Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

АВТОРСКОЕ ПРАВО ( ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ)

Содержание:

Введение

Тема данной курсовой работы на сегодняшний день является весьма актуальной. Это можно объяснить тем, что на современном этапе развития общества проблема регулирования правоотношений, складывающихся в области авторского права, приобретает все большее значение во всем мире. Важной задачей государства в области охраны интеллектуальной собственности является создание эффективного механизма предотвращения и пресечения незаконного использования объектов авторского права.

Институт авторского права имеет специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Он охраняет не только имущественные интересы авторов, но их личные права и интересы, - нравственные и духовные.

Одним из главных показателей цивилизованности общества во все времена было и продолжает оставаться сейчас то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. Решение актуальных экономических проблем невозможно без использования интеллектуального потенциала общества. Наука, культура и техника могут успешно развиваться только при наличии соответствующих условий, включая необходимые правовые предпосылки.

Борьба с нарушениями авторских и смежных прав приобретает особую значимость в связи со вступлением России в ВТО.

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении сущности авторского права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- изучить историю становления авторского права в России;

- рассмотреть понятие авторского права;

- рассмотреть нормы и принципы авторского права;

- рассмотреть нарушение авторских прав;

- изучить технические средства защиты авторского права;

- рассмотреть ответственность за нарушение авторских прав.

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения в сфере авторского права.

Предметом исследования является совокупность норм авторского права и судебная практика в данной области.

Теоретическую базу курсовой работы составили труды учёных:

Нормативная база данной работы – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие рассматриваемую тему.

Методологической базой при написании данной курсовой работы послужили методы анализа и синтеза теоретического материала и нормативно-правовых актов по рассматриваемой теме.

Структура курсовой работы включает в себя: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

1. ГЛАВА ИСТОРИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1. История становления авторского права в России

Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. История развития авторского права в России можно разделить на три этапа:

1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.);

2) советский этап (1917-1991);

3) современный этап (с 1991 года по настоящее время), который закончился кодификацией авторских прав.

В 1564 году в России была напечатана первая книга Деяний апостолов и Послания апостола Павла и апостола Павла. Россия, в отличие от стран Европы, изучила печать всего через сто лет после ее изобретения, что, несомненно, затормозило процесс правового регулирования соответствующих отношений.

Только во время правления Петра I частные типографии и типография стали встречаться в гражданском типе, но в то же время было запрещено печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые были более издательскими, чем авторские. Первой была привилегия 1698 года, предоставленная Тизину и Копиевскому за право печатать книги, карты и рисунки для России. В результате Тессинг получил эксклюзивное право принести книги для продажи в Россию, напечатанную в его типографии. В дополнение к этому, другие издатели больше не могли приносить книги на русском, латинском или голландском языке и торговать ими внутри России под угрозой конфискации товаров и штрафа. [1]

В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием давней государственной монополии на книгоиздание, к началу девятнадцатого века в России сложилась ситуация, в которой наряду со значительным числом государственных предприятий, практически не было частных печатных машин. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области защиты результатов интеллектуальной деятельности, а возможностей системы привилегий должно быть достаточно, чтобы поощрять создателей произведений и изобретений.

Только в XIX веке Россия вышла на путь нормотворчества в области авторского права. 22 апреля 1828 года был принят Устав Цензуры, в который впервые были помещены 5 статей о писателях и издателях книг. В форме приложения к Уставу было утверждено Высшее Утвержденное Положение о правах писателей, которое для писателя и / или переводчика книги было зафиксировано «исключительное право на всю свою жизнь пользоваться публикацией и продажей» по собственному усмотрению, по мере приобретения имущества ». Срок действия авторских прав установлен в 25 лет с даты смерти автора, после чего произведение «стало достоянием общественности» [2].

8 января 1830 года было принято Высшее одобренное мнение Государственного совета «О правах писателей, переводчиков и издателей». Разработка авторского права в будущем пошла на путь постепенного расширения числа охраняемых произведений и признана законом правами автора. В 1845 году право на музыку было признано, а в 1848 году - произведениями искусства. В 1875 году срок охраны авторских прав был увеличен до 50 лет, что превысило соответствующие законодательные нормы ряда европейских стран [3]. Эти нормативные акты о защите литературной собственности оставались в силе до начала двадцатого века.

В будущем, в течение долгого времени, нормы авторского права только периодически меняли свое место в системе Кодекса законов дореволюционной России. Нормы авторского права были выделены из уголовного законодательства и переданы в гражданское право. Авторы официально признали существование определенных гражданских прав. В то же время законодатель того времени придерживается так называемой частной теории, основанной на принципе рассмотрения авторского права как своего рода права собственности [4].

Заключительным этапом в разработке авторского права дореволюционной России стало принятие на заседании Государственного совета 11 марта 1911 года нового закона об авторском праве, действовавшего до 1917 года. Важнейшей новизной закона была введение понятия «работа» как объекта авторского права. Законодатель подарил примерную пещеру объектов авторского права, выделив определенные виды произведений: литературные, музыкальные, в области искусства, в области фотографии.

