Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Невербальные проявления эмоциональных состояний»

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Около 140 лет назад знаменитейший ученый и гениальный естествоиспытатель Чарльз Дарвин выпустил свою книгу «О выражении эмоций у человека и животных»[1]. Эта работа, во-первых, положила начало изучению мира человеческих эмоций, в принципе, а, во-вторых, заявила о том, что всякая эмоция имеет свое невербальное проявление в мимике, позах, жестах, движении – как животных, так и человека.

В настоящее время проблема эмоций и их проявления – как вербального, так и невербального – по-прежнему актуальна, так как эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.[2]

Уже доказано, что именно эмоции определяют и двигательную активность, и активность мышления. От них во многом зависит то, как мы относимся к людям и событиям, то как решаем жизненные задачи, то, как оцениваем собственные действия и поступки. Эмоции влияют на функционирование органов и тканей человеческого тела, а, следовательно, на здоровье. Таким образом, пожалуй, нет ни одной сферы человеческой жизни, на которую не оказывали бы влияние переживаемые нами эмоции.

В то же время, эмоции сами по себе не имели бы ценности в межличностном общении, если бы не имели характерных, считываемых другим человеком, проявлений. Ведь нет ни одного человека, который мог бы беспристрастно и объективно в каждый момент жизни описать свои эмоции и сообщить окружающим, что они означают. Более того, далеко не все эмоции мы сами способны осознать в себе. Тем не менее, природа создала уникальный механизм невербального проявления и считывания эмоций, работающий быстрее и точнее, чем наше словесное мышление.

Именно эта всеохватывающая и всепроникающая ценность эмоций и уникальность их невербального проявления послужили основным мотивом при выборе темы данной работы.

Ведь, в конце концов, актуальность проблемы эмоций и их верного распознавания заключается в том, что «эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – его работы, учебы, игры».[3]

В связи с этим, нам представляется важным рассмотреть общие закономерности невербального проявления эмоций и выявить невербальные признаки проявления основных, так называемых, базовых эмоций, а также способы намеренного искажения проявления испытываемых эмоций и сформулировать рекомендации по распознаванию такого рода обмана.

Цель работы:

Целью данной работы является рассмотрение основных понятий, закономерностей и признаков невербального проявления эмоций, их искажений, а также выработка рекомендаций по их распознаванию.

Задачи работы:

  1. Изучить имеющуюся специальную литературу по указанной теме.
  2. Рассмотреть понятия эмоции, невербальной коммуникации, определить перечень базовых эмоций.
  3. Рассмотреть механизмы и принципы проявления базовых эмоций на практических примерах.
  4. Рассмотреть механизмы намеренного искажения невербального проявления испытываемых эмоций и сформулировать общие универсальные рекомендации по распознаванию такого искажения и, соответственно, обмана.

Этапы исследования:

На первом этапе мы рассмотрим понятия эмоций и невербальной коммуникации в изложении разных авторов, выявим перечень основных, так называемых, базовых эмоций и опишем их особенности, а также принципы рассмотрения их невербальных проявлений.

На втором этапе будет рассмотрено практическое проявление эмоций на примерах находящихся в открытом доступе фотографий известных политиков и телеведущих.

На третьем этапе мы обобщим имеющийся теоретический и практический материал, рассмотрим основные способы искажения невербального проявления эмоциональных состояний и сформулируем универсальные рекомендации по распознаванию обмана.

Предмет исследования:

Эмоции человека, их невербальное проявление, на материале находящихся в открытом доступе фотографий известных политиков и телеведущих

Используемые методы: анализ литературы, анализ фотоматериала.

Краткая характеристика источников:

Изучением проблемы эмоций занимались такие ученые, как К.Е. Изард[4], Э. Клапаред, У. Джемс, К. Ланге, П.В. Симонов, П.К. Анохин, У. Кеннон, Д.О. Хебб и др.

Однако, первой книгой, которую мы не могли обойти стороной, является, конечно же, работа Чарльза Дарвина[5] «О выражении эмоций у человека и животных». Работа Чарльза Дарвина, впервые изданная в 1872 году, как мы уже говорили выше, положила начало научному изучению человеческих эмоций и их невербального выражения. В этой основополагающей работе Дарвин изложил свои наблюдения за выражениями эмоций у животных и на лицах детей, слепых и представителей различных культур. В нашей работе мы использовали издание 2013 года, с комментариями Пола Экмана.[6]

В качестве теоретической основы мы использовали монографию Кэролла Эллиса Изарда "Психология эмоций"[7]. Эта работа является, по сути, отчетным трудом Кэррола Э. Изарда, известнейшего во всем мире ученого, создателя дифференциальной теории эмоций. Суть теории Кэррола Э. Изарда в том, что эмоции накрепко связаны с мимикой и по этому параметру легко дифференцируются (т.е. различаются).

Кроме этого мы опирались на работы Пола Экмана «Психология эмоций» и «Психология лжи. Обмани меня, если сможешь» и его работу в соавторстве с Уоллесом Фризеном «Узнай лжеца по выражению лица». Пол Экман - американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения, психологии и «распознавания лжи».

Мы также использовали работу У.К. Брэдфорда «Телесные изменения при болиголодестрахе и гневе»[8] Уолтер Кеннон Брэдфорд — психофизиолог, физиолог, доктор медицинских наук. Именно он ввел в психологию понятия «гомеостаз» и «реакция «бей или беги», У.К. Брэдфорд считается пионером в изучении стресса. Он обнаружил факт и важность воздействия на организм активности мозгового слоя надпочечников, вызываемой стрессом в результате страха, гнева и т.п.

Следующим источником, использованным нами в данном исследовании, стала книга Альберта Меграбяна «Психодиагностика невербального поведения»[9]. А. Меграбян – американский психолог, почетный профессор психологии, специалист по невербальной коммуникации. В книге рассматриваются различные аспекты невербального поведения человека, приводится описание и интерпретация результатов множества оригинальных эспериментов. Книга выпущена издательством «Речь» - одним из авторитетнейших петербургских издательств. Все вышеизложенное позволяет считать данное издание достаточно авторитетным.

Также мы использовали работы отечественных ученых – такие, как монография П.В. Симонова «Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты.»[10] Павел Васильевич Симонов— советский, российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный профессор МГУ, лауреат Государственной премии СССР за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Работа П. В. Симонова посвящена физиологии высшей нервной деятельности, то есть физиологическим основам поведения.

Мы также использовали монографию В. Лабунской «Методика прикладных исследований невербального поведения человека»[11]. Вера Лабунская – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной психологии Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета (Ростов-на-Дону). В монографии освещены вопросы теоретико-методологического анализа проблемы кодирования и интерпретации невербального образа.

Следующей работой, к которой мы обратились в ходе нашего исследования, была монография М.Л. Бутовской «Язык тела: природа и культура (эволюционые и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека)»[12], выпущенная московским издательством «Научный мир». В этой книге мы нашли обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека, современные теории эволюционной психологии и материалы, полученные отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором.

