Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Анализ поведения человека в рабочем коллективе)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Сотни лет человек менялся, развивая в себе навыки и умения, но заложенное проотцами наследие поведенческих привычек всегда остается на генетическом уровне. Манеры поведения, интонации, мимика и жесты- все это помогает лучше понять человека без слов, распознать лжеца, вникнуть в истинные мотивы. Благодаря этому мы можем выразить более сложные чувства, к которым невозможно подобрать слов, либо если человек не осознает, что с ним происходит, то тело даёт ему и окружающим подсказку о его состоянии. Наука психофизиологии помогает в раскрытии тайных знаков нашего тела, помогает понять собеседника более глубоко.

Существуют ситуации, когда человек намеренно скрывает определенные факты своей жизни, так например, в этой работе будет изучено поведение человека в условиях приема на работу (собеседование) и дальнейшей адаптации в коллективе.

Интервью с потенциальным кандидатом определенно должно показать моменты, где человек пытается скрыть какие-то факты, другие моменты, наоборот преподнести более эффектно.

Адаптация так же является интересным моментом для изучения, ведь взаимодействие сложившегося коллектива с новым человеком -это работа двух фронтов, где нужно отслеживать поведение и новичка, и сторожил офиса.

Сбор подобной информации поможет руководителю в своей деятельности, он сможет определить ответственных, исполнительных и инициативных работников на этапе собеседования. Работодатель должен владеть информацией об истинных побуждениях, стимулах, которые заставят сотрудника делать все с максимальной отдачей, для этого нужно распознавать истинные мотивы поведения и присутствия на интервью.

Грамотный подбор кадров имеет много составляющих, так например, отношения внутри коллектива, кадровая политика, социально-психологические принципы управления являются основными известными всем руководителям константами. Умение «с порога» распознать хорошего сотрудника, установить контакт с коллегами и подчиненными – главное условия слаженной работы, ведь объединив людей в группу, руководитель закладывает основы сплоченности.

Объектом исследования является психология поведения персонала в организации.

Предмет исследования – невербальное проявление эмоций во время собеседования и работы в коллективе.

Цель курсовой работы направлена на изучение организации ООО «ДЕЗ», анализ поведения людей на собеседовании и первые недели трудоустройства. В ООО «ДЕЗ» анализируется деятельность за период 2017 - 2018 гг. Данные для исследования выявлены путем использования первичной и вторичной информации, метод наблюдения.

Исходя из поставленных целей, сформулированы и решены следующие задачи:

  • изучение процесса приема новых сотрудников на предприятия;
  • анализ литературы по проблеме исследования;
    • определение факторов, которые необходимо учитывать при трудоустройстве.
    • проведение оценки кадров, взаимодействие работников ООО «ДЕЗ»;
    • анализ взаимодействия в коллективе ООО «ДЕЗ» и создание эмоционально оптимальных условий туда.

Актуальность данного исследования - изучение поведения человека помогает не только в работе, но и в повседневной жизни. Помогает распознать на первоначальном этапе негативные, либо нежелательные аспекты личности и избежать ошибок кадровой политики.

Структура работы обусловлена целью и логикой исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, поставлена цель и задачи исследования, выделены объект и предмет исследования, определен объект наблюдения. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты невербального поведения человека. Во второй главе представлен анализ кадровой деятельности организации ООО «ДЕЗ», дана оценка состояния организации на сегодняшний день, выявлены сильные и слабые стороны в понимании человеческих эмоций со стороны руководства и коллектива. В третьей главе даются рекомендации и предложения по совершенствованию методов создания дружеской атмосферы работников предприятия. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам исследования.

Методы исследования, использованные в работе это- анализ литературы по теме исследования, наблюдение, опрос, анализ анкетирования, составление графических материалов (таблиц, графиков, моделей).

В помощь по написанию данной работы были использованы литературные источники зарубежных и отечественных авторов Горелов И.Н., Ахьямова И. А. Должникова С. А., А. Маслоу, К. Альдерфера, Т.Ю. Базарова, В.Р. Веснина, Э. Лока, С. Адамса, Д. Мак-Грегора, К. Аргириса, Е.П. Ильина, А.Я. Кибанова, И.В. Мишуровой, В.П. Пугачева и другие.

1. Психофизиология как наука о поведении человека

1.1. Теория изучения невербального поведения

Большинство зарубежных исследований, посвященных аспектам невербального поведения и невербальной коммуникации, английского и североамериканского происхождения. Во второй половине XIX в. Дельсарт предпринял одну их первых попыток описать и расшифровать как «культуру голоса», так и телодвижения и жесты, определить различные формы языка тела. Одной из самых влиятельных работ, давших толчок современным исследованиям выражений лица, была книга Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных», вышедшая в 1872 г. и носившая описательный характер.[9, с. 185]

Взаимодействие между людьми требует многочисленных форм невербальной коммуникации — обмена информацией через изменение выражения лица, жесты и движения тела. Невербальную коммуникацию иногда еще называют «языком жестов», но этот термин не совсем верен, так как мы, как правило, пользуемся такими невербальными знаками лишь для того, чтобы опровергнуть или дополнить то, что сказано словами. [1, с. 15]

К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Согласно исследованиям, 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38% — через интонации и модуляции голоса. Отсюда следует, что всего 7% остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами. Многим высшим животными, в том числе и более всего собакам, обезьянам и дельфинам, дана способность невербального общения друг с другом и с человеком. [4, с. 38]

В настоящее время потребность в знаниях и практических навыках работы с невербальным поведением становится все более актуальной в прикладной социологии. Это связано, в первую очередь, с тем, что исследователи ставят перед собой все более сложные задачи в процессе изучения человека, пытаются все глубже проникнуть в его личностно-психологическую сферу, мотивацию, ценностные установки, потребительские привычки. [10, с. 19]

