Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Взгляды В.А. Сухомлинского на обучение и развитие детей (Значение учителя в жизни ребенка)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В. А. Сухомлинский (29.09.1918 - 02.09.1970) - известный советский педагог, заслуженный учитель школы УССР, член-корреспондент АПН РСФС, АПН СССР, Герой Социалистического Труда, писатель.

Воспитанник Полтавского педагогического университета им. Короленко, свою педагогическую деятельность он начал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. В 1942 - 1944 гг. - директор средней школы в поселке Ува Удмуртской АССР, в 1944 - 1948 - заведующий Онуфриевским роно, с 1948 г. - директор Павлышской средней школы, в которой работал до конца жизни.

Жизнь В. А. Сухомлинского - воспитание детей, личности, рождения гражданина.

Глубокое осмысление педагогической практики, актуальных задач школы, потребностей общественного развития приводит педагога к собственному пониманию процесса воспитания и его слагаемых.

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Являясь последователем Коменского, Ушинского, Песталоцци, Сухомлинский в аспекте духовных проблем последовательно раскрывает идею гуманистического подхода в воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его «Школы радости».

Василий Александрович создавал свои произведения в жанре педагогической публицистики, внеся в работы богатый педагогический опыт свой и своих коллег, правдивые жизненные ситуации, индивидуализированные образы, элементы фольклора. В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании», «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина», «Письма к сыну». Книга «Сердце отдаю детям», впервые вышедшая в 1969 г., сразу приобрела широкую популярность, выдержала 46 изданий на 23 языках мира, в том числе на английском, французском, немецком, японском, китайском.

Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе.

В. А. Сухомлинский дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов.

В наше время творчество В. А. Сухомлинского все больше и больше привлекает общественный интерес. Образовательная система, разработанная им, обогатила педагогическую науку теоретическими идеями, положениями, являющимися актуальными и чрезвычайно полезными для общества и в наше время, а также внесла вклад в практику образования и воспитания.

Темы, над которыми размышляет педагог, актуальны и злободневны; в своей совокупности они представляют программу действенного гуманизма.

Цель исследования - охарактеризовать компоненты педагогической системы В. А. Сухомлинского и показать актуальность его творческого опыта для современной школы.

Объект исследования - педагогические взгляды и педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского.

Предмет исследования - теория и практика развития нравственных чувств личности школьника в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского.

Методологической основой исследования являются психологические и педагогические работы, отражающие идеи гуманистического направления в воспитании; системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к воспитанию; идеи о нравственных чувствах как одном из основных критериев нравственной воспитанности личности; идеи о роли эмоционального фактора в развитии нравственных чувств; идеи и основные принципы гуманистической педагогики В.А. Сухомлинского.

Поставленные задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме, обобщение, синтез.

1 Значение учителя в жизни ребенка

1.1 Взаимоотношение учителя и ученика

В.А. Сухомлинский характеризует деятельность воспитателя как педагогически организованный процесс, направленный на формирование у ребенка системы отношений к миру, к обществу и к себе. Он говорил: «…любовь к ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека» [1, с. 322]. Основные принципы этого подхода представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании»: - признание самобытности и уникальности каждой отдельной личности; - доверие и уважение к детской личности; - воспитание без наказания. Как пишет Сухомлинский, «ко мне пришли 31 ученик - 31 мир» [2, с. 49]. Каждый ребенок обладает качествами, способностями, свойственными только ему. И задача учителя сводится к тому, чтобы суметь раскрыть их, подчеркнуть в каждом его неповторимость, уникальность, самоценность, помочь ученику сформировать видение мира, прекрасного, доброго.

Отсюда и отношение Сухомлинского к системе оценивания, в котором оценка выполняет функцию и самого главного поощрения, и самого сильного наказания в педагогическом труде. Школьник ждет от учителя взаимного доверия, веры друг в друга, человечности и доброты, поэтому к инструменту оценки нужно подходить бережно. Особенно чутким к применению оценки необходимо быть в начальных классах, чтобы не сбить ребенка с пути в самом его начале, не дать потерять ему веру в себя из-за поставленной двойки. В. А. Сухомлинский утверждал, что оценка - это вознаграждение за труд, а не наказание за лень, он был всячески против любого рода наказания, считая, что учитель показывает свою беспомощность, некомпетентность, прибегая к таким методам. На данном этапе обучения должны складываться доверительные отношения между учеником и учителем, детям нужно предоставлять возможность раскрытия творческого потенциала, выбора своего поступка, а также ответственности за свой выбор.

