Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Экология воспитания и детства (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДЕСТВА)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность экологического образования дошкольников обоснована тем, что экологическая тематика взаимосвязана со всеми сферами деятельности общества.

В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой. Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.

Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.

Объект: экологическое образование старших дошкольников.

Предмет: педагогические условия и факторы формирования экологической культуры дошкольников средствами этнопедагогики.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) Выявить сущность экологического образования дошкольника

2) Выявить воспитательный потенциал этнопедагогики.

3) Проанализировать документы по экологическому образованию дошкольников.

4) Провести опытно-экспериментальную работу по формированию экологического образования дошкольников через ознакомления с дидактическими играми.

Теоретико-методологические основы исследования составляют: положения экологической психологии и педагогики о необходимости формирования экологической культуры у каждого человека (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин); современные достижения в области дошкольного экологического образования (Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, Т.А. Серебрякова, О.А. Воронкевич).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ДЕСТВА

1.1Сущностьэкологического образования дошкольников

В 90-е годы прошлого столетия происходит интенсивное развитие нового направления дошкольной педагогики — экологическое воспитание. В это время появляются и становятся востребованными парциальные программы экологического воспитания. В комплексных программах ему также уделяется должное внимание. Исследуются различные аспекты проблемы экологического воспитания в период дошкольного детства — создания обогащенной эколого-развивающей среды, условий формирования экологической культуры детей, подготовки специалистов к экологическому воспитанию дошкольников[10;61].

Большую активность проявляют регионы России — там создаются свои программы экологического воспитания дошкольников с учетом местных природных условий и народных традиций. Многообразие эмпирического поиска исследователей и практиков, отсутствие обобщающих работ на эту тему высветили потребность комплексного подхода и системного рассмотрения вопроса экологического воспитания детей. Комплексность касается ряда взаимосвязанных, педагогически значимых аспектов: содер- жания эколого-образовательной работы с детьми в условиях дошкольного учреждения, методов ее осуществления, условий становления у детей начал экологической культуры, управления це- лостным процессом экологического воспитания в детском саду.

Многолетние исследования этой проблемы позволили применить системный подход и выстроить теоретическую модель системы экологического воспитания, которая охватывает весь комплекс обозначенных вопросов.

Принципиальная возможность реализации системы экологиче- ского воспитания в дошкольном учреждении базируется на главных теоретических положениях отечественной психологии: теории деятельности (А. Н. Леонтьев) и игры как ведущей деятельности детей в дошкольном периоде (Д. Б. Эльконин), теории развития ведущих психических функций (Л. С. Выготский), положениях, вскрывающих особенности становления разных форм мышления ребенка (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер), теориях развития личности дошкольника (Л. И. Божович, В. С. Мухина), об- щения и речевой деятельности, ее значении в социализации детей (М. И. Лисина, Ф. А. Сохин).

Специально следует остановиться на обосновании интеллектуальных возможностей детей дошкольного возраста усваивать систематизированные знания, отражающие причинно-следственные связи. Умственное развитие ребенка рассматривается психологами как процесс постепенного развертывания основных форм мышления — от чувственно-практической до абстрактно-понятийной. Для гармоничного развития человеческой личности важно своевременное становление всех форм мышления[7;21].

В работах детских психологов показано большое значение допонятийных форм мышления в развитии детей, в усвоении ими разнообразных знаний, в том числе и систематизированных. Н. Н. Поддьяков установил: наиболее значимые стороны практического интеллекта сводятся к тому, что решение возникшей перед ребенком задачи проходит в плане непосредственных манипуляций с объектами. В дошкольном возрасте интенсивно развивается наглядно-образное мышление, когда решение задач проходит в плане представлений. Уточнение образного отражения действительности идет по нескольким направлениям: усложняются образы самих объектов; появляется возможность оперировать имеющимися объектами — мысленно устанавливать связи с другими объектами. Исследования А. В. Запорожца показали: в период дошкольного детства берет свое начало и логическое мышление при условии, что причинно- следственные связи представлены наглядно. Переходом от наглядно-образного к логическому служит наглядно-схематическое мышление (Л. А. Венгер).

