Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Воспитание культуры межнационального общения в РФ

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы работы. В условиях глобализации и демократизации общества, вхождения Республики Казахстан в мировое образовательное пространство огромное значение приобретает проблема воспитания культуры межэтнического взаимодействия и толерантности подрастающего поколения.

Важнейшей характеристикой процесса глобализации общества в долгосрочном плане является движение к международной интеграции, т.е. к объединению человечества во всемирном масштабе в единый социальный организм, что создает перспективы к реальному межэтническому взаимодействию разных этносов и этнофоров. Кроме того, этнический и конфессиональный состав населения РФ все больше актуализирует данную проблему и в пределах полиэтнического социума.

Предмет исследования: особенности воспитания культуры межнационального общения.

Объект исследования: культура межнационального общения.

Цель курсовой работы: исследование особенностей воспитания культуры межнационального общения.

Задачи курсовой работы:

— раскрыть сущность понятия «культура межнационального общения»;

— выявить значение подготовки будущих педагогов к воспитанию культуры межнационального общения;

— исследовать особенности воспитания культуры межнационального общения младших школьников;

— раскрыть проблему психолого – педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста.

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ документов; наблюдение, сравнение, кабинетное исследование (обработка имеющихся данных).

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников.

Глава 1. Теоретический подход к воспитанию культуры межнационального общения

1.1 Сущность понятия культура межнационального общения

Современная действительность является отражением качественных преобразований социально-культурного пространства: сменилась общественно-экономическая формация, мировоззренческая парадигма, получили развитие процессы глобализации, диалога культур, взаимодействия на уровне стран и народов и т.д.

Данные процессы обуславливают потребность формирования в обществе согласия и понимания, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений, уважения и сохранения самобытности различных народов, воспитания культуры межнационального общения[1].

Мы исходим из теоретико-методологического вывода ученых (И.Н. Афанасьев,

С.П.Беловолова, Г.Н. Волков, Т.Н. Петрова и др.), что основа воспитания культуры межнационального общения, формирования соответствующих качеств личности именно ценности национальной культуры[2] .

Авторы (С.П. Беловолова, О.В.Гукаленко, В.А.Лекторский, В.В. Макаев, Л.П. Супрунова и др.) рассматривают поликультурное образование как содействующее формированию типов национальной культуры, осознанию своей этнической идентичности, противодействует этнокультурной изоляции от этносов, населяющих одну территорию. Поликультурная образовательная среда как культурное явление, как технология передачи положительного социального опыта, как сфера педагогических ценностей, как звено педагогической культуры[3].

Анализ научных исследований к выводу, что развитие личности в поликультурной среде немыслимо без диалога, общения с другой личностью и связано с наделением аксиологическими характеристиками объекта и самого себя, отождествлением себя с этим объектом.

По мнению А.А. Ухтомского, обучение общению во взаимоотношениях с «Другими» предполагает получение индивидуального знания, приобретаемого в процессе учебной деятельности, которая порождает естественные жизненные ситуации.

Н.Е. Щуркова рассматривает общение как взаимный обмен проживаемыми отношениями, в процессе которого партнеры передают свое отношение к объектам окружающего мира, обогащаясь «другим» отношением, сопереживая, восходят вверх по ступеням личностного развития, обогащая свой внутренний мир.

Необходимо обратить внимание на «межнациональное общение», которое в широком смысле понимается как взаимодействие народов в различных сферах деятельности, и, как межличностное взаимодействие представителей разных этносов в узком смысле.

Вопросы межнационального общения рассмотрены в работах отечественных и зарубежных этнологов, социологов и психологов в различных аспектах: социологический анализ взаимоотношений людей с позиции этничности (Р.Ф. Бенедикт, Э. Богардус.); этническая психология общения и межличностные отношения (Р.Е. Кемпбелл, Ч. Маккихен, М. Мид); влияние этнокультурного фактора на нацию, её ценности, формы общения её представителей (М. Анбер, К. Беледикт, Ж. Буассон.).

Исследователи (Л.Ф. Дашкевич, О.И. Юдина и др.) отождествляют культуру межнационального общения с аккумуляцией опыта под воздействием процессов взаимовлияния субъектов в различных сферах общественной жизни — материальной, духовной, политической, а также конкретных форм взаимовлияния в процессе этого взаимодействия.

И.А. Новикова трактует культуру межнационального общения как систему взаимодействующих социокультурных институтов микро-, мезо-, макро- и мега-среды, которая состоит из множества подсистем[4].

Н.Ф. Чипинова рассматривает данный феномен в качестве способа координации и налаживания межнациональных взаимоотношений, освоение, обогащение ценностей национальной культуры, традиций.

