализуется в праве на размещение произведения в сети Интернет, которое включает и право определять режим и условия такого использования (платный или бесплатный, общедоступный или ограниченный).[22][22]

В отношении всех вышеперечисленных действий, независимо от того, совершаются ли такие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, необходимо получать разрешение у правообладателя.

Исключительное право действует на протяжении всей жизни автора произведения, в момент создания которого это право возникло, а также 70 лет после смерти автора. По истечении указанного срока произведение переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться любым липом без согласия кого бы то ни было и без выплаты вознаграждения. После смерти автора его имя. авторство и неприкосновенность в отношении конкретного произведения охраняются бессрочно.

Право на отзыв произведения (ст. 1269 ГК РФ) - это право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения автором убытков, причиненных таким решением лит-, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения. Право на отзыв не применяется к программам для ЭВМ, к служебным произведениям и к произведениям, вошедшим в сложный объект (ст. 1240 ГК РФ).

Право доступа (ст. 1292 ГК РФ) заключается в праве автора произведения изобразительного искусства - художника, скульптора и др. требовать от собственника оригинала, созданного им произведения предоставления возможности осуществлять его воспроизведение, в целях реализации своего исключительного права (в случаях, предусмотренных ст. 1291 ГК РФ). Автор не может требовать от собственника доставки произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). В отношении произведений архитектуры законом установлено также, что автор вправе требовать от собственника оригинала такого произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 1292 ГК РФ).

Право следования (ст. 1293 ГК РФ) также является специфическим правом, распространяющимся на авторов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений. Существование такого права теоретически должно способствовать получению авторами дополнительных доходов в виде процентных отчислений от сумм, вырученных третьими лицами (галереями, художественными салонами, магазинами и т.п.) от публичных перепродаж созданных и ранее отчужденных авторами произведений. Право следования имеет имущественный характер, но тесно связано с личностью автора. Этим объясняется то, что данное право является в целом неотчуждаемым.

В сфере авторского права к таким ограничениям исключительного права на произведение, устанавливаемым законом в общественных интересах, относятся случаи свободного использования произведений науки. литературы и искусства, перечисленные в ст. ст. 1272-1280 ГК РФ. Свободное использование произведении осуществляется без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.[23][23]

В статье 1272 ГК РФ речь идет о действии так называемого принципа исчерпания прав, ограничивающего право на распространение произведения. Его суть заключается в том, что если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения, то допускается их дальнейшее распространение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Гражданским кодексом принципу исчерпания прав придан территориальный характер, в определенной мере сузивший пределы его применения. Теперь принцип исчерпания прав распространяется лишь на те произведения, которые введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации. То есть, если человек купил книгу в магазине на территории Российской Федерации, он может в дальнейшем свободно подарить ее, перепродать или обменять. С целью устранения возможных противоречий в практике применения нормы, содержащейся в ст. 1272 ГК РФ. в нее включена оговорка о том, что изложенный в ней принцип исчерпания прав не распространяется на случай, предусмотренный ст. 1293 ГК РФ, т.е. на право следования в отношении оригиналов произведений изобразительного искусства.

Гражданский кодекс вводит новый для авторского права вид договора - договор об отчуждении исключительного права на произведение. По этому договору автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права.

По авторскому лицензионному договору одна сторона - автор или иной правообладатель (лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

В случае заключения авторского лицензионного договора лицензиат может использовать произведение лишь в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены таким договором.

