Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формирование нравственной культуры личности(Сущность, структура воспитания личности)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Воспитание нравственности, базовых норм этики, правил поведения у каждого человека происходит еще до поступления в школу. Можно отметить, что чем продуктивнее и полнее осуществляется подобное воспитание, тем более успешной будет социализация ребенка, принятие им общепринятых норм и традиций. Жизненно необходимо детей обучать навыкам культуры с учетом уклада общества, принятых взрослыми жизненных норм, развивать положительные черты характера, качества настоящего человека.

Будучи дошкольником, каждый человек, находясь в окружении старших членов семьи, получает основные принципы жизни, обучается правилам вежливого общения со сверстниками, старшими, корректному обращению с природой, осознает общественные каноны.

Проводя воспитательный процесс, педагог развивает в каждом ребенке такие положительные качества, как патриотизм, эмпатию, понимание переживаний других людей, целеустремленность, уважение труда других людей, отзывчивость.

Это дает основания считать, что выбранная тема курсовой работы «Формирование нравственной культуры личности» является актуальной и представляет интерес на современном этапе развития общества.

Объектом данного исследования – динамика особенностей нравственного развития личности.

Предметом исследования – воспитание и культура поведения как направление воспитания дошкольников к адаптации к социально – бытовым условиям.

В основе методологических разработок, учитывающих особенности нравственного воспитания дошкольников могут быть исследования Л. С. Выготского, теория Красильниковой Т. Г. о необходимости применения культурно – развлекательных, спортивных мероприятий для нравственного воспитания детей 2-6 лет; наблюдения В. Г. Бочарова, М. А. Галагузова, В. Д. Семенова об особенностях воздействия различной социокультурной среды на формирование нравственной культуры детей 2-6 лет.

Цель исследования – изучение влияния нравственного воспитания на развитие личности.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

охарактеризовать особенности нравственного воспитания и культуры поведения детей дошкольного возраста;

рассмотреть значение нравственного воспитания детей дошкольного возраста;

определить особенности обучения культурам поведения как направлению нравственного воспитания дошкольников.

Методами исследования являются следующие методы: теоретический (анализ психолого–педагогической, научно–методической литературы по теме исследования); общелогический (сравнение и обобщение учебного материала по данному вопросу) и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

1.1 Сущность, структура воспитания личности

Активное становление личности ребенка в процессе воспитания формируется к 5-7 годам, это научно обоснованный факт, подтвержденный работами в области педагогики и  психологии. Поэтому формирование индивида во многом зависит от того, насколько разносторонне были учтены в процессе различные виды воспитания детей дошкольного возраста для гармоничного развития. Воспитание личности – это сложный комплекс внешнего воздействия на формирование индивидуальных качеств, системы ценностей, убеждений и взглядов с использованием различных видов воспитания детей.

Профессиональные педагоги выделяют следующие приоритетные виды воспитания детей:

- физическое – развитие основных физических качеств, таких как ловкость, сила, выносливость, быстрота, гибкость и общее укрепление физического здоровья. Родителям рекомендуется с момента рождения уделять физическому развитию ребенка особое внимание, тем более что в младенчестве физическое и умственное развитие достаточно сильно взаимосвязаны;

- интеллектуальное (умственное) – развитие интеллекта ребенка, его воображения, мышления, памяти, речи и способности к самосознанию и сознанию. Интерес и любознательность у малышей необходимо поддерживать и поощрять, чтобы давать пищу их умственному развитию и стимулировать желание к получению новой информации и обучению;

- логическое (математическое) – развитие навыков логического и математического мышления. Формирование у ребенка навыков анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования, конкретизации и сравнения получаемой информации. Следует обучать малыша решению задач различными способами и умению аргументированно пояснять ход решений;

- речевое – развитие речи детей состоит из обучения малышей звуковой, лексической и грамматической речевых составляющих. Задача воспитателей постоянно пополнять как активный, так и пассивный словарный запас детей. Научить ребенка разговаривать правильно, красиво, интонационно выразительно, выговаривая все звуки, обучить умению выражать свои мысли в монологах и диалогах. Речевое воспитание тесно связано с воспитанием интеллектуальным и логическим;

- нравственное (этическое) – развитие у детей системы нравственных ценностей и качеств, привитие общественных и семейных моральных норм. Обучение культуре поведения и общения, формирование личной жизненной позиции и отношения к стране, семье, людям, природе, труду и т.д.;

- трудовое – обучение ребенка трудовым навыкам, формирование добросовестного отношения к выполняемой работе, трудолюбия, старательности, сознательного участия в трудовой деятельности;

- музыкальное – формирование музыкального вкуса, ознакомление с различными музыкальными стилями и направлениями, обучение элементарным музыкальным понятиям, таким как ритм, темп, звуковая и высотная интонация, динамика, эмоциональность произведения;

- художественно-эстетическое – формирование художественного вкуса, ознакомление с различными видами искусства, воспитание в ребенке чувства красоты, ознакомление с эстетическими ценностями, развитие личных творческих предпочтений. Все эти виды воспитания детей направлены на всестороннее развитие личности еще в дошкольном возрасте.

Поэтому следует уделять достаточно сил и времени всем аспектам воспитательного процесса. В современном мире родители, а часто и бабушки с дедушками, заняты на работе. Чтобы развитие малышей было гармоничным, некоторые виды воспитания детей доверяют профессиональным педагогам, репетиторам, детским дошкольным учреждениям, няням. В таких случаях необходимо тесное сотрудничество всех воспитателей для создания атмосферы безопасности и любви в процессе воспитания, совместного контроля содержания и качества процессов, грамотного, согласованного, систематичного и последовательного проведения занятий с учетом возрастных особенностей малышей.

