Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объекты авторского права

Содержание:

Введение

Авторское право в России появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят два года, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как, например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, - замечает проф. Табашников, - как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься".

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".

Регулируемые авторским правом имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

С развитием в России рыночной экономики возникла необходимость реформирования правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной прав на результаты интеллектуальной, творческой деятельности, поскольку прежнее законодательство характеризовалось низким уровнем охраны прав как непосредственных создателей таких результатов, так и лиц, их использующих. Новые законодательные акты, ориентированные на современные социальноэкономические потребности, приняты. В последнее время происходил процесс активного совершенствования соответствующего законодательства. Однако этот процесс нельзя считать завершенным.

Целью работы является комплексное исследование объектов авторского права. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

-дать общую характеристику понятия объектов авторского права;

-определить перечень объектов авторского права;

-выявить особенности защиты авторских прав в Интернете;

Предметом исследования являются объекты авторского права в соответствии с российским законодательством.

Теоретическую базу исследования составили труды А.Б. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.П, Грибанова, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О.С. Иоффе, В.О. Калятина, Я.А. Канторовича, H.JI. Клык, O.A. Красавчикова, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, B.JI. Черткова, Г.Ф. Шершеневича, К.Б. Ярощенко и др.

Методологические основы работы. Работа выполнена с использованием общенаучных методов, в частности, формально-логического, системного подхода, исторического, анализа, синтеза, а также частнонаучных, в том числе методов толкования норм права, формально- юридического, сравнительноправового и иных методов.

Глава 1. Общая характеристика объектов авторского права

1.1 Понятие и правовые основания признания произведения
объектом авторского права

В связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее — Закон о введении в действие IV части ГК РФ) с 01.01.2008 утратил силу ряд законодательных актов, ранее регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием объектов авторских, смежных с авторскими и иных прав, связанных с результатами интеллектуальной деятельности.

С 01.01.2008 документом, призванным регулировать основания возникновения и порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности, является четвертая часть Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), объединившая в себе правовые нормы, посвященные не только авторским и смежных с ними правам, но и патентным правам, правам на селекционное достижение, на топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, а также правам использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

При этом, как следует из Закона о введении в действие IV части ГК РФ, положения IVчасти ГК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. В том числе это условие относится и к нормам о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации. Что касается правоотношений, возникших до ее введения в действие, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

Кроме того, необходимо учитывать следующие условия:

обязательные для сторон договора нормы IV части ГК РФ об основаниях, о последствиях и о порядке расторжения договоров применяются также к договорам, которые продолжают действовать после введения в действие IVчасти ГК РФ независимо от даты их заключения;

обязательные для сторон договора нормы IV части ГК РФ об ответственности за нарушение договорных обязательств применяются, если соответствующие нарушения были допущены после введения в действие IV части ГК РФ, за исключением случаев, когда в договорах, заключенных до 01.01.2008, предусматривалась иная ответственность за такие нарушения.

Действовавший до принятия IV части ГК РФ Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» в целях обозначения всех принадлежащих автору прав применял понятие «авторские права», выделяя в их составе бессрочно охраняемые личные неимущественные права и охраняемые в течение жизни автора, а также в течение 70 лет после его смерти имущественные права, которые в ряде статей именовались исключительными правами. С вступлением в силу IV части ГК данная норма в части сроков охраны практически не изменилась, вместе с тем терминология, используемая для обозначения и классификации прав, приведена к определенному единообразию. Так, в ГК РФ введен новый термин «интеллектуальные права» (по сути, заменивший ранее действовавший термин «авторские права»). Интеллектуальные права включают: исключительное право, являющееся имущественным правом, и в определенных ГК РФ случаях личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и др.).

Понятие объектов авторских прав дается в ст. 1259 ГК РФ согласно ней объектами являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

-литературные произведения;

-драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

-хореографические произведения и пантомимы;

-музыкальные произведения с текстом или без текста;

-аудиовизуальные произведения;

-произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

-произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

-произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

-фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

-географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

-другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся:

1) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

2) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

По п. 3 ст. 1259 авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Итак, первое основание для признания того или иного произведения объектом авторского права - выражение его в какой-либо объективной форме, причем не обязательно письменной. Это может быть любая объективная форма, которая позволяет донести содержание произведения до людей.

На необходимость выражения произведения в объективной форме указывали многие. Так еще Д. Мейер еще в XIX веке отметил, что предметом авторского права является, конечно, литературное, художественное или музыкальное произведение, в которых выразилась творческая сила автора. Но степень проявления творчества может быть различной, а потому во многих случаях весьма трудно провести грань между годным и негодным объектом авторского права; легко впасть в крайность и признать за всяким проявлением труда значение предмета авторского права. Поскольку за автором признается право на мысль, воплощенную в известную форму, и творчество как нечто индивидуальное, оригинальное может касаться не только мысли, но и формы[1].

Требование выражения произведения в объективной форме предусмотрено законодательством для того, чтобы произведение вышло за пределы творческой мысли автора и было донесено до людей, чтобы можно было оценить уровень творчества автора.

В приведенном примере М. И. Глинка не успел найти либреттиста, чтобы написать оперу, и поэтому кроме него самого никто не мог узнать, что она представляла собой как творческое произведение. В истории немало случаев, когда по тем или иным причинам поэты и писатели не публиковали и не сообщали каким-то иным способом кому-либо содержание своих произведений.