Экологическая направленность познавательной деятельности детей заключается в формировании представлений о гармоничной естественной целостности природы, уникальности объектов, умение выделять экологические свойства, качества, связи, закономерности существующие в природе; мультисенсорность восприятия природы; выбор критериев для экологической оценки объектов природы (устойчивость, целостность, идентичность).

Экологическая направленность трудовой деятельности предполагает осознание детьми экологических потребностей живых существ, установление взаимосвязи между способами ухода и улучшением состояния растения или животного; знакомство с ресурсосберегающими технологиями, стремление к непрагматическому взаимодействию с природой; осторожность в обращении с объектами природы и вещами, неразрушающем пользовании ими; ориентация на восстановление и созидание природы, посильная индивидуальная помощь ей.

Экологическая направленность продуктивной художественно-эстетической деятельности в процессе рисования пейзажа, изготовления поделок из природного материала заключается в открытии ребенком особенных сочетаний объектов природы, которые делают их уникальными, неповторимыми, вызывающими эмоциональный резонанс, сопереживание, эмпатию; в придумывании экологических сказок, рассказов, стихов, выражающих чувства единства, гармонии с миром природы, осознание его уязвимости.

1.2 Современные программы дошкольного экологического образования

Экологическое воспитание дошкольников часто отождествляется рациональным природопользованием, с охраной окружающей среды. Вместе с тем, по мнению А.В. Яблокова, которое разделяют многие специалисты, «сейчас трудно говорить об экологии как отдельной науке, это скорее особое видение любого предмета исследования – от культуры до внутриклеточных процессов… Экология как таковая – это и человековедение и, или лучше, обществоведение».

В настоящее время в практике работы ДОУ используются следующие программы по экологическому образованию дошкольников: «Наш дом – природа» Рыжова Н.А., «Юный эколог» Николаева С.Н., «Я – человек» С.А. Козлова, «Планета – наш дом» Белавина И.Г., Найденская Н.Г., «Мы – земляне» Вересов Н.С., «Мир вокруг нас» Попова Т.И., «Мой родной дом» Арапова- Пискарева Н., «Программа экологического воспитания для детей дошкольного возраста» Калегина Н., «Живая экология» Иванова А.И., «Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О.А., «Войди в природу другом» Аксенова З.Ф., «Азбука экологии» Грехова Л.И., «Непереходящие ценности малой родины» Пчелинцева Е.В., «Программа экологического образования детей «МЫ» Авторы: Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова, ТА.Виноградова. В настоящем исследовании были рассмотрены и проанализированы следующие программы: «Наш дом – природа» Рыжовой Н.А., «Юный эколог» Николаевой С.Н., и «Добро пожаловать в экологию!».

Многообразие современных программ позволяет педагогу выбрать программу с учетом специфики конкретной дошкольной организации.

Существующие программы, как правило, ориентированы на усвоение научных знаний о живой и неживой природе, о существующих в ней взаимосвязях и взаимозависимостях. Обзор программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.

Во всех трех рассмотренных программах, предложены задания проблемного, исследовательского характера, формирующие осознанное отношение кприроде. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная, гармонично-развитая личность, которая в полной мере будет осознавать ответственность за свои действия в окружающей его действительности. Это современное направление работы в экологическом образовании дошкольников требует специальной подготовки и педагога. Воспитателю необходимо не только четко представлять содержание методики формирования экологической культуры дошкольника, но и учитывать многонациональное наполнение группы воспитанников, особенности их культуры[9;21].

Формирование экоцентрических ценностей в образовательном пространстве дошкольного учреждения невозможно вне использования времени отведенного для занятий по основной образовательной программе.

В рассмотренных программах экологического воспитания дошкольников, авторы отдают предпочтение интегрированным занятиям эколого-этического характера. Такой подход позволяет выработать принципы экологического сознания у детей, на основе полученных представлений о многозначности окружающего мира.

