Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право (Общие положения авторского права)

Содержание:

Введение

Актуальность темы. На современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Главной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права. Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы, - нравственные и духовные. Вместе с тем, авторское право затрагивает и общественные интересы - интересы культуры и просвещения. Это означает, что правоотношения, регулируемые законодательством об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес - как юридический, в связи со своеобразной правовой конструкцией, так и общественный в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского характера. Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки. Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую значимость в связи со вступлением России в ВТО.

Целью данной работы является исследование основных положений авторского права. В связи с этим поставлены следующие задачи:

  1. кратко изучить процесс становления авторского права;
  2. определить понятие, функции и источники авторского права;
  3. охарактеризовать субъекты и объекты авторского права;
  4. выявить содержание авторского права;
  5. определить сферу действия авторских и смежных прав.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

Глава 1. Общие положения авторского права

1.1. Понятие авторского права

Авторское право –гражданско-правовые отношения, которые регулируют процесс создания и использования произведений науки, литературы, искусства. Эти отношения регулируются и охраняются нормами конституционного, административного и уголовного права. От этого можно сделать вывод, что авторское право является комплексным правовым институтом.

Е. А. Моргунова отмечает, что законодатель не использует термина «авторское право» как некого единого монолитного права, состоящего из ряда правомочий. Он указывает, какие права могут существовать в отношении произведения и каким лицам, в каком объеме они могут принадлежать. Конкретные права в отношении произведения законодатель называет авторскими правами.

«Авторское право» понимается в объективном и субъективном смысле. В объективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право – совокупность субъективных прав, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведения литературы, науки и искусства.

Главной задачей авторского права является с одной стороны обеспечение интересов авторов и их правопреемников, но с другой стороны – интересы общества в целом, предоставляя доступ к мировой культуре. Е.А. Суханов выделяет четыре функции авторского права.

Первая – признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Авторское права, с момента их создания, устанавливает охрану этих произведений. Авторское законодательство не дает общего определения понятия произведения. Под произведением следует понимать любую отвечающую требованиям закона идеальную систему научно-технических категорий, литературных и художественных образов. В законе даются определение лишь отдельных видов произведений, в частности аудиовизуального произведения, базы данных, программы для ЭВМ и произведения декоративно-прикладного искусства.

Вторая функция проявляется в установлении режима использования произведений. Нормы авторского предусматривают, кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение. В силу ст. 1256 ГК РФ обладатель авторского права имеет исключительное право использования. Третьи лица могут использовать произведение лишь с согласия обладателя исключительных авторских прав. Авторское право не регламентирует процедуру практического применения произведений. Оно определяет, что является, воспроизведением произведения, его исполнением, показом, обнародованием. Регламентация процессов практического использования охраняемых авторским правом произведений выходит за рамки авторского права и гражданского права в целом.

Третья функция авторского права выражается в наделении авторов произведений науки, литературы, искусства и иных правообладателей комплексом личных и имущественных прав. Защита данных прав образует содержание четвертой функции авторского права.

Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в.. Причем первый закон об авторском праве в России появился в рамках законодательства о цензуре (Цензурный устав 1828 г.).

В 1886 г. была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), однако Россия осталась в стороне. В 1887 г. нормы о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в

[1]качестве приложения к примечанию 2 ст.420.20 марта 1911 г. был принят.

Закон об авторском праве, который явился первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав.

После Октября 1917 г. гражданское законодательство, действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи в соответствии с большевистскими взглядами. Ситуация изменилась только в 1920 - гг. с принятием некоторых постановлений.

В начале 60-х гг. XX в. в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в гражданское законодательство.

В пореформенной России в области гражданско-правового регулирования отношений, связанных с творческой деятельностью, важным актом явился Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004)"Об авторском праве и смежных правах" (далее - ЗоАП), который приобрел ключевое отраслевое значение (в настоящее время утратил силу).

С 1 января 1995 г. на территории России вступила в силу первая часть ГК РФ, а еще раньше - с 1994 г. - начался процесс подготовки кодифицированного законодательства об интеллектуальной собственности. В июне 2005 г. была начата работа над проектом четвертой части ГК РФ, которая была призвана объединить в себе нормы, посвященные правам на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Она была принята 24 ноября 2006 г., вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории России по сей день. Часть четвертая ГК РФ включает весь массив ранее действующего законодательства в области интеллектуальной собственности, в том числе нормы авторского права.

Авторское право договор смежное.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

Первым и основополагающим источником авторского права является Конституция РФ. Статья 44 Конституции РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Порядок осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальных прав) определяет гражданское законодательство, которое состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. О части четвертой ГК РФ уже упоминалось выше. Здесь отметим, что она применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.

