Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Абстрактная композиция: Средства выражения чувств и эмоций в абстрактном искусстве

Содержание:

Введение.

Художники стремились выражать эмоции и чувства в своих работах на протяжении всей истории мировой культуры.

Средства выражения передачи эмоций и настроения менялись с тем, как менялись периоды и течения в истории искусства. Вплоть до 19 века художники пытались передавать настроения и эмоции в картинах лишь при помощи освещения, цветопередачи (колорита), композиции, поз, выражения лиц и т.д.

С приходом в 20 веке абстрактного искусства, средства выражения эмоций, чувств и настроений претерпели сильное изменение. Традиционность исполнения ушла в прошлое, художники стремились найти новые способы выражения повседневности, в том числе и в передаче своих чувств современными методами, используя оригинальные формы и композиционные решения.

Тогда, в начале 20 века, Василием Кандинским была написана первая абстрактная работа, названная «Абстрактная акварель», которая дала начало новому направлению искусства, за которым последовали многие другие стили и направления в искусстве, называемыми Абстрактное искусство.

Понимание эмоций в абстрактных произведениях искусства стало не таким очевидным, изменилась техника выполнения работ, картинам придавался новый смысл, часто теперь, чтобы понять картину, приходилось узнавать больше о её создателе, о замысле, и о времени, в котором было написано произведение.

Целью этой курсовой работы является анализ способов, которыми художники передавали эмоции и чувства в своих произведениях; понимание, что такое эмоции и чувства; разбор направлений изобразительного искусства 20 века, которое характеризуется, как абстрактное, анализ передачи эмоций в этих работах. Так же был проведен анализ работ на тему абстрактного понятия страсть, на примере знаменитых работ художников и на анализе собственных работ, сделанных для этой курсовой работы.

В качестве источников использовался труд Василия Кандинского «О духовном искусстве», написанный и изданный в 1910 году, переведенный на множество языков и заслуживший мировую славу.

Так же, для психологического определения эмоций и чувств использовался журнал «Психологический словарь», который печатался с 1955 года и был единственным в стране психологическим справочником.

Так же, в качестве источника литературы использовалось учебное пособие «Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов» авторов Даглдиян К. Т., Поливода Б. А., 2018 года выпуска. Оно было выпущено издательством «Владос», которое специализируется на учебной литературе, авторы – кандидаты педагогических наук, рецензенты академики Росскийской академии художеств.

Также в качестве источника использовалась работа Андрея Унковского «Живопись. Вопросы Колорита». Издание вышло в 1980 году, издательством «Просвещение», специализированное на учебной и педагогической литературе и основанное в 1930 году. Это пособие посвящено изучению важнейших закономерностей колорита. Автор рассматривает вопросы цвета, характер взаимоотношения цветов в натуре и в изображении, особенности "тона" и др.

Исследование, проводимое в этой курсовой работе, постарается разобраться, с помощью каких способов живописцы передают свои эмоции в художественных произведениях, будет сделан небольшой обзор истории искусства, с целью проследить за изменениями в стилях; и также будет анализ собственных работ, на тему абстрактного чувства.

ГЛАВА 1. ВЫРАЖЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА

1.1 Понятие эмоций и чувств.

Для начала рассмотрим понятие эмоций и чувств в Психологическом словаре:

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) - своеобразная форма отражения действительности, в которой выражается субъективное отношение человека к миру и к самому себе1.

Эмоции возникают в момент, когда высшие мозговые центры не могут обеспечить адекватный ответ на воспринимаемую ситуацию или, когда существуют сомнения, колебания относительно возможности уcпешного ответа (Хоудж).

Нервный аппарат отрицательных и положительных эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается рассогласование или совпадение акцептора действий (афферентной модели ожидаемых результатов) с импульсацией, сигнализирующей о реально достигнутом эффекте (П.К. Анохин)2.

Если обобщить, эмоция – это психический процесс, отражающий своё субъективное отношение к ситуациям (существующим или возможным) и окружающему миру. Эмоции характеризируются переживаемыми или осознаваемыми в психики ощущением; происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной и пр. системах. Эмоции могут быть выражены на лице, в теле и тд.

_______________________________________________________________

  1. Кушнир Н.Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни. 1993. №3. С. 17.
  2. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций. 1982. №6. С. 44

Определение «чувства»:

Чувство − 1) первоначальное проявление психической деятельности, которое служит проводником и возбудителем психического развития1.

2) М. Боуен: Чувство − это нечто поверхностное, относящееся к спонтанно возникающим состояниям души, которые обычно свойственны уровню осознания или предсознания. Чувство может служить как бы мостиком между рациональным сознанием и более глубокой эмоциональной системой, которая функционирует, не выходя на поверхность сознания. Такие проявления чувства, как печаль, радость, гнев, разочарование, обычно осознаются, но они могут также проявляться на более глубоком эмоциональном уровне в виде физиологических симптомов и в виде нарушений во взаимоотношениях2.

Если сравнить эти два понятия, то получатся следующие заключения: Эмоции и чувства - это психические процессы, отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Эмоции и чувства есть во всех психических процессах и состояниях человека. Любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

По-своему cуществу эмоции и чувства во многом тождественны, однако обладают несколькими значимыми отличиями. Они образуют единую подструктуру личности - эмоциональную сферу. Но вместе с тем эмоции и чувства отличаются друг от друга по ряду параметров.

_____________________________________________________________________

1. Никольская А.А. Значение работ В. Прейера для развития детской психологии. 1983. №3. С. 143.

2. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена. 1991. №6. С. 155.

Эмоции присущи и людям, и животным. Чувства присущи только человеку.

Эмоции ситуативны, они отражают отношение человека к объекту в данный конкретный момент. Чувства же обладают относительной устойчивостью и постоянством.

Эмоции – это само переживание, а чувства всегда связаны с сознанием (знаниями, волей и пр.)

Чувства выражают отношение к реальным или воображаемым объектам. Чувства не могут появится сами по себе, их вызывают конкретные события, факты, люди, обстоятельства.

1.2 Способы передачи эмоций и чувств в художественных произведениях.

Многие способы передачи эмоций и чувств в художественных произведениях (наряду с общей целостностью и гармонией картины) можно передать при помощи выразительных средств композиции.

Композиция.

«Слово «композиция» в переводе с латинского буквально означает составление, связывание, соединение частей. Большая Советская Энциклопедия (3-е издание, М. 1973 г – с 593.) определяет этот термин как построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому… В практических искусствах композиция объединяет частые моменты построения художественной формы (реальные или иллюзорные, формирование пространства и объема, симметрия и асимметрия, масштаб, ритм и пропорции, нюанс и контраст, перспектива, группировка, цветопередача и колорит и т.д.)»1

_______________________________________________________________

  1. «Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 6.

Рассмотрим некоторые способы выразительные средства композиции, которые полно помогают раскрыть идейный замысел произведения, и благодаря чему можно понять эмоции и чувства в картине.

Асимметрия и симметрия.

Один из важнейших композиционных приёмов, с помощью которого очень легко выразить свои чувства и эмоции.

Симметрия – это расположение равных объектов на изображении и при одинаковом расстоянии по обе стороны от центра картины.

