Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Теоретический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека)

Содержание:

Введение

Актуальность. Средства невербального общения наряду с вербальными средствами делового общения имеют огромную значимость. Они обеспечивают эффективность взаимодействия партнеров общения, их взаимопонимание, взаимоотношение партнеров, что очень важно для развития коллектива.

Понимание личных паттернов различных эмоциональных состояний способствует тому, что реакция на лицевую экспрессию партнера связана с воспроизведением его мимики, то есть в невольном изменении активности мышц лица. Этот процесс подобен «эмоциональному заражению, или резонансу». Таким образом, для распознавания и идентификации паттернов лицевой экспрессии человек использует два канала - зрительный, который производит опознание с помощью гностических нейронов нижневисочной коры, и проприорецептивный, который оценивает паттерны собственной лицевой экспрессии и служащий обратной связью (подкреплением) реакции на информацию со зрительного канала.

Проблему невербальных средств общения нарушали в научных работах, посвященных деловому общению, Р. Ботавина, Л. Венгер, Е. Зарецкая,
В. Зусин, Е. Каменская, Ф. Кузин, А. Панфилова, В. Лавриненко, А. Сорокина, В. Шеломенцев, В. Южин.

В наше время многогранная проблематика эмоций и эмоциональных состояний попадает в фокус психологических исследований (К. Изард,
Е.П. Ильин), философских исследований (И.В. Сидоренко) и активно разрабатывается в лингвистике (А. Вежбицкая, О. Воробьева, С. Гладио).

В этом аспекте внимание преимущественно уделяется эмотивно лексико-семантическим средствам языка (М. В. Гамзюк, В. И. Шаховской), аффективной фонетике (А. А. Калита), аффективной грамматике и синтаксису (В. В. Задворнов), вербализации эмоций в художественном тексте (В. Г. Гак, Н. А. Позднякова, Г. И. Харкевич). Все это создало предпосылки для углубленного изучения отдельных эмоциональных состояний, в том числе и радости, и их воплощение в различных типах дискурса.

Цель исследования состоит в изучении невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Объект исследования: невербальная коммуникация человека.

Предмет исследования: невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть особенности невербальной коммуникации.
  2. Охарактеризовать эмоциональные состояния человека и их проявление.
  3. Описать методику изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.
  4. Дать характеристику типичным проявлениям эмоциональных состояний.

Теоретическое значение работы состоит в систематизации и обобщении знаний об особенностях внешнего выражения эмоциональных состояний личности человека.

Глава 1. Социальная семантика жеста

1.1. Общие понятия

Основная составляющая и необходимое условие существования определенного народа, это язык, который является основной составляющей проявления национального самопознания, определяющий духовную культуру, и нравственность.

Язык имеет огромную роль в познании и развитии каждого человека, так как с самого рождения мы слышим речь родителей, родственников, окружающих нас людей и т.д. Именно при помощи усваивания речевой информации происходит первая привязанность к голосу матери и отца, развитие привязанности, моральных ценностей, и т.д.

В свою очередь, используя только язык, не всегда удается передать полноту испытываемых эмоций, именно поэтому существует система невербальных правлений эмоций, язык телодвижений. Они используются постоянно в повседневной жизни, на работе, дома, в магазине, в общественных местах, и т.д. С помощью жестов и мимики можно передать более ярко свои чувства, эмоции, намерения, отношение к той или иной ситуации[1].

Есть категория людей, для которых язык жестов, это основной язык. Это глухонемые. Конечно же, это особый случай, так как невербальное проявление эмоций, и язык телодвижений для них, это основной источник информации, и способ ее передачи. Но, тем не менее, нельзя не отметить эту категорию людей, потому что на данном примере ярко прослеживается необходимость общения при помощи жестов, и способность полноценно передавать информацию не используя речь.

На рисунке 1 представлены различные способы передачи коммуникаций.

Рисунок 1 – Основные способы передачи коммуникаций[2]

Невербальное проявление эмоций, и язык жестов развивается с древних времен, и естественно, активно используется в настоящее время, в том числе и в РФ, где невербальное проявление эмоций очень распространено повсеместно. Иногда при помощи жестов передается какая-либо информация, если нет возможности при помощи речи ее донести до собеседника. Например, во время различных соревнований, тренер может жестами показывать счет, направление движения команды, замену, смену стратегии, и т.д. потому что на шумном стадионе, даже нет смысла кричать, так как собеседники вас не услышат. Для людей, которые используют с целью передачи информации именно речь, а язык жестов остается как сопутствующим второстепенным фактом, сами жесты, конечно же, могут быть истолкованные не верно, если человек не слышит о чем идет речь.

1.2. Обзор литературы, классификация жестов

Основная классификация жестов, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 - Классификация жестов[3]

На рисунке 2 представленная упрощенная классификация жестов. Они разделены по природе происхождения жеста, и по использованию в практической жизни. В свою очередь, природа происхождения жестов подразделяется на врожденные, и приобретенные в процессе жизни, развития, и познаний окружающего мира. В практической жизни используются жесты информативные, и жесты художественной культуры.

Рассмотрим различные точки зрения авторов на вопросы невербального проявления эмоций, и в целом языка телодвижений. Такие авторы, как А.А. Леонтьев[4], акцентируют свое внимание на превосходство звукового языка над невербальными средствами проявления эмоций. Язык слов, естественно, является более эффективным в передачи коммуникаций, чем язык жестов, но в определенных ситуациях, которые происходят в жизни, вербальное общение не может заменить невербальное проявление эмоций.