Большое значение имеют федеральные законы, развивающие и конкретизирующие положения ГК РФ. Например, отдельные нормы, касающиеся авторского права, содержатся в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011, с изм. от 21.11.2011)"О рекламе", Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011)"Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и др.

Среди подзаконных нормативных актов наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 "О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения"). Они могут быть приняты по любому вопросу, входящему в компетенцию Президента РФ, кроме тех положений, когда соответствующие правоотношения регулируются только федеральным законом.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, принимаются лишь на основании и во исполнение перечисленных выше актов более высокой юридической силы и должны соответствовать ГК РФ, другим федеральным законам и указам Президента РФ (см., например, Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 № 218 (с изм. от 12.09.2007)"О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"; Постановление Правительства РФ от 19.04.2008 № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений"). [2]

В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации ГК РФ или иному закону, применяется ГК РФ или соответствующий закон. [3]

Федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, содержащие нормы авторского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами. Не является источником гражданского, а следовательно, и авторского права судебная и арбитражная практика, так как судебные учреждения не обладают нормотворческими функциями и не создают нормы права, а лишь дают толкования по их применению.

Существенное значение для авторских правоотношений имеют нормы международного права. В настоящее время РФ является участницей следующих международных договоров: Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности; Бернской конвенции; Всемирной конвенции об авторском праве; Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав; Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. Кроме того, Россия имеет двусторонние соглашения о взаимной охране авторских прав с такими странами, как Австрия, Болгария, Польша, Венгрия, Швеция, Чехия, и некоторыми другими.

Кроме российского гражданского законодательства и норм международного права, нужно также учитывать обычаи делового оборота, которые могут регулировать предпринимательскую деятельность в сфере науки, литературы и искусства (независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе - п.1 ст.5 ГК РФ).

Итак, авторское право – один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право понимается в двух смыслах и как самостоятельный институт решает конкретные функции и задачи.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от

23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.( http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/)

1.2. Субъекты авторского права

Субъектами авторского права могут быть авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Главным субъектом авторского права являются авторы произведений. Автор – это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Произведение может создать любое физическое лицо независимо от возраста, гражданства и состояния дееспособности. Авторские права у создателя произведения возникают, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие другими людьми. Но при этом закон не ставит никаких ограничительных условий для субъектов авторского права. Например достижения определенного возраста, дееспособности, обнародования произведения.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Из этого положения следует, что автором может быть только физическое лицо. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом в соответствии с п. 1 ст. 1300 ГК РФ, считается его автором, если иное не доказано.

В настоящее время одним из основополагающих принципов, закрепленных ГК РФ (п.3 ст.1228), является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим лицам указанное право может перейти от автора только по договору или по иным основаниям, установленным законом. Автором признается гражданин, творческим трудом которого произведение создано.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого [4]результата (ст.1228 ГК РФ). Нужно отметить, что «гражданин» исходя из п. 1 ст. 2 ГК РФ используется в широком смысле и включает в себя как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Отметим, что вместо термина "физическое лицо" использован термин "гражданин". Указанное отличие можно отметить по всему тексту части четвертой ГК РФ, в том числе в общей норме пункта 1 ст.1228, согласно которой автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Следует принимать во внимание норму пункта 1 ст.2 ГК РФ: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Поэтому безосновательны опасения на предмет того, что могут быть ущемлены права иностранных граждан и апатридов.

Согласно ст.18 ГК РФ возможность иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства входит в состав правоспособности гражданина, которая возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Следует особо подчеркнуть, что для признания лица автором соответствующего произведения не имеют значения ни его возраст, ни состояние дееспособности. Субъектами авторских прав могут быть и недееспособные лица. Но если они в установленном порядке были признаны недееспособными (либо ограничены в дееспособности), то все сделки в отношении созданных ими произведений за них будут совершать опекуны (ст. ст.29, 30, 32 ГК РФ).

Для осуществления авторских прав нужно достижение определенного возраста. Если автором произведения является лицо, не достигшее 14 лет, то его авторские права осуществляют законные представители (родители, опекуны). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства (ст.26 ГК РФ).

Ст.9 ЗоАП, ст.1257 ГК РФ закрепляет презумпцию авторства: при отсутствии доказательств иного, автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре (копии) произведения. Эта презумпция действует и в отношении автора, указанного под псевдонимом.

Для возникновения авторских прав нужен юридический факт - создание произведения. В отличие от патентного права для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей (п.4 ст.1259 ГК РФ).

