Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания (Исторические предпосылки возникновения игры)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр." - писала Н.К. Крупская.

Во многих областях науки, в педагогике происходит изменение практики и методов работы, в частности все более широкое распространение получают различные игры.

За долго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

Актуальность выбранной мною темы в том, что в игре ребенок приобладает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие в целом. Таким образом, нужно использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения ребенка.

Игра будет средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение роли игры в процессе воспитания младших школьников.

Объект исследования - воспитания детей с помощью игры.

Предмет исследования - игра, как средство воспитания младших школьников.

Гипотеза исследования: считаю, что разнообразие игр, проводимых с младшими школьниками будет оказывать на них воспитательное влияние, если:

- игра будет соответствовать возрастным особенностям школьников;

- будет присутствовать достаточная мотивация для учащихся;

- будет разработана система игр с младшими школьниками;

-будет проведена диагностика уровней сформированности коммуникативных навыков младших школьников;

-реализованы педагогические условия, способствующие воспитанию положительных качеств младших школьников в процессе игр;

-разработан комплекс педагогических условий, направленных на развитиекоммуникативной компетентности учителей начальных классов.

В соответствии с поставленной целью исследования и для проверки выдвинутой гипотезы были выделены следующие задачи:

1)  рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; 

2)  изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания;

  рассмотреть воспитательный потенциал игры; 

3) ознакомится с различными видами игр, их роли в учебно-воспитательной практике;

4) провести тестирование детей с целью изучения отношения детей к игре и выявление их активности;

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Исторические предпосылки возникновения игры

  Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Платон считал, что игра один из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии души и тела. Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

По словам Фребеля, детская игра-это зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира. Игра представляет собой мост от внутреннего мира к природе. [16].

В середине XIX века немецкий ученый к. Гросс, который считал, что в игре предупреждение инстинктов к будущим условиям борьбы за существование ("теория предупреждения") будет реализован. К. Гросс называет игры оригинальное поведения в школе.

Суть игры в том, что важно не результат, а процесс, связанный с игровыми операциями. Хотя сценарий, который играет ребенок, фиктивен, чувства, которые он испытывает, реальны. В игре нет никого серьезнее, чем играть с маленькими детьми, они не только смеются, но и глубоко переживают.

Особенности этой игры имеют образовательные возможности, потому что, контролируя содержание игры, учитель может планировать определенные положительные чувства детей, чтобы играть.

Таким образом, если игровая деятельность в ее содержании незначительна для ребенка, она не может вступать в игру, в игровое состояние, а только механически играть роль, не испытывая связанных с ней чувств. Мы должны добровольно положить ребенка в игру.

  Можно сказать, что игра – это метод познания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. Советский писатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески”.

Один из ведущих современных психологов России, Немов определил игру как вид деятельности, которая выполняет две функции: психологическое развитие человека и его отдыха.

 При изучении развития детей, А. Н. Леонтьев отмечал, что игру разрабатывает новые, прогрессивные образования и мощный познавательный мотив возникает, что является основой для возникновения стимула для учебы.

  Крупнейший знаток этой проблемы Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными функциями: средство развития мотивационно – потребностной сферы, средство развития умственных действий, средство познания и средство развития произвольного поведения [48].

В последние годы концепция игры в науке интерпретируется по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра рассматривается как общая научная, серьезная категория. Возможно, именно поэтому игра начала активно входить в дидактику.

1.2. Игра как средство воспитания. Воспитательные игры со школьниками во внеурочное время

Игра имеет особую роль в жизни ребенка, и это неоспоримая правда.

А. С. Макаренко писал: "игра имеет важное значение в жизни ребенка…»

Что такое ребенок в игре, так что он будет работать во многих отношениях, когда он вырастет. Поэтому воспитание будущего персонажа вступает в игру прежде всего. Так, игра, организация-ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка. Игра формирует множество личностных качеств ребенка. Игра развивает ловкость, смекалку, выносливость, активность. Игра также является школой общения для ребенка.

В игре ребенок активен, скажем, своими знаниями: в игре, как и в других видах деятельности, задействованы все личности ребенка: его психологические когнитивные процессы, его воля, чувства и эмоции, потребности и интересы.

В игре ребенок не только испытывает положительные эмоции. Он переживает неудачи, неудовлетворенность результатами, неудовлетворенность, неудовлетворенность и так далее.

