Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Аристарх Васильевич Лентулов «Астры» (Биография автора)

Содержание:

Введение

Темa моей курсовой работы - произведение Аристарха Васильевича Лентулова «Астры».

Целью моей курсовой является исследование колористического, цветового и тонaльного состaвляющего произведения под нaзванием «Астры», написaнное Лентуловым в 1913 году.

270162

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РАБОТЫ

Биография автора

Аристарх Васильевич Лентулов родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Аристарх получал обрaзование в духовном училище, a затем в семинарии. Но стaновится священником Лентулов не зaхотел, его больше интересовало искусство. Чтобы получить знaния в этой сфере Аристарх поступил в Пензенское художественное училище, зaтем учился в Киевском художественном училище. В 1905 вернулся в Пензу, окончил Пензенское училище, далее отправился в Петербург. На протяжении 1906 года Лентулов занимaлся в студии Кордовского и прошел основaтельную школу живописи и рaботы с нaтурой, но попыткa поступления в Академию художеств в 1907 окончилaсь неудачей.

После этого начинающий художник будто бы забыл все, чему его так долго учили, и начал работать самостоятельно. Уже в 1908 на выставке «Венок» покaзались его работы из серии «купaльщиц», в которых заметно увлечение творчеством Мориса Дени. С 1907 поддерживaет отношения с Дaвидом Бурлюком. Лентулов рaботает над пейзaжами, его творческая мaнера становится все более экспрессивной. В дальнейшие годы Аристарх Васильевич Лентулов обращался к самым разнообразным течениям современного искусства, но ни одно из них так и не привлекло его.

В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.

В 1910 Аристарх Лентулов вместе с Кончаловским, Машковым, Ларионовым, Гончаровой стал одним из учредителей объединения «Бубновый валет». Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого французского художника в виде его следующей стадии - кубизма. Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.

Лентулов скончался 15 апреля 1943 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

1.2 Характерные черты в написании работ

(отличительные особенности)

Работы Аристарха Лентулова - мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».

Лентулов, прозванный «художником солнца», изображал солнце всю жизнь. Солнечный свет и звук - вот двa самых глaвных отличительных кaчества его произведений. Аристарх мaстерски влaдел цветом и был уверен, что главное является его звучание, музыкальность. «Картина должна звучать!» - говорил он, не наблюдая смысла в «молчащих» изображениях.

В работе «Астры» заметно «фирменное» солнечное сияние Лентулова. Здесь нет как такового изображения солнца, только что круговые секторы напоминают о нем, но ощущение внутренней мягкой «подсветки» солнцем - есть, и это является тем штрихом, на основе которого, можно отличить его произведения от любых других.

Живопись Лентулова в его молодые годы - это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.

И действительно, холст с «Астрами» льется, звучит, воспроизводя перед нами «песнь» букета. Низкие тона внизу картины к верху холста становятся выше, тоньше, звонче и прозрачнее.

Цветовая насыщенность - отличительная особенность Лентулова в принципе, в каком бы направлении он ни работал. Слова «контраст по насыщенности» фиксируют противоположность между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными. Спектральные цвета, полученные путем преломления белого света, являются цветами максимальной насыщенности или максимальной чистоты

Лентулова отчетливо видна особенность трактовки кубизма. Для него ключевым было не разбитие на формы, а рассредоточение по полотну цветовых пятен, которые, соединяясь, оказывают эмоциональное воздействие на зрителя.

Абстракции его - не абстракции формы, а в первую очередь абстракции цвета.

Пространство картины строится именно на цветовых сочетаниях переплетениях и переходах. При этом криволинейные плоскости пересекаются и наслаиваются друг на друга, сохраняя плоскостное ощущение, не превращаясь в объем.

ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.

2.1 Особенности стиля.

Лентулов не обозначал как такого стиля написания своих работ, узнать стили можно обратившись к научным источникам. Безошибочно можно утвердить, что в это время преимуществом обладало такое направление, как авангард.

Авангард (фр. avant-garde – передовой отряд) - направление в изобразительном искусстве, в основе которого лежит отказ от классических канонов и традиций и эксперименты с новыми формами и образами. Идеи авангардизма получили развитие практически во всех направлениях искусства, отличающихся стремлением к новым решениям в реализации творческих идей: футуризме, сюрреализме, абстракционизме, экспрессионизме, кубизме, и пр.

Абстракционизм - направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», с помощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности композиции

Кубизм - это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

2.2 Цветовое воздействие.

Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом. Однако глаза и мозг могут прийти к четкому различию цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической.

Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие идентичны только при гармоничном созвучии. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. Приведем здесь несколько примеров.

Оранжевый цвет.

Этот цвет мы можем наблюдать в центре данной композиции. Воздействуют он на человека таким образом, сам по себе оранжевый цвет обладает особой теплотой и энергией. Он просто лучиться позитивом и оптимизмом. Его использование благоприятно сказывается на работе мозга, стимулирует активную деятельность, творчество

.

Красный цвет.

Цвет в основном виден в нижней части данной работы. Красный цвет - оказывает активное воздействие на человека. Он вселяет жизнерадостность, силу и уверенность. Красный цвет является хорошим «раздражителем», поэтому недаром он признан и наиболее сексуальным. Но не стоит забывать, что он также самый «агрессивный» и в больших количествах действует угнетающе, оказывая активное воздействие на человека.