Особой спецификой обладают отдельные субъекты авторского права, к которым прежде всего следует отнести соавторов. Согласно ст.1258 ГК РФ, граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Помимо соавторов, субъектами авторского права являются авторы производных произведений (ст.1260 ГК РФ). Им принадлежат авторские права на осуществленную переработку другого (оригинального) произведения. Авторами производных произведений являются переводчики литературных текстов, аранжировщики музыкальных произведений, драматурги, создающие киносценарии из чьих-либо романов, повестей, и другие переработчики.

К субъектам авторского права, согласно ст.1260 ГК РФ, относятся составители сборников и авторы иных составных произведений (антологии, энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения). Им принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов. Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения. Следующим субъектом авторского права являются авторы служебных произведений. Согласно ст.1295 ГК РФ служебным является произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Субъектами авторского права являются наследники и иные правопреемники, так как исключительное право на произведение переходит по наследству (ст.1283 ГК РФ). Без разрешения наследников певца А. Вертинского в магазинах появился песенник "Любимые романсы", который включал в себя семь произведений Вертинского. Тем самым издательство грубо нарушило авторское право наследников. Издательство допустило и другую ошибку. Опубликовав ноты романса "Попугай Флобер", они указали, что стихи написал неизвестный поэт, хотя всё музыкальное произведение принадлежало Вертинскому. Суд вынес решение в пользу наследников, и они получили компенсацию от издательства. К субъектам авторского права следует отнести и организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами (см. ст. ст.1242, 1243 ГК РФ). Роль таких организаций становится все более значимой в сфере обращения объектов интеллектуальной собственности.

Итак, особенностью результатов творчества является то, что первоначально права на них закрепляются за автором. В отношениях, связанных с созданием, использованием и распоряжением авторскими правами, участвует большое число субъектов, которыми могут быть как граждане, так и юридические лица.[5]

1.3. Объекты авторского прав

Согласно п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведений науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. В Кодексе не дается четкого определения понятия «произведения», однако закрепляется открытый перечень произведений, которые следует считать объектами авторского права, например: литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения, хореографические произведения и пантомимы, музыкальные произведения с текстом или без текста, аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и т.д.

К объектам авторских прав Гражданских кодекс РФ также относит программы ЭВМ которые сохраняются как литературные произведения.

К объектам авторских прав относятся(Рис.1).[6]

Рис.1 Объекты авторского права

[7]

При анализе вопроса о том, что является ли конкретный результат объектом авторского права, нужно учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а так же от способа его выражения. Кроме этого, выделяется, что законом охраняется как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме.

В юридической литературе предложено немало научных определении произведения как объекта авторского права, но наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В.И.Серебровсим: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведение».

В этом и других определениях подчеркивается, что произведение есть, прежде всего, как реально существующее явление окружающего мира оно выступает в виде комплекса идей и образов. В связи с этим нужно всегда различать само произведение, имеющее нематериальную сущность, и форму его воплощения, ту вещественную форму, которая является материальным носителем произведения. Но при этом связь произведения со своим материальным носителем может быть неразрывной. Картина и скульптура как результат труда художника настолько тесно связаны с формой, в которую они облечены, что составляют с ней одно неразделимое целое. Несмотря на единство, картина и скульптура выступают одновременно как объекты авторского права и как объекты права собственности.

Нужно отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 1259 ГК РФ авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или других задач, открытия, факты, языки программирования. Авторское право не распространяется на содержание результата умственной деятельности, а распространяется лишь на форму изложения этого содержания.

Не являются объектами авторских прав (Рис.2).

Рис.2 Не являются объектам авторских прав

Итак, авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности – произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательства РФ. Произведения должно отвечать двум требованиям: нужно быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать произведения, имеющие нематериальную сущность и вещественную форму, в которой они воплощены.

[8]

Глава 2. Право авторов

2.1. Право авторов

Распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деления на личные неимущественные и имущественные. Авторские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права часто имущественного или неимущественного характера довольно трудно. Но закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важно, что деление состоит в том , что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, как правило, они, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер.

Право авторства характеризуется следующими чертами:

  1. Оно неотделимо от личности автора: принадлежит только создателю произведения, неотчуждаемо, от него нельзя отказаться.
  2. Оно является правом абсолютным, так как ему корреспондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от нарушения данного правомочия.
  3. Оно действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью.

[9]

2.2. Личные неимущественные авторские права

Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений широкий круг авторских прав, которые представляет собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав.

Особенность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права могут принадлежать лишь самому создателю произведения, как правило, они, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер.

В статье 1255 ГК РФ указано, что автору произведения принадлежат следующие права: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения, а также другие права в случаях, предусмотренных ГК РФ.