Достоинство Закона 1911 года заключалось в консолидации абсолютного характера авторского права: автор владеет исключительным правом использовать и распоряжаться своей работой, а также делами о свободном использовании произведения; третьим сторонам предоставляется возможность в определенных пределах свободно брать в долг и использовать чужие произведения. Закон не содержит разделения авторских прав на личные и имущественные права, только имущественные права были объединены, предполагается, что они объединены единой концепцией: исключительное право воспроизводить, публиковать и распространять свою работу всеми возможными способами (статья 2 Закона ). В других статьях это право было разделено на полномочия: исключительное право публично излагать содержание неопубликованной работы, право переписывать повествовательное произведение в драматическую форму или драматическую работу в повествовательной форме, исключительное право автора на перевод работать на других языках, при условии, что он объявлен на титульном листе или в предисловии о сохранении этого права для себя и других [5].

Современные специалисты в области права интеллектуальной собственности оценивают закон, принятый в 1911 году как важный шаг в развитии российского авторского права, отмечая его прогрессивность и высокий уровень правовой техники. [6]

Следующим этапом в развитии авторского права является советский период, который длился с 1917 по 1991 год. После Октябрьской революции многие юридические институты были отменены, а предыдущее гражданское законодательство было отменено. Вся юридическая система, включая авторское право, начала создаваться с нуля. Важнейшим нормативным актом того времени был Указ Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26 ноября 1918 года «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений как общественное достояние», в соответствии с которым Народный комиссариат для образования было предоставлено право признать все опубликованные и неопубликованные работы РСФСР, в чьих руках они. В этом случае, если работа автора, который жив, будет объявлен имуществом государства, то государственные издательские организации обязаны уплатить автору комиссию по установленным ставкам.

28 апреля 1918 года было издано постановление СНК от 28 апреля 1918 года «Об отмене наследства», аннулировало права наследников умерших авторов. Постановление СНК от 10 октября 1919 г. «О прекращении договоров на закупку полной собственности на литературные и художественные произведения», чтобы аннулировать контракты между авторами и издателями, в которых литературная, музыкальная или художественная работа авторов перешла к полной собственности на прошлое , [7]

Таким образом, советское государство фактически закрепило государственную монополию на публикацию, распространение и публичное исполнение произведений. Создана идеологическая и правовая основа для национализации состояния авторского права.

Закон об авторском праве РСФСР от 11 октября 1926 года предоставил авторам возможность окончательно уступить исключительные права на публикацию произведений социалистических организаций: государственных, профессиональных, кооперативных и партийных издателей. Что касается издательского соглашения, то в Законе 1926 года было предусмотрено регулирование его условий, предусматривающее письменную форму контракта, за исключением произведений, напечатанных в периодических изданиях, сборниках, энциклопедических словарях и т. Д. В статье 15 определен срок издательский договор на литературные произведения не более пяти лет, в то время как в отношении музыкальных и музыкально-драматических произведений такие ограничения не существовали [8].

Обновление российского законодательства об авторском праве произошло в 1928 году, когда после принятия новых Принципов Союза авторского права 1928 года был принят Закон РСФСР от 8 октября 1928 года «Об авторском праве». Исключительное право авторов на созданную им работу теперь защищено на всю жизнь, предусматривается передача авторского права на наследников в течение 15 лет после смерти автора. В то же время новые фонды 1928 года по-прежнему сохраняли очень широкий круг случаев бесплатного использования произведений.

Действуя более четверти века, российское законодательство об авторском праве значительно изменилось в связи с кодификацией гражданского права в 60-е годы XX века. Было принято решение включить нормы авторского права в виде самостоятельного раздела в Основах гражданского законодательства СССР и союзных республик 1961 года и Гражданского кодекса РСФСР в 1964 году. Основы гражданского права содержали положения о определение произведения как объекта, защищенного законом, права субъектов авторского права, правовые вопросы использования результатов научного и художественного творчества, продолжительность авторского права, выкуп авторского права со стороны государства.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции о защите авторских прав (Женева), которая привела к изменениям в ее национальном законодательстве. В частности, впервые было закреплено право авторства на перевод произведения, срок действия авторских прав после смерти автора увеличен до 25 лет, расширился круг предметов авторского права. Важным итогом присоединения к Женевской конвенции является предоставление национального режима защиты авторских прав граждан государств - участников конвенции. Впервые Советский Союз приблизился к внутреннему законодательству с международными нормами авторского права.

Значительные изменения в законе об авторском праве произошли только в начале 1990-х годов и были связаны с политической реструктуризацией государства. Сближение советских авторских прав с международными принципами защиты авторских и смежных прав было реализовано в Основах гражданского законодательства СССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 года. Указанный нормативный акт содержал специальный раздел IV «Авторское право». В Российской Федерации Фонды вступили в силу 3 августа 1992 года в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 14 июля 1992 года «О регулировании гражданско-правовых отношений в период экономической реформы». Несмотря на то, что Фонды были приняты всего два десятилетия после присоединения СССР к Женевской конвенции и их относительно короткий срок, они сыграли значительную роль в развитии гражданского законодательства и стали новым этапом в развитии авторского права в России ,

Благодаря принятию этого нормативного акта список объектов авторского права был расширен, включая сценографию, дизайн, компьютерные программы и базы данных (список объектов не был исчерпывающим); срок авторского права был теперь через 50 лет после смерти автора; автору было предоставлено право на авторство и право автора использовать свою работу в другой стране; предполагал принцип постоянной защиты прав личности и т. д. Расширение круга объектов авторского права, в частности за счет включения компьютерных программ и баз данных, влекло за собой принятие Закона Российской Федерации от 23.09.1992 г. «О Правовая защита программ для электронных вычислительных машин и баз данных ». Закон подтверждает основные принципы авторского права и содержит правила, регулирующие использование этого авторского права.