Различные программы по экологическому воспитанию необходимы для того, чтобы формировать у дошкольников знания о моральных и нравственных основах взаимодействия Человека и Природы; экокультурных ценностях и эколого-эстетических идеалах, определявших в разные времена различные модели отношения человека к природе; об экологических нормах и традициях нашего народа, знаний о позитивном опыте взаимодействия Человека и Природы; навыков реализации экокультурных ценностей в практике взаимодействия с окружающим миром, осмысления этических категорий применительно к системе отношений Человека к Природе.

Становление личности дошкольника в дошкольных организациях требует высокого уровня психологической компетентности педагога. Формирование экологической культуры – это целенаправленный многогранный процесс педагогического воздействия на психоэмоциональную сторону развития личности с целью оценки и переосмысления окружающей действительности и собственного опыта.

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы и анализ результатов исследования

Цель исследования: изучить эффективность использования дидактических игр в процессе сохранения национальных традиций.

Показателем сформированности положительного отношения к народным традициям является уровень сформированности экологических чувств.

Для достижения данной исследовательской цели нами были определены следующие задачи:

  1. подобрать диагностический инструментарий по оценке уровня развития экологических чувств детей младшего школьного возраста;
  2. разработать и провести анкету среди родителей по определению значимости для семьи экологического воспитания;
  3. разработать программу сохранения национальных традиций средствами народных праздников, сохранения положительного отношения к народным традициям средствами народных праздников;
  4. реализовать данную программу в период прохождения преддипломной практики;
  5. оценить эффективность предложенной нами программы.

Цель диагностики – определение уровней экологического сознания, гражданской позиции. Для диагностики были выбраны самые информативные методики:

  • составление словаря понятийных слов;
  • рассказ;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • беседа.

Диагностика была начата по методике М.Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента:

1 уровень - располагают в две колонки:

а) понятные слова по данной теме;

б) непонятные слова.

2 уровень – расположить понятия в две колонки:

А) позитивные понятия;

Б) негативные понятия.

3 уровень – ранжирование понятий (выбирают самые значимые для себя).

Результаты данной диагностики представлены в таблицах 1-3.

Таблица 1

Изучение уровня развития экологического сознания

дошкольников 1-ой группы

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Лилия Т.

4

средний

Лена В.

3

низкий

Дамир В.

3

низкий

Кайрат Г.

4

средний

Олег Д.

3

низкий

Марат К.

3

низкий

Тимур Н..

4

средний

Андрей К.

2

низкий

Катя К.

4

средний

Марат К.

3

низкий

Женя И.

3

низкий

Алексей П.

4

средний

Оля П.

4

средний

Лена Р.

4

средний

Юля Н.

5

Высокий

Лена С.

4

средний

Люда Д.

5

высокий

Лена И.

4

средний

Максим Н.

3

низкий

Олег К.

4

средний

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания – 10% (2 человека); 50% дошкольников - уровень воспитания экологического сознания; у 40% (8 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.

Наглядно данные представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Уровень воспитания экологического сознания у старших дошкольников 1 группы

Таблица 2

Изучение уровня развития экологического сознания дошкольников 2-ой группы

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Дима А.

4

средний

Марина Е.

3

низкий

Сережа Т.

3

низкий

Оксана Г.

4

средний

Марина К.

3

низкий

Ольга Т.

3

низкий

Марат Л.

4

средний

Миша Л.

2

низкий

Ваня Р.

4

средний

Ева Б.

3

низкий

Амина Х.

4

средний

Саша Ш.

4

средний

Владислав У.

4

средний

Никита Д.

4

средний

Валентин Ч.

4

средний

Рома Б.

4

средний

Маша Ж.

5

высокий

Ирина К.

4

средний

Тамара В.

3

низкий

Нина Г.

4

средний

Анализ полученных данных во второй группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания– 5% (1 человека); 60% дошкольников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 35% (7 человек) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.

