Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Структура и функции невербального поведения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Эмоция является такой психологической категорией, признаваемой в качестве важного побудителя человеческого поведения в различных исследовательских работах, где раскрываются разные проявления в мировой психологии эмоционального состояния человека. Однако такие работы довольно немногочислены. Так, В. Вилюнасом отмечено, что вопросы, касающиеся причин поведения человека, всегда относились к компетенции психологии эмоций. Это позволило непосредственными причинами поступков человека определить желания, страсти, чувства, аффекты. При этом многообязывающего признания реализация в практических пособиях и разработках проблематики невербальных проявлений эмоциональных состояний не была осуществлена в полном объеме.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в теории имеются различные определения эмоционального состояния, и для социального познания и изучения крайне важен элемент невербального проявления эмоций человека. Главное условие, обеспечивающее успешную коммуникацию и поддержание позитивных межличностных отношений, представлено точным распознаванием эмоций, адекватной интерпретацией их различных проявлений, в том числе и невербального проявления эмоциональных состояний.

Согласно результатам проведенных исследований, люди обладают способностями идентифицировать с высокой точностью эмоции, в частности по выражению и мимике лица. При этом данная задача различными лицами выполняется по-разному. Благодаря факторам, на которых основывается вариативность, производятся исследования различных устойчивых характеристик каждого испытуемого, выраженность черт личности.

Предметом исследования являются совокупность отношений и процессов, связей, на которые направлены методы исследования эмоциональных состояний человека в невербальном поведении. Объектом исследования выступает невербальное поведение.

Цель курсовой работы является всестороннее изучение невербального поведения людей с целью выявления особенностей проявления в нем эмоциональных состояний человека. Для достижения цели исследования, были определены следующие задачи:

- определить сущность эмоций и эмоционального состояния,

- установить особенности невербального поведения в разных эмоциональных состояниях человека,

- провести анализ невербального поведения двух подростков при выполнении теста Дж. Равена и определить эмоциональное состояние каждого. В работе использованы источники различных авторов, таких как Е. М. Вольф, А. А. Силин, А. И. Васильев, И. Н. Горелов, С. Г. Геллерштейн, Г. Е. Крейдлин, В. А. Лабунская, М. А. Поваляева, М. Н. Русалова, К. Е. Изард, П. В. Симонов.

ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1.1. Структура и функции невербального поведения

Мимика и жесты, являясь элементами невербального поведения человека, представляют собой важнейшую визуальную, знаковую систему, усваиваемую в онтогенезе. Наиболее веский аргумент в сторону приоритетности невербального языка над вербальным языком представлен результатами, которые свидетельствуют об интернационализме характера ключевых наборов жестов, мимических картин, поз, а также информации о чертах мимики и жестикуляции, выступающие признаками человека на генетическом уровне, к примеру, врожденный способ выражения различных эмоций [9, c.42].

Символическая мимика, жесты, интонация, позы, в основе использования которых лежит культурное, групповое, ситуативное соглашение, требующее предварительное обучение, дополняют спонтанное невербальное поведение человека [13, c.25].

Многовековая практика общения обусловила структуру, содержание, форму невербального поведения, а также его актуализацию.

Для общения характерно познание одной личностью другой личности, проявление и изменение отношения, личное звуковое обращение друг к другу. Для невербального поведения партнеров характерно одновременное выполнение условий познания личности каждого из них, а также возникновения отношений, являющихся своеобразной формой обращения друг к другу. Индикативно-регулятивная функция, присущая невербальному поведению личности, наиболее ярко проявляется именно в общении.

Невербальное поведение вплотную связано с внутренним миром личности. Функции невербального поведения не могут быть сведены исключительно к сопровождению переживаний личности и выражению эмоционального состояния [17, c.66].

Невербальное поведение является внешней формой существования, через которую проявляется психический мир личности. Поэтому проведение анализа структуры, а также содержания невербального поведения личности является одним из способов своеобразной диагностики индивидуального уровня развития человека, субъекта общения. Создание культурно-специфической типологии невербального поведения осуществляется посредством выделения общих однотипных компонентов, элементов невербального поведения, определения его функционала [10, c.57].

При рассмотрении известных классификаций невербальных средств общения, можно отметить, что в их основе лежат главные атрибуты материи, бытия, общепризнанные способы и формы их существования:

- движения,

- пространство,

- время.

Все классификации невербальных средств можно свести к следующим:

- кинетические средства, представленные движениями тела,

- пространственные средства, представленные организацией поведения, межличностным общением,

- временные характеристики взаимодействия [13, c.26].

Вышесказанное затрагивает и паралингвистическую, экстралингвистическую подструктуру, в которую входят телодвижения, голосовые изменения, паузы. Отличительными чертами являются функции, выраженные через оригинальную систему невербальных средств общения. Аналогично можно судить о прикосновениях. Они, по своей сущности, являются направленными движениями тела, головы, рук, которые полностью могут быть включены в состав кинесической подструктуры [20, c.98].

В настоящее время можно заметить тенденцию включения в структуру невербальных средств общения, кроме тех, что указаны, среду, то есть то, что окружает человека:

- обстановку, социально-бытовые условия, общность людей, которые связаны общими условиями;

- объекты, используемые личностью с целью установления связей с окружающей средой: одежда, косметика, украшения и пр.

В связи с этим необходимо установить, могут ли указанные выше невербальные средства отождествляться с элементами невербального поведения.

По мнению большинства авторов психологической литературы, наиболее расширенное толкование невербального поведения и раскрывается через включение всех продуктов ее многообразной деятельности в невербальное поведение [9, c.43].

Общепринято понимать под невербальным поведением человека обусловленный социально и биологически способ организации невербальных средств общения, которые усвоил индивид и преобразовал в собственную, конкретную чувственную форму осуществления различных действия и поступков. Элементы невербального поведения представлены всеми движениями тела, интонационными, ритмическими, высотными характеристиками голоса, его временной и пространственной организацией. Круг подструктур невербального поведения личности существенно уже круга элементов, которые выполняют роль невербальной коммуникации либо невербального средства общения [13, c.29].

