Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Социальные нормы

Содержание:

Введение

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласованы свои поступки с интересами общества, государства, других людей.

Иногда человек задает себе вопрос: «Правильно ли он поступил? А так ли это он делает? Не будет ли его деяние неправомерным?». Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Среди них моральные, правовые, политические, эстетические, корпоративные, религиозные обычаи, традиции, привычки, нравы, деловые обыкновения, обряды, ритуалы, требования этикета, корректности, приличия и др.

Социальные нормы регулируют поведение людей в обществе. А каждый человек живет по определенным нормам поведения. Эти нормы создаются коллективами людей и в разной степени отражают закономерность общественного развития.

Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них человек не сможет жить.

Тема выбранной мной курсовой работы очень важна, так как сегодня социальные нормы используются обществом и в некоторой степени претерпевают изменения.

Актуальность данной работы связана с тем, что право как социальная норма регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами и является элементом системы нормативного регулирования. Состояние же нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Практическая значимость заключается в анализе взаимодействия норм права и иных социальных норм, выявлении степени их воздействия друг на друга.

Целью работы является установления понятия социального регулирования. Изучение видов и особенностей социальных норм. Проанализировать какую роль играет право в системе социальных норм.

«Правовые нормы – это первичные структурные элементы права, как и право в целом, они имеют естественно-исторические истоки, социально обусловлены и являются продуктом жизнедеятельности человека»

Предметом данной работы являются социальные нормы при изучении которых необходимо определить объект на который оказывают данные нормы.

1.Понятие и виды социального регулирования

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение понимание людей различных сферах жизнедеятельности. Регулирование в свою очередь делится на нормативное и индивидуальное. Индивидуальное регулирование проявляется в том, что один субъект воздействует на другого субъекта, предписывая ему определенную модель поведения. Индивидуальное регулирование осуществляется через задание объекту требуемого результата и путей его достижения. Оно предполагает вынесение решений, относящихся к единичным случаям, требующим регулирующего воздействия. Примером данного регулирования может быть когда руководитель предприятии издает приказ о дежурстве в праздничные дни конкретного работника.

Нормативное же регулирование осуществляется с помощью создаваемых в обществе норм. Эти нормы носят общий характер и направляют поведение многих людей. Например, нормы налогового законодательства обязывают определенную категорию людей платить определенные налоги. В зависимости от этого нормативное регулирование в свою очередь делится на технические нормы, социальные и процессуальные нормы.

Технические нормы - это правила которые предполагают выполнение каких-либо конкретных работ, где присутствуют определенные нормы (выполнение строительных работ, ремонт бытовой техники и т.д.). Технические нормы не требуют специальных средств для своего обеспечения. Это связано с тем, что они действуют автоматически и не зависят от человека, т.е. носят объективный характер. Их исполняют потому, что они целесообразны, а не потому, что стараются избежать каких-либо мер воздействия. Особую проблему составляет соотношение технических и правовых норм. Во многих случаях технические нормы входят в содержание нормативных актов, образуя т.н. технико-юридические (или юридико-технические) акты. Примерами могут служить всевозможные правила техники безопасности, инструкции, устанавливающие порядок работы на некоторых технически сложных производствах и т.д. Особенность таких актов в том, что они обладают двойным обеспечением: во-первых, выполняются в силу целесообразности содержащихся в них правил (как и всякие технические нормы), а во-вторых, защищены от нарушений возможностью применения мер юридического воздействия. Такой порядок рационален, ибо нарушения технических норм влекут за собой значительные последствия, опасные для человека и часто летальные. 

Социальные нормы – это правила поведения, используемые для регулирования общественных отношений. К ним относят правовые, моральные, религиозные, политические, эстетические и другие нормы. Это определенное поведение людей, различные поступки на работе, дома, в общественном месте.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы поддерживаются правом и государством и тогда это будут уже технико-юридические правила поведения. В силу этого они являются не только целесообразными, но и обязательными, влекущими за собой определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение правил вождения и эксплуатации транспортных средств и т.д.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что в жизнедеятельности общества присутствуют как индивидуальное так и нормативное регулирование. И каждое из них выражается в определенной норме т.е. конкретно к какому-либо человеку или определенные нормы при выполнении определенных видов работ.

