Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая цветовая и тональная организация живописного произведения «Ваза с фруктами» Анри Матисса

Содержание:

Введение

Тема моей курсовой работы «Колористическая цветовая и тональная организация живописного произведения «Ваза с фруктами» Анри Матисса». Объект исследования - описание репродукции картины Анри Матисса «Ваза с фруктами».

Предмет исследования - анализ колористической, цветовой и тональной организации живописного произведения Анри Матисса «Ваза с фруктами».

Научная и информационная база проделанной работы. Информационной базой для выполнения курсовой работы являются научная литература по выбранной теме исследования; учебные пособия и электронные ресурсы.

Выбирая тему для курсовой работы, мое внимание было привлечено картина Анри Матисса «Ваза с фруктами». Проанализировав эту картину и вникнув в характер исполнения Анри Матисса его произведений, я почеркну большое количество полезной и актуальной информации, которая позволит мне улучшить свои художественные навыки и расширить круг знаний в сфере изобразительного искусства.

Так же анализ картины мне пригодится в моей будущей профессии и просто в жизни. Поможет мне правильно выбирать, подбирать тона, оттенки, цвета для одежды, интерьера.

ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК КАРТИНЫ.

1.1 Краткий анализ творчества Анри Матисса в контексте эпохи.

Анри Эмиль Бенуа Матисс родился 31 декабря 1869 года. Был Французским художником и скульптором двадцатого века, так же стал лидером течения фовистов. Учился в многих художественных школах. Страсть к изобразительному искусству в Анри Матиссе открыла болезнь в 1889 году в возрасте 21 год. Сначала своего творческого пути занимался копированием произведений.

На творчество Анри Матисса произвело огромное, влияние неоимпрессионизм, искусства Арабского Востока, Гогена и древнерусские иконописи. Влияние импрессионизма и дивизионизма, эксперименты с контрастами очень сильно сказались на ранних произведениях художника.

При написании картин Анри Матисс стремился свести к элементарным формам. В 1905 году картины Анри Матисса были выставлены в Осеннем салоне, также критики назвали его картины «дикими»-отсюда произошло новое направления «фовизм». Впоследствии от многих впечатлений неоднократно менял стиль, манеру и технику. Знакомство с Пикассо и с русским коллекционером Щукиным, помогло ему улучшить материальное положение.

Анри Матисс начал много путешествовать. В Марокко увлекся орнаментами и декоративными узорами. В Мюнхене посетил выставку исламского искусства. В России был восхищен иконами. В Таити был весьма удивлен цветочными композициями. В своих произведениях он заставил цвет излучать свечение и ритмическую танцевальную пульсацию.

В 72 года Анри Матисс перенес операцию и он все меньше и меньше стал двигаться, из-за этого Анри Матисс упростил стиль. Так же многие его композиции кажутся простыми, но это ошибка даже после операции картины не потеряли свою «изюминку». За каждой из картин Анри Матисса стоит сложный творческий труд. В конце своей жизни Анри Матисс создавал аппликации, производящие эффект цветового звучания.

1.2 Анализ репродукции картины. Техника работы, использование красок и кистей

В 1901 году основоположник и преданный последователь фовизма Анри Матисс написал одну из лучших картин. «Ваза с фруктами»- на первый взгляд, его картина, кажется, похожей на набросок, где поверхность стола покрыта длинными, большими, неаккуратными мазками яркого цвета. Так же эта картина была написана маслом на холсте, была выставлена в Государственном Эрмитаже.

Композиция натюрморта не отличается точным построением предметов. Картина выглядит очень яркой и свежей, на картину хочется смотреть и смотреть. Со стены опускаются красочные ткани. Как приверженец фовизма, он не забывает кардинальным образом менять палитру в яркую сторону. На столе находятся семь предметов разных размеров. Каждый из предметов располагается на своем определенном месте.

На первом плане лежит фрукт желто-зеленного оттенка, рядом стоит голубоватая чашка с отражением желто-зеленного фрукта и охристого кувшина.

На втором плане стоит фиолетова - черная миска неподалеку от нее лежит желто-зеленый фрукт.

На третьем плане стоит охра - желтый кувшин, рядом находятся желто-синее блюдце для фруктов в которой лежит темно-желтые груши и темно-фиолетовый виноград, следом лежит кирпичного цвета фрукт.

Художник Анри Матисс писал свою картину «Ваза с фруктами» на холсте. Для написания картины «Ваза с фруктами» Анри Матисс использовал масло разных оттенков. Таких как белила титановая, окись хрома, краплак красный темный, кадмий красный, умбра жженая, голубая, виридоновая зеленая, оливковая, фиолетовая светлая, зеленый темный, неаполитанская желтая, берлинская лазурь, охра светлая, охра темная, кость жженая. Анри Матисс так же использовал кисти. Обычно художник пользовался щетиной для того чтобы были видны мазки ярости, страсти, слабости, веселья, где-то немного грусти.

