Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (Сущность и роль дидактической игры как метода обучения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Современная теория обучения и воспитания все больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями. Игра – это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, в ходе нее он познает мир.

Данная тема является достаточно разработанной в теории педагогики. Дидактическая игра является способом развивающего обучения. Многие исследователи-методисты посвящают ей свои работы: А.П. Усова, Ф.Н. Блехер, З.М. Богуславская, Е.Ф. Иваницкая, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгер. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Все исследователи также отмечают безусловно высокую роль дидактической игры в обучении.

Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении дидактической игры как одного из наиболее эффективных методов обучения, оказывающих влияние на активизацию познавательной деятельности дошкольников.

Объектом исследования дидактическая игра как метод обучения.

Предметом исследования является содержание, роль и специфика дидактических игр в дошкольном образовании.

Цель исследования – выявить специфику дидактической игры как метода обучения детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели обозначены следующие задачи исследования:

1. изучить сущность и роль дидактической игры как метода обучения ;

2. исследовать классификацию игровых форм обучения;

3. провести опытно-экспериментальное исследование эффективности применения дидактических игр в процессе дошкольного образования

3 проанализировать результаты эксперимента;

3. разработать Комплекс занятий с использованием дидактических игр .

Теоретическая и методологическая база исследования: учебные пособия российских и зарубежных авторов, публикации из периодической печати, источники сети интернет.

Методологической основой исследования явились труды учёных из различных областей наук: психологии, психолингвистики, педагогики (B.C. Библер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, и др.). Особое внимание в исследовании уделялось теории игровой деятельности, разработанной в исследованиях Л.С. Выготского, О.С. Газмана, С.Л. Рубинштейна, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина и др.

Практическая значимость исследования: структурирована и проанализирована информация по проблеме использования дидактических игр в обучении дошкольников и оценка их эффективности;

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, анализ, синтез, сравнение, эксперимент, изучение результатов деятельности воспитанников, опрос и т.д.

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Сущность и роль дидактической игры как метода обучения

Одной из важнейших задач дошкольного образования сегодня выступает формирование познавательного интереса воспитанников, развитие творческих, интеллектуальных способностей, воспитание всесторонне развитой личности.

По мнению ряда исследователей и педагогов (Выготского Л.С., Божович Я.И., Щукина Г.И) познавательный интерес – это естественный двигатель детского поведения», он является «верным выражением инстинктивного стремления; указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Развитие познавательного интереса невозможно без применения игровых методов [26, с. 16].

П.М. Баев даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:

1) Игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности;

2) Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки;

3) Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес;

4) Игра - один из приёмов преодоления пассивности детей [11, с. 111].

Известно, что игра для ребёнка является неотъемлемой частью его жизни. Играя с ребенком, можно развить его как личность, развить творческие способности, сформировать высокие нравственные качества.

В педагогической практике применяются понятие «дидактическая игра». Термин «дидактическая игра» ввели Ф. Фребель и М. Монтесори как «специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры» [1, с. 186].

По мнению П.И. Пидкасистого дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений процессов; коллективная, целенаправленная, учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи ориентируют свое поведение на выигрыш [36, с. 511].

Дидактическая игра – это современный метод обучения и воспитания учащихся, обладающий образовательной, развивающей воспитывающей функциями. Данный вид деятельности может быть как индивидуальным, так и коллективным. Он является важным средством воспитания активности детей, вызывает у них большой интерес к познавательному процессу. Игра помогает сделать любой учебный процесс живым и увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры – специально созданные игры, в ходе которых реализуются учебные и игровые цели, проводимые в рамках определенных игровых правил по соответствующему сюжету. Основная задача данного метода состоит в повышении эффективности обучения за счет усиления интереса, учащихся к производимой деятельности и придания ему эмоциональной окраски. Безусловно, успех любой игры зависит от правильной ее организации и подготовки к ней [18, с. 201].

Игра обязательно должна быть соответственно оформлена, с понятными и достижимыми целями. Требования, предъявляемые к учебной игре, можно разделить:

- основывается на свободном творчестве и самостоятельной деятельности обучающихся;

- вызывает у участников положительные эмоции;

- учитывает возрастные особенности;

- включает элемент соревновательности между командами или отдельными участниками;

- включает в себя следующие этапы: мотивационный (создание игровой ситуации), ориентационный (постановка целей игры), содержательно-операционный (правила игры, игровые действия), ценностно-волевой (игровое состояние), оценочный (результат игры) [6, с. 122].