Объективная форма произведения имеет важное значение для того, чтобы оценить уровень творческого вклада в его создание и определить, подлежит ли произведение охране авторским правом.

Как видно из диспозиции нормы и. 3 ст. 1259 ГК РФ, произведение, охраняемое авторским правом, может быть выражено в устной форме. В то же время выражение и воспроизведение произведения в устной форме довольно сложный процесс, и сама допустимость ее существования вызывает споры в юридической литературе. Например, А. Мельник выражает сомнение: может ли произведение быть создано и воспроизведено в устной форме? По его мнению, несомненно да. Автор продумал свое выступление, а потом провозгласил его в устной форме. В то же время остается открытым вопрос, возможно ли создание произведения именно в процессе выступления с речью, чтения лекции, произнесения проповеди, то есть экспромтом. Думается, что законодательство не содержит препятствий для импровизационного способа создания произведения, когда автор, так сказать, на ходу сочиняет стихотворение, музыку ит.д., то есть литературные произведения могут и сочиняться, и воспроизводиться в устной форме.

С одной стороны, с мнением ученого следует согласиться, поскольку, как отмечалось, закон признает возможность выражения произведения в устной форме. С другой же - устная форма имеет определенные недостатки, затрудняющие воспроизведение произведения.Например, М. Никитина отмечает, что устная форма воплощения идей и мыслей автора настолько неустойчива, что воспроизведение их другими лицами осуществимо лишь в той мере, в какой способна зафиксировать идеи, образы и мысли человеческая память. Например, лицо, обладающее музыкальным слухом, может воспроизвести мелодию прослушанной песни, но не музыку в целом. Никакой слушатель не способен запомнить произнесенную речь или прочитанную лекцию полностью. Поэтому публично произнесенные или исполненные произведения могут быть воспроизведены лишь при условии фиксации их одним из технических способов (записью на магнитофонную ленту, стенографированием и др.). Но тогда они приобретают другую внешнюю форму выражения и существования[2].

Выражение произведения в устной форме значительно затрудняет реализацию и защиту авторских прав на него, довольно сложно заключить в этом случае авторский договор.

Законом в качестве признака, необходимого для признания произведения объектом авторского права, возможность воспроизведения прямо не предусмотрена. Тем не менее в юридической литературе часто подчеркивается важность данного признака.

Например, В. Хохлов отмечает, что законодатель прямо не указал на воспроизводимость произведения как обязательный признак, ограничившись ссылкой на наличие определенной объективной формы. Однако ссылка на «объективную форму» может и должна пониматься как обозначение неких объективных процессов во внешнем мире, которые вызвали последствия в результате презентации формы. Нельзя же утверждать, что допустимо считать объектом авторского права и такие произведения, с которыми никто не знаком, а материальный или иной объективный носитель их содержания отсутствует[3].

Требование относительно выражения произведения в объективной форме как основания для охраны его авторским правом преследует цель обеспечения воспроизводимости произведения.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Для того чтобы произведение охранялось авторским правом, оно должно быть создано творческим трудом. Наличия объективной формы недостаточно, необходимо также содержание, которое представляет собой определенный результат творческого труда. А этот результат, в свою очередь, должен быть выражен в объективной форме.

В. Хохлов отмечает, что целесообразно различать творческий подход к делу, наличие признаков творчества в процессе деятельности и признак творчества в полу-ченном результате; для определения какого-либо произведения как творческого важно, конечно же, последнее. С точки зрения задач правового регулирования вовсе не требуется устанавливать степень напряжения мысли и неординарность подходов автора в процессе создания полученного результата. Достаточно, если есть возможность квалифицировать итог в качестве связанного с индивидуальностью автора, поэтому на практике творческий характер всех произведений, созданных лично автором (авторами), презюмируется, предполагается имеющимся, пока не доказано иное[4].

В и. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 года № 5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

Иначе говоря, для того чтобы произведение было признано объектом авторского права, оно не обязательно должно быть абсолютно новым. На это часто обращается внимание в юридической литературе[5].

Творческая деятельность предполагает создание чего-либо нового. Для определения творческого характера произведения абсолютная новизна не является обязательным условием. Если бы авторское право распространялось на идеи, авторам нужно было бы постоянно придумывать что-то абсолютно новое и уникальное, чтобы не заимствовать чужие идеи, а это привело бы к упадку развития творческой деятельности. Многих авторов на создание произведений нередко вдохновляют идеи, раскрытые в произведениях созданных ранее.

Например, сюжет детективно-приключенческого романа английского писателя В. Каннинга «Письма Скорпиона», в котором главные герои преследуют преступника- шантажиста по прозвищу Скорпион, вызывает некоторые ассоциации с сюжетом рассказа А. Конан Дойля «Конец Чарльза Огастера Милвертона», где Шерлок Холмс и доктор Ватсон преследуют преступника-шантажиста. Поскольку рассказ А. Конан Дойля был написан раньше, чем роман В. Кан-нинга, можно предположить, что В. Каннинг заимствовал для написания своего романа идею А. Конан Дойля.

