ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ)
Содержание:
Введение
Люди становятся с каждым днем все образование и образование, это способствует изменение общества. Наблюдения показывают, грамотно общаются не все люди. В педагогике общение выделяется как один из видов деятельности человека. Поэтому особое внимание нужно уделять педагогам на уроках организации общения школьников, прибегая к различным методам работы. Учитель перед собою должен проставить задачу найти наиболее рациональные пути скорейшего приобретения знаний, умений, навыков, выработанные предшествующими поколениями учителей. Больше всего подходит для этого игра. Игра – это средство первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре отражают они окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и пониманию факты, явления. Дальнейшая учеба и судьба ребенка в жизни будет зависеть от того на сколько грамотно и правильно он может выстроить свою речь и установить общение с окружающими людьми.
Все выше изложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы курсовой работы «Дидактическая игра как метод обучения». В наше время взамен традиционное обучение и воспитание молодого поколения перешло на современное обучение — это развитие мышления, воспитание творческого человека, творящего в духе общечеловеческих ценностей и готового цивилизованно решать глобальные экологические, энергетические, экономические, продовольственные и другие задачи.
Из этого следует, что общение – один из важных факторов воздействия, развития и роста познавательной активности у человека. Младший школьник активен в общении, очень любознателен со сверстниками и взрослыми. Поэтому необходимо развивать коммуникативные способности у учащихся в начальной школе.
Коммуникативные умения, навык, позволяющий человеку получать и передавать информацию. Можно перечислить следующие дидактические этапы формирования коммуникативных умений:
1. Раскрыть учащимся значение коммуникативных умений;
2. Ознакомить учащихся со структурой и содержанием умений;
3. Вводить обязательные совместные задания для учащихся с целью овладения коммуникативными умениями;
4. Совершенствовать усвоенные коммуникативные умения в творческой деятельности младших школьников.
Для реализации работы учителю необходимо знать и использовать содержание каждого этапа и соблюдать их логическую последовательность.
Цель курсовой работы: изучить общую характеристику применения дидактической игры как метода обучения.
В ходе исследования в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- Изучить теоретические источники информации;
- Раскрыть сущность понятия дидактической игры;
- Выявление дидактического конструкта процесса обучения, т.е. его познавательной (гносеологической) сущности;
- Познакомиться с различными способами преподнесения учебного материала.
- Рассмотреть основные типы дидактических игр.
Объектом исследования курсовой работы является применение дидактической игры как метода обучения.
Предметом исследования курсовой работе является рассмотрение отдельных вопросов, которые сформулированы в качестве задач данного исследования.
Методологической основой при написании курсовой работы по выбранной теме послужили общие принципы диалектики, они способствуют обоснованию основных свойств исследуемых концепций, механизмов и процессов в их взаимосвязи.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В России произошел скачок в образовании педагогических нововведениях. Начался скачок с общественно-педагогического движения. Массовый характер возрос в применении нового. Важнейшими ценностями в традиционной школе являются - управляемость, послушание, дисциплинированность, исполнительность, нормативность, одинаковость, где учитель выполняет некоторые функции: организовывать, контролировать и оценивать ход учебного процесса.
Всегда требуют современные условия от учителей достаточной развитости в различных сферах деятельности. Для того чтобы быть всесторонне развитым, российское человечество вступило в стадию инновационного развития. Педагог должен подойти к инновационной деятельности эффективно в общепринятых учебных формах, а так же и в применении двух взаимосвязанных задач. Это формирование инновационной готовности к восприятию новшества и обучения умениям действовать по-новому. Где учащимся не требуется механического запоминания готовых знаний, им предлагается самим доходить до сути вещей. Ведется настоящая интеллектуальная работа на уроке, где каждый может проявить свои особенности, участвуя в совместном исследовании, пойти по пути познания и открытия.
Можно отметить, что современный подход к обучению – это тот, который отвечает требованиям современного общества. Педагоги на сегодня вынуждены применять современные подходы для организации педагогического процесса обучения – это личностно-ориентированный подход, интерактивный подход, развивающее обучение, проблемный подход, программированное обучение, метод проектов, компетентный подход, коммуникативный подход, игровое обучение.
Личностно-ориентированный подход – где внимание педагога уделяется на личность ученика, развитие интеллекта, гражданского чувства ответственности, духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.