Игра обладает целым рядом достоинств по сравнению с иными формами организации учебной деятельности. Одним из главных является снятие психологической нагрузки. Все приёмы (даже с индивидуальными заданиями), напрямую предполагающие оценку, создают ситуацию психологической напряженности, повышенной тревожности, снижают эмоциональный фон усвоения знаний. Дидактическая игра, даже если несет в себе элементы контроля, снижает психологическое напряжение, благодаря возникающему интересу и вовлеченности их в деятельность. Кроме того, дидактическая игра позволяет повысить эмоциональный уровень усвоения знаний.

Несмотря на игровой характер познавательной деятельности, обучающиеся относятся к ней серьезно, осознавая ценность полученных в игре знаний. Особая организация игрового пространства способствуют формированию коммуникативных умений [34, с. 187].

Усвоение знаний во время игры часто не требует направленного внимания, что позволяет избежать переутомления, это особенно важно при подборе методов обучения для детей младшей и средней возрастной группы. Дидактические игры позволяют формировать и такие свойства личности, как критическое отношение к окружающим человека объектам и явлениям, умение принимать решение при разных обстоятельствах. Момент соревнования вызывает повышенный интерес к изучаемым фактам, а результат игры представляет собой своеобразную внутреннюю обратную связь. И, наконец, игра дает возможность каждому участнику найти свою психологическую «нишу». Здесь есть место и лидеру, и ведомому, и «чувствительному, и рациональному» [31, с. 51]. С помощью дидактической игры происходит вовлечение ребенка в мир знаний, он становится активным участником и творцом учебной деятельности.

В.П. Теплинский пишет: «Игровые моменты исполняют роль первого толчка в формировании познавательного интереса к науке и стимула к приобретению знаний» [2, с. 27].

По мнению Ивановой И.С., «игра в учебном процессе — методический приём, относящийся к группе активных способов обучения. Внедрение этого приёма в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли, образованию и воспитанию» [21, с. 137].

Таким образом, дидактические игры играют важную роль в обучении и воспитании детей младшего возраста. С помощью таких игр удаётся сосредоточить внимание и привлечь интерес у воспитанников.

Постепенно у детей пробуждается интерес, что является необходимым условием для успешного обучения. Игровая деятельность обеспечивает развитие личностных качеств детей, их способностей и навыков. Следовательно, игра и учение представляется как единый процесс, направленный на повышение познавательной активности детей.

1.2 Классификация игровых форм обучения

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу каждого ребенка на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению какого-либо материала.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка [3, с. 78].

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда.

Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Задача педагогической деятельности – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала [35, с. 153].

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности [4, с. 34].

Дидактические игры имеют следующую классификацию:

1. По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические [29, с. 230].

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические др. [22].

3. По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.;

4. По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др. [19].

Спектр целевых ориентаций игровой технологии:

Дидактические:

- расширение кругозора, познавательная деятельность;

- формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности;

- развитие обще учебных умений и навыков;

- развитие трудовых навыков.

Воспитывающие:

- воспитание самостоятельности, воли;

- формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

- воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности [28, с. 168].

Развивающие:

- развитие внимания, памяти, речи, воображения, мышления, фантазии творческих способностей,

- рефлексии

- умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения;

- развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие:

- приобщение к нормам и ценностям общества;

- адаптация к условиям среды; саморегуляция;

- обучение общению [14, с. 74].

Требования к подбору игр следующие:

1) Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам.

2) Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности детей и их психологических особенностей.

3) Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения [5, с. 33].

Использование дидактических игр позволяет повысить мотивацию детей к учению, развивать творческую и физическую активность, познавательный интерес, стимулировать умственную деятельность детей, созданию позитивной, творческой атмосферы, воспитанию стремления к творчеству, развитию умения находить решение в нестандартных ситуациях, работать самостоятельно, в группе, в парах.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения.

Они совершенствуют познавательные способности ребенка, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.

2. Игры-путешествия.

Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуются, разделившись на команды [15, с. 36].

В играх с предметами и игрушками используются игрушки и реальные предметы. В этом виде дидактической игры наиболее интенсивно разворачиваются мотивационный компонент превращения и компонент активности. Играя с предметами и игрушками, дети учатся их сравнивать, устанавливать сходство и различие. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В этих играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде, задания в играх усложняются, что способствует развитию логического мышления [30, с. 9].