На основании вышеизложенного, вывод о культуре межнационального общения как об определенной взаимосвязи и взаимоотношениях, в процессе которых участники межкультурного диалога разных национальностей делятся этнокультурным опытом, духовными ценностями, осознавая ценность позитивного межэтнического взаимодействия, взаимопонимания и сопереживания между представителями разных народов.

1.2.Значение подготовки будущих педагогов к воспитанию культуры межнационального общения

В зависимости от субъектностиии масштабности, можно выделить уровни межэтнического общения – локальный, охватывающий межэтническое взаимодействие представителей разных этнических общностей внутри государства и глобальный, включающий межэтнические контакты целых народов. Учет этих обстоятельств особенно важен в современных условиях, когда международные связи оказывают интенсивное влияние на процесс образования.

Об этом предостерегает документ ЮНЕСКО, в котором сказано, что «В то же время должное внимание следует уделять конкретным институциональным, национальным и региональным условиям с тем, чтобы учитывать многообразие и избегать единообразия».

Новизна настоящего исследования заключается в научном анализе понятий «культура межэтнического общения», «этническая толерантность», в их авторской интерпретации и разработке элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» для будущих педагогов.

Опираясь на теорию общения в философии, а также на достигнутый уровень исследования проблемы в социологии, психологии и педагогике, можно предложить следующую дефиницию межэтнического общения – это - конкретное взаимодействие представителей различных этносов, как на социальном уровне, так и на межличностном, в результате которого происходит взаимовлияющий и обогащающий обе стороны обмен материальными и духовными ценностями, среди которых выделяется традиционность культуры и принятые нормы поведения. Специфика межэтнического общения кроется в том, что оно затрагивает все формы социальных отношений, протекающих как в пределах взаимодействия этнических общностей, народностей, наций, так и между этнофорами в сфере экономики, политики, культуры и повседневной жизни.

Его своеобразие и в том, что оно построено на гуманистических и общечеловеческих ценностях.

В сфере научных понятий по межнациональной проблематике особой популярностью стало пользоваться понятие «толерантность» (от лат. тolerantia – терпение, выносливость), интерпретируемое во многих словарях как «терпимость». В доктрину толерантности значительный вклад внесли теоретические положения и практические исследования ученых – Б.З.Вульфова, В.Н.Галяпиной, Б.С.Гершунского, В.Н.Гурова, Л.А.Дробижевой, В.А.Лекторского, Г.И.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, В.А.Тишкова, З.Ф.Мубиновой и др.

Несмотря на общность их основной идеи, в теории толерантности сложились концептуальные подходы, интерпретирующие данный феномен в различном толковании. В философии существуют 4 модели толерантности, рассматриваемые В.А.Лекторским в статье «О толерантности, плюрализме и критицизме»[5].

По определению академика В.А.Тишкова, впервые поднявшем вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений, толерантность — это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу». Ученый отмечает также, что толерантность находит свое выражение в двух сферах: на психологическом уровне - как внутренняя установка и отношение личности и коллектива и на политическом уровне - как действие или осуществленная норма.

В первом случае толерантность должна носить характер добровольного индивидуального выбора; она не навязывается, а приобретается через воспитание, информацию и личный жизненный опыт. Во втором - это активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противодействующих в несогласии субъектов.

Мы полагаем, что первое определение этого понятия очень близко и педагогике. В связи с этим считаем возможным следующее определение, которое позволяет рассматривать этническую толерантность как интегральную психологическую характеристику, проявляющуюся в активной нравственной установке личности и этнической общности на признание, принятие, уважение и понимание национального своеобразия других людей в процессе межэтнического взаимодействия субъектов.

Б.С. Гершунский отмечает, что «проблемам воспитания толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в по- вседневной педагогической практике»[6].

То, что общество сегодня нуждается в толерантной личности, способной понять и принять, уважать особенности того или иного этноса, уметь находить гармонию взаимоотношений в условиях глобализации факт очевидный. Это качество личности представляется исключительно важным в формировании этики объединяющегося человечества.

В современных условиях реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без воспитания культуры межэтнического общения и формирования межэтнической толерантности.

Только диалог культур и религий, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности. Любовь к людям, к милосердию и прощению проповедуют все традиционные религии мира. Их заповеди призывают к миру и согласию, предостерегают людей от порочащих человеческое достоинство поступков и мыслей, религиозного фанатизма, нетерпимости, межнациональной вражды.

Сфера межэтнических отношений чрезвычайно сложна, наиболее конфликтна и чревата серьезными коллизиями. Пренебрежение этническим самоощущением, противопоставление ему общесоветского, приводило к заметным деформациям национального самосознания многих поколений, в то время как исследователями доказано, что национальное самосознание играет важнейшую роль в воспитании культуры межэтнического общения на духовно-информационном уровне.

