Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование творческой̆ личности младшего школьника в учебной̆ 
деятельности

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

ориентиры развития общественного сознания, проявляющиеся в Российской образования, значительными качественными в различных сферах нашего общества. « доктрина РФ», «Концепция долгосрочного развития Российской до 2020 года» и нормативные признают нацеленность общества на «взращивание» личности, имеющей , глубокие , способной самостоятельно, решать возникающие , преодолевать препятствия.

преобразования в обществе привели к изменениям в системе среднего образования, коснулись не организационной и содержательной обучения и воспитания , но и повышения требований к их результатам. В с этим школа способствовать целостному обучению, развитию качеств шк, их познавательных и созидательных , легко применимых в повседневной жизни и при обучении. Эта нашла отражение в образовательной инициативе « новая школа».

В государственном стандарте основного образования говорится о том, что таких высоких к результатам возможно в том случае, школьники умеют знания из содержания предметных гибко, «нестандартно» к реальным условиям , многовариантно мыслить, конкретные . Для этого у школьника быть развито мышление.

Именно в школьном заключается психологическая для подготовки школьника к творческому труду. воображение, , формируются умения , анализировать, обобщать , делать выводы, оценивать . Воспитывается любознательность, и инициатива. Начинают и дифференцироваться интересы, , формируются , лежащие в основе .

В связи с проблемой новой образовательной в 21 веке требования к развитию личности, которая обладать гибким мышлением, активным воображением для сложнейших задач, выдвигает жизнь.

В с этим выбор и разработка средств формирования продуктивного мышления, т.к. не отвечают парадигме нового . В обществе происходят изменения. Человек реагировать на них и, следовательно, должен свой творческий .

Развитие творческих младшего названо в числе задач, стоящих начальной школой, что отражение в , метапредметных и предметных освоения программы образования. Так, у учащихся быть мотивация к творческому (личностный результат); они освоить способы проблем и поискового характера ( результат).

Развитие потенциала младших должно как на уроках, так и в ходе программы духовно-нравственного , воспитания обучающихся: в прочего, она быть направлена на потребности в самореализации в деятельности. Образовательная учреждения обеспечивать возможности для с одаренными детьми, интеллектуальных и творческих , научно-технического и проектно-исследовательской деятельности.

на личность, формирование способностей обогащает и практический , развивает психику, интеллектуальный потенциал, воспитанию эстетических и способностей, к накоплению профессиональных и умений, развитию задатков детей, их качеств. Оно на дальнейшую, активную самодеятельность школьников, что их духовным потребностям, их стремление к и проявлению личностных . Все это является эффективным комплексного развития , выявления ее творческого потенциала.

позволяет получить о том, какое место креативная младших школьников в обучения и воспитания.

и методологические основы креативного в личности раскрыты в В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, И.Г. , А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Цель исследования – изучить содержательные, организационно-педагогические и процессуально-действенные средства, обеспечивающие направленность учебной деятельности общеобразовательного учреждения на формирование творческой личности младших школьников.

Задачи исследования: изучить особенности формирования личности младшего школьника, его дивергентного мышления в процессе обучения, а также провести экспериментальную работу по выявлению уровня развития творческих способностей младших школьников.

Объект исследования – процесс учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования – научно-педагогическое обеспечение формирования творческой личности младших школьников в процессе учебной деятельности.

Теоретическую основу исследования составляют:

-теоретические положения о развитии познавательных психических процессов младших школьников (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, O.K. Тихомиров, П. Торренс, М.А. Холодная и др.);

-теоретические разработки, раскрывающие сущность дивергентности и креативности (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, В. Дорфман, Д. Роджерс, П. Торранс, М.А. Холодная и др.), освещающие проблемы выделения критериев дивергентного мышления (Дж. Гилфорд, П. Торренс и др.);

-теоретические представления об организации различных видов познавательной активности младших школьников (Г.С. Альтшуллер, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Е.В. Коротаева, В.В. Лихолетов, A.M. Матюшкин, Т.А. Сидорчук, А.Э. Симановский, Г. В. Терехова, Л.В. Трубайчук и др.);

Методы исследования. В работе использовались теоретические : анализ нормативных документов, философской и психолого-педагогической литературы, понятийно-терминологический анализ базовых определений исследования, системный анализ.

Глава 1. Теоретические основы психического развития младшего школьника

1.1 Формирование личности младшего школьника

Личность – это образование особого , порождаемое жизнью в обществе.

Всё ребёнка с момента его и до зрелости есть формирования его как личности. личности в деятельности, управляемой мотивов, присущих личности и значимых для неё. силой личности являются противоречия между потребностями ребёнка и возможностями их . Деятельность ребёнка опосредована взрослыми, так или направлена ими. Тем самым воспитания ведущим в процессе личности.

Младший возраст – наиболее период для творческого потенциала . Для данного периода : активность протекания процессов, оценки взрослого , потребность в игровой , стремление к новым впечатлениям, воображения , эмоциональная подвижность, выражение критичности, ребенка в новые группы, мотивации, самосознания.

Личностно-ориентированное – это обеспечение права школьника на развитие, которое не его психическому статусу (, склонностям, интересам). в данном рассматривается как «результат , не совпадающий с его содержанием» (Л.С. ). Это означает, что существенным пребывания в школе должна сформированность тех психических его личности, которые школьнику для обучения сегодня и .

