Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Общая характеристика основных современных правовых семей

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны между собой, взаимозависимы друг от друга, оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.

Тем самым, право является важнейшим социальным регулятором, действующим в каждом государстве. В современном мире существует множество национальных правовых систем, каждая из них имеет свои особенности, обусловленные факторами, присущими конкретному государству.
В зависимости от того, какими признаками обладают те или иные правовые системы, их относят к различным правовым семьям.
Разная степень их взаимосвязи и взаимодействия обусловлена тем, что одни национальные правовые системы имеют больше обших признаков и черт, чем остальные. Другие же, наоборот, отличаются доминирующим характером специфических черт и особенностей по отношению друг к другу, имеют между собой гораздо меньше общего, чем особенного.
Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт — критериев на отдельные группы, или правовые семьи.

Традиционно выделяют следующие правовые семьи: англосаксонскую, романо-германскую правовые семьи и семью мусульманского права.
Целью данной работы является общая характеристика основных правовых семей современности, выявление их особенностей.

3
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в современном мире изучение и понимание различий между основными правовыми семьями
важно для формирования правового мировоззрения, для уяснения целей и мотивов поведения представителей других правовых семей, для соответствующего понимания процессов, протекающих как внутри отдельных правовых семей, так и между ними.
Данная работа состоит из введения, трёх глав и пяти параграфов, заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрим понятия правовой системы и правовой семьи, их взаимосвязь, подходы различных учёных-правоведов к их определению, а также критерии классификации и их виды. Во второй главе постараемся дать всестороннюю характеристику романо-германской правовой семье, её основных черт и признаков. В третьей главе рассмотрим семью англосаксонского права, перечислим самые ярко выраженные её особенности.

ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ СИСТЕМА И ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

1.1 Понятие правовой системы и правовой семьи

Правовая система - это группа систем права ряда государств, объединяемая общностью происхождения и эволюции права, сходством правовых источников, юридической техники, правовой культуры, правосознания и других правовых институтов.

В самом узком смысле под правовой системой понимается право определенного государства, терминологически обозначаемое как «национальная система».

В самом широком смысле категория «правовая система» употребляется как тождественная понятию «исторический тип права». Второе их этих понятий охватывает обобщенную сущностную характеристику правовых систем одной общественно-экономической формации и выражает то главное и самое существенное, что свойственно каждой без исключения такой системе. Однако категория «исторический тип права» не может охватить все разнообразие правовых систем современности. При совпадении общих, существенных признаков правовые системы различаются своими индивидуально-историческими характеристиками, которые особенно важны для общей теории права.

Понятие «правовая система» особенно тесно связано со сравнительным правоведением. Терминология здесь весьма разнообразна. Например, Р. Давид использует термин «семья правовых систем», К.-О. Эберт и М. Рейнстайн -- «правовые круги», И. Сабо -- «форма правовых систем», С. С. Алексеев -- «структурная общность». Наиболее распространен термин «правовая семья».1

5

Категория «правовая семья» служит для обозначения относительного единства правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, и отражает те особенности названных систем, которые обусловлены сходством их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиций и т.д. Она «является вторичной, вспомогательной по отношению к понятию «исторический тип права», отражая прежде всего относительную самостоятельность правовой формы, особенности технико-юридического содержания права.

Таким образом, под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем в рамках одного типа права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки.

В науке выделяют следующие правовые семьи:

1. Общего права

2. Романо-германскую;

3. Обычно-традиционную;

4. Мусульманскую;

5. Индусскую;

6. Славянскую.


Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира, и поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В приведенной классификации своеобразие правовой семьи определяется характером ее источников: юридических, духовных, культурных.
6

Один из этих признаков может преобладать в разграничении правовых семей.

Каждая правовая семья уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями являются:

· соотношение и использование источников права;

· роль суда в создании прецедентов;

· происхождение и развитие системы права.

Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида[1], в соответствии с которой выделяются:

· романо-германская правовая семья;

· англосаксонская правовая семья;

· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.);

· социалистическая правовая семья;

·традиционная правовая семья, некоторые другие правовые семьи.


7

1.2 Правовая семья: понятие, критерии выделения и виды

Под понятием «правовая семья» следует понимать совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Термин «правовая семья» отражает те особенности некоторых правовых систем, которые являются результатом сходства их конкретно-исторического развития: структуры, источников, ведущих институтов и отраслей, правовой культуры, традиции и т. д.

Н.И. Матузов под понятием «правовой семьи» понимал несколько родственных национальных правовых систем, которые характеризуются сходством некоторых важных признаков:

- пути формирования и развития;

- общность источников, принципов регулирования, отраслевой структуры;

- унифицированность юридической терминологии, понятийного аппарата;

- взаимозаимственноствование основных институтов и правовых доктрин.

Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

8

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальнных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, ведущих отраслей и правовых институтов, правоприменения.

Классификация правовых систем на определенные группы, или семьи, является одной из основных проблем сравнительного правоведения.
В поисках единой, развернутой классификации юристы-компаративисты брали за основу самые различные факторы.

Самая популярная и наиболее признанная классификация правовых семей - классификация, данная известным французским ученым Рене Давидом. Она основана на сочетании двух факторов: идеологии, включающей, с одной стороны, религию, философию, экономические и социальные структуры, и с другой - юридической техники. Р. Давид выделял три правовые семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, охватывающий четыре пятых планеты, который получил название религиозные и традиционные системы [3, с. 21].

Другую классификацию предложили К. Цвейгерн и Г. Котц в книге Введение в правовое сравнение в частном праве, вышедшей в 1971 году. В основу классификации правовых систем положен критерий правового стиля. Правовой стиль складывается, по мнению авторов, из пяти факторов: происхождения и эволюции правовой системы; своеобразия юридического мышления; специфических правовых институтов; природы источников права и способа их толкования; идеологических факторов. На этой основе различаются следующие правовые круги: романский, германский, скандинавский, англо-американский, социалистический, право ислама, индусское право.

9

На основе критерия общественно-экономической формации К. Маркс и Ф. Энгельс разделили право на рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.

Компаративисты Дж. Мэрримен и Д. Кларк, используя в качестве критерия классификации правовые традиции, пришли к выводу, что в современном мире существуют три основные правовые семьи - континентального, общего и социалистического право, а также все остальные правовые семьи (исламское, индусское, иудейское, китайское, корейское и японское право).

Для А. Леви-Ульмана критерием классификации правовых систем служила роль различных видов источников права в каждой из правовых групп. Основываясь на этом, он выделял: 1) правовой системы континентальных стран; 2) англосаксонской правовой системы, т.е. системы стран «обычного права»; 3) права ислама, которое в отличие от двух первых правовых систем характеризуется своей почти абсолютной неподвижностью и религиозным характером [11, c. 122].

Одну из самых значительных попыток дать общую классификацию правовых систем предпринял Дж. Вигмор в своей работе «Панорама правовых систем мира». Он свёл все ранее существовавшие и современные правовые системы к 16 основным правовым семьям: египетская, месопотамская, иудейская, китайская, индусская, греческая, римская, японская, мусульманская, кельтская, славянская, германская, морская, церковная, романистская, англиканская. Автор не выделяет чётких критериев классификации, у него нет определённых факторов, которые он положил в её основу, однако проделанная им работа весьма значима как для сравнительного правоведения, так и для всей правовой науки в целом.

10

Ещё один вариант классификации правовых систем был предложен А. Х. Саидовым. По его мнению, для выделения основных правовых семей наиболее существенными являются три взаимосвязанные группы критериев:

·история правовых систем;

·система источников права;

·структура правовой системы: ведущие правовые институты и отрасли права.

Однако ни одна из представленных классификаций правовых семей не является исчерпывающей для правовых систем мира в силу сложности, противоречивости и многогранности характеризуемых явлений, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния; право латиноамериканских стран; группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англосаксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.