Задача родителей – ответственно подготовиться к появлению ребенка, ознакомиться с видами воспитания детей и определиться с дошкольным развитием своего ребенка, чтобы оно было всесторонним и полноценным на каждом этапе его взросления.

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Роль воспитания оценивается по-разному — от утверждения его полной бессмысленности (при неблагоприятной наследственности и плохом влиянии среды) до признания его единственным средством изменения человеческой природы. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя.

Важнейшая задача воспитания — выявление склонностей и дарований, развитие в соответствии с индивидуальными особенностями человека, его способностями и возможностями.

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воздействуя на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития.

Цели и методы воспитания должны соответствовать не только уровню развития, уже достигнутому ребенком, но и «зоне его ближайшего развития». Только то воспитание признается хорошим, которое идет вперед развития. Формирует личность воспитание, ведущее за собой развитие, ориентирующееся на процессы, которые еще не созрели, но находятся в стадии становления.

Умственное воспитание

Цель воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия.

Сегодня главная цель средней школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. всемерно раскрывать ее творческие возможности.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований.

Задачи умственного воспитания:

  • усвоение определенного объема научных знаний;
  • формирование научного мировоззрения;
  • развитие умственных сил, способностей и дарований;
  • развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности;
  • развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Физическое воспитание

Физическое воспитание — неотъемлемая составляющая часть почти всех воспитательных систем. Физическое воспитание способствует выработке у молодежи качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
  • повышение умственной и физической работоспособности;
  • развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
  • развитие основных двигательных качеств (силы, ловкости, выносливости и др.);
  • воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности, ответственности, коллективизма);
  • формирование потребности в постоянных занятиях физкультурой и спортом;
  • развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности .

Политехническое воспитание

Политехническое образование направлено на ознакомление с основными принципами всех производств, усвоение знаний о современных производственных процессах и отношениях. Главные задачи политехнического воспитания— формирование интереса к производственной деятельности, развитие технических способностей, нового экономического мышления, изобретательности, начал предпринимательства. Правильно поставленное политехническое образование развивает трудолюбие, дисциплинированность, ответственность. готовит к осознанному выбору профессии .

Нравственное воспитание

Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.

Эстетическое воспитание

Эстетическое (эмоциональное) восстание — базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Задачи эстетического воспитания условно можно разделить на две группы — приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к эстетическим ценностям, а вторая — активного включения в эстетическую деятельность.

Задачи эстетического воспитания;

  • формирование эстетических знаний и идеала;
  • воспитание эстетической культуры;
  • формирование эстетического отношения к действительности;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, поступках, делах, внешнем виде.

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса. который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и, в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач.

Система воспитания опирается на следующие принципы:

  • общественная направленность воспитания;
  • связь воспитания с жизнью, трудом;
  • опора на положительное в воспитании;
  • гуманизация воспитания;
  • личностный подход ;
  • единство воспитательных воздействий.

Цели и задачи воспитания

Цели воспитания, как и цели любой человеческой деятельности, являются исходным моментом в построении всей системы воспитания, ее содержания, методов, принципов.

Цель — идеальная модель результата деятельности. Цель воспитания сеть заранее определяемое представление о результате воспитательного процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Выбор целей воспитания не может быть случайным.

Как показывает исторический опыт, цели воспитания формируются под влиянием изменяющихся потребностей общества и под воздействием философских и психолого-педагогических концепций. Динамизм, вариативность целей воспитания подтверждаются и современным состоянием этой проблемы.

Современная педагогическая практика руководствуется двумя основными концепциями целей воспитания:

  • прагматической;
  • гуманистической.

Прагматическая концепция, утвердившаяся с начала XX в. в США и сохраняющаяся здесь до настоящего времени под наименованием «воспитание ради выживания». Согласно этой концепции, школа должна воспитывать прежде всего эффективного работника, ответственного гражданина и разумного потребителя.

Гуманистическая концепция. имеющая много сторонников в России и на Западе, исходит из того, что целью воспитания должно быть оказание помощи личности в реализации всех заложенных в ней способностей и талантов, в осуществлении ею собственного «Я».

Крайним выражением этой концепции является основанная на философии экзистенциализма позиция, предлагающая вообще не определять целей воспитания, предоставляя человеку право свободного выбора направления саморазвития и ограничивая роль школы лишь представлением информации о направлении этого выбора.

Традиционной для России, как это показано в гл. 2, является воспитательная цель, соответствующая гуманистической концепции, ориентирующейся на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Формально она сохранялась и в период советской власти. Однако господствовавшая в этот период марксистская идеология жестко связывала возможность достижения этой цели с коммунистическим преобразованием общества.

Гуманистический идеал обнаружил свою устойчивость, сохранившись и в постсоветской России в условиях коренного изменения социальных целей, когда коммунистические установки сменились демократическими.

В этой обстановке в современной России произошло возрождение гуманистических целей воспитания, сформулированных в наиболее полном виде еще К.Д. Ушинским и развитых в творчестве лучших советских педагогов, таких, как А.С. Макаренко , В.Л. Сухомлинскийу В.Ф. Шаталов.

