Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины (Теория государства и права как юридическая наука и учебная дисциплина)

Содержание:

Введение

В своей работе я достаточно основательно постараюсь осветить основные вопросы такой дисциплины, как «Теория государства и права». Проблемы возникновения природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения в жизни общества, государственно-правовой действительности, направление и стремление развития которой, относятся к числу сложнейших и ключевых. Теоретическое понимание этих проблем ведет к объективной потребности и необходимым условиям научного управления общественными процессами.

В наше время теория государства и права более демократичная, чем в прошлые годы, доступная и открытая для восприятия и классического наследия прошлого. Она уделяет все большее внимание материальным и духовным потребностям человека, его достоинству, правовому и политическому мировоззрению, правам и свободам человека и гражданина. С восприятием идей правового государства значительно повысилось гуманистическое содержание современного учения о государстве и праве.

Любая теория, то есть система идей, понятий, представлений, суждений, приобретает статус науки, когда поднимается до выработки обобщенных и достоверных объективных знаний об определенных процессах и явлениях действительности, предлагает систему способов, приемов (механизм) использования этих знаний в общественной практике. Наука включает в себя творческую деятельность ученых по получению настоящих и правдивых знаний, а также всю сумму доступных знаний как результат научного производства. В отличие от других видов деятельности наука обеспечивает расширение знаний, открывает новые горизонты в соответствующей сфере и тем самым, стимулирует любую другую деятельность. Сама жизнь выдвинула теорию государства и права в число фундаментальных наук.

Выступая основополагающей юридической наукой, теория права и государства изучает правовые и государственные явления общественной жизни.

Можно сказать, что объектом изучения теории государства и права выступают само государство и само право, рассматриваемые в взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. При этом следует исходить из того, что государство и право, будучи самостоятельными социальными явлениями, возникают практически одновременно, в силу одних и тех же причин. Развиваются они параллельно и при этом очень тесно взаимосвязаны между собой. Как право не может существовать и развиваться без государства, так и государство не может существовать и развиваться без права. Право представляет собой важнейший инструмент, важнейшее средство, при помощи которого государство осуществляет свои функции. Естественное право, идеи свободы и справедливости определяются не государством и не им даруются, они вытекают из самой жизни. А вот нормы положительного (позитивного) права, определяющие реальное положение личности, иные юридические предписания, формулирует и издает государство. Именно в позитивном праве находит свое выражение и воплощение властная воля государства. В то же время право не может существовать вне связи с государством, так как одним из важнейших признаков позитивного права является его государственный властный характер, следовательно, государство определяет и обеспечивает такие свойства права, как общеобязательность, формальная определенность, возможность государственно-принудительной защиты. Следовательно, задача правоохранительных органов государства охранять эти предписания от нарушений. Без правотворческой и властной деятельности государства правовые нормы не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. Государство, в свою очередь, немыслимо без права как средства решения государственных задач и выполнения его фундаментальных функций. Без права государство существовать и функционировать не может. Закономерно поэтому и столь тесное взаимодействие права и государства. Именно в нормах права государство получает свое юридическое оформление, право предает государству характер четко оформленной организации, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм. В этой связи особенно велика роль конституций, которые определяют структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы деятельности. Государство и право, формируются и развиваются в тесной и непосредственной взаимосвязи с такими социальными институтами, как экономика, политика, идеология. Несомненно, государство и право выступают ядром, сердцевиной объекта теории государства и права, но только лишь этими уникальными и универсальными социальными институтами общества объект теории государства и права не исчерпывается. Объект теории государства и права – не только государство и право сами по себе, «внутри себя», но и в их действии в обществе и во взаимодействии с другими элементами общества. В содержание объекта теории государства и права может и должна включаться и та часть политической, экономической, социальной и духовно-культурной действительности, которая напрямую, непосредственно связана с юридической материей и оказывает определяющее воздействие на процесс формирования и функционирования государства и права и их институтов. Таким образом, объектом теории государства и права выступает вся государственно-правовая действительность, взятая в ее многообразии и единстве.

1. Теория государства и права как юридическая наука и учебная дисциплина

1.1 Понятие теории государства и права как юридической науки

Каждая наука представляется как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания и все науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину[1].

Во-первых, теория государства и права –учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина.

Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи учебного процесса уже добытых наукой знаний, цель науки – накопление новых сведений с использованием всего методологического арсенала.

В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна.

Теория государства и права – гуманитарная наука которая осваивается на юридических факультетах и в вузах как фундаментальная юридическая наука, она изучает сущность государство и право в целом, наиболее обобщенные закономерности и характер происхождения, дальнейшего развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии[2]. Она является одной из наиболее сложных учебных дисциплин в которой раскрыты самые теоретически важные понятия общей науки теории государства и права.

Теория государства и права характеризуется как вводная (фундаментальная) наука, потому что с нее начинается освоение юриспруденции. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решения специальных вопросов отраслевыми науками. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории права и государства. На основе изучения закономерностей права и государства теория разрабатывает и формулирует исходные юридические категории и понятия о праве и государстве, обеспечивает отраслевые науки необходимой общетеоретической базой, для выработки ими собственной теории. Общие и важные для всех юридических наук понятия права, государства, нормы права, закона, функций государства, форм государства, форм права, законности, правопорядка, правоотношения, юридической ответственности, которые лежат в основе и других отраслей права. Следовательно, теория дает исходные общетеоретические и методологические установки о праве и государстве в целом и обеспечивает единообразный подход к анализу и оценке всех сторон, аспектов государственно-правовых явлений. Поэтому именно теория государства и права является исходной по отношению к другим юридическим наукам.

Также теория государства и права является общественной (социальной) наукой, так как государство и право – это явление социальное, их существование вне общества невозможно. Она так же изучает и общественные отношения, систему взаимосвязи и взаимодействия людей и их организаций (систему общественных отношений).

1.2 Классификация юридических наук

Как уже отмечалось, теория государства и права – это юридическая наука, а каждой науке свойственна своя структура, то есть форма (порядок) строения, организации и функционирования юридического теоретического знания в виде отдельных научных дисциплин в рамках единой юридической науки.

Существуют различные классификации юридических дисциплин. В современной теории юриспруденции выделяют следующие группы юридических наук[3]:

•историко-правовые науки (всеобщая история государства и права, история отечественного государства и права, история политических и правовых учений);

•теоретико-правовые науки (включают в себя собственно теорию государства и права и права, историю государства и права России, историю государства и права зарубежных стран, историю политических и правовых учений, философию права);

Общим для всех упомянутых научных дисциплин является их объект – государства и право, а различным – предмет изучения. Если теория государства и права изучает государство и право, абстрагируясь от их конкретно-исторических черт, то история государства и права акцентирует внимание на закономерностях государства и права, проявляющихся на определенных исторических этапах на конкретной территории. История политических и правовых учений изучает государство и право через призму теоретических взглядов мыслителей прошлого.

•отраслевые юридические науки (конституционное (государственное) право, административное право, гражданское право, уголовное право, уголовный и гражданский процесс, трудовое, земельное, экологическое право и др. науки, имеющие в качестве объекта изучения различные отрасли права. Сколько существует отраслей права (величина непостоянная), столько и видов отраслевых наук).

Их взаимосвязь с теорией государства и права заключается в том, что они используют выработанный в ее рамках категориальный аппарат, например, понятия правоспособности, дееспособности, субъективного права и другое, а также предоставляют широкий эмпирический материал применения отдельных правовых институтов в юридической практике, позволяющий в некоторых случаях пересмотреть и совершенствовать устоявшиеся общетеоретические представления о государстве и праве.

•прикладные (комплексные) юридические науки (криминалистика, криминология, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая психология, правовая статистика и т.д.);

Их особенность в том, они используют знание, выработанное неюридическими отраслями знания: физикой, химией и т.д.