Различные исследования по вопросам вербального и невербального общения проводил, Р. Бердвистл, в университете Лунсвилла. После своих исследований он пришел к выводу, что значительная часть общения людей происходит именно по средствам жестов, языка телодвижений, и других источников невербальных проявлений эмоций. В процессе общения, по его наблюдениям, язык речи занимает около 35%, остальные же 65% информации передаются именно невербальным способом.

Интересно, то, что практически такое же заключение сделал Альберт Мерабян, определив, что вербальное общение занимает около 7%, вокальное общение 38%, а вот невербальное проявление эмоций в общении занимает около 55%. [5]

Невербальное проявление эмоций, в состав которой входит сами жесты, являются самой древней системой общения между людьми. «Язык примитивного человека, в сущности, говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой – язык жестов. Один язык объясняет другой, один язык влияет на другой», – считают Л.С. Выготский и А.Р. Лурия[6].

Наряду с мимикой и пантомимой жест составляет «оптико-кинетическую систему знаков», которую человек использует в процессе обмена информацией.

Совокупность этих знаков призвана выполнять функцию «дополнения речи, замещения речи и репрезентации эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу»[7].

Некоторыми авторами отмечается наличие связи между социальным и профессиональным статусом человека и его способом общения. Аллан Пиз в своей книге «Язык телодвижений» отмечает, что чем выше статус занимает человек в жизни, чем более сильно у него развит язык вербального общения, и тем меньше он общается невербально, использует минимум телодвижений, жестов, и т.д. Люди, которые занимают более низкий статус, которые не могут выразить все свои эмоции грамотно, и полноценно в словах, применяют систему жестов, активно используют невербальные проявления эмоций[8].

С этими утверждениями, конечно же, многие не согласны, так как невербальное проявление эмоций напрямую зависит и от темперамента человека, его открытости, эмоционального состояния, и т.д. Можно выявить закономерность, что сангвиники и холерики являются более эмоциональными, следовательно, в своем общении они активно используют систему невербального общения, язык телодвижений. А вот более спокойные флегматики и меланхолики, менее эмоционально ведут себя в процессе коммуникаций, и не так демонстративно применяют язык жестов.

На частоту и силу проявления невербального общения также влияет национальность, нация, страна, в которой родился и проживает человек. Так, в России достаточно развита система невербального общения, она применяется повсеместно, люди в нашей стране достаточно эмоциональные, в некоторых моментах не сдержанные. Но в любом случае, будь то урок в школе, лекция в университете, семинар на работе, все русские активно используют язык телодвижений для передачи той или иной информации. В деловой сфере также часто присутствуют свободные дружеские взаимоотношения, и соответствующие проявления невербального общения[9]. Представители других наций, в основном более сдержанные в проявлении эмоций, например, если рассматривать Японцев, то у них общение при помощи телодвижений сведено к минимуму, у арабов есть специфические проявления в процессе невербальной передачи коммуникаций, но они также достаточно сдержанны, и применяются крайне редко. Что же касается немцев, они также как и русские достаточно эмоциональные, существует даже сходство в некоторых инструментах невербального общения.

Современный французский философ и социолог, ученик Эмиля Дюркгейма М. Мосс в одной из своих работ пишет: "Положение рук, кистей во время ходьбы образуют своего рода идиосинкразию, а не просто продукт сугубо индивидуальных, психических устройств и механизмов. Например, я уверен, что смогу опознать по походке девушку, воспитывающуюся в монастыре".[10]

Таким образом, анализ литературы показывает, что единой и общепринятой классификации жестов не существует. Нам представляется возможным классифицировать жесты на две большие группы:

- отличающиеся по природе происхождения жеста;

- различающиеся по использованию жеста в сфере жизненно-практических контактов.

Глава 2. Теоретический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1. Особенности невербальной коммуникации

Невербальное общение людей друг с другом тесно связано с психическими процессами и является их непосредственным выражением. Если наблюдать в процессе общения с тем или иным человек за тем, какие средства невербального общения он использует, то можно получить большое количество сведений о его характеристиках личности: психологических, особенностях мыслительного процесса, свойствах психики, социальных привычках, индивидуальных особенностях.

Невербальное общение служит не только индикатором прохождения психических процессов и их особенностей у каждого конкретного человека в его существовании и процессе коммуникации, но и служит средством выражения индивидуального внутреннего мира.

Невербальное общение является одним из средств формирования полноценного коммуникационного процесса, так как без невербального общения мы не сможем воспринять большую часть эмоционально-психологических сигналов, которые в процессе общения направляет нам человек, с которым мы коммуницируем.

Согласно определениям, «невербальное общение – это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме».

Таким образом, мы можем сделать вывод, что основное средство и инструмент невербального общения – это наше собственное тело, которое имеет весьма обширный инструментарий для выражения довольно широкого диапазона чувств. Наиболее распространенной идиомой, которая описывает средства невербального общения во всей их совокупности является выражение «язык тела» или «невербалика».

Невербальная коммуникация - это система знаков, используемых в процессе общения и отличающаяся от языковых, средствами и формой проявления. И хотя языковые каналы связи имеют приоритетное значения, ни в коем случае нельзя игнорировать невербальные средства.

Научными исследованиями доказано, что именно за счет невербальных средств, происходит от 40 до 80% коммуникации. Причем 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позу, жесты, а 38% - через интонацию и модуляцию голоса[11].

Обмен информацией происходит не только с помощью языка, то есть системы фонетических знаков, но и с помощью других знаков и знаковых систем, относящихся к невербальной коммуникации. Знание психологических особенностей невербальной коммуникации является важным условием налаживания контакта и создания совместного коммуникативного поля. Невербальная коммуникация, дополняя язык, разворачивается в контексте вербальной, благодаря чему придает общению существенных оттенков, представляет эмоциональные состояния партнеров. К невербальной коммуникации относятся оптико-кинетическая, проксемическая, паралингвистическая и другие знаковые системы. В общении они переплетаются, группируются, воздействуя на его результат.

