Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Общая характеристика авторского права)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С развитием общества не вызывает сомнений важность и особая роль результатов интеллектуальной деятельности. Указанное подтверждается неподдельным интересом государства и общества к развитию инноваций в различных сферах жизни: экономики, законодательства, социальных благ, - стимулированию авторов к созданию новых творческих результатов интеллектуальной деятельности.

Каждый институт права имеет общие и особенные черты, которые отличают его от иных институтов права, и институт авторского права не исключение. Указанный институт стоит на охране не только имущественных интересов авторов, но и на защите их личных прав и интересов - нравственных и духовных.

Между тем, авторское право затрагивает также интересы общества, например, те которые связанны с культурой и просвещением. Данное означает, что правоотношения, которые регулируются нормами, связанными с защитой авторских прав, распространяются за границы частных гражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера.

Вышеуказанное говорит об актуальности выбранной темы курсовой работы и ее интересе.

Объект курсовой работы - правовые нормы, регулирующие реализацию авторских прав и их применение.

Предметом исследования являются общественные правоотношения, складывающиеся при реализации и защите авторских прав.

Цель работы - анализ норм, исследование законодательства в области авторского права, и правоотношений, складывающихся на данной базе норм.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- раскрыть понятие авторских прав, выделить их структуру;

- рассмотреть объекты авторских прав, проанализировать их особенности;

- изучить особенности гражданско-правовых способов защиты авторских прав;

- дать анализ видам ответственности за нарушение авторских прав, выделить их проблемы.

В частности, становление, развитие и особенности авторского права затрагивалась в трудах таких видных ученых, как Б.С. Антимоновым, И.А. Близнецом, М.М. Богуславским, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, П.В. Крашенинниковым, К.Б. Леонтьевым, Л.А. Лунцем, А.Л. Маковским, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Флейшиц, В.Ф. Яковлевым и другими, именно указанные авторы составили теоретическую основу курсовой работы.

В процессе выполнения работы применялся общий диалектический метод научного познания, а также частные научные методы: исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.

Нормативно-теоретическую базу исследования составили  Конституция Российской Федерации, действующее законодательство, регламентирующее гражданско-правовую сферу изучаемых общественных отношений, касающихся, в частности, авторских и интеллектуальных прав. В работе также использованы постановления Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа каждая, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Общая характеристика авторского права

  • 1.1 Становление и развитие авторского права в России

Появление и развитие авторского права большинство исследователей связывают с развитием печатной техники. Изобретение печатного станка позволило распространять дешевые копии литературных произведений.

Однако автор произведения оставался как бы «в стороне», что обусловило необходимость защиты его прав. Появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

Лишь в конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статут королевы Анны принятый 10 апреля 1710 года[1].

Интересно заметить, что первые акты, направленные на разграничение прав авторов и книготорговцев (а именно Статут королевы Анны) были приняты под давлением предпринимателей, а не владельцев авторских прав. Так, до принятия Статута королевы Анны право издания книг имели только члены старейшей гильдии издателей и книготорговцев Statioer's Compay. Наконец закон признал собственником произведения его автора, но это было вызвано не столько заботой о благополучии авторов, сколько давлением группы предпринимателей, желающих разрушить монополию Statioer's Compay на издание и распространение книг[2].

Таким образом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначально возникло как право на использование литературных произведений. Впоследствии круг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себя музыкальные, художественные и другие виды произведений.

Право интеллектуальной собственности на международном уровне свое закрепление получило уже в 19 веке. В 1886 г. Правительствами европейских стран Германии, Франции, Бельгии, Англии, Испании, Италии, Швейцарии была подписана Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений[3], Россия присоединилась к Бернской конвенции только в 1995 г.

Последующее общемировое признание авторского права происходит с принятием Всеобщей декларации (1948), ст. 27 которой гласит: «Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

В 1952 г. В Женеве подписывается Всемирная конвенция об авторском праве (Россия участвует в Конвенции с 1973 г.).[4] Всемирной конвенции расширяет перечень объектов охраны авторского права, в качестве которых теперь признаются литературные, научные и художественные произведения - письменные, музыкальные, драматические и кинематографические, живописи, графики и скульптуры. Устанавливается и минимальный срок действия авторского права, после смерти автора в 25 лет (ст. 4).

В дальнейшем многократно воспринимались интернациональные нормы, общую цель каковых возможно установить равно как формирование обстоятельств согласно соблюдению справедлив интеллектуальной собственности.

Конституционное право многих иностранных государств кроме того сориентировано на охрану итогов умственной работы. В большей степени подобные общепризнанных мерок присутствуют в Конституциях, установленных в 2-ой середине 20 столетия, если вопрос правительственного известности предметов авторского полномочия, их международной защиты существовала критически поставлена в повестку дня пред абсолютно всеми державами общества.

Законодательство Российской федерации в данном проблеме никак не считается отчислением. Таким образом ст. 44 Конституции РФ зафиксировала службу охраны авторского полномочия, а кроме того независимость умственного творчества в согласовании с реалиями нынешнего дня (писательского, образного, академического и иных его разновидностей)[5].

В России регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространением литературных произведений, также как и в Европе возникло не в целях защиты интересов издателей и книгопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российского авторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством.

Вплоть до 1771 г. книгоиздательское проблема являлось в Российской федерации общегосударственной монополией. В 1771 г. существовала выдана 1-ая преимущество в издание книжек в Петербурге в зарубежных стилях и в то же время существовала внедрена самоцензура в зарубежную литературу. То что относится индивидуальных типографий, какие имели возможность б распечатывать книжки в российском стиле, в таком случае их прибор существовало допустимо только Указом от 15 января 1783 г., аннулированного через 13 лет в свойстве очень свободного.