11

ГЛАВА II. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

2.1 Особенности романо-германской правовой семьи

Использование термина «романо-германское право» обосновывается тем, что данная правовая семья включает правовые системы «романских» и «германских» государств. Романо-германское право еще называют континентальным правом. Термин «континентальное право» вошел в науку сравнительного правоведения в конце XIX в. и достаточно условным. Оно отражает территорию распространения данного права в данный конкретный отрезок времени. После его распространение далеко за пределами континентальной части Европы условность использования данного термина для обозначения романо-германского права стала очевидной и такой, что неполно отражает реальное положение вещей.

Романо-германская правовая семья представляла собой первоначально объединение лишь национальных правовых систем стран континентальной Европы таких как Испания, Италия, Германия, Австрия, Швейцария и др. Однако постепенно, в связи с растущим влиянием данных стран, начавшимся процессом колонизации, а также добровольной рецепцией римского права некоторыми странами, эта правовая семья распространилась по всему свету и стала одной из самых влиятельных правовых семей современности.

География распространения романо-германской правовой семьи включает национальные правовые системы многих государств современного мира. Сформировалась она на территории континентальной Европы. К романо-германской правовой семьи относятся правовые системы всех государств Латинской Америки, национальные правовые системы государств скандинавского региона и постсоветского пространства, значительная часть национальных правовых систем государств Африки и Ближнего Востока.


12

Влияние этой правовой семьи нашло отражение в национальных правовых системах Японии, Китая, Индонезии, других государств мира.

В юридической литературе романо-германская правовая семья может именоваться также континентальной. Это обусловлено тем, что она берёт своё начало в Древнем Риме, в частности в римском праве. В рамках данной правовой семьи можно выделить два основных направления: романское, получившее наиболее яркое выражение и закрепление в Кодексе Наполеона 1804 года, и германское, оформившиеся на столетие позднее и закрепленное Германским Гражданским Уложением 1900 года.

В развитии романо-германской правовой семьи выделяют три основных этапа.

Первым этапом считается период до XIII века. В это время право характеризовалось пестротой и партикуляризмом, господством обычного права и «законов варваров», а также широким использованием кодексов, дигест и институций Юстиниана, которые постепенно начали приспосабливать к новым условиям жизни. На этом этапе развития европейской цивилизации право утратило для человека всякую ценность, а все общественные отношения регулировались либо силой государственного принуждения, либо христианской моралью[6, с. 36].

Оформление романо-германской правовой семьи как таковой произошло на втором этапе её развития. Уже в XIII веке «за правом вновь были признаны его собственная роль и автономия» [3, c.39]. Право снова приобрело свою ценность и значимость в обществе. Это непосредственно связано с эпохой Возрождения, охватившей всю Европу. Пришло осознание величия культуры античности и, одновременно, обращение к этому наследию, в частности к праву Древнего Рима.


13

Однако необходимо отметить, что в отличие от английского права, развитие которого было связано с усилением королевской власти и существованием централизованных королевских судов, континентальное право не являлось результатом утверждения политической власти [3, c. 40]. Именно это является особенностью и одним из основных отличий в становлении и развитии самых крупных и влиятельных правовых семей современности. На данном этапе изменилось не только представление о праве, но и отношение к нему. Начинают формироваться и закладываться основные принципы гуманного и справедливого права, постепенно оформляется и развивается теория естественного права.

Третий период в развитии романо-германской правовой семьи связан с развёртыванием законотворческой и кодификационной деятельности. Он начинается ещё в XVIII веке и продолжается и в настоящее время. Данный период ознаменован многочисенными революциями, в результате которых феодальное право не было полностью отменено, оно просто наполнялось новым, буржуазным содержанием. Именно на этом этапе закон становится первостепенным источником права, оставляя далеко позади правовые обычаи, судебные прецеденты и юридические доктрины. В этот период в противовес теории естественного права зарождается позитивизм, который отождествляет право с законом и под правом понимает выражение воли государства. В это время был принят ряд важнейших документов в различных областях права, а также были разработаны и введены в действие конституции как основные законы государства, имеющие высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам государства. Именно на данном этапе произошлло оформлением национальных правовых систем [6, c. 39].