Диаграмма 2. Уровень воспитания экологического сознания у дошкольников 2-ой группы

Таблица 3

Сводная таблица изучения уровня развития экологического сознания дошкольников

Группа

Уровни развития экологического сознания

высокий

средний

низкий

1

10

50

40

2

5

60

35

Проведенное исследование показало, что, несмотря на достаточное знание нравственных понятий и норм, часть детей не могут или не умеют соотнести нравственные нормы с патриотическим воспитанием, патриотическим сознанием.

В рамках оценивания знаний о национальных традициях нами было предложено ответить на вопрос о том, какие национальные традиция знают дети. По результатам ответов нами было принято, что высокому уровню соответствует упоминание о 5 и более народных традициях, средний уровень – ребенок вспомнил о 2 – 4 традициях, низкий уровень – ребенок смог назвать одну национальную традицию или не назвал ничего. Полученные данные представлены в таблице 4.

Таблица 4

Сводная таблица изучения уровня сформированности знаний о национальных традициях

Группа

Уровни сформированности знаний учащихся о национальных традициях

высокий

средний

низкий

1

15

50

35

2

15

60

25

Проанализировав полученные данные и соотнеся их с данными предыдущего эксперимента можно отметить, что значение детьми национальных традиций прямо связно с уровнем развития у них экологических чувств. Уровень сформированности знаний дошкольников о национальных традициях является недостаточным.

Вопросы анкеты с анализом представлены в таблице 5.

Таблица 5

Анкета по определению отношения родителей к организации деятельности по формированию экологических чувств у дошкольников

Вопрос

Варианты ответов родителей

Считаете ли экологическое воспитание необходимым в ДОУ?

Да – 75%

Нет – 20%

Не знаю – 5%

Необходимы ли сегодня современному человеку патриотические чувства?

Не всегда – 45%

Да – 45%

Не, наша страна этого не ценит – 10%

Считаете ли Вы себя патриотом Родины?

Да – 75%

Нет – 25%

Разговариваете ли Вы дома о патриотизме, любви к Родине, национальных традициях?

Да – 25%

Иногда – 50%

Редко – 20%

Почти никогда – 5%

Смотрите ли Вы, совместно с детьми, передачи, направленные на формированию экологических чувств?

Чаще всего да – 55%

Редко, но смотрим – 30%

Почти нет – 15%

Согласны ли Вы принять участие в совместной работе ДОУ и семьи по воспитанию экологических чувств у детей?

Да – 80%

Не очень – 20%

Проанализировав ответы респондентов – родителей можно также отметить кризис сформированности экологических чувств и недостаточное участие семьи в их формировании.

Таким образом, согласно цели нашей квалификационной работы, основываясь не теоретических данных, подтвержденных нашим практическим исследованием, нами разработана программа экологического воспитания с использованием народных праздников, направленная на сохранение национальных традиций, формирования экологических чувств, экологического сознания.

На основе полученных данных мы сделали вывод, что на втором этапе предстоит большая работа, в которую мы постараемся вовлечь родителей, так как, семья занимает ведущее место в системе экологического воспитания. В семье, как первоначальной ячейке общества начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма, который в дальнейшем продолжается в дошкольном образовательном учреждении.

Была поставлена задача, рассказать родителям в форме бесед, консультаций о целях нашей работы по формированию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.

Была проведена беседа «Что такое фольклор?».

Цель беседы: формировать у родителей положительное отношение к фольклору.

Методика проведения: после проведенной беседы родителям было предложено рассказать, как они соблюдают фольклор, ответить на вопросы.

Диаграмма 3. Диагностика проведенной беседы с родителями детей младшего школьного возраста

После проведенной беседы можно сделать вывод о том, что – 45% положительно относятся к фольклору, но в то же время 55% родителей не считают нужным использовать фольклор.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, достижениям. У детей следует формировать чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.

Государственная программа «Экологическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 05.10.2010 № 795, ориентирована на повышение общественного статуса экологического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального.

«В настоящее время задачи экологического воспитания ориентированы на семью. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Решение задач экологического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада.