Василий Александрович предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителя и организатора учебно-воспитательного процесса: «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать» [3, с. 269]. Высокие личностные качества воспитателя, его знания и жизненный опыт должны стать для детей непререкаемым авторитетом. Под авторитетом Василий Александрович понимал не возвышение, отгораживание от детей эрудицией, требованиями беспрекословного послушания, формальное и авторитарное управление ребенком, а доказывал, что без постоянного духовного общения учителя и ребенка, без взаимного проникновения в мир мыслей, чувств, переживаний друг друга немыслима эмоциональная культура как плоть и кровь культуры педагогической. «Важнейший источник воспитания чувств педагога -это многогранные эмоциональные отношения с детьми в дружном коллективе, где учитель не только наставник, но и друг, товарищ» [3, с. 272].

Вместе с тем, Сухомлинский считал необходимым предъявлять к ребенку определенные требования, с детства формировать в сознании понятия «нужно», «должен», «обязан», иначе рискуем вырастить эгоиста. Вместе с тем, Василий Александрович указывал, что «до тех пор пока ребенка не удалось увлечь детскими радостями, шалостями, пока в его глазах не пробудился неподдельный восторг - учитель не имеет права говорить о каком-то воспитательном влиянии на него. Ребенок должен быть ребенком… Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение, - это значит, что-то в детской душе надломлено и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу» [2, с. 62]. Нельзя строить образовательный процесс лишь на обучении: если мы будем стремиться к тому, чтобы все душевные силы ребенка уходили на выполнение уроков, жизнь его станет невыносимой. Духовный мир ребенка нужно обогащать, дети не должны быть только школьниками, но прежде всего людьми с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Ведь «подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в котором воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений» [10, с. 96].

Сегодня, как и прежде, учитель и ученик - это две наиболее важные фигуры в школе, и от того, какие отношения складываются между ними, зависит успех обучения и удовлетворения от работы. Поскольку качество этих взаимоотношений является одним из самых важных факторов, влияющих на эффективность обучения, над ним следует беспрестанно работать.

1.2 Диалог как средство духовного общения педагога и учащегося

В построении диалогического общения, обмена духовными ценностями, пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося В. А. Сухомлинский видел суть воспитания, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций.

Привлекая в качестве наставников людей, имеющих за плечами большую жизнь, Сухомлинский стремился создать для детей образ достойного гражданина своей страны. Яркие образы заложены в его книге «Хрестоматия по этике», где рассмотрены все стороны нравственно зрелой личности. При этом духовное богатство личности составляет духовное богатство нации, а диалог как средство воспитания помогает убедить детей в необходимости сохранения духовных ценностей, формируя у них таким образом гражданское сознание.

Сухомлинский отмечает: «Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть, почувствовать» [11, с. 104].

Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

Сегодня также педагог должен не навязывая своих взглядов вступать в диалог, внимая не только к мышлению, но и к эмоциональному миру ученика, создавать проблемные ситуации ценностного выбора. Успешность выполнения этой задачи во многом зависит от готовности педагогов к подобным методам и формам общения.

2 Основное содержание нравственного воспитания

2.1 Формирование высоких нравственных качеств

Педагог раскрывает весь сложный процесс формирования морально-нравственных качеств личности. Он ведет воспитанника через знакомство с элементарными нормами морали к пробуждению моральных чувств, а затем - к выработке моральных привычек и через упражнения в моральных поступках к морально-нравственным убеждениям. В. А. Сухомлинский считал необходимым создать оптимальную систему педагогического воздействия на воспитанника, направленную на всемерное развитие его способностей и формирование основных духовных потребностей, которые в конечном итоге реализуются в творческом труде.

В книгах «Сердце отдаю детям», «Рождение гражданина» и «Письма к сыну» проблема воспитанника занимает центральное место. Решая ее, Сухомлинский исходил из необходимости учитывать, с одной стороны, своеобразие развития каждой индивидуальности (характер, темперамент, ум, интересы, желания, эмоции и т. д.), а с другой - те социально-общественные отношения, в которых происходит развитие ребенка (семья, улица, село, друзья, труд, т. е. его микросреда). Воспитанник в понимании Сухомлинского - это активный, самодеятельный индивид, который живет полнокровной и интересной жизнью. Он был уверен в том, что школьные годы в определенной степени предопределяют будущую жизнь человека. Все добрые воспоминания и чувства уходят своими корнями в детство. «Детство,- писал он,- важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь» [3, с. 278]. Он считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [11, с. 106].

