Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Абстрактная композиция и начало проектирования (Абстракция)

Содержание:

Введение

В данной работе рассматривается тема "Абстрактная композиция".

Абстракциони́зм (лат. abstractio «удаление, отвлечение») или нефигуративное искусство — направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. На появление этого стиля повлияли перемены, возникшие в предреволюционном обществе. Люди устали от традиционных норм искусства и жизни. Всем хотелось нечто нового. С политической точки зрения абстракционизм можно считать экстремизмом в мире искусства.

Глава 1. Абстракция

Абстракция - это сведение идеи к ее наиболее упрощенным, распознаваемым линиям, форме или сущности. Фотография, чертеж или картина представляют собой низкие уровни абстракции, потому что они в большой степени сводят уровень представления. Когда - же художник - дизайнер старается решить визуальную проблему, он, напротив, часто прибегает к абстракции. Дизайнер в большей мере думает о сущности того, что старается изобразить. Художник - дизайнер решает проблему, стараясь использовать наименьшее число линий и упрощенные формы.

Абстракционизм принято разделять на 2 направления.

1. Геометрическая абстракция. В данном направлении фигуры имеют четкие очертания.

2. Лирическая абстракция. Здесь уже элементы свободно перетекают в самые разнообразные формы

В современном дизайне абстракционизм играет огромную роль, ибо используется практически повсеместно, начиная от книжных обложек и заканчивая офисными зданиями. Его применение позволяет оживить и разнообразить проект, делая его привлекательным для потенциального пользователя.

В своих проектах часто обращаются к абстракционизму прежде всего люди работающие в сферах инновационного бизнеса, графического дизайна, иллюстрирования (обложки книг, журналы, музыкальные альбомы, открытки), продуктов и товаров для молодежи, а так же в интерьерного направления и архитектурных решений.

Своим видом абстракция, прежде всего, направлена на создание образа нового и передового. Благодаря абстрактному и субъективному восприятию, она способна вызывать определенные образы у аудитории, на которую она рассчитана.

1.1 Зарождение абстракционизма

Ведущая роль на сцене художественной жизни первого послевоенного десятилетия принадлежала течениям абстракционизма. Вначале на первый план шла геометрическая абстракция как наиболее укоренившейся в Париже, выработавшая свою программу в деятельности объединения «Абстракция - творчество». Выставки геометрической (или, как её тогда называли, «холодной») абстракции проходили в галерее Дениз Рене. В частном салоне «Новые реальности». Однако это направление, задуманное как некий проект рациональной организации мира в лабораториях Баухауза и Вхутемаза, группы «Де Стейл», освящённое авторитетом Мондриана, Ван Дусбурга и Малевича, было к тому времени дискредитировано тоталитарными режимами и катастрофой мировой войны. Многим казалось, что утопия целесообразного мироустройства на разумных началах потерпела абсолютный крах. Вычерченные с помощью линейки и циркуля формы глушили индивидуальность художника, загоняли его творческую свободу в унылую «тюремную» решётку. Уже в 1950 году критик Шарль Этьен в своём страстном памфлете обвинял «холодную абстракцию» в создании нового академизма: «Базовые элементы нового пластического кода таковы: геометрическая форма и так называемый чистый цвет - чистый, то есть очищенный от витаминов, предельно безличный, максимально удалённый от вредоносных колебаний и модуляций материи, эстетика срезанного плана и ровной плоскости... Всё это не является ни знаковой, ни даже формальной системой, но содержит в себе нечто более серьёзное: новую рутину, новую установку глаза и сознания, новый объект, новоявленный внешний объект... Этот новый объект таков: скучный, мёртвый абстрактный декор, который хотят навязать в качестве кодекса нового искусства». По мнению критика, это направление изначально, в силу своих программных установок, было поражено склерозом академизма, в противоположность «лирической абстракции» Кандинского, освобождающей художника от любых стереотипов.