Различаются два вида лицензионных договоров:

- простая (неисключительная);

- исключительная лицензии, причем, если договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Предусмотрен специальный порядок заключения лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных. Допускается заключение правообладателем с каждым пользователем договора присоединения, условия которого излагаются на приобретаемом экземпляре программы для ЭВМ или базы данных, или на их упаковке. Считается, что пользователь дал согласие на заключение соответствующего лицензионного договора, если он начал использование такой программы или базы данных.[24][24]

Согласно п. 5 статьи 1233 ГК РФ исключительное право может быть предметом залога. В этом н в иных случаях, предусмотренных законом, на исключительное право на произведение может быть обращено взыскание. Однако эта возможность существует лишь в тех случаях, когда исключительное право принадлежит не самому автору и не его наследникам, а любым другим лицам, к которым оно перешло, например, на основании договора об отчуждении исключительного права на произведение. В целях защиты интересов автора обращение взыскания на принадлежащее ему- исключительное право не допускается (п. 1 ст. 1284 ГК РФ). Вместе с тем взыскание может быть обращено на права требования автора к другим лицам по договорам об отчуждении исключительного права на произведение н по авторским лицензионным договорам, а также на доходы, полученные автором от использования произведения. Иными словами, Гражданским кодексом разрешено обращение взыскания на имущественные требования и на доходы, вытекающие из распоряжения самим автором его исключительным правом, но запрещено распоряжение этим правом помимо воли автора.

Взыскание также может быть обращено на право использования произведения, принадлежащее лицензиату. Причем в этом случае при продаже принадлежащего лицензиату права использования произведения с публичных торгов закон предоставляет автору преимущественное право его приобретения (п. 2 ст. 1284 ГК РФ). Это правило позволяет создать дополнительные гарантии защиты интересов автора, которому может быть небезразлично, к кому н на каких условиях перейдет право использования его произведения.

Существенными особенностями обладает также договор авторского заказа, который направлен на создание произведения в будущем н может быть заключен в отношении различных видов произведений (литературных, музыкальных, изобразительного искусства н т.д.). Содержание этого договора заключается в том, что одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (абз. 1 п. 1 ст. 1288 ГК РФ).

Особенности договора авторского заказа определяются тем, что он заключается в отношении произведения, которое еще не существует и будет создано лишь в перспективе.[25][25] Поэтому наряду с условием о предмете договора - создании обусловленного произведения науки, литературы или искусства - существенным для договора авторского заказа является также условие о передаче произведения заказчику в установленный срок (п. 1 ст. 1289 ГК РФ). Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Глава 3. Понятие и виды интеллектуальной собственности

Ст. 1225 ГК определяет интеллектуальную собственность как результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц. товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Результаты интеллектуальной деятельности представляют собой нематериальные объекты (идеи, решения, образы, символы и т.д. - информация), существующие в сознании их создателей. Особенностью результатов интеллектуальной деятельности как объектов гражданских прав является то, что. родившись и оформившись в качестве продуктов мыслительной деятельности человека, они не могут получить правовую охрану, пока не будут объективированы, т е. выражены вовне своим создателем.[26][26] При этом ценность результата интеллектуальной деятельности может быть вообще не связана с материальным носителем, в котором (или на котором) он выражен. Кроме того, придание им объективной (материальной, вещной) формы в виде рукописей, чертежей, картин и т.д. не меняет их нематериальную природу. Поэтому обладание материальным носителем результата интеллектуальной (творческой) деятельности не гарантирует его владельцу монопольное использование такого результата, ибо автор может воспроизвести свой результат на другом материальном носителе. Этим результат интеллектуальной деятельности принципиально отличается от вещи. Так называемая юридическая монополия признается за автором (создателем) результата интеллектуальной (творческой) деятельности, в отличие от фактической монополии, устанавливаемой правом собственности.

Законодатель перечисляет в ст. 1225 ГК РФ следующие результаты интеллектуальной деятельности, которым предоставляется правовая охрана по российскому законодательству:

- произведения науки, литературы, искусства;[27][27]

- программы для ЭВМ;

- базы данных;

- исполнения;

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау).

Кроме того, к результатам интеллектуальных прав законодатель приравнивает по своему статусу так называемые объекты смежных с авторскими прав:

- фонограммы;

- сообщение в эфир или по кабелю радио или телепередач (вешание организаций эфирного или кабельного вещания).

К средствам индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятии ст. 1225 ГК РФ относит:

- фирменное наименование;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения.

Средства индивидуализации приравнены по своему правовому режиму к результатам интеллектуальной деятельности.