Анри Матисс использовал цвета для показания яркого сочетания картины.

Вывод по главе 1: Двадцатый век-это век новых перспектив и возможностей, расширивший привычный человеческий опыт и оказал огромнейшее влияние на мир искусства, оригинальность написание живописи. Художники этого века стали экспериментировать с предметами, формами, создавая мир, отражающий их внутренние видение. В результате, живописные движения двадцатого века проявили в художниках создание широкого спектра стилей. Так же возник фовизм. Таким образом познакомившись с художником Анри Матиссом можно сказать, что в контексте той эпохи творец следовал именно в направлении - фовизм, и он же, является одним из основоположников и ярким представителем этого «нового искусства».

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОРИГИНАЛА КАРТИНЫ

2.1 Общий колорит

Цвет воздействует на наши эмоциональное состояние, функцию глаза, цветность мира. Чтобы понять сущность, смысл, общий колорит картины надо разобрать по цветам. Для передачи эмоционально-нравственного воздействие цвета Анри Матисс воспользовался цветами. В картине основными цветами является: жемчужно-белый цвет, темно бирюзово-синий цвет, бриллиантовый оранжево-желтый цвет, перламутрово-фиолетовый цвет, бордово-фиолетовый цвет и темный зеленовато-синий цвет (см. 2.1) [8]. Все эти цвета придают красоту и яркость картины картине. Здесь в картине максимальна упрощена и примитивизирована композиция. Если уж центр – то это будет фиолетова-черная миска, вокруг стоят, лежат довольно яркие предметы по отношению к миске. Стол пурпурного оттенка и темно фиолетовая, темно бордовая, темно зеленая ткань и сине-зеленая стена отлично оттеняют яркость и фактуру темно охристого кувшина и красного, желто-зеленого фрукта. В картине присутствует цветовая гармония.

Рисунок 2.1. –Анри Матисс «Ваза с фруктами» (основные цвета).

Так же имеется контраст цветовых сопоставлений (см. 2.2) – не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности. Также как чёрный и белый цвета образуют самый сильный контраст светлого и тёмного, так и жёлтый, красный и синий цвет обладают наиболее сильно выраженным цветовым контрастом.

Рисунок 2.2. Контраст цветовых сопоставлений.

Имеется три ярких и удаленных друг от друга цвета: красный, синий, желтый. Контраст создает впечатление яркости, решительности. Интенсивность цветового контраста уменьшается. Так, в картине «Ваза с фруктами» оранжевый, зеленый и фиолетовый горазда слабее в картине, чем желтый, красный и синий. Каждый цвет отделен друг от другом охрой или белыми линиями их индивидуальный характер становится выраженным более резко. Основная группа трех цветов желтого, красного и синего представляет большой

цветовой контраст. Включение соотношение белого и черного в палитру зависит от темной ткани и миски. Черный цвет в картине повышает яркость и делает более светлым кувшин и чашку.

Так же есть контраст светлого и темного (см.2.3) [10]. Художник Анри

Матисс использовал белый и черный для обозначения света и тени. Самым белым в картине будет чашка, самым черным будет ткань.

Рисунок 2.3. Контраст светлого и темного.

Контраст дополнительных цветов ( см 2.4) [13]. Кувшин по отношение к темной ткани дает контраст желтый – фиолетовый. Красно – желтый фрукт по отношение к зелено – желтому фрукту дает контраст красный – зеленый. Пурпурный стол по отношение желто – зеленого фрукта дает контраст красно - фиолетовый – желто – зеленый.

В картине так же присутствует симультанный контраст - он выражается в темно фиолетовой ткани, сине – зеленая стена и пурпурный стол. Темно фиолетовая ткань дает видимость отражения зеленоватости на желтом. Красно – желтый фрукт отдает коричневый цвет отношение с сине – зеленой стены, а по отношение пурпурного стола отдает фиолетовый цвет.

Зелено-желтый фрукт по отношение пурпурного стола отдает оранжевый цвет.

Сине-белая чашка отдает чуть пурпурный оттенок – от стола.

Рисунок 2.4. Контраст дополнительных цветов.

Контраст цветового распространения (см. 2.5). Желтый к фиолетовому: три к девяти. Белый к фиолетовому: четыре к девяти. Черный к фиолетовому: два к девяти. Зеленый к фиолетовому: один к девяти. Желтый к зеленому: три к пяти. Белый к синему: четыре к трем. Желтый к белому: три к пяти. Черный к фиолетовому: два к шести.

Пространственное воздействие цвета. Желтый, красно - желтый и фиолетовый на темном фоне имеют следующую картину заглубления: желтый сильно выступает вперед, красный в меньшей степени, а фиолетовый кажется почти столь же глубоким, как темный. На сине-зеленом фоне возникает обратное впечатление: зеленый сильно выступает вперед, красно-желтый остается почти на месте, а желтый только слегка выдвигается вперед.