Основные дискуссии развёртывались вокруг абстрактного искусства, занявшего авансцену художественной жизни. Как было показано Жоржем Роком, понятие абстракции долгое время отвергалось в художественной среде как противоречащее самому естеству живописи и скульптуре - искусств миметических по своей сути. «Абстрактное» - значит головное, надуманное, оторванное и от человеческой чувственности, и от живой природы, то есть наделённое всеми пороками салонных художеств.

Во второй половине 1940 - 1950-х годах утвердившееся в правах понятие абстракции чаще всего трактовалось как процесс абстрагирования, то есть последовательная редукция конкретных форм природы к её общим свойствам. Анализируя критические высказывания того времени, Рок приходит к выводу: «Художник, стало быть, находится перед природой, и никак иначе. Нет речи о том, чтобы отвернуться от неё. Теперь альтернатива, или дилемма, между натурой и пластикой сменилась другой: между фигуративными объектами предстоящей художнику натуры и элементами чисто пластическими, которые надлежит из неё извлечь. Госпожа Природа, таким образом, коварно совершает победный разворот в самом центре дефиниции абстрактного искусства».

Абстракционизм и реализм рассматривались не как противоположности, стоящие на разных основаниях, а, скорее как две ветви, растущие от одного ствола. Полюса единой целостности далеко разошлись, но связи между ними были не порваны, а туго натянуты, и напряжённое силовое поле давало импульсы к рождению разнообразных художественных форм - от иллюзорно - реалистических до абстрактно - геометрических.

Абстракция - извлечение из натуры, её «возгонка», процесс «испарения» материальных форм, совершённый энергией зрительного сдвига, перефокусировки глаза. Кандинский увидел, как натуроподобные формы его пейзажа, теряясь в сумраке, распадались на цветные пятна, то не исключена возможность обратного хода: при всматривании в абстрактную картину с её «дна» всплывает изобразительный мотив.

Глава 2. Композиция

Композиция способствует развитию образного мышления, несет в себе содержательный аспект и делает творчество более осознанным, а не случайным. Поэтому нам так важно изучение данной учебной дисциплины. В подтверждение этому обращусь к цитате Леонардо да Винчи: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое отражает противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их».

Композиция как учебный предмет, появился значительно позже, чем такие предметы как рисунок или живопись. Долгое время композиция не могла стать самостоятельным учебным предметом, так как считалось индивидуальным видом творчества, достаточно сложным, доступным лишь узкому кругу учеников.

Поэтому более, позднее композиция сформировалась как самостоятельный учебный предмет следствием этого и послужила, сложность и многогранность данного учебного предмета, который является более интуитивным, чем логическим, а так же трудно поддающийся самостоятельному изучению.

В 20-30 годы советского времени развитие композиции как науки сильно тормозили, её недооценивали, а порой и вовсе отрицали. С этим не был согласен художник А.А. Дайнека «Утверждение, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, тем более странно, что, как правило, композиция произведения любого вида изобразительного искусства, заранее обдумывается. Основы изучения рисунка и живописи тесно смыкаются с законами композиции».

Поэтому мне так важно обратить внимание на композицию, как основу любого творческого искусства (рисунок, живопись, скульптура).

В настоящий момент композиция, основательно изучена, имеет огромную базу и постоянно развивается (пишутся новые методики и технологии). Но без такого посредника как учитель ученику будет крайне сложно изучить данные дисциплины.

Я считаю, что композиция является базой для создания творческого продукта человека. Мы должны чувствовать и понимать сюжетный замысел, идейность, гармоничность. Сопереживать произведению. Для этого то и нужна композиция, без знаний этого учебного предмета наше творчество станет пустым.

2.1 Сущность понятия «Объемно-пространственная композиция»

«Объемно-пространственная композиция» - сложное составное понятие. Для того чтобы разобраться в его сущностных характеристиках необходимо разобрать его отдельные составляющие.