Юридическим результатом обновления законодательства об авторском праве стало принятие специального закона, а именно Закона Российской Федерации от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» [9] (далее - Закон об авторском праве) , после чего Закон об авторском праве. Основа гражданского права, посвященная авторскому праву, перестала применяться. Закон об авторском праве позволил радикально изменить ситуацию, поскольку он был построен с учетом международных достижений в области авторского права.

Закон об авторском праве был принят в эпоху бурных экономических изменений, связанных с переходом России в рыночную экономику. Это не могло не сказаться на его положениях, которые в целом ориентированы на рынок. Прежде всего, это проявляется в измененном подходе законодателя к институту прав собственности авторов, рассматриваемых в законе, как товар, который может быть свободно отчужден и передан от одного человека другому. В то же время закон переместил акцент на предоставление дополнительных гарантий авторам, которые ранее были призваны защищать права создателей творческих работ. В частности, в соответствии с общими принципами гражданского права нормы стандартных договоров авторского права стали носить рекомендательный характер для сторон.

Новый, современный этап развития авторского права России связан с его кодификацией. 18 декабря 2006 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 231-ФЗ, в котором с 1 января 2008 года введена новая четвертая часть Гражданского кодекса «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Он регулирует все вопросы, связанные с обеспечением прав интеллектуальной собственности.

Отныне предпринимателям будет намного легче защищать права интеллектуальной собственности. Их больше не следует путать с многочисленными законами и правилами, регулирующими эту сферу, которые разбросаны по разным отраслям права. Четвертая часть Гражданского кодекса призвана объединить все действующие законодательные акты, регулирующие традиционные права на интеллектуальную собственность. Это, например, патентный закон, а также законы «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях происхождения товаров», «О правовой защите программ для электронных компьютеров и баз данных», д. Разработчики документа подчеркивают, что в дополнение к традиционным, новая принятая четвертая часть Гражданского кодекса будет регулировать относительно новые институты интеллектуальной собственности. Среди них право на секреты производства и право на корпоративное имя, которое до сих пор не имело единого законодательного регулирования.

Таким образом, подводя итог данному параграфу, можно сделать вывод о том, что авторское право зародилось в далёком 1564 году и действительно по сегодняшний день.

1.2 Понятие авторского права

Авторское право является независимым институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Основными принципами авторского права являются свобода творчества (статья 44 Конституции Российской Федерации); сочетание личных интересов автора с интересами общества; неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора.

Работы - это объекты авторского права, оригинальным носителем которых является создатель произведения - автор. Остальные объекты (фонограммы, выступления, выступления, трансляции организаций эфирного или кабельного вещания) охватываются правами, которые находятся рядом с авторским правом: права исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания [10]. Важно отметить, что нормы авторского права прямо не регулируют создание этих объектов - творческую деятельность. Как отмечается в литературе, «право на творчество является неотъемлемым правом человека, на нем не могут быть установлены никакие границы закона, иначе закон будет противоречить смыслу закона и будет незаконным» [11].

Авторское право, являясь независимым институтом гражданского права, одновременно входит в неотъемлемый элемент части гражданского права, который называется «Законом об интеллектуальной собственности» [12]. Рассмотрим этот аспект более подробно. Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации различает «объекты гражданских прав» как самостоятельный объект «защищенные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (интеллектуальной собственности), равные им».

Оригинальным предметом авторского права всегда является «человек, творчество которого создано» [3] произведение науки, литературы или искусства, а также другая интеллектуальная собственность - автор. Ему принадлежит весь комплекс авторских прав - личные неимущественные права и исключительное право (право собственности) использовать произведение в любой форме и никак не противоречить закону. Лицо, указанное в качестве автора по оригиналу или копии произведения, считается его автором, если не установлено иное (презумпция авторства).

Субъектами авторского права являются также лица, которые имеют исключительное право на произведение, которое было передано им от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие объекты называются правообладателями [4]. Такие правообладатели могут быть:

- различные предприятия (издатели, радио- и телекомпании и т. д.), которые приобретают исключительное право на использование произведения [5];

- работодатели, если работа создается сотрудником, работающим на прокат, тогда исключительное право на работу возникает, как правило, у работодателя [5];

- клиентов, в случае создания работы по договору поручения [6];

- наследники автора или другого правообладателя (авторское право наследников ограничено определенным периодом, который начинает действовать после смерти автора, а в некоторых случаях также и по объему)[6].

Еще одним конкретным субъектом авторского права является организация, которая управляет имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах эти организации получили широкое распространение.

Правообладатель (автор или его правопреемник) за уведомление об исключительном праве на произведение имеет право использовать символ защиты авторских прав [7], который помещается на каждую копию произведения и состоит из следующих элементов:

- ©, латинская буква «С» по кругу;

- имя или название владельца авторских прав;

- год первой публикации работы.