В таком подходе ученик главное действующее лицо образовательного процесса.
Интерактивный подход — связанный с изучением учебного материала в ходе интерактивного урока, где тип деятельности учащихся.
Развивающее обучение – составляет система научных понятий, ими учащиеся овладевают в процессе обучения.
Проблемный подход - ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей.
Программированное обучение - заключается в стремлении повысить эффективность процесса обучения.
Метод проектов — способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы.
Компетентный подход — совокупность общих принципов целей образования, отбор содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.
Коммуникативный подход в обучении - обучение носит деятельный характер.
Игровое обучение — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Все перечисленные подходы направлены на самостоятельность добывания знаний, развитие каждого учащегося как на личность, способность самостоятельного решения поставленных проблем. Соответственно меняется и роль педагога, педагог не только «источник информации», но и «контролер».
Поэтому, при обучении нужно использовать игровой подход. Детство неотделимо от игры, чем больше проходит детства в культуре, тем важнее игра для общества.
Слово "игра", "играть" в русском языке многозначны. Слово "игра" лексическое значение - развлечение, в переносном значении. Е.А. Поправский говорил об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. У древних греков слово "игра" обозначает собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется "придаваться ребячеству". У евреев слово "игра" обозначает понятие о шутке и смехе. Позже на всех европейских языках слово "игра" стала обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье и удовольствие. Не является понятием в строгом смысле этого слова слово "игра". Что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом "игра", мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного объяснения разных форм игры может быть именно потому.
Находящемся на относительно низком уровне истории развития Исследования путешественников и этнографов, содержащие материал о положении ребенка в обществе, дают достаточно оснований для гипотезы о возникновении и развитии детской игры. Игры не существовало на различных стадиях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство с применением простейших орудий. Рано включались в жизнь взрослых – это дети. Переход к охоте, скотоводству привели к существенному изменению положения ребенка в обществе, является усложнение орудий труда. Возникает потребность в специальной подготовке будущего охотника. Поэтому взрослые изготовляют орудия для детей. Позже возникли игры-упражнения. Детские орудия увеличиваются вместе с ростом ребенка. В подготовке детей к участию в будущем в самых ответственных и важных областях труда общество в целом заинтересовано, и взрослые всячески содействуют играм-упражнениям детей, над которыми настраиваются игры соревнования, являющиеся своеобразным экзаменом и общественным смотром достижения детей. В дальнейшем развивается сюжетно-ролевая игра. Ребенок применяет на себя и выполняет роль, соответственно каким-либо действиям взрослых – это игра.
Историческое развитие игры в источниках не повторяется. Служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка, в онтогенезе хронологически первой является ролевая игра.
Игру, используя как форму обучения жизни детей, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Обучение будет при этом осуществляться планомерно и организованно, не в виде внушения детям требований — быть правдивым, делиться с другими и т. д., а в самой организации их игровой деятельности.
Чтобы в игре были организатором жизни детей, их - активная деятельность, интересы и потребности, нужно, чтобы в практике воспитания были богатство и разнообразие игр. Чтобы разнообразие детских интересов, поднимало уровень запросов, всесторонне развивающих детей. Для формирования индивидуальные склонности, способности и интересы, если учитель будет придерживаться к условиям игры.
У детей навыки общественного поведения формируются в игре с правилами — общие действия и цели, качества личности — смелость, правдивость и т. д.
Сами дети придумывают игры, — ролевых, строительных, музыкальных, подвижных и других — есть все эти общественные качества.
Одно из важнейших средств обучения детей является игра задолго до того стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве. Пересматривая глубь веков, игра уходит в использование как средство обучения, когда воспитание выделилось в особую общественную функцию. В педагогических системах игре придавалось разная роль. Ни одной системы нет , в которой в той или иной мере не отводилось бы место в игре.
Дидактические игры – одно из средств развития всесторонней детской личности.
В самых различных функциях, как чисто образовательных, так и воспитательных, возникает необходимость более точно определить влияние игры на развитие ребенка и найти ее место для обучения детей. Чтобы определить все стороны психического развития и формирования личности ребенка более точно, которые по преимуществу развиваются в игре или испытывают лишь ограниченное воздействие в других видах деятельности.
Игры, которые используются в воспитательных целях, разделяют на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. Поэтому и составляет дидактический материал содержание игры, действия с которым облекаются в игровую форму.