Отношения глубин между желтым и красным, соответствуют отношениям «большего» к «меньшему». Все светлые тона на темном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На светлом фоне впечатление будет обратное: светлые тона остаются на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед.

Рисунок 2.5. Контраст цветового распространения

Присутствует смешение цветов (см. 2.6) [7]. Выделяются три основных (красный, синий, желтый) и три дополнительных (фиолетовый, оранжевый, зеленый) цвета. Это базовые цвета. Соединяя их, можно получить любые оттенки для картины. Представим цвета в виде кругов, а дополнительные образуются в их пересечениях.

Рисунок 2.6. Смешение цветов

Пространственное воздействие цвета. Когда шесть основных цвета- жемчужно-белый цвет, темно бирюзово-синий цвет, бриллиантовый оранжево-желтый цвет, перламутрово-фиолетовый цвет, бордово-фиолетовый цвет и темный зеленовато-синий цвет расположены на темном фоне один возле другого без интервалов, то бриллиантовый оранжево-желтый цвет кажется выступающим, а перламутрово-фиолетовый цвет погружается в глубину темного фона.

Остальные цвета образуют промежуточные ступени между бриллиантового оранжево-желтого и перламутрово-фиолетового цвета. При использовании светлого фона впечатление глубины меняется. Перламутрово-фиолетовый цвет выталкивается светлым фонам и кажется выступающим вперед, в то время как бриллиантовый оранжево-желтый цвет удерживается светлым в качестве «близкого».

Человеческий глаз не воспринимает поверхность предмета как линию; все, что мы видим,- это тональные участки. Намечая контур предмета, мы не отображаем линию (которую видеть не можем), а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Моделируя форму с помощью тона, мы создаем иллюзию объема, используя градацию тона на поверхности формы. Рисуя, нужно обозначить свет и тень, или участки различной тональности.

При моделировании формы тоном придется усиливать контуры предметов, применяя свое значение о предметах и используя тон для придания им трехмерности. Особое внимание при моделировании тоном следует уделять передаче иллюзии формы. Отличие данной техники в том, что акцент ставится на изображение светотени, а форма предмета имеет второстепенное значение.

Для того чтобы тени были более ярко выражены, создается искусственное освещение- это имитация эффекта освещения от окна, от лампы, свечи, от солнца, от неба в пасмурный день. Различают тень объемной формы и падающую тень. Понятие тени не совпадает с понятием темного, так как тень на светлом предмете, например, отличается обилием рефлексов и поэтому бывает очень легкой. Эффект тени, которую отбрасывает тело на плоскость или на прочие, соседние объекты, зависит от источника света и подчиняется принципам одномерной перспективы.

Свет лежит в основе такого важного выразительного средства, как светотень - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой.

Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний. Сам свет и его сила передаются в произведении с помощью светлоты цвета и тона, а также контрастных световых отношений. В основном максимальная яркость света совпадает с максимальной яркостью цвета, но иногда может случиться так, что яркий блик утратит свою интенсивность и обесцветится.

Проблема имитации реального эффекта освещения предполагает, в первую очередь, анализ характера освещения от того источника, который мы, собственно, собираемся имитировать. По результатам анализа выбирается источник рисующего света, который и будет основным, задающим построение светотени.

Источник света подразумевает, что всё построение освещения данного натюрморта будет подчинено одному источнику рисующего света. В нашем случае свет является смешенным, то есть присутствует как естественное освещение – свет из окна, так и искусственное- от лампочки.

Свет является фронтально-боковым и верхним. Нет ярких и резких теней, они короткие. В основном тени от предметов находятся под ними и на предметах. На предметах присутствуют блики - отблеск света. По шкале градаций светотени, блик - это самое яркое световое пятно, лежащее на выступающих участках предмета, обращенных в сторону непосредственного источника света, но в данном случае они не ярко выражены.

Характер блика зависит от нескольких основных факторов: в первую очередь от силы света, а также от формы и фактуры изображаемого предмета, так как разные материалы и поверхности по-разному отражают или поглощают световые лучи. Фоновый источник света – он будет задавать пространство рисунка. Помимо этого, мне показалось интересным выстроить характер освещения таким образом, чтобы этот источник как бы «рисовал» по фону направление падения светового потока от лампы.

Положение источника было выбрано так, чтобы освещение от него также носило характер моделирующего – предметы натюрморта отделяло от фона. Чтобы заставить край плоскости выдвинуться вперед, нужно затемнить небольшой участок, расположенный сразу за ним. Это позволяет вам создать и упорядочить эффект пространственного удаления.

Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, или, наоборот, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля.