Язык мимики и язык жестов человека являются индикаторами его душевного состояния, мыслей, эмоций и желаний. Они сопровождают почти каждое слово. Наблюдение за своими жестами и жестами других людей является лучшим способом исследования приемов коммуникации, используемых в неформальной сфере, деловых отношениях.

В социально-психологических исследованиях разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения (рис.1.1)[12].

Походка

Невербальные средства общения

Кинесика

Просодика и экстралингвистика

Такесика

Проксемика

Экспрессивно-выразительные движения

Жесты

Поза

Мимика

Визуальный контакт

Направление движения

Длина паузы

Частота контакта

Интонация

Громкость

Тембр

Пауза

Вздох

Смех

Плач

Кашель

Рукопожатие

Поцелуй

Похлопывание

Ориентация

Дистанция

Рис.1.1 Невербальные средства общения

Невербальное общение может быть случайным или же оно может быть запланированным, преднамеренным. В любом случае невербальные знаки влияют на получение сообщения и отношение к нему. Иногда мы не только отмечаем эти знаки, но и по ним судим о ситуации.

Рассмотрим некоторые невербальные сигналы[13].

Мимика. Второе место в процессе сообщения внутренних чувств после слов принадлежит лицу. Выражения лица можно легко наблюдать или они могут быть мимолетными, осознанными и непреднамеренными. В любом случае они могут очень сильно влиять на сказанное. Те выражения лица, которые легко читаются, обычно носят преднамеренный характер. Они могут передавать сообщения (например, улыбка свидетельствует об удовольствии) или скрывать наши истинные чувства (например, бесстрастное лицо может скрывать недовольство, досаду) складки в уголках свидетельствуют о глубокой задумчивости; поднятые брови выражают удивление или неожиданность; насмешливая улыбка может выражать гнев, а выступающий вперед подбородок свидетельствует о решимости.

Мимолетные выражения лица, с одной стороны, часто бывают непреднамеренными и быстро сменяются другими выражениями. Непроизвольные выражения обычно появляются под влиянием сильных эмоций, например, когда мы чувствуем сильный испуг, гнев, радость или удивление. В учебном процессе эти выражения часто преходящие и быстро сменяются другими выражениями. Однако в некоторых ситуациях, возможно, захочется удержать эти выражения, чтобы передать сообщение.

Но, пожалуй, самым выразительным и многозначным образом невербального общения, который доступен нам, есть глаза и их выражения, они могут быть непостоянными, мимолетными могут передавать любовь и ненависть, страх и вину, доверие и готовность помочь. С помощью глаз мы можем начать общение, поддерживать его и прекратить. Часто преподаватели глазами контролируют процесс взаимодействия в аудитории.

Язык тела - это невербальные средства коммуникации, включающие жесты, позы и другие невербальные знаки, которые являются достаточно распространенными способами невербального общения. С помощью жестов можно описать в воздухе какую-то модель; кивком головы можно усилить свое согласие или несогласие с тем, о чем говорит собеседник; резкий стук мелом по доске или ногой по полу помогает привлечь внимание. Каждый из этих движений сообщает какую-то информацию.

Избыточное количество жестов при говорении отвлекает внимание и мешает понять, что же является самым важным в сообщении, поскольку слушатель в основном следит за жестами.

Осанка, то, как человек держится, также передает информацию. Напряженность поведения свидетельствует о закрытости характера и, возможно, об опасности. Свободная осанка, непринужденность поведения свидетельствуют о силе, открытости и дружелюбии.

Еще одним мощным средством общения является прикосновение. Но применение этого средства непосредственно связано с возрастом. Чем, например, младше дети, тем больше они нуждаются в соприкосновении, так как это создает чувство защищенности и безопасности, но вряд ли это будет уместным в общении с детьми в средней школе или со студентами.

Паузы - это еще один способ использования времени для поддержки процесса общения. Пауза в речи указывает на важность того, о чем идет речь. Пауза свидетельствует, что сейчас сказанное что-то важное или последний пункт был важный и необходимо о нем подумать. Однако длительные паузы могут свидетельствовать об обеспокоенности или попытку скрыть неуверенность или страх.

Речь голоса. Как уже говорилось, мы часто посылаем голосовые сообщения, и большую роль при этом играет интонация. Интонация заметно раскрывает личность оратора. Например, его скрытые предубеждения, сильные эмоции и убеждения, а также часто сообщает такую информацию о говорящем, как его социально-экономическое окружение, уровень образования и даже место рождения[14].

Высказывание «Важно не то, что мы говорим, а то, как мы говорим» вполне обосновано. Совершенно очевидно, что различные голосовые интонации имеют разные значения. То само сообщение приобретает разные значения, если оно произнесено громко или спокойно, или даже ласково, на высоких или низких тонах

2.2. Характеристика эмоциональных состояний человека и их проявление

В настоящее время проявляется дополнительный интерес к системе невербального общения, так как язык жестов, телодвижения практически не контролируются подсознанием и, следовательно, могут свидетельствовать именно о том говорит человек правду, или лжет, и какое он испытывает эмоциональное воздействие в данный момент времени. В России люди постоянно используют невербальное общение в процессе передачи информации между друзьями, родственниками, коллегами, знакомыми и т.д.

Невербальное общение включает в себя рукопожатие, движения губ и глаз, жесты.

Далее, рассмотрим основные составляющие невербального проявления эмоций в процессе общения по отдельности, и выявим закономерность их влияния на эмоциональное состояние людей.

Самый первый, и один из важных жестов невербального общения, который сразу отражает состояние между людьми, это рукопожатие.