В свою очередь, такое отношение к проблеме межэтнического общения породило многие негативные последствия в воспитании и пробелы в этнической социализации молодого поколения: ущербное национальное самосознание, незнание родного языка, культуры своего народа, слабая степень этнической идентичности со своей нацией и др.

Согласно положениям «Концепции высшего педагогического образования РК» «образованный учитель - это не только специалист и личность, а человек терпимый к культурным позициям и ценностям, он должен быть «человеком в культуре», готовый к диалогу с представителями различных культур, ибо ни одна культура не является самодостаточной». Мы считаем, что современная парадигма воспитания культуры межэтнического общения, основана именно на этих характеристиках личности и профессионала.

Профессиональная подготовка и самочувствие педагога в современной школе не безразличны обществу, поскольку именно он выполняет благородные функции, воспитывая несколько поколений своих учеников. Он призван передавать им накопленный социальный опыт, прививать высшие образцы духовной культуры, учить быть высоконравственными, законопослушными гражданами. Социальная роль педагога в этом смысле неизмерима, и требования к его духовному миру особые.

В целом в психолого-педагогической науке накоплен багаж знаний по воспитанию толерантности и культуры межнационального общения, содержит ряд рекомендаций, которые должны стать достоянием каждого современного учителя, но, к сожалению, вузовские учебники по педагогике уделяют недостаточно внимания вопросам воспитания культуры межэтнического общения.

В связи с этим возникает необходимость разработки и внедрения учебных курсов, целью которых станет формирование культуры межэтнического общения, осознания необходимости толерантного отношения к другим культурам, религиям и их носителям.

Соответственно данной потребности нами разработан элективный курс «Педагогическая этика межэтнического общения», целью которого является формирование интегративного качества личности – культуры межэтнического общения будущих педагогов как одного из требований к профессиограмме учителя в полиэтническом государстве.

Содержание курса представляет собой комплекс интегративных знаний социально-гуманитарных наук: философии, этнопсихологии, педагогики и этнопедагогики, языкознания, культурологии и других наук, а главное - этики в педагогической интерпретации к объекту изучения – межэтническому общению.

Соединение проблем этики, педагогики и проблемы воспитания культуры межэтнического общения послужило основой содержания разработанного курса. Курс лекций для студентов педагогических специальностей и содержит три главы, посвященные теоретическим и историческим аспектам проблемы межэтнического общения. Цели и задачи элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» направлены на воспитание поликультурной личности[7].

Как показал опыт, высокая культура межэтнического общения и толерантности, в свою очередь, положительно влияет и на процесс развития национального самосознания личности. Таким образом, реализация элективного курса «Педагогическая этика межэтнического общения» в содержании образования будущих педагогов позволит адекватно требованиям времени решать задачи воспитания культуры межэтнического общения и толерантности молодого поколения.

Воспитание культуры межэтнического общения и толерантности детей и молодежи в условиях глобализации общества должно быть адекватно социальным реалиям, складывающимся в международной и внутригосударственных сферах. К таким реалиям относятся рост национального самосознания народов, обострение межнациональных конфликтов, проявление национализма и экстремизма в области межнациональных отношений. Это обусловливает необходимость изучения исторически сложившихся форм межэтнического общения людей и иного подхода к воспитательной работе, создания новой образовательно-воспитательной парадигмы, отвечающей глобальным процессам единения сообществ.

ГЛАВА 2. Практика воспитания культуры межнационального общения

2.1.Особенности воспитания культуры межнационального общения младших школьников

Культура межнационального общения – это определенное системное качество, способ общественной жизни и деятельности народов, форма обеспечения развития и преемственности национальных и интернационалистических идей, норм, убеждений и так далее в их единстве и взаимосвязи. В отечественной традиции лучшие (элитные) практики семейного воспитания отличались содержали требования уважения культуры других народов, а некоторые, впитывали в себя наиболее эффективные традиции подготовки подрастающего поколения других народов через иностранное гувернерство. В многонациональной школе младшие школьники обязательно включаются в процесс межнациональной коммуникации, поэтому воспитание культуры межнационального общения является одной из приоритетных задач современного образования.

В соответствии с ФГОС НОО требования к достижению личностных результатов включают: «Формирование основ российской гражданской идентичности, понимания ценностей многонационального российского общества, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов»[8].

Содержательный материал, позволяющий выявить представления младших школьников о представителях других национальностей анализировался некоторыми авторами ранее. Для того чтобы определить уровень воспитания культуры межнационального общения младших школьников, мы составили авторскую анкету, которую апробировали в 1 классе. В анкетировании участвовало 15 детей.