Сегодня цель воспитания формулируется как оказание помощи личности в разностороннем развитии. В Законе РФ «Об образовании» сказано, что образование служит осуществлению «задач формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии» (ст. 9, п. 2.). Образование, согласно Закону, должно обеспечить самоопределение личности, создание условий для ее самореализации (ст. 14, п. 1).

Таким образом, вечную педагогическую проблему о приоритете в воспитании интересов личности или интересов общества, Закон решает в пользу личности, заявляя о приверженности отечественной системы образования гуманистической концепции воспитания.

Поскольку цель воспитания отличается некоторой абстрактностью, чрезмерной общностью, она конкретизируется, уточняется с помошыо формулировки комплекса задач воспитания.

Среди задач воспитания в современной системе российского образования выделяются следующие:

  • формирование у каждого воспитанника ясной смысложизненной установки, соответствующей природным задаткам и конкретному индивидуальному социальному положению;
  • гармоническое развитие личности, ее нравственных, интеллектуальных и волевых сфер на основе ее природных и социальных возможностей и с учетом требований общества;
  • овладение общечеловеческими нравственными ценностями, гуманистическим опытом Отечества, призванными служить прочным фундаментом всего духовного мира личности;
  • формирование активной гражданской позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам, свободам и обязанностям личности;
  • развитие активности в решении трудовых, практических задач, творческого отношения к выполнению своих производственных обязанностей;
  • обеспечение высокого уровня общения, взаимоотношений в учебном и трудовом коллективе на основе сложившихся социально значимых коллективных норм.

Реализация целей и задач воспитания обеспечивается совместными усилиями всех его участников:

1. Преподавателей, консультантов, тренеров, руководителей всех уровней. Именно они являются субъектами воспитательного процесса, несут ответственность за его организацию и эффективность.

«Воспитатель, поставленный лицом к лицу с воспитанником, — говорил Ушинский, — в себе заключает всю возможность успехов воспитания».

2. Но это не означает, что процесс воспитания может реализоваться без всякого участия его объекта, т.е. самого воспитанника. Сам воспитанник может или воспринимать воспитательные воздействия, или сопротивляться им — от этого в огромной степени также зависит эффективность воспитательной деятельности.

3. Третьим участником воспитательного процесса является тот коллектив, в котором, как правило, он осуществляется. Коллектив оказывает огромное влияние на каждого своего члена, причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Конечно, коллектив, учебная или рабочая группа сами могут быть объектом воспитания со стороны преподавателя, руководителя.

4. И наконец, еще одним активным участником воспитательного процесса является та большая социальная макросреда, в которой существуют учебные и трудовые коллективы. Социальная среда, окружающая действительность, всегда выступает в качестве мощного фактора, оказывающего огромное влияние на результаты воспитания.

Итак, воспитание — это сложный, многофакторный процесс. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

1.2 Значение воспитания дисциплины и нравственной культуры для развития личности

Основой построения системы ценностей для каждого ребенка является система воспитания духа и нравственности, педагог Андреева С. В. называет эту систему основой программы развития будущего России. В последние годы педагогами и воспитателями вместе с подопечными осуществляется поиск информации о событиях прошлого в своих городах, строятся схемы по оценке внутреннего мира и духа школьников [1].

Профессор Байчорова К. У. утверждает, что развитие нравственности проводится в виде осознанного воздействия, включающего в себе передачу основных принципов нравственности, эстетических начал, совершенствование физической и духовной культур, а также воспитание трудолюбия [2, c. 17].

Психолог Бочарова В. Г. проанализировала различные аспекты взаимодействия воспитателей и родителей в этом направлении: духовно – педагогическое, оздоровительно – педагогическое, историко – патриотическое, познавательно – экологическое, этико – трудовое. При этом специалист обратила внимание на достаточный уровень образования у дошкольников [6, c. 22].

Профессор Гукасова Г. С. отметила, что процесс обучения духовности и нравственности в пределах системы образования осуществляется с учетом системы общественно значимых принципов, при этом необходимо вовлекать детей в процессы внеклассной работы, культурно – досуговых мероприятий.

Процесс воспитательной работы по формированию системы моральных ценностей строится по различным векторам, при этом основным считается сотрудничество с родителями, так как с детства все постулаты поведения формируются только в семейном кругу. Однако современные подростки находятся под опекой родителей, чье детство пришлось на время перемен, коренных преобразований, что и определяет важность системы образования организовать эффективную работу как с дошкольниками, так и их родителями. Общая система просветительской работы нуждается в продуктивном общении педагогов и родителей, при этом последние должны во всем быть опорой воспитателей. Проблему можно искоренить, если заниматься не только выделением определенного объема учебных часов в учебном процессе, но и в формировании условий для развития внутреннего мира детей, для воспитания у них роли миротворца, носителя добра. Данная цель реализуема в том случае если процесс воспитания детей будет происходить с учетом всех моральных и этических принципов не только во время школьных занятий [11, c. 277 - 279].

Раскрывая проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения Т. Г. Киселева – профессор психологии утверждает, что негативной тенденцией последнего времени является рост молодежной преступности. Оценка статистических данных характеризует факт того, что большинство правонарушений производится той молодежью, которая выпала из внимания родственников, так как родители не интересуются успехами своих детей, не оказывают им должного внимания, не пытаются вместе решать их проблемы, потому они вынуждены искать их решения на улице. Основным инструментом воспитания дисциплины все время оставался наглядный образец родителей, старших родственников [24, c. 79].

