Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возникновение права (Теория государства и права)

Содержание:

Введение

Во все времена основным инструментом законодателей для достижения своих целей выступало право. Право принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений, поскольку создает собой саму основу цивилизованных отношений в обществе. По данной причине изучение вопроса возникновения права, его теорий его происхождения, имеет достаточно многогранный и скрупулёзный характер.

Издревле научные деятели знали, что понятие права олицетворяет не одно, а целое множество значений. Появление множества идей происхождения, теорий и рассуждений о самой природе права каждый раз изменялось вслед за развитием общества. Изучая процесс появления права можно лучше понять его социальную природу, особенности развития, более точно установить направления его деятельности и роль в общественной жизни людей и политической системе.

Право создается в тесной связи с созданием государства. Вкратце можно сказать, что возникновение права и государства имеет одни и те же причины. Благодаря государству, право формирует в себе новые установки поведения.

Многообразием теорий о происхождении права являются разные взгляды отдельных обществ, групп и наций. Споры по происхождению права по сей день не теряют свою актуальность, поскольку новые государства сменяют старые. В ходе написания указанной работы я попытаюсь сформировать представление о праве, изучить его появление и теории в плане представления права как одной из систем юридических норм.

С целью достижения глубинного изучения выбранной мною темы, в работе будет последовательно рассмотрен не только процесс самого зарождения права, но раскрыто и детально рассмотрено само понятие права, его функции, значение и т.д.

Тем не менее, в рамках указанной работы будет дано лишь общее представление о праве, поскольку эта тема имеет многогранный характер. Так же будут рассмотрены теории о происхождении права.

В связи с поставленной целью будут рассмотрены следующие вопросы:

- Понятие и признаки права

- Принципы права

- Функции права

- Структура права

- Причины возникновения права

- Теории происхождения права

При написании курсовой работы по данной теме мной было прочитано большое количество учебных пособий, и многих других информационных текстов кандидатов наук и других научных деятелей. Работа написана в строгом соответствии с последними законодательными правками.

Глава 1. Понятие и признаки права

Право - понятие многозначное и имеет разностороннее содержание. В общесоциальном смысле речь идет о нравственных, культурных, политических и иных возможностях в поведении субъектов. К примеру: моральное право руководить коллективом, поступить по совести, изменить, следуя моде, свой внешний вид, право члена общественного объединения и т.д.. Так же с помощью данного термина обозначаются определенные правовые возможности конкретного субъекта по этому такое право называется субъективным и зависит от воли и желания субъекта (права на образование, труд, пользование культурными ценностями, судебную защиту и т.д.).

Объективное право считается юридическим инструментом, связанным с государством, и состоит из целой системы норм и отраслей (конституция, законы, нормативные договоры и т.д.) В рамках такого понимания право - есть система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих объединенную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

Философия в качестве сущности любого явления определяет совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, выражающих внутренние глубинные, необходимые связи и отношения, которыми определяются все другие свойства и признаки данного явления. Следовательно, сущность права – это главная, внутренняя, устойчивая качественная характеристика права, которая раскрывает природу и назначение права в обществе. Также важно, чью непосредственно волю выражает право, чьи интересы оно воплощает.

Не существует единого представления о сущности права, характерного для всех времен, народов, различных человеческих обществ, по причине того что на право и его сущность сильное влияние оказывают такие факторы как состояние экономики, национальный состав населения страны, исторические факторы, уровень правовой и политической культуры общества и др. По данной причине представления о сущности права не оставались неизменными во все времена и эпохи. В юридической науке сложилось два главных подхода к определению сущности права:

1. Право выражает волю экономически господствующего класса и навязывает эту волю остальным классам и слоям общества, используя при этом методы насилия, принуждения и подавления. При таком подходе классовые интересы превалируют над общенародными, а национальные интересы – над общечеловеческими. Это так называемый классовый подход к трактовке сущности права, он характерен для марксистской науки, которая рассматривает право как социально-классовый регулятор общественных отношений.

2. Право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – механизм управления делами общества. Это не означает, что право не связано с принуждением. Оно, безусловно, необходимо в случае невыполнения правовых предписаний. Но главным в праве являются не принуждение и не насилие, а методы согласия и компромисса.

Таким образом, в юридической науке сложилось мнение о двойственном характере сущности права. С одной стороны, право выражает волю тех групп и слоев, которым принадлежит власть в государстве, а с другой – оно инструмент не только политического господства, но одновременно и общесоциального регулирования, так как обеспечивает функционирование общества как единого социального организма.

Вторая сторона сущности права означает, что право представляет собой социальный регулятор, который обеспечивает порядок в общественных отношениях, регулирует поведение человека и общностей людей, выражая собой идеи справедливости, свободы и равноправия людей, служит на благо общества, отвечает его интересам. Это не означает, что право не имеет принудительной силы, но принуждение не означает насилия, хотя не исключает возможности юридической ответственности. Таким образом, все дело в мере и средствах принуждения, а не в его наличии или отсутствии. Право не исключает принуждения, но исключает принуждение в форме насилия и подавления. С учетом сказанного профессор Роман Зиновьевич Лившиц определяет сущность права как систему общественного порядка, основанного на учете интересов разных слоев общества, их согласии и снятии общественных противоречий[1].