Асимметрия – «нарушение симметрии»: когда одна из сторон картины не равна другой, отличается цветами, формами, размерами и пр.

Симметрия считается «правильной» композицией, строгой и может вызывать чувства постоянности, строгости, аккуратности, когда асимметрия – чувства легкости, веселости, непосредственности и т.д.

Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции и часто при этом руководствуются интуитивным чувством равновесия.

Равновесие.

«Равновесие играет большую роль в композиции. При помощи равновесия работа смотрится уравновешенно и вызывает спокойные чувства, в ней есть ясность соотношений и пропорций»1.

Равновесие в рисунке не обязательно означает симметричное изображение – «симметрия всегда уравновешена, а равновесие не всегда симметрично» -там же.

______________________________________________________________

«Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 8.

Форма.

Существует большое количество различных геометрических форм, с помощью которых абстрактные художники порой выражают свои эмоции и чувства:

«Квадрат – самая симметричная и уравновешенная фигура. Он обладает «тяжелой», равной формой (это свойство усиливается или уменьшается цветом). Благодаря квадрату можно добиться твердости, строгости и правильности в работе.

Треугольник – самая стремительная форма для восприятия – и устойчив он только когда одна из сторон горизонтальна. Все динамичные формы стремятся к треугольнику.

Круг – это форма, сосредоточенная в себе, в ней соединены центробежная, центростремительная силы и круговые движения. Не имея выраженного основания, круг всегда неустойчив1.

В композиции все формы взаимосвязаны и влияют друг на друга, создавая ту или иную композиционную ситуацию.»

Так же важно, в какой части композиции расположен объект, от того, в какой части изображения расположен предмет зависит его «вес» (его тяжеловесность, ощущение от него). Элементы, находящиеся в центре композиции или близко к нему, либо расположенные на вертикальной, центральной оси «весит» меньше, чем элемент, находящийся вне основных линий.

Даже при помощи простых геометрических форм, художники абстракционисты выражают свои чувства и эмоции, и во многом именно благодаря им их работа приобретает свой завершенный идейный вид.

___________________________________________________________

«Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 15.

Ритм и статика.

«В зависимости от расположения фигур, композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы расположены симметрично относительно осей формата. При одинаковой форме изображаемых объектов динамичность достигается за счёт различного расстояния между элементами композиции, а также за счёт сгущения их на одном участке и меньшем количестве на другом. Также если одинаковые мотивы имеют разные формы и расположены на разных расстояниях друг от друга. Динамичность достигается благодаря расстоянию между элементами, их размерами и поворотами»1.

Так же как в вопросах симметрии и асимметрии – динамичная композиция кажется более «живой», подвижной, веселой и интересной. Ритмичная композиция чаще вызывает спокойные чувства, расслабление и монотонность.

Нюанс и контраст.

Нюанс – незначительное отклонение объективных свойств у двух или нескольких форм, при котором сходство их выражено значительно сильнее, чем различие.

Контраст – резкое количественное различие объективного свойства у форм, различие, доведенное до степени противопоставления. «Контраст, как правило, обуславливается компоновкой всей конструкции изображения. Что же касается нюанса, то это сфера художественного осмысления формы и материала»1.

Нюанс и контраст являются классическими средствами выражения композиции, с помощью которых решаются многие композиционные задачи. Контрастно-нюансные отношения определяют взаимодействия между композицией и окружающим пространством (или формами и фоном),

_________________________________________________________________

  1. «Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г – С 20.

между двумя или несколькими композициями, между частями одной и той же композиции, между компонентами и её деталями.

Нюанс и контраст присутствует в любом произведении искусства, однако заметно проявляется в том случае, если какое-то из них преобладает и приобретает роль ведущего в структуре формы.

«Использовать контраст – значит вызывать внутреннюю борьбу в композиции, обострить её и найти гармонию в сопоставлении противоположностей»1

Нюанс и контраст служат прекрасным способом выражения эмоций в картинах, как абстрактных стилей, так и станковой живописи.

Колорит и цветопередача.

«Цвет самоцветен, цветовыми гармоничными сочетаниями можно выражать все эмоции и передавать все духовные ценности. Каждый цвет имеет присущую одному ему выразительную ценность. Ею можно передавать духовные переживания без изображения реальных предметов» (Теория Кандинского «Свойства и закономерности цвета и формы».)

Для точного определения проблемы цветопередачи, колорита и строения глазного аппарата, обратимся к книге Андрея Унковского «Живопись. Вопросы колорита»:

«Зрительное восприятие цвета как определенного излучения является результатом сложного взаимодействия ряда процессов, возникающих в силу действия светового раздражителя»2.

Мы видим цвета при помощи строения нашего глазного яблока, и освещения этих объектов. Далее идёт пояснение.

_____________________________________________________________________________1. Основы композиции часть 1 (руководство) Милова Н.П, Мельник Н.Б, ред. Александрова Л.И С. - 8.

2. Унковский А. Живопись. Вопросы колористики. С 11.

«Вопросы зрительного восприятия изучаются с точки зрения физики, психофизики и психологии … С точки зрения психологии, зрительные восприятия света и цвета одного и того же качества не всегда одинаковы не только у разных людей, но даже и у одного человека из-за влияния всякий раз конкретных особенностей наблюдения»1.

Таким образом, одну и ту же картину разные люди могут воспринимать, в зависимости от многих факторов: освещения, времени суток и тд.

В экспериментах выяснилось, что аппарат глаза воспринимает три основных цвета – красный, синий и зеленый и благодаря разной длины лучей этих цветов, наш глаз различает огромное количество различных оттенков. Однако определить вызываемые излучением цветовые ощущения и восприятия невозможно до конца, так как цветовые ощущения зависят от цвета и яркости фона, окружения, световой среды, уровня адаптации глаза и многих других как физических, так и психологических факторов.

«Таким образом, видение цвета нужно рассматривать как комплекс взаимодействия ряда процессов, возникающих под воздействием светового раздражителя на нервные окончания глаза»1.

Схематичное расположение спектра цветов по окружности, видимых глазом, представляет цветовой круг, разделенный на теплые и холодные части.

При смешении тех основных цветов спектра можно получить все промежуточные цвета (в живописи используются основные цвета – красный, желтый и зеленый)2.

Так же, в «Учениях о цвете» Гете разложил цвета спектра по их эмоциональному воздействию – теплые цвета (с желтым подтоном) у него

__________________________________________________________________________

  1. Унковский А. Живопись. Вопросы колористики. С. 13.
  2. Там же. С 12.

Хотя его разбор цветов не имел ничего общего с реальной физиологией глаза, некоторые художники пользуются его «распределением» до сих пор.

Как пример проработки цвета известным художником:

«Заостряя внимание на поисках света и цвета К. Моне написал ряд картин, изображая один и тот же объект («Стог сена») и тем самым изучал изменение цветов предметов в разных условиях освещенностей в природе»1.

Описание колорита, как понятия:

«Колоритом можно назвать совокупность всех цветов картины, её цветовой строй. Колорит является одним из средств правдивого и выразительного изображения действительности. Колорит обуславливается особенностью собственной окраски изображаемых предметов, светотенью, общим тоном, зависящим от освещенности в различных временах суток, и опытом художника»1.