Несмотря на некоторые негативные эмоции и переживания, игра всегда приносит радость ребенку. Играть без радости больше не игра..

В игре дети узнают о мире и отношениях взрослых. Но он не только освоил готовые методы действий, но и провел эксперименты по адаптации объектов к потребностям и использованию их в соответствии с развивающейся фантазией. То же самое относится и к развитию отношений во взрослом мире: ребенок, который играет в игру "взрослые отношения", испытывает их по-своему и преобразует их в соответствии с его воображением: новые идеи о доброте и справедливости.

Нелегко дать обоснованную оценку или, по крайней мере, продемонстрировать реальную роль игры в формировании личности, особенно по сравнению с другими средствами воспитания. Давайте попробуем, рассматривая игру как средство воспитания.

Цели не являются постоянными. Н.К.Крупская указывала, что по мере развития ребенка меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

Все игры для образовательных целей можно разделить на два типа в зависимости от основного содержания игры. В одном случае основой игрового контента является учебный материал, который формируется в виде отдельных действий в игре.

Например, дети делятся на команды, соревнуются по количеству примеров или находят неправильные слова, вспоминают даты исторических событий и так далее. Они выполняют обычные тренировочные действия: верят, исправляют ошибки, запоминают даты, но выполняют эти действия в игре.

Подход к коллективным играм обычно состоит из нескольких этапов:

1. Преподаватели работают над разработкой стратегии игры, определяя цели и подходы к их достижению, планируя ожидаемые результаты. Результатом этой работы стало создание игрового режима и плана, выбор активных групп для разработки правил и условий игры.

2. Организация работы инициативной группы, состоящей из учителей и детей, а также правила и условия проведения игр. Результатом этой деятельности является разработка правил и условий игры, механизм запуска ээ, распределение задач между членами оргкомитета игры.

3. Вы начинаете игру на основе модели альтернативного включения детей в игру. Результатом этого этапа является определение роли каждого участника в игре, формирование группы детей, участвующих в ней, или нескольких групп, конкурирующих друг с другом.

4. Координация действий участников игры в соответствии с правилами и условиями развития игры.

Итог этого этапа – принятие всеми участниками игры своей роли, осознание правил и условий игры, их выполнение, реализация потребностей и интересов детей.

5. Резюме игры, организация рефлексии, т. е. дети оценивают характер вашего участия в игре и полученные результаты. Результатом этого этапа является определение перспектив для дальнейших совместных действий, новых путей взаимодействия детей.

6. Последействие-закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений в других формах работы с детьми, изменений в организации деятельности коллектива [41].

Таким образом, на протяжении всей игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и улучшения психических процессов ребенка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполнят жизнь школьников радостными переживаниями, эмоционально обогатят их, создадут радость успеха, создадут хорошее настроение.

Использование всех игр в обучении характеризуется общей структурой образовательного процесса, состоящего из четырех этапов:

1.Направление: преподаватель знакомит с данной темой, дает обзор особенностей игры, ее структуры и правил.

2.Подготовка: знакомство с сценариями, персонажами, обучение доставке, предоставление программ управления играми.

3.Игра: учитель следит за ходом игры, контролирует программу, оказывает необходимую помощь, записывает результаты.

4.Обсуждение игры: обсуждаются характерные для участников представления о силе, ее собственных правилах, положительные и отрицательные стороны прогресса, трудности, возможные пути улучшения игры, в том числе ее изменения.

Вся жизнь студента связана с игрой, что очень важно в игре. Так как игра является средством поощрения личности ребенка, то она укрепляет полезные навыки и привычки детей, формирует волевые черты характера, тренирует память, выносливость, внимательность.

Таким образом, игра является важной вещью, которая является фундаментальной в жизни ребенка и формирует его личность качества, в развитии и воспитании, а также имеет свои особенности в организации и использовании в образовательной работе.

1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Между самостоятельными и обучающими играми, наблюдаемыми сегодня в теории и практике, неприемлемо.

Классификация игр авторы Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова 

В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр автор Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова  (см. Таблицу)

Таблица. классификация игр

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры

Самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-изобразительные,сюжетно – ролевые, режиссёрские, театрализованные.

 Примеры названий игр: «Магазин», «Больница», «Кафе».

Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет,

- содержание, роль.

По инициативе взрослых появилась игра, чтобы познакомить их с образовательными целями.

Развивающие игры: проповедь, сюжет-проповедь, ход;

Казуальные игры: игры-развлечения, интеллект, фестивали, карнавалы, драмы и постановки.