Д. Липцик относительно правового положения идей отмечает, что они могут представлять большую коммерческую или художественную ценность. Присвоение чужой идеи способно причинить ущерб, что, если его не возместить, будет несправедливо. В такого рода случаях необходимо помнить, что, хотя отказ от авторско-правовой охраны идей и объясняется вполне конкретными соображениями, это не означает отсутствия в подобной ситуации правовых средств защиты. Обязательство возместить причиненный ущерб может быть предусмотрено другими институтами частного права и на него распространимы, например, положения о неосновательном обогащении или о недобросовестной конкуренции. В случае, например, если будет установлен состав преступления разглашение тайны, наступает ответственность по уголовному законодательству.[6]

В и. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» под информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), понимаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Например, вероятна следующая ситуация. У творческого работника кинокомпании возникла идея создания фильма с сюжетом на тему, являющуюся в силу каких-либо недавних событий актуальной. Продюсер, ознакомившись с идеей, решит, что картина, созданная на основе упомянутого сюжета, будет иметь успех у зрителей, что, в свою очередь, приведет к получению кинокомпанией большой прибыли. Поэтому руководство кинокомпании в отношении идеи такого фильма может ввести режим коммерческой тайны.

Если конкурирующей кинокомпании станет известно об идее создания данной картины и она реализует ее раньше, создание картины первой кинокомпанией уже не принесет ожидаемой коммерческой выгоды. То есть в данной ситуации заимствование чужой идеи способно причинить материальный ущерб. Но идея в данном случае охраняется законодательством не об авторском праве, а о коммерческой тайне.

Требование закона о том, что произведение для признания его объектом авторского права должно носить творческий характер, означает, что для объекта авторского права имеет значение не только объективная форма, но и содержание произведения. Если содержание результат творческого труда, то в совокупности с объективной формой оно и составляет объект авторского права.

Итак, основными признаками, которым должно соответствовать произведение как объект авторского права, являются объективная форма, в которой должно быть выражено произведение, а также творческий характер произведения, наличие которого определяется характером художественной формы.

1.2 Перечень способов использования объектов авторского права

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства приведен в ст. 1255 ГК РФ. Согласно данному перечню автору произведения принадлежат следующие права:

исключительное право на произведение;

право авторства;

право автора на имя;

право на неприкосновенность произведения;

право на обнародование произведения.

Особо ГК РФ выделяет случаи, когда автору произведения кроме указанных прав принадлежат другие права, такие как право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

При этом в качестве автора произведения, являющегося объектом авторского права, ГК РФ называет гражданина, творческим трудом которого это произведение создано. Ранее в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» термин «автор» обозначал физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Однако, учитывая, что в качестве участников отношений, регулируемых гражданским законодательством, ГК РФ называет именно граждан и юридических лиц (ст. 2 ГК РФ), такая замена одного термина на другой обоснована необходимостью соответствия специальных норм IV части ГК РФ основным положениям гражданского законодательства.

В составе личных неимущественных прав выделяют право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений. И как было отмечено ранее, такие права охраняются бессрочно. Кроме того, в силу положений ст. 1267 ГК РФ автор при составлении завещания вправе назначить лицо (исполнителя завещания), у которого после смерти автора возникнет пожизненная обязанность по охране авторства, имени автора и неприкосновенности произведения. Если же автор не назначит исполнителя завещания в данной части, либо исполнитель завещания откажется от выполнения указанных полномочий, охрана названных личных неимущественных прав осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами[7].

К исключительным правам, являющимся правами имущественного характера, относится право автора и/или иного правообладателя распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности любым не противоречащим закону и существу такого права способом, в том числе путем его отчуждения другому лицу или предоставления другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности в установленных договором пределах. Перечень способов использования результата интеллектуальной деятельности указан в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Так, использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения;

распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

прокат оригинала или экземпляра произведения;

публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю;

сообщение по кабелю, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного);

практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садовопаркового проекта;

доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Вместе с тем указанный в п. 2ст. 1270 ГК РФ перечень способов использования результата интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим. Положения ст. 1229 ГК РФ устанавливают право автора и/или иного правообладателя использовать результат интеллектуальной деятельности и предоставлять право его использования другим лицам по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

1.3 Перечень объектов обладающих всеми необходимыми признаками но не являющихся объектами авторского права

В связи с тем, что доктрина российского авторского права предполагает охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в литературе неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в ч. 5 ст. 1259 ГК РФ положение о том, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов права, например патентного права; вопросы охраны других творческих результатов обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет. Если, однако, такие результаты выражены в оригинальной форме, последняя пользуется правовой охраной. Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права. Вопрос о сроке действия авторского права будет рассмотрен ниже. Здесь же отметим, что истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера - инструкции, указания, стандарты, методические рекомендации, уставы юридических лиц и т.п., судебные решения и иные акты правоприменительных органов - обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов предварительного следствия и т. п., а также иные официальные документы, исходящие от организаций и должностных лиц, - отчеты, справки, патентные описания, иски и т.п. Государственными символами и знаками считаются флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т.п.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора - частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т. п. При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы большого смысла, ибо они не охраняются авторским правом в силу истечения срока охраны. Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, так как их автором является народ. Их следует отличать от произведений, бесспорно имеющих конкретных авторов, имена которых, однако, не известны в силу тех или иных причин, например, при анонимном опубликовании произведения. Совершенно очевидно, что подобные произведения охраняются авторским правом без каких-либо изъятий.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ч. 6, п. 4, ст. 1259 ГК

РФ). В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь точным его отражением и не включает в себя элементы творчества. Таковы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных происшествиях и т. п. Поскольку на первый план здесь выдвигаются точность и оперативность информации, она подается, как правило, в очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторской индивидуальности. Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, - это требовать указания другими органами, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования.