Колорит – общий цвет картины, её тон, благодаря которому можно понять «настроение» работы.

Вместе с характером цветовых сочетаний в колористическом решении картины определенное значение имеют используемый материал, характер мазка (если мы говорим о красках), фактура - особенности, которые усиливают эмоциональную выразительность.

«Выразительность и эмоциональное воздействие колорита картины определяются единством применяемым художником изобразительных средств и выражаются в передаче характеристик изображаемого»2.

«Различным художественным школам, направлениям, стилям, мастерам присущ разный колорит. Но при этом особенности того или иного колорита всегда связаны с творческими задачами, с идеей и образом картины».

________________________________________________________________

1.2. Унковский А. Живопись. Вопросы колористики. С. 13. 20

Таким образом, благодаря колориту можно добиться различных эмоциональных отношений в зависимости от цветов на работе, зритель (и художник) испытывает разные чувства и эмоции.

Цвет влияет на жизнь постоянно – он присутствует в каждой сфере жизни: на рекламе, на улице, дома. Порой, надев на себя одежду определенного цвета – желтого или оранжевого – человек чувствует прилив энергии и радости. Точно так же на людей влияют цвета в произведениях искусства.

Про средства выражения в станковой живописи, более ранних эпох и направлений в живописи (станковой композиции) стоит сказать пару слов так же:

Выделяют основные закономерности станковой композиции:

  • Единство и цельность (всё взаимосвязано всё подчинено единой идее, замыслу и приводит к гармоничности изображения)
  • Контрасты (тоновой, цветовой, линейный, форм, размеров, предметы воспринимаются легко и т.д.)
  • Примем новизны
  • Подчиненность всех сфер композиции единому замыслу (требуется соотношение объемов, цвета, света, тона, формы, ритма, пластики симметрии или асимметрии и т.д.)

Ни одно художественное произведение не обходится без композиционных законов построения, благодаря которым на произведение выделяется главное и уходит на второй план второстепенное, и во многом композиционные законы помогают передавать в произведениях эмоциональное состояние.

__________________________________________________________________

  1. Художественные средства композиции в изобразительном искусстве: Учебное пособие. Петрова, Шнюкова СГПИИ, 2011 г – С. 92.

1.3 Эмоции и чувства в художественных произведениях.

Познакомившись с темой эмоций, чувств и способов передачи эмоций в произведениях искусства, стоит на примерах рассмотреть чувства и настроения в произведениях искусства. Для начала я даю краткую характеристику произведений искусства ранних эпох (через призму эмоционального составляющего), а затем, боле конкретно останавливаюсь на абстрактном искусстве 19-20 веков.

Искусство начинает свой путь с произведений эпохи Первобытного искусства. В зависимости от периода первобытного общества (ранний, средний и поздний палеолит и неолит) можно выделить различные характерные особенности в изображаемом – рисунки на скальных поверхностях, абстрактные знаки, изображения животных и охоты; каменная скульптура, и т.д. Говорить о передаче эмоций и чувств в работах первобытного искусства не приходится, хотя ничто не уменьшает значения произведений искусства этой эпохи.

Искусство Древнего Мира.

Эмоции и чувства в произведениях искусства Древнего мира и Античности характерны большим художественным и архитектурным прогрессом. Принцип телесности, эстетики и красоты в Древней Греции и Древнем Риме способствовал созданию произведений искусства, на основе которым затем основывался стиль «классицизм». Эмоции и чувства в прекрасных и изящных лицах Античных статуй выражены не ярко – они всегда строги и прекрасны.

Древний Египет.

Искусство древнего Египта зародилось в долине Нила около 5000 лет до нашей эры и просуществовали до 300 года нашей эры.

«…Это искусство было наиболее передовым и наиболее совершенным среди искусств различных народов Древнего Востока. Египетский народ первым в мире создал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, прекрасные изделия художественного ремесла. Египетское искусство было новым и большим шагом вперед после первобытного искусства. Среди многих его достижений главным было изображение человека с несравненно большей степенью реалистической конкретности, чем-то было в искусстве предшествующего исторического этапа. Египетское искусство впервые стало изображать человека в сопоставлении и в связи с другими людьми»

Древняя Греция.

«Искусство Древней Греции, сыгравшее важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества, было определено общественным и историческим развитием Греции, глубоко отличным от развития стран и народов Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, — до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия».

В Древней Греции сложилось искусство, проникнутое верой в красоту и величие свободного человека — гражданина полиса. Произведения греческого искусства поражали последующие поколения глубоким реализмом, гармоническим совершенством, духом героического жизнеутверждения и уважения к достоинству человека.

Древний Рим.

С конца 1 в. до н.э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. В это время Рим становится мировой державой.

Римское искусство, явившееся последним этапом развития искусства античного рабовладельческого общества, было результатом творческой деятельности не только римлян. Оно сложилось в результате взаимодействия искусства местных италийских племен и народов, в первую очередь - этрусков, с греческим искусством. Связь с греческим искусством осуществлялась сначала через Великую Грецию (греческие города-колонии на юге Италии и в Сицилии), затем она значительно усилилась в результате завоевания Греции Римом.

В дальнейшем некоторое значение в сложении римского искусства имело и искусство народов, вошедших в состав

__________________________________________________________________

'Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая' \\Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1960.

Римской империи, - галлов, германцев, кельтов, иберов и др., причем римское искусство и в этом случае не утрачивало своих наиболее существенных особенностей; вбирая в себя иногда очень разнородные элементы, оно сохраняло свое идейное содержание и единство художественной формы.

«Рим сохранил большое количество памятников монументального искусства и архитектуры IV-V столетия. Они позволяют судить о заключительной фазе позднеантичной культуры и зарождении нового средневекового мировоззрения.»1

Искусство средневековья.

Византия.

Одним из важнейших очагов средневековой художественной культуры Европы и Ближнего Востока было византийское искусство, то есть искусство народов, объединенных в период с конца 4 до середины 15 в. Византийским государством, которое образовалось на основе Восточной Римской империи ( Название «Византийская империя» (или просто «Византия») происходит от имени древнегреческой колонии — Византии, существовавшей на месте Константинополя.)

Переход от античного к средневековому искусству в Восточной Римской империи осуществлялся на основе непрерывной преемственности античной культуры. Византия выступила хранительницей некоторых сторож античного наследия, глубоко претворенного ею в процессе формирования культуры феодального общества. Византийское искусство в период раннего средневековья прочно занимало ведущее место в художественной жизни Европы и Ближнего Востока; византийские зодчие и художники были носителями высоких традиций и развитого творческого опыта.

В процессе сложения средневекового мировоззрения принципиально изменился строй художественного образа. Земное, пластическое восприятие явлений окружающего мира и тот наивный аллегоризм, который служил в первые века нашей

__________________________________________________________________

  1. Малая история искусств – искусство средних веков. В Тяжелов. О Сопоцинский, 1975. 24 С.

