Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Возможности религии, церкви в воспитании современных школьников.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Каждое новое время приводит с собой новую школу. Школа как часть общественного пространства «встроена во время страны», и неминуемо отражает эпоху, выявляя новые общественные тенденции и идеологические доминанты. Духовно-нравственное воспитание в современной школе – одно из приоритетных направлений. Изучение дисциплин ориентировано на знакомство с Православной культурой как неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, приобщение обучающихся к духовному достоянию, развитие социального опыта, кругозора и мировосприятия, формирование культурной идентичности и гражданской позиции, заявленных во ФГОС среднего полного образования. Ученик должен представлять, во имя чего и ради чего он живет на земле, к чему необходимо стремиться человеку, сообразуя свою жизнь с вечными человеческими ценностями (ФГОС 1.5; 10.1).

Особое место в системе социальных институтов, оказывающих влияние на развитие личности и целенаправленно создающих условия для духовно-ценностной ориентации человека, занимает возрождаемое сегодня религиозное воспитание, в связи, с чем отмечается необходимость его осмысления в контексте сохранения лучших традиций отечественного образования. В российской науке в силу известных причин долгое время не уделялось должного внимания изучению Православной Церкви как социального института. Однако, несмотря на определенный интерес исследователей к изучению влияния религиозных организаций на социализацию человека, этот вопрос остается малоизученным, а зачастую оказывается и вовсе неисследованным большое количество проблем, связанных с развитием человека в условиях приходов как структурных единиц общества. Здесь же и находится проблема воскресной школы как организации, реализующей учебно-воспитательные функции.

В педагогике проведен ряд исследований, посвященных рассмотрению тех или иных аспектов феномена воскресной школы, а именно О. Л. Янушкиявичене рассматривал роль воскресной школы в контексте духовного воспитания, работу воскресной школы с детьми в контексте диалога отечественныых светской и церковной образовательных традиций исследовала Ю. Т. Антипенко, проблемы формирования духовной культуры подростков в воскресной школы рассматривала Л. А. Марченко.

Однако, несмотря на наличие исследований в данной области, теоретических и методических разработок применительно к специфике функционирования православных воскресных школ недостаточно, что препятствует заинтересованным в развитии этих школ субъектов профессионально организовать собственно педагогический процесс в них.

Практическая востребованность данной тематики представителями научно-исследовательской и организационно-управленческой сфер социально-педагогической деятельности обусловила необходимость написания данной курсовой работы.

Цель исследования: изучение теоретических и практических особенностей православного воспитания.

Объект исследования — воспитание современных школьников.

Предмет исследования — возможности религии, церкви в воспитании современных школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать Церковь как социальный институт;

- раскрыть особенности религиозного (православного) воспитания;

- рассмотреть социально-педагогические возможности курса «Основы Православной культуры»;

- охарактеризовать духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление;

- определить цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;

- описать опыт театральной деятельности в начальной школе как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере МАОУ СОШ № 56).

Методы курсовой работы: метод анализа и синтеза, исторический метод, метод сравнения, общенаучный системный подход.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения, списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся особенностей православного воспитания, во второй главе рассмотрены практические вопросы, относящиеся к организации православного воспитания, определены основные трудности и проблемы. В заключении предоставлены основные выводы по работе.

1 Теоретические основы исследования организации духовно-нравственного воспитания в школе.

1.1 Русская Православная Церковь как институт духовного образования и воспитания

В последнее десятилетие наша страна переживает глубокий кризис, охвативший все сферы общественной жизни. В поисках путей выхода из этого кризиса в общественном сознании укореняется идея, что основополагающим средством преодоления этого кризиса является совершенствование духовного мира человека. На этом фоне взоры государственных деятелей, политиков, деятелей культуры, философов и ученых все чаще обращаются в сторону традиционных, существовавших на протяжении долгого исторического периода институтов и, прежде всего, институтов религии и церкви.

В советский период господствовала точка зрения на религию как на исторически преходящий феномен, обреченный на постепенное исчезновение. Много писалось о классово-идеологическом содержании религии, ее иррациональности и т.д. В настоящее время оценка социальной роли и функции религии радикально изменились. Религия осмысливается как вечный, непреходящий, исторически закономерный институт, который играет значительную роль в жизни человека, утверждая приоритет духовности над экономическими, социальными, эстетическими и иными ценностями, ориентациями и регуляторами. Организационным институтом влияния на духовный мир человека является институт церкви. Для реализации этой своей функции за многовековую историю церковь накопила огромный потенциал. Осмысление наследия церкви в деле духовного образования и воспитания по возможности использования его в практической деятельности является актуальной задачей.