Игры, созданные исторически сложившимися национальными традициями, - это народные игры, которые могут появиться по инициативе взрослых и детей старшего возраста

Примеры названий игр:"волк","рыбалка","охотник и утка","печь","колдун".

 Каждый из перечисленных классов игры, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Итак, первый класс включает в себя: игровые эксперименты и сюжетные игры-сюжетные и образовательные, сюжетные и ролевые игры, режиссеры и театралы. Этот игровой класс представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, проявляющегося в постановке себя и других игр новых игровых задач; для появления новых мотивов и мероприятий.

В таких играх дети учатся, опираясь на доступные представления о предметах и углубляя знания о них.

Подвижные игры

Подвижные игры, суть которых у детей практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, начинают формировать не только тело, но и общую культуру личности ребенка.

В подвижных играх это разные ситуации, в которых у ребенка есть реальная возможность узнать свой внутренний "я", создать свои собственные мысли, свое влияние на окружающую среду, статус и роль игровой команды.

Игры на свежем воздухе связаны с изменением положительных и отрицательных эмоций. Этот факт диктует способность научить ребенка управлять эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности педагогов выполнять эту часть воспитательной работы.

Сюжетно-ролевые игры

Воспитание детей – дело весьма серьезное, прежде всего это передача накопленного опыта младшему поколению, детям.

Это воздействие на воспитуемого ребенка со стороны взрослых, воспитателей, педагогов. И это воздействие происходит с целью научить чему-то ребенка, выработать в нем нужных качеств, умений и навыков, сформировать достойную личность. Но во все времена педагогов мучил вопрос, как сделать процесс воспитания более действенным, результативным, а главное, приятным для детей.

Игра направлена на решение задачи, которая является не только познавательной, но и творческой, воспитательной. Но при всех преимуществах использования игр Дети не должны привыкать ждать новых игр на каждом уроке, поскольку игра не является основным методом обучения и воспитания, хотя она включает в себя элементы обучения.

Народные игры  

Народные игры-это живое выражение людей, которые их играют, отражение этноса в целом и истории его развития. В то же время игры можно рассматривать как с точки зрения педагогики и психологии как средство образования и воспитания. В дополнение ко всему, это отличный способ укрепить свой ум, тело, развивать мыслительные процессы, фантазии, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ отражал многие процессы своей жизни таким образом через игру.

Виды народных игр: Русская народная игра «Ручеек», Украинская народная игра «Колдун».

Классификация игр предложенная О.С.ГАЗМАНОМ

Обычно различают два основных типа игр: игры с фиксированными правилами, игры с открытыми правилами и игры со скрытыми правилами.

1.Игры на свежем воздухе ,важнейшее средство физического воспитания детей дошкольного и особенно школьного возраста, они всегда требуют активной спортивной деятельности, направленной на достижение поставленных в правилах общепринятых целей. Специалисты отмечают основные особенности мобильных игр для школьников, их соревновательный, творческий, коллективный характер. Они развивают дружбу, взаимопомощь и чувство ответственности за действия друг друга.

2.Сюжетно-ролевые игры они занимают особое место в моральном воспитании ребенка. Они в основном коллективны, потому что они отражают суть отношений в обществе. Они делятся на ролевые игры, игры-драматизации, режиссуры. Основными компонентами ролевой игры являются тема, содержание, мнимая ситуация, сюжет и роль. Среди рассказов ролевые игры бывают разных типов: игры драматизации-подразумевают исполнение сюжета, сценарий которого, в отличие от спектакля, не является жестким каноном.

Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.

3 обучающие игры с разным образовательным содержанием, познавательная деятельность детей, игровые действия и правила, организация и взаимоотношения детей, роль учителя. Эти особенности являются общими для всех игр, но некоторые из них более четко один на другой-другой. В различных коллекциях представлено более 500 дидактических игр, но четкой классификации игровых жанров не существует. Обычно игра включает в себя обучение и содержание образования. В данной классификации могут быть представлены следующие виды игр: игры о сенсорном образовании, словесные игры, игры о знакомстве с природой, игры о формировании математического представления и др.

Иногда игра включает в себя материал: игры с обучающими игрушками, настольные игры, словесные игры, псевдо-игры.

