Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Анализ понятия «народное искусство»)

Содержание:

Введение

В основных направлениях воспитательной работы современной начальной школе, уделяют внимание к эстетическому воспитанию. Формировать личность необходимо в наиболее благоприятном для этого – младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей формирует в ребенке особенные эмоционально – психические состояния пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, формирует мышление, память, волю и другие психологические процессы. Научить видеть прекрасное вокруг себя, в находящийся вокруг реальности призвана система эстетического воспитания. Чтобы данная система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, нужно знать особенности психологического развития, и основа системы эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Однако, у любой системы есть основа, на которой она основывается. Такой основой эстетического воспитания мы можем считать искусство: архитектуру, музыку, танец, живопись и другие виды художественного творчества. Искусство включает в себя огромный потенциал для общих сторон развития личности. Таким образом, можно сделать вывод, что формировать в ребенке эстетическое отношение к действительности наиболее успешно можно в общеобразовательной школе. Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к разностороннему и большому опыту человечества накопленному в искусстве, можно воспитать в ребенке высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. Это нам позволяет раскрыть задачи эстетического воспитания: Воспитание эстетических чувств, уважение и принятие традиций, устойчивый взгляд на нравственные идеалы . Рассмотрим тему курсовой работы : «Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства».

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства.

Цель: разработка программы эстетического воспитания младших школьников средствами народного декоративно прикладного искусства

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу по проблеме эстетического воспитания младших школьников средствами искусства.
  • Провести опытно-поисковую работу по исследованию уровня эстетического воспитания младших школьников к народному декоративно-прикладному искусству.
  • Провести работу по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно – прикладного искусства.

Гипотеза: как эстетическое воспитание влияет на младшего школьника.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы (формы эстетического воспитания, анализ концепций и теорий эстетического воспитания).
  2. Диагностические методы (развитие с помощью народного искусства)

Глава 1. Теоретическое обоснование эстетического воспитания средствами народного искусства

1.1 Анализ понятия «эстетическое воспитание» средствами искусства

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности:

  • это целенаправленного воздействия.
  • это развитие способности воспринимать и наблюдать красоту и жизни, расценивать ее.
  • задача эстетического воспитания развитие эстетических вкусов и идеалов личности.
  • формирование способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Эстетическое воспитание – это воспитание средствами прекрасного в искусстве, природе и всей окружающей действительности.

Эстетическое же воспитание затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

Вопросом нравственного воспитания рассматривались многими психологами и педагогами. Уже в период античности затрагивалась идея эстетического воспитания: здесь встречаются определённые системы духовного воспитания, в которых определены средства, задачи и методы эстетического воспитания и обучения. Аристотель вводит понятие «калокагатия», которое объясняет человека как существо доброе и прекрасное и предлагает включить в эстетическое воспитание рисование и письмо. В понимании сущности творческой деятельности, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремлённости (одержимости) человека к достижению высшего созерцания мира. Платон первый обратил внимание на акт вдохновения, показав его необычность с точки зрения нормального человеческого рассудка. Интуиция, вдохновение, талант в целом, по Платону, - дар бога, божественного Эроса. Раскрывая вопросы поэтического творчества, Платон утверждает, что поэты творят как бы во сне, не сознавая того, что они делают. Центральное содержание эстетики Платона составляет учение о прекрасном, которое имеет у него идеалистический характер: понимается как нечто абсолютное и неизменное, как «вечная идея», как предмет любви. Греческому философу Демокриту принадлежит учение о поэтическом вдохновении. Но, в то же время, он считает: «… Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться» . В философских трудах М.Ф.Квинтилиана, Плутарха, М.Т.Цицерона разносторонне разрабатываются идеи эстетического воспитания, причём, наибольшее значение придаётся развитию таких черт личности, как умению выразительно разговаривать, развитию чувства художественного слова, ритма. Он открыл собственную риторическую школу, работа в которой позволила ему создать фундаментальный труд «Наставление оратору». В нем он выдвинул идею гуманного отношения к детям, развития их врождённых познавательных и творческих способностей с учётом индивидуальных особенностей психологии и развития ребенка. Он считал, что « …дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной».[1] В эпоху возрождения XIV – XVII вв. происходит огромный переворот в общественной жизни, формируются гуманистические взгляды в обществе. В это время центральное место в эстетическом воспитании занимают живопись, литература, архитектура, театр, музыка. У  крупнейшего теоретика искусства  XV в. Леона-Баттиста Альберти находим широкое и последовательное развитие так называемой практической эстетики, возникающей из применения общих эстетических принципов к конкретным вопросам искусства. В период Нового времени процесс эстетического воспитания основывался в большей степени на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду, изучении искусства одновременно с совершенствованием общей подготовки.           