Основа определения подструктур невербального поведения представлена основными характеристиками невербальных средств (движениями, пространством, временем), а также системами их восприятия и отражения: оптической, акустической, тактильной, ольфакторной системой.

Каждую подструктуру необходимо рассмотреть более подробно для уяснения эмоциональных проявлений в невербальном поведении. Главной подструктурой невербального поведения является кинесика, которая образует ее основное качество – движение, отражаемое посредством оптической системы лица [4, c.105].

Кинесика является зрительно воспринимаемым диапазоном движений, которые выполняют в общении экспрессивно-регулятивную функцию. Кинесика является как языком тела (жестами, мимикой, позами, взглядом), так и манера причесываться, одеваться и пр. К кинесике кроме названных выше движений принято относить те, что связаны с использованием предметов: поскрипывание стулом, хлопанье дверями, наклон почерка. Как можно заметить, кинесика является понятием, которое используется для того, чтобы обозначить различные движения человека, но наиболее часто для изучения лица и движений рук. Многими исследователями в данной ситуации применяются понятия, представленные экспрессией, паралингвистикой, выразительными движениями. Экспрессия является выразительным поведением человека. Все явления экспрессии принято делить на несколько самостоятельных областей изучения:

- область выразительных движений,

- физиогномика [9, c.45].

Физиогномика представлена экспрессией лица и фигуры личности, которая взята безотносительно к выразительным движениям, обусловлена непосредственным строением черепа, лица, туловища, конечностей.

Выразительные движения выражены «широко разлитыми периферическими изменениями, охватывающими при эмоциях организм в целом.

Захватывая систему мышц лица, всего тела, они проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение эмоций в интонации и тембре голоса)». В некоторых случаях обозначение выразительных движений осуществляется с использованием термина «жест» [6, c.28].

Так, Г. Гибшем и М. Форвергом указано, что жест является определенным более либо менее отчетливо воспринимаемым и описываемым свойством общей моторики преимущественно поверхности тела (лица через мимику, всего тела через пантомимику, рук и кистей рук через жестикуляцию).

Данные определения относятся к одному и тому же явлению, представленному выразительными движениями человека, так как в них подчеркивается связь таких движений, имеющих скрытые внешнему наблюдению психологические явления [11, c.33].

Польским психологом Я. Рейковским предложено делить подобные компоненты невербального поведения на две категории:

- категория эмоциональных действий,

- категория выразительных движений [13, c.30].

Эмоциональные действия, по его мнению, выражены всеми теми невербальными действиями человека, вызванными эмоциями и направленными на данную эмоцию с целью ее выражения и разрядки. К примеру, Я. Рейковский указывает, что в ситуации, когда человек получает известие смерти родственника, он рыдает, падает, что является выразительными движениями. А в ситуации, когда человек облачается в траурную одежду, причитает – это является специфическими эмоциональными действиями.

Эмоциональные действия являются формой мотивированного поведения, они считаются приобретенными. Это обстоятельство подчеркивает конвенциальность характера эмоциональных действий, что и отличает их от выразительных движений, которые являются формой выражения эмоционального состояния человека [9, c.47].

Изначально невербальное проявление эмоциональных состояний человека в психологии исследовалось в рубрике «экспрессивное поведение», в разрезе эмоциональной сферы личности. В качестве своеобразного толчка для исследования выступила работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» [19, c.54].

На сегодняшний день исследование выразительных движений осуществляется в рамках невербального поведения, социальной персональной перцепции, а также невербальных коммуникаций. Это обусловило появление множества подходов к исследованиям выразительных движений: паралингвистического, индикативного, коммуникативного и других. Основными вопросами, которые исследуются при анализе выразительных движений поведения, являются следующие:

- в онтогенетическом и филогенетическом плане какое происхождение присуще выразительным движениям?

- какое место в психомоторике человека занимают выразительные движения, каковы их функции?

- какие выразительные движения соответствуют определенным психологическим явлениям?

- какой ценностью обладают выразительные движения, представленные средствами коммуникаций и диагностики?

- возможный уровень адекватного опознания психических свойств, процессов и состояний человека по его выразительным действиям и поведению, проявленных в межличностном общении? [9, c.48].

Выдающимся советским психологом С.Л. Рубинштейном были определены ответы на большинство вопросом психологии выразительных движений (проявления эмоциональных состояний человека через невербальное поведение):

Природным и социальным, естественным и историческим в выразительном поведении у человека, сформировано совокупное неразложимое единство. Это является не просто внешним пустым сопровождением эмоций, а внешней формой проявления и существования [19, c.55].

Во внешнем проявлении выразительными движениями раскрывается внутреннее, они участвуют в формировании образа действующего лица. Выразительными движениями выражается не только переживание, которое уже сформировано, но и сами могут непосредственно его формировать. Через общественную фиксацию формы и значения выразительного поведения формируется возможность конвенциальных выразительных движений.

В известной степени выразительными движениями замещается речь, они являются средством сообщения и воздействия [13, c.31].

Выражение высказанных С.Л. Рубинштейном положений относительно природы, содержания и функций выразительного поведения осуществляется в конкретном развитии информации исследований советских, также и зарубежных авторов.

Первым и самым главным вопросом психологии невербального поведения является следующий: каким диапазоном обладают психологические феномены, связанные с выразительным поведением, что проявляется посредством выразительных движений. Ответ на данный вопрос является критерием деления всех исследований в области экспрессии поведения на несколько групп. В первую группу включены работы, в которых понимание выразительного поведения отождествляется с индикатором внутреннего, преимущественно эмоционального состояния человека. Подобный подход к определению диапазона психологического феномена наиболее характерен для областей психологии, где рассмотрение экспрессии соответствует эмоциям -эволюционная психология, нейропсихология, патопсихология [7, c.94].