Нужно отметить, что перечень авторских прав дан без выделения личных неимущественных прав в явной форме, что может создавать проблемы применения законодательства об их защите. Сегодня часть прав, традиционно определяемых как личные неимущественные, все чаще становится предметом оборота. Например, передается, и на возмездных основаниях в том числе, право на обнародование произведения. Одним из важнейших личных неимущественных прав, возникающих в связи с созданием произведения, является право авторства.

Общее определение права авторства дается лишь в п. 1 ст. 1265 ГК РФ применительно к авторским произведениям как « право признаваться автором произведения». В настоящее время практически для всех стран, в том числе и для России, ориентиром в установлении права авторства является положение п. 1 ст. 6 bis Берноской конвенции как главного международного акта в сфере авторского права: «Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора».

Право авторства является главным неимущественным правом автора, на основании которого возникают все остальные личные неимущественные и имущественные права. Нужно выделить, что на первом месте статье 1255 ГК РФ названо исключительное право на произведение, а на втором месте стоит право авторства. Исключительное право на произведение, согласно ст. 1226 ГК РФ, является имущественным правом. Но если у гражданина не возникло право авторства на произведение, то нет основания и для возникновения исключительного права, так как имущественное право предполагает возможность распоряжения произведением по мнению автора, значит необходимо создание произведения с одновременным возникновением права авторства.

Законодательное определение права авторства, в научной литературе, не прекращаются попытки несколько развернуть и уточнить. В.А. Хохлов считает, что право авторства все же включает в свое содержание возможность активных действии самого обладателя данного права. Они выражаются в возможности предопределять юридическую судьбу произведения, заключать договоры авторского заказа, в том числе и тогда, когда произведение еще не создано, отзывать произведение и прочее. Соответственно автором произведения всегда должен выступать исключительно его творец. На практике бывают случаи, когда произведение пишет только один человек, а автором выступает другое лицо. Право авторства не может быть передано ни по устному, ни по письменному соглашению. Означает, что автор произведения в любой момент может обратиться в суд о признании своего авторства.

Право авторства тесно взаимосвязано с правом автора на имя. В соответствии с данным правом автор, может использовать или разрешать использовать произведение под своим именем и анонимно.

Согласно статье 1265 ГК РФ при опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом издатель, имя или наименование которого указано на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на имя – это право на способ указания имени автора при использовании произведения.

Личным неимущественным правом автора является право на неприкосновенность произведения[10].

В соответствии с п. 1 ст. 1266 ГК РФ не допускается без согласия автора внесения в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями. Нужно подчеркнуть, что после смерти автора правообладатель вправе разрешить внести в произведение автора различного рода изменения. При реализации данного права предусмотрено одно ограничение — вносимые изменения не должны искажать замысел автора, а также целостность восприятия произведения; изменения также не должны противоречить воле автора. Воля автора должна быть определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

Кроме того, в п. 2 ст. 1266 ГК РФ предусмотрено, что извращение, искажение или иное изменение произведения, которые порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора, а также посягательство на такие действия, дают автору право требовать защиты в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ.

Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ было добавлено следующее положение: в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ, автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения.

К числу личных неимущественных прав относится право автора на обнародование своего произведения, то есть право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом. Если автор передает другой стороне по договору произведение для использования, то считается, что автор согласился на опубликование произведения.

Право на обнародование не переходит по наследству. Данное право возникает в силу закона у лица, обладающего исключительным правом на произведение. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ произведение, не обнародованное при жизни автора, может быть обнародовано после его смерти лицом, обладающим исключительным правом на произведение, если обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме.

[11]

Глава 3. Содержание авторских прав

3.1. Исключительное право на произведение

Вопрос о правовой природе исключительного права в науке является дискуссионным. А.П. Сергеев указывает на исключительные права как личного, так и имущественного характера. И. А. Зенин к исключительным относит имущественные права. В.И. Дозорцев определяет исключительное право как имущественное. В.А. Белов считает исключительные права имущественными по своей природе.

В прежней редакции ГК РФ законодатель употреблял категорию «исключительное право» в качестве синонима интеллектуальной собственности (ст. 128 и 138 ГК РФ). Разработчики IV части ГК РФ исходили из того, что категория «интеллектуальной собственности» характеризует лишь объекты рассматриваемых отношений, но не права их субъектов. «Названные права являются разнородными по своей юридической природе и в силу этого разделяются на личные неимущественные (неотчуждаемые), исключительные (имущественные и потому в принципе отчуждаемые, т.е. способные оформлять оборот «интеллектуальной собственности») и иные (например, известное «право следования», имеющее как личные, так и имущественные элементы)» .

Исключительное право является имущественным потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Исходя из ст. 1270 ГК РФ можно вывести понятие исключительного права — это право автора или иного правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону.