Аналогичное определение сущности права формулирует профессор Олег Эрнестович Лейст. Он пишет, что право существует только в неоднородном обществе, которое состоит из 147 различных классов, групп, слоев, сословий, других социальных образований, интересы которых не только различны, но и нередко противостоят друг другу. Без снятия этих противоречий общество не может развиваться, оно должно осуществлять поддержку определенного порядка и стабильности, что обеспечивается путем нормативного регулирования общественных отношений, опирающегося на принуждение. Таким образом, сущность права отождествляется с правопорядком и представляет собой нормативную форму упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемую государственным принуждением. По мнению О.Э. Лейста, право по своей сущности призвано обеспечивать в обществе долговременный мир, а не краткое перемирие между различными социальными образованиями. Отсюда сущностными качествами права являются нормативность, стабильность и авторитетность. Только стабильная, авторитетная и динамичная правовая система способна установить прочный правопорядок, который обеспечивается судебными и другими правоохранительными органами.[2]

В юридической литературе предлагается сущность права трактовать однозначно: у любого явления общественной жизни только одна сущность. Так, профессор Виктор Лаврентьевич Кулапов утверждает, что по своей природе право должно быть согласованной волей всего общества, результатом компромисса многообразных интересов в социально значимых отношениях, поскольку дисбаланс интересов превращает право в его противоположность – в узаконенный произвол.[3] Этот ученый определяет сущность права как выраженную и обеспеченную государством сбалансированную волю общества, установленную в форме общеобязательных предписаний меры свободного поведения человека в типичных социально значимых отношениях. Против такого определения трудно возражать. Однако данная сущность присуща праву в демократически устроенном обществе. В обществе с противостоящими классами и группами право не может не выражать воли классов и слоев, стоящих у власти, иначе не было бы борьбы за власть.[4]

Право - общественный институт, который имеет свою собственную природу. Специфика права проявляется в его признаках, которые заключаются в следующем:

  1. Право носит волевой характер, так как оно создается из проявления государственно выраженной воли большинства членов общества, классов, элит.
  2. Общеобязательность, в которой воплощается суверенитет государства, определяющий публичную власть верховной в принятии норм права, которые распространяются на всех или на больший круг людей.
  3. Государство функционирует для того что бы соблюдать исполнение юридических норм так как право во многом применяется и обеспечивается государственной властью.
  4. Нормы права в формальной определенности должны быть четко объективированы, иметь выраженную письменную форму.
  5. Согласованный внутренне и упорядоченный организм права составляет системность, где каждый элемент играет свою роль и имеет свое место, а юридические предписания взаимосвязаны и группируются по институтам и отраслям.[5]

Таким образом, рассмотрев мнения правоведов и прочих лиц, изучающих такое понятие как право, можно сказать, что право создается государством. Его нормы выражают идеи нравственности, гуманизма, а так же определяет права человека, помогая устанавливать нормы поведения, как отдельного человека, так и коллективов, что бы вести развитие общества стабильным путем. В современном мире именно благодаря праву люди могут быть уверенны в гарантиях и защите от преступности, произвола и т.д.

Глава 2. Принципы права

Принципы права представляют собой законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие сущность права и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях, и определяющие его функционирование права.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы —правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;

3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами, обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;

4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.[6]

В юридической литературе насчитывается множество принципов права. В совокупности они создают структурированную систему, регулирующую социально значимые отношения. Принципы позволяют точно разобраться в смысле юридических актов, определить тенденции развития законодательства, объединить нормы в непротиворечащую систему и выровнять те или иные правоотношения.

Классификация принципов права создается по степени охвата ими правового пространства. По этому принципы делятся на межотраслевые, отраслевые и общеправовые.

Общие принципы права - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека.[7] Однако, гуманизм не может быть ограничен объявлением человека как наивысшей ценности. Подлинный гуманизм подразумевает под собой доброе и бережное отношение не только к отдельному человеку, но и к животному миру, окружающей действительности и человечеству в целом, следовательно данный принцип состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3. принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития;[8]

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом;[9]

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Межотраслевые принципы права - –представляют собой исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права, к примеру, в уголовном и административно праве – это принцип личной ответственности, а в процессуальных отраслях права —принцип состязательности. Причиной существования межотраслевых принципов является необходимость внутрисистемного согласования юридических предписаний, предупреждения их дублирования и поддержания гибкости в правовом регулировании. Межотраслевые принципы конкретизируют содержание общих принципов права соответственно специфике однородных отношений нескольких родственных отраслей, обеспечивая их внутреннее единство. Одновременно одни и те же межотраслевые принципы проявляются по-разному даже в родственных смежных отраслях права, решая специфические задачи отрасли относительно предмета их регулирования.

Отраслевые принципы права представляют собой

исходные положения, которые отражают специфику отношений в той или иной отрасли (принцип свободы расторжения договора в трудовом праве, принцип разделения властей — в конституционном праве и т. д.). Отраслевые принципы распространяются на какую-либо отдельную отрасль права: в гражданском праве — принцип равенства сторон; в уголовном праве — презумпция невиновности; в трудовом праве — принцип свободы труда; в земельном праве — принцип целевого характера использования земли; в административном праве — принцип субординации.

Общеправовые принципы права

(распространяются на право в целом, на все отрасли права: принципы законности, юридического равенства граждан перед законом, гуманизма, единства прав и обязанностей, социальной справедливости.