•международно-правовые науки (международное публичное право и международное частное право);

Эти науки выделены в отдельный блок, так как не могут быть отнесены к отраслевым дисциплинам, а сами в свою очередь состоят из ряда отраслей. Например, международное публичное право включает международное гуманитарное право, международное право охраны окружающей природной среды и т.д. Для теории государства и права они значимы тем, что в познании государственно-правовых явлений не позволяют ограничиваться национальным правопорядком, а расширяют предмет ее изучения за счет включения в него права, характерного для всего мирового сообщества в целом и отдельных государств[4].

Итак, теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием – юриспруденция. Существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право – явление сложное и многократное, имеющее непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества.

1.3 Место теории государства и права в системе гуманитарных и общественных наук

Теория государства и права являясь базовой юридической наукой (базовой, основополагающей, но не единственной) находится в тесной связи с иными гуманитарными отраслями знания и с отдельными видами юридических наук. Сближает их тот факт, что общим объектом их изучения в конечном итоге выступает общество и место человека в нем. Безусловно, наиболее близко теория государства и права связана с такими науками, как:

Философия, будучи фундаментальной наукой, «царицей всех наук», философия обеспечивает теорию государства и права выработанными в ее рамках методами познания. Соотношение теории государства и права и философии права проявляется в том, что они органически сочетаются друг с другом, взаимно дополняют друг друга, но вместе с тем они не взаимозаменяют друг друга. Теория государства и права занимается выявлением и изучением общих закономерностей развития государства и права, а философия права имеет дело в основном с процессом познания и объяснения сути правовой материи, с процессом изучения и философского объяснения правового бытия. Теория государства и права изучает позитивное право, право сущее, право, как действующий и действенный социальный регулятор. Философия же права, основываясь на естественно-правовом концепте, изучает, в первую очередь, право должное, право, как определенный идеал. Теория государства и права широко использует философские категории и общие понятия, такие как «функция», «отношение», «свобода», «ответственность», «обязанность», «развитие», «форма и содержание», «причина и следствие», «цель и средство» и т.д.

История предоставляет в распоряжение теории государства и права обширный практический материал, позволяющий проверить и обосновать те или иных теоретические положения. Теория государства и права тесно связана с общей историей. Общая история как наука об этапах развития общества предоставляет богатый фактический материал, обобщение которого и позволяет сформулировать общие закономерности развития права и государства. Именно на основе предоставленной исторической наукой фактологической базы теория государства и права строит свои модели познания. Не зная тех исторических процессов, которые происходили в обществе, сложно проследить динамику развития государства и права.

Не менее значима связь теории государства и права с политологией. Политология – это наука о политических процессах, происходящих в обществе[5]. Политология изучает политику, её формы, политические процессы и политические объединения, в том числе партии, средства достижения политической и государственной власти, соотношение гражданского общества, государства и личности. Политология специально не изучает право, но среди методов достижения власти праву придаётся первостепенное значение, а политические процессы, происходящие в обществе, оказывают безусловное влияние на правотворческую деятельность. Если политология рассматривает государство именно с политической точки зрения, теория государства и права изучает политико-правовую сторону государства.

Теория государства и права взаимодействует и с социологией. Социология – наука об обществе в целом и отдельных его структурах, социальных группах, социальных процессах, закономерностях индивидуального и группового поведения. Свои выводы социология основывает на эмпирических данных и социальных экспериментах. Объектом социологического исследования становятся все без исключения социальные явления, в том числе и государственно-правовые. Социология, как и философия, является средством познания права и государства, а познавая их, она углубляет и уточняет свой собственный предмет.

Теория государства и права связана с психологией – без знания психологических процессов, психологических концепций в теории государства и права невозможно изучение таких важнейших составляющих предмета теории государства и права, как правовое сознание, правовая культура, правовое поведение и т.д[6].

Несомненна связь теории государства и права с экономикой. Экономика – это наука о производстве, распределении и потреблении материальных благ в обществе. Тесное взаимодействие экономической науки и теории, их взаимопроникновение позволяет определить пределы и формы зависимости права от экономики, и наоборот, а также способы её правового стимулирования.

Государство влияет на экономику, регулируя отношения в этой сфере с помощью правовых норм. А состояние экономики, в свою очередь, оказывает самое непосредственное влияние на государственно-правовую жизнь, на процесс правотворчества, определяя содержание правовых норм, необходимых в конкретный период для эффективного функционирования экономики. Без знания экономических процессов нельзя строить модели взаимодействия государства и общества. Экономика позволяет определять и видеть, каков уровень материального развития общества, а уровень развития государства и права, степень правовой свободы личности во многом определяются именно уровнем материального (экономического) развития общества.

Связь теории государства и права с другими юридическими науками носит двусторонний, взаимообусловливающий характер, следовательно, и юридические науки оказывают воздействие на развитие теории государства и права, обогащая ее новыми закономерностями, общими и частными правовыми теориями, дефинициями и категориями. Обогащение государствоведения и правоведения новейшими достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям практики.

2. Предмет, функции и методология теории государства и права

2.1 Предмет теории государства и права и его особенности

Итак, предмет науки – это часть, сторона, тот или иной конкретный аспект объекта, исследуемые наукой; это круг основных, наиболее существенных вопросов, которые она изучает, на которые и направлено научное познание. Наличие четко определенного предмета свидетельствует о научной зрелости, относительной самостоятельности рассматриваемой отрасли знаний и научной дисциплины. Предметом любой науки выступают определенные общие и частные закономерности, то есть наиболее общие, устойчивые, типичные и повторяющиеся характеристики и взаимосвязи явлений и процессов.

Предметом теории государства и права выступают наиболее общие, существенные и значимые закономерности (причинно обусловленные связи и отношения) возникновения и развития государства и права и их отдельных институтов, которые определяют развитие государства и права, одинаково свойственны всем типам государства и права[7].

Причем это такие закономерности, которые характерны для любого государства, любого права, на всех этапах их существования и развития: возникновения государства и права; понятия и сущности государства и права, сочетания в ней общечеловеческих, классовых начал; функционирования государства и права; эволюции и развития форм государства; существования и развития форм и источников права; осуществления государственной власти; понятия и сущности нормы права; понятия и сущности правоотношения; реализации права; осуществления правового поведения, включая сюда правонарушения; юридической ответственности; правового сознания как групп, так и отдельных индивидов; развития демократии, законности и правопорядка; прав и свобод личности; формирования правового государства.

То есть, речь идет о таких закономерностях, которые, по сути, носят вневременной и внетерриториальный характер. Теория государства и права исследует не какие-либо конкретные государства или системы права, а общие закономерности их возникновения, развития и функционирования. Предмет теории государства и права не статичная, а динамичная категория, изменяющаяся и развивающаяся с развитием самого общества, его политической, правовой, экономической и идеологической системы.

По мнению В. В. Лазарева предметом общей теории государства и права выступают право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры[8].

С. А. Комаров считает, что теория государства и права выясняет объективные законы общественного развития, отраженные в государстве и праве, их социально-политические цели, вскрывает механизм государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденции его развития[9].

В. М. Корельский и В. Д. Перевалов отмечают, что предметом науки теории государства и права служит многостороннее и сложное взаимодействие общества и государства, роль и место государства и права в политической системе общества. Она изучает не только государственно-правовые явления и процессы, но и представления людей о них. В ее предмет входит общественное, групповое и индивидуальное политическое и правовое сознание[10].

Несмотря на различные подходы к определению предмета теории государства и права и возникающие вследствие этого различные представления об этой научной категории разных авторов, занимающихся проблематикой предмета теории государства и права, все определения предмета теории государства и права схожи, в первую очередь, в том, что они исходят из общих черт, характеризующих предмет теории государства и права и обеспечивающих изучение государства и права как единых и целостных систем, познания их общих закономерностей возникновения, развития и функционирования.