2. Способы социального регулирования, как рычаги воздействия на общество

Социальное регулирование - это субъективный процесс упорядо­чивания общественных отношений путем подчинения их определен­ным правилам. Способы социального регулирования по характеру воздействия делятся на три основные группы: побуждение, понуж­дение, принуждение.

Побуждение представляет собой формирование у человека убеж­дения в полезности, выгодности определенного поведения. Этот способ основывается на воздействии на сознание человека.

В основе понуждения находится стимулирование, т. е. формиро­вание потребности желаемого поведения. Этот способ основывается на поощрении за поведение, соответствующее правилу'.

Принуждение - это такое воздействие, когда социально необхо­димое поведение в случае отклонения от установленных правил поведения достигается и обеспечивается возможностью применения насилия.

При социальном регулировании используются либо все способы, либо их различные комбинации, сочетания, либо имеется обособлен­ное использование отдельных способов.

У других авторов имеются иные способы социального регулирования, такие как:

1дозволение - указание на варианты поведения, которые не запрещены. Эти варианты поведения для общества могут быть желательными, но не обязательными;

2) обязывание - указание на действия, которые требуются от субъекта. Приказ в отличие от разрешения ограничивает усмотрение субъекта;

3) запрет - указание на действия, которые не следует делать. В норме может предоставляться характеристика этих действий. Запретительные нормы не указывают вариантов позитивного поведения, а только очерчивают круг негативных поступков

3.Признаки и функции социальных норм

Признаки социальных норм:

1. Сознательный и волевой характер (их появление – результат сознательной деятельности человека, они проходят через сознание людей и обращены к их свободной воле).

2. Являются регуляторами общественных отношений, т.е. регулируют отношения между людьми, что отличает их от естественно- природных норм.

3. Регулируют типичное, массовое, распространенное поведение.

4. Носят общий характер, т.е. распространяются на всех, кто попадает в сферу их действия и не исчерпываются одноразовым применением, действуют многократно, как угодно долго во времени.

5. Имеют определенную форму выражения: содержатся в сознании людей (моральные нормы, обычаи, традиции, мифы) либо имеют писаную форму (т.е. закреплены в письменных источниках – правовые нормы).

6.Действие их обеспечивается (поддерживается, контролируется) соответствующими социальными институтами, социальными группами. Например, обычаи обеспечиваются родовой общиной, моральные нормы – обществом в целом, религиозные нормы – религиозными общинами, церковью, правовые нормы обеспечиваются государством.

7. Содержание их обусловлено социально-культурным и экономическим уровнем развития общества.

Основные функции социальных норм:

1. Регулятивная – воздействуют на поведение людей и приводят его в соответствие с моделями, заложенными в правилах (нормах). Тем самым регламентируют взаимодействия людей, поддерживают стабильность функционирования общества.

2. Охранительная – предупреждают, охраняют общество от нарушений моделей, образцов поведения, закрепленных в нормах, путем указания на возможное наказание, устрашение.

3. Транслирующая – передают определенный социальный опыт.

4. Воспитательная – воздействуют на сознание людей, формируют у них систему социальных предпочтений, ценностей.

Таким образом, каждый вид социальной нормы выполняет все выше перечисленные функции.

4. Понятие и виды социальных норм

Каждый из нас живет внутренней, душевной жизнью: мыслит, чувствует, желает, запоминает, воображает, но когда хочет осуществить что-нибудь не в себе, а вовне или сообщить другому о своем внутреннем состоянии, то пользуется своим телом как единственным орудием, допускающим проявление душевных состояний.

Поведение человека может рассматриваться с двух точек зрения: или так, что душевное состояние является главным и важным, причем внешнее поведение оказывается только его естественным внешним выражением; или же так, что главным и важным является известное внешнее поведение, а внутреннее настроение подразумевается или оставляется без внимания. Все правила человеческого поведения разделяются в зависимости от этих точек зрения на две большие группы норм: к первой группе относятся все нормы моральные и религиозные, а ко второй группе — нормы правовые и нормы нравов. Требования справедливости возникают как сочетания тех и других норм и должны рассматриваться отдельно.

Виды социальных норм

- Нормы обычаев – сложившееся в процессе исторического развития общества правило поведения, соблюдаемое людьми в силу привычки;

- Нормы традиций – правило поведения, закрепляющее процедуру проведения значительных, знаменательных событий в жизни людей, общества, государства.