В течение всего учебного года была запланирована целенаправленная работа с педагогами. Основными формами работы по формированию патриотизма являются:

  • консультирование воспитателей;
  • педагогический совет;
  • выставки детского творчества;
  • беседы, занятия с детьми;
  • викторины, конкурсы, игры;
  • фольклорные праздники, досуги, развлечения.

Таким образом, результаты исследования показали, что применение фольклора как средства экологического воспитания необходимо в старшем дошкольном возрасте. Проблема патриотизма и его формирования была актуальна уже с древних времён. Тем не менее, стройной, единой системы, отражающей всю полноту данной проблемы, не существует. Главной задачей, приоритетом по формированию патриотизма на этапе дошкольного возраста можно считать «обретение родины». Но не следует забывать и о том, что педагог, не будучи патриотом сам, не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

В результате диагностики экологического воспитания на начальном этапе выявлено, что высокий уровень знаний детей составляет 10%, средний – 50%, низкий – 40%.

Учитывая вышеперечисленные условия, была разработана система работы со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса, а также составлен комплекс занятий по экологическому воспитанию старших дошкольников по формированию патриотизма с использованием всех видов фольклора.

2.2.Программа по экологическому образованию у дошкольников

На основании результатов констатирующего этапа была разработана программа по экологическому воспитанию с использованием средств фольклора у старших дошкольников.

Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, семье.

Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи. Дети получали знания о своём ближайшем окружении, семье, у них воспитывалось гуманное отношение к своим близким, уточнялись представления о занятиях близких людей, семейных историях, традициях. Фотостенды: «Мама, папа, я – дружная семья», «Мамы разные нужны», «Папы и дедушки – защитники Отечества», праздничный концерт ко Дню пожилого человека, изготовление подарков к Новому году, 8 Марта, 23 февраля близким людям.

Родной посёлок. Родная природа. Дети получали краеведческие сведения о родном посёлке, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получали географические сведения о территории России (глобус, карта). Познакомились с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и группе расширялось представление о значении государственных символов России, воспитывалось уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Дети знакомились со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формировалось представление о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей формировались основы гражданско-экологических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, её культуре, осознание личной причастности к жизни России.

Занятия: «Наша страна Россия», «Как жили славяне», «Климатические зоны России», «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина Российской Федерации». «Главный город нашей страны», «Государственные символы России: флаг, герб, гимн».

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, участвуют в праздниках и обрядах, узнают произведения народного декоративно-прикладного искусства. У детей формируется общее представление о народной культуре, её богатстве и красоте, дети учатся любить и ценить народную мудрость.

Занятия: «Богатыри земли Русской», «Русские народные промыслы», «Масленица», «Рождественские колядки», «День защитников Отечества».

  • Продолжительность занятий – 30 минут
  • 1 занятие в неделю.

Для примера покажу занятия, которые наиболее полно помогут воспитывать экологическое чувство с помощью средств фольклора.

  1. Занятие на тему «Наша Родина – Россия, наш язык – русский».

Цель: закреплять знания детей о русском фольклоре; воспитывать у детей любовь к своей Родине, родному посёлку, народному творчеству.

Задачи:

  • формировать представление о России как о многонациональной стране, познакомить с понятиями «большая» и «малая родина»;
  • познакомить с культурой и традициями народа, вызвать интерес к русской национальной кухне и фольклору.

В занятии были применены такие методы работы как наглядные, словесные и практические. Была проведена предварительная работа: беседы о России, чтение художественных произведений, заучивание стихотворений; рассматривание карты России, иллюстраций с изображением народных костюмов; знакомство с подвижными играми народов России; изготовление поделок из бумаги.

К проведению занятия были привлечены родители. В течение занятия дети читали стихи о России. Рассказали с помощью наводящих вопросов, как называется страна, столица нашей Родины.

Узнали о многонациональных народах, проживающих в России, рассмотрели кукол в национальных одеждах. На тему «Наша Родина - Россия» посмотрели мультимедийную презентацию. Раскрасили заготовки матрёшки и станцевали танец.

