Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание детей в учебной (внеучебной) деятельности (Сущность, цель и задачи эстетического воспитания)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Всестороннее развитие ребенка является целью учебно-воспитательного процесса на современном этапе развития нашего государства, а также на фоне экономических и политических изменений.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Эстетическое воспитание захватывает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте.

Ранние школьные годы - именно тот период, когда складывается направленность личности, ее интересы, склонности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

Современная педагогическая система проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного.

Задача активного приобщения всех детей к эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества.

В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение.

Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на школьников, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у младших школьников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. 

Цель данной работы заключается в выявление особенностей эстетического воспитания личности на примере младших школьников.

Поставленная цель обусловила решение следующих задач:

- раскрыть понятие эстетическое воспитание;

- определить задачи эстетического воспитания в семье;

- изучить формы и методы эстетического воспитания младших школьников.

Для решения поставленных задач в ходе исследования применялись следующие методы: наблюдение, анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение передового педагогического опыта.

На сегодняшний день проблема гармонического развития ребенка как основа формирования будущей личности имеет всеохватывающий характер. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос эстетического воспитания.

Объектом  исследования является процесс эстетического воспитания детей младшего школьного возраста. 

Предмет исследования – эстетическое воспитание в системе начального образования.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность, цель и задачи эстетического воспитания

Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве. Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Эстетическое воспитание, будучи частью идейно-нравственного, трудового и физического воспитания, направлено на всестороннеe развитие нового человека, у которого интеллектуальное и физическое совершенство сочетается с высокой культурой чувств[1].

Эстетическое воспитание — это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни[2].

Эстетическое воспитание неразрывно связано с трудовым воспитанием. «Нельзя себе представить... трудовое воспитание без познания прекрасного в целях, содержании и процессе труда..., вместе с тем, нельзя себе представить и эстетическое воспитание, оторванное от активной творческой деятельности и борьбы за достижение идеалов»[3].

Эстетическое отношение к миру — это, конечно, не только созерцание красоты, а, прежде всего, стремление к творчеству по законам красоты[4].

Эстетический вкус выражает оценку действительности с позиции выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т. д. Каждый человек должен воспитывать, обогащать, совершенствовать эстетический вкус[5].

Эстетическое воспитание предполагает формирование восприимчивости человека к искусству и прекрасному, существующему в творениях человека.

К. Д. Ушинский писал, что в каждом предмете учебного цикла содержится эстетический элемент, и задача наставника состоит в том, чтобы довести его до ребенка[6].

Задача дошкольного учреждения и школы — сформировать у ребенка эстетическое отношение к действительности, потребность в деятельности по законам прекрасного. Результатом эстетического воспитания должно быть формирование у подрастающего поколения эстетического идеала.

Эстетический идеал и эстетический вкус представляют собой устойчивые свойства личности, являются критериями эстетических оценок, именно с точки зрения этих свойств человек эстетически оценивает действительность[7].

Дошкольное образовательное учреждение и школа, закладывая основы формирования личности ребенка, воспитывают из них не только сознательных граждан и хороших специалистов, но и людей с развитым эстетическим вкусом.

Склонность к эстетическому восприятию действительности у детей проявляется довольно рано. В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и в игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям»[8].

Эстетическое воспитание ребенка начинается в семье. Если родители с малых лет не привили ребенку тягу к прекрасному, то из него вырастет равнодушная и циничная личность. Однако прививание любви к искусству на самом деле не такое уж сложное занятие, как может показаться на первый взгляд. Просто этот порыв должен исходить от самих детей. Как этого добиться? Без самосознания, без самовоспитания процесс эстетического воспитания малоэффективен. Необходимо, чтобы человек сам ощутил в себе потребность в эстетике. Недостаток культуры, недостаточное эстетическое воспитание это большое упущение педагогов, которые скрывают от своих учеников настоящую красоту[9].

Наши дети — это наше будущее. Эта простая аксиома известна практически всем, поскольку от наших детей и внуков будет во многом зависеть наше обеспечение в зрелом возрасте. Более того, от правильного воспитания зависит еще и общий уровень культурного развития нашей страны, который, к сожалению, в последнее время неумолимо сказывается вниз. По этой причине эстетическое воспитание детей приобретает важнейшее значение не только для общества, но и для государства в целом.

Само понятие “воспитание” представляет собой планомерное привитие ребенку определенных ценностей, взглядов и культурных аспектов, благодаря которым маленький человек сможет правильно воспринимать окружающий мир, а также реализовать весь свой потенциал. Именно на это направлены усилия всего министерства образования, которое курирует основные аспекты развития молодого поколения, начиная с ясельных групп детского сада и заканчивая молодыми аспирантами научных и технологических ВУЗов[10].