Это значит, что именно в детские годы человек должен пройти «школу воспитания добрых чувств», начать жить богатой духовной жизнью.

В. Л. Сухомлинский был сторонником ранней социализации ребенка, его раннего приобщения к нравственным и духовным ценностям социалистического общества: «Познание ребенком окружающего мира и самого себя не должно быть односторонним. Познавая мир и самих себя, дети обязаны по крупинке познавать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями» [11 с. 109-110],-писал педагог.

Сегодня нравственное воспитание нашего подрастающего поколения также тесно связано с духовно-нравственным развитием и мироощущением и самих педагогов. Педагог должен сам понимать свое предназначение, самосовершенствоваться и помогать совершенствоваться своим ученикам, приобщая их к искусству, литературе, истории и предстоит осуществлять этот очень не простой процесс в современных условиях и ценностных установок.

2.2 Эмоциональная составляющая в процессе обучения

В. А. Сухомлинский исследовал механизмы познания - мотивы, эмоции, стимулы - включил их в систему активного педагогического действия. Особенное значение в воспитании Василий Александрович придавал эмоциональным переживаниям. Он считал, что «эмоциональная насыщенность процесса обучения, особенно восприятия окружающего мира,- это требование, выдвигаемое законами развития детского мышления» [10, с. 98]. Педагог стремился тонко и продуманно организовать воспитательное воздействие, пробудить у воспитанника интерес к предмету или явлению через чувство удивления и изумления. «Для ребенка,- писал Сухомлинский,- конечная цель овладения знаниями не может быть главным стимулом его умственных усилий, как у взрослого. Источник желания учиться - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссякает, никакими приемами не заставишь ребенка сидеть за книгой» [10, с. 100]. Еще в большей мере это касается процессов формирования духовного мира личности: «Эмоционально-эстетическая оценка идей, принципов как важнейший элемент идейного воспитания зависит от того, как глубоко способен человек переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу, стыд, гнев, возмущение, смущение, угрызения совести и пр.» [1, с. 420].

В годы детства, считал Василий Александрович, в 6-11 лет, закладываются основы морально-нравственных качеств личности. В воспитании подростка эмоциональная ситуация сохраняет свое значение и приобретает черты самостоятельного детского творчества с ярко выраженной эмоциональной окраской. «Для эмоциональной ситуации,- отмечает педагог,- характерна деятельность, которая выражается в душевных порывах,- деятельность словно бы стихийная, никаким замыслом не побуждаемая: моральные ценности, приобретенные раньше, вступают в действие. Деятельность, которая не предусматривается заранее и не подготавливается, а возникает под влиянием обстоятельств, является одновременно и проявлением определенной эмоционально-моральной культуры - средством дальнейшего развития, углубления благородных человеческих страстей» [1, с. 436].

2.3 Воспитание гражданственности

По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых сыграло определенную роль в становлении народной духовной культуры.

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности.

По мнению Сухомлинского, образовательным учреждениям следует уделять внимание воспитанию гражданина и патриота, развивать у молодого поколения стремление к служению Родине. В своих научных трудах он анализировал систему работы учителей по патриотическому воспитанию обучающихся. К числу таких работ относятся «Павлышская средняя школа», «Мудрая власть коллектива», «Как воспитать настоящего человека» и др. Становление личности и становление гражданина Сухомлинский считал процессами неразрывными, аргументируя это положение тем, что вначале рождается живое существо, а затем гражданин, представляющий собой предприимчивую, мыслящую личность, способную к самостоятельной деятельности. При этом гражданственность он рассматривает как корень убеждений, мыслей, чувств и поступков человека [9, с. 261]. Утверждая, что гражданин - это в первую очередь патриот, и отождествляя любовь к Родине с «нравственной сердцевиной», он писал: «Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека» [9, с. 262]. Сухомлинский считал гражданственность и патриотизм особой добродетелью личности, при этом он отмечал, что на формирование столь важного качества оказывают влияние сразу несколько условий. К ним относятся микроклимат в семье, развитие нравственности и духовности, трудовое воспитание, приобщение ребенка к истории Отечества и другие [9, с. 263-266].