Проблема церкви как института образования и воспитания получила в исследованиях значительно меньшее отражение. В мирской светской социологии и религиоведении советского периода образовательная и воспитательная функция церкви в большинстве случаев вообще не рассматривалась, поскольку господствующая атеистическая идеология считала этот институт скорее антиобразовательным учреждением, продуктом невежества и непросвещенности. Все названные функции церкви могли рассматриваться только критически, с незначительным извлечением некоторых "рациональных зерен". В этом случае брались для рассмотрения некоторые общечеловеческие функции данного общественного института, чаще всего нравственные аспекты религиозного мировоззрения. В этой связи необходимо отметить работы, посвященные нравственной сущности христианства Н.И. Мартыненко, П.Н. Красникова, В.И. Шердакова, О.И. Кирикова и др.

Церковь представляет собой сложный социально-духовный институт, осуществляющий разработку системы верований, смыслов и ценностей, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий бытия.

Эти два измерения института церкви - социальный и духовный -проявляются на протяжении всей истории его существования. Однако в различных социальных контекстах, в том или ином государстве, на том или ином отрезке истории эти две грани института церкви проявляются неодинаково. Как правило, либо государство стремится использовать церковь в своих интересах, либо церковь стремится взять на себя функции государства. В этом случае начинают преобладать социальные компоненты церкви в ущерб духовным. Об том свидетельствует и история взаимоотношения православной церкви с Российским государством. Тесный союз церкви с государством приводит к обмирщению церкви, ослаблению ее роли как духовного наставника русского народа. Поэтому в русском обществе всегда существовала борьба за ресакрализацию церковной жизни, восстановление ее духовного потенциала.

Однако делая крен в сторону исполнения своих социальных функций, выступая, прежде всего, как социальный институт, церковь никогда не переставала проявлять себя как духовная сила. Церковь обеспечивает внесение в наличный конкретно-исторический социум некоторых идеализированных моделей жизни, некоторых духовных матриц и программ, обеспечивающих укоренение человека в абсолютное, своеобразную "детерминацию от вечности". Это органическое соединение земного, преходящего, трансцендентного, вечного образует непреходящую культурную значимость в плане становления человеческой судьбы; и призвания человека в историческом процессе. Именно в этом человекосозидательном моменте заключен главный духовно-образовательный потенциал церкви, ее возможности в духовном образовании и воспитании человека.

Образовательные инициативы церкви как социально-духовного института могут быть направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей в плане повышения их духовной интегрированности и возрастания меры сопричастности каждого каждом в рамках конкретного ансамбля.

Как было показано выше, своеобразие церковной организации как социального института заключается, прежде всего, в том, что церковь стоит на границе двух измерений духовно-социального процесса: между институциональным и неинституциональным содержанием человеческой жизни (официально-оформленное и неформальное место в обществе - место в природе, культура - натура и т.д.).

В силу этого пограничного положения церкви, как духовно-социального института, церковная организация выполняет опосредующую функцию: переводит неинституциональные характеристики человеческой жизни в институциональные. Неформально-инициативное (рождение, любовь, зов высокого служения и др.) оформляются как особое таинство, ставятся под защиту ("за церковную ограду"). Таковы обряды крещения, венчания, посвящения в монашество и другие мероприятия, санкционирующие деяния человека в их высокой ответственности перед Богом и перед людьми.

С той же силой протекает и обратный процесс: закрепленное рамками институциональных отношений содержание человеческой жизни рождает неформальные духовные инициативы, идущие в мир, расширяет свои границы до масштабов сверхнормативных. Особенно в сфере нравственного поступка происходит такое трансцендтирование и расширение до уровня неинституциональных отношений.

Так церковная организация обеспечивает внесение в наличный конкретно исторический социум некоторых идеализированных моделей жизни, некоторых духовных матриц и программ, обеспечивающих своеобразную "детерминацию от вечности".

Обеспечивает церковь и индивидуализацию духовных инициатив, встраивание конкретной личности в ту или иную духовную программу, идущую из недр конкретного этноса и высших иерархий культурного универсума. Связь институционального и неинституционального церковная организация осуществляет не напрямую, но посредством принципа уподобления, осуществляющегося по формуле: "Как вверху, так и внизу" ("Как на небе, так и на земле"). Эти ситуации опосредования божественной и человеческой меры в богословской рефлексии отражены в символической форме. Ключевым символом здесь выступает образ "Лествицы Иаковля", начинающейся на земле и уходящей в бесконечную глубину неба".

Это органическое соединение земного и божественного, индивидуального и всеобщего образует непреходящую культурную значимость в плане становления человеческой судьбы и призвания человека в историческом процессе. Именно в этом человекосозидательном моменте заключен главный образовательный потенциал церкви как духовно-социального организма, ее возможности в духовном образовании и воспитании человека [1].

1.2 Особенности православного воспитания

Одним из примеров реализации воспитания детей на основе духовных ценностей являются православные воскресные школы. Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер, он пред-полагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей. В определении цели воспитания главенствующую роль приобретает выбор системы ценностей [4].