Невербальное поведение (позы, мимика, пантомимика, интонационные характеристики речи) содержит в себе огромную информацию о человеке, обладающую высокой степенью достоверности, поскольку сознательно его контролировать чрезвычайно сложно, а то и совсем невозможно. Невербальный язык к тому же интернационален: все основные эмоции (гнев, страх, счастье, удивление, печаль, отвращение) одинаково проявляются и узнаются в обществах с различными культурой и традициями. Это доказывает, что лицевая экспрессия основных эмоций обеспечивается врожденными нейронными программами. Невербальное поведение практически не осознаваемо и поэтому обладает высокой степенью достоверности. Конечно, некоторые жесты и позы можно сымитировать, но существует масса поведенческих признаков, которые не поддаются сознательному контролю. Именно поэтому по невербальным признакам наиболее точно можно судить об истинных целях и намерениях респондента. Зачастую непроизвольный жест или тон сказанного намного правдивее произнесенных слов. [11, с. 56]

Существенной особенностью невербальной коммуникации является независимость ее от семантики речи. Практически это проявляется в тех случаях, когда слова означают одно, а информация голоса — совсем другое. В принципе между речевым и неречевым сообщениями возможны соотношения трех типов:

• неречевое сообщение согласуется с речевым, усиливает его (например, неприязнь к человеку, выраженная словесно, подчеркивается отталкиванием, увеличением дистанции);

• неречевое сообщение противоречит речевому (например, человек сообщает партнеру о своих симпатиях к нему, но при этом сдвигает брови, морщит лоб, раздувает ноздри);

• неречевое сообщение касается совершенно иного предмета, чем речевое (например, человек обсуждает деловую проблему, а на невербальном уровне отражается информация об эмоциональных отношениях с партнером).[12, с. 96]

Одним из главных видов невербальной коммуникации является выражение лица, которое передает определенные эмоции. Поль Экман и его коллеги описали движения лицевых мышц, которые формируют то или иное выражение лица. Они изобрели систему, которую назвали «Кодировочная система выражения лица» (КСВЛ). Таким образом они попытались внести определенную ясность в ту сферу, которая сейчас имеет множество непоследовательных и противоречивых интерпретаций, поскольку существует весьма много взглядов на то, как нужно идентифицировать и классифицировать эмоции. [1, с. 16]

Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров выделяют два невербальных языка, из которых первый – соматический, второй – «язык привычного поведения». Соматический язык подразумевает биологические, заложенные в психике человека средства общения, а язык привычного поведения – выработанные, обусловленные культурой, внешним окружением, обстоятельствами невербальные средства общения и правила их использования. [9, с. 46]

В работах ученых есть четкое пояснение значений наших жестов, движения понятные всем - соматика. Таблица составлена по книге Л.А. Семенковой «Жесты и соматические речения в русском языке» Источник: Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика, 2015, № 2 . [17, с. 19]

Жесты и соматические речения

Значение, передаваемое жестом

Соматические речения, описывающие жест

1

одобрение, положительная оценка.

похлопать по плечу, поднять вверх большой палец

2

отсутствие удачи, неуспех

махнуть рукой

3

согласие, дружба, мир

сплести пальцы рук

4

выражение дружеской поддержки, ободрение

рукопожатие, похлопать по плечу

5

желание утешить кого-либо

положить руку на плечо собеседника

6

удивление, изумление

развести руками, всплеснуть руками

7

страх

закрыть лицо руками

8

наесться досыта

провести ребром ладони под подбородком

9

призыв прекратить к действию

вытянуть руку (руки) вперед

10

отказаться, отвергать

отталкивание рукой (руками), одновременно качая головой; качать рукой из стороны в сторону

11

задумчивость, раздумье

подпереть рукой щеку, голову положить голову на сложенные руки

12

требование тишины

поднести палец к губам

13

беспокойство, нервное состояние, тревога

руки трясутся

14

негодование, возмущение сильный гнев

всплеснуть руками, сжать кулаки, размахивать кулаками

15

выражение скорби, печали

закрыть лицо рукой, руками

16

желание убедить в правоте своих доводов(сопровождает высказывание)

скандировать рукой (руками); размахивать руками в такт речи

17

радость, восторг

всплеснуть руками

18

стыд

закрыть лицо руками

Есть различие и в жестах разных народов.

Поднятый вверх указательный палец в Германии значит «прекрасно», французская официантка этот жест примет за заказ одного фужера вина.

Два поднятых вверх пальца означают:

  • в Германии – победа
  • во Франции – мир
  • в Великобритании – 2
  • в Греции – отправляйся в ад, к чёрту.

Поднятые вверх пять пальцев руки имеют значение:

  • в западных странах – 5
  • повсюду – стоп!
  • в Турции – пойди прочь
  • в других странах – поверьте, я говорю правду!

Поднятый вверх мизинец и указательный палец:

  • в средиземноморье – твоя жена тебе изменяет
  • на Мальте и в Италии – знак оберегающий от опасности и дурного глаза

Поднятый вверх указательный и большой палец:

  • в Европе – 2
  • в Великобритании – 1
  • в США – обслужите меня пожалуйста, принесите счёт
  • в Японии – оскорбление.

Поднятый вверх мизинец:

  • во Франции – оставьте меня в покое!
  • в Японии – женщина
  • в средиземноморских странах – сексуальный намёк [18, с. 196]

Поднятый вверх большой палец:

  • в Европе – 1
  • в Греции – ругательство
  • в Японии – мужчина, 5
  • в других странах – прекрасно сделано, хорошо, знак для остановки транспорта на дороге.

