Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общее понятие о гражданском праве (Предмет и методология теории государства и права как науки)

Содержание:

Введение

В своей работе я достаточно основательно постараюсь осветить основные вопросы такой дисциплины, как «Теория государства и права». Проблемы возникновения природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности, направление и стремление развития которой, относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое понимание этих проблем ведет к объективной потребности и необходимым условиям научного управления общественными процессами[1]

В наше время теория государства и права более демократичная, чем в прошлые годы, доступная и открытая для восприятия и классического наследия прошлого. Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно повысилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Любая теория, то есть система идей, понятий, представлений, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению настоящих и правдивых знаний, а также всю сумму доступных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает расширение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым, стимулирует любую другую деятельность. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Выступая основополагающей юридической наукой, теория права и государства изучает правовые и государственные явления общественной жизни[9]

Можно сказать, что объектом изучения теории государства и права выступают само государство и само право, рассматриваемые в взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. При этом следует исходить из того, что государство и право, будучи самостоятельными социальными явлениями, возникают практически одновременно, в силу одних и тех же причин. Развиваются они параллельно и при этом очень тесно взаимосвязаны между собой. Как право не может существовать и развиваться без государства, так и государство не может существовать и развиваться без права. Право представляет собой важнейший инструмент, важнейшее средство, при помощи которого государство осуществляет свои функции. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются, они вытекают из самой жизни. А вот нормы положительного (позитивного) права, определяющие реальное положение личности, иные юридические предписания, формулирует и издает государство. Именно в позитивном праве находит свое выражение и воплощение властная воля государства. В то же время право не может существовать вне связи с государством, так как одним из важнейших признаков позитивного права является его государственный властный характер, следовательно, государство определяет и обеспечивает такие свойства права, как общеобязательность, формальная определенность, возможность государственно-принудительной защиты. Следовательно, задача правоохранительных органов государства охранять эти предписания от нарушений. Без правотворческой и властной деятельности государства правовые нормы не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. Государство, в свою очередь, немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения его фундаментальных функций. Без права государство существовать и функционировать не может. Закономерно поэтому и столь тесное взаимодействие права и государства. Именно в нормах права государство получает свое юридическое оформление, право предает государству характер четко оформленной организации, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм. В этой связи особенно велика роль конституций, которые определяют структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы деятельности. Государство и право, формируются и развиваются в тесной и непосредственной взаимосвязи с такими социальными институтами, как экономика, политика, идеология. Несомненно, государство и право выступают ядром, сердцевиной объекта теории государства и права, но только лишь этими уникальными и универсальными социальными институтами общества объект теории государства и права не исчерпывается [2]Объект теории государства и права – не только государство и право сами по себе, «внутри себя», но и в их действии в обществе и во взаимодействии с другими элементами общества. В содержание объекта теории государства и права может и должна включаться и та часть политической, экономической, социальной и духовно-культурной действительности, которая напрямую, непосредственно связана с юридической материей и оказывает определяющее воздействие на процесс формирования и функционирования государства и права и их институтов. Таким образом, объектом теории государства и права выступает вся государственно-правовая действительность, взятая в ее многообразии и единстве.

Цель курсовой работы - определить специфику теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Объект - теория государства и права. Предмет - теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Задачи:

1. Определить специфику теории государства и права как науки.

2. Определить особенности методологии теории государства и права. 3. Охарактеризовать особенности теории государства и права как учебной дисциплины.

4. Определить различия между теорией государства и права как наукой и учебной дисциплиной.

Структура курсовой работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение и список использованной литературы.

1. Предмет и методология теории государства и права как науки

1.1 Теория государства и права как юридическая наука и учебная дисциплина

Каждая наука представляется как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания и все науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину.

Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина.

Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи учебного процесса уже добытых наукой знаний, цель науки - накопление новых сведений с использованием всего методологического арсенала.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно - правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна[5]

Теория государства и права – гуманитарная наука, которая осваивается на юридических факультетах и в вузах как фундаментальная юридическая наука, она изучает сущность государство и право в целом, наиболее обобщенные закономерности и характер происхождения, дальнейшего развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии. Она является одной из наиболее сложных учебных дисциплин, в которой раскрыты самые теоретически важные понятия общей науки теории государства и права.