Также оказались полезными три учебных пособия: работа Вербиной Г.Г. «Психология эмоций»[13], книга Паршуковой Л.П., Карлышева В.М., Шакуровой З.А. «Физиогномика»[14], а также Поваляевой М. А., Рутер О. А. «Невербальные средства общения»[15]. Эти издания и рекомендованы в качестве учебных пособий для студентов ВУЗов по специальностям «Психология», «Педагогика», «Физиология» и т.п.

В практической части нашего исследования был использован «Словарь жестов» Жозефа Мессинджера, одного из известнейших специалистов в области невербального общения. Также мы не могли обойти вниманием работы Алана и Барбары Пиз[16]. Алан Пиз – американский психолог, лично и в соавторстве с супругой автор множества книг по «языку тела», продающихся во всем мире многомиллионными тиражами. Алан и Барбара Пиз, пожалуй, самые известные в мире популяризаторы изучения закономерностей невербальной коммуникации.

В качестве объекта практического исследования мы отобрали 106 фотографий известных политиков и телеведущих. В силу ограниченного объема данной работы, в итоговый текст попали не все изученные фотографии, а только те, которые наиболее полно и ярко демонстрируют невербальное выражение эмоциональных проявлений. Следует отметить, что все использованные нами фотографии находятся в открытом доступе в сети Интернет и не являются объектами авторского права.

Необходимо также сделать оговорку о том, что, поскольку обязательным для проявления эмоций является, по мнению К.Э. Изарда, определенные мимические проявления, а также в силу ограниченного объема данной работы, и наконец, в связи с тем, что большинство фотографий, обнаруженных нами в открытом доступе в сети Интернет, имеют портретную композицию и кадрирование и изображают, главным образом, лицо человека, основное внимание в нашем исследовании мы будем уделять именно выражению лица и мимике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

Эмоции в жизни человека

Существует несколько определений эмоций. Например, Н.А. Багдасарова считает, что эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и взаимоотношений с окружающим миром.[17]

Слово «эмоции» происходит от латинского emovere, что значит «волновать, возбуждать». Со временем значение этого слова несколько изменилось, и сейчас можно сказать, что эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания отношения явлений и ситуаций к потребностям.[18]

Одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции, несомненно, была необходимость обеспечить социальную связь между матерью и ребенком. Экологическая ниша человеческого ребенка такова, что носителем всех когнитивных, социальных и физиологических навыков, необходимых для выживания младенца, является заботящийся о нем взрослый. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках.[19]

Кроме этого, эмоции являются мотивирующим фактором. Они мобилизуют энергию, и побуждают человека к действию. Эмоции влияют на работу внутренних органов и выработку определенных гормонов, которые в свою очередь руководят мыслительной и физической деятельностью, придают ей определенное направление. Например, человек, охваченный гневом, не бросится наутек, а испуганный вряд ли решится на агрессию. Таким образом эмоции регулируют или, вернее сказать, фильтруют наше восприятие. Например, как пишет П. Экман, «счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.»[20]

Большинство ученых, как и обычные люди, неспециалисты, делят эмоции на положительные и отрицательные, на позитивные и негативные. Такие эмоции, как гнев, страх и стыд, зачастую безоговорочно относят к категории отрицательных или негативных. Как правило, к отрицательным или негативным эмоциям относят страх, гнев, стыд, печаль, а к положительным или позитивным – радость и интерес.

В то же время, нельзя однозначно считать одни эмоции положительными, а другие отрицательными для человека. Например, эмоции страха и гнева зачастую могут спасти жизнь человеку, дав ему энергию обороняться или не не позволяя совершить рискованный поступок. Можно лишь судить о функциональности или нефункциональности (полезности или бесполезности) конкретной эмоции для конкретного человека в конкретных обстоятельствах.

Тем не менее, нам, все же, требуется каким-либо образом классифицировать эмоции и выделить для рассмотрения в данной работе только некоторые из них, поскольку спектр человеческих эмоций настолько обширен, что рассмотреть его весь в рамках одного курсового проекта не представляется возможным.

Разумным, с этой точки зрения, нам представляется, остановиться на так называемых базовых эмоциях, поскольку, в любом случае, именно на них строятся все прочие нюансы и оттенки эмоциональных переживаний.[21]

Вслед за К.Э. Изардом перечислим несколько критериев, на основе которых можно определить, является ли та или иная эмоция базовой:

1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.

2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).

3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.

5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации.[22]

Таким образом, опираясь на эти критерии, можно определить список базовых эмоций:

  • интерес,
  • радость,
  • удивление,
  • печаль,
  • гнев,
  • отвращение,
  • презрение,
  • страх.

Если интерпретировать как мимические проявления движения глаз и головы, то к этому списку можно добавить и эмоцию стыда.

Понятие невербальных проявлений и их социально-культурный контекст

В своем узком и более точном смысле понятие «невербальное поведение» относится к действиям, которые отличаются от речи.[23]

Таким образом, сюда входят мимика, жесты кисти и руки, позы, положения тела и разнообразные движения тела, или ног, или ступней.

А. Меграбян считает, что в невербальное поведение также включается множество неуловимых аспектов речи. Сюда относятся паралингвистические или голосовые явления, такие как основной частотный диапазон и диапазон интенсивности, речевые ошибки или паузы, скорость и длительность речи.[24] Все эти неуловимые аспекты можно было бы исследовать с помощью видеозаписей или непосредственного наблюдения. Однако, поскольку объектом нашего практического изучения являются фотографии, то в данной работе мы не будем рассматривать в качестве невербальных проявлений речевые аспекты.

Следующий аспект, который нам необходимо рассмотреть – это являются ли невербальные проявления эмоций какой либо знаковой системой. И если да, то каким образом они соотносятся с культурным кодом и особенностями развития конкретного индивида и личности.

Жорж Жан в своей книге «Знаки и символы»[25] пишет: «Язык тела, равно как и крик новорожденного, представляет собой первичную языковую форму». Так ли это? И следует ли нам тогда рассматривать невербальным проявления эмоций в определенном социально-культурном контексте?

По этому вопросу существуют разные точки зрения, являющиеся по отношению друг к другу не столько спорными, сколько требующими разграничения понятий.

Так, например, В. Лабутина[26], считает, что все компоненты невербальной коммуникации и невербального поведения в целом имеют свою собственную знаковую систему. И в связи с этим, в процессе невербального общения необходимо обеспечивать единство невербальных кодов, на которые, в значительной степени влияют культурные различия, иначе, как отмечает Г.М. Андреева[27], «никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации невербальные системы не дадут».

Действительно, ни для кого не секрет, что в различных культурах разные жесты имеют разное значение. Тем не менее, говоря о таких различиях, все же, как правило имеются в виду вполне осознаваемое человеком, намеренное и контролируемое, поведение – например, поклон, рукопожатие, покачивание головой и т.п. Такое поведение, безусловно, может являться и является способом продемонстрировать собеседнику свои намерения или отношение к происходящему и сказанному. И эти осознаваемые и контролируемые проявления будут, безусловно, различаться в разных культурах и, кроме этого, зависеть от особенностей личности того, кто их проявляет[28].

Тем не менее, многочисленные исследования говорят о том, что, когда дело касается эмоций, существует большое количество определенных «маркеров» телесного состояния, которые проявляют себя вне зависимости от культурного и социального контекста.

Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.[29]

Современные исследования, проводимые с использованием новейшей и точной аппаратуры, замером биохимических показателей крови, уровня гормонов и т.п. только подтверждают это явление. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица.[30] Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в функционировании кровеносной и дыхательной систем[31]. Такие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма.

Также следует учитывать доказательства врожденности некоторых проявлений эмоций. Так, Г.Г. Вербина говорит о том, что у маленьких детей - слепых и зрячих – мимика одинакова. К таким инстинктивным выразительным движениям относятся, например, поднятие бровей при удивлении. Однако с возрастом мимика зрячих становится более выразительной, в то время как у слепых она постепенно исчезает.[32]

Кроме того, необходимо иметь в виду, что воспитание, социальный и культурный контекст во многом влияют на то, какая степень выраженности испытываемых эмоций считается, скажем так, допустимой и позволенной. И более того, этот контекст в некоторой степени также определяет то, что будет вызывать определенны эмоции, а что нет. Например, в некоторых культурах принято есть насекомых, тюлений жир, потроха животных, сырую рыбу и т.п. А для человека, воспитанного в другом культурном контексте, такие блюда могут вызвать отвращение. То же касается и других эмоций. Например, то, что стыдно для человека, воспитанного в японских традициях, вполне приемлемо для европейца и наоборот. Эксперимент Пола Экмана показал, например, что японские студенты сильнее маскировали выражение неприятных эмоций (таких как отвращение) улыбкой, и делали это заметно чаще, чем американцы. Этот эксперимент наглядно показал, что существует универсальное сходство в проявлении спонтанных эмоций, однако представители разных культур отличаются по степени контроля собственных мимических выражений.[33]

То есть, необходимо учитывать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и в раннем детстве.[34] Но при этом все становится на свои места, если иметь в виду, что мимические выражения могут быть спонтанными и контролируемыми. И в первом случае – в случае спонтанного проявления - мимика является отражением эмоций, и, по мнению большинства этологов, многие спонтанные мимические выражения одинаковы для всех людей, независимо от культурной принадлежности.[35]

Принципы невербального проявления эмоций

Чарльз Дарвин выделил три общих принципа, которые, по его мнению, объясняют большинство выражений и жестов, непроизвольно употребляемых человеком и животными под влиянием различных эмоций:

  1. Принцип полезных ассоциативных привычек.
  2. Принцип антитезы.
  3. Принцип действий, обусловленных строением нервной системы, первоначально не зависящих от воли и лишь до некоторой степени не зависящих от привычки.[36]

Принцип полезных ассоциированных привычек говорит о том, что определенные мышечные действия оказываются полезными в той или иной жизненной ситуации, облегчая какие-либо ощущения или удовлетворяя известные желания. И всякий раз, когда наступает подобное душевное состояние, тотчас же в силу привычки или определенной ассоциации обнаруживается тенденция совершать те же самые движения, даже если в этот раз они вовсе бесполезны.

Принцип антитезы гласит, что если определенные душевные переживания ведут к определенным привычным действиям, то при возникновении противоположного душевного состояния обнаруживается сильнейшая тенденция совершать прямо противоположные действия.

Принцип действий, обусловленных строением нервной системы, первоначально не зависящих от воли и лишь до некоторой степени не зависящих от привычки, иначе называемый Дарвином принципом прямого действия нервной системы, говорит о том, что действия, которые нам кажутся выразительными при той или иной эмоциональной реакции, зависят не от нашего осознанного намерения, а от строения и механизмов работы нервной системы, по словам Ч. Дарвина, избыточной «нервной силы»[37], от взаимной связи нервных клеток и - отчасти - от привычки.

Разновидности невербального проявления эмоций

Как мы уже выяснили, к невербальным проявлениям можно отнести довольно большое количество явлений: начиная от некоторых аспектов речи, и заканчивая физиологическими изменениями в организме. А.А. Меграбян говорит о том, что «любая попытка подробного описания результатов исследования невербальной коммуникации должна включать большое количество анализируемых поведенческих переменных».[38]

М.А. Поваляева и О.А. Рутер в своем пособии разделяют невербальные средства общения на кинесику, просодику и экстралингвистику, такесику и проксемику:[39]

Рисунок 1

Невербальные средства общения

Рисунок из книги «Невербальные средства общения», Поваляева М. А., Рутер О. А.[40]

А.Меграбян[41] разделяет невербальные проявления на следующие основные категории:

1). Мимические и голосовые выражения (при этом подвижная мимика свидетельствует о легкой возбудимость от внешних раздражителей и «при очень сильной мимической игре мы можем судить о быстро сменяющих друг друга внутренних переживаниях, многогранном и активном восприятии происходящего[42]);

2). Жесты кисти;

3). Поза и положение. Здесь выделяются такие аспекты как:

- расстояние,

- контакт глаз,

- наклон вперед,

- ориентация тела,

- доступность тела или открытость положения рук и ног,

- расслабленность;

4). Движения[43].

П. Экман и У. Фризен выделяют пять основных видов невербальных проявлений в зависимости от их функций. К первому виду, символам, относится небольшая группа невербальных действий, которые можно точно перевести в слова (например, покачать головой, показать кому-то кулак, улыбнуться, нахмуриться). Действия второго вида, иллюстраторы, являются до некоторой степени частью речи и выполняют функцию акцентирования. Примерами могут быть движения головы и кисти, которые наиболее часто человек делает, произнося слова, находящиеся под логическим ударением. Третий из основных видов - выражение аффекта. К четвертому виду, регуляторам, относятся действия, которые помогают инициировать и заканчивать речь участников в ситуации социального взаимодействия. Эти регуляторы могут предложить говорящему продолжить, пояснить, поторопиться или закончить свое высказывание. К последнему виду, адаптерам, относятся действия, которые связаны с удовлетворением телесных потребностей, например, (почесывание или изменение положения тела на более удобное).[44]

Интересующие нас в данном исследовании спонтанные невербальные проявления, связанные с эмоциями, будут, вероятно, по большей части относиться к выражениям аффекта.

Следует отметить, что в ситуации стресса (при повышении психологической нагрузки) невербальные проявления эмоций обозначаются наиболее выпукло и ярко.

Например, во время сильного удивления, испуга или жаркого спора с родителями или супругом, как правило, мы не думаем о том, что написано у нас на лице, или что происходит с нашими руками, а между тем эти «сообщения» существуют, проявляют себя весьма рельефно, считываются собеседниками и несут в себе очень важную информацию.