Рукопожатие между хорошими знакомыми и деловыми партнерами будет выглядеть следующим образом:

Жест, рукопожатие двух людей, когда рука вытянута прямо, и кисть служит продолжением руки, свидетельствует о том, что встретились деловые партнеры, знакомые, и т.д.

В случае рукопожатия с применением обеих рук, речь идет об общении хороших друзей, родственников, и т.д.

Если партнер, протягивая вам руку, подается корпусом вперед, это свидетельствует о его заинтересованности в общении с вами, расположенности к вам[15]. Ладони открыты по отношению к партнеру или человек энергично потирает их друг о друга, это также является проявления положительных эмоций по отношению к собеседнику.

В случае отрицательных эмоций между собеседниками, рукопожатие будет выглядеть следующим образом:

Например, если рукопожатие происходит на полностью вытянутой руке, несогнутой даже немного в локте, это свидетельствует о нежелании контактировать с собеседником, и желании держать его на достаточной дистанции. При вялом рукопожатии, можно говорить о безразличии, и незаинтересованности в общении.

Если же на длинном рукопожатие у собеседника влажные руки, то это свидетельствует о значительном волнении. Если партнер задерживает рукопожатие, и сдавливает ладонь, то это проявление недоброжелательности, и недовольства чем – либо. Если человек совсем не подает свой корпус к собеседнику, и даже наоборот двигает немного корпус назад, поднимает голову вверх, так что подбородок становится визуально задранным, то это свидетельствует о пренебрежительном отношении, что человек считает второго собеседника ниже по статусу, и т.д. Иногда при отрицательной оценке собеседника, человек производит руками медленные движения наружу-вниз[16].

Эмоции проявляются в виде эмоциональных реакций, состояний или отношений.

1. Эмоциональные реакции. Эмоциональные реакции - улыбка, смех, плач, ярость, страх, волнение, импульсивность действия или полная неподвижность - тесно связаны с событиями, которые их обусловили. В экстремальных условиях, когда человек не может овладеть определенной ситуацией, развиваются так называемые аффекты - особый вид эмоций, которые сопровождаются сильной, бурной реакцией (например, страх, гнев)[17].

Эти реакции не контролируются сознанием, поэтому их трудно сдерживать. Переключение на другой вид деятельности (физическая работа) способствует эмоциональной разрядке. Эмоциональные реакции при определенных ситуациях необходимо сдерживать: не смеяться и не подавать вида, когда кто-то по неосторожности что-то не так сделал или сказал.

2. Эмоциональные состояния. Эмоциональные состояния - это длительные переживания, эффект от сильной эмоциональной реакции. К ним относят возбуждение, угнетение (депрессия), страх, тревогу. Эмоциональное состояние является меняющимся психическим явлением. Веселое настроение может меняться печальным, спокойное - на тревожное, угнетение - активностью.

Эмоции вызывают настроение человека. Настроение - это устойчивое, довольно длительное эмоциональное состояние. Причины, обусловившие то или иное настроение, не всегда осознаются.

Они зависят от физического самочувствия или от качества памяти. Длительные конфликтные ситуации, невозможность осуществить желаемое могут привести к подавленному состоянию, тревоге или агрессивном поведении человека. Реальная оценка ситуации, соответствующие волевые усилия помогают выйти из этих состояний.

3. Эмоциональные отношения. Эмоциональные отношения направлены на определенное лицо, объект, процесс. К ним относят любовь, страсть, привязанность, ненависть, ревность, зависть. Эмоциональные отношения могут привести к различным эмоциональным состояниям[18].

Эмоциональные состояния человека обусловлены социальными условиями существования и имеют личностный характер. Эмоции - это субъективные переживания, сигнализирующие о благополучном или неблагополучном состоянии организма и психики. Чувства же имеют не только субъективное, но и объективное предметное содержание. Они вызываются объектами, имеющими ценностное личностное значение, и адресуются к ним.

Качество переживаний, обусловленных чувствами, зависит от того личностного смысла и значения, которое имеет для человека предмет. Отсюда, чувства связаны не только с внешними свойствами объекта, который воспринимается непосредственно, но и с теми знаниями и понятиями, которыми обладает человек о нем. Чувства имеют действенный характер, они побуждают или угнетают активность человека. Чувства, которые побуждают активность, называются стеническими, чувства, которые подавляют ее - астеническими.

К эмоциональным состояниям относят: настроение, аффект, стресс, фрустрацию и страсть.

Настроение - наиболее общее эмоциональное состояние, которое охватывает человека в течение определенного периода времени и оказывает существенное влияние на его психику, поведение и деятельность. Настроение может возникать медленно, постепенно, а может охватить человека быстро и внезапно. Он бывает положительным или отрицательным, устойчивым или временным[19].

Позитивный настрой делает человека энергичным, бодрым и активным. Любое дело при хорошем настроении удается, все получается, продукты деятельности имеют высокое качество. При плохом настроении все валится из рук, работа идет вяло, допускаются ошибки и брак, продукты получаются низкого качества.

Аффект - кратковременное эмоциональное состояние, которое быстро возникает и бурно протекает. Негативно влияет на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойный эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетел и разрушил нормальное душевное состояние человека.

Аффект может возникнуть внезапно, но может также готовиться постепенно на основе аккумуляции накопленных переживаний, когда они начинают переполнять душу человека.

В состоянии аффекта человек не может разумно управлять своим поведением. Охваченный аффектом он иногда делает такие действия, о которых потом горько сожалеет. Устранить или затормозить аффект невозможно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки, поскольку каждый человек должен научиться управлять своим поведением в данной ситуации. Для этого необходимо в начальной стадии аффекта переключить внимание с объекта, вызвавшего его на что-то другое, нейтральное. Поскольку в большинстве случаев аффект проявляется в речевых реакциях, направленных на его источник, следует вместо внешних речевых действий осуществить внутренние, например, посчитать медленно до 20. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек будет в более спокойном состоянии.