В играх с предметами дети решают обучающие задачи, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения отсутствующего предмета. Играя, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы, выкладывать узоры из разнообразных форм. Часто этот вид дидактических игр предполагает выполнение ребенком совместных действий с партнерами по игре. Это требует подчинения собственных интересов и желаний дошкольника интересам и желаниям других детей, согласования с партнерами замысла игры и распределения совместных действий между играющими. Успех ребенка в этом виде дидактических игр возможен только при четком соблюдении правил и достаточном уровне развития у дошкольника умений оценивать правильность своих действий, согласовывать их с действиями сверстников. Развитию этих умений и навыков у дошкольника содействует более полное освоение им мотивационного компонента превращения и компонента активности [7, с. 23].

В настольно-печатных играх наиболее интенсивно разворачиваются такие компоненты превращения: активности и рефлексивный. В этих играх формулируются различные по характеру обучающие задачи: подбор картинок по парам; подбор картинок по общему признаку; запоминание состава, количества и расположения картинок; составление разрезных картинок и кубиков; описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Как и в играх с предметами, в этом виде дидактических игр развиваются все виды активности, в первую очередь – когнитивная, поскольку успех в игре напрямую зависит от уровня развития мышления, памяти, внимания ребенка. Настольно-печатные игры способствуют развитию конативной и аффективной активности в системе саморегуляции поведения у дошкольника, так как выигрыш возможен при наличии у ребенка определенного уровня развития двигательной сферы (координация, тонкая моторика, точность и аккуратность ручных движений и пр.) и умений управлять своими эмоциями.

Для достижения выигрыша в совместных настольно-печатных играх детям необходимо четко согласовать свои действия с другими игроками, следить за соблюдением правил товарищами по игре и выполнять их самим, адекватно оценивать результат и свой вклад в общий выигрыш. Успех в этих видах дидактических игр возможен тогда, когда ребенок более полно осваивает рефлексивный компонент превращения и компонент активности [9, с. 240].

Еще одним видом дидактических игр, выделенных по дидактическому материалу, являются словесные игры. В этом виде игр наиболее интенсивно разворачиваются такие компоненты превращения: рефлексивный и активности. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дошкольники учатся использовать имеющиеся представления и знания о предметах в новых обстоятельствах, в новых связях.

Дети самостоятельно решают различные мыслительные задачи; описывают предметы, определяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и т.д. Словесные игры, как и два других вида дидактических игр, способствуют развитию, в первую очередь, всех видов активности у ребенка. Кроме того, успех в этих играх возможен при наличии у дошкольника довольно высокого уровня развития рефлексивных умений. Таким образом, участие детей в словесных играх содействует освоению дошкольниками компонентов превращения: активности и рефлексивного [17, с. 172].

Подводя итог необходимо отметить, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей младшего возраста.

Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей ребенка. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать, ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению личности.

Выводы по главе 1

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструировать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо воспитателю для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником.

Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагогические задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии воспитатель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре. На третьей стадии роль дефектолога заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования: выявить степень эффективности применения дидактических игр в обучении дошкольников, разработать и апробировать комплекс занятий с использованием дидактических игр и оценить результативность проведенного эксперимента путем исследования изменения познавательного интереса.

ㅤДля ㅤдос‏тижения ㅤпос‏тавленной ㅤцели ㅤбыл ㅤопр­еделен ㅤр­яд ㅤзадач:

1. проанализировать степень познавательного интереса у детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения;

2. Разработать, апробировать комплекс занятий с использованием дидактических игр

3. оценить результативность проводимого эксперимента.

В ходе поведения исследования был спланирован эксперимент, в котором выделены следующие виды экспериментальных переменных:

Зависимая переменная: воспитанники старшей группы

Независимые переменные: особенности развития познавательного интереса посредством дидактических игр.

Описание выборки: в эксперименте принимало участие 20 человек, из которых 8 человек – мальчики и 12 человека – девочки.

Используемые методы:

В целях сбора информации для исследования проводилось анкетирование с использованием «Методики выявления степени познавательной направленности процесса обучения, а также отношения обучающихся к образовательному процессу Лесенка побуждений и Лесенка уроков» (Елфимова Н.Е.) (приложение 1).

Также проводилась экспресс-диагностика степени познавательного интереса с помощью опроса по «Методике выявления уровня познавательного интереса» (Е.А. Кувалдина) приложение 2.

Проведение исследования:

Этап 1. Подготовительный – «Сбор первичных данных»

Дата: сентябрь 2018 г.

На первом этапе исследования были отобраны 20 воспитанников.

Этап 2. Формирующий «Составление инструментария исследования по заявленным показателям и параметрам»

Даты: сентябрь 2018 г.