Значительный вклад в историю эстетического воспитания внёс чешский педагог Я.А.Коменский. В таких своих трудах как «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинах» он говорит о необходимости использования с раннего детства музыки, пения, игры на музыкальных инструментах, «…чтобы их слух и сердце услаждались созвучием и гармонией».

В истории России проблемам эстетического воспитания и художественного образования всегда отводилась важная роль в процессе обучения и воспитания учащихся. Они имели такое же значение как формирование логического мышления и грамота письма. В разработке основных положений эстетического воспитания принимали участие такие видные деятели того времени, как В.В.Стасов, И.Е.Забелин и другие, в советское время - А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, М.И.Калинин. В своих работах педагоги обосновали связь эстетического воспитания и художественного образования совсем процессом школьного воспитания и образования. В частности признают важную роль искусства, в том числе народного, в этом процессе. Они также подчеркивали, что искусство поможет научить детей вглядываться в жизнь, а совместные занятия искусством способствуют их сплочению и объединению. В этом им виделось не только воспитание, но и определенная красота детской жизни. Все это создавало благоприятные условия для развития чувства коллективизма и нравственных качеств.

Большой вклад в развитие теории эстетического воспитания внесли крупнейшие советские педагоги : А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая. В своих исследованиях основную роль в этом процессе они отдавали искусству.

Кроме формирования эстетического отношения детей к действительному и искусству, эстетическое воспитание одновременно вносит вклад в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует развитию нравственности человека, расширяет его знания о обществе, мире и природе. Различные творческие занятия детей способствуют формированию их воображения и мышления, дисциплинированности, упорстве, воли. Таким образом, более четко отобразил цель эстетического воспитания М.М. Рукавицын, который считает: «…Конечная цель эстетического воспитания — гармоничная личность, всесторонне развитый человек: образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [2]

Итак, Вся концепция эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка как в эстетическом плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: освоения ребенком знаниями художественно – эстетической культуры, развитие способности к художественно- эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

1.2 Анализ понятия «народное искусство»

Для раскрытия темы рассмотрим более детально что такое народное искусство и несколько определений .

Народное искусство — фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Народное искусство — одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.

Рассмотрим влияние народного творчества в педагогике как эстетическое воспитание и развитие личности школьников:

По мнению Т.Я. Шпикаловой, традиционное народное искусство является одним из важнейших средств в развитии художественной личности. Она подчеркивает, что «в созданиях векового народного художественного труда заложены неиссякаемые и живые родники великого и победного творчества». С ее точки зрения, успех приобщения к народному искусству, обусловливается в образовательном процессе следующими объективными условиями:

  • Во многих регионах нашей страны есть центры народных художественных промыслов. Изучение произведений народных мастеров на местах, беседы по истории народных промыслов, о традициях, встречи с мастерами, доступность привлечения художественного материала на занятиях.
  • В каждом регионе есть свои художественные и краеведческие музеи, музеи «под открытым небом», творческие союзы художников. Контакты с представителями музеев и творческих союзов помогут подрастающим поколениям в овладении стилистического анализа художественных вещей и в овладении приемами народного творчества.
  • В учебных программах по изобразительному искусству содержание разделов по декоративно-прикладному искусству построить так, чтобы ознакомить с разнообразной декоративной работой, многими областями народного творчества, для глубокого понимания связи народного творчества с современным профессиональным декоративно-прикладным искусством.

В своей работе, Т.Я. Шпикалова не однократно подчеркивала значение народного искусства в системе образования и воспитания: «…именно оно и сегодня воспроизводит связь человека с природой, историей, нравственными ценностями этнической общности и всех народов, сохраняет историческую преемственность, традиции, регулирующие уровень ценностей, важных для жизни народа и всего человечества. И судьба народного искусства в современных условиях находится в прямой зависимости от общего уровня духовной и материальной культуры общества и гражданской ответственности каждого его члена. Установлено, что народное искусство является необходимым компонентом содержания образования на современном этапе и в перспективе. Народное искусство как особый тип художественного творчества является основой самого демократического пути формирования эстетического отношения к действительности и искусству; самого демократического пути формирования творчески активной личности» .