Аффект преимущественно проявляется у людей холерического типа темперамента, а также у невоспитанных, истеричных субъектов, которые не умеют управлять своими чувствами и поступками.

Стресс - эмоциональное состояние, внезапно возникающее у человека под влиянием экстремальной ситуации, связанной с опасностью для жизни или деятельностью, требующей большого напряжения. Стресс, как и аффект, такое же сильное и кратковременное эмоциональное переживание. Поэтому некоторые психологи рассматривают стресс как один из видов аффекта. Но это далеко не так, потому что он имеет свои отличительные черты. Стресс, прежде всего, возникает только при наличии экстремальной ситуации, тогда как аффект может возникнуть по любому поводу. Второе отличие заключается в том, что аффект дезорганизует психику и поведение, тогда как стресс не только дезорганизует, но и мобилизует защитные силы организма для выхода из экстремальной ситуации[20].

Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на личность. Положительную роль делает стресс, выполняя мобилизационную функцию, негативную роль - вредно действуя на нервную систему, вызывая психические расстройства и различного рода заболевания организма.

Стрессовые состояния по-разному влияют на поведение людей. Одни под влиянием стресса проявляют полную беспомощность и не в состоянии противостоять стрессовым воздействиям, другие, наоборот, являются стрессоустойчивыми личностями и лучше проявляют себя в моменты опасности и в деятельности, требующей напряжения всех сил.

Фрустрация - глубокое эмоциональное состояние, возникающее под влиянием неудач, имевших место при завышенном уровне запросов личности. Она может проявляться в форме негативных переживаний, таких как: озлобленность, досада, апатия и т.п.

Выход из фрустрации возможен двумя путями. Или личность развивает активную деятельность и преуспевает, или снижает уровень запросов и удовлетворяется теми результатами, которые может максимально достичь.

Страсть - глубокий, интенсивный и очень устойчивый эмоциональное состояние, которое охватывает человека целиком и полностью и определяет все ее помыслы, стремления и поступки. Страсть может быть связана с удовлетворением материальных и духовных потребностей. Объектом страсти могут быть различного вида вещи, предметы, явления, люди, которыми личность стремится владеть любой ценой[21].

В зависимости от потребности, по которой возникла страсть, и от объекта, с помощью которого она удовлетворяется, она может характеризоваться или как положительная, или как негативная. Положительная или возвышенная страсть связана с высоконравственными мотивами и имеет не только личный, но и общественный характер. Страстное увлечение наукой, искусством, общественной деятельностью, защитой природы и т.п. делает жизнь человека содержательной и интересной. Все великие дела происходили под влиянием великой страсти.

Отрицательная или низменная страсть имеет эгоистическую направленность и при ее удовлетворении человек ни с чем не считается и часто совершает антиобщественные аморальные поступки.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно разнообразны и сложны, они могут быть положительными и отрицательными. Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, осанки, а также жестами человека, мимикой, интонацией, изменением скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся ее состоянием: сопереживаем, сочувствуем, жалеем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми.

Жизнь человека без эмоций невозможна. Но в каждой ситуации эмоции имеют свои проявления и выражаются в форме невербальных характеристик.

Глава 3. Практический анализ невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

3.1. Методика изучения невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Процесс коммуникации включает вербальные и невербальные средства общения. Невербальный язык меньше контролируется сознанием, поэтому он более правдив. Если информация, которая поступает невербальным каналом, противоречит информации, полученной вербальным, то верят невербальным средствам общения, поскольку они руководствуются подсознательностью.

Глазами человек воспринимает гораздо больше, чем ушами. Большая часть информации (до 75%) передается невербальными средствами общения. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание предстать внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике.

Для обозначения особой дисциплины, которая изучает семиотику движений тела, чаще всего употребляется термин «кинесика». Кинесика (от греч. «Kinesis») рассматривается как отрасль знаний, изучающая совокупность телодвижений (жестов, мимики), которые применяются в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата). Термин «кинесика» предложил Р. Бирдвистел с целью изучения общения с помощью анализа движений тела.

Начало научному изучению кинесики, по сути, было положено
Ч. Дарвином, который фундаментально исследовал вопрос связи между происхождением языка и развитием жестов и мимики. Сейчас является общепризнанным положение о том, что кинесика может рассматриваться как неотъемлемый составной элемент при исследовании вербальной коммуникации, свойственный только человеку[22].

Исследования этнических особенностей кинесики начал американский этнолог Ф. Боас, который уделял большое внимание жестикуляции. Однако определяющее влияние на развитие современной кинесики произвел антрополого-лингвистический метод Э. Сепира, в частности, его положение о том, что жестикуляция - это код, который необходимо изучить, чтобы успешно осуществлять коммуникацию.

В исследованиях американских психиатров и психоаналитиков, которые были последователями Э. Сепира, акцент был сделан на относительном характере жестикуляции: Уэстон Ла Бар проиллюстрировал конкретными примерами понятие «фатической» коммуникации, введенное Б. К. Малиновским, и собрал материал о «псевдоязыках», которые предшествовали появлению словесного дискурса[23].

Некоторые авторы считают, что кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (проксемика) (зона, территория, дистанция, которую неосознанно поддерживают коммуниканты), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), что может быть решающим в интерпретации языковых высказываний[24].

Постепенно в исследованиях языковой коммуникации начало формулироваться направление, связанное с анализом невербальных средств общения не только для распознавания содержания высказывания, но и состояний собеседников и их индивидуальных различий.