На втором этапе был проведен анализ существующих методик, выбор инструментов исследования – составление анкет, опросных листов, далее проведено анкетирование и опрос респондентов по заявленным показателям и параметрам. Анкеты были отредактированы согласно возрастным особенностям детей, вопросы задавались детям в устной форме.

Этап 3. Оценка эффективности проведенного исследования

Даты: октябрь 2018 г.

Проведен анализ полученных результатов по данным опроса и анкетирования. Сделаны выводы.

2.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе проводилась диагностика степени познавательной направленности процесса обучения, а также отношения образовательному процессу. Воспитанники в форме лесенки ранжировали 2 вида мотивов учения - социальные и познавательные. Полученные результаты, сгруппированы по на рисунке 2.1 и 2.2.

Рисунок 2.1 – Характеристика результатов по познавательным мотивам

По результатам исследования выявлено, что среди респондентов преобладают ориентация на овладение новыми знаниями 24% и ориентация на результат учения (оценку) – 38%.

Рисунок 2.2 – Характеристика результатов по социальным мотивам

В ходе оценки результатов выявлено что у воспитанников преобладает стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны воспитателя - 26% и стремление заслужить похвалу и одобрение родителей 56%. На третьем месте - стремление заслужить уважение своих товарищей (16%).

На вопрос «Чем вам больше всего нравится заниматься на занятиях?» получены ответы, представленные на рисунке 2.3.

Рисунок 2.3 – Характеристика результатов ответов «Чем вам больше всего нравится заниматься на занятиях?»

Таким образом, наибольший удельный вес занимает ответ «интересно играть в разные игры» - 34%, что говорит о необходимости активизации игровых технологий в рамках образовательного процесса для повышения познавательного интереса. При этом большой процент опрашиваемых (14%) отметило, что им ничего не интересно.

В рамках апробирования второй методики было выявлено, что у воспитанников в начале эксперимента познавательный интерес сформирован на невысоком уровне. На вопрос «Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?» получены следующие результаты:

  • всегда интересно – 14%
  • чаще всего интересно10%
  • иногда возникает интерес – 42%
  • никогда не вызывал интереса – 34%

На втором этапе была осуществлена разработка и реализация комплекса занятий с использованием дидактических игр. По результатам проведенных занятий с использованием разработанных упражнений было проведено повторное анкетирование. Результаты отражены на рисунках 2.4-2.6.

В ходе оценки результатов выявлено что после внедрения в практику предложенных игровых технологий повысился интерес к процессу обучения.

Рисунок 2.4 – Анализ интереса к процессу обучения

Необходимо отметить, что интерес к обучению, после проведения предложенных занятий возрос на 28%.

На вопрос «Чем вам больше всего нравится заниматься на занятиях» получены ответы, представленные на рисунке 2.5.

Рисунок 2.5 – Характеристика результатов ответов «Чем вам больше всего нравится заниматься на занятиях» до и после проведенных занятий

По прежнему, наибольший удельный вес занимает ответ «интересно играть в разные игры», однако если до эксперимента значение показателя составляло 34%, то после проведенных мероприятий он возрос до 56% что говорит об эффективности активизации игровых технологий в рамках образовательного процесса для повышения познавательного интереса.

Таким образом, по результатам первого этапа исследования выявлено, что у детей познавательный интерес выражен на слабом уровне. Среди респондентов преобладают ориентация на овладение новыми знаниями 24% и ориентация на результат учения (оценку) – 38%. В ходе оценки результатов выявлено что у детей преобладает стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя - 26% и стремление заслужить похвалу и одобрение родителей 56%. На третьем месте - стремление заслужить уважение своих товарищей (16%). При этом большой процент опрашиваемых (14%) отметило, что им ничего не интересно.

В рамках ответов «Чем вам больше всего нравится заниматься на занятиях?» наибольший удельный вес занимает ответ «интересно играть в разные игры» - 34%, что говорит о необходимости активизации игровых технологий в рамках обучения

В целом после проведенных занятий у воспитанников познавательный интерес сформирован на более высоком уровне, что говорит об эффективности включения дидактических игр в образовательный процесс.

Выводы по 2 главе.

В результате проведенной диагностики, а также проведенного формирующего эксперимента, предполагающего сенсорное воспитание у детей 2 младшей группы с помощью использования дидактических игр и предметно-развивающего пространства, состоящего из модулей, гипотеза исследования полностью подтвердилась: использование в педагогическом процессе дидактических игр по модулям предметно-развивающего пространства и целенаправленного педагогического воздействия способствует сенсорному воспитанию ребенка.

3. КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Подбор игр для занятий с детьми осуществлен с учетом следующих

принципов:

− развивающего обучения;

− учета возрастных и индивидуальных особенностей;

− единства обучения, развития и воспитания;

− мотивации детской деятельности;

− интеграции образовательных областей, как рекомендуют федеральные государственные требования [20, с. 323].

Все виды игр разделены на строительные, подвижные, настольно-печатные, словесные, сюжетные и театрализованные. Так, например, в строительных играх «Построим куклам домики», «Чья башня выше?», «Короткая и длинная дорожка», «Ворота для больших и маленьких» дети учатся сравнивать предметы по величине (высоте, длине, ширине, толщине), различать и называть геометрические фигуры (плоскостные и объемные). В подвижных играх «Найди свой домик», «Найди себе пару», «Красный – желтый-зеленый». «Далеко – близко», «Высоко – низко», «Куда дорожка приведёт?», «День – ночь» и других дети не только ориентируются в пространстве, но и знакомятся с множеством предметов, закрепляют знания о геометрических фигурах, учатся счету, знакомятся с частями суток. Настольно-печатные игры «Собери предмет», «Закрой окошечко», «Разложи по-порядку», «Что изменилось?», работа с логическими блоками и кубиками Дьенеша, цветными счетными палочками Кьюизенера помогают детям освоить форму и величину предметов, различать предметы по заданному признаку, сравнивать группы множеств и решают другие, не менее важные задачи [12, с. 37].

В словесных играх «Продолжи предложение», «Какой предмет», «Скажи наоборот», «Что лишнее», «Чего не хватает», «Найди такой же по форме», «Что видим справа (слева)» дети учатся использовать математические понятия в речи. Очень нравятся детям сюжетно - ролевые игры «Магазин», «Угостим кукол чаем», «Ферма», «Почта», «Семья», «Приготовим угощение», где создана проблемная ситуация. Например, чтобы угостить кукол, ребёнок должен купить в магазине конфет по числу кукол. В игре «Почта» дети формировали и сравнивали разные по величине и весу посылки, отправляли разные по форме письма и открытки [23, с. 318].

В театрализованных играх «Репка», «Теремок», «Три медведя» дети хорошо усваивают сериационную последовательность, сравнивая предметы по величине, учатся ориентироваться в пространстве. Как видно, помимо задач интеллектуального развития в дидактических играх успешно решаются и задачи других направлений деятельности: «Коммуникации», «Социализации», «Безопасности» и других. Особая роль отводится дидактическим играм и пособиям , которые помогают детям мыслить, анализировать, сравнивать предметы, моделировать объекты. Это «Лего», лото, домино, логические блоки Дьенеша, картинки-головоломки, элементарные карточки-схемы. Всегда в свободном для детей доступе – разнообразные наборы мелких предметов, игрушек, природный и бытовой (бросовый) материалы – для усвоения количественных понятий, упражнений в счете [10, с. 93].

Для развития математических навыков, ознакомления детей с логическими блоками предлагаются детям следующие задания: «Найди такие же фигуры как эта»; «Найди не такие фигуры как эта» (по цвету, размеру, толщине, форме); «Найди только треугольники (прямоугольники)» и др. Для успешного овладения числами и цифрами, арифметическими действиями, различением предметов по свойствам существуют следующие дидактические упражнения: «Математические бусы», «Арифметическое домино», «Расставь числа» и др. Характер игр усложняется постепенно: от задач, в которой скрыто 1-2 признака, к задачам – 3-4 признаков, что способствует постепенному повышению требований к детям в развитии самостоятельности, принятии скорости решения, умения обосновывать его. В результате дети приобщаются к сложному интеллектуальному труду, развивается любознательность, наблюдательность, быстрота реакции, находчивость, не нарушая этапов психического и физиологического развития. Учитывая индивидуальные особенности детей, обучение становится интересным, содержательным и ненавязчивым [25, с. 42].

Дидактическая игра как средство речевого развития дошкольников подразумевает использование материала по формированию грамматического строя речи, формированию словаря, формированию звукопроизношения, развития связной речи. Благодаря дидактической игре дети знакомятся с птицами, животными («Кто летает?»), с овощами, фруктами («Вкус и запах»), с окружающей действительностью («Что из чего сделано?», «Магазин»), с природой («Угадай дерево по листу», «Кто как разговаривает», «Кто где живет?», «Подскажи словечко», «Кто кем был?»). Игры со словами, «Какие бывают собаки?», «Измени предложение» учат детей пересказывать, составлять рассказы по образцу, по сюжетной картине, из личного опыта, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки [8, с. 234].