Такие групповые игры подчеркивают свою направленность на познавательную, познавательную деятельность детей,но не в полной мере раскрывают основные обучающие игры-детские игровые мероприятия,игровые задания,игровые действия и правила, организацию детской жизни, наставничество.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки препинания», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-беседы (диалоги). В центре разговора - общение педагога с детьми, дети с педагогом и дети друг с другом. Это общение имеет особый характер игровой и игровой деятельности детей.

В игровом диалоге учитель часто уходит не от себя, а от самого близкого ребенка персонажа, тем самым поддерживая не только игровой обмен, но и повышая его радость, желание повторить игру.

На практике, однако, чаще всего такие игры используются либо в чистом виде, либо в сочетании с другими видами игр: мобильными, ролевыми и т.д.

Дидактическая игра-игра, которая характеризуется в то же время основным элементом обучения и формой игровой деятельности. Одним из основных элементов игры является цель образовательной задачи, которая заключается в обучении и воспитательном влиянии. Познавательное содержание происходит из школьной программы.

Игра помогает выявить креативность, развить индивидуальное творчество, повысить самооценку, развить способность принимать самостоятельные решения. С помощью игры можно развивать память, внимание, восприятие, регулировать психофизическое состояние группы, устранять агрессию и психоэмоциональный стресс, осваивать новые навыки, развивать навыки

2. ОПЫТНО -ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Тестирование детей

Целью тестирования являлось изучение отношения детей к игре и выявление их активности.

Было проведено тестирование учащихся 1 класса. Приняли участие 17 человек (ПРИЛОЖЕНИЕ).

Анализ ответов учащихся

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 17 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

10 человек выбрали ответ «С другом»,

6человек «С одноклассниками» 

1 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

9 выбрали ответ «Больше часа»,

5 человека выбрали ответ «Меньше часа»

3 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

11 человек ответили «Подвижные»,

5 выбрали ответ «Познавательные»

1 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Кто чаще всего является инициатором игр?»

10 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

6 человек выбрали ответ «Ты»

1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего ему подходит и выбрал два ответа «Ты – Твои друзья».

Изучив все ответы студентов после теста, можно сделать вывод, что весь класс любит играть в игры.

Большинство классов более уверенно играют в игры с друзьями, игры для детей занимают больше часа, а инициаторами более популярных игр на открытом воздухе и игр являются сами. Эти дети активны и освобождены. Меньшая часть класса предпочитает играть с одноклассниками или родителями больше, что указывает на то, что они очень застенчивы, им трудно привыкнуть к другим людям, и они более уверены в своих семьях и друзьях. Они не являются инициаторами игр и не так активны.

2.2 Планирование игровой деятельности в воспитательной работе в начальной школе

Игровые мероприятия должны проводиться в течение всего учебного года, параллельно с тренировочными мероприятиями. Это можно показать: физические минуты в классе, динамические перерывы, перед уроком, после и во время прогрева, и конечно же различные изменения в игре на открытом воздухе. Преподаватель должен планировать образовательные мероприятия и не забывать об игре, так как она помогает с интересом выполнять различные задания. Школьники быстро устают, игра поможет вам расслабиться, расслабиться и восстановить силы для дальнейшей работы.

Ребенок будет по-настоящему любить школу, и только учитель будет держать его в восторге от того, что он когда-либо испытывал. Таким образом, занимательные материалы, игры и игровые упражнения не перестают влиять на развитие и процесс обучения ребенка. Они помогают активизировать процесс обучения, развить познавательную активность, контролировать внимание, память, мышление детей, поддерживать интерес учащихся. Развлекательный материал развивает творческую фантазию, творческое мышление, снимает усталость детей.

Дидактичекие игры можно изучать на всех уровнях, выполняя различные функции для использования. Место в структуре урока игры зависит от цели.

Например, в начале курса можно использовать обучающую игру для подготовки к восприятию промежуточного учебного материала.

Дидактическая организация хорошо организованных игр мобилизует умственные способности детей, развивает навыки организации, прививает навыки самодисциплины, приносит радость совместным действиям.

2.3 Методические рекомендации по организации игровой деятельности с детьми младшего школьного возраста

Функции игровой деятельности на перемене

Подвижные перемены - это релаксация, оздоровление и развитие коммуникативных навыков. Досуг выполнит свои функции при нескольких условиях:

- Участие в игре - добровольное, по желанию.

- Для игры предназначено специальное место.

- Одновременное проведение нескольких игр дает детям возможность выбора.

- Правила должны допускать смену состава участников и быть предельно простыми.