Нужно также понимать, что эстетическое воспитание детей подразумевает под собой следующие составляющие: - чувственно-эмоциональную отзывчивость на различные аспекты человеческого бытия: комическое и трагическое, героическое и пошлое, возвышенное и низменное и так далее; - знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире; - умение и потребность строить жизнь по законам нравственной чистоты и порядочности[11].

Важнейшим мотивом приобщения современного ребенка к прекрасному является наблюдение за красивыми пейзажами, переживание эстетически значимых ландшафтов, а также объектов живой и неживой природы. Благодаря этому ребенок начинает понимать значение самой жизни и важные гуманистические аспекты.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что эстетическое воспитание детей является первостепенной задачей не только для государственной системы образования, но в первую очередь для родителей, которые хотят вырастить из своего ребенка полноценную личность.

Эстетическое воспитание детей включает множество моментов и в него входит и развитие эстетического вкуса. Такое воспитание включает не только развитие любви к прекрасному, но и формирование навыков образцового поведения и доброжелательного отношения ко всем окружающим[12].

Заданием любого педагога и воспитателя является развитие творческих и эстетических навыков, а также художественного вкуса ребенка.

Эстетическое воспитание влияет не только на ум и способности ребенка, но и формирует полное восприятие мира маленького человека. Эстетическое воспитание способствует обогащению эмоциональной сферы личности и обогащению чувственного опыта. Оно повышает познавательную активность, влияет на познание нравственной стороны окружающего мира и даже оказывает действие на физическое развитие ребенка[13].

Задачи эстетического воспитания можно разделить на 2 группы:

К первой группе относятся задачи, направленные на формирование эстетического вкуса детей и отношения к окружающему миру. Развивается умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитывается художественный вкус и потребность в прекрасном.

Вторая группа задач формирует художественные умения в различных искусствах: дети учатся рисовать и лепить, конструировать и создавать различные поделки, петь и танцевать, развивают свое словесное творчество. Обе группы задач дают положительный результат лишь при условии тесного взаимодействия в процессе реализации.

Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время: - эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.

Походы детей в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.

Задача современного педагога состоит в том, чтобы донести до молодого поколения, какими именно критериями следует руководствоваться для определения культурной и эстетической ценности того или иного произведения искусства. И задача эта не только педагогов, но и всего педагогического коллектива в целом[14].

1.2. Нравственно-эстетическое воспитание детей в семье

Семья в современных условиях становится основным фактором сбережения националь­ной культуры. От благополучия семьи зависит развитие нации, народа. XII столетие мы встре­тили более активной миграцией населения в Европу и из нее. Это означает, что идет активный обмен культурами. Наряду с положительными факторами из Европы могут быть заимствованы и негативные «ценности», в том числе планируемая европейцами «свобода личности» в вы­боре брачно-семейных отношений, не приемлемые как для всего российского общества, так и для чеченского и кавказских народов. Негативу необходимо противостоять, а противопоста­вить у нас есть не менее важные компоненты в социальной жизни общества.

«Среди сил, привязывающих человека к родной земле и родному народу, на первом месте стоит семья», - писал педагог-гуманист А.В. Сухомлинский, подчеркивая великое предназна­чение семьи в жизни человека[15].

Сегодня национальное обучение и воспитание возможно лишь при взаимодействии с на­родной педагогикой, т.к. в формировании личности ребенка ей принадлежит решающая роль как совокупности накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение. Следовательно, необходимо возродить народные традиции воспитания, которые будут способствовать эффективному ведению вос­питательной работы в семье и школе.

Человек живет в обществе и находится во множестве общественных и личных связей между собой и другими людьми. Он должен согласовывать свою деятельность с другими членами общества; подчиняться определенным нормам, пра­вилам, требованиям. Каждое общество вырабатывает свои социальные ценности правила и нормы, регулирующие поведение человека в семье, в труде, в обществе, в отношении к при­роде и окружающему миру. Поэтому нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка. Первые нравственные навыки дети получают в семье с раннего возраста, с колыбельных песен и сказок. Под воздействием родителей они на­чинают различать, "что такое хорошо и что такое плохо", у них постепенно вырабатываются навыки культурного поведения: послушание, уважение к старшим, скромность, аккуратность, чуткость, отзывчивость и т.д. Все эти качества ребенок может получить лишь в полной семье[16].

Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности лично­сти благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окру­жающего мира. Именно в этом возрасте возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, собеседника посредством включения ребенка в деятельность по освоению куль­турных ценностей[17].

Именно в период обучения в начальной школе происходит формирование личности, которая учится жить в мире и согласии с окружающими людьми и с самим собой. Поэтому проблема поведения в обществе является актуальной для современных школьников. Потенциальный член общества должен уметь самостоятельно оценивать себя и свои поступ­ки, поступки других людей, принимать самостоятельные решения, касающиеся не только соб­ственной деятельности и судьбы, но в определенной степени – и других людей. Научить детей нравственно-эстетическим отношениям между собой, дать навыки нравственно-эстетического поведения, учить строить добрые отношения с окружающими людьми: сверстниками, родите­лями, соседями, учителями – цель моей педагогической деятельности на данном этапе. Сла­женность и единство взглядов по данному вопросу приносит свои положительные результаты.

Процесс воспитания – дело не только одной школы, и одна она обеспечить полноценное развитие личности ребенка просто не в состоянии. Ведь ребенок является членом семьи и в этом своем качестве – постоянным объектом воспитания со стороны родителей и близких. Многообразие приемов и средств народного воспитания обеспечивало успешную подготовку детей к труду, семейной жизни, защите Родины, воспитанию подрастающего поколения на лучших образцах народной морали[18].

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физиче­ской и духовной жизни ребенка. Семья для него является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. По данным исследований, семья отражает и школу, и средства массо­вой информации, и трудовые коллективы, и друзей, и влияние литературы и искусства. Это по­зволило педагогам вывести довольно определенную зависимость: успешность формирования личности обуславливается прежде всего семьей. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового и эстетического вос­питания личности.

Нравственное развитие ребенка определяется всем ходом его жизни – учением, игрой, общением с окружающим миром, взаимоотношениями со сверстниками. Вместе с тем немало­важную роль должно играть специальное просвещение, дающее возможность сформировать у детей необходимые нравственные представления, знания о моральных нормах и правилах поведения в природе и обществе, в отношениях с людьми и к своему здоровью. Важную роль в этом процессе могут сыграть этические беседы, ролевые игры, экскурсии.

Формированию таких нравственных качеств, как справедливость, совестливость, коллек­тивизм, честность, скромность, гражданственность, способствует воспитание трудолюбия как нравственной черты[19].

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспита­нием, которое развивает в ребенке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает ребенку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного[20].

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития проявляется в том, что этические и эстетические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Напротив, отвращение и презрение вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства. Воспитательная сила искусства и заключается в том, что она заставляет человека глубоко переживать самые разнообразные чувства: восторга и негодования, грусти и радости, тревоги и умиротворения, любви и ненависти и соответственным образом относиться к подобным явлениям в реальной жизни.

Велико воспитательное значение всех видов искусства в формировании основ патриотиз­ма: дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, городу, гордятся результата­ми труда своих родителей, постепенно приобщаются к понятию: «Родина».

Также эстетическое воспитание тесно связано с трудовым. Превращая тот или иной ма­териал в полезную вещь, человек радуется, чувствуя свои возрастающие силы. Радость труда немыслима без чувствования красоты, но здесь красота не только то, что получает человек, но прежде всего то, что он создает[21].

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, особенно зрительная и музыкальная. Так, в рисовании дети отражают то, что хранится в их зрительной памяти. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрас­ном, дети овладевают эстетической оценкой, осваивают и категорию смешного и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально су­ществующим[22].

Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобрете­ние эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыка­ми слушания музыки; в изобразительной деятельности – умением наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.

Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельно­сти в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и рас­крывая свои интересы и потребности.

Основными методами, которые мы используем в эстетическом воспитании, являются:

1. Наблюдение за окружающей действительностью; сюда входит и рассматривание иллю­страций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т.д.

2. Также большое значение имеют беседы и рассказы - в них ребенок может высказать свое мнение[23].

Эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, куль­турного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни.

Итак, физическое, трудовое, умственное, этическое, эстетическое и нравственное воспи­тание молодого поколения в семье неразрывно связаны. Как сотни лет назад, так и в наше время родители желают видеть своих детей физически здоровыми, трудолюбивыми, интел­лектуально развитыми. В этом, по нашему мнению, и заключается идея воспитания более со­вершенной личности[24].

ГЛАВА 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Роль начальной школы в эстетическом воспитании школьников

Большинство социальных и политических проблем России не могут быть решены без активного участия школы. Но в ее деятельности сейчас главная роль принадлежит учителю начальной школы, потому что «будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 – 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» (Б.М. Неменский)[25].