Сегодня, несмотря на то, что в России новые политические и экономические отношения, государству по-прежнему просто необходимы граждане, обладающие не только практическими научными знаниями, но и высокой нравственно культурой, граждане, способные строить свою жизнь в соответствии с интересами общества и государства. На современных педагогов ложится большая ответственность, а задача нравственного воспитания обладает повышенной сложностью, так как осуществлять ее необходимо зачастую вопреки тем установкам, которые преподносятся детям в обществе средствами массовой информации, а иногда и самими родителями. 

2.4 Коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка

Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности у Сухомлинского В.А. явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований.

Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив - сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном - в учении, а ведь учение - главный совместный труд в школьном коллективе.

«Тонкость чувств,- писал Василий Александрович,- воспитывается только в коллективе, только благодаря постоянному духовному общению с людьми…» [7, с. 188]. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (вожатых и воспитанников) объединены стремлением к общественно-значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

В «школе радости» педагог создает коллектив учащихся на основе сердечности, задушевности, отзывчивости и взаимопомощи, коллектив, объединенный одной целью, близкой и понятной каждому. В «Рождении гражданина» раскрываются принципы формирования коллектива подростков, рассматриваются главные направления его развития. Коллективизм вырастает в ведущий принцип идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. В. А. Сухомлинский утверждает, что «воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди» [7, с. 192]. Выделив и обосновав важнейшие слагаемые учебно-воспитательного процесса, Сухомлинский, однако, не отводит им раз и навсегда установленного места: учитель - руководитель, коллектив - средство, воспитанник - объект. Логика взаимодействия этих трех компонентов динамична, по-настоящему диалектична, как и вся педагогическая система.

3 Народная педагогика в опыте В. А. Сухомлинского

3.1 Семейная педагогика

Бесспорный интерес представляют идеи Сухомлинского применительно к народной педагогике. Сухомлинский предлагает опираться на народную педагогику. Ими наполнены многие его произведения, особенно такие известные труды, как «Сердце отдаю детям», «Как воспитать настоящего человека», «Мудрость родительской любви».

Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского В.А. была любовь к ребенку, отношение к нему в семье. Основной ступенью первичной социализации человека выступает, как правило, семья. «…Нравственный облик личности зависит в конечном счете от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость - радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке» [8, с. 113]. Истоками для формирования первых убеждений и ценностей являются родители, именно поэтому первые уроки гражданственности и патриотизма ребенок получает в семье.

Обращаясь к родителям, Сухомлинский говорил: «Рождение - это еще не создание. Человеческое творчество начинается с того, что вы вкладываете в рожденного вами человека свой ум, волю, красоту. С первого же крика вашего ребенка вы встретитесь с его желаниями. Помните древнюю мудрость: если хочешь погубить человека, дай ему все, что он пожелает. Мудро властвовать над желаниями - вот в чем материнская и отцовская мудрость…[8, с. 114].

По В. А. Сухомлинскому, «духовная потребность ребенка отдавать свое сердце людям», одухотворять, оживлять все вокруг себя не является врожденной. Это первое человеческое качество, что передают родители ребенку, который стремится стать личностью [8, с. 115].

Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а богатства народной души хранятся в памяти людей, в поступках старших поколений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они - частица нашей истории, они мудрее, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье. Вот некоторые его советы: «В какой бы далекий уголок нашей Родины ни забросила тебя судьба, не забывай своей колыбели», «Подлинная свобода сына и дочери - быть послушными детьми» [8, c. 116].

И сегодня, когда наблюдается разрушение и кризис семьи для полноценного воспитания ребенка необходимо совместное и доверительное сотрудничество семьи и школы, массовое просвещения родителей и педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

3.2 Роль общественного воспитания

Самым главным Василий Александрович считал духовное богатство личности, которое берет истоки из традиций. Он требовал бережно относиться к духовным сокровищам своего народа, помогающим развивать подрастающее поколение.