Одной из важных составляющих общения является визуальный контакт, поскольку именно взгляды могут сказать намного больше, чем слова. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Направление взгляда свидетельствует о направленности внимания собеседника и, вместе с тем, дает обратную связь, указывает на то, как относится собеседник к тем или иным сообщениям. Взгляд используется также для установления взаимоотношений.

К пантомимике (от греч. «Рantоmimоs» - «все подражая») относят выразительные движения, представленные изменениями в походке, жестах, позе и тому подобное. С ее помощью передается информация о психическом состоянии человека, его переживаниях.

Наиболее информативным компонентом явлений кинетической коммуникации выступает жест (выразительное движение руки), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. При этом пантомимика мало контролируется сознанием, хотя исходную роль в формировании играют культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются, прежде всего, путем имитации ролей в детском возрасте. Пантомимика может сопровождаться мимикой, подтверждая или опровергая ее.

Важным компонентом коммуникативной ситуации является расстояние между собеседниками, которое изучает область научных исследований проксемика (лат. «Proximus» - «ближайший»). Она исследует процесс организации пространства и времени в коммуникативном взаимодействии. Межличностное пространство (дистанция общения) имеет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Дистанция общения зависит от многих факторов: от направления общения, от различных характеристик субъектов общения (их близости, возраста, социального статуса, психологических особенностей, национальных обычаев и т.п.).

3.2. Характеристика типичных проявлений эмоциональных состояний

Разнообразные переживания чувств внешне оказываются в специфическом выражении лица (эмоциональной маске), позе, интонации голоса и свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии человека. Таких эмоциональных состояний много, и каждому из них присущ свой набор психологических характеристик и особенностей внешнего проявления.

Исследования показали, что все люди независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью выражают соответствующие эмоции. И хотя каждое выражение является конфигурацией всего лица, однако основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта. Лучше познаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, сложнее эмоции печали и страха.

Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом:

- Удивление - поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;

- Страх - приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые глаза, уголки губ опущены, губы растянуты в стороны, рот может быть открыт;

- Гнев - брови опущены, морщины на лбу изогнуты, глаза прищуренные, губы сомкнуты, зубы сжаты;

- Отвращение - брови опущены, нос сморщенный, нижняя губа выступает или поднята и сомкнута с верхней;

- Печаль - брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены;

- Счастье - глаза спокойные, уголки губ приподняты и отведены назад.

Легче всего распознаются положительные эмоции - радость, любовь, удивление. Трудно воспринимаются эмоции отрицательные - печаль, гнев, отвращение. Левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека - это связано с тем, что правое полушарие, контролирующее эмоциональную жизнь человека, «отвечает» за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах, а отрицательные ярче выражены на левой.

Улыбка также бывает разной. Она может отражать разные мотивы. Следует быть осторожным в ее толковании. Если кто-то допустил непредсказуемую ошибку - он может виновато улыбнуться, как бы прося за это прощения. Чрезмерная улыбчивость может появиться выражением заискивания перед собеседником или выражать потребность в одобрении своих поступков и слов. Как правило, улыбка означает доброжелательное расположение партнера по общению, стремление войти в контакт. В то же самое время она, как элемент мимики, зависит от региональных и культурных различий: представители одних наций склонны улыбаться чаще, чем представители других.

Улыбка, как правило, выражает дружелюбие, потребность в одобрении, открытость к общению. Впрочем, улыбка может отражать разные мотивы, и нужно быть осторожным в ее толковании. Например, чрезмерная улыбчивость может быть проявлением болезненной потребности в одобрении или низкопоклонству перед начальством, а то и вовсе ничего не выражать - быть своеобразной вежливой вывеской, маской, одетой человеком.

Спектр человеческих переживаний, безусловно, значительно разнообразнее. Кроме того, каждый из них может иметь разные степени выраженности, например, спокойное удовольствие, бурная радость, восторг, экстаз и т.д. Соединяясь между собой, некоторые эмоции вызывают сложные переживания, делают эмоциональную жизнь человека очень насыщенным.

П. Экман и В. Фризен (Р. Ekman, W. Friesen) выделили пять классов невербальной эмоциональной экспрессии:

1) адаптационные проявления - неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма (например, ходьба "из угла в угол" при душевном волнении, подпрыгивание на месте от радости);

2) регуляторы - движения, добавляют ритм течением эмоционального процесса (например, покачивание головой при переживании печали, постукивание пальцами при состоянии неопределенности);

3) иллюстраторы - движения, дополняющие вербальное сообщение;

4) демонстрацию - умышленное усиление эмоционального выражения с помощью мимики (например, нахмуривание бровей при гневе, улыбка);

5) знаки - культурно обусловленные жесты, значения которых могут быть не идентичны в различных сообществах.

К названным выразительным средствам можно добавить и интонационные характеристики голоса (грустный голос, гневный возглас и т.д.). Хотя, по данным Дж. Питтама и К. Шерера интонация сама по себе не является достаточной для правильного опознания эмоции. В одном из исследований испытуемым, которые не знали голландского языка, давали прослушать аудиозапись эмоционально насыщенных фраз. Жители Азии не могли идентифицировать интонации удовольствия, а печальный голос часто путали с тревожным. С другой стороны, непроизвольное интонационное повышение голоса при лжи позволяло испытуемым в 86% случаев правильно отличить субъектов, которые лгали, от тех, кто говорил правду.

Весьма выразительны в мимической палитре являются губы. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечатление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глазами, которые, не понимая, смотрят на причину удивления[25].

Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению.

Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По-разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смущение, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.