В п. 2 ст. 1270 ГК РФ предусмотрен примерный перечень способов использования произведения, составляющих содержание исключительного права на произведение. Прежде всего, автор пользуется таким имущественным правом, как право на воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. Воспроизведение будет иметь место в том числе, если изготовлен всего один экземпляр произведения, не имеет также значения, полностью воспроизведено произведение или только его часть. Распространение произведения представляет собой введение его в гражданский оборот путем продажи или иного отчуждения. Распространение будет иметь место во всех случаях, связанных с переходом оригинала или экземпляра произведения от одного лица в собственность другого лица, в частности при мене, дарении.

Следующий вид использования — публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Особо хочется выделить такой способ использования, как прокат оригинала или экземпляра произведения. С введением в действие части четвертой ГК РФ он рассматривается как самостоятельный способ использования. Право проката означает право предоставлять экземпляр произведения во временное пользование в целях извлечения прямой или косвенной выгоды.[12]

Публичное исполнение определяется законодателем, как представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения. К видам использования относится перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения.

В целом право на перевод литературных и художественных произведений достаточно подробно регламентируется Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений, в которых участвует Российская Федерация.

Исключительное право автора на перевод и разрешение перевода своего произведения предусматривается в ст. V Всемирной (Женевской) конвенции и ст. 8 Бернской конвенции. Во Всемирной (Женевской) конвенции оговариваются положения, защищающие права автора, в частности принятие соответствующих мер, обеспечивающих обладателю права перевода правильность перевода произведения и получение справедливого вознаграждения в соответствии с международной практикой, а также выплату и перевод сумм этого вознаграждения за рубеж.12

Срок действия исключительного права на произведение закреплен в статье 1281 ГК РФ. Необходимо отметить, что исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти.

В отличие от личных неимущественных прав, исключительное право на произведение переходит по наследству (ст. 1283 ГК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 1151 ГК РФ, исключительное право на произведение, входящее в состав наследства, прекращается, и произведение переходит в общественное достояние.

Итак, выделяются основные имущественные права авторов творческих произведений достаточно разнообразны и охраняют имущественные интересы создателей произведений. Вместе с тем права авторов в отношении созданных ими произведений не безграничны. В отличие от прав личных, имущественные права могут быть переданы как полностью, так и в части. Носителем исключительных имущественных прав может быть как сам автор, так и любой другой субъект авторских правоотношений.

[13]

3.2. Права и обязанности сторон

Автору произведения принадлежат следующие права (п.2 ст.1255 ГК РФ):

1)исключительное право на произведение;

  1. право авторства;
  2. право автора на имя;
  3. право на неприкосновенность произведения; 5) право на обнародование произведения.

В случаях, предусмотренных ГК РФ, автору произведения наряду с указанными правами принадлежат другие права, в т. ч. право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В силу ст.8 ГК РФ создание произведения представляет собой юридический факт, который влечет возникновение авторских прав. Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения науки, литературы и искусства, а также авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами ст.1228 ("Автор результата интеллектуальной деятельности"), ст.1267 ("Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора"), ст.1316 ("Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя") ГК РФ независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания, и такая охрана осуществляется в соответствии с назваными статьями, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие ч.4 ГК РФ.

На принадлежащее автору исключительное право не допускается обращение взыскания (ст.1284 ГК РФ). Предусмотрена ограниченная ответственность автора по авторским договорам (ст.1290 ГК РФ).

Нужно отметить, что правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор). По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). По лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Издательский лицензионный договор - договор, заключаемый автором или другим правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения.

Особое место занимает договор авторского заказа. По договору авторского заказа одна сторона - автор обязуется по заказу другой - заказчика создать обусловленное договором произведение на материальном носителе или в любой другой форме (ст.1288 ГК РФ). Его предметом является создание объекта авторского права, соответствующего определенным соглашением требованиям, и затем - передача заказчику прав на указанный объект. В ЗоАП применительно к отношениям по передаче исключительного авторского права использовался термин "авторский договор". Ныне действующее законодательство изменило подход к договорным отношениям, отказавшись от ранее действующей правовой конструкции и кардинально изменив определение договоров. В ст.1287 ГК РФ закреплено особое условие издательского лицензионного договора, возлагающее на издателя обязанность начать использование произведения не позднее определенного срока, установленного в договоре, причем неисполнение этой обязанности влечет за собой возможность одностороннего расторжения договора по инициативе автора без возмещения издателю причиненных этим убытков, а также возможность взыскать с издателя предусмотренное договором вознаграждение в полном объеме.[14]

О правах авторов - работников уже было сказано выше. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения или иные формальности. Вместе с тем правообладатель может использовать знак охраны авторского права и тем самым довести до сведения третьих лиц, что именно ему принадлежат права на конкретное произведение. И, хотя данный знак называется знаком охраны, его основная функция - информирование, а не защита. В частности, ст.1271 ГК РФ предусматривает использование знака охраны - "копирайт" (в пер. с англ. copyright - авторское право), состоящий из следующих элементов: латинской буквы "C" в окружности; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения. Примеры: (C) А. Иванов, 2012. C) Издательский дом "Аврора", 2012. Знак копирайта информирует о том, кому именно принадлежит исключительное

(имущественное) авторское право на произведение.