Как подмечают ученые бардовского полномочия окончания 19 - основы 20 столетий, российские законы выступать в роли льготы редкого издательства определенным адвокатским личностям общественного нрава, научным работникам корпорациям, академии уроков[6].

Доминирующее положение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до середины XIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава[7].

Однако непосредственно авторскому праву было посвящено всего пять статей (оные были дополнены правилами). Только в своде законов более позднего издания нормы авторского права стали приложением ст. 420 т. X ч. 1, но и здесь, несмотря на стремление к дифференциации сохранились положения, согласно которым, автор, напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался авторских прав. Кроме того, авторское право по-

старому существовало подчинено комитетам и инспекторам согласно процессам прессы.

Экономические круг интересов правительства Российской федерации и недостаток хорошо созданных бардовских сообществ, какие в собственную очередность, имели возможность б оберегать финансовые круг интересов российских создателей, существовали фактором этого, то что Российская федерация категорически отказалась в XIX в. с присоединения к Бернской конвенции. Никак не несомненно помогли вращения к окружению строя российских и иностранных сочинителей[8].

В 1830 г. был принят Закон «О правах сочинителей, переводчиков и издателей», фактически признавший авторские права правами собственности.

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве. Новый закон, по замечаниям его современников, впитал в себя «современные принципы права вообще и авторского права в частности, блещущий цветами новейших правовоззрений Запада»[9].

В первые годы после Октябрьской революции явно прослеживаются попытки упразднить интеллектуальную собственность вообще. Декретом «О государственном издательстве» принятым 29 декабря 1917 г., специальной комиссии предоставлялось право устанавливать ограниченную сроком (5 лет) государственную монополию на произведения некоторых авторов. Декретом «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918 г.) в собственность государства переходили произведения целого ряда писателей и композиторов.

В период НЭПа принимается (30 января 1925 г.) Закон «Об основах авторского права», замененный 16 мая 1928 г. Основами авторского права. Признавались права авторов на произведения (пожизненно, с переходом к наследникам на срок 15 лет после смерти автора), предусматривалось использование произведений только по договору с автором.

Право СССР об авторском праве в 60-80 гг. существовало показано Основные принципы цивильного законодательства Объединения ССР и федеративных республик 1961 годы, стандартными авторскими соглашениями, разделами «Авторское возможность», содержащимися в Цивильных кодексах федеративных республик (в РСФСР - заметки 475-516 ГК), множественными республиканскими распоряжениями об авторском гонораре. Данное право существовало чрезмерно зарегламентировано и включало существенные изъятия с области авторских прав. Совместно с этим, оно хорошо обслуживало административно-инструктивную концепцию, имевшуюся в СССР[10].

К началу 90-х гг. в Российской Федерации начинается постепенная смена законодательства. Так 3 августа 1992 года на территории России были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. Раздел IV Основ («Авторское право»), предусматривал новую регламентацию авторских прав, а также вводил правовую охрану смежных прав.

С принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» они утратили силу с 1 января 2008 г. Указанные правоотношения регулируются гражданским законодательством (ст. 1225 - 1551 ГК РФ).

В свойстве ключевых проблем (функций) нынешного отечественного авторского полномочия нередкого в целом в адвокатской литературе именуют 2 последующие проблемы. С одной края, авторское возможность обязано заинтересовывать работа согласно формированию творений урока, литературы и художества. В данных мишенях авторское возможность содействует формированию обстоятельств с целью обучения креативным работой, гарантирует законное принятие и службу охраны завоеванных творческих итогов, фиксирование из-за создателями справедлив в применение сформированных выделиться творений и приобретение прибыли и т. д . С иной края, проблемой авторского полномочия является формирование обстоятельств с целью обширного применения творений в интересах сообщества. Другими текстами, увеличение степени защиты справедлив создателей буква в каком случае никак не обязано мешать применению их творений в мишенях создания и просвещения либо быть помехой в желании наиболее обширной аудитории читателей, публику, слушателей ознакомляться с ними. Отмеченные проблемы авторского полномочия близким способом сопряжены с его принципами.

Принципы авторского права - это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений. Возникают в судебной практике случаи, когда трудно определить является вновь созданное произведение самостоятельным или является производным из другого [11]. Не будучи закрепленными, в конкретных статьях закона, принципы авторского права выводятся из анализа всей совокупности авторско-правовых норм. Знание принципов позволяет ориентироваться в авторском законодательстве, правильно толковать и применять на практике отдельные его нормы, а также решать вопросы, на которые нет прямого ответа в действующем законодательстве. К числу основных принципов российского авторского права, отраженных в содержании его норм на современном этапе развития, относятся следующие.

Во-первых, принципом авторского права может и должен считаться принцип свободы творчества, который прямо закреплен ст. 44 Конституции РФ. Данный принцип, лишь недавно наполненный реальным содержанием, пронизывает все авторское законодательство и конкретизируется в целом ряде его норм. Так, свобода творчества несовместима с цензурой произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время цензура в России запрещена в законодательном порядке. Обеспечивая свободу творчества, авторское право охраняет все произведения науки, литературы и искусства независимо от их назначения, достоинств и способа выражения. В этих же целях закон не ограничивает круг охраняемых произведений каким-либо перечнем и охраняет любые результаты творческой деятельности, существующие в объективной форме. Творцы произведений свободны в выборе темы, сюжета, жанра и формы воплощения, создаваемых ими понятий или художественных образов, а также самостоятельно решают вопросы о выпуске своего произведения в свет, придании произведению окончательной формы.