Основными направлениями учебно-воспитательной работы в современных воскресных школах являются просветительское (катехизическое), социальное служение, культурно-образовательное и военно-спортивное.

Катехизическое направление преследует главную цель − воспитание в вере, включающее в себя обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности; социальное служение способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и других). Культурно-просветительское направление включает и просветительскую работу, и эстетическое воспитание и, в конечном итоге, главная цель − духовно-нравственное развитие детей. Военно-спортивное направление нацелено на морально-волевое, физическое развитие и патриотическое воспитание.

Реализация православного воспитания в воскресных школах основывается на трансцендентных (абсолютных − в рамках религий); социоцентрических (общечеловеческих; групповых − расовых, национальных); антропоцентрических (индивидуальных) ценностях.

Воспитание, основанное на трансцендентных ценностях, базируется на понимании того, что православие – это религия личного Бога. Оно предлагает особую интерпретацию личности – неповторимой и уникальной, выступающей как особая ценность и ориентированной в социальном плане.

Для православной нравственности важнейшим является понятие благо, которое дало множество производных: благонравие, благочестие, благопристойность, благородство и благодеяние человека, как элемент реализации божественной высшей идеи. В христианском смысле: благо – это Бог – это высшее добро [2].

Развитие общества привело к тому, что в настоящее время люди выработали для себя общечеловеческие ценности: гуманизм, правда, добро, истина. Но, тем не менее, каждый народ имеет свою иерархию духовных ценностей [8]. В России это патриотизм, коллективизм, соборность, широта души, взаимопомощь. В православном понимании любовь к Родине начинается с ближайшего окружения, и лишь затем расширяется до устройства мира.

Воспитание, основанное на развитии социоцентрических ценностей, также предполагает всестороннее развитие личности. В воскресных школах оно реализуется через:

- организацию совместного досуга старших и младших детей с акцентом на взаимопомощь и деятельное общение;

- совместный труд: уборку территории, мытье посуды в столовой;

- коллективные занятия, игры и конкурсы;

- подготовку театральных постановок с нравственной и религиозной тематикой (например, притчи);

- разучивание патриотических и русских народных песен;

- реконструкцию народных праздников и обычаев.

Важнейший аспект православной культуры – это формирование личности особого типа, а именно: личности, ориентированной в социальном плане на сохранение самотождественности и духовной автономии, и, вместе с тем, несущей индивидуальную ответственность за судьбы мира [2]. В воспитании, основанном на антропоцентрических ценностях, происходит возвышение индивидуальности в структуре человеческих ценностей.

Базовыми ценностями являются самореализация, польза, искренность, индивидуальность. Поэтому ребенок, оказавшийся в духовно- ориентированной православной среде, участвовавший во внутренней жизни Церкви, получивший знания и опыт взаимодействия с людьми, разделяющими его ценности, осознает, что от него самого и его выбора многое зависит. И при этом велика ответственность перед обществом за свою жизнь и свои поступки [4, с. 83].

Воспитание, основанное на антропоцентрических, ценностях реализуется через индивидуальную работу с каждым воспитанником воскресной школы. Бережное отношение к личности ребенка, формирование комфортной среды вокруг него, оперативное преодоление и разрешение конфликтных ситуаций – все это поможет ребенку начать работу над собой. Тогда он сможет вырасти в зрелую личность, способную принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством.

Практика реализации программ духовно- нравственного воспитания в воскресных школах показала, что дети нуждаются в духовном общении. Как правило, такое общение выходит за территорию приходских храмов, перерастает в повседневное общение, формирует круг общения детей на досуге. Воспитанники продолжают вместе участвовать в мероприятиях, с удовольствием посещают социальные учреждения и получают опыт использования свободного времени для собственного блага и блага других.

С нашей точки зрения, главное в воспитании − создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Мы полагаем, что положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий прихода, организаторы воскресной школы могут выбрать для нее наиболее приемлемую стратегию. Именно Церковь в состоянии сформировать в душах молодого поколения качества, основанные на общечеловеческих ценностях: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое [9].

Таким образом, если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество, который протекает с учетом знаний духовных ценностей, формирования системы ценностных отношений ребенка к окружающему миру во всех его проявлениях, то становится ясно, что главным результатом воспитания будет всесторонне развитая личность. Это, прежде всего, духовно и нравственно, эстетически и интеллектуально развитый здоровый человек, труженик, семьянин, коллективист. Он будет сыном своего народа, гражданином России, определившимся со смыслом жизни в этом прекрасном и в то же время сложном мире.

Выводы по 1 главе

Церковь – является достаточно сложным социально-духовным институтом, который имеет различные направления деятельности и является одним из важных элементов нашего общества. Одним из направлений деятельности церкви можно выделить образовательные инициативы, которые направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей в плане повышения их духовной интегрированности.