Анкета измерения уровня культуры межнационального общения представлена в приложении1.

В первом блоке (когнитивный компонент) на первый вопрос смогли ответить 7 детей, остальные затруднились с ответом. Второй, третий и четвертый вопросы также вызвали затруднения, на эти вопросы правильные ответы дали только 2 человека. Среди неправильных ответов встречались: яич-ница (национальное блюдо), Красная Шапочка (русская народная сказка), День города (национальные обрядовые праздники). На пятый вопрос «В какой стране ты живешь? Найди национальные символы России» правильный ответ (Россия) дали 8 учащихся, остальные назвали свой город (Балашов), национальные символы смогли определить только 5 человек.

Во втором блоке (эмоционально-мотивационный компонент) на первый вопрос дал ответ только 1 обучающийся, на второй и третий вопросы никто из детей не смог дать ответы. На вопрос «Как ты думаешь, хорошо это или плохо, что в нашей стране живут люди разных национальностей? Объясни, почему» все дети высказали положительную точку зрения, но никто не смог ее объяснить. Пятое задание дети выполнили с удовольствием, лишь 2 человека высказались негативно[9].

В третьем блоке (деятельностный компонент) на первый вопрос все дети ответили верно, однако второй вопрос не вызвал затруднения только у 2 ребят. В третьем задании «Ты бы хотел/хотела познакомиться с кем-то из этих ребят? Почему именно с ними?» большинство детей выбрали фотографии русской девочки, русского мальчика и девочки-украинки, только 1 человек выбрал якутов и азербайджанцев. На просьбу объяснить свой выбор большинство детей отвечали «Они красивые и добрые, а другие нет». На четвертый вопрос утвердительно ответили 12 детей, но никто не смог пояснить свой ответ. Пятый вопрос вызвал затруднения у 14 детей.

Мы проанализировали результаты анкетирования и сделали вывод, что в целом уровень культуры межнационального общения у детей низкий. Для того, чтобы его повысить, мы разработали систему уроков литературного слушания, куда включили соответствующие сведения и задания.

2.2.Проблема психолого – педагогического сопровождения культуры межнационального общения у детей старшего дошкольного возраста

Проблема интернационального воспитания и формирования культуры межнационального общения в настоящее время приобретает в нашем государстве особую остроту.

Это находит отражение в ряде законодательных и нормативных документах («Стратегия Государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», «O национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Национальная доктрина образования в РФ до 2025 года», Закон Российской Федерации «Об образовании» и др.) по разным уровням системы образования и не составляет в этом отношении исключение и дошкольное образование [1, 2, 3]. В условиях дошкольного образовательного учреждения процесс формирования культуры межнационального общения у детей должен быть целенаправленным и целостно выстроенным. В процессе организации интернационального воспитания необходимо обеспечить приобщение детей к культуре других национальностей, интериоризацию социокультурных ценностей. Целевой ориентир работы в данном направлении – формирование у дошкольников основ культуры межнационального общения, которая базируется на собственной национальной идентичности, а также способствует развитию социокультурной компетентности личности, готовой к продуктивному межнациональному диалогу.

С целью обоснования актуальности проблемы конкретизации задач нашего исследования мы провели социологический опрос посредством анкетирования педагогов, психологов и родителей. В опросе учувствовало 58 педагогов, 50 родителей, 16 психологов г.Москва. По результатам анкетирования вышеобозначенных реципиентов мы выявили низкую заинтересованность педагогов (71%) и родителей (56%) в данной теме, частичное осознание ими необходимости воспитания культуры межнационального общения у детей.

У педагогов вызвало затруднение формулировка ответа в понимании термина «культура межнационального общения» (93%). Положительный ответ на вопрос о необходимости учета национальных особенностей детей в группе получен у 12% педагогов. Немногие воспитатели знают, в каких нормативных документах прописан учет национальных, этнокультурных особенностей народов Российской Федерации. Правильный ответ на этот вопрос дали 34% реципиентов, 23% из которых назвали Конституцию Российской Федерации, 22% – ФГОС ДОО. Субъектное отношение педагогов к вопросам межкультурного, межнационального общения чаще оценивается как безразличное; большая часть опрошенных педагогов не задумывается о необходимости формирования культуры межнациональных отношений у детей (78%). Анализ результатов опроса родителей позволяет констатировать, что незначительная их часть (21%) считает в воспитании у детей основ культуры межнационального общения ведущую роль играет семья и детский сад (4%.). При этом в домашних условиях беседы о национальных, этнических, религиозных различиях не проводятся (94%).