Как и любое другое юридическое учреждение, авторское право основывается на нескольких принципах и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и защита произведений науки, литературы и искусства. Как и в предыдущем законодательстве, Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает право на авторство - право быть признанным автором произведения (статья 1265) и устанавливает защиту произведений с момента их создания. В то же время, как и прежде, нет юридического определения понятия работы. Даны только определения некоторых видов работ. Например, понятие официальной работы закреплено в ст. 1295 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статья 1263 Гражданского кодекса содержит концепцию аудиовизуальной работы.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях может использовать охраняемую работу). Согласно статье 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, которое имеет исключительное право на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), имеет право использовать его по своему усмотрению любым способом, который не противоречит закон. Правообладатель может, по своему усмотрению, разрешать или запрещать использование произведения другими лицами. В этом случае отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать эту работу без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 1273-1280).

Третьей функцией авторского права является предоставление авторам интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства (авторское право). Интеллектуальные права включают: исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом, и позволяющее автору произведения или другого правообладателя использовать произведение в соответствии со ст. 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на труд (статья 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации); личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на публикацию произведения (статья 1255 Гражданского кодекса Российской Федерации); другие права (право на вознаграждение за использование служебной работы, право на выезд, право следовать, право на доступ к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей. Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечивающая восстановление нарушенных прав и их судебную защиту, закреплена в статье 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации и является одним из основных условий для осуществления гражданами и юридическими лицами их прав.

Таким образом мы выяснили , что авторское право имеет ряд функций. Его объектом является произведения, а субъектом - автор данного произведения.

1.3 Нормы и принципы авторского права

Как и любое другое юридическое учреждение, авторское право имеет принципы:

Свобода творчества.

Позволяет автору выбирать интересующую тему, форму будущей работы, метод создания, использовать произведения любыми способами, разрешенными законом. Конституционное законодательство гарантирует свободу научного, технического и художественного творчества за счет широкого распространения научных исследований, изобретательской и рационализаторской работы, развития литературы и искусства. Конституция Российской Федерации предусматривает:

1. Каждому гарантируется свобода литературных, научных, технических и других форм творчества, обучения. Интеллектуальная собственность защищена законом.

2. Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни и использовании культурных учреждений, получать доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Сохранять памятники истории и культуры.

Принцип объединения личных интересов с интересами всего общества.

Принцип моральной и материальной заинтересованности в использовании произведений. Материальный стимул: государственные и личные бонусы.

Принцип всемирной защиты права и законные интересы авторов. Отражены не только в нормах права, но и в нормах, обеспечивающих защиту нарушенных авторских прав.

Принцип автоматической защиты

Принцип автоматической защиты - авторское право на произведение вытекает из факта его создания.

Принцип автоматической защиты следует из ст. 5 (2) Бернской конвенции, согласно которой использование авторских прав на произведение и его осуществление «не связано с выполнением какой-либо формальности». Формальности понимаются как регистрация, осаждение, публикация работ и некоторые другие действия.

Регистрация и сдача на хранение работ в странах, использующих английскую авторскую доктрину в своем законодательстве, были обязательными для происхождения авторских прав. После присоединения к Бернской конвенции эти страны установили факультативную регистрацию продукта. Такая регистрация не влечет за собой появления авторских прав и предназначена для защиты авторских прав юридическими методами, если эти права были нарушены. Другими словами, регистрация произведений литературы, науки и искусства в некоторых странах не означает, что произведения должны регистрироваться для происхождения авторского права. Подробный анализ современного состояния систем записи произведений науки, литературы и искусства в разных странах. Осуществляется в одном из исследований ВОИС.

Обнародование произведения — это действие, с помощью которого произведение становится доступным для всеобщего сведения, т.е. неопределенному кругу лиц.

Основными формами обнародования являются:

- опубликование произведения;

- публичное исполнение произведения;

- сообщение произведения для всеобщего сведения;

- доведение произведения до всеобщего сведения и т.д.

Принцип автоматической охраны означает, что ни одно из этих действий не является необходимым для возникновения правовой охраны произведений.

Необходимо подчеркнуть, что отказ от обязательной регистрации и обнародования произведения усложняет охрану прав автора. Встречаются случаи, когда произведение оказывается похищенным или заимствованным, а затем и обнародованным. Если автору становится известно, что его произведение обнародовано без его согласия и не под его именем, то за защитой своего авторского права он вынужден обращаться в суд и представить доказательства своего авторства. Без регистрации или обнародования произведений такие доказательства могут оказаться субъективными и суд не сможет принять их к сведению, встав, таким образом, на сторону нарушителя закона, а не автора.

Всемирная конвенция по авторскому праву устанавливает, что знак охраны авторского права помещается на каждом экземпляре произведения таким образом и на таком месте, чтобы быть разборчивым и легко обнаруживаемым.

Итак, конвенционный знак охраны авторского права – оповещение об имущественном праве тех или иных лиц.

Следует особо подчеркнуть, что наличие или отсутствие конвенционного знака не имеет никакого отношения к наличию прав, которые могут возникнуть только в силу создания и объективного существования произведения.

Хотелось бы отметить, что Договор ВОИС по авторскому праву содержит ряд внутренних противоречий. С одной стороны, Договор подтверждает применимость основных принципов Бернской конвенции, в частности принципа автоматической охраны произведений, не связанного «с выполнением каких бы то ни было формальностей», но, с другой стороны, Договор предусматривает формальности, которые в некотором отношении аналогичны предложенным Всемирной конвенцией об авторском праве.