чено, что начальных классов повышенные восприимчивость и , непосредственность реакции, выраженное схватывать необычное, усваивать новые , а также подражательность и доверчивое авторитету . Всё это способствует многовариантному познанию мира.

психические особенности предпосылками творчества; их для организации младших школьников велико.

Наиболее педагогическими условиями для творческой детей, по мнению исследователей, являются характера деятельности – доброжелательности, умения работать в , одновременно развивая индивидуальные школьников. Все это прекрасно с личностно обучением, при котором внимание уделяется и особенностей детей, в них природой.

выделить следующие принципы эффективной творческой деятельности:

1. ребёнка как вне зависимости от того, что и как он , безусловное уважение и его таким, какой он .

2. Повышение и самооценки. При оценке достижений младших важно учитывать результаты . Форма поощрения быть гибкой, через некоторое время она не привычной. главное, чтобы испытал радость открытия.

3. Предоставление психологической : свободы выбора, выражения чувств и , принятия самостоятельного решения. свобода развитию воображения, , самостоятельности.

4. Творческая педагога. Чтобы ученик как творческая , недостаточно убрать «» и снять контроль сознания, нужно структуру сознания; позитивный творческого поведения.

5. и чуткое отношение ко проявлениям творческой младших , которое предполагает каждой идеей, , поделкой ученика.

в каждом видеть творческий , своеобразную индивидуальность и развивать её, чтобы детям себя, а родителям – детей.

Важная педагогов школ в том, обеспечить практическими знаниями и , которые бы усваивались в определённым образом теоретической и деятельности. Если организовать педагогическое , то участие родителей в ребёнка активнее. Учителя и как партнёры в воспитании друг друга.

родителей бы видеть своих одарёнными и культурными, и преуспевающими. На этом стремлении и отношения между и школой. Скоординировать школы и семьи устранить и создать однородную и развивающую среду.

оказывают решающее на формирование ребёнка, мира его , чувств, стремлений, на его собственного «Я». Для очень взаимоотношения матери и отца, а также других семьи. И особенно для ребёнка, как относятся к нему. , динамика семейной и характер эмоционального родителей к имеют существенное для формирования его личности.

Не сомнений, что при нынешней родителей, без педагога семейное осуществить очень . Учитель должен всестороннюю родителям в воспитании ребёнка. Главная педагога – убедить в необходимости работы семьи и . Совместная, скоординированная и продуманная работа , педагога и уже в течение учебного может дать результаты по улучшению климата в , по формированию личности . А если данная будет запланирована и в течение периода начального , то можно будет говорить о том, что процесс личности идёт на достаточно уровне.

Личность формируется с первых лет его . Каждая его психики играет роль в сложной личности. Наблюдая и реакции одного класса, увидеть, что каждый из них – , личность.

Особое в формирование имеет, несомненно, , в которой происходит и воспитание ребёнка.

Что же мешать эффективное семейное ?

1. Изменяющиеся и усложняющиеся условия . В жизни не было многого из , что появилось в жизни их . Отсюда и подавляющее проблем.

2. Наследственность. Если родители имели в детстве, они должны готовы, что эти повторятся и в их потомстве.

3. Постоянно снижающаяся семейного воспитания, где педагогическая родителей занимает малую часть.

и отход от народной , традиций всем обществом.

роль в выборе и методов работы с играет семей: их социального , состава, особенностей воспитания.

Положительные можно только тогда, педагог глубоко и изучает семьи , деликатно и с относится к родителям и , знает и максимально воспитательный потенциал .

Семья – фактор развития ребёнка, от которого во зависит дальнейшая человека. между родителями микроклимат семьи, непосредственно влияет на самочувствие его членов. В зависимости от , как ведут себя с взрослые, какие и отношения со стороны близких , ребёнок воспринимаем мир или отталкивающим, доброжелательным или . Благополучие в семье переносится на сферы взаимоотношений и , конфликтная обстановка в , отсутствие близости между её лежат в основе развития и воспитания.

и реализованный воспитательных мероприятий различные формы как отдельно со школьниками, их , так совместные , праздники и т. д.

Можно вывод, что такая совместной работы и школы по личности младшего , несомненно, эффективна и , но лишь при условии, что работа вестись планомерно, и целенаправленно в течение времени обучения в школе.

В время отношения и семьи складываются по шаблонам. Они всем нам . Вот некоторые из них. сдали детей в – и с рук долой, другие , что знание – это товар, можно в школе, как в магазине. считают, что для них школа – это неприятностей, а учителя – деспоты, произвол.

Но нельзя всю сложность отношений и школы к шаблонам. в семье переориентация на новые , дети включаются в рыночные отношения. А школа защищать идеалы , справедливости и бескорыстия. Она передавала поколениям истины, жило и будет человечество.

Важными развития личности школьника в время являются:

1. Создание благоприятных условий для повышения начального младших школьников:

- развития интеллектуальных и качеств личности (, речи, , памяти);

- для положительной учебной ;

- для благоприятного микроклимата в ;

- для интересов к изучаемым учебного плана и учебно-познавательной самостоятельности.

2. Создание психолого-педагогических условий для личности, самоутверждения обучающегося, сохранения и раскрытия его способностей:

- для развития личности;

- развития эмоционально-чувственных личности (, эстетических и интеллектуальных);

- для коммуникативных качеств личности (умение слушать и слышать, терпимости, тактичности, открытости и искренности);

- для развития поведенческих качеств личности (целеустремлённости, настойчивости, внутренней дисциплины, организованности, вежливости, ответственности и пунктуальности);

- развития творческих и качеств (поэтических, , изобразительных, технических).