Народная педагогика включает в себя и общественное воспитание, основанное на определенных особенностях конкретного народа, сохраняющихся в культурных традициях, творчестве, в формах взаимодействия разных поколений друг с другом; традиции, обычаи, фольклор, обряды, труд, природу. В своих сочинениях педагог пропагандирует трудовые традиции, народное искусство и обрядность, обучает детей народным правилам приличия и хорошего тона. Обстановку, в которой общаются дети вне школы, он максимально приближает к той, в какой играли, трудились и развлекались дети данного народа [4, с. 224]. В книгах В. А. Сухомлинского, а также во всех его статьях проводится мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семейное воспитание, а также в обучение.

Он рассказывает детям сказки, вместе с ними поет народные песни, организует проведение народных праздников. Его ученики сами придумывают сказки, пишут сочинения по пословицам, решают народные задачи-загадки. Сказка - благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки - в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка мощный творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она - творение народа [4, c. 225-227].

Основным средством воспитания Сухомлинский считает родное слово. «Язык - духовное богатство народа», - пишет он. «Сколько я знаю языков, столько раз я - человек», - гласит народная мудрость. Но богатство, воплощенное в сокровищах языков других народов, остается для человека недоступным, если он не овладел родной речью, не почувствовал ее красоты [4, c. 228]. Он постоянно внушал учителям и родителям: «Словом своим деды и прадеды наши передавали нам свои заповеди, свою любовь к родному краю и прежде всего - любовь к родному языку». Духовное единство подрастающего поколения с народом обеспечивается посредством родного языка, «…от каждого детского сердца протягиваются нити к тому великому и вечному, имя которому - народ, его неумирающий язык, его культура, слава его многочисленных поколений, которые почивают на кладбищах, и будущее тех, которые родятся. Через посредство слова ребенок становится сыном народа» [4, c. 229-230].

Основным принципом в воспитании детей педагог считал дух дружбы народов - пробуждение в сознании обучающихся братских чувств к народам нашей страны, уважения их традиций, обычаев. Формами этой работы являлось чтение рассказов, стихов о дружбе народов, об их совместном труде, знакомство с их культурой. По мнению Сухомлинского, самая высокая и святая миссия народного педагога - научить молодое поколение уважать все созданное поколениями предшественников, каждое из которых сыграло определенную роль в становлении народной духовной культуры.

Сегодня, когда приоритет развития познавательной сферы в ущерб нравственно-духовному развитию и воспитанию общечеловеческих ценностей привел к росту различных отклонений в молодежной среде, снижению гражданской активности, резкому увеличению напряженности в межличностных отношениях, главной целью патриотического воспитания в процессе обучения являются материалы уроков истории и высокохудожественных произведений отечественной литературы, формирующие у учащихся любовь к Отечеству, готовность отдать все силы и способности, свой труд на благо Родины, уважение и любовь ко всем народам, населяющим страну, умение понимать, ценить и любить свой родной язык, свои традиции, обычаи, культуру и искусство, способствовать их развитию и процветанию своим честным трудом.

3.3 Воздействие природы на человека

Еще один важный компонент народной педагогики, связан с природой. Именно природа является источником развития речи, мышления, внимания, появления различных чувств. Сама природа не воспитывает, но активное взаимодействие с ней способно развить у ребенка чувство прекрасного. «Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности» [4, с. 269]. Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать «птичьи» и «звериную» лечебницы, садить деревья. Уход за животными, посадка цветов - все это учит читать природу, понимать красоту. «Ребенок мыслит образами. Это значит, что, слушая, например, рассказ учителя о путешествии капли воды, он рисует в своем представлении и серебристые волны утреннего тумана, и темную тучу, и раскаты грома, и весенний дождь. Чем ярче в его представлении эти картины, тем глубже осмысливает он закономерности природы» [3, с. 270].

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...» [3, с. 276].

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский дает учителям совет: «Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами» [3, с. 274].

Он отмечает, что «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки» [3, с. 280], так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше.

Сухомлинский пишет: «Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира» [3, с. 286]. «Я стремился к тому, чтобы изумление перед тайнами природы, переживание радости познания служили как бы толчком, пробуждающим и активизирующим детей» [3, с. 288].

Сегодня, вполне очевидно, что нельзя ограничиться «просвещением» школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности требует нового осмысления, и включение экологического образования в школьную систему.