Для выражения различных чувств человек активно использует брови. Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудовольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимических выражениях шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской[26].

Таблица 2.1 – Мимическое выражение эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

гнев

презрение

страдание

страх

удивление

радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или закрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза тусклые

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Н. Мечковская (вслед за Дарвином) считает, что в выражении эмоций сильные чувства прямо влияют на тело: сильная злость, радость, ужас выражаются движениями, которые обусловлены не волей, не привычкой, а избытком нервной энергии, которая возникает и распространяется в определенных направлениях, и зависит от связи нервных тканей и мышц (проявление радости и чувства живого удовольствия - это стремление к различным бесцельным движениям и к различным возгласам).

Анализируя эмоциональные жесты, В. Андриянов выделяет девять эмоций (среди которых лишь одна эмоция - удовольствие - является врожденной)[27]:

  1. стыд и покорность выражаются через опущенные голову и глаза;
  2. удовольствие - через потирание рук;
  3. угроза - через показ кулака;
  4. отчаяние - через скрещенные пальцы рук на груди;
  5. удивление - через раскрытый рот и широко открытые глаза;
  6. смущение - через опущенные вдоль тела руки;
  7. верность – через ладонь на груди;
  8. нетерпение - через постукивание среднего пальца по большому пальцу.

Среди выделенных автором эмоциональных жестов всего три - раскрытый рот, широко открытые глаза и опущенные глаза (для обозначения удивление, стыда и покорности) - относятся к мимическим.

Итак, можно добавить в группу шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций еще восемь эмоций (по В. Андриянову), которые можно назвать приобретенными (сознательными, или условными), поскольку они являются сознательными и контролируемыми человеком.

К. Яжомбек выделяет бессознательные и сознательные (или условные) мимические знаки. Среди бессознательных проявлений эмоций, которые присущи миру людей и миру животных, автор называет такие невербальные знаки:

1) глаза, что блестят - выражают веселье;

2) матовые глаза - печаль;

3) расширенные зрачки глаз - испуг, робость;

4) широко открытые глаза и возвышенные брови - удивление, неожиданность;

5) открытые различным образом уста - удивление, ужас, страдание, увлечение;

6) горизонтальные морщины на лбу - удивление, неожиданность и тому подобное.

Среди сознательных проявлений эмоций как таковых, что являются переходными из мира природы в мир культуры или глубоко укоренившимися в культуре, К. Яжомбек выделяет такие мимические знаки:

  • прикрывание одного глаза - привлечение внимания адресата, предупреждение его о чем-то, намек на что-то;
  • широкое открытие глаз - удивление, неожиданность;
  • моргание веками - подтверждение или согласие на что-то;
  • поднятие бровей - удивление, захват врасплох;
  • поднятие бровей - недовольство, неприятная неожиданность, гнев;
  • опущение уголков закрытых губ - незнание;
  • опущение уголков губ и выпячивание губ – презрение, или очень негативное отношение к кому-то или чему-то;
  • улыбка с одновременным прищуром глаз - ирония, насмешка, издевательство / насмешка над кем-то;
  • показание языка - дразнение адресата или выражение своеобразной мести адресату.

Итак, эмоции (эмоциональные состояния) делятся на две группы. Первая - основные (врожденные или бессознательные) эмоции, то есть биологически запрограммированные, универсальные, характерные для всех языковых сообществ (а также животных); их выделяют все исследователи - это радость, гнев, страх, удивление, грусть, отвращение / презрение.

Вторая группа - приобретенные (сознательные или условные) эмоции, то есть культурно обусловленные, уникальные, индивидуальные, присущие сознанию отдельного этноса: сочувствие, злорадство, недовольство, стыд, покорность, удовольствие, угроза, отчаяние, верность, нетерпение, смущение.

Остановимся на анализе шести основных (врожденных, или бессознательных) эмоций: радость, гнев, страх, удивление, грусть и отвращение / презрение и их выражении невербальными средствами коммуникации.

1. Гнев (Недовольство). Эмоция гнева в невербальной коммуникации передается через ряд таких мимических признаков, действующих одновременно: 1) открытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) раскрыты или прищуренные глаза, что блестят, 4) брови приближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.

2. Презрение (Отвращение / Пренебрежение). Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции презрения являются: 1) закрытый рот, 2) опущены уголки губ, 3) суженые глаза, что блестят, 4) брови, сближены к переносице с поднятыми внешними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) динамическое лицо.

3. Страдания (Грусть). Эмоция страдания в невербальной коммуникации, как отмечает В. Лабунская[28], передается через сочетание таких мимических признаков: 1) закрытый рот, 2) опущенные уголки губ, 3) суженные, тусклые глаза, 4) брови, приближенные к переносице, с поднятыми внутренними уголками, 5) вертикальные складки на лбу и переносице, 6) статическое лицо.

4. Страх (Волнение). Эмоцию страха характеризуют через такие мимические признаки: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.

5. Удивление. Эмоция удивление в невербальной коммуникации передается через взаимодействие таких мимических признаков: 1) открытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) широко раскрытые глаза, блеск глаз не проявляется, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) статическое лицо.

6. Радость. Среди признаков невербальной коммуникации весомыми для эмоции радости являются: 1) закрытый рот, 2) приподнятые уголки губ, 3) прищуренные или раскрытые глаза, что блестят, 4) брови и внутренние уголки бровей подняты вверх, 5) горизонтальные складки на лбу, 6) динамическое лицо.

Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы, исходя из гуманистического подхода к пониманию невербального общения, можно выделить их характерные признаки: голосовая составляющая, мимика, язык тела, язык пространства и движения, речь голоса и тому подобное.