Теория государства и права характеризуется как вводная (фундаментальная) наука, потому что с нее начинается освоение юриспруденции. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решения специальных вопросов отраслевыми науками. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории права и государства. На основе изучения закономерностей права и государства теория разрабатывает и формулирует исходные юридические категории и понятия о праве и государстве, обеспечивает отраслевые науки необходимой общетеоретической базой, для выработки ими собственной теории. Общие и важные для всех юридических наук понятия права, государства, нормы права, закона, функций государства, форм государства, форм права, законности, правопорядка, правоотношения, юридической ответственности, которые лежат в основе и других отраслей права. Следовательно, теория дает исходные общетеоретические и методологические установки о праве и государстве в целом и обеспечивает единообразный подход к анализу и оценке всех сторон, аспектов государственно-правовых явлений. Поэтому именно теория государства и права является исходной по отношению к другим юридическим наукам[10]

Также теория государства и права является общественной (социальной) наукой, так как государство и право - это явление социальное, их существование вне общества невозможно. Она так же изучает и общественные отношения, систему взаимосвязи и взаимодействия людей и их организаций (систему общественных отношений).

1.2 Классификация юридических наук

Как уже отмечалось, теория государства и права - это юридическая наука, а каждой науке свойственна своя структура, то есть форма (порядок) строения, организации и функционирования юридического теоретического знания в виде отдельных научных дисциплин в рамках единой юридической науки.

Существуют различные классификации юридических дисциплин. В современной теории юриспруденции выделяют следующие группы юридических наук:

•историко-правовые науки (всеобщая история государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений);

•теоретико-правовые науки (включают в себя собственно теорию государства и права и права, историю государства и права России, историю государства и права зарубежных стран, историю политических и правовых учений, философию права);

Общим для всех упомянутых научных дисциплин является их объект – государства и право, а различным - предмет изучения. Если теория государства и права изучает государство и право, абстрагируясь от их конкретно-исторических черт, то история государства и права акцентирует внимание на закономерностях государства и права, проявляющихся на определенных исторических этапах на конкретной территории. История политических и правовых учений изучает государство и право через призму теоретических взглядов мыслителей прошлого[4]

•отраслевые юридические науки (конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовный и гражданский процесс, трудовое, земельное, экологическое право и др. науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права. Сколько существует отраслей права (величина непостоянная), столько и видов отраслевых наук).

Их взаимосвязь с теорией государства и права заключается в том, что они используют выработанный в ее рамках категориальный аппарат, например, понятия правоспособности, дееспособности, субъективного права и другое, а также предоставляют широкий эмпирический материал применения отдельных правовых институтов в юридической практике, позволяющий в некоторых случаях пересмотреть и совершенствовать устоявшиеся общетеоретические представления о государстве и праве.

•прикладные (комплексные) юридические науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая психология, правовая статистика и т.д.);

Их особенность в том, они используют знание, выработанное неюридическими отраслями знания: физикой, химией и т.д.

•международно - правовые науки (международное публичное право и международное частное право);

Эти науки выделены в отдельный блок, так как не могут быть отнесены к отраслевым дисциплинам, а сами в свою очередь состоят из ряда отраслей. Например, международное публичное право включает международное гуманитарное право, международное право охраны окружающей природной среды и т.д. Для теории государства и права они значимы тем, что в познании государственно-правовых явлений не позволяют ограничиваться национальным правопорядком, а расширяют предмет ее изучения за счет включения в него права, характерного для всего мирового сообщества в целом и отдельных государств[3]

Итак, теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием - юриспруденция. Существует именно система, множество юридических наук, непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни.