Л.Г. Медведев, исследуя вопросы национального народного творчества и его влияния на эстетическое воспитание художественной личности, считает необходимым выполнение ряда условий:

  • Предусмотреть в учебных программах по изобразительному искусству посильное изучение национальных художественных ремесел, традиций, особенностей традиционной культуры, народных традиционных промыслов и т.д.;
  • Разработать курсы по освоению традиций национальной художественной культуры народов, проживающих в данной местности;
  • В зависимости от возможностей сырьевой базы, сложившихся традиций народного творчества в соответствующих территориях, определить конкретные формы художественного и прикладного труда;
  • Целесообразно вводить занятия по курсам «Истории отечественной культуры», «Дизайн», по отдельным видам декоративно-прикладного искусства и т.д.

Итак, рассмотрев взгляды и мнения отечественных педагогов и психологов можно сделать вывод, что в системе образования нужно уделять большое внимание на эстетическое воспитание с помощью народного искусства.

1.3 Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей младших школьников (6-10 лет)

Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (с 6-10 лет). Этот период характеризуется дальнейшим физически и психофизиологическим развитием ребенка, обеспечивающим ему систематическое обучение в школе. Рассмотрим взгляды нескольких зарубежных и отечественных психологов и педагогов на определение «младший школьный возраст»:

А вот как характеризует наш отечественный педагог и психолог В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок  впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.

Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.

Переход от дошкольного детства к школьному происходит через кризис 7-ми лет. В этот период происходят существенные изменения всего психического облика ребенка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.

С наступлением кризиса семи лет возникают трудности обучения и воспитания, ребенок перестает следовать привычным нормам поведения. Его поведение может быть немотивированным и даже демонстративным (манерничанье, кривляние).

За внешними проявлениями скрываются внутренние изменения. У ребенка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим. Он начинает размышлять, прежде чем действовать, пытается оценить свой поступок с точки зрения результата. Поведение ребенка становится менее импульсивным, чем в дошкольном возрасте, появляется его произвольность, управляемость. Изменение восприятия своего места в системе отношений у ребенка в возрасте семи лет ведет к изменению социальной ситуации развития. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода (приложение 1).

Изменяется структура поведения ребенка как только ребенок пришел в класс, он уже школьник; он занимает новую социальную позицию (приложение 2).

Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Ребенок постепенно включается в трудовую деятельность.[3]

Как указывала Л.И. Божович (1968г), переход от дошкольного детства к школьному характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. При этом следует, подчеркнут, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка.

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Ведущей ролью в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Целью ребенка становится роль школьника.
Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

А.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.

Ребенок семи -восьми лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем переходит к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. Если учащиеся первого и второго класса выделяют прежде всего внешние признаки, характеризующие действие объекта (что он делает) или его назначение (для чего он), то к третьему и четвертому классу школьники уже начинают опираться на знания, представления, сложившиеся в процессе обучения.

Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями.

К характерным особенностям младшего школьного возраста можно отнести: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно – игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных особенностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Опираясь на исследования и высказывания Л.И. Божович, Л.С. Выготского, можем сделать акцент на следующим психологическим особенностям данного возраста:

  • повышенная эмоциональность детей, их открытость, восприимчивость к проявлениям прекрасного, потребность в ярких впечатлениях
  • интенсивное накопление социально значимого опыта, формирование отношения к окружающему миру
  • развитие познавательной активности, абстрактного мышления и речи; способность к суждениям и оценкам, определяющая возможность усвоения материала не только на уровне представлений, но и на уровне теоретических понятий
  • проявление интереса детей к различным видам искусства.

При изучении конкретных вопросов обучения младшего школьника следует иметь в виду:

  • развитие и формирование личности младшего школьника — процесс социальный: ребенок становится школьником;
  • развитие и формирование личности осуществляется в процессе активной деятельности самого школьника;
  • с поступлением ребенка в школу учение становится ведущим видом деятельности, в отличие от игры, и носит обязательный, целенаправленный, общественно-значимый и систематизированный характер;
  • деятельность младшего школьника по отношению к его среде всегда является опосредованной отношениями со взрослыми и сверстниками

Итак, младший школьный возрaст это один из самых важных этапов в развитии детей как личности и социальной роли. Закладывается фундамент личности школьника. Поэтому очень важно понимать, через какие этапы проходит младший школьник в это время, и помочь ему раскрыться и адаптироваться в школе.