Глава 2. Передача прав на объекты авторского права

2.1 Анализ договоров о передаче объектов авторских прав

Закон выделяет два основных способа передачи другому лицу права использования результата интеллектуальной деятельности (объекта авторских прав) — путем заключения договора об отчуждении исключительного права и путем заключения лицензионного договора.

Договор об отчуждении исключительного приви. Согласно ст. 1234 ГК РФ по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). В результате заключения и исполнения такого договора правообладатель утрачивает свое право на исключительные права в полном объеме. При этом, если правообладатель и автор — одно лицо, личные неимущественные права остаются за автором, поскольку, как следует из положений ст. 1265 ГК РФ, право авторства и право автора на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми правами, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительных прав на произведение, или предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен[8].

Существенным условием для договора данного вида является предмет договора, в котором необходимо указать сведения (критерии, технические параметры, набор функций и т. и.), конкретизирующие результат интеллектуальной деятельности. Кроме того, при заключении договора необходимо обращать внимание на ряд следующих условий, несоблюдение которых влечет недействительность договора:

согласно общему правилу форма договора должна быть письменной;

договор подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных п. 2ст. 1232 ГК РФ;

наличие в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения. При этом правила определения цены, предусмотренные п. Зет. 424 ГК РФ, не применяются.

Лицензионный договор. Согласно ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (далее — лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (далее — лицензиат) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Следует учитывать, что лицензионный договор бываетдвух видов, которые могут предусматривать:

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (простая (неисключительная) лицензия);

предоставление лицензиату права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам (исключительная лицензия).

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Существенными условиями лицензионного договора являются:

предмет договора путем указания на результат интеллектуальной деятельности, право использования которого предоставляется по договору. При этом, так же как и для договора об отчуждении исключительного права, конкретизация результата интеллектуальной деятельности является необходимым условием для признания предмета лицензионного договора согласованным;

способы использования результата интеллектуальной деятельности;

согласно общему правилу форма договора должна быть письменной (исключение в виде устной формы договора предусмотрено для договора о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании).

Кроме того, при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации другому лицу. В данном случае такое право реализуется заключением между лицензиатом и третьим лицом сублицензионного договора. Существенные условия сублицензионного договора аналогичны существенным условиям лицензионного договора. Однако помимо соблюдения условия о согласовании в сублицензионном договоре существенных условий следует обращать внимание, на следующие правообразующие условия:

наличие у лицензиата письменного согласия правообладателя на заключение лицензиатом сублицензионного договора с третьим лицом;

лицензиат может предоставить третьему лицу права использования объекта интеллектуальной деятельности только в рамках тех способов, которые предоставлены лицензиату правообладателем.

Договор авторского заказа. В качестве самостоятельного вида договора ГК РФ выделяет договор авторского заказа, предметом которого является создание автором произведения науки, литературы или искусства на материальном носителе на основании заказадругой стороны (заказчика).

Сразу обозначим, что в отличие от рассмотренных договоров субъектом договора авторского заказа (автором результата интеллектуальной деятельности) может быть только физическое лицо, творческим трудом которого создан такой результат (ст. 1228 ГК РФ). При этом определяющим авторство моментом является именно личный творческий вклад лица в создание результата интеллектуальной деятельности. Соответственно лица, осуществлявшие техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, атакже граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ, авторами не признаются.

При заключении договора авторского заказа необходимо обращать внимание на наличие в данном договоре следующих условий:

предмет договора, позволяющий максимально конкретизировать параметры создаваемого объекта авторского права, в противном случае возникает риск признания договора незаключенным вследствие несогласованности сторонами существенного условия о его предмете. Данный вывод подтверждается судебной практикой. Так, Президиум ВАС РФ в постановлении от 27.06.2006 № 2039/06 по делу № А56-10018/2005 указал: «оценивая положения договора, касающиеся объекта авторских прав как второго произведения автора, включающего в себя повесть и рассказы, не может согласиться с утверждением судов апелляционной и кассационной инстанций о том, что произведение, которое автор обязуется создать, определено вполне конкретно, более того, уже задумано автором, но лишь «технически» не создано. Простого указания в авторском договоре заказа на то, что произведение, права на использование которого передаются заказчику, будет вторым произведением, созданным автором, и будет соответствовать определенному жанру, без указания иных параметров, характеристик будущего произведения, например сюжета, названия, или без представления творческой заявки, плана, недостаточно. Таким образом, следует признать, что стороны не достигли соглашения о предмете авторского договора заказа, поэтому у судов апелляционной и кассационной инстанций не было оснований для признания его заключенным»;

способы использования объекта авторского права либо условие об отчуждении заказчику исключительного права на объект, который должен быть создан автором;

срок создания и передачи заказчику объекта авторского права (и. 1 ст. 1289 ГК РФ);

наличие в возмездном договоре условия о размере вознаграждения автора или порядке его определения.

Договор о создании по заказу программы для ЭВМ и базы данных. Хотелось бы выделить еще один вид договора, по своей правовой конструкции (предмету) схожий с договором авторского заказа.