- Сюжет - хорошо знакомый, интересный, отвечающий физической подготовке ребят.

- Игра обязана закончиться за 3 минуты до звонка на очередной урок.

-Разрабатывая сценарий активной перемены, педагог должен дифференцированно подойти к мальчикам и девочкам, ученикам с разным темпераментом, физическими данными.

Нелишним будет поощрять стремление детей играть самостоятельно.

Роль игр на перемене в школе:

- Адаптация к новым условиям младших школьников.

- Развитие ловкости, силы и сообразительности, выдержки, умения ориентироваться и быстро принимать правильные решения.

- Физическая разрядка. Во время активных движений ускоряется циркуляция крови по всему организму. Это профилактика застойных явлений и различных патологий.

- Сменив деятельность, дети поднимают себе настроение. У них формируется положительное отношение к занятиям.

- Снижение зрительного напряжения.

- Переключение внимания, профилактика утомления.

- Перед тем как выбрать определенную игру, необходимо поставить конкретную педагогическую задачу.

Эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов, как:

- умение доходчиво и интересно объяснить игру;

- размещение игроков во время проведения игры;

- определение ведущих;

- распределение на команды;

- определение помощников;

- руководства процессом игры;

- дозирование нагрузки в игре;

- окончание игры.

Приведем примеры игр для проведения на динамических паузах, больших переменах.

Перебежки

Участники стоят по кругу, держа дистанцию в 3 шага. Один в центре. Каждый ученик получает свое местоположение с кругом вокруг ног на полу.

Ребенок посередине дает команду: "меняйся!"Когда вы это слышите, дети пересекают круг и обмениваются. Водитель не должен пропустить момент и попытаться занять любое свободное место.

Глухой телефон

Дети делятся на две команды. Побеждает та, которая правильнее передаст по «телефону» загаданное слово. Ведущий придумывает его и тихонько говорит на ухо первым игрокам из каждой команды. Они говорят его следующим и так далее. Последний ребенок громко называет услышанное.

Ручеек

Принимает участие нечетное количество учеников.

Один — водящий, остальные делятся на пары. Они берутся за руки и поднимают их высоко над головами. Пары стают друг за другом так, чтобы получился живой коридор.

Водящий быстро проходит через «ручеек» и выбирает одного ребенка. Новая пара стает в конец коридора. Оставшийся ученик — новый водящий.

Игры для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».

Пингвины

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на расстоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Пробеги с мячом

У каждого играющего мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передвигаются на другую сторону площадки.

Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»

Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий.

Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Кто подходил?

Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Игра «По алфавиту»

Чтобы имена лучше запомнились, чтобы потренировать внимание и умение быстро переключаться с одного задания на другое, можно провести в компании до 15 человек и такую игру.

Ведущий предлагает ребятам за определенное количество времени (за 10, 15 или 20 секунд) поменяться местами так:

— чтобы все имена расположились по алфавиту;

— чтобы все встали по цвету волос (слева — брюнеты, справа — блондины);

— чтобы все встали по росту (слева — маленькие, справа — большие).

Примечание. Эти упражнения могут быть еще веселее, если есть широкие скамьи, диваны, или очень устойчивые крепкие стулья. Тогда ребята должны выполнить задания, стоя на скамьях, и переходить, не ступая на пол.

Возраст: от шести лет

Игра развивает: внимательность, координацию движений.

Количество игроков: 5 и более

Место игры: помещение

Сюжетно – ролевые игры

«У медведя на бору»

Дидактическая задача. Развивать двигательную и речевую активность детей; умение соотносить свои действия со словом; быстро реагировать на словесный сигнал; развивать выдержку.

Игровые правила. Медведь громко кричит. Только после долгого звука р-р-р дети могут убегать.

Игровые действия. Имитация прогулки детей в лес, бег по сигналу.

Ход игры. Дети сидят на стульях. Учитель говорит:

- Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется «У медведя на бору». Посмотрите на эту картину. (Показывает картину, на которой изображен медведь в лесу.) Вот какой медведь живет в лесу. «Р-р-р», - рычит медведь. Давайте все так порычим. (Дети произносят р-р-р.) Как тихо! Наверное, медведь еще далеко. Давайте порычим громче. Как громко кричал Максим, он наверно и будет сейчас медведем. Садись сюда. (Уводит медведя в сторону). Здесь ты будешь жить. А мы с вами, дети, пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды.

Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой, но убегать раньше, чем медведь зарычит нельзя. Такое правило в этой игре.