1.4 Формирование интереса младших школьников к народному искусству

Формирование у младших школьников интереса к народному искусству – важнейшая задача современной начальной школы.

Для начала рассмотрим что такое интерес в педагогике это «стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения.

При его наличии знания усваиваются основательно, прочно, при его отсутствии материал усваивается с трудом, часто формально» (Российская педагогическая энциклопедия 1993:373).

Д.И. Писарев - одним из первых обратил внимание на явление интереса и изучил его в трех аспектах:

  • характерные свойства интереса и его место в педагогическом процессе;
  • взаимосвязь понятий «интерес» и «потребность»;
  • условия развития интереса. В первую очередь, интерес – это психическое явление, которое характеризуется желанием, влечением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Для названия познавательного интереса используются такие понятия как «духовная жажда», «позыв», «ярость к объекту», «собственное влечение», «непреодолимое бескорыстное стремление».[4]

Психолог Конюхов Н.И. считал, что интерес — одна из форм направленности личности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашенной положительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно является социально обусловленным.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, что, несмотря на различные толкования понятия «интерес», большинство психологов относят его к категории направленности личности*

Эстетический интерес учащихся начальных классов, по мнению исследователей (В.В. Буткевич, Ю.С. Любимова), представляет особую форму эстетической потребности, связан с желанием ребенка творить что-либо новое и украшать окружающий его мир, исходя из собственного эмоционально-чувственного опыта и представлений о прекрасном. В основе формирования эстетической потребности лежит свойственное ребенку от природы и развиваемое в целенаправленном процессе эстетического воспитания стремление к прекрасному; степень которого определяется способностью личности эмоционально переживать искусство и творчески преображать окружающую действительность.

Народное творчество – это художественное искусство, которое создаёт народ: фольклор, народная поэзия, театр, музыка, танец, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, архитектура, то есть творческая художественная деятельность народных масс.

Народное творчество тесно связано со словом «традиция» (от лат. tratitio – передача) означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения (Современный философский словарь, 2004, 301).

Фольклористы, этнографы, социологи, рассматривая традиции в контексте педагогической преемственности, представляют их как «социально организованные стереотипы поведения, имеющие глубокий социальный, культурный и психологический смысл» (Лазарева, 1987, 46)

Уникальность народных традиций в том, что они через специфические приемы оказывают позитивное воздействие на интеллектуальную, эстетическую, физическую сферы ребенка, обеспечивая гармоничное развитие подрастающего поколения. Исследования Л.Н. Лазаревой подтверждают, что приобщение к народному творчеству положительно влияет на формирование внутреннего субъективного мира личности ребенка, его социализацию в обществе (Лазарева, 1991).

Как говорилось ранее, с помощью эстетического воспитания к народному искусству мы формируем в ребенке:

  • Интерес и мотивацию к занятию художественным творчеством
  • Умение видеть красоту природы, творчества, окружающей среды отличать красивое от безобразного
  • Развивать опыт эстетического восприятия
  • Уважение и принятие традиций
  • Понимание содержания традиционных моральный норм
  • Понимание нравственных идеалов

По мнению Г.Н. Волкова «Воспитание детей привлечением к занятиям художественно-прикладным творчеством духовно обогащает их, воспитывает у них уважение к национальному искусству, традициям своего и других народов» (Волков, 2007, 67).

Интерес к народным творчеству обогащает школьника мудростью народа, формирует активную личность, развивает коммуникативные способности личности; содействует возникновению положительных эмоций, которые делают жизнь ребенка яркой и эмоционально насыщенной; несет с собой побудительную силу деятельности, которая при наличии интереса становится более активной, разносторонней, творческой личностью .

Воздействие народного искусства на формирование личности ребенка следует рассматривать в связи с его многофункциональным назначением: утилитарной функцией – изделия, необходимые в быту; праздничной – многие предметы и их украшающие орнаментальные композиции связаны с определенной системой представлений, обычаев, верований; эстетической и т.п. Но в любом случае сохраняется единый принцип: единство человека и его народа, единство традиций и преемственности поколений.