Нужно постоянно оказывать поддержку в раскрытии потенциала своих детей, направлять их активность на формирование культуры поведения, при этом применять различные способы, поскольку именно институт семьи является приоритетным в развитии чувства национальной гордости у подрастающего поколения [16, c. 92].

Н. Ф. Маслова в экспериментальной работе рассказывает об осуществлении модели воспитания дисциплины в системе образования, на протяжении ее реализации был сформирован комплекс мероприятий «Духовно – нравственное воспитание дошкольников на основах православной культуры», который направлена на организацию целостного пространства духовно-нравственного развития учащихся и воспитанников. Такое пространство будет интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающихся и их родителей. При этом образовательное учреждение будет создавать условия для реализации данной программы, обеспечивая духовно-нравственное развитие обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, социальной группы, направляя образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и семье. Основная цель реализации программы: духовно-нравственное воспитание детей посредством введения курса «Основы православной культуры» в школе. На данный момент остается проблема в необходимости регулярно повышать квалификацию кадров по вопросам духовно-нравственного воспитания детей [17, c. 57].

Р. В. Овчарова, известный специалист в области социальной педагогики утверждает, что образовательные учреждения района в рамках духовно-нравственного воспитания взаимодействуют с настоятелями храмов, с Боевым братством, ветеранской организацией. Формами такого взаимодействия являются совместное проведение различных мероприятий [19, c. 14].

А. В. Мудрик раскрыл в своём исследовании вопрос развития волонтерской деятельности среди детей и молодежи. Добровольческая деятельность молодежи является пространством социализации, развития профессиональных компетентностей молодых людей как будущих специалистов. В процессе волонтерской деятельности молодые люди осваивают способы социального и профессионального поведения, новые социальные роли, а также социальные и профессиональные виды деятельности. Для активизации данного направления рекомендуется организовать и провести совместно с управлением образования и районный конкурс «Доброволец года» [18, c. 141].

Проектная деятельность это новый уровень развития и новый взгляд на использование форм деятельности в направлении духовно-нравственного воспитания. Работа в проектном режиме – это новый шаг в деятельности молодёжных организаций. Ведь для достижения максимального результата необходимо поэтапное планирование и осуществление деятельности. Работа над проектом – это хороший способ реализации самых творческих идей, самореализации как руководителя и организатора, получение опыта управленческой деятельности [27, c. 23]. Проекты - это также способ и возможность донести свою точку зрения по тому или иному вопросу общественной, личной жизни. Они затрагивают актуальные темы, те что у всех на слуху, и предлагают абсолютно новые которые заставляют задуматься над тем или иным вопросом. Проекты создаются под ключевые идеи – направления. Результат работы в проектном режиме - вовлечение детей в активную общественную деятельность, развитие определенных качеств и навыков, развитие новых направлений деятельности внутри организации, апробирование и внедрение новых форм работы [26, c. 215].

Таким образом – проектная деятельность, это новый уровень развития организации, которая имеет большой опыт в организации и проведении массовых тематических и событийных акций и мероприятий.

1.3 Особенности воспитания в дошкольниках правил этичного поведения как основы нравственности

Воспитание нравственных навыков — важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются прежде всего на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми [25, c. 133].

Когда говорят о культуре поведения детей дошкольного возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволяют поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Эти навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду, дома); с культурой организованности (отношение к режиму), с культурой игры, учебных занятий, выполнения трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи) [23, c. 4].

Культура поведения воспитывается всем укладом жизни семьи.
Время, когда целесообразнее прививать ребенку тот или иной навык культурного поведения, лучше всего подсказывает начало той или иной его деятельности. Так, в 3—4 года, когда дети начинают принимать активное участие в самообслуживании, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности [20, c. 518].

В этом же возрасте — с развитием и пониманием речи окружающих — вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих и т. д.

Воспитывая навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться (и разнообразно упражняться) в этих навыках.
И здесь огромное значение имеет пример близких людей.

У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Зашла соседка — мама предлагает ей присесть, справляется о ее здоровье. Родители всегда одеты опрятно, не позволяют себе небрежности в одежде и замечают неполадку в одежде детей. Дома никто не говорит повышенным тоном, следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся проявить такт в обращении с детьми — не унижают перед другими, не задевают самолюбия [19, c. 302].

Для воспитания культуры поведения необходимо также обучение детей определенным навыкам и умениям.

Иногда взрослым кажется, что достаточно детям сказать: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», как они все это сделают. Это глубоко ошибочное мнение. Нужно не просто детям сказать: «Береги игрушку», но и научить их навыкам бережного обращения с ней. 

Показ с объяснением взрослые широко используют в повседневной жизни во время умывания, одевания, еды, уборки игрушек, наведения порядка в комнате. И здесь родители не забывают подкреплять показ своим личным примером, поведением.

И в старшем дошкольном возрасте при знакомстве детей с новыми правилами поведения взрослые также показывают, как их надо выполнять. По мере усвоения навыка они постепенно переходят от показа, как и что делать, к объяснению, напоминанию [15, c. 164].

Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно расчленить его на более мелкие, конкретные действия. Например, беречь игрушки — это значит: машину возить за веревочку, не нажимать на колеса, не садиться в нее; куклу не бросать; замечать, что неисправно, просить взрослых отремонтировать игрушку; не пачкать игрушки, убирать на место и т. д. Постепенное обучение детей выполнению этих маленьких конкретных правил обращения с игрушками помогает усвоению обобщенного правила — беречь игрушки [13, c. 54].