Но создавать у детей правильные представления возможно лишь при усилении воспитательной роли учебного процесса. Известно, что эффективность воспитательного процесса существенно зависит от формы его организации. Сравнение эффективности различных форм заставляет отдавать предпочтение индивидуальным формам, которые возможно реализовать при помощи компьютера.

Ряд ученых выделяют всего три формы воспитания: мероприятия, дела и игра. Мероприятия – это то, что организуется кем-то для воспитанников, а они в свою очередь воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т.д. Дела – это общая работа, осуществляемая членами коллектива на пользу кому-либо, в том числе и самим себе. Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью развлечения и обучения[26].

Известный ученый В.А. Караковский в воспитании выделил шесть групп методов:

- воспитание словом;

- воспитание делом;

- воспитание ситуацией; воспитание игрой;

- воспитание общением;

- воспитание отношением[27].

В последние годы в педагогике возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования у детей отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности[28].

Многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) отмечали, что формировать личность и эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоциональные психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.

Основой в системе эстетического воспитания является искусство: музыка, архитектура, скульптура, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Еще Платон и Гегель указывали на то, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Поэтому искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности школьников, и, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, можно воспитать высоконравственного, разносторонне развитого современного человека[29].

Выше было указано, что очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась, поскольку эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве.

Поэтому надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста. Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни"[30].

Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности. Сущностные нравственно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Например, чрезвычайно трудно научить юношу или взрослого человека доверию к людям, если его в детстве часто обманывали. Трудно быть доброму тому, кто в детстве не приобщился к сочувствию, не пережил детскую радость от доброты к другому человеку. Нельзя вдруг во взрослой жизни стать мужественным, если в дошкольном и младшем школьном возрасте так и не научился решительно высказывать свое мнение и смело поступать. Конечно, течение жизни что-то меняет в человеке и вносит свои коррективы. Но именно в младшем школьном возрасте эстетическое воспитание является основой всей дальнейшей воспитательной работы[31].

В формировании эстетических вкусов ведущую роль должен сыграть сам учитель начальной школы, потому что для детей с момента прихода в школу он становится главным человеком. Через него дети познают мир, нормы общественного поведения. Взгляды учителя, его вкусы, предпочтения становятся их собственными. Из педагогического опыта А.С. Макаренко известно, что общественно значимая цель, перспектива движения к ней, при неумелой постановке перед детьми оставляют их равнодушными. И наоборот, яркий пример последовательной и убежденной работы самого педагога, его искренняя заинтересованность и энтузиазм легко поднимают детей на дела. Поэтому и в настоящее время важно, чтобы учитель разделял идеи классической педагогики на проблемы воспитания детей[32].

2.2. Опыт эстетического воспитания младших школьников: социализация личности учащегося путем приобщения к искусству

То, что эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности – известно давно. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Ранние школьные годы - именно тот период, когда складывается направленность личности, ее интересы, склонности. Эстетическое воспитание сопрягается с нравственным воспитанием, так как существует единство между эстетическими и этическими ценностями. Эстетическое воспитание развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Современная педагогическая система проявляет исключительную заботу о том, чтобы подрастающее поколение получило эстетическое воспитание, на всю жизнь приобрело чувство прекрасного[33].

Задача активного приобщения всех детей к эстетическим ценностям обусловлена политическими, экономическими и социальными особенностями жизни развитого общества. В наше время в своей учебно-воспитательной работе школа уже не может обойтись без комплекса искусств. Кроме того, учащиеся ощущают его активное воздействие вне школы. Это кино, театр, художественные музеи, филармонии, цирк, концерты художественной самодеятельности, телевидение.

Учащиеся постоянно общаются с различными видами искусства, но без целенаправленного педагогического руководства, эффект воспитательного, эстетического, познавательного влияния часто оказывается незначительным. Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на школьников, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие.

В процессе эстетического воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям мировой, национальной культур, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале, нормах культурных, общественных.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Безусловно, искусство является тем «инструментом», посредством которого личность заявляет о себе во многих сферах жизни, в том числе социальной. Способность понимать, чувствовать прекрасное выступает стимулом для развития творческих способностей, во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения школьника со сверстниками, близкими, друзьями по классу и школе, окружающими людьми. Благодаря эстетической компоненте в процессе развития личности происходит формирование и насыщение именно того системного качества индивида, в котором выражен уровень его социальной зрелости, интеграции и развертывания общественной сущности человека.

Эстетическое воспитание эффективно решает основную задачу – формирует всесторонне развитую личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовно-практические, интеллектуальные, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство, гражданственность и патриотизм[34].