Г.Г. Вербина в своей работе рассматривает внешние невербальные проявления эмоциональных состояний при повышении психической нагрузки с точки зрения таких аспектов, как: выражение лица, интонация, цвет кожи, взгляд, движения рук, поведение, дыхание, интонации голоса.[45]

Таблица 1

Внешние проявления эмоциональных состояний

при повышении психической нагрузки[46]

Объект
наблюдения

Виды эмоционального состояния

оптимальное

перевозбуждение

заторможенное

Рот, брови, общее выражение лица

Небольшое движение губами. Более строгое выражение лица

Губы сильно сжаты, челюстные мышцы напряжены, озабо-
ченное выражение лица, брови сильно сдвинуты у переносицы

Губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у перено-
сицы. Страдальческое выражение лица

Глаза

Спокойный, внимательный взгляд

Горящие, беспокойные глаза, напряженный взгляд, частое моргание

Унылый, недовольный взгляд

Цвет кожи

Легкое покраснение

Значительное покраснение или побеление

Заметное покраснение и появление пятен

Движение рук

Небольшая дрожь

Ярко выраженное дрожание рук, увеличенная амплитуда и скорость их движения, понижение точности, суетливость

Вялые, пассивные, снижение амплитуды, скорости и точности движений, за-
крепощенность

Дыхание

Заметное учащение

Учащенное, неглубокое

Урежение, иногда с задержкой

Интонация голоса

Повышение громкости и быстроты речи. Сохранение ее обычной эмоциональной выразительности

Более громкая и быстрая, чем обычно, речь. Усиление высоких тонов, интонации гнева. Нарушение порядка слов в предложениях. Внезапные остановки речи

Эмоционально невыразительная, более тихая и медленная, чем обычно, речь. Растягивание слов, переход на шепот. Появление пауз, интонации не-довольства, подавленности

Особенности поведения

Увлеченность выполнением задачи, разговором с сослу-живцем

Плохой самоконтроль. Ярко выраженная бравада, грубость, самоуверенность

Стремление к ограничению контактов. Апатия, сонливость, безразличие

Следует отметить, что, практически все исследователи сходятся на том, что наиболее наглядно эмоции проявляются в мимике. Подвижность мышц лица позволяет придавать ему самые разнообразные выражения в зависимости от внутреннего состояния человека. [47] Кроме того, «если эмоция неподдельна,

то ее мимическое выражение происходит автоматически и неосознанно, но автоматизированный характер протекания реакции не умаляет ее значения»[48].

Несмотря на очевидное многообразие, спонтанность и кратковременность мимических проявлений, К.Э. Изарду, удалось разработать систему объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций[49].

Он изучил анатомию человеческого лица, определил, какие мышцы и каким образом действуют в случае того или иного мимического выражения. Затем он установил, какие из этих экспрессивных изменений (он называет их «внешними») характерны для того или иного универсального – независящего от социального и культурного контекста - эмоционального выражения лица. Таким образом К.Э. Изард выяснил, что развернутые проявления фундаментальных эмоций, как правило, характеризуются одним или несколькими изменениями в каждой из трех областей лица:

  • область бровей,
  • область глаз, носа и щек,
  • область рта.

Также выяснилось, что у взрослых людей по ряду причин мимические изменения не так очевидны, как у детей, а зачастую почти не проявляются. Эмоция взрослого человека может обнаруживаться изменением только в одной из областей лица. Кроме того, следует учитывать, что мимически базовая эмоция проявляет себя в течение ограниченного интервала времени. У взрослых этот интервал в среднем составляет от 1/2 до 4 секунд[50]. У детей продолжительность мимического проявления, как мы уже выяснили, может быть более яркой и, соответственно, продолжительной. Мимические выражения, длящиеся меньше трети секунды или больше 10 секунд, достаточно редки, и выход за границы этого временного диапазона чаще всего свидетельствует о том, что человек «изображает» эмоцию.[51]

Таким образом, рассмотрев теоретические основы невербального проявления эмоций, можно сделать следующий вывод: эмоциональные состояния человека сформировались в ходе эволюции и являются необходимой составляющей нормального функционирования человеческой психики, при этом среди всего перечня эмоций можно выделить базовые: интерес, радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх. Каждая эмоция имеет специфическое, характерное для нее, невербальное выражение, спектр которых охватывает все аспекты телесных проявлений: частота сердечных сокращений, электрически импульсы в мышцах, интонации и другие особенности речи, позы, жесты и мимика. При этом следует разделять контролируемые (осознаваемые, подверженные контролю и влиянию социально-культурного контекста) и спонтанные (не контролируемые, более или менее универсальные для всех людей, вне зависимости от национальности и воспитания) проявления. Мимика является наиболее яркой, характерной и неотъемлемой составляющей невербального проявления эмоций. Для рассмотрения мимических выражений удобно выделять на лице человека определенные зоны: верхняя зона лба и бровей, средняя зона глаз носа и щек, и нижняя часть – зона рта.

ГЛАВА 2. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИЙ У ПОЛИТИКОВ И ТЕЛЕВЕДУЩИХ

Во второй части нашей работы мы рассмотрим на практике невербальные проявления базовых эмоциональных состояний. В качестве материала для исследования мы взяли фотографии политиков и телеведущих, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет[52].

Следует оговориться, что, безусловно, в силу специфики своей деятельности, и личных качеств, и политики и телеведущие демонстрируют не весь спектр эмоций, и некоторые из эмоциональных состояний, как мы увидим, будут проявляться чаще, а некоторые – реже или совсем никогда.

Кроме того, следует отметить, что, в отличие от «обычных» людей, политики и телеведущие, вероятно осознанно учатся контролировать свои невербальные проявления и выражение эмоций в целом.

Вот, что пишут от этом Алан и Барбара Пиз: «Некоторые люди, чьи профессии непосредственно связаны с обманом в разных формах, такие как политические деятели, адвокаты, актеры и телекомментаторы, до такой степени выдрессировали свои телодвижения, что у них трудно заметить, что они говорят неправду, и люди попадаются на их удочку, доверяют им».[53] Подробнее об этом мы поговорим в третьей части нашей работы.

2.1. Невербальные проявления интереса, удивления и радости

Начнем практическую часть нашего исследования с невербального проявления эмоций, которые расцениваются исследователями и неспециалистами как положительные – интереса, радости и удивления.

Эмоция интереса проявляется уже с первых дней жизни. И если остальные эмоциональные состояния проявляются, как правило, целым комплексом мимических движений, то интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или поджатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об эмоции интереса.[54] В числе невербальных проявлений интереса можно обнаружить такие как поворот головы или всего тела, перемещение тела или изменение его положения (наклон) по направлению к объекту внимания.

Заметим, что П.Экман и У.Фризен[55] рассматривают интерес как одну из разновидностей удивления. Однако здесь мы позволим себе не согласиться с авторами, поскольку, на наш взгляд, интерес может быть совмещен с удивлением, но тем не менее, эмоциональное состояние интереса может поддерживаться достаточно долгое время, тогда как удивление, очевидно, носит кратковременный характер. Кроме того, согласно теории дифференциальных эмоций К.Э. Изарда, интерес[56]является главным мотивационным эмоциональным состоянием в повседневной деятельности человека.

Едва заметный поворот корпуса, а также поворот и наклон головы, направление взгляда на собеседника и чуть приподнятые брови говорят о проявлении интереса Юлии Барановской см. рис.1.

Рисунок 2[57]

Рисунок [58]3

Следует заметить, что интерес не всегда бывает искренним. Когда человеку необходимо проявить интерес, а, на самом деле он испытывает скуку (или просто устал слушать собеседника), выражение интереса может носить противоречивый характер. Например, как у Юлии Меньшовой (см. фото на рис. 3): взгляд устремлен на собеседника, брови слегка приподняты, корпус и голова подались вперед, но при этом рука подпирает голову, что говорит о том, что интерес ее не так велик, как хотелось бы. (В третьей части нашей работы мы подробно рассмотрим также некоторые другие невербальные проявления неискренности.)