14

Одной из особенностей данной правовой семьи является её тесная связь с римским правом. Однако нельзя говорить о полной его рецепции, просто вновь было восстановлено «уважение к праву, понимание его значения для обеспечения порядка и прогресса общества» [3, c. 41]. Основой при формировании романо-германской правовой семьи послужила общность культуры западноевропейских стран. Главная же роль в распространении новых идей и возрождении права принадлежала университетам, а в первую очередь, Болонскому университету права в Италии. Университеты показали ценность права и ту незаменимую роль, которую оно призвано играть в обществе. В этом заключается ещё одна черта данной правовой системы: она имеет выраженный доктринальный и концептуальный характер. Это выражается и в том, что юридические доктрины и работы учёных-юристов могут выступать в качестве полноценного источника в семье континентального права. Кроме того, возрождение изучения римского права означало применение терминов римского права, были восприняты его структура и основные понятия: деление права на публичное и частное, классификация прав на вещные и личные, понятия пользования, сервитута, давности, представительства, найма и др.

Важной особенностью романо-германского права является его ярко выраженный кодификационный характер. По сравнению с другими правовыми семьями, где кодификации претерпели значительные правовые массивы, в романо-германском праве кодификация отличается тем, что она имеет более глубокое и прочное исторические корни. Кодификация права, началась в странах Западной Европы и продолжается по сей день.
Во всех странах, относящихся к романо-германской правовой семье, принято деление права на публичное и частное, а также отраслевое деление (конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное и др.).
15

Основным критерием классификации правовых систем на публичное и частное право является интерес. Согласно римскому праву, под частным правом следует понимать систему правовых норм, регулирующих отношения, в которых преимущественно реализуются индивидуальные интересы их участников, тогда как публичным правом именуют систему правовых норм, через которые реализуется интерес общества в целом. Однако данное деление весьма условно, поскольку публичное право нередко проникает в сферу частного, и наоборот. Это можно проследить на примере правовых систем различных стран, принадлежащих к романо-германской правовой семье. Так, в правовой системе Франции к публичному праву относят конституционное право, административное право, финансовое и международное публичное право; к частному - все остальные отрасли (трудовое, процессуальное, коммерческое, уголовное и др.). В правовой же системе Германии классификация значительно отличается: к публичному праву, кроме перечисленных выше, относят также уголовное и уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и церковное право [8, c. 292].Однако, несмотря на все различия между национальными правовыми системами различных стран, следует отметить тенденцию усиления роли публичного права.

Важной особенностью романо-германского права следует считать ярко выраженную, по сравнению с другими правовыми семьями, его доктринальность. В западной научной литературе в связи с этим традиционно указывается на то, что работы ученых-юристов, подобно решений суда, пользуются значительным влиянием в системе гражданского права.

16

Исторической особенностью романо-германского права является повышенный статус частного права относительно публичного права, то есть соблюдается принцип первичности частного права и вторичности публичного права. Не случайно данная правовая система берет свое начало именно из римского частного права, а не из римского публичного права. Долгое время в романо-германской правовой доктрине считалось, что настоящий юрист должен заниматься проблемой частного права, тогда как публичное право считалось предметом изучения не юристов, а философов, социологов и политологов.

В романо-германской правовой семье нет единого определения источников права и единого о них представления. Одним из традиционных различий романо-германского и англосаксонского права всегда было и остается то, что первое по своей природе и характеру является статутным правом во главе с законом, а второе - судейским, прецедентным правом.