Для начала обратимся к самому понятию композиции. «Композиция в переводе с латинского composition обозначает сочинение, сложение»

Однако нельзя назвать композицией любой набор элементов, это «не простое размещение по соседству, но их согласование и примирение». Синонимом этих понятий, вобравшим в себя все смысловые значения, является гармоничность, поэтому композицию можно назвать гармоничным соединением частей в единое целое. В данном смысле термин «композиция» трактуется широко и применяется в различных областях. Существуют не только литературная, музыкальная, архитектурная композиция, но и шахматная, цветочная, математическая и т.д. В более узком смысле, особенно в среде художников под композицией чаще всего имеют в виду произведение какого-либо вида искусства: живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле к конкретным произведениям искусства.

Композицию считают основой всех видов искусства, это «важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому». Однако степень разработанности проблемы композиции с научной точки зрения в различных видах искусства не одинакова. По мнению профессора Н.П. Бесчастнова теория композиции наибольшим образом разработана в поэзии и музыке, в изобразительном искусстве она находится «в стадии становления». В 20 веке многие исследователи-теоретики и художники-практики обращались к проблеме композиции в пластических искусствах, рассматривая ее в разных аспектах. Большой вклад внесли В.А. Фаворский, Е.А. Кибрик, К.Ф. Юон, Н.Н. Волков, Е.В. Шорохов, Н.М.Сокольникова, О.Л. Голубева и др.

Исходя из этого, композицию можно определить как многозначное понятие, подразумевающее гармоничную цельность. В общем смысле понятие композиции относят к разным областям человеческой деятельности, в более узком смысле к конкретным произведениям искусства.

Точного научного определения композиции, которого бы придерживался каждый художник, нет. Поэтому, художники выявляют сущность композиции субъективно, которая на их взгляд является наиболее важной. Обратимся к некоторым из них.

Е.А. Кибрик: «Композиция - закономерно устроенный организм, все части которого находятся в неразрывной связи и взаимозависимости. Характер этой связи и взаимосвязи. Характер этой связи и взаимозависимости определяется идейным замыслом художника. Конструктивная идея, свойственная природе замысла, даёт практическую основу композиции».

В.А. Фаворский: «Одно из определений композиции будет следующее: стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разновременное. Если так определить понятие композиции, то станет ясно, что она не есть придаток к изображению, не есть украшение, а есть основной момент изображения, по-разному проникающий в разные произведения, так как цельность может быть большая или меньшая, цельность может быть различного характера».

«К.Ф. Юон видит в композиции конструкцию, то есть распределение частей на плоскости, и структуру, которую образуют также плоскостные факторы».

Сложно полностью согласиться с одним и отбросить теорию другого. Возможно, каждый из них ставил разные задачи перед своей работой, вследствие чего и возник разный базис композиции.

С точки зрения структуры и конструкции композицию рассматривали Е.А. Кибрик и К.Ф. Юон. Именно на их определения композиции мы и будем опираться в нашей работе, так как нашей целью в практической части работы и будет являться создание абстрактной композиции, а в последующем сложение и соотношение частей конструкции в единое гармоничное единство.

В композиции Е.А. Кибрик создает определенный конструктивный принцип, который является основой будущего произведения, способный объединить в одно целое все его детали, т. е. решает вопрос о неделимости композиции». То есть художник находил ядро- центр композиции и подчинял ему второстепенные элементы, тем самым гармонизируя композицию. Художник считал что, прежде всего, нужно найти идею, мотив композиции, прежде чем приступать к компоновке.

Так же воспользуемся понятием Советского энциклопедического словаря: « Композиция - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому».

В пластических искусствах композицию принято определять как объединение частных элементов художественной формы в единое составляющее. Происходит это (объединение) с помощью правил композиции. Обратимся к ним.

2.2 Правила композиции

Основными правилами являются: симметрия, асимметрия, масштаб, пропорции, ритм, контраст, нюанс.