- Нормы морали - правила поведения, устанавливаемые в обществе в соответствии с нравственными представлениями о справедливости и несправедливости, о добре и зле, чести, достоинстве.

- Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила поведения, устанавливаемые общественными организациями для регулирования своей деятельности и охраняемые с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.

- Нормы ритуалов - правила поведения людей при совершении определенных обрядов.

- Религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения верующих к богу, церкви, организацию и функционирование религиозных объединений.

- Норма права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются от нарушений государством.

Особое внимание уделяется нормам права и морали как двум наиболее мощным и эффективным социальным регуляторам.

Как отмечал видный отечественный теоретик права член-корреспондент РАН Г.В. Мальцев, социальные нормы программируют человеческое поведение, устанавливают координационные и субординационные связи между действиями индивидов, коллективов, общественных групп. При помощи огромного множества разнообразных по виду и содержанию социальных норм можно создавать практически бесчисленное число программ индивидуального и группового поведения, заменять неудачные формы деятельности лучшими.

Возникновение и развитие социальных норм выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно- ценностный характер. Существует целая система социальных норм, которые создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены духовными и социально-экономическими факторами жизни данного общества. Различные виды социальных норм участвуют совместно в процессе упорядочения ими общественных отношений , выступая, вместе с ним, относительно самостоятельными и во многом отличающимися друг от друга регуляторами.

4.1.Мораль и совесть человека

Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позицией добра и зла, справедливого и несправедливого. Мораль и нравственность можно рассматривать в качестве синонимов. Этика же – есть наука о морали.

Моральные нормы это особый тип социальных норм, распространяющих свое влияние на всех и воплощающих в себе высшие нравственные ценности такие как: добро, честь, достоинство, порядочность, долг и т.д. Моральные нормы – это выработанные обществом требования к человеку как к члену данного общества, действенность которых зависит от того как поймет их человек. В свою очередь эти требования зависят от формирования их внутренних представлений, убеждений относительно собственного и чужого поведения в процессе общения. Также очень важный момент в моральных нормах то, что человек сам может дать оценку своему поведению (внутренний самоконтроль). Высшими моральными принципами для человека являются его:

  • совесть;
  • порядочность;
  • честность;
  • осознание собственного долга.

4.2. Корпоративные нормы и ее специфика

Корпоративные нормы – это особая разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся между участниками общественных объединений, общественных организациях, фондах, компаний и т.д.

Так, рассматривая природу корпоративных норм, профессор Т.В. Кашанина отмечает, что данному виду норм присущи все те черты, которые характерны для норм в целом как для социальных регуляторов. К числу таких черт, в частности, автор относит: регулирование "типичных ситуаций" или "вида отношений, имеющих место в корпорации"; многократное применение норм в сходных отношениях; нормы рассчитаны на неопределенный круг субъектов (имеют неперсонифицированный характер).

Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения:

- выражают волю участников общественных организаций;

- цели, задачи и функции общественных организаций;

- компетенцию их подразделений;

- перечень прав и обязанностей участников данных организаций;

- порядок вступления и выхода из данной организации;

- гарантии соблюдения установленных предписаний.

4.3. Обычай

Наиболее древним и повсеместным регулятором человеческих отношений всегда выступал обычай, то есть исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку людей в силу многократного и длительного применения.

Под обычаями понимают сложившиеся традиции, нравы, ритуалы, обряды. Обычаи весьма многообразны, так как складываются в рамках жизнедеятельности того или иного народа, нации, профессиональной группы и т.д. Нормы права поддерживают обычаи, которые признаются государством юридически значимыми и общественно полезными. Такие обычаи наделяются государством юридической силой и в дальнейшем расцениваются как правовые. Нормы права отвергают некоторые обычаи, ограничивают степень их воздействия на общество. В то же время правовые нормы могут безразлично относиться к большинству действующих обычаев, связанных с межличностными отношениями и бытовым поведением людей.

Обычай, как правило, дополняет действие иных регуляторов. К обычаям близки нравы (обычаи нравственного характера), традиции (военные, семейные, профессиональные), обряды (свадебные, похоронные и проч.), ритуалы (торжественные обряды — вручение дипломов, официальные встречи государственных и общественных деятелей, бракосочетание, награждение и т.п.). Обычаи имеют ограниченную как по территории, так и по кругу лиц сферу действия.

Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.

Ритуал -  совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт (церемония).