2.2 Функции теории государства и права

Теория государства и права выполняет ряд разнообразных функций, характеризующие цели, которые ставит перед собой наука в процессе изучения государства и права, проявляющихся в основных направлениях воздействия на общество:

Онтологическая – первая и отправная, эта функция исследует основы и принципы бытия государства и права, ее сущность, структуру и закономерности, она отвечает на такие вопросы, как, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т.д[11].

Гносеологическая (познавательная) функция проявляется в получении новых знаний о государстве, праве и иных тесно связанных с ними явлениях, их существенных чертах, закономерностях, тенденциях функционирования и развития[12].

Аксиологическая функция предполагает, что она вырабатывает ценностные ориентиры в сфере государственно-правового регулирования.

Прогностическая функция предполагает, что знание базовых закономерностей функционирования государства и права выступает платформой для прогнозирования их дальнейшего развития, их качественного и количественного изменения, проявления тех или иных черт и особенностей.

Эвристическая функция. Эвристика – это искусство нахождения истины, новых открытий. Эта функция предполагает, что теория государства и права постоянно открывает новые закономерности происхождения, развития и функционирования государства и права, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция выражается в том, что знание основополагающих законов государства и права выступает средством получения и приращения новых сведений о различных юридических явлениях в рамках иных наук. Выражается в выработке методов и принципов познания государственно-правовых явлений, проявляется в разработке приемов и способов использования знаний для решения теоретических проблем юриспруденции.

Идеологическая функция. Идеология – система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Эта функция означает, что, отражая соответствующие конкретно-историческим условиям представления о государстве и праве, она неизбежно формирует определенное отношение к этим явлениям у граждан, их систему представлений, идеалов, чувств и эмоций.

Прикладная функция не столь велика и очевидна по сравнению с иными направлениями ее воздействия на реальную действительность, так как для данной науки характерен высокий уровень абстрагирования от реальных политико-правовых условий, однако и здесь можно констатировать определенное влияние теоретических знаний на механизм принятия тех или иных властных (государственных) решений – правотворчество и правоприменение.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе они дают полное представление о назначении теории государства и права.

2.3 Методология теории государства и права и её основные принципы

Методология теории права и государства представляет собой комплекс связанных методов, принципов и парадигм при помощи которых исследуется правовая действительность. Методологическое исследование заключается в применении совокупности определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных способов для изучения основных, общих закономерностей возникновения и развития, а также сущности государственно-правовых явлений.

Принципы общетеоретического исследования.

При изучении права и государства следует обязательно руководствоваться общими исходными началами – принципами, без которых невозможно действительно научное их познание. Методологические принципы – мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета, которые помогают исследователю сконструировать определенную теоретическую модель.

Важнейшими принципами общетеоретического исследования являются[13]:

1) историзм;

2) объективность;

3) конкретность (всесторонность);

4) плюрализм.

Принцип историзма по сути является историческим подходом к изучению той или иной проблемы, того или иного явления. В соответствии с принципом историзма правовые и государственные явления исследуются в развитии, в их исторической взаимосвязи, то есть отслеживается процесс их изменения с течением времени. Таким образом, изучая право и государство, теория устанавливает и анализирует причины их происхождения, прослеживает основные этапы развития и изменения и с этой точки зрения дает научную оценку современного права и государства.

Принцип объективности означает истинное отражение процессов государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о праве и государстве, вскрывает их сущность, формулирует основные закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, то есть реальное явление общественной жизни.

В соответствии с принципом конкретности точно учитываются все условия, в которых находится объект познания, то есть право и государство, выделяются главные, существенные свойства, связи и тенденции их развития. Практика, в любом случае, подтверждает истинность или неистинность научного познания. Значит, научное знание будет только тогда истинным, когда найдено, воспроизведено или создано явление, соответствующее этому знанию.

Универсальный принцип плюрализма означает многоаспектность в исследовании права и государства, свидетельствует о том, что научное познание учитывает и противоречивые взгляды на одно и то же правовое или государственное явление, неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. В соответствии с принципом плюрализма теория должна изучать все стороны и свойства каждого конкретного явления.

Для понимания общих закономерностей его происхождения необходимо учитывать и представления других теорий, которые с иных позиций объясняют процесс возникновения государства. А однолинейный подход, то есть подход без учета различных, порой противоречивых взглядов на одно и то же явление, приводит к неполным, односторонним выводам, которые не могут объяснить действительную сущность этих явлений и процессов и определить их практическое значение в жизни общества.

Юриспруденция, так же, как и любая другая научная дисциплина, вырабатывает и опирается на определенные исходные положения, которые можно назвать парадигмами юриспруденции.

Парадигма – совокупность теоретических предпосылок, которые имеют место в данное время и признаются большинством ученых.

Так, на основе анализа истории развития юриспруденции к современному периоду стало очевидным, что гражданское общество может формироваться и нормально функционировать, опираясь лишь на демократические законы.

Кроме того, есть парадигмы юриспруденции, которые относятся, как бы к внутреннему строению самой правовой системы. К их числу можно отнести такие парадигмы, как: носителем суверенитета и единственным источником власти является государствообразующий народ; государственная власть должна иметь четкую иерархическую структуру; источники права выстраиваются строго по юридической силе актов, начиная с конституции страны, законов, подзаконных актов и т.д.

К категории парадигм юриспруденции следует отнести и положение о единстве понятий и категорий, существующее в государственно-правовой сфере. Это положение распространяется даже на юриспруденцию всех стран планеты. Дело в том, что нельзя, например, в понятие «право» вкладывать один смысл в России и совсем другой – во Франции. Тогда юристы разных стран будут разговаривать совершенно на разных языках и не поймут друг друга.

Общефилософскими называются методы познания, берущие свое начало в философии (методы мировоззренческие), которые определяют концепцию (базу) познания.

Основополагающими философскими методами являются диалектический и метафизический методы познания.

Диалектика – это система научных взглядов и учений о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В рамках диалектического подхода государство и право рассматриваются как явления, находящиеся в постоянном и непрерывном развитии. Причем это развитие происходит по восходящей вертикальной спирали (от простого к сложному, от низшего к высшему). Каждый виток спирали – это определенный этап в развитии государства и права, и на каждом таком этапе каждое государственно-правовое явление проходит ряд последовательных стадий, начиная от зарождения (формирования) явления, его развития, затем постепенное отмирание и переход на новый виток развития. При этом нужно иметь в виду, что каждое государственно-правовое явление на каждом витке спирали само себя воспроизводит (повторяет), но уже на качественно ином уровне.

С точки зрения диалектического подхода развитие осуществляется на основе объективных законов диалектики, их три[14]:

1) Закон перехода количественных изменений в качественные (например, смена экономических формаций).

2) Закон отрицания – каждое новое государственно-правовое формирование отрицает предыдущие, но само оно отрицается последующим (например, советское государство своим существованием отрицало Российскую империю и теперь современное российское государство отрицает советское государство).

3) Закон единства и борьбы противоположностей. Действие этого закона проявляется в том, что, с одной стороны, государственно-правовые явления между собой тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга, но, с другой стороны, они находятся в постоянном противоборстве и противодействии друг другу. Именно такое противоборство позволяет выявить общие точки соприкосновения между этими явлениями и позволяет им взаимно сосуществовать и развиваться.

Метафизика – философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия, постигаемых путем умозрения.

С точки зрения метафизического подхода государство и право рассматриваются как явления, существующие вечно и неизменно, и независимо друг от друга. Метафизика исключает любое чувственное познание

Общенаучные методы – это такие методы познания, которые выработаны различными науками и применимы в различных науках.

Не отрицая такого подхода, можно заметить, что общими методами они называются потому, что их использование позволяет получить общее представление об изучаемом предмете. К числу общенаучных методов относятся следующие[15]:

  1. методы абстрагирования и конкретизации;
  2. метод анализа и метод синтеза;
  3. метод дедукции и метод индукции;
  4. логические методы познания;
  5. исторический метод познания;
  6. системно-структурный метод;
  7. функциональный метод.