Общими для всех правовых систем, входящих в романо-германскую правовую семью, являются такие источники права, как:

·нормативно-правовые акты во главе с законом;

·обычаи, формирующие систему норм, именуемых обычным правом;

·судебная практика, судебные прецеденты, которые являются доминирующими источниками права в англо-саксонской правовой семье;

·международные договоры, которые некоторыми авторами считаются равными по юридической силе и по своему значению с конституционными законами;

·общие принципы права, в соответствии с которыми должна строиться деятельность судебных и других государственных органов;

17

·доктрины, с помощью которых вырабатываются многие принципы романо-германского права и в законодательном порядке создаются многочисленные нормы права, охватывающие в разных сферах поведение людей.
Правовые системы, входящие в романо-германскую правовую семью, имеют хорошо разработанное законодательство. Если в течение длительного времени основным источником романо-германского права была доктрина, то после французской кодификации им становится закон.

В романо-германской правовой доктрине закон и право не отождествляются. Это обстоятельство находит отражение в толковании закона, осуществляемое судами.

Понятие правовой нормы является одним из важнейших элементов романо-германского права. Романо-германское право выработало единую точку зрения на ее понимание. В этой семье, где наука традиционно занимается упорядочением и систематизацией решений, выносимых по конкретным делам, правовая норма перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Понимание правовой нормы сводится к следующему: норма права - это правило поведения, которое является общим и общеобязательным, имеет большое значение. Сама правовая норма рассматривается как абстрактное распоряжения, как высшее правило поведения для граждан и государственных органов.

Романо-германская правовая семья отличается строгой иерархией источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные правовые акты. Главная же роль в этой системе источников права отводиться закону.

18

Следует также отметить, что закон в странах романо-германского права понимается не только как акт, исходящий от государства в лице уполномоченного органа власти, но и как некая совокупность, включающая в себя все правовые акты данного государства. Однако, несмотря на это, закон никогда не отождествляется с правом, а законопорядок, т.е. точное выполнение всех требований и обязательств, прописанных в законе, не приравнивается к правопорядку. Учитывая всю значимость закона, это не говорит о беспредельном характере его возможностей, поэтому и создаётся судебный контроль за конституционностью принятых законов. Именно Конституция занимает верхнюю ступеньку в иерархии нормативных правовых актов, она выступает в роли Основного Закона государства и обладает высшей юридической силой по отношению к другим источникам права. Во всех странах романо-германской правовой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет.

В семье романо-германского права правовую норму понимают одинаково, в континентальном праве она перестала выступать лишь как средство решения конкретного случая. Она понимается как правило поведения, обладающее всеобщностью и имеющее более серьезное значение, чем лишь ее применение судьями в конкретном деле.

По мнению Рене Давида, правовая норма - это продукт размышления, основанного частично на изучении практики, а частично на соображениях справедливости, морали, политики и гармонии системы, которые могут ускользнуть от судей. Правовая норма романо-германской правовой семьи является чем-то средним между решением спора - конкретным применением нормы - и общими принципами права [3, c. 70].


19

Искусство юриста в странах романо-германской правовой системы состоит в умении найти нормы и сформулировать их с учетом необходимости указанного равновесия.

Нормы права не должны быть слишком общими, так как в этом случае они перестают быть достаточно надежным руководством для практики; но в то же время нормы должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться, подобно судебному решению, лишь к конкретной ситуации.

Для романо-германской правовой семьи характерна значительная кодифицированность нормативных актов. Кодификация придает праву некую определенность и ясность, значительно облегчает его практическое использование. Кодификация позволяет упорядочить действующее законодательство, избавиться от изживших себя, но укоренившихся повсюду нормативно-правовых и иных архаизмов. Кодификация в странах романо-германского права имеет глобальный характер и охватывает почти все отрасли и институты права. Она выступает в качестве своеобразной юридической техники и позволяет чётко и систематизировано изложить нормы отдельного вида общественных отношений. Высокий уровень нормативно-правовых обобщений является одной из признаков романо-германского права.