Статья 1270 ГК РФ раскрывает содержание такого вида интеллектуальных прав, как исключительное право на использование произведения, которое является имущественным правом. Право на использование - это, в сущности, право автора самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведениям и его использованием. Наряду с мерами по расширению правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации и по усилению защиты имущественных прав авторов в части четвертой ГК РФ предусмотрены также меры, направленные на защиту их личных неимущественных прав. В частности, отдельная статья (ст.1251 ГК РФ) в общих положениях посвящена способам защиты личных неимущественных прав. Восстановлен прежний подход к праву автора на неприкосновенность произведения (см. п.1 ст.1266 ГК РФ), которое по своему содержанию заметно шире, чем закрепленное в действовавшем ранее законодательстве право на защиту репутации автора, и поэтому в большей мере защищает интересы создателя произведения.

В пункте 1 статьи 1265 ГК РФ дано определение права на имя и права авторства. Данная статья не относит названные права ни к одному из видов интеллектуальных прав, указанных в ст.1226 ГК РФ. Право на имя и право на авторство отнесены к личным неимущественным правам в соответствии со ст.1228 ГК РФ. Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен. "Указанная норма направлена на пресечение попыток скрытой передачи права авторства". Законодатель, как и прежде, установил три способа использования произведения: под подлинным именем, под вымышленным именем (псевдонимом) и анонимно. При использовании произведения под псевдонимом или анонимно необходимо учитывать, что автор может в любой момент раскрыть или снять свой псевдоним (анонимность).

В содержание права авторства входит гарантированная государством возможность автора выступать в общественных отношениях в качестве признанного создателя технического или художественно-конструкторского решения. Право авторства предоставляет возможность создателю считать себя автором указанных решений. Признаками права авторства являются его неотчуждаемость и непередаваемость. Право авторства - это личное неотчуждаемое право, т.е. оно неотделимо от личности. Право авторства непередаваемо, т.е. оно лишено экономического содержания и за редким исключением не может никому передаваться самим автором. Право авторства абсолютно по своему характеру, т.е. создает для всех лиц обязанность воздерживаться от присвоения себе или приписывания комулибо чести создания произведения. Нельзя обойти вниманием вопрос о соотношении понятий "авторство" и "право авторства". В понятии авторства отражается объективный факт создания определенного произведения. Факт авторства венчает собой творческий процесс по созданию указанного произведения. Применительно к объектам авторского права юридический факт создания произведения, выраженного в объективной форме, свидетельствует о возникновении права авторства на произведение.

Закрепленное в статье 1266 ГК РФ право на неприкосновенность произведения и защиты от искажения является также личным неимущественным правом. В Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений данное право именуется "правом на защиту репутации автора". Рассматриваемое право направлено на защиту творческой деятельности автора, его интеллектуального вклада в созданное произведение. Пункт 2 ст.1266 ГК РФ отнес нарушения прав на неприкосновенность произведения и защиты от искажения к тем случаям, когда подлежат применению нормы ГК РФ о защите чести, достоинства и деловой репутации. К личным неимущественным правам автора традиционно относится также право на обнародование произведения (ст.1268 ГК РФ). Право на обнародование подразумевает обеспечение автором доступа к его произведениям третьих лиц; реализуется одновременно с каким-либо другим правом. Обнародование может быть осуществлено посредством публичного показа, публичного исполнения и т.д. Более того, обнародовать произведение нельзя, не реализовав какое-либо иное право автора, например на опубликование. Право на обнародование находится в тесной связи с правом на распространение и воспроизведение.