Например, ст.12 Договора ВОИС по авторскому праву устанавливает, что к экземпляру произведения может быть приложена информация об управлении правами, которая идентифицирует произведение, автора произведения, обладателя какого-либо права на произведение, условия использования произведения и любые цифры или коды, в которых она представлена. Допустимость приложения к произведению информации об управлении правами аналогична подходу Всемирной конвенции об авторском праве, поскольку Договор ВОИС по авторскому праву допустил использование вместе с символом © (или вместо него) информацию об управлении правами. Однако в отличие от Всемирной конвенции наличие или отсутствие такой информации не означает наличия или отсутствия авторского права. Другими словами, информация об управлении правами не является условием возникновения прав, что следует из согласованного заявления в отношении этой статьи, т.е. страны не должны использовать информацию об управлении правами для введения формальностей, не допускаемых Бернской конвенцией или Договором ВОИС об авторском праве, как устанавливающих возникновение права.

Нормы авторского права содержаться в различных законодательных и нормативных актах федерального и республиканского значения. Основы гражданского законодательства устанавливают принципиальные положения по вопросам, требующим единообразного решения во всех республиках. Такое единства предопределено и необходимостью участия в международных конвенциях об охране авторских прав. Вместе с тем Конституция РФ относит "правовое регулирование интеллектуальной собственности" к совместному ведению Федерации и республик в ее составе.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

2 ГЛАВА. ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1 Нарушение авторских прав

Нарушение авторских прав является незаконной манипуляцией, которая направлена ​​на использование творческой, научной, интеллектуальной или художественной работы без согласия автора или другого владельца прав на произведение, а также несоблюдение положений контрактов на использование творческих работ.

Нарушение авторских прав может осуществляться различными действиями. Однако следует отметить, что все права на создание и использование результата творчества можно разделить на 2 категории:

- права, связанные с лицом автора;

- права собственности (исключительное право).

Соответственно, нарушение авторских прав может быть условно разделено на несоблюдение личных прав автора и попирание прав собственности правообладателя.

Нарушение авторских прав может быть выражено сопряженными понятиями: подделка (подделка) и «пиратство» (подделка, но в отношении авторских прав). Это, безусловно, преступление, основанное на использовании произведений искусства, науки и литературы в области защиты авторских прав без соответствующего разрешения автора или правообладателя, а также нарушения ряда условий, зафиксированных в контракте на использование некоторые работы.

Первое упоминание о «пиратстве» обычно приписывается 1603 году. Немного позже термин «пиратство» происходит в предисловии к стихотворению Альфреда Теннисона «Рассказ любовника»: «... недавно подверглось безжалостному пиратству».

Часто это можно найти в текстах правовых актов, например, в англоговорящей Бернской конвенции 1886 года: «... Поддельные копии произведения подлежат аресту в любой стране Союза, в которой эта работа имеет юридическую силу защита «.

Термин «пиратство» в смысле «нарушения авторских прав» в русскоязычных текстах правовых источников федерального уровня не найден, но он используется довольно часто в судебной документации, правовой литературе и местных нормативных актах.

Согласно некоторым источникам, его использование было идентифицировано журналистской печатью.

По словам основателя движения свободного программного обеспечения Ричарда Столлмана, этот термин широко используется, чтобы игнорировать традиционные методы лицензирования программного обеспечения, создавая ложную веру в его исключительно негативную окраску. По его словам, он подсознательно связан с морским пиратством, которое, в свою очередь, всегда ассоциировалось с грабежами, грабежами, похищением людей, убийствами, захватом заложников, затонувшими кораблями и другими жестокими преступлениями.

Причины пиратства - более рентабельный способ получения прибыли по сравнению со стоимостью лицензированного первичного источника.

Многочисленные современные технологии превратили процесс копирования информации в очень доступный и дешевый бизнес.

В прошлом юридические производители имели естественную защиту: техническое преимущество и масштабный эффект. Любой человек может вручную переписать материал или заполнить его пишущей машиной, но как качество, так и стоимость этой копии будут существенно уступать исходным версиям.

На сегодняшний день все резко изменилось. Например, стандартный комплект офисного оборудования (принтер и компьютер) может легко сделать аналог книжного издания в мягкой обложке, а его себестоимость будет приравнена к рыночной цене. Это перспектива получения сверхприбылей - первопричины пиратства.

Это, как правило, распространено в странах, где доход на душу населения довольно низок. Поэтому основной причиной пиратства в этих странах является неплатежеспособность населения (цена на фальшивку намного ниже стоимости законных продуктов).

Подводя итог этому параграфу, можно сделать следующий вывод о том, что в настоящий момент нарушение авторских прав происходит довольно часто. Например, подделывая известное произведение искусства или просто копируя чужие фотографии.

2.2 Технические средства защиты

Технические средства защиты авторских прав (DRM - управление цифровыми правами) - программное обеспечение или прошивка, которые преднамеренно ограничивают или затрудняют различные действия с данными в электронной форме (копирование, модификация, просмотр и т. Д.) Или позволяют отслеживать такие действия. DRM представляет собой набор систем контроля доступа. На данный момент DRM используется многими компаниями по всему миру, включая Amazon, Apple Inc., Microsoft, Electronic Arts, Sony, 1C, Akella и другие. В 1998 году Соединенные Штаты приняли Закон об авторском праве в эпоху цифровых технологий, чтобы налагать уголовные санкции за распространение технологий для обхода DRM [1].