Часть четвертая ГК РФ на сегодняшний день включает раздел 7 ГК РФ гл. 77, которая называется «Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии». Говоря о видах интеллектуальной собственности, следует отметить, что «единые технологии» никогда не рассматривались российской правовой наукой в качестве самостоятельных объектов интеллектуальных прав н соответственно видом интеллектуальной собственности н являются по своей природе комплексными научно-техническими результатами. Проект изменений Гражданского кодекса, который предлагает исключить гл.77 из части 4 ГК РФ н переместить нормы о регулировании отношений в сфере создания указанных объектов в гл. 38 ГК РФ, регулирующую «Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских н технологических работ».

Понятие «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к понятиям «промышленная собственность», «литературная собственность», «музыкальная собственность» н т.п. Данные понятия употребляются в международной практике и законодательстве, а также в дореволюционном российском законодательстве для характеристики изучаемых нами явлений. Например, в ст. 420 части I т. X Свода законов Российской империи 1886г. говорилось: «Право собственности на произведения литературы и художеств, принадлежащие самим авторам сих произведений, их наследникам или лицам, коим оно передано теми или другими, называется собственностью литературной или художественной; а право собственности на произведения музыкальные - собственностью музыкальной».[28][28]

Понятие «промышленная собственность» (англ. Industrial property) было введено Парижской конвенцией по охране промышленной собственности, принятой в 1883г. и является разновидностью интеллектуальной собственности.

В целом интеллектуальную собственность можно подразделить на две части: промышленную собственность (объекты патентного права н средства индивидуализации) и объекты авторского права в широком смысле (в т.ч. объекты смежных прав).

Действующий Гражданский кодекс впервые в истории отечественного законодательства вводит термин «интеллектуальные права», под которыми в соответствие со ст. 1226 ГК РФ понимаются как субъективные гражданские права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.

Содержание интеллектуальных прав. В соответствие с уже упомянутой ст. 1226 ГК РФ термин «интеллектуальные права» выступает обобщающей категорией и включают всю совокупность различных субъективных прав (правомочий) на все охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, прежде всего они включают «исключительное право», а также в определенных случаях «личные неимущественные права» (право авторства, право на имя и т.д.) и «иные» (другие) права (право следования, право доступа и иные).

Исключительное право включает в себя два правомочия: правомочие (возможность) использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации не противоречащим закону способом по усмотрению правообладателя, а также распоряжения указанным правом (ст.1229 ГК РФ). Исключительное право является «ядром» интеллектуальных прав, оборотоспособным имущественным правом, ограниченным по сроку своего действия (в отличие от личных неимущественных прав). Исключительное право может переходить как по договорным основаниям (прежде всего лицензионный договор и договор отчуждения, а также иные договоры), так и по внедоговорным (прежде всего в порядке универсального правопреемства - наследование и реорганизация). Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и бессрочными.[29][29]

Каждый вид интеллектуальной собственности характеризуется интеллектуальным правом особого объема и содержания. Видами интеллектуальных прав как субъективных гражданских прав являются: авторские права, смежные права, патентные права, права на средства индивидуализации, права на селекционные достижения, права на секрет производства (ноу-хау), права на топологии интегральных микросхем.

Самым «объемным» интеллектуальным правом следует считать авторское право, как субъективное гражданское право, включающее в себя четыре личных неимущественных права, исключительное право и целый ряд «иных» прав. Пожалуй, одним из самых «узких» интеллектуальных прав стоит признать субъективное интеллектуальное право на фирменное наименование, которое состоит лишь из исключительного права, которое в свою очередь включает лишь правомочие использования своего фирменного наименования любым не противоречащим закону способом, распоряжение правом на фирменное наименование не допускается.[30][30]

Существовавшие в зарубежной юридической науке теории прав на результаты интеллектуальной деятельности могут быть разделены на две группы: частно-правовые н публично-правовые. К числу последних (публично-правовых теорий) могут быть отнесены:

- теория исключительных прав, утверждающая, что при создании результата интеллектуальной деятельности автора или его правопреемника можно законодательно наделить «исключительными правами», которые ставят их в привилегированное положение;

- теория труда или творчества, предполагающая признание творческой работы вкладом в общественное достояние, требующим соразмерного вознаграждения;

- теория выявления или обогащения, исходящая из того, что основой для охраны результатов творческой деятельности является не труд, а «выявление интеллектуальной мысли н достижение благодаря этому обогащения общественного достояния».