  1. Занятие «Семья. Родословное древо моей семьи».

Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.

Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.

В занятии использованы методы словесные и наглядные.

Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена, ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).

В ходе занятия дети познакомились с понятием «Семья», высказали свое мнение, кто как понимает этот термин.

Послушали рассказы детей о родословных древах их семей;

Отправились в путешествие в старину предков, где узнали историю прабабушек и прадедушек, познакомились с хозяевами русской семьи и побывали у них в гостях, где узнали новые слова: рушник, онучи;

Отгадывали загадки, играли в игру «Горелки», пили чай с хозяевами русской семьи.

Поделились впечатлениями после путешествия и украсили чудо-дерево ленточками, где каждая ленточка – член семьи.

В конце занятия спели песню «Моя Родина».

  1. Занятие на тему «Вот эта улица, вот этот дом».

Цель: расширять и закреплять знания детей и родителей о родном посёлке.

Задачи:

  • расширять знания о посёлке;
  • пробудить интерес родителей к жизни детей в детском саду;
  • воспитывать любовь к малой родине.

В работе использованы такие методы, как словесные, практические и наглядные.

В начале занятия детям предлагается поприветствовать друг друга и вспомнить, какие слова приветствия они ещё знают.

Далее детям предлагается беседа о пословице «Мой дом – моя крепость». Высказывания детей, кто как её понимает. Дети зачитывают другие пословицы о доме.

Дальше дети отправляются в путешествие по родному посёлку.

Дети делятся на две команды, проговаривают заранее приготовленные названия и девизы команд.

Проходит викторина.

1 тур. «Вопрос-ответ». Детям задаются вопросы, ответы на которые они должны дать.

2 тур. Домашнее задание. «Моя улица». Дети рассказывают названия своей улицы, на которой живут, в честь кого или чего названа эта улица. Примерные ответы.

3 тур викторины «Загадки». На экране появились слайды с изображением зданий и сооружений посёлка, дети отгадывают загадки к каждому слайду.

Далее подводятся итоги викторины и в конце занятия детям предлагается из рук «построить» пирамиду добра.

Под песню «С чего начинается Родина» дети на листе ватмана рисуют свое настроение.

Таким образом, данный комплекс занятий способствует развитию экологических чувств средствами фольклора у детей младшего школьного возраста.

2.3 Оценка эффективности программы экологического воспитания

Основываясь на данных констатирующего эксперимента, анализируя ответы детей, мы определили экспериментальную (1) и контрольную (2) группы.

Работа по реализации программы проводилась на протяжении 6 месяцев в рамках организации внеурочной деятельности, после чего нами был поведен промежуточный срез, позволяющий оценить эффективность данной работы.

Диагностика на промежуточном срезе проводилось по аналогичной методике М. Рокича «Составление понятийного словаря» и «Ранжирование», которая позволила выявить представления детей о качествах человека, характеризующих его нравственную культуру и гражданскую позицию. Ход эксперимента представлен выше.

Таблица 7

Изучение уровня развития экологических чувств и осознания национальных традиций дошкольников на промежуточном этапе эксперимента в 1 группе

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Лилия Т.

5

Высокий

Лена В.

4

средний

Дамир В.

4

средний

Кайрат Г.

5

Высокий

Олег Д.

4

средний

Марат К.

3

низкий

Тимур Н..

5

Высокий

Андрей К.

4

средний

Катя К.

5

Высокий

Марат К.

4

средний

Женя И.

3

низкий

Алексей П.

5

Высокий

Оля П.

4

средний

Лена Р.

4

средний

Юля Н.

5

Высокий

Лена С.

5

Высокий

Люда Д.

5

высокий

Лена И.

5

Высокий

Максим Н.

4

средний

Олег К.