Для симметричной организации композиции характерна уравновешенность ее частей. В такой композиции обычно ярко выражен центр. Симметричной композиции присуще такие характеристики как устойчивость, уравновешенность, централизованность.

Асимметрия в композиции образуется путем дисбаланса и децентрализованности. Зачастую такая композиция делит плоскость на части в связи с различием величин масс, пропорций, форм и пр.

Асимметрии присуще динамика, ритм, противопоставление масштабов, форм.

Поэтому если в вашей композиции присутствует ярко выраженный центр, можно точно сказать что композиция является симметричной, а если в композиции несколько центров или вообще отсутствует, то такая композиция является ассиметричной.

«Это периодическая повторяемость какого-либо элемента, дублируемые через некоторые интервалы, располагающаяся в закономерном порядке»

Можно сказать, что ритм это есть движение, которое в свою очередь не свойственно симметрии. Движение ритма расчленяет композицию и приводит её к асимметрии.

«Масштабность- соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим формам. Чувство масштабности- это реальное восприятие мира, отдельных явлений в их конкретной величине. Как средство композиции масштабность следует использовать достаточно свободно, руководствуясь соображениями художественной выразительности»

Древнегреческий философ Протагор утверждал «Человек есть мера всех вещей». Эта мысль четко формулирует суть масштаба. Ведь всё что делает человек, он делает для себя и по себе.

Для того чтобы правильно решить масштаб мы должны хорошо понимать с каким материалом работаем и его конструкцию.

«Пропорциями называются размерные отношения двух элементов (частей) формы»

Это значит, пропорция одной формы напрямую зависит от другой. При увеличении или уменьшении первой формы мы не должны забывать о другой форме.

Мы всегда должны соотносить формы и объемы, не искажая их характерных и естественных пропорций. Таким образом, мы придем к гармоничной согласованности всех элементов композиции.

«Контраст- резко выраженное различие характеристик элементов формы друг от друга в том или ином отношении. Нюанс- отношение форм, незначительно различающихся сравниваемыми свойствами, так что их сходство выражено сильнее, чем различие».

Контраст усиливает внешние и конструктивные особенности элементов, делая их единство более впечатляющим и напряженным.

В результате этого, мы можем сказать, что контраст предпочтительнее выбирать тогда когда мы хотим сильнее воздействовать на зрителя, он дает моментальное прочтение темы или какой-то информации. Но при не правильном внедрении контраста может, разрушит композицию. Для того чтобы композиция была гармоничной и не распадалась ей нужно составить пару, тогда мы сможем сравнивать и соотносить. Аналогично и по отношению к нюансу.

Нюанс помогает сглаживать композицию, доводить её до совершенства. Но мы всегда должны помнить что нюанс и контраст- это взаимодополняющие тождества, которые приводят композицию в равновесие.

Все вышеперечисленные средства очень важны для создания цельной гармоничной композиции. Но следует помнить, что применять их стоит в зависимости от той задачи, которую ставит художник.

Благодаря рассмотренным правилам мы можем решить как достичь того результата который нам нужен в композиции, в зависимости от наших целей и задач, от состояния которое мы хотим передать и пр.

Изучая правила и сущность понятия композиция, мы поняли, что композиция имеет ряд свойств и законов.

2.3 Законы композиции

В нашем исследовании мы назовем два основным закона композиции : закон единства и закон равновесия.

Обратимся вновь к такой характеристики композиции как гармония. «…Гармония есть связь различных частей в единое целое… Это особое, целостное единство, охватывающее абсолютно все сущее. Гармония- закон именно такого единства, закон целого».

Поэтому, ставя задачу, организации композиции, мы всегда должны помнить о законе единства и цельности. Сумма нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных частей должна выражать цельную картину. Единство можно добиться путем соподчинения. Соподчинение- это выделение доминанты, которому подчиняются все остальные элементы. Но прежде нам нужно обратить внимание на организацию композиционного центра, так как именно центр соподчиняет себе другие элементы.