Этот мир в котором находится ученик, который осознается ребенком в ходе его дальнейшего психического развития само расширение круга предметов, с которым ребенок хочет действовать самостоятельно, является вторичным. В основе этого лежит "открытие" нового мира ребенком, мира взрослых с их деятельностью, их функциями, их отношениями. Он на середине перехода от предметной к ролевой игре еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций, ни общественного смысла их деятельности. Учащиеся действуют в направлении своего желания, они объективно ставят себя в положении взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношении взрослых и смыслах их деятельности.
Интеллект в этом случае следует за эмоционально-действенным переживанием. Он вступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к сфере ребенка. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах игровой деятельности. В ней возникает осознание своего ограниченного своего места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Значение в игре не ограничивается тем, что у ребенка во время игры возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ним задачи. Можно представить себе, что в игре происходит переход от непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму общих намерений, стоящих на грани сознательности.
Различают основные этапы, через которые проходить формирование всякого умственного действия и связанно с ним понятия:
1. Формирование действия на материальных предметах или материальных моделях заменителях.
2. Формирование действия в плане громкой речи.
3. Формирование умственного действия.
Если рассматривать действия в игре ребенка, то можно быстро заметить, что ребенок действует со знанием предметов, и еще опирается при этом на их материальные заменители – это игрушки. Опора на предметы происходит, когда заменители и действия с ними все больше сокращаются.
Пути развития к действию в уме от предметов значениями, для становления воображения есть одновременно возникновение. Этап формирования умственных действий более высокий с опорой на речь в игре как деятельность происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий. На функциональное развитие в игровых действиях вливается онтогенетическое развитие, формируя зону ближайшего развития умственных действий.
Происходит перестройка поведения ребенка в игровой деятельности, т.е. оно становится произвольным. Значение произвольного поведения, осуществляющееся в соответствии с образом и контролируемое путем сопоставления с этим образом как с этапом формирования.
Ученые рассматривали внимание как, на характер движений, выполняемых ребенком во время игры и в условиях прямого задания, различен. Структура, характеристика и организация движений меняется в ходе развития игры. Происходит фаза подготовки и фаза выполнения в играх.
Для школьника игра во-первых представляет собой первую доступную форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и обучение.
З.В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры. Если опираясь на работы игры, следует сказать, что немалую роль в значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности.
Большое значение игра имеет и для формирования дружного ученического коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к учебе. Воспитательные моменты, которые перечисленные раннее опираются как на её основу, на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности, самостоятельности.
В школьном возрасте мотив игры является интерес к различным видам деятельности взрослых, т. е. стремление приобщиться к ней, воспроизвести ее особенности.
Важной особенностью игры является то, что побуждает детей интерес не к результату, а к процессу деятельности. Поэтому игра отличается от других видов деятельности ученика, которые в основном направлены на достижение того или другого результата.
Различные эпизоды из жизни деятельности взрослых, и их труд, и отношение друг к другу, и к своим обязанностям, дети в игре, таким образом, получает возможность полнее осознавать окружающую действительность, глубже пережить изображаемые события, оценивая правильно играя, ребенок воспроизводит в активной, наглядно-действенной форме.
Игра оказывает очень глубокое влияние на психическое развитие ребенка – школьника, на формирование его личности с выработкой привычки к совместной деятельности.
В школьном возрасте все школьники начинают отображать в игре не только внешнюю сторону, но и внутреннее содержание человеческих действий. Развитие игры связано, все же, с ростом детского коллектива и самостоятельности. Еще одной важной особенностью является, особенность школьной игры соблюдение определенных правил.
Даже когда в случаях, правила не формируются, но они не являются необходимым составным компонентом игровой деятельности школьника.
Под руководством учителя постепенно, игровая деятельность младших школьников усовершенствование и отдельные действия ученика начинают объединяться в одно целое, соответственно изображаемому сюжету. Учащиеся выполняют определенные роли, испытывая на себе.
Наряду с различными играми могут развиваться подвижные и дидактические игры. Ученики постепенно учатся действовать по правилам, подчиняют свою резвость к известным задачам, настойчиво стремиться к определенным результатам и достижениям.