Слова:

У медведя на боку

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит:

«Р-р-р!»

Движения: Все имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь. Когда медведь рычит, дети убегают а медведь их догоняет.

Учитель следит за тем, чтобы все дети подходили близко к медведю. Называет тех, кто старается все время держаться подальше от медведя, помогает им преодолеть страх. «Будь смелым, Вася! Не отставай от детей. А когда медведь зарычит, скорее беги, не отставай от всех ребят», - так подбадривает учитель тех, кто еще не может преодолеть свой страх перед медведем, боится быть пойманным.

Рекомендации по организации игр на уроках

Этапы и успех проведения дидактической игры на уроке.

Подбирая ту или иную дидактическую игру, учитель должен помнить, что процесс создания игры содержит ряд состояний:

а) выбор темы игры;

б) определение целей и задач игры;

в) подготовка и проведение игры (сообщение учащимся темы игры, подготовка раздаточного материала, проведение игры, подведение итогов).

Успех проведения игры зависит от соблюдения некоторых требований:

а) игра должны соответствовать учебной программе;

б) игровые задания должны быть не слишком легкими, но и не слишком сложными;

в) соответствие игры возрастным особенностям учащихся;

г) разнообразие игр;

д) привлечение к играм учащихся всего класса.

Проблемы и ограничения при проведении дидактических игр.

Во время проведения дидактических игр у учителей возникает множество проблем:

- по какому принципу отбирать учебный материал для создания игр

- какое место дидактических игр в ряду других форм и методов обучения

- как одному учителю совладать с классом во время игры

В обучающих играх нет тех, кто проиграл или выиграл, здесь выигрывают все. Их можно проводить на любом этапе урока. Это позволит выявить знания ученика и умение пользоваться ими.

Однако существуют и ограничения для проведения дидактических игр:

- Не следует организовывать учебную игру, если ученики недостаточно знают тему.

- Нецелесообразно вводить игры на зачетах и ​​экзаменах, если они не использовались в ходе обучения.

- Не следует применять игры для тех предметов и программных тем, если они не могут дать положительного эффекта.

Игра в начальных классах является средством познания окружающего мира и себя в нем, осознания детьми цели своей деятельности, опредмечивания абстрактных понятий, развития творческого воображения и способностей, установленных человеческими отношениями. Игра помогает развивать творческое воображение и творческие способности ребенка.

От урока к уроку должны меняться сюжеты, игровые ситуации. Постепенно интересная игра, творческая композиция слов перерастают в настоящую учебно-познавательную работу.

Приведем примеры дидактических игр, которые можно применять на уроках математики.

Игра «Лучший счетчик»

Содержание игры: учитель размещает на доске, по секторам соответственно от 1 до 10 рисунков. Когда каждый сектор открывается поочередно, учитель предлагает детям подсчитать количество рисунков и показать нужное число. Первый считается лучшим счетчиком. Затем учитель показывает цифры в списке, а ученик-соответствующее количество рисунков в секторах круга.

В конце игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить количество рисунков в них и определить, где объекты меньше и сколько.

Игра «Хлопки»

Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков).

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.
Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетради числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

Например:
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 
0 +10 = 10 - 10 + 0 = 10
1 + 9 = 10 - 9 + 1 = 10

Учитель спрашивает: "Что вы заметили при создании примеров? Дети отвечают, что числа, стоящие в тех же местах справа и слева в числовом ряду, в сумме составляют число 10»

Приведу еще один пример занимательного упражнения, которое можно выполнять в работе с классом с первого года обучения. Это делается в начале или конце урока в течение 5-10 минут, в зависимости от цели и задачи этого урока. Если весь класс или команда участвуют, то каждая группа контролирует свою команду.

В начале урока, во время устного счета, игра «Кто быстрее?". На доске примеры написаны в трех столбцах. По приказу учителя на доске идут по порядку от каждого ряда к ученику и берут мел. Учитель открывает примеры, и студенты начинают выполнять действия. После решения примера ученик кладет мел и садится. Выигрывает группа, которая быстрее и безошибочно решит все примеры. При одинаковых результатах учитывается организационная дисциплина каждой группы.

Игра поможет воспитателю собрать детскую команду, включить в активную деятельность детей более замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети учатся соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои действия, правильно и объективно оценивать действия других.