Выбор места при работе над натюрмортом иногда зависит от условий освещения. Уже в эскизах надо определить формат будущего рисунка. Либо это квадрат, либо лист прямоугольной формы, расположенный по вертикали или горизонтали. Сделав несколько эскизов-вариантов, определи, какой из них наиболее полно отражает выбранную тему и достоин дальнейшей разработки. Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность.

Поэтому в художественной практике существует метод последовательной работы над постановками, основанный на принципе: весь ход работы идет от общего к частному.

Соотношения форм по их свойствам представляют собой средства композиции. Важнейшими из них являются: единство и соподчиненность, пропорции. Они определяют соотношения пространственных форм по положению в пространстве, величине, цвету, освещенности. Сюда же входят такие приемы: симметрия и асимметрия, равновесие, ритм, контраст и нюанс.

2.2 Анализ колористических решений

Контрасты в произведениях искусства выступают в различных видах и сочетаниях. Действие контрастов – тональных и цветовых, контрастов форм и размеров – в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому, закладывая основы его выразительности, следует понаблюдать контрасты в их действительном виде и перевести их на язык изображения.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности. Или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Основная группа, которая представляет собой центр композиции, воспринимается в таких случаях как единое пятно (темное или светлое). Остальные части постановки изображаются менее контрастными. Это, с одной стороны, выделяет центр композиции и ослабляет восприятие окружающих деталей и частей, а с другой - позволяет увязать второстепенное с фоном, с пространством. При этом изображение окружающей среды, стремящейся к центру, может зрительно увеличить глубину пространства на плоскости картины.

Не менее важную роль в выявлении смыслового, композиционного центра в натюрморте играют цветовые контрасты. И тональное и цветовое решение предполагает не только определение тех или иных контрастов, но и степени яркости, интенсивности цвето-тоновых отношений – от самого светлого (блика) до самого темного по тону или самого насыщенного по цвету места.

В этом случае будут четко восприниматься влияние соседних предметов, окружающей обстановки, падающих теней и т.д.

В картине «Ваза с фруктами» художник выбрал теплый цвет – создает ощущение уюта, согревает. Тени выглядят серо-голубыми, зеленоватыми, сложно-фиолетовыми и даже синими. Закон тепло-холодности буквально и искусственно примешивать ко всем предметам, например, фиолетовый в тени и желтый в свету. Дело не в самой краске, а в качестве замеса-зеленый, фиолетовый может быть как разнообразными теплыми, так и холодными.

Направление светового потока. Направление света и расположение предметов задает не только степень освещения предметов, но и определяет пропорциональное соотношение света и тени в картине. Источником светового потока в картине идет слева направо сверху по направлению от зрителя, благодаря чему предметы освещены хорошо, объемы и формы ярко выражены

и легко воспринимаются зрительно.

Верхний свет в картине придает предметам некоторую духовность, легкость и возвышенность.

Свет снизу в картине вызывает непривычные ассоциации, добавляет картине загадочности, драматизма.

Боковой свет в картине как нельзя точно демонстрирует обычный, привычный характер предметов - так они наиболее реалистичны.

Фронтальный свет в картине минимизирует ощущение объема, делает изображение плосковатым, декоративным - ощущение искусственности.

Свет от предметов в картине, выявляет только силуэты. Это придает изображению монументальности, таинственности, отстраненности от зрителя.

Свет случаен и выхватывает из темноты только части предметов, скользя по формам и преобразуя их в совершенно неузнаваемые конфигурации цветов и форм. В таком освещении предметы теряют форму и объём, изменяют свой локальный цвет в свету, а тени сливаются в единый мутно-тёмный монолит, в котором рассыпаны отдельные светлые пятна частей предметов.

Для учебных задач такое освещение в натюрморте совершенно противопоказано, зато для творческих работ нет ничего лучше. Особенно могут пригодиться подобные этюды и рисунки, фотографии и просто наблюдения натуры художником в занятиях композицией и для создания необычных, оригинальных творческих работ.

Когда свет задан с учётом характера предметов, объёма и расположения в пространстве, он подчёркивает все вышеперечисленные характеристики, усиливает реалистичность предметов, чётко и понятно демонстрирует зрителю реалистический характер натюрморта и задачи, поставленные художником.

Свет создает условия видимости.

Анри Матисс выбрал цвета (см. 2.7)[7] для своей картины «Ваза с фруктами» потому что:

Рисунок 2.7. Цветовой круг

Желтый цвет в этой картине придает теплоту всему, чего касается. Придает благородство и роскошь. Цвет сам по себе незначительно «загрязненный» его легко превратить в «раздраженный» цвет. В картине Анри Матиссу удалось не испортить богатство цвета.

Черный цвет в этой картине мотивированное применение силы, созидание, обучение, способности к предвидению, скрытые сокровища. Художник, предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию, удержать власть. С другой стороны, художник испытывает потребность во внешнем контроле.