В заключение отмечу, что, придавая эстетическую направленность всем сторонам воспитания, эстетическое воспитание выступает не обособленно, а в органической взаимосвязи с политическим, интеллектуальным, нравственным, физическим и трудовым воспитанием. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, следовательно, в самом предмете и содержании эстетического воспитания заложены основы и общего его развития[35].

2.3. Эстетическое воспитание младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности

В настоящее время перед отечественной педагогикой стоит исключительно важная задача: подготовка к жизни высокообразованных граждан, способных к активной, созидательной деятельности в условиях демократического общества. В решении этой задачи все большее значение имеет гуманистическая направленность образования, развитие творческих начал в человеке, его способность преобразовывать окружающую жизнь. В связи с этим заметно возрастает роль эстетического воспитания, как основы формирования и развития человеческих эмоций, средства формирования отношения к действительности, важнейшего средства нравственного и умственного воспитания, то есть как средства формирования духовно богатой личности.

Формировать личность и эстетическую культуру, — отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), — особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человека. Младший школьный возраст — один из важнейших этапов развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у школьников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное в искусстве и жизни, не приходит само собой. Его надо целеустремленно воспитывать. Этой задаче и служит эстетическое воспитание.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Анализ теоретического материала в рамках темы исследования позволил спланировать и провести опытно-экспериментальную работу.

Экспериментальной базой была выбрана начальная общеобразовательная школа № 24 р.п. Чунский Иркутской области. В исследовании были задействованы дети четвертых классов: 4 «Б» — экспериментальный класс и 4 «А» — контрольный класс.

На первом этапе исследования для выявления уровня развития заинтересованности младших школьников в эстетических явлениях обучающимся обоих классов были предложены вопросы анкеты, которые касались художественно-эстетических вкусов детей и их эстетического опыта. Проведенная работа позволила судить об отношении младших школьников к выделенным компонентам. Анализ результатов анкеты показал, что уровень художественно-эстетических предпочтений школьников высокий и средний. Так, в экспериментальном классе высокий уровень заинтересованности в эстетических явлениях у 13 школьников — 52 %, средний уровень 8 школьников — 32 %, низкий уровень у 4 школьников — 16 % (рис. 1).

Рисунок 1 – Уровень заинтересованности в эстетических явлениях школьников

Для подтверждения результатов исследуемых качеств нами была проведена еще одна диагностика.

С этой целью мы использовали методику Л.В. Школяр «Выбери музыку» и «Художественно-экспрессивный тест». Методика «Выбери музыку» направлена на выявление способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений. Детям дается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?

Мы получили следующие результаты: высокий уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений в экспериментальном классе — 12 %, в контрольном — 20 %, средний уровень в экспериментальном — 56 % в контрольном классе — 52 % и низкий уровень в экспериментальном — у 32 % обучающихся, в контрольном классе — 28 % (рис.2).

Рис. 2 Уровень развития эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений в экспериментальном и контрольном классах

Методика «Художественно-экспрессивный тест» направлена на определение уровня эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов. Испытуемым были предложены репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны: Серов В.А. «Девочка с персиками», Ренуар О. «Читающая девочка», Серов В.А. «Мика Морозов». Ученикам было дано задание рассмотреть репродукции картин и рассказать о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети?», «Какие они по характеру?», «Какое у них настроение?».

Мы получили следующие результаты: высокий уровень в экспериментальном классе — 16 %, в контрольном — 28 %; средний уровень в экспериментальном — 56 % и в контрольном классе — 52 %; низкий уровень — 28 % в экспериментальном и 20 % — в контрольном (рису. 3).

Рис. 3 – Результаты методики «Художественно-экспрессивный тест»

Получив результаты на констатирующем этапе эксперимента, мы спланировали работу по эстетическому воспитанию в урочное и во внеурочное время.

Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению мы использовали различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использование художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе. Подобран наглядный материал (репродукции картин), музыкальный материал, разработаны и подготовлены уроки и внеклассные занятия. Так были разработаны занятия «Музеи нашего города», «Третьяков и его галерея», «Родная природа глазами художников: И.И. Шишкина и И.И. Левитана», «Музыка Эдварда Грига». Очень много внимания уделялось красоте окружающей природы, изменениям, которые в ней происходят, на чувства, которые возникают у детей, на то, как люди передают свои эмоции через краски, слова, музыку. Были спланированы посещения в Республиканский музей изобразительных искусств на выставку «Художник и время» Ивана Ямбердова, и в Национальную художественную галерею РМЭ на выставку «Марийский колорит».