Сейчас особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников, и по нашему мнению, главное в этом воспитании − создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.

Опыт церковно-приходских и воскресных школ в нашей культуре достаточно богат и мы полагаем, что на данный момент положение современной воскресной школы, находящейся на стыке религиозной и светской систем образования открывает перед ней новые перспективы развития. Исходя из особенностей, возможностей и пожеланий школы, можно найти тот баланс между светским и церковным образованием, который будет наиболее полезен в воспитании подрастающего поколения. Ведь именно Церковь в состоянии сформировать в душах молодого поколения качества, основанные на общечеловеческих ценностях: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое другое.

2 Анализ социально-педагогических возможностей курса «Основы Православной культуры».

2.1 Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление.

В течение известного периода прошлого столетия, когда идеология нашего государства имела ярко выраженный атеистический характер, когда школа и педагогика в целом были отделены от религии, у верующих граждан нашей страны практически не было возможности для осуществления религиозного воспитания и образования своих детей. В конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. такая возможность стала реальностью, и перед Православной Церковью выявилась перспектива возрождения институтов религиозного воспитания и образования, в частности воскресных школ.

В «Программе развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы» (приказ МО РФ от 18.10.89 № 574) подчеркнуто, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства.

Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание трактуется как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание благоприятных условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (приказ МО РФ от 11.02.02 № 393) определено существенное расширение поля деятельности школы: усилия школы должны быть направлены на воспитание нравственной, предприимчивой и самостоятельной личности, личности, обладающей общекультурной компетентностью, ответственной за общезначимые ценности, способной самоопределяться в культурном пространстве ценностей, ориентированной на высшие ценности бытия. Именно в процессе обучения и воспитания у детей и молодежи создаются реальные представления о подлинных и мнимых ценностях жизни, формируется способность к самостоятельному выбору духовно-нравственных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не узкая психолого-педагогическая проблема, это проблема, от решения которой зависит будущее страны, поэтому духовно-нравственное воспитание должно проникать во все звенья образования и реализовываться на всех этапах становления личности.

Следует отметить, что школа должна не только сохранять, развивать и транслировать духовное наследие, но и закладывать основы социальной ответственности.

Духовно-нравственное воспитание — это процесс, органично соединяющий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания. Целью духовно-нравственного воспитания является приобщение подрастающего поколения к духовно-нравственным ценностям (гуманистическим, этнонациональным, религиозным и т. д.) путем создания условий для нахождения воспитанниками личностных смыслов духовнонравственных ценностей и формирования готовности действовать в соответствии с ними. В связи с тем, что в процессе духовно-нравственного воспитания происходит принятие, усвоение культурных ценностей, накопленных предыдущими поколениями (например, моральных — добродетельность, долг, честь, достоинство, совесть), его необходимо рассматривать как социокультурный процесс.

Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать и как организованную деятельность воспитателей, направленную на формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств.

Духовно-нравственное воспитание как феномен имеет все признаки системы. Система — это целое (составленное из частей; соединение), состоящее из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство. Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управление (процесс); средства, формы, методы и технологии воспитания. Функционирование системы духовно-нравственного воспитания подчинено определенной цели, связано с развитием духовнонравственных качеств человека, с управлением воспитательным процессом, наличием определенных методов и средств воспитания.

На наш взгляд, результативность духовно-нравственного воспитания во многом зависит от успешного решения задач, связанных с осознанным принятием человеком личностно значимых и общественно необходимых духовно-нравственных ценностей. Осознанное усвоение духовно-нравственных ценностей личностью включает в себя: формирование теоретических представлений о духовно-нравственных ценностях; перевод духовно-нравственных ценностей в структуру личностно значимых ценностей; внутреннюю готовность следовать духовно-нравственным ценностям; практическую деятельность, имеющую в основе духовно-нравственные ценности; самокоррекцию поведения в соответствии с духовно-нравственными ценностями [6].

Содержание и организационные формы духовно-нравственного воспитания разрабатываются с учетом подходов, требования которых направлены на развитие духовно богатой, социально активной, нравственно и физически здоровой личности.

Духовно-нравственное воспитание необходимо осуществлять с учетом системно-деятельностного подхода, согласно которому существование, развитие и воспитание человека осуществляется только в деятельности, которая имеет содержательную (знания, правила и нормы поведения) и организационно-процессуальную (умения, навыки и др.) стороны.

В соответствии с гуманистическим подходом человек рассматривается как духовно-нравственный субъект культуры, как культурная ценность. Духовно-нравственное воспитание в соответствии с этим подходом основывается на субъект-субъектных отношениях, на отношении воспитателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, направлено на развитие духовно-нравственного потенциала человека.

Практика показывает: чем значительнее воспитательное влияние на внутреннюю сферу личности человека, тем существеннее результат.

Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного и стихийного воздействия на личность, ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности личности, не заданные человеку от рождения.

Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к общественно приемлемому поведению, но и как основание самоопределения и самореализации личности [5].

2.2 Цели и задачи духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Профессор Свято-Владимирской Духовной Семинарии Софья Сергеевна Куломзина, доктор богословия и магистр по педагогике, посвятившая религиозному воспитанию детей всю свою жизнь, обобщая свой многолетний опыт церковно-педагогической работы за рубежом, так формулирует главные задачи православного воспитания: помогать детям обрести ощущение реальности Бога в нашей жизни.

Но это может быть целью именно религиозного воспитания, которое осуществляют соответствующие институты – семья или воскресная школа, православная гимназия, т.е. именно религиозные учреждения. В светских учреждениях подобная цель не может быть поставлена, и именно этим определяется их светских характер. У нас же порой любое духовное воспитание ассоциируется с постановкой именно таких задач, отсюда и большое количество споров вокруг вопроса о введении в общеобразовательных школах курсов духовно-нравственного содержания.

Что же может быть целью духовно-нравственного воспитания в светских общеобразовательных учреждениях? Только то, с чего вообще начинается духовная жизнь – познание самого себя. Ведь для того чтобы стремиться к раскрытию в своем сердце таких качеств как, например любовь, кротость или милосердие нужно осознать их отсутствие или поврежденность в себе. А вся духовная жизнь человека как раз и направлена на такое раскрытие. Без осознания своего несовершенства всё духовно-нравственное делание, как то - молитва, пост, участие в богослужениях или дела милосердия, помощь нуждающимся, благотворительность, прощение обид и т.д. приведет только к одному знаменателю – фарисейской гордости. И причем к тем большей, чем усерднее будет это делание [11].

Познание самого себя, своего внутреннего мира – вот цель духовно-нравственного образования и воспитания в светских школах, которая, в свою очередь может стать фундаментом уже для религиозного воспитания в семье или религиозном образовательном учреждении, приходе и т.д.

В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни. Например, дети должны усвоить, что кротость – это способность понять и простить другого человека; а смирение – решимость исполнить волю Божью и оно совсем ничего общего не имеет с трусостью или слабостью. При этом жития святых, эпизоды Священного Писания, церковной или отеческой истории будут являться средством к выполнению поставленной задачи.

Пока трудно говорить о «системе» средств духовно-нравственного воспитания - никакой «системы» еще нет, как чаще всего нет и четкого понимания целей такого воспитания. Однако это не означает, что нет никаких подвижек в этой области. Путем проб и ошибок делаются попытки «нащупать» путь духовно-нравственного воспитания как на уровне отдельных учебных заведений, так и на уровне целых субъектов Российской Федерации. И есть уже некоторый опыт, позволяющий делать выводы и определить место учебного курса «Основы Православной культуры» среди других возможных средств духовно-нравственного воспитания [5].

Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. При этом нравственность лежит в сфере общечеловеческих ценностей: не убивай, не кради, не лги, - одинаково звучит на всех континентах и у всех народов и во всех религиях, а духовность – специфическая религиозная область. У каждой религии свое представление о духовности, которое является важнейшей глубинной характеристикой данной религии, отличающей ее от других религий. Обусловлено это, прежде всего представлением конкретной религиозной традиции о Боге и о Его промысле.

Например, как уже указывалось выше, Православие считает, что человек призван к богоподобию, т.е. приобретению качеств, свойственных Божеству, при этом указываются и сами эти качества. Но, во-первых, далеко не каждая религия считает нужным и уж тем более возможным приобретение богоподобия в силу своих специфических антропологических, богословских воззрений и взглядов на взаимоотношение Бога и человека. А во-вторых, религии различно воспринимают Бога: так, если первейшей характеристикой Бога в Православии является любовь, то в Исламе – это скорее милость, справедливость и милосердие. Для христиан Бог – любящий Отец, для мусульман – милостивый Властелин. Или, если для православных Христос – прежде всего Спаситель, то для католиков – Искупитель, а для протестантов – Избавитель. Отсюда, даже если бы была одинаковая устремленности к богоподобию, результат будет существенно отличаться в различных религиях.

Кроме того, сами духовно-нравственные категории в различных религиозных практиках наполняются различным смыслом, проистекающим из специфичности антропологических воззрений конкретной религии. Все это обуславливает различное духовное содержание при видимой внешней схожести нравственных установок как религиозных практик так и светской культуры. Даже само понятие «духовность» в различных религиях понимается по-разному.

Всем этим и обусловлено наличие большого выбора средств духовно-нравственного воспитания, которое может быть представлено в трех основных направлениях: в виде основ светской этики, в виде основ религиозной культуры вообще, либо в виде основ конкретной традиционной религиозной культуры [9].