У DRM есть и его сторонники, и противники. Первое утверждение о том, что DRM помогает бороться с нарушением авторских прав в сети и поддерживать регулярные потоки доходов. Они считают, что такие цифровые блокировки необходимы для предотвращения хищения интеллектуальной собственности. Оппоненты также отмечают, что нет доказательств того, что DRM помогает предотвратить нарушение авторских прав. Вместо этого DRM только приносит неудобства законным покупателям и помогает крупным компаниям препятствовать инновациям и конкуренции.

Хотя DRM предназначен для предотвращения только незаконного копирования произведений, они, как правило, не допускают и не ограничивают копирование, включая добросовестное копирование и копирование бесплатных произведений (включая прежние несвободные, исключительные права на которые истекли после добавления DRM) , поскольку технические средства автоматически не могут автоматически отличать «законное» копирование от «незаконных». Такое ограничение возможностей пользователя вызывает критику DRM правозащитников.

Как правило, инструменты DRM сопровождают защищенные работы (файлы, диски), ограничивая доступ пользователя к различным действиям, таким как копирование или передача данных в другие форматы. Также встроен в воспроизводящий носитель (программы оболочки для просмотра, карманные цифровые проигрыватели, проигрыватели DVD) и запись (DVD-рекордеры, карты видеозахвата). В этом случае потребитель ограничен выбором аппаратного обеспечения, используемого этим устройством, и ограничивает выбор программного обеспечения, которое может использоваться с этим воспроизводящим носителем.

В отличие от защиты от копирования, DRM относится к более общему классу технологий, которые могут позволить ограниченное копирование и могут налагать другие ограничения, такие как ограничение периода, в течение которого защищенная работа может быть просмотрена или воспроизведена. В то же время DRM ссылается на технические средства защиты, тогда как защита от копирования также может включать организационные, юридические и другие меры.

Проблема незаконного копирования возникла задолго до появления цифровых и даже аналоговых устройств для воспроизведения и копирования произведений. Механические пианино (пианолы), популярные в начале XX века, использовали перфоленту для управления ключами. В США производственные компании переводили записи в записи фортепиано, не выплачивая роялти издателям и композиторам. Несмотря на неудовлетворенность последнего, их требование полностью запретить выпуск новых устройств воспроизведения не было удовлетворено, но производители должны были заплатить определенную сумму за каждую выпущенную запись. [4]

Позже проблема возникла с появлением аудиомагнитофонов, а затем видеомагнитофонов. В США это привело к так называемому делу Betamax, в котором Universal пыталась запретить Sony делать записываемые видеомагнитофоны. Дело было разрешено в пользу Sony, создавая прецедент, который на законных основаниях выпускает системы, которые помимо незаконных приложений (создание нелегальных копий фильмов, транслируемых по телевидению) имеют значительные юридические приложения (запись телевизионных программ для последующего просмотра в более удобном для пользователя виде, дружественное время - это Приложение также признано добросовестным в ходе разбирательства. [4] [5] [6]

Более поздние фильмы также начали продаваться на видеокассетах, и вскоре появилась первая система защиты от копирования от Macrovision. Он «обманул» автоматический контроль усиления, используемый при записи видеоленты, добавив импульсы к пустому интервалу вертикального сканирования, который не повлиял на качество воспроизведения. Хотя Macrovision запатентовал не только систему DRM, но и способы ее обхода, устройства для устранения защиты были довольно легко получены. [4]

Переключение на цифровые методы хранения и передачи информации только увеличило озабоченность правообладателей. Хотя аналоговая запись неизбежно теряет свое качество не только при копировании, но даже при нормальном использовании, цифровые записи можно копировать или воспроизводить неограниченное количество раз без потери качества. С распространением персональных компьютеров в повседневной жизни становится все более популярным переводить данные из аналоговой или физической формы (диски, трансляции по телевидению и т. Д.) В цифровые (так называемые разрывы). Вместе с растущим распространением сетей Интернета и обмена файлами это привело к увеличению объема незаконного распространения медиапродукции до беспрецедентного уровня.

Сегодня DRM широко используется в индустрии развлечений (например, издатели видео и аудио продукции). Технологии DRM позволяют издателям навязывать свои собственные правила доступа к контенту, например, ограничивая возможность копирования или просмотра. В некоторых случаях добросовестное использование контента может быть ограничено, что привело к огромному потоку критики в отношении DRM. В результате противоречий в использовании DRM некоторые компании отказываются от этой системы.

Большинство современных DRM-систем используют алгоритмы криптографической защиты, но эти методы не могут использоваться полностью, поскольку они основаны на предположении, что для получения доступа к зашифрованной информации требуется секретный ключ. Однако в случае DRM ситуация типична, когда ограничения обходят законным владельцем копии, которая должна иметь как зашифрованную информацию, так и ключ для просмотра (воспроизведения), что снижает всю защиту до нуля. Поэтому системы DRM пытаются скрыть используемый пользователем ключ шифрования (включая использование аппаратного обеспечения), но это невозможно сделать надежно, поскольку текущие устройства воспроизведения (персональные компьютеры, видеомагнитофоны, проигрыватели DVD) весьма универсальны и контролируются пользователи. [4]

Следует также отметить, что разрешить воспроизведение и в то же время запретить копирование является чрезвычайно сложной задачей: воспроизведение - чтение информации, ее обработка и запись на устройство вывода, копирование - чтение и запись информации на устройство хранения. То есть, если можно воспроизвести (включая промежуточный этап информации для чтения), это возможно и его последующее копирование. Поэтому эффективная техническая защита от копирования с разрешенным воспроизведением может быть достигнута только тогда, когда все устройство (плеер или компьютер) полностью находится под контролем владельца авторских прав.

Для определённых видов информации задача полной защиты от копирования принципиально неразрешима (так называемая «аналоговая брешь», англ. analog hole): если музыка прослушивается ушами, то её можно записать микрофоном, если книгу можно прочитать, то её можно и отсканировать.

2.3 Ответственность за нарушение авторских прав

В случае нарушения авторских прав законодатель разрешает держателю право защищаться. Следствием защиты должно быть:

- признание закона;

- прекращение оскорбительных действий;

- возвращение в государство, существовавшее до нарушения закона;

- компенсация морального и материального ущерба;

- публикация решения суда с указанием существующего нарушения и фактического правообладателя.

В дополнение к защите создателей работ законодатель предусмотрел оплату нарушителя прав создателей произведений. Мера ответа на нарушение авторских прав варьируется. Преступник может ожидать:

- наказание, предусмотренное гражданским правом;

- административное наказание;

- уголовное наказание.

Конкретное наказание определяется судом, руководствуясь Гражданским, Административным и Уголовным кодексами, а также постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О проблемах, вытекающих из судов ...» от 19.06.2006 № 15.

Существует 3 типа ответственности за нарушение авторских прав:

1. Гражданская и юридическая ответственность за нарушение авторских и смежных прав

Гражданский кодекс Российской Федерации в части 4 содержит не только положения о происхождении и осуществлении правовых отношений в области авторства, но также предусматривает определенные варианты ответственности, если нарушается авторское право.

В принципе, санкции направлены на компенсацию материальных потерь правообладателя. Однако другие методы воздействия на правонарушителя могут использоваться в качестве наказания. Рассмотрим их более подробно.

Денежная компенсация взимается судом от правонарушителя имущественных прав (исключительное право на результат творчества) создателя произведения. В соответствии с пунктом 3 ст. 1252 и ст. 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации, создатель творческой работы или уполномоченное им лицо вместо возмещения фактически понесенных убытков могут потребовать денежную компенсацию от правонарушителя в следующих размерах:

От 10 000 до 5 000 000 рублей (определенная сумма определяет суд, исходя из серьезности нарушения и принципов разумности и справедливости).

В двойной сумме стоимости незаконно произведенных копий произведения или фонограммы.

В двойной сумме от суммы дохода, которая может быть получена правообладателем при законном использовании произведения.

В дополнение к материальной компенсации нарушитель может быть лишен физической среды, содержащей работу и оборудование, с которыми ведется незаконное копирование. Кроме того, в случае нарушения авторских прав автор или другой правообладатель может потребовать:

- прекращение нарушения авторских прав;

- вернуться к состоянию, которое было до преступления;

- признание полномочий;

- обнародование решения суда по делу.

При нарушении личных прав автор может получить компенсацию за моральные страдания, а также обратиться в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации в порядке искусства. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если организация или индивидуальный предприниматель намеренно допускаются более одного раза или один раз, но являются серьезным нарушением авторских прав, то судья по настоянию обвинителя может принять решение о ликвидации организации или прекращении статуса ИС.

2. Административная ответственность и наказание в случае нарушения авторских прав

Административные репрессии за нарушение авторских прав устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Административное наказание применяется для более «масштабного» нарушения прав, когда целью наказания является не просто компенсация убытков, понесенных автором, либо признание авторства, но предотвращение нового нарушения авторских прав и законодательного возмездия.

Статья о нарушении авторских прав - 7.12 КоАП РФ, предусматривающая следующие санкции:

Получение прибыли за счет ввоза, продажи, найма или любого другого незаконного использования копий творческой работы или фонограмм, которые являются поддельными или выпущены без указания (с неправильным обозначением) производителя, места производства, владельца прав, является наказывается штрафом в размере:

- от 1500 до 2000 рублей для физических лиц;

- от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц;

- от 30 000 до 40 000 рублей для организаций.

Денежное наказание сопровождается насильственным изъятием поддельных копий произведений и оборудования, используемых для получения уголовной копии копий.

Использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, противоречащего нормам права, общение без согласия владельца сущности открытия, полезной модели или промышленного образца до дня публичного объявления информации о них, присвоения авторства или совместного использования -Интерьерство наказывается в размере:

- от 1 500 до 2 000 рублей для граждан;

- от 10 000 до 20 000 рублей для должностных лиц;

- от 30 000 до 40 000 рублей для юридических лиц.

Важно знать, что наказание в виде административного штрафа не лишает правообладателя возможности получить материальную компенсацию или покрыть убытки от нарушения авторских прав в рамках гражданского права. Другими словами, административные санкции не препятствуют привлечению к гражданско-правовому ответу за нарушение.

3.Криминальная ответственность за нарушение авторских и смежных прав

Ответственность за нарушение авторских и смежных прав устанавливается уголовным законодательством. Изобразительное искусство. 146 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает такое наказание:

Использование предметов авторского права, противоречащих закону, а также получение, хранение, перевозка контрафактной продукции для извлечения прибыли, производимой в крупном размере, наказываются:

- штраф в размере до 200 000 рублей или в размере дохода (заработной платы) осужденного на 1,5 года;

- обязательная работа до 480 часов;

- исправительные работы до 2 лет;

- тюремное заключение сроком до 2 лет.