Нравы – обычаи нравственного характера, выражающее поведение человека.

Обряд – обычай, заключающийся в выполнении определенных символических действий, имеющий идеологические цели.

5. Норма права, как разновидность социальных норм

Норма права - общеобязательное правило поведения, санкционированное государством, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения. Наиболее существенным признаком, отличающим правовую норму от других социальных норм, является то, что эта норма устанавливается (или санкционируется) государством. Кроме того, в случае нарушения или неисполнения данной нормы возможно применение мер государственного принуждения.

Признаки нормы права

1. Является разновидностью социальных норм.

2. Норма права - общее правило поведения:

а) складывается в результате необходимости обобщить типичное в жизненных отношениях;

б) всегда обращена к лицам, обладающим какими-либо общими признаками (сотрудники ОВД, военнослужащие, врачи и т.п.);

в) рассчитана на многократное действие.

3. Носит общеобязательный характер.

4. Выражает государственную (общенародную) волю.

5. Формулируется государством в нормативных актах.

6. Выступает как властное государственное веление.

7. Охраняется государством.

8. Закрепляет наиболее важные типовые общественные отношения.

Виды правовых норм

По отраслям права (по предмету правового регулирования):

а) нормы уголовного права;

б) нормы административного права;

в) нормы экологического права;

г) нормы гражданского права и т.п.

По характеру предписаний:

а) обязывающие;

б) управомачивающие;

в) запрещающие.

По функциям, которые выполняют нормы права:

а) регулятивные;

б) охранительные.

По кругу лиц:

а) общие;

б) специальные (предполагают особого субъекта исполнения - работника суда, прокуратуры, военнослужащего, врача и т.п.).

По способу нормативно-правового регулирования:

а) нормы материального права;

б) нормы процессуального права.

По источнику (по юридической силе):

а) нормы законов;

б) нормы подзаконных актов.

По методу регулирования:

а) императивные (категорические);

б) диспозитивные;

в) поощрительные;

г) рекомендательные.

Специализированные нормы права:

а) нормы - принципы;

б) нормы - дефиниции;

в) нормы - начала.

Следовательно, нормы права общеобязательны, а согласно вышеуказанной классификации виды этих норм очень разнообразны.

6. Соотношение права с иными социальными нормами

Самым распространенным видом социальных норм являются правовые нормы, с помощью которых в современном обществе регулируются наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. В отличие от иных видов социальных норм нормы права носят общеобязательный характер, формально определены, устанавливаются государством и подкрепляются его принудительной силой.

Право находится в тесной взаимосвязи с государством. Нормы права становятся общеобязательными и формально определенными только в результате деятельности государства. Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует также реализацию права, охраняет его от нарушений. Но и государство не может нормально функционировать, не опираясь на право. Нормы права определяют систему государственного аппарата, принципы и основные направления его деятельности, компетенцию отдельных звеньев государственного механизма. Законы устанавливают юридическую основу взаимоотношений государства и граждан, исключая произвол.

Право появляется вместе с государством. В первобытном обществе отношения между членами рода регулировались обычаями, силу и общеобязательность которых обеспечивала система религиозных запретов. По мере перехода человечества от присваивающей экономики к производящей система запретов развивалась. Усложнение общественной жизни предопределило необходимость создания новой организации общественного управления государства и появления нового вида социальных регуляторов - права.

Формирование права шло несколькими путями. Во-первых, государство санкционировало обычаи, сложившиеся в родовом обществе, принуждая население к их исполнению. Во-вторых, государство создавало специальные органы (суды), которые отвечали за существование в обществе справедливых и обязательных для всех правил поведения и обеспечение их реализации. Суды сыграли важную роль в создании правовых норм, приспосабливая родовые обычаи путем толкования к потребностям государственно-организованного общества и создавая юридические прецеденты. В-третьих, государство само «творило» право путём создания нормативных актов.

Для отдельного человека ценность права состоит в том, что оно способствует созданию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы личности, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

6.1. Право и мораль

Различие между нормами морали и нормами права является еще более значительным. Прежде всего, нормы права устанавливаются не внутренним авторитетом, а внешним: они основываются не на божественной воле и не на голосе совести, но на предписании, которое создается известными людьми и связывает как их самих, так и других членов союза.