Метод абстрагирования – предполагает восхождение от конкретного к абстрактному, в процессе которого происходит очищение изучаемого явления от внешних несущественных признаков (познав человека, мы познаем человечество).

Конкретизация – это процесс, обратный абстрагированию, предполагающий нисхождение от абстрактного к конкретному (познав человечество, мы познаем человека).

Анализ как метод познания предполагает разделение изучаемого явления на элементарные составные части, изучение каждой из этих частей в отдельности, в результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает явление в целом. Расслоение целого на составные части позволяет выявить строение, структуру изучаемого объекта. Одна из форм анализа – классификация предметов и явлений.

Синтез – использование метода синтеза предполагает искусственное объединение нескольких однопорядковых изучаемых явлений в единую целостную конструкцию и изучение свойств этого целого. В результате чего можно сделать вывод о том, какими свойствами обладает каждое из этих явлений (отрасли права объединяем в одну систему и смотрим, какими свойствами обладает право в целом). Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве, поскольку предполагает процесс объединения в единые целые части, свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа.

Логические методы познания – это такие приемы и способы изучения государственно-правовой материи, которые основываются на законах и правилах формальной логики (индукция, дедукция, правило кругов Эйлера, правило доведения до абсурда, правило доказательства от обратного и т.д.).

Индукция – путь познания, направленный от частных суждений к общим, который заключается в описании конкретных фактов, непосредственно наблюдаемых людьми, чувственных данных. Затем они обобщаются, и из них выводится общее правило. Иначе говоря, прием индукции заключается в изначальном познании отдельных (первичных) сторон или свойств права и государства, на основе которого затем даются обобщения различного уровня.

Например, выявив признаки государственного органа, можно сделать вывод о том, что такое орган государства. Сформулировав понятие органа государства, можно сделать более обобщенный вывод о том, что такое механизм государства (совокупность государственных органов).

Дедукция – это путь от общего к частному. Это метод познания, при помощи которого исследователь на основе общих свойств явления делает вывод о частных свойствах. При использовании этого метода процесс исследования протекает в обратном порядке, чем тот, который характерен для индуктивного метода. В данном случае общие закономерности и свойства права и государства познаются посредством логических умозаключений, от общих суждений к частным. Постепенно указанные закономерности и свойства расчленяются на определенные группы, единичные образования, после этого им дается научная оценка (определение).

Например, познание права можно начать с изучения его общих признаков и общесистемного строения, а после этого обратиться к анализу отрасли и права как наиболее крупного структурного подразделения системы права, после чего выявить существенные признаки и свойства подотраслей, правовых институтов и завершить этот процесс исследованием правовой нормы (первичного элемента системы права) и ее структуры.

Исторический метод познания характеризуется конкретно-историческими, историко-эмпирическими формами изложения материала и основывается на том, что выявление сущности изучаемого явления основывается на изучении той исторической обстановки, тех исторических условий, в которых это явление сформировалось.

Системно-структурный метод – это совокупность методологических подходов, приемов и принципов изучения государства и права, многих государственно-правовых явлений как систем. Данный метод исходит из следующего: система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов: она образует единство со средой; любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой исследуемой системы обычно выступают как системы более низкого порядка.

Рассматриваемый метод основывается на том, что все государственно-правовые явления между собой очень тесно взаимосвязаны; они являются элементами одной системы и для их изучения и понимания необходимо определить их место в этой системе и взаимосвязь с другими элементами этой системы.

Для того чтобы познать явление, нужно выявить его структуру и выделить структурные элементы.

Функциональный метод используется для выделения в государственно-правовых системах составляющих структурных частей с точки зрения их социального назначения, роли, функций, связи между ними и основывается на том, что для изучения явления необходимо определить его функции и назначение (например, для того, чтобы понять сущность государства, нужно познать его функции).

Частнонаучные методы – это такие способы изучения, которые используются для изучения отдельных наук или некоторых разделов и сторон науки и позволяют исследователю получить наиболее полное представление об отдельных сторонах и аспектах изучаемого явления или процесса.

Статистический метод основывается на количественных способах получения данных, выраженных в количественной форме, объективно отражающих состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений.

Статистические исследования включают в себя несколько стадий: статистическое наблюдение; сводную обработку статистических данных; анализ.

Метод моделирования – изучение государственно-правовых явлений, процессов и институтов на их моделях, т.е. путем мысленного воспроизведения исследуемых объектов. Суть его заключается в том, что между различными государственными и правовыми явлениями имеется определенное сходство; зная свойства и признаки одного из них (модели), можно с достаточной степенью точности судить о других.

Метод конкретно-социологических исследований. Суть заключается в анализе, переработке и отборе необходимой достоверной информации о важнейших сторонах юридической практики, развития и функционирования государственных и правовых институтов в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соответствующих практических решений.

Для успешного проведения исследований в области государства и права используются разнообразные приемы: анализ статистических и архивных данных, официальных сообщений и документов, материалов; наблюдение; обследование; устные и письменные опросы, анализ общественного мнения; методы математической и компьютерной обработки; эксперимент.

В познании закономерностей, свойств и тенденции развития права и государства важное место занимает сравнительный метод, который состоит в сопоставлении сравнимых юридических понятий, явлений и процессов государственно-правовой жизни, выяснении между ними сходства или различий и выработки на основе этого определенных оценок и выводов. В результате сравнения устанавливается качественное состояние государственно-правовой системы в целом либо отдельных государственно-правовых институтов, юридических норм.

Сравнение позволяет, с одной стороны, выявить в исследуемых объектах сходные признаки, а с другой стороны, установить различия между ними.

Значение сравнительного метода в правоведении и юридической практике исключительно велико. На основе и в результате сравнения наука установила, что право и государство, в процессе исторического развития, постоянно совершенствуются и изменяются.

Разновидностью сравнительного метода является историко-сравнительный, который предполагает сравнение государственных и правовых институтов, форм правления и национально-государственного устройства, политических режимов в различные периоды исторического развития.

Формально-юридический метод вытекает из самой природы государства и права, помогает описать, классифицировать и систематизировать государственно-правовые явления, исследовать их внешнюю и внутреннюю формы. Он примени м при анализе форм государства, при определении и юридическом оформлении компетенции органов государства и др.

Методы теории государства и права, как уже говорилось, тесно связаны с ее предметом. Предмет отвечает на вопрос, что изучает теория, а методы – как, какими способами она это делает.

прочем, в сегменте подержанных автомобилей Россия является одним из первых клиентов Китая. Дело в том, что министерство торговли КНР только этой весной разрешило экспорт авто с пробегом.

Помимо России интерес к поставкам уже проявили Камбоджа, Мьянма, Лаос и Вьетнам. Компания не самая воодушевляющая.

— Любому товару находится своя цена, даже какому-то хламу. Если с Дальнего Востока везут праворульные «рэнджи», и они находят своего потребителя, то и китайские машины найдут своего потребителя, — считает директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

Сейчас доля китайских производителей на российском рынке новых легковых автомобилей колеблется в районе 2%, в категории б/у — и того меньше. При этом динамика положительная. В I квартале 2019 года на вторичном рынке России было продано 17,5 тыс. китайских автомобилей, сообщал «Автостат». Самыми популярными моделями стали Chery Tiggo и Lifan Solano.

В лидерах российского рынка всегда были модели массового сегмента: раньше — Ford Focus (весной Ford объявил об уходе с российского рынка легковых автомобилей. — Ред.) и модели АвтоВАЗа, сейчас — Hyundai Solaris и Hyundai Creta, KIA Rio, LADA Vesta и LADA Granta, перечисляет Михаил Чаплыгин, генеральный директор «Auto-Dealer-СПб».