1. Демократизм — означает, что нормы права принимаются при участии широких слоев населения: непосредственно (путем референдума), через избираемых депутатов в законодательных органах, либо опосредованно (при обсуждении законопроектов, когда свое мнение может высказать любой желающий);

2. Социальная справедливость - означает, что все граждане имеют равные правовые возможности для достижения определенных результатов в той или иной сфере деятельности. Вместе с тем в отношении малообеспеченных (больных, пенсионеров, многодетных, сирот и др.) принимаются законы, позволяющие создать им достойный уровень жизни. Данный принцип означает также, что в случае нарушения установленных в обществе правил наступает соответствующая юридическая ответственность;

3. Единство прав и обязанностей подразумевает под собой право как единое, содержащее в себе в себе и права, и обязанности. Любое субъективное право может быть реализовано лишь при исполнении соответствующей обязанности другого субъекта правоотношения;

4. Законность - означает, что реализация права или обязанности основывается на строгом соблюдении установленной процедуры;

5. Гуманизм - означает, что право закрепляет идею человека как высшей ценности, отражает уважительное отношение к человеку вне зависимости от его социального и любого иного положения.[10]

Таким образом, принципы права, есть часть действующего права. Характеристиками принципов права являются обязательность, безусловность, это правовой императив, которые объединяет собой действия и решения (акты) законодательных и правоприменительных органов. Важная роль принципов в структуре права заключается в том, что они представляют основополагающими регулятивными элементами структуры. Являясь глубинными элементами они способны направлять развитие и функционирование всей правовой системы, определять линии судебной и иной юридической практики, способствовать установлению и устранению пробелов в праве, отмене устаревших правовых норм и принятию новых юридических норм. Принципы права представляют собой первичные и одновременно обще юридические начала, которые, выражая первичную нормативность права, непосредственно воспринимают импульсы, идущие от экономики, политики и социальной жизни. Через это право оснащается социальным и юридическим содержанием.[11]

Подведя итог, не столь важно в каком конкретном обстоятельстве и в какой форме выражают себя принципы права, являются ли они юридически оформленными или имеют в статус фактических норм. В обоих случаях принципы права имеют важнейшую суть и являются структурными частями права, которые его конституируют. Принимая, что принципы права есть структурный элемент права, то согласно структурным закономерностям всей организации они, должны также представлять собой в определенную иерархию. Однако такая «иерархия», является достаточно условной и может рассматриваться в разрезе вертикальной «структуры права: принципы отдельного института, отрасли (подотрасли), общеправовые принципы. Это касается исключительно фундаментальных, общеправовых принципов права, присутствие которых в структуре права уже само по себе придает ей (структуре) организованный характер.[12]

Принципы права показывают наиболее объединенные цели поведения по этому они имеют важное значение, воплощая в себе социальную составляющую природы права.

Глава 3. Функции права

Являющее социальным институтом право функционирует наряду с государственным аппаратом, моралью и другими социальными регуляторами. Значение права, а также его роль в общественной жизни во многом определяется теми функциями, которые выполняет право в процессе воздействия на отношения в обществе. Функции права являются основными путями (каналами) правового воздействия, выражающими роль права в упорядочении общественных отношений. Имеются в виду методы воздействия права на общественные отношения, которые отражают его сущность и природу, необходимость самого данного явления. С помощью понятия "функции права" можно познать социальное назначение права в обществе, его динамику. Функции права рассматривают в двух плоскостях, а именно в зависимости от того, освещаются ли они в специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) рамках.

Если следовать широкому значению функций права, то среди них можно выделить, например, такие: экономическая (право, устанавливая "правила игры" в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.); политическая (право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.); воспитательная (право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения); коммуникативная (право, являясь информационной системой, выступает способом связи между субъектом и объектом управления, специфическим "посредником" между законодателем и обществом, между творцами правовых предписаний и физическими или юридическими лицами).

На специально-юридическом уровне право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью этой функции призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Формами осуществления регулятивной функции выступают: определение соответствующих юридических фактов в гипотезах юридических норм; установление и изменение правового статуса субъектов права, того или иного типа правового регулирования; закрепление в законодательстве мер поощрений, льгот, привилегий, иных дозволений; фиксацию моделей правоотношений.[13]

Охранительная функция реализуется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда он встречает на своем пути какие- либо препятствия. Для преодоления этих препятствий используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц. Эта функция права направлена на охрану основополагающих ценностей - жизни, здоровья, чести, достоинства, свободы, собственности, правопорядка, безопасности и т.д. Специфика охранительной функции состоит в следующем: во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности; во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану посредством правовых предписаний; в-третьих, она является показателем политического и культурного уровня развития общества, его гуманных начал, содержащихся в праве, ведь способы охраны весьма часто зависят от гражданской зрелости данного общества, от его политической сущности.[14] Формами осуществления охранительной функции права выступают: установление обязанностей, запретов, приостановлений, мер пресечения, мер принуждения; фиксация негативных санкций - наказаний и процедуры их реализации.

Право по своей сути направлено на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов, их групп, государства по отношению к своим гражданам. В нынешних условиях именно от права люди ждут надежных гарантий от произвола власти, корпоративных структур, засилья преступности. Регулятивная и охранительная функции находятся во взаимодействии и дополняют друг друга - каждая из них вносит свой вклад в упорядочение социальных связей. Таким образом, право осуществляет различные функции, воздействует на общественные отношения в различных направлениях и с помощью разного рода юридических средств, выполняя тем самым свое предназначение.[15]

В науке понятие функций права исследовано довольно обстоятельно. Ученые проявляют редкое единодушие взглядов, разнящиеся только в части касающейся некоторых компонентов этого понятия, их сочетания в базовом определении функции права. Ряд ученых под функциями права понимают прежде всего направления правового воздействия на общественные отношения. [16]

Таким образом, можно сказать, что пока право исправно выполняет свои функции оно будет нести социальную значимость. Благодаря функциям можно рассмотреть все значения права в обществе. Они помогают исключать из общества своеволие, бесконтрольность и т.д.

Глава 4. Структура права

Под структурой права подразумевается строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей.

Праву каждой страны, являясь единым по своему содержанию, присущи такие черты, как внутренняя расчлененность, дифференциация на относительно автономные и в то же время связанные между собой части. Рассматривая вопрос строения права, обычно выделяют нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, которые в свою очередь объединяются в ассоциации, группы, объединения норм или даже отраслей, например регулятивные и охранительные отрасли. В данном случае, само собой, речь идет лишь о праве, формируемом государством.