К частно-правовым теориям относятся, например:

- теория интеллектуальной собственности, которая исходит из естественного-правового понятия собственности и определяет продукты духовного творчества так же, как н вещественную собственность - продукты, имеющие один и тот же источит; происхождения - производительную деятельность человека;

- теория личности, суть которой состоит в том, что «права на результаты интеллектуального творчества объявляются неотъемлемой частью личности их авторов».

При всем разнообразии существующих теорий есть два принципиальных подхода к определению правовой природы подотрасли права интеллектуальной собственности, регулирующей отношения в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности н приравненных к ним средств индивидуализации: т.н. проприетарная теория и теория интеллектуальных прав. Первый подход основывается на отождествлении права собственности на вещь н на интеллектуальные продукты, сторонится второго подхода относят интеллектуальные права не к вещным, а к так называемым «исключительным правам», под которыми понимаются субъективные права, обеспечивающие их носителям совершение всех дозволенных законом действий в отношении нематериальных продуктов с одновременным запрещением этого всем третьим лицам без согласия правообладателей.

Теория «интеллектуальных прав» как прав на нематериальные объекты, противопоставляемых в этом отношении вещным правам, была впервые предложена в самом начале XX в. бельгийцем Е. Пикаром (Е. Picard). Использовать этот термин в отечественном праве предложит один из ведущих ученых-цивилистов в области интеллектуальной собственности В.А. Дозорцев.[31][31]

Соотношение понятий права собственности и права интеллектуальной собственности. Термин «право интеллектуальной собственности» небесспорен и до сих пор вызывает научные дискуссии относительно своей корректности. Употребление категории «собственность» в данном случае носит условный характер, поскольку речь не идет о традиционном вещном праве на материальный объект, коим выступает право собственности.

Происхождение термина «интеллектуальная собственность» непосредственно связано с французским законодательством ХVIII в. Его основой послужили естественно-правовые взгляды. активно пропагандируемые французскими просветителями. Изначально идеи в области интеллектуальных прав базировались на концепции права собственности, доктринальные и легальные наработки которой использовались для охраны нематериальных объектов по аналогии.

Сегодня, оперируя понятием «право интеллектуальной собственности», необходимо учитывать, что теория интеллектуальной собственности в ее современном понимании не устанавливает знак равенства между названным институтом и правом собственности в традиционном смысле («вещной собственностью»).[32][32]

Вывод о необходимости разграничения двух рассматриваемых понятий был сделан в юридической науке еще в начале XX в. И соответственно была выявлена необходимость создания самостоятельного законодательного массива в области интеллектуальной собственности.

На современном этапе в России получило законодательное признание разграничение понятий права собственности и права интеллектуальной собственности (ст. 1227 ГК РФ и в целом вся концепция Гражданского кодекса). Объектом права собственности выступает материально-вещественный объект (вещь), объектом права интеллектуальной собственности является нематериальный объект - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации. Кроме того, право собственности традиционно признается триадой правомочий - владения, пользования, распоряжения, интеллектуальные права включают как личные неимущественные права, так и имущественное право - исключительное право, которое являет собой совокупность правомочий использования нематериального объекта и распоряжения правом. Практическим выводом из постулата принципиального отличия права собственности и права интеллектуальной собственности является заключение о том, что нормы права собственности нельзя использовать по аналогии для регулирования общественных отношений в сфере интеллектуальной собственности.

Оформление права интеллектуальной собственности в отдельную самостоятельную подотрасль в развитых странах происходило во второй половине двадцатого века.