Различные творческие игры следует разделить на естественные и искусственные. Естественная – это игра, которая спонтанная ориентировочная деятельность, благодаря которой естественным процессам, ученик самостоятельно осваивает, в обычной обстановке, новые формы и способы действия. Искусственная игра заключается в том, что школьник знает, во что он играет, и на этой основе он очевидно использует знания воплощая их в игру в своих целях.
Есть шесть известных различных организационных форм игровой деятельности – это индивидуальная, одиночная, парная, групповая, коллективная и массовая форма игры:
- индивидуальная форма игры, к ней можно отнести игру с одним человеком, т.е. с самим собой во сне и наяву, а также с различными предметами и звуками;
- одиночная игра – это деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной цели;
- парная форма игры – это игра одного человека с другим человеком, как правило в обстановке соревнования и соперничества;
- групповая форма игры – это групповая игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель;
- коллективная форма игры – это игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников;
- массовая форма игры – это и есть тиражированная одиночная игра с прямой или обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Важное значение в игре с правилами в воспитании и обучении детей - это дидактические, настольно-печатные, подвижные. Игры с правилами создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения. Кроме того эти качества, помогают выработать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание, память. Анализ детской организации жизни в школьных учреждениях показывает, что воспитатели недостаточно уделяют внимание обучению детей правилам игр и в самостоятельной деятельности дети играют примитивно, используя ограниченное количество игр.
Все игры с правилами делятся на две группы, но это в зависимости от характера обучающей задачи – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований. Так по содержанию дидактические игры подразделяются, по дидактическому материалу (игры с предметами, игрушками, настольно-печатные, словесные).
С учетом выше сказанного, следует сделать вывод, что, игра – важнейшее средство воспитания и обучения детей.
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ.
Дидактическая игра существует много веков. Первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дидактические игрушки, ставшие частью его культуры. В содержании дидактических игр и игрушек отразились особенности национального характера, природы, истории, туда, быта того или иного народа.
Народные дидактические игры обеспечивают взаимосвязь воспитательного и обучающего воздействия с учетом возрастных психофизиологических особенностей ребенка. Для народных дидактических игр характерно четко выраженное обучающие эмоционально-познавательное содержание, воплощенное в игровой форме, образности, динамичности игровых действия. Содержание игры событийно, т.е. отражает какой-либо случай, происшествие, вызывающие определенный эмоциональный отклик у ребенка и обогащающее его социальный опыт.
В систему обучения вошли дидактические игры с разными игрушками, материалами, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные присказки, с целью усилия обучающего воздействия игр.
Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. По определению места игры в образовательном процессе была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это "пустая игра", не оказывающая влияние на развитие ребенка.
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Важный вариант педагогического общения представляют дидактические игры, в ходе которых цели обучения достигаются при помощи и посредством решения игровых задач. Управляя процессом игры, преподаватель одновременно и руководит учебно-познавательной деятельностью, и связывает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с увлеченностью соревнования. На уровне дошкольного обучения основной точкой приложения дидактических игр является собственно процесс игрового обучения, обучения через игру. Обучаясь правилам игры, ребенок познает окружающий мир, основы взаимоотношений между членами коллектива, учится самоконтролю, приобретает навыки планирования поведения. При обучении детей младшего школьного возраста дидактические игры все в большей степени становятся формами для передачи вполне определенных знаний и навыков. Особое значение в этих занятиях имеют игровые моменты уроков, связанные с упражнениями, закреплением пройденного материала, со снятием напряжения и переутомления детей.
Не меньшее значение имеет использование дидактических игр для целей активации внимания и заинтересованности детей при изучении естественнонаучных дисциплин. Дидактическую основу могут иметь и имитационные, деловые игры, в процессе которых учащиеся в ходе соревнования выбирают тот или иной оптимальный путь решения задачи. При изучении точных наук такого рода игры могут быть связаны практически с решением любого типа задач, связанных с измерением. Например, в теме по определению площади многоугольников можно использовать игры типа «проектировщик интерьера» или «строитель загородного дома», при изучении основ тригонометрии — игры типа определения расстояния до звезд или до подводной лодки противника. Особое распространение приобрело применение деловых игр для практики профессионального, производственного обучения, в системах переквалификации и повышения квалификации специалистов.