1.3 Место теории государства и права в системе гуманитарных и общественных наук

Теория государства и права являясь базовой юридической наукой (базовой, основополагающей, но не единственной) находится в тесной связи с иными гуманитарными отраслями знания и с отдельными видами юридических наук. Сближает их тот факт, что общим объектом их изучения в конечном итоге выступает общество и место человека в нем. Безусловно, наиболее близко теория государства и права связана с такими науками, как:

Философия, будучи фундаментальной наукой, «царицей всех наук», философия обеспечивает теорию государства и права выработанными в ее рамках методами познания. Соотношение теории государства и права и философии права проявляется в том, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, а философия права имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия. Теория государства и права изучает позитивное право, право сущее, право, как действующий и действенный социальный регулятор. Философия же права, основываясь на естественно-правовом концепте, изучает, в первую очередь, право должное, право, как определенный идеал. Теория государства и права широко использует философские категории и общие понятия, такие как «функция», «отношение», «свобода», «ответственность», «обязанность», «развитие», «форма и содержание», «причина и следствие», «цель и средство» и т.д[6]

История предоставляет в распоряжение теории государства и права обширный практический материал, позволяющий проверить и обосновать те или иных теоретические положения. Теория государства и права тесно связана с общей историей. Общая история как наука об этапах развития общества предоставляет богатый фактический материал, обобщение которого и позволяет сформулировать общие закономерности развития права и государства. Именно на основе предоставленной исторической наукой фактологической базы теория государства и права строит свои модели познания. Не зная тех исторических процессов, которые происходили в обществе, сложно проследить динамику развития государства и права.

Не менее значима связь теории государства и права с политологией. Политология - это наука о политических процессах, происходящих в обществе. Политология изучает политику, её формы, политические процессы и политические объединения, в том числе партии, средства достижения политической и государственной власти, соотношение гражданского общества, государства и личности. Политология специально не изучает право, но среди методов достижения власти праву придаётся первостепенное значение, а политические процессы, происходящие в обществе, оказывают безусловное влияние на правотворческую деятельность. Если политология рассматривает государство именно с политической точки зрения, теория государства и права изучает политико - правовую сторону государства.

Теория государства и права взаимодействует и с социологией. Социология - наука об обществе в целом и отдельных его структурах, социальных группах, социальных процессах, закономерностях индивидуального и группового поведения. Свои выводы социология основывает на эмпирических данных и социальных экспериментах. Объектом социологического исследования становятся все без исключения социальные явления, в том числе и государственно - правовые. Социология, как и философия, является средством познания права и государства, а познавая их, она углубляет и уточняет свой собственный предмет[11]

Теория государства и права связана с психологией - без знания психологических процессов, психологических концепций в теории государства и права невозможно изучение таких важнейших составляющих предмета теории государства и права, как правовое сознание, правовая культура, правовое поведение и т.д.

Несомненна связь теории государства и права с экономикой. Экономика - это наука о производстве, распределении и потреблении материальных благ в обществе. Тесное взаимодействие экономической науки и теории, их взаимопроникновение позволяет определить пределы и формы зависимости права от экономики, и наоборот, а также способы её правового стимулирования[12]

Государство влияет на экономику, регулируя отношения в этой сфере с помощью правовых норм. А состояние экономики, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на государственно-правовую жизнь, на процесс правотворчества, определяя содержание правовых норм, необходимых в конкретный период для эффективного функционирования экономики. Без знания экономических процессов нельзя строить модели взаимодействия государства и общества. Экономика позволяет определять и видеть, каков уровень материального развития общества, а уровень развития государства и права, степень правовой свободы личности во многом определяются именно уровнем материального (экономического) развития общества.

Связь теории государства и права с другими юридическими науками носит двусторонний, взаимообусловливающий характер, следовательно, и юридические науки оказывают воздействие на развитие теории государства и права, обогащая ее новыми закономерностями, общими и частными правовыми теориями, дефинициями и категориями. Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики[3]

2. Предмет и методология теории государства и права

2.1 Предмет теории государства и права и его особенности

Итак, предмет науки - это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает, на которые и направлено научное познание. Наличие четко определенного предмета свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности рассматриваемой отрасли знаний и научной дисциплины. Предметом любой науки выступают определенные общие и частные закономерности, то есть наиболее общие, устойчивые, типичные и повторяющиеся характеристики и взаимосвязи явлений и процессов.