Вместе с данным направлением получил развитие физиогномический подход. Физиогномика занимается определением по чертам лица свойств характера. При этом большинством ученых отрицается прямая зависимость между свойствами характера и чертами лица. Однако нельзя отрицать либо игнорировать реального существования множества разнородных явлений в обыденном сознании, в состав которых входят также и устойчивые психологические ассоциации, которые возникают у многих людей при восприятии внешности человека [13, c.33].

Первыми формами обобщения данного опыта послужили мифологическая и религиозная форма сознания, а также искусство. К примеру, в наши дни кино выполняет функцию трансформатора физиогномического массового опыта. При этом кинематографом все чаще обнаруживается сложный и драматичный характер соотношения личности и лица, внутреннего и внешнего. Действительно, общение людей между собой способствует образованию связи между признаками внешности и психологическим содержанием личности.

Вопросы о связи психического содержания личности и его внешности, верно решены В.Н. Панферовым. Он отмечает, что ответ на вопрос, касающийся взаимосвязи субъективных и объективных свойств личности необходимо искать не только и не столько по линии связи психологических качеств личности с конституциональными особенностями организма, сколько в рамках отношения «причинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей и людей – психологические качества личности». Другими словами, общение, совместная деятельность людей направлены на формирование внешности человека. Признаки внешности являются знаковой системой психологического содержания. Таково диалектико-материалистическое понимание связи внешности и личности [9, c.51].

На сегодняшний день психология экспрессивного поведения сохраняет данные направления.

Второй критерий изучения выразительного поведения представлен диапазоном средств выражения («Каким образом выражается?»). Каждому средству экспрессии соответствует самостоятельная традиция исследования. Наиболее изученной выступает мимика лица, представленная средством выражения состояний и жестов как паралингвистических явлений.

Довольно слабо изученными остаются движения корпуса, позы, представляющие собой средства выражения внутреннего психического состояния личности [20, c.19].

Предпочтения в исследовании некоторых средств выражения обусловили, во-первых, историческое развитие в целом проблемы экспрессии, во-вторых, общая теоретическая позиция исследователя, в-третьих, относительная доступность изучения одних средств выразительного поведения в сравнении с другими (к примеру, мимика проще фиксируется). В-четвертых, разветвленная система явлений, в контексте которой исследуется выразительное поведение и устанавливается его значимость.

Подобное акцентирование внимания на некоторых средствах экспрессии и условиях их проявления нельзя рассматривать оптимальными, так как оно не отражается спецификой экспрессии, а порождено факторами, перечисленными выше.

1.2. Выразительные движения в невербальном поведении

С.Г. Геллерштейн и П.М. Якобсон считают, что выразительные движения, проявляющиеся в общении при различных психических состояниях, служат внешним выражением этих состояний, а также отношений к тем или другим лицам, предметам или явлениям действительности. Выразительные движения рассматриваются как индикаторы эмоциональных состояний и показатели многообразных отношений человека к окружающему миру [13, c.35].

Г. Гибш и М. Форверг указывают, что действия, выразительные движения, жесты и речь обладают прямыми возможностями управления социальной жизнью. Они также отмечают, что выразительные движения являются «отражением» определенных динамических процессов, «внешней стороной» этих процессов, индивидуально психической составной частью действия [14, c.22].

Последнее, как известно, не только предметно, но и вместе с тем социально направлено. Отсюда выразительные движения приобретают коммуникативную функцию. Г. Гибш и М. Форверг считают, что вовлечение выразительных движений в сферу социальных явлений приводит к возникновению у них новых функций: формирование структуры аффекта и его нейтрализация путем конвенциализации выразительных движений. Т. Шибутани к выразительному поведению относит любой воспринимаемый звук или движение тела, которые служат показателем внутреннего состояния человека. Он считает, что «движения и звуки становятся жестами только в социальном контексте, когда они служат показателями намерений человека и таким образом представляют другим какую-то основу для соответствующих реакций» [9, c.53].

Т. Шибутани подразделяет выразительные движения, исходя из их социальной или биологической природы. В системе коммуникаций и личностных отношений им рассматриваются так называемые социальные выразительные движения, в системе эмоциональных состояний человека – те выразительные движения, которые имеют биологическую природу. В первом случае выразительные движения наделяются функциями установления согласия между общающимися, выработки общего отношения к ситуации, во втором случае – функцией выражения эмоционального состояния [21, c.67].

Т. Шибутани решает проблему соотношения конвенциальных и неконвенциальных выразительных движений, их функций, противопоставляя одно другому. В методологическом плане это представляется недостаточно верным. Возникновение социальных функций выразительных движений, их конвенциализация возможны прежде всего потому, что они выполняют функции диагностики и выражения определенных психических явлений.

Такая функция выразительных движений, как создание «образа действующего лица», особое значение имеет в контексте социальной перцепции. Здесь сложные психологические образования, динамично выражающиеся в поведении и внешнем облике человека, рассматриваются как сигнальный комплекс, информирующий другого человека о психических процессах и состояниях его партнера по общению. Каждый комплекс одновременно выполняет как осведомительную, так и регулятивную функции. Другими словами, выражение как индикатор, сигнал, воздействие, регулятор деятельности (в том числе и общения) выступает как единое целое. Выразительные движения рассматриваются как носители самостоятельного сообщения в их познавательной и экспрессивной функциях [5, c. 44].

Благодаря характерной для них Функции симптома (выражения), показателя внутреннего состояния живого существа (это отмечено в ряде определений выразительных Движений и составляет предмет изучения в области эмоциональной сферы личности, патопсихологии, психодиагностики), в ситуации общения они одновременно являются знаком более высокой ступени, осуществляют коммуникативную функцию и направляют действия партнеров [13, c.37].

Наряду с вышеназванными функциями, выразительное поведение наделяется также функциями регуляции процесса возбуждения, разрядки, облегчения. Остается актуальной такая функция экспрессии, как целенаправленное действие. Эта функция выражения выделена на основе положения Ч. Дарвина о выразительных движениях как рудиментах когда-то целесообразных действий, направленных на удовлетворение определенной потребности. Однако, по мнению ряда ученых, биологическая целесообразность выразительных движений у человека во многом утрачена. Остается их объективное значение как средства отражения, информации и сообщения о внутреннем мире человека.