Однако такой договор имеет ряд отличий и при его заключении и исполнении необходимо учитывать положения ст. 1269 ГК РФ, устанавливающей специальные нормы касательно программ для ЭВМ и баз данных, созданных по заказу.

Прежде всего подрядчиком (исполнителем) создаваемого по заказу объекта интеллектуальной деятельности может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.

Кроме того, ст. 1296 ГК РФ установлены диспозитивные нормы, согласно которым:

в случае, когда программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное;

в случае, когда исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит заказчику, подрядчик (исполнитель) вправе, поскольку договором не предусмотрено иное, использовать такую программу или такую базу данных для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права.

Статья 1296 ГК РФ устанавливает и императивные нормы, направленные на защиту заказчика и автора программы — гражданина. Так, если исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных принадлежит подрядчику (исполнителю), заказчик вправе использовать такую программу или такую базу данных для собственных нужд на условиях безвозмездной простой (неисключительной) лицензии в течение всего срока действия исключительного права. Автор созданных по заказу программы для ЭВМ или базы данных, которому не принадлежит исключительное право на такую программу или такую базу данных, имеет право на вознаграждение как автор служебного произведения, исключительное право на которое принадлежат работодателю.

При заключении договора необходимо обращать внимание на наличие в данном договоре следующих условий:

предмет договора, согласно которому одна сторона (подрядчик) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленную договором программу для ЭВМ или базу данных на материальном носителе или в иной форме. При этом следует обратить внимание на необходимость подробной конкретизации создаваемого объекта, с указанием его технических параметров, характеристик, набора необходимых функций ит.п.;

срок создания и передачи заказчику объекта (и. 1ст. 1289 ГК РФ);

наличие в возмездном договоре условия о размере вознаграждения подрядчика (исполнителя) или порядке его определения.

Служебные произведения. Самостоятельное правовое регулирование ГК РФ отводит служебным произведениям, создание которых предполагается в процессе исполнения работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Согласно ст. 1295 ГК РФ авторские права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

Таким образом, по общему правилу, за автором сохраняются только личные неимущественные права, а все имущественные права принадлежат работодателю, с которым автор состоит в трудовых отношениях. Вместе с тем норма является диспозитивной, следовательно, стороны своим соглашением вправе изменить ее содержание. Кроме того, работодатель обязан начать использование служебного произведения в течение трех лет с момента, когда работник передал произведение в его распоряжение. Если же работодатель не приступил к использованию произведения в течение указанного срока, либо не передал исключительные права на него другому лицу или не уведомил автора о своем решении сохранить произведение в тайне, работодатель утрачивает исключительное право на произведение, и данное право переходит к работнику — автору служебного произведения[9].

Для того чтобы признать за произведением статус служебного, необходимо обратить внимание на следующее:

в трудовом договоре, должностных инструкциях, иных документах работодателя, являющихся неотъемлемой частью трудового договора, должны быть указаны обязанности работника-автора по созданию объектов авторского права с указанием их конкретных видов;

разработать систему передачи работодателем автору служебных заданий на создание конкретного объекта авторского права и передачи автором работодателю созданных объектов авторского права. Ее могут составлятьдокументы, дающие представление о том, какое конкретно произведение, кем и в какие сроки создается (приказ, служебные задания ит.п.).

Если в трудовом договоре или ином внутреннем документе не содержалась прямая обязанность работника-автора по созданию произведения (даже если автор является штатным работником и для создания произведения использовал принадлежащие работодателю материалы и оборудование), то произведение не является служебным, следовательно, права на его использование автоматически не переходят к работодателю и остаются за автором.

Данный вывод подтверждается существующей судебной практикой. К примеру, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.12.2005по делу№А56- 40457/04 судом даны следующие разъяснения:

«Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Из указанной нормы права следует, что для установления факта принадлежности исключительных авторских прав на служебное произведение необходимо доказать, что произведение создано в порядке выполнения служебного задания, выданного работодателем физическому лицу при наличии заключенного между ними трудового договора, если в этом договоре не предусмотрены иные условия передачи исключительных имущественных авторских прав, чем это указано в законе».

Таким образом, данная норма обязывает работодателя согласовывать с автором и выплачивать ему вознаграждение (гонорар) за каждый вид использования служебного произведения помимо заработной платы и других выплат, премий, надбавок ит.д., предусмотренных трудовым договором и законодательством о труде.

2.2 Защита объектов авторского права и смежных прав в интернете

Одной из важнейших проблем правоотношений, возникающих в сети Интернет, является вопрос защиты права интеллектуальной собственности. Существует мнение, что в Интернете невозможно обеспечить правовую защиту авторских прав из-за отсутствия ограничений на свободное копирование и сложности ведения контроля над использованием произведений и их копированием.

Сущность нарушений авторского права в Интернете такая же, и защита его от нарушений осуществляется теми же способами, предусмотренными национальным законодательством, в том числе в судебном порядке в рамках гражданского, административного или уголовного разбирательства. Отличие в том, что простота копирования и нематериальная сущность объектов авторского права в Интернете, не позволяет так же просто решить проблему обеспечения доказательств нарушений авторского права. В сети это усугубляется простотой доступа практически к любым его ресурсам и затрудненностью доказывания того, какая информация была опубликована первой. Тематика защиты авторских прав очень актуальна в наше время, так как Сеть с каждым днем получает все более широкое распространение. Сегодня по ней «блуждает» масса произведений, попавших туда и распространяемых без, и даже вопреки, согласия автора. Порой произведения в процессе их «растаскивания» по сайтам теряются упоминание автора или вовсе меняют его.