3. Создание для сбережения и улучшения состояния психического и здоровья обучающихся.

в технологии воздействия на ученика урок, призванный не только интеллект , но и укреплять их .

В учебный процесс педагогические приёмы, на:

- развитие мелкой кисти ребенка;

- развитие приёмов;

- учёт умственной работоспособности при оптимальном труда и отдыха на ;

- дифференцированное обучение с индивидуальных особенностей;

- благоприятного климата на уроке;

- динамических пауз на ;

- обеспечение санитарно-гигиенических урока

1.2 Дивергентное мышление младших школьников

Дивергентное мышление – это операция, которая суть . Мы живем в многообразном, с минутой усложняющемся . О нем постоянно поступают сведения. Мы нарастающей информацией. чувствовать себя в данных обстоятельствах, не отставать от , улучшая работу мышления. Ведь оно отвечает за анализ, реальности. Не зря во половине прошлого ученые уделяли внимание вопросам , развития , разработке методик, , техник.

Развитие мышления младшего является проблемой, которая с времени не теряет актуальности. У системы образования главная задача – разностороннее развитие личности . При постоянном увеличении информации приходится уделять внимание развитию способностей детей на любознательности и в процессе познания.

современными школьниками много задач, и он сталкивается с незнакомой задачей, решения которой неизвестен, то именно в момент использует творческое () мышление. Главное дивергентных задач в том, что на поставленный может быть не , а несколько верных .

В 60-е годы Гилфорд, психолог, изучающий мышления, разработал креативности, основу составляло подбирать несколько к решению проблемы. навык он назвал мышлением (от слова «расхождение» и от «расходиться») и первым его в науку. Получается, что пути на вопрос расходятся возможностей.Всегда ли нам искать много решений задачи? Да, если вы приучать себя к мышлению. Нет, если элементарная и не большой значимостью.

По Р.С. Немова – это вид мышления, с созданием или открытием нового. [5, с.

Как отмечают отечественные , творческое мышление необходимостью применения способа , необычного видения , выхода мысли за привычного способа . Основная творческого мышления как системы – это умение любые проблемы, системные , выявлять противоречия, для них решение на уровне , прогнозировать возможные развитий.

Дж. считал, что “творчество” связана с доминированием в нем особенностей: оригинальность, , необычность идей, ярко стремление к интеллектуальной . [1, с. 15]. Творческий человек всегда и стремится найти собственное, отличное от решение.

Дж.Гилфорд ряд особенностей мышления, такие как:

1) и производительность – то есть то, быстро индивид определенные творчества: идеи, , воплотить в действительность.

2) – способность к быстрому по данной на другую.

3) оригинальность – подходы к проблеме, ее решение.

4) точность () – стройность операций по возникшей , выбор адекватного , соответствующего поставленной . [2, с.33].

Все качества, говорят о том, что мышление сориентировано на , логике, определенной , оперирует , логическими категориями и под них существующую проблему, решить ее в соответствии с правилами, , формулами.

Следует , что младший школьный является наиболее периодом для творческого мышления.

ученые (Дж. Гилфорд, Б. ) утверждают, что творческое следует у ребенка уже в начальной с помощью методов, учащихся к активному мышлению, суждений, быстроте ответов.

Творческое развивается только случае, учащиеся сталкиваются трудностями, для решения нет готовых образцов, продуктивность зависит от создания рабочей атмосферы, климата.

А.Маслоу , что для того креативность развивалась как свойство, необходимо среды т. к. среда поиск ориентиров, а не принятие решений. [4, с. 6]. Креативность, общей творческой - способностью к знаний, которые в процессе жизнедеятельности.

В В.С. Юркевич "Одаренный : иллюзии и " сказано, что творческие заложены и существуют в ребенке. Увидеть ребенка не так просто, для этого настоящая педагогическая (родительский или учительский ) либо психологическая подготовка. трудно увидеть одаренность, еще труднее ее . [7, с. 2].

Таким , творческое мышление школьном возрасте как в качественно-содержательном, так и в направлениях. Это обусловлено, прежде , новой для ребенка деятельностью и вызываемыми ею в психических . Межфункциональные связи, контроль сознания , созревание более форм – служат фундаментом для еще несовершенной, но достаточно и гибкой творческой , которая в свою очередь дальнейшего развития областей психики. творческое находится в сильной от несовершенства психических и личности младшего , и перспективы ее напрямую вытекают из дальнейшего обучения развития всех структур.

1.3 Развитие мышления младших школьников в процессе обучения

Чтобы адаптироваться в обществе и в огромном потоке меняющейся информации, самостоятельно, критически, мыслить, а детей нужно . За последнее время изменились требования к и развитию школьников, которые отражение в ФГОС, где внимание уделяется логического , умению решать задачи.

Младший возраст является ответственным школьного детства. сензитивность этого периода определяет потенциальные разностороннего развития .

Полноценное проживание возраста, его позитивные являются основанием, на котором дальнейшее развитие как активного субъекта и деятельности. задача взрослых в с детьми младшего возраста – создание условий для и реализации возможностей с учетом индивидуальности ребенка.

Творческое – вид мышления, с созданием или открытием нового.

О творческом написано много , проведено исследований, но до сих пор нет точного и ответа на вопрос о природе творческого . Наука только данными, описать процесс творческих, нестандартных , охарактеризовать , необходимые для успешного таких задач.