Эры средством совмещения творческих принципов позднеантичного искусства с отвлеченными религиозными идеями христианства, сменились представлением о духовном начале как основном качестве художественного произведения: зримые и осязаемые формы стали цениться лишь в той мере, в какой они являлись носителями духовной экспрессии.

Средневековый византийский художник вводил в образы своего искусства представление об отвлеченном, не познаваемом разумом, а доступном только слепой вере божественном начале. Поэтому открываемый в его произведениях духовный мир заключает в себе не только человеческие чувства и переживания, но и отвлеченную, безличную духовную экспрессию.

Древняя Северная Европа.

С конца 4 века началось широкое движение племен, известное под именем «великого переселения народов». Вандалы, готы, гунны и другие народности (римляне называли их «варварами»), проходя огромные расстояния, вторгались в пределы римского государства.

Искусство Западной Европы в 5-8 вв. приобрело своеобразный характер. Искусство было во многих отношениях возвращением к очень древнему слою - местным культурам бронзового века, сохранившимся в виде некоторых элементов народного искусства даже во времена господства Рима.

Преобладание орнамента и любовь к ярким цветовым сочетаниям являются характерной чертой искусства эпохи переселения народов. Выработанные искусством декоративно-орнаментальные принципы композиции явились новыми средствами художественного выражения, характерными для возникающего в эту эпоху средневекового искусства

Орнаментально-декоративные формы искусства этого времени отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла техника художественной обработки металлов, в частности ювелирное дело.

Древняя Русь

Древнерусское искусство зародилось в 9 -10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян - Киевская Русь; последним его этапом был 17 в.-период кризиса средневековой художественной культуры в России и сложения новых художественных принципов. Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства.

Уже в 11 -12 вв. люди Древней Руси ощущали свою связь с русской землей, примерно в это же время в искусстве появляются композиции и образы, которых византийское искусство не знало. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свои произведения и новшества.

Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круглой скульптуре наследие «идольских», языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила на Руси большого развития. Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др.

Искусство эпохи Ренессанса

Наступление эпохи Ренессанса (примерно с XV—XVI веков) кардинально меняет идеологию средних веков. Сакральное отходит на второй план, активно проявляется интерес к человеческой личности, индивидуальности (благодаря этому расцветает жанр портрета). Художники и скульпторы оглядываются на искусство античности, пытаются следовать его эталонам и задачам. Смена темперы на масляную живопись позволяет достичь новых вершин в технике живописи. Происходит открытие перспективного построения, а также светотени. Живописцы одновременно сочетают высокую техничность и навыки в изображении натуры с гуманистическими идеалами, верой в красоту и попытками создать идеальные сбалансированные гармоничные произведения. Благодаря обращению к античности, в искусстве появляются не только забытые жанры, но и персонажи - античные боги, которые становятся также популярными, как изображение христианских персонажей.

После эпох Проторенессанса (начинается Высокое Возрождение, которое характеризуется формированием культа красоты, прежде всего красоты человека. Живопись становится ведущим видом искусства, и художники стремятся изобразить прекрасных, совершенных людей.

__________________________________________________________________

  1. «Всеобщая история искусств» том 2 книга 1; Б.В.Веймарн и Ю.Д.Колпинский, Государственное издательство 'Искусство', 1960, С. 32

Поражают общий высокий уровень художественных произведений, обилие талантов, разнообразие творческих индивидуальностей) и Раннего Возрождения (длившихся почти два века) начинается эпоха Высокого Возрождения (конец XVв.)

Никогда еще герои живописных и скульптурных произведений не были такими возвышенными, свободными и могучими. В них воплощался титанический идеал человека новой эпохи, утверждающего себя в гармоничном и разумно устроенном мире. Поэтому от предшествующего периода — искусства кватроченто — его отличает прежде всего крупный масштаб образов. Но не это было их главной чертой: как грандиозные, так и небольшие по размерам художественные произведения отличались внутренней значительностью, глубиной, сложностью, особым величием образов.

Выражение эмоций и чувств в картинах эпохи Возрождения приобрело особое значение – развивается портретный жанр, на котором изображаемые часто предстают с разными выражениями лиц. На пример можно взять одно из самых знаменитых произведений искусства – «Мона Лиза» Леонардо Да Винчи: загадку её эмоций эксперты ищут до сих пор. Сама она вызывает у зрителей различные ощущения – кто-то называет её чарующей, а кому-то то она кажется зловещей. Как бы то ни было, именно после эпохи Возрождения авторы картин стремятся к отображению глубинных чувств изображаемых (говоря о портретных работах). После того, как церковные фрески и сакральные изображения уходят на второй план, и художники стараются отражать характер человека в своих изображениях.

Так же, характерной чертой живописи эпохи Возрождения с точки зрения колористических особенностей было отсутствие «открытых» красок, зависимость цветов от освещения, обогощенность рефлексами, объединение цветов определённым оттенком, как теплота и золотистость в произведениях Тициана. А как мы говорили ранее – от колорита зависит настроение картины. Именно от этого следует, что многие произведения эпохи Возрождения имеют характерный меланхоличный настрой.

Барокко. Рококо. Классицизм.

Барокко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам») характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков тяготевшая к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.

Рококо —(rococo от rocaille «скальный») направление в искусстве XVIII века, последующее после барокко, и отображающее в стремление к легкости, грациозности, изысканности и прихотливому орнаментальному ритму, фантастические орнаменты, прелестные натуралистические детали.

Классицизм - (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) – развивается одновременно с барокко и представляет собой стиль, в котором отображаются идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты1.

Выражая эмоциональный настрой этих эпох можно классифицировать их по их определениям: барокко стремилось к пышности, контрастам, тяжеловесности и могло оставлять у зрителя довольно тяжелые эмоции. Рококо, напротив, полно легкости и свежести и игривости. Классицизм опирается на некую строгость, так как берет многое из произведений античности.

__________________________________________________________________ 1. Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.

Сентиментализм и Романтизм.

Сентиментализм (франц. sentimenta­lisme, от англ. sentimental – чувствительный, франц. sentiment – чувство), художественное направление в литературе и искусстве Зап. Европы и России сер. 18 – нач. 19 вв2. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию её противоречий, самого процесса человеческого переживания.

Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века.

Направление романтизм пришло на смену классицизму (в особенности в литературе и живописи) и представляло собой некую мечтательность, романтизм в картинах и литературных произведениях, на первый план выдвигалась личность и чувства.

«Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.»

Эмоции и чувства стали одной из главных тем эпохи романтизма. Стремясь отобразить состояние человека на портрете, или своё эмоциональное состояние в изображениях природы или натюрмортов, художники использовали различные композиционные средства выразительности.

Похожие по сути Романтизм и Сентиментализм главной своей целью ставили отображение чувств, эмоций и ощущений. Чем дальше развивался человек, тем сильнее становилось его стремление к передаче чего-то неуловимого, чувственного и потаённого. Мир развивался очень быстро и человек мог теряться в его гонке, поэтому.

_________________________________________________________________

  1. История мировой живописи XIX век. Новые стили.

Реализм.

Реализм возник во второй половине 19 века, и дал начало различным течениям искусства, в том числе абстрактному искусству, импрессионизму и пр.