Те же действия, совершаемые несколькими людьми по соглашению или орггруппе, либо в особо крупном масштабе, либо с использованием официального статуса, наказуемы:

- принудительный труд на срок до 5 лет;

- лишением свободы на срок до 6 лет с штрафом в размере до 500 000 рублей или зарплатой осужденного на 3 года или без штрафа.

Какое наказание применяется к правонарушителю за нарушение авторских прав, суд решает. Отдельная уголовная ответственность от административного органа может основываться на преступнике. Если целью была прибыль, тогда ответственность является административной. Однако, если убытки автора превышают 100 000 рублей, тогда возникает уголовная ответственность независимо от устремлений правонарушителя.

Большим размером является стоимость поддельных работ или ущерб от нарушения авторских и смежных прав на сумму более 100 000 рублей. Особенно крупномасштабные нарушения - более 1 миллиона рублей.

Уголовная ответственность также не препятствует участию правонарушителя в ответ на гражданское право.

Заключение

В заключении данной курсовой работы необходимо отметить, что авторское право является одним из институтов гражданского права. Собственные и личные неимущественные отношения, регулируемые ими, связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как независимое учреждение решает конкретные проблемы, которые включают всемирную защиту имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение законных средств наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их общества.

В объективном смысле авторское право является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения, касающиеся создания произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право - это личная собственность и неимущественные права, принадлежащие лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации авторское право распространяется на произведения:

- обнародовано и не обнародовано, как установлено в объективных формах на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и правопреемников;

- за опубликованные и не обнародованные работы для поиска в любой объективной форме за пределами Российской Федерации и признается авторами - гражданами Российской Федерации и их преемниками;

- за работы, опубликованные или не опубликованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации и признанные авторами и их получателями - гражданами других государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Итак. В ходе написания данной курсовой работы:

- была изучена история становления авторского права в России;

- было рассмотрено понятие авторского права;

- были рассмотрены нормы и принципы авторского права;

- было рассмотрено нарушение авторских прав;

- были изучены технические средства защиты авторского права;

- была рассмотрена ответственность за нарушение авторских прав.

Таким образом, все поставленные задачи были выполнены и поставленная цель достигнута.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием граждан12 декабря 1993 года // Российская газета. - 2009. - 11 января.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 декабря 1994года ФЗ- №51: принят ГД РФ 21 октября 1994 года // Консультант плюс выпуск 14 осень 2013.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996год ФЗ- №63: принят ГД ФС РФ 24 мая 1996 год // Консультант плюс выпуск 14 осень 2010.

4.Ануфриева Л.П. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации ч. 3-я (постатейный). М.: Волтерс Клувер, 2010. 656 с.

5.Ануфриева Л.П. Международное частное право. 2-е изд. Учебник. М.: Проспект, 2010. 688 с.

6.Белов В., Денисов Г. Из мирового опыта защиты интеллектуальной собственности // Российский экономический журнал. 2017, № 3. С. 82-88.

7.Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Роль государства в области авторского права и смежных прав. Доклад на Международной конференции «Законодательство об авторском праве: пути развития» 2.06.2001.

8.Витрянский В. Защита права собственности // Закон. 2000, № 11. С. 113-117.

9.Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд. М.: Изд-во «Экзамен», 2003.

10.Гражданское право. Учебник в 2-х томах. Том 2 / Под ред. Е.А. Суханова. М.: Бек, 2003. 704 с.

11.Гражданское право: Учебник: Часть 1. Изд. 3-е, перераб. и доп / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2004. 632 с.

12.Гришаев С.П. Авторское право. М.: Система ГАРАНТ, 2005.

13.Елисеев А.Н., Шульга И.Е. Институциональный анализ интеллектуальной собственности. Учебное пособие. М., 2005.

14.Еременко В. Содержание и природа исключительных прав (интеллектуальная собственность) // Интеллектуальная собственность. 2000, № 4. С. 28.

15.Еремин А.В. Современные международные отношения и законодательство России в области авторского права. Автореферат дисс... канд. юр. наук. М., 2003. 30 с.

16.Завальнюк А. Минимизация рисков, связанных с нарушением автор-ских прав на программное обеспечение // Директор ИС. № 11, 2016.

17.Завальнюк А. Право и интеллектуальная собственность // Директор ИС. № 3, 2013.

18. Ивакин Н. Дасяня // Еженедельная газета «Версия» от 14-20 апреля 2003. С.З.

19.Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма, 2010. 480 с.

20.Леонтьев К.Б., Зятицкий С.Ф., Терлецкий В.В. Авторское право в Интернете: три стадии одного процесса. Доклад на Международной конференции «Интеллектуальная собственность в Интернете», 25 января 2011 г.

21.Леонтьев К.Б. Проблемы развития авторского права в современных технологических условиях :Автореф. дисс….. канд. юр. наук. М., 2013. 26 с.

22.Лисов В. Пиратство в России // Аргумента и факты. 2012, № 34.

23.Луцкер А.П. Авторское право в цифровых технологиях и СМИ. М., 2015.