Очень важно организовывать повседневные упражнения в усвоении навыков культурного поведения.

Было бы неправильно думать, что положительный пример взрослого сам по себе может служить воспитанию культурного поведения. Иногда у очень воспитанных родителей, отличающихся приветливостью, доброжелательностью к окружающим, растут грубые, невнимательные дети [11, c. 279].

Дело решается не созерцанием положительного примера, а такой организацией жизни детей, при которой их побуждают совершать надлежащие действия, поступки.

Постепенно накапливаясь, опыт нравственных привычек определит культуру поведения ребенка. Отношение взрослых к играм и занятиям ребенка должно быть продуманным и уважительным.

Вот сын, рассматривая иллюстрации в «Приключениях Буратино», старательно пересказывает содержание книги маленькой сестренке. Мать не отвлекает без надобности сына, не задает ему вопросов, разговаривает с бабушкой тише, не гремит посудой. Дети видят, что взрослые уважают их занятия. Не удивительно, что они и сами будут вести себя тихо, если занимаются другие.
Чистое помещение, где удобно все размещено, воспитывает любовь к порядку. Если ребенок легко может достать игрушку и положить обратно, он привыкает к аккуратности [10, c. 221].

Вместе с тем важно и поощрение положительных поступков детей. Не скупитесь на похвалу, особенно если речь идет о детях до пяти лет. Это затрагивает их чувства, побуждает к действию.

Детям 5—7 лет следует объяснить, убедить, довести до сознания, что хорошо или что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку, на умение разобраться в своих и чужих поступках.
Не забывайте о художественном слове — рассказы, сказки, стихи, которые вы читаете детям, говорят о многих ситуациях, требующих оценки с точки зрения правил нравственного поведения [6, c. 96].

С детьми постарше можно специально беседовать на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость.

И наконец, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно.

Разумеется, надо учитывать, что уже достигнуто ребенком, иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию. Отметим и здесь важность единства в требованиях окружающих ребенка взрослых [3, c. 79].

Одно из важных качеств личности, начала которого закладываются в дошкольном детстве, — честность. Мы вправе требовать и мы можем ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном поступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. Развитие правдивости успешнее осуществляется в условиях справедливых требований.
Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в условиях внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку, потерял ключик от заводной игрушки, порвал книжку? Если промолчать, то, может быть, никто и не узнает, а сказать — будут упрекать. Вот здесь-то и проявляется формирующийся характер. Что победит — трусость или мужество и правдивость?
Родителям надо видеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Часто опытные педагоги в помощь себе привлекают художественную литературу — рассказы, сказки, стихи. Здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку — он сам должен разобраться в поступке героя [1].

Художественное слово силой своей образности и конкретности воздействует на детей, возбуждая чувство любви и уважения к честным и правдивым людям и, наоборот, чувство презрения ко всякой лжи, к корыстным действиям.
Очень важно также использовать для воспитания правдивости конкретные примеры честного и нравственного поведения самих детей. Особенно в старшем дошкольном возрасте такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, направить его размышления.

Но следует иметь в виду, что переживания детей по поводу поступка героя литературного произведения или сверстника, их размышления об этом поступке сами по себе не превратятся у детей в устойчивые черты личности. Необходимо позаботиться о том, чтобы возникшее переживание вызывало готовность поступать так же, как герой литературного произведения [3, c. 103].

Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его [5, c. 35]. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Увы, взрослые тут же нередко удовлетворяют «любознательность» ребенка, тем самым причиняя страдания человеку [7, c. 226].

Но бывает и так, что старшие не одобряют любопытства ребенка, и малыш недоумевает, почему старшие недовольны его поведением — ведь он сказал правду, что человек с горбом на спине некрасивый, что он ему не нравится.
Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное — не причинять боли другому человеку [13, c. 75].
Заметим, что воспитание такой сдержанности — дело нелегкое. Малышу требования наши могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования, предъявляемые к малышу, дадут результат и в этом случае.

Выводы по главе 1

Нравственное развитие ребенка-дошкольника - сложный и противоречивый процесс. Вначале он охватывает лишь вербальную сферу: ребенок осваивает нормы «на словах», в поведении же легко нарушает их. Постепенно, шаг за шагом, нравственные нормы начинают влиять и на поступки ребенка. Усиливается внешний контроль со стороны взрослых, возникает и растет контроль со стороны сверстников. Формируются прагматическое моральное поведение, прагматические нравственные мотивы.

Но в то же самое время развитие сознания ребенка, усвоение им представлений о добре и зле, соприкасаясь с бескорыстным общением со стороны близких взрослых, «высекает искру» нравственности нового типа - нравственности, основанной на потребности ребенка сохранить и упрочить положительный образ себя. Нравственности, свободной от внешнего контроля. Нравственности, способной устойчиво направлять его поведение вопреки изменчивости симпатий и настроений.

И пусть это только зачатки, ростки подлинной нравственности. Со временем, развившись и окрепнув, они составят основу личности и дадут ребенку надежный ориентир в сложном мире человеческих отношений.

ГЛАВА 2.

МЕТОДОЛОГИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

2.1 Формы, методы и средства нравственного воспитания личности

Процесс нравственного воспитания многогранный, длительный и сложный. Он реализуется в различных формах и разнообразными методами, приемами и воспитательными средствами. Форма воспитания в педагогике – это способ организации процесса воспитания [2, c. 45].