Вместе с тем более общий взгляд на право позволяет обнаружить в его структуре целые пласты, части и представить его в виде «многослойного пирога». Таких «слоев» в структуре права насчитывается шесть (см. прил.1).

Права человека (естественные права) - глубинный слой права, содержащий его «гены», «ДНК» и являющийся основой права позитивного, исходящего от государства. Права человека — это возможности человека, позволяющие ему достойно жить и работать. Предполагается, что данными правами обладает каждый человек вне зависимости от его имущественного, социального положения с момента рождения, поэтому эти права называют естественными, природными, прирожденными, абсолютными, неизменными. Они исходят из естественного порядка вещей, из самой жизни, из существующих в обществе социально-экономических условий и даже из естественно-природных факторов, таких как право на жизнь, на свободу, на счастливое детство и т.д. На сегодняшний день их насчитывается более 50.[17]

Ранее права человека существовали в виде идей, представлений. Теперь же большинство из них закрепляется в международно-правовых документах (например, во Всеобщей декларации прав человека, документах Совета по Безопасности и Сотрудничеству в Европе), а также находит отражение во внутреннем законодательстве многих государств (в России — в Конституции РФ, Декларации прав и свобод человека и гражданина). Система прав человека постоянно и непрерывно развивается, что обусловлено ростом социальных притязаний, постоянным изменением представлений о качестве жизни в сознании все большего числа людей.

2. Принципы права являются основными идеями и началами, руководящими положениями, закрепленными в правовых нормах и выражающими сущность права. Они верны лишь если отражают объективные законы общественного развития. В законодательстве принципы права могут выражаться либо прямо, либо косвенно. Принципы права являются основой правотворческой деятельности государства, ориентиром для законодателя, организаций, граждан. Но зачастую они сами приобретают самостоятельное регулирующее значение, а именно когда суд, не найдя нормы для разрешения конкретного дела, формирует свое решение на основе принципов права применительно к рассматриваемому казусу. В этом случае речь идет об аналогии права. К числу основополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т.д. Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями.

3. Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Данные нормы относятся к нормам позитивного права, которые регулируют важнейшие принципиальные вопросы общественной жизни, а также вопросы, которые должны быть выражены непосредственной волей народа , исключать какие-либо изменения и искажения, допускаемые периодически парламентом. Как правило, во всех государствах данный слой права предстает по своему объему незначительным, тонким, что, однако, не снижает его значимость. Референдумные нормы имеют более высокую юридическую силу в сравнении с законодательными актами и часто являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право — новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ.

4. Нормы, изданные государством, или законодательные нормы, которые разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами, такими как Федеральное Собрание, Президент, Правительство, различные министерства). Нормативные акты, содержащие данные нормы, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также вправе создавать нормы права, образующие вместе с общефедеральными единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. В основе этой заданности лежит основой принцип непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В настоящее время законодательные нормы в Российской Федерации достаточно многочисленны, что в определенной мере является наследием авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах доля законодательных норм значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно.

5. Корпоративные нормы представляют собой правила поведения, которые вырабатывают организации и которые распространяются на коллективы данных организаций. Эти нормы можно также назвать локальными (местными), хотя этот термин неточен и, кроме того, есть риск смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления. Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

6. Договорные нормы - нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах. Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно-правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отмстить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

Рассмотренные выше шесть элементы права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (частные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.[18]

Подразумевается, что структура права должна отвечать как следующим минимальным требованиям: быть действительно многоуровневой, при том, что каждый из уровней должен отличается относительной автономией и специфичностью структурных элементов; по возможности охватывать наиболее полный перечень элементов; отражать многообразие структурообразующих право связей.

Признание прав человека структурообразующим компонентом права основано на том методологически важном постулате, что лежащая в основе прав личности свобода признается первичной клеточкой, первоосновой права (В.Ф. Гегель). Права человека предполагают свою структурообразующую роль в правовой системе. Прежде всего такая роль усматривается в имеющем общерегулятивное значение конституционном императиве о признании личности, ее прав и свобод высшей конституционной ценностью, содержанием и смыслом законодательной деятельности.[19] Права человека, таким образом, выступают той мерой, которая обусловливает содержание законодательной воли и юридическое содержание принимаемых законов. Идея приоритета прав человека служит общей (родовой) целью законов. Данная цель обусловливает оценку эффективности действия закона с точки зрения результативности достижения вышеуказанной цели и, кроме того, отмеченной цели должны соответствовать юридические средства ее достижения. Принципиально важно то, что именно права человека как главный объект конституционно-правового регулирования придают конституционному праву особый юридический вес в национальной структуре права. Именно этот фактор, а не только национальная конституция страны, которая имеет по отношению к правам человека и их носителю подчиненное значение, обусловливают «ведущий» характер конституционного права во всей системе права. Это фактор в праве настолько сильный, что международное право и международные системы всей совокупностью норм и институтов призваны обеспечивать реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Права человека обладают нормативным приоритетом перед демократией и воплощают в себе социальное начало определения высокого статуса человека. Через национальное законодательство и юридическую практику права человека воплощаются в гарантированных правовых нормах, юридических конструкциях и специальных правовых принципах, т.е. обретают особенности, которые характерны для материи, тела позитивного права. Именно поэтому субъективные права и выражающие их юридические структуры призваны стать доминирующими, главенствующими в праве.[20]