После формирующей работы мы провели контрольный эксперимент. Мы использовали диагностические методики первого этапа исследования. И получили такие результаты: у детей экспериментального класса изменился уровень способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений: средний уровень снизился с 56 до 52 %, высокий уровень повысился с 12 до 40 %, показатель значения низкого уровня с 32 до 8 %.

В контрольном классе мы не увидели особых изменений: средний уровень способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений повысился с 52 до 56 %, высокий уровень снизился с 20 до 16 %, показатель значения низкого уровня остался неизменным — 28 % (рис. 4).

Рис. 4 - Уровень способности к сравнительной рефлексии эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений (контрольный этап)

Показатели высокого уровня развития эмоциональных представлений, выразительности интерпретаций художественных текстов в экспериментальном классе, согласно методике «Художественно-экспрессивный тест», изменились с 16 % в начале эксперимента до 44 % в конце эксперимента. Средний уровень остался неизменным, а показатели значения низкого уровня заметно снизились с 28 до 0 %.

В контрольном классе по методике «Художественно-экспрессивный тест» мы не увидели особых изменений. Показатели высокого уровня изменились с 28 % в начале эксперимента до 24 % в конце эксперимента, показатели среднего уровня повысились с 52 до 64 % и показатели низкого уровня снизились с 20 до 12 % (рис. 5).

Рис. 5 – Результаты исследования по методике «Художественно-экспрессивный тест»

Результаты исследования не исчерпывают всех аспектов рассматриваемой проблемы. Перспективы и задачи дальнейших исследований состоят в расширении количества диагностических методик для получения более точных результатов на сформированность эстетических проявлений.

2.4. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии личности современного школьника

Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей, в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении[36].

На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале.

Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.[37].

Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, способствующих формированию творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты»[38].

Практика эстетического воспитания, его научное осмысление философов, педагогов, психологов позволили утвердиться к началу XXI века в мысли о том, что из всех известных видов и форм воспитания современного человека эстетическое воспитание имеет наибольший интеграционный потенциал, и именно оно способно решать многообразные и разноуровневые психолого-педагогические задачи[39].

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие, то есть организованный процесс становления личности, ее природных сущностных сил, обеспечивающих активное эстетическое восприятие, чувствование, творческое воображение, эмоциональное переживание, образное мышление, формирование духовных потребностей, вкуса, идеала, способности к творчеству по законам красоты и к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его[40].

Художественный потенциал человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью появляются в искусстве.

Именно искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности. Эстетическое развитие личности средствами искусства принято в педагогике называть художественным воспитанием, которое в более строгом значении относится лишь к эстетико-воспитательному воздействию искусства: развивает способность воспринимать, чувствовать, переживать, любить, наслаждаться им[41].

Таким образом, художественное воспитание направлено на формирование художественного сознания личности, а это одна из основных проблем современной науки.

Существуют три наиболее распространенные точки зрения на сущность художественно-эстетического сознания человека:

− специфика эстетического сознания проявляется в художественном идеале;

− специфика эстетического сознания проявляется в эстетическом чувстве;

− основой художественно-эстетического сознания является художественный образ[42].

Последняя позиция признана наиболее близкой к истине.

Ввиду особой актуальности данной проблемы на современном этапе развития науки, в России была разработана концепция художественно-эстетической педагогики как условия, обеспечивающего позитивное влияние искусства на миропонимание, характер общения и творческий потенциал формирующейся личности, то есть одной из обязательных основ современного общего образования[43]. Система художественно-эстетического воспитания реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе. Все учебные предметы решают задачи эстетического воспитания, среди них основное значение у предметов художественного цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание личности, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности[44].

Одним из важнейших компонентов эстетического воспитания является музыкально-эстетическое. Музыка в системе общего образования представляет собой интегративный предмет, который обеспечивает восприятие школьниками музыкальных произведений; изучение истории, теории музыки и музыковедения, приобретение простейших навыков исполнительства[45].

То есть на музыкальных занятиях осуществляется воздействие музыки на нравственную, эстетическую и умственную сферы личности.

Так музыкальное воспитание способствует формированию у подрастающего поколения музыкальной культуры, художественно-оценочного отношения к музыке и к действительности через призму музыкального искусства; способствует развитию художественного вкуса, способности к глубокому переживанию эстетических чувств, к эстетическому суждению[46].