Более заинтересованы в данной проблеме психологи. По результатам анкетирования можно констатировать, что они готовы внедрять в свою работу методы и программы, способствующие благоприятному развитию культуры межнационального общения у дошкольников. Также психологи отмечают, что в организации данного процесса они сталкиваются с рядом трудностей: низкий уровень компетентности в данной области, отсутствие поддержки со стороны администрации детского сада, размытость параметров характеристик изучаемого личностного образования и неопределённость диагностического инструментария по его выявлению. Анализ реальной практики формирования основ межнациональной культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО позволил констатировать необходимость разработки и введения в практику дошкольного образовательного учреждения психолого-педагогического сопровождения этого процесса в контексте реализации полисубъектного подхода, задействовав в нем психологов, педагогов, родителей и детей[10].

В работе с воспитателями, педагогами-психологами существует необходимость в повышении их компетентности в области межэтнического, межнационального общения через организацию массового обучения (курсы). Деятельность педагога-психолога должна осуществляться посредством построения учебно-воспитательного процесса в целом. Психолог и методист производит экспертную оценку содержания образовательной программы учреждения, внедрение в повседневный образовательный процесс программы и технологии работы с детьми и их родителями, направленными на усвоение ценностей разных национальных культур. В практике ДОО необходимо активное включение родителей в образовательный процесс посредством организации мероприятий, направленных на знакомство, усвоение детьми всего, что связанно с формированием культуры межнационального общения (праздники, игры, квесты, литературные вечера, походы в музеи, создания выставки традиций семьи т.д.).

Работа психолога с родителями должна быть связана с реализацией диагностической, профилактической функции, обеспечивающих повышение родительской компетентности. В работе с детьми важным аспектом является учет национальных и культурных особенностей каждого ребёнка в детском коллективе. Разнообразие форм проведения мероприятий, направленных на освоение детьми культуры межнационального общения должно быть включено в непрерывный, каждодневный процесс. Эффективность работы с детьми предопределяется проведением совместных мероприятий с родителями.

Взаимодействие психологов с детьми также должно быть направлено на реализацию диагностической и профилактической функций.

В ФГОС ДО отражены основные принципы организации педагогического процесса, обеспечивающие соответствующую возрасту детей социализацию и ориентацию на формирование культуры межнационального общения, что включает в себя приобщение дошкольников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурных особенностей развития детей, формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников[11]. В числе предпосылок, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, ФГОС ДО называет «создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям»[12].

В контексте работы по образовательному стандарту дошкольного образования не вызывает сомнений необходимость исследований в области психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников. Одна из задач нашего исследования заключается в том, чтобы конкретизировать понятие психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения детей дошкольного возраста, определить его критерии, показатели, сущностные характеристики, и затем построить модель такого сопровождения в условиях ДОО.

В большинстве исследований психолого-педагогическое сопровождение детей рассматривается как комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

В исследовании психолого-педагогическое сопровождение будет представлено как система профессиональной деятельности всех субъектов образовательного процесса, направленное на поиск и создание психолого-педагогических условий для успешного развития и воспитания ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

В соответствии с современными требованиями ФГОС ДОО в рамках системы дошкольного образования сегодня наиболее востребовано психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных образовательных учреждениях выступают воспитанники, родители (законные представители) ребенка и педагогические работники.

По мнению Захаровой Н.И. именно психолого-педагогическое сопровождение призвано обеспечить активное взаимодействие между всеми субъектами педагогического процесса[13]. Соответственно, целевой компонент психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения включает обеспечение активного взаимодействия между всеми субъектами данного процесса.

На уровне дошкольного образовательного учреждения основной задачей психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса становится совместная деятельность всех специалистов по выявлению имеющихся проблем в формировании основ культуры межнационального общения детей и оперативному оказанию помощи в преодолении трудностей в общении с представителями иных культур и этносов.

В основание системы психолого-педагогического сопровождения процесса формирования основ культуры межнационального общения дошкольников, по нашему мнению, должны быть положены возрастные особенности детей дошкольного возраста на разных периодах их развития, а также психолого-педагогические направления деятельности педагогов, психологов, родителей и других участников процесса воспитания.

Психолого-педагогическое сопровождение должно стать не простой совокупностью разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста, а являться комплексной технологией поддержки и реальной помощи каждому ребенку в решении задач формирования у него основ культуры межнационального общения.