4

средний

Анализ полученных данных позволяет выделить детей с высоким уровнем экологического воспитания и сформированности положительного отношения к национальным традициям– 45%, что на 35% выше, чем на констатирующем этапе эксперимента; 45% младших дошкольников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 10% (2 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания, что на 30% ниже аналогичных данных на констатирующем этапе.

Наглядно сравнительные данные представлены на диаграмме 4.

10

50

40

45

45

10

0

10

20

30

40

50

60

1

2

3

констатирующий

срез

промежуточный

срез

Диаграмма 4. Динамика изменения уровня воспитания экологических чувств и сохранения национальных традиций у дошкольников 1 группы (1- высокий уровень, 2 – средний уровень, 3 – низкий уровень).

Таблица 8

Изучение уровня развития экологического сознания и отношения к народным традициям дошкольников 2 группы на промежуточном этапе эксперимента

Ф.И.ребенка

Средний балл

Уровень

Дима А.

4

средний

Марина Е.

4

средний

Сережа Т.

4

средний

Оксана Г.

4

средний

Марина К.

3

низкий

Ольга Т.

3

низкий

Марат Л.

5

высокий

Миша Л.

4

средний

Ваня Р.

4

средний

Ева Б.

3

низкий

Амина Х.

4

средний

Саша Ш.

4

средний

Владислав У.

4

средний

Никита Д.

5

высокий

Валентин Ч.

4

средний

Рома Б.

4

средний

Маша Ж.

5

высокий

Ирина К.

4

средний

Тамара В.

4

средний

Нина Г.

4

средний

Анализ полученных данных во 2 группе позволяет выделить детей с высоким уровнем воспитания экологического сознания – 15% (3 человека); 70% дошкольников - уровень воспитания экологического сознания средний; у 15% (3 человека) - отмечен недостаточный уровень воспитания экологического сознания.

Диаграмма 5. Динамика изменения уровня воспитания экологических чувств у дошкольников 2 группы

Таблица 9

Сводная таблица изучения уровня развития экологического сознания дошкольников на промежуточном этапе эксперимента

Группа

Уровни развития экологического сознания

высокий

средний

низкий

1

45

45

10

2

15

70

15

Анализируя данные, полученные на промежуточном этапе эксперимента отмечается положительная динамика в 1 группе, что вызвано проведением занятий по предложенной нами программе. Таким образом, можно говорить об эффективности проводимой программы и возможности сохранения национальных традиций через использование народных праздников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологическое образование дошкольника - это приобретенное свойство личности, включающее осознанное отношение дошкольника к окружающему миру, возникшее на основе полученных природоведческих знаний о живой и неживой природе, обществе, человеке, овладение трудовыми навыками по созданию благоприятных условий для жизни растений и животных, появление чувства ответственности за все живое, сформированности представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание ее неприкосновенности.

Вытеснение народных традиций из нашей жизни, из сферы наших художественных интересов наносит ущерб творческому развитию личности и всего общества, сужает спектр естественных связей между поколениями. Вызывает тревогу, что этот процесс воспринимается обществом как естественный и неизбежный.

В создавшихся условиях к национальным традициям неправомерно прививается отношение как к реликтовой форме культуры, а художественные явления, имеющие ярко выраженный фольклорно-этнографический характер, представляются как элемент экзотики.