Композиционный центр ярко выражает главное в конструкции композиции. Найти центр в композиции не сложно, как правило он ярко выражен какими либо выше перечисленными средствами, тем самым привлекая внимание зрителя.

Равновесие- это баланс всех элементов в композиции. Равновесие зависит от такого, как расположены основные массы, как организован композиционный центр и пр.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из законов композиции в отдельности не могут придти к гармоничному единству, так как всё взаимосвязано.

Теперь нам понятно, что такое композиция в общем виде и знаем её два основных закона. Теперь вернемся в начало, мы исследовали сущность понятия объемно- пространственной композиции, в ней присутствуют такие важные качества, как объем и пространство. Обратимся к ним.

2.4 Объем и форма, плоскость и пространство

Форма- это изобразительное средство выражения художественного образа.

Свойства формы - это всё то, что мы можем воспринимать зрительно: геометрический вид, величина, положение в пространстве, масса, фактура, текстура и т.д.

Существует три вида формы:

  1. Линейный, преобладания одного измерения над другими.
  2. Плоскостной, определяющийся резкой уменьшенностью размеров по одной из координат измерения.
  3. Объемный, ему присуще равенство всех трех измерений.

В нашем исследовании наибольший интерес отдаётся объемной форме, поэтому обратимся к ее терминологии.

Объем - это произведение длины, ширины и высоты. «Объем - одна из самых активных форм. «Недаром великий французский художник П. Сезанн (1839-1906) говорил, что «все в природе предстает нам как цилиндр, конус или сфера»».

Объем сильнее воздействует на зрителя, и впечатление от пирамиды будет сильнее, чем от треугольника.

В зависимости от того какие задачи ставит художник и в каком пространстве они реализуются и будет определяться форма предметов. Будут ли они линейными, плоскими или объемными.

Как пространство, так и плоскость - это среда, в которую погружены предметы, но пространство- это среда трехмерное, а плоскость- двухмерное.

Глубина, есть существенная отличительная характеристика трехмерного пространства от двухмерного. Глубина неразрывно связана с таким понятием как перспектива, если речь идет о конструктивном объемно-пространственном рисунке. Перспектива- это система изображения трехмерного пространства на двухмерной плоскости. Эта система строится на сокращении объектов в точку схода (линию горизонта). Перспектива будет изменяться в соответствии с углом зрения (ракурсом).

Плоскостное изображение предмета будет являться тем, когда предметы не будут иметь такого свойства как глубина. Такие изображения несут в себе определенные цели, но для нашего исследования это не является актуальным.

В связи с выше перечисленным высказываниями мы можем сделать вывод, что изображение пространства зависит от изображенных на ней предметов. Можно даже сказать, что пространство строится предметами, их формой и расположением.

Пространство, плоскость, объем, и форма напрямую зависят от видов композиции.

2.5 Виды композиции

Рассмотрим три вида композиции:

1) Фронтальная композиция.

«Такая композиция характеризуется тем, что она имеет абсолютно плоскую форму, на которой глубина показывается иллюзорно (картинная плоскость во всех ее разновидностях и со всеми особенностями).

Из этого следует, что фронтальная композиция характеризуется в основном двухмерностью».

Такая композиция не имеет ни пространства, ни глубины.

Фронтальная композиция часто используется при создании декоративных произведений - ковров, росписей, орнаментов тканей, а также в абстрактной и реалистической живописи, в витражах, мозаике.

2) Объемная композиция.

«Объемная композиция своим названием говорит о форме, имеющей три измерения, три основные пространственные координаты (высоту, ширину и глубину), и обозреваемой со всех сторон. При этом имеется в виду, что ни одно из трех измерений не предполагается минимальным, превращающим объем в плоскость»

В такой композиции возможно доминирование высоты над другими измерениями и измерения ширины и глубины над высотой.