Указательный и большой палец соединены другие пальцы подняты вверх:

  • в Европе и Северной Америке – хорошо, прекрасно
  • в Средиземноморье, России, Бразилии, Турции – ругательство, сексуальное оскорбление,
  • в Тунисе, Франции – 0

Поднятый вверх мизинец и в сторону отведённый палец:

  • в Голландии – как по поводу того, чтобы выпить?
  • на Гавайях – никакой паники! Успокойтесь! [15, с. 369]

Согласно исследованиям, по степени влияния на собеседника или аудиторию лидируют жестово-мимические средства выразительности, на которые приходится 55% воздействия, в то время как естественному языку принадлежит лишь 7%. А на так называемый «параязык» (интонации, паузы, вздохи и т.д.) приходится 38% влияния.

В то же время наши невербальные посылы зачастую опровергают то, что мы говорим. Когда наши слова противоречат нашей жестикуляции и прочим деталям поведения, доверие, которое собеседник мог питать в начале разговора, может попросту исчезнуть, потому что большинство опытных и внимательных интервьюеров доверяют манерам больше, чем словам. [20, с. 246]

Руки говорят о многом. Например, потирание большого пальца об указательный или о кончики других пальцев обычно применяется для обозначения денег. Этот жест может также быть бессознательным и указывать на серьезные материальные ожидания кандидата. «Шпилеобразное» положение рук, в свою очередь, сигнализирует об абсолютной уверенности в себе; этим жестом часто пользуются лица, занимающие руководящие должности. [19, с. 183]

Человек с быстрой реакцией, которого очень трудно переубедить в споре, часто сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее руками. Это признак твердого, упрямого человека, к которому нужен специальный подход для достижения общего языка. Особое внимание следует обратить на кандидата, который сидит, сжав лодыжки. Аллан Пиз пишет: «Более чем десятилетняя практика общения с людьми во время бизнес-переговоров показала, что когда ваш собеседник зажимает свои лодыжки, это равнозначно закусыванию губы. С помощью этого жеста сдерживается негативное отношение, неприятные эмоции, страх или взволнованность. Мой друг адвокат рассказывал, что люди, которые дают показания в кабинете следователя и имеют отношение к делу, всегда сидят с тесно прижатыми лодыжками». [13,с. 312]

Действительно, отзеркаливание — полезная практика, которая позволяет установить полное взаимопонимание с собеседником. Если на собеседовании необходимо создать непринужденную атмосферу, копирование позы кандидата станет кратчайшим путем к цели. Интересно также понаблюдать, насколько сам кандидат пытается расположить к себе эйчара, отзеркаливая его жесты, — это позволит сделать выводы о заинтересованности кандидата в данной работе. [9, с. 197]

«Следует помнить, что любая невербальная информация, полученная в ходе интервью, — это всего лишь предположение, которое интервьюеру необходимо проверить, — уточняет Александра Имаева. — Лично я всегда обращаю внимание на следующее: опущенные вниз уголки губ говорят, предположительно, о негативном жизненном опыте, повышенной требовательности к окружающим, недовольстве собой. Бегающий взгляд сигнализирует о желании скрыть истину. Отсутствие глазного контакта говорит о неуверенности в себе, боязливости, робости». Многие эйчары уделяют взгляду большое внимание. [1,с. 15]

Взгляд в область рта собеседника способствует созданию атмосферы светского, непринужденного общения. Взгляд, захватывающий область глаз, рта и груди, называется интимным и недопустим на собеседовании. Взгляд искоса, сопровождающийся нахмуренными бровями или опущенными уголками рта, свидетельствует о критическом отношении или враждебности. О деловом настрое собеседника свидетельствует взгляд «глаза в глаза». [16, с. 218]

Рисунок «Несуществующее животное» - это одна из наиболее информативных рисуночных методик. Ее рекомендуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).

Процедура тестирования предполагает следующее. Лист бумаги кладется перед обследуемым горизонтально. Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах». Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать, то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует посоветовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования. Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вызывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При необходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответствуют те или иные детали изображения. Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз животное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно. Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. [13,с. 263]

При обследовании подростка или взрослого человека можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуманного животного самостоятельно. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: Чем оно питается? Где живет? Чем обычно занимается? Что любит делать больше всего? А чего больше всего не любит? Оно живет одно или с кем-нибудь? Есть у него друзья? Кто они? А враги у него есть? Кто? Почему они его враги? Чего оно боится, или оно ничего не боится? Какого оно размера? [19, с. 124]

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.

Психологическая «расшифровка» рисунка дает качественное представление о личности взрослого человека, «подделать» или предугадать результат практически невозможно, ведь диагностика и интерпретация рисунка – сложный и многослойный процесс, в чем-то схожий с определением характера по почерку человека. [10,с. 107]

Доктор психологических наук, профессор Елена Потемкина в период с 1985 по 1995 годы провела масштабное психологическое исследование. Это анализ и интерпретация более 100 000 рисунков, которые были выполнены людьми разного возраста и сфер деятельности, находившихся при этом в разных жизненных обстоятельствах и психических состояниях. [20, с. 78]

Показатели и интерпретация. Положение рисунка на листе:

В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Расположение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. [9,с. 84]

Положение рисунка в нижней части – обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо – устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется – осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. [11, с. 85]

Голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности – следует решить дополнительно.)

Положение “анфас”, т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. [17, с. 91]

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств – уши, рот, глаза. Значение детали “уши” – прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ – как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно – зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. [19, с. 13]

Рот с зубами – вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).

Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. [18, с. 836]

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога – защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками – когтями, щетиной, иглами – характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда – постамент)

   Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формированияе-суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног). [20, с. 128]

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе – это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части – конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей – своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небаналыюсть; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии). [8, с. 347]

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры, могут быть функциональными или украшающими:

- крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали – энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев). [16, с. 104]

Хвосты- выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции – судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо – отношение к своим действиям и поведению. Влево – отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные. [12, с. 115]

Контуры фигуры

   Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная – если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой – если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью – если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты – соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры – против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур – защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры – недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое – элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа – больше в процессе деятельности (реальной), слева – больше защита своих мнений, убеждений, вкусов. [5, с. 174]

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей – только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, – или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но “ усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии – слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий – жирная с нажимом – не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) – резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ , выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога). [13, с. 93]

Оценка характера линии. Здесь следует обратить внимание на дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же – фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Характер животного. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное – представитель самого рисующего.Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохож-дения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, – свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п. [15, с. 160]

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков – вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно – ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. [19, с. 140]

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” – постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного – рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим – кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. [20, с. 156]

1.2. Характеристики поведения

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную. [2, с. 138]

Для успешного общения необходимо, чтобы человек демонстрировал мимический комплекс, в который входили бы как элементы контролируемой, так и спонтанной мимики. Способность контролировать мимику достигается каждым человеком в процессе социализации и в значительной мере индивидуальна. С возрастом люди учатся "надевать" на лицо необходимую маску, скрывая под нею свои настоящие чувства. Но в большинстве случаев контролируемая мимика перемежается с неконтролируемой. [3, с. 6]

Еще Чарльз Дарвин, основатель эволюционной теории, утверждал, что основные модели выражения эмоций одинаковы для всех людей планеты. Исследования Экмана, проведенные среди представителей различных культур, подтверждают этот взгляд. Экман и Фризен изучали туземное племя в Новой Гвинее, члены которого раньше фактически не контактировали с чужеземцами. Когда им показывали картинки с разными выражениями лиц, которые передавали шесть эмоций (счастье, грусть, гнев, отвращение, страх, удивление), туземцы правильно идентифицировали эти чувства. [1, с. 147]

Виды невербальных средств общения.

Различаются три основных вида невербальных средств передачи информации (или их еще называют паралингвистические средства общения): фонационные, кинетические и графические.

Графические невербальные средства коммуникации выделяются в письменной речи.

К фонационным невербальным средствам относятся тембр голоса, темп и громкость речи, устойчивые интонации, особенности произнесения звуков, заполнения пауз (э, мэ…). [4, с. 163]

По факту голос, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее. [2, с.38]

Интонация и характеристики голоса. Этот элемент общения словно объединяет вербальные и невербальные средства общения. С помощью различной интонации, громкости, тембра, тона и ритмики голоса одну и ту же фразу можно произносить настолько по-разному, что смысл сообщения изменится прямо на противоположный. [6, с. 29]

Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.

Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.

Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.

Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.

Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.

Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.

Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.

Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх. [2, с. 180]

К кинетическим компонентам речи относятся жесты, позы, мимика. [4,с. 136]

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне. [2, с.162 ]

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как позы недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты. [7,с. 359]

Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:

1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состоянии, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).

2.Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.

3.Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.

Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.

Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.

Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.

Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.). Жесты должны быть органичными и сдержанными, без резких широких взмахов и острых углов. Предпочтительны округлые жесты и скупая жестикуляция. [5, с. 97]

Характеристика походки

Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.

Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.

Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.

Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.

Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении. [2,с. 63]

Результаты подобных исследований, проведенных с разными людьми, подтверждают мысль, что выражение эмоций и их истолкование присущи природе человека. Однако у этой теории есть и противники. Экман соглашается с их аргументами, что его опыты имеют ограниченный характер, и, возможно, здесь речь также идет и о культурном опыте невербальной коммуникации, который приобрел чрезвычайное распространение. Тем не менее его выводы подтверждаются и результатами других исследований. Психолог И. Эйбл-Эйбесфелдт изучал поведение шести детей, которые родились глухими и слепыми, чтобы выяснить, насколько выражение их лиц отвечает выражению зрячих и наделенных слухом индивидов в специфических ситуациях. Он установил, что дети улыбались когда их привлекали к очевидно приятной активности; изумленно поднимали брови, когда им давали понюхать предмет с непривычным запахом, и хмурились, когда им снова и снова давали вещь, которая им не нравилась. Поскольку они не могли наблюдать, как ведут себя другие люди, то напрашивается вывод, что эти реакции являются врожденными. [1,с. 68]

Во время беседы могут возникать следующие типы жестов:

  1. Жест лживости – мгновенное прикосновение рукой к собственному носу. Это некая утонченная форма прикрывания рта с помощью руки. Данный знак говорит о сомнении в чем-либо, неискренности. При этом подтверждением толкования данного жеста есть поворот корпуса собеседника в вашу сторону.
  2. Оценивающий жест. Ваш слушатель почесывает подбородок, вытягивает указательный палец вдоль щеки или может он вообще счел нужным встать и прохаживать взад-вперед? Если именно так, то знайте, что он явно оценивает или вас, или информацию, о которой вы ему поведали.
  3. Доминирование – личность, стремящаяся, пусть и неосознанно, к доминированию, будет делать руками решительные движения, взмахи сверху вниз и пр.
  4. Уверенность. Хотите произвести впечатления мудрого человека, который уверен в своих силах и способен держать все под контролем? Тогда соедините пальцы в купол пирамиды или немного раскачивайтесь на стуле.
  5. Жест расположения - руки активно прикладываются к груди или наблюдается прерывистое прикосновение к собеседнику.
  6. – руки сводятся за спину, и при этом одна поглаживает другую или, сидя на стуле, человек вцепился руками в подлокотник.
  7. Ожидание – потирание ладоней.
  8. Нервозность – пощипывание ладони, перед тем, как сесть на стул, собеседник трогает его спинку. [20,с. 642]

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно («раскрытые руки» и «расстегивание пиджака»).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас (потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками). [12, с. 482]

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу (руки, скрещенные на груди, сжимание пальцев в кулак).