Наиболее древним институтом права интеллектуальной собственности следует считать авторское право. Уже в Древней Греции имелось положение, в котором указывалось, что рукописи известных трагедий должны храниться в официальном архиве, дабы можно было проверить неприкосновенность текста при постановке произведений. Одним из первых в истории законов об авторском праве стал принятый в 1710 г. в Англии Статут королевы Анны «О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последние на время, устанавливаемое отныне». Статут предоставлял автору книги исключительное право печатать ее в течение 14 лет, считая с даты первой публикации.[33][33]

Традиционно историю патентного права ведут от английского Статута о монополиях 1623г. или 1624г. (т.н. «Статут Якова 1»), который служит прообразом современных патентных законов. Статутом о монополиях провозглашалось исключительное и независимое от воли короля право каждого, кто создает и применяет техническое новшество. Самые первые законы, посвященные изобретениям, появились еще в XV веке в итальянских республиках Флоренции и Венеции. Первые патентные законы были приняты в США в 1790 году, во Франции в 1791 году, в Бельгии в 1845 году, в Италии в 1859 году, в Германии в 1877 году.

Активизация развития правого регулирования н охраны результатов интеллектуальной деятельности связана с возникновением технических предпосылок во второй половине XIX в. массовое тиражирование объектов авторского права в результате изобретения книгопечатания, развитие технологий, рост машинного производства, в условиях промышленной революции в отношении объектов патентного права, международная торговля.

Все эти процессы послужили развитию международного сотрудничества в области охраны промышленной собственности н объектов авторского права.

Первой международной конференцией, посвященной вопросам интеллектуальной собственности, была конференция по патентному праву, проходившая в Вене в 1873г. - Венский конгресс, на котором обсуждалась возможность создания режима международной охраны промышленной собственности.

Конференция была созвана в связи со случившимся конфликтом, связанным с Венской международной выставкой 1873г. Когда было объявлено о проведении международной выставки в Вене. США заявили, что не будут принимать в ней участие до тех пор, пока законодательство Австрии не обеспечит надлежащей охраны прав иностранным изобретателям. В результате переговоров был принят специальный австрийский закон, который обеспечивал временную охрану изобретений, промышленных образцов и товарных знаков для всех иностранцев, участвующих в выставке. На конференции присутствовали делегаты из Австрии, Бельгии, Бразилии, Канады, Данин, Франция, Греции, Венгрии, Индии, Италии, Японии, России, Нидерланд, Швеции, Швейцарии, Великобритании, США. В ходе конференции рассматривались такие вопросы как права изобретателей в рамках международного права, границы этих прав, порядок предоставления, срок действия патентов н другие.[34][34] По итогам работы конференции были подписаны две резолюции:

- первая резолюция закрепляла положение о том, что охрана изобретений должна быть гарантирована законодательством всех цивилизованных наций;

- во второй резолюции перечислялись принципы, на которых должно основываться патентное право.

1878г. знаменовался проведением Парижской всемирной выставки н ряда конференций по вопросам охраны промышленной собственности. В результате проведения Международного конгресса по вопросам промышленной собственности в 1878г. было принято решение о подготовке проекта международного договора и проведении дипломатической конференции с целью унификации законодательства в области промышленной собственности.

Парижская конференция 1880г. была первой дипломатической конференцией, касавшейся исключительно международной охраны прав промышленной собственности. В ней приняли участие 35 стран: Австрия. Бельгия. Франция. Италия. Россия. Великобритания. США и другие.

В 1883г. была созвана вторая дипломатическая Парижская конференция, на которой была рассмотрена н подписана конвенция, явившаяся первым знаковым международным договором, направленным на оказание помощи гражданам одной страны в получении охраны в других странах их интеллектуальные творения - на объекты промышленной собственности: изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы - Парижская конвенция об охране промышленной собственности 1883г., которая по сей день является основой современной системы охраны промышленной собственности.

Парижская конвенция вступила в силу в 1884г. в отношении 14 государств-членов, которые создали Международное бюро для выполнения административных задач, в частности организации заседаний государств-членов.