В большинстве этих случаев преподаватель имеет дело с ситуацией, в которой обучение направлено на приобретение конкретных навыков и умений действовать в четко определенной роли, например, в роли организатора производства, менеджера по продажам, управляющего делопроизводством и пр. Во всех этих ситуациях обучение удобно проводить в виде ролевых игр, в которых слушатели могут многократно разыгрывать варианты решения одной и той же задачи, каждый раз меняясь ролями. Принципиальное значение в процессе таких деловых? игр приобретает после игровой разбор результатов, возможных стратегий, линий поведения, мотиваций.
Разновидностью дидактических, деловых игр являются педагогические игры, связанные с моделированием педагогических ситуаций и их ролевым разыгрыванием со слушателями педагогических учебных заведений. Проигрывание стратегий и вариантов проведения фрагментов урока в условиях актуализации педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, тренирует навыки применения методических приемов, умение работать в реальной учебной обстановке. Моделирование ситуаций микропреподавания позволяет слушателям оттачивать различные приемы и навыки педагогической работы, связанные с умением овладевать вниманием аудитории, выдерживать правильную скорость изложения материала, выделять автономные содержательные части в ходе процесса объяснения, совершенствовать практику сочетания наглядности и информативности изложения. Все эти практические и игровые приемы в итоге ведут к наработке интуиции преподавания. Заметим, что для выработки интуиции в любой предметной области и, следовательно, педагогической интуиции в частности, достаточным условием является овладение человеком системой практических и теоретических знаний в данной области.
Еще одним относительно новым типом дидактических игр в практике повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогов и методистов можно считать организационно-деятелъностные игры. Основное содержание игр этого типа связано с «погружением» слушателей в мир собственных рефлексий в области образования, обучения и педагогических технологий. Если под рефлексией понимать способность человека к осознанному анализу и осмыслению самого себя и, в частности, осознанию того, как он выглядит в глазах других людей, то в профессиональном плане рефлексирование связано с многократным и всесторонним самоопределением педагога, формированием его отношения к себе как к специалисту. Характерной чертой организационно - деятельностных игр является их поисковый характер и относительная «раскованность» участников, позволяющая, им формулировать свои собственные, индивидуальные взгляды на сущность обсуждаемых проблем.
Одним из типовых способов введения участников игр в состояние рефлексивного поведения является специально формируемое, довольно жесткое и раздражающее поведение ведущего такой игры, когда он постоянно пытается вывести участников игры из спокойного состояния. В итоге участникам игры навязывается режим оппозиционного почти конфликтного обсуждения, в котором они вынуждены придумывать, вспоминать и заново формулировать новые и новые доказательства правильности своих взглядов на сущность педагогического процесса, методы, способы и формы обучения и воспитания. Результаты таких игр, в принципе, должны привести к объективной оценке участником игры своих профессиональных качеств, достижений, целей и возможностей, к часто нелицеприятному взгляду на себя со стороны и, естественно, к осознанию путей самосовершенствования и повышения собственной квалификации.
В современное время особенно быстро развивается направление компьютерных дидактических игр. Компьютерные игры применяются в качестве средств обучения практически во всех областях современного образования, однако, с точки зрения образовательной практики, большая их часть представляется достаточно бесполезной. Дело в том, что такие программы носят чисто игровой характер и не помогают в приобретении теоретических или практических знаний в сфере среднего или высшего образования. Тем не менее, обучающие игровые программы, основанные на комплексе мотиваций заинтересованности, познания нового, приобретают все большее распространение. Быстродействие, диалог, большая емкость памяти, легкость использования образных способов предоставления информации делают компьютерные, или, как их все чаще называют, информационные технологии идеальным средством для дидактических игр.
Цели дидактических игр при использовании в обучении, как правило, связаны с активным применением получением знаний, например, в соревнованиях по написанию изложений по гуманитарным наукам, при решении кроссвордов, «путешествиях» по географической карте. Совмещение принципов соревновательного, социального сотрудничества и взаимодействия, заинтересованности, как в процессе, так и в результатах делает возможным существенный прогресс в темпах и успехах учащихся. Причем этот успех настолько велик и общепризнан, что принцип ролевых функций при «погружении» может считаться визитной карточкой современных дидактических игр.
В игровой деятельности — уже хорошо освоенной младшими школьниками — дети легче решают межличностные проблемы, приобретают опыт терпимости, совместимости, партнерства, дружбы, а также навык ориентации в собственных поступках и в поведении других.
Типы игр которые учитель может использовать в обучении детей.