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы («рука у щеки», «пощипывание переносицы»).

Жесты сомнения и неуверенности — почесывание указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же боковой части шеи, прикосновение к носу или его легкое потирание.

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу (опускание век, почесывание уха).

Жесты уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими («закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову»).

Жесты несогласия («собирание ворсинок с пиджака», опускание век).

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу (подача корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула). [16,с. 83]

На протяжении многих веков человечество задумывалось над значением взгляда и его влиянии на поведение человека. Мы все используем такие фразы, как "У нее большие детские глаза", "У нее завлекающий взгляд", "Она бросила на него гневный взгляд", "У нее бегающие глаза", "У него такой блеск в глазах" или "Он меня сглазил".

Когда мы говорим так, мы имеем в виду размер зрачков человека и поведение его глаз. В своей книге "Выразительные глаза" Гесс говорит, что с помощью глаз передаются самые точные и открытые сигналы из всех сигналов человеческой коммуникации, потому что они занимают центральное положение в человеческом организме, а зрачки ведут себя полностью независимо. [12,с. 122]

При дневном свете зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека от положительного к отрицательному, и наоборот. Когда человек возбужден, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сокращаться, при этом получаются так называемые "глаза-бусинки" или "змеиные" глаза. Глаза играют большую роль при ухаживании, женщины подводят глаза для их выразительности. Если женщина любит мужчину, то при его виде ее зрачки расширяются, и он правильно расшифрует этот знак, не зная, как он это делает. Поэтому романтические свидания часто устраиваются в затемненных, плохо освещенных местах, что позволяет зрачкам расширяться.

Молодые влюбленные смотрят пристально друг другу в глаза, подсознательно ожидая расширения зрачков, каждый приходит в возбуждение от расширяющихся зрачков другого. [9,с. 203]

В психологии существуют несколько видов взглядов, каждый из которых несет весьма существенную информацию о мыслях человека:

  1. Деловой взгляд – когда мы смотрим на лоб и в глаза собеседника. Часто мы себя так ведем при встрече с малознакомыми людьми, руководителями и начальниками.
  2. Социальный взгляд – когда мы направляем глаза на зону лица человека в области рта, носа и глаз. Он характерен в ситуациях непринужденного общения с друзьями и знакомыми.
  3. Интимный взгляд – проходит через линию глаз собеседника и опускается на уровень ниже подбородка, шеи на другие части тела. Может быть расширение зрачков, как предвкушение удовольствия. [12, с. 174]

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от настроения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то либо находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться («глаза-бусинки» или «змеиные глаза»).[17, с. 309]

2. Анализ поведения человека в рабочем коллективе

2.1. Анализ поведения человека на собеседовании

Термин «психофизиология» образован объединением названий двух фундаментальных отраслей науки — психологии и физиологии. Рожденная на стыке потребностей этих дисциплин, психофизиология призвана изучать физиологические механизмы психических явлений, протекающих в организме человека и сопровождающих все аспекты его жизнедеятельности. Из сказанного вытекает очевидный вывод о неразрывной взаимосвязи и взаимообусловленности процессов и феноменов, происходящих на этих уровнях индивидуальности человека (психическом и физиологическом). [21, с. 367]

Проводя собеседование, руководитель должен уметь разбираться в людях, видеть их истинные мотивы и цели. Отличный вариант для работодателя - взять на стажировку несколько претендентов и посмотреть на деле, как люди смогут себя проявить в условиях нового коллектива, конкурентной среды и новых задач.

Итак, во время интервью с потенциальными кандидатами на должность бухгалтера в ООО «ДЕЗ», были отмечены две кандидатуры. Им были заданы вопросы, ответы на которые, так же как и манера поведения во время собеседования, были проанализированы специалистом по подбору кадров.

Вопросы составлены в рамках изучения психодиагностики:

  1. Расскажите о себе.
  2. Чем привлекает вас работа в нашей организации?
  3. Получали ли вы другие предложения о подобной работе и почему отказались от них?
  4. Каким вы представляете себе идеального начальника?
  5. Какие аспекты в работе в коллективе для Вас наиболее важные?
  6. Перечислите свои слабые и сильные стороны?
  7. Какими своими профессиональными успехами вы гордитесь?
  8. Какими программам Вы владеете?
  9. Какую специализированную литературу Вы читаете?
  10. Вы готовы пройти проверочное тестирование?
  11. Почему Вы уволились с предыдущего места работы?
  12. Как Вы проходили проверки сторонних организаций на предыдущем месте работы?
  13. Кто может дать Вам рекомендации?
  14. Когда Вы готовы приступить к работе?
  15. Какие у Вас есть вопросы?

Протокол по интервью с респондентом 1:

  1. Женщина, 29 лет, высшее экономическое образование по профилю, в разводе, детей нет. Опыт работы бухгалтером 2,5 года на участках первичной документации и учета ТМЦ и основных средств.
  2. Заинтересовала работа в крупной стабильной компании, хороший соц.пакет, возможность расти профессионально.
  3. Другие предложения получала, отказалась из-за непрозрачности системы оплаты, неудобного расположения офиса.
  4. От начальника всегда должна быть возможность получить обратную связь, работа в команде, четкое разграничение руководителем обязанностей подчиненных.
  5. Бесконфликтность и взаимовыручка.
  6. Организована, собрана, хорошо работает в условиях многозадачности, коммуникабельна и неконфликтна. Слабые стороны не озвучила, ушла от ответа, фразой «стараюсь самосовершенствоваться»
  7. Гордиться успешной карьерой на предыдущих местах работы, хорошими взаимоотношения с бывшими коллегами.
  8. 1С, Консультант, Гарант
  9. Статьи в интернете
  10. Готова
  11. Переезд в другой город
  12. Принимала косвенное участие, главный бухгалтер делал все сам.
  13. Прошлое руководство
  14. Хоть сегодня
  15. Какой график работы, система оплаты труда, где рабочее место?