Белый-нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявление скрытого и ложного, изоляция. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый характеризуется определенной плотностью, находится на ступень ниже безупречной чистоты сияния. Содержит все цвета спектра поровну, являясь результатом их смешения. Почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невиновность, молодость, рождение.

Черный и белый (тона) - являются связующим звеном для цветов. Так же являются фоном для цветов и повышают интенсивность находящегося рядом цвета, а при добавлении повышают светлоту или насыщенность цвета.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что каждой культуре присущи символические значения цветов, что находит своё подтверждение в проведенном ассоциативном эксперименте (см. 2.8) [13].

Все цвета в которых присутствует тональный тон, как характеристика, называются хроматическими.

Контрасты в произведениях искусства выступают в различных видах и сочетаниях. Действие контрастов - тональных и цветовых, контрастов форм и размеров - в полной мере относится и к жанру натюрморта. Поэтому, закладывая основы его выразительности, следует пронаблюдать контрасты в их действительном виде и перевести их на язык изображения.

Рисунок 2.8. Схема ассоциативного эксперимента.

Тоновое решение натюрморта обычно строится на контрасте темных предметов на светлой поверхности. Или, наоборот, на контрасте светлых предметов на темной поверхности. Основная группа, которая представляет собой центр композиции, воспринимается в таких случаях как единое пятно (темное или светлое).

Остальные части постановки изображаются менее контрастными. Это, с одной стороны, выделяет центр композиции и ослабляет восприятие окружающих деталей и частей, а с другой - позволяет увязать второстепенное с фоном, с пространством. При этом изображение окружающей среды, стремящейся к центру, может зрительно увеличить глубину пространства на плоскости картины.

Все изменение цветов расположенным рядом друг с другом поверх друг друга описываются законом дополнительных цветов и подчиняются правилам субтрактивного и аддитивного смешения.

Все многообразие цветов в произведении подчиняется замыслу художника и общему колориту. Богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник претворяет в целостную гармонию. Сверяя отношения между предметами, нужно добиваться верных светотеневых градаций, особенность которых заключается в том, что каждый предмет имеет свой, отличный от других тон.

Цветовое единство и взаимосвязь цветов в натюрморте: свет оказывает влияние на отдельные цвета отдельных предметов. Свет их объединяет. Кроме объединяющего цвета, еще будет проявляться закономерность: свет теплый-тени холодные.

Цветовое единство в этой картине очень важно, без него невозможно достичь колористической цельности. Но это не означает, что нужно всегда подмешивать какой-либо цвет во все остальные краски. Художник, вводит рефлекс, а где-то оставляет цвет чистым. При этом всем взаимосвязь локального цвета и окружения должна сохраняться. Художник немного преобразует картину, учитывает принципы и чувства цвета.

Цветовые гармонии в картине имеются разные. В картине есть один общий цвет перламутрово-фиолетовый. Родственными цветами являются зеленый и сине-зеленый, красный и фиолетовый.

Эти цвета всегда гармонируют друг с другом. Их можно назвать «беспроигрышными». Они чаще всего «спокойные», «мягкие».

Решения контрастных цветов в картине красный и зеленый, синий и охра, фиолетовый и желтый. Анри Матисс выбрал их для усиления контрастов и создание гармонии. Поэтому в ряде случаев можно их использовать в чистом виде и при этом они будут образовывать созвучие и единство. Они используются как дополнительные цвета и хорошо сочетаются. Но большую роль играет контекст и количественное соотношение цветов.

Выбор гармонии родственно-контрастных цветов в картине: в этой гармонии присутствуют как родственные, так и контрастные. Данная комбинация самая сложная, но и самая интересная. Желтый в качестве центральной контрастной пары - фиолетовый вокруг. Чтобы сделать невозможное и сблизить Анри Матисс смешал их. В результате они не станут родственными, но образуют цвет, который будет родственным.

Выбор гармонии на основе повторения цвета в картине лежит в основе цветового единства (простое повторение цвета). Имеется два способа:

- Первый способ: повторение цвета в чистом виде в разных частях композиции. Охра-желтый кувшин выделяется на фиолетовом фоне. Для того чтобы образовалась взаимосвязь этих противоположных цветов Анри Матисс ввел коричневый цвет в желтый. Такое повторение создает их взаимосвязь и гармонию.

- Второй способ: добавление цвета в соседние области путем его смешения с другими цветами. Это самый простой способ достичь единства предметов, это добавления один цвет в другой, чтобы они смешались. Анри Матиссу удалось избежать грязи в цветах (смесях).

Закон отношений в этой картине помогает зрительно оценить колористические решения. Окружающие предметы в картине характеризуются не столько конструктивным строением, сколько своими пропорциями. Пропорции предметов на холсте переданы правильно, зритель узнает на картине изображенные предметы.