Во-вторых, принципом авторского права является сочетание личных интересов автора с интересами общества. Хотя данный принцип, безусловно, проявляется и в других институтах права интеллектуальной собственности и гражданского права в целом, в авторском праве он имеет особое значение. В основе авторского права лежит признанное за автором монопольное право на использование созданного им произведения. Определение разумных границ этой монополии на протяжении веков являлось одной из главных проблем авторского права. В настоящее время уже никто не утверждает, что авторы должны иметь неограниченный контроль за использованием своих произведений. Ничем не ограниченная монополия необходима и возможна лишь в отношении необнародованных произведений. Если же произведение с согласия автора стало доступно для всеобщего сведения, его права на произведение не могут быть столь обширными, чтобы полностью игнорировать интересы других граждан и общества в целом. Законы демократического общества не только гарантируют охрану интеллектуальной собственности, но и закрепляют право членов общества на участие в культурной жизни и пользование достижениями культуры.

Общество в равной степени заинтересовано как в свободном доступе к творческим произведениям своих членов, так и в том, чтобы создаваемые произведения эффективно охранялись нормами авторского права[12]. В этой связи в авторском законодательстве России, как и в законодательстве других стран, за авторами закрепляется широкий круг исключительных личных и имущественных прав, устанавливается, что произведения могут быть использованы, по общему правилу, лишь на основании договоров с их авторами на согласованных с ними условиях, определены сроки действия субъективного авторского права и т. д. В то же время с учетом интересов общества установлены случаи, когда произведения могут свободно использоваться указанными в законе заинтересованными лицами.

В-третьих, в качестве одного из принципов российского авторского права может быть выдвинуто положение о неотчуждаемости личных неимущественных прав автора[13]. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда зарубежных стран. По российскому авторскому законодательству, личные неимущественные права автора (право авторства, право на имя и пр.) не могут перейти к другим лицам, хотя бы сам автор и выразил на это свое согласие. Подобное соглашение не будет иметь юридической силы и является недействительным. Поэтому даже в тех случаях, когда произведение создано в порядке выполнения служебного задания, личные неимущественные права сохраняются за автором и должны быть во всех случаях обеспечены. Этими же соображениями продиктованы нормы российского законодательства, устанавливающие, что право авторства, право на авторское имя, право на неприкосновенность произведения не переходят по наследству, что в случаях так называемого «свободного» использования произведений обязательно указание имени автора и т. д. Что же касается имущественных прав авторов, то они могут передаваться другим лицам по авторскому договору, в порядке наследования, а также в силу закона.

1.2. Понятие и структура авторских прав

В законодательстве Европейского союза можно обнаружить описание авторского права с экономической точки зрения: «Авторское право есть экономическая основа для индустрии творчества, поскольку оно стимулирует инновации, созидание, инвестиции и производство... Авторское право - это важный инструмент, гарантирующий вознаграждение за творческий труд»[14]

С юридической точки зрения авторское право является правовым институтом, входящим в подотрасль гражданского права об интеллектуальных правах. В этой связи для выработки понятия авторского права необходимо учитывать общие положения о предмете гражданского права: гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ)[15]. В советский период отечественного права принято было давать понятие авторскому праву как группе норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства[16]. Думается, однако, что сам процесс творчества (создание произведений) не подлежит правовому регулированию. Не случайно действующее российское законодательство берет на себя только установление условий, при которых результаты интеллектуальной деятельности (и произведения в их числе) признаются охраняемыми. Современные исследователи подчеркивают миссию (предназначение) авторского права как области законодательства, признающей и закрепляющей субъективные права определенных лиц на результаты творчества, которые закон, в свою очередь, причисляет к охраняемым объектам[17].

Таким образом, можно дать следующее понятие авторского права. Авторское право - это совокупность гражданско-правовых норм, которые: 1) устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом; 2) устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение; 3) регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение; 4) предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты.

Глава 70 ГК РФ содержит нормы, относящиеся к правам на произведения науки, литературы и искусства. Традиционно совокупность таких норм называется авторским правом (copyright, droit d'auteur).

Но, несмотря на такое название, данный институт не регулирует отношения, связанные с авторством на другие результаты творческой деятельности, которые рассматриваются в рамках патентного права, права на исполнение, права на селекционные достижения, права на топологию интегральной микросхемы[18].

Вместе с тем авторское право регулирует все гражданские отношения, связанные с использованием произведения[19], даже если его автор не является непосредственным участником такого отношения (например, в случае использования произведения по разрешению вторичного правообладателя).

Таким образом, название «авторское право» в определенной мере условно и отвечает традиции понимания под авторским правом (в объективном смысле) совокупности норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и использованием произведений и распоряжением исключительным правом на него.

Отмеченная условность относится и к авторскому праву (в субъективном смысле) как интеллектуальному праву на произведение науки, литературы и искусства.

Таким образом, необходимо различать права автора, под которыми понимаются интеллектуальные права, принадлежащие автору любого результата творческой деятельности, и авторские права, под которыми понимаются интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства, причем независимо от того, кому эти права принадлежат - автору произведения или иному лицу - правообладателю, получившему исключительное право на произведение в установленном порядке[20].

На основании указанного в ст. 1226 Гражданского кодекса РФ[21] деления интеллектуальных прав в комментируемой статье устанавливаются виды авторских прав, возникающих в отношении произведений.

Критерием разделения авторских прав, прежде всего, служит наличие данных прав на любое произведение или на определенные виды произведений (служебные, изобразительные, архитектурные и т.д.)[22].

Поскольку Гражданский кодекс РФ исходит из того, что первоначально все права на произведение возникают у автора, в п. п. 2 и 3 ст. 1255 указывается, что соответствующие авторские права принадлежат именно автору. Это не означает непередаваемости (неотчуждаемости) всех этих прав.

Как уже отмечалось, под авторскими правами понимаются все интеллектуальные права на произведение (как передаваемые, так и непередаваемые).

Установлен исчерпывающий перечень интеллектуальных прав, возникающих в отношении любого произведения, охраняемого на территории Российской Федерации. Этот перечень можно условно разделить на две группы: исключительное право как имущественное право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом и личные неимущественные права автора (подп. 2 - 5 п. 2 ст. 1255 ГК РФ).