Разделяя позицию В.М. Толстошеиной и ряда других исследователей эффективность психолого-педагогического сопровождения, предопределяется соблюдением ряда принципов:

– принцип непрерывности сопровождения на всех этапах образовательного процесса (изучения наличествующего уровня основ культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста, анализ и интерпретация результатов, разработка модели и проекта, взаимодействия педагога с детьми и родителями, определение эффективности его реализации);

– принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей, основанный на выборе форм, средств и методов формирования культуры межнационального общения с учетом индивидуальных потребностей каждого из детей группы и их культурных различий;

– принцип культуросообразности (строится на учете влияния окружающей среды, места рождения, проживания, ценностные ориентации представителей своего народа и т.д.);

– деятельностный принцип (базируется на теории психического развития ребёнка, описанного в трудах Д.Б Эльконина, А.Н. Леонтьева, где деятельность выступает центральным ядром в развитии ребёнка);

– принцип гуманистической направленности предполагает уважительное отношение к личности ребёнка и развитию его индивидуальности;

– принцип активного включения в процесс формирования культуры межнационального общения всех его участников (ближайшее окружение ребёнка семья, воспитатели, педагоги).

Монгуш О.О, изучая проблемы формирования основ культурного общения отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в процессе формирования культуры межнационального общения затрагивает следующие направления деятельности:

• обогащение информационного поля социокультурных знаний детей ценностями

культур других народов;

• обогащение эмоциональной сферы каждого ребенка положительными эмоциями, связанными с национальными культурами, традициями и обычаями разных народов, и уважительным отношением к ним;

• развитие дружеских взаимоотношений детей различных национальностей и культур через игру, общение дошкольников в повседневной жизни, совместные мероприятия;

• обучение детей социально приемлемым и одобряемым способам выражения эмоций, выразительным жестам, движениям, принятым в культуре проживания;

• расширение знаний педагогов дошкольного учреждения о различных вариантах эмоционального развития детей в дошкольном детстве, обогащение представлений о возможностях преодоления эмоциональных трудностей детей этого возраста;

• повышение общей психолого-педагогической и межкультурной компетентности всех участников образовательного процесса;

• информационно-аналитическое обеспечение процесса формирования культуры межнационального общения.

Последовательность действий по психолого-педагогическому сопровождению процесса формирования основ культуры межнационального общения в рамках решения конкретной проблемы может быть представлена следующим алгоритмом:

1. Постановка проблемы, определяется в соответствии с поступлением запроса, осознание сути имеющейся проблемы, разработкой плана сбора информации о каждом ребёнке и проведение необходимого диагностического исследования.

2. Анализ полученной в ходе исследования информации, включающий оценку и обсуждение со всеми участниками процесса возможных путей и способов решения проблемы, выявление и анализ как позитивных, так и негативных сторон различных решений;

3. Разработка плана комплексной помощи, включающего определение последовательности необходимых действий, распределение функций и обязанностей участников, установление сроков реализации, совместную выработку рекомендаций для детей, родителей, педагогов и других специалистов;

4. Реализация утвержденного плана по разрешению выявленной проблемы, то есть, поэтапное выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения в установленные сроки;

5. Оценивание результатов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению.

Психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников включают: разработку схемы взаимодействия в работе педагогов и других специалистов дошкольного учреждения, а также родителей; разработку алгоритма психолого-педагогического сопровождения детей; сформированность необходимого понятийного аппарата у всех участников педагогического процесса.

Предлагаемый нами алгоритм проекта психолого-педагогического сопровождения процесса формирования культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста подразумевает изменения не только в содержании дошкольного образования, но и в организации всего процесса жизнедеятельности детей, а также в области управления дошкольным образовательным учреждением. Представляется, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования культуры межнационального общения у дошкольников будет гарантировать повышение профессионального мастерства педагогов, развитие педагогической компетентности и психологической культуры родителей, что будет способствовать разностороннему полноценному развитию ребенка, отвечающему требованиям современного многонационального мира.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Открытость социокультурной среды в сочетании с интерактивностью личности и нелинейным непредсказуемым характером взаимоотношений между людьми в обществе предопределяют необходимость создания новых форм и структур системы поликультурного воспитания. Порог устойчивости этих взаимоотношений, достигаемый с помощью общественного сознания и флуктуациями в индивидуальных запросах личности, приводит систему к неустойчивому динамическому состоянию, которое становится стимулом к ее развитию.

В связи с этим можно предположить, что диалог представителей разных культур в интерактивной межкультурной среде может иметь значимый потенциал для развития поликультурного воспитания.

Анализ духовно-нравственных ценностей разных культур показывает, что их взаимодействие между собой и внутренней культурой личности имеет несколько аспектов развития.

Данные процессы обуславливают потребность формирования в обществе согласия и понимания, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений, уважения и сохранения самобытности различных народов, воспитания культуры межнационального общения.