— Успехи китайских машин в этом году во многом обусловлены локализацией моделей Haval в России и Geely Atlas в Республике Беларусь, — добавляет эксперт.

Резкого роста числа подержанных авто из Китая эксперты не ожидают. Во-первых, помешают высокие таможенные пошлины на импорт «вторички» (экспортировать в Мьянму или Нигерию в этом смысле гораздо проще), во-вторых, двукратная девальвация рубля сделала покупку подержанных иномарок во многом бессмысленной.

— Рубль подешевел к доллару на 100%, а цены на иностранные автомобили в России поднялись на 45–55%. Поэтому многие автомобили в валютном выражении сейчас стоят у нас на порядок дешевле, чем такие же автомобили в странах, где они продаются за доллары и евро, — объясняет Владимир Моженков.

ем не менее переориентация на более дешевые модели неизбежно происходит, и это симптом крайне депрессивного состояния автомобильного рынка в России.

Стоимость бюджетных моделей вроде Hyundai Solaris в хорошей комплектации уже приближается к миллиону рублей. Средний срок владения автомобилем увеличился с трех до почти пяти лет — жители России не могут позволить себе так же часто менять машины, как раньше. При этом средняя цена автомобиля растет от 5% до 10% в год, а покупательная способность населения падает, говорит Целиков из «Автостата».

В предыдущие два года продажи восстанавливались после кризисного 2016 года, но в последние месяцы этот краткосрочный рост заглох. По данным о регистрациях автомобилей, авторынок РФ в мае просел сразу на 18%, писал «Коммерсантъ». 2019 год отрасль, скорее всего, снова закончит в минусе. Реалистичный прогноз по продажам — 1,7 млн автомобилей по сравнению с 1,8 млн годом ранее.

— Хочется верить, что эта депрессия перерастет в позитивные ожидания, и рынок на это отреагирует. Все же отложенный спрос с каждым годом увеличивается. Но, как мы знаем, реальные доходы российских граждан снижаются уже на протяжении пяти лет. Первое полугодие 2019-го такую тенденцию, к сожалению, продлило, и признаков улучшения ситуации пока не предвидится, — сетует Моженков.

Пока рано говорить, что отношение к автомобилям в России меняется. В то же время возможности купить машину в нашей стране сильно снижаются. В последние двадцать лет потребление автомобилей расширилось за счет насыщения рынка и широкого ценового диапазона. Сейчас для семей, которые собирались купить автомобиль и вдруг у них не хватило денег, чтобы реализовать собственную мечту, потеря возможности купить автомобиль очень драматична. Но эта потеря скорее связана со статусными характеристиками, чем с удовлетворением потребности в перемещении.

Культ личного автомобиля в России выражен даже больше, чем в развитых странах, по крайней мере в Западной Европе. В этом смысле Россия запаздывает. У нас личный автомобиль по-прежнему является значимым товаром демонстративного потребления для очень широких слоев общества. В более развитых странах это чаще средство передвижения, а не предмет престижа.

Конечно, это зависит от конкретных стран: автопарки Германии, например, существенно моложе, традиция часто менять автомобиль там развита больше. Однако французы намного спокойнее относятся к тому, что кто-то ездит на старом автомобиле. Им это даже нравится больше.

Даже более дешевые марки автомобилей в России являются сигналом социального статуса. У каждого социального слоя свои престижные марки. Средний горожанин России с восторгом скажет про машину Volkswagen. Хорошо обеспеченным и в голову не придет упоминать о высоком статусе этой марки.

Помимо финансового состояния есть и другие определяющие факторы наличия автомобиля. В нашей стране сравнительно хорошо развит общественный транспорт, и для жителей крупных городов владение автомобилем становится все больше обременением, чем пользой.

В крупных агломерациях создание общественного транспорта или индивидуальных транспортных услуг будет вытеснять потребность в собственных автомобилях. Кроме того, свое влияние сейчас будут оказывать услуги каршеринга и относительная дешевизна такси, индивидуальных перевозок. Эта тенденция точно будет развиваться очень быстро.

С другой стороны, здесь есть еще компоненты, связанные с заработками. Для многих наличие автомобиля является фактором, обеспечивающим возможность для индивидуального заработка.

Слухи о бое, в котором погибли трое российских граждан, появились в конце июня 2019 года. Якобы несколько не то военнослужащих, не то частных подрядчиков погибли в столкновении на нефтяных полях к северу от Пальмиры. «Новая газета» выяснила: убитые работали на частную военную компанию, с 2018 года обосновавшуюся в подмосковной Кубинке, под крылом знаменитой 45-й отдельной гвардейской бригады спецназа ВДВ.

Сначала мы узнали позывные погибших. Имена двоих из них, «Танкиста» и «Шамана», нам удалось установить и подтвердить документально. О третьем погибшем пока мало что известно, только его позывной — «Кайрат».

«Танкист» — это Алексей Л. (в целях безопасности родственников фамилию не называем) из Перми, ему было 32 года. Отучился в ПТУ на столяра, в 2004–2006 гг. прошел срочную службу в мотострелковой части. Работал в родной Перми охранником. Осенью 2014 года вступил в батальон «Амур», действовавший на территории так называемой «ЛНР», весной 2015 года перешел в ЧВК «Вагнера». Участвовал как в украинских, так и в сирийских командировках. Не позднее осени 2018 года сменил компанию и завербовался в ЧВК «Щит». Родственники Алексея Л. приняли решение не общаться с прессой.

«Шаман» — это Давид Хонда, он же Петр Ш., ему было 42 года. Родился в Хакасии. Срочную службу в 1995–1997 гг. прошел в железнодорожных войсках. Дальше, видимо, успел поработать в милиции. В анкете Хонда указал, что в 2004 году окончил «красноярский филиал высшей школы милиции», но учебного заведения с таким наименованием в Красноярске в тот период не было. Красноярская Высшая школа милиции (а не филиал) еще в 1998 году была преобразована в Сибирский юридический институт МВД России. Позднее Хонда какое-то время служил во Французском иностранном легионе. Возможно, с легионом связано изменение имени: Петр Ш. официально по документам стал Давидом Хондой.

Вернувшись из легиона, Хонда, как и Алексей Л., в 2014–2015 гг. воевал на территории Луганской области, в батальоне «Витязь».

В ЧВК «Вагнера» он был с сентября 2015 года, а в «Щите» появился с осени 2018-го. Похоронен на родине в Хакасии 25 июня 2019 года.

С родными Давида Хонды нам удалось поговорить. О своих «командировках» он почти ничего не рассказывал, когда последний раз уезжал, кратко сказал: «В Сирию». Его тело в цинковом гробу привез один из сослуживцев, представившийся Александром.

Сопровождающий передал документы: справку на арабском языке и перевод на русский язык, заверенный красной печатью «войсковой части полевая почта 23944» без какой-либо подписи. Согласно тексту перевода, Давид Петрович Хонда погиб 15 июня 2019 года, причиной смерти стало «кровоизлияние головного мозга в результате осколочного взрыва» (так в тексте документа. — Ред.). Справки подписаны «военным судебным доктором» — бригадным генералом Гассаном Али Дарвишем и начальником «реабилитационной больницы Заги Азрак» — бригадным генералом Шафиком Абасом.

Кроме арабского документа с переводом прилагались справки со штампом в/ч п/п 23944 за подписью командира отделения приема, хранения и транспортировки тел погибших и начальника медслужбы о том, что цинковый гроб с телом гражданина Хонды Давида Петровича запаян и посторонних вложений не имеет.

Как известно из открытых источников, «войсковая часть полевая почта 23944» — условное наименование группировки Вооруженных сил России в Сирии. Как командир в/ч п/п 23944 летом 2018 года подписывал документы генерал-полковник Александр Журавлев, командовавший группировкой, согласно «Российской газете», с декабря 2017 года до сентября 2018 года. О расположении в/ч п/п 23944 в «населенном пункте Хмеймим» сказано в нескольких решениях российских судов.