Проблемы защиты авторских прав в Интернете столь специфичны, что не всегда для этого находятся соответствующие правовые и технических возможности.

Проведя анализ обсуждаемого вопроса, можем предложить следующие методы решения проблемы: нормативно-правовой метод, технический метод, организационный метод.

Существуют различные типы профилактических мер по сдерживанию нарушений авторских прав. Стратегии включают образование, гражданское и уголовное законодательство, международные соглашения, а также защиту цифровых СМИ от копирования, такие как управления цифровыми правами DRM - технологии и способы анти-обхода законов.

Рассмотрим первый метод на примере зарубежного и российского законодательства. В Законах США StopOnlinePiracyAct (SOPA) и ProtectIntellectualPropertyAct (PIPA) пытались бороться онлайн - нарушениями авторских прав и онлайн - торговлей контрафактной продукции. Но оба закона прошли законодательство, но не прижились. Противники утверждали, что предложенный законопроект угрожает свободе слова и развитию инноваций, а также позволяет правоохранительным органам блокировать доступ к целым интернет доменам из-за нарушения авторского права, размещенных на одном блоге или веб-странице.

В то время как весь мир пытается блокировать SOPA, как законодательство, правительство России представил один из самых сложных онлайн законов об авторских правах в мире: Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях ».В соответствии с законом, владельцы авторских прав могут подавать иски против сайтов, несущие нарушения, которым в таком случае придется удалить несанкционированное содержание или ссылки в течение 72 часов. Несоблюдение может привести к блокировке сайта интернет-провайдерами, пока не пройдет судебное слушание.

В 2014 году в России в сфере защиты авторских прав в сети Интернет функционируют:

Российское авторское общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности.

Союз Операторов Интернет (СОИ) - некоммерческая организация, созданная в целях координации деятельности организаций, работающих в российском сегменте сети интернет.

Так жепроизошлиизменения в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.В частности, уточнению подверглась ст. 1253.1 ГК РФ, посвященная ответственности информационных посредников за нарушения интеллектуальных прав в сети Интернет. Главное изменение заключается в расширении перечня субъектов, которые несут так называемую безвиновную (объективную) ответственность за нарушения прав интеллектуальной собственности в сети. Изначально ответственность предусматривалась для интернет-провайдеров, действующих в сети Интернет, теперь речь идет обо всех информационных посредниках, действующих в информационно-телекоммуникационных сетях. Таким образом, сюда включаются сотовые операторы, операторы связи, предоставляющие кабельное телевидение, и т.д[10].

Однако ответственность не наступает в том случае, если информационный посредник не в состоянии контролировать размещение на своём ресурсе нелегального контента (в качестве примера социальная сеть «ВКонтакте»). И еще одно интересное изменение: расширился круг лиц, которые должны будут принимать меры для прекращения нарушений авторских прав в Интернете. Речь идет об иных лицах, без привлечения которых невозможно пресечь действия, нарушающие право либо создающие угрозу их нарушения. Это достаточно важный шаг, позволяющий более оперативно реагировать на нарушения в среде Интернет и других сетях.

Все технические методы являются дорогостоящими и сложными в использовании и автор самостоятельно не в состоянии защитить свои права в электронной среде. Поэтому одним из выходов могло бы стать создание в рамках Российского авторского общества технического подразделения, которое будет решать две задачи: поиск нарушений авторского права и разработка и техническое сопровождение программных продуктов, позволяющие авторам самостоятельно выявить нарушения авторского права («Антиплагиат», «Shazam»).

Другой стороной вопроса могло стать создание технического отдела, который будет заниматься вопросами, связанными с техническими средствами защиты авторских прав, либо создание при поддержке государства специализированных маркировочных меток, которыми можно было бы обозначать объект авторского права, отображенного в электронном виде (электронные, водяные знаки).

Завершающим методом всё же будет являться организационный метод. В правовом государстве - это уровень правовой культуры граждан. Цель организационного метода заключается в том, чтобы уважение к закону стало определяющим принципом жизни нашей страны. Главное - готовность следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.

Вывод: Только комплексный подход к решению проблемы позволит повысить уровень защищенности в электронно-цифровой среде. Тем самым используя все вышеперечисленные методы (нормативно-правовой метод, технический и организационный) и мы сможем обеспечить безопасность авторского права в сети Интернет.