20

ГЛАВА III. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ

3.1 Особенности мусульманского права

Слово "Ислам" по-арабски значит "повиновение", "покорность", "послушание". Как религия, он требует полного повиновения и послушания Аллаху. Другое значение слова Ислам "мир", и это значит, что достичь истинного умиротворения тела и души можно только через повиновение Аллаху.
Мусульманское право стало одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной религиозной общины в начале VII в. При пророке Мухаммеде до одной из крупнейших империй VIII - X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.
После падания Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но и приобрело как бы "вторую жизнь" и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам (Египет, Персия, Оттоманская империя и т.д.).
Согласно догмам ислама, мусульманское право имеет происхождением от Аллаха, который открыл это право и довел его до всего общества и отдельного взятого человека через своего посланника и пророка Мухаммеда. Личность последнего занимает важное место в религиозной доктрине ислама.
Этот человек был избран самим Богом в качестве посланника пророка, так говорится в самых ранних и более поздних богословских исследованиях.

21

Признание пророческой миссии Мухаммеда - одна из двух непременных символов мусульманской веры, а именно, веры в то, что "нет никакого божества, кроме Аллаха" и что Мухаммед является пророком и посланником Аллаха.
Мусульманское право - одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат - это совокупность обращенных к людям обязательных норм. Данное понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается в качестве элемента религиозной или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно. Л.Р. Сюкияйнен. Шариат: религия, нравственность, право. Государство и право. 2010. № 8. с. 121.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии. История мусульманского права, нередко обозначаемого термином "фикх", начинается с пророка Мухаммеда, жившего в 570 - 632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в публичных проповедях.

Шариат с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир.

22

Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слитность шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы, с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат). Введение в шариат божественного провидения и религиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобразии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действия мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание божественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Давид, Р. Основные правовые системы современности /пер. с фр. И вступит ст. В.А. Туманова. - М.: Прогресс, 2010. - 495 с.

Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-философские школы заняли разную позицию. Так, одна из этих школ вообще отрицала свободу воли человека. Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

23

Раннему исламу и шариату были присущи установления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содержащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных.
Но в шариате нашли свое отражение и представления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его относительная целостность. Вместе с представлениями о едином боге - Аллахе - утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории. Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов, изд-во БЕК, М. - 2011. - 325 с.
Как конфессиональное право, шариат отличался и от канонического права в странах Европы в том отношении, что он не регулировал строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы.

24

Со временем утверждения двух главных направлений в исламе произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление - шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане, Ираке и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц - имамов, считавшихся непогрешимыми.

Мусульманское право представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким образом, шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями. Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также приписывается божественное значение. Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов и отсутствие систематизации. Глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности Крашенинникова, Н.А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. М.: Издательство НОРМА, 2012. - 480 с..
Кроме писаного права, в мусульманских странах сохраняются правовые обычаи - адаты, отвечающие местным традициям.

25

Они действуют наряду с шариатом. Кроме того, развитие мусульманской цивилизации в течение всего второго тысячелетия не могло обойтись без признания новых юридически значимых норм. Нормам шариата давались новые толкования, соответствующие требованиям времени. Эти нормы придавали мусульманскому праву гибкость, при этом они не должны были вступать в противоречия с основной доктриной и формально не были включены в систему шариат Основанное на Коране мусульманское право следует рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое может наблюдаться в решениях по тому пли иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Корни мусульманского законодательства и судебной практики ставят перед историком многочисленные и очень интересные проблемы. Влияние мусульманского права на европейские правовые системы столь незначительно, что им можно пренебречь. Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные. Но не влекущие за собой применения наказания: запрещенные и подлежащие наказанию. Давид, Р. Основные правовые системы современности - М.: Прогресс, 2010. - 495 с.
Основная тенденция шариата - оценка различных жизненных обстоятельств с точки зрения религии. Поэтому не случайно, что одной из особенностей норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами. Кодекс шариата подразделяется на три основные части:

· ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу);

26

· муамалат (чисто юридические нормы);

· укубат (система наказаний);

Предписания шариата многочисленны и строги. Они определяют все нормы взаимоотношений человека в семье и обществе, регулируют гражданские правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату).

Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама. Говоря об универсальном характере мусульманского права и его нормативных предписаний, я пришла к выводу, что ислам - это одновременно вера в государство, а мусульманское право выступает как собственное право и как религия. В исламе государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Исламу свойственна лишь религиозная часть и теология, мораль и правила культа, а юридические нормы, если совпадут с предписаниями, то не имеют самостоятельной роли или занимают второстепенное место.
Таким образом, мусульманское право - одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики М., 2010. стр. 216.


27

3.2 Особенности иудейского права

Иудейское право является одной из древнейших религиозных правовых систем, существующих в современном мире. Началом становления и развития иудейской правовой системы считают приблизительно I век до н. э.

В научной литературе существует несколько вариантов деления всей истории развития еврейского общества, государства и правовой системы на этапы. Например, Д. Рид выделяет пять периодов: «эпоха левитов» (до середины I века до н. э.), «эпоха фарисеев» (II век до н. э.-II век н. э.), «эпоха талмудистов» (II век-XVIII век), «промежуточный» период (XIX век) и «эпоха сионизма» (с XX века).

В развитии иудейского права существовали противоречия, возникающие из-за множественности религиозных течений и доктрин, из-за внутриполитической раздробленности древних иудеев. Противоречия также были связаны с внешним противодействием развитию иудейского права и с открытой борьбой иудаизма с другими религиями. Древние иудеи очень враждебно относились к язычеству и исповедующим его народам, что, конечно же, порождало ответную реакцию.

Иудейское право - комплекс обязанностей, охватывающий все аспекты еврейской жизни. В первую очередь, этот комплекс относится к нормам публичного права. По отношению к иудейской вере главной обязанностью для иудея является строгое соблюдение религиозных канонов и верность Богу. Есть группа обязанностей, связанных с обязательным соблюдением религиозных праздников. Существуют обязанности, связанные с жертвоприношениями и строгим их соблюдением.

28

Иудейское право имеет специфические функции. Прежде всего, это функции, связанные с формированием еврейского сообщества и поддержанием его в духовно-нравственном и религиозном единении. Иудейское право влияет на экономическую, политическую, социальную сферы жизни общества. Существует группа функций, которая связана с воздействием на современное израильское право.

В отличие от других правовых систем, иудейское право определенным образом воздействует, но не регулирует прямо все общественные отношения израильского общества. Основным объектом регулирования являются брачно-семейные отношения.

Иудейская правовая система имеет следующие источники права: Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, правовая доктрина. Библия - сборник религиозных сочинений разных периодов и разного характера с VIII века до н. э. по II век н. э., состоящая из двух частей - Ветхого и Нового Заветов. Талмуд - свод толкований Ветхого завета и предписания (религиозные, нравственные, бытовые), основанные на этих толкованиях. Важными источниками являются религиозные традиции и обычаи, влияющие непосредственно на иудейское общество и регулирующие общественные отношения через нормы светского права. Доктрина - один из древнейших источников, представляет собой писания богословов, раввинские идеи относительно толкования библейских текстов.

29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мною были рассмотрены основные правовые семьи мира для достижения поставленной цели – выявления их особенностей.

Относительно определения понятий «правовая система» и «правовая семья» до сих пор не существует единого мнения, так как при формировании понятий разные авторы берут за основу или выделяют в качестве главных различные элементы.

Единой классификации правовых систем не существует по схожей причине: ученые основываются на разных видах критериев. Наиболее широкой известностью и популярностью пользуется классификация, созданная Рене Давидом.