На 2012г. ее участниками являлись более 100 государств, среди которых и Россия в качестве правопреемника СССР, который присоединился к Конвенции в 1965г. Парижская конвенция подвергалась пересмотру более 9 раз.

Начало международно-правовой охраны объектов авторского права ознаменовывается принятием в 1886г. в г. Берне. Швейцария Бернской конвенции, но охране литературных и художественных произведений (часто называемой просто Бернская конвенция). Это международное соглашение в области авторского права, которое является первым и ключевым международным соглашением в этой области. Первыми участниками конвенции были Бельгия, Германия, Франция, Испания, Великобритания, Тунис и Швейцария.

Основной целью этой Конвенции было оказание помощи гражданам стран-членов в получении международной охраны на их право контролировать и получать вознаграждение за использование их творческих произведений, таких, как: романы, короткие рассказы, стихи, пьесы: песни, оперы, мюзиклы, сонаты: и рисунки, произведения живописи, скульптуры и архитектуры. Россия присоединилась к этой конвенции только в 1995г. н то с оговоркой, которая была отозвана лишь в декабре 2012г.

Подобно Парижской конвенции Бернская конвенция учредила Международное бюро для выполнения административных задач. В 1893г. эти два небольших бюро объединились в международную организацию под названием «Объединенные международные бюро, но охране интеллектуальной собственности». Расположенное в Берне. Швейцария, со штатом в семь сотрудников эта небольшая организация явилась предшественников современной Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), учрежденной в 1967г. Конвенцией об учреждении ВОИС (Стокгольмской конвенцией), являющейся основной международной организации в области охраны интеллектуальных прав на сегодняшний день. В 1974г. ВОИС получила статус специализированного учреждения системы Организации Объединенных Наций с мандатом на администрацию вопросов интеллектуальной собственности, признаваемым всеми государствами-членами ООН.[35][35]

Заключение

В настоящей курсовой работе, исследованы лишь некоторые вопросы авторского права. Структура работы построена таким образом, чтобы раскрыть основные положения, концепции авторского права и одновременно обозначить параллельно существующие практические и теоретические проблемы. В основе работы - анализ ГК РФ части 1 и 4, а также новейшее законодательство, фундаментальные исследования дореволюционных авторов и современные научные изыскания в этой области.

В основе работы лежит основы авторского права, а также отдельные авторские правомочия. Авторским регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнении, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Объединение в едином институте, который в дальнейшем для краткости будет именоваться просто авторским правом, двух указанных групп норм объясняется теснейшей зависимостью возникновения и осуществления смежных прав от прав авторов творческих произведений, а также урегулированностью соответствующих отношений единым законом.

В качестве основных задач (функций) авторского права чаще всего в юридической литературе называют две следующие задачи:

- с одной стороны, авторское право должно стимулировать деятельность по созданию произведений науки, литературы и искусства. В этих целях авторское право способствует созданию условий для занятия творческим трудом, обеспечивает правовое признание и охрану достигнутых творческих результатов, закрепление за авторами прав на использование созданных ими произведений и получение доходов и т.д.;

- с другой стороны, задачей авторского права считается создание условий для широкого использования произведений в интересах общества. Иными словами, повышение уровня охраны прав авторов ни в коем случае не должно препятствовать использованию их произведений в целях образования и просвещения или служить помехой в стремлении самой широкой аудитории читателей, зрителей, слушателей знакомиться с ними.

Библиография

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

  1. Конституция Российской Федерации / принята всенародным го-

лосованием 12.12.1993г. / поправки от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ, М.: Эксмо, 2016г. - 32 с.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации на 01.11.18г. части 1,

2, 3, 4 (ГК РФ) / М.: Издательство: Проспект, 2018г. - 707 с.

  1. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994г. № 218 (с изм.

от 18.06.2012г.) "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" / Российские вести. - 30.03.1994г.; Российская газета. - 25.09.2007г.

  1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных

произведений. Принята в Берне 09.09.1886г. Россия присоединилась к Конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994г. № 1224 / Собрание законодательства РФ.; 1994г.; № 29 - Ст. 3046 URL: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1001994029000&docid=5520 (Дата обращения: 29.11.2018г.).