2.3 Высокотехнологичные объекты авторских прав и перспективы их развития в Российской Федерации

Институт авторского права один из старейших в системе права интеллектуальной собственности, который, в настоящее время, получает активное развитие. Во многом, этим тенденциям способствует глобализация и повсеместное распространение сети Интернет. При этом, основным объектом авторского права долгое время остаётся - «произведение». Следует заметить, что и вновь создаваемые объекты интеллектуальной собственности, имеющие прямую связь с информационной сферой, также нашли своё место в системе авторского права в качестве произведений. Так, программы для ЭВМ были включены в отечественный гражданский оборот в качестве отдельного охраняемого законом результата интеллектуальной деятельности, на основании статьи 1225 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). При этом, перечень объектов авторских прав, изложенный в статье 1259 ГК РФ, прямо указывает, что программы для ЭВМ относятся к объектам авторского права, охраняемым как литературные произведения. Таким образом, следует признать, что компьютерные программы внедрены в отечественную систему права интеллектуальной собственности в качестве объекта авторских прав[11] Этот вывод полностью соответствует тенденциям международного права интеллектуальной собственности. Так, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) статья 10, именуемая «Программы для электронно-вычислительных машин и компиляции данных», помещена в раздел 1 «Авторское право и смежные права» [2]. Следовательно, в контексте международного регулирования программы для ЭВМ следует относить к объектам авторских прав, аналогично отечественному законодательству. Кроме того, к объектам авторских прав также необходимо, относить и другой высокотехнологичный объект права интеллектуальной собственности - базы данных. Следует заметить, что в соглашении ТРИПС использует термин компиляции данных, отличный от отечественного правового регулирования. Однако, правовая природа компиляции данных, аналогична базам данных, известным в российском гражданском обороте. Следует заметить, что термин «база данных» весьма ограничен и требует унификации с международным правом[12].

Развитие отечественной системы авторского права во многом связано со вступлением Российской Федерации во всемирную торговую организацию и этот факт, без сомнения, влияет и на развитие высокотехнологичных произведений. Так, 11 декабря 2012 г. было принято Постановление Правительства РФ № 1281 «Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений», которое, фактически, сняло всякие оговорки о принятии Российской Федерацией положений Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений[13]. Следовательно, отечественное регулирование в сфере интеллектуальной собственности открывает перспективы по имплементации международных правовых актов и унификации существующих правовых норм. Следует заметить также, что указанные тенденции влияют и на совершенствования законодательства об объектах авторских прав. Например, позитивной новеллой в праве интеллектуальной собственности следует признать включение в гражданский оборот в качестве составного произведения сайта в сети Интернет. Принятый 12 марта 2014 Федеральный закон № 35-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вывел из правового режима баз данных, сайт в сети Интернет, тем самым описываемый нормативный акт позитивно повлиял на судебную практику, и исключил споры месте сайта в сети Интернет в системе права интеллектуальной собственности.

При анализе перспектив развития высокотехнологичных объектов авторских прав в Российской Федерации, отдельного рассмотрения требует вопрос о развитии высокотехнологичных произведений науки. Произведения науки перечислены в статье 1259 ГК РФ, определяющей перечень объектов авторских прав. Отечественная юридическая наука нечасто обращается к анализу правового режима высокотехнологичных объектов авторского права, стараясь анализировать в основном объекты патентных прав, либо, упомянутые выше, авторские произведения в сфере IT. Однако, современное состояние науки, порождает необходимость регламентации правового режима высокотехнологичных произведений. На практике подобные произведения уже активно встречаются и находят своё место в гражданском обороте. Так, например, к ним следует относить модели, прототипы и планы высокотехнологичной продукции, которые только придуманы учёным, однако не были им запатентованы, а также не были им фактически созданы. Нет сомнений в том, что эти произведения являются объектами творческого труда автора-ученого. Кроме того, они выражены в объективной форме, следовательно, отвечают критериям объектов авторских прав. Следует заметить, что статья 2 Бернской Конвенции по охране литературных и художественных произведений, относит к произведениям науки произведения, вне

зависимости от способа и формы ее выражения. Вероятно, большинство из упомянутых произведений в последующем могут стать объектами патентных прав, так как относятся к техническому творчеству, однако, не все инноваторы обладают средствами и желанием для проведения соответствующих правовых процедур по регистрации объектов патентного права. Можно провести аналогию с регистрацией программ для ЭВМ и баз данных. Законодательство допускает регистрацию этих произведений по желанию автора, однако, крайне мало указанных объектов авторских прав проходят процедуру регистрации. При этом многие начинающие учёные представляют свои проекты, включающие высокотехнологичные произведения на научных форумах и конференциях, тем самым они ставят «под удар» своё произведения. Не редки случаи, при которых придуманное одним ученым произведение запатентовано другим лицом. Такая порочная практика существует не только в нашей стране и, к сожалению, следует признать, что правовой режим высокотехнологичных произведений науки не позволяет гарантировать интересы их создателей. Вероятно, для решения этой проблемы, следует оптимизировать законодательство об авторских правах на высокотехнологичные произведения. В частности, исследования требует вопрос о месте данных произведений в системе права интеллектуальной собственности, в частности, разграничение указанных произведений с объектами патентных прав, а также иных авторских произведений.

Заключени

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения;

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.