Светская этика представляется предметами философской направленности, например философия, история философии, или история мировой художественной культуры, основы жизненного самоопределения и другими подобными курсами. Кроме того, светская этика может быть достаточно органически интегрирована в такие привычные предметы, как литература и история.

Основы религиозной культуры могут представлять предметы исторического вектора: история религий, история религиозной культуры, история религиозных идей и т.д.

И, наконец, основы традиционных религий могут быть представлены в виде Православной, Исламской, Буддистской или Иудейской культуры, поскольку именно эти религии являются для России традиционными.

Особенностью курса «Основ Православной культуры» является то, что он может быть представлен как отдельной дисциплиной, так и полностью интегрированным в школьные дисциплины. Это обусловлено колоссальной ролью Православной Церкви в формировании Российского государства и тем, что Православие для России является культурообразующим мировоззрением. Оно стало той благодатной почвой или, лучше сказать, средой, в которой взросли далеко не только православные деятели культуры. Поэтому в школах с подавляющим преобладанием православных детей желательно, чтобы «Основы Православной культуры» были представлены как в виде отдельного курса, так и интегрированы в такие школьные дисциплины как литература, русский язык, история, ОЖС, МХК.

2.3 Театральная деятельность в начальной школе как средство духовно- нравственного воспитания младших школьников (на примере МАОУ СОШ № 56)

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Человек, как Храм, закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребенку необходимо введение в традиционную духовную культуру . Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях Православия.

Сегодня многие ценности подвергаются мощному воздействию отрицательных явлений окружающей среды. Утрате ценностей способствуют изменения, связанные с открытым и увеличивающимся социальным неравенством, с нарушением равновесия семьи, в которой происходит утрата вертикальной традиции преемственности поколений, с существенным снижением правил этического поведения в обществе.

Театральное творчество позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что изначально заложено в ребенке. Театральные средства своими многогранными возможностями способны не только развивать, формировать нравственные качества младших школьников, но и позволяют вернуть к жизни утраченные забытые смыслы, вечные истины, предотвратить детскую жестокость, сформировать гармоничную личность.

Известно, что у первоклассников могут быть проблемы, существенно снижающие эффективность процесса обучения. Большинство этих проблем относятся к трем группам: личностные, образовательные, поведенческие.

Например, многие дети нечетко говорят, зажаты, стеснительны, не уверены в себе, часто не могут правильно выразить свои мысли и эмоции (1 группа). У некоторых наблюдается проблема с памятью и слабое развитие фонематического слуха (2 группа). Также в 1-ом классе школьники часто отвлекаются, не собраны и не владеют произвольностью поведения (3 группа).

Чтобы преодолеть проблемы первой группы, мы вместе с детьми стали учить скороговорки и пословицы, разыгрывать диалоги. Далее первоклассники стали разыгрывать сценки, где каждый получал роль и слова к ней. После этого к речи было добавлено движение. Дети с удовольствием играли этюды со словами и без слов, работали над техникой речи, мимикой и позами.

Игра – самый близкий и доступный вид деятельности, способствующий самовыражению, раскрытию индивидуальных проявлений личности, характера ребенка. Влияние искусства на становление и развитие личности очень велико. Занятия театральной деятельностью а именно, постановка пьес, спектаклей по мотивам произведений православной культуры дарят детям радость познания прошлого (Библейские события: Рождество Христово, Воскресение Иисуса Христа – Пасха, Масленица…)

Подготовка, демонстрация инсценировок создают условия младшим школьникам познавать окружающий мир, строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельности. Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает к духовным ценностям. И не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. У младших школьников появляется стремление поделиться этой радостью с другими: родителями, учителями и учениками своей школы.

Цель театральной деятельности в школе - формирование думающего, чувствующего, активного, уверенного в своих силах школьника, любящего людей, готового к творческой деятельности в любой сфере.

Задачи театральной деятельности:

• знакомство со спецификой театрального искусства;

• знакомство с основными Библейскими событиями, особенностями культуры своего народа;

• приобщение детей к общечеловеческим ценностям: любовь, доброта, милосердие, щедрость, ответственность, честность и т.д.;

• обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

• формирование умений коллективного творческого взаимодействия и общения;

• обеспечение взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьёй, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, средствами массовой информации.

Основы театрального искусства – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, развитие идейно-эмоционального восприятия и этической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

Наша педагогическая работа в данном направлении вместе с учениками начальной школы подчинена одному результатом – рождение спектакля на сцене, рождению нового произведения искусства, которое способно зажечь в юных актерах и зрителях подлинную театральную радость. В ходе организации театральной деятельности необходимо показать и обсудить с ребятами:

• как создается спектакль, знакомятся с театральными профессиями (актер, режиссер, звукорежиссер, директор, художник, суфлер);

• мастерство актера (сценическое действие, речь, жесты, мимика, выразительность образа героя);

• какую роль играют в спектакле макеты и декорации;

• роль музыкально-шумового оформления спектакля и его виды (фонограмма, «живая музыка» и др.);

• зритель в театре (этика поведения в театре);

• театральные термины: актер, режиссер, декорации, бутафория, афиша, портер, зрители, сцена, зрительный зал.