Примерами такой композиции являются скульптура, мелкая пластика, малые архитектурные формы, произведения декоративно-прикладного характера.

3) Глубинно- пространственная композиция.

«Складывается из материальных элементов (поверхностей, объемов) и пространства, интервалов между ними».

Отличительная черта такой композиции это пространство или пауза между объемами. Пространство самый мощный фактор воздействия на зрителя, так как оно буквально обволакивает зрителя.

«Особое значение для организации глубинно-пространственной композиции имеет работа в макете. Осуществляя рабочее макетирование, можно активнее почувствовать пространственные связи композиции, наработать вариантность подходов в решении, разнообразить объемно-пластические предложения».

Мы рассмотрели виды композиции, знаем, что такое объем и пространство в композиции. Теперь нам не сложно будет дать характеристики и само понятие объемно-пространственной композиции и узнать процесс её создания.

Объемно-пространственная композиция- это композиция из трехмерных форм или объектов, в зависимости от того будет ли она изображаться на двухмерной плоскости или в пространстве. О том, как передать трехмерную форму в двухмерном пространстве мы рассмотрим во 2 параграфе. Такая композиция может иметь следующие свойства: геометрический вид, величина, положение в пространстве и массу.

«Объемно- пространственная композиция- это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне».

Из этого обоснования понятно, что объемно-пространственная композиция имеет узкоспециальную направленность, напрямую связанная с архитектурой. Поэтому разберемся и с ней.

«Архитектурная композиция- способ организации архитектурных элементов с целью достижения общего единства и гармоничности».

Но следует отметить, что в отличие от объемно- пространственной композиции, архитектурная включает в себя художественно-выразительный ответ на целый комплекс факторов: социальных, функциональных, экономических, конструктивных, эстетических и др.

И поэтому следует подчеркнуть, что понятие «Объемно-пространственная композиция» по своему содержанию уже понятия «архитектурная композиция».

Теперь мы можем дать определение объемно- пространственной композиции. И так объемно- пространственная композиция- это гармоничное сочетание объемных форм с пространственными элементами имеющая геометрический вид.

Способы, методы, приемы создания композиции

Создание объемно- пространственной композиции через макетирование.

Мы рассмотрим, из каких процессов состоит макетирование, и какие материалы лучше использовать при создании макета.

С начала, решим, с каким материалом лучше работать.

Для учебного макетирования используются бумага, картон, эглин, иногда пенопласт. Лучший материал- плотная бумага типа «ватман», акварельная бумага в папках, тонкий белый картон. Бумага - прочный структурный материал, в то же время бумага хорошо гнется и обрабатывается. Она дает возможность четкого конструирования геометрических форм и в то же время способна передать тончайшую пластику формы. В макетировании бумагой имитируют различные конструкции, всевозможные строительные материалы - бетон, мрамор, металл и др.

Бумага - легкий в обработке материал, поэтому эскизные макеты из бумаги делаются очень быстро. Комбинируя варианты, можно быстро склеить композицию , изменить форму, пропорции составляющих ее элементов, заменить один элемент другим.

Работа с эглином не менее важна, чем работа с бумагой. Это разные по качеству материалы. Зрительное и осязательное восприятие их различно. Эглин (пластилин) - аморфный материал, дает больше работы осязательным анализаторам, бумага - зрительным. В работе с эглином больше ощущение пластики, что позволяет дополнительно чувствовать ее массу, структуру, равновесие.

Характер работы с этими материалами тоже различен: если макет из бумаги собирают из отдельных частей, конструируют форму (больше комбинаторных действий), то работа с эглином строится по-другому: форма в основном лепится путем удаления части массы из монолитного куска (как в работе над скульптурой).

И так мы решили, что для первой работы лучше всего следует использовать бумагу, а вообще выбирать материал следует в зависимости от той цели, которую мы хотим достичь.