Целесообразность выразительных движений должна рассматриваться в контексте социальной деятельности. Так, Н. Фрийда отмечает, что выразительные движения актуальны, целесообразны прежде всего потому, что они непосредственно служат установлению отношений или исчезновению отношений между людьми, выполняют функцию усиленного контроля движений и функцию «активной манифестации» [9, c.55].

Выразительные движения целесообразны, так как могут управлять аффектом и могут распространяться на многочисленные неаффективные или недостаточно аффективные ситуации. Функция выразительных движений в этом случае – это нейтрализация нежелательного состояния (например, агрессии) и воспроизведение социально-желательных эмоциональных состояний. Биологически целесообразные выразительные движения, конвенциализируясь, могут воспроизводиться независимо от состояния, т.е. быть «выделенными» из него. Такие выразительные движения выполняют важную функцию – они управляют коммуникацией без существенной эмоциональной нагрузки партнеров по общению [18, c.25].

Итак, выразительные движения выполняют осведомительную и регулятивную функции в процессе общения, являются своеобразным языком общения.

Еще одной, но мало изученной подструктурой кинесики, являются движения глаз или, как принято называть, «контакт глаз».

Способы обмена взглядом в момент беседы, организация визуального контакта в каждом отдельном случае – время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации – широко используются при исследовании так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок общающихся лиц. На качество оценок визуального контакта влияет целый ряд факторов: угол между осью общения партнеров и осью «наблюдаемый – наблюдатель», положение головы наблюдаемого, движение глазных яблок. Имеются данные, что наблюдатель в своих оценках опирается на положение зрачка в видимой части глаза [9, c.57].

Как пишет А.А. Леонтьев, систематическое исследование проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Именно этими авторами было установлено, что направление взгляда в общении зависит от его фиксации в общении, от содержания общения, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от предшествовавшего развития этих взаимоотношений [6, c.23].

А.А. Леонтьев, подводя итоги обзора исследований контакта глаз, подчеркивает значимость не столько статических параметров ориентировки, сколько их изменения: часто ли смотрит собеседник в глаза другому – менее важно, чем то, что он перестает это делать или, наоборот, начинает. На каком расстоянии люди беседуют – менее существенно по сравнению с тем, что они по ходу беседы сближаются или отдаляются [12, c.17].

X. Миккин приводит следующий перечень функций визуального контакта:

1) информационный поиск (в этих целях говорящий смотрит на слушающего в конце каждой реплики и в опорных пунктах сообщения, а слушающий – на говорящего);

2) оповещение об освобождении канала связи;

3) стремление скрывать или выставлять свое «Я»;

4) установление и поддержание социального взаимодействия (например, быстрые короткие повторяющиеся взгляды позволяют установить первоначальный контакт для дальнейшей коммуникации);

5) поддержание стабильного уровня психологической близости [13, c.38].

Телодвижения, жесты рук, выражения лица тоже относят к системе паралингвистических явлений. Круг вопросов, обсуждаемых паралингвистикой, достаточно широкий. Он охватывает все виды кинесики и фонации. Возникает вопрос: на основе чего можно отделить выразительные движения от паралингвистических? С функциональной точки зрения паралингвистические средства – это те физические движения говорящего субъекта, которые необходимы человеку для восполнения пробелов в вербальной коммуникации [9, c.59].

Г.В. Колшанский подчеркивает, что, когда речь идет не о функциональных параязыковых средствах, то всевозможные виды кинесики и мимики должны быть отнесены к форме непосредственного выражения эмоционального состояния человека. Основная функция паралингвистических средств сводится к восполнению, дополнению, обеспечению интерпретации вербального сообщения. Примером исследования именно этих функций различных невербальных средств общения может служить работа Д.И. Рамишвили. По ее мнению, функция выразительных движений состоит не в том, чтобы вне существования вербальной психики как таковой довести качества, специфику состояния живого существа до партнера. Роль выразительных движений в том, чтобы «усилить эмоциональную насыщенность сказанного, создать объективный фон словесного содержания, поднять его выразительность и силу».

Невербальные коммуникации могут выполнять все основные функции языковых знаков, т.е. фактически заменять текст. Человек в ситуации общения реализует некоторую коммуникативную программу, накладывая на нее вербальную форму. «Говорящий приспосабливает ее к общей схеме коммуникации, «убирая» все вербально-избыточное, дублирующее иные невербальные средства понимания» [13, c.40].

Исходя из семантической природы невербальных коммуникаций, И.Н. Горелов предлагает их классифицировать на основе того, какие они вносят обобщенные значения в сообщения. Так, с помощью жестов реализуются указательные значения; описательные значения жестами и пантомимикой. Значения побуждения, вопроса, утверждения и отрицания – различными невербальными коммуникациями. Модальные значения (одобрение, согласие, решительность) – некоторыми жестами и мимикой.

На основе анализа литературных примеров И.Н. Горелов также приходит к выводу, что вербальная часть Сообщения обычно «накладывается» на предварительно развернутую схему невербальных компонентов. На наш взгляд, такое соотношение речи и невербального поведения отражает реальный процесс общения. Из наблюдений известно, что отношения партнеров по общению, их психические состояния, социальные роли репрезентируются в общении с помощью кинесической структуры в ряде случаев раньше, чем словом. Отсюда следует, что у кинесической структуры имеется своеобразный приоритет в создании образа партнера, всей ситуации общения. Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой [9, c.61].

Согласно выбранному принципу рассмотрения невербального поведения следующая система отражения – акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической: индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосевых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров. Характеристики голоса человека принято относить к просодическим и экстралингвистическим явлениям [7, c.80].