Анализ научных исследований к выводу, что развитие личности в поликультурной среде немыслимо без диалога, общения с другой личностью и связано с наделением аксиологическими характеристиками объекта и самого себя, отождествлением себя с этим объектом.

Необходимо обратить внимание на «межнациональное общение», которое в широком смысле понимается как взаимодействие народов в различных сферах деятельности, и, как межличностное взаимодействие представителей разных этносов в узком смысле.

На основании вышеизложенного, вывод о культуре межнационального общения как об определенной взаимосвязи и взаимоотношениях, в процессе которых участники межкультурного диалога разных национальностей делятся этнокультурным опытом, духовными ценностями, осознавая ценность позитивного межэтнического взаимодействия, взаимопонимания и сопереживания между представителями разных народов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
  2. Анохина Г.В., Алимская Л.Ф., Попова Е.В. Формирование личности младше-го школьника на уроках музыки и изобразительного искусства // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 53 – 54.
  3. Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47 – 49.
  4. Афанасьев И.Н. Этнический характер и проблема толерантности. – М.: Чебоксары, 2005. – 220 с.
  5. Белоусова О.Е., Ахтырская Е.Н. Ознакомление младших школьников с фоль-клором в рамках реализации ФГОС НОО // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2016. – С. 68 – 71.
  6. Борзова Л.В., Ахтырская Е.Н., Попова Е.В., Алимская Л.Ф., Мазалова М.А., Толстолуцких Н.П. Педагогическая практика студентов-бакалавриантов : учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050100 "Педагогическое образование", профилю "Педагогика и методика начального образования". – Саратов, 2014. – 104 с.
  7. Беловолов В.А. Культура межнационального общения: категоризация, интерпретация и социокультурный подход // Гуманитарные науки и образование в Сибири. – 2014. – № 6. – С. 155–168.
  8. Беловолов В.А. Включение в войсковую стажировку курсантов занятий на основе ценностной составляющей межэтнической толерантности, позитивного межкультурного взаимодействия // European Social Science Journal.- 2017. — № 2-2. — С. 138-142.
  9. Беловолов В.А. Межэтнические установки в поликультурной образовательной среде военного института // Проблемы современного педагогического образования. — 2017. — № 56-3. — С. 197-204.
  10. Беловолов В.А. Культурологический подход и правовая культура офицера внутренних войск МВД России: методологический анализ // Направления и перспективы развития образования в военных институтах ВВ МВД России. VII Межд. научно-практич. Конфер.- Новосибирск, 2016.
  11. Беловолов В.А. Обогащение воспитательной работы этнокультурным компонентом как одно из условий формирования этнической толерантности курсантов в военном институте // Гуманитарные науки и образование в Сибири. — 2014. — № 4 (16). — С. 44-52.
  12. Беловолов В.А. Аксиологические основания профессиональной деятельности офицера внутренних войск МВД России //Историческое наследие Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.).Новосибирск, 2015. — С. 178-192.
  13. Беловолов В.А. Модель формирования межэтнической толерантности курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России // Правовое и духовно-нравственное воспитание российского офицерства. — Самара: СЮИ Федеральной службы исполнения наказаний, 2015. — С. 284-288..
  14. Беловолов В.А. Организация экспериментальной работы по формированию межэтнической толерантности курсантов // European Social Science Journal. — 2016. — № 5. — С. 240-245.
  15. Беловолов В.А. Актуализация в воспитательной работе этнокультурного потенциала образовательной среды военного института // Педагогика. — 2017. — Т. 1. № 5. -С. 95-99.
  16. Беловолов В.А. Межэтническая толерантность как феномен поликультурной образовательной среды военно-учебных заведений// Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. М.2014.
  17. Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: монография. – Новосибирск, 2001. – 268 с.
  18. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика. – Ростов н/Д. : РГПУ, 2003. – 512 с.
  19. Лекторский В.А. Мультикультурализм и диалог культур/Тез. докл. Лихачевских научных чтений – СПб., 2011.
  20. Мазалова М.А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристи-ках практики семейного воспитания // Вестник Томского государственного педагогиче-ского университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 156 – 161.
  21. Матвеев Д.Е. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих.– Чита, 2013.
  22. Мазалова М.А. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Изве-стия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитар-ные, медико-биологические науки. – 2012. – Т. 14. – № 2 – 3. – С. 621 – 625.
  23. Мазалова М.А. Эволюция элитности в семейном воспитании купечества в XIX веке // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. № 5 (120). – С. 91 – 95.
  24. Новикова И.А. Культура межнационального общения как фактор профессиональной подготовки будущих учителей. – М., 2006
  25. Попова Е.В. Организация проектной работы в начальной школе // Воспита-тельный потенциал инновационной образовательной среды : Сборник научных трудов Одиннадцатой Международной заочной научно-методической конференции. – Саратов, 2015. – С. 264 – 265.
  26. Попова Е.В. Системно-деятельностный подход к проектной деятельности как методологическая основа ФГОС // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11 – 2. – С. 92 – 97.
  27. Ухтомский А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. – СПб., 1996. – 528 с.
  28. ЧипиноваН.Ф. Формирование культуры межнационального общения у студентов педагогического вуза в процессе профессиональной подготовки : дис. … канд. пед. наук . – Челябинск, 2004.
  29. ЩурковаН.Е.Воспитание: взгляд с позиции культуры. – М., 1998.