Процесс макетирования складывается из нескольких последовательных стадий:

  1. процесс поиска композиции - это могут быть эскизы в виде рисунка или изготовление эскизного макета;
  2. вычерчивание развертки принятого варианта и процесс раскроя;
  3. склеивание макета и подмакетника.

Для качества изготовления макета важно, где получится стыковка поверхностей, по какой линии форма будет склеена. Желательно, чтобы мест склеивания было как можно меньше, они не должны попадать на выступающие углы и располагаться на поверхности граней, видимых с главной точки зрения. Прямолинейные надрезы и разрезы бумаги выполняют ножом по линейке.

Процесс склеивания разверток очень долгий и кропотливый, поэтому потребуется не мало времени и терпения.

От того, насколько качественно будет сделан макет, зависит ясность восприятия композиции.

Глава 3. Стилизация абстрактной композиции в тематике «Боль»

Тема боли преследует искусство на протяжении всей его истории: от изображений страдания на средневековых фресках до радикального перформанса второй половины XX века, испытывающего границы человеческого тела. Однако лишь в последние четыре десятилетия проблема репрезентация боли становится центральной темой философии и теории искусства.

Феномен боли возвращается в сферу мысли, когда образ человека в культуре подвергается изменениям и происходит пересмотр отношения к телесности. Разлом между телом и духом, вызванный душевной и телесной болью, представляется, с одной стороны, источником творческого процесса, с другой — сам становится темой произведений. Современное искусство — от концептуального до так называемого science art — возвращает осмысление феномена боли и ставит вопрос о фундаментальном ее значении, неотъемлемости и, возможно, неизбежности.

Понятие боли в абстрактной композиции позволяет наблюдающему ощутить в эмоциональном плане физическое или духовное негативное воздействие, которое запечатлено в произведении.

В процессе создания абстрактной композиции закономерности и принципы визуального восприятия могут проявлять себя в зависимости от чувств, настроений и намерений абстракциониста двумя противоположными способами: во-первых, чтобы их подсознательно соблюдали, и во-вторых, чтобы их в большей или меньшей степени нарушали. Абстрактное искусство, как и музыкальное – тоже по сути своей, абстрактное, имеет все уровни независимости и, создавая свою композицию, абстракционист вправе нарушать любые принципы или же создавать новые, если этого требует художественная форм, наиболее подходящая и близкая ему для передачи своих внутренних чувств. Например, действуя вопреки группирующим закономерностям и принципам, можно разобщить группы объектов композиции, придавать отдельным объектам самостоятельность и уникальность, вносить в композицию драматизм любого уровня – воплотить до диссонанса.

Стилизация - намеренная имитация формальных признаков и образной системы того или иного стиля в новом, необычном для него художественном контексте. Мы прибегнем к ней, для представления абстрактной композиции в нескольких отличимых вариантах. В свою очередь она нам поможет поиграться с вариативностью вязальных особенностей, и дать в некотором смысле более широкий взгляд на нее в нескольких дизайнерских решениях. Работа над созданием обобщенного декоративного образа представляет собой процесс отвлечения от ряда частных подробностей. Как известно, обилие деталей в предмете мешает целостному его восприятию. Точно так же обилие частностей в одних образах затрудняет создание новых, более оригинальных образов. Значит, нужно стремиться к выделению самых общих признаков из частных образов и объединению их в новом образе. Художник может изменять предмет в любой степени, отход от натуры бывает очень значительным. В нашем случае мы создаем 5 вариантов нашей абстрактной композиции, каждый из которых будет представлять собой иной взгляд на изначальную версию, при этом сохраняя формы и задумку.

1. Объемная модель абстрактной композиции.

2. Абстрактная композиция, созданная в графическом редакторе

3. Абстрактная композиция из ниток.

4. Абстрактная композиция, с передачей объема, созданная в графическом редакторе.

5. Абстрактная композиция, выполненная карандашом.

Заключение

Для творческого созидания требуются осознанные действия и заранее продуманный план. Как правило, этим планом и является композиция. Композиция очень сложный и многогранный предмет, включающий в себя законы, правила, приемы и средства. И так вспомним их еще раз.