3.4 Трудовое воспитания как важнейший фактор развития личности

Большое место в книге «Сердце отдаю детям», как и во всех работах В. А. Сухомлинского, занимают идеи трудового воспитания как важнейшего фактора развития личности. Он рассматривал труд как главное содержание и смысл жизни, считал воспитание потребности трудиться основной задачей всей системы воспитания, оценивал труд как результат сложных и нелегких умственных и физических операций. «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников,- утверждал он,- дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает великую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека» [12, с. 17]. Василий Александрович в своей книге «Павлышская средняя школа» так определяет задачу трудового воспитания: «…создание системы трудового воспитания, в которой труд формирует нравственный и интеллектуальный облик личности; внести труд в духовную жизнь воспитываемого человека, в жизнь коллектива, чтобы увлечение трудом стало одним из его важнейших интересов» [12, с. 20]. Во взглядах Сухомлинского на трудовое воспитание прослеживается идея всестороннего развития личности и подготовки через труд к производительному труду: «…трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и вместе с тем важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания» [12, с. 23].

Василий Александрович считал, что ручной труд всегда будет важнейшим элементом производства и что нужно различать понятия «ручной труд» и «физический труд». Воспитательная ценность ручного труда зависит от того, «что и как делает человек руками, как процесс труда связан с ходом мысли работающего. В ручном труде мы придаем большое значение умению, расчету, сочетанию точности движения с физическим усилием в воздействии на материал в процессе его обработки, преобразования с целью создания чего-то нового [3, с. 264]. Сухомлинским признавалась роль ручного труда в развитии абстрактного мышления.

Важнейшей характеристикой трудового воспитания, по мнению В. А. Сухомлинского, становятся творчество и творческий подход при организации труда детей: «Работники школы стремятся к тому, чтобы труд школьников был проникнут творчеством, представляющим собой внедрение достижений науки и техники в производство [3, с. 265].

Сухомлинский выделяет следующие методы трудового воспитания: пример, упражнение, выполнение коллективных трудовых заданий, соревнование. Все компоненты трудового воспитания: от цели и задач, принципов до методов и средств - не принесут желаемого результата при отсутствии главного условия - нравственной составляющей труда. При этом он верно заметил, что «трудовое воспитание достигается гармонией трех начал: надо, трудно и прекрасно». «Надо» перешагнуть через собственные потребности, не лениться и заставить себя выполнять какую-либо работу; «трудно» продвигаться в определенном виде деятельности, так как всегда подразумевается нагрузка (физическая, духовная или умственная); «прекрасно» увидеть результат своих стараний и приложенных усилий, перейти на новый этап личностного развития. Василий Александрович отмечал, что трудовая деятельность влечет переживание ребенком чувства гордости, чести, достоинства, становится источником счастья лишь тогда, когда он обнаруживает в нем возможности раскрытия своих врожденных способностей или таланта [3, с. 266]. Труд детей бескорыстен и добросовестен, поэтому он таит в себе огромную созидательную силу. Если ребенок превратил определенные усилия в труд и пережил вместе с этим личную радость, то он, считает Василий Александрович, не может стать плохим человеком. Василий Александрович призывает молодежь видеть в труде на благо Родины смысл и содержание своей жизни, подчеркивает, что безопасность и процветание Отчизны зависят в конечном итоге от личного вклада каждого.

Великий педагог выделял и эффективную взаимосвязь умственного и физического труда: образованный, культурный человек любой труд делает творческим, более радостным, более плодотворным. В связи с этим достаточно важным условием, обеспечивающим здоровую основу развития личности в коллективе и самого коллектива.

Сегодня, когда практически исключены уроки труда из школьной программы, когда школа ограждает ученика от трудового воспитания, существует проблема нарушения преемственной связь передачи социально-культурных ценностей для подрастающего поколения, а также воспитания в нём трудолюбия, добросовестности, ответственности. Для решения этой проблемы необходимы усилия не только педагогов, но и всей общественности.