Стоит отметить наличие иных (специальных) прав, помимо отмеченных в п. 2 ст. 1225 ГК РФ, в отношении отдельных категорий произведений. Эти права по своей природе неоднородны. Некоторые из них представляют собой личные имущественные права создателя произведения. К числу таких прав относится право следования. Это право обеспечивает защиту законных интересов автора произведения изобразительного искусства при перепродажах его произведений в связи с признанием его таланта.

При рассмотрении споров, возникающих в связи с применением положений Гражданского кодекса РФ о праве следования, необходимо иметь в виду: в соответствии с пунктом 1 статьи 1293 Кодекса существо права следования состоит в том, что автор имеет право на получение вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства. В отличие от исключительного права право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение. Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (пункт 2 статьи 1293 Гражданского кодекса РФ)»[23].

Другие права связаны с реализацией права на использование произведения. Так, в целях осуществления права на воспроизведение своего произведения изобразительного искусства его автор обладает правом доступа к оригиналу произведения (п. 1 ст. 1292 Гражданского кодекса РФ). То есть право доступа связано с независимостью исключительного права на произведение от права собственности на его оригинал и обеспечением такой независимости, в частности, путем предоставления реальной возможности воспроизвести оригинал произведения[24].

Принадлежащие автору произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства право на авторский контроль за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта (п. 2 ст. 1294 Гражданского кодекса РФ)[25] связаны не только с использованием произведения, но и с личными неимущественными правами автора (в частности, права на неприкосновенность произведения).

Принадлежащее работнику право на вознаграждение за служебное произведение обусловлено тем, что закон устанавливает безотлагательный переход исключительного права на служебное произведение к работодателю с момента создания такого произведения (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что авторское право - это совокупность гражданско-правовых норм, которые: устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом; устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение; регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение; предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты. Иные авторские права, возникающие в отношении отдельных категорий произведений направлены на реализацию основных авторских прав и защиту законных интересов авторов, обусловленных этими правами. В этом смысле они носят дополнительный характер по отношению к основным авторским правам; предопределяются теми или иными особенностями использования произведений и распоряжения ими, а равно распоряжения исключительным правом; принадлежат только автору и непередаваемы вне зависимости от того, являются они имущественными или нет.

1.3. Объекты авторских прав

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Согласно п. 80 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 года № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» перечень объектов авторского права, содержащийся в пункте 1 статьи 1259 ГК РФ, не является исчерпывающим.

Судам при разрешении вопроса об отнесении конкретного результата интеллектуальной деятельности к объектам авторского права следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что, пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Необходимо также принимать во внимание, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права[26].

Объекты авторских прав обладают общими признаками с иными результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Особенностью рассматриваемых объектов (в отличие от объектов вещных прав) является то, что они нематериальны. Поэтому исключительное право, которое в силу ст. 1227 ГК РФ признается на объекты авторских прав, не включает в себя правомочие владения, а содержит только правомочия использования и распоряжения. Данные объекты не подвержены физической амортизации. Результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации являются необоротоспособными, т.е. не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому, а объектом распоряжения выступают исключительные права на них (п. 4 ст. 129 ГК РФ). Кроме того, признаком рассматриваемых объектов является их неограниченность в пространстве и, как следствие, возможность одновременного использования неограниченным кругом лиц[27].

Нормами авторского права устанавливается режим правовой охраны внешнего выражения произведения, что предполагает его охрану именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован. Поэтому традиционно считается, что авторское право охраняет форму произведения, но не его содержание (оригинальную идею, авторскую концепцию, сюжетную линию и т.п.)[28].

Для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав необходимо, чтобы он отвечал двум основным критериям охраноспособности (специальные признаки объектов авторских прав).

Согласно ст. 1257 ГК РФ[29] автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, основным требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя. В отечественной цивилистической доктрине были выработаны два основных подхода к определению творчества: субъективный и объективный.

Субъективный подход предполагает, что охраноспособное произведение должно отражать в себе личность и индивидуальность автора, его уникальный авторский стиль и т.п[30].

Объективный подход основывается на положении о том, что условием предоставления произведению правовой охраны является не субъективно-творческий характер деятельности автора, а творческий характер результата, его новизна[31].

Отечественное законодательство основывается на субъективном подходе: требование творчества предъявляется к труду автора. Господством субъективного подхода в отечественном правопорядке объясняется следующая правовая позиция высших судебных инстанций: само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что он создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторских прав[32].

Судебная практика исходит из презумпции, что результат интеллектуальной деятельности создан творческим трудом, пока не доказано иное.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме (п. 3 ст. 1259 ГК РФ).

В качестве примеров формы выражения произведения в ГК РФ законодатель приводит письменную, устную форму (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ)[33]. Перечень является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения)[34].

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. Вместе с тем в отношении программы для ЭВМ и баз данных законодатель допускает возможность регистрации, которая осуществляется по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК РФ (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Объектами авторских прав прежде всего являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения - п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ), и составные произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или др. - п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ)[35].

Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав.

Подлежит охране не только произведение в целом, но и часть произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261 - 1262 ГК РФ).

Исключительное право на произведения науки, литературы и искусства распространяется на произведения:

- обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

- обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками)[36].

Так, исключительное право на произведение может быть признано за иностранными гражданами (их правопреемниками) в случаях, если произведение обнародовано на территории Российской Федерации[37]; если произведение не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации; если произведение обнародовано за пределами территории Российской Федерации или не обнародовано, но находится в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, но в соответствии с международными договорами Российской Федерации подлежит правовой охране, данное правило распространяется также на лиц без гражданства (ст. 1256 ГК РФ). Например, Соглашение «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г., участницы - страны ЕврАзЭС) [38]; «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.)[39] и др.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов (латинской буквы «C» в окружности, имени или наименования правообладателя; года первого опубликования произведения) (ст. 1271 ГК РФ).