Описание поведения во время собеседования:

Внешне ухоженная, аккуратно уложены волосы, производит впечатление опрятного человека. Отметим, для начала походку – быстрое перемещение, суетливость, признак неуверенности и волнения. После установления зрительного контакта респондент становится более уравновешенным. Корпус тела расслаблен, спина прикасается к спинке стула, жестикулирует, показывает ладони, что свидетельствует о спокойствии и открытости в данный момент времени. А расслабленность позы свидетельствует об отсутствии доказывать окружающим свою значимость и правоту.

Во время слушания вопросов корпус наклоняется в сторону собеседующего, что дает нам понять о заинтересованности.

Протокол по интервью с респондентом 2:

  1. Мужчина, 34 года, средне специальное образование по профилю бухгалтера. Женат, 2 детей, опыт работы бухгалтером 8 лет.
  2. Нужна стабильная работа с высоким уровнем дохода, нормированным графиком.
  3. Другие предложения рассматривал, пока анализирует возможные предложения. Предложения с «серым» заработком отвергает.
  4. Руководство должно быть лояльно к подчиненным, главное –результат.
  5. Личное пространство и желание помочь.
  6. Надежный сотрудник, ответственный и умеющий самостоятельно построить свой рабочий день.
  7. Успешная работа на протяжении многих лет в стабильной компании.
  8. Всем необходимым пакетом программ, в случае необходимости готов обучиться новым.
  9. ПБУ, Акты законодательства.
  10. Конечно готов.
  11. Невысокий уровень дохода
  12. Активно принимал участие, успешно проходил проверки.
  13. В настоящее время респондент продолжает работать, не изъявил желание дать контакты руководства.
  14. В случае согласования кандидатуры, сразу после увольнения с предыдущего места работы.
  15. График работы, возможны переработки и их оплата, соц.пакет, основные функции?

Проведя интервью с двумя респондентами, подведем итоги:

Респондент №1 обладает меньшим опытом работы и комфортно чувствует себя в условиях прямой подчиненности главному бухгалтеру, нуждается в четком разделение трудовых обязанностей. Заинтересована в финансовой стабильности организации-работодателя, удобном местоположении офиса, комфортных условиях труда. Готовность приступить к работе в любой момент, говорит об отсутствии других предложений или же желании показать свою расположенность по данной вакансии. Немаловажно для респондента наличие хороших коммуникативных связей в коллективе. Готовность пройти тестирование, наличие знаний по профилю и изучение информации в интернете, говорит об открытости респондента, на вид-легкое отношение к внешним обстоятельствам.

Респондент №2 обладает большим стажем, и стабильным семейным положением, человек настроен на стабильность и в финансовой сфере. Будучи работающим, ищет новую высокооплачиваемую должность, интересуется должностными обязанностями, лаконично и точно описывает свой вклад в деятельность нынешнего работодателя.

Общее впечатление, что респондент №2 более стабилен и будет наилучшим вариантом.

2.2. Анализ проявляемых невербальных сигналов в коллективе

Совершенно очевидно, что дружеские разговоры создают в коллективе приятную атмосферу, сплачивая коллег и, как следствие, улучшая результаты деятельности компании. Небольшие перерывы в работе и болтовня ни о чем снимают напряжение, освежают, и мы с новыми силами возвращаемся к тому, чем занимались.

Все мы разные, и степень разговорчивости у нас тоже разная. Некоторые люди тихо сидят большую часть дня, зарывшись в бумаги, в то время как другие просто не в состоянии держать рот закрытым.

Рассмотрим поведения обоих соискателей в коллективе, их поведение и основные невербальные проявления.

Первый соискатель часто и много говорит, при этом создавая вид буной деятельности, чем безусловно привлекает внимание руководства и коллег. Старожилами коллектива отмечена некая шумность и суетливость человека, желание сделать максимально большое количество дел, порой не вникая в суть происходящего. Такое поведение свидетельствует о желании зарекомендовать себя как очень мобильного и оперативного сотрудника, возможно у соискателя проблемы с самооценкой, отсюда попытка доказывать, что ты лучший.

Во время общения с руководителем, слушает внимательно, иногда потирает лоб, часто держит руку у подбородка, чем свидетельствует о заинтересованности, раздумьях о сказанном.

Во врем разговоров о заработной плате и премиях, возможных социальных бонусах организации у первого испытуемого зрачки расширяются достаточно сильно, что говорит о высоком уровне заинтересованности финансовой стороной вопроса.

Для более успешного распознания настроений нового человека в коллективе, было предложено задание – нарисовать животное, любое, будь то даже фантазийное. Это задание позволит более детально узнать, что чувствует испытуемый в условиях нового коллектива.

Рисунок 1

C:\МАЛАХОВ\Лекции Малахов\Исп1\Рисунок исп 1.BMP

Расположенные слева нарисованного животного солнце, корабль, море – свидетельствуют о прошлом, восприятии окружающей действительности в позитивных тенденциях, мечтаниях и стремлении к путешествиям. Настоящее и будущее позиционируется через объекты нарисованные справа- горный массив, растительность- стремление к развитию.

Голова расположена слева, что говорит о нерешительности, отсутствии активных действий.

Уши, рот, морда животного в целом, свидетельствуют о заинтересованности человека во мнении окружающих, говорливость, работа на публику.