Увы, документы о смерти Хонды, привезенные из Сирии, не позволяют получить российскую справку о смерти.

«Нам не выдают справку о смерти. У нас же вскрытия в России не было, а тот перевод, который есть, как нам объяснили, не годится, так как тот, кто переводил, не имеет полномочий. Отправили нас в военкомат, а там говорят, ничего не знаем, он [Хонда] в частной компании был, у нас сведений нет», — рассказала родственница Хонды.

Обстоятельства боевого столкновения, в котором погибли сотрудники частной военной компании, точно не известны. По предварительным данным, оно могло произойти 15 июня 2019 года примерно в 50 километрах от Твенана в сторону линии разграничения. Дата подтверждается как сирийскими документами, так и данными социальной сети: в этот день Алексей Л. последний раз посетил свою страницу в «ВКонтакте». Якобы террористы осуществили подрыв какого-то автомобиля, и группа частных военных подрядчиков из ЧВК «Щит» выдвинулась на место для выяснения обстановки, но сама попала под минометный обстрел. Достоверно известно, что группа потеряла троих человек убитыми, один боец был ранен.

Что-то в начале прошлого века происходило такое с художественным вкусом россиян, что они тихой сапой стали обладателями лучших коллекций современной французской живописи, самой передовой на тот момент в мире. Париж и до первой мировой, и десятилетие позже оставался «столицей мира». Сюда стремились со всего света, среди завсегдатаев города-светоча были и потомки купцов-старообрядцев — Сергей Иванович Щукин и братья Морозовы, Иван Абрамович и Михаил Абрамович. Братьев было, собственно, трое, но младший Арсений выбрал роль неклассического дурачка, которому так и не предстоит поумнеть. Он презирал обоих старших, увлекался лишь собаками, а жизнь кончил нелепо — поспорив, что не боится боли, выстрелил себе в ногу, вроде бы неопасно, но врачи так и не спасли от заражения крови.

Так что выставка «Братья Морозовы. Великие русские коллекционеры», открытая в главном штабе Эрмитажа, посвящена двум старшим, они покупали тех Сезаннов и Ван Гогов, Гогенов и Моне, что составляют сегодня гордость московских и петербургских собраний. Благодаря им и Щукину, коллекционерам, забытым на долгие десятилетия советского морока, случилось то, что еще недавно казалось невозможным. Два важнейших музея западного искусства, Эрмитаж и ГМИИ имени Пушкина, наконец-то, объединились ради совместной работы. Выставка Щукина на Волхонке и братьев Морозовых на Дворцовой напоминают не столько об истории коллекций, сколько истории вкуса, его замысловатых приключениях и том упорстве, с которым удивительное меньшинство вольно или невольно борется с консервативным и при этом агрессивным мышлением современников.

Морозовы с Щукиным не соперничали — они не ссорились, даже если посещали ателье вместе, собирали одних авторов, но совсем разное. В Париже были и другие энтузиасты нового искусства, прежде всего брат и сестра Стайны. Знаменитая писательница Гертруда Стайн любила и импрессионистов, и Пикассо, но, в отличие от русских, американцы относились к собственному выбору довольно свободно: едва «устали» от того же Пикассо (скорее в очередной раз деньги кончились), как стали его продавать — так в Москве появилась «Девочка на шаре». При этом Щукин у парижских маршанов, тамошних галеристов, покупал, словно прижимистый купец на большой ярмарке, а Иван Морозов никогда не торговался, зато долго и целеустремленно охотился за тем, что ему было нужно.

После ранней смерти Михаила Абрамовича (пора, наверное, утешить взволнованных отчеством: оно не указывает на еврейские корни; учите имена у старообрядцев) его вдова подарила три четверти картин Третьяковке, затем им поменяли место хранения — так, в Петербург из ГМИИ сейчас привезли знаменитую «Белую ночь. Осгардстран («Девушки на мосту») Эдварда Мунка.

Иван Морозов собирал не только французов, есть в Главном штабе и испанцы, и американцы. Но французы были главнее, причем не только те, кто определял вектор движения, но и младшие современники, забытые сегодня Эдмон Лампрер, Тони Минарц, Луи Шарло. Была и русская часть коллекции, 310 работ, от Боровиковского до Врубеля; Морозов первым купил картину у Шагала, благодаря чему тот, говорят, смог таки жениться на Белле.

Подобные коллекции трудно собрать одному. Морозов прислушивался к мнению художников, прежде всего Сергея Виноградова (он консультировал и Михаила) и Игоря Грабаря. Среди советников был Валентин Серов.

Морозов так верил его мнению, что в итоге не только приобрел ряд выдающихся работ, но с не меньшим размахом отказался от ряда шедевров.

Зато Серов увековечил коллекционера на фоне цветистых, словно магрибский ковер, «Фруктов и бронзы» Анри Матисса. На выставке натюрморт висит справа от самого портрета. Слева — другой серовский портрет, брата Михаила.

Открытости Щукина в Иване Морозове не было, не из-за этой ли замкнутости и такая бедность сведений о нем? Особняк на Пречистенке оставался за закрытыми дверьми, даже после обстоятельной публикации «Аполлона» в 1912-м. Живьем коллекцию видели немногие — то ли дело коллега по увлечению! Доступное щукинское собрание оказало решающее влияние на молодых художников. Во многом благодаря ему сформировалось новое арт-мышление, из него в каком-то смысле и вырос русский авангард. Но у музейного подхода к собирательству, который исповедовал Морозов, свои цели, среди краткосрочных задач просветительским не сразу отводится первое место, хотя если к собранию нет доступа, оно выглядит неполноценно. Критик Сергей Маковский печалился по поводу «тонко красочных узорно-лиственных пейзажей» Головина — раз те поступали прямо из мастерской в коллекцию Морозова, они были малоизвестны.

Непонятно, когда Морозов счел бы музей готовым к открытию, если бы не революция. Метаморфозы народа его поразили. Он стал пускать публику — правда, по сохранившимся свидетельствам, уверенно говорить можно лишь о знакомых. Он сам вел экскурсии, причем по-французски, одна из экскурсанток, 13-летняя наблюдательная Таня Лебедева (позднее она станет художником) тщательно описала увиденное в дневнике. Ее впечатлила музыкальная гостиная с панно Мориса Дени «История Психеи».

Впечатлила она и кураторов эрмитажной выставки — гостиную воссоздали в оригинальном размере, а это семь метров в высоту. Впервые за десятилетия воссоединились панно Дени, созданные на сюжет из апулеевских «Метаморфоз», и аккомпанировавшие им вазы. А вот заказанные по совету Дени скульптуры Аристида Майоля из Москвы не привезли. После закрытия в 1948-м Музея нового западного искусства коллекцию не просто поделили между Москвой и Ленинградом, гезамткунстверк Музыкальной гостиной подвергли кастрации — Дени отдали Эрмитажу, четыре скульптуры Майоля оставили ГМИИ. На 20 лет, до 1968 года, разделили и «Марокканский триптих» Матисса, сейчас он целиком на Волхонке.

Поначалу Морозов мог испытывать иллюзии относительно новых времен. Иллюзии подпитывало и то, что им занимались знакомые, а охранную грамоту на коллекцию привез Сергей Коненков — единственный русский скульптор, чьи работы он покупал. Но заблуждения опытного промышленника не длятся долго, да мы и не знаем, насколько они были искренни. В особняк вселялись новые люди, начали с общежития военного округа, семью Морозова отправили на первый этаж. Взрыва с его стороны не последовало, но однажды он вместе с женой и дочерью просто исчез из Москвы, никто не мог понять, куда. Сегодня говорят о фальшивых паспортах, нелегальном переходе границы… семья обнаружилась в Швейцарии, причем нищим их статус не был — в конце 1920 года Морозовы отправились в Лондон, где в банке хранились счета «Товарищества Тверской мануфактуры». Но бегство длилось недолго — в июле 1921-го Морозов умирает в Карлсбаде, ему было 49 лет.