В ст.1269 ГК РФ урегулировано такое право автора, как право на отзыв; содержание его составляет право отказаться от ранее принятого решения обнародовать произведение. Право на отзыв может быть реализовано в любое время после того, как автор дал разрешение на обнародование (или опубликование) своего произведения. Но законодатель устанавливает случаи, когда право на отзыв не может быть реализовано автором: обнародование служебных произведений, программ для ЭВМ и произведений, вошедших в сложный объект. Законодатель разрешает свободное (без согласия автора или иного правообладателя) распространение, воспроизведение, использование произведений в определенных случаях и выполнением закрепленных в ГК РФ условий (см. ст. ст.1272 - 1280 ГК РФ) . Так, допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение, сообщение в эфир или по кабелю фотографического произведения, произведения архитектуры или произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях (ст.1276 ГК РФ). Рассмотрим пример из судебной практики. Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ было рассмотрено дело по заявлению М. об отмене регистрации кандидата в депутаты. Так, М., являющийся кандидатом в депутаты краевого Законодательного собрания по одномандатному избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации А. в депутаты по тому же избирательному округу. Заявленные требования М. обосновал тем, что А. в ходе проведения предвыборной агитации допускал существенные нарушения положений избирательного законодательства. В частности, М. сообщил о нарушении законодательства РФ об интеллектуальной собственности. Поводом для этого явилось помещение на агитационных материалах изображения памятника и здания городской администрации. Автором фотографий указанного объекта являлся некий С., письменно выразивший свое согласие на использование его работ в агитационных материалах. Судьи отметили, что памятник и здание находятся в местах, открытых для свободного посещения, а их фотоснимки приведены только для иллюстраций текстов статей. В связи с этим в Определении суда указано, что оснований для вывода о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности не имеется.

Срок действия исключительного права на произведение закреплен в ст.1281 ГК РФ. Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Исключительное право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. По истечении срока действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние (ст.1282 ГК РФ).

В ст.1292 ГК РФ рассматривается одно из прав, которое не отнесено ни к личным неимущественным правам, ни к исключительным правам, а составляет отдельную группу интеллектуальных прав - "иные права". Данное право именуется правом доступа. В соответствии с ним автор вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществить право на воспроизведение своего произведения. Право доступа распространяется только на произведения изобразительного искусства. Ст.1293 ГК РФ рассматривает еще одно право, входящее в группу иных интеллектуальных прав, которые также наряду с правом доступа могут принадлежать только автору. Данное право именуется правом следования. Это право означает, что при каждой последующей публичной перепродаже автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентов от цены перепродажи (ст.1293 ГК РФ). При этом имеется в виду не всякая перепродажа, а только та, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Следовательно, перепродажа картины без участия указанных организаций означает, что дополнительных отчислений автору не полагается. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение предусмотрена ст.1301 ГК РФ. За нарушение авторских прав действующее законодательство предусматривает наступление административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. Контрафактные экземпляры по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой-либо компенсации (ст.1252 ГК РФ). Законодательство предусматривает наступление уголовной ответственности за нарушение авторских прав путем присвоения авторства (плагиата). Нарушение может проявляться в следующих действиях: объявление себя автором чужого произведения; выпуск чужого произведения (даже части) под своим именем; издание под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имен (Постановление ВС РФ от 26.04.2007 № 14). Рассмотрим пример из судебной практики. ЗАО "Сормовский завод бронированных автомобилей "РИДА" обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области к ООО "Армор Групп" с иском о взыскании компенсаций за нарушение исключительных прав истца на фотографическое служебное произведение в сумме 750 000 рублей и на товарный знак - в сумме 1 750 000 рублей. Решением от 28.02.2011 удовлетворен иск в части взыскания компенсаций за нарушение исключительных прав на фотографическое служебное произведение в размере 10 000 рублей и на товарный знак - в размере 1 750 000 рублей.

Судом установлено, что ЗАО "СЗБА "РИДА" принадлежит исключительное право на фотографическое служебное произведение автомобиля марки Toyota Land Cruiser 100 VX со словесным обозначением "RIDA", изготовленное его работником Деньгиным В.Н. Суд признал доказанным факт размещения ответчиком на своем сайте указанного фотографического изображения без согласия его правообладателя, что является нарушением авторских прав истца на это произведение, поэтому взыскал с ответчика компенсацию.

Итак, проведенного анализа характера общественных отношений в сфере предметной судебной практики:

1)в случае создания и использования служебных произведений: фиксация перечня должностных обязанностей работников; постоянный или периодический учет и регистрация создаваемого работниками программного обеспечения и баз данных посредством различных способов индивидуализации объектов;

  1. в случае получения прав на объекты авторского права: определение целей будущего использования объектов и закрепление таковых в соответствующих соглашениях с учетом требуемого объема и характера передаваемых прав; индивидуализация передаваемых объектов;
  2. контроль за оборотом принадлежащих лицу авторских прав.

[15]

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что авторское право – один из институтов гражданского права.

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей. В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства.

Субъектами авторского права могут быть физические и юридические лица - авторы произведений науки, литературы или искусства, а также их правопреемники, работодатели и другие лица, приобретающие авторские права по закону или договору.

Объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований; государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и т.п.).

В настоящее время права на результаты интеллектуальной деятельности регламентирует часть четвертая ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли после введения ее в действие. Права на результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые на день введения в действие части четвертой ГК РФ, продолжают охраняться в соответствии с правилами части четвертой ГК РФ.

В заключение отметим, что новые способы использования объектов интеллектуальной собственности, доступные участникам экономического оборота в силу научно-технического прогресса, требуют новых подходов, как в практической, так и в теоретической плоскостях. Одной из характерных черт объекта правового регулирования права интеллектуальной собственности является динамизм и ускоренное развитие. В отличие от иных отраслей и подотраслей права, достаточно консервативных, основанных на стабильности и предсказуемости поведения участников гражданского оборота, право интеллектуальной собственности регулирует постоянно изменяющуюся, инновационную, не имеющую стабильного состояния сферу общественных отношений. Формирование основных начал права интеллектуальной собственности (и так достаточно молодой подотрасли права) происходит параллельно с ускорением технического развития общества. При этом основные подходы к правовому регулированию отношений в связи с обращением продуктов интеллектуальной деятельности, строятся в соответствии с классическими концепциями права. В результате, понятное стремление упорядочить и максимально подробно урегулировать сферу интеллектуальной собственности сталкивается с непрекращающимся появлением новых объектов, способов, механизмов, технологий, не учтенных и не соответствующих только что налаженному правовому регулированию. Такие столкновения, с одной стороны, позволяют обнаруживать недостатки существующего правового регулирования, а с другой - подталкивают и указывают направления для дальнейшего его развития.

Список литературы

Описание нормативно-правовых актов органов законодательной и исполнительной власти

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от

26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. –

1996. – 29 января. – № 5. – Ст. 410.(

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/)

  1. Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224

// Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.( http://docs.cntd.ru/document/1900510)

Описание источника статистических данных

  1. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения.

Тенденции развития. - М., Наука, 1984. - С.

75(http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=185767)

Описание произведения из многотомного издания

  1. Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514
  2. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты

// Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С.74-

76.

Описание книг одного-трех авторов

  1. Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С.59-61.
  2. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С.101-103.

Описание учебников и учебных пособий

  1. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.
  2. Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124
  3. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.:

Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20

  1. Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-4

Описание статьи из книги

  1. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013. С.47.
  2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской

Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19

  1. О.С. Иоффе, «Основы авторского права» - М.: Знание, 1999г.

Приложение

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

  1. Всемирная конвенция об авторском праве. Принята в Женеве 06.09.1952. Россия присоединилась к Всемирной конвенции на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.( http://docs.cntd.ru/document/1900510)

  2. Федерации от 03.11.1994 № 1224 // Собрание постановлений Правительства РФ. - 1994. - № 29. - Ст.3046.( http://docs.cntd.ru/document/1900510)

  3. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Учебник — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, 2014. С. 19

  4. 5 Авторское право : учеб. пособие / Е.А. Моргунова ; отв. ред. В.П. Мозолин. – М.: Норма, 2009. – 288 с. С.124

  5. 6 Гражданское право. В 2 ч. Ч. 2: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению

    “Юриспруденция” / под ред. В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: ЮНИТИДАНА, 2011. – 751 с. – (Серия «Юриспруденция для бакалавров»). С.514

  6. Авторское право: Учебное пособие / И. В. Свечникова. - 3-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 224 с. С.20

  7. Гаврилов Э. П. Советское авторское право: Основные положения. Тенденции развития. - М.,

    Наука, 1984. - С. 75(http://www.law.edu.ru/article/article.asp?articleID=185767)

  8. Жарова А.К. Правовая защита интеллектуальной собственности: учеб. пособие [для вузов] / под общ. ред. С.В. Мальцевой; Высш. шк. экономики. - М.: Юрайт, 2011. - 378 с.

  9. Ветошникова Е.О. Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности в антимонопольных органах: некоторые практические аспекты // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2012. - № 2. - С.74-76.

  10. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М.: «Статут», 2013.

    С.47

  11. Попов Р.М. Нарушение авторских прав публичным воспроизведением музыкальных произведений // Право и экономика. - 2011. - № 7. - С.45-4

  12. О.С. Иоффе, «Основы авторского права» - М.: Знание, 1999г

  13. Соболь И.А., Мельников В.С. Некоторые особенности правовой защиты объектов авторского права // Современное право. - 2011. - № 7. - С.101-103.

  14. ?

    15 Федосеева Е.Г. Пути к творчеству // Социосфера. - 2012. - № 4. - С.59-61.