Итак, мы можем сделать вывод что народное искусство является одним из источником развития гармоничной личности. Изучение народного творчества их позитивного потенциала для решения вопросов в сфере культуры и образования – составная часть формирования национальной культуры ребенка и личности в целом.

Глава 2. Система эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.

2.1 Методы эстетического воспитания в начальной школе

Для осуществления эстетического воспитания используются разнообразные методы. К методам эстетического воспитания относят:

  • беседы на эстетические темы
  • анализ произведений искусства
  • упражнения в искусстве
  • метод иллюстрации или так называемый наглядный метод

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.

Рассмотрим некоторые из методов, наиболее часто используемые:

Важную роль в эстетическом воспитании играют беседы на актуальные темы. Важно то, чтобы беседы были целенаправленны.  Например, беседа на темы: «Что такое народный костюм?», «Русское народное творчество», «Народное искусство ».

Метод беседы учитель может сочетать с другими методами: рассказом, наглядными методами (показ репродукций картин художников, иллюстраций, подделки сверстников ), упражнениями и т.д.

Особого внимания требует анализ художественных произведений искусства, который необходимо сочетать с систематическим развитием навыков художественного восприятия, изучением определенных фактов истории искусства и усвоением специальных терминов и понятий. Например, данный метод используется на уроках изобразительного искусства при ознакомлении учащихся с памятниками искусства или при рисовании с натуры вазы с цветами.

Упражнения в искусстве заключаются в слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, рисовании, лепке из пластилина и др. Необходимо подчеркнуть красоту каждого упражнения, как подчеркнул

К. Паустовский: «…Красота выступает одним из критериев истинности знания».

Метод иллюстрации учитель использует на каждом уроке, независимо от темы. Для решения задач эстетического воспитания этот метод наиболее эффективен. На уроках изобразительного искусства главную и основную группу методов формирования эстетической восприимчивости составляют наблюдение и рассматривание картин, предметов, сопровождаемые действиями (рисование, аппликация, лепка, конструирование) или рассматривание в натуре (или по телевидению, фотографиям, кинофильмам) пейзажей, отдельных деревьев, цветов. На любых других уроках – это может быть показ иллюстративных пособий природы, репродукций, таблиц.

Наиболее эффективные формы организации внеклассной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного декоративно-прикладного искусства условно могут быть разделены на три группы: индивидуальная стимулирующая работа (с периодической консультацией учителя); групповая работа (кружки, студии, клубы и иные объединения по интересам); массовая работа (организация тематических вечеров, лекториев, экскурсий на предприятия и в музеи).

2.2 Формы эстетического воспитания в начальной школе

  • Досугово-развлекательная деятельность
  • Проекты
  • Конкурсы
  • Проблемно –ценностное общение
  • Неделя творчества

Формы эстетического воспитания можно разделить на массовые (основные), дополнительные и формы художественно-эстетического воспитания (индивидуальная деятельность по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие). Под массовыми (коллективной, групповой) формами эстетического воспитания рассматриваются те мероприятия, которые осуществляются без предварительной диагностики уровня эстетической воспитанности младших школьников и наличие специальных знаний и навыков не обязательно так как , их задачей является охват наибольшего количества детей.

К массовым формам эстетического воспитания относятся: тематические театрализованное представление (концерты), проведение праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), конкурсов (плаката, рисунка на асфальте), смотров и просмотров, викторин, выставок детского творчества. Вместе с тем перечисленные мероприятия способствуют выявлению детей, обладающих специальными творческими способностями, усиливающие их эстетические чувства, потребности.

Итак, в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста используются все известные в педагогической науке и практике методы - наглядные, словесные, практические; объяснительно-иллюстративные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые. С их помощью становится возможной формирование эмоционально-чувственного восприятия прекрасного в окружающем мире и искусстве, познавательной деятельности детей, когда становится возможным абстрактно-логическое осмысление, а также происходит развитие практических навыков в овладение эстетической деятельностью. Использование форм эстетического воспитания позволяет нам закрепить и усовершенствовать знания младшего школьника.

Глава 3. Опытно-Экспериментальная работа Эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства

Искусство - важный фактор эмоционально-эстетического воздействия на личность школьника.