Игра для детей - важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности, что позволит ему найти наиболее правильные пути воздействия на каждого из детей. И, что тоже очень важно, игры сближают воспитателя с детьми, помогают установить с ними более тесный контакт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, игра возникает из потребности ребенка изучать окружающий мир, и жить в этом мире, как взрослые. Игра как способ узнать реальность - одно из основных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, знающего мир, создает его воображение, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, продуктом еэ может стать мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегулирование, позволяет развивать внимание и память, создает условия для абстрактного мышления. В игре преобладают игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Метод игры для включения ученика в деятельность включает в себя личный подход, в котором учитель фокусируется на личном подходе в целом, а не только на его функции ученика. Игра не развлечение, особый способ вовлечения детей в творческую деятельность, способ стимулирования их активности.

Воспитательное значение игры, ее комплексное влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органично присуща детскому возрасту и с умелым руководством со стороны взрослых способна творить чудеса.

Игра как психологическая проблема дает ученым в этой области еще много фактов о научном мышлении, есть еще много, чтобы обнаружить. Игра как проблема воспитания требует неутомимых, обыденных мыслей родителей, требует от нас творчества и фантазии педагогов. Воспитание ребенка-это большая ответственность, большая работа и большая творческая радость, которая дает осознание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию образовательного процесса и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных установок учащихся, их познавательной деятельностью, способностью самостоятельно решать нестандартные задачи и т. д.

Я считаю, что гипотеза, которую мы представили, была подтверждена. В случае нескольких факторов игра несет огромный образовательный потенциал. Учитель должен знать уровень образования навыков общения детей, уметь правильно мотивировать детей к игре, иметь в Арсенале и активно использовать игры для развития различных личностных качеств, в соответствии с конкретной задачей.

Активное внедрение в традиционный процесс обучения различных учебных мероприятий, направленных конкретно на развитие личных и мотивационных и аналитически-синтаксических сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абдульменова З.З. Игра – способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. 11

2. Аникеева Н.П. Главное о воспитании детей Спб.: Питер-Пресс.2016 128с

3.Берн Э. Игры, в которые играют люди. М. 2009

4.Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение. 2009.

5.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

6. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.

7.Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. М. 2000

8.Жуков М. Н. Подвижные игры. М.: Издательский центр Академия, 2005. 160 с.

9.Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли.- М.,2003. 90с.

10.Корнилова И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. М. 2000

11.Крупская Н.К. "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"- М.: Директ-Медиа, 2014. 558с.

12. Г.Л. Лэндрет  «Игровая терапия: искусство отношений», - М.: Международная педагогическая академия, 1994г.

13.Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите  играя. М. Просвещение, 1983

14.Мандель, Б. Р. Игрология. Феномен интеллектуальной игры в образовательном процессе: М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. 226 с.

15.Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М., 1991

16.Петрусинский В.В. Игры - обучение, тренинг. М.1994

17.Подласый И.П. Педагогика начальной школы . М.: Политиздат, 2001г. 199 с.

18.  Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.

19.Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

20.Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 352 с.

21.Столяренко, А. М. Общая педагогика . М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 479 с.

22.Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. М., 2006. 

23.Чайкина Е.Р. Особенности и потребности младших школьников/ / Начальное образование, №4, 2013

24.Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. С.8-11

25.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Педагогика, 1989

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета для учащихся

 1.  Нравится ли тебе играть в игры?

А) Да;

Б) Нет;

В) Не очень.

2.   С кем ты любишь играть?

А) С другом;

Б) С родителями;

В) С одноклассниками.

3. Сколько времени ты тратишь на игру?

А) Меньше 1 часа;

Б) Одни час;

В) Больше 1 часа.

4.  В  какие игры тебе нравиться играть?

А) Подвижные;

Б) Сюжетно – ролевые;

В) Познавательные.

5  Кто чаще всего является инициатором игр:

А) Ты;

Б) Твои друзья.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сборник игр

Игры на развитие памяти.

Пары слов

Запомнить вторые слова из пары: Кошка – молоко; булка – масло; мальчик – машина; зима – горка; стол – пирог; зубы – щетка; река – мост.

Игры на внимание.

Заметить все

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

Ищи безостановочно

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (размера, одинаковой формы, из одного материала и т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другие его дополняют.

Запомни порядок

5-6 человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит.

Маленькие обезьянки

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50, копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

Игры для развития коммуникативных умений

Клубочек

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т.д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

Найти друга

Одной половине играющих завязывают глаза, дают возможность походить по комнате и предлагают найти и узнать друга (ребенка). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, играющие меняются местами.