Рисунок 4[59]

Слудующее эмоциональное состояние, которое мы рассмотрим, - удивление.

Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.[60]

Удивление, как мы уже отмечали выше, – самая кратковременная эмоция. Удивление всегда возникает внезапно – собственно, внезапность и есть причина его возникновения. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.[61]

Невербальное проявление удивления достаточно легко опознается и интерпретируется даже неподготовленным человеком.

Каждая из трех[62] частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. В момент удивления брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы. В результате поднятия бровей на лбу образуются продольные морщины. Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной.[63]

Рисунок 5[64]

Рисунок 6[65]

Рисунок 7[66]

Заметим, что проявление удивления гораздо чаще проявлений других эмоциональных состояний встречается на фотографиях в открытом доступе в сети Интернет. (Исключение, пожалуй, составляет только гнев у политиков, о чем будет подробнее сказано ниже). Этот говорит о том, что удивление является одной из самых слабо контролируемых эмоций, что логично, учитывая то, что причиной удивления всегда является внезапность. Даже В.В. Путин. известный своей способностью к самоконтролю не избежал попадания в кадр в момент удивления:

Рисунок 8[67]

https://static.standard.co.uk/s3fs-public/thumbnails/image/2014/08/27/15/weds3.jpg

Следующая эмоция, которую мы рассмотрим, - радость. Радость - это чувство, возникающее у человека вследствие осознания реализации своих возможностей.[68] Радость - это одна из простейших с точки зрения мимического выражения и возможности расшифровки эмоций.

Главные проявления радости – улыбка и смех. Улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц - скуловых. Эти мышцы, сокращаясь, оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. У взрослого человека такая улыбка длится, как правило, до 4 секунд.[69]

Рисунок 9[70]

Если мимически радость выражает себя улыбкой как у В.Позднера (рис. 9), то бурная двигательная активность, по всей видимости, может служить индикатором того, что переживание, лежащее в основе этой активности, хотя бы отчасти обусловлено эмоцией радости[71] (как в примере с С. Берлускони – рис. 10).

Рисунок 10[72]

2.2. Невербальные проявления гнева, презрения и отвращения

Гнев, или злость, – это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям.[73]

Переживание гнева характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. В гневе человек чувствует себя гораздо увереннее, чем при любой другой отрицательной эмоции[74].

Мимическое выражение гнева включает в себя характерные и узнаваемые сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, на переносице или прямо над ней образуется небольшое утолщение («выпячивание») кожи, между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. К.Э. Изард отмечает, что у новорожденных бровно-лобный компонент гневной мимики задействуется автоматически и практически не контролируется, а у взрослого человека он проявляется в полную силу достаточно редко, лишь при спонтанных, интенсивных вспышках гнева. [75]

Глаза гневающегося сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом фиксирован на источнике раздражения или гнева, и это является чрезвычайно важным компонентом гневной мимики, поскольку указывает, куда будет направлена агрессия.[76]

Губы человека, испытывающего гнев, сужены и похожи на две тонкие параллельные линии, при этом они могут слегка выпячиваться. Углы рта теряют свойственную им округлость, становятся резко очерченными и как бы вдавленными в глубину щек.

Вторая разновидность «разгневанного» рта - приоткрытый рот прямоугольной формы.

Плотно сжатые губы проявляются, во–первых, когда человек физически атакует другого человека, и, во–вторых, когда человек пытается контролировать вербальные и звуковые проявления своего гнева и сжимает губы, пытаясь удержать себя от выкрикивания или высказывания оскорбительных для обидчика слов. Если же разгневанный человек пытается выразить гнев словами или криком, его рот открыт и приобретает прямоугольную форму[77].

Рисунок 15[78]

Рисунок 16[79]

https://aftershock.news/sites/default/files/u4820/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BF%20%D1%83%D0%B6%D0%B0%D1%81%D0%BD%D1%8B%D0%B9.jpg

Рисунок 17[80]

https://pbs.twimg.com/media/CdhE_eIWoAAY3oo.jpg

На трех фотографиях выше мы видим разные проявления гнева у Л. Гузеевой (рис. 15), Д. Трампа (рис. 16) и А. Меркель (рис. 17). Во всех трех случаях брови сдвинуты, образуя характерные складки и выпуклость на лбу. При этом Л.Гузеева и Д.Трамп намерены выразить гнев словами, и их рты приобрели квадратные очертания. Ангела Меркель не высказывается и, к тому же, похоже, пытается сдержать гнев – ее губы превратились в тонкую, почти исчезнувшую линию.

Хотя при проявлении гнева происходят характерные изменения в каждой из трех областей лица, но если эти изменения не происходят сразу во всех трех областях, то остается неясным, действительно ли человек испытывает именно гнев.[81] Также следует учитывать распространенность в наше время – особенно среди известных людей, коими, безусловно, являются политики и телеведущие, инъекционных препаратов медицинской косметологии, которые парализуют мимические мышцы лба и межбровья – в этом случае характерные морщины и складки гнева могут не образовываться, а только скажем так «пытаться образоваться». Одним из вероятных примеров может быть фото Кондолизы Райз (рис. 18):

Рисунок 18[82]

С другой стороны, морщины на переносице не обязательно означают, что человек сердится. Некоторые люди хмурятся или сдвигают брови к переносице в состоянии сосредоточенного внимания. Другие эмоции также могут сопровождаться нахмуренными бровями – например, недоверие, сомнения и т.п. Один из примеров этого – на фото Д. Трампа ниже (рис. 19):

Рисунок 19[83]

Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый руками человека. Повернутая вниз ладонь или ладонь «ребром», осуществляющая «рубящие» движения подкрепляет агрессию собеседника. То же значение имеют согнутые и сжатые в кулаки или направленные в сторону собеседника руки.[84]

Такие жесты исторически (на ранних этапах эволюции) были направлены на «устрашение противника»[85] и, теперь часто появляются у политиков, одной из задач выступлений которых, как раз, и является это самое «устрашение противников». Причем, в случае использования политиками, эти жесты могут носить вовсе не спонтанный, а вполне преднамеренный и контролируемый характер. Приведем в качестве примеров фото Д. Трампа (рис. 20) и В.В. Путина (рис. 21).

Рисунок 20[86]

Рисунок 21[87]

Если пальцы руки сжаты в кулака указательный палец выставлен вперед вся конфигурация становится похожей на своеобразную дубинку, с помощью которой человека принуждают к подчинению[88] как на фото Ф. Макрона 9рис. 22) и В.В. Жириновского (рис. 23). Также на этих фотографиях мы видим другие характерные признаки гнева – сдвинутые брови, складки на переносице, «квадратный» рот.