Глаза и ресницы прямое подтверждение вышеперечисленным «слабостям» испытуемого- заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Шикарная грива с украшениями, сильно подчеркивает чувственность испытуемого.

Наличие передних ног с копытами говорит об основательности в принятии решений, четкость в рисунке крепления ног к туловищу как строгость контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

А вместо второй пары ног- русалочий хвост, что говорит о хорошей фантазии и творческом подходе в решении стандартных задач. Сам хвост справа и поднят вверх -это символ отношения к собственным действиям или решениям- позитивный и бодрый настрой.

Теперь обратим внимание на поведение второго соискателя, его манеры и жесты в условиях работы.

Первое, что бросается в глаза опытным сотрудникам, это взгляд искоса. Взгляд искоса с опущенными вниз бровями, нахмуренный лоб- признаки подозрительного и враждебного, критического отношения к окружающим. Есть предположение, что второй участник испытаний считает себя достаточно состоявшимся и образованным человеком для участия в подобных экспериментах. Что такой подход руководства в выборе людей, чужд.

В поведении второго человека так же отмечены нотки презрения- голова часто возвышена, будто человек смотрит сверху вниз, некое отстранение от собеседника. Возможно при прочих условиях и ином коллективе данный фактор не играл бы важную роль, но в условиях работы в преимущественно в женском коллективе, очень высоко ценятся доверительные равные отношения.

Нередко на плановых собраниях второй соискатель сидел откровенно скучая- зевал, опускал голову к ладоням, щелкал ручкой, смотрел в окно.

Рассмотрим рисунок несуществующего животного от второго испытуемого, см. рисунок 2.

Рисунок 2

C:\МАЛАХОВ\Лекции Малахов\Исп2\Рисунок исп 2.BMP

Согласно положения рисунка на листе - верхний край трактуется как недовольство собственным положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих; претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензии на признание.

Голова размещена в левой части рисунка, это говорит о нерешительность, боязни активных действий.

Рот, более напоминающий клюв, сомкнут, что говорит, о неразговорчивости и недоверии.

Согласно прорисовке глаза, и выделению особого внимания ресницам, можно сказать о присущему человеку переживания страха, при этом большому желанию вызывать восхищение окружающих своим внешним видом. В совокупности можно говорить о страхе быть подвергнутом критике.

Наличие иголок говорит о спонтанной агрессии или активной защитной реакции человека.

Ноги, как символ рационального зерна в суждениях человека, в данном случае свидетельствуют о контроле за своими мыслями, детальном разборе в принятии решений, основательность в подведении итогов. Симметричность и одинаковость лап, как свидетельство консервативных установок в принятии решения, их стандартность и банальность, рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации.

Отсутствие различных элементов рисунка, как следствие низкого энергетического запаса.

Сильное надавливание на карандаш в процессе рисования говорит высоком уровне тревожности, резкие линии, углы напоминают об агрессивности человека.

В результате исследовании, проведенного над двумя соискателями на должность бухгалтера в организацию ООО «ДЕЗ», было принято решение о приеме на работу первого претендента. Решение аргументировалось анализом невербального поведения, эффективностью деятельности и расшифровкой рисунка несуществующего животного. Подобное тестирование помогло выявить истинные интересы соискателя на вакансию, а так же его уживчивость в коллективе, потому как понравиться руководителю и работать в команде людей -это проявление разных эмоций и взаимосвязей.

3. Рекомендации по взаимодействию в коллективе

3.1. Создание эмоционально оптимальных условий труда

Создание сплоченного коллектива- одна из главных задач руководителя в достижении эффективного результата от деятельности команды. У дружной рабочей атмосферы множество преимуществ, во-первых, коллектив-команда-это синоним таких понятий, как прочность, единение и надежность личностного взаимодействий и отношений между сотрудниками. Сплоченность команды является необходимым фактором продуктивной и направленной работы компании. Как правило, только сработанная и лояльная команда, может успешно преодолеть кризисные периоды во время своего становления и продвижения, в чем кардинальное их несоответствие группе, где члены являются наспех найденными людьми.

Во-вторых, дружному, сплоченному коллективу проще пережить кризисы. Понятие совместимость – это реальная возможность преодоления трудностей, а решение стоящих перед ними проблем на деле означает, что все члены команды интегрированы в самом лучшем значении этого слова.

В-третьих, сплоченный коллектив- это минимум текучести кадров и максимум корпоративного духа. Работая в такой команде сразу видно, что каждый готов прийти на помощь коллеге, рассказать о своих задумках и разработках, которые могут быть применены в общей работе. У сотрудников не наблюдается негативных эмоций при мыслях о работе, они меньше устают и более стрессоустойчивы. и именно они готовы в конечном итоге увеличить прибыль компании.

Для активации внутренней мотивации и формирования сплоченного коллектива необходимо обратить внимание на общее состояние организации. Так, например, на этапе активного развития, в результате увеличения оборотов на фирме, увеличивается число сотрудников. У новых сотрудников и «старичков» могут складываться сложные отношения.

Чтобы сплотить обе группы нужно начинать с лидеров, как признанных, так и непризнанных. Тимбилдинг послужит сближению и доброжелательным отношениям.

Когда в работе спад- люди начинают сомневаться в будущим компании, искать новые варианты, а ведь это самое время для руководителя поднять трудовой настрой персонала, чтобы они могли осознать: улучшение ситуации – в их руках.

В конфликтных ситуациях так же помогут корпоративные игры, заодно помогут выделить более творческих людей, рациональных, обладающих высокими лидерскими способностями.

Здесь так же поможет умение и знание невербальных методов общения, анализ поведения человека в обществе, коллективе и наедине с руководством. Подобные умения и навыки руководителю помогут не только в работе с подчиненными, но и в решении вопросов на высшем уровне, так как во время совещаний и различных брифингов нередко за красивыми словами скрываются стратегически опасные моменты.