Что же творческое мышление? из первых сформулировать ответ на вопрос Джой Пол (американский психолог). Он , что "творческость" связана с доминированием в нем особенностей:

1. Беглость – это быстро генерировать идей и решений.

2. Гибкость – это применять разнообразные и стратегии при решении .

3. Оригинальность – это создавать умные, и необычные идеи и .

4. Точность (разработанность) – , характеризующий , логичность творческого , выбор адекватного , соответствующего поставленной .

Основная творческого мышления как системы – это умение любые проблемы, системные , выявлять противоречия, для них решение на уровне , прогнозировать возможные развитий.

Так как из признаков творчества – это новых полезных , то воображение, создающее эти , является творческого процесса.

Из следует, что воображение – это элемент творческой , который :

1. Построение образов труда;

2. Создание поведения в неопределенных ситуаций;

3. создания образов, активную деятельность (т. е. процессов или объектов).

Дж. Рензулли ( из известных американских в области обучения детей) умение мыслить из нескольких компонентов:

  1. В очередь интеллектуальные .
  2. Знания, имеющиеся у .
  3. Настойчивость ().
  4. Благоприятная окружающая .

Психологические исследования и обучения в школах США и показывают, что все дети обладают потенциалом, который развивается при систематических . Приобретенные на по развитию творческого способности, навыки и дети эффективно на учебные в школе, в повседневную , достигая значительно успехов, чем их менее развитые .

Проблемой развития мышления у младших является несоответствие и уровня . Ещё Лев Семёнович Выготский , что проявления фантазии у более ярки и , чем у взрослого, за того, что ребёнок доверяет продуктам воображения и меньше их . В младшем возрасте высокий креативности может с низким уровнем интеллекта. И без работы по развитию способность к творчеству в быстро снижается.

условиями творческого мышления в обучения будут и благоприятного эмоционального и фона . « На этом фоне идет куда , куда увлекательнее, быстрее! « фон» становится источником общего учеников, необходимого для . Учитель, над развитием творческого , должен быть сам человеком, умеющим новое в уже , умеющим так организовать процесс, чтобы детям класса интересно в нём .

Необходимо учитывать психологические, возрастные и особенности детей, добиться результатов работы.

В время огромное имеет формирование у общеучебных и навыков, то есть учиться. Развитие мышления не зависит от ученика, но повышению его успеваемости.

На уроках, не зависимо от , нужно развивать мышление, , фантазию детей. накапливает опыт и , его интересы расширяются, его отношения с людьми – всё обогащает , позволяет ребёнку новые комбинации не случайно, а с пониманием, насколько совершение того или события в действительности.

е в учебном проблемно-поисковых , организация групповых работы также развитию мышления. Метод, с самостоятельным поиском и школьниками тех или иных , является проблемного обучения.

проблемного обучения в следующем. Перед ставят , познавательную задачу, и при непосредственном участии или самостоятельно исследуют и способы ее . Школьники строят , аргументируют, рассуждают, . Проблемное обучение детей самостоятельно, творчески, у них элементарные навыки деятельности.

Развитие мышления при методе обучения в том, что увеличивается творческая детей в форме . Такое влияет на развитие мышления детей. Не готовить творческие персонально для способных учащихся и их вместо обычных , которые даются классу. способ индивидуализации детей в неравные и делит их на способных и . Задания характера должны всему классу. При их оценивается только . В каждом учитель должен индивидуальность.

Нельзя и нестандартных форм уроков: , экскурсии, путешествия, , спектакли, викторины, и т. д. И на протяжении всего процесса положительную учебно-познавательную . Всякая мыслительная начинается с вопроса, с . Поскольку рождает мысль, стараться вызвать у вопрос, показать так, чтобы удивился вдруг незнакомой стороне в нём. В , казалось бы, давно вещи найти новые, стороны. Это всегда удивление, пробуждает .

Элис Пол (американский психолог) пять принципов, должен руководствоваться , чтобы творческое мышление:

1. отношение к необычным .

2. Уважительное отношение к идеям.

3. детям, что их идеи ценность.

4. Предоставлять случаи для самостоятельного и хвалить за это.

5. время для неоцениваемой или обучения.

Последний требует объяснения. оценка угрозу и, возможно, в обороне. Поэтому необходим какой-то времени, в которого они не оцениваются. образом, не сдерживается формирования идей.

мышление не формироваться от случая к , оно требует целенаправленного и развития. В противном оно просто .

Я думаю, что изучение предметов начальной необходимо использовать для мышления. , творческие задачи разрабатывать на любом .

Для развития творческого я на коррекционных использую задания Торренса и Елены Туник. Например, :

Спрятанная . Найти различные , скрытые в сложном, изображении.

Инструкция для как можно изображений на этом . Что нарисовано на этой ?

Эскизы. Превратить в изображения фигуры (круги), в квадратах.

Инструкция для . Добавь любые или линии к изображению так, чтобы различные интересные . Рисовать можно как , так и снаружи . Подпиши название к рисунку.

"Облака-загадки". необходимо определить, на что изображенные на облака (чернильные ). Хорошо, если он увидеть в каждом хотя бы персонаж.

Другой этого задания: нарисовать что-то , используя фигуры.

Еще одно : дорисуй и раскрась так, чтобы одна доброй, а – злой.