Классифицируют формы нравственного воспитания по-разному, в зависимости от выбранной основы классификации. Один из видов классификации форм воспитания, и нравственного воспитания в том числе, осуществляется на основе количества воспитанников: фронтальная форма; групповая форма; индивидуальная форма работы. Например, индивидуальные формы нравственного воспитания учитывают особенности внутреннего мира, условий жизни индивида, позволяют использовать наиболее эффективные методы влияния на конкретного человека.

Но при этом такая форма воспитания ограничена квалификацией воспитателя и может быть односторонней. Такая форма нравственного воспитания должна дополняться другими [4, c. 85].

Существует классификация, в основе которой лежат методы нравственного воспитания: словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи); практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы); наглядные формы (музеи, выставки, тематические стенды). В многогранном процессе нравственного воспитания возможны разные формы организации.

Процесс нравственного воспитания не может быть односторонний, он всегда двухсторонний. Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника.

Осуществлению процесса нравственного воспитания способствуют разные методы. Самые популярные из них перечислены ниже:

- метод убеждения выражается в воздействии на сознание, чувства и волю воспитанника. Цель этого метода формирование положительных качеств и преодоление отрицательных. Выражается в разъяснении норм и правил поведения. Двусторонность процесса отражается в убеждении через собственный опыт, практику воспитанников, конкретные дела, личный пример окружающих людей. В целях убеждения эффективно работают литература, кинофильмы, информация из СМИ;

- метод упражнений предполагает регулярное организованное выполнение определенных действий и практических дел. Цель этих упражнений - формирование и развитие личности, в том числе формирование взглядов и убеждений, обогащение чувств;

- метод поощрений для одобрения положительных поступков;

- метод наказаний для осуждения отрицательных поступков;

- метод стимулирования и мотивации;

- метод внушения;

- метод коррекции;

- метод воспитывающих ситуаций и социальных проб-испытаний;

- метод дилемм и рефлексии [8, c. 221].

Выбор методов зависит от содержания и направленности воспитательной деятельности. На практике все описанные методы находятся в теснейшей взаимосвязи и переплетении. Важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело общую основу. Было единым во всех своих проявлениях. Важно не только нравственное просвещение, но и его сочетание с формированием навыков нравственного поведения. Очень велика во всем роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д. [9, c. 78]

Существует много различных средств нравственного воспитания. Рассмотрим основные из этих средств:

- художественные средства. К ним относятся художественная литература, изобразительное искусство, музыка различных направлений, театральное искусство. Эта группа средств нравственного воспитания, способствует эмоционально окрасить познаваемые моральные явления, воспитанию чувств;

- природа. Общение с природой, тесное взаимодействие с ней, изучение способно вызывать у человека чувства гуманности, желание заботиться о более слабых и защищать их. Как ни странно, но общение с живой природой и ее представителями способствует формированию уверенности в себе;

- повседневная деятельность. Как правило, эти средства нравственного воспитания представлены игрой, трудовой деятельностью, обучением, общением. Эти средства имеют большое практическое значение. Они позволяют оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми;

- окружающая атмосфера. Очень важно, в какой атмосфере проходит процесс нравственного воспитания. Это может быть атмосфера доброжелательности, любви, гуманности или же наоборот, атмосфера жестокости и безнравственности. Только в условиях доброжелательных взаимоотношений, душевного тепла, взаимопонимания и человечности можно вырастить полноценную личность, дать толчок к раскрытию заложенных от рождения в человеке способностей и талантов;

- окружающая обстановка. Семья, педагоги, воспитатели и сверстники оказывают огромное влияние на формирование морально-нравственных качеств. Окружающая обстановка - средство воспитания чувств, представлений и поведения [10, c. 56].

2.2 Методологические принципы нравственного воспитания личности

Нравственное воспитание с акцентом на духовность: цель такого воспитание – формирование человека с духовными ценностями, моральным обликом, чувством чистой совести [13, c. 62].

Для детей разного возраста главными становятся такие ценности, как мир, культура, сохранение экологии.

Развитие гордости за принадлежность к определенной нации или стране. Такие свойства характерны для религиозных детских садов. Содержание обучения для разного возраста основано на духовных ценностях. Не во всех странах есть подобные детские сады, в таком учреждении есть потребность в многонациональных государствах [14, c. 99].

Социально-нравственное воспитание: его цель воспитание гармоничной личности, которая найдет свое место. Для этого необходимо иметь целый комплекс нравственных качеств, для мирного и эффективного сосуществования.

Очень популярно в современных школах – обществоведение. В основе знаний лежат юридические аспекты поведения людей в различных жизненных примерах и ситуациях, такие занятий всегда вызывают живой отклик у ребят.

Опасной стороной шаблонного поведения является глубокая убежденность, что решить проблемы одному человеку не под силу, всегда требуется помощь сторонних организаций, третьих лиц [9, c. 324].

Очень полезно в этом плане взаимодействие с психологами, проработка сложных ситуаций в виде сценок или моделирования. В ходе обсуждения могут участвовать не только действующие лица, но и весь детский коллектив.

Нравственное воспитание с гражданским уклоном: есть детские учебные заведения, в которых понятия нравственности и гражданских чувств не отделяются друг от друга. Педагоги стараются привить подрастающему поколению безусловную любовь к своей стране. Такие детские сады актуальны для стран, где идут классовые конфликты. Для понимания всего происходящего ребенку нужно быть знакомым со всей историей, сформировать собственную позицию в данном направлении [8, c. 44].