  1. Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве

06.09.1952г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994г. № 1224 / Собрание постановлений Правительства РФ.; 1994г.; № 29 - Ст. 3046 URL: (http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1001994029000&docid=5520) (Дата обращения: 29.11.2018г.).

  1. Указ Президента РФ от 05.12.1998г. № 1471 "О мерах по реа-

лизции прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения" / Собрание законодательства РФ.; 1998г.; № 49 - Ст.6016 URL:

http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=100&issid=1001998049000&docid=1955 (Дата обращения: 01.12.2018г.).

  1. Постановление Правительства РФ от 21.03.1994г. № 218 (с изм.

от 18.06.2012г.) "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства" / Российские вести. - 30.03.1994; Российская газета. - 25.09.2007г.

  1. Постановление Правительства РФ от 19.04.2008г. № 285 "Об

утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений" / Российская газета. - 23.04.2008г.

Описание книг одного-трех авторов

  1. Авторское право / Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. - М.: Госюриз-

дат, 1957г. - 278 c.

  1. Позднякова, Е. А. Авторское право: учебник и практикум для

академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018г. - 243 с.

  1. Авторские и смежные с ними права: Постатейный комментарий

глав 70 и 71 Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. П.В. Крашенинникова. - М.: Статут, 2010г. - 480 с.

  1. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции

развития / Э. П. Гаврилов; Отв. ред. В. А. Рассудовский. - М.: Наука, 1984г. – 222 с.

  1. Шершеневич, Г. Ф. Авторское право на литературные произве-

дения / Г. Ф. Шершеневич; сост. В. А. Белов. - М.: Издательство «Юрайт», 2018г. - 274 с.

  1. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодифика-

ции: Сборник статей / В. А. Дозорцев; Исследовательский центр частного права. - М.: Статут, 2005г. - 416 с.

Описание учебников и учебных пособий

  1. Защита интеллектуальной собственности: учебник для бака-

лавриата и магистратуры / А. К. Жарова; под общ. ред. проф. С. В. Мальцевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2015г. - 426 с.

  1. Право интеллектуальной собственности. Т. 1. Общие положения:

Учебник / Под общ. ред. д.ю.н., проф. Л.А. Новоселовой. - М.: Статут, 2017г. - 512 с.

  1. Правовые основы интеллектуальной собственности: учеб. Посо-

бие / В.Г. Москалев; Алт. гос. техн. ун-т. им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009г. - 299 с.

  1. Основы авторского права [Текст]: Авт., изобретательское право,

право на открытие: Учеб. пособие / Д-р юрид. наук О. С. Иоффе. - Москва: Знание, 1969г. - 127 с.

  1. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И. А.

Близнеца. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2015г. - 456 с.

  1. Авторское право в схемах. Учебное пособие / Бирюков А.А. /

Издательство: Проспект, 2018г. - 80 с.

  1. Как защитить интеллектуальную собственность в России. Пра-

вовое и экономическое регулирование: Справочное пособие / Казакова В.К., Корчагин А.Д., Лынник Н.В., Орлова В.В., Полищук Е.П., Талянский В.Б., под ред.: Корчагин А.Д. - М.: Инфра-М, 1995г. - 336 c.

  1. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало.

Т. 1. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2017г. - 511 с.

  1. Российское гражданское право. В 2 т. Т. II. Обязательственное

право: учебник / ред.: Е.А. Суханов, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова - 4-е изд., стер. - М.: Статут, 2015г. - 1208 с.

Описание статьи из периодического издания

  1. Нагорный Р.С. История развития норм о свободном использова

нии объектов авторских и смежных прав до принятия четвертой части ГК РФ / Журнал российского права. - М.: Норма, 2010, № 2. - С. 113-123

  1. Р.И. Ситдикова Участие российской федерации в современной

системе международных договоров в сфере охраны интеллектуальной собственности / Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2016г. - Т. 158, кн. 2. - C. 445-446