При проведении опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства выявлены основные компоненты системы работы педагога в процессе внеурочной деятельности младших школьников по обучению росписи народного орнамента. В их числе конструирование и реализация педагогических технологий обучения декоративно-прикладному искусству с соблюдением педагогических требований и дидактических принципов в обучении. Составляя диагностическую программу учитываем поэтапный характер и возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа:

Первый этап – первичная диагностика уровня представления младших школьников в экспериментальной группе о русском народном творчестве ,стили росписи орнаментов декоративно –прикладных изделий младших школьников в экспериментальной и контрольной группах.

Второй этап – реализация представлений о русских орнаментах как средстве эстетического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности.

Базой исследования стали дети младшего школьного возраста от 7 до 10 лет. В эксперименте участвовало 6 детей .

Цель эксперимента - создать условия для эффективного представления о народном искусстве как средство эстетического воспитания младших школьников.

Задачи экспериментального исследования:

  • Ознакомить и охарактеризовать особенности эстетического воспитания детей
  • Определить основные показатели знаний о декоративно-прикладном творчестве;
  • Проведение анкетирования;
  • Анализ.

В ходе первого этапа экспериментальной работы было сделано следующее:

  • Проанализированы учебные программы «Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.М. Неменский), «Декоративно-прикладное искусство в начальной школе» (Н.А. Горяева).
  • Проведено исследование эстетической воспитанности младших школьников: составлена диагностическая программа на основе анализа работ Д.Б. Богоявленской, А.Р. Лурия, Г.В. Репкиной, В.С. Шубинскогои др.; анкетирование с целью выявления интереса к народному творчеству, внеурочной деятельности.
  • Разработаны и подготовлена система занятий для младших школьников по росписи дощечек в русском народном стиле в процессе внеурочной деятельности.
  • Подобран наглядный, дидактический, демонстрационный, раздаточный материал к системе занятий для младших школьников по русскому народному орнаменту в процессе внеурочной деятельности.

Таким образом, детям младшего школьного возраста от 7 до 10 лет предоставлено:

Анкета

1. Нравится ли тебе посещать краеведческий музей?

2. Хотел бы ты бывать там чаще?

3. Что ты знаешь о народном орнаменте?

4. Хотел бы ты больше узнать о Городецкой росписи?

5. Нравятся ли тебе посуда, домашняя утварь, одежда с русским орнаментом?

6. Хотел бы ты, чтобы в школе ввели кружок о декоративно-прикладных изделиях?

На основании диагностики можно сделать следующие выводы:

Дети за пределами школы, то есть самостоятельно, довольно часто посещают культурные учреждения.

Они с удовольствием ходят туда.

На третий вопрос, что они знают о народном орнаменте, все дети ответили, что им украшают посуду, домашнюю утварь, одежду, а на вопрос, какие узоры, названия орнаментов дети затруднились ответить.

На вопрос о том, хотелось бы им больше узнать о национальном стиле росписи их символике, 100% опрошенных детей хотели бы, чтобы в школе работал кружок по Городецкой росписи.

Чтобы профессионально судить об эстетической воспитанности младших школьников, мы выделили критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (греч. – «отличительный признак»).

На основании педагогических исследований Д.Б. Богоявленской, А.Р. Лурия, Г.В. Репкиной, В.С. Шубинского и др. Составлена диагностическая программа (приложение 3), где определены критерии и показатели сформированности эстетической воспитания.

Таким образом, получив результаты первого, мы перешли ко второму, на котором остановимся более подробно.

Целью второго этапа являлось создать условия для эстетического воспитания младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Основной образовательной задачей занятий было знакомство детей с понятием «орнамент» и конкретно с «русский орнаментом» на примерах произведений народных мастеров. Воспитательной задачей явилось воспитать интерес у младших школьников к этнокультуре и патриотизму. Развивающей – способствовать эстетическому воспитанию младшего школьника. Перед занятием детям было предложено подготовить сообщения на заданные тему. Желающих было множество – все темы оказались разобраны. Этими заданиями сделали обеспечение самостоятельной поисковой работы учеников. Была разработана система занятий по русскому орнаменту. При разработке системы занятий по национальном стиле росписи, мы опирались на программу Н. А. Горяевой и О.В. Островской «Декоративно-прикладное искусство в начальной школе».

Использование «нестандартной» формы занятий, новые педагогические технологии, которые позволяют организовать исследовательскую, творческую деятельность детей, используя при этом все многообразие методов и форм самостоятельной, познавательной, практической и художественно -эстетической работы.