Эстетической позицией реализма задача искусства состоит в как можно более точной и объективной фиксации действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многогранен и многовариантен1. В России Реализм назывался передвижничество.

Реализм определяют, как жанр, противостоящий романтизму, и главная мысль его определяется в том, что «предметы видимого мира существуют независимо от человеческого восприятия и познания». Общей тенденцией реализма было желание отойти от «идеального», как это было принято в изображении античной мифологии мастерами эпохи Возрождения. Любимый объект для художников-реалистов — это сцены сельской и городской жизни, быт рабочего класса, сюжеты с улиц, кофе и клубов, а также откровенность в изображении тел. Таким образом, реалисты изображали обычных людей и ситуации.

Жанры изобразительного искусства 20 века.

С наступлением 20в в мире произошло множество событий, которые не могли не повлиять на изображения художественных произведений. Именно в 20 веке начинают развиваться различные жанры изобразительного искусства, художники, которые пытаются найти новые пути в искусстве; они начинают использовать новые приемы выразительности, отказываются от всех канонов прошлого и в какой-то момент и вовсе объявляют некий «перезапуск» искусства.

______________________________________________________________

  1. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983. — С. 150, 288—289. — 416 с.

Модернизм.

Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — общность направлений искусства конца XIX — начала XX века, признаком которых можно считать разрыв с предшествующей художественной традицией, стремление к новому, условность стиля и непрерывное обновление художественных форм.

Наиболее значительными модернистскими направлениями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм1.

Различные школы, течения и направления модернистского изобразительного искусства, возникавшие, как правило, независимо друг от друга в разных странах, имея кроме существенных различий одно общее – отход от академических законов классического изобразительного искусства реализма. В то же время различные модернистские течения довольно глубоко отличаются одно от другого.

Началом переходного периода между академическим изобразительным искусствоми искусством модернизма можно считать художественное теченеие возникшее в 70х годах 19 века во французской живописи и получившее название импрессионизм (лат. Impression – впечатление).

Импрессионизм.

Идеология и сущность импрессионизма – восторженное отношение к жизни, к природе, наслаждение красотой природного колорита. Основные художественные методы и приемы импрессионизма заключались в особой манере изображение световой среды, в создании «импрессионисткой воздушной перспективы» в использовании светлых, чистых, сверкающих тонов и сложной красочной мозаикой с белыми декоративными штрихами.

__________________________________________________________________

  1. Нильссон Нильс Оке. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 75—82.

Сюжеты картин импрессионистов не затрагивали острых социальных конфликтов и бытовых противоречий.

Импрессионисты обогащали классический реализм, обогащая его красками и чувственным содержанием1.

Постимпрессионизм.

Импрессионизм в своём развитии перешёл в постимпрессионизм (1880-1905). По сравнению с импрессионизмом, картины постимпрессионизма были более эмоциональны по колориту и более интересные композиционно.

В период после постимпрессионизма с 1905 по 1950 года в изобразительном искусстве происходит активное разрушение законов и границ, установленных академизмом.

Фовизм.

Фовисты (фр. Fauve – дикий) считали, что и классическая живопись, и импрессионизм недостаточно активно воспринимает окружающий мир. Художники этой группы в своих пейзажах и натюрмортах смело использовали новую и необычную колористку. Яркие, сталкивающиеся, диссонирующие цвета создавали острый контраст с картинами импрессионистов.

Активно используя для выражения своих мыслей, впечатлений и чувств необычные цветовые сочетания при отображении окружающего мира, фовисты тем не менее достаточно реалистично изображали природу и предметы окружающего человека.

Фовизм является переходным этапом между постимпрессионизмом и экспрессионизмом.

Экспрессионизм.

Экспрессионизм (лат. Expression – выражение, выявление) возник в первые десятилетия 20 века.

__________________________________________________________________

  1. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи, Даглдиян, Поливода, 2018, стр 7.

Главной задачей экспрессионизма считается передача в картинках с крайней формой выразительности психологического духовного начала. Ради этой предельной экспрессии деформируются отображение действительности, геометрически упрощаются формы, воздушная перспектива заменяется плотными массами однородных тонов, в линиях преобладает изломанность с резкой контрастной динамикой. Сюжеты и композиция картин экспрессионистов, отражая состояние духовного мировоззрения художника остро подчеркивали его полый разлад с окружающей действительностью.

«Любое произведение, в которых предельно и даже в преувеличенной, гипертрофированной форме показаны человеческие переживания и страсти, могут быть отнесены к экспрессионистским»1.

Социальная обостренность сюжетов картин постепенно снижалась и заменялась поисками сущности изображаемых объектов, которые находятся по ту сторону их натуральной внешней видимости. Это было началом пути к абстрактному искусству.

Постоянные поиски путей развития и расширения изобразительных средств в живописи и скульптуре привели к появлению нового течения – кубизма.

Кубизм.

Кубизм (фр. Cubisme) был впервые представлен на французской выставке в 1908 году. Теоретическим обоснованием кубизма служило представление о возможности более точного отображения всех явлений и объектов окружающего мира (включая человека) путём упрощения и геометризации всех видимых внешних форм. Изображение пространства объявлялась ненужной, а объемность и пространство достигались только расстановкой и сопоставлением изображаемых объектов. Кубисты не отрицали сложившихся художественных традиций и стремились достичь гармонии и общего единства в своих работах.

__________________________________________________________________

1. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи, Даглдиян, Поливода, 2018, С. 8

Футуризм.

Футуризм (лат. Futurum будущий) начинался не с изобразительной практики, а с публикации целого ряда теоретических программных манифестов (1910е года). Футуристы отрицали не только прошлое, но и современное искусство и хотели изобрести новое искусство (не только живопись, но и литературу музыку, скульптуру), которое несло бы в себе ощущения от нового мира.

Футуризм был заполнен силой, энергией, движением, быстротой.

Абстракционизм.

Наиболее поздний этап развития модернистского изобразительного искусства, стало широкое и емкое направление, получившее общее название абстракционизм (лат. Abstractio – отвлечение).

Абстракционизм требовал от художника полного отказа от реалистичного изображения любых объектов и явлений окружающего мира, считая, что это только мешает ему выявить, а затем и выразить их внутреннюю сущность.

Полностью абстрактным живопись или скульптура становится с того момента, когда в них исчезают всякие следы связи с реальным изображением объектов окружающего мира.

Стили и исполнение в изобразительном искусстве менялись с высокой быстротечностью, художники старались отобразить окружающий мир в новых исполнениях, а также искали поиски для отображения собственного внутреннего мира. Чувственная наполненность в картинах всегда была одним из основных моментов в работе картин. Художники всегда вкладывали нечто большее, чем просто верную композицию, гармоничные цвета и прочее.

Многие из них создавали свои произведения под определенным настроением, и это не могло не передаться в картине; либо они создавали своё произведение с заранее выдуманным настроением для изображаемого.

Настроение и эмоции возможно передавать не только в портретах, где лица изображаемых так или иначе выражают какие-либо чувства; настроение можно передать и в натюрмортах, и в пейзажах, и даже в абстрактных картинах.

Изображать подобным способом эмоции художники могут при помощи уже обговоренных выше средствах: цвете, освещению в картинах, композиционным приемам.