Просодика и экстралингвистика изучаются главным образом паралингвистикой, которая рассматривает свойства голоса, не входящие в систему собственно дифференциальных, фонологических противопоставлений и замещающие сферу несловесных коммуникаций. «Внутренняя основа паралингвистики кроется в функциональном использовании языка как относительно самостоятельной системы».

К просодической структуре относятся явления высоты, тона, длительности, силы звука, ударения, тембра голоса. Другими словами, просодия – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, длительность, громкость голосового тона. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плач, кашель, смех, вздох, шепот и т.д. [13, c.41].

В качестве подструктуры просодической и частично экстралингвистической структуры невербального поведения выступает интонация голоса. Интонация – это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодии речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударение.

Помимо таких функций, как дополнение, замещение, предвосхищение речевого высказывания, а также регулирование речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального сообщения, интонация, как в целом просодика и экстралингвистика, выполняет оригинальную функцию: функцию экономии речевого высказывания. В данном случае, как подчеркивает Г.В. Колшанский, речь идет не об экономии самой системы языка, а об экономии использования языковых средств в коммуникации [9, c.63].

«В естественном общении, безусловно, достигается необходимая в конкретных ситуациях экономия языковых средств». Особую роль в этом случае выполняют темп, интенсивность высказывания, ударения, паузы. Не меньшую роль в «экономии речевого высказывания», а в ряде обыденных ситуаций общения и большую, играют жесты, мимика. Это еще раз доказывает, что невербальное поведение личности полифункционально. В связи с этим трудно выделить специфическую функцию той или иной структуры невербального поведения, поэтому функциональный приоритет определяется всем контекстом общения.

Следующая система отражения невербального поведения – тактильно-кинестезическая. Тактильно-кинестезические данные поступают от сенсорных рецепторов, находящихся в коже, мышцах, сухожилиях, суставах и во внутреннем ухе. Известно, что тактильно-кинестезическая система дает менее точную информацию о внешнем мире, о другом человеке по сравнению со зрением. Однако в определенных ситуациях, особенно там, где имеется сенсорная депривация, эта система отражения формирует представления о положении тела в пространстве, несет информацию о наличии объектов, в том числе и другого человека, в целом способствует созданию схемы тела как определенной структуры [10, c.27].

Из всех тактильно-кинестезических данных, информирующих о нашем положении в пространстве или о положении другого человека, наиболее важными являются кинестезические данные о давлении и температуре. Именно мышечные рецепторы сообщают о том, какова сила рукопожатия, прикосновения, насколько близко находится другой человек. Тактильно-кинестезическая система также несет информацию об амплитуде невербальных движений, их силе, направлении.

Таким образом, тактильно-кинестезическое отражение дает представление о такесической структуре невербального поведения и входящих в него элементах: физический контакт и расположение тела в пространстве.

Начиная с раннего возраста, физический контакт в виде прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний является важным источником взаимодействия личности с окружающим миром. С помощью прикосновений различного вида формируются представления о пространстве своего тела и знания о частях тела другого человека [21, c.44].

Прикосновения в виде поглаживаний выполняют в общении функцию одобрения, эмоциональной поддержки. Использование личностью в общении такесической системы невербального поведения определяется многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства [13, c.43].

Так, рукопожатие как элемент такесической системы невербального поведения личности чаще используется в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. В США рукопожатия не приняты, если между людьми существует интенсивныйконтакт, что совершенно не совпадает с применением рукопожатия в русской культуре. Далее, такой такесический элемент, как похлопывание по спине и плечу, воЗможен при условии близких отношений, равенстве социального положения общающихся.

Проявлением славянского обычая на уровне невербального поведения являются объятия, которые демонстрируют равенство и братство. Поцелуй как элемент физического контакта наблюдается в русской культуре в поведении и мужчин, и женщин, в то время как у англичан встречается редко, только при интимных отношениях [21, c.47].

Безусловно, и то, что существуют специфические для культуры прикосновения, например, удар по ладони собеседника в момент или после произнесения удачной шутки, остроты. Этот обычай соблюдается египтянами, сирийцами, йеменцами. Не ударять ладонью об ладонь собеседника – значит обидеть его.

Такесическая структура невербального поведения личности находится не только под контролем тактильно-кинестезической системы отражения, но и воспринимается с помощью зрения (амплитуды движения при рукопожатии), слухового анализатора, что способствует созданию условий дифференцированной оценки всех нюансов физического контакта. Такесическая структура в большей мере, чем другие структуры невербального поведения личности, выполняет в общении функцию индикатора статусно-ролевых отношений, символа степени; близости общающихся, поэтому неадекватное использование личностью такесической структуры невербального поведения может привести к многочисленным конфликтам в общении [9, c.58].

Названные выше структуры невербального поведения личности так или иначе характеризуют движения тела, изменения голоса, которые в той или иной степени осознаются индивидом, управляются им, носят характер программы невербального поведения. Кинесика, такесика, просодика, как структуры невербального поведения, создают образ партнера по общению с помощью различных систем отражения: оптической, акустической, тактильно-кинестезической.

Таким образом, в заключении первой главы необходимо отметить:

Мимика и жесты, являясь элементами невербального поведения человека, представляют собой важнейшую визуальную, знаковую систему, усваиваемую в онтогенезе.

Наиболее веский аргумент в сторону приоритетности невербального языка над вербальным языком представлен результатами, которые свидетельствуют об интернационализме характера ключевых наборов жестов, мимических картин, поз, а также информации о чертах мимики и жестикуляции, выступающие признаками человека на генетическом уровне, к примеру, врожденный способ выражения различных эмоций.

Символическая мимика, жесты, интонация, позы, в основе использования которых лежит культурное, групповое, ситуативное соглашение, требующее предварительное обучение, дополняют спонтанное невербальное поведение человека.

Многовековая практика общения обусловила структуру, содержание, форму невербального поведения, а также его актуализацию.

Для общения характерно познание одной личностью другой личности, проявление и изменение отношения, личное звуковое обращение друг к другу.