Во внеурочной деятельности по «Русскому орнаменту» были поставлены следующие цели и задачи:

  • Развитие эстетической культуры восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, формирование художественного вкуса школьников на примере выдающихся произведений народного ,а также декоративно-прикладного искусства;
  • Приобретение эстетического вкуса, практических знаний и навыков по выполнению декоративной работы, развитие творческих способностей учащихся.
  • Вовлечение детей в художественно-творческий процесс;
  • Пробуждение фантазии детей при создании собственных декоративных композиций:
  • Развитие мелкой моторики рук детей;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Формы работы во внеурочной деятельности по выполнению декоративно-прикладного творчества , были следующие:
  • Выполнение индивидуальных заданий,
  • Выполнение заданий мини- группами,
  • Беседы педагога;
  • Целевые прогулки

Использование следующих типов занятий:

  • по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения:
  • Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирования при этом обобщенных, гибких, вариативных знаний, умений,
  • Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

В общем ряду искусств наиболее приближено к человеку, тесно связано с его жизнедеятельностью. Мебель, посуда, одежда, утварь. Каждая вещь занимает определенное место не только в созданной человеком пространственной среде, но и в его духовном мире. Именно поэтому приобщение школьников к декоративно-прикладному искусству представляется очень важным. Рассказывали детям, что в каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника или народного умельца, они становятся произведениями декоративно-прикладного искусства. Прикладное и значит то, к чему приложено умение, искусство.

Народное искусство во всем многообразии его проявлений - это великая память народа, «духовный мост», соединяющий день вчерашний и день сегодняшний, прошлое и настоящее.

Поставить перед собой задачу:

  • Разбудить и воспитать душу ребенка;
  • Сформировать творческие начала, которые будут раскрываться в нем в условиях систематического приобщения к работе творческого характера;
  • Формирование духовно-нравственной личности.

Знакомство детей с народным искусством поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на зрителей. Оно помогает взглянуть на привычные вещи и явления по-новому увидеть красоту окружающего мира.

На занятиях с детьми совершенствовали эстетическое представление о мире природы на примерах художественных изделий народных мастеров, изучая их промыслы начиная с зарождения промысла (посуда, утварь, национальная одежда и др.) Для развития графических умений и навыков использовали в работе с детьми технику изображения: гуашь – роспись (приложение 4), Для уроков были подобраны иллюстративные материалы из книг, фотографии, образцы работ народных мастеров.

Большой интерес вызвало у детей творческие - самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности.

Итак, В опытно-экспериментальной части эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства дети воспринимали материал с интересом без признаков утомленности. Активно участвовали в процессе обучения. На последующих беседах по теме занятия все младшие школьники показали достаточно глубокие знания и умения . Дети выражали заинтересованность в проведении таких занятий и в дальнейшем.

Заключение

Одной из важной части педагогики и психологии является гармоничная и развитая личность ребенка. Целенаправленное эстетическое воспитание младших школьников позволяет развить не только личность, но провести социализацию, этим самым адаптировать школьника в обществе.

Успешное развитие личности, индивидуальности ребенка, во многом зависит насколько верно используется и преподносится эстетическое воспитание младшего школьника. Поэтому уже многое время эстетическое воспитание рассматривается как комплексное обучение ребенка, в которой раскрываются уровни развития личностных качеств, эстетического видения и позитивного взгляда , и именно это направление в воспитании одно из важных составных для формирования человека в целом.

В процессе написания курсовой работы был проведен анализ психолого-педагогической литературы, который позволил рассмотреть различие многих подходов и взглядов по данной теме, но несмотря на это, признается факт, что эффективное эстетическое воспитание будет только в том случае, если ученик младшего школьного возраста обладает достаточным интересом и мотивацией для обучения и воспитания в этом направлении, так же к числу условий следует отнести учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровень индивидуально-художественного опыта, уровень общей культуры учащихся, степень подготовленности педагога.

В процессе написания курсовой работы рассмотрели так же, формы эстетического воспитания имеет различные варианты , они используются не только во время урока, но и во время внеурочной деятельности и в учреждениях дополнительного образования. А так же методы воспитания которые используются в учреждениях , и самое интересное, что именно эстетическое воспитание затрагивается большей части времени ребенка, не только в образовательных учреждениях но и вне школьного времени.