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие, существенные и значимые закономерности (причинно обусловленные связи и отношения) возникновения и развития государства и права и их отдельных институтов, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственны всем типам государства и права[10]

Причем это такие закономерности, которые характерны для любого государства, любого права, на всех этапах их существования и развития: возникновения государства и права; понятия и сущности государства и права, сочетания в ней общечеловеческих, классовых начал; функционирования государства и права; эволюции и развития форм государства; существования и развития форм и источников права; осуществления государственной власти; понятия и сущности нормы права; понятия и сущности правоотношения; реализации права; осуществления правового поведения, включая сюда правонарушения; юридической ответственности; правового сознания, как групп, так и отдельных индивидов; развития демократии, законности и правопорядка; прав и свобод личности; формирования правового государства.

То есть, речь идет о таких закономерностях, которые, по сути, носят вневременной и внетерриториальный характер. Теория государства и права исследует не какие-либо конкретные государства или системы права, а общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет теории государства и права не статичная, а динамичная категория, изменяющаяся и развивающаяся с развитием самого общества, его политической, правовой, экономической и идеологической системы.

По мнению В. В. Лазарева предметом общей теории государства и права выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

С. А. Комаров считает, что теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития.

В. М. Корельский и В. Д. Перевалов отмечают, что предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание[8]

Несмотря на различные подходы к определению предмета теории государства и права и возникающие вследствие этого различные представления об этой научной категории разных авторов, занимающихся проблематикой предмета теории государства и права, все определения предмета теории государства и права схожи.

2.2 Функции теории государства и права

Теория государства и права выполняет ряд разнообразных функций, характеризующие цели, которые ставит перед собой наука в процессе изучения государства и права, проявляющихся в основных направлениях воздействия на общество:

Онтологическая - первая и отправная, эта функция исследует основы и принципы бытия государства и права, ее сущность, структуру и закономерности, она отвечает на такие вопросы, как, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д.

Гносеологическая (познавательная) функция проявляется в получении новых знаний о государстве, праве и иных тесно связанных с ними явлениях, их существенных чертах, закономерностях, тенденциях функционирования и развития.

Аксиологическая функция предполагает, что она вырабатывает ценностные ориентиры в сфере государственно-правового регулирования.

Прогностическая функция предполагает, что знание базовых закономерностей функционирования государства и права выступает платформой для прогнозирования их дальнейшего развития, их качественного и количественного изменения, проявления тех или иных черт и особенностей[6]

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Эта функция предполагает, что теория государства и права постоянно открывает новые закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция выражается в том, что знание основополагающих законов государства и права выступает средством получения и приращения новых сведений о различных юридических явлениях в рамках иных наук. Выражается в выработке методов и принципов познания государственно-правовых явлений, проявляется в разработке приемов и способов использования знаний для решения теоретических проблем юриспруденции.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Эта функция означает, что, отражая соответствующие конкретно-историческим условиям представления о государстве и праве, она неизбежно формирует определенное отношение к этим явлениям у граждан, их систему представлений, идеалов, чувств и эмоций.

Прикладная функция не столь велика и очевидна по сравнению с иными направлениями ее воздействия на реальную действительность, так как для данной науки характерен высокий уровень абстрагирования от реальных политико-правовых условий, однако и здесь можно констатировать определенное влияние теоретических знаний на механизм принятия тех или иных властных (государственных) решений - правотворчество и правоприменение.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права[6]

2.3 Методология теории государства и права и ее основные принципы

Методология теории права и государства представляет собой комплекс связанных методов, принципов и парадигм при помощи которых исследуется правовая действительность. Методологическое исследование заключается в применении совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов для изучения основных, общих закономерностей возникновения и развития, а также сущности государственно-правовых явлений.

Принципы общетеоретического исследования.

При изучении права и государства следует обязательно руководствоваться общими исходными началами-принципами, без которых невозможно действительно научное их познание. Методологические принципы - мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета, которые помогают исследователю сконструировать определенную теоретическую модель.

Важнейшими принципами общетеоретического исследования являются:

1) историзм;

2) объективность;

3) конкретность (всесторонность);

4) плюрализм.