Для формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста проводили следующие дидактические игры: Игра «Лучики для солнышка» - цель: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости. Например, дети желают соседу что-то хорошее, хвалят, говорят добрые слова, восхищаются и передают солнышко из рук в руки. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо. Мне очень приятно». При этом на доске мы прикрепляли изображение солнца без лучиков и, когда ребенок говорит доброе слово другому, педагог рисует луч. Так, дорисовывается солнышко, символизируя тепло и доброжелательность между ребятами.

Игра «Найди клад» - цель: развить умение согласовывать свои действия; развитие доверия друг к другу; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении общих задач. В начале игры мы делим детей на команды и говорим о том, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад. Также можно проводить эту игру с выключенным в группе светом (полумрак), дав детям фонарик. Так игра приобретет больше таинственности и загадочности (но обязательно учитывается боязнь некоторых детей темноты) [13, с. 61].

Игра «Иголочка и ниточка» - цель: развить умения согласовывать свои действия с другими. Игра начинается с того, что мы расставляем детей-участников друг за другом. Первый – «иголочка». Он бегает, меняя направление, остальные бегут за ним, стараясь не отставать и не менять направление движения.

Игра «Слепец и поводырь» - цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению. Проводя эту игру, мы разбивали детей на пары: “слепец” и “поводырь”. Одному ребенку завязываются глаза, а другой водит его по группе, помогая избежать различных столкновений с другими парами и давая соответствующие пояснения относительно их передвижения. Учитывая то, что в игре принимали участия дети 5 лет, воспитатели им помогали, направляли детей. Затем, участники менялись ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры мы спрашивали ребят кто чувствовал себя надёжно и уверенно и у кого было желание полностью довериться своему товарищу.

Игра «Гномики» - цель: развивать умение выбирать доброжелательный стиль поведения в конфликтной ситуации, учится сотрудничать. Для данной игры использовались колокольчики по числу участвующих, один из которых не звенел. Детям предлагалось поиграть в гномиков, у которых есть волшебный колокольчик. Когда колокольчик звенит, у гномика появляется волшебная сила – он может загадать любое желание, которое однажды обязательно исполнится. Получив колокольчики, дети начинали по кругу звенеть, но вдруг оказывалось, что один из них молчит. Далее мы предлагали детям помочь гномику, найти выход из ситуации. Как правило, дети стремились развеселить, уступить свой колокольчик, загадать желание для товарища. В этой игре важно вызвать у детей сочувствие и желание помочь товарищу!

Игра «Цветик-Семицветик» - цель: развить умение дружить, сотрудничать со сверстниками, формировать чувства коллектива, а также умение учитывать интересы других. Мы проводили эту игру после прочтения одноименной сказки В.П. Катаева, что позволило повысить к ней интерес. Детям давалось задание: «Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребенок загадывал одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток [16, с. 56].

Таким образом, использование дидактической игры для формирования коммуникативных умений у дошкольников является эффективным средством социализации личности, а дидактическая игра представляется детям не учением, а развлечением. Игровая деятельность привычна ребенку и это позволяет опосредованно, в процессе дидактической игры воспитывать и развивать необходимые коммуникативные умения и формировать навыки межличностного общения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития общества возрастает роль образования в становлении личности ребенка. Так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляется актуальным поиск средств, обеспечивающих развитие личности дошкольника.

Игра является для детей средством коммуникации, прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом.

Игра – главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Одной из главных задач воспитательного процесса является развитие и распространение знаний путем дидактических приемов и обеспечение дошкольников необходимыми знаниями, содействующими их культурному, социальному развитию, а также развитию творческой инициативы.

Актуальность необходимости использования дидактических игр педагогами-воспитателями обусловлена тем, что этот вид игр способствует не только развитию речевого аппарата, но и прививает массу других положительных характеристик, среди которых основополагающие – построение целостной картины мира старших дошкольников.

Результаты исследований игр современных дошкольников доказывают, что сегодня изменились игры и игрушки, в которые играют дети, игровая деятельность в целом. Она исчезает из жизни старших дошкольников, вытесняется ранним обучением. Однако, именно дидактические игры, являясь играми с правилами – играми, организуемые взрослым в целях обучения и воспитания, могут быть эффективным современным средством развития дошкольников.

На первом этапе исследования проводился анализ информационного поля проблемы, разработка методик. В исследовании приняло участие 20 человек.

На втором этапе была осуществлена разработка и реализация комплекса занятий с использованием дидактических игр. По результатам проведенных занятий с использованием разработанных упражнений было проведено повторное анкетирование учащихся.

В целом после проведенных занятий у воспитанников познавательный интерес сформирован на более высоком уровне, что говорит об эффективности включения дидактических игр в образовательный процесс.