Кроме этого, в процессе практической части работы были проведены комплексная методика с группой детей (6 детей младшего школьного возраста) на актуальность эстетического воспитания средствами народного творчества. В результате было выявлено, что 100% детей имеют интерес и мотивацию к изучению народного творчества, этим самым подталкиваем детей в развитии не только духовно-нравственной личности , но и развитии моторики рук, расширению словарного запаса и развитие общей личности.

Цели, и задачи , поставленные во введении изучены и решены. Рассмотрены основные и известные взгляды педагогов , а так же виды и формы эстетического воспитания . Проведена опытно-экспериментальная в процессе которой младшие школьники не только получили эстетическое воспитание и большое удовольствие и интерес от обучения.

Итак, цель курсовой работы можно считать достигнутой , в заключении следует еще раз подчеркнуть что эстетическое воспитание младших школьников является основной из важных задач не только государственной и общеобразовательной, но и для родителей (семейной) которые хотят вырастить ребенка полноценной личностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Алексеева, В.В. Изобразительное искусство и эстетическое воспитание - М., 2016. - 19 с.
  2. Астахов, А.И. Воспитание творчеством. - М., Просвещение, 2019. - 158 с.
  3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учёб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2016. – 379 с.
  4. Б. С. Волков Психология детей младшего школьного возраста: Кронус Москва ,2016 .- 2-28 с.
  5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М, 2018. -. 10-33 с.
  6. Дмитриева Н. А. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Наука, 2017. – 278 с.
  7. Ильинская И. П. Приобщение к народным художественным традициям как механизм формирования эстетических чувств младших школьников // Начальная школа. -М.: — 2018. — № 2. С. 3–8
    Пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.. — М.: Просвещение, 2019. — 193 с
  8. Торшилова, Е. М., Морозова, Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет– М., 2018. – 96 с.
  9. Хворостов, А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством - М., 2016. - 71 с.
  10. Шпикалова, Т.Я. Значение народного декоративно-прикладного искусства в теории и практике эстетического воспитания .-М., АПН РСФСР, 2018. – 60 с.
  11. Эльконина, Д.Б., Давыдова, В.В. Возрастные возможности усвоения знаний - М., Просвещение, 2018. - 440 с.
  12. Якиманская, И.С. Развивающее обучение .-М.: Педагогика, 2016. 144 с.
  13. Якобсон, П.М. Психология художественного восприятия: Искусство, 2017. - 85 с.


 

Приложения

Приложение 1. Особенности возраста.

Приложение 2. Социальная ситуация развития младшего школьника.

Приложение 3. Критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности.

Критерии эстетической воспитанности.

Показатель сформированности эстетической воспитанности.

Наличие эстетических знаний.

Объем эстетических знаний, способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умения отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными особенностями.

Способность к эстетическому восприятию.

Адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия, гармония интеллектуального и эмоционального.

Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства).

Проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения; умение чувствовать настроение людей, сопереживать.

Проявление эстетического вкуса.

Способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде.

Ценностно-художественные ориентации.

Наличие эстетических интересов и потребностей.

Степень устойчивости увлечений и эстетических интересов, сформированность системы эстетических предпочтений характерных для этого возраста.

Познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность.

Способность к эстетико- предметной творческой деятельности.

Проявление художественно-эстетических способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу).

В блоке критериев «Выявление уровня изображения художественного образа» представлены уровни:

«Выявление уровня изображения художественного образа»

Высокий уровень

Учащиеся изображают максимальное количество образов в декоративной композиции, при этом они выразительны

Выше среднего

Учащиеся изображают разнообразное количество образов, при этом они частично выразительны

Средний уровень

Учащиеся изображают минимальное или разнообразное количество образов, при этом они мало выразительны

Ниже среднего

Учащиеся изображают минимальное количество образов, при этом они мало выразительны

Низкий уровень

Учащиеся не могут изобразить художественный образ.

Приложение 4 Роспись народным орнаментом ребенком младшего школьного возраста во время опытно-экспериментальной работы

  1. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 156-159.

  2. Мотырева А. Н. Развитие эстетических чувств у младших школьников // Школьная педагогика. — 2015. — №2. — С. 4-8.

  3. Б. С. Волков Психология детей младшего школьного возраста: Кронус Москва ,2016 .- 6-8

  4. Шпикалова, Т. Я. Значение народного декоративно-прикладного искусства в теории и практике эстетического воспитания. - М., АПН РСФСР, 1981. – 60 с.