Выбор целостности изображения предметов и композиционный центр. Детали предметов, их цветовые и тональные пятна, находятся на различных пространственных планах, изображаются с одинаковым акцентом. Предметы первого плана и следующие за ним бросаются в глаза.

Единство картины - это результат не только цельности видения, но и умения целенаправленно выделять главное в картине, то есть композиционный центр. Целостность композиции живописного натюрморта зависит от взаимоотношения главного и второстепенного, от увязки всей картине в единое произведение.

Вблизи картины размещается оптический центр картинной плоскости. Анри Матиссу, приходится сознательно обобщать детали, ослабить тон и силу цвета удаляющихся от композиционного центра предметов, подчинить главному все тоновые и цветовые отношения. Все это позволяет направлять внимание зрителя на главный объект натюрморта.

2.3 Цветовая и тональная организация

Цветовой тон (см. 2.9) [7], соответствие чистому цвету в цветовом круге делает его легко определяемой характеристикой цвета. Цветовой тон в картине (желто-оранжевой, фиолетовой). Вместе с насыщенностью и светлотой, цветовой тон демонстрирует разницу теплых и холодных цветов, что позволяет в начале работы выстроить основные отношения по качеству цветности и ограничить по мере надобности количество используемых красок для гармонизации цветовых отношений в этюде.

Рисунок 2.9. Цветовой круг с изменением светлоты спектральных цветов

Таким образом, цветовой тон в этой картине - это сам цвет пигмента (красный, фиолетовый, желтый, зеленый), а отличие цветов по цветовому тону характеризуется положением оттенка в цветовом круге. У меня цветовой тон вызывает ассоциации с цветом знакомых ему предметов, это используется в названии цветов. В картине это также основной доминирующий цвет, распределяющийся в примесях по всем цветам произведения. Таким образом, цветовой тон в этой картине теплый, пурпурным, зеленоватый, он складывается из тщательно подобранных друг к другу в цветовом единстве и с учетом основного цвета оттенков. Дальнейшая разработка композиции предполагает нахождение более точных тональных и цветовых отношений, усиление выразительности композиционного центра при сохранении цельности натюрморта.

Предметы иногда закрывают друг друга, что лишает возможности выразить в полной мере задуманное, в плоскости листа может появиться много неоправданно свободного поля. Выбор места при работе над натюрмортом зависит от условий освещения (по свету, против света). Изображение натюрморта также имеет свою определенную закономерность и последовательность.

Цвет воздействует на наши чувства и пробуждает эмоции, о чем свидетельствуют такие выражения, как "побагроветь от ярости", "зеленый от зависти", "видеть в розовом свете". Это означает, что выбор цвета определяет, какой будет казаться картина: теплой и уютной, прохладной и освежающей или энергичной и драматичной. Зная, как цвета сочетаются и взаимодействуют

друг с другом, можно передавать в картине такие чувства, как волнение и спокойствие.

Вывод по главе 2: В данной главе был проведен анализ картины «Ваза с фруктами» Анри Матисс. Таким образом, я рассказала о выборе цвето-тоновых, колористических, контрастных решений. Палитра картины очень символична, тем самым передают определенное настроение, настрой. Сущность картины заключается в передаче эмоций через цвет.

Так же можно сказать, что анализ раскрыл весь смысл картины. Показал светлые и темные места картины. Раскрыл цвет со всех сторон, так же рассказал о цвете XX века.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ АНРИ МАТИССА «ВАЗА С ФРУКТАМИ»

Для копирования картины «Ваза с фруктами» Анри Матисс. Я взяла художественную гуашь «Сонет» (ПРИЛ. 2, Рис. 1). Так же мне понадобилось двенадцать цветов краски: белила, так как сама картина написана светлыми красками; желтая для добавления в другие цвета; охра-светлая для кувшина и фруктов: красная для фрукта и стола; английская красная для добавления в другие цвета; фиолетовая для стола; сине-зеленая для стола; синяя для чашки; изумрудная-зеленая для ткани; зеленая-темная для ткани; коричневая для кувшина; черная для утемнения цвета.

Так же для копирования картины мне понадобились кисти разной толщены. Для больших пространств, я взяла щетину номером четырнадцать, для более меньших пространств, я взяла щетину номером семь, для того чтобы подчеркнуть форму предметов, я взяла щетину номером четыре и пять.