Одной из наиболее явных особенностей романо-германской правовой семьи является становление и развитие романо-германского права на основе права римского. Следующая особенность состоит в сильном тяготении права романо-германской семьи к концептуальности и доктринальности. Что касается системы источников права, то особую значимость имеет закон. Романо-германское право четко делится на частное и публичное, оно имеет кодифицированный характер, а в большинстве правовых систем этой семьи имеются торговые кодексы.

Англосаксонская правовая семья, или семья «общего права», базируется на так называемом «судейском праве». Англосаксонское право имеет ярко выраженный казуальный характер, из источников права доминирует правовой прецедент, кодификация почти отсутствует. Важной особенностью является то, что данная правовая семья практически не испытала на себе влияние римского права. Процессуальное право имеет гораздо большее значение, чем материальное.

30

Судебный процесс носит обвинительный характер. По сравнению с другими правовыми семьями судебная власть в странах общего права очень независима от других ветвей государственной власти.

Особенности семьи религиозного права были рассмотрены мною на примере двух правовых систем: системы мусульманского права и системы иудейского права.

Превалирующими источниками мусульманского права являются Коран, Сунна, иджма, важную роль играет правовая доктрина. Большинству правовых норм присущи чрезвычайная архаичность и казуистичность. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В некоторых странах мусульманского мира наблюдается сосуществование кодексов западного образца и правил шариата.

Характерной особенностью иудейского права является его достаточно долгий и противоречивый процесс становления и развития, сопровождающийся часто противоречащими друг другу толкованиями норм права. Иудейское право носит преимущественно императивный характер, в его системе гораздо больше запретов, ограничений, требований и обязанностей, чем прав и свобод. Иудейское право многофункционально, но  его прямое воздействие на израильское общество очень ограниченно. Для религиозно-правовой системы иудейское право очень органично сочетается со всей остальной израильской правовой системой. Иудейская правовая система имеет особые, специфические источники права (Библия, Талмуд, религиозные традиции и обычаи, особая правовая доктрина).

Социалистическая правовая семья, которую теперь уже можно отнести к истории, отличается господством публичного права над частным. Система советского права по внешнему виду сходна с романо-германским правом, однако есть и важные отличия.

31

Социалистическое право рассматривалось как реализация марксизма-ленинизма. Закон в странах соцлагеря заменялся партийно-административным решением, судебный прецедент не являлся источником права. Очень большое число законов и норм имело императивный характер.

В мире существует множество правовых систем, и у каждой из них есть свои достоинства и недостатки. В последнее время, в результате развития международного права, торговых и экономических отношений между странами, заметно усиливается тенденция к сближению правовых систем различных стран. Пока, к сожалению, человечество не создало идеальной правовой системы, которая отвечала бы абсолютно всем юридическим, экономическим, социальным и моральным нормам. На мой взгляд, для создания такой системы необходимо основываться на положительных чертах и особенностях правовых систем мира: в этом случае можно надеяться на достижение справедливости в обществе.

32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия. / С. С. Алексеев. - М.: Статут, 1999. - 712 с.

2. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: учебник. / А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев. - М.: ЭКСМО, 2005. - 832 с.

. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: - М. «Международные отношения», 1999. - 400 с.

. Марченко М. Н. Источники права: учеб.пособие. / М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. - 768 с.

. Марченко М. Н. Правовые системы современного мира: учеб.пособие. / М. Н. Марченко. - М.: «Зерцало-М», 2000. - 528 с.

. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: учебник. / М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2011. - 768 с.

. Марченко М. Н.Сравнительное правоведение. / М. Н. Марченко. - М.: «Зерцало-М», 2001. - 390 с.

. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 3-е изд. - М.: Дело, АНХ, 2009. - 528 с.

. Правовые системы стран мира: энциклопедический справочник/ А. Я. Сухарев.(отв. ред.). - 3-е изд., испр. и доп. - М.: НОРМА, 2003. - 976 с.

. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: учебник/ под ред. В. А. Туманова. - М.: ЮРИСТЪ, 2003. - 448 с.

. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. / Ю. А. Тихомиров. - М.: НОРМА, 1996. - 432 с.

33