Основные права человека определяют меру свободы закрепляют правовое положение личности в соответствующих отраслях права. Правовой статус граждан в трудовом, семейном, гражданском, административном и других отраслях права основывается на провозглашенных и гарантированных Конституцией правах, таких, как право на труд, отдых, социальное обеспечение. Права человека — это первичный и основной структурообразующий компонент структурной организации права. Именно под влиянием этого феномена формируются отрасли частного и публичного права. То значение, которое придается ему, вынуждает говорить о правах человека как особом нормативном слое в структуре современного права. Важно то, что в структуре современного права обособляется своей однородностью достаточно значительный массив норм, обозначаемый в конституционной теории гуманитарным правом. Права человека придают смысл и системообразующий характер всему праву. Это обусловлено и тем обстоятельством, что они легитимируют многообразие интересов человека, которые выступают важнейшим и более неделимым объектом правового регулирования. Именно интересы структурируют право на крупные правовые общности, а внутри них на отдельные отрасли. Это обстоятельство в правоведении не оспаривается, принимается как аксиоматичное. Как справедливо замечено, право потому и право, что оно по своей глубинной сути и предназначению говорит о правах. Это значит, что субъективные права, т.е. правомочия, юридические возможности, которыми вместе с соответствующими гарантиями обладают конкретные субъекты, есть своего рода центр, узловой пункт содержания права, его структуры, к которому стягиваются все нити правового регулирования, все частицы, атомы правовой материи, из которых в совокупности складывается исконное правовое содержание, его структура.[21]

Таким образом, структура права имеет сложную систему, где каждый элемент структуры имеет свои четкие функции. При том, что каждый элемент занят своим делом в общности структура права работает в одном направлении.

Глава 5. Причины возникновения права

Причины породившие право во многом аналогичны с причинами создавшими государство. Но между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Соблюдаемые многими поколениями обычаи значились данными свыше, считались справедливыми и правильными. Самые важные из них были созданы государством. Процесс возникновения права был длительный и создавался поколениями. Изначально зародились некоторые элементы права. Со временем укрепляясь и разрастаясь, отдельные элементы создавали единую и согласованную правовую систему конкретного общества. Исторически право возникало как классовое явление и выражало волю господствующих классов. Каждое отдельное сословие имело разные права и обязанности, ограничения и привилегии. Нарушение общих запретов (например, кража или убийство) влекли разные санкции к членам разных сословий. Когда обычаи проявлялись и хранились в сознании и поведении людей правовые нормы стали оформлять письменно для всеобщего обозрения. Важный признак права это его формальная определенность. Право - это более сложный регулятор, нежели обычаи, так как кроме запретов в нем используются такие положения как обязанности и дозволения.[22] В основе таких процессов усложнялась хозяйственная и социальная организация догосударственного общества. Группы людей разделялись по трудовым деятельностям в связи с ростом потребностей, экономика переходила из присваивающей деятельности в производящую. На востоке такой переход экономики побудил общины к разделению на управляющих и управляемых. Управленцы получали больше выгоды и поэтому в обществе появлялись недовольные. Для их усмирения и так же закрепления статуса привилегированных, административно-общинная знать создает право. На западе происходит общественное разделение труда. Отдельные семьи могли теперь свободно существовать независимо от общины. Излишки производимых продуктов создавали неравенство, появлялась частная собственность и накопление богатств. Разделение общества на бедных и богатых побуждает создание права.[23]

И так вследствие усложнения социальных связей и увеличения противоречий с которыми не справлялись первобытные нормы, начали складываться правовые нормы, которые можно обозначить тремя основными путями: 1) первобытные обычаи переросли в нормы обычного права и укреплялись они государством; 2) создание государством специальных документов в которых содержались юридические нормы (законы, указы); 3) состоящее из конкретных решений судебное право, приобретаются образцы для решения других аналогичных дел.[24]

Позднее построение “лучшей” правовой системы организации политической деятельности перешла к средневековым защитникам города- буржуазии, идеологам периода ранних антифеодальных революций и к последующим проводникам идей, направленных против авторитаризма и тоталитаризма. Их учения о праве и политической деятельности составляют историю теоретико-философской науки права. Рождение науки о политике и общетеоретической науки права связано основным образом с университетской деятельностью изначально в Европе (XIII–XIV вв.), затем и в России. [25]

Основоположники марксизма утверждали, что право и правовые отношения зависят от экономики и господствующих производных отношений. “Как политическое, так и гражданское законодательство, — писал К. Маркс, — только выражает, протоколирует требования экономических отношений”. Жизнь цивилизаций подтверждает такой марксистский вывод, но это не означает, что право не влияет на экономику. Право закрепляет и регулирует некоторые экономические отношения.

Общетеоретическое рассмотрение особенностей происхождения права не отражает всей его сути. Древние правовые системы были связаны с обычаями и религиозными устоями в обществе.

Исторически первой формой права был правовой обычай который поддерживался как церковью, так и государством. Стремление создать единый порядок отношений между людьми, который соответствовал бы потребностям производящего государства. Сильнейшей идеологией для народа для подобного объединения служила религия. К примеру в странах жаркого климата идея Солнца как высшего божества содействовало объединению родовых общин, а значит и установлению порядков. Обряды поклонения солнцу требовали выполнения цикла сельскохозяйственных работ в обязательном порядке. Эти действия управлялись властью первых городов-государств, где руководство орошением земель сосредотачивалось в руках царских властей, бюрократии и военных верхов. Они объединяли сельскохозяйственные общины для создания общей работы и защиты от врагов. У римлян и славян, а так же скандинавских народов, не было развито поливное хозяйство, поэтому сельскохозяйственные работы находились в руках сельской общины, а поклонения и дары высшим силам оставались религиозными обрядами отдельно от государства. Но религиозные ритуалы поддерживались государствами и постепенно получили правовое обозначение.[26]