Для начала копирования картины «Ваза с фруктами» Анри Матисса надо:

  • Я разобрала оригинал картины на равные части, квадраты (ПРИЛ. 2, Рис. 2).
  • Определила темные и светлые части картины.
  • Рассчитала размер оригинала картины по определенной формуле (ПРИЛ. 2, Рис. 3).
  • Затем перенесла размер картины на лист А1 с помощью линейки и карандаша HB.
  • Перенесла равные размеры квадратов на лист (ПРИЛ. 2, Рис. 4).
  • Взяла щетину размером 14.
  • Начала переносить с оригинала картины на лист рисунок, линию стола, намечать где находится каждый предмет на картине, выстраивать каждый предмет в точности, как на оригинале картины (ПРИЛ. 2, Рис. 5).
  • Взяла щетину размером 10.
  • Обвила синей краской все контуры предметов, стола.
  • Начала красить нижние углы картины, стол, фон, нанося первый слой краски (ПРИЛ. 2, Рис. 6):
  • Первым я покрыла стол общим его цветом - бордово-фиолетовый цвет. Для этого я использовала щетину размером 14.
  • Покрыла весь фрукт желтым с добавлением чуть охры; для более темного места смешала: охру светлую с сине-зеленой краской.
  • Закрасила чашку бело-синем цветом с добавлением желтого.
  • Добавила тень на стол от чашки.
  • Покрыла миску черно фиолетовым цветом.
  • Вторым слоем закрасила весь задний план (ПРИЛ. 2, Рис. 7):
  • Взяла щетину размером 10.
  • Для самого темного места взяла черный, английский красный и фиолетовый с добавлением белого.
  • Дальше нанесла зеленую траву с добавлением желтого.
  • Затем остальной фон закрасила сине-зеленой краской со смешение белого.
  • Добавила в темных местах чуть темно фиолетового, а в светлых местах добавила белого.
  • Третьем слоем закрыла все белые места и покрыла стол более насыщенном цветом (ПРИЛ. 2, Рис. 8):
  • Взяла щетину размером 14.
  • Сначала кувшин я закрасила полностью охрой светлой. Затем в темных местах я добавила коричневый с охрой. С одного края добавила три блика белого цвета и один блик возле ручки английского красного цвета. Сама ручка у кувшина темно зеленая с чуть добавлением охры. Горло кувшина имеет темно желтый и белый блик. На самом верху горло кувшина находится блик темно охристого цвета с добавлением по краям чуть желтого.
  • Взяла щетину размером 7.
  • Затем я покрасила блюдце для фруктов в сине белый цвет, так же на блюдце имеется блики. По краям блюдца имеется светло фиолетовые блики. На блюдце лежат фрукты: начала я с винограда темно фиолетового и темно синего цвета, затем с трех груш охра светлого цвета лежащие рядом с виноградом.
  • Я пометила тени отходящие от блюдца в темно фиолетовый цвет.
  • Затем закрасила фрукт в красно-желтый с добавление чуть черного цвета наверху фрукта наложила чуть желтого цвета.
  • Еще один фрукт закрасила в желто-зеленый цвет по центру закрасила получился нежно желто-белый цвет. Внизу фрукта закрасила более зеленым оттенком .
  • Взяла щетину размером 14.
  • В заключение картины я покрыла сухой кистью белым цветом чашку.
  • Стол я покрыла сверху сухой кистью желто-зеленого цвета возле левого края стола.
  • Для тени я взяла теплые оттенки фиолетового цвета.
  • Под лимоном я положила темно фиолетового цвета
  • Затем положила тень под фруктами я взяла более синий цвет.
  • Возле правого угла стола покрыла сухой кистью светло фиолетового цвета поверх старой краски.
  • В завершения картины я еще раз провела контуры.
  • Высветлила некоторые места.
  • Чуть утемнила стол.

Работа завершена (ПРИЛ. 2, Рис. 8).

Заключение

В заключение могу сказать, что анализ картины «Ваза с фруктами» Анри Матисса почти завершен. Яркая картина является искусством двадцатого века. Подводя итог всему выше сказанному, мы видим, что труд Анри Матисса очень сложен и интересен. Художник, начиная от наблюдения и заканчивая оформлением идеи и выражением замысла в натюрморте, требует многих знаний и умения их применять, уметь выразить реальную яркость, натуральность предметов, так как мы их видим. Таким образом, за кажущейся легкостью и непосредственностью письма стоит большая живописная культура и огромный опыт высокоталантливого художника.

Так же я провела исследование цветовой, тональной и колористической организации картины «Ваза с фруктами». Выяснила, что Анри Матисс был лидером течения фовистов.

Выполнила цель анализа цвето-тоновой организации картины, проводя исследования всех цветов картины.

Рассказала последовательность копирования картины, показывая весь колорит.

Я научилась работать в технике гуаши и научилась правильно оценивать мазки, которая была написана картина «Ваза с фруктами».