Рисунок 22[89]

Рисунок 23[90]

https://versiya.info/uploads/posts/2017-09/1504523219_1485181917_zhirinovskiy_6.jpg

Результаты многих исследований по изучению эмоции гнева позволяют заключить, что гнев часто активируется одновременно с эмоциями отвращения и презрения – так называемая «триада враждебности».[91]

Отвращение – это проявление глубокой неприязни. Мимическое выражение отвращения обслуживается самым древним отделом мозга - стволом мозга.[92]

Эволюционно эмоция отвращения связана пищевым поведением и является остаточным явлением физиологического отвержения вредоносных объектов.[93]

Самые важные подсказки для идентификации отвращения дают рот и нос и в меньшей степени – брови и нижние веки[94].

Помимо нахмуренных бровей и сморщенного носа мы наблюдаем приподнятую верхнюю губу и опущенную нижнюю, в результате чего рот приобретает угловатую форму[95] - как на фото Ангелы Меркель (рис. 24) и Г. Лужкова (рис. 25):

Рисунок 24[96]

Рисунок 25[97]

https://ru.fishki.net/picsw/072008/15/emotion/1216018224_1210752249.jpg

Выражение презрения - это комплексное, пантомимическое выражение.

П. Экман и У. Фризен представили данные исследования, свидетельствующие о том, что самым узнаваемым признаком презрения являются сжатые уголки губ при приподнятой верхней губе. Иногда верхняя губа приподнимается несимметрично – только с одной стороны, либо одна сторона приподнимается сильнее, чем другая. Данное мимическое движения является следствием сокращения одной-единственной щечной мышцы.[98]

Эмоция презрения, как правило, сочетается с другими эмоциями – чаще всего эмоции гнева, как мы видим на фото В.В. Путина (рис. 26).

Рисунок 26[99]

2.3. Невербальные проявления печали

Печаль обычно относят к негативным переживаниям, но печали может играть положительную роль в жизни человека. Именно печаль заставляет нас ценить радость и другие положительные эмоции.

В Печаль пассивна. Дарвин писал, что печальные люди не желают действовать, остаются неподвижными, иногда могут раскачиваться вперед и назад. Кровообращение становится вялым, лицо бледным, мышцы дряблыми, веки опущенными; голова свешивается на стесненную грудь; губы, щеки и нижняя челюсть отвисают под воздействием собственной тяжести.[100]

У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка.[101]

Иногда на лице человека может не быть никаких указаний на испытываемую им даже очень глубокую печаль, кроме общей утраты мышечного тонуса[102]. Проявления печали мы видим, например, на лице А. Малахова (рис. 27) и А.Меркель (рис. 28).

Рисунок 27[103]

Рисунок 28[104]

Страх относится к тем эмоциям, которые крайне редко можно увидеть на лице политиков и телеведущих – в силу профессиональной специфики их деятельности. Поэтому в нашем исследовании мы сможем рассмотреть только одну фотографию, где можно считать проявленным выражение страха (фото ведущих CBS, рис. 29)

При развернутом мимическом выражении страха брови приподняты и слегка сведены к переносице, в результате чего горизонтальные морщины в центре лба глубже, чем по краям. Глаза широко открыты, верхнее веко иногда слегка приподнято, в результате чего белок глаза между веком и зрачком обнажается (что хорошо заметно на фото мужчины телеведущего). Углы рта резко оттянуты, рот обычно приоткрыт.[105] Как пишут П. Экман и Ю. Фризен, «испуганные брови обычно дополняются испуганными глазами и испуганным ртом.[106]

Рисунок 29[107]

Таким образом, практическое изучение невербального проявления эмоциональных состояний человека на примере фотографий политиков и телеведущих позволяет нам сделать следующий вывод: каждая базовая эмоция имеет специфическое комплексное невербальное выражение. Это выражение заключается в изменении физиологических показателей (таких как пульс, давление и т.п.), тонуса мышц и мышечной активности, а также определенными проявлениями с точки зрения мимики (сокращения определенных лицевых мышц). Каждый из мимических комплексов можно условно разделить на три зоны проявления6 верхняя часть лица – лоб и брови, средняя часть – щеки, глаза и нос, нижняя – рот и подбородок. Эталонное проявление мимического комплекса затрагивает все три зоны, но на практике, в силу разных причин, мимическое выражение может проявляться только в одной или двух зонах. Особняком в ряду невербальных проявлений стоит эмоция печали. Которая может, вообще, не иметь никаких специфических выражений, кроме пониженного тонуса лицевых мышц.

ГЛАВА 3. ИСКАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ И РАСПОЗНАВАНИЕ ЛЖИ

Способность распознать неискренность человека, преднамеренную ложь или скрываемую им даже от самого себя правду в виде подавляемых эмоций, пожалуй, самое ценное практическое применение изучения невербальных проявлений эмоций.

П.Экман и У. Фризен пишут о том, что «люди учатся контролировать и маскировать выражения лица. Детям объясняют не только то, о чем они не должны говорить, но и то, каких выражений на своем лице они не должны допускать»[108]

Тем не менее, поскольку эмоциональное состояние воздействует на тело человека, вне зависимости от того, хочет он этого или нет, а также поскольку невербальные проявления заключаются не только в произвольном сокращении мышц, но и в неконтролируемых физиологических изменениях (частота сердечных сокращений, давление, уровень гормонов и т.п.), то «Настоящая» эмоция, в любом случае, получит свое проявление и это проявление прозойдет быстрее, чем любое вербальное действие.

В этой главе мы рассмотрим общие принципы выявления неискренности собеседника, изучим наиболее часто скрываемые и подавляемые эмоции и сформулируем несколько наиболее универсальных рекомендаций на этот счет.

Начнем с того, что рассмотрим невербальные проявления стыда у политиков и телеведущих.

3.1. Невербальные проявления стыда и смущения у политиков и телеведущих

Мы вынесли рассмотрение эмоции стыда в третью главу, которая посвящена распознаванию лжи в связи с тем, что, во-первых, не все исследователи относят стыд к базовым эмоциям[109]. Во-вторых, в ходе проводимого нами практического исследования выяснилось, что в открытом доступе в сети Интернет практически невозможно обнаружить фотографии политиков и телеведущих с выраженными невербальными проявлениями стыда. В-третьих, - и это главное, - то, что нам, все же, удалось обнаружить, было далеко от эталонного невербального проявления стыда или близкого к нему смущения.

Логично предположить, что это связано с тем, что профессиональная деятельность политиков и телеведущих, а также их личностные особенности накладывают свой отпечаток на проявление, подавление и искажение. Эмоции гнева у политиков и удивления у телеведущих проявляются наиболее ярко – так сказать, «профессия обязывает». А эмоция стыда тщательно подавляются или скрываются.

Итак, эталонное невербальное проявление стыда выглядит таким образом: человек прячет лицо, отворачивается, опускает голову или пытается закрыть лицо руками. Движения его тела и головы демонстрируют, что он стремится стать меньше, чем есть на самом деле[110]. Дарвин полагал, что именно глаза были исконным средством выражения стыда: они, как правило, опущены или «бегают из стороны в сторону», веки прикрывают глаза, иногда глаза полностью закрыты[111].