Для создания эмоционально оптимальных условий труда достаточно учесть несколько факторов:

1) Общность интересов, увлечений, взглядов, этических и материальных ценностей и направленности участников группы;

2) Возрастной состав групп;

3) Ощущение психологической безопасности и доброжелательности;

4) Активное и насыщенное совместное трудовое единство, направленное на решение общих проблем;

5) Привлекательность лидера как эталонного образца, максимально выполняющего функции;

6) Квалифицированная работа лидера;

7) Наличие конкурирующей группы;

8) Наличие в группе человека, который резко отличается от других членов и противопоставляющего себя группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема невербального поведения не теряет своей актуальности, люди меняются, меняются их ценности и стимулы для достижения целей, понять ложные или истинные стремления руководят человеком, становится все сложнее. Управленцам во всем мире приходится «ломать себе голову», в попытке найти наилучший способ воздействия на подчиненных, минимизировать временные затраты на поиск нужных команде людей.

В этой работе представлены различные точки зрения по теме невербального поведения, рассмотрены множество вариантов вербальных и невербальных коммуникаций, которые могут способствовать развитию деятельности ООО «ДЕЗ».

Исходя из поставленных целей в начале работы, в итоге можно говорить об успешном решении таких задач, как глубокое изучение литературы по проблеме невербального общения, рассмотрение различных вариантов проявления человеческих эмоций через невербальное поведение, ознакомление с процессом трудоустройства персонала и принципов взаимодействия. Определены факторы, основные манеры невербального поведения, которые способствуют принятию верных кадровых решений. Проанализирована кадровая политика, взаимодействие сотрудников в исследуемом предприятии, а так же разработаны рекомендации для создания эмоционально оптимальных условий туда. Совершена попытка корректировки действующей системы ценностей на исследуемой фирме, проведен анализ поведения сотрудников, оценены их страхи и амбиции- все это позволило увидеть ситуацию изнутри и понять главные проблемы в коммуникациях работников.

В основу исследования легла система ценностей во взаимоотношениях в ООО «ДЕЗ», что позволило изучить изнутри тему и разработать мероприятия по совершенствованию и развитию коммуникаций на предприятии ООО «ДЕЗ».

Используя полученные в результате исследования данные, можно более эффективно строить взаимоотношения внутри коллектива, вести переговоры, распознавать недовольство подчиненных, либо скрытые симпатии. Как показывает анализ невербального поведения человека на собеседовании- невербальные проявления малоизвестного нам человека, могут сказать о нем намного больше, нежели красивые отзывы и резюме. Это позволяет сократить время поиска нового сотрудника, определить лучшие черты характера и выявить недостатки.

Подводя итог вышесказанному, можем утверждать, что внутренний климат в коллективе, справедливая и прозрачная система поощрения труда, нематериальная мотивация и доверительные отношения с руководителем являются основой перспективного развития организации. Использование передовых технологий и знаний в области психологии и невербального поведения позволяют продуктивно решать вопрос взаимодействия и подбора лучших кадров.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Нэпп М. Невербальное общение.- М.: Питер, 2014. - 556 c.
      2. Нэпп М., Джудит Х. Невербальное общение. Полное руководство: моногр. - М.:Прайм-Еврознак, 2006. - 512 c.
      3. Джесси Р. Невербальное общение . - М.: VSD, 2012. - 717 c.
      4. Россинский С. Б. Механизм формирования результатов «невербальных» следственных и судебных действий в уголовном судопроизводстве. - М.: Проспект, 2015. - 208 c.
      5. Чиркова Е. Внимание, невербалика! Невербальные средства коммуникации при обучении иностранному языку. - М.: Каро, 2009. - 206 c.
      6. Шипицына Л. М., Защиринская О.В. Невербальное общение у детей при нормальном и нарушенном интеллекте. - М.: Речь, 2009. - 128 c.

7. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. - М.: Наука, 1993. - 159 с.

8. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1648 c.

  1. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. - М.: Наука, 1980. - 238 с.Григорьева С.А., Григорьев Н.В. Словарь языка русских жестов. - М.: Вена, 2001. - 256 с.
  2. Морозов В.П., Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. - М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. - 189 с.
  3. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестами. - Н.: Ай Кью, 1992. - 348 с.
  4. Ахьямова И. А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика: моногр. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2006.- 128 с.
  5. Лагун А.Е. Невербальное поведение в процессе группового фокусированного интервью socioline.ru
  6. Ж.В.Николаева Невербальное поведение.- Улан-Удэ.: ВСГТУ, 2004.- 541 с.
  7. Должникова С. А. Дидактические условия обучения невербальным средствам общения на уроке иностранного языка в начальной школе: дис. канд. пед. наук. Липецк, 2000. -232 с.
  8. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. О своеобразии отражения ми- мики и жеста вербальными средствами (на материале русского языка) // Вопр. языкознания. 1981. № 1. 36–47 с.
  9. Вэскер А. Б. Открывая занавес урока. Энциклопедия актерско-педагогического мастерства учителя: учеб.метод. пособие. М.: ЦГЛ, 2004. –160 с.
  10. Горелов И. Н. Невербальные коммуникации. М., 1980.-104 с.
  11. Семенкова Л.А. «Жесты и соматические речения в русском языке» Источник: Вестник РУДН, серия Теория языка. Семиотика. Семантика, 2015, № 2- 178 с.
  12. Сафонова В. В. Ин. яз. В России – М.: Еврошкола, 1999 – 15-19 с.
  13. Сысоев П.В. Дис. канд. пед. наук – Тамбов, 1999.- 251с.
  14. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М.:Тривола, 1996.- 360 с.