И тогда реальную помощь в сохранении истинной народной культуры, национальных традиций, обрядов и обычаев народа могут оказать народные праздники, обладающие социальной значимостью, целенаправленностью, организационной структурой, достаточной временной устойчивостью » . Суть народного праздника состоит в том, что он «организационно объединяет людей в единое целое для совместной социально-культурной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению социально-культурных задач».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агаларова, П.И. Формирование экологической культуры подростков в учебно-игровой деятельности. [Текст] / П.И. Агаларова: автореферат – 36c.
  2. Анисимов, О.С. Экологическая культура: восхождение к духу. [Текст] / О.С. Анисимов, С.Н. Глазачев. – М., 2005. – 186с.
  3. Ахмадуллин, Н.Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания: диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01. [Текст] / Н.Р. Ахмадуллин. – Казань, 2004. – 222с.
  4. Бадулина, О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников [Текст] / О.И. Бадулина. – М.: Экон-информ, 2012. – 223с.
  5. Баринова, Т.М. Семейные традиции: развитие и способы их поддержки в дошкольной образовательной организации [Текст]/ Т.М. Баринова, // - М. Детский сад от А до Я, научно-методический журнал для педагогов и родителей – 2013 г. №6 С.70-83
  6. Богданова, А.И. Поликультурная образовательная среда [Текст] / А.И. Богданова // Современные наукоемкие технологии . - 2011 - №1 –с.113-115 9.
  7. Быканова, Н.А. Формирование экологической культуры городского населения в современных условиях: Региональный аспект. диссертация … кандидата социологических наук : 22.00.06. [Текст] / Н.А. Быканова.- Курск,2005. -161 с.
  8. Вагнер, И.В. Экологический опыт современного ребѐнка как основа развития его экологической культуры. [Текст] /И.В. Вагнер // Материалы международной конференции «Экология, технология, культура в современном мире: проблемы и решения. Специальный выпуск. – М., 2010 –С.34-36.
  9. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 168 с.
  10. Волова М.А. Развитие интереса к природе у старших дошкольников в условиях города [Текст]/ М.А. Волова. - М. 2015, -111с.
  11. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! [Текст] : парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста/ О.А. Воронкевич. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Детство-Пресс, 2015. – 500с.
  12. Вострухина, Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет [Текст] / Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 192с.
  13. Гагарин, А.В. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: Учебное пособие. [Текст] // А.В. Гагарин, С.Н. Глазачев. – М., 2012. – 240с. Горлачев, В.П. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе: региональный аспект. [Текст]: автореферат дис. … доктора педагогических наук : 13.00..0 Моск. Пед. Гос. Ун-т. / В.П. Горлачев– Москва, 2005. – 39с.
  14. Груздева, Н.В. Развитие мотивационно-ценностной сферы учащихся как условие эффективности образования для устойчивого развития. [Текст] / Н.В. Груздева // Перспективы развития системы непрерывного экологического образования: Материалы международного научно-методического семинара 5-9 ноября 2013 г. Санкт-Петербург. – СПб.: Крисмас+, 2013 –С.24-27.
  15. Даль, В. И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа [Текст] / В.И. Даль. –М. Издательство: Аргументы недели, 2015 г. – 208 с.
  16. Жирова, О.Я. Традиции празднично-обрядовой культуры земли Белгородской: Учеб. пособие. [Текст] / О.Я. Жирова. - Белгород. гос. ун-т культуры. - Белгород, 2004. - 140с.
  17. Крылова Н. Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000.
  18. Кулюткин Ю. Н., Тарасов С. В..Образовательная среда и развитие личности. – Новые знания. – 2001. – № 1.
  19. Мамедов Н.М. Новые грани экологического образования / Н.М. Мамедов // Экологическое образование. 2011. № 4. С. 13—15.
  20. Мингалеева М.Т. ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2013.
  21. Могилев А. В. Шильман А. Н. О понятии «образовательное пространство» // Педагогическая информатика. – 2005. – № 2.
  22. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.3-е изд. – М.: Школа-Пресс., 2000. – С. 121.
  23. Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственной подготовке студентов). // Высшее образование в России. – 1996. – № 4.
  24. Розов Н. С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. – Новосибирск: Наука,1992.
  25. Сергеев С. Ф. Проектирование обучающих сред // Школьные технологии. – № 3. – 2006. – С. 58–65.
  26. Сингх Р. Р. (Raja Roy Singh). Образование в условиях меняющегося мира // Перспективы: Вопросы образования. – Париж: ЮНЕСКО. –1993. – № 1.
  27. Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. – М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997.
  28. Талалова Л. Н. Интеграционные процессы в образовании: контекст противоречий: монография. – М.: Изд-во РУДН, 2003. – 368 с.
  29. Шендрик И. Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. – 2004. – № 4.
  30. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365с.