. К объектам авторских прав относятся:

) производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

) составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

. Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя в соответствии с правилами статьи 1262 ГК РФ. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

. Не являются объектами авторских прав:

- официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

- государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

- произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

- сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30 декабря 2008 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. - № 4. - Ст. 445
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
  3. Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 № 1281 «Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2012, № 51, ст. 7216
  4. Абдуллазянова А.М. Некоторые аспекты правового регулирования интернет-сайта как объекта авторского права // Сборник аспирантских научных работ юридического факультета. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2013, Вып. 14. - С. 3-10
  5. Гаврилов Э.П. - Совершенствование законодательства об интеллектуальной собственности: есть проблемы // Патенты и лицензии. - 2015. - № 12. - С. 2 -8
  6. Жиляева С.К. Проблемы определения объектов авторского права // Юридическое лицо как субъект гражданско-правовой и уголовной ответственности и обеспечение ГИБДД условий реализации отдельных видов ответственности: сборник статей. - Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2013. - С. 14-19
  7. Инюшкин А. А. - Особенности термина «база данных» в праве интеллектуальной собственности // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 20. - С. 135-137
  8. Кашанин А. В. Развитие учения о форме и содержании произведения в доктрине авторского права. Проблема охраноспособности научных произведений // Вестник гражданского права, 2010, № 2, с. 95
  9. Кравченко А.А. Использование объектов авторского права на сайтах в сети Интернет // Сборник научных трудов кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин. - М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2014, Вып. 1. - С. 96-101
  10. Липцик Д. Авторское право и смежные права. — М.: Норма, 2002.- 156с.
  11. Макаренко А.И. Авторские произведения в системе объектов гражданского права Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных статей по материалам Межрегионального круглого стола по гражданскому праву, 13 марта 2013 г.. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2013. - С. 98-103
  12. Макаренко А.И. Актуальные проблемы защиты объектов авторских прав // Актуальные проблемы развития гражданского законодательства на современном этапе: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 28 февраля 2014 г.. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2014. - С. 176-181
  13. Макаров А. Объекты авторского права как объекты гражданского права // Актуальные вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: сборник материалов республиканской научной студенческой конференции. - Уфа, 2014. - С. 35-41
  14. Мейер Д. И. Русское гражданское право. — М.: БЕК, 2013.-С. 478
  15. Моргунова Е. А. Авторское право. — М.: Юрист, 2014.- 172с.
  16. Никитина М. И. Авторское право на произведения науки, литературы и искусства. — Казань, 1972, с. 47-48
  17. Рыбачук Е.Ю. Правовые аспекты наследования прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности (авторские права, права патентообладателей, права на изобретения) // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2013, № 5. - С. 151-158
  18. Свечникова И.В. Произведение как объект авторского права: вопросы теории и практики // Проблемы применения частного права: межвузовский сборник научных статей, посвященный памяти д.ю.н., профессора А.А. Серветника. - Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО "Сарат. гос. юр. акад.", 2014. - С. 145-148
  19. Субботина Е.В. Признаки служебного произведения как объекта авторского права // Право интеллектуальной собственности. - М.: Юрист, 2013, № 4 (30). - С. 6-10
  20. Щербак Н.В. Проблемы правовой охраны нетрадиционных объектов авторского права // Законодательство. - М.: Гарант, 2013, № 2. - С. 12-23
  21. Щербак Н.В. Свободное использование объектов авторского права на примере цитирования, пародирования и карикатуры // Законодательство. - М.: Гарант, 2014, № 3. - С. 24-31
  1. Мейер Д. И. Русское гражданское право. — М.: БЕК, 2013. С. 124

  2. Жиляева С.К. Проблемы определения объектов авторского права // Юридическое лицо как субъект гражданско-правовой и уголовной ответственности и обеспечение ГИБДД условий реализации отдельных видов ответственности: сборник статей. - Орел: ОрЮИ МВД России им. В.В. Лукьянова, 2013. - С. 15

  3. Макаренко А.И. Авторские произведения в системе объектов гражданского права Российской Федерации // Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных статей по материалам Межрегионального круглого стола по гражданскому праву, 13 марта 2013 г.. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2013. - С. 101

  4. Макаров А. Объекты авторского права как объекты гражданского права // Актуальные вопросы защиты прав на объекты интеллектуальной собственности: сборник материалов республиканской научной студенческой конференции. - Уфа, 2014. - С. 40

  5. Кашанин А. В. Развитие учения о форме и содержании произведения в доктрине авторского права. Проблема охраноспособности научных произведений // Вестник гражданского права, 2010, № 2, С. 95.

  6. Липцик Д. Авторское право и смежные права. — М., 2002, С. 56.

  7. Макаренко А.И. Актуальные проблемы защиты объектов авторских прав // Актуальные проблемы развития гражданского законодательства на современном этапе: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 28 февраля 2014 г.. - Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2014. - С. 179

  8. Щербак Н.В. Свободное использование объектов авторского права на примере цитирования, пародирования и карикатуры // Законодательство. - М.: Гарант, 2014, № 3. - С. 30

  9. Рыбачук Е.Ю. Правовые аспекты наследования прав на отдельные объекты интеллектуальной собственности (авторские права, права патентообладателей, права на изобретения) // Право и образование. - М.: НОУ СГА, 2013, № 5. - С. 156

  10. Кравченко А.А. Использование объектов авторского права на сайтах в сети Интернет // Сборник научных трудов кафедры авторского права, смежных прав и частноправовых дисциплин. - М.: ФГБОУ ВПО РГАИС, 2014, Вып. 1. - С.98

  11. Гаврилов Э.П. - Совершенствование законодательства об интеллектуальной собственности: есть проблемы // Патенты и лицензии. - 2015. - № 12. - С. 3

  12. Инюшкин А. А. - Особенности термина «база данных» в праве интеллектуальной собственности // Теория и практика общественного развития. -2015. - № 20. - С. 136

  13. Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 № 1281 «Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2012, № 51, ст. 7216