Можно утверждать, что этот процесс имеет две стороны: одна теоретическая, через усвоение знаний о невербальном выражении эмоций; другая - практическая, когда человек самостоятельно участвует в организации своей деятельности и выражении эмоций.

Заключение

Невербальные средства общения - неосознаваемые последствия осознаваемых действий, являются неотъемлемыми компонентами процесса межличностной интеракции, позволяющие усиливать влияние устной речи, придавая окружающим ту информацию, которая раскрывает истинный смысл намерений субъектов коммуникативного процесса, даже если они пытаются его скрыть.

Социально и психофизиологически мотивированное использование невербальных средств коммуникации выражает общекультурный опыт, индивидуальные особенности личности, оптимизирует передачу, восприятие и понимание информации. Существенную роль оно играет в общении, поскольку различные средства невербальной коммуникации (жест, мимика, поза, взгляд, дистанция и др.) являются иногда более выразительными и действенными носителями информации, чем слова. Дополняя язык, невербальная коммуникация помогает правильно и исчерпывающе передавать, адекватно воспринимать мысли. Происходит она, как правило, неосознанно, непроизвольно, хотя при определенной самоорганизации личности ее можно контролировать.

Характеристика невербальных средств общения позволяет сделать вывод о важности их применения в деловом общении. Кинетические, такесические, просодические и экстралингвистические, проксемические средства общения не только передают информацию, но и раскрывают личностный мир партнеров, обогащают общение этическими аспектами, формируют психическое содержание общения.

Список литературы

  1. Андриянов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. Москва, 1997. C.265.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник для студ. вузов по экономич. спец. - 2. изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 295 с.
  3. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1998.
  4. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. - 416 с.
  5. Зарецкая Е.Н. Деловое общение / Е.Н. Зарецкая. – М.: Академия, 2003. – 376 с
  6. Зельдович Б.З. Деловое общение: Учебное пособие. - М: Издательство Альфа-Пресс, 2007. - 456 с.
  7. Иванова К.А. Язык жестов в процессе общения / К.А. Иванова // Вестник Харьковск. нац. ун-та им. В. Н. Каразина. – Вып. 13. – Харьков, 2001. – № 527. – С. 64-67.
  8. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999.
  9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.
  10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007.
  11. Леонтьев В.О. Классификация эмоций / Леонтьев В.О. – Одесса: Инновационно-ипотечный центр, 2002. – 84 с.
  12. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005
  13. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”, Санкт-Петербург, 2001.
  14. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб.: Издательство Союз, 2000. - 576 с.
  15. Носенко Э. Л. Диагностика личности средствами невербального общения: монография. / Е.Л. Носенко, Т.Н. Петренко. - М.: Изд-во «Образование Украины», 2013. -191 с.
  16. Общая психология и психология личности / под ред А.А. Реана. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 639 с.
  17. Пиз А. “Язык телодвижений”, Москва, 2000.
  18. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование». – Ростов н /Д: Феникс, 2004.
  19. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 4.изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 416 с.
  20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство «Питер», 2000
  21. Смелкова З.С. Деловой человек: культура делового общения: пособие и словарь-справочник / З.С. Смелкова. – М.: Академия, 1997. – 371 с
  22. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.
  23. Щербатых Ю.В. Общая психология. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.
  1. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Эксмо-Пресс, 2012 – 267 с.

  2. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А.: Социальная психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М: Аспект Пресс, 2013. — 475 с.

  3. Аминов И.И. Психология делового общения. – М.: Омега-Л, 2012.

  4. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Академия, 2008 – 368 с.

  5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. – М.: Рефибук, 2014.

  6. Адаир Дж. Эффективная коммуникация. – М.: Эксмо, 2013. – с. 57

  7. Вельховер Е.С., Вершинин Б.В. Тайные знаки лица. - М.: АСТ, 2008. – с. 95

  8. Пиз Аллан. Язык телодвижений. – М.: Эксмо-Пресс, 2012 – 267 с.

  9. Лагун А.Е. Невербальное поведение: к методике использования в социо-логическом исследовании // СОЦИС. – 2014. - № 2. – С. 115-121.

  10. Белолипецкий В.К. Этика и культура управления. – Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2014. – с. 245

  11. Журавлев А.Л. Социальная психология: учеб. пособие / А.Л. Журавлев, В.А. Соснин, М.А. Красников. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. - 416 с.

  12. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.

  13. Иванова К. А. Язык жестов в процессе общения / К. А. Иванова // Вестник Харьковск. нац. ун-та им. В. Н. Каразина. – Вып. 13. – Харьков, 2001. – № 527. – С. 64-67.

  14. Зарецкая Е. Н. Деловое общение / Е. Н. Зарецкая. – М. : Академия, 2003. – 376 с

  15. Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 2012

  16. Бороздина Г. В.: Психология делового общения.- М.: «Деловая книга»., 2012

  17. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999.

  18. Леонтьев В.О. Классификация эмоций / Леонтьев В.О. – Одесса : Инновационно-ипотечный центр, 2002. – 84 с.

  19. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб: Питер, 2005

  20. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007.

  21. Пиз А. “Язык телодвижений”, Москва, 2000.

  22. Носенко Э. Л. Диагностика личности средствами невербального общения: монография. / Е. Л. Носенко, Т. Н. Петренко. - М.: Изд-во «Образование Украины», 2013. -191 с.

  23. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 4.изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 416 с.

  24. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник / Л.Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 416 с.

  25. Меграбян А. “Психодиагностика невербального поведения”, Санкт-Петербург, 2001.

  26. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.

  27. Андриянов В.В. Сравнительная характеристика жестов русских и французов // Национально-культурная специфика речевого поведения. Москва, 1997. C.265.

  28. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1986. С. 5—35.