Таким образом, не любое произведение может быть отнесено к объектам авторских прав[40]. Если произведение имеет творческий характер, новизну и оригинальность, воплощено в объективной форме, то тогда оно признается объектом авторских прав. Творческий характер произведения означает, что оно было создано в результате творческой деятельности автора. Новизна подразумевает неизвестность творческого результата другим лицам. Под оригинальностью понимается уникальность, неповторимость произведения. Объективность формы произведения означает, что оно существует в письменной, устной, объемно-пространственной форме, в форме изображения, звукозаписи, видеозаписи и т.п. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения.

Глава 2. Особенности правового регулирования авторского права

2.1. Защита авторских прав

Как известно, для защиты авторских прав не требуется совершения каких-либо юридически значимых действий и соблюдения иных формальностей. Однако это не означает, что автору или иному правообладателю не стоит предпринимать никаких усилий для охраны своих прав. Поэтому считаем необходимым остановиться на тех способах защиты авторского права, которые используются в настоящее время[41].

Самым простым из них является обнародование произведения. Вместе с тем при таком подходе существует опасность возникновения в будущем необходимости доказывания авторства в суде.

Еще одним способом выступает депонирование произведений, заключающееся в регистрации прав в негосударственных организациях, осуществляющих коллективное управление авторскими правами.

Так, например, любой правообладатель может добровольно зарегистрировать соответствующее литературное или художественное произведение как объект авторского права в Российском авторском обществе. Такая регистрация будет иметь доказательное значение в случае возникновения спора об авторстве[42].

Праву на неприкосновенность произведения посвящена ст. 1266 ГК РФ, в которой установлено, что без согласия автора не допускается внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений. Нельзя снабжать используемое произведение иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Если произведение используется после смерти автора, то лицо, обладающее исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения, а также что такие действия не противоречат воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Извращение, искажение или иное изменение произведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию автора, равно как и посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации. В этих случаях по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства автора и после его смерти.

При этом необходимо отметить, что для применения такого способа защиты требуется не только установить факт нарушения авторских прав, но и доказать порочащий характер внесенных в произведение извращений, искажений и иных изменений[43].

В случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233[44] (когда правообладатель сделал публично заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведения на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока) и п. 2 ст. 1286.1 (предоставление лицензиату права использовать принадлежащее ему произведение для создания нового результата интеллектуальной деятельности) ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания, указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно[45]. Если соответствующие указания отсутствуют или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляются наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами.

В ст. 1299 ГК РФ технические средства защиты авторских прав определяются как любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Примером таких средств защиты может служить запрет на копирование лицензионной программы ЭВМ.

В отношении произведений не допускается:

- осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

- изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказания соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав, либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае совершения таких действий правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

Если разрешено свободное использование (ст. 1274 ГК РФ) и свободное воспроизведение произведения без согласия автора или иного правообладателя (ст. 1278 ГК РФ), но эти действия невозможно осуществить в силу наличия технических средств защиты авторских прав, лицо, правомерно претендующее на осуществление такого использования, может требовать от автора или иного правообладателя снять ограничения использования произведения либо предоставить возможность такого использования по выбору правообладателя при условии, что это технически возможно и не требует существенных затрат[46].

Необходимо отметить, что нормами ГК РФ охраняется не только авторское право, но и информация о нем. К ней относится информация:

- идентифицирующая произведение автора или иного правообладателя[47];

- об условиях использования произведения, содержащаяся на оригинале или экземпляре произведения, которая приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация[48].

В отношении произведений не допускается:

- удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

- воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

В случае совершения указанных действий правообладатель по своему выбору может требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.

В ст. 1301 ГК РФ установлена гражданско-правовая ответственность за нарушение исключительного права на произведение. В этом случае автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ (ст. 1250, 1252, 1253), вправе в соответствии с п. 3 ст. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

- в размере от 10 тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда, исходя из характера нарушения;

- двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

- двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель[49].

На основании п. 1 ст. 1302 ГК РФ суд может запретить ответчику или лицу, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских прав, совершать определенные действия (изготовление, воспроизведение, продажу, сдачу в прокат, импорт либо иное предусмотренное ГК РФ использование, а также транспортировку, хранение или владение) в целях введения в гражданский оборот экземпляров произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными.

Суд также может принять соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, направленные на пресечение неправомерного использования произведений в информационно-телекоммуникационных сетях, в частности, на ограничение доступа к материалам, содержащим незаконно используемые произведения.

Порядок ограничения доступа к таким материалам установлен в ст. 15.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[50]. В частности, если правообладатель обнаружит в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в Интернете, объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), распространяемые в таких сетях, или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, то он вправе обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие объекты или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта. Форма заявления правообладателя о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии) или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания утверждена Приказом Роскомнадзора от 29.04.2015 № 42[51].

Суд может наложить арест на все экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для их изготовления или воспроизведения.

При наличии достаточных данных о нарушении авторских прав органы дознания или следствия обязаны принять меры для розыска и наложения ареста на экземпляры произведения, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также на материалы и оборудование, используемые или предназначенные для воспроизведения указанных экземпляров произведения, включая в необходимых случаях меры по их изъятию и передаче на ответственное хранение (п. 2 ст. 1302 ГК РФ).

Исходя из изложенного, приходим к выводу, что самыми простыми способами защиты авторского права является обнародование произведения и депонирование произведений. Для контроля соблюдения авторских прав, разрабатываются и усовершенствуются технические средства защиты авторских прав.