Таким образом, я могу делать вывод, что моя работа проделана от начала и до конца по рекомендация методических указаний и плану.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Дрозд, А. Н. Декоративная графика: учебное наглядное пособие – Изд-во: КемГУКИ, 2015. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Смекалов, И. В. Изучение классических произведений живописи дизайнерами: учебно-методическое пособие. / И. В., Смекалов, С. Г.Шлеюк; Оренбургский гос. ун-т – Оренбург: ОГУ, 2014. – 97 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Кандинский В. В. О духовном в искусстве (живопись) . – 1989. –73– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  4. Омельяненко, Е.В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е.В. Омельяненко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», Педагогический институт. – 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-н/Д: Издательство Южного федерального университета, 2010. – 183 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  5. Шиков, М.Г. Рисунок. Основы композиции и техническая акварель: учеб. пособие / М.Г. Шиков, Л.Ю. Дубовская. 2-е изд., стер. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. – 167 с., или. http://biblioclub.ru/
  6. Шевелина, Н. Ю. Графическая и цветовая композиция. Пропедевтика: практикум. / Н. Ю. Шевелина. – Екатеринбург: Архитектон, 2015 – 33с. http://biblioclub.ru/
  7. Коллекция: мировая художественная культура. Российский образовательный портал – То же [электронный ресурс] – URL: http://artclassic.edu.ru (дата обращения 10 декабря.).
  8. Инструмент для подбора цветов и генерации цветовых схем – То же [электронный ресурс]URL:https://colorscheme.ru/site.html (дата обращения 4 декабря 2019г.).
  9. Волков Н. Цвет в живописи. М., 1965 – 126с.
  10. Миннарт М. Свет и цвет в природе. М., 1959 – 48с.
  11. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974 – 93с.
  12. Бергер, Э. История развития масляной живописи [электронный ресурс] / Э. Бергер. М.:Академия художников СССР, 1961 – 217с.
  13. Одноралов, Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в

изобразительном искусстве, второе издание [электронный ресурс] (дата обращение 8 декабря 2019г.)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Репродукция картины «Ваза с фруктами»

Приложение 2.

Нумерация объектов

Рис. 1. Художественная гуашь «Сонет»

Рис. 2. Разбор оригинала по частям.

Рис. 3. Формула для расчета размера картины.

Рис. 4. Макет листа для копирования.

Рис. 5. Перенесенный рисунок.

Рис. 6. Прорисовка переднего фона.

Рис. 7.Прорисовка заднего фона.

Рис. 8. Итоговая картина.

Приложение 3.

Копия картины

Приложение 4.

Список используемых терминов

Аддитивные смеси — смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета — цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета).

Выступающие (отступающие) цвета — цвета, субъективно кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов — процесс образования цвета в результате поглощения части световых лучей.

Дополнительные цвета — два цвета, дающие третий — ахроматический, при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях. дополнительные цвета антагонисты, находятся напротив, на прямо-противоположной стороне цветового круга.

Интенсивность цвета — качество цвета, зависящее от его светлоты и от его насыщенности.

Колориметрия — наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемой данной цветной поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Контраст цветов — изменение цветов под влиянием других, окружающих их цветов (одновременный контраст) или под влиянием цветов, предварительно наблюдавшихся (последовательный контраст).

Контрастные цвета — цвета, наблюдающиеся на ахроматических поверхностях в результате влияния окружающих или соседних хроматических цветов (несколько отличаются от дополнительных).

Локальный цвет — основной цвет объекта, не претерпевший изменений под воздействием освещения и окружающей среды.

Насыщенность цвета — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического; степень цветности.

Независимые (бесфактурные) цвета — цвета, не локализующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Неизбирательное поглощение — поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются в равной мере.

Объемные цвета, пространственные цвета — цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Основные свойства цветов — светлота (англ. Brightness), цветовой тон (англ. Hue) и насыщенность (англ. Saturation).

Основные цвета (цвета первого порядка) — три цвета (киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий), которые нельзя получить путём смешивания. Но, путем оптического смешения этих основных цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Оттенок — градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета — цвета, выявляющие фактуру и рельеф поверхности.

Полутень — промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов — один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Светлота (англ. Brightness) — качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из оттенков ахроматической (бело-серо-чёрной) шкалы; относительная яркость.

Светлотные (яркостные) отношения — относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень — распределение яркостей по поверхности освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые желто-оранжевые, желто-зеленые цвета спектра.

Тон (в терминологии художников) — термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, то есть цветового тона.

Тональность — подчиненность всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов — нивелирование изменений в цвете, вызванных освещением, при осознании условий этого освещения.

Фактура — видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета — цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые.

Хроматические цвета — цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета, кроме ахроматических (белых, серых и черных).

Цветовой круг (спектр) — расположение всех цветовых тонов по окружностям: замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого, через пурпурные цвета.

Цветовой тон (англ. Hue) — качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый и т. д.; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) — относительные отличия цветов, в основном по цветовому тону.

Яркость — количество света, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов — отношения цветов по светлоте.

Приложение 5.

Справка об антиплагиате