Темы и сюжеты должны быть близки жизненному опыту младших школьников, находясь у них эмоциональный отклик, способствовать творческой активности, работе фантазии, желанию стать лучше, добрее, отзывчивее, сострадательнее. Важно не столько то, что поставят на сцене, а важен процесс, т.е. как они творят, упражняются в творческом воображении, насколько увлекаются творческим вымыслом, активно ли включаются в жизнь героев, готовы ли изменять что-либо в себе. Творческий процесс развивает и способен изменять природные способности детей.

Могут ли быть ошибки в процессе театральной деятельности? Безусловно. В целях предотвращения подмены воспроизведения формы взрослого театра, предлагаю предложить уместным некоторые методические рекомендации:

- Работу необходимо строить на основе принципов реалистического искусства как необходимого условия для решения поставленных педагогом художественно-нравственных воспитательных задач. Надо внимательно отнестись к выбору репертуара, театральных игр, предлагаемых для развития наблюдательности, воображения, эмоциональной памяти, общения.

- Процесс обучения и воспитания сильно пострадает, если педагог подойдет к репетициям как режиссер. Его задумки, идеи, воля не должны делать детей беспомощными исполнителями, неспособными на собственное творчество. Важно, чтобы анализ сценки, спектакля стал живым процессом, требующим от детей комплексного подхода, работы не только мысли, чувств, но и воображения, а также эмоционального отклика на предлагаемые обстоятельства.

- Необходимо учитывать накопленный детьми жизненный опыт и для правильного распределения ролей.

- В ходе организации театральной деятельности особое внимание должно уделяться сценическому общению – главному процессу воздействия партнеров (детей) друг на друга, т.е. взаимным действиям в существующих или придуманных обстоятельствах. В том, что эти действия взаимны, взаимосвязаны, и есть природа театра.

Занятия театральной деятельностью способствуют формированию у младших школьников универсальных учебных действий:

- личностные: потребность сотрудничества, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; проявление индивидуальных творческих способностей, осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Развитие индивидуальных способностей в работе над общим делом: постановкой спектакля, оформлением декораций и др.

- регулятивные: развитие эмоциональной сферы личности, уверенности в себе и веры в творческие возможности, умения сопереживать, стремления помочь. Развитие творческого потенциала личности. Овладение этическими нормами. Социализация личности в процессе альтруистической деятельности.

- познавательные: школьники овладевают первыми общими знаниями о театральном искусстве, осваивают знания о событиях прошлого, получают практические умения сценической деятельности. Развитие культуры речи, обогащение словарного запаса терминологической лексикой: «действие», «образ», «событие».

- коммуникативные: умение включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Развитие коммуникативной компетенции, умение работать в коллективе, умение общаться в различных жизненных ситуациях.

Планируемые результаты личностного и метапредметного характера:

Личностные результаты.

• совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, воспитание творческой активности ребёнка,

• развитие таких нравственных качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

• развитие речевой культуры;

• развитие эстетического вкуса.

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные:

Воспитанники научатся:

• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

• планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные:

Воспитанники научатся:

• пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении событий Рождественской истории и просмотре видеозаписей, презентаций;

• проводить сравнение и анализ поведения героя;

• понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

• проявлять индивидуальные творческие способности в сценической деятельности, выполнении творческих работ.

Коммуникативные:

Воспитанники научатся:

• включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

• работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• обращаться за помощью;

• формулировать свои затруднения;

• предлагать помощь и сотрудничество;

• слушать собеседника;

• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• осуществлять взаимный контроль;

• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что смысл праздника Рождества для детей всегда имеет нравственную направленность (любовь, дружба, доброта, честность, смелость). Развиваются коммуникативные качества личности, школьники обучаются вербальным и невербальным видам общения.

Участвуя в работе над спектаклями, пьесами, младшие школьники познают окружающую действительность, в их душах утверждаются благородные чувства, воспитывается любовь к родной земле, формируются благородные нравственные качества.

Четыре года театральной работы дали свои плоды: большое число детей свободно владеют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях; с удовольствием выполняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах развития способностей и личностных качеств младших школьников в процессе театральной деятельности, в основе содержания которой лежат события Библейской истории.

Выводы по 2 главе

Духовно-нравственное воспитание следует рассматривать и как организованную деятельность воспитателей, направленную на формирование у воспитанников духовно-нравственных качеств.

В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни.