Игры с правилами, игры-соревнования, совместные игры со сверстниками в работе с импульсивными и недисциплинированными школьниками.
Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (т.е. не нарушать правила), если он желает играть и не хочет разрушить игру.
В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает их — это сразу же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное испытание для импульсивного, нетерпеливого ребенка.
Популярная настольная игра лото — это игра с правилами и одновременно игры-соревнования. Элементарная на первый взгляд, она чрезвычайно полезна для младших школьников с импульсивным поведением.
Игра «Разведчики». Ход игры. Класс делится на группы — отряды разведчиков. Каждый отряд выбирает командира. Задача ученика: нужно в течение дня или нескольких дней найти в комнате предметы, издающие звуки (например, дверь — скрипит, стул — жалобно пищит, щелкает замочек на ранце, шуршит липучка на рюкзачке). Обнаружив «звучащий» предмет, ребенок незаметно для остальных записывает его или рисует и отдает «донесение» командиру. Отряды разведчиков соревнуются между собой. В конце дня (или в последний день игры) подводятся итоги. Командиры сообщают обнаруженные отрядом предметы. Побеждает тот отряд, на счету которого их больше.
Игра «Собери кораблик». Дети играют парами (в паре с конфликтным ребенком желателен уравновешенный или застенчивый сверстник). Играющим предлагается образец: вырезанный из цветной бумаги кораблик. Каждый ребенок должен составить такой же из выданного ему набора фрагментов — «деталей» кораблика. Причем набор составлен так, что, только обменявшись с партнером недостающими деталями, каждый участник игры может точно воспроизвести кораблик.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследования согласно поставленным целям и задачам можно сделать вывод, что в работе учитель использует дидактическую игру. И учителю нужно уделить большое внимание дидактической игре на уроке. Дидактическая игра помогает педагогу преподнести учащимся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры на уроке необходимо для младшего школьно возраста. Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к обучению.
Игра формирует у детей волевые качества: умение подчинять свои действия определенным правилам, самостоятельности, активности, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. Самое главное, в игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности.
Знание и учет включения дидактической игры в учебный процесс характерных особенностей самостоятельных работ каждого типа должно лежать в основе своевременного и последовательного включения их в учебный процесс. Если такое включение организуется и с учетом дидактических целей этапов обучения, то тогда можно говорить о том, что самостоятельная работа обучаемых реализуется в качестве органичного элемента целостной системы обучения и воспитания.
Внимание уделяется при разработке методик обучения нужно обратить внимание на методы:
— четкое определение целей функционирования учебного процесса и каждого его этапа;
— учет и реализация специфики психологических механизмов функционирования учебной познавательной деятельности и в этой связи взаимодействия деятельностей обучающего и обучаемых (методов, средств и организационных форм обучения);
— согласование психологических механизмов усвоения знаний со спецификой познавательных задач различного типа, способ подачи и усвоение учебной информации, с педагогическими возможностями различных информационных структур в управлении в систему «преподаватель — учащийся», методов и организационных форм обучения.
Правильное использование содержание игры имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в становлении его личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреев, В.И. Современные дидактические теории и технологии
обучения / В.И. Андреев // Педагогика творческого саморазвития.
- Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская,А.А. Реан. – СПб. Питер.
- Козлова В.А.,“Общая педагогика”, Москва, 2008.
- Кроль В.М. Психология и педагогика:Учебное пособие.-М.:Высш. школа,2004.
- Кузьмина Н. В.Профессионализм деятельности преподавателя, мастера производственного обучения. – М., 1989.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Прометей, 1996.
- Макарова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. – М., 1993.
- Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2008.
- Петрова О., Долганова О., Шарохина Е. Педагогика. Конспект лекций.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.
- Усова А. Роль игры в воспитании детей. — М., 1976.
- http://bibliofond.ru
- Виды юридических лиц
- Налоговый учет и отчетность
- Финансы акционерных обществ
- Защита чести, достоинства и деловой репутации лица по гражданскому законодательству
- Исследование и диагностика конфликта («Burger King»)
- Методы психофизиологического исследования: возможности и ограничения в практике управления персоналом
- Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики
- Подходы к управлению человеческими ресурсами
- Определение и компоненты маркетинговой стратегии
- Особенности социального развития дошкольников)
- АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА( Роль и значение экономического анализа деятельности коммерческого банка)
- Игра в воспитательном процессе .