2.2. Ответственность за нарушение авторских прав

В отечественной науке гражданского права до сих пор не сформирована единая позиция по вопросам правовой природы компенсации за нарушение исключительных авторских прав[52]. Отдельные ученые рассматривают компенсацию как особый вид ответственности, ни в чем не совпадающий с остальными[53]. Некоторые считают ее институтом возмещения убытков[54]. Наконец, многие отмечают наличие признаков, присущих штрафным санкциям[55] или же неустойке в деликтных обязательствах[56].

При этом горячие научные дискуссии относительно правовой природы компенсации за нарушенные авторские права компенсируются весьма прохладной практикой правоприменения.

Гражданский кодекс РФ четко определяет, что авторские права, равно как и интеллектуальные права вообще, могут быть защищены любыми способами, предусмотренными ГК РФ, «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права» (п. 1 ст. 150 ГК РФ).

Надо помнить, что в отдельных случаях ГК РФ определяет специальные способы защиты, предназначенные для применения исключительно при нарушениях некоторых аспектов интеллектуальных прав, например положения о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права. Отметим, что соответствующие способы защиты могут использоваться правоприменительными и судебными органами только по требованию правообладателей или организаций, управляющих правами на коллективной основе.

Гражданский кодекс РФ особо указывает, что отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав. Например, опубликование решения суда о существующем нарушении и пресечении действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляется независимо от вины нарушителя и за его счет.

В то же время используемые способы защиты, предусмотренные ГК РФ, значительно отличаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено.

Например, защита личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) может производиться путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- компенсации морального вреда;

- публикации решения суда о допущенном нарушении[57].

В дополнение к этому защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями ст. 152 ГК РФ.

Указанные постулаты ГК РФ должны использоваться в случаях нарушения личных неимущественных прав как авторов, так и иных лиц, в том числе при нарушении права на указание имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта (п. 4 ст. 1240 ГК РФ), издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ), изготовителя аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ), работодателя при использовании служебного произведения (п. 3 ст. 1295 ГК РФ), изготовителей фонограмм (п. 1 ст. 1323 ГК РФ), изготовителей баз данных (п. 2 ст. 1333 ГК РФ и публикаторов (п. 1 ст. 1338 ГК РФ)[58].

Надо особо отметить, что правообладатели смежных прав, например исполнители, также могут пользоваться указанными выше способами защиты нарушенных прав, поскольку в силу ст. 1313 ГК РФ исполнитель считается «автором исполнения».

Защиту исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) возможно осуществить путем предъявления требования:

- о признании права - субъекту, который не признает или иным образом не соблюдает право, допуская нарушение интересов правообладателей;

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- о возмещении убытков;

- об изъятии материального носителя - оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав;

- о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Данное требование возможно предъявить к любому субъекту, нарушившему исключительное право вне зависимости от наличия его вины[59].

В соответствии со ст. ст. 1301 и 1311 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения или объекты смежных прав вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав[60].

Вспомним, что возможность взыскания такого вида компенсации допускалась еще Законом об авторском праве и смежных правах с 1993 г., а необходимость ее включения в законодательство на современном этапе обусловлена сложностью доказывания размера убытков, причиненных нарушением исключительных прав в отношении произведения или объектов смежных прав[61].

В последние годы компенсация назначается вместо возмещения убытков и считается самым востребованным способом защиты авторских прав.

В то же время, как отмечается в материалах судебной практики, «законом не предусмотрено, что данная компенсация является возмещением убытков в форме неполученной выгоды или является штрафом. Анализ правовых норм, связанных с выплатой компенсации за нарушение права, позволяет сделать вывод о том, что компенсация представляет собой возможность потерпевшей стороне избрать один из способов защиты своих прав. Или самой определить (рассчитать) размер понесенных убытков в форме прямого ущерба, или воспользоваться установленным законом способом определения размера причитающейся компенсации, являющейся по своей сути платой за неосновательное обогащение»[62].

А.Е. Галаханова и Д.А. Ловцов справедливо подметили, что несмотря на все несовершенство правового регулирования материальная ответственность, возникающая вследствие нарушения исключительных прав, является наиболее логичной и действенной, т.к. позволяет компенсировать правообладателю доход, не полученный в результате неправомерных действий[63]. Итак, согласно п. 3 ст. 1299 ГК РФ лицо, чье право признается нарушенным, вправе по собственному выбору требовать от нарушителя либо возмещения убытков, либо компенсации по правилам ст. 1301 ГК РФ. При этом такому истцу предоставляется возможность выбора одного из трех способов расчета компенсации:

1) на усмотрение суда (от 10 тысяч до 5 миллионов рублей);

2) двукратный размер стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) двукратный размер обычной цены, на условиях уплаты которой возможно правомерное использование исключительного права на результат интеллектуальной деятельности в сравнимых обстоятельствах.

В вопросе распределения бремени ответственности стоит обратить внимание на бремя доказывания факта правонарушения. Судебной практикой была признана необходимость отклонения от общего правила доказывания, согласно которому кто утверждает, тот и доказывает. В этой связи стоимость контрафактных экземпляров доказывается именно нарушителем, а не лицом, которое утверждает, что его право нарушено (см. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 25 февраля 2013 г. по делу № 33-2355).

В ряде случаев такая ответственность носит безвиновный характер, т.е. наличие вины не является обязательным критерием наличия состава гражданского правонарушения[64]. Подобное положение применимо в случаях, когда установлена так называемая презумпция вины подразумеваемого нарушителя исключительных прав (если нарушение связано с осуществлением предпринимательской деятельности).

Меры ответственности также установлены в отношении случаев, при которых констатируется фактическая невозможность приобретения в законном порядке исключительного права на объект интеллектуальных прав ввиду применения технических средств защиты интеллектуальных прав (п. 4 ст. 1299 ГК РФ). В данном случае потенциальный правообладатель вправе требовать от автора или иного правообладателя снятия ограничений, установленных путем применения технических средств защиты[65].