Главным источником права в Древней Индии в общинном быту служили религиозные книги-веды. Одним из первых шагов к начальному закреплению правовых норм было создание религиозно-правовых трактатов-дхармасутр. Их величие и авторитетность признавалось сначала лишь редкими группами общества, но в дальнейшем они начали рассматриваться в виде источника священного закона. Благодаря основам дхармасутр в дальнейшем создалась обширная правовая литература. Так же правовые обычаи помогали укреплять царскую власть в глазах народа, как бы подтверждая ее божественное происхождение.[27]

На Древнем Востоке право создавалось в неразрывном единении с религией и религиозной моралью. Правонарушение считалось нарушением как религиозных норм, так и норм морали. Первые установки права закреплялись главным образом с помощью распространенных обычаев, укрепляли судебную практику. В связи с этим первые нормы и институты права были неполными, неразработанными, так как правовая форма рассматривалась не в абстрактной форме, а в виде отдельных случаев. В праве Древнего Востока не обнаружить представления об правовых отраслях и конкретных отличий преступления от частного правонарушения. Но логика изложения норм просматривается, например в Древнем Вавилоне и Китае, благодаря религиозным понятиям о греховности того или иного поведения человека.[28]

В государствах античности родовые обычаи сменялись на правовые обычаи военной демократии из за развития рабовладения и переходу к наследственному владению землями, что стало причиной разделения на богатые и бедные группы людей, продававших свою землю для погашения долга. Но демократическое государство достаточно быстро создалось в римской и афинской империях, тем временем как в Спарте наоборот отголоски родового строя долгое время сохранялись для поддержания власти объединенных ахейских и дорийских племен, покорявших племена ставшие рабами.[29]

Правовая система Германских народов отличалась четким разграничением правовых норм, которые касались высших феодальных групп, имеет понятие - ленное право. В Англии и в некоторой мере во Франции, нормы права, контролировали вассально - ленные отношения, работали взаимосвязано с остальными нормами феодальной правовой системы, тогда как в Германии традицией было разделение права на земское и ленное. Земское, ленное, городское, каноническое право в Германии контролировало одни и те же отношения по-разному, смотря на сословную принадлежность субъекта права и территории, право которой на него распространялось. В частых случаях установить его личное право мог только суд.[30]

Главенствующую роль в установке новых правовых норму германцев и славян занимали судебные органы. Они отстаивали интересы имущих и высокопочитаемых классов. Содействуя устранению устаревших обычаев родового строя, они укрепляли своими решениями новые порядки. С появлением письменности правовые нормы становятся утвержденными в первых законах высших чинов. Эти законы утверждали привилегии знати и богачей, неимение прав у рабов и ограничение прав у низших слоев общества. [31]

В Древней Руси, примерно в девятом веке существовал так называемый Закон русский. Он выглядел как письменный сборник норм обычного права. Церковь имела большую власть в Древней Руси и нередко вмешивалась в дела государства. Важнейшим источником права были Княжеские Церковные Уставы. В сохранности до нас дошли два устава- Владимира Святославовича и устав Ярослава Мудрого. Устав Владимира отстаивал взаимоотношения государства с церковью. Устанавливались налоги в пользу церкви. Она получала судебную власть над людьми. Устав Ярослава рассматривал основным образом семейно-брачные отношения и преступления против нравственности и семьи. [32]

Благодаря формированию права единого для разных племен на территории создаваемого государства, стало возможно разрешение междоусобиц, часто имеющими критические последствия, между отдельными лицами и сельскими общинами принадлежащими к разным родам. Объединение племен государством влекло за собой и правовую защиту их интересов во внешнеполитических делах с населениями других государств. Создавались способы дипломатических церемоний, заключение союзов между государствами, вырабатывались таможенные правила и сборы. Военное положение - набеги и завоевания, сменились отношением мира благодаря укреплению и стабильности вышеописанных связей. С установлением государственности и юридического внутригосударственного права появляются и постепенно развиваются отношения и нормы международного права.[33]

Таким образом, Единым процессом право возникало, как и государство, поскольку они тесно связаны между собой. Право формировалось из обычаев, которые со временем преобразовывались под новые социальные отношения. Благодаря созданию социальных норм человечество начало достигать упорядоченности в действиях людей.

Глава 6. Теории происхождения права

Областью интересов теории права являются случайности и закономерности в жизни общества. Право - как объединенный социальный институт четко связан с общественными явлениями. Любая наука должна предоставлять обществу схематизированные знания о причинах и факторах, которые создают определенные общественные или естественные явления и процессы. К этому и приходит изучение и объяснение закономерностей которые описывают появление, строение и действия каких либо процессов, в том числе и права.[34]

Веками в человеческом обществе формировались условия государственно-правовой реальности. Существует множество учений, каждое из которых по-своему доказывает и объясняет причины возникновения права. Время, в которое зародилось учение; идеология периода; характер экономических отношений, вероисповедание, существующая политика - все эти факторы лежат в основе происхождения права. Одной из целей изучения общественных явлений состоит в определении его сущности. Результаты исследования применяются как в теории, так и на практике создания государства. Множественность мнений всегда дает возможности более досконально изучить вопрос, который рассматривается. Процесс становления права, а так же государства, имеет постоянный характер. Особенностью происхождения новых государств в современном мире и определение их политического положения является то, что его контролирует мировое сообщество.[35]