4 Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя

Особо важное значение приобретает формирование у личности разумного отношения к своему организму и здоровью в целом как одной из высших ценностей. Особый вклад в ее решение внесли работы Василия Александровича Сухомлинского. В книге «Сердце отдаю детям» он пишет: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы [6, с. 251]. В таких трудах, как «Сердце отдаю детям», «Сто советов учителю», «Рождение гражданина» и других, ученый разработал целую систему воспитания, в основе которой лежит идея о значимости здоровьесбережения. Она не только способствует воспитанию детей и их развитию, но и сама основывается на идее гармонизации физического и духовного развития и подразумевает сохранение, восстановление и укрепление здоровья. По мнению Сухомлинского, к условиям сохранения здоровья в системе воспитания можно отнести: тесную связь с семьей, заинтересованность воспитанников, физическое воспитание, самовоспитание, правильное питание, соблюдение режима дня, выстраивание труда по временам года, а также организацию творчества и отдыха детей. В работе «Сердце отдаю детям» Сухомлинский пишет: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя» [6, с. 252]. «Школа радости» должна способствовать не только эмоциональному комфорту, но и благополучному в целом развитию учеников. Ведь чрезмерное умственное напряжение приводит к тому, что у детей начинают тускнеть глаза, затуманиваться взгляд, теряться интерес к усвоению информации, даже движения становятся вялыми [6, с. 253]. В такие моменты у ребенка уже нет желания усваивать какие-либо знания, он просто не способен на это, ему хочется скорее освободиться, выйти на свежий воздух. Василий Александрович обращал особое внимание на необходимость организации такой школьной жизни, которая бы учитывала желания учеников, их потребности и интересы. В физическом воспитании, по мнению Сухомлинского, нельзя полагаться только на отдельно проводимые мероприятия. Оно является составной частью воспитательного процесса, в котором связаны все компоненты, так как физическая культура - это важнейший элемент всестороннего развития человека, ведь это и забота о здоровье, и сохранение жизни, и фундамент, который обеспечивает гармонию физического развития и духовной жизни, многогранной деятельности человека. В своей деятельности Сухомлинский преимущественно опирался на принципы «медицинской педагогики»: - необходимо щадить легкоуязвимую болезненную психику ребенка; - всем стилем, образовательным процессом, укладом школьной жизни пытаться отвлекать детей от их переживаний, депрессивных мыслей, пробуждать у них чувство радости; - ни при каких обстоятельствах не дать понять ребенку, что к нему относятся как к больному [6, с. 254-257]. Большое внимание педагог-новатор придавал беседам о строении организма человека и его психике. Он рекомендовал сначала освещать менее сложные явления (анатомо-физиологическое строение), а затем вопросы, связанные с психикой человека. В проводимых беседах самое главное - это необходимость объединять теоретическое изложение и обращение к опыту учеников для того, чтобы у них была возможность рассматривать жизненные процессы на примере собственного организма, а не как абстрактные обобщения. Сухомлинский отмечает, что такие беседы - важный стимул самовоспитания школьников, ведь каждый человек - самый искренний и самый необходимый врач для самого себя. Организм подростка - система, которая находится в постоянном становлении и перестройке, в этот период особенно важно уметь читать душу ребенка и проявлять больше такта. Василий Александрович уверяет нас, что важно все: питание должно быть простым, полноценным по калорийности и регулярным, а самое главное, разнообразным, важно по возможности исключать высококалорийные белки, пряности, чрезмерное употребление сладостей, так как это угнетает физическую и умственную активность школьника. Обязательны утренняя гимнастика и обливание холодной водой. Сухомлинский убеждал подростков: «Самочувствие, трудоспособность, ясность мысли зависят от того, как человек начал день, с какой головой он проснулся, как настроен организм на дневной труд» [6, с. 262-264]. Этому аспекту в работах известного педагога тоже уделяется значительное внимание: он рекомендовал выполнять домашние задания рано утром, перед уроками, а вот вторую половину дня посвящать физической работе, кружковой, чтению, но все это делать необходимо с желанием, с целью общего развития, а не для заучивания.

Сухомлинский пишет, что при организации занятий нужно принимать во внимание цикличность времен года. Так, к весне защитные силы организма человека ослабевают, а к осени, за летний период, укрепляются Образовательный процесс, умственный труд весной должны быть абсолютно отличны от тех, которые были осенью. Он рекомендовал распределять умственный труд школьников так, чтобы к середине третьей четверти (примерно конец февраля) заканчивалось бы изучение самых важных и тяжелых для восприятия тем по основным предметам. Образовательный процесс в четвертой четверти, которая выпадает на весну, должен включать в основном те виды работы, которые развивают, углубляют, приводят в систему приобретенные до этого знания. Весной он советовал усилить работу по формированию умений, необходимых для успешного учения дальше, на следующих ступенях, в новом учебном году.