Таким образом, влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения и качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аббасова О.Е., Корнилова А.А., Петрова О.А. Формирование и развитие логического мышления у дошкольников через дидактические игры и упражнения // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016. - № 4 (10). - С. 185-188.
  2. Аверьянова О.В. Дидактические игры как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Дошкольная педагогика. 2018. - № 4. - С. 27-28.
  3. Бельских М.М. Инновационный подход в дидактической игре // Образование: традиции и инновации Материалы IX международной научно-практической конференции. 2015. - С. 77-79.
  4. Волкова С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей. М.: Просвещение, 2014. - 190 с.
  5. Глебова И.Ю. Особенности руководства дидактическими играми дошкольников // Теория и практика образования в современном мире Материалы IV Международной научной конференции. 2014.- С. 33-35.
  6. Горбачева Т.М. Дидактические игры и их роль в познавательной активности детей // Развитие современного образования: от теории к практике : материалы VI Всерос. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 окт. 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. – С. 121-129.
  7. Журавлева О.В. Использование игровых форм обучения для развития познавательного интереса обучающихся / Проблемы образования современной России: теория и практика // Сборник статей III Международной научно-практической конференции /// МНИЦ ПГСХА. Пенза РИО ПГСХА, 2014. - С. 21-25.
  8. Казаченко В.Н., Откидач Н.А. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации /сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции. 2017. - С. 234-236.
  9. Калитина Е.Н., Михайлова Е.А. Использование дидактических игр в работе с дошкольниками // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией М.А. Сморгуновой, С.Л. Коротковой. 2016. - С. 240-241.
  10. Карпова С.Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2017. - № 3 (9). - С. 92-95.
  11. Керейтова Ю.Д., Пирожкова Т.А. Роль дидактических игр в развитии дошкольника // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. Главный редактор М.П. Нечаев. 2016. - С. 111-115.
  12. Кириллова И.М., Переверзева А.Н. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры // Педагогика: традиции и инновации Материалы VIII Международной научной конференции. 2017. - С. 35-38.
  13. Козик О.А., Бутвина О.Ю. Построение целостной картины мира старших дошкольников посредством дидактических игр // Январские педагогические чтения. 2017. - № 3 (15). - С. 61-64.
  14. Левина Л.Э. Обучение и воспитание дошкольников посредством дидактической игры // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. - № 9-5. - С. 73-76.
  15. Маслевская Р.П. Развитие мотивационной сферы подростков // Эксперимент и инновации в школе. 2016. №2. - С. 36-42.
  16. Мартыненко Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений: Национальный книжный центр, 2016. - 64 с.
  17. Мурадагаева З., Абдиева Н. Дидактическая игра как средство развития ребенка // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. - С. 171-173.
  18. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. М: «Академия», 2016. - 221 с.
  19. Панфилов Н.С., Лавриненко С.В., Гвоздяков Д.В. Эффективность дидактической игры как активного метода обучения // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 8-3. – С. 316-318; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=8130 (дата обращения: 11.10.2018).
  20. Петрова Е.В. Педагогические условия развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх // Молодой ученый. 2017. - № 19 (153). - С. 323-325.
  21. Пузанкова Н.В. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования ХIII межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 2017. - С. 136-139.
  22. Романов А.Д. Проблема адаптации подростков на современном этапе развития общества // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. Тамбов, 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsutmb.ru/aktualnyie-problemyi-soczialno-kulturnoj (дата обращения 22.02.2018.).
  23. Савичева О.В. Комплекс игр для развития общения дошкольника // Международный студенческий научный вестник. 2017. - № 4-3. - С. 318-321.
  24. Смоленцева Н.О., Никульшина С.В. Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста в подвижных играх дидактической направленности // Социально-экономические, гуманитарные науки и педагогика: вопросы теории и практики. Межвузовский сборник статей. Йошкар-Ола, 2018. - С. 172-176.
  25. Соловьева Н.А., Карчемкина Т.А. Формирование пространственных представлений у дошкольников в дидактической игре // Актуальные задачи педагогики материалы IX Международной научной конференции. 2018. - С. 42-44.
  26. Соколова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение дидактической игры дошкольников // Научно-педагогическое обозрение. 2018. - № 3 (21). - С. 16-23.
  27. Старцева С.В., Афанасьева Н.Г., Шевлякова В.И., Черенкова М.Б. Дидактические игры в развитии познавательной активности дошкольников // Профессионализм и гражданственность – важнейшие приоритеты российского образования XXI века Педагогические чтения, посвященные 270-летию со дня рождения Иоганна Генриха Песталоцци. Сборник статей. 2016. - С. 49-51.
  28. Сухова Е.И., Халикова К.К. Значение дидактической игры для умственного воспитания детей дошкольного возраста /Инновационные технологии в науке и образовании: материалы 8 Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 23 сентября 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 4 (8). - С. 167 – 169.
  29. Тоторкулова К.А. Дидактическая игра, её роль в развитии мышления дошкольников // Традиции и инновации в системе образования. Материалы VII Международной научно-практической конференции. 2017.- С. 230-234.
  30. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 2016. - № 2. - С. 8-15.
  31. Филипская С.В., Панкова Л.В. Способы развития культуры поведения дошкольников на примере дидактических игр // Дошкольное образование: опыт и перспективы развития сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2017. - С. 51-53.
  32. Чупина И.П. Актуальные проблемы образования в России // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности: сборник материалов XI международной научно-практической конференции. Махачкала: Апробация, 2016. - С. 16-18.
  33. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. - № 5-2. - С. 111-114
  34. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2014. - 216 с.
  35. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016.- № 24-1. - С. 152-156.
  36. Янкина Н.В., Ирешева О.А. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками // Молодой ученый. 2015. - № 20 (100). - С. 511-514.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