В современной западной художественной педагогике широко распространен ряд концепций эстетического воспитания:

− абстрактно-формалистическое обучение детей в области искусства;

− идея спонтанного художественно-эстетического проявления;

− концепция утилитарно-прагматического эстетического развития;

− теория религиозно- эстетического воспитания.[47]

В России перспективна ориентация на концепции Ф. Шиллера, А.Ф. Лосева, Р. Арнхеймса, С.М. Эйзенштейна, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Л.С. Выготского, П.А. Флоренского, определяющие процесс эстетического воспитания на основе принципа бинарности духовного и материального, прекрасного и выразительного в эмоционально-чувственном освоении, оценке личностью эстетических свойств реальности и искусства[48].

Ориентация на современный характер процесса эстетического воспитания и образования требует от педагога и учащихся активного саморазвития, личного художественно-эстетического потенциала, эмоционально-чувственного сознания, творческой деятельности в области искусства и реальности[49].

Таким образом, эстетическое воспитание занимает в настоящее время все более значительное место в процессе формирования личности.

Эстетическое воспитание является не просто одной из составляющих частей целостной системы воспитания, а силой, возвышающей и облагораживающей другие формы воспитания и самовоспитания. Эстетический элемент, стало быть, входит и должен входить во все стороны нашей жизни. Отсюда важность и громадное значение данной сферы воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение сформулируем основные выводы по проведенному исследованию.

Эстетическое воспитание относится к тем пробле­мам, от решения которых во многом зависит дальней­шее развитие человеческой культуры.

Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества.

Эстетическое воспитание гармонизирует и разви­вает все духовные способности человека, необходимые в различных сферах творчества. Оно связано также с нравственным воспитанием, поскольку красота являет­ся регулятором человеческих взаимоотношений. Таким образом, целью эстетического воспитания является че­ловек, который раскрывает полноту своей сущности как универсальная гармоничная личность.

Сегодня эстетическому воспитанию учащихся уделяется все большее внимание. Это, несомненно, связано с тем, что культурный уровень нашего общества вырос. Сейчас учащимся в школе предоставлена возможность приобрести обширные и глубокие знания, умения и навыки, связанные с художественной деятельностью в самых разных ее проявлениях. Учитель несет детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей.

Такое эмоциональное отношение к красоте воспитывается долго, кропотливо и целенаправленно. Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не только умение понимать и любоваться прекрасным, они должны стремиться сами к новым встречам с прекрасным. Эстетическое восприятие действительности должно стать для них естественным. А самое главное, дети должны сами стать творцами красоты, не бессознательно, а с верой в прекрасное, со стремлением вносить его во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд.

Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы, поэтому родителям и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения.

Проведя исследование вопросов эстетического воспитания можно формулировать следующие выводы:

- воспитание – это социокультурный феномен, который связан с определенным уровнем экономического, политического, художественно-эстетического развития личности.

- художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности;

- приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер: развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает подрастающее поколение к эстетическим взглядам.

Основу эстетического воспитания составляют его основные критерии: эстетический идеал, художественный вкус, умение любоваться красотой, художественно-эстетическое творчество. Эстетическое воспитание способствует развитию мышления, внимания, воображения, познавательного интереса. С.В.Погодина, Т.С.Комарова считали, что на основе эстетического восприятия формируются эстетические представления детей, развивается творчество. Эстетическая воспитанность в широком социальном смысле этого слова проявляется во всем комплексе поведения и отношений ребенка.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алейникова, О.С. Психолого-педагогические проблемы эстетического воспитания младших школьников средствами музыки / О.С. Алейникова // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - № 3. - С. 126-131.
  2. Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
  3. Абрамова А. Введение в традицию: Пособие в помощь родителям и педагогам. - М.: Никея, 2014. - 208 c.
  4. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.
  5. Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 c.
  6. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113-122.
  7. Буравлева Н.А. Роль духовно-нравственного раз­вития личности в современном образовательном про­цессе // Вектор науки Тольяттинского государственно­го университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №1. - С. 158-160.
  8. Велиева, Ш. Ш. Эстетическое воспитание младших школьников посредством изобразительного искусства / Ш.Ш. Велиева // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2011. - N 5. - С. 55-56
  9. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. - 410 c.
  10. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. - 2010. - № 5-2. - С. 156-159.
  11. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. - 304 с.
  12. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности : [психология развития ценностн. ориентаций] // Начальная шк. - 2008. - № 7. - C. 13-18.
  13. Гатауллина, В.Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы / В.Д. Гатауллина // Филология и культура. - 2011. - № 25. - С. 240-244.
  14. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12-22.
  15. Диченская Е.А. Освоение предметно-пространственной среды младшими школьниками в процессе эстетического воспитания : автореф. дис. … канд. пед. наук / Диченская Е.А. ; Рос. акад. образования, Исслед. Центр эстетич. воспитания, Ин-т развития личности. - М., 1994. - 18 с.
  16. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: уУчебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 256 c.
  17. Загвязинский, В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для балалавров / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Юрайт, 2012. - 314 c.
  18. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. - 576 c.
  19. Зарецкая, И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников / И.И. Зарецкая // Начальная школа. – 2011. - N 1. - С. 54-58.
  20. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12-25.
  21. Коценя, Н.М. Эстетическое воспитание младших школьников / Н.М.Коценя // Культура. Наука. Интеграция. - 2010. - № 3 (11). - С. 168-175.
  22. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
  23. Краснушкин Е. В. Мир искусства. Пейзаж / Е.В. Краснушкин. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 486 c.
  24. Левит, Е. И. Концептуальные основы построения системы формирования эстетической культуры младших школьников / Е.И. Левит // Приволжский научный журнал. – 2013. - № 2. - С. 148-152.
  25. Максимова, В.Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников / В.Р. Максимова // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т. 5, № 33. - С. 83-88.
  26.  Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
  27. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспек­ты освоения социального опыта младшими школь­никами в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158-160.
  28. Панжинская-Откидач В.А. Мир волшебства и фантазии. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 77 c.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению)

Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные)

Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей

Задачи эстетического воспитания

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома

Индивидуальный подход

Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят)

Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения)

Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома

Важнейшие условия полноценного эстетического воспитания

  1. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12.

  2. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. – С. 112.

  3. Там же.

  4. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 109.

  5. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12.

  6. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 12.

  7. Загвязинский, В.И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: ИЦ Академия, 2012. – С. 109.

  8. Там же.

  9. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 13.

  10. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – С. 265.

  11. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 13.

  12. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – С. 265.

  13. Киященко Н. И. Проблемы образования и эстетического воспитания в эпоху смены цивилизаций // Ценности и смыслы. - 2011. - № 4. - С. 13.

  14. Основы этики и эстетики: учебное пособие // Егоров П. А., Руднев В. Н, 2015. – М. : Кнорус. – С. 265.

  15. Вокруг развития и воспитания // Семья и школа. - 2006. - № 3. С. 4.

  16. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. – С. 45

  17. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - 2-е изд. - М.: Академия, 2000. – С. 45

  18. Там же.

  19. Мартынов. «Семья + школа = счастливый ребенок» // Нач. школа. 2012.- № 8. - С. 52.

  20. Там же.

  21. Мартынов. «Семья + школа = счастливый ребенок» // Нач. школа. 2012.- № 8. - С. 52.

  22. Там же

  23. Мартынов. «Семья + школа = счастливый ребенок» // Нач. школа. 2012.- № 8. - С. 52.

  24. Там же.

  25. Зайцев, С.М. Все о воспитании детей / С.М. Зайцев. - Мн.: Книжный Дом, 2011. – С. 29.

  26. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41.

  27. Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41.

  28. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. – С. 116.

  29. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. – С. 116.

  30. Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. – С. 116.

  31. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12.

  32. Городецкая, Ю.А. Интеграция как основа художественно-эстетического воспитания школьников / Ю.А. Городецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - № 11. – С. 12.

  33. Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социаль­ный прогресс / П. И. Гаврилюк. К., 1978. – С. 56.

  34. Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социаль­ный прогресс / П. И. Гаврилюк. К., 1978. – С. 56.

  35. Там же.

  36. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. М., 1997. – С. 34.

  37. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции / Л. С. Выготский. М., 1997. – С. 34.

  38. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности : [психология развития ценностн. ориентаций] // Начальная шк. - 2008. - № 7. - C. 13.

  39. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113.

  40. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности. – М.: Просвещение, 2008. –С. 12.

  41. Там же.

  42. Балашов М.Е. Школа как эстетически ценная предметно-пространственная среда // Учитель в современном мире : материалы девятой науч.-практ. конф. - СПб. : Изд-во Ленингр. обл. ин-та развития образования, 2013. - №4. - С. 113.

  43.  Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.

  44. Там же.

  45. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.

  46. Гатауллина, В.Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы / В.Д. Гатауллина // Филология и культура. - 2011. - № 25. - С. 240.

  47. Вересов, Д. Воспитание чувств. Т. 2. Воспитание чувств. Дальний берег Нила / Д. Вересов. - СПб.: Астрель, Астрель-СПб, ВКТ, 2012. – С. 234.

  48. Там же.

  49. Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20.