То утихают, то разгораются разговоры о том, насколько правильно насилие по отношению к воле коллекционеров. Воссоздать коллекцию Ивана Морозова не получится, в результате бессмысленных и беспощадных пертурбаций, порожденных чиновничьим произволом, русская часть рассеялась по множеству музеев, от Астрахани и Владивостока до Нижнего Тагила и Хабаровска, основная часть отошла Третьяковской галерее, что-то попало в Русский музей, местонахождение многого неизвестно.

В отлично изданном каталоге Эрмитаж воспроизвел те картины французов, что остались в ГМИИ, и пару собственных работ из запасников. Но здесь нет двух шедевров, проданных большевиками в 1930-е за доллары; «Ночное кафе» Ван Гога украшает теперь музей в Йеле, сезанновский портрет жены — музей Метрополитен.

Когда несколько лет назад Ирина Александровна Антонова выступила с предложением объединить коллекции Щукина и Морозова, она встретила непонимание коллег, все так устали от переделов, что предпочли бы сохранить статус-кво любой ценой. Ее позицию оценивали как «притязания», если не вовсе нелепую, но с годами выяснилась ее правота. Даже если общество не в силах восстановить историческую справедливость и вернуть коллекциям их прежний вид, оно в состоянии воздать должное тем, кто эту страну так или иначе обогатил. Благодарность выглядит редким словом в современном языке, но это лишь усиливает его значение.

В июле 2017 года «Новая газета» опубликовала список из 27 жителей Чечни, задержанных по подозрению в участии в незаконных вооруженных формированиях. Все эти люди, по нашим данным, стали жертвами массовой внесудебной казни.

Одними из самых существенных доказательств, которыми оперировала «Новая газета», были два документа, полученные от источника в УФСБ Чечни. Первый документ представлял собой схему с фотографиями и данными (имена, фамилии и оперативная информация) жителей Чечни, принимавших участие в нападении на сотрудника полиции в декабре 2016 года в Грозном, а также задержанных вскоре после этого нападения. 12 указанных в этой схеме людей фигурируют в «расстрельном списке» «Новой газеты».

Второй документ представлял собой сводную полицейскую таблицу с фотографиями и данными 67 человек, задержанных в начале января 2017 года в ходе полицейских рейдов в Курчалоевском и Шалинском районах Чечни. 14 фигурантов, указанных в таблице, также числятся в «расстрельном списке». Еще один человек из списка не значится ни в схеме, ни в таблице. Фигурантов этого «расстрельного списка» казнили в ночь на 26 января на территории Полка патрульно-постовой службы полиции (ППСП) имени Ахмата Кадырова.

За три месяца до публикации в газете список 27 убитых был передан нами в Следственный комитет России.

Мы настаивали на тщательной проверке данной информации. Проверку проводило Главное следственное управление СКР по Северо-Кавказскому федеральному округу. Мы, в свою очередь, продолжали журналистское расследование и опубликовали частично, а затем и полностью схемы и таблицы, предоставленные нам источником из УФСБ Чечни.

Одновременно и независимо от «Новой газеты» (это решение было принято сознательно, с целью сохранения максимальной объективности) свое расследование проводил правозащитный центр «Мемориал», в частности, глава чеченского отделения Оюб Титиев. В таблице из 67 задержанных фигурировал его двоюродный племянник — Юсуп Титиев, которого доставили в ППСП им. А. Кадырова 9 января 2017 года.

В марте 2018 года, спустя почти год после того, как мы передали следствию информацию о внесудебной расправе, следователь ГСУ по СКФО Владимир Поливанов вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

За этот год следователь Поливанов

Проверка была проведена поверхностно.

Очевидно, основная цель следствия была направлена на сокрытие любой информации, способной подтвердить факт массовой внесудебной казни, массовые незаконные задержания, длительное содержание в «секретных тюрьмах», страшные пытки людей и последующую фальсификацию против них уголовных обвинений.

Ошибкой было бы считать, что таким образом следствие выгораживало и покрывало исключительно чеченских силовиков. На самом деле осознание истинного значения сведений, преданных огласке журналистами «Новой газеты», пришло позже. При надлежащем расследовании обвинение в совершении тяжких преступлений нужно было бы предъявлять не только рядовым чеченским полицейским, но и руководству республики, лично и публично, на журналистские камеры, управлявшему полицейскими рейдами в январе 2017 года.

Более того.

В этих преступлениях в равной с чеченцами степени могли быть замешаны прикомандированные в республику сотрудники МВД, а также сотрудники следственного управления следственного комитета Чечни и УФСБ Чечни.

С последних, собственно, и началась эта история. Именно УФСБ Чечни направляло «по следу» в январе 2017 года мало способных к оперативно-разыскной деятельности, но, судя по всему, натасканных на насилие чеченских полицейских.

Масштабные полицейские рейды проходили 9–12 января 2017 года. Эти рейды широко освещались местными и федеральными СМИ. В них принимали участие местные участковые, оперативные сотрудники Курчалоевского и Шалинского ОМВД, силовую поддержку им оказывали главным образом сотрудники ППСП им. А. Кадырова. Задержаны были десятки людей, однако почти все задержанные ни к какой противоправной деятельности причастны не были.

Показателен в этом смысле рейд в селе Цоци-Юрт Курчалоевского района.

9 января село было полностью оцеплено. В полицейской таблице, которая оказалась в распоряжении «Новой газеты», фигурируют 11 жителей Цоци-Юрта, но на самом деле задержанных было больше. Десяти из одиннадцати задержанным было впоследствии предъявлено полностью сфальсифицированное обвинение в хранении оружия и в участии в незаконном вооруженном формировании (НВФ).

Один из задержанных — Мохма Мускиев — был казнен. Поводом для его убийства могла стать его фамилия:

дальние родственники Мохмы, четыре брата Мускиевых, были когда-то, во времена независимой Ичкерии, очень влиятельными боевиками и серьезными врагами семьи Кадыровых. Впоследствии часть мужчин из рода Мускиевых даже вынуждены были поменять фамилию (взять материнскую, что у чеченцев категорически не принято). Мохма Мускиев фамилию не поменял. 9 января его забрали прямо со стройки, в одежде, заляпанной бетоном, в галошах на босу ногу

Среди задержанных 9–12 января больше всего оказалось жителей города Шали — 28 человек. Восемь из них попали в «расстрельный список». Причиной массовых задержаний в Шалях стали поиски участников (и их возможных связей) реально существующей вооруженной группы, в которую входили Райбек Идрисов, Умар Оздиев, Узум-Хаджи Мадаев, Алихан Купчиев, а также двоюродные братья Адам и Имран Дасаевы. Вербовщиком и, похоже, руководителем был некто Доку Рашидов.

Группа существовала как минимум с 2015 года, в октябре 2016 года Идрисов, Купчиев и, видимо, Адам Дасаев совершили убийство сотрудника вневедомственной охраны Даутмерзаева, похитили его табельное оружие — пистолет Макарова и автомат Калашникова. Это убийство оставалось нераскрытым, пока в январе 2017 года УФСБ Чечни не передало МВД Чечни оперативную информацию на Узум-Хаджи Мадаева (житель села Курчалой, 1980 года рождения. В декабре 2004 года был осужден на 12 лет и шесть месяцев, с января 2015 года находился под административным надзором) и Имрана Дасаева.

Видимо, даже у УФСБ информация была довольно расплывчатой, потому что 9 января более ста полицейских оцепили в Шалях дом Имрана Дасаева, а вот к Купчиеву и Идрисову никто из полицейских не приехал. Несмотря на оцепление, Имран Дасаев смог уйти и присоединиться к подельникам. По-тихому они выбрались из Шалей и, пока чеченские полицейские ломали полы в доме Дасаевых, ушли по направлению к селу Автуры. Однако заблудились и решили остановиться в селе Гелдаган у родной сестры Адама Дасаева.