Нравственное воспитание с опорой на эстетические чувства: современное общество ценит чувство прекрасного в человеке. Сформировать такое свойство на голом месте не получится, здесь нужна серьезная база, которую дает ориентированный детский сад. Ребенок созерцает красоту, описывает ее, а через короткое время способен различить ее в окружающих предметах и создавать ее самостоятельно. Так в разное время во всех эпохах появлялись талантливые ребята, которые своим творчеством изменили мир.

Нравственно-экологическое воспитание: обучение нравственности через общение с природой является максимально органичным и понятным для ребенка. В процессе обучения ребенок постигает новые законы в экологии, переносит их на человеческое общество [7, c. 56].

Задача по защите окружающей среды является одной из самых не простых и приоритетных, поэтому существование детских садов с экологической направленностью понятно и очевидно. Ребенок, который прошел в нем обучение не станет охотником, не будет засорять окружающую среду, будет оберегать свое жизненное пространство. Такие люди в будущем спасут все живое от вымирания. На то, чтобы выросло целое поколение образованных людей, понадобится время, поэтому актуальность таких детских центров неуклонно растет.

Нравственно-трудовое воспитание: существование и развитие современного общества невозможно без трудоспособного населения. Поэтому всегда ценятся такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, энергичность, инициативность, развитием которых и определяется основная цель данного вида воспитания. Все эти свойства закладываются в глубоком детстве, поэтому детские сады такой направленности очень важны для всеобщего блага [4, c. 57].

Воспитатели должны предлагать посильные задания, чтобы процесс не отразился на самочувствии детей, сохранялась положительная самооценка.

Через собственный труд формируется уважение к деятельности человека, это сторона процесса обучения очень важна. Пребывание ребенка в таком саду упрощает жизнь родителей. По возвращении домой ребенок в состоянии убрать свою одежду и игрушки, помочь родителям по хозяйству или в уходе за домашним питомцем [2, c. 79].

Нравственно-эстетическое воспитание: все очень давно помнят, что именно красота спасет все живое от вымирания. Но умение видеть красоту не присуще человеку с рождения, видеть прекрасное вокруг стоит учиться. Развить это умение проще всего с раннего детства. Когда ребенок созерцает, слышит и ощущает красоту, то ему проще разглядеть это в окружающем мире, самому приступить к творчеству красоты. Если у вашего ребенка есть таланты, то развить умения помогут детские сады с эстетическим уклоном [9, c. 402].

Нравственность – одно из тех качеств, которое отличает современное гуманное прогрессивное общество. Формирование такого качества у предыдущего поколения – важный этап становления нового поколения. На этом пути детский сад и семья идут неразлучно друг с другом [11, c. 246]. 

Выводы к главе 2

Проблема нравственного воспитания молодого поколения с давних времен интересовало писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые и учителя, обескураженные падением нравственных качеств молодежи, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали в новом поколении.

Большое влияние в ходе этого процесса оказывает государство, которое формирует нравственный запрос качеств личности. Если вспомнить времена коммунизма, то в почете были труженики, которые беспрекословно исполняли волю руководства, готовые придти на помощь, коллективисты. То с приходом капиталистических отношений ценятся такие качества личности, как инициативность, предприимчивость, умение решать проблемы, найти нестандартный подход. Все эти изменения не могли не отразиться на нравственном воспитании в детском учреждении.

Ответ на этот вопрос не однозначный, есть некоторые исследователи, которые утверждают, чтобы обучить нравственным качествам не возможно, можно только попытаться их привить. Этот процесс связан с особенностями каждого конкретного ребенка.

Воспитание взрослого человека – это неблагодарное занятие. Скорее всего, он уже определил важные моральные принципы, по которым живет. А вот развитие нравственных качеств детей имеет свои плоды.

Многие психологи, отмечают, что есть проблема несоответствия нравственного воспитания в семье и детском коллективе. Если воспитатель призывает к дружбе и щедрости, а родители культивируют в ребенке агрессию и чувство собственности, то у малыша с течением времени возникнет внутреннее противоречие. Ребенок в силу возраста будет склоняться к той или иной позиции, не имея своего собственного мнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение детей разного возраста и их особенностей происходит комплексно, желательно, чтобы это делал один педагог на протяжении длительного времени. В процессе наблюдения необходимо выяснить базовые понятия детей о воспитании, проследить динамику изменений, провести коррекцию, если есть проблема.

Цель нравственного воспитания на сегодня  — это не только развитие коллективиста, но и отдельной личности. Современные принципы жизни в обществе требуют наличия таких качеств. Личностно-ориентированная теория помогает ребенку открыто выражать свое мнение и отстаивать свою позицию. Так формируется собственная значимость и самооценка ребенка.

Есть разные подходы к формированию нравственных качеств у детей – через труд, игру, творчество, обучение, литературные произведение, собственный пример.

Формы нравственного воспитания разнообразны, как и сама жизнь:

  • личностные качества ребенка,
  • отношение детей к другим людям,
  • духовные ценности,
  • гласные и негласные правила этикета,
  • патриотические чувства и уважение к власти.

Учреждение детского воспитания стараются работать  во всех этих направлениях, это будет прекрасной базой для школы. Полученные знания будут наслаиваться друг на друга, формируя комплекс личных качеств.