Принцип историзма по сути является историческим подходом к изучению той или иной проблемы, того или иного явления. В соответствии с принципом историзма правовые и государственные явления исследуются в развитии, в их исторической взаимосвязи, то есть отслеживается процесс их изменения с течением времени. Таким образом, изучая право и государство, теория устанавливает и анализирует причины их происхождения, прослеживает основные этапы развития и изменения и с этой точки зрения дает научную оценку современного права и государства.

Принцип объективности означает истинное отражение процессов государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о праве и государстве, вскрывает их сущность, формулирует основные закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, то есть реальное явление общественной жизни[2]

В соответствии с принципом конкретности точно учитываются все условия, в которых находится объект познания, то есть право и государство, выделяются главные, существенные свойства, связи и тенденции их развития. Практика, в любом случае, подтверждает истинность или неистинность научного познания. Значит, научное знание будет только тогда истинным, когда найдено, воспроизведено или создано явление, соответствующее этому знанию.

Универсальный принцип плюрализма означает многоаспектность в исследовании права и государства, свидетельствует о том, что научное познание учитывает и противоречивые взгляды на одно и то же правовое или государственное явление, неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. В соответствии с принципом плюрализма теория должна изучать все стороны и свойства каждого конкретного явления.

Для понимания общих закономерностей его происхождения необходимо учитывать и представления других теорий, которые с иных позиций объясняют процесс возникновения государства. А однолинейный подход, то есть подход без учета различных, порой противоречивых взглядов на одно и то же явление, приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и процессов и определить их практическое значение в жизни общества.

Юриспруденция, так же, как и любая другая научная дисциплина, вырабатывает и опирается на определенные исходные положения, которые можно назвать парадигмами юриспруденции.

Парадигма – совокупность теоретических предпосылок, которые имеют место в данное время и признаются большинством ученых.

Так, на основе анализа истории развития юриспруденции к современному периоду стало очевидным, что гражданское общество может формироваться и нормально функционировать, опираясь лишь на демократические законы.

Кроме того, есть парадигмы юриспруденции, которые относятся, как бы к внутреннему строению самой правовой системы. К их числу можно отнести такие парадигмы, как: носителем суверенитета и единственным источником власти является государство-образующий народ; государственная власть должна иметь четкую иерархическую структуру; источники права выстраиваются строго по юридической силе актов, начиная с конституции страны, законов, подзаконных актов и т.д[14]

К категории парадигм юриспруденции следует отнести и положение о единстве понятий и категорий, существующее в государственно-правовой сфере. Это положение распространяется даже на юриспруденцию всех стран планеты. Дело в том, что нельзя, например, в понятие «право» вкладывать один смысл в России и совсем другой - во Франции. Тогда юристы разных стран будут разговаривать совершенно на разных языках и не поймут друг друга[1]

Общефилософскими называются методы познания, берущие свое начало в философии (методы мировоззренческие), которые определяют концепцию (базу) познания.

Основополагающими философскими методами являются диалектический и метафизический методы познания.

Диалектика - это система научных взглядов и учений о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В рамках диалектического подхода государство и право рассматриваются как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причем это развитие происходит по восходящей вертикальной спирали (от простого к сложному, от низшего к высшему). Каждый виток спирали – это определенный этап в развитии государства и права, и на каждом таком этапе каждое государственно-правовое явление проходит ряд последовательных стадий, начиная от зарождения (формирования) явления, его развития, затем постепенное отмирание и переход на новый виток развития. При этом нужно иметь в виду, что каждое государственно-правовое явление на каждом витке спирали само себя воспроизводит (повторяет), но уже на качественно ином уровне.

С точки зрения диалектического подхода развитие осуществляется на основе объективных законов диалектики, их три:

1) Закон перехода количественных изменений в качественные (например, смена экономических формаций).

2) Закон отрицания – каждое новое государственно-правовое формирование отрицает предыдущие, но само оно отрицается последующим (например, советское государство своим существованием отрицало Российскую империю и теперь современное российское государство отрицает советское государство).

3) Закон единства и борьбы противоположностей. Действие этого закона проявляется в том, что, с одной стороны, государственно-правовые явления между собой тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, но, с другой стороны, они находятся в постоянном противоборстве и противодействии друг другу. Именно такое противоборство позволяет выявить общие точки соприкосновения между этими явлениями и позволяет им взаимно сосуществовать и развиваться[10]

Метафизика - философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия, постигаемых путем умозрения.