Таким образом, гражданско-правовое регулирование ответственности за ущерб, причиненный правообладателю результата интеллектуальной деятельности, направлено на максимально возможное восстановление его нарушенных прав. Оно диспозитивно по своему содержанию, т.к. позволяет выбрать меру ответственности, которая в конкретных обстоятельствах наиболее разумна и целесообразна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

1. Авторское право - это совокупность гражданско-правовых норм, которые: устанавливают основания возникновения и порядок осуществления интеллектуальных прав на произведение; устанавливают условия признания произведения науки, литературы и искусства охраняемым объектом; предусматривают охрану интеллектуальных прав на произведение и способы их защиты; регулируют отношения по поводу использования произведения и распоряжения правами на произведение.

2. Не любое произведение может быть отнесено к объектам авторских прав. Если произведение имеет творческий характер, новизну и оригинальность, воплощено в объективной форме, то тогда оно признается объектом авторских прав. Творческий характер произведения означает, что оно было создано в результате творческой деятельности автора. Новизна подразумевает неизвестность творческого результата другим лицам. Под оригинальностью понимается уникальность, неповторимость произведения. Объективность формы произведения означает, что оно существует в письменной, устной, объемно-пространственной форме, в форме изображения, звукозаписи, видеозаписи и т.п. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения

3. Законодательством об авторском праве охраняется внешнее выражение произведения, что предполагает его защиту именно в том виде, в котором данный результат творческого труда был объективирован.

4. В настоящее время основными способами защиты авторского права являются обнародование произведения, депонирование произведений, заключающееся в регистрации прав в негосударственных организациях, осуществляющих коллективное управление авторскими правами.

5. Нормами Гражданского кодекса РФ охраняется не только авторское право, но и информация о нем.

6. В науке гражданского права до сих пор не имеется единой позиции, касающейся вопросов правовой природы компенсации за нарушение исключительных авторских прав. Гражданский кодекс РФ четко устанавливает, что авторские права, равно как и интеллектуальные, вообще, могут быть защищены любыми способами, предусмотренными гражданскогно законодательства, «с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права», но, одновременно, способы защиты, которые могут быть применены, значительно отличаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено. Гражданско-правовое регулирование ответственности диспозитивно по своему содержанию, поскольку позволяет выбрать ту меру защиты, которая в конкретных обстоятельствах наиболее целесообразна и разумна.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. // Бюллетень международных договоров. - 2003. - №9.

Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сент. 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1973. - № 24. - Ст. 139.

О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности: соглашение: заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г. // Бюллетень международных договоров. - 2013. - № 6.

О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав: соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. // Бюллетень международных договоров. - 2008. - № 3.

Директив № 2012/28/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 года «Об определенном разрешенном использовании произведений, не определяемых по субъекту авторского права» // СПС КонсультантПлюс.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 августа 2014г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ //Российская газета, № 289. – 2006.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ: по сост. на 19.07.2018 // Российская газета, № 165. – 2006.

Приказ Роскомнадзора от 29.04.2015 № 42 «Об утверждении формы заявления правообладателя о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания» // URL: http://www.pravo.gov.ru

Литература:

Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1912. – 645 с.

Братусь Д.В. Организационные авторские права (общие положения) // Власть Закона. - 2018. - № 3. С. 208-213.

  1. Галаханова А.Е., Ловцов Д.А. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право. - 2011. - № 4. – С. 53-60.
  2. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. - 2005. - № 1. – С. 98-101.
  3. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
  4. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Гос. изд-во юрид. лит., - 1955. – 110 с.
  5. Горохова О. Особенности наследования исключительного авторского права //Авторское право и смежные права. - 2018. - № 12. - 39-44с .
  6. Гурский Р.А. Компенсация в системе гражданско-правовых способов защиты авторского права // Новая правовая мысль. - 2005. - № 3.
  7. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. – 289 с.
  8. Иоффе О.С. Советское гражданское право: В 3 т. Л., 1965. Т. 3. С. 5; Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М., 1956. – 305 с.
  9. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. - 2007. - № 2. - 364 с.
  10. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. – 369с.
  11. Курманов А. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права // Юрист вуза. - 2008. - №3. - С. 62-68.
  12. Комментарий судебной практики. Вып. 20 / Под ред. К.Б. Ярошенко. М.: КОНТРАКТ, 2015. – 421 с.
  13. Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М.: Статут, 2010. 692 с.
  14. Осипов М.Ю. Защита авторских прав в сети Интернет: основные особенности и проблемы // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 12. - С. 120-129.
  15. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Российской газеты, 2017. - Вып. 21. – С. 95-103.
  16. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. - 600 с.
  17. Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник ВАС РФ. - 1997. - № 8. – С. 64-69.
  18. Старженецкий В.О. О природе компенсации за нарушение исключительных прав // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 11. – С. 98-103.
  19. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - 2002. - №8. - С. 51-55.

Судебная практика:

Пленум ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23.04.2019 года № 10 // Российская газета. – 2019. - № 96.

Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 августа 2004 г. по делу № КГ-А40/6637-04; от 24 августа 2004 г. по делу № А40/6641-04.

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2000 г. № КА-А40/5279-00.

  1. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - 2002. - №8. - С. 51

  2. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - С.14.

  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сент. 1886 г. // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 9.

  4. Всемирная конвенция об авторском праве (подписанная в Женеве 6 сент. 1952 г.) // Собрание Постановлений Правительства СССР. - 1973. - № 24. - С. 139.

  5. Курманов А. Охрана интеллектуальной собственности и нормы международного и российского права // Юрист вуза. - 2008. - №3. - С. 62-63.

  6. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1912. - С. 32.

  7. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.,1996. - Ст.36-37.