В теории примирения, сторонниками которой были Г. Берман, Э. Аннерс и др., считается, что право зародилось не с целью упорядочивания отношений внутри родов, а для упорядочивания отношений между родами. Внутри рода миротворчество и судебная власть была в руках самых уважаемых представителей. По отдельности индивид еще не представлял собой субъекта. Род обеспечивал ему защиту. Таким образом, сила рода была силой каждого человека, поэтому индивид не противопоставлял себя роду. Случавшиеся конфликты между родами и их устранение было в интересах всего племени. Сила племени определялась числом, а не умениями. Поэтому потеря людей во внутренних конфликтах считалась не выгодной. Но конфликты между родами были привычны. Инстинкты борьбы и желания человека занять более выгодное место порождает понятие кровной мести, которая оказывала давление на род в желании к стремлению в примирении, так как нельзя было угадать, чем закончатся распри. Поэтому из договоров о примирении возникло примирительное право, как считают сторонники этой теории. Из-за повторения похожих друг на друга ситуаций договор перерастает в правила, правовые нормы. Появлялись штрафы и увеличивались их суммы. Изначально не было различий между поступками. Нанесены ли побои, захвачено имущество - все давало повод для кровной мести, а когда произошла замена на взыскания средств, то для создания штрафа. Благодаря разбору многих ситуаций различного характера появляется система правовых норм. Веками она совершенствовалась и узаконивалась.[36]

По мнению приверженцев регулятивной теории происхождения права, юридические нормы поддерживали единый порядок для всей страны. В доисторическое время, скорее всего, лишь ограниченный круг вопросов упорядочивался с помощью правовых норм: определение территории при вынужденном переселении, порядок использования водоема и т.д. Существовали запреты на охоту на определенных животных или в определенных местах. Запреты на колдовство и убийства. В дальнейшем высшие чины, управляющие низшими, ставили правила на разделение работы (крепостное право). Создаются правила взаимопомощи и сотрудничества. В такой теории проявляется некий максимализм. Создается впечатление, что с помощью права можно решить все противоречия социума и проблемы. Но право все еще не может регулировать политику, экономическую или военную рациональность. Это можно выявить по военной операции США в Ираке, Югославии и т.д. Такая теория упускает основную потребность в праве, которая занимается охраной общества от преступности.

Теологическая теория представляет право как нечто божественное, пришедшее свыше. Бог преподносит людям заветы с помощью пророков и правителей. Во многих древнейших источниках можно встретить эту теорию. Преимущество ее в том, что ее авторы (А. Августин, И. Златоуст, митрополит Илларион и др.) впервые представили право как понятие высшей ценности, пришедшей с небес. Но поскольку эта теория требует веры в божественное начало, она ограничивает рациональные исследования вопроса. У народов нет единого понятия веры, учения религий призывают бороться с другими. Так же теория требует посредника между человеком и богом, что позволяет этому лицу избежать ответственности за правоприменение. Основным распространением этой теории стал феодальный период. Ученый-богослов Фома Аквинский в то время создает свое учение, согласно которому миром управляет божественный разум. Право- есть божественное веление, а справедливость выражает отношение человека к другим людям, а не к самому себе. Аквинский разделял право и закон. Закон он определял как “известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т. е. правителями.[37]

Теория Естественного права зародилась задолго до нашей эры. Сторонники полагали, что естество права представляет закон справедливого разума, который строит мироздание интеллектуальных сообществ. Но отношение естественного и положительного права друг к другу воспринималось мыслителями двояко. С одной стороны естественное право заключалось в основе положительного, с другой оно оценивало писания юридических норм, представляясь инструментом для совершенствования. Ученые мужи естественной школы права не могли установить одну систему природных правил поведения. Каждый представитель теории по-своему трактовал учение и строил структуру юридических стереотипов.

Основателями исторической теории происхождения права считаются немецкие ученые Г. Гуго, К. Савиньи и Г. Пухту. Они утверждали что право не сводится к своду законов. «Историческая школа принимает, что содержание закона дано всею совокупностью прошедшего времени народа, однако не произвольно, так, чтобы оно могло быть то или другое, напротив, оно проистекало из внутреннего существа самой нации и ее истории, – пишет К. Савиньи, – а особенная деятельность каждого века должна быть направлена к тому, чтобы постичь, обновлять и сохранять в свежести это по внутренней необходимости данное содержание» [38]

К.Маркс и Ф. Энгельс, одни из основоположников классовой теории происхождения права, считали, что история человечества всегда была историей борьбы классов. Власть государства считалась организованной силой для подчинения одним классом другого. Вышестоящий класс изменяет обычаи под себя, создает необходимые для достижения своих целей законы. Исходя из этой теории на определенной ступени развития общества обычаи уже не основное средство социального регулирования. Но марксистская теория создает социальному развитию научное представление. Однако особенностью научного изучения является его основа на вероятности, а не на обходимости. Хоть экономические факторы и играют роль в происхождении права, но они не создают единственную причину, породившую правовой процесс. Авторы считают классовые противоречия процессом, породившим социальный прогресс.[39]

И так, можно сказать, что среди ученых умов нет единого мнения о происхождении права. Теории происхождения отталкиваются главным образом от утвержденных свойств права и истинных положениях дел при котором право появилось. Но, не смотря на такое изучение, некоторые отдельные факторы иногда преувеличивают.

Заключение

Подведя итог, можно отметить, что появление и становление права - это следствие усложнения и укрепления общественных связей, конфликтов и противоречий. На момент когда обычаи и табу перестали сохранять порядок и стабильность в общественных группах, появляется необходимость в кардинально новых регулировках общественных отношений, чему и послужило происхождение права.

Право создано для регулирования общественных отношений, оно призвано оберегать свободу человека и сохранение имущества.