С точки зрения метафизического подхода государство и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно, и независимо друг от друга. Метафизика исключает любое чувственное познание[15]

Общенаучные методы - это такие методы познания, которые выработаны различными науками и применимы в различных науках.

Не отрицая такого подхода, можно заметить, что общими методами они называются потому, что их использование позволяет получить общее представление об изучаемом предмете. К числу общенаучных методов относятся следующие:

  1. методы абстрагирования и конкретизации;
  2. метод анализа и метод синтеза;
  3. метод дедукции и метод индукции;
  4. логические методы познания;
  5. исторический метод познания;
  6. системно-структурный метод;
  7. функциональный метод.

Метод абстрагирования – предполагает восхождение от конкретного к абстрактному, в процессе которого происходит очищение изучаемого явления от внешних несущественных признаков (познав человека, мы познаем человечество).

Конкретизация - это процесс, обратный абстрагированию, предполагающий нисхождение от абстрактного к конкретному (познав человечество, мы познаем человека).

Анализ как метод познания предполагает разделение изучаемого явления на элементарные составные части, изучение каждой из этих частей в отдельности, в результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает явление в целом. Расслоение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Одна из форм анализа - классификация предметов и явлений[7]

Синтез - использование метода синтеза предполагает искусственное объединение нескольких однопорядковых изучаемых явлений в единую целостную конструкцию и изучение свойств этого целого. В результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает каждое из этих явлений (отрасли права объединяем в одну систему и смотрим, какими свойствами обладает право в целом). Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве, поскольку предполагает процесс объединения в единые целые части, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа.

Логические методы познания - это такие приемы и способы изучения государственно-правовой материи, которые основываются на законах и правилах формальной логики (индукция, дедукция, правило кругов Эйлера, правило доведения до абсурда, правило доказательства от обратного и т.д.).

Индукция - путь познания, направленный от частных суждений к общим, который заключается в описании конкретных фактов, непосредственно наблюдаемых людьми, чувственных данных. Затем они обобщаются, и из них выводится общее правило. Иначе говоря, прием индукции заключается в изначальном познании отдельных (первичных) сторон или свойств права и государства, на основе которого затем даются обобщения различного уровня[14]

Например, выявив признаки государственного органа, можно сделать вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, можно сделать более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция - это путь от общего к частному. Это метод познания, при помощи которого исследователь на основе общих свойств явления делает вывод о частных свойствах. При использовании этого метода процесс исследования протекает в обратном порядке, чем тот, который характерен для индуктивного метода. В данном случае общие закономерности и свойства права и государства познаются посредством логических умозаключений, от общих суждений к частным. Постепенно указанные закономерности и свойства расчленяются на определенные группы, единичные образования, после этого им дается научная оценка (определение).

Например, познание права можно начать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, а после этого обратиться к анализу отрасли и права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей, правовых институтов и завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента системы права) и ее структуры.

Исторический метод познания характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала и основывается на том, что выявление сущности изучаемого явления основывается на изучении той исторической обстановки, тех исторических условий, в которых это явление сформировалось.

Системно-структурный метод - это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из следующего: система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов: она образует единство со средой; любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка.

Рассматриваемый метод основывается на том, что все государственно-правовые явления между собой очень тесно взаимосвязаны; они являются элементами одной системы и для их изучения и понимания необходимо определить их место в этой системе и взаимосвязь с другими элементами этой системы.

Для того чтобы познать явление, нужно выявить его структуру и выделить структурные элементы[15]

Функциональный метод используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними и основывается на том, что для изучения явления необходимо определить его функции и назначение (например, для того, чтобы понять сущность государства, нужно познать его функции).

Частно-научные методы - это такие способы изучения, которые используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон науки и позволяют исследователю получить наиболее полное представление об отдельных сторонах и аспектах изучаемого явления или процесса[5]

Статистический метод основывается на количественных способах получения данных, выраженных в количественной форме, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.