В качестве развитию творческого может выступать критичность, цензура, желание ответ немедленно, (стремление пользоваться знаниями) и (боязнь выделиться и смешным для окружающих).

творческого мышления во учебного у младших школьников решение определенного задач, в форме игр, обогащает процесс, делает его содержательным, влияет на ребенка, как на творческую .

1.4 Инновационная модель творческого развития младшего школьника

Решать вопросы мышления не только высшие заведения, но обязательно и учреждения, в которых становление психических функций. В с этим, актуальной проблема развития мышления у , являющегося базой интеллектуальной активности.

моментом для выявления формирования мышления в учебно-образовательном младших школьников положение о том, что личность, может свою творческую , руководствуется внутренними поведения и ориентируется всего на личностный рост, саморазвитие. Вследствие негативное влияние сводится к , а это очень важно, процент дезадаптации .

Однако, эффект деятельности , прежде всего, по несовершенства методов или учения. И происходит это , что необходимые разрабатываются и укрепляются . Не вырабатывается их мобильность, в различные ситуации действий, сложные задания не отработкой более способов, что часто к безуспешной . В силу этого не испытывают удовлетворения , на пути к которой препятствия, далеко не каждым . Вслед за этим снижается, пропадает учиться.

обучение содержит, в , элементы обьяснительно- типа, когда сам ставит и сам указывает пути их . При таком типе определяющим становится компонент, т.е. знаний на конец , в то время как учебное , процессуальная ориентация за рамками поисков. Указанный организует процессы на основе преобладания деятельности, описанными результатами.

В с вышеизложенным, постепенно изменять преподавания с интенсификации процесса , повышения мотивации к .

Метод, который в личностно- системе путем конструирования организует деятельность учащихся по проблемы. такой деятельности быть детерминирован логики исследования у младших , которая обуславливает не теоретический, но эмпирический учения. Проблема, предлагает задача, способствует учащимися гипотезы. является способом поиска, решения проблемы, формой мышления, суждений, понятий, , их органического . Поэтому построение методов обучения в личностно-развивающей связано с , условиями обоснования и . В процессе исследовательской учащиеся открывают истины непосредственного интеллектуального за счет расширения поля проблемной .

Основное характера организации процесса в новой -развивающей системе от системы состоит в том, что применяемый преподавания заключается в том, что знаний идет на уровне с репродуктивного усвоения, тем, как в традиционном обучении знаний идет на уровне с минимумом элементов .

Поскольку в ряде психологических исследованиях (Т.С. , Т.П. Лукашевич, доказывается, что проявление активности рассматривается как ребенка вносить и новые в заданную программу , т. е. способность продуцировать новое содержание ( заданного ) в условиях индивидуального и решения мысленных .

Неоспоримый факт, что виды взаимодействия (кооперация, конфликт), имеющие в интеллектуальную активность, проблемные и обеспечивают возможность поиска решений, нас на разработку активных обучения в личностно-развивающей . Активность изначально в потребности реализовать способности в к миру, что способствует полноценно функционирующего (К. Роджерс).

Метод конструирования, в инновационной системе – . При его построении учитывалось , что проблемное обучение – тип обучения, в представлена самостоятельная деятельность учащихся. методических приемов с учетом и принципа проблемности. также трактуется как взаимодействия преподавателя и , ориентированного на познавательной самостоятельности и устойчивых мотивов творческий мыслительных способностей.

Проблемное обучение, в отличие от традиционного, представляет собой сложную разновидность системы взаимодействия, в которой важную роль играет управление учащимися своей деятельностью. Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, связанных с изменением подачи учебного материала. Уровень проблемности в указанном выше методе задается двумя уровневыми характеристиками: сложностью вопросов, проблемных задач и заданий с учетом их количества и качества, соотношения четырех самостоятельных типов задач: репродуктивных, познавательно-практических, репродуктивно-поисковых, творческих.

Выводы по главе 1.

Особое в формирование имеет , в которой происходит и воспитание ребёнка. Главная задача образования – разностороннее развитие личности . Актуальной педагогической проблемой является развитие дивергентного мышления младшего школьника. Младший возраст является сензитивным для развития творческого мышления.

Глава 2. Педагогический эксперимент. Диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников

На основе изучения и анализа теоретического материала был проведен педагогический эксперимент, который состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.

В качестве экспериментальной базы стали ученики 2В класса МБОУ СОШ с.Сабнова Дербентского района Республики Дагестан в количестве 11 человек.

Нам предстояло выявить творческих детей, умение их логически мыслить, совершать умозаключения, определить их творческие возможности.

Цель констатирующего эксперимента: определение уровня развития творческих способностей.

Изучены и использованы методики Поля Торренса «Тест креативности» и Хорста Зиверта «Тест на определение творческих способностей» [28, с. 31], [27, с. 5].

При проведении исследования в классе были созданы одинаковые условия для всех детей, влияющие на результаты тестирования:

содержание тестового материала;

сложность вопросов;

время, отводимое на ответы.

Методика Торренса предлагавшему вниманию фигурный тест, предназначеный для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Он состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Задание 1. «Нарисуйте картинку». Нарисуйте картинку, при этом в качестве основы рисунка возьмите цветное овальное пятно, вырезанное из цветной бумаги. Цвет овала выбирается вами самостоятельно. Стимульная фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Также необходимо дать название своему рисунку.

Задание 2. «Завершение фигуры». Дорисуйте десять незаконченных стимульных фигур. А также придумать название к каждому рисунку.