Право обязано иметь государственно-волевой характер. Именно в этом определяется его классовая сущность. Изучая само понятие и сущность права, можно сказать, что его сущность нормативна. Это показано в его проявлении в реальной жизни. Государство должно состоять в одном деле с правом, иначе воплощенная в законе воля не будет иметь юридической силы. Структура норм - это четкое распределение права. Структура полна таких понятий как санкции, гипотезы, диспозиции. Поэтому очень важна формальная правовая определенность. Способами выражения воли государства являются нормы, содержащие в себе определенные формы, основа которых - нормативно-правовой акт.

Масштаб теорий по происхождению права необычайно широкий, люди изучающие сей процесс, выдвигали и создавали конвенции, школы и выдвигали иногда даже самые фантастические доводы в защиту своих теорий. Люди прилагали немало сил пытаясь разобраться, пробиться в глубину прошлых веков, что бы найти ответ на вопрос что же послужило причиной происхождения права и найти доказательства отраженные в той ли иной теории.

Библиография

Абрамов А.И.. Понятие функции права. - "Журнал российского права". - № 2. – февраль, 2006

Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 200 с.

Алексеев С.С.. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 6: Восхождение к праву. – М.,2010. – 558 с.. 2010

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996. С-119

Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А.. История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1.. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004.

Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. — М. : Высшее образование, 2008. — 358 с. : ил. — (Основы наук). С339-341

Конституция Российской Федерации

Крашенинникова,Н.А. Происхождение права в Древней Индии//Правоведение.-1977.- № 1.- с. 75-84

Купалов В.Л. Теория государства и права. Учебник – ГОУ ВПО «СГАП». Саратов: 2011 - с. 165

Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. М .: Зерцало-М, 2011. — глава 3 с.

Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. – глава 3

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2004

Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — с. 640 (Университетская серия).

Морозова Л.А. Теория государства и права : Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010

Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007 с.58-60

Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Городец, 2003

Портнов В.П. Возникновение древнерусского государства и права, IХ-ХII в.в. - Ежеквартальный журнал В мире права¨. - 1999. - № 1.

Радько Т.Н., Лазарев В.В. Морозова Л.А.. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. -М. : Проспект, 2015. - 568 с. РУМО.

Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – с. 465,с. 217-222

Червонюк В.И. Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках) // Вестник Московского университета МВД России. №3 2014.

Энциклопедия экономиста «Grandars URL»: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/principy-prava.html (дата обращения 20.03.18)

Энциклопедия Экономиста Grandars.ru URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/struktura-prava.html (Дата обращения: 04.02.2018)

Приложения

Приложение 1

  1. Лившиц Р. 3. Теория права. Учебник – М.: Издательство БЕК, 1994. – глава 3

  2. Лейст, О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. Учебное пособие. М .: Зерцало-М, 2011. — глава 3 с.

  3. Купалов В.Л. Теория государства и права. Учебник – ГОУ ВПО «СГАП». Саратов: 2011 - с. 165

  4. Морозова Л.А. Теория государства и права : Учебник - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Эксмо, 2010 - с.146-147

  5. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2004, с. 70

  6. Энциклопедия экономиста «Grandars» URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/principy-prava.html (дата обращения 20.03.18)

  7. Конституция Российской Федерации, ст. 21

  8. Конституция Российской Федерации, ст. 15

  9. Конституция Российской Федерации, ст. 19

  10. Энциклопедия экономиста «Grandars URL»: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/principy-prava.html (дата обращения 20.03.18)

  11. Алексеев С. С. Теория права. — М.: Издательство БЕК, 1995. — 200 с.

  12. Червонюк В.И. Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках) // Вестник Московского университета МВД России. №3 2014. - с.13

  13. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2004

  14. .Радько Т.Н., Лазарев В.В. Морозова Л.А.. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. -М. : Проспект, 2015. - 568 с. РУМО.

  15. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2004, с.84-85

  16. Абрамов А.И.. Понятие функции права. - "Журнал российского права". - № 2. – февраль, 2006

  17. Конституция Российской Федерации, глава 2

  18. Энциклопедия Экономиста Grandars.ru URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/struktura-prava.html (Дата обращения: 04.02.2018)

  19. Конституция Российской Федерации, ст. 2, 18

  20. Алексеев С.С.. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 6: Восхождение к праву. – М.,2010. – 558 с.. 2010

  21. Червонюк В.И. Структура права: закономерности формирования и развития (в девяти выпусках) // Вестник Московского университета МВД России. №3 2014. - с.12

  22. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2004, с.24-25

  23. Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007 с.58-60

  24. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юристъ, 2004, с.24-25

  25. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Городец, 2003, с.15-16

  26. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Городец, 2003, с.29-32

  27. Крашенинникова,Н.А. Происхождение права в Древней Индии//Правоведение.-1977.- № 1.- с. 75-84

  28. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А.. История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1.. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. с. 22-23

  29. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Городец, 2003, с.29-32

  30. Жидкова О.А., Крашенинникова Н.А.. История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1.. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. с. 419

  31. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Городец, 2003, с.29-32

  32. Портнов В.П. Возникновение древнерусского государства и права, IХ-ХII в.в. - Ежеквартальный журнал В мире права¨. - 1999. - № 1.

  33. Пиголкин А.С. Теория государства и права. Учебник. - М.: Городец, 2003, с.29-32

  34. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996. С-119

  35. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007. — с. 640 (Университетская серия).

  36. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. — М. : Высшее образование, 2008. — 358 с. : ил. — (Основы наук). С339-341

  37. Морозова Л.А.. Теория государства и права. Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Российское юридическое образование, 2010. - с-135

  38. Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права : учеб. пособие / Т. В. Кашанина. — М. : Высшее образование, 2008. — 358 с. : ил. — (Основы наук). С339-341

  39. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: ЕАОИ, 2007. – с. 465,с. 217-222