Правовые нормы вообще устанавливаются и формулируются другими людьми, т. е. не каждым человеком для самого себя; они как бы приходят к нам извне, предписывая, запрещая и позволяя нам различные поступки, независимо от того, согласны мы на это или не согласны. Право основывается на том, что в союзе людей есть общая для всех власть, т. е. что некоторые из членов союза уполномочены придумывать, выражать в словах и объявлять обязательные для всех правила поведения, а также следить за тем, чтобы все им повиновались. Эти правила получают свою силу от их авторитета, а их авторитет покоится на том полномочии, которое им предоставлено. Понятно, что эти «другие» люди, которые создают для себя и для нас правовые нормы, являются всегда строго определенными и уполномоченными людьми. Они могут получить это полномочие различными путями: во-первых, так, что все члены союза сговариваются и прямо поручают им это дело (напр., вече избирало князя в Древней Руси; или, в наше время, корпорация избирает свое «правление», клуб выбирает «старшин» и т. д.); во-вторых, в силу того, что есть постоянное правило, указывающее, кому эта власть принадлежит пожизненно и к кому переходит по наследству ( власть монарха) и наряду с этим, кто, кем и на какую должность может быть выбран народом (члены Государственной Думы)или назначен государем (министры, губернаторы); наконец, в отдельных случаях, когда союз организуется заново, или в корне переустраивается, или объединяется ненадолго, такое полномочие может принадлежать тому, кто первый проявит инициативу и за кем другие члены союза признают эту власть молчаливым повиновением (так бывает, например, когда за отсутствием обычных властей во время войны, или эпидемии, или смуты организуется временный общественный комитет для поддержания порядка). Во всех этих случаях налицо остается допущение, что некоторые, строго определенные люди имеют полномочие издавать обязательные нормы и императивы и что это «правильно».

В системе социальных норм мораль и право выступают универсальными, т.е. распространяются на все общество. Они направлены на регулирование социальных связей. Право и мораль имеют одинаковой объект регулирования – это общественные отношения.

Но есть и отличительные особенности права и морали. Если мораль возникает вместе с обществом, то право – вместе с государством. Право выражается в форме специальных нормативных актах, имеющих письменную форму, а мораль содержится в общественном сознании. Время введения в действие у права и морали тоже разное. Моральные нормы вводятся по мере их осознания обществом, а право – в конкретно установленный срок. По критерию оценки нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости, тогда как нормы права регулируют законное и незаконное, правомерное и неправомерное.

Право и мораль взаимодействуют между собой в процессе упорядочения общественных отношений. Их требования во многом совпадают: то что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. Вместе с тем возможны противоречия между правом и моралью причины которого могут быть объективные и субъективные (право меняется быстрее морали).

6.2. Право и корпоративные нормы

Корпоративные нормы похожи на нормы права тем, что:

1) закрепляются в письменных актах –документах, принимаемых на общих собраниях (уставы, приказы, положения и т.д.);

2) имеют обязательный характер для членов организации;

3) требуют внешнего контроля за их осуществлением;

4) представляют собой систему норм, т.е. упорядоченную совокупность правил поведения.

Вместе с тем между правовыми и корпоративными нормами существуют и следующие различия:

  1. если нормы права принимает государство, то корпоративные нормы соответствующими общественными структурами;
  2. если нормы права обеспечиваются мерами государства, то корпоративные нормы – силой общественного мнения данной организации;
  3. нормы права общеобязательны, а корпоративные нормы обязательны только для членов соответствующих общественных организаций;
  4. нормы права могут регулировать широкий круг общественности, то корпоративные нормы- только внутри общественной организации.

Право и корпоративные нормы взаимодействуют между собой. Например, решение или положение принимается в общественной организации в соответствии с нормами права то есть чтобы не противоречили законодательным актам.

6.3. Право и обычаи

С точки зрения единства право и обычай являются общими правилами, носят сознательно-волевой характер, служат критериями оценки социально значимого поведения людей. Они соответствуют определенному типу культуры и уровню социально-экономического развития общества, определяют границы поведения людей, направлены на регулирование общественных отношений.