Часто не обязательно, что настроение, которое художник вложил в свою работу передается и зрителям. В конечном итоге, каждый зритель определяет настроение от картины сам для себя – это зависит от его жизненного опыта, собственного настроения, ощущения от увиденного и собственного вкуса. Главное, чтобы картина вызывала какой-либо эмоциональный отклик у зрителей, чем простое безразличие и простую констатацию того, что картина красивая, хорошо написана и прочее.

Абстрактное искусство в этом плане максимально хорошо умеет добиваться эмоций от зрителей – не всегда положительных, но, если смотрящий, преодолевая своё непонимание изображение старается понять не то, что изображено на картине, а то, какие чувства вызывает изображаемое, то цель с которой создавалось произведение достигнута.

ГЛАВА 2. АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. ВЫРАЖЕНИЕ АБСТРАКТНОГО ЧУВСТВА СТРАСТЬ.

2.1 Абстрактное искусство

Абстрактное искусство – тип изобразительного искусства, отказывающийся от узнаваемой предметности ради различных знаков и символов (древние солярные символы) либо для решения чисто декоративных задач посредством абстрактных (часто геометричных) форм1.

Энциклопедия русского авангарда определяет абстрактное искусство как «одно из направлений в искусства авангарда… отказ от подражания зримой реальности. Объектом искусства вместо реалий окружающего мира становится инструментарий художественного творчества – цвет, линия форма. Сюжет заменяется пластической идеей.

Webster – авторитетный толковый словарь США дает такое определение абстрактному искусству: «Абстрактное искусство – это искусство выражать сущность и качество, находясь в стороне от самого объекта».

«Абстракция как художественный метод является психофизиологическим объедением визуального и чувственного опыта художника. В абстракции сливаются в единый сплав то, что художник видит видит и то, что он от увиденного чувствует»2.

Так как абстрактное искусство не основано на отображении реального окружающего мира, то некоторая часть любителей искусства, и даже отдельные художники-реалисты считают, что абстрактное искусство – это нечто легковесное и несложное, что создать абстрактное произведение может чуть ли не каждый желающий.

Однако в действительности, всё происходит иначе. Бездумно и бесчувственно нанесенная на формат случайная мозаика красок, возможно даже внешне привлекательная, не дает ни малейшей надежды оценивать такой формат с позиции изобразительного искусства.

_____________________________________________________________

  1. Большая Российская Энциклопедия.
  2. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018 – С 6.

Кандинский говорил о сложности абстрактного искусства: «Из всех видов искусства, абстрактная живопись – самая трудная. Она требует умения рисовать, высоко развитого чувства композиции и цвета, чтобы художник был истинным поэтом, что совершенно необходимо».

Опытные и профессионально работавшие, как в реалистической, так и в абстрактной живописи и скульптуре едины в мнении – подлинное абстрактное искусство не менее, а зачастую и более сложно, чем реалистичное.

Истина в том, что абстрактное искусство – это новая и по сравнению с реалистичным искусством совершенно другая форма искусства.

Многие художники, успешно работающие в реалистичном искусстве, не могут перейти черту, за которой нужно уметь увидеть вместо реалистичных объектов абстрактные формы, линии, цвет, общую композицию, которые и предают реальность, но только в её чувственном отображении.

В отличии от реалистичного искусства, создатель абстрактной картины или скульптуры стремится вызвать эмоции зрителя не самим изображенном явлением или предметным объятом, а изображением тех чувств и ощущений, которое вызвало у него это реальное явление или объект».

Абстрактные произведения трудны для понимания, потому что они создаются не для зрительского восприятия чего-либо реального, а для пробуждения чувств об этом реальном, для передачи неосязаемого.

«Необходимо сразу понять, что абстрактное искусство – это не новый метод художественной деформации или же образного искажения окружающей действительности, как например, кубизм. Это также не метод создания новой, воображаемой художественной действительности, как сюрреализм. А это метод особой «художественной линзы» с помощью которой художник должен увидеть, разглядеть, а затем «вставить» возникшие чувства и ощущения в картину или скульптуру, используя нужные для этого изобразительные средства»1.

__________________________________________________________________

1. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018, С. - 13.

«Главное не то что, картина или скульптура визуально представляет сами по себе, а то, как они действуют на сознание, а, точнее – на подсознание зрителей. Хорошее абстрактное искусство вызывает сильные эмоциональные реакции, заставляет мозг зрителей создавать новые психофизиологические пути, чтобы достичь понимания на первый взгляд непонятного. Формы, линии, цвета – все, что воспринимается вне окружающего мира, активирует новые нервные пути, воздействующие на человеческое сознание.

В самом общем понимании абстрактное изобразительное творчество – это свободный процесс выражения внутренних (подсознательных) чувств и инстинктов художника или скульптура в глине.

Другими словами, можно считать, что абстракционист создает своим произведением визуальное выражение (экспрессию) самого себя, превращает свои невидимые внутренние психофизилогические чувства и ощущения в видимые.

Абстрактные произведения возникают в результате работы подсознательного источника созидания (источника креатива). Они вытекают из этого источника в результате стремления художника выразить своё чувства в спонтанных действиях-картинах. Но, так как абстрактное искусство по своему определению Абстракт (отвлечение без конкретных индивидуальных признаков) то для абстракциониста не существует единственно правильного пути, чтобы выразить в абстрактной композиции себя и свои конкретные чувства»1.

Абстрагировать в изобразительном творчестве – значит мысленно отвлекаться (отстраняться) от внешних свойств изображаемых объектов и явлений с целью почувствовать, выделить и изобразить их внутренние главные закономерные признаки, передать изобразительными средствами их внутреннюю сущность.

Внутренняя сущность – это изначальное естество, то, ради чего возникают и существуют данные объекты или явления.

________________________________________________________________

  1. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018, С. – 16.

Поэтому абстракционист старается создать или реконструировать видимый образ так, чтобы он был похож на сущность объекта больше, чем это можно увидеть на его реалистичном изображении.

Целью создания абстрактной картины или скульптуры является стремление помочь зрителю получить непрямой доступ к своей психике и своим подсознательным чувствам.

В основе формальных художественных техник абстрактного искусства лежит идея – «формальные качества картины или скульптуры не менее, а иногда и более важны, чем её представительное содержание»1.

Абстрактная композиция.

С практической точки зрения, абстрактная композиция – это ограниченное место взаимного расположения составных элементов (объектов)картины (линий, форм, цвета, фона) или составных элементов скульптуры (линий, объема, пластических форм и их частей). С точки зрения художественного творчества – это путь и способ показа мыслей и идей абстракциониста именно так, как он их осознанно или подсознательно ощущает и чувствует.

В абстрактной живописи и скульптуре композиция очень часто не придумывается, не обдумывается и даже не намечается, а возникает в творческом процессе в виде воплощения нахлынувших на абстракциониста чувств, настроений и охвативших его идей.

Абстрактная композиция не будет предлагать зрителю найти в ней что-либо, узнаваемое из реального мира.

__________________________________________________________________

1. Абстрактная композиция: основы теории и практические методы творчества в абстрактной живописи и скульптуре: учебное пособие для вузов, Даглдиян К. Т., Поливода Б. А. 2018, С. – 17.