Приложение 1

Анкета измерения уровня культуры межнационального общения

Когнитивный компонент (осознание принадлежности к своему народу)

1. Эта девочка – украинка, а этот мальчик – татарин, а ты кто?

2. Назови известные тебе сказки своего народа.

3. Назови известные тебе национальные обрядовые праздники.

4. Назови национальные блюда.

5. В какой стране ты живешь? Найди национальные символы России.

Эмоционально-мотивационный компонент (толерантность)

1. Какие народы и национальности живут в нашей стране?

2. Чем они похожи?

3. Чем отличаются?

4. Как ты думаешь, хорошо это или плохо, что в нашей стране живут люди разных национальностей? Объясни, почему.

5. Придумай завершение рассказа под названием «Сестренки».

«Однажды утром, когда дети только пришли в школу, дверь кабинета открылась, и вошла учительница с двумя смуглыми, не похожими на других ребят из класса девочками. Одна из них тихо произнесла какие-то непонятные слова (оказывается, она поздоровалась по-армянски), другая с любопытством рассматривала детей. Ирина Владимировна сказала, что сестренок зовут Гаяне и Лаура. Недавно они приехали с родителями из Армении и теперь будут ходить в нашу школу. А дальше вот что произошло…». «Так что произошло потом, как ты думаешь?»

Деятельностный компонент (общение)

1. На каком языке мы с тобой разговариваем?

2. А на каких еще языках могут говорить народы России?

3. Ты бы хотел/хотела познакомиться с кем-то из этих ребят? Почему именно с ними?

4. Как ты думаешь, есть ли какие-то правила общения с людьми другой национальности?

5. Почему важно соблюдать эти правила?

  1. Анохина Г.В., Алимская Л.Ф., Попова Е.В. Формирование личности младшего школьника на уроках музыки и изобразительного искусства // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 53 – 54.

  2. Белоусова О.Е., Ахтырская Е.Н. Ознакомление младших школьников с фольклором в рамках реализации ФГОС НОО // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. Кирюшкинские чтения : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Саратов: Саратовский источник, 2016. – С. 68 – 71.

  3. Ахтырская Е.Н. Изучение фольклора в начальной школе // Начальная школа. – 2014. – № 11. – С. 47 – 49.

  4. Мухтарова Ш.М. Педагогическая этика межэтнического общения. Электронное учебное пособие. Свидетельство о государственной регистрации объекта интеллектуальной собственности № 1195 от 14 июня 2016 года. – М., , 2016.- 149 с.

  5. Мазалова М.А. Об «элитном» и «элитарном» как сущностных характеристиках практики семейного воспитания // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2013. – № 11 (139). – С. 156 – 161.

  6. Мазалова М.А. Становление и развитие элитивистских тенденций в теории и практике семейного воспитания и домашнего обучения в России в XVIII веке // Изве-стия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2012. – Т. 14. – № 2 – 3. – С. 621 – 625.

  7. Попова Е.В. Организация проектной работы в начальной школе // Воспитательный потенциал инновационной образовательной среды : Сборник научных трудов Одиннадцатой Международной заочной научно-методической конференции. – Саратов, 2015. – С. 264 – 265.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.

  10. Попова Е.В. Системно-деятельностный подход к проектной деятельности как методологическая основа ФГОС // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11 – 2. – С. 92 – 97.

  11. Попова Е.В. Системно-деятельностный подход к проектной деятельности как методологическая основа ФГОС // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – 2015. – № 11 – 2. – С. 92 – 97.

  12. Попова Е.В. Организация проектной работы в начальной школе // Воспита-тельный потенциал инновационной образовательной среды : Сборник научных трудов Одиннадцатой Международной заочной научно-методической конференции. – Саратов, 2015. – С. 264 – 265.

  13. Попова Е.В. Организация проектной работы в начальной школе // Воспита-тельный потенциал инновационной образовательной среды : Сборник научных трудов Одиннадцатой Международной заочной научно-методической конференции. – Саратов, 2015. – С. 264 – 265.