Различие права и обычая заключаются в том, что обычаи по способу создания (формирования, возникновения) возникают в обществе стихийно и независимо от государства, по форме фиксации (внешнего выражения) обычаи живут в сознании людей и в устной форме передаются от поколения к поколению, по степени определенности обычаи в отличие от права формальной определенность не обладают, что делает их не всегда понятными для непосвященных; по степени обязательности обычаи исполняются добровольно, носят необязательный характер, по способу обеспечения обычаи обеспечиваются силой человеческой привычки и общественным мнением; по характеру регулятивного воздействия обычай действует через образцы поведения, деятельности; по масштабу действия носят локальный характер, т.е. выполняются жителями той или иной национальности, народности на определенной территории; по уровню требований, предъявляемых к поведению человека этот уровень может быть как ниже так и выше чем у права; по характеру и порядку ответственности за их нарушение неисполнение норм обычаев влечет за собой только общественное осуждение со стороны знакомых, друзей, коллег.

Взаимодействие права и обычая сводится к тому, что нормы права закрепляют обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, либо наоборот запрещают вредные для общества обычаи (например, кровную месть или похищение невесты и др.), но чаще всего право остается нейтральным к нормам обычаев, т.к. большинство из них связано с личными, семейными или бытовыми отношениями, которые не требуют государственного вмешательства.

В качестве примеров взаимодействия права и обычая можно привести норму ч. 2 ст. 58 СК РФ: «Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество при­сваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на националь­ном обычае», либо ч. 2 ст. 5 ГК РФ: «Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законода­тельства или договору, не применяются».

Взаимосвязь права и обычаев — объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи — это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы.

Противоречия права и обычая возможны в тех случаях, когда люди (например, жители отдаленных, высокогорных, северных и других труднодоступных местностей) пытаются жить по нормам обычаев - «законам предков», заменяя ими правовые нормы. Тогда государство в лице правоохранительных органов вмешивается в соответствующие отношения, применяя меры принуждения, если в результате использования обычаев нарушаются права и интересы личности, общества, государства (например, равноправие между мужчиной и женщиной в трудовых, семейных, имущественных отношениях). Обычаи которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушение.

Заключение

Понятие нормы является ключевым элементом как для правопонимания в целом, так и для целей правоприменения.

Норма права должна исчерпывающим образом, т.е. точно и конкретно, сформулировать алгоритм правомерного поведения. Этим она отличается от иных социальных норм. В.Д. Перевалов при характеристике формальной определенности правовой нормы выделяет внутреннюю определенность, которая проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия нарушения нормы, и внешнюю, заключающуюся в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа - нормативно-правовом акте.

Из анализа данной работы, можно сделать вывод о том какие нормы, виды социального регулирования используются в обществе. Человек практически ежедневно использует в своем поведении определенные виды социальных норм.

Также из работы мы узнали какие есть виды социальных норм и их характеристика. Какие нормы исполняются обществом добровольно, а какие в обязательном порядке. Моральные нормы, корпоративные и обычай являются основными видами социальных норм. Что лежит в основе данных норм.

Из работы мы узнали, что моральные нормы выражаются в сознании общества, приводящие к определенному поведению. Обычаи также многократно, длительно используются обществом, так как отражают определенное поведение, действия и другие аспекты данной социальной нормы. Корпоративные же нормы определяются в общественной организации где нормы поведения членов этой организации определены конкретными документами, например уставом, положением и т.д.

Соответственно, делая вывод курсовой работы общество не может существовать без социальных норм так как они выражают поведение общества и поведение каждого человека в обществе

Список литературы

1. Аверин М.Б. Теория и история государства и права: учебное пособие / - Москва, Ай Пи Эр Медиа, 2016.

2. Есенгалиева Б.К. Теория государства и права: учебное пособие / Б.К. Есенгалиева, Д.М. Жангуттинова — Астана: Казахский гуманитарно-юридический университет, 2015

3. Ильин И.А. Теория права и государства / данные. — М. : Зерцало, 2017

4. Козырева А.Б. Корпоративное правотворчество: теория и практика: Автореф, М., 2016.

5. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.П. Малахов, И.А. Горшенёва, А.А. Иванов.— М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

6. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира: учебное пособие / М.Н. Марченко — М. : Зерцало-М, 2015

7. Сунцова Е.А. Теория государства и права. Курс лекций: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям/— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.

8. Честнов И.Л. Теория государства и права. Часть 1. Теория государства: учебное пособие для бакалавриата / И.Л. Честнов — СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ, 2016.

9. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». [Электронный ресурс]. – Режим доступа :www.consultant.ru.

10.Электронная библиотечная система «IPRbooks» [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа :http://www.iprbookshop.ru/