Она будет заставлять зрителя войти в мир чувств, созданный на картинной плоскости, чтобы мозг и внутренние чувства зрителя откликались только на формы, цвета, пластику, движение линий, фактуру красочных мазков или фактуру материала скульптуры.

В то же время любая абстрактная композиция всегда будет выглядеть более художественно эффектно и выразительно, если она соответствует реальным закономерностям визуального восприятия.

    1. Абстрактное чувство.

Абстрактное понятие можно охарактеризовать как понятие, в которых мыслится не предмет, а какой-либо из признаков, свойство, отношение предмета, взятый отдельно от предмета.

Абстрактные понятия задумываются в уме. Это идеи, которые могут быть очень сложными и многомерными. Абстрактные понятия (чувства) определяются как противоположенные конкретным объектам чувственного опыта.

Абстрактным понятием можно назвать любое чувство или эмоцию, наравне с цифрами, идеями и состояниями. К примеру, чувство радости, страха, разочарования и прочие.

Абстрактные понятия выражаются теми же средствами выразительности, о которых говорилось выше. Радость – теплое, солнечное чувство – можно отобразить при помощи «теплых оттенков»: желтого, оранжевого, охры и так далее. Грусть или разочарование – холодные, одинокие чувства, отображающиеся холодной цветовой гаммой: голубым, ультрамарином, индиго.

Для темы курсовой работы я выбрала тему «Абстрактное понятие чувства Страсть». Страсть может быть позитивно окрашенной, так и негативным чувством. Под понятием «страсть» часто понимают понятия «любовь», однако это не совсем верное приравнивание.

Большая Российская Энциклопедия даёт такое определение страсти: это сильное, стойкое чувство влечения к какому-либо объекту, движущая сила различных дел.

Так же есть определение страсти, как «вожделение человека, не поддающееся контролю и показывающее значительное воздействие на его мышление и поведение».

Философ Э.Фромм в своей работе «Человек для себя» (1947 год) разделил рациональные страсти (любовь, заботливое отношение к другому существу) и иррациональные страсти (жадность, тщеславие и прочие). «Рациональные страсти являются жизнеспособными. Они ведут к самоутверждению человека, усиливают его ощущение радости, способствуют проявлению целостности и придают смысла жизни. Иррациональные страсти, напротив, мешают жизнедеятельности человека, подрывают его силы, ведут к раздвоенности и утрате смысла жизни».

«Человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, сомнение и так далее»1.

В определении слова страсть английского словаря присутствуют такие определения:

Страсть – это сильная привязанность, или энтузиазм к объекту, концепции, идее и так далее;

Страсть – это проявление любой сильной эмоции, как любовь, ненависть, зависть и так далее;

Страсть – это состояние ума, в котором на него воздействует нечто внешнее, такое как восприятие, желание и так далее.

Понятие, под которым можно характеризовать чувство страсть можно считать состояние, в котором находится человек по отношению к какому-либо объекту: человеку, вещи, идеи.

Чаще всего понятие «страсть» подразумевается с негативным подтекстом, например, когда говорят о любовной страсти к человеку, из-за которой пострадал кто-либо другой. Либо, любовная страсть считается негативной так как человек делает необдуманные вещи, находясь под её влиянием.

Однако чувство страсти не всегда можно назвать отрицательным: когда человек относится со страстью к своему делу, к своей работе или своей цели.

__________________________________________________________________

  1. Национальная Психологическая Энциклопедия

В таком случае при помощи страсти человек работает «не зная сил», вкладывает многое в своё дело и в любом случае получает результат. «Рабочая» страсть важна для творческих людей, для тех, кому нужна Идея. Страсть помогает поддерживать работу, однако часто заканчивать её приходится именно при помощи своего трудолюбия и усидчивости.

Я выбрала абстрактное понятие страсть, так как мне интересно это чувство, и было интересно пытаться отобразить страсть беспредметно, с помощью абстрактного изображения, и так же выразить это чувство при помощи различных приемов.

    1. Произведения искусства, отображающие страсть.

Говоря о произведениях искусства, отображающих страсть, не стоит говорить только о художественных произведениях. Литература и музыка так же отображают это чувство.

Произведение Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина» тому пример: одной из главных тем произведения становится страсть между Карениной и Вронским, страсть, которая в итоге погубила их двоих (Вронский в конце романа едет на войну, вероятно, пытаясь таким способом покончить с собой).

Один из смыслов романа – страсть как чувство, которое может ломать судьбы и жизни.

Если говорить о страсти в музыке, то тут сложно привести только один конкретный пример, любая классическая симфоническая музыка может отобразить различные чувства, заложенные композитором. К примеру, симфония «Зима» Антонио Вивальди. Вся музыка наполнена чувственной составляющей, чем-то откровенным, ярким и внезапным.

И, переходя к произведениям художественного искусства, стоит отметить несколько мастеров и картин, в которых страсть отображается особенно ярко.

Например, самая известная работа венского художника Густава Климта (1862-1918 года), «Поцелуй». На работе изображены двое – мужчина и женщина. Картина принадлежит к «золотому» периоду творчества художника и изображена в золотисто-желтых оттенках. Основную композицию занимает пара, покрытая ярко-желтым цветом. Яркий и интенсивный желтый так же хорошо соответствует цвету чувства страсть.

Так же хочется отметить творчество Михаила Врубеля (1857-1910 годы) и его демоническую тему. На его полотнах часто изображены портреты людей, темные большие глаза которых обращаются к зрителю. Но больше всего страсти и чувственности в работах Михаила Александровича передается при помощи характера мазков, интересная подборка оттенков и общее настроение его картин.

Для итога стоит сказать, что многие деятели искусства в разных направлениях и жанрах выражали страсть в своих работах, во многом сами того не замечая, и во многом, именно благодаря чувству страсти были созданы многие знаменитейшие произведения искусства.

    1. Анализ приёмов выражения чувства страсть на примере собственных художественных работ.

Выражая в собственных работах чувство страсть, я старалась максимально использовать средства выражений эмоций в работах. Серия работ «Страсть» изображена в общей цветовой гамме, я выбрала три главных неизменённых цвета: красный, черный и белый.

Красный цвет ассоциируется с любовью, темно-красный, который я использовала в большинстве, отображает некоторую любовную тревожность, беспокойство, чувство, неотрывные от любовной страсти.

Черный цвет я включила для показа затемнения, падения, нагнетания проблем и тяжести чувств, сопровождающихся со страстью.

Белый цвет я добавила для облегчения пространства, для того чтобы показать, что от страсти возможно «очиститься», и что путь назад есть всегда.

Первая работа – аппликация «Падение»: пространство темнеет по углам и закручиваясь, становится темнее и тяжелее. Белое платье женщины, ныряющей в глубине ещё чисто, белый цвет придает яркий контраст на этой работе. В качестве материала я выбрала цветную бумагу и пастель – она ложится на поверхность бумаги прерывисто, показывая некую нестабильность и порывистость самого чувства.