И еще большой вопрос, поймали бы эту группу, если бы не муж сестры, позвонивший и донесший своему родственнику, служащему в батальоне Нацгвардии «Север».

Именно бойцы «Севера» в результате штурмовали 11 января дом, в котором засели пятеро в общем-то плохо вооруженных, не очень хорошо владеющих оружием человек. Шестой — Имран Дасаев — после нескольких неудачных попыток убедить подельников не оказывать сопротивление и попытаться вместо этого выбраться из республики сбежал сам. Уже на приличном расстоянии от дома шурина он услышал звуки боя. В ходе перестрелки и штурма были уничтожены четыре боевика. Адама Дасаева взяли живым. Погибли также трое сотрудников батальона «Север».

С большой долей уверенности можно предположить, что от Адама Дасаева и узнали в результате о причастности группы к убийству сотрудника вневедомственной охраны Даутмерзаева. На месте боя было найдено его табельное оружие — автомат и пистолет. Пистолет в ночь с 12 на 13 января подложили в пакете в дом Имрана Дасаева. Дом этот полностью контролировался чеченскими силовиками с 9 января, о чем рассказали в суде сами Дасаевы и подтвердили их односельчане.

Тем временем 14 января Имран Дасаев добрался до Грозного и, понимая, что шансов у него мало, решил сдаться. Недалеко от площади Минутка он подошел к участковому, назвал свое имя и был задержан.

Вот как описал его задержание Рамзан Кадыров  в своем Инстаграме.

«Его настигли в районе площади «Минутка» во дворе торгового центра «Орбита». Сотрудники полиции блокировали бандита и предложили сдаться. Он бросил в их сторону гранату. Дацаева (так в тексте. — Е. М.) удалось взять живым. Он дает подробные показания, называет фамилии, источники приобретения оружия.

Это подтверждает известную оперативникам информацию. Дацаев осенью 2016 года убил старшего сержанта полиции Аюба Даутмерзаева. Он пояснил, что получил приказ из Иблисского государства (запрещенная в РФ группировка. — Е. М.) убить любого сотрудника и прислать отчет, чтобы заслужить доверие. Теперь у него хватало наглости просить прощение за убийство и говорить, что потом раскаивался.

Всю банду координировал находящийся в Сирии уроженец города Шали. Его имя и фамилия известны. Все контакты отслеживались. На данный момент вся бандгруппа нейтрализована, в отделы полиции доставлены более 50 участников. Это большой успех правоохранительных органов, которым очень активно помогало население.

Заключение

Теория государства и права как наука и учебная дисциплина – это совокупность знаний, представлений о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции.

Теория государства и права не изучает прикладные, сугубо практические вопросы. Она формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве. Государство и право исследуются в их единстве, во взаимосвязи, дополняя друг друга.

Предмет теории государства и права не является застывшим, с течением времени он изменяется и развивается. Это обусловлено тем, что с развитием общества, уровня общественного сознания, культуры, идеологии меняются представления о государстве и праве, отдельных их сторонах, месте и роли в развитии общества.

Одним из величайших мыслителей античного мира, заложившим основы научного изучения общей теории государства и права, являлся Платон. В его философских диалогах «Государство», «Законы», «Политика» изложены патриархальная концепция происхождения государства, учение о формах государственного устройства, законодательства, взаимосвязи государства и права и т.д. Дальнейшее развитие теоретических знаний о природе государства и права связано с именами Аристотеля, Цицерона, Аврелия Августина и других деятелей. Единая учебная дисциплина и наука о праве берет свое начало с работы английского юриста Д. Остина «О предмете науки права», изданной в 19 в. В России до 1835 г. теорию права рассматривали в рамках философии права, как метафизическое учение об абсолютных началах права, коренящихся в положительном опыте исторической эволюции правоотношений. С 1835 г. философию права заменили энциклопедией права, кот-я представляла собой краткий очерк всех юридических наук в совокупности. После революции 1917 г. Теория государства и права стала называется марксистко-ленинской теоретико-методологической наукой, составляющей ядро всей юриспруденции. Практически весь 20 в. отечественная теория государства и права базировалась на идеи неразрывной связи права и государства. Причем советская правовая традиция стояла на позиции, в соответствии с которой государство доминирует над правом.

С точки зрения предмета теории государства и права выделяют два основных элемента: теорию государства и теорию права.

Теория государства – включает в себя важнейшие закономерности развития и функционирования государства: возникновение, понятие, сущность, форма, функции, механизм, типология государства.

Теория права – включает в себя закономерности и значение правовых явлений: возникновение права, понятие, сущность, нормы, формы, система, толкование, реализация и применение права. Правовое регулирование, правотворчество, правосознание и правовая культура, правонарушение, законность и правопорядок и т.д.

Список использованных источников

  1. Абдулаев М.И. Правоведение. М., 2014г. – 561с.
  2. Баранов А.В. Теория государства и права. Эль Контент. Т., 2012г. – 188с.
  3. Виноградов В.В. Экономика. Юристъ. М., 2016г. – 320с.
  4. Власова Т.В. Теория государства и права / Власова Т.В., Дуэль В.М., Знание М., 2017г. – 226с.
  5. Керимов Д.А. Методология права. Аванта. М., 2015г. – 560с.
  6. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 506 с.
  7. Корельский В. М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2017. – 432с.
  8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Юрить. Мю, 2016г. – 472с.
  9. Мартышин О.В. Общетеоретические юридические науки и их соотношение. М., 2014г. – 5-11с.
  10. Мартышин О.В. Теория государства и права / В. Батлер, З. Гафуров, Г. Денисов и др. Норма. М., 2017г. – 496с.
  11. Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2014г. – 640с.

Матузова Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Юристь. М., 2018г. – 776.

  1. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства. Норма. М., 2012г. – 288с.
  2. Солдатов А.П. Теория государства и права / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А.— К., 2018г. – 111с.
  3. Чашин А.Н. Теория государства и права. Дело и сервис (ДиС). М., 2018г. – 591с.
  4. Чепурнова Н.М. Теория государства и права / Чепурнова Н.М., Серёгин А.В.М., 2017г. – 465с.
  5. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. РАН. М., 2013г. – 204с.

Приложение

C:\Users\1\Desktop\1.jpg

  1. Солдатов А.П. Теория государства и права / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А.К., 2018.С.49.

  2. Баранов А.В. Теория государства и права. Эль Контент. Т., 2012г. С. 139.

  3. Корельский В. М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2017. С. 79.

  4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Юрить. Мю, 2016г. С. 162.

  5. Баранов А.В. Теория государства и права. Эль Контент. Т., 2012г. С. 176.

  6. Солдатов А.П. Теория государства и права / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А. К., 2018. С.98

  7. Баранов А.В. Теория государства и права. Эль Контент. Т., 2012г. С. 216.

  8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Юрить. Мю, 2016г. С. 145.

  9. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры / С. А. Комаров. — 9-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. С.247. 

  10. Корельский В. М. и Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2017. С 273.

  11. Власова Т.В. Теория государства и права / Власова Т.В., Дуэль В.М., Знание М., 2017г. С.68.

  12. Солдатов А.П. Теория государства и права / Солдатов А.П., Новоставский И.Н., Шапиро Е.А.— К., 2018г. С. 131.

  13. Власова Т.В. Теория государства и права / Власова Т.В., Дуэль В.М., Знание М., 2017г. С. 211.

  14. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. Юрить. Мю, 2016г. С. 165.

  15. Мартышин О.В. Теория государства и права / В. Батлер, З. Гафуров, Г. Денисов. Норма. М., 2017. С. 45.