В случае с политиками и телеведущими дело обстоит не совсем так. Чаще всего в ситуациях стыда или смущения у политиков и телеведущих эмоция не проявляется в чистом виде, а, скажем так, «делает попытку проявиться». Это может быть выражено в мимолетном отведении глаз. Или в «скрытом» закрывании лица – когда лицо не прикрывается под видом почесывания носа, лба, бровей, потирания лица от усталости и т.п. (см. фото А. Меркель - рис. 30, Д. Трампа - рис. 31 и А. Навального - рис. 32)[112] То есть, здесь мы уже непосредственно сталкиваемся с попыткой исказить эмоциональное проявление.

Рисунок 30[113]

Рисунок 31[114]

Рисунок 32[115]

https://balalaika24.ru/t1/attachments/31/3178/bcd7b64a873204948b0b3d10fce96e46.jpg

3.2. Фальшивая улыбка

Фальшивая улыбка является, пожалуй, одинм из самых распространенных феноменов, связанных с искажением эмоций. П. Экман и У. ФРизен[116] называет фальшивой улыбку которая выражает не столько радость, сколько желание казаться радостным, в сочетании с попыткой скрыть от окружающих свои истинные эмоции (возможно, за ней скрывается тревога, отвращение, гнев или скука).

При искренней улыбке, сопровождающей радость круговая глазная мышца сокращается таким образом, что нижние веки приподнимаются и прикрывают нижнюю часть радужной оболочки глаза. При этом вокруг глаз образуются характерные морщинки, а щеки приподнимаются – как у В. Позднера и С. Берлускони (рис. 9 и 10).

При фальшивой улыбке щеки могут приподниматься и морщинки вокруг глаз образуются, но эти проявления выражены слабее, чем при искренней улыбке. Но главный признак фальшивой улыбки в том, что нижнее веко не приподнимается (см. фото Франсуа Макрона – рис. 11, Ларисы Гузеевой – рис. 12). Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметрична, с большим смещением в левую сторону у правшей (см. еще одно фото Франсуа Макрона – рис. 14). Кроме того, она возникает либо раньше, либо позже, чем того требует ситуация. Она отличается от искренней улыбки также и продолжительностью. Ее кульминационный период длится дольше обычного. Период развертывания, наоборот, короче, и поэтому фальшивая улыбка появляется на лице как бы внезапно. Так же внезапно она исчезает - в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.[117]

Рисунок 11[118]

https://www.tportal.hr/media/thumbnail/800x600/862107.jpeg?cropId=0

Рисунок 12[119]

https://i.ytimg.com/vi/vZm0LSTaLHg/maxresdefault.jpg

Рисунок 14[120]

Несмотря на негативную эмоциональную окраску самого слова «фальшивая», такие улыбки далеко не всегда свидетельствуют о злонамеренности их носителя или о скрываемой лжи. Часто такие улыбки можно увидеть у людей, которым в силу профессии или обстоятельств приходится контролировать проявления своих эмоций. Кроме того, фальшивая улыбка может маскировать собой печаль или тревогу, которую человек не хочет проявлять.[121].

3.3. Рекомендации по распознаванию невербальных признаков обмана

П.Экман и У.Фризен выделяют три способа искажения проявления эмоций: смягчение, модулирование и фальсифицирование.

При смягчении выражения к уже существующему выражению добавляется выражение–комментарий. Задача комментария – объяснить истинную эмоцию (например, добавленное выражение отвращения к страху посещения стоматолога) или некоторым образом «извиниться за нее». Чаще всего в качестве такого «извинения» используется улыбка.

При модулировании выражение лица не корректируется, а лишь редактируется его интенсивность. Есть три способа модулирования выражения лица: изменить количество вовлекаемых областей лица, длительность сохранения выражения или амплитуду сокращений лицевых мускулов.[122]

При фальсификации демонстрируется то чувство, которое человек не испытывает (симуляция), или не показывается ничего, когда в действительности испытываете какое–то чувство (нейтрализация), или поверх испытываемой эмоции накладывается другая, более желательная для проявления (маскировка)[123].

Иногда в процессе искажения мимического прявления человек «прерывает» уже формирующееся выражение. Это прерывание создает четвертый симптом – так называемое микровыражение)[124].

Соответственно, при желании распознать ложь и неискренность следует обращать внимание, на

  1. общее несоответствие слов и мимического выражения;
  2. отсутствие вовлеченности в мимическое проявление частей лица, которые должны бы в этом участвовать (как, например, в случае фальшивой улыбки);
  3. слишком короткое или слишком длительное удержание мимического выражения и чересчур слабое или, наоборот, слишком явное сокращение соответсвтующих мимических мышц;
  4. мгновенно проявившееся и прерванное микровыражение также свидетельствует о попытке «замаскировать» эмоцию.

Таким образом, рассмотрев невербальные признаки лжи и искажения эмоций, можно сделать следующий вывод: искажение испытываемой эмоции всегда имеет свое невербальное проявление, однако эти проявления может быть достаточно сложно уловить. При этом признаками лжи и/или искажения эмоций являются разного рода несоответствия (неконгруэнтность): вербального и невербального выражения, движения (или отсутствия движения) мышц разных областей лица и несоответстивия «выражения одной части лица выражению другой», слишком быстрое или, наоборот, слишком длительное невербальное проявление эмоции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной теоретической и практической работе, можно сделать следующие выводы относительно невербальных проявлений эмоциональных состояний человека:

  1. Невербальное проявление эмоциональных состояний сложилось в процессе эволюции и изначально имело практический полезный смысл.
  2. Эмоциональные состояния всегда имеют невербальное проявление, причем в большинстве случаев это проявление затрагивает все (или большинство) аспектов деятельности тела: изменение физиологических показателей (пульс, давление, количество вырабатываемых гормонов и т.п.), невербальные особенности речи, мимика, жесты, движения и позу, поведение.
  3. Наиболее информативными и значимыми являются мимические проявления.
  4. Невербальные проявления могут быть спонтанными и контролируемыми. И если контролируемые подвержены влиянию социальноо-культурных факторов, то спонтанные универсальны и в той или иной степени проявляются у любого человека, вне зависимости от национальности, образования и пр.
  5. В то же время степень выраженности невербальных проявлений зависит от социального статуса, профессии и т.п.
  6. Невербальные проявления могут искажаться путем смягчения, модулирования и фальсификации, при этом эти искажения также имеют свое невербальное проявление.
  7. Для того, чтобы распознать обман, необходимо обращать внимание на неконгруэнтность невербальных проявлений.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Московского университета. – 1980. – 316 с.
  2. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное / Н.А. Багдасарова // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2006. - МГИМО-Университет, 2006.
  3. Брэдфорд К.У. Телесные изменения при болиголодестрахе и гневе. – Л.: 1927. – 311 с. URL: https://www.livelib.ru/work/1002003957-fiziologiya-emotsijtelesnye-izmeneniya-pri-boli-golode-strahe-i-yarosti-kennon-valter (Дата обращения 04.10.2019).
  4. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционые и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). – С.: Научный мир. - 2004. – 440 с.
  5. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. - 308 с.
  6. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – 320 с.
  7. Жан Ж. Знаки и символы / Жорж Жан [Пер. Алчеева И.Н.]. – М.: Апрель. – 2002. – 320 с.
  8. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – 464 с.
  9. Лабунская В. Методика прикладных исследований невербального поведения человека. – Германия: Palamarium Academic Publishing. – 2014 г. – 149 с.
  10. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб: Речь. – 2001. – 256 с.
  11. Мессинджер Ж. Словарь жестов / Жозеф Мессинджер [Пер. Дадыкина А.В.]. – М., 2016. – 720 с.
  12. Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. Физиогномика / Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004. – 384 с.
  13. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Аллан и Барбара Пиз [Пер. с англ. Новиковой Т.]. – М.: 2017 – 448 с.
  14. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004, - 352 с.
  15. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., Наука, 1975. – 176 с.
  16. Шутц У. Радость. Расширение человеческого сознания / Уильям Шутц [Пер. с англ. Перекалин К., Новоселов Ю.]. – М.: Эксмо. – 2003. – 294 с.
  17. Экман П.: Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / Пол Экман [Пер. с англ.]. – СПб: Питер – 1918
  18. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.
  19. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. С англ.].- Спб: Питер. – 2010. – 199 с.
  1. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – 320 с.