Голубой/ синий цвета.

Данные цвета располагаются в левой части композиционного строя.

Голубой - физиологически оптимальный цвет, он производит успокаивающее действие. От слишком долгого облучения голубым светом возникает некоторая усталость или угнетенность.

Приведем цитату из М. Дерибере, с. 72: «Давно уже …художники указывали на влияние цвета на наш организм. Небо дает нам каждый день убедительное подтверждение этому. Лазурный берег и голубые морские просторы с давних пор лечат людей цветотерапией; там рождаются люди, которые сильно отличаются от живущих под серым экраном северных туманов».

Синий. Действие этого цвета на организм многосторонне и эффективно. Синий производит более успокаивающее действие, чем голубой; его даже можно назвать угнетающим. Поскольку этот цвет коротковолновой - он обладает антисептическим действием.

Розовый цвет.

Созерцание розового цвета способно привести в чувство даже самого раздражительного человека, так как данный цвет притупляет агрессию и нервозность. Розовый цвет - противоречив: он, одновременно, может расслаблять, создавая чувство комфортности и рассредоточивать (умственно).

2.3 Символика цвета.

Красный.

Красный цвет символизирует - огонь, высокую температуру, любовь, страсть, волнение, кровь, драму. Это очень видимый цвет, он всегда будет в центре внимания.

Оранжевый.

Оранжевый цвет связан с огнем, энтузиазмом, жаром и опасностью. Но это также и очень дружелюбный и молодежный цвет

Голубой.

Глубокий голубой цвет при длительном созерцании, может вызвать у человека оптические иллюзии. Психологическое воздействие его связано с широким распространением в природе. Для человека - это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей. Символизирует собой бесконечность, создаёт ощущение чистоты, охлаждает пыл и страсти. Способствует внутреннему спокойствию.

Синий.

Символизирует завершённость и умиротворение, спокойствие и холодность, сдержанную радость от достигнутого результата. Успокаивает и уравновешивает психику человека.

Розовый.

Для начала давайте разберемся, что символизирует розовый цвет. Так как этот цвет получается при смешивании красного и белого цветов, то можно предположить, что он будет обладать характеристиками как красного, так и белого. От красного цвета розовый получил удивительную соблазнительность и эротизм, а от белого - наивность и чистоту. Чаще всего розовый цвет символизирует надежду, влюбленность, нежность, чувствительность и привлекательность.

Контраст цветовых оттенков.

Основные цвета - это цвета, с помощью которых можно получить все остальные.

Это КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, СИНИЙ

Если смешать между собой красные, синие и желтые цветовые волны, то получится белый цвет. Если же смешать красную, желтую и синюю краски, то получится темно-неопределенный цвет. Эти цвета разные по светлоте, в которой яркость на пике.

https://pp.userapi.com/c403929/v403929254/71a5/ip2dJSBL1nM.jpg

Если их перевести в черно белый формат, то будет хорошо замечен контраст. Сложно представить себе яркий темно-желтый цвет, как яркий светло-красный. За счет яркости в разных диапазонах светлоты создается огромная гамма промежуточных ярких цветов.

https://pp.userapi.com/c403929/v403929254/71ba/qPvpt-kWZ3Q.jpg

Цветовой круг.

В центральном треугольнике - основные или первичные цвета (желтый, синий и красный). Далее слой - вторичные цвета (зеленый, фиолетовый и оранжевый). И последний - внешний слой на схеме - слой с цветами третьего порядка (состоит из цветов первого порядка смешанных с цветами второго порядка). Далее могут быть цвета 4-го, 5-го и т.д. порядка - их называют сложными. Цвета, находящиеся друг на против друга в цветовом круге, называются - дополнительными.

https://pp.userapi.com/c403929/v403929254/71c1/-3ipEh4W95k.jpg

Цветовые контрасты.

Существует несколько видов цветовых контрастов, некоторые из них сейчас обсудим.

Контраст по тону построен на сравнении между цветами. Он представляет собой комбинирование цветов, приближенных к определенным спектрам. Этот контраст влияет на подсознание. Если рассматривать цвет, как источник информации об окружающем мире, то такое сочетание будет нести информационное послание. Именно таким спектром цветов обладает работа Лентулова «Астры».

Контраст светлого и темного. Самым выразительным примером является сочетание белого и черного. Прекрасно подойдет для достижения эффекта определенности. Разницу между светлым и темным увидеть проще, чем соотнести оттенки. За счет этого контраста можно достичь объемности и реалистичности изображения.

https://pp.userapi.com/c834104/v834104623/6125c/b8h8gz_u2uI.jpg

Заключение:

В процессе писания денной курсовой работы я закрепила свои знания в с основами теории, методики и практики искусства живописи. При выполнении этой работы изучила законы объемно-пространственных построений в живописи, композиционные законы построения живописного изображения; познала основы теоретических положений декоративной живописи, также это послужило хорошим опытом в развитии художественно-образном мышлении и эстетического вкуса, воображении и фантазии.

Литература:

  1. «Иттен И. Искусство цвета»: Издатель Д. Аронов; М.; 2004
  2. «Наука о цвете и живопись» / А. Зайцев. - М.: Искусство, 1986.

Приложение:

https://pp.userapi.com/c824202/v824202198/5fc74/DAPC6mSUkGw.jpg