Для невербального поведения партнеров характерно одновременное выполнение условий познания личности каждого из них, а также возникновения отношений, являющихся своеобразной формой обращения друг к другу. Индикативно-регулятивная функция, присущая невербальному поведению личности, наиболее ярко проявляется именно в общении.

Невербальное поведение вплотную связано с внутренним миром личности. Функции невербального поведения не могут быть сведены исключительно к сопровождению переживаний личности и выражению эмоционального состояния.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ

2.1 Мимика в невербальном поведении

Эмоция является такой психологической категорией, признаваемой в качестве важного побудителя человеческого поведения в различных исследовательских работах, где раскрываются разные проявления в мировой психологии эмоционального состояния человека. Однако такие работы довольно немногочислены. Так, В. Вилюнасом отмечено, что вопросы, касающиеся причин поведения человека, всегда относились к компетенции психологии эмоций. Это позволило непосредственными причинами поступков человека определить желания, страсти, чувства, аффекты. При этом многообязывающего признания реализация в практических пособиях и разработках проблематики невербальных проявлений эмоциональных состояний не была осуществлена в полном объеме [9, c.69].

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое Управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении [13, c.39].

Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица.

Обычно мимику анализируют:

- по линиям ее произвольного и непроизвольного компонентов;

- основываясь на ее физиологических параметрах (тонусе, силе, комбинации мышечных сокращений, симметрии – асимметрии, динамики, амплитуде);

- в социальном и социально-психологическом плане (межкультурных типах выражений, выражениях, принадлежащих конкретной культуре, выражений, принятых в социальной группе, индивидуального стиля выражения);

- в феноменологическом плане («топографии мимического поля»): фрагментарном, дифференциальном и целостном анализе мимики;

- в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют [9, c. 72].

Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие характеристики:

- сильная – слабая; неопределенная – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;

- разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;

- мимика стереотипная, индивидуальная.

Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о мимическом знаке в целом или об отдельных его элементах. Лицевая экспрессия классифицирована на основе ведущего признака (мины лба, мины рта) [13, c.45].

Л.М. Сухаребский отмечает, что для понимания мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частичную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта действуют как звенья единой целостной системы [7, c.54].

Целостность, динамичность – главные характеристики мимики как элемента невербального поведения личности. Поэтому за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица, так как во многих исследованиях показано, что опознание эмоций зависит от участия всех лицевых мышц.

Таким образом, двойная регуляция, динамичность, целостность мимики, а также производные характеристики от перечисленных выше: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики – являются ее основными характеристиками как элемента невербального поведения и определяют успешность ее опознания в межличностном общении.

На основе анализа зарубежной и отечественной литературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была создана схема описания мимики шести эмоциональных состояний (радости, гнева, страха, страдания, удивления, отвращения) [9, c.74].

За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношение между движениями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак представляет следующее: «брови подняты вверх, губы плотно сжаты» и т.д. [19, c.93].

Сложные мимические признаки являются необходимыми, постоянными, но в то же время могут входить в структуру мимики различных состояний. В связи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс признаков мимики. Предлагаемая схема описаний мимики шести эмоциональных состояний (радость, гнев, страх, страдание, удивление, отвращение) строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить универсальные признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для определенного типа состояний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками.

Табл. 1 наглядно демонстрирует константные комплексы признаков для каждого состояния.

Характерной особенностью «мимических картин» эмоциональных состояний является то, что каждый симптомокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфическими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, такие признаки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается» – «глаза прищурены» соответствуют ряду отрицательных состояний (см. табл. 1).

Таблица 1

Проявление эмоциональных состояний человека

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза сужены

Глаза ширако раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т.д.), так и положительных (радость). Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго – нет [16, c.21].

Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он выполняет основную информативную нагрузку, а в выражении радости он будет нести информацию только в контексте с другими признаками и представлять возможный вариант выражения этого состояния.

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состояний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются – расширяются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состоянии и является его индикатором [9, c.75].

Описанные симптомокомплексы мимики соответствуют интенсивным проявлениям состояния. Для опознания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко. Более сложными для опознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны, представлены для субъекта нечетко. Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации мимики основных эмоциональных состояний.

П. Экман с коллегами также создал методику для измерения выражения лица, в которой перечислил все лицевые мышцы шести эмоций. Затем были составлены фотомодели, которые включали три области лица: брови – лоб; глаза – веки и основание носа; нижняя часть лица и щеки. Метод основан на сравнении оцениваемого лица с эталоном. Он получил название «метод кодирования выражений – FAST». С помощью этого метода можно провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней компонентов выражения шести основных эмоций [13, c.47].

В середине 70-х гг. наряду с вышеназванной методикой анализа экспрессии лица появляется усовершенствованный вариант – FACS – система кодирования активности лицевых мышц. Методика предназначена не только для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. Она основана на анализе мышечных изменений и позволяет свести любые наблюдаемые движения лица в систему единиц – действий.

Основными единицами измерений являются дискретные, едва различимые изменения тонуса мышц лица. Методика построена на использовании полностью нейтрального цифрового кода для обозначения единиц действия. В настоящее время выделено 24 дискретные единицы действия, имеющие анатомическую специфику, и 20 смешанных, анатомическая основа которых не совсем ясна (кусание губ).

Следующим элементом кинесической подструктуры невербального поведения является поза. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных устойчивых положений, которые способно принять человеческое тело, около 1000. Из них, в силу культурной традиции каждого народа, некоторые позы запрещаются, а другие – закрепляются. Поэтому изучение поз должно быть сравнительным, межкультурным [20, c.37].

Одним из первых указывает на роль позы человека, как одного из невербальных средств общения, регуляции процесса межличностного отношения, А. Шефлен. На примере киносъемок психиатрического интервью он показал, как изменение поз пациента и врача позволяет поддерживать оптимальную для лечебного эффекта психологическую Дистанцию. Этого же мнения придерживается В. Шютц, который утверждает, что если бы он запретил участникам своей экспериментальной группы принимать позы, для которых характерно скрещивание рук и ног, то коммуникация была бы оживленней. Почему? Да потому, что такая поза означает «закрытость» для общения. Можно описать позу агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека. Например, паттерн готовности к общению – это «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед» [9, c.77].