Статистические исследования включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение; сводную обработку статистических данных; анализ.

Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысленного воспроизведения исследуемых объектов. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство; зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Метод конкретно-социологических исследований. Суть заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений.

Для успешного проведения исследований в области государства и права используются разнообразные приемы: анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов; наблюдение; обследование; устные и письменные опросы, анализ общественного мнения; методы математической и компьютерной обработки; эксперимент[12]

В познании закономерностей, свойств и тенденции развития права и государства важное место занимает сравнительный метод, который состоит в сопоставлении сравнимых юридических понятий, явлений и процессов государственно-правовой жизни, выяснении между ними сходства или различий и выработки на основе этого определенных оценок и выводов. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовой системы в целом либо отдельных государственно-правовых институтов, юридических норм[14]

Сравнение позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой стороны, установить различия между ними.

Значение сравнительного метода в правоведении и юридической практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, что право и государство, в процессе исторического развития, постоянно совершенствуются и изменяются.

Разновидностью сравнительного метода является историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов в различные периоды исторического развития.

Формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы.

Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Предмет отвечает на вопрос, что изучает теория, а методы – как, какими способами она это делает.

Заключение

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина – это совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Теория государства и права не изучает прикладные, сугубо практические вопросы. Она формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве. Государство и право исследуются в их единстве, во взаимосвязи, дополняя друг друга.

Предмет теории государства и права не является застывшим, с течением времени он изменяется и развивается. Это обусловлено тем, что с развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества.

Одним из величайших мыслителей античного мира, заложившим основы научного изучения общей теории государства и права, являлся Платон. В его философских диалогах «Государство», «Законы», «Политика» изложены патриархальная концепция происхождения государства, учение о формах государственного устройства, законодательства, взаимосвязи государства и права и т.д. Дальнейшее развитие теоретических знаний о природе государства и права связано с именами Аристотеля, Цицерона, Аврелия Августина и других деятелей. Единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 19 в. В России до 1835 г. теорию права рассматривали в рамках философии права, как метафизическое учение об абсолютных началах права, коренящихся в положительном опыте исторической эволюции правоотношений. С 1835 г. философию права заменили энциклопедией права, представляла собой краткий очерк всех юридических наук в совокупности. После революции 1917 г. Теория государства и права стала, называется марксистко-ленинской теоретико-методологической наукой, составляющей ядро всей юриспруденции. Практически весь 20 в. отечественная теория государства и права базировалась на идеи неразрывной связи права и государства. Причем советская правовая традиция стояла на позиции, в соответствии с которой государство доминирует над правом.

С точки зрения предмета теории государства и права выделяют два основных элемента: теорию государства и теорию права.

Теория государства - включает в себя важнейшие закономерности развития и функционирования государства: возникновение, понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

Теория права - включает в себя закономерности и значение правовых явлений: возникновение права, понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

Список литературы

  1. Абдулаев М.И. Правоведение. М., 2004г. – 561с.
  2. Баранов А.В. Теория государства и права. Эль Контент. Т., 2012г. – 188с.
  3. Виноградов В.В. Экономика. Юристъ. М., 2002г. – 320с.
  4. Власова Т.В. Теория государства и права / Власова Т.В., Дуэль В.М.,
  5. Занина М., 2011г. – 226с.
  6. Керимов Д.А. Методология права. Аванта. М., 2001г. – 560с.
  7. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Юрить. Мю, 1996г. – 472с.
  8. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение. М., 2004г. – 5-11с.
  9. Мартышин О.В. Теория государства и права / В. Батлер, З. Гафуров, Г. Денисов и др. Норма. М., 2007г. – 496с.
  10. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2004г. – 640с.

Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Юристь. М., 2001г. – 776.

  1. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. Норма. М., 2002г. – 288с.
  2. Солдатов А.П. Теория государства и права / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А.— К., 2008г. – 111с.
  3. Чашин А.Н. Теория государства и права. Дело и сервис (ДиС). М., 2008г. – 591с.
  4. Чепурнова Н.М. Теория государства и права / Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.М., 2007г. – 465с.
  5. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. РАН. М., 2003г. – 204с.