Рукавички

Для игры нужно вырезать из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. На каждой паре рукавичек нарисован орнамент, не похожий на другие рукавички. Ведущий перемешивает их и раздает детям, каждому по одной. По команде ведущего играющие находят свою пару, берут карандаши, и стараются как можно быстрее раскрасить свои рукавички, предварительно договорившись, в какие цвета будут окрашивать орнамент, чтобы рукавички были одинаковыми. Победителем становится та пара детей, которая быстрее всех одинаково раскрасит свои рукавички.

Дотронься до…

Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел – водит.

Сиамские близнецы

Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга рукой за пояс, одну ногу ставят возле ноги другого, и связывают их веревочкой. Теперь они сиамские близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Ведущий предлагает детям походить и побегать по комнате, повернуться, присесть, порисовать и т.д.

Поводыри

Играющие разбиваются на пары. Один стоит впереди (это «поводырь»), а другой с закрытыми глазами позади на расстоянии вытянутой руки, чуть касаясь спины впереди стоящего. По команде ведущего поводырь начинает передвигаться по комнате сначала медленно, а затем все быстрее, меняя траекторию движения. Слепой следует за поводырем, стараясь не оторваться от него. Упражнение выполняется 5 минут, затем пары меняются местами.

Упражнения на развитие внимания у ребенка

1. Игра " найти и продолжить режим."

Например, перейдите к концу строки:

2. Нарисуйте картинку на точке.

Вы сами устанавливаете картинку на листе бумаги с прямыми (горизонтальными, вертикальными, наклонными) клетками, ребенок должен нарисовать ту же картинку рядом с ней.

Постепенно картинка может усложняться, можно добавлять круги и так далее.Но так все можно нарисовать, сконцентрируясь на точках.

3. "Нарисуйте узор" - графический диктант (выполняется на листе в коробке). Эта работа развивает саморегуляцию и внимательность.

Указывает дочернему элементу начало повторяющегося элемента шаблона. Ребенок должен рисовать под диктовку, не брать карандаш с бумаги и продолжать до конца строки.

Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх. (Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).

4. "Зашифрованные цвета".

Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.

5. Разные задачи типа:

1. Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.

2. Уже нарисовано, например, 4 круга: большой - маленький - большой - большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.

6. Упражнение на распределение внимания.

В старой книжке в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой.

Народные игры

Русская народная игра «Ручеек»

Задачи: 
- развитие слухового и зрительного внимания; 

- формирование навыков ориентировки в пространстве; 

- развитие чувства ритма. 

Дети стоят в двух шеренгах, образуя пары лицом друг к другу. Первая пара является ведущей, она назначает фигуры танца: "Ручеек».

Дети выстраиваются парами в колонну, взявшись за руку с партнером, лицом к ведущей паре. Ведущая пара поворачивается, встает напротив всей колонны и начинает движение вглубь ручейка.

Первая пара пропускает идущих через воротца поднятых рук, а следующая за ней, наоборот, сама проходит через воротца идущей вглубь ручейка пары и т. д. 

Ведущая пара, дошедшая до конца ручейка, поворачивается по ходу шеренги, становясь ее завершением. Каждая следующая пара, оказавшись на месте ведущей, в свою очередь, поворачивается лицом к шеренге и начинает движение вглубь ручейка. 
Движение повторяется до тех пор, пока ведущая пара не оказывается на своем месте, дожидаясь, когда все остальные придут на свои места. Затем начинается следующая фигура. 

Украинская народная игра «Колдун»

Правила игры. Магические игроки все еще на месте. Заколдованный три раза, он стал колдуном, и его предшественник присоединился к бегству.

Играть. Выберите ведьмака перед игрой. Для этого один из игроков перед ним с ладонью тянет правую руку вниз, а другой под ней подставляет указательный палец. В команде " один, два, три!"Или в конце подсчета все пальцы тянут назад, игрок с протянутой рукой хватается за чужие пальцы . Тот,который должен сидеть, будет таким образом захвачен три раза, чтобы стать колдуном.

Все разошлись, и колдун попытался поймать кого-то и потрогать за руку. Поймал мокрый, держась за руки. Другие игроки могут заклинание его, касаясь его вручную. Однако волшебник следует за своей жертвой, и как только кто-то снимает заклинание, он пытается снова ударить, чтобы заполнить их.