Задание 3. «Повторяющиеся линии». Стимульным материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (не повторяющийся) рисунок.

Критерии оценивания по методике П.Торренса:

- беглость – отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.

- гибкость – способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

- оригинальность – характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных.

- разработанность – отражает способность детально разрабатывать придуманные идеи.

Методика Х.Зиверта состоит в том, что испытуемым предлагаются некоторые задачи, которые они должны выполнять как можно быстрее. Для контроля используется секундомер.

Задание 1. На определение уровня «находчивости».

В левой колонке в таблице множество пустых строк. В каждую из этих строчек нужно написать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с «св»: свежий, свободный, святой, свинина и т. д.

Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно написать разборчиво. В распоряжении детей одна минута для заполнения каждой колонки.

Задание 2. «Дивергентное (нестандартное) мышление» (Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т. е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания) (шкала Д)

Выполнение этого теста должно показать, насколько развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но, в то же время, рациональные связи, которые могут иметь место в любой системе.

Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может пригодиться и в других случаях, например, чтобы провертеть в бумажном листе. Если ручку развинтить, то она пригодится для «духового ружья», пружину можно использовать как «стартовую установку» и т. д.

Придумать, что можно с каждым из трех предметов, названия которых будут даны детям. Сколько возможных вариантов они найдут. На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения задания составляет 3 минуты.

Критерием выполнения задания являются:

- находчивость – умение быстро находить выход из затруднительного положения; сообразительность

- дивергентное (нестандартное) мышление – метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

Анализируя результаты тестирования по методике Торренса, согласно данных таблицы 1, можно заметить, что результаты распределились следующим образом:

Таблица 1. Распределение результатов тестирования по методике П.Торренса

Имя ребенка

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

Али

7

6

3

4

Багаутдин

10

10

4

5

Вагиф

10

6

3

3

Вика

10

10

3

5

Видади

8

6

5

1

Ильнур

5

4

1

3

Неджеф

10

9

4

4

Рамазан

7

7

3

3

Рукият

10

9

4

5

Самир

3

3

2

2

Эхтибар

5

4

2

1

Уровень

Низкий

1

3

7

8

Средний

2

4

4

3

Высокий

8 (72%)

4 (36%)

0 (0%)

0 (0%)

Как видно, 72% испытуемых показали высокий уровень по критерию беглости, набрав максимальный балл, что отражает способность детей к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков. Но, к сожалению, по критериям оригинальности и разработанности, уровень развития находится на 0%, это означает, что у школьников низкая способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности, обладание учащимися слабой наблюдательностью. Показатель гибкости мышления находится на среднем уровне (36%), что говорит о способности детей выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.

Анализ результатов методики Х.Зиверта показывает следующие результаты, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2. Распределение результатов тестирования по методике Х.Зиверта

Имя ребенка

Находчивость

Дивергентное (нестандартное) мышление

Али

9

6

Багаутдин

21

9

Вагиф

10

6

Вика

21

10

Видади

10

9

Ильнур

5

3

Неджеф

18

6

Рамазан

3

3

Рукият

0

0

Самир

4

0

Эхтибар

9

2

Уровень

Низкий

9

11

Средний

2

0

Высокий

0

0

Проанализировав полученные данные таблицы 2, мы получили следующие результаты:

Высокий уровень по обоим критериям – 0 человек (0%).

Средний уровень по критерию находчивости составляет 18% (2 человека), а по дивергентному мышлению – 0%.

Низкий уровень по находчивости у 9 человек (82%), по дивергентному мышлению у 11 человек (100%).

Детям это задание далось с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке «настоящего» теста, определяющего уровень находчивости, можно отнесли к категории очень слабых.

По критерию дивергентного мышления у школьников есть задатки нестандартного мышления, и все же ребята очень плохо справились с заданиями.

Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.

Вывод: Получив результаты констатирующего эксперимента, необходимо так составить темы уроков технологии, чтобы они были направлены на развитие творческих способностей младших школьников.

На творческих занятиях не допускается педагогический нажим, повышенный голос, явные и скрытые угрозы. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых детей. Одним из важнейших условий создания атмосферы, побуждающей к творчеству, являются «эмоциональные поглаживания», к которым относятся обращение к ребенку только по имени, сохранение педагогом ровной, доброжелательной интонации, ласкового тона на протяжении всего занятия [21, с.62].

Часто в классе оказываются дети, которые внешне несколько пассивно реагируют на происходящее, из-за чего многие педагоги склонны говорить об их невысокой креативности. Это преждевременный вывод, просто принятие идеи или задания этими детьми происходит по-другому. При работе с ними педагогу следует:

- быть готовым к тому, что они достаточно медленно переключаются с одного вида деятельности на другой.

- не ждать от них быстрого включения в работу, выдерживать после вопроса не менее 5 секунд паузы, уметь переформулировать задание, даже сократить его при необходимости.

- показать и доказать свою заинтересованность, готовность помочь.

- стремиться достичь вместе с ребенком хотя бы небольшого позитивного результата, который в дальнейшем послужит основой для индивидуальной или совместной творческой деятельности.