Вторая работа – коллаж на основе романа и фильма «Анна Каренина» Льва Толстого, в котором ведущей темой становится любовная страсть Анны к Вронскому.

Там же используются красный, черный и белый цвета. Была использована цитата из романа, которая максимально отображает то, что героиня уже находится в плену страсти. На фоне кадр из фильма «Анна Каренина» 2012 года, во время танца на балу Карениной и Вронского. В фильме очень интересно показана страсть героев – при помощи танца.

Этот момент натолкнул меня на создание следующей работы – аппликации с набрызгиванием «Танец», где на фоне фотографии балерин изображена танцующая балерина.

Балет и танцы – для меня отображение той самой «рабочей страсти»: без неё желающие танцевать не смогли бы добиться много, пройти через столько боли, тренировок и сложностей, и прославиться.

Четвертой работой из серии работ на тему страсти является абстрактная работа, выполненная в технике аппликаций из разных кусков пенокартона черного и белого цвета. На выставке Пикассо, проходившей в Пушкинском музее изобразительных искусств в ноябре 2018 года, я увидела работу Пикассо, выполненную в похожей технике – это была объемная аппликация, состоящая из клетки. На моей работе я использовала также проволоку, набрызгивание и затемнение внизу работы и добавление более яркого красного цвета вверху работы.

Стремящиеся в одну стороны треугольники – черный и белый. Белый расходится снизу на несколько других частей, на них набрызгано красной краской. Справа находится абстрактная фигура, которая изначально была в форме сердца. Я оторвала от неё одну часть, чтобы фигура стала более абстрактной. Также к более светлому краю идёт полоска из красной бумаги.

Стремящийся к верху черный треугольник соединен проволокой с «сердцем». Треугольники стремятся к более светлому краю.

Работа с абстракцией была интуитивна, и я не стала продумывать её заранее. Цвета использовала те же, что и на прошлых работах – красный, белый и черный.

Пятой работой я решила сделать несколько объектов из эпоксидной (ювелирной) смолы. У меня имелись формы для заливки, и я, сочетая те же красный, черный и белый цвета, сделала некое абстрактное изображение в самих заливках. Я использовала черный порошок и размешала его, оставляя круглые разводы, словно внутри закручивается спираль, пучина.

Также я добавляла красный порошок в форму капли, добавив туда же черные шарики. Одну из форм я оставила прозрачной, с темными разводами внутри.

Изображать абстрактные чувства оказалось не простой задачей, которая требует осознанного подхода, понимания и ощущения того самого чувства. И, конечно, при отображении не обойтись без композиционных знаний, умения эффективно подчеркнуть цвет и передать некую атмосферу работ.

Творческая работа заняла у меня много времени, хотя я и работала над частью с абстрактным изображением более интуитивно.

По итогу, серия из художественных работ на тему абстрактного понятия «страсть» выглядят целостно (в особенности из-за одной цветовой гаммы) и могут передать некое настроение и чувство для зрителей.

Абстрактное искусство – одно из сложнейших искусств и для отображения и также для понимания. Оно часто остаётся недооценённым и непонятым. Одно из важнейших критериев для понимания абстрактного искусства является ощущение настроения, эмоций и смысла, который художник вкладывает в произведение, и также понимания того, какие ощущения появляются у самого зрителя, когда он видит и пытается анализировать произведение.

Абстрактное чувство своего рода чувство, которое человек может испытывать, но у него нет определенного вида – ревность не имеет бурый оттенок, также, как и радость – золотого свечения; но люди часто пытаются отобразить эмоции в своих произведениях: художественных ли, или в скульптуре и музыке. Нет одного определенного цвета, формы, структуры и прочего для отображения отдельного чувства, именно поэтому многие абстрактные живописцы отдаются собственным ощущениям, когда хотят передать настроение в своей работе.

Отображать абстрактное ощущение довольно хорошо выходит, применяя приемы выражения абстрактного искусства – где большая часть работ делается при помощи собственных ощущений, эмоций и опирается на внутреннее состояние.

Заключение.

Анализируя способы, благодаря которым художники отображают эмоции и чувства в своих произведениях, можно заметить, что есть определенные законы, благодаря которым то или иное произведение может считаться успешным. Композиционные законы долгое время остаются важнейшими в изображениях, однако жанры, стили и исполнение художественных произведений менялось на протяжении всей истории человечества.

Эмоции и чувства – состояния в которых человек прибывает постоянно, и потому отображения их в произведениях искусства являлись и являются одним из важнейших составляющих художественных произведениях.

История искусства менялась вместе с тем, как менялся мир. К 20 веку общество начало развиваться промышленными оборотами и вместе с этим кардинально начало меняться и искусство – художники и зрители пытались найти новые пути к выражению себя и окружающей действительности.

Реализм, господствующий в изобразительном искусстве большую часть времени в середине 20 века стал заменяться новыми течениями искусства.

Абстрактное понятие, такое как страсть, всегда приходится отображать исходя из собственных ощущений. В изображении чувств и эмоций используются различные средства – как очевидные (отображение эмоций на портретах или лицах людей – грусти, радости, и так далее) так и не очевидные средства: при помощи тона картины, цветового решения, и прочего.

Цели, поставленные в этой курсовой работе, в изучении способов отображения эмоций и чувств в работах, были достигнуты с помощью изучения литературы – как психологической, так и художественной: для понимания понятий эмоций и чувств, для понимания законов и истории живописи. Творческая работа на основе письменной части проделана также при помощи литературы художественных приёмов, и при помощи интуитивного ощущения от эмоции, отображенной в работе.

Библиография.

Книги:

  1. Абстрактная композиция. Основные теории и практические методы творчества в абстрактной живописи, Даглдиян, Поливода, 2018.
  2. 'Всеобщая история искусств. Том 2, книга первая' \\Под общей редакцией Б.В.Веймарна и Ю.Д.Колпинского - Москва: Государственное издательство 'Искусство', 1960.
  3. Всеобщая история искусств (в шести томах) под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. Государственное издательство «Искусство» М., 1965.
  4. «Декоративная композиция». Логвиенко Г.М. – 2005г.
  5. «Живопись. Вопросы колористики». Унковский А. – Просвещение. 1980г.
  6. «Значение работ В. Прейера для развития детской психологии». Никольская А.А. 1983. №3.
  7. Малая история искусств – искусство средних веков. В Тяжелов. О Сопоцинский, 1975. 24 С.
  8. Нильссон Нильс Оке. Архаизм и модернизм // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000
  9. «Основы композиции часть 1 (руководство)» Милова Н.П, Мельник Н.Б, ред. Александрова Л.И С.
  10. «Потребностно-информационная теория эмоций». Симонов П.В. 1982. №6.
  11. «Теория семейных систем М. Боуена». Бейкер К. 1991. №6.
  12. Художественные средства композиции в изобразительном искусстве: Учебное пособие. Петрова, Шнюкова СГПИИ, 2011 г.
  13. Энциклопедический словарь юного художника / Сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков. — М.: Педагогика, 1983.

Электронные источники:

  1. Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор: Кравец С. Л. БРЭ 2005–2019. https://bigenc.ru/.
  2. Национальная Психологическая Энциклопедия. http://vocabulary.ru/