  8. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. - М.: Норма, 2000. - Ст.14.

  9. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб.: Издание юридического книжного склада «Право», 1912. - С.5.

  10. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

  11. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2000 г. № КА-А40/5279-00.

  12. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - 2002. - №8. - С. 51

  13. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. С. 113, 121.

  14. Преамбула Директивы № 2012/28/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 25 октября 2012 года «Об определенном разрешенном использовании произведений, не определяемых по субъекту авторского права» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения: 05.05.2019).

  15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. -1994. - № 238-239.

  16. Гордон М.В. Советское авторское право. М.: Гос. изд-во юрид. лит., 1955. С. 5

  17. Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // О кодификации гражданского права (1922 - 2006). - М.: Статут, 2010. - С. 592.

  18. Горохова О. Особенности наследования исключительного авторского права //Авторское право и смежные права. - 2018. - № 12. - С. 40.

  19. Братусь Д.В. Организационные авторские права (общие положения) // Власть Закона. - 2018. - № 3. С. 209.

  20. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. - 600 с.

  21. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. -1994. - № 238-239.

  22. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. – 289 с.

  23. Горохова О. Особенности наследования исключительного авторского права //Авторское право и смежные права. - 2018. - № 12. - С. 42.

  24. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. М., 1963. - С. 23

  25. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Российская газета. -1994. - № 238-239.

  26. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 23.04.2019 года № 10 // Российская газета. – 2019. - № 96.

  27. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. С. 113, 121.

  28. Гаврилов Э.П. Авторское право и «диссертационное право» // Патенты и лицензии. - 2018. - № 12. - С. 13.

  29. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета, 2006. - № 289.

  30. Иоффе О.С. Советское гражданское право / О.С. Иоффе. - В 3 т.- Т. 3. - Л., 1965. - С. 5.

  31. Гордон М.В. Советское авторское право. М., 1955. С. 63; Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике / М.В. Гордон. - М., 1963. - С. 23;

  32. Постановления Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от 26 марта 2009 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (Дата обращения: 06.05.2019).

  33. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. - 2005. - № 1;-. – С. 54.

  34. Кашанин А.В. Творческий характер как условие охраноспособности произведения в российском и иностранном авторском праве // Вестник гражданского права. - 2007. - № 2. - С. 97.

  35. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. С. 113, 121.

  36. Галаханова А.Е., Ловцов Д.А. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право. - 2011. - № 4. – С. 124.

  37. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. - 2005. - № 1. – С. 56.

  38. Соглашение «О единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности» (заключено в г. Москве 9 декабря 2010 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2013. - № 6.

  39. Соглашение «О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав» (Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень международных договоров. 2008. № 3.

  40. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Российской газеты, 2017. - Вып. 21. – С.98-99.

  41. Рагулина А.В., Никитова А.А. Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и защита. М.: Российской газеты, 2017. - Вып. 21. – С.98-99.

  42. Братусь Д.В. Организационные авторские права (общие положения) // Власть Закона. - 2018. - № 3. С. 209.

  43. Осипов М.Ю. Защита авторских прав в сети Интернет: основные особенности и проблемы // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 12. С. 120.

  44. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ // Российская газета, 2006. - № 289.

  45. Осипов М.Ю. Защита авторских прав в сети Интернет: основные особенности и проблемы // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 12. С. 120.

  46. Маковский А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // О кодификации гражданского права (1922 - 2006). - М.: Статут, 2010. - С. 592.

  47. Горохова О. Особенности наследования исключительного авторского права //Авторское право и смежные права. - 2018. - № 12. - С. 40.

  48. Братусь Д.В. Организационные авторские права (общие положения) // Власть Закона. - 2018. - № 3. С. 209

  49. Осипов М.Ю. Защита авторских прав в сети Интернет: основные особенности и проблемы // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 12. С. 120.

  50. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. – 2006. - № 165.

  51. Приказ Роскомнадзора от 29.04.2015 № 42 «Об утверждении формы заявления правообладателя о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим объекты авторских и (или) смежных прав (кроме фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии), или информацию, необходимую для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, без разрешения правообладателя или иного законного основания» // URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения 15.05.2019).

  52. Старженецкий В.О. О природе компенсации за нарушение исключительных прав // Вестник ВАС РФ. - 2003. - № 11. - С. – 98.

  53. Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник ВАС РФ. - 1997. - № 8. – С. 34-35.

  54. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2003. - С. 384.

  55. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). М., 2000. - С. 424.

  56. Гурский Р.А. Компенсация в системе гражданско-правовых способов защиты авторского права // Новая правовая мысль. - 2005. - № 3. С. – 87.

  57. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей. М., 2005. С. 113, 121.

  58. Гаврилов Э.П. Авторское право и «диссертационное право» // Патенты и лицензии. - 2018. - № 12. - С. 13.

  59. Гурский Р.А. Компенсация в системе гражданско-правовых способов защиты авторского права // Новая правовая мысль. - 2005. - № 3. С. – 87.

  60. Галаханова А.Е., Ловцов Д.А. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право. - 2011. - № 4. – С. 54.

  61. Симкин Л.С. Из практики рассмотрения дел о правовой охране программ для ЭВМ // Вестник ВАС РФ. - 1997. - № 8. – С. 34-35.

  62. Постановления ФАС Московского округа от 31 августа 2004 г. по делу № КГ-А40/6637-04; от 24 августа 2004 г. по делу № А40/6641-04.

  63. Галаханова А.Е., Ловцов Д.А. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право.- 2011. - № 4. – С. 89.

  64. Ярошенко К.Б. Комментарий судебной практики / К.Б. Ярошенко. М.: КОНТРАКТ, 2015. - С. 117.

  65. Галаханова А.Е., Ловцов Д.А. Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет // Информационное право.- 2011. - № 4. – С. 87.