На творческих занятиях необходимо создать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел возможность самостоятельно проявить свои творческие способности. Индивидуальный подход к каждому ребенку, создания на занятиях климата доверия, предоставление самостоятельности в решении творческих задач – важные условия творческой атмосферы. Главное чтобы форма и содержание таких занятий были разнообразными, чтобы у детей не возникло ощущения обычности, рутинности, настраивающих на репродуктивность идеи и мыслей. Между тем именно необычность и новизна создают определенный эмоциональный фон, поддерживают у детей состояние творческого переживания, подъема, осмысления окружающего мира. «Обучать творческому акту нельзя, – отмечал Л.С. Выготский, – это вовсе не означает, что нельзя учителю содействовать его образованию и появлению».

В качестве пожелания к творческим содействиям учителя и детей предлагаю некоторые рекомендации для педагогов, работающих в области креативной педагогики.

- будьте терпеливы, не ждите от детей «быстрых» результатов – они обязательно будут, просто не торопите события.

- Не забывайте о доброжелательности; не спешите давать оценку детским работам, даже просто располагая их рисунки по «рейтингу», это иногда становится для детей источником неуверенности в себе и своих возможностях.

- не бойтесь движения и шума на занятиях: творческий, эмоциональный запал «ищет» выхода, сумели спровоцировать эту энергию – так лучше попрыгайте вместе с детьми, чем строгим голосом призывать успокоиться.

- попробуйте сами поиграть в «креативную педагогику», убедитесь, что это поле открыто каждому: как нет детей без воображения, так и нет педагога без творческих прорывов.

Родителям:

Как общаться с детьми в совместной творческой деятельности?

1. Выполнение закона гуманности: видеть не только себя, но и другого человека личностью. Необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я, научиться понимать друг друга «с полуслова».

2. Выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я ≠ Я). С помощью выполнения серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов необходимо показать возможность развития органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствоваться.

3. Создание ситуации успеха: творческие решения не могут быть «правильными» или «неправильными». При оценивании результатов творческой деятельности прежде всего обращать внимание на значимость каждого решения. При знакомстве с противоречиями необходимо отметить, что даже неудачный ответ может принести пользу, учитывать взаимодополняемость таких противоположных оценок в суждениях, как хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и вредно и др.

Как организовать творческую работу детей дома?

1. При обсуждении творческого задания с ребенком занимайте позицию

• равного: «Интересно, а что ты об этом думаешь?»

• ниже: «Твое решение несомненно лучше моего», «Ты лучше меня знаешь как выполнить это задание».

2. Проявляйте искренний интерес к решению ребенка, даже если не считаете его заслуживающим вашего внимания, нелепым или глупым: «Мне нравится твоя работа, потому что ..... (назвать ребенку не менее пяти признаков)».

3. Если уровень выполненного задания не удовлетворяет ребенка, постарайтесь при беседе с ним показать возможности дальнейшего роста: «Да, сегодня твое решение может быть и не самое лучшее, что можно предложить в такой трудной ситуации, но только потому, что способ решения не совсем учтен. Зато в твоей работе ..... (указать достоинства решения и похвалить самого ребенка)».

4. Оценивая выполненную работу своего ребенка покажите ее достоинства и недостатки: «Это хорошо, потому что ....., это плохо, потому что .....». Даже неудачный ответ может принести пользу – показать направление дальнейшего развития.

5. По возможности, оказывайте помощь вашему ребенку при оформлении решений.

Таким образом, исследование теоретических проблем, проведенная экспериментальная работа и анализ полученных результатов, позволили сделать вывод: в школьном обучении творческие способности проявляются в решении творческих задач, но наилучшим условием развития творческих способностей выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а целенаправленное предъявление их в системе. Познавательные задачи должны строиться преимущественно на междисциплинарной основе и способствовать развитию свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения. Система уроков и их задач должна вести к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, способность переключаться с одной мысли на другую, способность находить решения, отличающиеся от общепринятых.

Выводы по главе 2.

При организации экспериментального исследования изучены и использованы методики Поля Торренса «Тест креативности» и Хорста Зиверта «Тест на определение творческих способностей». Проанализировав обе методики, мы пришли к выводу, что у школьников низкая способность к выдвижению идей. Также установлена низкая способность к изобретательской и конструктивной деятельности. Учащиеся обладают слабой наблюдательностью, находчивостью и нестандартным мышлением.

Система уроков и их задач должна вести к формированию важнейших характеристик творческих способностей: беглость мысли, способность переключаться с одной мысли на другую, способность находить решения, отличающиеся от общепринятых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку все еще распространенным приемом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы.

Формирование самостоятельности в мышлении, активности в поиске путей достижения поставленной цели предполагает решение детьми нетиповых, нестандартных задач, имеющих иногда несколько способов решения, хотя и правильных, но в разной степени оптимальных.

Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Представляют значительный интерес те показатели, по которым судят о творческом мышлении.

К ним относятся: оригинальность мысли, возможность получения ответов, далеко отклоняющихся от привычных; быстрота и плавность возникновения необычных ассоциативных связей; «восприимчивость» к проблеме, ее непривычное решение; беглость мысли как количество ассоциаций, идей, возникающих в единицу времени в соответствии с некоторым требованием; способность найти новые, непривычные функции ответа или его части. Дж. Гилфорд считает, что все интеллектуальные способности в какой-то мере творческие, но наиболее явно они проявляются в дивергентном мышлении как способности давать необычные ответы на стандартизированные тесты. П.Торренс полагал, что в творческом мышлении появляется способность к постановке проблем, чувствительность к недостаткам в имеющихся знаниях, возможность построения гипотез об отсутствующих элементах этих знаний. Во многих работах о творческом мышлении основными его показателями считаются такие, которые отражают степень отклонения от привычного решения, преодоления «барьеров прошлого опыта».