В целом позы могут выполнять в общении две функции: расчленять поток речи на единицы и регулировать межличностные отношения в диаде. Именно с помощью поз можно создать относительно окружающих мысленный барьер, определить ориентацию партнеров относительно друг друга. Изменения позы, их синхронизация свидетельствуют об изменениях отношений между общающимися.

Еще одним элементом кинесической подструктуры невербального поведения является жест [13, c.49].

Под жестом обычно понимают движение рук или кистей рук. В психологии сложилась традиция изучения жестов как паралингвистических средств. Но жест в процессе общения не только сопровождает речь. На основе жестов можно заключить об отношении человека к какому-то событию, лицу, предмету.

Жест может также сказать о желании человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции человека могут послужить для нас основанием для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека. Поэтому жесты можно с уверенностью отнести к выразительным движениям и рассматривать их не только как проявление спонтанной активности человека [21, c.54].

Человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жестикуляции, правила их применения и прочтения. Конечно, человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. Жесты могут быть типичными для данного человека и совсем не характерными для него, выражать его случайные состояния. По мнению исследователей, жест несет информацию не столько о качестве психического состояния, сколько об интенсивности его переживания.

2.2. Исследование невербального проявления эмоционального состояния подростков при выполнении теста

Целью наблюдения является получение наиболее полного описания выражения эмоционального состояния через невербальное поведение подростка при выполнении задания, в условиях ограниченного времени. Выбор методики осуществлялся самостоятельно. Основными критериями были: продолжительность тестирования, наличие заданий различных уровней сложности, наличие соперничества, ограничение времени.

Условие проведения наблюдения: одновременно за 2 подростками, учениками 10 класса 8 школы, в кабинете психолога. В кабинете находились только психолог и испытуемые. Результаты наблюдения фиксировались в виде протокола. В качестве задания был выбран тест Дж. Равена.

Предназначением методики, используемой для наблюдения, является определение логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры не достает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого - установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия В - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста:

Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".

После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых явля ется искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).

Итак, когда тест выполняла Анна (15 лет): перед выполнением теста Анна была разговорчива, активно изменялась мимика, вела себя свободно и непринужденно, мало жестикулировала, крутилась на стуле, рассматривая кабинет и предметы интерьера, сидела за первым столом в открытой позе.

Во время выполнения теста Анна была сосредоточена, мимика была сведена к минимуму, молчала, существенно увеличились зрачки, появился румянец на щеках, щелкала ручкой, мало двигалась, поза – открытая.

После выполнения теста Анна оставалась сосредоточенной, сохранился румянец на щеках, на лице появилась улыбка, зрачки остались увеличенными, крутила ручку в руке, мало двигалась. Было заметно, что Анна волнуется, дожидаясь результатов теста. После того, как был представлен результат, Анна облокотилась на спинку стула, облегченно вздохнула и стала намного расслабленнее. Стала озвучивать, в каких ответах сомневалась, и где были самые сложные для нее задания.

Вместе с Анной тест Дж. Равена выполнял и Егор (16 лет). Перед началом выполнения теста Егор постоянно крутился на стуле, задавал вопросы, старался обратить всячески на себя внимание. На лице не было зафиксировано ярких признаков и экспрессии. Периодически замыкал руки на груди, активно жестикулирует руками, когда задает вопросы улыбается. Перед непосредственным получением инструкции и началом теста начал теребить цепочку.

Во время выполнения теста облокотился на локти; задает дополнительные вопросы, просит показать картинку еще раз, периодически, размышляя над заданием, задумывается и смотрит вверх влево; когда проставляет ответ в бланке щелкает ручкой; поза открытая (руки и ноги не скрещены), зрачки расширяются и сужаются; часто теребит свои волосы рукой, на которую опирается голова, практически не улыбается.

После выполнения теста испытуемый стал активно обсуждать тест, над каким вопросом дольше думал, какие ему дались просто; налицо расслабление, руки и ноги вытянул вперед; активно жестикулировал и несколько раз потер глаза.

Наблюдение за испытуемым позволяет сказать, что он самоуверен, разговорчив, любит акцентировать на себе внимание, любознателен, при выполнении заданий испытывает незначительное напряжение и волнение, обладает высокой стрессоустойчивостью, легко идет на контакт.

Таким образом, подводя итоги второй главе необходимо отметить наиболее значимые выводы:

Эмоция является такой психологической категорией, признаваемой в качестве важного побудителя человеческого поведения в различных исследовательских работах, где раскрываются разные проявления в мировой психологии эмоционального состояния человека. Однако такие работы довольно немногочислены. Так, В. Вилюнасом отмечено, что вопросы, касающиеся причин поведения человека, всегда относились к компетенции психологии эмоций. Это позволило непосредственными причинами поступков человека определить желания, страсти, чувства, аффекты. При этом многообязывающего признания реализация в практических пособиях и разработках проблематики невербальных проявлений эмоциональных состояний не была осуществлена в полном объеме.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое Управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции.

В работе проведено исследование невербального поведения подростков. Целью наблюдения является получение наиболее полного описания выражения эмоционального состояния через невербальное поведение подростка при выполнении задания, в условиях ограниченного времени. Выбор методики осуществлялся самостоятельно. Основными критериями были: продолжительность тестирования, наличие заданий различных уровней сложности, наличие соперничества, ограничение времени.

Условие проведения наблюдения: одновременно за 2 подростками, учениками 10 класса 8 школы, в кабинете психолога. В кабинете находились только психолог и испытуемые. Результаты наблюдения фиксировались в виде протокола. В качестве задания был выбран тест Дж. Равена. Поведение подростков полностью раскрывало их эмоциональное состояние, через мимику, жесты и особенности индивидуального стиля поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе исследованы вопросы проявления эмоционального состояния человека через невербальное поведение.