  2. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 7

  3. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 7

  4. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – 464 с.

  5. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – 320 с.

  6. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – 320 с.

  7. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – 464 с.

  8. Брэдфорд К.У. Телесные изменения при болиголодестрахе и гневе. – Л.: 1927. – 311 с. URL: https://www.livelib.ru/work/1002003957-fiziologiya-emotsijtelesnye-izmeneniya-pri-boli-golode-strahe-i-yarosti-kennon-valter (Дата обращения 04.10.2019).

  9. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб: Речь. – 2001. – 256 с.

  10. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., Наука, 1975. – 176 с.

  11. Лабунская В. Методика прикладных исследований невербального поведения человека. – Германия: Palamarium Academic Publishing. – 2014 г. – 149 с.

  12. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционые и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). – С.: Научный мир. - 2004. – 440 с.

  13. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. - 308 с.

  14. Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. Физиогномика / Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004. – 384 с.

  15. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004, - 352 с

  16. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Аллан и Барбара Пиз [Пер. с англ. Новиковой Т.]. – М.: 2017 – 448 с.

  17. Багдасарова Н.А. Невербальные формы выражения эмоций в контексте разных культур: универсальное и национальное / Н.А. Багдасарова // Материалы межвузовского семинара по лингвострановедению. МГИМО МИД РФ, 2006. - МГИМО-Университет, 2006.

  18. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 8

  19. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.8

  20. Экман П.. Психология эмоций [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010.- С. 22 

  21. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. – 2008. – С. 98

  22. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.44

  23. Мессинджер Ж. Словарь жестов / Жозеф Мессинджер [Пер. Дадыкина А.В.]. – М., 2016.- С.7

  24. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб: Речь. – 2001. – С. 13

  25. Жан Ж. Знаки и символы / Жорж Жан [Пер. Алчеева И.Н.]. – М.: Апрель. – 2002. – С. 16

  26. Лабунская В. Методика прикладных исследований невербального поведения человека. – Германия: Palamarium Academic Publishing. – 2014 г. – С. 16.

  27. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во Московского университета. – 1980. – С. 113.

  28. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционые и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). – С.: Научный мир. - 2004. – 440 с.

  29. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 11

  30. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С. 18

  31. Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. - М., Наука, 1975. – С.68.

  32. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – C. 136

  33. Экман П.. Психология эмоций [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010. — С. 75

  34. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.20

  35. Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура (эволюционые и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). – М.: Научный мир. - 2004. – С. 52.

  36. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013.- С. 28

  37. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013.- С. 29

  38. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб: Речь. – 2001. – С. 10

  39. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004, - 352 с.

  40. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Серия «Высшее образование. – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004, - 352 с.

  41. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб: Речь. – 2001. – 256 с.

  42. Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. Физиогномика / Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004. – С.38

  43. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения. – СПб: Речь. – 2001. – 256 с.

  44. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 12

  45. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 134

  46. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 134

  47. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008.- C. 137

  48. Лабунская В. Методика прикладных исследований невербального поведения человека. – Германия: Palamarium Academic Publishing. – 2014 г.– С.41

  49. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С. 86

  50. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С. 86

  51. Экман П.: Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / Пол Экман [Пер. с англ.]. – СПб: Питер – 1918. – С. 64

  52. Подбор фотоматериала осуществлен с помощью поисковой системы Yandex. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  53. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Аллан и Барбара Пиз [Пер. с англ. Новиковой Т.]. – М.: 2017 – С.12

  54. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С. 86. 

  55. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010.- С. 36

  56. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С. 80

  57. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  58. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  59. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  60. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.149

  61. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С.29

  62. Паршукова Л.П., Карлышев В.М., Шакурова З.А. Физиогномика / Серия «Высшее образование». – Ростов-на-Дону: Феникс. – 2004. – С. 77

  63. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.149

  64. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  65. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  66. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  67. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  68. Шутц У. Радость. Расширение человеческого сознания / Уильям Шутц [Пер. с англ. Перекалин К., Новоселов Ю.]. – М.: Эксмо. – 2003. – С. 15

  69. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010. — С. 115

  70. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  71. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.116

  72. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  73. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 72

  74. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010. — С. 75

  75. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.9

  76. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 76

  77. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. –

  78. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  79. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  80. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 05.10.2019)

  81. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010. — С. 75

  82. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 05.10.2019)

  83. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  84. Мессинджер Ж. Словарь жестов / Жозеф Мессинджер [Пер. Дадыкина А.В.]. – М., 2016. – С. 268

  85. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – С.125

  86. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  87. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  88. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Аллан и Барбара Пиз [Пер. с англ. Новиковой Т.]. – М.: 2017 – С. 26

  89. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 12.10.2019)

  90. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  91. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Себоксары: Чувашский университет. - 2008.

  92. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.217

  93. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – С. 243

  94. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 60.

  95. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь [Пер. с англ. В. Кузин] / Пол Экман. — СПб.: Питер, 2010. – С. 60

  96. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  97. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  98. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 104

  99. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  100. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – С. 169

  101. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.155

  102. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 144

  103. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  104. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  105. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.251

  106. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С. 48

  107. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  108. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. С англ.].- Спб: Питер. – 2010.

  109. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. – 2008. – С. 98

  110. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С. 188

  111. Дарвин Ч., Экман П. О выражении эмоций у человека и животных / Чарльз Дарвин, Пол Экман. – СПб: Питер. – 2013. – С. 238

  112. Пиз А., Пиз Б. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам / Аллан и Барбара Пиз [Пер. с англ. Новиковой Т.]. – М.: 2017. – С. 35

  113. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  114. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  115. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 08.10.2019)

  116. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С.68

  117. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. с англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С.68

  118. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 04.10.2019)

  119. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  120. URL: https://yandex.ru/images (Дата обращения: 07.10.2019)

  121. Изард К.Э. Психология эмоций / Кэрол Э. Изард [Пер. с англ.]. – СПб. – 1999. – С.199

  122. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина. – Чебоксары: Чувашский университет. - 2008. – С. 122

  123. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. С англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С.181

  124. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пол Экман, Уоллес Фризен [Пер. С англ.].- Спб: Питер. – 2010. – С.181