В учреждении детского образования очень важен авторитет учителя, соответственно дома – авторитет родителя. В этом с одной стороны сила нравственного воспитания, с другой большая ответственность человека. Дети разного возраста подсознательно копируют поведение наставника. Пик такого подражания приходится на последние годы в детском саду и первые школьные годы.

Во времена советского периода вся жизнь образовательного учреждения и конкретного ученика выносилась на общественное обсуждение. День начинался с проведение линейки, содержание которой фокусировалось на положительных и отрицательных моментах предыдущего дня и наставлений на следующий день. Сейчас все нюансы, которые относятся к личности ребенка, стараются обсуждать индивидуально.

Общественная огласка воспринимается в качестве наказания. Цель современного воспитателя – выставить негативные поступки ребенка на общественное порицание, а призвать разум и совесть детей. К деятельности педагога любого образовательного учреждения стало приковываться пристальное внимание, родители ребенка могут пожаловаться на педагога, если они не согласны с методами его воспитания.

С этим фактором связывают снижение активности учителей в плане развития нравственных чувств, любви к Родине, уважения к старшим людям и преподавателям. Не всегда ребенку можно объяснить азы нравственности красивыми литературными фразами, порой приходится приводить нелицеприятные жизненные примеры. Такие беседы могут вызвать негатив и стрессовое состояние ребенка, на что незамедлительно отреагируют родители.

Цель нравственного воспитания в дошкольном учебном учреждении проявляется в:

  • формировании любых нравственных качеств, чувств, привычек, представлений,
  • взращивании у детей разного возраста гуманного отношения к другим людям,
  • закладке патриотического чувства, гордость за свою родину,
  • воспитании у ребят с юного возраста терпимости к другим национальностям и религиям,
  • умении жить и работать в коллективе, сохраняя чувство собственного достоинства,
  • культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудится сообща.

Нравственное воспитание в отношении маленьких детей является максимально эффективным, если взаимодействие между субъектом и объектом ведется на высоко уровне.

Для формирования нравственности у своих подопечных преподавателями используются такие средства:

  • творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок;
  • общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка;
  • содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества;
  • важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

В содержание понятия нравственного воспитания включается отношение к другим людям, с самим собой, к объектам живой природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева С. В. «Феномен досуга: история и современность». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sun.tsu.ru.

2. Байчоров К.У. Образовательные стандарты как основа разработки новых технологий подготовки специалиста: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб, 2014

3. Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А.Н. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 256 с.

4. Батышев, С.Я. Блочно-модульное обучение / С.Я. Батышев. – М.: Транссервис, 2015. - 258 с.

5. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. / В. Г. Бочарова – М.: SvR-Аргус, 2014. – 207 с.

6. Бочарова В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. / В. Г. Бочарова – М., 2015.

7. Булыгин И. Л. Формирование личного мастерства будущего педагога: контекстная педагогика деятельности [Текст] / И. Л. Булыгин // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 223-226.

8. Галагузова М.А. Социальная педагогика: [учебное пособие] / М.А. Галагузова, Ю.Н Галагузова, Г.Н. Штинова, Е.Я. Тищенко. – М., Гуманит. ВЛАДОС, 2001. – 416 с.

9. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Под ред. П. В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 488 с.

10. Григорьева Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности: [Учеб. Пособие] / Под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. – Тамбов: Ид-во Першина, 2014. – 512 с

11. Гукасова Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования [Текст] / Г. С. Гукасова // Молодой ученый. – 2012. – №9. – С. 277-279.

12. Гукасова Г. С. Особенности подготовки социального педагога в системе современного образования [Текст] / Г. С. Гукасова // Молодой ученый. – 2012. – №9. – С. 277-279.

13. Дуликов В. З. Социально-культурная работа за рубежом: [Учебное пособие.] / В.З. Дуликов – М. : МГУКИ, 2015. – 97 с.

14. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. –2015. –№ 1. –С. 83.

15. Каримова Н. Н. Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя [Текст] / Н. Н. Каримова, Н. А. Муслимов // Молодой ученый. – 2013. – №11. Т.2. – С. 162-164.

16. Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г.Киселева, Ю.Д. Красилышков. – М. : МГУКИ, 2011. – 136 с.

17. Маслова Н. Ф. Рабочая книга социального педагога / Н.Ф. Маслова. Орел, 2014

18. Мудрик А. В. Социальная педагогика: [ Учеб. для студ. пед. вузов ] / Мудрик А. В. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 200 с.

19. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. / Р. В. Овчарова – М.: Сфера, 2014. – 479 с.

20. Рацлав В. В. Взаимодействие компетентностного подхода с другими существующими подходами в образовании [Текст] / В. В. Рацлав, С. С. Батурин // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 516-518.

21. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. JI.B. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – С. 86, 285.

22. Филиппова Л. В. Философские основы теории и практики социальной педагогики. / Автореф. дис. на соискание степ. докт. филос. наук. Нижний Новгород, 2015.

23. Филонов Г. Н. Социальное образование: сущность и функции. / Г. Н. Филонов // Педагогика. – 2015. -№ 8. – С. 4

24. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. / Е. И. Холостова – М., 2015

25. Холостова Е. И. Теория социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. –М.: Юрист, 2014.

26. Шекк Л. Ф. Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода [Текст] / Л. Ф. Шекк // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 214– 216.

27. Шептенко П. А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Подред. В. А. Сластенина . – М. : «Академия», 2015. – С.13, 22– 25.