Мимика и жесты, являясь элементами невербального поведения человека, представляют собой важнейшую визуальную, знаковую систему, усваиваемую в онтогенезе. Наиболее веский аргумент в сторону приоритетности невербального языка над вербальным языком представлен результатами, которые свидетельствуют об интернационализме характера ключевых наборов жестов, мимических картин, поз, а также информации о чертах мимики и жестикуляции, выступающие признаками человека на генетическом уровне, к примеру, врожденный способ выражения различных эмоций.

Символическая мимика, жесты, интонация, позы, в основе использования которых лежит культурное, групповое, ситуативное соглашение, требующее предварительное обучение, дополняют спонтанное невербальное поведение человека.

Для невербального поведения партнеров характерно одновременное выполнение условий познания личности каждого из них, а также возникновения отношений, являющихся своеобразной формой обращения друг к другу. Индикативно-регулятивная функция, присущая невербальному поведению личности, наиболее ярко проявляется именно в общении.

Невербальное поведение вплотную связано с внутренним миром личности. Функции невербального поведения не могут быть сведены исключительно к сопровождению переживаний личности и выражению эмоционального состояния.

Эмоция является такой психологической категорией, признаваемой в качестве важного побудителя человеческого поведения в различных исследовательских работах, где раскрываются разные проявления в мировой психологии эмоционального состояния человека. Однако такие работы довольно немногочислены. Так, В. Вилюнасом отмечено, что вопросы, касающиеся причин поведения человека, всегда относились к компетенции психологии эмоций. Это позволило непосредственными причинами поступков человека определить желания, страсти, чувства, аффекты. При этом многообязывающего признания реализация в практических пособиях и разработках проблематики невербальных проявлений эмоциональных состояний не была осуществлена в полном объеме.

Особая роль среди элементов невербального поведения отводится мимике. Лицо является важнейшей характеристикой физического облика человека. Благодаря кортикальному контролю человек может управлять каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое Управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции.

В работе проведено исследование невербального поведения подростков. Целью наблюдения является получение наиболее полного описания выражения эмоционального состояния через невербальное поведение подростка при выполнении задания, в условиях ограниченного времени. Выбор методики осуществлялся самостоятельно. Основными критериями были: продолжительность тестирования, наличие заданий различных уровней сложности, наличие соперничества, ограничение времени.

Условие проведения наблюдения: одновременно за 2 подростками, учениками 10 класса 8 школы, в кабинете психолога. В кабинете находились только психолог и испытуемые. Результаты наблюдения фиксировались в виде протокола. В качестве задания был выбран тест Дж. Равена. Поведение подростков полностью раскрывало их эмоциональное состояние, через мимику, жесты и особенности индивидуального стиля поведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Бобруйск, 2016.
  2. Гражданский кодекс РФ 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ) // Консультант Плюс: Беларусь. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Бобруйск, 2016.
  3. Васильев, И. А. К вопросу об индикаторах эмоциональных состояний / А. И. Васильев // Психологические исследования. – М., 1973. – Вып. 4. – С. 35–40
  4. Вольф, Е. М. Эмоциональные состояния и способы их описания / Е. М. Вольф, А. А. Силин // Романские языки: семантика, прагматика, социолингвистика. – Л., 1990. – Вып. 4. – С. 127–135.
  5. Геллерштейн, С. Г. Выразительные движения / С. Г. Геллерштейн // Большая Советская Энциклопедия. – М., 1971. – Т. 5. – 640 с.
  6. Горелов, И. Н. Невербальные компоненты коммуникации / И. Н. Горелов. – М., 1980. – 104 с.
  7. Климов, Е. А. Общая психология: общеобразовательный курс / Е. А. Климов. – М., 1999. – 511 с.
  8. Крейдлин, Г. Е. Невербальная семиотика / Г. Е. Крейдлин. – М., 2001. – 592 с.
  9. Лабунская, В. А. Невербальное поведение / В. А. Лабунская. – Ростов, 1986. – 136 с.
  10. Нэпп, М. Невербальное общение / М. Нэпп, Д. Холл. – СПб., 2004. – 256 с.
  11. Поваляева, М. А. Невербальные средства общения / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону,
  12. 2004. – 352 с.
  13. Русалова, М. Н. Сравнительный анализ мимических и вегетативных компонентов эмоционального состояния человека / М. Н. Русалова, К. Е. Изард, П. В. Симонов // Журн. высш. нерв. деятельности. – 1976. – 646 с.
  14. Трусов, В. П. Выражение эмоций на лице (по материалам работ П. Экмана) / В. П. Трусов // Вопр. психологии. – 1982. – № 5. – 147 с.
  15. Фресс, П. Эмоции / П. Фресс // Эксперимент. психология. – М., 1975. – 195 с.
  16. 29. Шаховский, В. И. Категоризация эмоции в лексико-семантической системе языка / В. И. Шаховский. – Воронеж, 1987. – 190 с.
  17. Организационная психология. Учебник / под ред. А. Леонова. – М.: Дрофа, 2014. – 432 с.
  18. Организационная психология. Учебник / под ред. Е.И. Рогова. – М.: Юрайт, 2016. – 622 с.
  19. Организационная психология. Учебник для академического бакалавриата / под ред. А.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2016. – 576 с.
  20. Свенцицкий А.П. Организационная психология. Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 512 с.
  21. Серкин В.В. Психосемантика: Учебник и практикум / В.В.Серкин. – М.: Юрайт, 2016. – 318 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Карта наблюдения (бланк регистрации)

 

ФИО________________________________________________

Возраст______________

Время начала выполнения задания_____________

Время окончания выполнения _________

 

наблюдаемые характеристики

до начала выполнения задания

во время выполнения задания

после окончания выполнения задания

1.

поза 

2.

взгляд 

3.

 улыбка

4.

жесты

5

Движения глаз

6.

 румянец

7.

8.

9.

10.