Показателем, характеризующим творческое мышление, являются: беглость, гибкость, оригинальность мысли. Условиями формирования творческого мышления являются: индивидуализация образования, проблемное обучение.

Технология проблемного обучения теоретически обоснована такими видными учеными, как Оконь В., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Кудрявцев Т.В. и другие. Для обеспечения развития творческого мышления учащихся в проблемном обучении необходима оптимальная последовательность ситуаций, их определенная система. При организации проблемного обучения нет изначального деления учащихся на «сильных», «средних» и «слабых» – задание всем одинаковое.

Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план. Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдения, сравнения и опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а никак не чтением статей, могут быть переданы эти знания детям. Ученики должны под руководством преподавателя наблюдать, сравнивать, описывать, обсуждать наблюдаемые факты и явления, делать выводы и обобщения и проверять их простыми, доступными опытами. Проблемными являются только те задачи, решение которых предполагает хотя и управляемый учителем, но самостоятельный поиск еще неизвестных школьнику закономерностей, способов действия, правил.

Такие задачи возбуждают активную мыслительную деятельность, поддерживаемую интересом, а сделанное самими учащимися «открытие» приносит им эмоциональное удовлетворение и гораздо прочнее закрепляется в их памяти, чем знания, преподнесенные в «готовом» виде. Эта активная самостоятельная мыслительная деятельность приводит к формированию новых связей, свойств личности, положительных качеств ума и тем самым – к микросдвигу в их умственном развитии.

Учитель должен внимательно следить за развитием интересов учащихся, «подбрасывать им посильные для понимания и разрешения проблемы. Учащиеся, в свою очередь, должны быть уверены, что разрешая эти проблемы, они открывают новые и полезные для себя знания. Уроки должны строятся на основе «полного акта мышления», чтобы учащиеся на них сумели: почувствовать конкретную трудность, определить ее (выявить проблему), сформулировать гипотезу по ее преодолению, получить решение проблемы или ее части, проверить гипотезу с помощью наблюдения или экспериментов.

Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Она обеспечивает условия для развития ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.

Особую значимость для развития творческого мышления младших школьников имеют исследовательские проекты. Исследовательский проект – деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Непременным условием организации проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта. На разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей. Развитие творческого мышления не может быть реализовано без учета возрастных и индивидуально-типических особенностей мышления. Преобладание практических, образных или понятийных видов мыслительной деятельности определяется не только спецификой решаемой проблемы, но и индивидуальными особенностями самих людей.

Вот почему я считаю, что одним из важнейших принципов развития творческого мышления является оптимальное (отвечающее целям обучения и психическим особенностям индивида) развитие разных видов мыслительной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 07.03.2018 N 56-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. – № 303. – 2012.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373. – Введ. 22.12.2009 - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922-Минобрнауки.ру - (Дата обращения: 26.10.2019)
  3. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 2010. – 400 с.
  4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987
  5. Вергелес Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников : учеб. пособие / Г.И. Вергелес. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М, 2017. –174 с.
  6. Володин В.М., Кухтинова Л.Г. Проблемы конкурентоспособности современного института образовательных услуг / В.М. Володин, Л.Г. Кухтинова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2011 г. № 4 (20). С. 210-216.
  7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эскимо, 2005. – 512 с.
  8. Гаврина С. Е. Упражнение для развития творческого мышления.- 2010. – 31 с.
  9. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопр. психологии. 1980. N 1.
  10. Гилфорд Дж.П. Три стороны мышления, в кн: Психология мышления. Пер. с нем. и англ., М., 1985;
  11. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т.А. Гомырина. – М.: ВЧГК "Русский Центр". – 2013.- 312 с.
  12. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 2014. – 124 с.
  13. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. – М., Просвещение, 2013. – 152с.
  14. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. – СПб.: 2012. - 320 с.
  15. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. – М.: Педагогика, 2011. – 200с.
  16. Климентьева О. В. Мониторинг развития личности ребенка. //Завуч.- 2009. – № 6. С. 42–51.
  17. Мандель Б.Р. Технологии педагогического мастерства / Б.Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 211 с.
  18. Маслоу А. Самоактуализирующаяся личность // Психология личности. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. М., 1985
  19. Межина А.В. Повышение успешности младшего школьника в учебной деятельности: монография. – М.: Экон-информ, 2013. 139 с.
  20. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками./ Пособие для учителя / Е. Л. Мельникова.– М., 2002.-168 с.
  21. Немов Р.С. Психология В трех книгах. Книга 1. Общие основы психологии.
  22. Никонорова Л. А. Развитие творческого мышления младших школьников // Молодой ученый. – 2015. – №1.2. – С. 31-33.
  23. Пастюк О. В. Психология и педагогика : учеб. пособие / О.В. Пастюк. – М.: ИНФРА-М, 2017. –160 с.
  24. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. – М.: Академия пед. наук, 1960.
  25. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий в 2-х тт. Т.1. / Г.К. Селевко. – М.: НИИ «Школьные технологии», 2014. – 816 с.
  26. Терехова Г.В. Развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе: Метод. рекомендации по курсу «Уроки творчества» для родителей. / Г.В.Терехова. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2015. – 175 с.
  27. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.: Просвещение, 1996. - 136 с.
  28. Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). – Пермь: Меркурий, 2012. – 292 с.