Благодаря этим компонентам мы научились понимать сюжетный замысел, идейность и гармоничность.

Так как в нашей работе нас интересовала абстрактная композиция. Рассмотрели её виды и узнали способы создания.

Мы узнали способы создания абстрактной композиции через рисунок и макет. Для того чтобы грамотно нарисовать эскиз композиции и качественно создать макет, требуется большая интеллектуальная и творческая подготовка. А так же посредствам данных занятий происходит когнитивное и профессиональное развитие.

Список используемой литературы

1. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика / В.С. Безрукова. - Екатеринбург: «Деловая книга», 2005г. - с. 11-13.

2. Ванслов, В.В. Проблемы композиции / В.В. Ванслов, С.А. Гавриляченко, Л.В. Шепелев

3. Ветрова, И.Б. Неформальная композиция: от образа к творчеству / И.Б. Ветрова. - 2004. - 174 с.

4. Волков, Н.Н. Композиция в живописи / Н.Н. Волков // М.: Искусство, 1977г. 1 -265.

5. Голубева, О. Л. Основы композиции / О.Л. Голубева // М.: Изобраз. искусство, 2001.

6. Живопись: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Бесчастнов, В.Я. Кулаков, И.Н. Стор, Ю.С. Авдеев, Г.М. Гусейнов, В.Б. Дыминский, А.С. Шеболдаев. - М.: Гуманит. Ж67 изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с., 32 с.

7. Котляров, А.С. Композиционная структура изображения: учеб. пособие/ А.С. Котляров. - М.: Университетская книга, 2008. - 152 с.

8. Мамугина, В.П. Рисование геометрических форм и композиций : метод. разра- ботки / В.П. Мамугина, М.В. Никольский. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. - 32 с.

9. Павлова, А.А. Графика в средней школе / А.А. Павлова, Е.И. Корзинова. - М.: Владос, 2003г. - с. 56-58.

10. Степанов, А.В. и др. Объемно-пространственная композиция : учеб. Для вузов/А.В. Степанов , В.И. Мальгин, Г.И. Иванов и др. - М.: Издательство «Архитектура -С», 2007.- 256.

11. Тихонов, С.В. Рисунок : учебное пособие для вузов / С.В. Тихонов, В.Г. Демьянов, В.Б. Под- резков. - М. : Стройиздат, 2005.

12. Художественное проектирование : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2109 «черчение, рисование и труд» / Нешумов Б.В., Щедрин Е.Д., Минервин Г.Б. и др. - М.: Просвещение, 1979.- 175 с.

13. Шевелев, И.Ш. Золотое сечение / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев // М., 1990.

14. Шорохов, Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для студентовпед ин-тов / Е.В. Шорохов // М.: Просвещение, 1979.- 303с.

15. Электронный каталог Википендия [Электронный ресурс]: база данных содержит энциклопедические сведения.- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C6%E8%E2%EE%EF%E8%F1%FC - Загл. с экрана

16. Электронный каталог Композиция [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://www.coposic.ru/kompoziciya-predmet/predmet-kompozicii/ - Загл. с экрана

17. Электронный каталог Объемная композиция (Учебно-практическое пособие). Авторы: Милова Н.П., Воронкова А.А., редактор: Александрова Л.И. [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://abc.vvsu.ru/Books/objomn_kompoz/page0001.asp - Загл. с экрана

18. Электронный каталог Основы технологии - Макетирование [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://2programmer.ru/tehnolog1?start=3 - Загл. с экрана

19. Электронный каталог Творческая мастерская disaign [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://artbelova.ru/composition.html - Загл. с экрана

20. Электронный каталог Энциклопедия искусства [Электронный ресурс]: база данных содержит информационные сведения.- Режим доступа: http://www.artprojekt.ru/school/compozicia/index.html - Загл. с экрана