Следует выделить еще одно важное условие укрепления здоровья ребенка - активный отдых, который содержит в себе как физическую, так и духовную часть. Прекрасным отдыхом, по мнению Сухомлинского, являются туристические походы: они носят не только развлекательный характер, но в них закаляются физические силы, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды. Помимо походов Василий Александрович выделял и другие виды активного отдыха, например игры, чтение разнообразной литературы, экскурсии, занятия в творческих кружках. «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка, - это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества», - такие слова Василия Александровича Сухомлинского стали напутствием для следующих поколений педагогов [6, с. 264-272].

Безусловно, данная проблема актуальна и сегодня, так как в условиях модернизации системы образования одной из главных задач как раз и является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе их учебной деятельности. Крепкое здоровье - это успешность во всех начинаниях человека, во всех его делах: в школе, в университете, на работе.

Заключение

«Педагогика духовности» Василия Александровича Сухомлинского опережала свое время, не была официально признана советской педагогикой, но и в настоящее время ее значение не оценено по достоинству. В современном обществе, когда нет никаких запретов и ограничений, Россия как никогда нуждается в укреплении ценностей культуры, духовных устоев, традиций, потому что в нашем обществе существует серьезная угроза их утраты. Массовый терроризм последних лет, экстремистские группировки, страшнейшие преступления, в мире открыто действуют враждебные человеку силы зла. Противостоять им может только социальная солидарность, в которой главную ценность будет составлять подлинное гуманистическое отношение людей друг к другу, зерно которого нужно взращивать с детства. Российская школа сейчас акцентирует внимание на развитии ума, но необходимо воспитание души, преображение сердца, тогда соответствующими будут и результаты образования. Но пока работа в школе оценивается по таким критериям, как хорошая успеваемость, поступление в вузы, награды на олимпиадах и конкурсах, образовательная система не сможет гарантировать сохранение ценностной интегрированности общества и целой нации, являясь одним из основных каналов воспроизводства культурных ценностей. Задача системы образования - возродить мораль, создать возможности для развития добродетельных качеств человека.

Современное молодое поколение остро нуждается в дуxовно-личностных ориентирах, в верном наставлении.

Современному поколению взрослых имеет смысл многое пересмотреть, от многого отказаться в стиле общения с детьми и подростками. Нам достаточно взять книги этого талантливого педагога, внимательно прочитать, проанализировать свои сегодняшние педагогические взгляды и, может быть, к своему удивлению, обнаружить, а затем исправить собственные очевидные ошибки.

Педагогический опыт Василия Александровича Сухомлинского становится необходимым для педагогов, чтобы воспитать достойное поколение, сберечь и сохранить вечные ценности культуры в условиях строительства «нового» материального мир.

Вспоминая об этом великом педагоге - новаторе и его трудах, можно привести знаменитые слова Николая Алексеевича Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Книги

1 Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. М. : Педагогика, 1983. 322—436 с.

2 Сухомлинский, В. А. Избранные педагогические сочинения. М. : Политиздат, 2013. 49—62 с.

3 Сухомлинский, В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. 264—278 с.

4 Сухомлинский, В.А. / сост. Г.Д. Глейзер. - М. : ИД Шалвы Амонашвили, 1997. 224—230 с.

5 Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол.гвардия, 1975—240 с.

6 Макеева, Т. В., Тихомирова, Л. Ф. Здоровьесберегающаяпедагогика : учебник для СПО. М. :Юрайт, 2018. 251—270 с.

7 Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1981. 188—192 с.

8 Сермяжко, Е.И. Воспитание детей в семье : [к изуч. пед. наследия В.А. Сухомлинского] // Сов. Педагогика, 1988. № 2. 113—116 с.

Статьи

9 Богуславский, М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания // Народное образование, 2008. № 9. 261—266 с.

10 Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании ума // Педагогика, 1994. № 1. 96-100 с.

11 Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всестороннего развития личности // Сов. Педагогика, 1991. № 9. 104—120 с.

12 Волков, Г.Н. Мастер уникального эксперимента: к 70-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского // Сов. Педагогика, 1991. № 9. 17—23 с.

Источники из Интернет

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421 (дата обращения 26.12.19)

http://works.tarefer.ru/64/100274/index.html (дата обращения 15.01.20)