Проблема духовно-нравственного воспитания в нашей многонациональной стране, поднятая в «Концепции духовно-нравственного воспитания гражданина России», автору близка и небезразлична. Работая над методической проблемой «Духовно – нравственное воспитание ребенка через знакомство с православной культурой посредством театральной деятельности», автор пришел к выводу, что театральная деятельность – одно из эмоциональных средств, формирующих вкус детей, воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, ответственность. Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети познают Библейскую историю, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Не смотря на то, что понятие «духовности» прочно вошло в жизнь современного общества, определение этого термина весьма туманно. Духовность весьма абстрактно понимается как нечто высшее, иногда как образованность или культура, интеллектуальное и эстетическое развитие, или объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей, и т.д. В результате такой неопределенности и смутного представления общества о целях, задачах и средствах духовно-нравственного воспитания рождается масса кривотолков, споров, а порой даже конфликтов.

Проведя анализ учебно-научной литературы и практической деятельности по данной тематике можно сделать следующие выводы:

- Церковь представляет собой сложный социально-духовный институт, осуществляющий разработку системы верований, смыслов и ценностей, которые обеспечивают людей решением вопросов, относящихся к сфере предельных категорий бытия.

- Образовательные инициативы церкви как социально-духовного института могут быть направлены как на духовное воспитание и образование отдельной личности, так и на формирование социальных общностей. Одним из примеров реализации воспитания детей на основе духовных ценностей являются православные воскресные школы. Воспитательный процесс в значительной степени носит целенаправленный характер, он пред-полагает определенное направление воспитательных усилий, осознание их конечных целей, а также включает в себя содержательную сторону и средства достижения этих целей.

- Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения не узкая психолого-педагогическая проблема, это проблема, от решения которой зависит будущее страны, поэтому духовно-нравственное воспитание должно проникать во все звенья образования и реализовываться на всех этапах становления личности.

- Духовно-нравственное воспитание — это процесс, органично соединяющий цели, принципы, содержание, формы и методы духовного и нравственного воспитания. В младшей школе в задачах духовно-нравственного воспитания целесообразным будет ограничиться тем, чтобы сориентировать детей в сложном мире духовных ценностей, определиться с духовно-нравственными понятиями и тем смыслом, которым они наполняются и как проявляются в реальной жизни.

- Особенностью курса «Основ Православной культуры» является то, что он может быть представлен как отдельной дисциплиной, так и полностью интегрированным в школьные дисциплины.

- Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что смысл праздника Рождества для детей всегда имеет нравственную направленность (любовь, дружба, доброта, честность, смелость). Развиваются коммуникативные качества личности, школьники обучаются вербальным и невербальным видам общения.

Участвуя в работе над спектаклями, пьесами, младшие школьники познают окружающую действительность, в их душах утверждаются благородные чувства, воспитывается любовь к родной земле, формируются благородные нравственные качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бочарова И. М. Церковь как институт духовного образования и воспитания : Дис. ... Канд. Филос. Наук : 09.00.11 : Воронеж, 1998 - 145 c.

2 Введенский, В. Н. Жизненные ценности православного человека в России до XV века / В. Н. Введенский // Гуманитарные научные исследования. − 2013. − № 7. – С. 33–38.

3 Воронова, Е. А. Русская православная церковь как социальный институт. Постановка проблемы / Е. А. Воронова // Вестник Санкт-Петербургского университета – 2004 - Сер. 6. - Вып. 4. - С. 61-74.

4 Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры / С. Ю. Дивногорцева. – Москва : ПБКИ, 2008. − 239 с.

5 Дьячкова, М. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление / М. А. Дьячкова // Педагогическое образование в России – 2008. – С. 12-18.

6 Ледович С. А. Социально-философский анализ трансформации института образования в современной России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / С. А. Ледович; [Место защиты: Краснодар. Ун-т МВД России].- Краснодар, 2007.- 142 с.

7 Марченко, Л. А. Реализация педагогического потенциала православной воскресной школы диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Марченко Л. А.;[Место защиты: Военный университет].- Москва, 2015.- 245 с.

8 Миропольский, С. И. Очерк истории церковно-приходской школы / С. И. Миропольский. – Москва : ПСТГУ, 2006 - 110 с.

9 Прохорова, Д. С. Воспитание в православных воскресных школах: ценностный аспект / Д. С. Прохорова, Н. А. Сальникова // Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул) – 2016. – С. 214-216.

10 Никитская Е. А. Воскресная школа как феномен педагогической действительности. / Е. А. Никитская // История и современность: Вестник ПСТГУ: Педагогика. Психология - 2008. - Вып. 2(9). - С. 121–132.

11 Никитская, Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация : диссертация…кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Е. А. Никитская; [Место защиты: Москва. ГОУ ВПО «МГПУ»] – Москва, 2009 – 199 с.

12 Никитская, Е. А. Православная воскресная школа как воспитательная организация: социально-педагогический потенциал / Е. А. Никитская – М. : Логос, 2012. – 208 с.