«Методика выявления степени познавательной направленности процесса обучения, а также отношения к процессу обучения

Лесенка побуждений и Лесенка уроков»

(Елфимова Н.Е.)

Ребенок в форме лесенки ранжирует 2 вида мотивов учения — социальные и познавательные.

Познавательные мотивы:

1) широкий познавательный — ориентация на овладение новыми знаниями;

2) процессуальный — ориентация на процесс учения;

3) результативный — ориентация на результат учения (оценку);

4) учебно-познавательный — ориентация на усвоение способа получения знаний.

Социальные мотивы:

1) широкий социальный мотив — стремление приобрести знания, чтобы быть полезным обществу;

2) учительский мотив — стремление заслужить похвалу и одобрение со стороны учителя;

3) родительский мотив — стремление заслужить похвалу и одобрение родителей;

4) товарищеский мотив — стремление заслужить уважение своих товарищей.

Ученикам предъявляются на отдельных листах следующие 8 утверждений, соответствующих вышеуказанным 4 познавательным и 4 социальным мотивам:

1. Я учусь для того, чтобы все знать (широкий познавательный)

2. Я учусь потому, что мне нравится процесс учения (процессуальный)

3. Я учусь для того, чтобы получать хорошие знания (результативный)

4. Я учусь для того, чтобы научиться самому решать задачи (учебно-познавательный)

5. Я учусь для того, чтобы быть полезным людям (социальный мотив)

6. Я учусь для того, чтобы учитель был доволен моими успехами (учительский мотив)

7. Я учусь для того, чтобы своими успехами радовать родителей (родительский мотив)

8. Я учусь для того, чтобы за мои успехи меня уважали товарищи (товарищеский мотив).

Вопросы на выявление отношения обучающихся к обучению:

9. Нравится ли вам учиться?

а) да

б) нет

10. Чем вам больше всего нравится заниматься на занятиях?

а) интересно случать учителя;

б) интересно играть в разные игры;

в) интересно выполнять разные упражнение;

г) ничем не интересно.

11. Интересно ли Вам на занятиях?

А) да

Б) нет

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

«Методика выявления уровня познавательного интереса»

(Е.А. Кувалдина)

1. Вызывает ли у Вас интерес процесс учения?

А) всегда интересно;

Б) чаще всего интересно;

В) иногда возникает интерес;

Г) никогда не вызывал интереса;

Д) не думал об этом.

2. Почему вам и интересно учиться?

А) нравиться учитель;

Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;

В) могу отдохнуть, расслабиться;

Г) возможность общаться с друзьями;

Д) не ругает учитель;

3. Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес?

А) активно работаю на занятии;

Б) внимательно слушаю объяснения учителя;

В) стремлюсь придумать что-либо новое;

Ж) что еще: ___________.

4. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом Вашего интереса?

А) сразу спрошу ответ у других;

Б) попрошу подсказку;

В) постараюсь выполнить ее сам, если не смогу, попрошу помощи;

Г) во что бы то ни стало постараюсь выполнить сам;

Д) поступлю иначе (как?) _________.

5. Что Вас привлекает при проведении игр?

А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других;

Б) мне нравиться разбираться в том, что и как происходит;

В) мне интересно доходить до сути событий и явлений, выяснить, почему они происходят;

Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое.